Плюсы и минусы науки: Основные плюсы и минусы современной науки

Содержание

Основные плюсы и минусы современной науки

Плюсы и минусы > Наука > Основные плюсы и минусы современной науки





Наука оказывает огромное влияние на жизнь человека. Особенно это касается современных компьютерных технологий. Благодаря науке люди начали понимать природу сложных явлений, большинство из которых были необъяснимы раньше, а колесниц и лошадей заменили быстрые поезда.

С самого начала человечество использовало технологии для улучшения жизни. Но они также могут быть помехой в повседневной жизни людей. Современные разработки ученых вызывают привыкание. Так, средний владелец смартфона проверяет телефон почти 100 раз в течение дня. Человек начал полагаться на технологии больше, чем на собственную изобретательность.

Преимущества науки

В 21 веке человеку больше не нужно набирать шестизначный номер, чтобы позвонить кому-то. За один клик можно отослать письмо на другой континент, а раньше это могло занимать две недели. Теперь человек может быстро выключить свет, не вставая со стула. И это все стало возможным, благодаря науке. Основные ее преимущества следующие:

  • Способствует развитию технологий и инноваций.
  • Удовлетворяет человеческое любопытство. Благодаря науке люди узнали, откуда и почему произошли некоторые вещи.
  • Наука смогла объяснить и решить некоторые социальные проблемы, которые на протяжении долгого времени мешали обществу.
  • Помогает в работе политикам. С помощью науки собираются данные по той или иной теме. Затем эта информация может быть использована для разработки новых законов, которые будут положительно влиять на жизни людей.
  • Решает бытовые проблемы и расширяет границы возможностей. С помощью научных разработок человек может путешествовать по всему миру на самолете. Это позволяет ему познакомиться с новыми культурами. В течение одного дня можно увидеть разные страны.
  • Объясняет явления, которые ранее были неизвестны. С помощью науки человек узнал о том, как выглядит поверхность Луны, какие планеты входят в Солнечную систему, и почему наступают день и ночь.
  • Способствует развитию творчества.
  • Сделала жизнь комфортной. Мобильные телефоны, компьютеры, даже кофеварки теперь намного более эффективны, быстры и просты в использовании.
  • Применение этой техники доставляет человеку немало удовольствия. Еще ученые создали роботов, которые пылесосят ковры и чистят полы. А один компьютерный чип может заменить нескольких работников на заводе.
  • Развивает сельское хозяйство. Представьте, как выглядела современная ферма в начале 1800-х годов. Механизации не было. Все делалось лошадью или вручную. Это ограничивало урожайность, которую могла бы производить область. Каждый раз, когда происходит улучшение технологий, человек может сделать больше в любой отрасли, с меньшим количеством ресурсов.
  • Медицинские разработки. Было время, когда человек с диагнозом ВИЧ изгонялся из общества. Люди думали, что они будут заражены, если прикоснуться к больному. Но благодаря достижениям в области медицины и здравоохранения, сейчас к пациентам с диагнозом ВИЧ относятся с любовью и заботой, они имеют надежду на выздоровление. Также каждый день проводятся новые исследования в области анатомии человека. Врачи работают над внедрением лекарств и методов лечения, которые могут спасти людей от смертоносных заболеваний.
  • Экономия времени. Люди сберегают время с помощью технологий, улучшенной связи, производственных процессов и автоматизированных систем. В конце концов, компьютеры могут работать с большей эффективностью по сравнению с тем, как обычно трудится человек.

Также достижения науки добавили несколько лет к средней продолжительности жизни людей.

Недостатки науки

Современные изобретения и технологии не всегда имеют положительное влияние на жизнь человека. Прогресс увеличивает разрыв между различными классами общества. Это может вызвать беспорядки среди обездоленных или менее привилегированных слоев общества и привести к новым преступлениям и неравенству. Основные недостатки науки и современных разработок следующие:

  • Научные исследования дорого стоят.
  • Разрабатываются новые виды стрелкового оружия. Они использовались в многочисленных войнах и стали причиной гибели людей, в том числе и невинных.
  • Появилось ядерное оружие. Яркий пример этому — события в Хиросиме. Они стали кульминацией высокогорных бомбардировок и убийств на дальних расстояниях, которые были характерными чертами Второй мировой войны. Трагедия в Хиросиме показала, что человечество может убить себя своими собственными изобретениями. Ученые открыли технологию, которая может уничтожить страны, положить конец цивилизации. Ядерное оружие не допускает дискриминации. Оно убивает невинных мужчин, женщин и детей.
  • Способствует развитию новых схем мошенничества и киберпреступности. Люди теряют много денег из-за компьютерных преступлений. Это сказывается на социально-экономической структуре населения.
  • Наука забрала аспект конфиденциальности из жизни людей. С помощью таких платформ, как социальные сети, люди теперь могут следить за чьей-то жизнью.
  • Наука повлияла на нравственность людей. Так, в интернете есть контент, который не всегда может быть хорошим, особенно когда речь идет о детях.
  • Меняет природу и способствует появлению катаклизм. Мощный Ураган Ирма образовался в Атлантическом океане. В Сиэтле были установлены рекорды по количеству сухих дней без осадков. А 2017 год стал вторым самым жарким годом в современной истории человечества.
  • Приводит к проблемам со здоровьем. Многие технологии, от компьютеров до телевизоров и автомобилей, заставляют людей сидеть большую часть своего дня. Это может быть столь же опасным для здоровья человека, как и курение. Постоянное использование компьютерных технологий приводит к боли в руке, запястье и предплечье, способствует социальной изоляции и даже может стать фактором, формирующим депрессивные симптомы.

Сейчас, возможно, человечеству стоит замедлить процесс разработки новых технологий. Некоторые люди стали жертвами лени и потенциальной опасности из-за компьютеров и сотовых телефонов.







Плюсы и минусы научных открытий

Антон Бахарев

«Проблема мира не в том, что люди знают слишком мало, — писал Марк Твен, — а в том, что они знают слишком много ошибочного». Казалось бы, легко быть крепким задним умом и с современных позиций оценивать достижения и неудачи темного прошлого науки. Но что получится, если мы посредством опыта, извлеченного из ошибок и удач предыдущих поколений, оценим некоторые современные изобретения и открытия? Полистаем книгу «Ящик Пандоры».

Все дело в данных

Если разные ученые проводят исследования в несхожих условиях и отличающимися методами, но получают при этом одинаковые результаты, тогда эти итоги можно считать истинными. Если их игнорировать, последствия могут быть самыми ужасными. Казалось бы, все очень просто: посмотрите на данные и поступайте соответственно.

Ящик Пандоры

Но проблема в том, что данных слишком много. Ежедневно в медицинских и научных журналах публикуется около 4000 работ. Нетрудно предположить, что качество исследований очень разное, они описываются колоколообразной кривой распределения Гаусса: есть боковые «хвосты» — отличные работы, с одной стороны, и откровенно ужасные, с другой; но большинство материалов — более или менее подходящие — укладываются в середину распределения. Как же отделить верные сведения от негодных?

Прежде всего, можно обратить внимание на качество издания. Правда, и это не всегда адекватно работает. Например, именно в хороших рецензируемых научных журналах публиковали информацию о том, что чрезмерное употребление кофе вызывает рак поджелудочной железы; вакцина MMR (против кори, свинки и краснухи) провоцирует аутизм ; ядерный синтез (объединение двух ядер с высвобождением энергии) может произойти при комнатной температуре в стакане воды («холодный термоядерный синтез»).

Все эти наблюдения были позднее опровергнуты другими исследователями.

Так что, если нет оснований полностью доверять наблюдениям, опубликованным в первоклассных научных журналах, чему же верить? Ответ заключается в следующем: наука зиждется на двух столпах и один из них надежнее другого. Первый столп — экспертная оценка. Перед публикацией работы ее оценивают и рецензируют эксперты в этой области. К сожалению, и тут есть проблемы: не все эксперты одинаково квалифицированны, поэтому иногда в журналы проскальзывают неточные данные.

Второе, на что обязательно нужно обратить внимание, — воспроизводимость эксперимента. Если исследователи пишут что-то из области фантастики (например, вакцина MMR вызывает аутизм), последующие исследования либо подтверждают эти данные, либо нет. Например, практически сразу после публикации сведений о том, что вакцина MMR вызывает аутизм, сотни ученых в Европе, Канаде и США попытались повторить эксперименты, доказывающие это. Не получилось. После сотен исследований стоимостью десятки миллионов долларов и с привлечением сотен тысяч детей выяснилось, что у тех, кому делали прививку, аутизм развивался не чаще, чем у тех, кого не прививали. Настоящая наука победила.

У всего есть цена; вопрос только в том, насколько она велика

Дорого обходятся даже самые передовые и значимые научные и медицинские открытия, спасающие больше всего жизней и заслуживающие признание во всем мире (например, антибиотики или санитарно-профилактические мероприятия). Как оказалось, исключений нет.

Сульфаниламид — первый антибиотик — изобрели в середине 30-х годов XX века. Затем появился пенициллин, который начали массово производить во время Второй мировой войны. Антибиотики спасли нам жизнь. Если бы их не было, люди продолжали бы умирать естественным образом от пневмонии, менингита и прочих потенциально смертельных бактериальных инфекций. Отчасти благодаря этим препаратам средняя продолжительность жизни сейчас на 30 лет больше, чем сто лет назад.

Микробиом и гигиеническая гипотеза

Но, помимо проблемы появления устойчивых к антибиотикам бактерий, одно из последствий их применения было совершенно непредсказуемым. Последние десять лет или около того исследователи изучают так называемый микробиом — бактерии, покрывающие поверхность кожи, кишечника, носа и горла. Совсем недавно было обнаружено совершенно удивительное их свойство: по их количеству и типу можно определить, разовьется ли у человека диабет, астма, аллергия либо ожирение. Что еще интереснее, если антибиотиками воздействовать на бактерии ребенка, риск нарушений увеличивается. Здесь все ясно: при необходимости нужно использовать антибиотики, но если переборщить, то можно и навредить.

Антибиотики — не единственное научное открытие с неожиданным побочным эффектом. Незаметная угроза есть даже у санитарно-профилактических мероприятий, благодаря которым снизился риск заболеваний, передаваемых через пищу и воду (например, сальмонеллез, дизентерия, кишечная палочка и гепатит А). Несмотря на то что в развитых странах объем потенциально смертельных бактериальных и вирусных инфекций сократился, возросло число таких проблем, как астма и аллергия, и это нельзя объяснить исключительно индустриализацией.

Причину невидимой проблемы санитарной профилактики описали в заглавной статье New England Journal of Medicine под названием «Ешьте грязь». В развивающихся странах дети с рождения сталкиваются с огромным количеством разных микробов; как следствие, у них в кишечнике часто содержатся паразиты и бактерии, продуцирующие токсины, что в развитых странах происходит очень редко. И хотя эти инфекции могут вызывать нарушение пищеварения и даже смерть, они значительно снижают вероятность развития аллергии и астмы у этих детей. Исследователи называют это «гигиенической гипотезой».

Суть в том, что у всего есть своя цена. Задача — выяснить, стоит ли платить за ту или иную технологию такую цену.

И мы не должны слепо доверять определенным методам только потому, что они существуют уже несколько десятилетий или даже столетий. Любой способ нужно периодически пересматривать. Пожалуй, лучшим примером будет общий наркоз. Анестетики существуют уже более 150 лет, но только недавно стало ясно, что они могут вызывать проблемы с вниманием и памятью, которые тянутся годами.

Узнать больше: «Ящик Пандоры».

Картинки: pixabay

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»



SCIENCE TIME

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Арсланбекова Светлана Анатольевна, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам влияния развития современных технологий на образовательный процесс, его плюсам и минусам.

Ключевые слова: образование, технологии, проблемы обучения.

С каждым годом темпы развития современных техники, науки и технологий растут, уходя вперед семимильными шагами, оставляя нам множество новинок, часть из которых поневоле приходится осваивать, часть -реально улучшает и облегчает жизнь, а часть — наоборот, создаёт дополнительные сложности [см. 1]. Та же самая картина наблюдается и в образовании, куда все эти технические новинки так или иначе проникают.

Так или иначе приходится осваивать различные программы, которые поступают на вооружение вузов и в которых впоследствии работает преподаватель или обучаются работать студенты. Благо, тут изменения постепенные, потому если иметь определённую базу знаний и понятий, то потом довольно легко освоить новую программу или адаптироваться к изменениям в старой. Правда, тут возникают сложности у работников старших поколений.

К плюсам технологий можно отнести описанное в работах [2, 3]. Автоматизация процесса подсчёта результатов, проверки, контроля и многих других формальных или околобюрократических, либо чисто технических и занимающих немало времени процессов — положительная черта 21 века, и возможностями, который он нам предоставляет, надо пользоваться.

Разумеется, есть и минусы. Один из главных бичей современной молодёжи (впрочем, и не только её) — пристрастие к использованию всевозможных смартфонов и планшетов почти без перерыва, что, разумеется, приводит к попыткам отвлечься на это и во время занятий, что приходится пресекать. Второе неудобство — многие задачи из математики, например, можно решить

I SCIENCE TIME Щ

онлайн, причём порой — даже с решением, так что приходится постоянно контролировать, сам ли обучающийся выполняет работы или же пользуется помощью интернета. В то же время, сейчас для того, чтобы списать, необязательно брать у кого-то лист или тетрадь с решениями — многие просто фотографируют текст. Это, разумеется, тоже приходится пресекать, дабы объективно оценить знания. Одним из выходов из данной ситуации является способ, описанный в работе [4]. Конкурентностный подход к оценке помогает избавиться от плагиата в работах, а с подсказками из сети приходится бороться больше дисциплинарно или кратковременным отъёмом средств связи до окончания выполнения работ/окончания занятия.

Современные технологии в виде социальных сетей также могут быть использованы не только как то, что отвлекает от учёбы, но и как средство коммуникации, позволяющее ускорить процесс донесения информации до обучаемых, получения необходимой информации в ответ и в целом некого упорядочивания и контроля за процессами обучения и воспитания, причём даже с учётом особенностей, описанных ранее [см 5, 6, 7].

Даже частичное решение проблем, описанных в работах [8, 9] — и то вполне реально при помощи некоторых усовершенствований в методах работы, которые стали возможны в XXI веке. Благодаря интернету можно подобрать информацию, которая поможет в воспитательной работе, пополнении багажа знаний обучаемых и восполнении пробелов [см. 10, 11].

Литература:

1. Костенко Н.А., Дик Е.Н. Традиции и инновации в преподавании математики. В сборнике: Инновационные методы преподавания в высшей школе Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Башкирский государственный аграрный университет. 2012. С. 71-73.

2. Атнагулов А.И. Особенности учебно-воспитательного процесса в группах с большим количеством иностранных студентов. В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 16-17.

3. Атнагулов А.И. Особенности учебной и воспитательной работы в группах с большим количеством иностранных учащихся // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-2 (60). С. 30-32.

4. Атнагулов А.И. Соревновательные формы контроля знаний. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам. Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 13-14.

I

SCIENCE TIME

I

5. Атнагулов А. И. К вопросу адаптации и рационализации модульно-рейтинговой системы в рамках высшего учебного заведения // Наука и образование: новое время. 2014. №2 4. С. 36-39.

6. Дик Е.Н., Арсланбекова С.А. О прикладном значении математического образования. В сборнике: Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО. Материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. 2016. С. 103-106.

7. Дик Е.Н. Анализ математических способностей с применением методов психофизиологии. В сборнике: Фундаментальные основы научно-технической и технологической модернизации АПК (ФОНТиТМ-АПК-13) материалы Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: И.Г. Асылбаев ответственный за выпуск, А.В. Неговора, Т.А. Седых, С.Г. Мударисов, Р. С. Аипов, Ю.А. Янбаев. 2013. С. 118-122.

8. Дик Е.Н., Арсланбекова С.А. Матричная модель развития математических способностей // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-2 (7).

9. Атнагулов А.И., Павленко В.А., Маннанов М.М. О замещении некоторых функций преподавателя технологиями в системе современного образования. Символ науки. 2015. № 9-2. С. 144-146.

10. Атнагулов А.И., Павленко В.А. Модернизация модульно-рейтинговой системы.В сборнике: Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 112-114.

11. Арсланбекова С.А. Основные направления совершенствования обучения математике. В сборнике: Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 110-112.

С. 13-16.

Каковы плюсы и минусы профессии научного работника?

«Научный работник» – одна из наиболее емких по количеству своих вариаций профессия. Данная специальность может применяться в любой области знаний.


Для того чтобы посвятить свою жизнь науке, от человека требуется длительная подготовка и наличие аналитического склада ума. Перед тем как сделать выбор профессионального пути в этом направлении, следует предварительно изучить все достоинства и недостатки профессии для максимально осознанного принятия решения.


Научный работник – это лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию для того, чтобы профессионально заниматься наукой. Должность предусмотрена в научно-исследовательских институтах, а также в прочих организациях, осуществляющих научные разработки. Нередко люди данной профессии осуществляют педагогическую деятельность в вузе. При этом их основная занятость – это исследовательская работа.


Требования к научному работнику


В квалификационном справочнике должностей сформулированы основные требования, которым должны соответствовать занимаемые их лица: наличие ученой степени и публикаций, стажа и опыта и т. п. [1].


Профессиональный стандарт научного работника


Профстандарт – это документ, содержащий сведения о том, что должен уметь работник и каким образом он должен достигать максимального результата в труде. Документ применяется при найме, аттестации работников и оценке эффективности их труда. В отличие от Единого квалификационного справочника, стандарт устанавливает требования к трудовым функциям, а не к занимаемой должности [2].


В любом случае в каком нормативном документе бы ни содержались требования к данным специалистам, они осуществляют научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний.


Как правило, данные должности занимаются на конкурсной основе. Для того чтобы корректно оценить достижения соискателя, оформляется квалификационная характеристика. Документ содержит информацию о наличии ученой степени, стаже и опыте. Указываются основные достижения и выполняемые должностные обязанности. Немаловажным пунктом является наличие публикаций за последние пять лет.


Подготовка и проведение исследования требует грамотности, нацеленности на результат и высокого уровня ответственности. Если речь идет о людях, которые проводят исследования или же занимаются преподавательской деятельностью, то для них важны не только профессиональные качества, но и личные. В своей работе научный работник должен соблюдать этические принципы.



Разница между научными работниками и сотрудниками


Определения «сотрудник» и «работник» близки по своему значению, но не одинаковы.


Отличия:


  1.  Правовая позиция. Термин «работник» относится к трудовому праву, обозначая субъект, с которым заключен трудовой договор. Понятие «сотрудник» относится к разговорному стилю, в правовых актах не закреплено;
  2.  Объем. Понятие «сотрудник» включает в себя категорию «работник», т. о. оно более широкое по содержанию; 
  3.  Оплата. Труд работника всегда является оплачиваемым. При нарушении его прав на его работодателя может быть наложено дисциплинарное взыскание со стороны контролирующих органов. Результаты труда сотрудника могут быть как оплачиваемыми, так и осуществляться на безвозмездной основе.

Плюсы:


  • самореализация, повышение интеллектуального уровня, личный вклад в развитие науки, публикация научных статей;
  • возможность получения признания и высокого дохода, если удастся разработать нечто представляющее ценность для научного сообщества.

Минусы:


  • в среднем, как правило, довольно низкий уровень заработной платы, что способствует снижению трудовой мотивации;
  • большая конкуренция.


Когда празднуют День научного работника в России?


День научного работника отмечается 8 февраля.


История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.


Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.


Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий.


Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.


Чем занимается научный сотрудник?


Ссылки по теме:


  1. Единый квалификационный справочник
  2. Профстандарт «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» Версия от 31.08.2017 

Страница не найдена


2022 №5, Статьи →

Лебедева Полина Александровна ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Москва, Россия Аспирантура E-mail: [email protected] Аннотация. Данная статья раскрывает проблемные вопросы, которые связаны с колебаниями деловой активности в условиях развития цифровизации. Автором проведен анализ …


28.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Кобзев Егор Андреевич ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Факультет «Высшая школа управления» Магистрант E-mail: [email protected] Аннотация. В данной статье рассматриваются ключевые проблемы анализа структуры альтернативных инструментов финансирования бизнеса. Автором были изучены основные тенденции использования инструментов …


17.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Недбаев Иван Сергеевич ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия Инженер-исследователь, аспирант ФБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства», Санкт-Петербург, Россия Младший научный сотрудник E-mail: [email protected]; [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=995421 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAD-7721-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57207032777 Цывкунова Наталия Владимировна ФГБУН «Ботанический институт имени …


17.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Арутунян Марианна Славиковна ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, Россия Институт строительства и транспортной инфраструктуры Старший преподаватель кафедры «Технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью» E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=941962 Михеев Георгий Владиславович ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, …


17.09.2022

Читать далее…


2022 №3, Статьи →

Дорохов Дмитрий Сергеевич ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Строительный институт Магистрант, базовая кафедра АО «Мостострой-11» E-mail: dima128dor@mail. ru Овчинников Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», Саратов, Россия ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия …


08.09.2022

Читать далее…


2022 №3, Статьи →

Брикетова Анастасия Александровна ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected] Третьякова Елена Германовна ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Санкт-Петербург, Россия Доцент Кандидат архитектуры, доцент E-mail: [email protected] Аннотация. На …


08.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Кулькова Инна Анатольевна ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», Екатеринбург, Россия Ведущий научный сотрудник Доктор экономических наук, профессор E-mail: i. [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1975-0875 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=148829 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/H-5953-2015 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57208554159 Аннотация. Статья раскрывает результаты исследования автора о влиянии традиционных …


08.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Бирюк Александр Николаевич ФГКВОУ «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия Военный институт (инженерно-технический) Соискатель 1 кафедры «Технологии, организации и экономики строительства» E-mail: [email protected] Бирюков Дмитрий Владимирович ФГКВОУ «Военная академия материально-технического обеспечения …


08.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Щуцкий Виктор Лукьянович ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия Профессор кафедры «Железобетонные и каменные конструкции» Кандидат технических наук, профессор E-mail: Vikluk75@mail. ru Блягоз Алик Моссович ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», Краснодар, Россия Доцент кафедры «Архитектуры» …


08.09.2022

Читать далее…


2022 №4, Статьи →

Аркадьева Виктория Владимировна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия Магистрант, кафедра «Дизайн архитектурной среды» E-mail: [email protected] Школьникова Ирина Григорьевна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия Доцент, кафедра «Дизайн архитектурной среды» E-mail: [email protected] Аннотация. В статье рассматриваются …


07.09.2022

Читать далее…

Как оценивать деятельность ученых: плюсы и минусы количественной наукометрии

unsplash.com

Коммуникация в научном сообществе – вопрос чрезвычайно важный и сложный. Историк и теоретик науки Питер Галисон шутил, что даже физики в соседних лабораториях интерпретируют один и тот же термин по-разному. Но, несмотря на пессимистичные представления о фундаментальной невозможности взаимопонимания, необходимость в общении остается. Когда дело касается науки, на повестке оказывается не столько проблема языка, сколько проблема перевода – то есть создания способов признания научных достижений, понятных за пределами академической сферы.

Наука на языке администрации

В настоящее время оценка деятельности отдельного ученого, коллектива авторов, образовательной организации или другого академического института проводится преимущественно инструментами наукометрии – иначе, количественным анализом научных публикаций. Самый распространенный метод оценки заключается в подсчете соотношения между количеством опубликованных текстов и числом их цитирований. От показателей научной эффективности часто зависит благополучие исследователя или целой организации, поскольку главной формой конкурсов на финансирование является участие в рейтинге, составляемом на основе подсчитываемых данных. 

По этой причине споры о пользе и вреде наукометрии всегда носили политический характер. Но наиболее ожесточенные дискуссии развернулись на фоне реформы государственных академий наук в России, инициированной бывшим министром образования и науки Дмитрием Ливановым в 2013 году (известна как «реформа РАН»). Завершение реформы было объявлено в 2018 году, что вызвало очередную волну обсуждения, а в 2020 году критике подверглась новая метрика – комплексный балл публикационной результативности (КБПР). Однако, несмотря на внесенные в проект поправки, ученые и политики так и не пришли к соглашению насчет критериев эффективности научной работы. В 2021 году совершенствование инструментов оценки научных достижений остается предметом конференций и круглых столов, в то время как исследования этой темы даже получают грантовую поддержку. Но если в 2013 году наукометрия еще была окружена романтическим ореолом в условиях жаркой полемики – методику либо истово ругали, либо превозносили как достижение века новых технологий – то сейчас всем оказывается очевидна необходимость ее чисто технической доработки.

Недобросовестное цитирование

            Один из наиболее оживленных споров касается влияния наукометрии на принятие кадровых и финансовых решений, касающихся деятельности академических работников. Отмечается, что обязанность научных сотрудников выполнять план публикации статей, как и использование университетами системы эффективных контрактов с преподавателями, существенно снижает качество исследований. Не последним фактором, влияющим на несоответствие реального уровня публикации ее статистической оценке, является широко практикуемое взаимоцитирование. В 2019 г. президент РАН Александр Сергеев назвал Россию лидером «мусорных публикаций», при этом сомнение в научной значимости статей, написанных главами университетов, возникает с печальной регулярностью. Это, кстати, могло быть одной из причин отстранения от должности в августе 2021 года ректора РГСУ Натальи Починок.

На заседании Национального совета по наукометрии и научной периодике отмечалось, что главной проблемой российской наукометрии является отнюдь не существование рынка индексируемых публикаций и не технические недостатки баз данных, которые, напротив, даже имеют ряд преимуществ перед западными, а абсолютная монополия Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) на оценку научных достижений. Понятно, что в российском поле часто практикуется цитирование людей, облеченных административным влиянием. Отсюда и обращенность к международным индексам, как более независимым от фактора административного давления. Среди других проблем российского индексирования эксперты называли формальное несоответствие российских индексируемых журналов требованиям международных наукометрических баз и слабую вовлеченность представителей академического сообщества в разработку критериев РИНЦ.

Должна ли наука быть эффективной?

Больше всего корреляцией между показателями эффективности и репутацией исследователя обеспокоены ученые гуманитарных специальностей. Критика не ограничивается подозрениями в недобросовестности авторов статей или сомнениями в технической исправности электронных баз данных, но касается также фундаментальной проблемы определения науки, ее методов, целей, результатов – и, наконец, применимости к ним количественной оценки как таковой. В особенности это касается наук, исследовательской стратегией которых является интерпретация – например, отдельных направлений философии, филологии или искусствознания. Ученые утверждают, что сама система оценки эффективности пришла из чуждой науке бизнес‑этики, тогда как современная гуманитарная сфера нацелена на описание и распространение различных неконвенциональных форм знания, часто невыразимых в числовых показателях. Впрочем, необходимость разработки специфических критериев оценки для ряда специальностей, а также невозможность исключительно количественного анализа качества научных достижений признается всеми участниками дискуссии.

— Очевидно, что надо вводить экспертную оценку результатов научных исследований. Однако я не призываю отказаться от наукометрии. Мне кажется, что идеальным способом оценки качества фундаментальных научных исследований на сегодня является комбинация наукометрического подхода, то есть количества и качества научных публикаций, и экспертного мнения о данных исследованиях, – комментирует ситуацию ректор МГУ Виктор Садовничий.

РИНЦ и международные индексы цитирования

Главным преимуществом статистического анализа научных достижений считается содействие глобализации – налаживанию связей между региональными институтами и приведению российской науки в соответствие с западными академическими стандартами. Унифицированная система оценки позволяет местным журналам и вузам попадать в международные рейтинги и упрощает мониторинг вклада российских ученых в мировую науку. Однако эксперты видят опасность в гонке за международными показателями, вызванной финансовым поощрением публикаций в англоязычных изданиях. Преимущество, закрепленное за индексируемыми западными базами статей, не только снижает престиж российских журналов, но также вытесняет из академического поля целые направления дискуссий, проходящие на русском языке.

– Да, академические надбавки связаны главным образом с англоязычными публикациями, поскольку английский – это язык мировой науки, и, если мы хотим быть заметными на международной арене, нам надо с этим считаться. Но это не значит, что нет достойных работ среди русскоязычных научных публикаций. Есть области знаний, для которых именно русскоязычные публикации – основной ресурс развития, – отмечает Даниел Карабекян, директор Наукометрического центра ВШЭ.

Еще один недостаток приоритета международных индексов цитирования специфичен для социогуманитарных областей знания и связан с относительной маргинальностью Russian studies в западной науке. Главными адресатами текстов об отечественной культуре и истории остаются российские ученые и их немногочисленные, часто знакомые друг с другом, иностранные коллеги. Небольшая численность аудитории напрямую влияет на уровень показателей цитирования, который остается низким в сравнении с публикациями на более популярные в западной науке темы. В связи с этим РИНЦ считается гораздо более точным инструментом оценки значимости исследований, касающихся российской проблематики.

Наукометрия в новой реальности

            Решение многих из перечисленных проблем – например, связанных с проверкой достоверности цитирования – ожидают от новых технологий и исследований Big Data, которые действительно могут повлиять на судьбу наукометрии. Например, специалисты видят перспективу в появлении гибких метрик, учитывающих продолжительность академической карьеры при оценке качества статей и основанных на регулярно обновляющейся информации, собираемой при помощи специализированных социальных сетей. Если развитие новых способов сбора и анализа данных предвещает споры о безопасности персональной информации, то простые инструменты, помогающие отслеживать этические нарушения, – например, отсеивать статьи с подозрительным самоцитированием – используются в российской наукометрии уже сейчас.

Будущее справедливой оценки научной деятельности, тем не менее, преимущественно связывают с экспертизой – так, по мнению заведующего кафедрой экономики РАНХиГС Романа Кончакова, задача цифровизации заключается в обновлении практик отчета перед экспертным сообществом, которые станут более прозрачными, но никак не в автоматизации вычислений количественных показателей.

Плюсы и минусы науки

Плюсы и минусы науки

  • Автор сообщения: