21 века в россии наука: какие важные открытия произошли в последние 20 лет

Содержание

Наука XXI века — это большое количество стандартизированных данных и доступ к ним

Современные реалии науки XXI века: поработать в Британской библиотеке, не приезжая в Лондон, и сделать выдающееся открытие в астрономии, обработав наблюдения десятилетней давности. В скором времени аналогичные принципы работы будут справедливы и в других науках.

В начале нынешней недели стало известно о начале сотрудничества между Британской библиотекой и поисковой системой Google, в рамках которого будет произведена оцифровка 250 тысяч книг. Речь идет о текстах периода между 1700 и 1870 годами — времени, за которое «мир стал свидетелем промышленного переворота, Великой французской революции, Трафальгарской битвы и Крымской войны». Одними из первых будут оцифрованы памфлет о королеве Франции Марии-Антуанетте и относящаяся к 1858 году работа испанского изобретателя Нарсисо Монтуриоля, которая считается одним из первых в мире проектов подводной лодки.

В соответствующем пресс-релизе представители библиотеки отмечают, что в результате данного проекта исследователи, студенты и все желающие смогут «просматривать исторические элементы из любой точки мира», а также выполнять другие работы с этими текстами в некоммерческих целях.

По словам исполнительного директора Британской библиотеки Линн Бриндли, этот проект отвечает просветительским устремлениям руководства библиотеки начиная с XIX века — сделать знания доступными для всех.

Астрономия на диване

Под конец 2009 года, который был объявлен ООН международным годом астрономии, научный сотрудник ГАИШ…

26 декабря 15:12

«В то время этого можно было добиться, скупая все издаваемые в мире книги и предоставляя доступ к ним в читальных залах, — сказала Бриндли. — Мы продолжаем эту славную традицию максимальной доступности нашей коллекции. Наша цель — предоставить постоянный доступ к этому историческому материалу, и мы надеемся, что наши богатства в сочетании с ноу-хау Google помогут нам достичь этого».

Отметим, что пока речь идет о небольшой части коллекции Британской библиотеки: вся коллекция насчитывает более 150 млн наименований. Кроме того, подобные партнерские соглашения Google заключила уже с 40 библиотеками во всем мире — правда, нередко компания сталкивается с проблемами при оцифровке произведений, охраняемых законами об авторском праве.

Возможность дистанционного изучения исторических материалов существенным образом повлияет на тех представителей гуманитарных наук, которые по своей работе сталкиваются с материалами из Британской библиотеки, которые вскоре будут оцифрованы. Грубо говоря, буквально через несколько месяцев у ряда исследователей отпадет необходимость организовывать командировку в Лондон (тратить деньги на билеты, оформлять визу, бронировать гостиницу) для того, чтобы ознакомиться с материалами Британской библиотеки, потому что эту работу можно будет выполнить столь же эффективно из своего дома или со своего рабочего места в институте.

Такой метод работы, когда существует большая база данных — материалов для исследований, а у ученых существует доступ к ней, — это одна из тенденций развития научных исследований в XXI веке.

Галактики из «стога сена»

Используя технологию Виртуальной обсерватории, астрономы открыли более двух десятков новых уникальных…

19 января 14:58

Например, существуют доступные базы данных, в которых содержится информация о последовательности нуклеотидов, которые составляют человеческую ДНК. В химии существует огромное количество разных баз данных, в которых каким-либо образом классифицируются различные химические вещества, соединения и структуры.

В ряде наук, например в астрономии, дело пошло уже несколько дальше. Проведем аналогии между простой оцифровкой книг и астрономическими наблюдениями. Оба этих процесса, по сути, представляют собой процесс сбора данных. Для удобства работы с этими данными нужно привести их в единый формат. Так в астрономии возник альянс «Международная виртуальная обсерватория» по обобщению наблюдательных данных и способов доступа к ним.

По сути, ученые разных стран объединились для того, чтобы выработать единые стандарты работы с существующей астрономической информацией.

«Хиггс» прячется за фоном

Последние месяцы работы коллайдера «Теватрон» омрачены научным скандалом: две коллаборации не…

16 июня 17:19

Конечно, процесс получения данных сам по себе является непростым, а уж сделать из этих данных единую стандартизированную базу — это сложно хотя бы потому, что это довольно дорого и провести такую работу без помощи государства или бизнеса довольно сложно. Но в первую очередь со стороны ученых должна быть инициатива, подобная той, что была в случае Виртуальной обсерватории.

Без такой инициативы эти данные в большинстве своем будут просто лежать без обработки, имея малый научный выход.

В отношении книг роль подобной Виртуальной обсерватории выполнила компания Google, которая сканирует книги в едином стандарте и к тому же берет все расходы на себя.

Инициатива Google и Британской библиотеки — необходимый и, в конечном счете, неизбежный шаг в процессе глобализации научной деятельности. Речь тут идет не о крупных международных исследовательских проектах, наподобие Большого адронного коллайдера или космических программ, и не об удаленной совместной работе участников общего научного проекта. Доступные базы позволяют сформировать новый уровень эффективности науки за счет привлечения новых участников из стран с активно развивающейся научной средой, вроде Китая и Бразилии, за счет экономии, скорости взаимодействия, а главное – возможности обрабатывать бескрайние массивы архивов и данных, накопленных исследователями.

Разумеется, тут много проблем. Для Google оцифровка Вселенной — часть общей стратегии развития, и для компании нет принципиальной разницы между Google Street View и библиотечными архивами XIX века. Очевидно, что оцифровка научного знания может выйти на новый уровень лишь при создании соответствующей международной структуры, которая будет поддерживать и координировать усилия по созданию баз знания. Возможно, ждать этого придется не слишком долго. Хотя препятствия кажутся непреодолимыми, логика развития технологий и научного процесса — тоже штука упрямая.

ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА В РОССИИ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Kакие ассоциации возникают у россиянина при словах «технология» или «технологи ческий процесс»? В лучшем случае выпускники советской средней школы вспомнят о технологии машиностроения или самолетостроения, металлургических процессах, химической и космических технологиях. И это неудивительно. Биологической науке должного внимания не уделялось, да и сегодня в старших классах общеобразовательной школы на ее изучение отводится всего лишь час в неделю. Между тем единственное направление, которое Организация объединенных наций официально признала технологией ХХI века, — биотехнология. Сегодня биотехнология, говоря языком транспаран тов, — движущая научно-технического прогресса любой страны. 16 ноября 2000 года по инициативе Комитета Государственной думы по промышлен ности, строительству и наукоемким технологиям были проведены парламентские слушания: «О перспективах развития российской биотехнологии». Сам факт их проведения — признание приоритетной важности биотехнологии и тяжелейшего положения, в котором эта отрасль находится сегодня в России.

Канадские молекулярные биологи передали винограду ген морозоустойчивости от дикорастущего родственника капусты брокколи.

Академик А. С. Спирин: ‘Мы в России традиционно недооценивали и недооцениваем биологию’.

Трансгенные овцы на одной из ферм штата Мэриленд (США). Им введен ген устойчивости к одному из вирусов, подавляющему иммунную систему (нечто вроде вакцины от овечьего СПИДа).

Французские фермеры, протестуя против появления генно-инженерных растений, уничтожают перед объективами телекамер завезенные из США семена трансгенной кукурузы.

Академик РАСХН К. Г. Скрябин: ‘Нужна ли аграрной России трансгенная технология? Вопрос почти риторический’.

Ферментер на пивоваренном заводе в России.

Микробная технология используется для повышения нефтеотдачи во многих странах.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Экспериментальные (емкостью 3 м<SUP>3</SUP>) реакторы для получения биогаза из органичес ких отходов (солома, опилки, навоз).

Открыть в полном размере


Что такое «биотехнология»


Биотехнология. Биологическая технология. Из самого слова следует, что это — технологические процессы с использованием биологических систем: живых организмов и компонентов живой клетки. Системы могут быть самые разные — от микробов и бактерий до ферментов и генов. Биотехнология — это производство, основанное на последних достижениях современной науки: генетической инженерии, физико- химии ферментов, молекуляр ной диагностики, селекционной генетики, микробиологии, химии антибиотиков, комбинаторной химии.


Биотехнологическим способом производят генно-инженерные белки (интерфероны, инсулин, вакцины против гепатита и т. п.), ферменты для фармацевтической промышленности, диагностических средств для клинических исследований (тест-системы на наркотики, лекарства, гормоны и т. п.), витамины, биоразлагаемые пластмассы, антибиоти ки, биосовместимые материалы. Ферментные препараты находят широкое применение в производстве пива, спирта, стиральных порошков, в текстильной и кожевенной промышленности. Особая роль отводится сельскохозяй ственной биотехнологии, а это — создание и культивация трансгенных растений, микробиологический синтез средств защиты растений, производство кормов и ферментов для кормопроизводства. Для России особенно актуальны такие направления, как ресурсная биотехнология — использование биосистем для разработки полезных ископаемых и биотехнологическая (с использованием бактериальных штаммов) переработка промышленных и бытовых отходов, очистка сточных вод, обеззараживание воздуха. Наверное, и клонирование живых организмов может очень скоро перейти из раздела научных разработок в разряд биотехнологии.


В современной биологии и биотехнологии превосходство США очевидно. В области фундаментальных биологических исследований достижения американской науки составляют около 80% общемировых. В промышленной биотехнологии США также сохраняют лидерство, однако не в таком впечатляющем соотношении. В России, несмотря на недооценку биологии и долгие годы упорной и изнурительной борьбы государства с генетикой, к концу 80-х годов все же был создан значительный научный и технологический потенциал. Но наступила эпоха перемен, и к середине 90-х годов микробные и ферментные производства из-за потери конкурентоспособности стали нерентабельны и практически не работают, огромная часть научных разработок так и не воплотилась в производство, произошел значительный отток научных кадров за рубеж. Все идет к тому, что российские научные биотехнологические разработки будут использоваться исключительно за рубежом из-за крайне низкого технологического уровня оставшихся предприятий.


Биотехнология в Думе


Итак, в ноябре 2000 года биотехнология наконец-то попала в Думу. И это весьма своевременно — ведь у российского правительства до сих пор нет выработанной политики и целевой программы в области развития биотехнологии. А в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» она не включена совсем. Виной тому — непонимание правительственными чиновниками и депутатами сути биотехнологии и ее важности для развития общества. Непонимание, граничащее с невежеством.


Как отметил в своем выступлении член-корреспондент Российской академии наук, заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям А. А. Кокошин, пришло время консолидировать силы образованных людей в отстаивании интересов прикладной и фундаментальной науки вообще и биотехнологии в частности.


С оценкой ситуации и предложениями выступили виднейшие ученые, руководители биотехнологических предприятий, представители министерств. Конечно же, все направления биотехнологии в рамках одного совещания рассмотреть не удалось, но круг задач был в основном очерчен.


Приоритетность биотехнологии


Итак, биотехнология — направление приоритетное. В чем же ее важность?


Ответ на этот вопрос дал директор Всероссийского НИИ лекарственных ароматических растений РАМН, член-корреспондент РАМН

В. А. Быков: «Численность населения земного шара неуклонно растет — по прогнозам , к 2010 году она составит 11 миллиардов человек. Человечество неумолимо придет к истощению энергетических, минеральных и земельных ресурсов. Старые испытанные технологии уже не в силах справиться с этими глобальными проблемами. На первый план в научно-техническом прогрессе выходит биологическая наука. Она развивается стремительно , и в развитых странах многие ее достижения уже нашли свое практическое воплощение в биологических технологиях — утилизации отходов, создании трансгенных растений, производстве генно- инженерных белков и во многом другом. Уже ясно, что на смену старым технологиям идет биотехнология, и на современном этапе только с ее помощью можно решить экологические, энергетические и продовольственные проблемы, стоящие перед человеческим обществом в целом».


По словам А. А. Кокошина, в мировых технологиях грядет биотехнологический взрыв, соизмеримый лишь с настоящим информационно-технологическим взрывом. Первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации академик М. П. Кирпичников, который принимал участие во встрече министров науки «большой восьмерки», обратил внимание на то, что на этой встрече 40% времени обсуждения было отведено биотехнологии, 30% — информационным технологиям и лишь оставшиеся 30% — другим проблемам науки и наукоемких технологий. Цифры говорят сами за себя.


Эту же мысль развивал и председатель президиума пущинского научного центра РАН академик А. С. Спирин: «Мы в России традиционно недооценивали и недооцениваем биологию. И это в то время, как цивилизация переходит в новую эру — эру биологических технологий. От современной биотехнологии зависит развитие сельского хозяйства, пищевой и медицинской промышленности. И не только это. Человечество в конце второго тысячелетия научилось менять наследственность животных и растений. Когда человек меняет по своему усмотрению свою собственную генетическую программу, это называется генной терапией. С ее помощью скоро можно будет без хирургического вмешательства лечить не только наследственные, но и любые другие болезни. У нас пока она в зачаточном состоянии. Экологические технологии — восстановление «испорченной» среды обитания — тоже используют бактерии и микроорганизмы.


Биотехнологический взрыв соизмерим с информационным. Но, наверное, многие слышали о том, что сейчас пытаются сделать компьютеры «на генах». Уже на полном серьезе идет речь о «встраивании» компьютерных наносхем в человеческий организм. Недалек тот час, когда эти два направления сольются, что кардинально изменит цивилизацию».


По мнению академика Спирина, непонимание роли биологической науки в развитии общества грозит нам не только экономическим отставанием, но и потерей государственной безопасности — мы становимся беззащитны перед биотерроризмом. По этому поводу он сказал: «Что такое биологическое оружие сегодня? Это — уже не просто сибирская язва, холера, чума, это — созданные человеком генетически измененные микроорганизмы и вирусы, против которых бессильны любые антибиотики; трансгенные растения и животные, в которые встроены гены веществ, вредных и даже смертельно опасных для человеческого организма. Например, вирус достаточно безобидного герпеса со встроенным геном какого-либо ядовитого вещества. И наконец, третий, самый современный вид биологического оружия — гены, несущие информацию о патогенных белках, способные встраиваться в клетки человеческого организма.


Биологическое оружие — это направленное невидимое оружие массового поражения. Причем противник тоже невидим — нападающая сторона остается инкогнито. Для его производства не нужны большие капиталовложения — достаточно производить его в малых масштабах. Нужна одна хорошая молекулярно-биологическая лаборатория. Сейчас нас спасает невежество террористов, но перспектива такого оружия страшна. Бороться с ним смогут только высококлассные молекулярные биологи».


«Биотерроризм уже существует, — продолжил мысль Спирина директор Института новых технологий РАМН Н. Н. Каркищенко. — И мы, действительно, перед ним беззащитны. Пусть это — жупел, но, может быть, он нам поможет пробить стену непонимания серьезности проблемы правительственными чиновниками».


О биотехнологии в России


Как можно определить место, которое занимает Россия в этой области сегодня? Чтобы дать ответ на данный вопрос, приведем еще одну выдержку из выступления академика Спирина: «Что бы мы сегодня не говорили, по уровню развития биотехнологии мы не входим в число не только развитых, но и развивающихся стран. И ситуация не изменится, пока мы не поставим во главу угла фундаментальную науку. Биотехнология — высокотехноло гична. Поэтому можно смело сказать: нет в стране фундаментальной науки — нет и не будет биотехнологии. Всему виной наша российская бедность — отсутствие финансирования».


Несмотря на всем известные экономические трудности, практически «развалившие» всю российскую науку, в нашем резерве еще имеются биотехнологические разработки мирового уровня, внедрение которых незамедлительно принесло бы ощутимую пользу всему обществу.


Речь идет прежде всего о трансгенных растениях — растениях, в собственный генетический материал которых «встроены» чужеродные гены. В принципе, гены могут быть любыми, но обычно они делают растения абсолютно устойчивыми к вредителям, болезням или гербицидам. Трансгенные растения здоровью человека не вредят, но многие опасаются, что изменения в геноме растений в будущем могут поменять генетическую программу животных и человека. Последствия такого вмешательства непредсказуемы. Этот факт и послужил поводом к запрещению в странах западной Европы импорта продуктов, содержащих компоненты трансгенных растений. у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация: разрешено реализовывать продукты питания с компонентами трансгенных растений после соответствующей сертификации. А вот выращивать — нельзя. Между тем трансгенные растения просто необходимы именно на российских полях.


Проблему трансгенных растений в общих чертах обрисовал академик Российской академии сельскохозяй ственных наук, директор Центра «Биоинженерия» РАН К. Г. Скрябин: «Для того, чтобы все наглядно представили размеры площадей, которые засеяны трансгенными растениями, скажу, что с 1996 по 2000 год в мире было запахано под них две территории Великобритании вместе с Ирландией. И можно спорить или не спорить о безопасности генетически модифицированных растений — дело сделано в мировом масштабе. На первом месте по размеру посевных площадей идут США. Ну не враги же они себе? На втором — Аргентина. Потом — Китай.


Вопрос безопасности — это проблема обнаружения компонентов трансгенных растений в импортных продуктах питания, не прошедших специальную сертификацию. Нужны хорошие тест-системы. Ученые давно говорят о том, что зарегистрированное, проверенное и прошедшее систему сертификации трансгенное растение неопасно для здоровья.


Где же находится в области трансгенных растений наша страна? Нигде. Их у нас пока не выращивают. Территориально же мы находимся между полностью трансгенным Китаем и Европой, где вокруг трансгенных растений идет настоящая торговая война с Америкой. В Европе вообще положение сложное: белковый компонент в кормах для животных представлен костной мукой (что и явилось причиной эпидемии губчатой эцефалопатии — «бешенства коров» — среди крупного рогатого скота), так как европейцы не могут использовать белки из запретной трансгенной сои. Им принимать решение: либо закрывать европейское животноводство из-за эпидемии «бешенства», либо разрешать трансгенную сою. Деваться некуда: 34% мирового производства сои генетически модифицировано (в Штатах — 62%, а в Аргентине — 80%). Надо отдать нам должное: Россия после пятилетних дебатов сертифицировала трансгенную сою.


Нужна ли аграрной России трансгенная технология? Вопрос почти риторический. Россия теряет из-за сорняков и вредителей 34,6% злаковых культур, 42% сахарной свеклы, 37% подсолнечника, 46,2% картофеля. На этом «втором хлебе» я хочу остановиться. Мы потребляем 35 миллионов тонн картофеля ежегодно. В денежном выражении это приблизительно 7 миллиардов долларов. А потери исчисляются 3,5 миллиарда долларов. Кредит МВФ России — 2,8 миллиарда… Таким образом, колорадский жук съедает весь кредит МВФ. А наука предлагает уже имеющуюся технологию. Мы говорим: пожалуйста, вот он — наш трансгенный картофель, который «не берет» никакой колорадский жук.


Но колорадский жук — это еще не все. 10% картофеля гибнет от фитофтороза. Есть трансгенный сорт, устойчивый к этому заболеванию. А картофельные вирусы? И на этот случай имеются трансгенные растения. Импортные трансгенные сорта для российского климата просто не годятся. Сельскохозяйственные растения — не медикаменты, они могут быть только отечественного производства. В нашем институте отечественные сорта есть, вот они — пожалуйста. Но нужно политическое решение — разрешение на их выращивание.


Данных о вреде для здоровья зарегистрированных и проверенных трансгенных растений просто нет. Есть торговая война между Америкой и Европой, в которую втягивают и нищую Россию. В Европе нет сорняков, нет колорадского жука, не гибнет у них половина урожая картофеля. Зачем им регистрировать трансгенный картофель, устойчивый к колорадскому жуку? У нас же на этот счет позиция должна быть однозначна: России нужно идти по пути Китая, Америки, Японии, Канады, Аргентины. И решение этой проблемы — в руках депутатов».


Первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Г. Г. Онищенко подтвердил слова К. Г. Скрябина. Действительно, трансгенные растения в России есть, но не на полях, а на столе россиян. Дело в том, что около 70 наименований импортных трансгенных растений зарегистрировано и разрешено к применению. В основном в этот разряд попали уже существующие продукты питания. Есть и законодательная база — 2 января 2000 года приняты закон о качестве пищевых продуктов и постановление о порядке проведения санитарно-гигиенической экспертизы. Но реально провести экспертизу на наличие встроенного гена в какой-либо компонент продукта мы пока не в силах из-за отсутствия дорогостоящих тест-систем и оборудования. То есть если фирма-импортер не продекларирует наличие трансгенного растения в каком-либо продукте, то мы на сегодняшний день обнаружить это не сможем.


Трансгенные сорта картофеля — далеко не единственная разработка российских ученых. Так, по словам директора ГосНИИгенетики РАН академика В. Г. Дебабова, в руководимом им институте была разработана технология производства акриламида из акрилонитрила с помощью ферментов. А акриламид — это основа памперсов и прокладок. Практический выход очевиден. Или, например, разработаны и уже производятся новые флокулянты для фильтрации воды в очистных сооружениях. Также создан новый ферментный штамм для производства водки, а ведь пока 70% русской водки вырабатывается с использованием импортных ферментов. Институт также обладает оригинальными технологиями производства ферментов для стиральных порошков.


Об интересных разработках — новых методах ресурсной биотехнологии рассказал директор Института микробиологии РАН академик

М. В. Иванов. Эти технологии особенно важны для России, живущей за счет продажи ресурсов. Оказывает ся, у нас средняя отдача нефтяных месторождений не превышает 50%. Новая же уникальная микробиоло гическая технология регулирования микрофлоры пластов уже позволила компании «Татнефть» получить дополнительно около полумиллиона тонн «черного золота» на месторождениях в Башкирии.


Микробиологические технологии исключительно эффективны и для получения цветных и благородных металлов. Традиционная технология включает в себя обжиг, при котором в атмосферу выбрасывается большое количество вредных серосодержащих газов. Микробная технология позволяет перевести руду в раствор (микробное окисление), а затем электролизом получить из него ценные металлы. В Институте микробиологии такая технология была отработана для добычи золота. В августе 2001 года в Красноярском крае на золотоизвлека тельном комбинате заработают 8 ферментеров. Кроме того, еще в 1990 году в институте закончили работу над новым способом снижения концентрации метана в шахтах с использованием метанотрофных бактерий. Для советских и российских шахт проблема метана всегда была одной из самых тяжелых. Ведь по статистике из-за взрывов метана каждый добытый миллион тонн угля уносит жизнь одного шахтера. Волею судеб внедрению этой технологии помешали шахтерские волнения. Собирались разобраться с ними и приступить к осуществле нию проекта. Но произошло иначе — беспорядки в шахтерских городах «разобрались» с Советским Союзом. И с тех пор о жизненно важной технологии никто не вспоминал…


Перспективы российской биотехнологии. Есть предложения


Что же нужно делать, чтобы возродить российскую биотехнологию на новом современном уровне?


В. А. Быков так сформулировал свою точку зрения: «Мы потеряли логику, сюжетную линию в управлении биотехнологией. РАО «Биопрепарат» не в состоянии собрать «осколки» и сложить их в более или менее понятную мозаику. Институты оторваны от производств. Производства, как теперь говорят, приватизированы, а когда-то мы называли это другим словом — разворованы. Раньше у нас был ГНТК «Биотехнология», у истоков которого стояли уже ушедшие академики — А. А. Баев, Ю. А. Овчинников, Г. К. Скрябин. А сейчас такого государственного органа, регулирующего деятельность всей биотехнологи ческой индустрии, явно не хватает».


С мнением В. А. Быкова согласился и генеральный директор РАО «Биопрепарат» Ю. Т. Калинин: «Действительно, нужна хорошо организованная государственная структура в биотехнологии. Только благодаря тому, что такая структура в былые годы существовала, нам удалось наладить выпуск отечественных вакцин, интерлейкинов и интерферонов». И тут же добавил: «Но прежде всего надо все же защитить и поддержать биологическую науку. Промышленность в принципе может выжить сама. Инвесторов мы найдем. Думским комитетам нужно только вплотную заняться выработкой законодательства, которое бы делало инвестиции в биотехнологическую промышленность выгодным предприятием».


Академик Дебабов также отметил, что главная беда российского общества — непонимание роли науки. «Похоже, что логика всех действий государства: нет науки — нет проблемы. Об этом же свидетельству ет тот факт, что в одном министерстве объединены наука и промышленность с технологиями. Государственным научным центрам дали статус государственных унитарных предприятий, в уставе которых записано, что их цель — получение прибыли. Конечно же, это полностью тормозит развитие фундаментальной науки. Если в прикладной науке и можно руководствоваться какими-либо практическими интересами, то в фундаментальной надо поддержать то, что есть», — сказал он. Дебабов предложил ввести новый статус научного государственного предприятия, цель которого — не получение прибыли, а научные разработки.


Как же наше нищее государство сможет профинансировать весь фронт научных работ? Заместитель министра промышленности, науки и технологий В. А. Княжев предложил для начала поддержать приоритетные направления. С ним категорически не согласился академик Спирин. «Я не верю в приоритеты, которые можно установить «сверху», — сказал он. — Пока мы определяем приоритеты , имеющийся научный потенциал разбазаривается, потому что люди уходят в коммерческие структуры, и тает, потому что люди уезжают за рубеж навсегда. Надо идти по другому пути, делая скидку на нашу бедность. У нас в стране есть два-три десятка молекулярно-биологических лабораторий мирового класса. Они могут развиться в любую биотехнологию. Их мало, и их надо поддержать, пока они не «загнулись» окончательно. Денег на это нужно не так уж и много. Надо сохранить научные школы. Поддержать фундаментальную науку может только государство. Так что, если оно заинтересовано в своей безопасности, нужно сделать это незамедлительно. Я буду повторять это, пока не добьюсь отклика».


Еще об одном чрезвычайно важном аспекте напомнил ректор Университета прикладной биотехнологии И. А. Рогов. «Если правительство не найдет возможности поддержать вузовскую науку, то кто будет работать в фундаментальной науке вообще и в биотехнологических лабораториях в частности? Кем будет пополняться научный и преподавательский состав, если выпускники МГУ, РХТУ им. Д. И. Менделеева, МФТИ уезжают на Запад целыми курсами сразу после защиты диплома или кандидатской диссертации? — вопрошал он и сам же отвечал: — Без интеграции вуза и науки ни один наукоемкий проект с места не сдвинется. Нужно поддержать учебные заведения, иначе смены поколений научных работников просто не произойдет — в лабораториях некому будет работать, а студентов просто некому будет учить».


Что же делать, если технологический уровень существующих российских биотехнологических предприятий низок, но без них все же не обойтись? Ответ ясен — без правительственной инициативы, государственной инновационной программы в этой области Россия не сможет стать в ХХI веке полноправным участником мирового биотехнологического рынка. А начинать надо с всесторонней государственной поддержки научных коллективов, поскольку в стране, где нет фундаментальной науки, биотехнологии не будет никогда.


В целом парламентские слушания показали, что потенциал в российской биологической науке и технологии имеется, поэтому и есть за что бороться. И с чем бороться, тоже понятно — с проволочками в выработке проектов необходимых законов, с несоблюдением существующих законов и с непродуманно стью финансовой политики в области фундаментальной биологической науки и биотехнологии, а в общем-то — с невежеством. Дело это — благородное. Лишь бы только на борьбу не ушли все силы и время российских ученых и производителей.



Литература


«Наука и жизнь» о биотехнологии:


По следам овечки Долли. — № 6, 1997.


Созинов А., акад. Семена для третьего тысячелетия. — № 10, 1998.


Фролов Ю. Трансгенные растения: как это делается. — № 10, 1998.


Киселев Л., член-корр. РАН. Впервые огромный генетический «чертеж» многоклеточного существа прочитан полностью. — № 3, 1999.


Попов Л., канд. биол. наук. Стадо для чеддера. — № 8, 1999.


Попов Л., канд. биол. наук. Фантастический шницель. — № 4, 2000.


Глеба Ю., акад. Еще раз о биотехнологии, но больше о том, как нам выйти в мир. — № 4, 2000.

Наука — это модно! Елена Бурлуцкая

8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. Как изменился портрет ученого в XXI веке и почему технические и естественные науки оказываются в приоритете перед гуманитарными? Об этом мы поговорили с проректором по научной работе ОГПУ, профессором, доктором исторических наук — Еленой Бурлуцкой.

— Больше десяти лет назад вузовское образование перешло на систему бакалавриат/магистратура. Уже можно оценить, насколько успешным оказался переход?

— Предполагалось, что бакалавры получат азы профессии, а в магистратуре улучшат и углубят свои знания и опыт. Наверное, в этом есть смысл, если мы выпускаем сантехников. Например, сантехник-бакалавр допускается до одного вида работ и не допускается до другого, а магистр может все. Но недоученного педагога мы выпустить не можем, поэтому бакалаврам даем знания в полном объеме, а потом мучительно думаем, что еще рассказать им в магистратуре. Там мы, конечно, пытаемся привлечь интерес к науке, но далеко не все идут в аспирантуру.

— После развала Советского Союза наблюдался большой провал в развитии российской науки. Какая обстановка сейчас?

— Интерес определенно есть. Сейчас наукой занимаются больше студентов, чем, скажем, 10 лет назад, когда никто не видел перспектив. Все приложили максимум усилий, чтобы раскачать, заинтересовать, наметить перспективы. Правительство регулярно издает постановления о поддержке молодой науки, но это очень долгий процесс. И когда он наберет обороты, не известно.

— На ваш взгляд, какие проблемы сегодня стоят особенно остро?

— Главная проблема и одновременно задача — восстановить тот научный потенциал, который у нас когда-то был и которым мы могли справедливо гордиться. Другой вопрос, как это сделать. Сегодня государство упирается в количественные методы и мерит науку исключительно в цифрах: сколько статей опубликовано, сколько монографий, какой категории журнал, в котором опубликована работа. Все эти численные показатели имеют косвенное отношение к науке, особенно — к социальной и гуманитарной.

Мы не конкуренты инженерам и химикам, которые получают конкретный практический результат. Историки и педагоги тесно привязаны к российской действительности, и я не думаю, что в Оксфорде или Гарварде будет интересно, что происходило в Орске в конце XIX века. Наши статьи опубликовать труднее, и в количественном плане мы оказываемся, что называется, в пролете.

— Какой вы видите выход?

— Думаю, нужно сместить акценты с количественных показателей на качественные и подумать, чем гуманитарии и педагоги в дальнейшем смогут помочь обществу. Мы сильны тем, что выстраиваем логику событий, можем понять на примерах прошлого, что будет в будущем и как его скорректировать, используя механизмы, которые уже успешно себя зарекомендовали.

Мы не можем выдать готовый продукт, который имеет материальное воплощение и который можно пощупать. Наш результат может быть еще более важен, чем вакцина или синхрофазотрон, но экономисты говорят: мы не можем выявить качественный уровень вашего продукта, понять его значимость. Он не вырисовывается в деньгах, и мы лучше вам вообще денег не дадим, чтобы не рисковать. Считаю важным сместить акценты от технических и естественных наук к социальным и гуманитарным и, конечно, избавить всех ученых от бумажной волокиты, потому что заниматься наукой просто некогда.

— Кстати, про деньги. Без них сегодня можно опубликовать научную статью?

— Можно, но сложно. Конечно, есть бесплатные журналы, но там очередь на три года вперед расписана. Если студент докажет, что его идея гениальна — и теоретическое значение, и практическое применение, пусть даже не в материальном воплощении, я думаю, научное сообщество это оценит и поможет. Сегодня в науку ввели конкуренцию, и нужно доказывать свою значимость.

— Государство помогает?

— Государство оказывает материальную поддержку студентам, чтобы они смогли поработать в другом городе, опубликовать статью в хорошем журнале. Наши преподаватели начали включать студентов в большие серьезные научные проекты, под которые дают гранты. И сегодня практически все аспиранты, которые подходят к защите, имеют готовые монографии. Это уже готовые ученые, которые готовы предложить свои идеи обществу.

Фото:соцсети

— В понимании большинства наука — это скучно. Сегодня взгляд студентов меняется?

— За последние десять лет изменился сам потрет ученого. Раньше мы представляли его как серьезного кабинетного сотрудника, возможно, слегка занудного. Он разрабатывал свою тему, и все остальное ему было неинтересно. Думаю, сейчас таких кабинетных ученых осталось мало. Люди поняли, что можно заниматься наукой легко и с интересом, не изнуряя себя тяжелым интеллектуальным трудом. Соответственно, стало меняться и отношение к науке и людям, ей занимающимся.

Сейчас говорят: нормальные люди ученые! Они всем интересуются, слушают такую же музыку, что и мы, смотрят те же фильмы. Наука — это модно! Тренды меняются, и сегодня модно быть не только красивым и спортивным, но и умным.

— Каким вы видите ученого будущего?

— Будущие ученые будут еще дальше от стереотипа ученого, которого мы нарисовали выше. Это будут современные молодые люди, интеллект которых никак не связан с прической или одеждой. Думаю, по внешности невозможно будет определить, кто перед вам — сантехник или профессор. Наука будет тесна вплетена в повседневную жизнь.

Сейчас четко наметился процесс, который мы наблюдали в VXII-VXIII веках. Тогда науки стали делиться: из общей философии стали выделяться история, социология, политология т.д. А потом мы поняли, что невозможно отделить где-то политологию от социологии, социологию от истории. Уверена, что скоро ученый будет энциклопедистом как Леонардо да Винчи, и знать только одну науку станет неприличным.

— Ваш вуз активно занимается популяризацией науки. Интерактивные методы, фестивали, лекции и т.д. Как родилась эта идея?

— Все началось с желания поделиться накопленными знаниями. Изначально это был частный интерес, потом энтузиастов стало много, и государство как раз сказало: те вузы, которые не могут запустить ракету и построить синхрофазотрон, попробуйте быть полезными обществу в другом. И мы поняли, что можем заняться популяризацией науки, можем быть полезны школьникам и учителям в плане практических советов.

Наука — другой способ мышления, добывание нового знания. То, что мы делаем в плане популяризации и помощи школьникам и учителям — это не совсем наука. Скорее, это расширение кругозора. Но в процессе люди говорят: вы знаете много интересного, это круто! Мы тоже хотим заниматься вашей наукой.

— Пандемия как-то отразилась на работе ученых?

— Нам очень не хватает живого общения. У ученых, занимающихся определенными проблемами, уже сложились определенные сообщества. В прошлом году часть мероприятий совсем отменили, часть ушла в онлайн. Но компьютер не смог заменить общение в кулуарах, где обычно обсуждаются все насущные проблемы. Кроме того, у историков возникли проблемы с доступом в архивы: они были закрыты почти полгода. На этом споткнулись многие сферы науки: нельзя было выехать в экспедицию, в соседний регион, на конференцию. Работа с источниками на какое-то время просто встала.

Фото:соцсети

— Какую тенденцию в развитии науки вы бы отметили сегодня?

— Меня радуют то, что появляются новые направления исследований, которые раньше были невозможны. Раньше мы хихикали над коллегами из Германии, которые приезжали и докладывали результаты исследований, как они отслеживали рост работников завода в начале XX века и потом делали вывод о производительности предприятия в зависимости от роста рабочих. Нам тогда казалось — какой ерундой они занимаются.

Сейчас мы можем заниматься чем угодно — изучать рост, вес, цвет глаз. Главное, понять, для чего это нужно. Раньше многие темы лежали вне науки, сейчас само это понятие ушло. Предметом исследования может быть что угодно, если ученый докажет важность и значимость полученного результата.

Сюжеты:

Эксклюзив

наукаОренбургская область

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА. История России. ХХ – начало XXI века.

 9 класс

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА

Культурная революция. В 1919 г. СНК издал подписанный В. И. Лениным Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По всей стране были организованы курсы по ликвидации неграмотности (ликбезы). Ещё с конца 1918 г. начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки в вузы молодёжи, не имевшей среднего образования. На рабфаках молодые рабочие и крестьяне проходили полную программу средней школы. Через десятилетие в стране действовали школы нескольких типов, включая начальную, семилетку, девятилетку, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодёжи (ШКМ). В сентябре 1930 г. в СССР повсеместно вводилось обязательное начальное обучение детей 8 – 10 лет в объёме не менее четырёхгодичного курса.

Об успехах борьбы с неграмотностью свидетельствовали данные переписи 1937 г.: 61,4 млн человек могли читать и писать, 28,5 млн учились в школах, техникумах, ФЗУ и вузах, 6,9 млн имели среднее образование, 912 тыс.  – высшее. Однако неграмотными оставались 62,5 млн человек (в основном представители старших возрастов).


Рабфак идёт. Художник Б. В. Иогансон. 1928 г.

Шуточная картинка. Художник А. Е. Куликов

Правительство уделяло внимание подготовке квалифицированных кадров. За годы первых пятилеток в несколько раз выросло число средних специальных учебных заведений, открылись десятки новых вузов, в том числе в тех союзных республиках, где их не было в дореволюционные годы. Если в 1928 г. в вузах и техникумах обучались 350 тыс. студентов, то в 1940 г. – 1,8 млн. К концу второй пятилетки СССР по числу студентов и учащихся вышел на первое место в мире. Формировалась новая советская интеллигенция, в которой преобладали выходцы из рабочей и крестьянской среды.

Интеллигенция и власть. Культурное наследие страны и его использование в социалистическом строительстве рассматривались в новом обществе по-разному: одни предлагали отказаться от него и начать с «чистого листа», другие выступали оппонентами такого подхода. Критика многих известных учёных политики большевиков беспокоила партийное руководство. Опасаясь усиления буржуазного влияния, В. И. Ленин летом 1922 г. санкционировал высылку из страны группы видных инженеров, педагогов, врачей, экономистов. «Всех их – вон из России», – писал он И. В. Сталину. В список «активной антисоветской интеллигенции» попало более 100 человек, среди них – философы И. А. Ильин, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, социолог П. А. Сорокин, экономист Б. Д. Бруцкус и др.

По-разному сложилась судьба старой интеллигенции. В эмиграции оказались писатели И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов, В. В. Набоков, композитор С. В. Рахманинов, певец Ф. И. Шаляпин, авиаконструктор И. И. Сикорский, химик А. Е. Чичибабин, математик Г. А. Гамов, создатель телевидения В. К. Зворыкин, сотни других деятелей культуры. Несколько лет провёл в эмиграции А. М. Горький.

Представители интеллигенции, не успевшие или не пожелавшие эмигрировать, по-разному относились к новой власти. Одни безоговорочно приняли большевистскую политику и идеологию, другие – её отвергли, третьи – не присоединились ни к одной из сторон. Многие понимали, что старый мир безвозвратно ушёл в прошлое и надо воспринимать новую жизнь, искать в ней своё место. Эти настроения передала поэтесса А. А. Ахматова, когда писала в октябре 1921 г.:

Всё расхищено, предано, продано,

Чёрной смерти мелькало крыло.

Всё голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Судьба многих деятелей науки и культуры была трагична – в лагерях и тюрьмах погибли Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Н. И. Вавилов, О. Э. Мандельштам, П. Н. Васильев.

Портрет А. М. Горького. Художник В. Ф. Ходасевич. 1918 г.

В 1921 г. в Париже вышел сборник «Смена вех», в котором интеллигенты-эмигранты признавали за советской властью достижения в строительстве сильного государства, ликвидации неграмотности и призывали эмиграцию более лояльно относиться к большевикам. Возникло и одноимённое общественно-политическое течение «сменовеховство». Его представители приветствовали нэп и надеялись на демократическую эволюцию Советского государства. Надежды оказались беспочвенными.

Первые шаги советской культуры и науки. На 1920 – 1930-е гг. пришёлся расцвет творчества русских поэтов и писателей: С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака, И. Е. Бабеля, М. И. Цветаевой, П. Н. Васильева. Произведения Вс. Иванова «Броненосец 14-69», Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия», Н. Погодина «Человек с ружьём» и многих других драматургов прочно вошли в репертуар театров и завоевали симпатии зрителей. В пьесах звучала тема революционной героики, созвучная настроениям многих людей.

В октябре 1926 г. во МХАТе состоялась премьера пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных», вызвавшая огромный интерес публики. Булгаков даже в условиях советской власти сумел донести до зрителей трагизм человеческих судеб в разгар Гражданской войны.

В 1940 г. завершилась публикация романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором писатель отразил судьбу народа и личности в годы Первой мировой и Гражданской войн. Тогда же закончил работу над знаменитым романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков.

В. В. Маяковский. Фотография А. М. Родченко. 1920-е гг.

М. А. Булгаков

Отечественный кинематограф завоёвывал передовые позиции в мировом киноискусстве. Фильмы «Броненосец Потёмкин» (1925) режиссёра С. М. Эйзенштейна, «Мать» (1926) режиссёра В. Л. Пудовкина пользовались большим успехом и за рубежом. В ноябре 1934 г. вышел фильм режиссёров Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» о легендарном комдиве Красной армии. «Это шедевр! Эта картина будет жить как великая и вечно живая народная эпопея!» – сказал о кинокартине А. М. Горький. На международном кинофестивале, проходившем в Москве в феврале – марте 1935 г., первую премию жюри присудило «Ленфильму», который среди нескольких картин представил фильм «Чапаев». Советский зритель восторженно встре-

чал комедии режиссёра Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938). Всей стране были известны актёры Л. П. Орлова, Л. О. Утёсов, Б. Ф. Андреев, Н. К. Черкассов, Б. А. Бабочкин, И. В. Ильинский, Ф. Г. Раневская и др.

Яркие, самобытные музыкальные произведения от симфоний и балетов до песен к кинофильмам создавали советские композиторы: Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Р. М. Глиэр, И. О. Дунаевский. Девизом творчества последнего стали слова: «Нам песня строить и жить помогает».

На I съезде советских писателей в 1934 г. секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов сформулировал задачи изобразительного искусства и литературы: «Правдивое отражение новых социалистических явлений в нашей действительности – главная задача социалистического реализма». Борьба за социализм, созидательный труд, приносивший радость, спорт как источник здоровья, относились к основным темам нового искусства. Работы художника А. А. Дейнеки «На стройке новых цехов», «Полдень», мозаика на станциях Московского метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая», скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» – яркие примеры социалистического реализма. Бронзовую скульптуру «Булыжник – оружие пролетариата» И. Д. Шадр посвятил памяти героев Декабрьского вооружённого восстания в Москве в 1905 г.


«Рабочий и колхозница» у советского павильона на выставке в Париже в 1937 г. Скульптор В. И. Мухина, архитектор Б. М. Иофан

Портрет П. Л. Капицы (слева) и Н. Н. Семёнова. Художник Б. М. Кустодиев. 1921 г.

Роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» о комсомольце Павле Корчагине – образец революционной героики в литературе.

Выдающихся успехов достигли советские учёные: физиолог И. П. Павлов, геохимик В. И. Вернадский, математик Н. Н. Лузин, основоположник аэродинамики Н. Е. Жуковский, биохимик А. Н. Бах, физик А. Ф. Иоффе, биолог и генетик Н. К. Кольцов и др. Они не только показали высочайшие результаты в науке, но и выступили организаторами научно-исследовательских институтов – физико-химического, физико-технического, полупроводников, биохимии, экспериментальной биологии, физиологии и многих других, которые являлись и являются флагманами общественной и мировой науки.

Десятки новых научных учреждений значительно увеличили потенциал советской науки, в которую пришли физики П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау, математики А. Н. Колмогоров, П. С. Александров, химик Н. Н. Семёнов, генетик Н. И. Вавилов, конструкторы С. П. Королёв, А. Н. Туполев, А. С. Микоян и многие другие.

Мир аплодировал участникам автопробега Москва – Каракумы – Москва на советских автомобилях, полёта в стратосферу на советском стратостате, успехам полярного флота в освоении Северного морского пути. В феврале 1934 г. пароход «Челюскин», раздавленный льдами, затонул, его экипаж высадился на льдину в Чукотском море. Страна, затаив дыхание, следила за спасением челюскинцев. Семь советских лётчиков совершили 24 рейса на дрейфующую льдину и эвакуировали участников экспедиции. Все они – А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин – были удостоены звания Героя Советского Союза. Награда была учреждена 16 апреля 1934 г. для лиц, совершивших выдающийся подвиг. Лётчики В. П. Чкалов, М. М. Громов, Г. Ф. Байдуков и А.В.Беляков совершили в 1936 – 1937 гг. беспосадочные перелёты Москва – остров Уду и Москва – Северный полюс – Ванкувер.

Участники перелёта Москва – США. Справо налево: В. П. Чкалов, А. В. Беляков, Г. Ф. Байдуков. 1937 г.

Вопросы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт
Создание единой общеобразовательной системы. Успехи в ликвидации массовой неграмотности коренным образом изменили представления людей о том, какую роль играет в их жизни образование, а значит, и система учебных

§ 10.

НАУКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

§ 10. НАУКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. Новые открытия и достижения науки на рубеже XIX – XX вв. оказывали все большее влияние на развитие общества, меняли научную картину мира.Ученый-энциклопедист, блестящий естествоиспытатель В. И. Вернадский стал

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА
Культурная революция. В 1919 г. СНК издал подписанный В. И. Лениным декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По всей стране были

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА
Культурная революция. В 1919 г. СНК издал подписанный В. И. Лениным Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По всей стране были

КУЛЬТУРА И НАУКА НИДЕРЛАНДОВ В XVI ВЕКЕ

КУЛЬТУРА И НАУКА НИДЕРЛАНДОВ В XVI ВЕКЕ
Как и в предыдущем столетии, важнейшую роль в нидерландской культуре XVI в. играла живопись. Но под влиянием гуманистических идей и Реформации религиозная живопись в этот период утратила ведущее значение, уступив место развивающимся

Культура и наука в конце 19 века

Культура и наука в конце 19 века
Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений. Этот этап обусловил наступление «серебряного века» русской культуры. Российские ученые добивались блестящих результатов в точных и естественных науках. Благодаря трудам

103. НАУКА И КУЛЬТУРА В 1965–1985 гг

103.  НАУКА И КУЛЬТУРА В 1965–1985 гг
Кризисные явления в экономике негативно отразились и на научном, творческом потенциале страны. Несмотря на рост количественных показателей (число научных работников за период с 1970 по 1985 г. увеличилось с 928 тыс. до 1,5 млн человек),

113. НАУКА И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

113. НАУКА И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Происходившие в стране с середины 80-х гг. перемены существенно повлияли на развитие науки и культуры. Важнейшим завоеванием реформ стала обретенная свобода слова, т. е. право на получение и распространение информации. Это привело к

2. Русская культура и наука за рубежом

2. Русская культура и наука за рубежом
Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь эмиграции. Эта тема требует специального изучения, анализа и объективной оценки. Обращая внимание только на культурные достижения русских за рубежом, некоторые эмигрантские

4.

5. Художественная культура и наука

4.5. Художественная культура и наука
Состояние художественной культуры и науки в Верхней Венгрии во второй половине XIX в. обусловлено отсутствием больших городов, значительных культурных центров и высших учебных заведений, периферийностью, недостатком богатых меценатов

8. Народное образование, наука и культура

8. Народное образование, наука и культура
В новых условиях, когда СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и его упрочения, наряду с укреплением материально-технической базы социализма большое значение приобретала

Русская культура и наука при императоре Александре I

Русская культура и наука при императоре Александре I
Часть I
При выполнении заданий с выбором ответа : (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. В каком году в России было учреждено Библейское общество, которое возглавил фаворит

НАУКА И КУЛЬТУРА КИТАЯ X–XIII ВВ

НАУКА И КУЛЬТУРА КИТАЯ X–XIII ВВ
Сунская эпоха была временем замечательного расцвета науки и культуры. В эту эпоху жили и творили выдающиеся китайские ученые-энциклопедисты, и в их числе Шэнь Ко (1031–1095). Династийная история с полным основанием могла сказать о Шэнь Ко: «Не

НАУКА И КУЛЬТУРА

НАУКА И КУЛЬТУРА
Одним из исследователей Крыма был профессор геолог и гидрогеолог Николай Алексеевич Головкинский (1834-1897). Его перу принадлежат около 25 опубликованных работ, посвященных тектонике, географии, водным ресурсам Крыма, и один из лучших путеводителей по Крыму.

Культура и наука накануне войны

Культура и наука накануне войны
Пока основой промышленных технологий был видимый мир механики, где причинно-следственные связи доступны непосредственному наблюдению, совершенствование технологий осуществлялось почти исключительно усилиями ремесленников, которые

4.

 Наука и культура

4. Наука и культура
Честь Англии я чтенью научил,
Я дал ему испить сладчайших вод
Кристального истока Геликона,
И тем его я музам приобщил.
Стихи Джона Скелтона, наставника и придворного полна короля Генриха VII Тюдора
Арабеска на панели, предположительно, из дворца

«ФОНД 21 ВЕКА» — Всероссийские конкурсы для учителей, воспитателей, педагогов


ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ 

(осталось менее 10-ти дней до окончания сентябрьского этапа приема заявок)


[1]
 Участие в конкурсах бесплатное. Для подачи заявки необходимо заполнить таблицу, установленной формы, регистрация на сайте не требуется;
[2] Ваши опыт, труд и знания будут сохранены: работы участников бесплатно публикуются в электронном каталоге нашего издания;
[3]
Экспертная комиссия проводит оценку работ по мере их поступления.  Вы узнаете результаты по Вашей работе в течение 48-ми часов.

По всем вопросам можно обращаться по адресу:  

СПИСОК АКТУАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ:

▶ II Всероссийский педагогический конкурс «СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕ-НИЯ». К участию допускаются работы на тему воспитания: патриотическое, духовное, нравственное воспитание (в том числе через волонтерскую и добровольческую деятельность), воспитание семейных ценностей, трудолюбия и творчества, физическое развитие и культура здоровья, правовое воспитание и культура безопасности и т.д.
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>

▶ III Всероссийский педагогический конкурс «ЭКОЛОГИЯ — ДЕЛО КАЖДОГО

». К участию принимаются работы, посвященные экологическому, природоохранному образованию и воспитанию. Материалы могут быть представлены в любом формате: статьи, проекты, сценарии, презентации и т.д. 
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>

▶ II Всероссийский педагогический конкурс «МОЙ ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ». Идет завершающий месяц приема заявок. К участию принимаются проекты любого типа (исследовательские, творческие, игровые, информа-ционные, практико-ориентированные и другие). Материалы могут быть представлены в любом формате (текст, презентация, видео и т.д.).
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>


▶ IV Всероссийский педагогический конкурс «МОЕ ЛУЧШЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ».
К участию принимаются педагогические материалы любой тематики (интеллектуальной, творческой, социальной, спортивно-оздоро-вительной направленности и т.д.): мероприятия для детей и для родителей; мероприятия по формированию гражданско-патриотического сознания, морально-этических качеств, безопасного поведения, экологической культуры, мероприятия спортивно-оздоровительной направленности; культурно-досуговые мероприятия; мероприятия, посвященные знаменательным датам, праздникам; краеведческие мероприятия; социально-значимые акции; выпускные вечера, классные часы, игровые программы и т. д.
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>

▶ Всероссийский педагогический конкурс «ЛУЧШИЙ САЙТ ПЕДАГОГА — 2022». Итоговый список победителей: >>>Посмотреть

 

    

ИЗДАНИЕ «ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21 ВЕКА» —
ЭТО ЦЕНТР ПО СОХРАНЕНИЮ И ОБМЕНУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Является официально зарегистрированным в Российской Федерации средством массовой информации. Сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-82417 от 30.12.2021 года.

Опубликовать работу в электронном каталоге легко и удобно.

Принимаются работы любой тематики и формата: проекты, методические разработки, сценарии меро-приятий, уроки, презентации, видеоролики и т. д.

Материал отправляется единым файлом, объем которого не должен превышать 20 мегабайт, если он состоит из нескольких частей, его необходимо заархивировать. В случае, если объем превышает указанное значение, то к заявке необходимо прикрепить часть материала, указав в ней ссылку для полного скачивания (к примеру, можете указать ссылку на данную работу на Вашем педагогическом сайте, либо ссылку на скачивание файла с яндекс диска, mail диска и т.д.).

Чтобы подать заявку нажмите на кнопку ниже и следуйте простым указаниям:

 

.

 ОБРАЗЦЫ СВИДЕТЕЛЬСТВ О/ПУБЛИКАЦИИ АВТОРСКИХ МАТЕРИАЛОВ

нажмите на свидетельство, чтобы узнать, какие именно данные отображаются в документе

1. СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ; 2. АВТОРСКИЕ СТАТЬИ; 3. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; 4. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО; 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ; 6. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ; 7. ОТКРЫТЫЕ УРОКИ; 8. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ САЙТЫ; 9. ПРЕЗЕНТАЦИИ; 10. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ; 11. ИНОЕ/АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ.

   

   

   

 

Trojden | Культура и наука в конце XX — начале XXI века: Волобуев О. В.

Восстановленный храм Христа Спасителя (слева), современные высотные здания Москвы (в центре и справа)

• вариативность обучения

• ЕГЭ

• ОГЭ

• плюрализм

• «утечка мозгов»

• Ж. И. Алфёров

• В. А. Гергиев

• В. Л. Гинзбург

• И. С. Глазунов

• В. О. Пелевин

• Ю. М. Поляков

• В. П. Тодоровский

• В. Е. Фортов

• Р. К. Щедрин

1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны. С уходом из общественной жизни государственной атеистической идеологии начали возрождаться и укрепляться как религиозная вера, так и конфессиональные общины. Особенно этот духовный подъём связан с традиционными конфессиями: Русской православной церковью (РПЦ), объединениями мусульман Поволжско-Уральского и Северокавказского регионов, буддистами Бурятии, Тывы и Калмыкии, еврейскими общинами.

Религиозные обряды вернулись в повседневную жизнь людей. Венчание, крещение новорождённых, отпевание умерших перестали быть чем-то исключительным, стали естественными явлениями. Внешне рост религиозных настроений в обществе выражался в реставрации и строительстве новых православных храмов, мечетей, дацанов, синагог, баптистских молельных домов. Великолепные мечети воздвигнуты в Казани и Грозном. Восстановлен взорванный в 1931 г. храм Христа Спасителя в Москве. Открываются ликвидированные в советское время православные и буддистские монастыри. Большой вклад в укрепление духовного здоровья нации внесли РПЦ и патриархи Московские и всея Руси Алексий II (1990—2008) и Кирилл (с 2009 г.). Государственная политика в отношении конфессий заключается в защите конституционных прав верующих. Государство нуждается в опоре на те моральные предписания, которые утверждаются в сознании и поведении верующих соблюдением религиозных канонов.

1. Какую роль в духовной жизни современной России играют религиозные конфессии?

2. Нужно ли преподавать в школе основы религии и если да, то кто и как должен этим заниматься? Составьте обзор мнений по данной проблеме, выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

2. Модернизация образования. Примечательно название самого первого Указа Президента РФ Б. Н. Ельцина — «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». В нём предусматривалось не только реформирование системы образования, но и повышения материального благосостояния преподавателей школ и вузов. Этот указ отражал намерения новой власти, но обещание о повышении благосостояния не было выполнено в обстановке инфляции и разрухи, наступившей с начала 1990-х гг. Указ № 1 оказался популистским, но он провозгласил курс на модернизацию образования.

Этот процесс занял весьма длительное время, охватив и 1990 и 2000 гг., и состоял из ряда реформаторских решений. В модернизации образования можно выделить несколько основных направлений: демократизацию системы обучения и воспитания в условиях нового общественного строя; гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования; компьютеризацию; выработку критериев и стандартов образования.

Уже в 1992 г. был принят Закон «Об образовании». Закон делал обязательным 9-летний цикл школьного образования. Полное среднее образование, открывавшее дорогу в вузы, давало обучение в 10—11 классах школ и средних специальных учебных заведений (техникумы, спецучилища). Важным нововведением было появление разных типов общеобразовательных учебных заведений: наряду с обычными школами появились гимназии и лицеи. Вместо единых учебников для всех школ стали издаваться конкурирующие учебники. Открылись возможности вариативности обучения.

В октябре 2000 г. Правительство РФ утвердило Национальную доктрину образования в России. Доктрина определяла государственную политику в области образования, устанавливала стратегию и основные направления развития, доступность и бесплатность обучения в условиях единого образовательного пространства. Уточнение конкретного содержания доктрины произошло с принятием в 2007 г. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования». Отныне обязательным стало получение полного среднего 11 -летнего образования до 18 лет (если речь шла об обычных школах, а не некоторых специальных учебных заведениях).

С целью выравнивания уровня результатов обучения была введена общегосударственная аттестация: единый государственный экзамен (ЕГЭ) для 11-классников и государственная итоговая аттестация (ГИА, сейчас основной государственный экзамен — ОГЭ) для 9-классников. Введение ЕГЭ преследовало ещё одну цель: сделать более доступным поступление в высшие учебные заведения для выпускников провинциальных, особенно сельских, школ.

Проведение ЕГЭ

Реформированию подверглась и высшая школа. Приём в неё стал происходить на основе результатов ЕГЭ. Большинство вузов перешли на двухуровневую систему обучения. Первый цикл обучения — бакалавриат — должен обеспечить массовый спрос на специалистов. Второй цикл — магистратура — формирует научно-образовательные кадры высшей категории. Такое двухуровневое высшее образование принято 29 европейскими странами, представители которых подписали в 1999 г. Болонскую декларацию. Это позволило сблизить системы образования на всём европейском пространстве.

К очень значимым изменениям в образовании можно отнести его деидеологизацию, возможность плюрализма оценок в тех случаях, когда существует несколько конкурирующих научных теорий или гипотез. При этом существенную роль в воспитании учащихся начала играть религия.

Много было сделано для компьютеризации обучения. Кроме учебников, задачников, других учебных пособий, дополнительным источником получения знаний стал Интернет. Наряду с печатными учебниками появились электронные учебники, справочные материалы, базы данных по разным отраслям знаний.

1. Какие факторы оказывали влияние на развитие российского образования в конце XX — начале XXI в.?

2. Какие изменения произошли в системе российского образования? Какие из них вам представляются положительными, а какие — отрицательными? Почему?

3. Что такое Болонский процесс? Соберите информацию об участии России в этом процессе, проведите дискуссию о положительных и отрицательных сторонах этого участия.

3. Спорт. Олимпийские игры, мировые первенства показали, что Россия сохранила свои лидирующие позиции в мировом спорте. В Олимпиадах конца XX — начала XXI в. она входила в «тройку» призёров. Пять раз российские хоккеисты завоёвывали «золото» на мировых чемпионатах и трижды занимали 2—3-е места. Сборная России по футболу три раза участвовала в финальной части чемпионата мира и четыре раза — европейского первенства, войдя в 2008 г. в полуфинал. Российские спортсмены занимали верхние строчки турнирных таблиц по лёгкой атлетике, лыжным гонкам, биатлону, фигурному катанию. Триумфом российского спорта стала XXII зимняя Олимпиада 2014 г. в Сочи, в которой наша сборная заняла первое место, завоевав 13 золотых, а всего 33 медали, далеко оторвавшись от занявших второе место норвежцев.

С 1988 г. СССР начал участвовать в паралимпийском движении. Российские паралимпийцы занимали второе место в летних Олимпиадах 1996 и 2012 гг., достойно выступали в зимних Олимпиадах, занимая 2—5-е места. В сочинской Олимпиаде они впервые вырвались на первое место, опередив занявшую второе место Германию.

Российские спортсмены — чемпионы зимней Олимпиады в Сочи

В топ-десятку российских олимпийцев (1994—2014 гг.) вошли чемпионки по синхронному плаванию А. Давыдова, А. Ермакова, гимнаст А. Немов, лыжницы Ю. Чепалова, Л. Егорова. Крупными, известными спортивными величинами стали Е. Исимбаева (прыжки с шестом), М. Шарапова (теннис), первая в России чемпионка мира по шахматам (2008 г.) А. Костенюк.

Расскажите об одном из выдающихся российских спортсменов начала XXI в. и его спортивных достижениях, подготовьте презентацию.

4. Особенности развития науки. Начиная с 1990-х гг. наука в России развивается в условиях, кардинальным образом отличающихся от тех, которые были в Советском Союзе. Отметим наиболее существенные особенности. Если в советское время наука была втиснута в рамки диалектико-материалистического учения (марксизма), то в постсоветское время научная мысль стала плюралистической, свободной в выборе той или иной доктрины, теории, методологии. Если в советский период наука была в значительной степени изолирована в силу узости, искусственной ограниченности контактов с зарубежными учёными, то в постсоветский период она полностью включена в мировой научный процесс.

Российские учёные принимают участие в ряде международных научных проектов. Прежде всего, это сотрудничество в космонавтике. Неоднократно представители разных стран отправлялись на российских околоземных станциях для научно-исследовательской работы в космосе. В настоящее время на орбите находится Международная космическая станция (МКС), в создании и деятельности которой главную роль играют РФ и США. Космонавтов и оборудование на МКС доставляют с помощью российских ракет. Регулярно с научными задачами и программами (наблюдение за Землёй и космосом, биологические эксперименты) на орбиту отправляются российские спутники. В международных проектах участвует и Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, где был открыт 116-й элемент Периодической системы.

Президент РФ В. В. Путин и лауреат Нобелевской премии по физике Ж. И. Алфёров

Но одновременно происходит «утечка мозгов». Перспективные учёные, особенно молодые, уезжают в другие страны, находят своё место в зарубежных научных коллективах. «Утечка мозгов» вызвана как лучшими условиями для научной деятельности, так и более высокими стандартами жизни в развитых странах.

В значительной мере развитие науки связано с её финансированием и степенью эффективности денежных затрат. С целью повышения эффективности последних созданы научные фонды, которые располагают грантами (средствами для финансирования научных проектов), предоставляемыми на конкурентной основе.

В 2010 г. было принято решение о создании Инновационного центра «Сколково». Это первый в современной России новый наукоград, основанный с целью продвижения страны по пути научно-технического прогресса. Перед ним поставлены задачи разработки на научной основе новых технологий в наиболее перспективных и приоритетных областях: термоядерные, информационные, биомедицинские технологии, телекоммуникация, освоение космоса и т. д. Плодотворная деятельность характеризует также давно состоявшиеся наукограды Обнинск, Саровск, Королёв, Троицк и др., прежние академические и университетские центры в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Ростове и других городах.

Российская наука продолжает традиции, заложенные в XX в. в ведущих отраслях и направлениях научного знания: математике, физике, химии, биологии и др. Только в 2000-е гг. лауреатами Нобелевской премии стали пять российских учёных (работающих как на Родине, так и за рубежом). Все эти премии получены за достижения в физике. Ж. И. Алфёров, внёсший вклад в развитие полупроводниковых гетероструктур, является ещё и лауреатом ряда международных и российских премий, инициатором учреждения научной премии «Глобальная энергия». Лауреатом престижной премии Макса Планка и ряда российских премий является нынешний президент РАН В. Е. Фортов, известный своими заслугами в химической физике, теплофизике, энергетике.

Имеются достижения и в области гуманитарных наук. Так, например, археологи в 2010 г. в Денисовской пещере на Алтае обнаружили останки древнейшего человека. Анализ его генома показал, что это ещё один подвид (подобно неандертальцам) вымерших людей. Заслугой историков и архивистов являются многотомные издания документальных материалов (например, по истории российских политических партий), которые тем самым вводятся в научный оборот.

Сравните положение науки в СССР и в современной России. Что изменилось в лучшую, а что — в худшую сторону?

5. Основные тенденции развития художественной культуры. С периода перестройки началось преодоление изолированности российской культуры от зарубежной. Жители СССР, а в дальнейшем Российской Федерации смогли читать книги, смотреть фильмы, недоступные им ранее по идеологическим соображениям. На Родину вернулись многие писатели, лишённые гражданства советскими властями. Возникло единое пространство российской культуры, объединяющее литераторов, художников, музыкантов, режиссёров и актёров вне зависимости от места их проживания. Так, например, скульпторы Э. И. Неизвестный (надгробный памятник Н. С. Хрущёву, памятник жертвам сталинских репрессий в Воркуте) и М. М. Шемякин (памятники Петру I в Петербурге и Лондоне) живут в США. Режиссёр А. С. Кончаловский, удостоенный в 2014 г. приза «Серебряный лев» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», ведёт съёмки как на родине, так и в Голливуде.

Коренная ломка политического и экономического строя привела не только к освобождению культуры от идеологических пут, но и вызвала необходимость приспосабливаться к сокращению, а подчас и к полной ликвидации государственного финансирования. Коммерциализация литературы и искусства привела к распространению произведений, не отличающихся высокими художественными достоинствами. С другой стороны, и в новых условиях лучшие представители культуры обращаются к анализу наиболее острых социальных проблем, ищут пути духовного совершенствования человека. К таким произведениям относятся, в частности, работы кинорежиссёров В. Ю. Абдрашитова («Время танцора»), Н. С. Михалкова («Утомлённые солнцем», «Солнечный удар»), В. П. Тодоровского («Страна глухих»), С. А. Соловьёва («Нежный возраст»).

На рубеже XX—XXI вв. стала пользоваться популярностью отечественная детективная литература (Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина и др.). Устойчивый интерес сохраняется к таким писателям, как Ю. Поляков, А. Проханов, Т. Толстая, Л. Улицкая. Интерес вызывают и писатели нового поколения — А. Варламов, 3. Прилепин, А. Шаргунов и др.

В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве постсоветской России на первый план вышли произведения авангардистского направления. К ним, например, относятся книги В. Пелевина («Generation П», «Empire V») и др. В современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке проникнуты постановки режиссёра Р. Г. Виктюка.

Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи (соц-арт Э. Булатова, картины Н. Софронова и др.). Но наряду с ним среди художников сильна традиция реалистического искусства (И. С. Глазунов, А. М. Шилов и др.).

Всему миру известны имена российских композиторов (В. П. Артёмов, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Р. К. Щедрин и др.), дирижёров (В. А. Гергиев, В. Т. Спиваков и др.) и музыкантов-исполнителей.

Большие возможности открылись и для творческой работы архитекторов. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

В книге «Физика и жизнь» Ж. И. Алфёров написал: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду её народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования».

Охарактеризуйте основные особенности культурной жизни России в конце XX — начале XXI в.

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

2. Подготовьте сообщение об одном из российских учёных — лауреатов Нобелевской премии или других престижных международных научных премий в XXI в. Постарайтесь осветить как особенности биографии учёного, так и суть его научных достижений.

3. Выберите ту сферу духовной жизни, которая вас больше всего интересует. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию). Попытайтесь осветить главные тенденции и достижения в избранной сфере в конце XX — начале XXI в.

4. Представьте, что вы переместились в будущее на 50 лет. Какое из произведений современной культуры, с вашей точки зрения, будут в то время помнить и ценить? Подготовьте сообщение об этом произведении, обосновав свой выбор.

5. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. Какие преимущества и недостатки имеют электронные учебники в сравнении с традиционными? Как вы думаете, смогут ли электронные учебники полностью вытеснить «бумагу»?

2. Как развитие Интернета влияет на развитие системы образования? Какие новые возможности он даёт, какие угрозы таит?

3. Как сейчас развивается инновационный центр «Сколково», какие у него есть достижения?

4. Чем замечательны мечети «Сердце Чечни» в Грозном и Кул-Шариф в Казани?

5. Какие российские кинофильмы стали лауреатами престижных международных кинофестивалей за последние 20 лет?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ V

«Российская Федерация в 1992—2014 годах»

Исторический путь нового государственного образования — Российской Федерации — кратковременен, всего два с лишним десятилетия, но в нём можно выделить три этапа. Первый — это 1992—1993 гг. В течение его был произведён демонтаж советской социально-экономической и государственно-политической системы. Произошла замена государственно-социалистической собственности частной, а планового хозяйства — рыночными отношениями. В противостоянии между двумя ветвями власти, вызванном составлением новой Конституции РФ и «шоковой терапией» экономических реформ, победу одержал Президент РФ; октябрь 1993 г. подвёл черту под властью Советов.

Второй этап российской государственности — конец 1993—2000 гг. — закончился уходом в отставку с поста Президента РФ Б. Н. Ельцина. Это время завершения в основном социальных преобразований в процессе более замедленного проведения реформ и курса на экономическую стабилизацию.

Третий этап, начавшийся в 2000 г., связан с именами В. В. Путина и Д. А. Медведева. Он характеризуется в целом укреплением российской государственности и обороноспособности, повышением жизненного уровня россиян и в то же время острыми финансово-экономическими кризисами 2008 и 2014 гг. На этом этапе, несмотря на социальные противоречия и внешнеполитические конфликты, была достигнута длительная стабилизация общества.

ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ V

1. С помощью высказываний В. В. Путина в начале главы сформулируйте главный вопрос главы V.

2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в письменном виде (в форме небольшого сочинения).

3. Составьте синхронистическую таблицу основных событий мировой и российской истории с 1992 г.

4. Кратко охарактеризуйте причины и последствия следующих событий и явлений: кризисное развитие российской экономики в 1990-е гг. и экономический рост в 2000-е гг.; победа Б. Н. Ельцина в противостоянии с Верховным Советом и на президентских выборах 1996 г.; высокий уровень популярности В. В. Путина.

5. Составьте блок заданий на тему «СССР в 1945—1991 гг.» по образцу демоверсии единого государственного экзамена.

6. Советский и российский физик-теоретик В. Л. Гинзбург, получивший Нобелевскую премию за работы в области сверхпроводимости и сверхтекучести, был, как и многие другие крупные учёные, заметным общественным деятелем. Ему принадлежат слова: «Сегодня образованным может считаться лишь тот, кто по-настоящему усвоил всё, что входит в программу хотя бы неполной (восьмилетней) средней школы». Прокомментируйте это высказывание.

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГЛАВЕ V

1. Наш край в эпоху перемен. (Сбор информации и презентация по истории родного города, посёлка, села.)

2. «Это были лихие 90-е. Мы выживали, как могли». (Сбор информации и презентация, посвящённая стратегиям семейного выживания в 1990-е гг.)

3. Детство в новой России. (Сбор информации о жизни детей в 1990-е гг., подготовка сообщения (презентации) по итогам работы.)

4. 2014 год в истории России. (Сбор информации, презентация и коллективное обсуждение.)

Подведите итоги работы над групповыми проектами на итоговой конференции.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница