Содержание
Эксперт: В год происходит более 5 тысяч столкновений самолетов с птицами
Почему птицы могут появиться в районе аэропорта?
Евгений Тишковец: Во-первых, там могут проходить пути миграций птиц.
Сезонные миграции связаны с появлением молодого поколения, которое не отличаются богатым жизненным опытом. Старые особи ведут себя более осмотрительно в районе летных полей, нежели недавно появившиеся на свет.
Например, в районе аэропорта Домодедово расположена трасса сезонных (осенних и весенних) перелетов птиц. И именно поэтому в районе этого аэропорта зафиксированы столкновения с птицами на достаточно большой высоте (до 2,5 километров) и даже ночью.
Они ведь могут не только пролететь мимо, но и остаться там, верно? Почему?
Евгений Тишковец: Птицы, к сожалению, часто квартируют именно возле летных полей. Аэродромное поле всегда имеет хороший травяной покров — источник еды для птиц (семена и насекомые). Летом над нагретым бетонным покрытием ВПП пернатые ловят летающих насекомых.
Появлению птиц вблизи аэропортов способствует и сам человек. Летные поля нередко соседствуют со стихийными свалками мусора (аэропорт Шереметьево — тому пример). На таких свалках часто кормятся птицы, причем достаточно крупные, например вороны, голуби и чайки. А за ними подтягиваются хищные. И все эти перелеты «поближе к еде» осуществляются через летное поле.
Если говорить именно о чайках, от которых пострадал самолет, их количество увеличилось в регионе?
Евгений Тишковец: Количество гнездящихся озерных чаек в Московской области с 80-х годов прошлого века наоборот уменьшилось в три раза. В регионе гнездится около нескольких десятков тысяч пар озерных чаек и чуть меньше сизых. Правила эксплуатации аэропортов предполагают, что сооружения должны быть расположены вдали от свалок, трава на территории должна быть подстрижена, чтобы не водились мелкие грызуны и не провоцировали появление птиц. Сейчас время послегнездовых кочевок.
Скорее всего, инцидент с самолетом «Уральских авиалиний» спровоцировали именно сизые чайки, более крупные птицы. Сизые чайки начинают откочевки к югу, и вполне возможно, что это залетевшие к нам на пути миграции северные птицы. Они сейчас собираются в стаи и могут в таких местах отдыхать. Взлетная полоса — это ровное и открытое пространство, где они могут сесть. Птицы слышат самолет, начинают взлетать, но скорость у самолета велика, они не успевают взлететь и улететь в сторону.
Что происходит с самолетом при столкновении с птицами?
Евгений Тишковец: Небольшое и мягкое существо превращается в самый настоящий снаряд разрушительной силы. Удар птицы весом 1,5-2 килограмма о самолет, летящий со скоростью около 700 км/ч, сравнивают с выстрелом пушки калибром порядка 50 миллиметров.
В боулинге страйк — это лучший удар. В авиационном жаргоне страйк происходит, когда птица внезапно пересекает траекторию самолета.
Расчеты таковы: если самолет на скорости 320 км/ч столкнется с чайкой, то сила удара составит около 3 200 килограмм на квадратный сантиметр. А если та же птица и самолет столкнулись на 2 километра выше на скорости 690 км/ч — удар будет в 3 раза мощнее, чем выстрел 30 миллиметрового снаряда.
Попадание птицы в двигатель может повлечь деформацию лопаток на различных ступенях компрессора, из-за чего возможно их разрушение, и двигатель в результате выйдет из строя, а может даже и загореться. Как правило, в двигатель попадает одна, максимум две птицы, и лишь в 5 процентах аварий происходит повреждение самолетов. Но даже если один двигатель выйдет из строя, ничего критичного не произойдет: самолет продолжит полет. Но есть и печальные примеры.
Какая высота наиболее опасна для такой «нежданной» встречи?
Евгений Тишковец: Около 70 процентов всех столкновений происходит на малой высоте (до 300 метров) во время снижения и посадки и взлета и набора высоты. 20 процентов столкновений случается на высоте от 300 до 1500 метров (на этом уровне летают преимущественно хищные птицы) и только 5 процентов — выше 1500 метров. Чем больше высота и скорость самолета, тем ощутимее удар.
В целом, высоты магистральных перелетов самолетов гражданской авиации для птиц недоступны. Но в истории авиации зафиксированы случаи столкновения с птицами на высотах 6-9 тысяч метров.
Проблема столкновения птиц с самолетами актуальна для всего мира?
Евгений Тишковец: Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует порядка 5400 столкновений воздушных судов с птицами. За последние 25 лет из-за столкновений самолетов с птицами во всем мире было повреждено более 160 самолетов и погибло более 200 человек. В 2016 году было зарегистрировано 1835 подтвержденных попаданий птиц в одной только Великобритании.
В кабину самолета птицы врезаются в 12 процентах случаев, а в 45 процентах — попадают именно в двигатель, как в случае с лайнером «Уральских авиалиний». Последнее несет наибольшую опасность. Самая крупная авиакатастрофа, вызванная столкновением с птицами, произошла в 1960 году в Бостоне. Самолет L-188 вылетел в Филадельфию, но менее чем через полминуты с момента взлета рухнул в Бостонскую бухту. Погибли 62 человека. Причиной ЧП стало столкновение со стаей скворцов — на взлетной полосе нашли 75 трупов птиц. Установлено, что пернатые попали внутрь трех из четырех двигателей, произошло резкое снижение тяги и самолет упал.
При попадании птицы двигатель всегда выходит из строя?
Евгений Тишковец: Двигатели должны выдерживать столкновение с птицей весом более 3,5 килограмм без опасного и быстрого выброса острых осколков из двигателей. Фактически большинство двигателей могут проглотить птицу и лишь немного повредить лопасти. Двойное попадание птицы в двигатель чрезвычайно маловероятно, но если один двигатель выйдет из строя по причине птичьего попадания, это будет не критично. Все самолеты справляются с выходом одного двигателя из строя.
Однако не только двигатели подвергаются риску при попадании птиц. Окна в кабине пилотов тоже могут разбиться. Пилотов обучают включать нагрев стекла, чтобы лед не намерзал на высоте, перед взлетом; так стекла становятся мягче и более устойчивыми к ударам.
Какие меры надо предпринимать, чтобы предотвратить попадание птиц в самолет?
Евгений Тишковец: Используются записи звуков хищных птиц, патроны, производящие громкий шум и вспышки света, механические соколы, обученные соколы и беспилотники. Довольно часто возникает предположение, что двигатели должны быть защищены решеткой, но это не так просто сделать. Проблема в том, что для того, чтобы эффективно заблокировать птицу на скорости 800 километров в час, сетка должна быть весьма прочной и толстой, но это помешает току воздуха в двигатель. Двигатели эффективны, потому что тщательно спроектированы, чтобы задействовать разреженный воздух на высоте, поэтому минусы защитной решетки перевешивают плюсы.
Как борются с попаданием птиц в двигатели самолетов? | Безопасность | Общество
Елена Слободян
Примерное время чтения: 4 минуты
5257
Сюжет Аварийная посадка самолета «Уральских авиалинии» в Подмосковье
Категория:
Безопасность
В четверг, 15 августа, самолет «Уральских авиалиний», летевший из Москвы в Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле возле деревни Рыбинское недалеко от аэропорта Жуковский. Аварийная посадка была вызвана возгоранием двигателя. Как сообщил «Интерфаксу» представитель Росавиации, на взлете после отрыва от взлетно-посадочной полосы лайнер столкнулся со стаей чаек, попадание которых в двигатели привело к значительным перебоям в их работе.
Столкновение с птицами и животными является общемировой проблемой. Ежегодный ущерб международных авиакомпаний от подобных происшествий, по оценкам экспертов, составляет более 1 миллиарда долларов. Статистические данные, опубликованные на основе анализа отчетов о подобных столкновениях за 2008–2015 годы, полученных из 91 государства показывают, что 96% ЧП произошло на территории аэропорта или вблизи нее, 39% — на этапах разбега или набора высоты и 57% — на заходе на посадку.
По словам заслуженного летчика РФ, ветерана гражданской авиации Олега Серова, для обеспечения безопасности полетов в аэропортах создаются специальные орнитологические службы. «Где-то птиц отпугивают соколы, где-то включают трансляцию крика раненых птиц. Ведется даже отстрел. Помимо этого включают локаторы, которые показывают перелет стай, наличие других помех в районе взлетной полосы. Ведь не только птицы представляют опасность. На полосу может выбежать заяц или лисица, собака или несанкционированно выехать машина, как это было во Внуково. Существующие меры по предотвращению столкновений должны были помочь избежать аварийной посадки. Но где-то что-то не сработало. Созданная комиссия, Межгосударственный авиационный комитет, а также Следственный комитет разберутся в случившемся. Это ведь на самом деле серьезное происшествие», — говорит Серов.
Как аэропорты защищают самолеты от столкновений с птицами?
Птицы представляют серьезную угрозу для воздушных судов как во время полета, так и на взлетно-посадочной полосе. Из-за большой скорости движения самолета столкновение с птицей приводит к серьезному повреждению стекла кабины, радиопрозрачного обтекателя, а также турбореактивного двигателя. Согласно российскому и международному законодательству, за безопасность воздушных судов отвечают специальные службы аэропортов, в обязанности которых входит целый комплекс работ по обеспечению безопасности полетов.
Аварийная посадка самолета А321 в Жуковском
© Агентство городских новостей «Москва» / Андрей Никеричев
© Reuters / Stringer
© Агентство городских новостей «Москва»
© Reuters / Stringer
© www. globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© Reuters / Stringer
© Агентство городских новостей «Москва» / Денис Воронин
© Reuters / Stringer
Аварийная посадка самолета А321 в Жуковском
© Агентство городских новостей «Москва» / Андрей Никеричев
© Reuters / Stringer
© Агентство городских новостей «Москва»
© Reuters / Stringer
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© Reuters / Stringer
© Агентство городских новостей «Москва» / Денис Воронин
© Reuters / Stringer
Отслеживание птиц персоналом
Защита от птиц прежде всего подразумевает своевременное обнаружение пернатых на аэродроме и путях следования воздушного судна. Для этого привлекается весь персонал аэропорта, участвующий в работах на летном поле, а также экипажи воздушного судна. Сама орнитологическая обстановка в районе аэродрома определяется с помощью радиолокационного оборудования. Полученные с него данные служат для определения степени опасности. Если вероятность столкновений чрезвычайно высока, то взлеты и посадки могут быть временно прекращены.
Отпугивание птиц при помощи оборудования и специальных средств
На территории аэропорта активное отпугивание пернатых проводится работниками аэродромной Группы контроля птиц (ГКП). В ее задачи входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяцией птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Применяются биоакустические установки, которые размещают по периметру летного поля — они воспроизводят голоса нескольких видов птиц и обеспечивают защиту территории в радиусе 220 метров, для отпугивания, как правило, используется особые сигналы — записи «тревожных» птичьих криков. Также применяются радиоуправляемые модели-макеты воздушных хищников и другие. В аэропортах имеются пиротехнические средства — всевозможные хлопушки, отпугивающие птиц резкими звуками, но не причиняющие им вреда. Также пернатых отгоняют с помощью газовых пушек, микровзрывы которых имеют уровень шума до 150 дБ и напоминают звуки выстрела из огнестрельного оружия.
Помимо технических средств отпугивать пернатых помогают хищные птицы. Например, в число «сотрудников» аэропортов «Домодедово» и «Внуково» входят специально обученные соколы и ястребы.
Ловушки для птиц
Для снижения численности пернатых используются ловушки и другие средства для отлова. В соответствии с рекомендацией Международной ассоциации гражданской авиации ИКАО, все пойманные птицы вывозятся за пределы аэродрома на расстояние не менее 50 км.
«Зачистка» территории
Для снижения численности пернатых на территории аэропорта проводится вырубка кустарника, регулирование высоты травостоя на грунтовых участках аэродрома, замена разнотравья на монокультуру, ликвидация мелких водоемов и мест для гнездования на аэродромных сооружениях. Сельскохозяйственные посевы и полигоны твердых бытовых отходов, которых служат кормовой базой для птиц, а также животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты переносятся за пределы 15-километровой зоны взлетных полос.
Какие птицы представляют наибольшую опасность для самолетов?
Наибольшую опасность представляют крупные птицы массой тела от 500 г, летящие на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. Нанести вред воздушному судну также могут голуби, грачи, озерные и сизые чайки, куропатки, чибисы, вес которых от 150 до 500 г. Небезопасными считаются и мелкие птицы, склонные к образованию многочисленных стай. Это прежде всего скворцы, дрозды и жаворонки.
птицыаварийная посадка самолёта
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Хороший самолет с неизвестной проблемой. Главные вопросы о Boeing 737 MAX 8
Пилоты UTair: «Аргентинский экипаж нарушил указания диспетчера»
Эксперт: причиной авиаинцидента в Барселоне мог стать языковой фактор
10 фактов о Sukhoi Superjet
Эксперт: «Скорее всего, Sukhoi Superjet 100 вели «на глазок»»
Новости СМИ2
Насколько опасно столкновение с птицей в самолете?
Столкновение с птицей происходит, когда движущийся самолет сталкивается с птицей. Птица может попасть в любую часть самолета, и во всех случаях это будет называться столкновением с птицей. Когда самолет сталкивается с другим типом животных, например летучей мышью, койотом или даже оленем, такой инцидент называется столкновением с дикой природой. Согласно последним данным, около 98% столкновений с дикими животными приходится на столкновения с птицами.
Насколько распространены случаи столкновения с птицами?
По данным британских и канадских исследователей, за последние два десятилетия столкновения с птицами привели к гибели более 106 гражданских лиц во всем мире. Такой объем связан с растущим числом полетов, изменением схемы миграции птиц, улучшением отчетов о столкновениях с птицами, более крупными, быстрыми и более тихими самолетами с турбовентиляторными двигателями, которые дают птицам меньше времени, чтобы уйти с дороги. Эксперты также предполагают, что инциденты со столкновениями с птицами наносят ущерб примерно в 1,2 миллиарда долларов в год. с 19С 90 по 2017 год только в США было зарегистрировано более 194 000 столкновений с дикими животными. С 1988 по 2017 год в общей сложности 263 гражданских самолета были либо уничтожены, либо повреждены и не подлежали ремонту из-за нападений на диких животных по всему миру.
Поскольку птицы летают на более низких высотах, наиболее частые столкновения самолетов с ними происходят при взлете, заходе на посадку или посадке. По данным Международной организации гражданской авиации, 90% столкновений с птицами происходят в районе аэропортов. По данным Федерального авиационного управления, около 63% авиационных происшествий, связанных с птицами, происходят в светлое время суток, потому что птицы обычно летают днем.
Большинство столкновений с птицами происходит из-за неизвестных видов птиц. На птиц-птиц, воробьев и скворцов приходится 22% столкновений. Кулики, чайки и крачки являются причиной около 11% столкновений с птицами. Более крупные чайки, которые обычно летают большими стаями, чаще становятся участниками происшествий, причиняющих значительный ущерб. На хищников, таких как ястребы, орлы и стервятники, приходится лишь 9% случаев столкновения с птицами, но они представляют большую угрозу безопасности полетов.
Размер самолета имеет значение
Когда птица ꟷ, даже маленькая ꟷ, попадает в самолет, вы слышите звук взрыва. Если маленькую птицу засасывает двигатель, она обычно проходит через сердцевину двигателя и достигает систем кондиционирования воздуха. Люди на борту могут почувствовать запах, похожий на запах жареной курицы.
Если птица летит очень близко к окнам, вы также можете предположить, что некоторые из них могут попасть в крылья, двигатели или стабилизатор самолета. В таком случае экипаж воздушного судна сообщает авиадиспетчерам, что у них может быть столкновение с птицей, и может возникнуть необходимость в так называемой проверке на столкновение с птицами по прибытии. Если экипаж самолета считает, что могло произойти столкновение с птицей, они сначала проверяют параметры двигателя, чтобы убедиться, что двигатели не колеблются.
Майк Фокус
Ущерб от столкновения с птицей зависит от нескольких факторов. Прежде всего, это размер самолета. Небольшие самолеты и винтовые машины с большей вероятностью получат структурные повреждения, такие как пробивание лобового стекла, поверхностей управления или оперения. Пробитие лобового стекла также потенциально может травмировать пилотов или других людей на борту, что может привести к потере управления и иметь катастрофические последствия.
У больших самолетов двигатель обычно выходит из строя или даже полностью выходит из строя, если в них влетает птица. Более ⅓ столкновений с птицами связаны с двигателями. Если птицу засосет двигатель, это может привести к серьезному повреждению ротора первого компрессора (лопасти вентилятора). Это может привести к сильной вибрации, громким ударам и полной потере тяги двигателя. Столкновения с птицами могут повредить не только двигатели большого самолета, но и его части, в том числе крылья, нос, лобовое стекло и фюзеляж.
Во время посадки или взлета столкновение с птицами может привести к повреждению выпущенных шасси, что может привести к существенной неисправности тормозов или систем управления передним шасси. В свою очередь, это может привести к проблемам с управлением по курсу во время последующего посадочного пробега. В редких случаях столкновения самолетов с птицами могут происходить на больших высотах. Это может привести к повреждению конструкции корпуса самолета и быстрой разгерметизации.
Также важно, сколько птиц столкнется с самолетом. Например, на уток, гусей и лебедей приходится лишь 2% случаев столкновения с птицами. Однако, поскольку эти птицы, как правило, летают большими стаями, они могут нанести более значительный ущерб самолету.
Как администрация аэропорта предотвращает столкновения с птицами?
Полный отказ двигателя после столкновения с пернатым существом может серьезно повлиять на безопасность полета. Поэтому, чтобы предотвратить или, по крайней мере, свести к минимуму риск, аэропорты предпринимают шаги, чтобы попытаться предотвратить столкновения с птицами.
Полный отказ двигателя из-за столкновения с птицей может серьезно снизить безопасность полета. Поэтому, чтобы предотвратить или хотя бы свести к минимуму риск, аэропорты принимают меры по предотвращению ущерба. Предпринимаются определенные шаги для предотвращения ущерба в некоторой степени.
Первое, что может сделать администрация аэропорта, — это сократить места обитания птиц вокруг аэропорта и его взлетно-посадочной полосы. Открытые участки травы и воды, кустарники, деревья служат пищей и местами для ночлега птиц. По этой причине аэропорты, как правило, вырубают деревья с гнездами, уменьшают скопление дождевой воды и заменяют выпас скота зерновыми культурами.
Перелетные птицы, которые следуют четко определенным маршрутам полета, могут представлять опасность, если пути их полета проходят вблизи аэропорта. Для предотвращения этого администрация аэропорта транслирует сигналы бедствия птиц или использует пиротехнические патроны для отпугивания птиц. На самом деле, некоторые крупные аэропорты также могут использовать обученных сапсанов, чтобы отпугивать чаек и гусей от свалок. Крупные стаи птиц также можно обнаружить с помощью специализированного наземного радиолокационного оборудования.
Однако ответственность за минимизацию проблемы столкновений с птицами ложится не только на аэропорты. Прежде чем самолеты допускаются к эксплуатации, они проходят серьезный комплекс испытаний. Они также включают в себя испытания двигателя при столкновении с птицами.
Все, что вам нужно знать о столкновениях птиц с самолетами, посадках на воду и других чрезвычайных ситуациях в небе.
Спасательные катера рядом с плавающим в воде самолетом US Airways после падения в реку Гудзон.
Рейс US Airways, вылетавший из Ла-Гуардия, потерпел крушение в реке Гудзон в четверг днем после того, как птицы залетели в один или оба двигателя самолета. Все 155 человек на борту были спасены.
com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-c53513fd5359e666f463a3fbe6e15936-component-2@published»> Что произойдет, если птица влетит в двигатель самолета? Обычно ничего — большинство «столкновений с птицами» вообще не повреждают самолет. (Производители самолетов используют симуляторы столкновения с птицами, чтобы убедиться, что двигатели могут выдержать проглатывание животного.) Но даже если столкновение с птицей выводит из строя двигатель самолета, это не означает, что авария неизбежна. Коммерческие самолеты спроектированы так, чтобы летать только с одним двигателем, и пилотов учат летать на них таким образом. Если двигатель выходит из строя, пилот должен отрегулировать руль направления на хвосте самолета таким образом, чтобы создать противодействующую силу, чтобы направить нос к работающему двигателю. В то же время элероны самолета — маленькие закрылки на каждом крыле, управляющие «креном» самолета, — регулируются, чтобы компенсировать дисбаланс. В прошлом пилотам приходилось вносить эти корректировки вручную, но новые самолеты делают это автоматически. (Посмотрите здесь, как бьет птица.)Как часто столкновения с птицами становятся причиной несчастных случаев? Редко, но бывает. По данным Aviation Safety Network, в период с 1955 по 2007 год произошло 51 столкновение с птицами, которое привело к коммерческим авариям. Военные потери явно больше: по оценкам Международного комитета по столкновениям с птицами (PDF), 283 военных самолета были потеряны из-за столкновений с птицами в период с 1959 по 1999 год. Так называемые «двойные птицы» — моменты, когда пара птиц поражает и выводит из строя оба двигателя — крайне редки. (Столкновения с птицами наносят ущерб, задержки и отмены на сумму около 1,2 миллиарда долларов в год.)
Есть ли способ уменьшить количество столкновений с птицами? Да. Персонал аэропорта часто использует «газовые пушки» — трубки, заполненные газом, которые издают шум при подключении к свече зажигания, — чтобы отпугивать птиц и других животных, таких как олени. Они также пытаются сделать местную среду недружественной для дикой природы, вырубая деревья и уничтожая другую близлежащую растительность гербицидами. (Это может быть сложно, поскольку аэропорты часто располагаются в зонах с большим количеством диких животных.) Аэропорты также могут корректировать траектории своих полетов в зависимости от моделей миграции.
Как работает посадка на воду? У FAA есть список рекомендаций, когда речь заходит о «погружении в воду», что является формальным термином для контролируемого аварийного спуска на воду. Подходя к воде, пилот должен почувствовать, как формируются волны, и попытаться приземлиться либо параллельно волнам, либо на верхнюю, либо на заднюю сторону волны. Шасси не следует опускать, так как сопротивление будет создавать более сильную посадку, чем в противном случае. Если возможно, пилот должен остановить самолет непосредственно перед посадкой, чтобы сделать ее как можно более плавной. Еще одна рекомендация — направлять самолет против ветра, чтобы замедлить его. (См. список коммерческих водосточных желобов здесь.)
Лучше разбиться на суше или на воде? Если есть выбор, пилоты должны спрыгнуть на землю. Причина в том, что при скорости 200 миль в час поверхностное натяжение воды сделает ее такой же твердой, как асфальт, но выживших будет труднее спасти. Пилоты обучены искать большие открытые площадки с наименьшим количеством препятствий.
Каковы шансы выжить в авиакатастрофе? Неплохо. По данным Flight Safety Foundation, две трети людей, попавших в крупные авиакатастрофы, выживают. Вероятность попасть в аварию, конечно же, очень мала — авария со смертельным исходом происходит только один раз на каждые 16 миллионов рейсов коммерческих авиакомпаний.
Кто спасает сбитый самолет? Любой, кто может. Береговая охрана США, Гражданский воздушный патруль, Министерство обороны, а также правоохранительные органы штатов, округов и местных органов власти имеют постоянно действующее соглашение о предоставлении самолетов, судов и наземных спасательных групп для аварийных ситуаций с воздушными судами. Береговая охрана и ВВС обычно координируют спасательные работы из одного из дюжины координационных центров спасения по всей стране.
Есть вопрос о сегодняшних новостях? Спросите Объяснителя.