«Каисса» – первый чемпион мира по шахматам среди компьютеров. Первый шахматный турнир среди компьютеров в каком году


Мировой компьютерный шахматный чемпионат Википедия

Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ (англ. World Computer Chess Championship, WCCC) является ежегодным чемпионатом, на котором шахматные программы играют друг с другом. Чемпионат проводится Международной ассоциацией компьютерных игр (англ. International Computer Games Association, ICGA). Обычно одновременно с чемпионатом также проходит Компьютерная олимпиада (англ. Computer Olympiad) и серии компьютерных турниров по другим настольным играм.

Результаты чемпионатов

WCCC был открыт для всех типов компьютеров, включая микропроцессоры, суперкомпьютеры, кластеры (группы компьютеров) и выделенные шахматные аппаратные средства.

В 2007 году действовавший чемпион Junior отказался защищать свой титул.

В 2009 году правила изменили, ограничив платформы аппаратными средствами не более восьми ядер[1], исключив суперкомпьютеры и большие кластеры.

Событие # Год Место Победитель[2]
1 1974 Стокгольм, Швеция Каисса
2 1977 Торонто, Канада Chess 4.6
3 1980 Линц, Австрия Belle (англ.)
4 1983 Нью-Йорк, США Cray Blitz
5 1986 Кёльн, Германия Cray Blitz
6 1989 Эдмонтон, Канада Deep Thought
7 1992 Мадрид, Испания ChessMachine (Gideon)
8 1995 Гонконг Fritz
9 1999 Падерборн, Германия Shredder
10 2002 Маастрихт, Голландия Deep Junior
11 2003[3] Грац, Австрия Shredder
12 2004[4] Рамат-Ган, Израиль Deep Junior
13 2005[5] Рейкьявик, Исландия Zappa
14 2006[6][7] Турин, Италия Junior
15 2007[8] Амстердам, Голландия Zappa*
16 2008 Пекин, Китай HIARCS*
17 2009[9] Памплона, Испания Junior*, Shredder*, Sjeng*
18 2010 Канадзава, Япония Rondo*, Thinker*
19 2011 Тилбург, Нидерланды Junior
20 2013 Иокогама, Япония Junior
21 2015 Лейден, Нидерланды Jonny
22 2016 Лейден, Нидерланды Komodo

* Программа Rybka, занимавшая в период с 2007 по 2010 годы первые места, была после обвинений в плагиате дисквалифицирована и лишена наград[10].

Чемпионат мира по шахматам среди микрокомпьютерных программ

С 1980 по 2001 год был отдельный цикл чемпионатов (англ. World Microcomputer Chess Championship, WMCCC), ограниченных программами, работавшими на микропроцессорах. Вплоть до 1991 года победителями становились специализированные шахматные программы. После этого победители выигрывали на современных персональных компьютерах. Мероприятия также организовывала ICGA.

16-й WMCCC был тем же самым, что и 9-й WCCC выше.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Stockfish побеждает в чемпионате Chess.com среди компьютерных программ - Увлекательные шахматы - Блоги

Stockfish занял чистое первое место в круговом турнире 10 движков и добрался до суперфинала, где сразился с занявшим второе место Houdini в рапид, блиц и пулю, выиграв чемпионат, проходивший на игровом сервере Chess.com с 13 по 16 ноября.

Чемпионат Chess.com среди компьютерных программ с участием 10 сильнейших движков мира был анонсирован в сентябре. Три игровых дня кругового турнира по быстрым шахматам позволили определить два сильнейших движка, столкнувшихся в борьбе за титул в увлекательном суперфинале.

Все четыре игровых дня комментировались в прямом эфире Twitch.tv/chess и Chess.com/TV экспертами, ММ Дэниэлом Реншем и МГ Робертом Хессом, которые впервые в истории шахмат на профессиональном уровне комментировали ход борьбы компьютерных движков в прямом эфире. Полное видео всех четырех игровых дней доступно в  архиве Twitch. 

Цель турнира - показать силу и красоту компьютерных шахмат в привлекательном для зрителей формате рапида и блица, позволяющем публике следить за игрой в прямом эфире.

Турнир являлся еще и научным экспериментом в области информатики, поскольку все движки использовали мощные компьютеры Amazon Web Services. Технические характеристики программ и конфигурации оборудования указаны в статье-анонсе.

Интересным было и то, что турнир проходил без использования дебютных книг, поэтому движкам приходилось думать самостоятельно с самых первых ходов. Они оказались достаточно сильны, чтобы "на лету" создавать дебютную теорию, так что в большинстве партий разыгрывались прочные, хорошо известные варианты.

Норм Шмидт, технический советник Chess.com по вопросам проведения турнира, приводит следующие сведения о дебютах, встретившихся в партиях движков, и распределении результатов.

  • Французская защита = 44 партии, 7 побед белых, 28 ничьих, 9 побед черных;
  • Ферзевый гамбит / дебют ферзевых пешек = 30 партий, 14 побед белых, 11 ничьих, 5 побед черных;
  • Новоиндийская защита = 11 партий, 3 победы белых, 6 ничьих, 2 победы черных;
  • Испанская партия = 6 партий, 2 победы белых, 4 ничьи, 0 побед черных;
  • Защита Каро-Канн = 5 партий, 0 побед белых, 4 ничьи, 1 победа черных;
  • Сицилианская защита = 4 партии, 0 побед белых, 3 ничьи, 1 победа черных

Хотя в турнире участвовали сразу 10 сильнейших программ, основное внимание приковывала "большая тройка" движков: Stockfish, Komodo и Houdini, которых считают самыми сильными программами всех времен.

Все трое яростно боролись за победу в круговом турнире, причем, Houdini для попадания в суперфинал понадобилась блестящая победа в последнем туре.

Результаты кругового турнира

Таблица кругового турнира

Победители кругового турнира, Stockfish и Houdini, вышли в суперфинал, где им предстояло бороться в пяти разных контролях времени: от рапида до блица и пули.

Судьба суперфинала была решена только на последнем этапе, состоявшем из четырех партий в пулю, к которому Stockfish подошел с преимуществом в одно очко. Две из четырех партий закончились результативно, Houdini и Stoсkfish обменялись красивыми победами, и матч выиграл Stockfish.

Результаты суперфинала

В турнире разыгрывалось $2,500 призовых на поддержку развития компьютерных шахмат.

1. Stockfish: $1,000

2. Houdini: $750

3. Komodo: $500

4. Fire: $250

Норм Шмидт, разработчик Fire, также являлся также являлся техническим советником Chess.com по вопросам организации чемпионата среди компьютерных программ. Шмидт отказался от $250 призовых, которые будут пожертвованы на благотворительность.

Всего в чемпионате было сыграно 110 партий, 90 в круговом турнире и 20 в суперфинале.

 

Источник

Мы в телеграмм: https://t.me/Crestbook

www.sports.ru

«Каисса» – первый чемпион мира по шахматам среди компьютеров

Наталия Дубова

1974 год положил начало новому, более серьезному этапу в развитии шахматного программирования.

Научить компьютер играть в шахматы — одна из самых интересных задач в сфере искусственного интеллекта. Она была поставлена уже на заре вычислительной техники, в конце 50-х годов. В шахматах существуют определенные уровни мастерства, степени качества игры, которые могут дать четкие критерии интеллектуального роста машины. Поэтому компьютерными шахматами активно занимались ученые умы во всем мире. Но шахматы — игра, соревнование, и чтобы продемонстрировать свои логические способности, компьютеру необходим непосредственный противник. В 1974 году впервые прошел чемпионат мира по шахматам не между людьми, а между компьютерными программами. Победителем этого состязания стала советская шахматная программа «Каисса».

«Каисса» (была такая богиня, покровительница шахмат) создавалась в Москве, в Институте проблем управления Академии наук. Возможностями ЭВМ играть в шахматы здесь всерьез заинтересовались еще в середине 60-х, и уже в 1967 году одна из разработанных нашими программистами систем играла с американской шахматной программой. В начале 70–х в мире накопилось такое количество шахматных разработок, что встал вопрос о создании ассоциации шахматного программирования. Такая ассоциация была образована при поддержке крупнейшей международной организации по информатике International Federation of Information Processing (IFIP). А первый чемпионат мира среди шахматных программ в 1974 году прошел в рамках очередного конгресса IFIP (такие конгрессы собирались раз в три года) в Стокгольме.

Надо помнить габариты тогдашних ЭВМ, на которых работали программы-участники. «Каисса», например, разрабатывалась на машине фирмы ICL, занимавшей в институте зал площадью примерно в 150 кв. метров. Размеры остальных претендентов, как правило, были не менее внушительны. Поэтому разместить непосредственно в Стокгольме удалось только две-три машины, а остальные участники чемпионата общались между собой по телефону (мы имеем в виду, конечно, разработчиков, а не компьютеры). В зале, где происходил конгресс, находились представители команд каждой страны, а к тем ЭВМ, на которых выполнялись шахматные программы, IFIP отправила своих наблюдателей. Они должны были лично удостовериться в том, что играет действительно машина.

Владимир Львович Арлазаров, один из основных разработчиков «Каиссы», рассказывает, что в течение четырех дней 16 участников чемпионата играли друг с другом по швейцарской системе. Каждая команда участвовала в четырех партиях, и победителем становилась программа, набравшая наибольшее число очков.

Победа советской шахматной программы была неожиданной. Все прочили лавры чемпиона американской разработке Chess 4, которую, как это умеют делать американцы, широко разрекламировали в преддверии первого мирового состязания. Создатели «Каиссы» не готовили программу специально к чемпионату. Как мы уже отмечали, шахматное программирование представлялось одной из наиболее интересных задач искусственного интеллекта, на которой лучше всего проверялись методы перебора. Как отмечает Владимир Арлазаров, сейчас ни одна шахматная программа не обходится без использования этих методов, но в те годы у такого «переборного» пути шахматного программирования было немало оппонентов. Разработчики «Каиссы» ставили перед собой сложную задачу — добиться результата как при очень глубоком переборе, но при этом суметь уложиться в конечное время. Победа на чемпионате по компьютерным шахматам свидетельствовала, что эту задачу удалось с успехом решить.

Можно было бы предположить, что шахматную программу должны писать никак не меньше чем кандидаты в мастера. Однако это было не так. В команде разработчиков программы-чемпиона, лидерами которой были Владимир Арлазаров, Михаил Донской и Георгий Адельсон-Вельский, большинство даже не имели разряда. В сочетании «шахматное программирование» на первом месте стоит именно программирование, и для создания эффективной шахматной программы нужны были классные профессионалы в этом деле. А у крупных шахматистов компьютерные шахматы, как правило, не вызывали большого интереса. Это была прежде всего научная задача, а чемпионат мира — научное мероприятие, на котором шло не только соревнование, но и интенсивный обмен идеями. Это потом, в 80-е, особенно с появлением персональной вычислительной техники, создание шахматных программ стало занятием сугубо коммерческим, а в научной сфере интерес к ней постепенно угасал. Коммерция была несовместима со свободным обменом научной информацией.

Надо отметить, что к 1974 году уровень ЭВМ как шахматных игроков был не очень высок.

Машина, победившая на первом компьютерном чемпионате, оценивалась как шахматист третьего разряда. Фактически это первый серьезный уровень, соответствующий игре нормального шахматиста, а не просто человека, знающего, как ходят фигуры. Успех программы в некоторой степени определялся и мощностью вычислительной машины. Участники чемпионата были вольны выбирать, на какой технике они представят свою шахматную разработку, потому оказывались не совсем в равных условиях. Однако накладывать какие-либо ограничения было невозможно — участие в чемпионате поддерживалось теми фирмами и организациями, в которых использовалась машина, либо теми, которые сами производили машины, и для них это была, конечно, прекрасная возможность прорекламировать свои разработки.

Наша команда должна была довольствоваться тем, что имела. И понимая, что делают программу не на самой мощной машине, разработчики стремились компенсировать отставание в быстродействии предельно тщательным подходом к программированию. Именно поэтому был выбран язык Ассемблер.

Конечно, победа «Каиссы» на мировом чемпионате по компьютерным шахматам не могла пройти незамеченной. В стране это событие было воспринято прежде всего как большой успех советской науки. О программе-чемпионе сразу заговорили, появились публикации в центральной прессе. Сам первый чемпионат получил большой резонанс в мире. Он наглядно продемонстрировал всем, что вычислительные машины могут самостоятельно решать такие сложные логические задачи, как игра в шахматы. Проигрыш русским подстегнул американцев, и после 1974 года в исследования по шахматному программированию стали делаться очень серьезные финансовые вложения. Фактически 1974 год положил начало новому, более серьезному этапу в развитии шахматного программирования. До середины 80-х чемпионаты мира по шахматам между вычислительными машинами проходили с той же регулярностью, что и конгрессы IFIP. Мы продолжали принимать в них участие, но с ростом коммерциализации компьютерных шахмат эта задача потеряла для наших разработчиков научный интерес. Кроме того, отставание советской вычислительной техники от западной, где уже появлялись специализированные шахматные машины, росло с угрожающей скоростью, и мы в конце концов потеряли возможность соревноваться на равных.

mirznanii.com

«Каисса» - первый чемпион мира по шахматам среди компьютеров | Computerworld Россия

1974 год положил начало новому, более серьезному этапу в развитии шахматного программирования
Владимир Арлазаров: «В нашей команде разработчиков программы-чемпиона большинство даже не имели шахматного разряда»

Научить компьютер играть в шахматы — одна из самых интересных задач в сфере искусственного интеллекта. Она была поставлена уже на заре вычислительной техники, в конце 50-х годов. В шахматах существуют определенные уровни мастерства, степени качества игры, которые могут дать четкие критерии интеллектуального роста машины. Поэтому компьютерными шахматами активно занимались ученые умы во всем мире. Но шахматы — игра, соревнование, и чтобы продемонстрировать свои логические способности, компьютеру необходим непосредственный противник. В 1974 году впервые прошел чемпионат мира по шахматам не между людьми, а между компьютерными программами. Победителем этого состязания стала советская шахматная программа «Каисса».

«Каисса» (была такая богиня, покровительница шахмат) создавалась в Москве, в Институте проблем управления Академии наук. Возможностями ЭВМ играть в шахматы здесь всерьез заинтересовались еще в середине 60-х, и уже в 1967 году одна из разработанных нашими программистами систем играла с американской шахматной программой. В начале 70-х в мире накопилось такое количество шахматных разработок, что встал вопрос о создании ассоциации шахматного программирования. Такая ассоциация была образована при поддержке крупнейшей международной организации по информатике International Federation of Information Processing (IFIP). А первый чемпионат мира среди шахматных программ в 1974 году прошел в рамках очередного конгресса IFIP (такие конгрессы собирались раз в три года) в Стокгольме.

Надо помнить габариты тогдашних ЭВМ, на которых работали программы-участники. «Каисса», например, разрабатывалась на машине фирмы ICL, занимавшей в институте зал площадью примерно в 150 кв. метров. Размеры остальных претендентов, как правило, были не менее внушительны. Поэтому разместить непосредственно в Стокгольме удалось только две-три машины, а остальные участники чемпионата общались между собой по телефону (мы имеем в виду, конечно, разработчиков, а не компьютеры). В зале, где происходил конгресс, находились представители команд каждой страны, а к тем ЭВМ, на которых выполнялись шахматные программы, IFIP отправила своих наблюдателей. Они должны были лично удостовериться в том, что играет действительно машина.

Владимир Львович Арлазаров, один из основных разработчиков «Каиссы», рассказывает, что в течение четырех дней 16 участников чемпионата играли друг с другом по швейцарской системе. Каждая команда участвовала в четырех партиях, и победителем становилась программа, набравшая наибольшее число очков.

Победа советской шахматной программы была неожиданной. Все прочили лавры чемпиона американской разработке Chess 4, которую, как это умеют делать американцы, широко разрекламировали в преддверии первого мирового состязания. Создатели «Каиссы» не готовили программу специально к чемпионату. Как мы уже отмечали, шахматное программирование представлялось одной из наиболее интересных задач искусственного интеллекта, на которой лучше всего проверялись методы перебора. Как отмечает Владимир Арлазаров, сейчас ни одна шахматная программа не обходится без использования этих методов, но в те годы у такого «переборного» пути шахматного программирования было немало оппонентов. Разработчики «Каиссы» ставили перед собой сложную задачу — добиться результата как при очень глубоком переборе, но при этом суметь уложиться в конечное время. Победа на чемпионате по компьютерным шахматам свидетельствовала, что эту задачу удалось с успехом решить.

Можно было бы предположить, что шахматную программу должны писать никак не меньше чем кандидаты в мастера. Однако это было не так. В команде разработчиков программы-чемпиона, лидерами которой были Владимир Арлазаров, Михаил Донской и Георгий Адельсон-Вельский, большинство даже не имели разряда. В сочетании «шахматное программирование» на первом месте стоит именно программирование, и для создания эффективной шахматной программы нужны были классные профессионалы в этом деле. А у крупных шахматистов компьютерные шахматы, как правило, не вызывали большого интереса. Это была прежде всего научная задача, а чемпионат мира — научное мероприятие, на котором шло не только соревнование, но и интенсивный обмен идеями. Это потом, в 80-е, особенно с появлением персональной вычислительной техники, создание шахматных программ стало занятием сугубо коммерческим, а в научной сфере интерес к ней постепенно угасал. Коммерция была несовместима со свободным обменом научной информацией.

Надо отметить, что к 1974 году уровень ЭВМ как шахматных игроков был не очень высок.

Машина, победившая на первом компьютерном чемпионате, оценивалась как шахматист третьего разряда. Фактически это первый серьезный уровень, соответствующий игре нормального шахматиста, а не просто человека, знающего, как ходят фигуры. Успех программы в некоторой степени определялся и мощностью вычислительной машины. Участники чемпионата были вольны выбирать, на какой технике они представят свою шахматную разработку, потому оказывались не совсем в равных условиях. Однако накладывать какие-либо ограничения было невозможно — участие в чемпионате поддерживалось теми фирмами и организациями, в которых использовалась машина, либо теми, которые сами производили машины, и для них это была, конечно, прекрасная возможность прорекламировать свои разработки.

Наша команда должна была довольствоваться тем, что имела. И понимая, что делают программу не на самой мощной машине, разработчики стремились компенсировать отставание в быстродействии предельно тщательным подходом к программированию. Именно поэтому был выбран язык Ассемблер.

Конечно, победа «Каиссы» на мировом чемпионате по компьютерным шахматам не могла пройти незамеченной. В стране это событие было воспринято прежде всего как большой успех советской науки. О программе-чемпионе сразу заговорили, появились публикации в центральной прессе. Сам первый чемпионат получил большой резонанс в мире. Он наглядно продемонстрировал всем, что вычислительные машины могут самостоятельно решать такие сложные логические задачи, как игра в шахматы. Проигрыш русским подстегнул американцев, и после 1974 года в исследования по шахматному программированию стали делаться очень серьезные финансовые вложения. Фактически 1974 год положил начало новому, более серьезному этапу в развитии шахматного программирования. До середины 80-х чемпионаты мира по шахматам между вычислительными машинами проходили с той же регулярностью, что и конгрессы IFIP. Мы продолжали принимать в них участие, но с ростом коммерциализации компьютерных шахмат эта задача потеряла для наших разработчиков научный интерес. Кроме того, отставание советской вычислительной техники от западной, где уже появлялись специализированные шахматные машины, росло с угрожающей скоростью, и мы в конце концов потеряли возможность соревноваться на равных.

www.osp.ru

Некоторые даты из истории шахмат » Шахматный информационный ресурс

1173 год ? Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию. 1471 год ? Первая работа, полностью посвященная шахматам того времени ? Геттингенская рукопись. 1490 год ? Впервые использовано правило ?взятия на проходе?. 1497 год ? Книга Лусени ? первая европейская работа по шахматным дебютам. 1512 год ? Первая шахматная книга в Италии, которую издал Дамиано. 1550 год ? В Италии создан первый шахматный клуб. 1575 год ? Первый шахматный турнир, который прошел при королевском дворе в Мадриде. 1744 год ? Первый сеанс игры вслепую против двух игроков (Филидор в Париже). 1763 год ? Появление музы шахмат Каиссы в поэме Уильяма Джонса. 1769 год ? Первый шахматный ?автомат? ? турок Кемпелена. 1779 год ? Первая шахматная статья в Америке: Бенджамин Франклин, ?Моральные ценности шахмат?. 1791 год ? В России издана первая шахматная книга. 1795 год ? Первый систематический трактат по шахматам на немецком. Автор ? Альгаер. 1836 год ? Первый шахматный журнал La Palamede, который издал Лабурдонне в Париже. 1840 год ? Первый шахматный журнал на английском Chess Player?s Chronicle. 1846 год ? Первый шахматный журнал на немецком Deutsche Schachzeitung Людвига Бледова. 1851 год ? Первый международный шахматный турнир в Лондоне (7 мая ? 15 июля). 1857 год ? Первые демонстрационные шахматы дизайна Левенталя. 1857 год ? Первый национальный шахматный турнир в Нью-Йорке (США), который закончился победой Морфи. 1861 год ? Первый Американский шахматный конгресс (Нью-Йорк, 6 октября). 1866 год ? Первый официальный чемпионат Британии выиграл С. де Вер. 1867 год ? Первое использование шахматных часов на турнире в Париже (4 июня). 1873 год ? В Вене впервые опробованы ?тай-брейки? (12 участников играли по круговой системе матчи из 3 партий; при счете 2:0 матчи прекращались). 1876 год ? Первый российский шахматный журнал ? ?Шахматный листок? Чигорина. 1876 год ? Впервые вручен приз ?за красоту? (серебряный кубок) ? Г. Берду за разгром Дж. Мезона. 1878 год ? Сыграна первая шахматная партия по телефону. 1880 год ? Правило ?взятие на проходе? признали во всех странах. 1881 год ? Начало издания British Chess Magazine. 1881 год ? Первый международный матч по телеграфу между Ливерпулем и Калькуттой. 1883 год ? Первое использование шахматных часов с двумя циферблатами (Лондон, 26 апреля). 1885 год ? Первый конгресс Британской шахматной ассоциации (15 июня). 1886 год ? Первый официальный матч на первенство мира по шахматам между Стейницем и Цукертортом. 1888 год ? Первый шахматный турнир по переписке. 1889 год ? Впервые вручен приз за наилучшую партию ? И. Гунсбергу за победу над Дж. Мезоном. 1895 год ? В Цюрихе впервые провели турнир по швейцарской системе. 1896 год ? Первый матч через трансатлантический кабель между Лондоном и Нью-Йорком (13 марта ? 14 марта). 1897 год ? Первый международный женский турнир в Лондоне выиграла Мари Рудж. 1905 год ? На турнире в Остенде впервые использовано звание ?гроссмейстер?. 1925 год ? В Москве сняли первый фильм про шахматы ? ?Шахматная лихорадка?.

Набор шахматных фигур, какими играли в Советском Союзе.1927 год ? Впервые использовали алгебраическую фигурную нотацию в журнале L?Echiquier (Бельгия). 1936 год ? Первый официальный чемпионат США выиграл С.Решевский. 1937 год ? Первый балет на шахматную тему ? Checkmate Артура Блисса. 1945 год ? Первое послевоенное международное спортивное соревнование ? радиоматч СССР ? США. 1947 год ? В Болгарии выпустили первую шахматную марку [2]. 1947 год ? Первая компьютерная шахматная программа А. Тьюринга. 1948 год ? Увидела свет первая статья про компьютерные шахматы (автор ? Клод Шеннон). 1970 год ? Первый шахматный турнир среди компьютеров. 1974 год ? Первый чемпионат мира среди шахматных программ выиграла советская ?Каисса?. 1976 год ? Впервые на больших соревнованиях запретили курение. 1996 год ? Впервые компьютер (Deep Blue) победил чемпиона мира при нормальном контроле времени. 1997 год ? Впервые компьютер (Deep Blue) выиграл матч у чемпиона мира.

chess-portal.net

Первая победа компьютера над чемпионом мира по шахматам

10 февраля 1996 года, 18 лет назад, как принято считать, завершилась история противостояния человека и компьютера как соперников за шахматной доской. В этот день компьютер Deep Blue (на фото внизу), созданный компанией IBM, впервые в истории одержал победу в шахматной партии над сильнейшим шахматистом мира Гарри Каспаровым.

Матч с призовым фондом $500 тыс. проводился в Филадельфии (США) и был организован международной Ассоциацией вычислительной техники (является одной из самых авторитетных организаций в мире; ежегодно она присуждает Премию Тьюринга и Премию имени Грейс Мюллей Хоппер за выдающийся вклад в информатику и вычислительную технику). Общая победа со счётом 4:2 в этом матче из 6 партий досталась Каспарову.

Матч-реванш с увеличенным более чем вдвое призовым фондом ($1,1 млн), организованный в следующем году, завершился уже победой компьютера со счётом 3,5:2,5. Не обошлось, как водится, без многочисленных обвинений со стороны Каспарова в адрес IBM, требований ещё одного матч-реванша на условиях гроссмейстера, однако историческое значение этих турниров налицо: шахматы навсегда оказались вычеркнуты из перечня задач, в решении которых первенство человеческого интеллекта над машинным предполагалось само собой разумеющимся.

Гарри Каспаров ещё раз садился играть с компьютером. Это было в 2003-м, а соперником его была программа Deep Junior. На этот раз матч был организован Международной шахматной федерацией FIDE, которая никогда до этого даже в теории не рассматривала возможности конкуренции компьютера и человека за шахматной доской. Хотя Каспаров к этому времени уступил мировую шахматную корону Владимиру Крамнику, тем не менее, с точки зрения FIDE, он являлся лучшим шахматистом за всю историю официальных игр.

Перед началом серии игр профессор Джонатан Шеффер, международный эксперт в области искусственного интеллекта и один из судей этого матча, говорил: «На сегодня Deep Junior является чемпионом среди шахматных программ и удерживает это звание третий год подряд. Она получила множество призов, а играет удивительно красиво. Нет сомнений, Каспаров стремится доказать, что 1997 год для компьютера оказался не более чем счастливой случайностью, а Deep Junior хочет убедить в обратном. В общем, есть все основания считать это классическим противостоянием». Матч завершился вничью. На заключительной пресс-конференции Шеффер выразил общее настроение собравшихся так: «Через сто лет идея, что люди могут по-прежнему побеждать компьютеры, будет казаться странной. Сегодня мы переживаем момент, когда человечество уступает компьютеру одну из своих самых заветных и, казалось бы, однозначно человеческих способностей».

После матчей Каспарова многие руководители FIDE неоднократно высказывали мысли о том, что проводить смешанные встречи (человек против компьютерной программы) по многим причинам нецелесообразно. Поддерживая эту позицию, Гарри Каспаров пояснял: «Да, компьютер не знает, что такое выигрыш или проигрыш. А как это для меня?.. Как я буду относиться к игре после бессонной ночи, после грубых ошибок в игре? Это всё эмоции. Они ложатся огромным бременем на человека-игрока, и самое неприятное, что вы ведь понимаете: ваш оппонент не подвержен ни усталости, ни любым другим эмоциям».

А ещё сегодня мне хотелось бы вспомнить пару событий и ярких моментов из отечественной истории «нечеловеческих шахмат»…

Михаил Ботвинник. Интуиция vs. Brute force?

Умение играть в шахматы издавна было отнесено к стандартным тестовым задачам, демонстрирующим возможности искусственного интеллекта справляться с заданием не с позиций «грубой силы», что в данном контексте понимается как применение тотального перебора возможных ходов, а с помощью… «чего-то такого», как выразился однажды один из пионеров в области разработки шахматных программ Михаил Ботвинник. В своё время ему удалось «пробить» официальное финансирование работ над проектом «искусственного шахматного мастера» – программного комплекса «ПИОНЕР», который создавался под его руководством во Всесоюзном НИИ электроэнергетики. О возможностях применения базовых принципов «ПИОНЕРА» для решения задач оптимизации управления в народном хозяйстве Ботвинник неоднократно докладывал в президиум АН СССР.

Базовой идеей, на которой основывал свою разработку экс-чемпион мира, он сам сформулировал в одном из своих интервью 1975 года: «Уже не один десяток лет я работаю над проблемой распознавания мышления шахматного мастера: как он находит ход без полного перебора? И сейчас можно утверждать, что этот метод в основном раскрыт… Три основных этапа создания программы: машина должна уметь находить траекторию передвижения фигуры, потом она должна «научиться» формировать зону игры, зону местного боя на шахматной доске и уметь формировать совокупность этих зон. Первая часть работы выполнена давно. Сейчас закончена подпрограмма формирования зоны. В ближайшие дни начнётся её отладка. Если она пройдёт успешно, будет полная уверенность, что удастся и третий этап и машина начнёт играть».

Увы. Проект «ПИОНЕР» остался незавершённым. Ботвинник работал над ним с 1958 по 1995 год – и за это время сумел построить алгоритмическую модель шахматной игры, основанную на поиске «дерева вариантов» и последовательного достижения «неточных целей», в качестве которых выступал выигрыш материала. Саму идею о том, что в игре гроссмейстера главное – борьба за материал, Ботвинник почерпнул в книгах Хосе Рауля Капабланки (на фото ниже).

Дальнейшим развитием этой концепции стал «примат нападения» – принцип планирования игры на основе «стремления фигур одной армии нападать на фигуры другой армии, что позволяет аналитически строить траектории движения атакующих фигур в горизонте видимости мишеней». Что интересно, такие же принципы формирования стратегии присущи и современной Deep Junior, если судить по характеру её игры (алгоритмы этой программы хранятся в тайне).

Как спасти СССР от превентивного ядерного удара?

В 1978 году два немецких университета (в Дортмунде и Мангейме) и американская Control Data пригласили Михаила Ботвинника совместно довести проект «ПИОНЕР» до работоспособного состояния. Ехать за рубеж ему не разрешили, мотивируя тем, что вывоз за границу столь передового программного обеспечения может нанести ущерб государству. 15 декабря 1978 года Ботвинник пишет письмо секретарю ЦК КПСС М. В. Зимянину: «Сейчас программа “Пионер” написана и введена в ЭВМ. Для отладки программы и эксперимента необходима ЭВМ с быстродействием порядка 10–15 миллионов операций в секунду и объёмом оперативной памяти около тысячи килобайт. Таких ЭВМ в СССР нет. Нельзя не выразить недоумение по поводу того, что шахматная программа “Каисса” (без экспертизы ГКНТ) была вывезена за рубеж в 1977 году (и до сих пор там пребывает) – при этом никто не выказал опасений, что это может нанести ущерб СССР (“Каисса” была чемпионом мира в 1974 г. Как и нынешний чемпион “Чесс”, она основана на полном переборе). Чем же это объясняется? Видимо тем, что “Каисса” обитает в одном из институтов ГКНТ, а “Пионер” – всего лишь во ВНИИЭ Минэнерго».

Внятного ответа «из верхов» Ботвинник так и не получил. Мы же, благодаря рассекреченному протоколу совещания, состоявшегося в феврале 1979 года в отделе науки и учебных заведений ЦК КПСС, сегодня имеем возможность ознакомиться с аргументацией, перечеркнувшей надежды экс-чемпиона мира на скорое завершение работ над своей программой, буквально нафаршированной обладавшими мировой новизной идеями. Итак…

«В. С. Семенихин, учёный в области автоматики и механики, академик, считает, что в СССР используются сильные алгоритмы для принятия стратегических решений. Он против вывоза “ПИОНЕРА”, так как американцы убедятся в отставании советской вычислительной техники, и это спровоцирует превентивный термоядерный удар по СССР со стороны США.

М. М. Ботвинник спрашивает Семенихина, почему в 1977 году, когда “Каиссу” вывозили на отладку в Канаду на “IBM 370/168”, всё обошлось благополучно. И почему покупка производительной американской программы “Сайбр-176” для Гидрометслужбы не раскрыла отставания СССР и не вызвала превентивного удара…В. Бурцев, учёный в области электронно-вычислительной техники, членкор АН СССР, согласен с Семенихиным. Считает, что методы игры в шахматы давно объяснены в шахматной литературе и Ботвинник ничего существенного не сделал…

А. Кириллин указал, что американцы запретили передачу шахматных программ в СССР, поэтому сотрудничество с ними и, т. о., вывоз “Пионера” исключается.Замзав отделом науки и учебных заведений С. Г. Щербаков прекратил дискуссию. В составленной справке для руководства КПСС Щербаков написал, что Ботвинник согласился со всеми сделанными ему предложениями».

Каисса

Упомянутая только что «Каисса» – первая советская шахматная программа – была создана в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ). Начало работ над проектом, который тогда ещё не имел никакого звучного названия, относится к 1963 году. В 1967-м прототип будущей «Каиссы» принял участие в первом международном матче шахматных программ, где играл против программы Стэнфордского университета (Калифорния, США). По правилам этого матча ходы передавались по телеграфу раз в неделю! Программы играли целый год и завершили матч из 4 партий со счётом 3:1 в пользу детища ИТЭФ.

В 1972 году по инициативе газеты «Комсомольская правда» был организован заочный шахматный матч программы с читателями. Под это мероприятие шахматный обозреватель газеты А. Хенкин и придумал название программы – «Каисса». За неделю делался один ход (из присланных читателями вариантов выбирался один – тот, который был в наибольшем числе писем). Матч, продлившийся 10 месяцев, «Каисса» проиграла со счётом 1,5:0,5.

Через два года «Каиссу» пригласили принять участие в ежегодном чемпионате Северной Америке среди шахматных программ, который организовывала АСМ (мы уже упоминали её – Ассоциация вычислительной техники). В матче, проходившем в одном из отелей Стокгольма, приняли участие 16 компьютерных программ из стран Европы, США и Канады.

Как рассказывал один из авторов программы Михаил Донской (на фото он за столиком справа), наиболее сильным впечатлением оказался невероятный шум в зале: участники соревнования старались докричаться по телефону до операторов вычислительных центров, где стояли ЭВМ, участвующие в турнире. Вот фрагмент его воспоминаний: «Партии не откладывались, а игрались до конца (одна заняла не только вечер, но и всю ночь). Я был единственным участником, претендовавшим на второе место в чемпионате, все же остальные претендовали только на первое. В результате все обернулось наоборот, именно “Каисса” заняла первое место. Мне была вручена для “Каиссы” золотая (в смысле из чистого золота, 110 г) медаль чемпиона мира среди шахматных программ, сданная потом на хранение в ИПУ.

С точки зрения силы шахматных программ первому чемпионату мира похвастать нечем. “Каисса” играла в силу слабого первого разряда, что сейчас не котируется даже среди программ для персональных компьютеров. Зато с научной точки зрения первый чемпионат был прорывом сразу по нескольким направлениям. Тонкие методы сокращения перебора, обдумывание хода параллельно с противником, дебютные справочники, нетривиальные алгоритмы распределения времени на обдумывание — всё это сейчас кажется очевидным, но всерьёз после этого в алгоритмах продвинулась только одна группа Deep Blue, которая заслуженно победила в матче с Каспаровым».

Вместо заключения

В 2006-м Джонатан Шеффер назвал следующее воплощение «однозначно человеческих способностей», проблемой освоения которых должны заняться компьютерные программы в ближайшем будущем. Это покер. По мнению мэтра, покер в качестве испытательного стенда для изучения искусственного интеллекта гораздо богаче шахмат: в нём отсутствует полная информация о раскладах карт на руках, наличествует большое количество игроков за одним столом, раздача карт добавляет элемент случайности, допустима ложная информация (блеф), необходимо наблюдение над противником с целью корректировки тактики игры, наконец, налицо принципиальная неполнота информации, так как этапы игры могут завершаться без раскрытия карт, что затрудняет анализ.

www.computerra.ru

Некоторые даты из истории шахмат

1173 год — Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию.

1471 год — Первая работа, полностью посвященная шахматам того времени — Геттингенская рукопись.

1490 год — Впервые использовано правило «взятия на проходе».

1497 год — Книга Лусени — первая европейская работа по шахматным дебютам.

1512 год — Первая шахматная книга в Италии, которую издал Дамиано.

1550 год — В Италии создан первый шахматный клуб.

1575 год — Первый шахматный турнир, который прошел при королевском дворе в Мадриде.

1744 год — Первый сеанс игры вслепую против двух игроков (Филидор в Париже).

1763 год — Появление музы шахмат Каиссы в поэме Уильяма Джонса.

1769 год — Первый шахматный «автомат» — турок Кемпелена.

1779 год — Первая шахматная статья в Америке: Бенджамин Франклин, «Моральные ценности шахмат».

1791 год — В России издана первая шахматная книга.

1795 год — Первый систематический трактат по шахматам на немецком. Автор — Альгаер.

1836 год — Первый шахматный журнал La Palamede, который издал Лабурдонне в Париже.

1840 год — Первый шахматный журнал на английском Chess Player’s Chronicle.

1846 год — Первый шахматный журнал на немецком Deutsche Schachzeitung Людвига Бледова.

1851 год — Первый международный шахматный турнир в Лондоне (7 мая — 15 июля).

1857 год — Первые демонстрационные шахматы дизайна Левенталя.

1857 год — Первый национальный шахматный турнир в Нью-Йорке (США), который закончился победой Морфи.

1861 год — Первый Американский шахматный конгресс (Нью-Йорк, 6 октября).

1866 год — Первый официальный чемпионат Британии выиграл С. де Вер.

1867 год — Первое использование шахматных часов на турнире в Париже (4 июня).

1873 год — В Вене впервые опробованы «тай-брейки» (12 участников играли по круговой системе матчи из 3 партий; при счете 2:0 матчи прекращались).

1876 год — Первый российский шахматный журнал — «Шахматный листок» Чигорина.

1876 год — Впервые вручен приз «за красоту» (серебряный кубок) — Г. Берду за разгром Дж. Мезона.

1878 год — Сыграна первая шахматная партия по телефону.

1880 год — Правило «взятие на проходе» признали во всех странах.

1881 год — Начало издания British Chess Magazine.

1881 год — Первый международный матч по телеграфу между Ливерпулем и Калькуттой.

1883 год — Первое использование шахматных часов с двумя циферблатами (Лондон, 26 апреля).

1885 год — Первый конгресс Британской шахматной ассоциации (15 июня).

1886 год — Первый официальный матч на первенство мира по шахматам между Стейницем и Цукертортом.

1888 год — Первый шахматный турнир по переписке.

1889 год — Впервые вручен приз за наилучшую партию — И. Гунсбергу за победу над Дж. Мезоном.

1895 год — В Цюрихе впервые провели турнир по швейцарской системе.

1896 год — Первый матч через трансатлантический кабель между Лондоном и Нью-Йорком (13 марта — 14 марта).

1897 год — Первый международный женский турнир в Лондоне выиграла Мари Рудж.

1905 год — На турнире в Остенде впервые использовано звание «гроссмейстер».

1906 год — В подмосковной Коломне основан Клуб любителей шахматной игры.

1925 год — В Москве сняли первый фильм про шахматы — «Шахматная лихорадка».

1927 год — Впервые использовали алгебраическую фигурную нотацию в журнале L’Echiquier   (Бельгия).

1936 год — Первый официальный чемпионат США выиграл С.Решевский.

1937 год — Первый балет на шахматную тему — Checkmate Артура Блисса.

1945 год — Первое послевоенное международное спортивное соревнование — радиоматч СССР — США.

1947 год — В Болгарии выпустили первую шахматную марку.

1947 год — Первая компьютерная шахматная программа А. Тьюринга.

1948 год — Увидела свет первая статья про компьютерные шахматы (автор — Клод Шеннон).

1970 год — Первый шахматный турнир среди компьютеров.

1974 год — Первый чемпионат мира среди шахматных программ выиграла советская «Каисса».

1976 год — Впервые на больших соревнованиях запретили курение.

1996 год — Впервые компьютер (Deep Blue) победил чемпиона мира при нормальном контроле времени.

1997 год — Впервые компьютер (Deep Blue) выиграл матч у чемпиона мира.

 

chessworldweb.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики