Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок». О компьютере детям
Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок» - Borgul.ru
А.В.Боргуль Советы родителям 15 Янв 2018
С какого возраста разумнее всего разрешать ребенку сидеть за «чудо машиной»?
С какого возраста разумнее всего разрешать ребенку сидеть за «чудо машиной»?
Врачи утверждают, что малыш, начиная с трех лет, может сидеть за компьютером, но не более получаса в день. В возрасте с 6 до 12 лет – час. А начиная с 12 лет можно разрешать проводить перед монитором и два часа в день. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.
Время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко установлено, что бы в дальнейшем не возникало зависимости. Постарайтесь объяснить ребенку, что длительное времяпровождение за компьютером, пагубно будет влиять на его зрение.
Позаботьтесь о том, чтобы глаза не страдали от ярких цветов экрана монитора. «Поиграйте» с настойками монитора: отрегулируйте контрастность и яркость, что бы они ни били по глазам. На рабочий стол поставьте картинку в умеренных тонах. Учитывайте, что стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Проследите, что бы малыш сидел ровно, не сутулился, так как это в свою очередь может привести к развитию сколиоза. Что бы было удобнее под ноги можно поставить подставку. Монитор должен стоять ровно, что бы ребенок ни поворачивался к нему, а смотрел прямо на центр монитора, но взгляд падал сверху вниз под углом 15-20 градусов. Компьютерное место должно быть хорошо освещено, но при этом нужно сделать так, чтобы свет напрямую не падал на монитор. Старайтесь как можно чаще делать влажную уборку и проветривать комнату.
Чему компьютер может научить ребенка?
В возрасте от 2-х до 6-ти лет малыши уже начинают осваивать компьютер. Начать обучение можно с изучения цифр, букв (как русских, так и английских), а также различных знаков. Для этого Вам понадобится любой текстовый редактор. Со временем ребенок сможет писать целые слова, а позже даже предложения. При этом он будет видеть свои ошибки и сможет их самостоятельно исправлять. Управляя мышкой можно развивать реакцию у малыша. Как известно ребенок лучше учится играя. Сегодня в интернете предоставлен широкий выбор развивающихся игр на любой вкус и цвет. С их помощью можно познать азы многих наук: геометрии, иностранных языков, арифметики или грамматики. Используя стандартный редактор Paint (или другие интересные программы для детей) можно обучиться рисованию. Ведь рисовать мышкой, гораздо сложнее, чем кистью. Это в свою очередь будет развивать моторику рук. Игры, где происходит сбор картинок (по принципу паззлов), прохождение заданий или где нужно оперировать не определенными вещами, а их силуэтами и копиями развивают логическое мышление. Видеоигры, где предметы нужно складывать определённым образом или дорисовывать недостающие части развивают фантазию. Объёмное восприятие развивают задания, где требуется собрать определенную фигуру. Программы, в которых необходимо раскрасить персонажей или поиграть с цветами помогают воспринимать искусство. А музыкальные игры помогут разбудить любовь к музыке и выучить ноты.Детей от 6-ти до 9-ти лет уже можно обучать работать с информацией. Для начала это лучше делать в игровой форме. Научите ребенка самостоятельно открывать папки и файлы. Объясните ребенку, что с помощью компьютера можно не только играть, но и узнавать много интересных вещей. Сейчас существует огромное количество детских сайтов, где ребенок может играть в развивающие игры и параллельно познавать всемирную паутину. Постепенно научите пользоваться поисковыми системами. Ведь с их помощью малыш, сможет узнавать интересную для себя информацию. А также развивать логическое мышление. Ведь «поисковик» не дает ответов на вопросы, он находит общие слова.В таком возрасте не стоит оставлять его самого за компьютером, так как он еще не понимает многих вещей и может скачать информацию, кишащую вирусами. Да и вместе вам будет интереснее, а ребенок в случае неуверенности всегда сможет попросить совета.Не стоит забывать о контроле. Если Вы к такому возрасту научили ребенка контролировать свое время проведения за «чудо машиной» - это замечательно. Но не все дети способны сами себя контролировать. В таком случае можно использовать специальные программы, которые будут напоминать ребенку о времени и при необходимости выключать компьютер.
Игры. Плохо это ли хорошо сейчас.
Итак, социальные сети. Некоторые родители считают, что они приносят только вред. И в чем-то они правы. Первое, что может произойти в сети – это плохое влияние. Но от этого ребенка не убережешь и на улице. На каждом углу можно встретить такого «доброжелателя». Уберечь от этого может только, правильное объяснение, «что такое, хорошо и что такое плохо». Второе – это длительное время провождения за компьютером. Даже взрослые говорят, что такое общение затягивает, а что уж говорить о детях. В таком случае, стоит составить договор, что час сидишь в сети, а потом учишь уроки или занимаешься другими делами. Из полезного стоит выделить, что ребенок не теряет связи со своими друзьями, с которыми он познакомился в оздоровительном лагере или на отдыхе. Стоит составить распорядок дня ребенка, таким образом, что бы виртуальная жизнь не вытесняла реальную.
Онлайн игры – это игры, в которых принимают участие люди со всего мира. Чему могут научить: логическое и стратегическое мышление, умение находить общий язык с людьми и действовать в команде, улучшить знание английского языка, так как игровой сленг связан с ним напрямую. А сколько может принести вреда? Да, сколько хотите. Первое – это зависимость, когда ребенок абсолютно забывает о реальном мире и погружается в виртуальный. Второе – агрессию, так как нужно добиться определенного успеха, а у вашего чада это не получается. И тогда он ходит раздражительный и злой. Перечислять все недостатки можно долго. Но, для того, чтобы их не было, нужно помнить, что все хорошо в меру. И тогда не будет никаких проблем с играми.
Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. При чем очень часто – неоценимую. Навыки владения «чудо машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А для того, чтобы «комп» стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, что бы понимать, чем увлечены дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.
Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер»
О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.
Но есть одно "но".
Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.
Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
Существуют определенные ограничения по времени.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.
Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.
В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?
Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного - через полчаса, у другого - через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.
По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение ребенка изменяется и проявляется у разных детей по-разному. Например, у инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола), в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзание, частые перемены позы), в изменении настроения и др.У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе - с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности. У детей усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.), появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).
По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяется тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим, соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии).У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма, мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная угроза для здоровья ребенка.Итак, мы видим, что утомление при работе на компьютере проявляется у детей по-разному. Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о начавшемся утомлении.
Почему мы придаем такое значение внешним проявлениям утомления, связанного с работой на ПЭВМ?Прежде всего, потому, что это доступно для любого заинтересованного наблюдателя: будь то воспитатель, преподаватель или кто-то из родителей. Во-вторых, это объясняется особенностями проявления утомления при работе с компьютером, что требует особого подхода в оценке работоспособности и интенсивности нагрузки. Поэтому важно адекватно оценивать физиологическое состояние организма.
Ориентируясь на собственные самоощущения положительного настроя и отсутствие привычных (для какой-либо другой деятельности) признаков усталости, пользователь компьютера склонен недооценивать реальные изменения в функционировании физиологических систем своего организма и поэтому легко попирает установленные медицинской наукой нормы и правила взаимодействия человека с компьютером. К тому же компьютер увлекает. Он становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются. И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод определения степени утомления по внешним показателям поведения за компьютером.
Кроме того, ориентация на внешние признаки утомления нам кажется целесообразной еще и потому, что компьютерные технологии все время обновляются, появляются новые марки компьютеров. Процесс же оценки влияния работы на компьютере с помощью инструментальных медицинских и физиологических методик трудоемок и не может быть мгновенным. Он требует длительного времени. Неблагоприятные изменения в организме могут накапливаться постепенно, поэтому последствия могут быть отдаленными.
Еще немаловажный фактор - это индивидуальный характер проявления утомления. В пределах одного и того же возраста сроки наступления утомления могут быть различны. Как мы выше убедились, причины могут быть самые различные. Это и типологические особенности нервно-эмоционального статуса ребенка, и особенности его темперамента, и состояние здоровья, и самочувствие в данный момент, и уровень подготовленности к работе на компьютере, и условия внешней среды (освещенность, температура, влажность, ионный состав воздуха помещений), и многие другие факторы санитарной обстановки.
На работоспособность влияет также качество и содержание компьютерных программ, возраст пользователя. Чем моложе ребенок, тем в большей мере выражены у него признаки внешнего утомления и тем легче заметить их постороннему наблюдателю.Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов, и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).
При педагогической диагностике состояния детей следует ориентироваться на следующие 4 группы критериев утомления:
1. Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет нога ми, кричит и т. п.2. Потеря интереса к работе с ПЭВМ: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.3. Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т. д.4. Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание, истерический смех и др.
Этот метод наблюдения позволяет выявить индивидуальные сроки наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других факторов.
Поделиться Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»
borgul.ru
Ребенок и компьютер: простые правила безопасности
Наш образ жизни стремительно меняется: еще лет десять назад персональный компьютер был далеко не в каждой семье, а сегодня без этого устройства уже мало кто обходится. Разумеется, и дети вовсю осваивают компьютер: не только играют на нем в игры, но и учатся, и пишут школьные работы, и разыскивают необходимую информацию.
Источник: depositphotos.comНекоторые дети быстрее обучаются грамоте при помощи компьютерной клавиатуры, чем посредством ручки. Так можно ли разрешать детям находиться за компьютером столько времени, сколько им хочется? Ведь сами взрослые часто работают за этим устройством целый день без потерь для здоровья. Может, пора пересмотреть старые нормативы?
Опасность компьютера для детей
Традиционно врачи опасаются воздействия компьютера на здоровье детей по нескольким причинам.
- Это большая нагрузка на зрение.
- Ребенок долгое время находится в одной и той же позе.
- Компьютер воздействует на психику.
- От компьютера исходит вредное излучение.
Давайте подробно рассмотрим каждый из этих негативных факторов.
Ухудшение зрения
Как и телевизор, компьютер действительно оказывает не самое лучшее воздействие на зрение ребенка. Причем при просмотре мультфильмов или телепередач частота смены кадров высокая (что снижает нагрузку), а в компьютерных играх она значительно реже. Чтобы не перенапрягать глаза, нужно соблюдать некоторые правила при обустройстве рабочего места, где будет сидеть ребенок. Верхний край монитора должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже. Расстояние от глаз до монитора должно составлять не менее 50 см. Яркость монитора необходимо правильно настроить – нельзя ни уменьшать ее до минимума, ни слишком повышать.
Даже взрослым следует отдыхать 5-10 минут после каждого часа работы на компьютере. Для школьника рекомендуются перерывы через каждые 15 минут.
Чтобы глаза не пересыхали, периодически нужно их закрывать и вращать глазами под сомкнутыми веками. Очень полезно обучить ребенка основным упражнениям, входящим в комплекс гимнастики для глаз: смотреть вдаль и на переносицу, смотреть влево, вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы. Это поможет глазам отдыхать. Также в зоне рабочего места можно повесить лист картона синего, зеленого или желтого цвета. Он станет зоной отдыха для глаз после работы за компьютером. Смотреть на лист нужно 10-15 минут с расстояния 30-40 см, не напрягая зрение.
Что же касается времени, проведенного за компьютером, офтальмологи настаивают на четких ограничениях. До 3 лет вообще не стоит показывать компьютер малышу, с 3 до 5 лет – разрешить находиться за ним до 15 минут, в 6-7 лет – до получаса. В 9-10 лет при необходимости можно увеличить время перед монитором до 1-1,5 часа, но с частыми перерывами для отдыха глаз.
Статическая поза
Самые распространенные жалобы от людей, которые работают за компьютером, связаны с повышенной утомляемостью и головными болями. Все это может ожидать и ребенка – ведь долгое нахождение в одной позе приводит к перенапряжению мышц шеи и ухудшению кровоснабжения мозга. Кроме того, проблемой могут стать боль и онемение пальцев или кистей – это связано с однотипными движениями рук при работе за компьютером.
Чтобы избежать неприятных последствий, опять-таки нужно правильно обустроить рабочее место. Клавиатура должна находиться ниже стола, поэтому стоит отдать предпочтение стандартным моделям с раздельным системным блоком и монитором, а не ноутбукам – тогда клавиатуру можно поместить на специальную выдвижную полочку. Родителям необходимо следить, чтобы ребенок сидел за рабочим столом с ровной осанкой и делал перерывы в работе.
Воздействие на психику
Врачи давно бьют тревогу: многочасовое нахождение за компьютером очень негативно сказывается на психике детей. Родителям стоит наблюдать за тем, в какие игры играет ребенок и насколько тяжело переживает введенные ограничения в пользовании персонального компьютера. Если школьник не хочет идти гулять, а целыми днями находится дома, при малейшей возможности садясь за компьютер, можно предположить, что у него развивается компьютерная зависимость. Чтобы вывести ребенка из состояния утраты связи с реальностью, зачастую требуется помощь психолога.
Источник: depositphotos.comРодителям нужно насторожиться, если ребенок стал плохо спать – долго засыпает, просыпается ночью, стал подавленным или, наоборот, слишком возбудимым. Рассеянность, недостаточная концентрация внимания, повышенная утомляемость – также плохие признаки. Кроме того, страдающий компьютерной зависимостью ребенок может иметь проблемы с аппетитом – либо забывает поесть, либо ест слишком много, не отходя от монитора.
Излучение
Это наименьшее из зол, которые может принести компьютер. При правильно организованном рабочем месте (грамотном размещении монитора и системного блока) излучение современных компьютеров воздействует на пользователя минимально.
Польза компьютера
С помощью этого устройства можно активизировать развитие ребенка, и здесь вряд ли найдется полноценная замена. Ведь электронные развивающие игры всегда доступны, бесплатны, не требуют места для хранения. Существует множество игр, направленных на развитие логики и внимания, образного мышления, координации движений. Обучение грамоте, иностранным языкам, математике и другим предметам – все это позволяет занять ребенка с ощутимой пользой для него. Что уж говорить о необходимой для обучения информации, которой в Сети столько…
Разумный подход к организации обучения ребенка за компьютером поможет избежать проблем со здоровьем. Но родительский контроль времени, проведенного ребенком у монитора, совершенно необходим: даже у самого послушного малыша возникает соблазн поиграть лишний раз, пока родители этого не видят.
Видео с YouTube по теме статьи:
www.neboleem.net
Дети и компьютер: вред или польза
Дети и компьютер: вред или польза
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь
без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Очень часто приходиться слышать от родителей о том, что любимый ребенок часами просиживает играя перед компьютером, и тут же возникает вопрос: безопасен ли он, как влияет компьютер на здоровье детей? Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Попробуем все же разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.В работах Л.А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация , которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала , что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.Влияние компьютера на детей в возрасте 7-8 лет также благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, хороши развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования. И так компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 25 минут, и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. По истечении этого времени наступает переутомление, и ребенок теряет навыки, полученные во время игры, после трех часов у монитора наступает более глубокая усталость, а после пяти появляется серьезная угроза психического истощения. Между прочим, в Китае эти ограничение по времени игры в компьютерные игры закреплено законодательно после проведения масштабных исследований. И так, мы плавно подошли к отрицательному воздействию компьютера на ребенка. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – это большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому совет специалистов - настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Такая концентрация, даже кратковременная, вызывает у ребенка утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Нервное и эмоциональное напряжение и утомление зрения, накапливаясь со временем, отрицательно сказываются на последующей деятельности. Также при всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. Родителям детей дошкольного и школьного возраста стоит помнить о вреде агрессивных игр и о влиянии интернета, сократить которое можно лишь собственным общением с отпрысками, а не запретами, как это принято сейчас делать.Педагоги и медики, обвиняя компьютер в негативном влиянии на ребенка, одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления – умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи (такие дети с трудом овладевают чтением и письмом). Звучат заявления, что причиной этой проблемы является раннее и чрезмерное увлечение компьютером. По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии. Подобные утверждения не голословны. Но не стоит думать, что компьютеры несут только вред. Доказано, что дети, занимавшиеся на компьютере в дошкольном возрасте, лучше развиты интеллектуально, проявляют больше способностей к самой разнообразной деятельности, у них более широкий круг интересов. Сегодня представлен широкий выбор развивающих игр для детей самых разных возрастных категорий, не стоит ограничивать ребенка в выборе, следите только за тем, чтобы он не отдавал предпочтение играм с элементами насилия и жестокости. Правильно подобранные игры в умеренном количестве – наилучший вариант для вашего ребенка. Приобщая детей к компьютеру, следует побеспокоиться о специальных обучающих программах, тогда ребенок не только освоит основы компьютерной грамотности, но и получит другую полезную информацию.
infourok.ru
Статья «Компьютер в жизни ребенка» | Мы
Автор — клинический психолог Анна Князева
Компьютер вошел в жизнь человека совсем недавно (чуть более 60 лет назад), но уже успел занять в ней такое огромное место, что у многих здравомыслящих людей возникают вопросы о безопасности и разумности его использования в своей жизни и жизни своих детей. Как любое исторически «молодое» явление, оно еще не успело обрасти в достаточной степени культурными нормами и эталонами, особенно в ситуациях непрофессионального использования компьютера, например, в семье. Если заглянуть в домашний быт наших современников, то можно встретить практически весь спектр вариантов использования компьютера: от его полного отсутствия до тотальной зависимости от него членов семьи. Как всегда, хочется и в этом вопросе найти золотую середину, чтобы извлечь из ситуации максимум плюсов и защититься от вредностей и опасностей.
Нас, как родителей, конечно, прежде всего, волнует, как правильно выстроить отношения в системе «ребенок-компьютер». Но дети (особенно, дошкольники и ученики младших классов) еще зависимы от стиля жизни родителей и семьи в целом, поэтому модель общения с компьютером они берут именно в семье. Поэтому, прежде чем говорить о детях, необходимо оценить свой собственный опыт общения с компьютером.
Если большую часть своего семейного времени взрослые проводят у компьютера, это создает условия дефицита общения ребенка с близкими людьми, а также становиться для него нежелательным примером для подражания. С другой стороны, жесткий запрет на компьютер в доме или недостаток компьютерной грамотности родителей при столкновении ребенка с другой культурой в семьях своих сверстников, может стать поводом для детско-родительских конфликтов и отчуждения.
Давайте попробуем проанализировать свое отношение к компьютеру, а для этого честно ответим себе на ряд вопросов:
- Какую роль в моей собственной жизни играет компьютер?
- Какими видами деятельности я занимаюсь за компьютером: работой, обучением, чтением, общением, игрой, покупками, просмотром телепередач, отслеживанием событий в мире, чем-то еще?
- Зачем я это делаю? Какую цель я при этом преследую?
- Сколько времени в день (в неделю) я провожу за экраном монитора?
- Чего я приобретаю и чего теряю, используя компьютер в своей жизни?
- Чего я приобретаю и чего теряю, отказываясь от использования компьютера в своей жизни?
- Какие правила употребления компьютера я хочу ввести в свой семье?
- Какого отношения к компьютеру я желаю своему ребенку во взрослом возрасте?
Поразмышляйте за чашкой чая над этими вопросами на супружеском совете – это поможет вам более четко разобраться в собственном отношении к компьютеру и с большей зрелостью подойти к решению этой задачи по отношению к детям.
Теперь посмотрим на этот вопрос с медицинской точки зрения.
Любые занятия на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, будь он ребенок или взрослый, целого комплекса факторов. Первое, на что обратили внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у того кто работает за дисплеем. Появился термин «компьютерный зрительный синдром». Его симптомы: жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения, слезотечение и др. Уровень допустимой зрительной нагрузки зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Органических заболеваний глаз компьютер не вызывает, а спровоцировать появление или прогрессирование близорукости – может.
В семье пользователями компьютеров становятся не только взрослые и школьники, но и дети младшего дошкольного возраста, процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен. Поэтому уровень безопасности компьютера и организация рабочего места должны соответствовать возрастным возможностям всех его пользователей.
Допустимый уровень нагрузки зависит также от состояния нервной системы пользователя. Например, возбудимым детям и людям с судорожным синдромом медики советуют свести к минимуму использование компьютера и совсем исключить такие остросюжетные компьютерные игры, как «стрелялки», «убивалки», «догонялки» и «бродилки». В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Кроме того, важно понимать, что любая деятельность формирует какие-то качества в характере и личности человека, а длительное и эмоциональное проживание подобных игровых сюжетов формирует замкнутость и агрессивность.
Существуют несколько правил современного санитарного законодательства, с которыми полезно ознакомиться родителям:
Правило 1: К эксплуатации допускаются только те компьютеры, которые имеют санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат) об их соответствии санитарным правилам. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся: контрастность, неравномерность яркости, отношение ширины знака к его высоте для прописных букв, размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея, смещения отклонения, временная и пространственная нестабильность изображения, отражательная способность.
Изучение возможных последствий воздействия электромагнитных излучений на организм человека идет сравнительно недавно, однако, уже имеется довольно много убедительных доказательств об их опасности для здоровья. Компьютеры последних лет выпуска, как правило, имеют встроенную систему защиты пользователя от электромагнитных излучений. На это указывает специальная маркировка — LR (Low Radiation — низкое излучение).
Правило 2: Правильная организация рабочего места значит не меньше, чем качество монитора. Занятия за компьютером должны проходить в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Оконные проемы в помещениях, где используются компьютеры, должны быть оборудованы жалюзи или занавесками, чтобы исключить прямое попадание солнечных лучей. Удачным является такое расположение рабочего места, когда у пользователя компьютера есть возможность переводить взгляд на дальние расстояния — это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Если компьютер размещен в углу комнаты, или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул (обязательно со спинкой) должны соответствовать росту ребенка.
Правило 3: В ходе работы за компьютером возникает статическое и нервно-эмоциональное напряжение, которое можно снять, используя обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища, подвижные игры и игры на свежем воздухе. Хорошо для такой разгрузки подходят упражнения на фитболе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется регулярная зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики зрительного утомления. Правила гигиены компьютерных занятий также необходимы пользователям компьютеров, как правила дорожного движения необходимы автомобилистам. Поэтому задача родителей — показывать здоровый пример и вдохновлять ребенка на профессиональное взаимодействие с техникой, которое подразумевает освоение техники безопасности.
Правило 4: Интенсивность работы за компьютером зависит от возраста пользователя. Непрерывная продолжительность компьютерных занятий для детей 5-6 лет составляет 15 минут, для детей 7-12 лет – 20 минут и т.д..
Теперь посмотрим на проблему «ребенок и компьютер» с психологической точки зрения. Если с медицинской точки зрения мы, прежде всего, соблюдали заповедь «не навреди» и поэтому говорили о технике безопасности, то с психологической позиции необходимо оценить и плюсы и минусы любого явления.
О плюсах.
В современном мире без элементарного овладения компьютером не обойтись. Это неиссякаемый источник информации, который поднимает на новый уровень учебу, работу и деятельность досуга. Компьютер – это возможности поиска работы, сама работа, учебники, книги, музыка, письма, звонки по телефону, общение и многое, многое другое.
Например, если выбирать между телевизором и компьютером, то большинство голосов будут отданы в пользу компьютера. Компьютер дает нам возможность смотреть качественное кино и мультфильмы, в то время, когда нам это удобно, то кино, которое мы хотим, а не то, что идет по тому или иному каналу в данный момент, а также позволяет совсем обогнуть путь, где нам может встретиться не менее вредный враг психики – реклама. Просмотр телепередач через компьютер позволяет также избежать такого вредного побочного явления, как переключение с одного канала на другой, что приводит (особенно у детей) к рассеиванию внимания, снижению способности к концентрации мышления и переживания, развитию культурной всеядности.
Компьютер может увеличить возможности развития детского творчества. Например, сочинение детьми сказок можно превратить в создание собственной книги с красивой обложкой, фотографиями и иллюстрациями (детские рисунки можно отсканировать и вставить в книгу, если ребенок еще не рисует с использованием специальных программ). А работа ребенка с текстовым редактором легко и ненавязчиво обучает его грамотному письму, не делая это прямой целью обучения.
Для маленького почемучки, поиск вместе с родителями ответов в интернете – тоже увлекательное и познавательное занятие. Причем ответы можно найти и в текстовом виде, и в виде фильмов.
Скайп или социальные сети можно использовать с ребенком для общения с дальними родственниками и друзьями. Для ребенка это хороший пример и удобный способ поддерживания родственных и дружеских связей, тем более, что сейчас уже практически стерлась с лица большей части земли такая форма общения, как почтовое письмо.
Маленький любитель музыки вместе с родителями может не только знакомиться с музыкальными стилями и произведениями, но и сочинять музыку, используя специальные программы и возможности компьютерной аранжировки.
В качестве примера могу привести занятие папы с сыном 3 лет, который накладывал на заданный папой ритм и аккомпанемент свои хаотические импровизации (правда существенно более тихие, чем сам аккомпанемент). Получался просто-таки заправский джаз.
Еще один пример: девочка 6 лет оказалась большой любительницей балета. Поскольку по телевизору балет – редкость, родители скачивают интересные балетные постановки, и ребенок с удовольствием смотрит, повторяет движения, а после — импровизирует.
Безусловно, компьютер открывает огромные возможности для развития в ребенке дизайнерских способностей, причем в любой области – в области интерьера, одежды, внешности, ландшафта и др..
Среди родителей сейчас популярны специальные компьютерные развивающие программы для детей. Такие программы существуют для любого возраста и практически на любую тему: по математике, письму, географии, истории, ботанике и мн. др.. Преимущества таких «обучалок» в том, что они повышают уровень информационной ориентировки ребенка в предмете, которому посвящена программа, быстро делают ребенка активным пользователем компьютера и расширяют диапазон операций, которые он может производить. Недостатком таких программ является создание у родителей иллюзии того, что ребенок учится, и этого достаточно. Действительно, ребенок учится, но только первые несколько дней, пока осваивает эту программу вместе с родителями. После чего процесс действий ребенка автоматизируется, а при неучастии в нем родителей еще и способствует формированию аутических черт личности. Для профилактики этих проблем служат: живое общение с близкими, эмоциональное восприятие материала, игровые и учебные действия с другими детьми и взрослыми. Эти способы проверены временем и являются надежными продуктивными учебными средствами, которые не имеют временных ограничений и всесторонне развивают ребенка.
Теперь поговорим о психологических минусах появления компьютера в жизни ребенка.
Кроме нарушений, которыми ведает медицинская наука и практика, существуют еще психологические опасности. Все они, как обычно, проистекают от длительного и бесконтрольного использования компьютера.
Первая и главная опасность – компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость сильно «помолодела» за последние десять лет. Теперь с такими проблемами к психологам приходят даже родители учеников младших классов. Кстати, предрасположенность к компьютерной зависимости имеют дети, которые в возрасте от 3 до 6 лет много времени проводили за мультиками, и в детских играх которых большое место занимают виртуальные герои («человек-паук», «черепашки ниндзя» и др…) вместо реальных жизненных персонажей (люди разных профессий, «дочки», «матери», воспитатели и т.д.).
Следующая опасность – не менее вредная, но менее заметная – это уменьшение и даже исчезновение из жизни ребенка других интересов и возможностей. Если ребенок меньше играет, его игровая деятельность постоянно повторяет содержание компьютерных игр или передач, снижается потребность ребенка в общении с близкими, возрастает агрессия при ограничении пребывания за компьютером – пора бить тревогу. Такое однобокое развитие ребенка приводит к оскудению развития его личности, создает основу для ухудшения детско-родительских отношений, нарушает способности ребенка к общению. Эмоционально-бедное «общение» с компьютером обедняет эмоциональную сферу маленького человека, у которого все еще только формируется.
В связи с рисками, изложенными выше, у родителей нередко возникают вопросы. Например, необходимо ли ставить защиту на некоторые программы (например, игровые программы, выход в интернет и т.д.), когда у родителей нет возможности проконтролировать, чем занят ребенок. В общем, можно сказать, что если такая необходимость у родителей возникает – это уже запущенная ситуация, которая говорит о том, что отношения между родителями и ребенком не клеятся. Такую ситуацию проще предупредить, чем «вылечить», поэтому сохранение эмоционально-открытых, теплых, понимающих отношений с ребенком – главная гарантия того, что никакие фильтры, коды и замки не понадобятся.
Вот пример того, каким образом научился и что умеет делать мальчик 3,5 лет, родители которого много времени проводят с сыном, часто работая при этом за компьютерами дома. Со слов папы ребенка:
«Сын обычно работает на ноутбуке («заметьте, работает, а не балуется или играет», — прим. психолога). Все, что умеет, научился делать, глядя на нас с женой. Что-то показывали ему, как игру, что-то освоил, просто наблюдая за работой, а потом сам начинал руководить процессом обучения. Первое что освоил – на сайте raskraska.com научился находить нужный раздел, картинку и отправлять ее на принтер с помощью мыши. Затем быстро освоил youtube.ru. Видит картинку, жмет, смотрит клип. Много рисовал в программе Paint. Буквально за день освоил выбор карандашей и кистей, рисовал картинки. Еще любит несложные компьютерные игры – находит их в меню программ, выбирает нужную игру и играет. Например, «выпекает тортики» из компонентов: смотрит на то, что надо сделать и выбирает подходящие элементы в меню. Еще любит писать сообщения в Скайпе. Ставит сам смайлики и пишет несложные сообщения типа «Папа – Данька — 3 года — живем на 11 этаже», получается: «папад311». Еще играем в такую игру: я диктую слова по буквам, он их набирает по клавишам».
Вот такой уже профессиональный маленький пользователь растет. Самое главное, что все это происходит в совместной деятельности родителей и ребенка, а компьютер – всего лишь одна из форм такой деятельности.
Здравый смыл и забота о ребенке всегда подскажут неравнодушному родителю, как правильно выстроить отношения в системе «человек-вещь», потому что компьютер (даже в функции общения) – это, прежде всего, вещь. Пусть вещи служат людям, а не наоборот!
Вам будет интересно прочесть:
we-family.ru
Вред и польза компьютеров для детей
Наличием ноутбука или планшета в доме трудно кого-то удивить – для современного человека компьютер — это высокотехнологичный рабочий инструмент. Тогда как взрослые обычно используют компьютер в бытовых и рабочих целях, ребенка чаще всего интересуют компьютерные игры.
Повсеместно распространено мнение, что эти игры опасны для психики ребенка, являются препятствием в учебе, приводят к стрессу и ухудшают здоровье. Мнения о страшном «компьютерном излучении» давно уже перестали быть актуальны и в этом направлении компьютеры давно никакой опасности не представляют. Наибольший вред компьютера в его бесконечной увлекательности. И если не соблюдать простых правил компьютер может негативно повлиять на состояние детей. Когда ребенок проводит за монитором или экраном ежедневно по несколько часов подряд, его здоровью, несомненно, будет причинен вред: в основном страдают осанка и зрение. Негативно сказывается сидячий образ жизни на состоянии организма в целом. При этом на втором план уходят и более полезные занятия: чтение книг, прогулки на улице, выполнение домашних заданий. К тому же долгое время игры перегружает нервную систему, что ведет к раздражительности, вялости и переутомлению. Но главная опасность от компьютерных игр – это, несомненно, возникновение, так называемой, компьютерной зависимости. Все дело в чувстве меры.
Кратковременное пребывание за компьютером помогает улучшить концентрацию внимания, а если долгое – существенно снижает. Поэтому родителям необходимо жестко следить за временем, проведенным ребенком за компьютером. Это время зависит от возраста ребенка и не превышает полутора часов в день. Чтобы не перегружать зрение избытком информации с экрана очень важно правильно настроить рабочее место: отрегулировать яркость и контрастность ЖК монитора, постараться установить спокойные обои на рабочий стол, подобрать правильную мебель и выставить ее высоту. Для снижения нагрузки будет хорошо, если ребенок научится делать специальные гимнастики для глаз и привыкнет периодически отходить от экрана, чтобы сделать мини-зарядку (разминка, наклоны, повороты и пр.).
Детям до семи лет своего компьютера не требуется – достаточно редкого пользования родительским. Для этого возраста игры часто имитируют бумажное творчество: раскраски, собирание пазлов, обучение простому счету и азам чтения. Всё это, конечно, приносит свою пользу, но не может заменить пользу от ручной работы, при которой гораздо лучше развивается мелкая моторика и не так сильно устает зрение.
Ребенку старше 7 лет компьютер приносит больше пользы: лучше развивается абстрактное и логическое мышление, тренируется внимание, формируется усидчивость, приходит умение переключать сознание с одного вида деятельности на другое. Идет раскрытие индивидуального творческого потенциала ребенка: одним легче начинают даваться языки, другие получают больше возможностей в рисовании, музыке, творчестве. Также формируется важный навык использование такого мощного инструмента, как интернет, умение поиска и отфильтровывания нужной информации.
Конечно, речь выше идет о полезных образовательных программах и играх. Полезный эффект от компьютера будет преобладать, если ребенок будет целенаправленно заниматься, а не играть только в «ходилки» и «стрелялки». Также, при работе в интернете, необходимо контролировать на каких сайтах бывает ребенок, многие из них могут причинить психологический вред. Методы контроля могут быть разные – от личного присутствия до специальных программ, создающих подробный отчет о посещенных сайтах и действиях на компьютере вообще. Вообще, нужно чаще общаться с ребенком на тему правильности применения вычислительной техники, объяснить ему, что компьютер – это всего лишь полезный и очень мощный, инструмент, и пользоваться им нужно осторожно и аккуратно.
Компьютерные игры занимают все более прочную позицию в нашей жизни и занимают верхние места среди множества вариантов организации отдыха. Ежегодно создаются игры разных направлений, от которых сложно отказаться не только детям, но и взрослым. Игры дают виртуальные безграничные возможности, ощущение всемогущества и силы. Бесспорно, что игры для ребенка это один из приоритетных предметов в его жизни. Никто не сомневается в пользе логических, спортивных или настольных игр. Но когда речь идет о компьютерных играх мнения сильно расходятся. Родителей особенно волнует вопросы игровой зависимости, особенно если их дети проводят много времени у монитора.
Подростки часто с головой «углубляются» в виртуальную игровую жизнь в попытке спрятаться от одиночества, семейных или социальных проблем. Поэтому, если ребенок начинает превращаться в игромана, нужно в первую очередь проанализировать семейные отношения. Если все-таки дело в сильном увлечении, то можно попытаться переключить внимание подростка на другие занятия: спорт, танцы. Хуже, если ребенок предпочитает компьютер книгам. Любая, насколько бы она ни была полезной, информация, обычно низкого качества и никогда не сможет заменить полноценную книгу, особенно художественную.
Детям-школьникам компьютер несет большую помощь в подготовке домашних заданий. Ученикам старшего школьного возраста компьютер позволяет искать необходимую информацию в интернете. Это подготовка докладов, сообщений, а также рефератов по предметам школьного курса.Только это должен быть именно поиск информации, а не просто скачивание чужих материалов.
В итоге можно прийти к выводу, что компьютер, при должном контроле и «регламентированных» перерывах, будет приносить ребенку больше пользы, чем вреда. Технический процесс не стоит на месте. Обычно дети используют все самые передовые технологические устройства. Родителям остается только стараться повышать свой технический уровень как минимум для того, чтобы понимать увлечения ребенка, иметь с ним общие интересы, да и просто иметь лишние темы для общения.
obg-fizkultura.ru
Вред компьютера для детей — Остров доброй надежды
Задумывались ли Вы, что видит Ваш ребенок, когда он играет в компьютерную игру?
Отдаете ли Вы себе отчет, насколько огромен вред компьютера для детей?
Производство компьютерных игр очень прибыльное дело. И владельцев этого бизнеса очень мало волнует, какое влияние оказывает компьютер на здоровье Вашего ребенка.
Компьютер в жизни ребенка может играть и положительную роль, например, помогать в учебе, для дошкольников – на компьютере можно рисовать, на компьютере можно и играть. Вот только вопрос, какие это будут игры? Большинство игр, которые сейчас можно встретить в интернете оказывают отрицательное воздействие и на физическое, и на психическое здоровье наших детей.
Первый момент, о котором хотелось бы сказать, это излучение электромагнитных волн. Это излучение вредно даже для взрослых, а что уж говорить о детях. Знайте, если Ваш ребенок постоянно просиживает перед компьютером, то ему грозят раковые опухоли, эндокринные, мозговые нарушения, снижение иммунитета. И это далеко не все последствия.
Второй момент касается психического напряжения. Посмотрите на ребенка со стороны, как он ведет себя, играя в компьютерную игру. Он весь в напряжении, забывает буквально обо всем, никого не слышит, порой даже кричит, а потом может даже и заплакать. У ребенка – стресс! И чем дальше, тем больше.
Но главный вред – это вред духовный. Сознание ребенка поворачивается в сторону безбожного, безнравственного мировоззрения. Пусть и виртуально, но дети учатся на компьютере убивать и не только каких-то отрицательных героев, различных монстров, чудовищ, но и друг друга.
Аркадные, исторические игры вроде и не вредны на первый взгляд. Но побеждая, например, в какой-нибудь исторической игре, ребенок чувствует себя настоящим властелином мира, победителем. И после этого очень сложно перестроиться на эту жизнь, когда, нужно, скажем, помочь маме вынести мусор или поиграть с младшим братишкой. «Вы меня не трогайте, я видите какой!!!»
А самое главное возникает зависимость от компьютерной игры. Традиционные игры, чтение книг совершенно забыты. Со сверстниками чаще общаются через компьютер. Национальные традиции вызывают презрение. Все внимание направлено на этого современного идола. Потому в наших детях так сильно развиты страсть к властолюбию, тщеславию, наживе, лжи и другим порокам.
И, конечно, всех здравомыслящих родителей волнует ответ на вопрос: как отучить ребенка от компьютера. Вот несколько советов, как ограничить вред компьютера для детей.
Совет 1. Для начала нужно ограничить время игры. Если Вашему ребенку 6-7 лет продолжительность игры должна составлять всего 10 минут. Для 8-11 лет – 15-20 минут, и для более старших – полчаса. Таковы минимальные санитарные нормы. Постарайтесь объяснить ребенку, что в игре главное точность и быстрота, но никак не время.
Совет 2. Обязательный закон расстояния: 30-40 см до экрана, обязательное проветривание комнаты, ионизаторы – все это поможет снизить вредное воздействие.
Совет 3. Обязательное соблюдение временного закона. Не играть, если не сделаны уроки, ни в коем случае не играть перед сном и после еды.
Совет 4. С Вашей стороны должен быть контроль за содержанием игр. Игры с насилием, жестокостью нужно исключить.
Совет 5 – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ. Сами больше играйте со своими детьми. Не пытайтесь переложить это на какого-то или на что-то. Ведь сколько существует замечательных добрых игр вашего детства: и игры в слова, и на внимание, и подвижные игры и еще много-много других игр. Постарайтесь, чтобы игра на компьютере была вытеснена полноценным общением с Вами.
myhouse777.ru
Компьютер для детей - Отношение детей к передовым технологиям
Добрый день уважаемые читатели и гости сайта «Семья и детство». Давайте рассмотрим такой вопрос как компьютер для детей. Ведь на сегодняшний день — это злободневная тема. Наши дети в последнее время все больше и больше времени уделают компьютерам, чем например тем же книжкам или настольным играм. Итак...
Значение компьютера для человека. Отношение детей к передовым технологиям.
Невозможно представить современный мир без компьютерной техники и цифровых технологий. И это объяснить довольно просто: все сферы деятельности человека связаны с компьютерными механизмами.
Компьютер, несомненно, представляет собой уникальное и непревзойденное достижение развития человеческой расы, предназначенное для упрощения рабочих процессов в домашних или производственных процессах.
Всего несколько лет назад многие из людей не могли позволить себе иметь дома или в офисных учреждениях вычислительную компьютеризированную технику. Ныне компьютеры можно встретить почти везде. Важность использования их сложно переоценить, ведь такого рода техника применяется во многих областях: в финансовых учреждениях, в медицине, в сельском хозяйстве, в образовательных заведениях, в искусстве.
Говоря о глобальной компьютеризации, нельзя не сказать об Интернете. Конечно, в первую очередь нужно сказать о полезности этой всемирной паутины, ведь ее огромная база позволяет развиваться и овладеть новыми знаниями и интересными данными.
Особый интерес к компьютерным технологиям питает детская аудитория. Благодаря компьютерам дети имеют возможность получать множество интересующей их информации. Как показывает практика, дети всех возрастных категорий очень быстро находят общий язык с технологиями подобного рода, забывая при этом об остальных не менее важных сферах своего образования и интеллектуального развития.
Такое отношение детей к компьютерам рано или поздно приводит к острой и сложно разрешимой проблеме – компьютерной зависимости. Но стоит сказать, что компьютерные технологии нередко выступают в роли основополагающих инструментов для воспитания, обучения и умственного роста ребенка.
К примеру, такая техника, как персональный компьютер, значительно упрощает процесс взаимодействия ребенка и внешнего окружающего его мира. Дети очень быстро запоминают алфавит, легче воспринимают различные голосовые произношения, полноценно воспринимает интерактивные картинки и изображения.
Специалисты исследований влияния компьютера на детей утверждают, что многие специализированные программы являются вспомогательными для правильного развития детского воображения и логического мышления. Благодаря им дети учатся реагировать на визуальную и цветовую информацию.
Кроме того, дети, которые систематически занимаются на компьютере, отличаются хорошей координацией глаз и рук. Также наблюдается позитивная тенденция развития чувства собственного достоинства и уверенности на фоне высоких показателей сосредоточенности и усердности при выполнении разнообразных процессов.
Нельзя не отметить однозначно позитивную роль компьютера в жизни ребенка с ограниченными умственными способностями. Компьютер помогает этим детям учиться читать и писать, в строгом соответствии с потребностями и возможностями маленького человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что компьютеры в жизни ребенка играют важную роль в усвоении ребенком важной и нужной информации.
Влияние компьютеров на здоровье детей
На сегодняшний день, дети знакомы с компьютерными технологиями едва ли не с пеленок. Многие родители относятся к познанию особенностей работы с такого рода техникой позитивно, считая, что умение с ней обращаться, поможет детям устроиться в будущем на высокооплачиваемую работу и получить отличное образование.
Однако с этими выводами не согласны многие исследователи сферы влияния компьютеризации на здоровье подрастающего поколения. Многочисленные анализы такого взаимодействия и данные аналитических исследований говорят о том, что влияние компьютера на здоровье ребенка довольно агрессивно и отрицательно, если дитя проводит за ним слишком много времени.
Ребенок, зависимый от компьютера, становится малоуправляемым. А о влиянии компьютера на психику ребенка и вовсе молчать нельзя. Не смотря на то, что данный сегмент взаимных отношений между детьми и компьютерной техникой еще мало изучен, можно с точностью сказать, что неопытный и с неокрепшей психической стороной ребенок, может попасть под невидимый удар.
Малейшие несоответствия в детского восприятия взрослого мира могут привести к значительным отклонениям в психологии. Это утверждение обосновать довольно просто: 5-8-летний ребенок является развивающимся во всех сферах организмом, и наиболее интенсивного преобразования в этот период претерпевает его нервная и эмоциональная сторона жизни.
Именно в это время дети становятся очень чувствительными к факторам внешнего окружения. Поэтому к общению с компьютерными игровыми программами необходимо относится внимательно и строго, тщательно дозировать времяпровождение в них.
Кроме того, нужно тщательно следить за использованием тех программ, которые соответствуют возрастной категории ребенка, а также правильно организовать рабочее место, где он будет работать за компьютером.
Отдельно следует сказать о влиянии компьютера на зрение ребенка. При наличии генетических предпосылок, нормальная рефракция глаз может быть нарушена вследствие гигиенических норм освещенности места работы с компьютером, слишком длительного зрительного напряжения, неудобной позы при работе.
Результатом этих элементов может стать быстрое ухудшение зрения – появление близорукости или дальнозоркости. Степень утомляемости напрямую зависит также от качества расширения изображения на дисплее и содержания занятия на компьютере.
Чтобы снизить риск от негативного влияния компьютера на ребенка, следует придерживаться определенных правил: использовать компьютерные технологии возможно только при соблюдении физиологических, эргономических, ограничительных и разрешающих норм, подбирать игры на компьютере следует с учетом возраста ребенка, позволять работать с компьютерными технологиями, сочетая нормальное развитие ребенка.
С целью предупреждения глазных патологий периодически ограничивать общение с компьютером и систематически выполнять гимнастику для глаз. Придерживание подобных рекомендаций также позволит снизить уровень рассеяности и усталости у ребенка, устранить сбои со стороны центральной нервной системы. А это, в свою очередь, позволит не беспокоиться родителям за здоровье собственного дитя и поддерживать правильную роль компьютера в жизни ребенка.
Компьютерная зависимость ребенка – миф или реальность
Как утверждает статистика, многим родителям ныне знакомо такое явление, как завороженность детей перед монитором компьютера, наличие постоянной потребности их в играх и чатах общения.
Компьютерная зависимость – это процесс развития патологической потребности человека к работе на компьютере. Впервые о таком термине заговорили в мире на старте 80-х годов прошлого столетия. Однако, признание этого явления психическим расстройством произошло гораздо позже, после глобального распространения доступа в Интернет и разработок новых увлекательных игр.
Характерными чертами наличия этого психического отклонения ученые называют следующие симптомы:
— абстенциальный синдром;
— стремление к получению доступа работать на компьютере;
— потеря интереса к живому общению и прогулкам с друзьями и родителями;
— отсутствие желания удовлетворять свои физиологические потребности.
У детей младшего и среднего школьного возраста главными причинами такого процесса, как «компьютерная зависимость у детей», можно считать: недостаток общения в семье и отсутствие понимания со стороны родителей; отсутствие собственных интересов и хобби у ребенка; неумение детей находить общий контакт с окружающими сверстниками; наличие инвалидности.
Дети, зависимые от компьютера и игр, являют собой особый сегмент групп риска, чему могут способствовать игры с большим количеством насилия, убийства, жестокости.
Существует несколько видов компьютерной зависимости:
Своеобразной гарантией отсутствия компьютерной зависимости у ребенка может выступить стабильная атмосфера в семейных отношениях, наличие и развитие разносторонних интересов у детей, постановка и достижение небольших целей в жизни.
Кроме того, вспомогательным элементом борьбы с патологическим интересом станет защита компьютера от детей. Этот метод позволит исключить бесконтрольное использование ребенком компьютера.
Первый способ заключается в применении специально разработанных программ, которые позволят проследить за действиями ребенка, так называемый «внутрисемейный шпионаж».
Второй способ более глубокий по действию и более качественный. Он состоит в отключении возможности загрузки с посторонних носителей (флешек, дисков), отключении USB-порта, установление пароля на вход в операционную систему.
А подключение дополнительных интернет-фильтров, которые ограничат доступ ребенка к пространству Интернет-сети, значительно повысят безопасность от наличия компьютера дома.
Однако, все перечисленные способы возможно обойти, если ребенок владеет базовыми знаниями о работе и внутренней начинке компьютера. В таком случае, наилучшим вариантом станет использование двухфакторной проверки.
Она основана на использовании специального ключа, находящегося на съемном оборудовании (флешке), без которого нет возможности зайти в систему. Кроме этого, подобные ключи позволяют обезопасить систему от незарегистрированного посетителя и сохранить целостность внутренней информации.
И напоследок посмотрите виде на тему: «Компьютерная зависимость у детей и подростков. Как ее избежать?»
Вы также можете почитать другие статьи на тему воспитания детей:
С Уважением, Екатерина Богданова
P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.
semya-i-detstvo.ru