Конкретная ситуация Народный компьютер «Амата». Народный компьютер


Народный компьютер

12 лет назад 5 октября 2006 в 14:55 34

Основной бонус любого компьютера – интернациональность. В том смысле, что его общение с нами, пользователями, происходит без примесей национального колорита. А как бы выглядел процесс, если бы компьютеры были немцами, японцами, французами, итальянцами, американцами и русскими? Предположим, вы купили компьютер и первый раз включили его…

Дойче цайтунг

– Гутен таг, Гер юзер! Докладываю результаты самодиагностики: материнская плата EPoX 8HDA+, чипсет VIA K8T800, память – два DIMM-слота для PC3200 / 2700 (DDR400 / 333)…– Спасибо, я понял. – Не перебивайте, Гер юзер, не положено – ихь хабэ дэр инструкция. Продолжаю докладывать результаты самодиагностики: в системе инсталлирен два жестких диска WD2500JB, серийный номер первого…– Не хочу я номер, понятно тебе? Я хочу увидеть окно загруженной системы! Я хочу соседа в Warcraft зарезать!– Найн. Циркуль томаттен пастен нихт хабэ зарезать. – Какой хаб! Зачем мне хаб? Я лучше тебя сейчас загрызу вместо соседа!– Нихт каппутен! Нихт капитуллирен! Я никогда не сдамся – дальнейшая загрузка не возможна. (Поет немецкий марш.)

Сделано в Японии

– Конишуа, юзер-сан! Желаете пропустить окно загрузки?– Да, что-то меня ломает на все это смотреть.– Конечно, конечно, юзер-сан. Сразу загружаю операционную систему. Какой вы пожелаете ее видеть? В графическом режиме? В безопасном? В режиме командной строки, быть может? Какой сусяй мне выбрать?– Ну, я не знаю…– Уже не важно, учитель. Я понял: вы не хотите сейчас работать за компьютером, вы желаете обедать. Я сделаю заказ через интернет. Может быть, юзер-сан пожелает массаж после обеда?– Не знаю… Я обычно так далеко не загадываю. – И это, впрочем, не так важно: я уже сделал предварительный заказ. Массажистка приедет ровно через 30 минут после обеда. А еще я заказал вам химчистку на дом, новую мебельную стенку в комнату и спортивный автомобиль. Ведь юзер-сан человек чести? Он же оплатит заказ по прибытии? Очень не хочется делать вам харакири, юзер-сан…

Шарм натюрель

– Бонжур, мсье. Я рад, что отныне вы будете моим хозяином. Посмотрите, какие я вам обои Рабочего стола нашел! Оцените ту роскошную шатенку… Ах да, я решил, что мсье придерживается натуральных убеждений. Хотя, если мсье любит мальчиков, больших девочек или, например, хомячков, то я…– Натуральных!– Хм, а по виду мсье и не скажешь. Глядя на вас, мон шер, я подумал, что вы полностью свободны от оков общественного мнения. Кстати, хомячки…– Нет! Хочу в интернет!– О, мсье эстет, точно знающий, чего хочет. Вы правы: в интернете выбор намного обширнее. Я тут недавно на одном сайте познакомился от вашего имени с потрясающей брюнеткой из Монако. Мне кажется, нам, то есть вам, стоит с ней пообщаться поближе. Какая женщина! О, мон дье… Сэ лямур…

Мамбо итальяно

Бонжорно, юзерино! Какой незагорелый! Мамма мия! Что же это такое происходит? Сидите целый день дома под искусственным освещением, чтоб оно пропало, черт подери, а потом дети синие рождаются!– Я не…– Что не, что не? Ты посмотри на себя! Ты явно опухаешь! А щеки? Разве это щеки? Ты должен быть похож на бурундука, донна белладонна моменто море!– Вабэне…– Да, ты знаком с доном Кулерино? А моими племянниками – Джамперино и Селектино? – Оч-чень приятно…– Ой, извини, мама звонит процедурой пост… Мамма мия! Белла! Делиссимо! Делисьеза! Да, мама, я люблю тебя! Кто это гундит? О, как ты права, мама, эти туристы совсем надоели…– Вообще-то, я вроде как твой владелец…– Замолчи, невероятный идиото, когда я говорю с мамой! Да, мама? Как там синьор Флопповодо? А его жена Флэшида? Кстати, я тебе говорил, что моя подруга первый раз приготовила мне спагетти! Можно я познакомлю ее с тобой?– А можно мне документ набрать? У меня завтра отчет.– О чем вы говорите, синьор? Какой отчет! Да, мама, да… Асусина, конечно, я помню тетушку Асусину… Как они поживют? У них мальчик?!– А ну тебя, пойду лучше книгу почитаю…

USA today

– Ваш компьютер подключен к локальной сети?– Да нет, не подключен.– Ты что-то скрываешь. Мне кажется, что у тебя на винчестере скрываются какие-то террористические программы! Я немедленно звоню в Пентагон! – Это твой винчестер.– Он куплен в стране опасной двадцатичетырехугловой оси зла! Твой HDD представляет опасность для всего человечества! Мы нанесем удар первыми!– А по корпусу молотком?– Зачем?– Как? У тебя же террористы внутри засели.– Нет там никого!– А мне дела нет, я решил нанести удар первым.

Россию не понять…

– Приветище! Как дела?– В целом хорошо, но денег опять нет и погода хреновая…– Стопудово, сколько это может продолжаться! Не переживай, у тебя на винте стоит бесплатных программ на двадцать килобаксов – неужели мы с этим добром не придумаем, как денег заработать? – А что ты предлагаешь?– Смотри: покупаем 10 лицензионных операционок Windows XP. Я договорюсь с тетей Катей, которая работает на конфетной фабрике, она начнет на одном конвейере по ночам делать боксы фирменные. С дядей Колей с кафедры физики сам поговоришь – он тебе голограмм сделает до конца жизни. А диски можно у Уаня Шуна заказать, что на рынке работает, помнишь? Он же тебе и книжечки напечатает…– И что?– Как что? Из 10 лицензий у тебя через месяц будет 100 000. А сейчас кругом проверки компаний на предмет установленного лицензионного ПО! Ты свои лицензии за неделю все продашь со свистом, и не хватит еще! Прикидываешь навар? Мы себе этот Microsoft через полгодика на день рождения купим! UP

Kenny Kenobi

upweek.ru

«Звездный торговец» или компьютерное обучение в эпоху мини-компьютеров / Хабр

Это рассказ о различных подходах к компьютерному обучению в США, в эпоху до появления персональных компьютеров. Особое внимание будет уделено просветительской деятельности «Народной компьютерной компании» (People's Computer Company, PCC). Упоминание об этой организации, а также одноименных клубе и газете вы могли встретить в известной книге С. Леви «Хакеры: Герои компьютерной революции». Наконец, речь пойдет о ранних текстовых играх, в частности, о «Звездном торговце» (Star Trader). О современной реализации на Питоне этой классической игры будет рассказано в заключительной части.

Как видите, это будет история о делах давно минувших дней. Почему это должно кого-то интересовать? На мой взгляд, многие старые идеи и подходы, касающиеся компьютерного обучения, актуальности не потеряли и по сей день. Некоторые мои знакомые планируют создать компьютерную систему для обучения детей программированию. Надеюсь, данный рассказ подействует на подобных разработчиков вдохновляюще.

«Кризис образования»

Давайте перенесемся в 1957 год. Только что запущенный советский «Спутник-1» произвел, как известно, колоссальное впечатление на США. Хорошей иллюстрацией царивших тогда настроений является обложка журнала «Life» за 1958 год, на которой соседствуют отличник из Москвы с серьезным проницательным взглядом и его американский сверстник-оболтус. Обложка имеет заголовок «Кризис в образовании». Выводы, к чести Америки, были сделаны быстро и на науку с образованием начали выделяться значительные государственные средства.

Обложка журнала «Life» за 1958 год.

Появилось, в частности, знаменитое агентство ARPA (которое позже получило более привычную аббревиатуру DARPA) по проектам, которые связаны с долгосрочными, перспективными и, зачастую, никак не касающимися обороны исследованиями. Благодаря поддержке ARPA и на деньги военных были созданы интернет и первые персональные компьютеры. О работе ARPA в те времена А. Кэй (Alan Kay) говорил так: «основная идея ARPA заключается в том, что вы находите отличных специалистов, вы даете им много денег, а затем оставляете их в покое. Если они не сделают через 3 года что-то хорошее (то есть что-то новое и интересное), то их уволят».

Ящик Скиннера

Надежды на улучшение качества образования связывали, в том числе, с компьютеризацией учебного процесса. И здесь, казалось бы, как нельзя лучше подходили популярные в то время теории психологов-бихевиористов (от слова behavior — поведение), в которых ученик рассматривался, как подопытное животное, вроде собаки Павлова. Компьютер, в полном согласии с данными теориями, способен оценивать лишь внешние реакции. Желаемое поведение предлагается формировать с помощью поощрений и наказаний. Наибольшей популярностью пользовались работы Б.Ф. Скиннера. Он получил основные свои результаты, тренируя голубей, реакциями которых управлял с помощью специального ящика.

Ящик Скиннера.

Типичный CAI-курс (Computer Aided Instruction) компьютерного обучения 60-х годов, организованный в духе работ Скиннера, представляет собой демонстрацию фрагментов из какой-то области знания, усвоение которых проверяется с помощью диалога с пользователем. В закреплении нужного «условного рефлекса» у ученика помогают такие стимулы, как баллы или ограниченное время ответа. Вопрос, на который был получен неверный ответ, может быть задан повторно, но уже с дополнительными пояснениями или демонстрацией правильного варианта. По большому счету, различные реализации CAI отличаются друг от друга уровнем имитации преподавателя, который руководит действиями ученика и здесь напрашивается использование подходов из области ИИ. С другой стороны, именно простые, линейные CAI оказались наиболее удобны с точки зрения разработки преподавателями. В целом, CAI-курсы наиболее полезны в тренировке и при проверке знаний, которые поддаются простой количественной оценке.

Боб Альбрехт

В 1962 году Боб Альбрехт (Bob Albrecht) впервые начал обучать старшеклассников языку Фортран. Кто такой Боб Альбрехт? О нем впоследствии писали, как о компьютерном энтузиасте-просветителе, который повлиял в конце 60-х и начале 70-х на молодежь более, чем кто-либо еще в соответствующей сфере. Именно Альбрехт основал «Народную компьютерную компанию», но об этом я расскажу позже. Вернемся к 1962 году. Компьютеры в то время занимали целые комнаты и находились во владении крупных корпораций. Программистам приходилось днями ждать очереди для того, чтобы передать свою программу на исполнение операторам — «жрецам» машины. Типичным вариантом обучения для избранных, а в лучшем случае ими являлись студенты соответствующих специальностей, были скучные лекции, без использования самих компьютеров. Альбрехту посчастливилось организовать учебный процесс по-иному, с практическим применением одной из машин CDC. При этом во главу угла было поставлено программирование (решение школьных задач, игры), а не CAI. На занятиях поощрялась ситуация, когда более опытные ученики сами пробовали себя в роли преподавателей. Горящие глаза школьников, их неподдельный интерес к освоению компьютеров стали для Альбрехта стимулом серьезно заняться вопросами компьютерного обучения обычных людей, далеких от компьютеров и интересов крупных компаний. Разумеется, все это оказалось возможным благодаря помощи CDC, а также наличию государственных грантов. В середине 60-х также появились 2 очень важных вещи для развития учебной деятельности Альбрехта: мини-компьютеры и язык Бейсик.

Мини-компьютеры

Сегодня слово «мини-компьютер», кажется, утратило свое первоначальное значение. Но когда-то это была целая эпоха. Новая элементная база, сами компьютеры «всего лишь» размером со шкаф. И, конечно же, использование систем разделения времени. Более быстрые, чем предыдущее поколение, мини-компьютеры могли обслуживать нескольких пользователей, подключенных одновременно. Общение с вычислительными машинами стало более интерактивным и доступным для более широкого круга пользователей. ЭЛТ-мониторы в 60-х годах все еще оставались слишком дорогими и мало распространенными, поэтому в качестве устройства ввода-вывода обычно использовалась электромеханическая печатная машинка — телетайп. Вы печатаете на бумаге текст, текст печатается вам в ответ. Подключение телетайпов к мини-компьютеру могло быть также удаленным, с использованием обычной телефонной линии и акустического модема. В таком удаленном режиме мини-компьютеры часто использовались в американских школах.

Мини-компьютер PDP-8

BASIC

Мини-компьютеры и системы разделения времени дали возможность появиться на свет интерактивному языку программирования специально для начинающих и для непрограммистов. Критика Бейсика хорошо известна. Однако, рассматривать положительные и отрицательные свойства этого языка лучше в контексте времени, когда он был действительно актуален. Многие отрицательные черты, такие, как, например, неструктурированность, объясняются желанием авторов языка сделать возможной реализацию интерпретатора Бейсика даже на самых слабых мини-компьютерах. Один из авторов языка, Д. Кемени (John Kemeny) предлагал в качестве обучающего аспекта написание компьютерных программ. В этом случае ученик становится учителем для компьютера. Ученик получает очень полезный опыт в процессе формулирования задачи в пригодной для вычислительной машины форме.

Одним из тех, кто сразу оценил возможности нового языка в учебной деятельности был Боб Альбрехт. Он даже полусерьезно организовал общество по отмене использования Фортрана в обучении. Возможности Бейсика Альбрехт демонстрировал с участием своих учеников на многочисленных конференциях и выставках. Также он одним из первых написал несколько самоучителей по языку. Самыми, пожалуй, популярными программами на Бейсике являлись учебные симуляции и игры.

Симуляции и игры

Очень любопытно читать статью 1966 года под названием «Две компьютерных экономических игры для шестиклассников» (Two Computer-Based Economics Games for Sixth Graders). В статье говорится об интересном эксперименте по использованию игр в учебном процессе. Школьники с помощью терминалов-телетайпов от IBM (данная компания участвовала в проекте) общаются с компьютером, а кроме того, часть информации выводится графически с помощью слайд-проектора. Одна из игр предлагает попробовать себя в роли правителя во времена шумерской цивилизации. Выдаются сведения о текущем количестве населения и состоянии ресурсов. Играющему приходится принимать решения на тему распределения зерна и т.п. Если вы хорошо знаете историю компьютерных игр, то данное описание могло показаться вам знакомым. Действительно, перед нами предтеча таких игр, как Hamurabi (1968).

«Шумерская игра»

Разумеется, восприятие нового знания в игровой форме значительно увлекательнее CAI. Я, например, до сих пор с благодарностью вспоминаю текстовые игры на компьютере ZX Spectrum, такие, как Sherlock. С помощью этих игр я в свое время смог изучить основы английского языка. Этот игровой опыт был более похож на попадание в иностранную среду, чем на типичный курс CAI.

Тем не менее, во многих случаях здесь применима критика А. Кэя, которую он высказал по отношению к знаменитой игре SimCity. Кэя не устраивало, что игра скрывает многое от пользователя. Нам недоступны правила и эвристики, которые используются в основе игрового мира. Если бы у ученика было это знание и возможность модификации основных параметров, то он был бы способен, действуя, как исследователь, на более глубоком уровне понять важные принципы, которые используются в основе игровой модели.

В конце 60-х и начале 70-х действовал Хантингтонский проект (Huntington Computer Project), поддержанный государственным грантом и, впоследствии, компанией DEC. Суть проекта состояла в создании пакета обучающих симуляций на Бейсике для школьников и студентов. Данные программы были ориентированы на самые разные школьные предметы: биология, физика, социальные науки. Код был намеренно упрощен, чтобы, во-первых, позволить запускать симуляции на слабых машинах и, во-вторых, дать возможность ученикам исследовать программы. Среди прочих симуляций проекта выделяется своей своей масштабностью LIMITS, в которой моделируется рост человеческой популяции и исчерпание природных ресурсов.

Следует также упомянуть о первых обучающих истории играх. Это Civil War (1968) на тему гражданской войны в США и, конечно же, знаменитая «Орегонская тропа» (Oregon Trail, 1971), написанная на Бейсике.

LOGO

Выше говорилось о теориях психологов-бихевиористов. Совершенно иной подход к проблематике обучения демонстрируют психологи-конструктивисты, среди которых следует упомянуть Ж. Пиаже и советского ученого Л.С. Выготского. В конструктивизме главную роль играет ученик, а не учитель. Для ученика создаются условия, при которых он самостоятельно способен вырастить, переизобрести знания. Разумеется, больше всего вопросов вызывает то, каким образом создается это стимулирующее работу мысли учебное окружение.

В области компьютерного обучения пионером использования конструктивизма является С. Пейперт (Seymour Papert). Знаменитая фраза Пейперта звучала так: «Должен ли компьютер программировать ребенка, или ребенок должен программировать компьютер?». Пейперт и его коллеги из MIT создали язык Лого (Logo, 1967) для обучения детей программированию. Лого является очень хорошо спроектированным языком даже по современным меркам. Он вобрал в себя многие элементы языка Лисп. На Лого имеются реализации компиляторов и сложных алгоритмов ИИ. Но широкой публике он известен, конечно же, благодаря «черепашке». Концепция рисующей узоры «черепашки» предполагает, что ребенок способен легко представить себя в ее роли и может провести, например, «отладку» программы, двигаясь по комнате в соответствии с заданными командами.

Задачи, которые ученик решал с помощью программирования на Лого в лаборатории MIT тех времен, существенно отличаются от типичных школьных задач по программированию («вычислить сумму квадратов первых N четных чисел» и тому подобное). В статье 1971 года «20 вещей, которые можно сделать с компьютером» (Twenty Things To Do With A Computer) Пейпертом описаны некоторые интересные применения Лого. Среди них: управление роботом-черепашкой с помощью компьютера, рисование различных картин и мультфильмов на экране монитора, создание учениками своих версий игры Spacewar, генерирование музыки и стихотворений, управление со стороны компьютера игрушечным краном, создание светового шоу с помощью управления лампами, самостоятельное создание CAI-курсов для своих сверстников и т.д.

Механическая «черепашка»

На занятиях по Лого дети делали примерно то же, что их нынешние сверстники делают с помощью Arduino и Processing. И акцент на вещах из реального мира (робот-черепашка, игрушечный кран, световое шоу), разумеется, не случаен. Да, управлять краном сложнее, чем найти сумму чисел. Но ведь и гораздо увлекательнее!

PLATO

Под названием PLATO скрывается поражающий воображение проект по компьютерному обучению, созданный силами Иллинойсского университета, при поддержке государства и компании CDC. В 1972 году система состояла из суперкомпьютера и множества подключенных к нему терминалов в различных учебных заведениях. Каждый терминал был снабжен клавиатурой и плазменным монохромным дисплеем с сенсорным управлением и разрешением 512x512. Основная идея проекта заключалась в использовании CAI-курсов высокого качества: с хорошей графикой и музыкой. Здесь можно провести параллель компьютерными курсами на CD-ROM для мультимедийных PC, на которые тоже когда-то возлагались большие надежды.

Терминал PLATO IV

Несмотря на то, что в рамках PLATO был разработан простой высокоуровневый язык TUTOR для создания CAI, на деле уровень используемых в рамках PLATO курсов далеко не всегда оказывался высоким. К счастью, в системе имелась возможность самостоятельно разрабатывать программы на терминалах с помощью TUTOR и делать их доступными для других пользователей. Именно эта возможность позволила PLATO остаться в истории в качестве системы, опередившей свое время, в которой впервые широко использовались чаты, форумы, электронная почта и многопользовательские игры. Эти замечательные вещи были созданы, в основном, обычными школьниками и студентами.

Влияние контркультуры

Контркультура 60-х в США была явлением многоплановым: психоделический рок, движение «Назад к земле», антивоенные протесты и т.д. В компьютерной области контркультурные идеалы включали в себя децентрализацию и персонализацию компьютеров. В противовес ИИ, который мог быть использован корпорациями для управления массами, предлагались подходы, связанные с УИ (усиление естественного интеллекта), которые ставили человека во главе симбиоза человека и машины. Среди основных выразителей данных идеалов следует отметить В. Буша (Vannevar Bush), Д. Энгельбарта (Douglas Engelbart) и Т. Нельсона (Ted Nelson). Большую популярность в контркультурной среде имели также идеи изобретателя Б. Фуллера (Buckminster Fuller). Одним из известных высказываний Фуллера является: «если вы хотите научить людей думать по-новому, даже не пытайтесь их учить. Вместо этого, дайте им инструмент, использование которого приведет к постижению новых способов мышления».

Это были идеалы, которые вполне разделял Боб Альбрехт, открывший в конце 60-х, скорее всего, первый в мире компьютерный клуб под названием «Народный компьютерный центр» (People's Computer Center, PCC). В него мог попасть любой желающий и использовать мини-компьютеры и программируемые калькуляторы по своему вкусу: для игр, обучения и написания программ.

Атмосферу клуба можно представить себе с помощью следующей цитаты из книги С. Леви.

«Воздух обычно был заполнен стрекотом терминалов, один из которых был присоединен к PDP-8, а другой — к телефонной линии, через которую можно было связываться с компьютером в компании Hewlett-Packard, предоставившей для PCC бесплатное время. Весьма вероятно, что кто-нибудь играл в одну из игр, которую написала разросшаяся группа хакеров PCC. Иногда домохозяйки, сидевшие дома с детьми, приходили с ними сюда и неожиданно увлекались программированием, да так, что мужья начинали беспокоиться, что лояльные до сего момента матери забрасывали и детей, и кухню в пользу радостей Бейсика. Некоторые бизнесмены пытались запрограммировать компьютер для предсказания котировок на бирже, и тратили на эту химеру несчетное количество времени.

Газета Saturday Review цитировала Альбрехта: «Мы хотели бы, чтобы по соседству с людьми работали дружественные для них компьютерные центры, куда может спокойно зайти любой человек, точно так же, как он заходит в боулинг или в игровые автоматы, и придумать, как интересно провести время с компьютером».

Подход Альбрехта состоял в том, чтобы создать для детей такую обстановку, в которой они могли бы учиться самостоятельно. Разумеется, сотрудники PCC всегда были готовы ответить на вопросы посетителей клуба или предложить самоучитель. Регулярно проводились семинары. Альбрехт о процессе обучения высказывался так.«Когда дети впервые приходят в PCC, они обычно играют в игры. Иногда 2 или 3 недели. Но в какой-то момент почти каждый ребенок задает вопрос: „А как научить компьютер играть в такие игры? Как я могу написать игру?“ После того, как ребенок изучил азы математики, возможно, с помощью CAI, мы можем объяснить ему, как писать подобные программы-тренажеры самому, для обучения других детей. И, возможно, его программа будет полезнее для других детей, чем программа, написанная ученым-бихевиористом, сидящем где-то в своей башне из слоновой кости». Кстати говоря, знаменитая компьютерная игра «Охота на Вампуса» (Hunt the Wumpus, 1972) была написана именно в стенах клуба PCC.

«Народная компьютерная компания»

В 1972 году Альбрехт и его коллеги начали выпускать газету под названием «Народная компьютерная компания». Это было не первое компьютерное издание. До него существовали Computers and Automation (1950), Datamation (1957) и Computerworld (1967). Но «Компания», определенно, стала первой компьютерной газетой, ориентированной на широкого читателя. В номерах много места уделялось Бейсику и листингам игр на этом языке. Большое число статей было посвящено компьютерному искусству (графика, музыка, генераторы стихов). Имелись статьи на тему выбора мини-компьютера, обзоры книг. Газету PCC отличала необычная верстка: разнообразные шрифты, неожиданное расположение текста, рисунки от руки.

Девизом газеты стали следующие слова: «Компьютеры чаще используются против людей, вместо того, чтобы помогать людям. Используются для контроля людей, вместо их освобождения. Пришло время это изменить — нам нужна… Народная компьютерная компания».

Рисунок из первого номера газеты PCC

Влияние PCC (клуба, компании, газеты) оказалось очень велико. Без PCC не было бы знаменитого «Клуба самодельных компьютеров» (Homebrew Computer Club). Из PCC вырос «журнал доктора Добба» (Dr. Dobb's Journal), а также академический «Журнал компьютерной музыки» (Computer Music Journal).

В наше время сам формат журнала о компьютерах практически полностью перестал существовать, но если вы читали в начале 90-х отечественный журнал «ZX-Ревю», то перелистывание страниц PCC может вызвать у вас ностальгическую улыбку.

«Что делать после того, как вы нажали ENTER»

В 1975 году силами PCC была издана замечательная книга о компьютерных играх под названием «Что делать после того, как вы нажали ENTER» (What to Do After You Hit Return).

Как ни странно, это была не первая книга на данную тематику. Еще в 1973 году вышла книга Д. Эла под названием «101 компьютерная игра на Бейсике» (101 BASIC Computer Games). Любопытно, что в ней выражаются благодарности все тем же Альбрехту и PCC. Список Эла состоял из игр, которые он адаптировал к DEC-версии Бейсика с других языков и компьютеров. Каждая игра сопровождалась небольшим описанием, примером игрового процесса и листингом.

Вернемся к «Что делать после того, как вы нажали ENTER». В книге собраны, в основном, оригинальные игры, многие из которых были в предыдущие годы опубликованы в газете. Представленные игры можно разделить на несколько следующих категорий.

  • Варианты угадывания числа.
  • Игры в слова.
  • Настольные игры.
  • Прятки на 2d-сетке.
  • Игры с узорами (игра «Жизнь», генераторы лабиринтов и т.п.).
  • Пещеры (путешествия по графам-деревьям, Wumpus).
  • Симуляции (Hamurabi, King, Civil War, Market, симуляции из Хантингтонского проекта).
  • Научно-фантастические игры (Star Trader, Star Trek).
Обложка книги об играх от PCC.

Любопытно, что данная книга в интернете (на archive.org) появилась совсем недавно, в начале 2017 года. И теперь уже стали видны некоторые неточности, допущенные компьютерными историками, не имевшими доступа к тексту.

«Звездный торговец»

Особенный интерес, на мой взгляд, в «Что делать после того, как вы нажали ENTER» представляют даже не сами игры, а подход к их описанию, который я далее проиллюстрирую на примере «Звездного торговца».

Игра «Звездный торговец» была разработана в 1974 году Дэйвом Кауфманом (Dave Kaufman), сотрудником PCC и большим любителем фантастики. Игра является одной из самых объемных по коду для своего времени. Ее размеры превышают размеры таких «тяжеловесов», написанных на Бейсике, как «Звездный путь» и «Орегонская тропа». По сути, перед нами родоначальник жанра космической торговли.

На странице, посвященной «Звездному торговцу», приведено общее описание и игровые правила. Это пошаговая игра для нескольких игроков, каждый из которых владеет несколькими космическими кораблями. Корабли перемещаются от одной планетарной системы к другой и занимаются торговлей. Системы имеют различный уровень развития. В центре находятся самые развитые из них, здесь можно приобрести высокотехнологичные товары. На приграничных системах вам продадут сырые материалы. Основная задача игроков — заработать больше, чем соперники. С течением игрового времени планетарные системы медленно развиваются, а на карте могут быть открыты новые звезды.

Звездная карта из игры

Игра достаточно увлекательна, и стоит заметить, что не в педагогических правилах PCC представлять свои игры в виде черных ящиков, недоступных для понимания внутреннего устройства и его изменения. Просто играть недостаточно. Играть в создание собственного варианта игры — вот где настоящее удовольствие! Поэтому далее в книге имеется часть, озаглавленная «2 страницы идей для Звездного Торговца». Идеи эти призваны стимулировать воображение читателя, а также сподвигнуть его на собственное творчество. Приведу лишь некоторые из них.

  • Создайте новую макроэкономическую модель.
  • Создайте на карте более одной звезды 1 класса (самый высокий уровень развития), чтобы с самого начала существовали конкурирующие торговые центры.
  • Позвольте игроку «подрабатывать» пиратством. Но если он будет пойман — (придумайте сами).
  • Как насчет торговли между кораблями игроков?
В книге подробно объясняется, как устроены основные элементы игры. В частности, для создания звездной карты используется простой алгоритм процедурной генерации. Алгоритм торгов на планетарных системах организован с помощью постепенно сужающегося ценового окна. Экономическая модель задана с помощью графика, где по оси X представлены классы развития планетарных систем, а ось Y отражает производство или потребление того или иного товара. В программе элементы графика представлены в виде коэффициентов уравнения прямой.

Экономическая модель «Звездного торговца»

В сети мне встречались воспоминания о том, как несколько студентов в 70-х без особенных усилий сделали многопользовательский вариант «Звездного торговца», где каждый игрок управлял процессом со своего телетайпа.

Реализация на Питоне

BASIC-код «Звездного торговца» существует в интернете достаточно давно. При этом, почему-то, никто до сих пор не заинтересовался переводом игры на более современный язык. Одна из причин, возможно, в том, что выложенный в интернете код имеет неверные данные экономической модели в DATA-операторах. Выяснить это удалось, только когда книга появилась онлайн-доступе. Мне игра показалась интересной и незаслуженно забытой, поэтому я решил потратить время на собственную реализацию на Питоне и постараться максимально выдержать соответствие с оригиналом.

«Звездный торговец» написан на Бейсике для системы 2000F компании Hewlett-Packard. Поэтому в первую очередь потребовалось найти документацию на 2000F и разобраться, как работают нестандартные конструкции. Оригинальная программа разбита на два файла. Один из этих файлов используется для настройки новой игры, а другой — для игрового процесса. Созданные данные для новой игры помещаются в специальные COM-массивы (от слова common — общий), которые находятся в памяти, доступной для других программ на Бейсике. Таким образом в то время экономили драгоценную оперативную память. При разборе алгоритмов определенные проблемы доставила неструктурированность кода, а также использование операторов сравнения в арифметических выражениях.

Игра была переписана на Питоне дважды. Для первого раза использовалась прослойка, которая позволила оставить без изменений некоторые «идиомы» Бейсика, такие, как индексы массивов, начинающиеся с 1. Во второй раз я постарался сделать код более читаемым, выдержать его в нормах Питона. Для тестирования использовался генератор случайных команд, с помощью которого имитировались действия игроков. Длительность игры выставлялась на сотни лет и после прогона изучался лог игры на предмет каких-то ошибок.

Не скажу, что результат меня полностью устраивает. Хотелось бы сделать код еще более читаемым, особенно, для начинающих. Тем не менее, предлагаю ознакомиться с проектом на github: github.com/true-grue/trader

Заключение

В процессе чтения «Что делать после того, как вы нажали ENTER», у меня возникла следующая мысль: было бы здорово иметь современное издание, с кодом не на Бейсике, а на Питоне (или Луа, или другом подходящем для начинающих языке). Необязательно это будет та же самая книга. Более важен дух книги: описание увлекательных игр с предоставлением компактного и читаемого кода и, что самое главное, с подробным описанием внутреннего устройства, а также советами, как игру можно улучшить.

Крис Крофорд (Chris Crawford), заслуженный разработчик игр, в конце 80-х ввел термин «интенсивность процессов» (process intensity). Термин этот для конкретной игры отражает, в какой степени процессы (то есть игровые алгоритмы, уравнения, правила) преобладают над данными (графика, музыка, текст). Очевидно, что наибольшей интенсивностью процессов обладают как раз такие ранние текстовые игры, как «Звездный торговец». В небольшом количестве строк кода сконцентрировано ядро игры, «сырой» игровой процесс.

На мой взгляд, изучение небольших и хорошо написанных игр с высокой интенсивностью процессов может принести большую пользу начинающим. Особенно, если к ним добавляется соответствующий материал для самообучения. И при создании подобных игр и, в более широком смысле, симуляций, а также самоучителей имеет смысл, как мне кажется, воспользоваться опытом Альбрехта и Пейперта.

Литература

С. Леви, «Хакеры: Герои компьютерной революции». Книга увлекательная, хотя и содержит некоторые неточности. Термин «хакер» автором используется в старом, положительном смысле. Перевод: rus-linux.net/MyLDP/BOOKS/zip/hackers-heroes.pdf

Статья «Две компьютерных экономических игры для шестиклассников». Данный текст представляет большой интерес для историков компьютерных игр. Ссылка на sci-hub

Письмо Алана Кэя с критикой игры SimCity.www.donhopkins.com/drupal/node/134

Статья о хантингтонском проекте по созданию Бейсик-симуляций.files.eric.ed.gov/fulltext/ED174467.pdf

История создания игры «Орегонская тропа».motherboard.vice.com/en_us/article/qkx8vw/the-forgotten-history-of-the-oregon-trail-as-told-by-its-creators

История создания игры «Охота на Вампуса».www.atariarchives.org/bcc1/showpage.php?page=247

Статья «20 вещей, которые можно сделать с компьютером» о применении Лого.www.stager.org/articles/twentythings.pdf

Также стоит обратить внимание на книгу C. Пейперта, которая в русском переводе называется «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи» («Mindstorms»).

Эмулятор PLATO. До сих пор не так много имеется информации о том, что собой представляла эта система. На данном ресурсе вы можете зарегистрироваться и самому увидеть PLATO в действии.www.cyber1.org

Удивительная статья 1972 года в знаменитом журнале Rolling Stone. О первом чемпионате по киберспорту, о разработках Xerox PARC и многом другом. Автор, Стюарт Брэнд, тесно сотрудничал с Бобом Альбрехтом в то время. Советую еще поискать «Всемирный каталог» Брэнда.www.wheels.org/spacewar/stone/rolling_stone.html

Подборка номеров газеты PCC.archive.org/search.php?query=%22PCC%20Newsletter%22searchworks.stanford.edu/catalog?f%5Bcollection%5D%5B%5D=cj445qq4021

Книга «Что делать после того, как вы нажали ENTER».archive.org/details/Whattodoafteryouhitreturn

Книга «101 компьютерная игра на Бейсике».www.ccapitalia.net/descarga/docs/1975-101-basic-computer-games.pdf

Интенсивность процессов по Крису Крофорду.www.erasmatazz.com/library/the-journal-of-computer/jcgd-volume-1/process-intensity.html

habr.com

Конкретная ситуация Народный компьютер «Амата»

Основными покупателями компьютерной техники в России являются крупные государственные и коммерческие структуры. Поэтому все веду­щие компьютерные фирмы ориентируют свой бизнес на этих потребите­лей. За большие заказы на компьютерную технику идет жесткая конку­рентная борьба. Преимущества таких заказов очевидны. Хотя и имеется серьезная угроза того, что задержится платеж и тогда возникнут серьезные проблемы.

На Западе рынок «домашних» персональных компьютеров сложился давно и постоянно растет. С появлением СБ-КОМ компьютер занял в до­машнем обиходе такое же место, как и телевизор. По оценке в американ­ской Ассоциации электронной индустрии, в 1994 г. в США объем продаж персональных компьютеров без учета стоимости программного обеспече­ния превысил 8 млрд дол. и очень немного отличался от объема продаж телевизоров. В России же рынок «домашних» персональных компьютеров практически отсутствует. И не только потому, что такой компьютер слиш­ком дорог для большинства россиян, но и потому, что этот рынок никто не создает. Иначе говоря, в настоящее время спрос на «домашний» персо­нальный компьютер близок к нулю.

Российские производители персональных компьютеров собирают их из импортных комплектующих. В силу этого их бизнес очень сильно зави­сит как от ситуации на рынках комплектующих, в первую очередь на рын­ках Юго-Восточной Азии, так и от политики правительства России в от­ношении таможенных пошлин на эти комплектующие. Это обстоятельство делает данный бизнес в России очень сложным. Не меньшие сложности для компьютерного бизнеса создает и то обстоятельство, что компьютеры отечественной сборки, хотя и более дешевые, но менее качественные, все с большим трудом привлекают к себе внимание покупателей, ориентирую­щихся в последнее время на более качественную технику известных запад­ных фирм. В этой ситуации очень немногие компьютерные фирмы про­должают оставаться в этом бизнесе.

Однако ряд фирм, несмотря на все трудности, довольно успешно ве­дет данный бизнес. К числу таких производителей относится московская фирма «8ИП8 Сотап», оборот которой в 1994 г. превысил 20 млн дол. В «81т§ Сотап» работают свыше 90 человек. Основу коллектива составляют выходцы из Министерства авиационной промышленности. В фирме разви­вается дух причастности к организации. Для этого проводятся коллектив­ные мероприятия, сотрудники обеспечиваются бесплатным питанием в столовой фирмы, живущих в г. Жуковском доставляют на работу в фир­менном автобусе. Технократическое прошлое большинства сотрудников, а также некий внутренний дух особости фирмы создают почву для чрезмер­ной самоуверенности. Так, в 1994 г. сотрудниками фирмы был самостоя­тельно подготовлен каталог продукции и услуг фирмы. По мнению спе­циалистов, он страдал рядом недостатков, которые никогда бы не допусти­ли профессионалы.

Весной 1994 г. на рынках Юго-Восточной Азии в силу ряда причин, имевших локальный характер, произошло резкое снижение цен на полу­проводниковые изделия и схемы, используемые в качестве комплектую­щих при сборке персональных компьютеров. Российские компьютерные фирмы получили возможность заработать на этом. Однако сделать это ока­залось не так легко, как это могло казаться. Российские компьютерные фирмы бросились закупать дешевые комплектующие. Трудности реализа­ции дешевых комплектующих навели руководство фирмы «8Ип§ Сотап» на мысль о создании дешевого компьютера, который будут покупать не го­сударственные организации и коммерческие фирмы, а простые российские граждане для домашнего пользования. Вначале эта идея президента фирмы Сергея Анисимова не имела полной поддержки среди работников фирмы.

Однако вскоре идея закрепилась, и было решено приступить к выпуску дешевого «народного» персонального компьютера под названием «Амата».

При разработке концепции компьютера «Амата» с самого начала бы­ли определены четыре условия успеха проекта. Во-первых, компьютер должен быть максимально дешевым. Для этого решили отказаться от мо­нитора, предложив покупателям использовать в качестве монитора имею­щийся у них телевизор. Во-вторых, компьютер должен был обладать свой­ствами игровой приставки, не худшими, чем обладает известная игровая приставка «Денди». В-третьих, в силу отсутствия рынка такого рода ком­пьютеров было решено провести широкую кампанию по рекламированию «Аматы». В-четвертых, так как, несмотря на относительно низкую цену, компьютер все-таки оставался недоступен по цене большинству возмож­ных покупателей, было принято разработать и реализовать схему оплаты компьютера в рассрочку. Фирма планировала, что за первые 6 месяцев ей удастся продать 150 тыс. компьютеров «Амата».

Было разработано два варианта компьютера соответственно стоимо­стью 390 и 790 дол. Для реализации проекта по полной схеме было решено привлечь ряд партнеров. Так как за первый год предполагалось продать 400 тыс. компьютеров, то, опасаясь нехватки мощностей собственного за­вода «Стек» в Екатеринбурге, фирма «81т§ Сотап» провела переговоры с фирмой «Адиапиз 8у§1ет§» по поводу сборки части компьютеров «Амата» на их заводе в Шуе. Для ремонтного обслуживания привлекли фирму «Техносервис», а относительно разработки системных и игровых про­граммных продуктов для «Аматы» договорились с фирмами «Никита» и «Физтех-софт».

Осуществление платежей в рассрочку планировалось провести с по­мощью Сбербанка и Уникомбанка. Для получения компьютера покупатель должен был уплатить в магазин 19 или 39 дол. (размер месячной выплаты за соответствующую модель «Аматы») и предъявить гарантийную справку.

Для продажи компьютеров «Амата» была достигнута договорен­ность об их реализации через сбытовую сеть дистрибьюторской компании «Меп§е1» и дилерскую сеть фирмы «Адиапиз». На проведение рекламной кампании было выделено 1,5 млн дол.

Привлечение к проекту известных российских фирм и банков вселяло в руководство фирмы «8Ип§ Сотап» оптимизм и большие надежды на ог­ромный успех у населения компьютера «Амата». Презентация компьютера состоялась в начале августа 1994 г. На ней президент «8Ип§ Сотап» г-н Анисимов с уверенностью объявил о том, что планируется продать в те­чение года 400 тыс. «домашних» компьютеров «Амата». Цифра базирова­лась на том, что в России 40 млн семей. При этом г-н Анисимов без лишней скромности посетовал на то, что из-за ограниченности сбытовых мощностей компьютер сразу попадет в разряд дефицитных товаров, и высказал опасе­ние, что фирма подвергнется критике со стороны покупателей за необходи­мость вставать ночью в очередь за «Аматой». Проведя презентацию на столь оптимистичной ноте, г-н Анисимов до сентября отбыл в отпуск.

Практическая реализация проекта пошла по другому сценарию. Во- первых, эксплуатационные возможности «Аматы», особенно ее дешевой модели без винчестера и монитора, оказались очень слабыми. Компьютер был неудобен в использовании. Для его полноценного использования нуж­но было докупать ряд дополнительных компонентов, что, естественно, удорожило компьютер. Столкнувшись с этой проблемой, «8Ип§ Сотап» выпустила более удобную для пользования модель «Аматы», но она оказа­лась в несколько раз дороже дешевой модели.

Во-вторых, банки решили изменить схему платежа за компьютер. Вместо выплаты в рассрочку они предложили покупателям делать едино­временный в размере стоимости компьютера взнос в банк на безотзывный депозит, т.е. покупатель должен был сразу платить в зависимости от вы­бранной модели пли 390, пли 790 дол.

В-третьих, совершенно не выполнила своей задачи рекламная кам­пания. Она не носила адресного характера. Не было ясно, чего хотят до­биться с помощью этой рекламы. Видеоролик, запущенный по телевиде­нию, не способствовал появлению интереса к компьютеру, а плакат «Папа, купи мне «Амату»! Она все умеет» наводил молодежь на мысли, далекие от компьютера. Позже г-н Анисимов признал, что следовало выделить на рекламную кампанию не менее 5 - 6 млн дол.

За первые 6 месяцев реализации было продано 5 тыс. компьютеров «Амата».

Вопросы к конкретной ситуации

  1. Как вы охарактеризуете бизнес, в котором находилась фирма «8Ип§ Сотап»?

  2. Почему производство домашнего компьютера «Амата» не привело к планируемому результату?

  3. Какие конкурентные преимущества своему продукту намеревалась придать фирма?

Практикующее упражнение 8^0Т-анализ

Цель

Дать возможность студентам на примере конкретной ситуации про­вести анализ в рамках матрицы «сильные - слабые стороны фирмы и опас­ности - возможности для фирмы на рынке».

Процедура

Используя матрицу 8ШОТ (рис. 1), студенты сначала индивидуаль­но, а затем в малых группах заполняют ее квадранты. В заключение в классе под руководством преподавателя подводятся итоги по проведенно­му анализу.

Возможности

Угрозы

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Сильные стороны

1.

2.

Поле

Поле

3.

«СИВ»

«СИУ»

Слабые стороны

1.

2.

Поле

Поле

3.

«СЛВ»

«СЛУ»

Рис. 1. Матрица 8ШОТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ»

Содержание занятия

Разбор конкретной ситуации

Вхождение фирмы «Макдоналдс» на советский рынок

Вопросы для обсуждения темы:

  • Типы стратегий бизнеса

  • Выработка стратегий фирмы

  • Выполнение стратегии

Практикующее упражнение

Факторы выбора стратегии развития бизнеса

studfiles.net

Производственный кооператив "Фабрика Продуктов ВС"

 

Кооператив «Народный» расширился. И теперь он называется производственный кооператив «Фабрика Продуктов ВС». Правление кооператива объясняет, что этот шаг стал очередным этапом в развитии кооператива, и к тому же, новое название дает понять: данная организация серьезно занимается производствами, в основе которых лежит потребительская кооперация.То есть, организуясь совместно с пайщиками, которые в том числе работают и на производствах кооператива, производит продукты питания и упаковку для них. Немаловажное значение имеет и тот факт, что производственный кооператив «Фабрика Продуктов ВС» уже в названии отличается от неких контор, которые зазывают население высоким процентом, а потом поминай их, как звали.Во главу же работы ПК «Фабрика Продуктов ВС» прежде всего заложен принцип кооперативного движения — множество людей объединяют свои возможности, аккумулируют средства для организации бизнеса, инвестирования и получения прибыли.

Основной вид деятельности, в который инвестирует средства пайщиков ПК «Фабрика Продуктов ВС» — пищевое производство.  Под собственной торговой маркой «ФАБРИКА ПРОДУКТОВ ВКУСНО И СЫТНО» кооператив производит мясные полуфабрикаты, кондитерские и хлебобулочные изделия. Работает обвалочный цех. Налажен выпуск колбасных изделий, копченостей, макарон и круп. В планах Правления ПК выпуск всей продуктовой линейки.

Отличительными особенностями продукции производства кооператива является использование исключительно натуральных продуктов и низкие цены. Продукция реализуется различными торговыми точками, в том числе через сеть фирменных магазинов. Под зонтичным брендом «ВКУСНО И СЫТНО» также успешно функционируют столовые и кулинарии.

Кроме дивидендов от производства и продажи продуктов питания, пайщики получают еще и возможность приобретать эти самые продукты по более низким ценам. К тому же регулярно проводятся акции, во время которых пайщики получают продукцию производство кооператива в подарок.

Таким образом, внося пай в кооператив, граждане получают и прибыль, и экономию при получении услуг или приобретении продуктов питания. Их деньги работают, принося доход, и именно этот принцип работы кооператива отличает его от разного рода пирамид.

Доходность инвестиций до 18 %

При размещении пая в ПК «Фабрика Продуктов ВС» пайщики получают дивиденды до 18 % годовых, это значительно выше уровня инфляции. Таким образом, разместив пай в ПК «Фабрика Продуктов ВС», появляется возможность не только сохранить, но и приумножить собственные средства. Дивиденды от деятельности кооператива можно получать один раз в квартал, раз в полгода или целиком за год вместе с паем.

Гарантия сохранности

polisБезопасность денежных средств, размещенных в паях и займах ПК «Фабрика Продуктов ВС», обеспечена вложением в прибыльные производства.

Средства пайщиков работают в сети собственных магазинов «Фабрика Продуктов ВС», мелкооптовых магазинах и кулинариях в городах присутствия кооператива. Успешно работает база стройматериалов в Уральском округе. Производство продуктов питания и их реализация во все времена является высокорентабельным видом бизнеса, именно поэтому кооператив выбрал эти направления в качестве основного вида деятельности.

Страховой партнер ООО СК «ОРБИТА»

Страховая компания «Орбита» основана в Москве в 1992 году как специализированная страховая компания, одним из учредителей которой стал Московский Институт Теплотехники — разработчик и создатель уникальных ракетных комплексов “Тополь-М” и “Булава”. На сегодняшний день СК “Орбита” — это динамично развивающийся страховщик с универсальным портфелем услуг. Лицензия Центрального Банка Российской Федерации СИ №0326, СЛ №0326 от 19 мая 2015 года. СК «Орбита» является членом Всероссийского союза страховщиков — саморегулируемой организации в отношении вида деятельности страховых организаций (Решение Банка России от 06 декабря 2016 года №КФНП-51). Свидетельство №199 от 17 мая 2017 года.

Подробнее о деятельности производственного кооператива «Фабрика Продуктов ВС» тут

pk-narod.ru

НАРОДНЫЙ КОМПЬЮТЕР «АМАТА»

Основными покупателями компьютерной техники в России являются крупные государственные и коммерческие структуры. Поэтому все ведущие компьютерные Фирмы ориентируют свой бизнес на этих потребителей. За большие заказы на компьютерную технику идет жесткая конкурентная борьба. Преимущества таких заказов очевидны. Хотя и имеется серьезная угроза того, что задержатся платежи и тогда возникнут серьезные проблемы.

На западе рынок «домашних» ПК сложился давно и постоянно растет. С появлением CD-ROM компьютер занял в домашнем обиходе такое же место, как и телевизор. По оценке американской Ассоциации электронной индустрии, в 1994г. в США объем продаж ПК без учета стоимости программного обеспечения превысил 8млрд. долл. и очень немного отличался от объема продаж телевизоров. В России же рынок «домашних» ПК практически отсутствует. И не только потому, что такой компьютер слишком дорог для большинства россиян, но и потому, что этот рынок никто не создает. Иначе говоря, в настоящее время спрос на «домашний» ПК близок нулю.

Российские производители ПК собирают их из импортных комплектующих. В силу этого их бизнес очень сильно зависит как от ситуации на рынках комплектующих, в первую очередь на рынках Юго-Восточной Азии, так и от политики правительства РФ в отношении таможенных пошлин на эти комплектующие. Это обстоятельство делает данный бизнес в России очень сложным. Не меньшие сложности для компьютерного бизнеса создает и то обстоятельство, что компьютеры отечественной сборки, хотя и более дешевые, но менее качественны, все с большим трудом привлекают к себе внимание покупателей, ориентирующихся в последнее время на более качественную технику западных фирм. В этой ситуации очень немногие компьютерные фирмы продолжают оставаться в этом бизнесе.

Однако ряд фирм, несмотря на все трудности, довольно успешно ведет данный бизнес. К числу таких производителей относится московская фирма «Stins Coman», оборот которой в 1994г. превысил 20 млн. долл. В «Stins Coman» работают свыше 90 человек, основу коллектива составляют выходцы из Министерства авиационной промышленности. В фирме развивается дух причастности к организации. Для этого проводятся коллективные мероприятия, сотрудники обеспечиваются бесплатным питанием в столовой фирмы, живущих в г. Жуковском доставляют на работу в фирменном автобусе. Так, в 1994г. сотрудниками фирмы был самостоятельно подготовлен каталог продукции и услуг фирмы. По мнению специалистов, он страдал рядом недостатков, которых никогда бы не допустили профессионалы.

Весной 1994г. на рынках Юго-Восточной Азии в силу ряда причин, имевших локальный характер, произошло резкое снижение цен на полупроводниковые изделия и схемы, используемые в качестве комплектующих при сборке ПК. Российские фирмы получили возможность зарабатывать на этом. Однако сделать это оказалось не так легко, как это могло показаться. Российские компьютерные фирмы бросились закупать дешевые комплектующие. Трудности реализации дешевых комплектующих навели руководство фирмы «Stins Coman» на мысль о создании дешевого компьютера, который будут покупать не государственные организации и коммерческие фирмы, а простые российские граждане для домашнего пользования. В начале эта идея президента фирмы Сергея Анисимова не имела полной поддержки среди работников фирмы. Однако, вскоре идея закрепилась, и было решено преступить к выпуску дешевого «народного» компьютера под названием «Амата».

При разработке концепции компьютера «Амата» с самого начала были определены 4 условия успеха проекта. Во-первых, компьютер должен быть максимально дешевым. Для этого решили отказаться от монитора, предложив покупателям использовать в качестве монитора имеющийся у них телевизор. Во-вторых, компьютер должен был обладать свойствами игровой приставки «Денди». В-третьих, в силу отсутствия рынка такого рода компьютеров было решено провести широкую кампанию по рекламированию «Аматы». В-четвертых, так как несмотря на низкую цену, компьютер все-таки оставался недоступен по цене большинству возможных покупателей, было принято разработать и реализовать схему оплаты компьютера рассрочку. Фирма планировала, что за первые шесть месяцев ей удастся продать 150 тыс. компьютеров «Амата».

Было разработано два варианта компьютера соответственно стоимостью 390 и 790 долл. Для реализации проекта по полной схеме было решено привлечь ряд партнёров. Так как первый год предполагалось продать 400 тыс. компьютеров, то, опасаясь нехватки мощностей собственного завода «Стек» в Екатеринбурге, фирма “Stin Coman” провела переговоры с фирмой “Aquarius System” по поводу сборки части компьютеров «Амата» на их заводе в Шуе. Для ремонтного обслуживания привлекли фирму «Техносервис», а относительно разработки системных и игровых программных продуктов для «Аматы» договорились с фирмами «Никита» и «Физтехсофт».

Осуществление платежей в рассрочку планировалось провести с помощью Сбербанка и Уникомбанка. Для получения компьютера покупатель должен был уплатить в магазин 19 или 39 долл. (размер месячной выплаты за соответствующую модель «Аматы») и предъявить гарантийную справку.

Для продажи компьютеров «Амата» была достигнута договорённость об их реализации через сбытовую сеть дистрибьютерской компании “Merisel” и дилерскую сеть фирмы “Aquariyus”. На проведении рекламной компании было выделено 1,5 млн. долл.

Привлечение к проекту известных российских фирм и банков вселяло в руководство фирмы оптимизм и большие надежды на огромный успех у населения компьютера «Амата». Презентация компьютера состоялась в начале августа 1994г. На ней президент “Stin Coman” г-н Анисимов с уверенностью объявил о том , что планируется продать в течении года 400 тыс. «домашних» компьютеров «Амата». Цифра базировалась на том, что в России 40 млн. семей. При этом г-н Анисимов без лишней скромности посетовал на то, что из-за ограниченности сбытовых мощностей компьютер сразу попадает в разряд дефицитных товаров, и высказал опасение, что фирма подвергается критике со стороны покупателей за необходимость вставать ночью в очередь за «Аматой». Проведя презентацию на столь оптимистической ноте, г-н Анисимов до сентября отбыл в отпуск.

Практическая реализация проекта пошла по другому сценарию. Во-первых, эксплутационные возможности «Аматы», особенно ее дешевой модели без винчестера и монитора, оказались очень слабыми. Компьютер был неудобен в использовании. Для его полноценного использования нужно было докупать ряд дополнительных компонентов, что, естественно, удорожило компьютер. Столкнувшись с этой проблемой, фирма выпустила более удобную модель «Аматы», но она оказалась в несколько раз дороже дешевой модели.

Во-вторых, банки решили изменить схему платежа за компьютер. Вместо выплаты в рассрочку, они предложили покупателям делать единовременный, в размере стоимости компьютера, взнос в банк на безотзывной депозит, т. е. покупатель должен был сразу платить, в зависимости от выбранной модели или 390, или 790 долл.

В-третьих, совершенно не выполнила своей задачи рекламная компания. Она не носила адресного характера. Не было ясно, чего хотят добиться с помощью этой рекламы. Видео ролик, запущенный по телевидению, не способствовал появлению интереса к компьютеру, а плакат «Папа, купи мне «Амату»! Она все умеет!» наводила молодежь на мысли, далекие от компьютера. Позже г-н Анисимов признал, что следовало выделить на рекламную компанию не менее 5-6 млн. долл.

За первые 6 месяцев реализации было продано 5 тыс. компьютеров «Амата».

 

Вопросы к ситуации.

1. Как вы охарактеризуете бизнес, в котором находилась фирма «Stins Coman»?

2. Почему производство домашнего компьютера «Амата» не привело к планируемому результату?

3. Какие конкурентные преимущества своему продукту намеревалась предать фирма?

4. Какие сильные и слабые стороны предприятия повлияли на ход изложенных событий?

5. Проведите анализ и оценку факторов внутренней среды.

6. Какие изменения необходимы во внутренней среде предприятия, чтобы добиться высоких результатов?

7. Рекомендуемая литература по изучению темы дисциплины из списка: 1, 2.3, 4

 

Форма контроля практической работы – тестирование.

stydopedia.ru

Кейс 3. Народный компьютер «Амата»

Поиск Лекций

Основными покупателями компьютерной техники в России являются крупные государственные и коммерческие структуры. Поэтому все ведущие компьютерные фирмы ориентируют свой бизнес на этих потребителей. За большие заказы на компьютерную технику идет жесткая конкурентная борьба. Преимущества таких заказов очевидны. Хотя и имеется серьезная угроза того, что задержится платеж и тогда возникнут серьезные проблемы.

На Западе рынок «домашних» персональных компьютеров сложился давно и постоянно растет. С появлением CD-ROM компьютер занял в домашнем обиходе такое же место, как и телевизор. По оценке американской Ассоциации электронной индустрии, в 1994 г. в США объем продаж персональных компьютеров без учета стоимости программного обеспечения превысил 8 млрд. долл. и очень немного отличался от объема продаж телевизоров. В России же рынок «домашних» персональных компьютеров практически отсутствует. И не только потому, что такой компьютер слишком дорог для большинства россиян, но и потому, что этот рынок никто не создает. Иначе говоря, в настоящее время спрос на «домашний» персональный компьютер близок к нулю.

Российские производители персональных компьютеров собирают их из импортных комплектующих. В силу этого их бизнес очень сильно зависит как от ситуации на рынках комплектующих, в первую очередь на рынках Юго-Восточной Азии, так и от политики правительства России в отношении таможенных пошлин на эти комплектующие. Это обстоятельство делает данный бизнес в России очень сложным. Не меньшие сложности для компьютерного бизнеса создает и то обстоятельство, что компьютеры отечественной сборки, хотя и более дешевые, но менее качественные, все с большим трудом привлекают к себе внимание покупателей, ориентирующихся в последнее время на более качественную технику известных западных фирм. В этой ситуации очень немногие компьютерные фирмы продолжают оставаться в этом бизнесе.

Однако ряд фирм, несмотря на все трудности, довольно успешно ведет данный бизнес. К числу таких производителей относится московская фирма «StinsComan», оборот которой в 1994 г. превысил 20 млн. долл. В «Stins Coman» работают свыше 90 человек. Основу коллектива составляют выходцы из Министерства авиационной промышленности. В фирме развивается дух причастности к организации. Для этого проводятся коллективные мероприятия, сотрудники обеспечиваются бесплатным питанием в столовой фирмы, живущих в г. Жуковском доставляют на работу в фирменном автобусе. Технократическое прошлое большинства сотрудников, а также некий внутренний дух особости фирмы создают почву для чрезмерной самоуверенности. Так, в 1994 г. сотрудниками фирмы был самостоятельно подготовлен каталог продукции и услуг фирмы. По мнению специалистов, он страдал рядом недостатков, которые никогда бы не допустили профессионалы.

Весной 1994 г. на рынках Юго-Восточной Азии в силу ряда причин, имевших локальный характер, произошло резкое снижение цен на полупроводниковые изделия и схемы, используемые в качестве комплектующих при сборке персональных компьютеров. Российские компьютерные фирмы получили возможность заработать на этом. Однако сделать это оказалось не так легко, как это могло казаться. Российские компьютерные фирмы бросились закупать дешевые комплектующие. Трудности реализации дешевых комплектующих навели руководство фирмы «StinsComan» на мысль о создании дешевого компьютера, который будут покупать не государственные организации и коммерческие фирмы, а простые российские граждане для домашнего пользования. Вначале эта идея президента фирмы Сергея Анисимова не имела полной поддержки среди работников фирмы. Однако вскоре идея закрепилась, и было решено приступить к выпуску дешевого «народного» персонального компьютера под названием «Амата».

При разработке концепции компьютера «Амата» с самого начала были определены четыре условия успеха проекта. Во-первых, компьютер должен быть максимально дешевым. Для этого решили отказаться от монитора, предложив покупателям использовать в качестве монитора имеющийся у них телевизор. Во-вторых, компьютер должен был обладать свойствами игровой приставки, не худшими, чем обладает известная игровая приставка «Денди». В-третьих, в силу отсутствия рынка такого рода компьютеров было решено провести широкую кампанию по рекламированию «Аматы». В-четвертых, так как несмотря на относительно низкую цену компьютер все-таки оставался недоступен по цене большинству возможных покупателей, было принято разработать и реализовать схему оплаты компьютера в рассрочку. Фирма планировала, что за первые б месяцев ей удастся продать 150 тыс. компьютеров «Амата».

Было разработано два варианта компьютера соответственно стоимостью 390 и 790 долл. Для реализации проекта по полной схеме было решено привлечь ряд партнеров. Так как за первый год предполагалось продать 400 тыс. компьютеров, то, опасаясь нехватки мощностей собственного завода «Стек» в Екатеринбурге, фирма «Stins Coman» провела переговоры с фирмой «Aquarius Systems» по поводу сборки части компьютеров «Амата» на их заводе в Шуе. Для ремонтного обслуживания привлекли фирму «Техносервис», а относительно разработки системных и игровых программных продуктов для «Аматы» договорились с фирмами «Никита» и «Физтех-софт».

Осуществление платежей в рассрочку планировалось провести с помощью Сбербанка и Уникомбанка. Для получения компьютера покупатель должен был уплатить в магазин 19 или 39 долл. (размер месячной выплаты за соответствующую модель «Аматы») и предъявить гарантийную справку.

Для продажи компьютеров «Амата» была достигнута договоренность об их реализации через сбытовую сеть дистрибьюторской компании «Merisel» и дилерскую сеть фирмы «Aquarius». На проведение рекламной кампании было выделено 1,5 млн. долл.

Привлечение к проекту известных российских фирм и банков вселяло в руководство фирмы «Stins Coman» оптимизм и большие надежды на огромный успех у населения компьютера «Амата». Презентация компьютера состоялась в начале августа 1994 г. На ней президент «Stins Coman» г-н Анисимов с уверенностью объявил о том, что планируется продать в течение года 400 тыс. «домашних» компьютеров «Амата». Цифра базировалась на том, что в России 40 млн. семей. При этом г-н Анисимов без лишней скромности посетовал на то, что из-за ограниченности сбытовых мощностей компьютер сразу попадет в разряд дефицитных товаров, и высказал опасение, что фирма подвергнется критике со стороны покупателей за необходимость вставать ночью в очередь за «Аматой». Проведя презентацию на столь оптимистичной ноте, г-н Анисимов до сентября отбыл в отпуск.

Практическая реализация проекта пошла по другому сценарию. Во-первых, эксплуатационные возможности «Аматы», особенно ее дешевой модели без винчестера и монитора, оказались очень слабыми. Компьютер был неудобен в использовании. Для его полноценного использования нужно было докупать ряд дополнительных компонентов, что, естественно, удорожило компьютер. Столкнувшись с этой проблемой, «Stins Coman» выпустила более удобную для пользования модель «Аматы», но она оказалась в несколько раз дороже дешевой модели.

Во-вторых, банки решили изменить схему платежа за компьютер. Вместо выплаты в рассрочку они предложили покупателям делать единовременный в размере стоимости компьютера взнос в банк на безотзывный депозит, т.е. покупатель должен был сразу платить в зависимости от выбранной модели или 390, или 790 долл.

В-третьих, совершенно не выполнила своей задачи рекламная кампания. Она не носила адресного характера. Не было ясно, чего хотят добиться с помощью этой рекламы. Видеоролик, запущенный по телевидению, не способствовал появлению интереса к компьютеру, а плакат «Папа, купи мне «Амату»! Она все умеет» наводил молодежь на мысли, далекие от компьютера. Позже г-н Анисимов признал, что следовало выделить на рекламную кампанию не менее 5-6 млн. долл.

За первые 6 месяцев реализации было продано 5 тыс. компьютеров «Амата».

Вопросы для обсуждения

1. Как вы охарактеризуете бизнес, в котором находилась фирма «StinsComan»?

2. Почему производство домашнего компьютера «Амата» не привело к планируемому результату?

3. Какие конкурентные преимущества своему продукту намеревалась придать фирма?

Кейс 4. SWOT-анализ

На основании представленных ниже данных проведите SWOT-анализ предприятия.

Таблица . Исходные данные для проведения SWOT-анализа

Показатели по конкретному товару данной группы Конкуренты Фирма
1. Число патентов полученных по конструкции товара
2. Полезный эффект (интегральное качество) товара, ед. полезного эффекта
3. Цена товара, ден. ед.
4. Затраты на тех. обслуживание и ре-монт товара за срок его службы, ден. ед.
5. Интегральный показатель качества сервиса товара 5,5 0,96 0,93 0,9
6. Удельный вес прогрессивной технологии 0,3 0,45 0,25 0,7
7. Средний возраст основных производственных фондов, лет 8,3 6,4 4,5
8. Удельный вес высококвалифицированных кадров 0,42 0,35 0,5
9. Количество конкурентов на входе системы менеджмента
10. Количество конкурентов на выходе системы менеджмента
11. Географическое расположение удобное среднее среднее удобное
12. Товарная марка фирмы известна известная известная неизвест.
13. Угроза налоговых изменений отсутств. отсутств. имеется имеется
14. Угроза повышения цен на сырье и материалы имеется имеется отсутств. имеется

 

2.1.2. Представить подготовленный доклад и компьютерную презентацию Ответить на вопросы студентов и преподавателей.

Доклады готовят:

 

Медведкова Татьяна. Признаки и законы организации.

Мин Арина. Внешняя среда организации и ее значение.

Михайлов Александр. Внутренняя среда организации как элемент конкурентоспособности.

 



poisk-ru.ru

НАРОДНЫЙ КОМПЬЮТЕР, Волгоград - адрес и телефоны

Чем занимается компания?

Закупки и тендеры

ГРАНУЛЫ ТОПЛИВНЫЕ (ПЕЛЛЕТЫ) ИЗ ОТХОДОВ ДЕРЕВОПЕРЕРАБОТКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ТЕПЛОТЕХНИКА"

Российская Федерация, 623340, Свердловская обл, Артинский р-н, Арти пгт, УЛ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ, 234

ПОСТАВКА ТОПЛИВНЫХ БРИКЕТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЫКТЫВКАРСКИЙ БАННО-ПРАЧЕЧНЫЙ ТРЕСТ"

Российская Федерация, 167000, Коми Респ, Сыктывкар г, УЛИЦА КИРОВА, 56

ПОСТАВКА ПРОБКИ КОРКОВОЙ ДЛЯ УКУПОРИВАНИЯ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В АССОРТИМЕНТЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРОИЗВОДСТВЕННО-АГРАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАССАНДРА" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация, 298650, Крым Респ, Ялта г, Массандра пгт, УЛ ВИНОДЕЛА ЕГОРОВА, ДОМ 9

ПОСТАВКА ПРОБКИ КОРКОВОЙ ДЛЯ УКУПОРИВАНИЯ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРОИЗВОДСТВЕННО-АГРАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАССАНДРА" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация, 298650, Крым Респ, Ялта г, Массандра пгт, УЛ ВИНОДЕЛА ЕГОРОВА, ДОМ 9

ПОСТАВКА ДОСОК РАЗДЕЛОЧНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Российская Федерация, 680555, Хабаровский край, Хабаровский р-н, Сосновка с, УЛ ШОССЕЙНАЯ, ДОМ 5

ПРИОБРЕТЕНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ РАМОК

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

Российская Федерация, 628186, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нягань г, УЛ 30 ЛЕТ ПОБЕДЫ, 8

ПОСТАВКА ПОДЛОЖКИ ДЛЯ НАПОЛЬНЫХ ПОКРЫТИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Российская Федерация, 350000, Краснодарский край, Краснодар г, УЛ ИМ ЛЕНИНА, 37

ПОСТАВКА ТОПЛИВНЫХ ГРАНУЛ( ПЕЛЛЕТ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АТАМАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Российская Федерация, 457344, Челябинская обл, Брединский р-н, Атамановский п, УЛ ШКОЛЬНАЯ, 15

ПОСТАВКА  ТОПЛИВНЫХ ГРАНУЛ (ПЕЛЛЕТ) ИЗ ОТХОДОВ ДЕРЕВООБРАБОТКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК "СТОЛБЫ"

Российская Федерация, 660006, Красноярский край, Красноярск г, УЛ КАРЬЕРНАЯ, ДОМ 26"А"/А

ПОСТАВКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПЕРМСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"

Российская Федерация, 614056, Пермский край, Пермь г, УЛ ЦЕЛИННАЯ, ДОМ 27

w.caddress.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики