Какой двигатель стоит на танке т 90: Почему российские танки Т-90 ездят на двигателях 80-летней давности без замены

технические характеристики и история, вес, расход топлива

Танк Т-90А из состава сухопутных войск Российской армии перед проведением праздничного парада в Москве Главной ударной силой российских сухопутных войск сегодня являются танки Т-72 и Т-90 сравнение которых с современными западными боевыми машинами на протяжении последних десятилетий считалось заведомо проигрышным для отечественных образцов бронетехники. Говорилось даже о безнадежном технологическом отставании России от лидеров мирового танкостроения. Тем не менее первый же опыт практического применения Т-90 показал, что столь пессимистические оценки были явно преждевременными – боевой потенциал этой машины достаточно высок и позволяет решать любые задачи в условиях современного боя.

Как создавался Т-90

История этой боевой единицы началась в 1985 году. Именно в это время, в Советском Союзе было налажен серийный выпуск боевых танков Т-72Б. Примечательно, но эта машина даже на старте своего существования проигрывала по тактико-техническим параметрам не только немецким «Леопардам» и американским «Абрамсам», но даже советской бронетехнике. Ввиду этих особенностей, было принято решение об усовершенствовании этой машины.

Именно такая задача была поставлена перед конструкторским бюро под руководством Владимира Поткина. Произошло это в 1986 году, и спустя всего три года, УКБТМ представило для прохождения государственных испытаний опытный образец машины с заводским индексом “Объект 188«.По сути, Т-90 является проектом глубокой модернизации танка Т-72Б. Здесь нет принципиально новых технических решений, однако, в отличие от прототипа, опытный образец получил следующие улучшения:

  • Модуль управления вооружением класса «Иртыш», совмещённый с автоматизированной системой заряжания;
  • Оптико-электронный защитный комплекс от противотанковых средств «Штора»;
  • Улучшенное бронирование;
  • Более производительный и неприхотливый двигатель.

Танк 6 месяцев тестировался на полигонах Кемеровской, Джамбульской и Московской областей, проходя испытания в различных климатических зонах. По итогам, машина доказала свою надёжность, и была заявлена для принятия на вооружение. Однако окончательного решения по этому вопросу принято не было: в 1991 году распался Советский Союз, и работы по этому проекту были заморожены.

Второй шанс на существование, Т-92 получил в 1992 году. В июле, цеха Уральского вагонного завода посетил первый президент России Борис Ельцин. Всего через два месяца после этого визита, серийное изготовление Т-90 было возобновлено, а в октябре танк был принят на вооружение. Фактически, машина появилась в результате желания президента заполучить первый танк российского производства.

До 1998 года, в российские танковые войска было поставлено 120 машин. После этого, серийное производство было заморожено, вследствие проблем с финансированием. Выпуск был возобновлён только в 2001 году, после заключения контракта с Индией на экспортную поставку этих танков. Для вооружённых сил РФ, производство этой техники началось в 2004 году. В войска основной боевой танк поставлялся с индексом Т-90А.

Малазийский фальстарт

В 2000 году окрыленные наметившимся успехом в Индии россияне заявили Т-90С для участия в международном тендере на закупку танков, проводимом Малайзией. Для испытаний в аэропорт Куала-Лумпур был доставлен модернизированный после испытаний в Индии экземпляр Т-90С с установленным кондиционером. Вместе с Т-90С в рамках тендера сравнительные испытания проходили также польский танк РТ-91 «Тварды» (являющийся модернизацией советского Т-72М), украинский Т-84 и шведский легкий танк CV90 120. Испытания проходили в период с 19 июня по 21 августа, причем местных военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надежность танков в непростых местных условиях. Машинам было предложено пройти около 2800 км по джунглям, горной местности, через заболоченные участки и водные преграды. В ходе этого «забега» в самом центре джунглей Т-90 не без «помощи» малазийского механика-водителя (испытания проводили смешанные российскомалазийские экипажи) стащило с размытой глинистой дороги в кювет, откуда его удалось извлечь только усилиями, по одной из версий, двух «хендаевских» экскаваторов, а по другой — Т-90С эвакуировали при помощи 50-тонного японского крана КАТО, заплатив за это 5 тыс. долларов. Но наперекор всем невзгодам Т90С успешно дошел до финиша.

Т-90МС — хорошо виден отсек для части боекомплекта в задней части башни

Детали конструкции Т-90МС — командирский люк, дистанционная пулеметная установка

Правда, результаты малазийского конкурса оказались весьма неожиданными. Несмотря на то, что в ходе испытаний польский PT-91M по большинству основных показателей значительно уступил и российскому Т-90С, и украинскому Т-84, в апреле 2002 года правительство Малайзии объявило о своем решении закупить 48 танков PT-91MZ и шесть БРЭМ «WZT-4» в Польше. Общая сумма контракта составила 370 млн. долларов. Российские эксперты утверждают, что один польский танк обошелся Малайзии приблизительно в 4 млн. долларов, или на 1,2 млн. дороже участвовавшего в этом тендере российского Т-90С. По одной из версий, такое решение объяснялось политикой диверсификации — Малайзия закупила у России истребители Су-30МК, а контракт на танки отдали Польше, по другой — банальной коррупцией.

Конструктивные особенности Т-90

Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.

Бронирование

Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.

Активный защитный комплекс боевой машины обеспечивается оптико-электронной системой «Штора». Этот комплекс предотвращает попадание по танку противотанковых ракет управляемого типа. Помимо этого, здесь реализована система отстрела дымовых завес, и датчики оповещения о лазерном облучении.

Возможности вооружения

Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.

Дополнительное вооружение представлено:

  • Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7. 62 мм;
  • Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.

Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.

Танк Т-90

Мобильность

Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.

По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.

Средства связи

Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.

На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.

Комфортабельность

Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.

Ремпригодность

Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.

Огневая мощь

Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.

В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.

Сравнение с иностранными аналогами

Главное, что отличает Т-90 от большинства иностранных танков – это сравнительно небольшие габариты и вес. Боевая масса одной из последних модификаций российской боевой машины, Т-90МС, не превышает 48 тонн, в то время как его главный «потенциальный противник», американский M1 Abrams, весит более 63 тонн.

Примерно такой же массой обладают и два других широко известных западных танка, немецкий «Леопард 2» и английский «Челленджер». Своего рода «чемпионом» выглядит израильская «Меркава» – 70 тонн.

Основная причина столь значительного разрыва в весе – это отсутствие у иностранных танков автомата заряжания орудия. Из-за этого приходится включать в состав экипажа еще одного человека и существенно увеличивать забронированный объем.

Исключением на этом фоне выглядит французский танк «Леклерк» – он также оснащается автоматом заряжания, и поэтому весит намного меньше, чем его «собратья по НАТО» – 54,6 тонны (поздние модификации – до 57 тонн).

Огромная масса и большие габариты могут, конечно, производить сильное внешнее впечатление на плохо подготовленного противника, но в действительности подобные качества никак нельзя считать положительными.

Израильский танк «Меркава 4». Боевая масса – свыше 70 тонн

Западные танки намного сложнее перевозить по любым дорогам, перебрасывая их вдоль фронта или с одного театра военных действий на другой. Неудивительно, что специалисты по логистике из стран НАТО, прекрасно зная, сколько весит танк Т 90, могут разве только позавидовать подобным показателям.

Большие размеры иностранных машин, особенно в боковой проекции – это настоящий подарок для партизанских формирований, вооруженных гранатометами и ПТУР – необходимо учитывать, что именно с таким противником приходится воевать современным армиям.

Вообще говоря, традиционные для западной прессы заявления о сокрушительном технологическом перевесе американского или немецкого танкостроения над российским плохо сочетаются с необходимостью ручного перезаряжания пушки. В скором будущем, когда на поле боя появятся машины с необитаемой башней или полностью беспилотные танки, отсутствие автомата и вовсе нельзя будет выдать за преимущество, как это делается сегодня в пропагандистских целях.

На Западе по непонятным причинам распространено мнение о том, что их танки обладают более высокой огневой мощью по сравнению с Т-90. В действительности баллистические характеристики иностранных пушек калибра 120 мм практически никак не отличаются от показателей 125-мм орудия 2А46М-5. Единственным реальным преимуществом можно считать наличие в боекомплекте американских «Абрамсов» подкалиберных снарядов с сердечниками из обедненного урана.

Еще одно характерное отличие Т-90 (как и других российских ОБТ) – это возможность запуска управляемых ракет через ствол орудия. Ничего подобного на серийных западных машинах нет и сегодня. Совершенно очевидно, что это обеспечивает Т-90 определенный перевес в бою на дальней дистанции.

Французский «Леклерк» – самый лёгкий и при этом самый дорогой западный танк

Основные технические параметры

  • Конструкционная масса — 46.5 тонн;
  • Внешние габариты: длина/ширина/высота — 6.86/3.78/2.23 метра;
  • Жилой отсек — рассчитан на 3-х танкистов;
  • Трансмиссия — механическая;
  • Двигатель — дизельный с жидкостной системой охлаждения;
  • Запас топлива — 1 200 литров;
  • Расход горючего — 240-450 литров на 100 километров;
  • Бронезащита — комбинированного типа;
  • Тип основного вооружения — гладкоствольное 125-миллиметровое орудие;
  • Способ заряжания — электромеханический, построен по карусельному принципу;
  • Боекомплект — 44 снаряда, из них 22 загружаются в автомат заряжания;
  • Дистанция результативного ведения огня — до 5 километров;
  • Результативность ведения огня — 8 выстрелов в минуту.

Варианты модернизации

На базе Т-90, который, кстати, после смерти главного конструктора получил второе название «Владимир», были построены следующие машины:

  • Т-90-К — командирская машина, которая стоит на вооружении с 1994 года;
  • Т-90-С — экспортная версия с внутренней системой кондиционирования, дополнительными блоками динамической защиты, смонтированными вместо «Шторы»;
  • Т-90-СК — командирская вариация предыдущего танка;
  • Т-90-А — модернизированная версия прототипа с улучшенным бронированием и ходовыми характеристиками;
  • Т-90-АМ — здесь установлена башня класса «Прорыв» и система управления огнём «Калина»;
  • Т-90-СМ — экспортная версия предыдущей модификации;
  • Т-90-М — здесь установлено орудие 2А82-1М, радиостанция «Акведук», динамическая защита «Реликт», активная «Арена-М».

Т-90-М

Бронекорпус

Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита «Контакт-5», защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны — стандарт для всех модификаций.

Боевое применение

Предполагается, что Т-90 проходили боевую обкатку во время второй Чеченской компании. Однако достоверного подтверждения этому нет. Единственное, что свидетельствует об этом, пара служебных документов, где указаны рекомендации по устранению технических недостатков, выявленных в ходе боевых действий.

По-настоящему эти машины проявили себя в Сирии, куда танки поставляются с 2015 года. В сети есть видеоролик, где бойцы Свободной Сирийской Армии обстреливают Т-90 ПТУРом. Однако в результате этого обстрела, экипаж не пострадал: на видео видно, как наводчик покидает машину через люк.

В 2021 году, один из танков Т-90А был подбит прямым попаданием Т-72: снаряд пробил броню, что привело к воспламенению боеприпасов и гибели экипажа. В ноябре 2021 года, в сети появились фотографии танка с оторванной башней. Здесь нужно уточнить, что это первый, и на сегодняшний момент единственный случай детонации загруженных боеприпасов.

Преимущества и недостатки

К безусловным преимуществам машины можно отнести следующие моменты:

  • Эффективность ведения огня;
  • Безотказность двигателя;
  • Манёвренность;
  • Надёжность основных узлов;
  • Неплохая защита.

Недостатками считаются невысокая скорость движения заднего хода, установка устаревших систем управления вооружением на старых модификациях. Кроме этого, у командира нет панорамного прицеливания, на большинстве вариаций Т-90 сложно провести полную замену двигателя.

Оборудование

Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер «Штора-1» дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.

Машины, построенные на базе Т-90

Сюда относятся такие виды бронетехники:

  • Ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ;
  • Инженерные боевые машины ИМР-3М и УБИМ;
  • Мостоукладчики МТУ-90;
  • Машины разминирования БМР-3М;
  • Боевая машина огневой поддержки «Терминатор»;
  • Гаубичная установка «Коалиция-СВ»;
  • Система залпового огня «Солнцепёк»;
  • Роботизированная система разминирования «Проход».

Гаубичная установка «Коалиция-СВ»

Танк Т-90М: «прорывная» машина

Фото: Уралвагонзавод


Уралвагонзавод в составе Ростеха продолжает поставки модернизированных танков Т-90М «Прорыв». Машины получили принципиально новую башню и более мощный двигатель. Благодаря многоканальному прицелу танки могут применяться в любое время суток, а возможность обмениваться данными с другими машинами и иные новшества приближают Т-90М к танкам последнего поколения, По мнению военных, уже успевших познакомиться с новой моделью, сегодня Т-90М «Прорыв» является самым современным танком в российской армии. Рассказываем об истории создания и особенностях «прорывной» машины.
 

Т-90: международный хит


У прародителя Т-90М – основного танка российских войск Т-90 «Владимир» − была непростая судьба. В 1992 году созданный Уральским КБ транспортного машиностроения танк был принят на вооружение, и в Нижнем Тагиле началось серийное производство. Машина вобрала в себя все положительные качества своего предшественника, танка Т-72, современные технические достижения в танкостроении и опыт участия в военных конфликтах. Однако финансирование армии и ОПК в эти годы оставляло желать лучшего, заказов на Т-90 практически не было, и создание новых танков прекратилось на несколько лет. Под угрозой было не только развитие Т-90, но и будущее Уралвагонзавода.



Ситуацию спас контракт с Минобороны Индии, подписанный в 2001 году. Согласно договору Россия не только поставляла индийцам готовые Т-90, но и помогла локализовать лицензионное производство в самой Индии. Коллективы УКБТМ и УВЗ в короткие сроки смогли оживить программу Т-90 и создать экспортный вариант танка. По словам генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска. Кроме того, «девяностый» прошел всесторонние испытания в условиях жаркого климата и пустыни.


Но не только Индия проявила интерес к новому танку. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.   

 

Т-90М: танк поколения 3++


При своей высокой боевой эффективности, неприхотливости в эксплуатации и других выдающихся качествах основной российский танк Т-90 – детище 1980-х годов, и за это время и танкостроение, и военная наука продвинулись вперед. Чтобы соответствовать современным тенденциям, российским танковым войскам нужна была новая, более совершенная машина. Для экономии времени и средств было решено провести модернизацию проверенного Т-90.


Опытно-конструкторская работа шла под шифром «Прорыв», и это название закрепилось за серийной машиной. Первое соглашение о поставках Т-90М «Прорыв» военным было подписано на форуме «Армия-2017». Новая машина разработки УКБТМ с апреля 2020 года поступает в танковые войска российской армии. Согласно заключенным договоренностям Уралвагонзавод проводит капитальный ремонт танков семейства Т-90 выпуска 1990-х и 2000-х годов с модернизацией их до уровня Т-90М, а также создает полностью новые машины этой модификации. В июне 2020 года танк впервые прошел по Красной площади на параде Победы. 



Т-90М получил принципиально новый башенный модуль, отличающийся от серийных в прошлых версиях. Мощная 125-миллиметровая танковая пушка обеспечивает применение новых боеприпасов высокой эффективности. Например, для поражения тяжелобронированных целей новый «девяностый» может стрелять бронебойными подкалиберными боеприпасами. А управляемая ракета 9М119М разработки тульского КБ приборостроения способна поражать не только танки с современной динамической защитой, но и низколетящие цели, в том числе вертолеты. Для борьбы с живой силой, например с противотанковыми гранатометчиками, в арсенале «Прорыва» есть осколочно-фугасные снаряды дистанционного подрыва. Атаковать противника танк способен на дистанции до 5 км, в том числе и на ходу.


«Глазами» Т-90М служит многоканальный прицел с тепловизионным, телевизионным, визирным и дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Новейшие электронные устройства обеспечивают всесуточное применение. На месте командира есть восемь триплексов и система видеонаблюдения, обеспечивающие полный обзор.


Не только средства нападения, но и средства защиты были обновлены в новом танке. Кроме обычной брони, Т-90М окружен толстым слоем динамической защиты. Корма и башня защищены от ручных гранатометов противокумулятивными решетчатыми экранами.  Комплекс активной защиты готов автоматически выбросить аэрозольные гранаты, спрятав танк от систем наведения противника за облаком плотного дыма.




За маневренность и «прорывную» скорость танка отвечает дизельный двигатель мощностью 1130 л.с. Он достаточно экономичен и обеспечивает боевой машине хороший запас хода.


В «Прорыве» появилось множество маленьких новшеств: камера заднего вида, кондиционер, кресла с регулировкой, броня с антискользящим покрытием. Все это по уровню комфорта роднит Т-90М с российским танком последнего поколения Т-14 «Армата». Одна из важных особенностей модернизированного танка – возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. То есть и здесь Т-90М приближается к новому поколению танков, готовых для участия в сетецентрических войнах. До принятия на вооружение и старта массовых поставок «Арматы» именно Т-90М будет оставаться самым современным танком российской армии.  

Т-90

Т-90

ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Земля |
РЯД ||||

Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС



Основной боевой танк Т-90, самый современный танк в армейском арсенале, был запущен в серийное производство в 1993 году на основе прототипа, получившего обозначение Т-88. Т-90 разработан конструкторским бюро Карцева-Венедиктова на Вагонском заводе в Нижнем Тагиле. Первоначально рассматриваемая как совершенно новая конструкция, серийная модель фактически основана на Т-72БМ с некоторыми дополнительными функциями из серии Т-80. Т-90 имеет новое поколение брони на корпусе и башне. Два варианта, Т-90С и Т-90Е, были определены как возможные экспортные модели. Планы предусматривали замену всех более ранних моделей на Т-90 к концу 1997 года при наличии финансирования. К середине 1996 года на вооружение Дальневосточного военного округа поступило 107 Т-90.

Разработанный на базе Т-72, ​​ГПО Уралвагонзавода Т-90 является самым современным танком, состоящим в настоящее время на вооружении Российской Армии. Обычная компоновка Т-90 представляет собой серьезное обновление всех систем Т-72, ​​включая основное орудие. Т-90 является промежуточным решением до внедрения нового ОБТ в Нижнем Тагиле, который был отложен из-за отсутствия финансирования. Производимый в основном из-за его более низкой стоимости, Т-90, вероятно, останется в низком темпе производства, чтобы производственные линии оставались открытыми, пока не станут доступны более новые конструкции. Было произведено несколько сотен этих танков, по разным оценкам, от 100 до 300 находятся на вооружении, в основном на Дальнем Востоке.

Т-90 сохраняет 125-мм пушку серии 2А46 от Т-72 и Т-80, способную вести огонь бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами, а также осколочными снарядами с часовым взрывателем.
Ракета 9М119 АТ-11 SNIPER с лазерным наведением и кумулятивной боевой частью эффективна как против бронированных целей, так и низколетящих вертолетов. Ракета, способная пробить 700-мм бронебойные снаряды на расстоянии до 4000 метров, дает Т-90 возможность поражать другие машины и вертолеты до того, как они смогут поразить Т-9. 0. Компьютеризированная система управления огнем и лазерный дальномер в сочетании с новым тепловизионным прицелом наводчика «Агава » позволяют Т-90 поражать цели с ходу и ночью. Однако эта система первого поколения, вероятно, не так эффективна, как нынешние западные аналоги. Танк оснащен оборудованием для точной наводки и автоматом заряжания, что гарантирует высокую скорострельность орудия. Вспомогательное вооружение включает спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулеметную установку для поражения воздушных и наземных целей.

Т-90 отличается низким силуэтом более ранних российских танков, с низкой округлой башней по центру корпуса и оснащен комбинированной пассивной и активной защитой, что делает Т-90 одним из наиболее защищенных основных боевых танков в мире. Мир. Гласис покрыт блоками динамической защиты второго поколения [ERA], как и башня. Эта ERA придает башне угловой вид, а кирпичи ERA образуют «раковину моллюска». Блоки динамической защиты на крыше башни обеспечивают защиту от средств поражения сверху.

Т-90 оснащен оптико-электронной системой противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1» , предназначенной для нарушения лазерного целеуказания и дальномеров подлетающих ПТРК. Т-90 также оснащен системой предупреждения о лазерном облучении, которая предупреждает экипаж танка о попадании лазерного излучения. «Штора-1» — электронно-оптический глушитель, который глушит полуавтоматические противотанковые управляемые ракеты (SACLOS), лазерные дальномеры противника.
и целеуказатели. Штора-1 на самом деле является системой мягкого поражения или контрмер.
Он наиболее эффективен при использовании в тандеме с жесткой системой убийств, такой как Арена.
Во время Международной оборонной выставки (IDEX), проходившей в Абу-Даби в
1995 система была показана на российском ОБТ. Первое известное применение системы — российский ОБТ Т-90, поступивший на вооружение Российской Армии в
1993 г. В настоящее время «Штора-1» устанавливается на ОБТ Т-80УК, Т-80У, Т-84 и Т-90.

Система «Штора-1» состоит из четырех основных компонентов: электрооптического интерфейса
станция, включающая в себя глушилку, модулятор и пульт управления; банк
Направленные вперед гранатометы, установленные по обеим сторонам башни.
способны стрелять гранатами с аэрозольной завесой; система предупреждения о лазерном облучении
с прецизионными и грубыми головками; и система управления, включающая управление
панель, микропроцессор и панель ручной раскладки экрана. Это обрабатывает
информацию от датчиков и активирует систему аэрозольной завесы. Два инфракрасных фонаря, по одному с каждой стороны основного орудия, непрерывно излучают закодированные импульсные инфракрасные помехи при обнаружении приближающейся ПТУР. «Штора-1» имеет поле зрения 360 градусов по горизонтали и от -5 до +25 градусов по углу места. Он содержит 12 пусковых установок аэрозольных экранов и весит 400 кг. Экранирующий аэрозоль формируется менее чем за 3 секунды и длится около 20 секунд. Дальность укладки экрана составляет 50-70 метров.

Т-90 оснащен четырехтактным поршневым многотопливным дизельным двигателем В-84МС мощностью 618 кВт (840 л.с.) В-12, который также может работать на керосине Т-2, ТС-1 и бензине А-72. Этот двигатель обеспечивает удельную мощность всего 18,06 л. с. на тонну, что значительно меньше, чем у Т-80.
Экипаж танка в течение 20 минут может подготовить средства для преодоления водной преграды глубиной до 5 метров. Танк также оснащен системой защиты от РХБ и навесным оборудованием для разминирования.

ВАРИАНТЫ

Есть как минимум три разных варианта Т-90. В июне 1996 года русские подтвердили существование экспортного варианта с различным оборудованием и двигателями, а в российских рекламных материалах обсуждались как Т-90С (или C в иногда используемом кириллическом переводе), так и командирский вариант Т-90СК. . Командирский вариант Т-90К отличается радионавигационным оборудованием и системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов «Айнет». Также иногда встречаются упоминания о Т-9.0E, но они кажутся необоснованными.

По состоянию на середину 2000 года Индия планировала приобрести танки Т-90 на основе уже завершенных полевых испытаний. Хотя заказы на поставку 124 танков «Арджун» были размещены через Организацию оборонных исследований и разработок, было бы трудно предсказать, когда эти заказы будут выполнены. До этого времени танки Т-90 должны были противостоять пакистанским танкам Т-85.

Размеры


Длина
9,53–6,86 м

Ширина
3,78 метра

Высота
2,225 метра

просвет
0,47 метра

Вес

46,5–50 метрических тонн

Бронированный объем
11,04 м3

объем башни
1,85 м3

Экипаж
3

Двигатель

840 л.с. В-84МС дизель
1000 л.с. дизель В-84КД с турбонаддувом
1000 л.с. дизель В-85
Вспомогательная силовая установка АБ-1-П28 мощностью 1 кВт

Макс. скорость по дороге
65 км/ч

Максимальная скорость по пересеченной местности
45 км/ч

Мощность/масса
18 — 20,0 л.с./тн

Давление на грунт
0,938 кг/кв.см

Дальность действия
550 — 650 км

Преодоление препятствий


Глубина брода
1,2 м на ходу/5 м с ОПВТ (шноркель)

Ширина траншеи
2,8 м

Вертикальное препятствие
0,8 м

Максимальный уклон
30

Оружие


Основное орудие
125-мм гладкоствольная 2А46М-2

Стабилизация
2Э42-4 Жасмин

Скорострельность
6-8 выстр/мин

Боеприпасы
43 патрона (22 в карусели)

Типы боеприпасов
APFSDS, HEAT, HEF

ПТУР через 125мм

9М119М Рефлекс-М (АТ-11 Снайпер-Б)

Пулеметы

Спаренный ПКТ 7,62 мм (2000 патронов)
Дистанционно-управляемая зенитная установка Утьос НСВТ 12,7мм (300 выстрелов)

Дымовые завесы
12 82-мм минометов 902Б с дымовыми гранатами 3Д17
дымосос

Оборудование

Ночное видение
ТО1-ПО2Т Агава-2 ТИ (дальность до цели 2,5 км)
ТПН-4-49-23 Буран-ПА (дальность цели 1,2/1,5 км)

Управление огнем
1А45Т Иртыш компьютеризированный комплекс
с системой наведения ракет 9С515

Бортовые прицелы

Командир
Прицел ПНК-4С
включает дневной/ночной прицел ТКН-4С Агат-С
(дальность идентификации цели 800 м (день)/700 м (ночь))

Наводчик
Баллистический вычислитель 1В528-1
1А43 дальномер/прицел
Укладочное устройство 1Г46
Ветромер ДВЭ-БС

Драйвер
ИК ночник ТВН-5

Радио
Р-163-50У
Р-163-50У + Р-163-50К (Т-90К)

Навигация
ТНА-4-3 (Т-90К)

Подавители помех

Штора-1 EOCMDAS
Ослепительная картина

Прочее

ЯБК, 3ЭЦ13 Автопожарное оборудование Инеж,
самозакапывающийся отвал,
кондиционер,
Оборудование разминирования КМТ-6 (опционально)

Передняя и боковая броня
многослойная
лобовая, боковая и верхняя броня сзади ДЗ «Контакт-5»

Лобовая броня, мм RHA
против APFSDS: 550мм + 250-280мм с Контакт-5 = 800-830мм
против ТЕПЛА: 650мм + 500-700мм с Контакт-5 = 1150-1350мм

Источники и методы

  • Российский Т-90С: в центре внимания Джеймс М. Уорфорд
    БРОНЯ сентябрь-октябрь 1997 г.

  • Индия закупит в России новейшие Т-90 ASSOCIATED PRESS OF PAKISTAN NEWS SUMMARY (05-11-1999) Индия скоро закупит в России около 300 танков Т-90 по цене около 10,50 крор рупий каждый для развертывания в наступательных формированиях в Раджастане и Пенджабе к следующему году. Танк Т-90 быстро «убьет» Арджун, основной боевой танк, разработанный на месте спустя 25 лет.
  • Т-90 ОБТ
    Василий Фофанов
  • Т 90С — Основной боевой танк @ Army-technology.com


ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Земля |
РЯД ||||

Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС



http://www.fas.org/man/dod-101/sys/land/row/t-90.htm
Поддерживается Робертом Шерманом
Первоначально создано Джоном Пайком

Обновлено, пятница, 25 августа 2000 г., 10:46:31.

Основной боевой танк Т-90 | Military-Today.com

Страна происхождения Россия
Поступил на службу 1993
Экипаж 3 мужчины

Размеры и вес
Вес 46,5 т
Длина (пистолет вперед) 9,53 м
Длина корпуса

6,86 м

Ширина

3,46 м

Высота 2,23 м
Вооружение
Основное орудие 125 мм гладкоствольный
АТГВ 9М119М Рефлекс
Пулеметы 1 х 7,62 мм, 1 х 12,7 мм
Диапазон высот — от 6 до + 14 градусов
Диапазон перемещения 360 градусов
Боеприпасы
Основное орудие 43 патрона
Пулеметы 2 000 х 7,62 мм, 300 х 12,7 мм
Мобильность
Двигатель Дизель В-84МС
Мощность двигателя 840 л. с.
Максимальная скорость по дороге 60 км/ч
Диапазон 550 км

Маневренность
Градиент 60%
Боковой откос 40%
Вертикальная ступенька 0,8 м
Траншея 2,85 м
Фординг 1,2 м
Фординг (с подготовкой) 5 м

 

Т-90
Основной боевой танк (ОБТ) является дальнейшим развитием
Т-72. Это было
официально
принята Правительством России в 1992 и начальное производство
началось в том же году. В 1993 году этот танк был принят на вооружение
МО РФ. Мелкосерийное производство началось в 1994 г. Около 750 шт.
до 1000 таких ОБТ всех модификаций было построено для России
Армия. Также это последний серийно выпускаемый ОБТ в России. Другие последние
Российские танки по сути являются переоборудованными и модернизированными версиями
существующий дизайн. Т-90 считается одним из
10 лучших основных боевых танков мира.
Однако его дизайну уже почти 30 лет. Т-90 это самое
коммерчески успешный основной боевой танк на мировом рынке. Операторы экспорта
это Алжир (305), Азербайджан (114), Туркменистан (40) и Венесуэла.
(50~100). Крупнейшим экспортным оператором является Индия, которая заказала 1 657
Танки Т-90С. Этот индийский заказ включал 248 танков, поставленных из
Россия, 409 танков, собранных на месте из комплектов для разборки и еще один
1000 танков производятся по лицензии в Индии. Производство было
планируется завершить в 2020 году. Недавно Ирак заказал 73 таких российских
основные боевые танки. Поставки начались в 2018 году. Вьетнам заказал
еще 64 ед.

Пила Т-90
действий во время военных конфликтов на Украине и в Сирии. Число
из этих танков было потеряно во время российского вторжения в 2022 г.
Украина.

ОБТ Т-90
использует хорошо зарекомендовавшее себя шасси Т-72 и башню со всем вооружением
системы
Т-80У.
Однако автомат заряжания этого танка аналогичен автомату заряжания Т-72 и
несколько отличается от автозагрузчиков, используемых на
Т-64 и
Т-80
танки.

Оно имеет
сварной корпус из композитной брони со встроенным взрывчатым веществом «Контакт-5»
блоки реактивной брони. Ранний выпуск Т-90 имели литую башню.
Со временем производство переключилось на сварные башни.

Защита
Т-90 усилен системой противодействия «Штора-1». Этот
Система возникла в 1980-х годах и изначально предназначалась для противодействия
угроза, исходящая от западных противотанковых ракет типа
БУКСИРОВКА,
ГОРЯЧИЙ и
МИЛАН.
Он также эффективен против противотанковых ракет типа советских.
Конкурс
и китайский
ХДЖ-8. Штора-1 излучает инфракрасные сигналы, которые блокируют наведение.
сигналы и глушение средств управления приближающимися противотанковыми ракетами. Система
также оснащен приемниками лазерного предупреждения, которые могут вызвать дым
гранаты после того, как танк подсвечивается лазером. Это контрмеры
система была впервые публично представлена ​​в 1995. Некоторые русские источники
утверждают, что эта система доказала свою эффективность в Сирии. Соединенные штаты
БУКСИРОВКА 2
а китайские противотанковые ракеты HJ-8, выпущенные сирийскими боевиками, были
по сообщениям, не эффективен против танков Т-90, оснащенных
Система Штора-1. Хотя Штора-1
система не эффективна против топовых ударных ракет, таких как
Копье.
В настоящее время эта система считается устаревшей. Новейшие российские танки
больше не используют инфракрасные глушители этой системы, хотя ее лазер
приемники предупреждения до сих пор используются для срабатывания дымовых шашек.

Т-90
Основной боевой танк вооружен полностью стабилизированной пушкой 2А46М калибра 125 мм.
гладкоствольное ружье. Эффективная дальность стрельбы снарядом APFSDS 2000-3
000 м днем ​​и 2 000-2 600 м ночью. Бронепробиваемость составляет 590-630 мм на дальности 2000 м.

Этот танк
также может запускать 9М119М Рефлекс (НАТО
обозначение АТ-11 Снайпер-Б)
противотанковые управляемые ракеты, так же, как и обычные боеприпасы.
Эти ракеты имеют дальность 4-5 км и могут также
атаковать низколетящие вертолеты. Ракеты используют полуавтоматический лазер
наведения и имеют заявленную вероятность попадания 80 % на дальности 4000 м и 70 % на дальности 5000 м.
м диапазон. Максимальная скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту. Однако
судя по недавним танковым биатлонам в России оказалось что эти
управляемые ракеты имеют вероятность поражения стационарных целей
только около 50%. Эти ракеты будут еще менее точны против
движущиеся цели.

Основное орудие Т-90 завершено
с автозагрузчиком карусельного типа. Всего в боекомплекте 22 патрона.
автомат заряжания и готовы к стрельбе. Однако оставшиеся боеприпасы хранятся в
основное отделение, а не отдельное отделение с выдувом
панели. Этот недостаток был характерен для всех советских танков времен холодной войны.
боевые танки. После пробития брони может произойти детонация.
бортовых боеприпасов.

Среднее
Вооружение состоит из спаренного 7,62-мм пулемета и установленного на крыше
дистанционно управляемый 12,7-мм пулемет, используемый как против земли, так и против воздуха
цели.

Управление огнем
система оригинального Т-90 была адекватной для 1990-х годов. Однако в настоящее время это
не может сравниться с аналогичными системами современных основных боевых танков.
оригинальный Т-90
отсутствуют усовершенствованные прицелы с тепловизионным обзором, а также панорамные
командирский прицел, который позволял бы обнаруживать и поражать цели
Быстрее. Однако были установлены улучшенные версии, такие как Т-90А.
с французским тепловизором Thales.

Этот танк
управляется
экипаж из трех человек, включая командира, наводчика и водителя.

Изначально
серийные танки Т-90 были
с многотопливным дизелем В-84МС, развивающим 840
Лошадиные силы. Эта первоначальная производственная версия была недостаточно мощной и
имел расплывчатые характеристики мобильности. Вскоре после введения производство переключилось
до улучшенных версий с двигателем В-92 мощностью 1 000
л.с. Этот российский ОБТ также комплектуется вспомогательной силовой установкой,
который питает все системы, когда основной двигатель выключен.
Танк оснащен комплектом для глубокого преодоления бродов, который экипаж может установить за 20 минут. Т-90 также оснащен
самозатачивающееся лезвие. Он может вырыть себе оборонительную позицию.
Когда лезвие самозакапывания не используется, оно выступает в качестве дополнительного
защита корпуса.

Это главное
боевой танк подвергался постоянной модернизации с тех пор, как он был первым
разработан в начале 1990-х гг.

Варианты

Т-90К
командирский танк. Он был принят на вооружение в 1994 году. Он был оснащен дополнительным
радиоприемники и имели навигационное оборудование.

Т-90С экспорт
вариант (иногда называемый Т-90Э) с дизелем В-92
двигатель, развивающий 1 000 лошадиных сил. Он был экспортирован во Вьетнам
и, возможно, некоторые другие страны.

Т-90СК
командный вариант экспортной версии. Он был экспортирован в
Вьетнам и, возможно, некоторые другие страны.

Т-90 Бхишма
или Бхишма. это индеец
лицензионный вариант на вооружении индийской армии. В нем отсутствует система противодействия «Штора», но сохраняется 9ПТУР К119М Рефлекс
способность. Он также оснащен дизельным двигателем мощностью 1000 л.с.

Т-90А
улучшенный вариант российской армии с дизельным двигателем В-92,
развивающий 1 000 л.с. Он также имеет улучшенную систему управления огнем с
Французский тепловизор Thales, позволяющий танку вести огонь
точно днем/ночью и в любых погодных условиях. интересно
после военной агрессии России в Украине в 2014 г.
запрет на продажу в Россию военной техники и техники двойного назначения. Однако
Русские, видимо, нашли способ заполучить этот важный военный объект.
аппаратное обеспечение. также Т-90A имеет некоторые другие незначительные улучшения по сравнению с
Базовая модель Т-90. Российская армия заказала более 400 таких ОБТ.
По сообщениям, к 2020 году в строю находилось всего 186 таких танков.
оказание услуг. В 2022 году этот танк участвовал в боевых действиях на Украине.

Т-90МС Тагил а
последняя версия с некоторыми улучшениями, такими как новая башня, новая композитная броня,
новая динамическая защита Реликт, новый двигатель В-92С2Ф развивающий 1
130 л.с., новая пушка, обновленное наблюдение и прицеливание
системы.

Т-90М это
модернизированная версия для старых танков Т-90А российской армии. У него есть некоторые
компоненты Т-90МС Тагил, такие как навесное взрывчатое вещество Реликт
реактивная броня, новые системы наблюдения и прицеливания, добавленные дистанционно
управляемый боевой модуль и некоторые другие улучшения. Также это
вооружен новой пушкой 2А46М-4, которая на 15-20% точнее. Этот
танк питается от 1
двигатель мощностью 000 л.с. Эта обновленная версия была впервые публично представлена ​​в
2017.
В том же году был подписан контракт на поставку первой партии
из 20 новостроек Т-9танки 0М. Поставки в российскую армию
по сообщениям, началось в 2019 году.

Т-90АМ — обозначение старых танков Т-90А, модернизированных в том же
манере как Т-90М. В 2017 году был подписан контракт на модернизацию
первая партия из 20 танков Т-90А по образцу Т-90АМ. Доставка в
Сообщается, что в 2019 году началась российская армия.

БРЭМ-1М
бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Он был разработан для поддержки
экспортные основные боевые танки Т-90С.

МТУ-90
бронированный мостоукладчик. Он был предназначен для запуска моста через окопы и
водные преграды в боевых условиях.

ИМР-3
бронированный
инженерная машина.