Ил 2 двигатель: Ил-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Штурмовик Ил-2 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Знаменитый советский штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина, прозванный «черной смертью». История создания, конструкция и модификации самого знаменитого штурмового самолета времен Второй Мировой войны»


Штурмовик Ил-2 с пушками Ш-37 под крыльями

В январе 1938 г. Сергей Владимирович Ильюшин обратился к правительству СССР с предложением построить разработанный в его КБ двухместный бронированный штурмовик, который по боевой эффективности превосходил самолеты, создававшиеся по программе «Иванов».

В 1939-40 гг. было изготовлено два экземпляра самолета, получившего обозначение БШ-2 (ЦКБ-55). Однако приемочная комиссия не придала тогда должного внимания защищенности самолета со стороны хвостовой части. Обороноспособность принесли в жертву усиленному бронированию, пушечному вооружению, а главное – увеличенному радиусу действия, построив одноместный вариант. Переделанный самолет прошел испытания и под обозначением Ил-2 был запущен в производство сразу на трех заводах.

Содержание

  • 1 Разработка и боевое применение штурмовика Ил-2
  • 2 Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
  • 3 Модификации штурмовика Ил-2
  • 4 Характеристики Ил-2
  • 5 Серьезные модификации штурмовика Ил-2

Разработка и боевое применение штурмовика Ил-2

Первые же бои показали высокую эффективность бортового оружия, исключительную живучесть самолета и надежность бронекорпуса. Располагая небольшим количеством штурмовиков Ил-2, командование использовало их для нанесения ударов по скоплениям бронетанковой техники противника, маршевым колоннам, на заправке, в предбоевых порядках.

Практика боевой работы Ил-2 свидетельствовала об удачном подборе наступательного вооружения. Две пушки ШВАК (или ВЯ) при удачном выходе на цель позволяли уничтожить с дистанции 300-600 м один-два легких танка. Залповый пуск восьми снарядов РС-82 с дистанции 300-400 м был столь же эффективен. Более того, деморализующее воздействие ракетной атаки на противника было столь велико, что при появлении Ил-2 экипажи танков покидали свои машины.

Боевая техника и транспорт поражались бомбами различного калибра – весом 250, 100, 50, 25, 15, 10, 2,5 или 1 кг в зависимости от характера цели. Пулеметы ШКАС использовались для истребления живой силы. Ил-2 был одним из немногих советских самолетов, получивших у противника собственное название – «Schwarz Tod» («Черная смерть»).

Тем не менее немецкие истребители довольно быстро нашли «ахиллесову пяту» Ил-2. Практически с первых дней войны в ОКБ стала поступать информация о больших потерях штурмовиков, лишенных истребительного прикрытия.

Штурмовик Ил-2

Несмотря на хорошую бронезащиту и маневренность, одноместные Ил-2 были уязвимы. Истребитель противника в основном подходил сзади, сбоку и почти в упор – с расстояния 10-15 м – расстреливал кабину летчика Ил-2 из пушек и пулеметов. Но только в 1942 г. С.В.Ильюшину было предложено возвратиться к разработке двухместного штурмовика.

Между тем, не дожидаясь новых машин, летно-технический состав некоторых штурмовых полков собственными силами, в полевых мастерских, переделывал свои Ил-2. Часть фонаря за кабиной пилота снималась, в фюзеляже делался вырез, на который монтировались турельная, шкворневая или самодельная пулеметные установки.

Кроме того, летчики-штурмовики одноместных Ил-2 стали применять тактику нанесения ударов по наземным целям из так называемого «свободного круга», который при появлении истребителей противника перестраивался в замкнутый круг и каждый впереди идущий самолет прикрывался следующим за ним. Со временем были разработаны и другие тактические приемы борьбы Ил-2 с истребителями. Опытные пилоты, хорошо освоив свою машину, могли выполнять на ней фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вести оборонительный воздушный поединок с истребителем противника.

В октябре 1942 г. на Центральном фронте начались войсковые испытания первых серийных двухместных штурмовиков Ил-2 с пулеметом БТ. Было отмечено снижение потерь от атак истребителей противника, а также повышение эффективности боевого вылета, в котором летчик мог сосредоточиться на прицельном бомбометании и стрельбе. Однако теперь на одного погибшего летчика приходилось примерно 7 убитых стрелков.

Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2

В ходе серийного выпуска повышалась мощность вооружения. С 1943 г. под крылом самолета начали устанавливать две пушки НС-37. Эффективность поражения бронетанковой техники особенно возросла с созданием малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.

При попадании в цель бомба весом в 1,5 кг прожигала броню толщиной до 70 мм. В бомбоотсеки Ил-2 помещалось до 192 авиабомб ПТАБ. Сброшенные в одном заходе, с высоты 75-100 м, они поражали объекты, в том числе практически все танки, на площади 15 х 70 м.

Всего за годы войны предприятиями авиапромышленности было построено 36163 самолета Ил-2 всех модификаций.

Основные модификации штурмовика Ил-2

Модификации штурмовика Ил-2

БШ-2 (ЦКБ-55, ДБШ) – двухместный бронированный штурмовик с двигателем АМ-35 (1350 л. с.). Конструкция смешанная: передняя часть фюзеляжа – бронекорпус; хвостовая часть – деревянная, выклеенная из березового шпона и фанеры; крыло и оперение – дюралюминиевые. Вооружение: четыре крыльевых пулемета ШКАС и один подвижный пулемет в кабине стрелка, 400-600 кг бомб. Госиспытания проводились в апреле 1940 г. Скорость у земли – 362 км/ч. Выпущено два экземпляра (№ 1 и № 2).

ЦКБ-57 – опытный бронированный штурмовик, переделанный под установку двигателя АМ-38 (1600 л.с.). На ЦКБ-55 № 1 вместо кабины стрелка установили бензобак и 12-мм бронеперегородку, за фонарем размещался длинный непрозрачный обтекатель. Для улучшения продольной устойчивости центровку сместили вперед, консолям крыла придали стреловидность 5° и увеличили площадь стабилизатора. Вооружение осталось пулеметным. Испытания проводились в октябре 1940 г. Была достигнута скорость у земли 423 км/ч.

ЦКБ-55П (пушечный) – модифицированный одноместный ЦКБ-55 № 2 с мотором АМ-38. Крыло было переделано под установку двух пушек ПТБ-23. Для улучшения обзора вперед двигатель опустили вниз на 175 мм, а сиденье и фонарь приподняли на 50 мм, соответственно, изменили обводы капота. Для защиты головы пилота сзади установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель, за форму которого самолет прозвали «Горбатый».
Толщина листов бронекорпуса увеличена. Вооружение: две 23-мм пушки, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82. После испытаний в воздухе пушки было решено заменить из-за большой отдачи. Самолет с установленными серийными пушками ШВАК в январе 1941 г. получил обозначение Ил-2. В феврале — марте проводились госиспытания, на которых была получена скорость 433 км/ч у земли. В таком виде машина стала эталоном для серии.

Ил-2 одноместный – серийный. Первый самолет был выпущен в марте 1941 г. и соответствовал эталону. В апреле на Ил-2 была испытана новая пушка ВЯ-23. Вооружение: две пушки ШВАК (до 500 снарядов) или две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), восемь снарядов РС-82 и 400-600 кг бомб. У серийных машин был увеличен запас топлива. Полетная масса достигала 5873 кг. Скорость у земли составляла 372-382 км/ч. К июню 1941 г. было построено 249 самолетов.

Ил-2 М-82 (сентябрь 1941 г.) – запасной вариант с мотором М-82 для бесперебойного выпуска Ил-2 в случае отсутствия двигателей АМ-38. На серийном Ил-2 была снята передняя часть бронекорпуса с двигателем и всеми системами. Установленный двигатель воздушного охлаждения М-82 не бронировался, а закрывался дюралюминиевым капотом с управляемой «юбкой».
Кабинный бензобак снят, а на его месте в бронекорпусе оборудована кабина стрелка с бронированным фонарем и 12,7-мм пулеметом БТ на шкворневой установке. Основное вооружение осталось без изменений. Отмечено некоторое снижение скорости – 365 км/ч у земли. Тем не менее в апреле 1942 г. самолет прошел госиспытания и был рекомендован к выпуску, однако серийно не строился.

Характеристики Ил-2

Страна:СССР
Тип:Штурмовик
Год выпуска:1940 г.
Экипаж:2 человека
Двигатель:1 х АМ-38Ф мощностью 1750 л.с.
Максимальная скорость:405 км/ч
Практический потолок:6900 м
Дальность полета:685 км
Масса пустого:Нет сведений
Максимальная взлетная масса:Нет сведений
Размах крыльев:14,6 м
Длина:11,6 м
Высота:Нет сведений
Площадь крыла:Нет сведений
Вооружение:2 х 20-мм пушка ШВАК, 1 х 12,7-мм пулеметы БТ, 2 х 7,62-мм пулеметы ШКАС
Максимальная бомбовая нагрузка: 600 кг на внутренней подвеске (с пушками НС-37 — 200 кг)

Ил-2 с пушками Ш-37 В конце 1941 г. была предпринята попытка усилить вооружение серийного одноместного Ил-2 двумя пушками Ш-37, взамен двух ШВАК. Из-за больших размеров пушки и магазина (на 40 снарядов) ее пришлось расположить под крылом в громоздком обтекателе. Вооружение: два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 и 200 кг бомб. Построена малая серия.

Ил-2 двухместный (начало 1942 г.) – двухместный вариант с оборонительным вооружением. В конструкцию фюзеляжа были внесены минимальные изменения – на окантованный вырез в гаргроте монтировались полутурельная установка с пулеметом БТ и небронированный фонарь, откидывающийся вправо.
Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 или четыре РС-132, 400-600 кг бомб. Полетная масса машины увеличилась на 270 кг. В марте 1942 г. начались заводские испытания. Скорость с мотором АМ-38, по сравнению с одноместным Ил-2, снизилась на 26 км/ч, техника пилотирования почти не изменилась. Самолет был запущен в крупносерийное производство. В октябре 1942 г. двухместные Ил-2 впервые приняли участие в боевых операциях. Было разработано несколько вариантов кабин стрелка с пулеметом, полностью закрытых.

Ил-2 с блистерной пулеметной установкой – опытный вариант 1942 г. По образцу самолета Ил-2 М-82, кабина стрелка с пулеметом БТ была полностью бронированной. Стрелок был защищен прозрачной броней в блистере и броневым листом в сдвижном фонаре. Для оборудования кабины фюзеляжный бак был снят и заменен двумя бронированными баками, размещенными в бомбоотсеках центроплана. В серию этот вариант не пошел из-за большого объема конструктивных изменений и, самое главное, вдвое уменьшенной бомбовой нагрузки.

Ил-2 с экранированной турелью МВ-З – опытный вариант, 1942 г. Эта установка с пулеметом УБТ обеспечивала отличные сектора обстрела, но громоздкий полукруглый экран создавал большое сопротивление, что ухудшало летные данные. Кроме того, на серийные двухместные Ил-2, в зависимости от серии и завода-производителя, устанавливались различные по размерам и форме откидывавшиеся фонари стрелка.

Ил-2 двухместный с форсированным двигателем АМ-38Ф (1750 л. с.). Доработка мотора позволила использовать более доступный низкооктановый бензин. На всасывающий патрубок карбюратора установили фильтр, благодаря чему повысились надежность работы и долговечность двигателя. Изменения в системе управления рулем высоты улучшили продольную устойчивость самолета. Была разработана и установлена новая турель под БТ с увеличенными секторами обстрела. Проведенные конструктивные и некоторые аэродинамические доработки улучшили летно-технические, маневренные и взлетно-посадочные данные. Выпускался серийно с января 1943 г.

Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) – учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине было оборудовано место инструктора со вторым управлением. Вооружение: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость – 396 км/ч у земли. Была упрощена техника пилотирования. Подобные переделки производились силами личного состава фронтовых частей в полевых мастерских. Вы пускался небольшими сериями в 1943-45 гг.

Ил-2 «противотанковый» – двухместный вариант серийного Ил-2 АМ-38Ф с крупнокалиберными пушками НС-37. Разработан в марте — апреле 1943 г. Пушки устанавливались в небольших обтекателях под крылом, ленточное питание по 50 снарядов укладывалось в отсеках крыла. Вооружение также включало крыльевые пулеметы ШКАС и УБТ. Бомбовая нагрузка – 200 кг. Несмотря на увеличение на 760 кг полетной массы, техника пилотирования Ил-2 с пушками НС-37 мало отличалась от управления обычным Ил-2. Однако он был несколько инертным при маневрировании. Технический состав отмечал простоту крепления пушки и удобство ее обслуживания. С июля по декабрь 1943 г. проводились войсковые испытания. Впервые самолеты были применены в июле 1943 г. в Курской битве против скопления немецких танков. Пушки НС-37 могли поразить любые танки вплоть до Pz VI«Tiger».

Позже пушками НС-37 оснащались и серийные Ил-2 «крыло со стрелкой». Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ.

Весной 1945 г. успешно прошел испытания Ил-2 с двумя пушками НС-45. В серию не запускался в связи с окончанием войны.

Ил-2И («истребитель бомбардировщиков») – одноместный вариант, переделанный из серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Выпущен в июле 1943 г. по заданию ГКО. Предназначался для уничтожения бомбардировщиков, транспортных самолетов и подавления средств ПВО. Крыло усилено, сняты пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение и узлы подвески снарядов РС. Устанавливались две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и замки для подвешивания двух бомб по 250 кг. Самолет облегчен на 760 кг. Скорость на высоте 1300 м – 415 км/ч. Серийно не выпускался.

Ил-2КР – корректировщик артиллерийской стрельбы. С лета 1943 г. выпускался малыми сериями. Серийные Ил-2 переоборудовались во фронтовых частях под артиллерийские разведчики. Внешне Ил-2КР отличались от обычных Ил-2 стойкой радиоантенны, перенесенной на козырек фонаря пилота. Более мощную, с большей дальностью действия рацию устанавливали в кабине за бронеспинкой пилота, на уменьшенном фюзеляжном бензобаке. Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа разместили фотоаппарат.

Ил-2 двухместный «крыло со стрелкой» — модификация с новым крылом. Летом 1943 г. консоли крыла были переконструированы с целью смещения вперед центровки самолета, нарушенной размещением стрелка с пулеметом. Угол стреловидности крыла по передней кромке был доведен до 15°. Серийный выпуск двухместных Ил-2 АМ-38Ф «со стрелкой» заводы смогли начать только в конце 1943 г. С 1945 г. Ил-2 всех вариантов стали выпускать с дюралюминиевыми консолями крыла и хвостовой частью фюзеляжа.

Штурмовик Ил-10 — глубокая модернизация Ил-2

Серьезные модификации штурмовика Ил-2

Ил-8 тяжелый штурмовик-бомбардировщик с двигателем АМ-42 (2000 л.с.). По компоновочной схеме – несколько увеличенный в размерах Ил-2, с улучшенной внешней аэродинамикой, усиленным бронированием и увеличенной бомбовой нагрузкой.
Кабина стрелка размещалась в бронекорпусе. Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, один УБТ. Четыре увеличенных бомбоотсека вмещали 600 кг бомб, еще 400 кг подвешивалось в перегрузку. Во время заводских испытаний, в мае 1943 г., из-за ненадежной работы пришлось заменить пять двигателей АМ-42.

На втором опытном экземпляре была перекомпонована система охлаждения и смазки двигателя, установлены новые бронекорпус, крыло, оперение, шасси и четырехлопастной винт, внесены изменения в оборудование и органы управления.

Пушки ВЯ заменили на НС-23, вместо пулемета стрелка установили пушку УБ-20, в хвостовой части разместили кассету с 10 авиационными гранатами, в бомбоотсеках – 1000 кг бомб, на наружной подвеске – 2 бомбы по 500 кг. Госиспытания начались в конце мая 1945 г. Самолет развил скорость у земли 461 км/ч. В серию не пошел, поскольку уже выпускался Ил-10, которому Ил-8 уступал по ряду летно-технических данных.

Ил-1 – одноместный бронированный истребитель малых и средних высот. Спроектирован по заданию ГКО под новый двигатель АМ-42. Разработано новое цельнометаллическое крыло меньшей площади, улучшена форма бронекорпуса, фонаря кабины, обтекателей шасси. Новая кинематическая схема позволила убирать шасси полностью в центроплан, с поворотом колес назад по направлению полета.

Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), в хвостовой части – кассета на 10 авиационных гранат, в перегрузку мог брать 200 кг бомб на наружной подвеске. В мае 1941 г. проходили испытания. На высоте 3260 м самолет развил скорость 580 км/ч. Легко выполнял все фигуры высшего пилотажа. Совершал вираж на вертикали за 20 сек. (Bf109G-2 – за 22-23 сек.). Серийно не выпускался, поскольку необходимость в таком самолете отпала.

Одновременно, под тем же обозначением, разрабатывался второй вариант самолета (будущий Ил-10).

Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны — РТ на русском

29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. Эта машина стала самым массовым самолётом Второй мировой войны, и, как полагают историки, внесла огромный вклад в победу над вермахтом. Для своего времени Ил-2 обладал весьма солидным вооружением, которое позволяло уничтожать практически все типы целей. За высокие боевые качества немцы прозвали детище Ильюшина «чёрной смертью». По мнению экспертов, хотя самолёт имел ряд недостатков, они нивелировались высокой надёжностью, а также выучкой лётного состава.

80 лет назад знаменитый лётчик-испытатель Владимир Коккинаки впервые поднял в воздух знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, ставший впоследствии самым массовым самолётом Второй мировой войны. В общей сложности советская промышленность выпустила более 36 тыс. единиц этой машины.

«Штурмовик Ил-2 положил начало новому роду фронтовой авиации, став достижением авиационной науки своего времени. В его конструкции была реализована выдающаяся конструкторская идея: Сергей Владимирович Ильюшин заставил броню не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес машины», — говорится в материалах ПАО «Ил».

Первоначально Сергей Ильюшин планировал сделать из Ил-2 двухместную машину. При этом руководство СССР настояло на одноместной компоновке, но после начала Великой Отечественной войны промышленность освоила выпуск и двухместной модификации, которая расширила боевые возможности штурмовика.

Также по теме


«Завоевал популярность благодаря надёжности»: 80 лет назад на вооружение Красной армии был принят ППШ-41

Легендарный пистолет-пулемёт Шпагина был принят на вооружение 21 декабря 1940 года. Серийное производство ППШ было развёрнуто за…

17 января 1941 года был опубликован приказ наркома авиапромышленности СССР Алексея Шахурина. Документ обязывал предприятия выпускать одноместный Ил-2 с двумя пушками ШВАК (по 200 снарядов на орудие) и двумя пулемётами ШКАС (общий боекомплект 1500 патронов).

Позднее арсенал Ил-2 пополнился более мощными 23-мм пушками МП-6 и ВЯ-23. Бомбовая нагрузка штурмовика оценивалась в 400—600 кг. Для самообороны, помимо стрелкового оружия, экипаж самолёта использовал авиационные гранаты, которые сбрасывались на парашютах.

Длина одноместной модификации Ил-2 составляла 11,6 м, размах крыла — 14,6 м, нормальная взлётная масса — 5,31 т, максимальная скорость — 433 км/ч, высота полёта — 7800 м, дальность полёта — 658 км. Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38 мощностью 1575 л. с.

«Ил-2 задумывался как двухместная машина. Выбор в пользу одноместной компоновки был продиктован соображениями экономии, но война расставила всё по своим местам: вскоре промышленность начала массово выпускать Ил-2 со стрелком-радистом в задней кабине для обороны задней полусферы», — пояснил в беседе с RT заслуженный лётчик РФ Владимир Попов.

«Неизбежный опустошительный удар»

Детище Сергея Ильюшина продемонстрировало высокую эффективность в борьбе практически со всеми типами наземных и надводных объектов. Основными целями Ил-2 становились пехотные подразделения, транспортные средства, мосты и переправы противника, морская артиллерия и вражеские корабли.

В первые годы войны серьёзным недостатком штурмовика было отсутствие средств поражения немецких танков, однако ситуация изменилась с появлением в 1943 году противотанковых авиационных бомб ПТАБ-2,5—1,5 конструкции Ивана Ларионова. Несмотря на скромную массу (1,37 кг), данные боеприпасы не оставляли шансов даже тяжёлым немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Боевое крещение ПТАБ-2,5—1,5 получили 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы. Чтобы повысить вероятность поражения бронетанковой техники неприятеля, экипажи Ил-2 в процессе бомбометания создавали огненную полосу шириной примерно 15 м и длиной 70 м при высоте сброса боеприпасов в 75—100 м.

  • Демонстрационный полёт восстановленного штурмовика Ил-2

«Пушки Красной армии не брали в лоб броню немецких танков, но сверху их защита была весьма условной, поэтому её удавалось пробивать небольшими авиационными боеприпасами, а иногда и снарядами из орудий. Налёты эскадрилий Ил-2 стали серьёзной угрозой мобильным бронетанковым подразделениям вермахта», — пояснил Владимир Попов.

Как отмечают эксперты, успешные действия штурмовой авиации снижали потери Красной армии, поддерживали её наступательные и оборонительные операции. Руководство советских ВВС старалось применять Ил-2 таким образом, чтобы эскадрильи постоянно меняли друг друга в воздухе, не давая врагу передышки.

Преимущество советских штурмовиков заключалось в том, что они могли неожиданно появиться над частями противника, сея панику в его рядах. В зависимости от обстановки, бомбы сбрасывались с пикирования, горизонтального либо бреющего полёта.

Также по теме


«Помог поднять боевой дух»: как проходил военный парад в Москве 7 ноября 1941 года

7 ноября 1941 года на Красной площади прошёл парад в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В эти дни нацисты…

«Есть самолёты, представляющие собой удивительные творения человеческого разума… Именно к таким самолётам-находкам можно в первую очередь отнести Ил-2», — описывал детище Ильюшина Герой Советского Союза лётчик Николай Платонов.

За высокие боевые качества немцы называли Ил-2 «чёрной смертью», «чумой», «летающим танком» и «бетонным самолётом». Советские военнослужащие удостоили штурмовик ласкового прозвища «Илюша».

Принято считать, что колоссальный вклад самолёты Ильюшина внесли в успех крупномасштабной операции «Багратион», проходившей летом 1944 года. В ходе неё советские войска полностью уничтожили 17 дивизий и три бригады группы армий «Центр».

«Его (Ил-2. — RT) конструкция и тактика применения со временем совершенствовались, но неизменным оставалось одно: если над немецкими позициями появлялись «летающие танки», враг в ужасе стрелял из всего, что было, в надежде остановить неизбежный опустошительный удар», — отмечают специалисты ПАО «Ил».

Как говорит Владимир Попов, положительный эффект от применения Ил-2 заключался не только в нанесении существенного материального ущерба врагу. Большое значение имел моральный фактор — пехотинцы Красной армии после обидных поражений 1941 года наконец-то ощутили надёжную поддержку авиации. 

Броня спасала жизнь

К главным достоинствам Ил-2, помимо ударных характеристик, относится простота в изготовлении и эксплуатации. Эти качества позволили советской промышленности в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск и ремонт штурмовиков.

Своей популярностью Ил-2 обязан и высоким уровнем защищённости. Гениальность решения Илюшина состояла в том, что броня в конструкции штурмовика выполняла одновременно функцию каркаса планера, отмечают эксперты.

Бронекорпуса для Ил-2 производились на заводах в Подольске, Ленинграде, Сталинграде, в Запорожье и Нижегородской области. Незамысловатая на первый взгляд концепция ильюшинского штурмовика спасла множество жизней советских лётчиков, часто попадавших в самые разные экстремальные ситуации. В своих письмах они благодарили великого конструктора.

  • Авиаконструктор Сергей Ильюшин и лётчик-испытатель Владимир Коккинаки на фоне самолёта Ил-2
  • РИА Новости
  • © Аркадий Шайхет

«В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолёт был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолёт носом ударился в землю. Броня так же, как и в бою, спасла мне жизнь», — благодарил Ильюшина в своём письме бывший лётчик Фёдор Борисов.

Кроме того, пилоты отмечали хороший обзор, удобство наводки на цель при стрельбе и бомбометании с бреющего полёта. Данные качества были достигнуты благодаря тому, что Ильюшин опустил двигатель ниже кабины.

Между тем Ил-2, естественно, не был идеальной боевой машиной. В беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко уточнил, что в самолёте «плохо слушались органы управления». Также, несмотря на все усилия Ильюшина, из-за необходимости постоянного совершенствования уровня защиты Ил-2 оказался перетяжелённой машиной.

Также по теме


«Призыв о помощи»: как Пражская операция советских войск спасла столицу Чехословакии

75 лет назад завершилась Пражская стратегическая наступательная операция Красной армии. Она стала последним крупным наступлением…

«Идеальной техники вообще не бывает. С одной стороны, лётчики достаточно быстро осваивали штурмовики, но органы управления нередко подводили по причине перетяжелённости машины. Убрать броню было тоже нельзя. Если бы это сделали, то Ил-2 оказался бы лёгкой добычей зенитной артиллерии и других вооружений неприятеля», — сказал Дрозденко.

Эксперт пояснил, что специфика применения штурмовой авиации в годы ВОВ заключалась в нанесении ударов в условиях непосредственной близости к противнику. Действуя на предельно малых высотах, Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения средств ПВО и стрелкового оружия вермахта.

«Да, Ил-2 был хорошо бронирован, но летать на нём из-за особенностей боевого применения было гораздо опаснее, чем на истребителях или бомбардировщиках. Штурмовики работали очень близко к земле, и огонь по ним вёлся из всего, что стреляло. Ребята, которые пилотировали Ил-2, — настоящие герои», — подчеркнул Дрозденко.

Эксперт считает, что отдельные недостатки Ил-2 нивелировались высокой надёжностью, простотой в серийном производстве, выучкой и находчивостью лётного состава. По его мнению, Ильюшин смог найти наиболее оптимальный баланс между требованиями к уровню защиты, объёму полезной нагрузки, набору вооружения, скоростью, манёвренностью и массой других важных качеств.

Как отметил Владимир Попов, сочетание боевых и эксплуатационных характеристик в Ил-2 позволяет сделать вывод, что у советского конструктора получилось создать самую эффективную концепцию штурмовика периода Второй мировой войны. 

По словам эксперта, Ильюшин предвидел жестокие условия, в которых предстоит применять его детище. По этой причине он воплотил в Ил-2 не только качества штурмовика, но и универсальной боевой машины. Так, в условиях дефицита авиатехники Красная армия использовала Ил-2 в разведывательных целях, а двухместные модификации самолёта Ильюшина могли отправляться на боевые задания без прикрытия истребителей.

«Ил-2 — это действительно потрясающая для своего времени машина. Немцы неслучайно прозвали наш штурмовик «чёрной смертью». Лётчики выполняли опаснейшую работу, но умудрялись неплохо справляться даже с зенитными подразделениями немцев. Отработанная тактика ведения боевых действий позволяла экипажам Ил-2 огненным мечом проходить по позициям противника. Их сокрушительные удары сильно облегчили работу нашей пехоте на всех этапах войны», — резюмировал Попов.

Авиаудары

Авиация

Великая Отечественная война

Военная операция

Военная техника

Война

Вторая мировая война

Германия

История

Красная армия

Оружие

Предприятие

Промышленность

Самолет

Герой Советского Союза

Reliabilityweb Ремонт внедорожных дизельных двигателей в течение 50 000 часов: это возможно!

По сравнению со стационарным оборудованием, где среднее время между ремонтами измеряется годами, большинство производителей оригинального оборудования (OEM) дизельных двигателей рекомендуют капитальный или капитальный ремонт двигателя каждые 12 000–15 000 часов. Даже с анализом масла, который позволяет оптимизировать интервалы замены, 20 000–25 000 часов — это примерно то же самое, что и срок службы двигателя для внедорожной техники.

Так почему же двигатель имеет такой короткий срок службы? Проблема заключается не столько в техническом обслуживании, сколько в условиях эксплуатации и окружающей среде типичного двигателя. При температурах около 200 градусов по Фаренгейту, тяжелых режимах и ударных нагрузках, внутренних загрязнениях, таких как сажа, кислоты и продукты износа, а также возможности утечек топлива или гликоля, двигатели имеют тяжелую жизнь.

Но, пожалуй, самым большим убийцей двигателя является внешнее загрязнение в виде пыли и грязи, засасываемой в двигатель каждую минуту работы через воздухозаборник. Загрязнение частицами может быть смертельным для двигателей — даже микроскопические частицы размером не больше эритроцита могут привести к значительному сокращению ожидаемого срока службы двигателя. На самом деле, исследования General Motors, Cummins, Inc. и других OEM-производителей двигателей доказали, что частицы размером от 0 до 5 и от 5 до 10 микрон в три раза чаще вызывают износ поршневых колец и подшипников, чем более крупные частицы. (Фигура 1). Для сравнения, частиц размером менее одной десятой диаметра человеческого волоса достаточно, чтобы сократить ожидаемый срок службы двигателя наполовину или более! Эти частицы, которые часто называют частицами размером с ил, настолько малы, что большой процент тех, которые попадают во впускной коллектор двигателя, проходят прямо через воздушный фильтр, который, для сравнения, на самом деле оборудован только для удаления камней и валунов. .

Вооружившись этими фактами, широко известными OEM-производителям, инженерам по смазочным материалам и производителям фильтров, почему большинство полнопоточных масляных фильтров эффективно удаляют частицы размером 10 мкм в лучшем случае на 70% и практически бесполезны при удаление частиц размером с ил? Ответ в значительной степени заключается в вопросе потока. С любым фильтром всегда существует баланс между скоростью потока и эффективностью фильтра. С большинством фильтров по мере улучшения микронного рейтинга и эффективности фильтра скорость потока значительно падает. Это должно быть довольно очевидно: поры меньшего размера, необходимые для улавливания более мелких частиц, создают больший барьер для потока нефти. Но проблема усугубляется простой физикой: для большинства механических фильтров уменьшение микронного класса вдвое, скажем, с 10 до 5 микрон, потребует четырехкратного увеличения площади поверхности фильтра для поддержания той же скорости потока. Из-за этого и отчасти из-за физических ограничений размера фильтра двигателя производителям фильтров практически невозможно уменьшить номинал в микронах, чтобы более эффективно удалять частицы размером с ил, сохраняя при этом адекватную скорость потока.

Так и есть? Мы застряли в принятии того факта, что самые вредные для двигателя частицы будут присутствовать в двигателе без надежды на их удаление? Неправильный! Немного нестандартно мыслив, можно эффективно удалить частицы ила из двигателей, что существенно повлияет на срок службы двигателя. Чтобы проиллюстрировать эффект, рассмотрим следующий пример:

Практический пример

Бригада техобслуживания на открытой добыче угля площадью 25 000 акров в Монтане стремилась повысить рентабельность за счет снижения прямых затрат на техническое обслуживание и увеличения срока службы двигателей. . Они прекрасно понимали, что срок службы их двигателей сокращается из-за частиц, для удаления которых полнопоточная фильтрация OEM не предназначена. Начиная с их CAT 9ковшовых погрузчиков 92G, оснащенных двигателями CAT 3508B, шахта разработала подход, позволяющий уменьшить размер частиц ила из двигателей. Первоначальные данные анализа масла на одном 992G в парке рудника показали количество частиц 22/21/18 с уровнями меди и железа 118 частей на миллион и 53 частей на миллион соответственно, уровни, обычно встречающиеся в остальной части парка. Обслуживающий персонал также указал, что типичный интервал капитального ремонта двигателя «на высшем уровне» составлял примерно каждые 12 000 часов, и когда двигатели разбирались, они обычно были очень «грязными» внутри с признаками потертостей на цилиндрах. Команда приступила к снижению уровня загрязнения в процессе эксплуатации с помощью агрессивной стратегии контроля загрязнения.

Ровно через 931 час после улучшения фильтрации масла был проведен анализ масла, чтобы оценить, были ли какие-либо улучшения в чистоте масла. К их удивлению, уровень чистоты по ISO вырос с 22/21/18 (с) до 17/16/13 (с), уровень сажи остался на уровне 0,1% или ниже, а уровень железа снизился с 53 частей на миллион до 7 частей на миллион. Основываясь на этом и стандартных таблицах продления срока службы (рис. 2), рудник спрогнозировал четырехкратное продление срока службы, что привело к экономии в размере 129 тысяч долларов США за пять лет, что эквивалентно 216-процентному возврату их инвестиций (таблица 1). . Это лишь один из многих примеров, демонстрирующих эффект улучшения щелевых частиц в двигателях.

Рисунок 2: Расчетный срок службы двигателя с анализом масла.

Таблица 1: Данные анализа масла и инвестиционный анализ для CAT 992G (двигатель 3508B).

Обходная фильтрация

Так как же они это сделали? Ответ довольно прост, как показано на рис. 3. Не изменяя поток масла в двигателе, небольшой поток масла отбирается после полнопоточного фильтра с помощью клапана управления потоком. Регулируя поток масла через клапан, в любой момент времени удаляется только 10 процентов от общего потока масла, что недостаточно, чтобы нанести какой-либо вред двигателю. Этот боковой поток масла проходит при нормальном давлении масла в двигателе через глубинный фильтр с эффективностью 9.9,9% при 3 микронах (β3(c)>1000). Затем масло возвращается в поддон. В целях безопасности предусмотрен предохранительный клапан, чтобы избежать чрезмерного повышения давления в байпасном фильтре во время запуска.

Заключение

Капитальный ремонт и капитальный ремонт двигателя являются значительной статьей расходов на техническое обслуживание дизельных двигателей. За некоторыми исключениями, значительное увеличение срока службы двигателя может быть достигнуто за счет контроля загрязняющих веществ размером с ил.

Марк Барнс, CMRP, недавно присоединился к Des-Case Corporation в качестве вице-президента недавно созданной группы по оказанию услуг по обеспечению надежности оборудования. Марк был активным консультантом и преподавателем в области технического обслуживания и надежности более 17 лет. Марк имеет докторскую степень в области аналитической химии. www.descase.com

Обзор ила: в море много рыбы, но все они пытаются вас убить

Обзор ила
В Silt царит безукоризненная атмосфера подводных монстров, но привередливые решения головоломок и невеликодушные контрольные точки мешают получить от них должное удовольствие.

  • Разработчик: Spiral Circus Games
  • Издатель: Fireshine Games
  • Выпуск: 1 июня 2022 г.
  • На: Windows
  • От: Steam, GOG, Epic Games Store
  • Цена: уточняется

Кто-нибудь придумал термин Limbolike? 2D-платформеры с боковой прокруткой, немного напоминающие Тима Бертона и, возможно, монохромные. Знаешь те? Ил похож на Лимбо, только это Лимбо под водой. Другие свободные ассоциации, которые у меня возникли, включают Minute Of Islands и, что самое странное, Gormenghast. Но, упомянув последнее, и потому что люди, которым нравится Горменгаст , действительно кровавый, как Горменгаст (разумная позиция), и реагировать на его воскрешение, как чеховские собаки, выпущенные на одиннадцатый ежегодный национальный молодежный чемпионат мира по рингу, теперь мне придется умерить ожидания.

Ил неплох, спешу добавить. В нем вы играете за дайвера или, возможно, за глубоководного водолазного костюма с привидениями, который плавает в странном двухмерном водном кошмаре, все в черно-бело-серых тонах. Так что в этом смысле это не платформер, потому что вы плывете вокруг, но есть головоломки, связанные с обходом и препятствиями в окружающей среде, поэтому он отслеживает. Как у дайвера, у вас не так много способностей — вы можете светить факелом прямо перед собой и плыть немного быстрее, если хотите — но вы можете извергнуть из своего шлема щупальце, сделанное из света, и перенести свою душу в близлежащие рыбы. И эти маленькие рыбки до имеют способности. Пираньи могут перекусывать провода или цепи, преграждающие вам путь, крабы могут ломать механические препятствия своим твердым панцирем, а то, что выглядит как коньки или скаты, может телепортироваться на небольшое расстояние.

Смотреть на YouTube

Это всего лишь трое, и часто для решения головоломки вам приходится объединять владение несколькими животными подряд. Превращайтесь в длинную, быструю рыбу, чтобы промчаться через перчатку щелкающих анемоноподобных тварей, а затем в косяк крошечных рыб, которых вы затем обмакиваете в яд и используете в качестве наживки. Или в краба, чтобы пройти через перчатку лезвий, затем в телепортирующегося конька, чтобы попасть в комнату с электрическими угрями, затем в угря, чтобы включить двигатель. Каждая область представляет одну или две новые концепции и рыбки, а затем вы подвергаетесь испытанию в битве с боссом против очень большого существа, но там, где битва с боссом представляет собой еще одну многоэтапную головоломку (используйте рыбу-молот, чтобы разбивать камни в определенный порядок и др. ). Это постепенное увеличение сложности и сложности. Вы уже играли в игры.

Ассоциация Minute Of Islands происходит от биомеханической странности. Каждый босс, возможно, является гигантским животным, но, возможно, также и гигантской машиной, а начало игры — это странное маленькое стихотворение, в котором вам предлагается украсть силу у этих голиафов; украсть его из их глаз . Каждый раз, когда вы это делаете, вы возвращаетесь в странный пустотный мир, где вы входите в подводную машину, одновременно продвинутую и древнюю. Как и в неудобном слиянии металла и плоти в MOI, тщательно прорисованный мир Silt сбивает с толку и странен (хотя, возможно, легче добиться такого эффекта в черно-белом, чем в буйстве красок Minute Of Islands). Есть несколько по-настоящему крутых моментов, когда вы выплываете из пасти огромного мертвого монстра или в большую подозрительную пустоту, а камера отодвигается, чтобы подчеркнуть, насколько вы слабы и крошечны.

Сюда же прибывает Горменгаст, потому что вы чувствуете, что пустые здания и странные существа, с которыми вы сталкиваетесь, являются частью гораздо более крупного существа , у которого есть свои странные традиции и образ жизни. Вторая область представляет собой затопленное дерево, населенное маленькими человечками, одетыми как птенцы. По крайней мере, я думаю, что были именно такими, и мне казалось, что это будет частью традиционной церемонии сбора голубых яиц на 3-й день рождения наследника или что-то в этом роде. По сути, казалось, что команда Spiral Circus действительно понимает идею о том, что глубокое море — это чужая планета.

Это вы отправляете свою душу на поиски чего-то, чем можно владеть. Вы также можете владеть некоторыми неодушевленными предметами, такими как рычаги.

Таким образом, Силт культивирует правильную странную атмосферу намного лучше, чем многие сопоставимые игры. Мне нравится мир достаточно хорошо, но моя проблема в том, что, когда я взаимодействую с головоломками в Иле, он недостаточно тесно связан с его системами или достаточно великодушен со своим игроком, чтобы доставить больше удовольствия, чем разочарования. У вас недостаточно свободы действий, чтобы хоть немного облажаться с решением головоломки, но такие вещи, как поиск пути на рыбе (которая обычно атакует вас, если вы не владеете ею) оставляют много места для ошибок. Это ситуация со смертью от одного удара, и если, скажем, вам приходится использовать скейт, чтобы телепортироваться через различные биты, умирать как скейт означает не только повторение всей телепортации, но и той части, где вы находите скейт и владеете им. . Это не так раздражает, как если бы вы, дайвер, умерли, но на самом деле это тоже произойдет во многих случаях.

Это одна из тех игр, где вы решаете три шага головоломки, а затем знаете, что вам нужно для четвертого шага, но если вы хоть немного ошибетесь в четвертом шаге, вам придется вернуться к началу — не потому, что вы не знаю что делать, а потому что ты сделал не так как хочет игра. Если это происходит несколько раз подряд, вы начинаете пытаться ускорить первые три этапа, а затем вы проваливаете этап 2, и вам приходится начинать заново, и в этот момент вы очень злитесь и хотите заварного крема. Некоторые головоломки даже требуют, чтобы вы экспериментировали на четвертом этапе, чтобы установить, что на самом деле происходит и какие инструменты есть в вашем распоряжении, что чертовски раздражает.