Содержание
Моторы из прошлого – Автомобили – Коммерсантъ
1K
1 мин.
…
Пар костей не ломит
Фото: Автопилот
Паровая машина – самый известный двигатель внешнего сгорания. Здесь рабочим телом служит вода, которая нагревается топливом за пределами двигателя. Первые проекты паровых автомобилей относятся еще к Исааку Ньютону, однако реально работающие прототипы были созданы только в 1698 году англичанином Томасом Севери. Сначала машину в действие приводила мощная струя пара, бившая из сопла. Но впоследствии Джеймс Уатт значительно усовершенствовал эту модель и в итоге подарил миру не только более эффективный паровой двигатель, но и промышленную революцию.
Фото: Автопилот
В 1769 году Николя-Жозеф Конью задался целью создать тягач для артиллерии, так появилась на свет огромная неуклюжая повозка с гигантским котлом спереди. Это самый известный из предков автомобиля – повозка Кюнью считается первым самодвижущимся экипажем в мире. Она была довольно медленной и неповоротливой, и уже в первой испытательной поездке врезалась в здание Арсенала.
Паровые машины разрабатывались и в нашей стране. Так, небезызвестный Иван Кулибин, чье имя впоследствии станет нарицательным, именно в ходе работы над паровым двигателем изобрел маховик, коробку передач и тормоза.
Автомобили на паровом ходу активно использовались вплоть до середины XX века, более того, именно на паровом автомобиле в 1906 году была преодолена отметка в 200 км/ч.
Паровой машине безразлично, что будет гореть в ее топке, ей не нужна коробка передач, что упрощает конструкцию. Но чтобы добиться достаточно высокого КПД, конструкцию приходится усложнять, и она становится довольно тяжелой
Фото: Автопилот
Имена нарицательные
«Автомобиль на топливе» – вот так незамысловато в патенте было описано изобретение, которое официально признано первым автомобилем в мире. Патент был зарегистрирован Карлом Бенцем в 1886 году.
Бенц использовал двигатель внутреннего сгорания, который придумал и создал его соотечественник Николаус Август Отто. В 1946 году немецкий институт по стандартизации DIN сделал Отто нарицательным именем для бензиновых двигателей, как имя Дизеля было присвоено моторам с воспламенением от сжатия. И сейчас в характеристиках немецких автомобилей вы можете увидеть Ottomotor.
Именем Отто назван четырехтактный цикл работы ДВС. Да, те самые, известные каждому мужчине с детства «Впуск – Сжатие – Рабочий ход – Выпуск»
Фото: Автопилот
Аткинсон, но не мистер Бин
Англичанин Джеймс Аткинсон пошел на ухищрения, чтобы производить ДВС, не попадая под патент Отто, и изменил поведение поршней во время рабочего хода, усложнив конструкцию.
Его технические решения нашли применение только много позже, в начале XXI века, когда компания Toyota начнет ставить двигатели с циклом Аткинсона на свои гибридные модели.
Фото: Автопилот
Вернуться на главную страницу проекта «Что нами движет»
Картина дня
Вся лента
Русский грузовик с паровым двигателем.
НАМИ-12: mexanizm — LiveJournal
НАМИ-12 это одна из самых интересных, хоть и странных разработок наших конструкторов-автомобилестроителей.
Вторая странность заключалась в том, что его паровой котёл работал на дровах, а не на угле, более распространенном топливе для локомобилей 20-х годов. Но все эти странности объяснялись спецификой применения перспективного тягача – на лесозаготовительных промыслах Сибири, где любое топливо было в дефиците. Кроме дров, разумеется.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
В качестве шасси для НАМИ-12 послужил ЯАЗ-200 (впоследствии МАЗ-200), среднетоннажный дизельный грузовик. От капотной компоновки решили отказаться, так как штатный двигатель был демонтирован, а паровая машина вместе с котлом, бункером для дров и прочими вспомогательными механизмами занимала много места, её разместили в отдельном отсеке, находившимся за кабиной водителей.
Грузоподъемность составляла порядка 6 тонн у модификации с бортовой платформой, она меньше, чем была у ЯАЗ-200, но примерно тонну грузоподъемности «съедал» только запас дров и воды. Плюс вес котла и парового двигателя, суммарно превышавший две тонны, и ограничение полного веса грузовика 14.5 тоннами. Седельный тягач с прицепом-роспуском мог перевозить 8 тонн леса.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Паровая машина двухстороннего действия была установлена в машинном отсеке и представляла собой трёхцилиндровый, вертикального расположения, агрегат мощностью в 100 л.с. Производительность котла (в час) составляла 600 килограмм пара температурой 410-435 °С, давлением 25 атмосфер.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Силовая установка соединялась с трансмиссией посредством трёхдискового сцепления с двумя промежуточными плитами. Многодисковое решение обусловлено тем, что двигатель НАМИ-12 выдавал крутящий момент в несколько раз больший, чем у двигателя ЯАЗ. Следующим после сцепления был двухскоростной редуктор, одна из его передач – прямая, другая понижающая, передаточное число 2.22. Главная пара заднего моста была изменена, её передаточное число снизилось до 5,96.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Коробки передач, в её традиционном автомобильном понимании, у паровика нет. Вместо неё водитель управлял мощностью паровой машины механизмом распределения пара. Отсечек (скоростей) было три и одна – реверсная. Для движения вперед использовались 25, 40 и 75% мощности силовой установки. Максимальная скорость при движении вперед – около 42 км/час. Одного бункера дров, около 400 кг, хватало примерно на 80 – 100 километров пути. Расход воды на это расстояние составлял приблизительно 120-140 литров.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Несмотря на максимально возможную автоматизацию процесса парообразования, которую только смогли воплотить инженеры НАМИ в своем детище, управление этим грузовиком отличалось от вождения машины с обычным бензиновым, или дизельным мотором. В чем-то оно было даже проще, но в чем-то и сложнее.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Для начала, нужно было растопить котёл. Самым трудоёмким процессом на этом этапе была закладка дров в бункер, крышка которого находилась на крыше машинного отделения со стороны грузовой платформы, и залить воду. Дальше разжигалась топка котла при помощи электрической воздуходувки, когда появлялся пар, наддув в топку уже шел от паровой турбинки.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Дрова из бункера в топку попадали автоматически, водителю надо было только поглядывать время от времени, что бы их запас не иссяк. Особое внимание от водителя требовал уровень воды в котле, вот за этим надо было следить и при необходимости его регулировать. Краны были прямо у сиденья водителя, покидать кабину для этого не требовалось.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
На полную мощность парогенераторная установка выходила через пол часа после розжига, но ехать можно было уже при давлении пара в 14- 16 атмосфер.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Движение начиналось с первой отсечки и открытие дроссельного клапана, управлявшего тягой (аналог акселератора), сцепление при работе с механизмом отсечек выжимать не требовалось. Уровень воды и наддув топки регулировались автоматически, но водитель мог вручную ими управлять, если автоматика отказывала.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Два опытных образца, собранных в 1948 и 50-м годах на испытаниях прошли 12 тыс. километров, в целом успешно. Основным выявленным недостатком был перегруз передней оси, когда машина ехала пустой, из-за чего ухудшалась проходимость. Вскоре появился единственный экземпляр НАМИ-18, модификация с двумя ведущими мостами, причем передний подключался автоматически при пробуксовке задних колёс, в раздатке была такая функция.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Вторым минусом был большой расход дров. Особой проблемы в их недостатке не было, просто нужно было возить дополнительный запас. Впрочем, в 1950 году велись работы над модернизацией котла, с возможностью его работы на мазуте или угле, но масштабных работ над совершенствованием конструкции уже не вели. Всего в процессе испытаний паровики накатали от 12 до 20 тысяч километров.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Несмотря на положительные результаты испытаний, демонстрацию паровика на ВДНХ в 1950-м, в серийное производство ни НАМИ-12, ни его полноприводная версия не пошли, работы над проектом окончательно прекратились в 1953 году. Ни один из четырёх (по некоторым данным пяти) экземпляров этого уникального автомобиля до наших дней не сохранился.
Возможно, вам так же будет интересно почитать про автомобили с газогенераторной установкой
Steam Train Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Bilder zum Einbetten
Durchstöbern Sie 24.
436 паровоз Stock-Photografie und Bilder. Odersuchen Sie nach eisenbahn oder eisenbahnwaggon, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken.
betriebene dumpfzug — паровоз стоковые фото и бильдерсепия vintage-dampflokomotive aus dem lokomotive — паровоз стоковые фото и бильдербевегунг — паровоз стоковые фото и бильдеюнион тихоокеанский локомотив 119 движется по рельсам — паровоз стоковые фото и бильдерзуг с демпфлокомотивом sie unter eine brücke — паровоз стоковые фото и фотографии паровой поезд — паровоз стоковые фото и бильдерейропейский паровоз набор иконок — паровоз стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыпаровоз, тянущий восточный экспресс — пар поезд stock-fotos und bilderold der dumpflok in skagway, alaska — паровоз stock-fotos und bildersteam train on the railway зимой — steam train stock-fotos und bilderharry potter zug in schottland — steam train stock-fotos und bilderklassische dumpflokomotive — steam train Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolealten zug mit dumpflokomotive — паровоз stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleold fashioned steam поезд — паровоз стоковые фото и бильдеральные демпферфлокомотив — паровоз стоковые фото и сборная конструкция на заснеженной земле на фоне неба — паровоз стоковые фото и бильдершнеллцуг — паровоз стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыстаромодный пар поезд на горном мосту — сток-графика паровоза, -клипарт, -мультфильмы и -symboledampfbad motor mechanik — сток-фотографии и изображения паровоза — сток-графика паровоза, -клипарт, -мультфильмы и -symbolebahnhof und service schwarz & weißen набор иконок — паровоз сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символмаленький мальчик и паровоз — паровоз сток-фото и виадук бильдеррибблхед, йоркширские долины, англия, vereinigtes königreich — паровоз сток-фото и бильдерстаромодный пар поезд в schwarz und weiß — паровоз сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboledampflokomotive für die mexikanische zentralbahn, holzschnitt, veröffentlicht 1895 — сток-графика паровоза, -клипарт, -мультфильмы и -symbolevektorzeichnung der lokomotive — сток-графика паровоза, -клипарт, -мультфильмы и -символический поезд — сток-фотографии и изображения паровоза Низкий угол обзора поезда, испускающего дым на фоне неба — стоковые фотографии паровоза и фотографии 19. jahrhunderts — стоковые изображения паровоза, -клипарт, -мультфильмы и -символыпоезд на железнодорожных путях против неба стоковые фотографии и изображения паровоза — паровоз стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символы с демпфлокомотивной композицией auf dem weg — паровоз стоковые фотографии и изображения узкой колеи на пересечении реки Цуг — паровоз стоковые фотографии и изображенияпаровоз — пар train stock-fotos und bilderbahnhof unfall, dublin — паровоз сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolecomic-zug — паровоз сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboledampfma schine locomotive zug rad wispy — паровоз стоковые фотографии и изображения на арочном мосту против неба — паровоз стоковые фотографии и изображения экспресс — паровоз стоковые фотографии и изображения демпфирующих арбайтен — паровоз стоковые фотографии и изображения паровых локомотивов колеса — паровоз стоковые фотографии и фотографии винтажный паровоз в сарае — паровоз стоковые фотографии и фотографии Низкий угол обзора паровоза — паровоз стоковые фотографии и фотографии германия, саксония-анхальт, национальный парк гарц, броккенская железная дорога зимним вечером — паровоз стоковые фотографии und bildersteam train on glenfinnan viaduct, scotland — steam train stock-fotos und bilderfliegen holländer express-dampfzug im schnee stecken, 19.