Все ли достижения науки полезны человеку: все ли достижения полезны человеку? (Доклад)

все ли достижения полезны человеку, выполненное другое по экономике на Автор24

выполнено на сервисе Автор24

Студенческая работа на тему:

Наука в современном обществе: все ли достижения полезны человеку

Как заказчик описал требования к работе:

Я не нашел свой предмет в списке мой предмет: Обществознание, включая экономику и право.

Стоимость
работы

100 ₽

Заказчик не использовал рассрочку

Гарантия сервиса
Автор24

20 дней

Заказчик принял работу без использования гарантии

Наука в современном обществе: все ли достижения полезны человеку.docx

Общая оценка

5

Положительно

Очень приятно иметь дело с честным и профессиональным человеком, действительно знающим свой предмет. Работа выполнена намного раньше требуемого срока, с оценкой «отлично». Я очень довольна работой с этим автором! Очень рекомендую!!!..)

Хочешь такую же работу?

Зарегистрироваться

Тебя также могут заинтересовать

по этому предмету
по этому типу и предмету

Лабораторный практикум — Индустрия 4.0

Лабораторная работа

Экономика

Стоимость:

300 ₽

ТУСУР, 9 контрольных + 7 экзаменов (для Натальи)

Помощь on-line

Экономика

Стоимость:

700 ₽

Тема 7. Развитие и размещение ведущих отраслей промышленного комплекса Центрального федерального округа

Контрольная работа

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Отчет по педагогической практике (экономика)

Отчёт по практике

Экономика

Стоимость:

700 ₽

экономика отрасли инфокоммуникаций

Контрольная работа

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Корректировка текста Методы расчета издержек и себестоимости

Отчёт по практике

Экономика

Стоимость:

700 ₽

Современная социально- экономическая политика: какая она должна быть.

Реферат

Экономика

Стоимость:

300 ₽

цикличность развития рыночной экономики

Статья

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Основные тенденции развития экономики Японии

Реферат

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Демографическая безопасность в России

Реферат

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Борьба с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем в Российской Федерации и странахЕврАЭС

Реферат

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Курсовая по экономике предприятий питания

Курсовая работа

Экономика

Стоимость:

700 ₽

Структура капитала организации и его оптимизации на примере ООО Триада

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

коммерция

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

самостоятельная работа по Экономико-математические методы и модели

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Таблицы от руки на альбомном листе 7 страниц А4

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Введение в профессиональную деятельность

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

«Технология профессиональной деятельности»

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Научно-исследовательская работа

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Тесты по сдо фэм

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Прогнозирование и планирование «Ивановская область»

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Микропредприятия-1 часть дипломной работы. (пункты уже даны)

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Темпы и факторы роста Аргентины. Эволюция модели развития. (1990-2022)

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

«Формирование и использование прибыли организации на примере

Другое

Экономика

Стоимость:

300 ₽

Читай полезные статьи в нашем

Закон о бюджете

Бюджетная система страны основывается на ее территориально-административном устройстве. В Российской Федерации бюджетная система представлена совокупностью бюджетов – федерального, бюджетов субъектов, местных и бюджетов внебюджетных фондов. Организованная определенным образом и в соответствии с принципами структурированная бюджетная система, звенья которой взаимосвязаны между собой и составляют бю. ..

подробнее

Механизм экономической безопасности

Хозяйствующие субъекты и отношения, в которых они участвуют в части организации производства и хозяйственных связей, являются важнейшими элементами хозяйственного механизма.
Формы хозяйственных связей весьма многообразны: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные, производственные и непроизводственные, юридически оформленные и не оформленные, стихийно возникающие и сознательно устанавли…

подробнее

Особенности и виды векселя

Экономика страны представлена совокупностью рынков. Производство, распределение, сбыт и продажа продукции и услуг является основой внутреннего дохода страны. Есть рынки, которые выполняют самостоятельные функции, а так же обеспечивают создание и потребление экономических благ – это рынки финансов и труда.
Система финансового рынка так же включает в себя несколько подсистем, одной из которых являетс…

подробнее

Типы и виды олигополии

Переход к рыночной модели экономике произошел практически во всех развитых и развивающихся странах. Данная модель базируется на многообразии форм хозяйствующих субъектов и принципах договорных отношений между ними. Предприниматели имеют право выбирать вид деятельности, использовать доход в собственных целях, проводить ценовую политику, позволяющую в условиях рынка решать поставленные задачи. Покуп…

подробнее

Закон о бюджете

Бюджетная система страны основывается на ее территориально-административном устройстве. В Российской Федерации бюджетная система представлена совокупностью бюджетов – федерального, бюджетов субъектов, местных и бюджетов внебюджетных фондов. Организованная определенным образом и в соответствии с принципами структурированная бюджетная система, звенья которой взаимосвязаны между собой и составляют бю…

подробнее

Механизм экономической безопасности

Хозяйствующие субъекты и отношения, в которых они участвуют в части организации производства и хозяйственных связей, являются важнейшими элементами хозяйственного механизма.
Формы хозяйственных связей весьма многообразны: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные, производственные и непроизводственные, юридически оформленные и не оформленные, стихийно возникающие и сознательно устанавли…

подробнее

Особенности и виды векселя

Экономика страны представлена совокупностью рынков. Производство, распределение, сбыт и продажа продукции и услуг является основой внутреннего дохода страны. Есть рынки, которые выполняют самостоятельные функции, а так же обеспечивают создание и потребление экономических благ – это рынки финансов и труда.
Система финансового рынка так же включает в себя несколько подсистем, одной из которых являетс…

подробнее

Типы и виды олигополии

Переход к рыночной модели экономике произошел практически во всех развитых и развивающихся странах. Данная модель базируется на многообразии форм хозяйствующих субъектов и принципах договорных отношений между ними. Предприниматели имеют право выбирать вид деятельности, использовать доход в собственных целях, проводить ценовую политику, позволяющую в условиях рынка решать поставленные задачи. Покуп…

подробнее

Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи

Общепризнано, что достижения науки влияют на общий уровень культурной жизни людей, но в XX веке эти достижения столь значительны, что их применение стало вмять в глобальном масштабе на структуру общества. Этот процесс, называемый научно-технической революцией, приводит к тому, что сейчас нельзя рассматривать проблему обучения молодежи в отрыве от тех социальных изменений, которые вызваны научно-технической революцией.

Я остановлюсь только на двух явлениях, порожденных современной научно-технической революцией, которые, по-моему, вызывают наиболее кардинальные изменения в организации образования молодежи.

Хорошо известно, что наиболее значительным следствием использования достижений науки и техники в промышленности является высокая производительность труда. Главным образом это происходит оттого, что физический труд человека заменяется работой, производимой двигателями, что стало все в большей степени возможным благодаря широкому использованию электроэнергии. При этом все больше используется автоматика, а работа рабочего стала сводиться к кнопочному управлению двигателями, станками, кранами и пр. Благодаря этому в развитых странах производительность труда человека по сравнению с прошлым веком увеличилась в несколько раз и достигла сейчас как в сельском хозяйстве, так и в промышленности очень высоких показателей.

Если в прошлом веке обычно 80 — 90 % населения жило в деревне и производило продовольственных продуктов в количестве только достаточном, чтобы прокормить себя и городское население своей страны, то сейчас в ряде стран не более 10 % населения живет на земле и с избытком удовлетворяет продовольственные потребности страны. Исключительно высокий уровень производительности труда, достигнутый теперь в промышленности, виден на следующем примере. Если разделить число автомобилей, изготовляемых на крупном современном предприятии, на число занятых на нем людей, то окажется, что каждый из них производит более одной машины в месяц.

Экономисты считают, что при современной производительности труда достаточно примерно трети или четверти трудового контингента промышленно развитой страны, чтобы вдоволь обеспечить население всем необходимым для жизни: едой, одеждой, жильем, средствами передвижения и пр. Если сейчас в промышленности занято больше народу, то это в основном связано с оборонной промышленностью, экономической помощью менее развитым странам, научными исследованиями, обслуживанием населения, туризмом, радио, телевидением, кино, спортом, прессой и пр. В этих областях число занятых сейчас людей ничем не ограничивается и, по-видимому, определяется числом свободных рук.

Такая высокая по сравнению с прошлым столетием производительность труда и связанная с ней меньшая загрузка рабочего населения дают возможность в наше время значительно поднять продолжительность обучения молодежи.

В прошлом веке, например, в Англии, наиболее промышленно развитой тогда стране, только наиболее состоятельная небольшая часть населения могла позволить юноше посвятить свою молодость до 20 — 23 лет образованию. Большинство уже с 14 лет работало в промышленности или в сельском хозяйстве. Такой могла быть и судьба Фарадея, который уже в 14 лет был подмастерьем в переплетной мастерской. Рабочий День тогда часто доходил до 12 — 14 часов.

Сейчас нет никаких экономических причин, которые могли бы помешать промышленно развитой стране дать всей своей молодежи не только законченное среднее образование до 16 — 18 лет, но и высшее — до 20 — 23-летнего возраста.

Тот высокий роет численности студентов, который наблюдается сегодня в высокоразвитых странах, конечно, оказаться возможным в значительной степени благодаря высокой производительности труда. За последние 10 лет число учащихся в высших учебных заведениях в этих странах удвоилось. Экстраполируя этот рост, мы приходим к выводу, что не исключена возможность, что через несколько десятилетий высшее образование станет в этих странах всеобщим. Это, конечно, повлияет на организацию всего образования и в первую очередь на среднюю школу.

Происходящий сейчас рост общественного богатства за счет высокой производительности труда и развитие производства для массового потребления приводят к необычайному росту дохода на душу населения. Благосостояние населения неизменно растет. Если в некоторых странах и наблюдается безработица и бедность, то это надо отнести за счет несовершенства социальной структуры и не связывать с экономическими возможностями страны.

Рост благосостояния населения ставит новую социальную проблему. Это проблема досуга. Она сейчас широко обсуждается, но пока общепризнанного решения не имеет, хотя несомненно, что эта проблема тесно связана с вопросами образования и воспитания молодежи.

Схематически эту проблему можно сформулировать так: сейчас средняя занятость человека на работе в сутки близка к 7 — 8 часам. Если положить, что на сон он тратит часов 7-8, часа два на еду, транспорт и пр. , следовательно, у человека в день на досуг остается около 7 часов. Для отдыха по-прежнему остается воскресный день. Но время досуга будет продолжать расти, поскольку неуклонно растет производительность труда. Например, сейчас рост происходит за счет использования электронно-счетных решающих устройств. Ряд социологов-экономистов предвидит тут новый революционный рост производительности труда как на производстве, так и в области обслуживания.

Поскольку занятость у людей будет продолжать уменьшаться, то скоро время досуга у людей станет больше рабочего времени. Социальная проблема, которая уже поставлена, — это обеспечить человеку условия для рационального использования досуга.

На значимость этой проблемы в яркой форме обратил внимание Олдос Хаксли. Тот, кто читал его книгу «Этот новый прекрасный мир», помнит, что для населения «Прекрасного мира» проблема досуга решалась занятием спортом, различными примитивными зрелищными развлечениями и сексом, при этом считалось, что широко должны быть использованы наркотики. Главная задача, которую, согласно книге Хаксли, ставили перед собой руководители «Прекрасного мира», заключалась в том, чтобы у трудящихся не появлялось интереса к социальным проблемам, для этого с самого раннего детства их отучали от самостоятельного и критического мышления.

Прогноз Хаксли по использованию досуга сейчас начинает оправдываться в наиболее промышленно развитых капиталистических странах. Там быстро растет достаток у населения, но у массы людей происходит падение духовных и общественных запросов и все больше и больше

растет потребление всякого вида наркотиков. Особенно неумело использует досуг и достаток та молодежь, у которой отсутствуют культурные интересы. Юноши и девушки, достигнув зрелого возраста, быстро пресыщаются спортивными и эстрадными зрелищами. На пути секса тоже нет преград. При большом достатке появляется изобилие всякого рода «железяк» (Gadgets) — радио, фото, кино, автомашины и пр., но удовольствие от их примитивного использования также быстро притупляется. При этом, чувствуя обеспеченность родителей, молодые люди не испытывают боязни за завтрашний день, отсутствует необходимость борьбы за существование, и все это приводит к тому, что молодежь в этих условиях не имеет перед собой задач, решая которые она могла бы развивать свои силы и волю. Все это, вместе взятое, делает жизнь молодежи лишенной постоянного внутреннего содержания. К тому же, согласно традиционным принципам капиталистического общества, в семье и в школе при воспитании человека в нем развивают индивидуализм, что ведет к отсутствию у молодежи широких общественных идеалов, как-то: служение людям, науке, искусству, — и все это тоже ограничивает человека в его интересах и лишает жизнь внутреннего содержания. Разнообразные наркотики, которые все больше и больше распространяются среди молодежи как средство, отрывающее ее от действительности, конечно, дают только кратковременный уход от нее, но, как известно, при этом происходит разрушение нервной системы человека, еще больше усугубляющее его духовную депрессию. Среди молодежи непрерывно растет преступность.

Вполне понятно, почему сейчас молодежь начинает протестовать против такой действительности. Первые симптомы протеста молодого поколения против существующего общественного строя уже давно стали проявляться, и они хорошо известны — это битники, хиппи и пр. Хотя это явление не массового характера, но все же оно возможно только в обществе, в котором существует избыток средств и досуга. Несомненно, эти явления символизируют отрицательное отношение молодежи к лишенному внутреннего содержания мещанскому укладу современной цивилизации.

Гораздо показательнее и серьезнее становятся студенческие волнения, сегодня их следует уже рассматривать как значительное социальное явление, которое должно учитываться государством. В США, по данным статистики, уже в 1968 — 1969 годах из всех окончивших среднюю школу 55 % учащихся поступили в высшие учебные заведения. В настоящее время в США в высших учебных заведениях разного уровня обучается 7,5 миллиона человек. Поэтому студенты по своей численности являются значительной общественной политической силой.

Изучение студенческих волнений, которые во всех развитых капиталистических странах так широко охватывают высшие учебные заведения, показывает, что в этом движении большое участие принимает наиболее состоятельная часть студенчества.

Это указывает на то, что недовольство вызвано не экономическими причинами, но, по существу, является выражением недовольства существующей идеологией общественного строя. Социальные заветы, согласно которым должна жить молодежь, не дают нужных ей идеалов, поскольку индивидуализм, свойственный капиталистическому обществу, воспитывает стремление к обогащению и не развивает широких социальных идеалов.

Когда-то религия давала идейную направленность общественной деятельности человека, но теперь главным образом благодаря научным достижениям большинству людей стала ясна примитивность доктрин, лежащих в основе верований, поэтому сейчас они могут удовлетворить только небольшую часть общества.

На сегодняшний день студенческое движение носит характер бунта, так как молодежь не нашла еще пока для себя тех идеалов и той структуры общества, за которые следует бороться. Процесс осмысления недовольства только начинается, и он продлится еще несколько лет.

Итак, оказалось, что современное общество пока еще не подготовлено, чтобы с пользой для себя употребить тот материальный достаток и тот досуг, которые дала ему научно-техническая революция. Некоторые буржуазные социологи указывают на то, что уже сейчас наблюдаются признаки дегенерации общества в наиболее развитых капиталистических странах. В последнее время начинают появляться во все возрастающем количестве социологические исследования вопросов достатка и досуга у широких масс. Поскольку нельзя остановить дальнейший рост материального благосостояния человечества и связанное с этим увеличение досуга, то все исследователи видят большую опасность в этом социальном процессе, если его предоставить самому себе. Некоторые исследователи не видят выхода из положения и приходят к заключению, что в этом процессе может быть заложен конечный цикл современной цивилизации и ее гибель. Есть высказывания, что неумение людей использовать свой достаток и досуг может стать для человечества не менее опасным, чем гибель от всеобщей атомной войны.

Конечно, такие заключения недоказательны и преждевременны. Выход из положения можно искать в двух противоположных направлениях. Первое, то, которое так ярко описано у Хаксли в его утопии, это удовлетворение у широких масс во время досуга только их наиболее примитивных потребностей животного характера, воспитание у них с детства безразличия к духовным и социальным проблемам. Другой путь прямо противоположен — это воспитание в людях с молодых лет высоких духовных запросов, чтобы они с пользой для общества и с интересом для себя могли использовать свой досуг и достаток. Для этого надо дать людям и прежде всего молодежи смысл существования, привить им интерес к решению социальных проблем, воспитывать в них духовные качества, необходимые для восприятия науки и искусства. Несомненно, прогрессивное человечество выберет этот путь. Поскольку воспитание и развитие духовных качеств человека в значительной мере определяются образованием, то это и есть та новая задача, которая выдвинута научно-технической революцией перед школой и перед высшими учебными заведениями.

До сих пор подход к образованию человека был скорее утилитарным. Его обучали для эффективного выполнения его профессиональных функций — инженера, врача, юриста и пр. Это делалось для того, чтобы он в свое рабочее время более производительно и сознательно работал. Теперь уже настало время, когда высшее образование становится необходимым всякому человеку для того, чтобы он научился использовать свой досуг и достаток с интересом для себя и с пользой для общества.

Каким же должно быть это образование?

На этот вопрос ответить определенно пока трудно, но общий характер такого решения можно предвидеть.

Я думаю, и жизненный опыт показывает, что наиболее удовлетворены своей работой люди творческого труда: ученые, писатели, художники, артисты, режиссеры и пр. Хорошо известно, что обычно люди этих профессий не разделяют свое время на рабочее и нерабочее. Они живут своей деятельностью и смысл своего существования видят в своей работе. Мы наблюдаем, что любую работу можно сделать привлекательной и интересной, если в ней имеется элемент творчества. Конечно, при этом процесс творчества надо понимать широко, он проявляется у человека при любой деятельности, когда человек не имеет точной инструкции, но сам должен решать, как ему поступать.

Хорошо известно, что в современном производстве, когда оно имеет массовый характер, для достижения высокой слаженности в работе коллектива все должно делаться точно по инструкции, а это ведет к тому, что творческое проявление отдельного работника отсутствует; современное массовое производство для человека становится скучным и неинтересным. Это хорошо показано в фильме Чаплина «Новые времена».

Некоторые утописты давно предсказывали, что со временем каждый: гражданин будет только часть своего времени работать на производстве, а другую часть времени будет тратить на выполнение интересной работы творческого характера в области науки и искусства. Такое решение вопроса нереально, поскольку жизненный опыт показывает, что для полезной работы в области науки и искусства нужен талант, и можно предположить, что лишь небольшой процент людей имеет достаточно природных дарований, чтобы они могли быть успешно использованы как профессиональные ученые, конструкторы, художники, писатели, артисты и пр. Поэтому сейчас задача ставится иная: как придать досугу рядового человека творческий характер, с тем чтобы он мог его любить и осмысленно использовать.

Жизнь показывает, что такая деятельность в период досуга для большинства людей вполне осуществима. Она может лежать либо в области гуманитарных интересов, либо в области научно-технических, либо в области социальных проблем. Многие люди уже стали этой деятельности отдавать свой досуг. Но жизнь также показывает, что только тог человек может с интересом проводить свой досуг, который достаточно образован и, главное, приучен вносить в свою деятельность творческий элемент.

Чтобы пояснить это положение, приведу простой пример. Сейчас многие тратят свой досуг на путешествия. Если человек будет осматривать достопримечательные города, то для того, чтобы это было ему интересно, он должен быть подготовлен, например, знать историю. Наибольшее удовлетворение он получит, если самостоятельно осмыслит виденное и сопоставит это с историей других стран или с современностью. Чтобы получить полное удовлетворение, он должен быть обучен этому, и это должно соответствовать его творческим способностям.

Итак, задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира.

Творческие способности ума человека, как правило, выявляются рано, и их можно развивать уже в средней школе, но их характер и направление определяются обычно к 18 годам. Поэтому высшее образование, которое начинается с этого возраста, уже должно быть специализированным, согласно индивидуальным способностям человека. Но, чтобы воспитывать у всех людей умение проводить досуг, государство, очевидно, должно будет предоставить всему населению возможность получать высшее образование независимо от того, нужно это для профессии человека или нет.

Оставляя теперь в стороне общие вопросы о большом социальном значении творческого воспитания молодежи, я хотел бы поделиться приобретенным за свою многолетнюю научную и организаторскую деятельность опытом и конкретными соображениями о том, как следует вести преподавание, чтобы это не было только заучиванием фактических материалов и запоминанием законов природы, но воспитывало бы у молодежи творческие способности.

Этим вопросом я давно интересуюсь вне зависимости от тех соображений о необходимости при обучении развития у человека творческих способностей в связи с увеличением у людей за последнее время достатка и досуга, о которых я говорил вначале.

Вопрос отбора и воспитания молодежи для творческой научной работы всегда является фундаментом успешного развития науки.

Поскольку воспитание человека начинается, по существу, в средней школе, рассмотрим в общих чертах, как оно должно быть преобразовано, чтобы удовлетворять поставленной перед ней задаче воспитания у учеников самостоятельности мышления.

До сих пор основной задачей среднего образования было накопление определенного количества сведений в различных областях знаний, необходимых каждому человеку, чтобы быть полноценным гражданином своей страны. Но при воспитании творческих способностей к ученику требуется индивидуальный подход, что в значительной мере осложняет обучение.

У юноши или девушки обычно довольно рано выявляется, где лежаг их творческие способности — в области ли точных знаний или в области искусств и литературы. Школа, конечно, должна учитывать эту разницу в способностях молодежи и всячески избегать насилия над природными склонностями учащихся. Я всегда исходил из того, что при воспитании будущего ученого раннее развитие его творческих способностей имеет исключительно большое значение, и поэтому следует их развивать со школьной скамьи, и чем раньше, тем лучше.

Воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления. На мой взгляд, оно может развиваться в следующих основных направлениях: умение научно обобщать — индукция; умение применять теоретические выводы для предсказания течения процессов на практике — дедукция; и, наконец, выявление противоречий между теоретическими обобщениями и процессами, происходящими в природе, — диалектика.

Нетрудно видеть, что наиболее подходящими областями для воспитания у молодежи общего научного творческого мышления в естествознании являются математика и физика, так как здесь главным образом путем решения задач и примеров можно с раннего возраста воспитывать самостоятельность мышления. Если сравнить эффективность развития творческого мышления у молодых людей, посвятивших себя математике и физике, то, по-видимому, окажется, что область физики гораздо ближе к жизни и к возможностям научного изучения процессов в окружающей нас природе тем более, что уже на лабораторных занятиях школьник видит, как из наблюдений выводить теоретические обобщения (индуктивный метод изучения природы). Решение задач приучает школьника к дедуктивному мышлению. Для воспитания же диалектического мышления преподаватель на раде примеров может показать, как противоречие между теоретическими представлениями и экспериментом приводит в физике к новым научным открытиям.

Физика является весьма подходящим предметом для начального воспитания в юношестве творческого мышления в области естествознания. Это делает организацию преподавания физики в школе ответственной задачей.

Общепризнано, что большую пользу для развития творческого мышления в физике приносят практикумы, семинары, и следует особо отметить решение задач и организацию олимпиад, которые позволяют наиболее эффективно выявлять творческие способности юношества.

Наш опыт показывает, что задачи, которые дают обычно в сборниках, не всегда имеют тот характер, который воспитывает самостоятельность мышления. Обычно эти задачи сводятся к тому, что надо подставить заданные данные в нужные формулы, и тогда получишь определенный ответ. Самостоятельность ученика проявляется только в том, чтобы правильно выбрать формулы, в которые нужно подставить данные.

Мне думается, что следует ставить задачи менее определенно, давая ученику самостоятельно подбирать подходящие величины из опыта. Вот примеры таких простых задач. Предложить определить мощность мотоpa насоса, необходимого для поддержания струи, чтобы тушить пожар шестиэтажного дома. Или другая задача: каких размеров должна быть линза, чтобы собранные в ее фокусе солнечные лучи раскалили железную проволоку. Очевидно, ученик сам из жизненного опыта или из справочника должен подобрать необходимые ему данные. Я предлагал задачи подобного рода, но, конечно, несколько более сложные, студентам. В продолжение нескольких лет они их собирали и издали в виде брошюры. Студенты любят такие задачи, они не имеют точного решения, и это вызывает живое обсуждение. Аналогичный задачник может быть составлен и для средней школы.

Сейчас, чтобы более тщательно готовить для научной работы наиболее способную молодежь как в Советском Союзе, так и в других странах, стали создавать специальные школы для особо одаренных детей.

В области искусств это, может быть, и оправдывает себя, поскольку творческие артистические способности к музыке, изобразительным искусствам и др. обычно определяются гораздо раньше, чем склонность к творческому мышлению в определенной области науки.

Но школы, созданные для избранной, одаренной молодежи в области математики, физики, химии, биологии, оказываются даже вредными. Вред их заключается в следующем. Если талантливого школьника изъять из школы, то это ее как бы обескровливает и сильно сказывается на уровне всей школы. Это объясняется тем, что способный товарищ может уделять своим одноклассникам гораздо больше времени, чем учитель, и взаимная помощь между ними налаживается проще и теснее. Талантливые школьники часто играют большую роль, чем учителя, для обучения своих товарищей. Но этого мало. Хорошо известно, что в процессе обучения сам обучающий учится. Чтобы объяснить товарищу теорему, надо хорошо ее самому понять, и в процессе объяснения лучше всего выявляется своя собственная неполнота понимания. Таким образом, талантливым школьникам для своего умственного роста нужны товарищи, с которыми они могли бы заниматься. В школе для талантливой молодежи такого взаимного обучения обычно не возникает, и это сказывается на эффективном развитии способностей. Конечно, есть еще ряд других хорошо известных факторов, которые являются отрицательной стороной такого рода избранного воспитания, например, развитие среди учеников самомнения и самонадеянности, которые вредят нормальному росту молодежи.

Хорошо известно, что при воспитании у молодежи творческих способностей очень важна роль преподавателя. Тут мы встречаемся с большими трудностями, так как практически оказывается невозможным обеспечить среднюю школу достаточным числом талантливых преподавателей, умеющих индивидуально подходить к ученикам и воспитывать в молодежи самостоятельность мышления.

Большинство преподавателей ставят перед собой задачу передать ученикам определенное количество знаний и оценивают успеваемость ученика исходя из того, насколько твердо он их усвоил. К тому же, сама школа для оценки самостоятельности мышления не имеет критерия.

Подбор подходящего типа преподавателей является для поставленной задачи наиболее трудной проблемой. Мне думается, что к решению этой проблемы есть путь, хотя он и не прост. Этот путь аналогичен тому, который мы широко применяем в одном из высших учебных заведений в Москве, созданном специально для подготовки научных работников в ведущие исследовательские институты, преимущественно находящиеся в ведении Академии наук СССР.

Основная идея, которую мы использовали, заключается в следующем. История науки показывает, что те ученые наиболее плодотворно ведут свои исследования, которые имеют учеников и вместе с ними работают. Это видно на примере самых крупных ученых, Например, Менделеев нашел периодическую систему элементов, когда искал способ, как описать свойства элементов, чтобы их лучше могли запомнить студенты, которым он читал лекции по основам химии. Молодой Лобачевский, когда преподавал геометрию в школе взрослых, проходящих курс средней школы, не находил удовлетворительного способа объяснения ученикам a priori очевидности постулата о непересекаемости параллельных линий, и он открыл неевклидову геометрию. Стоке, составляя задачи для студентов по математике, предложил в одной из них доказать, что интеграл, взятый по контуру, просто связан с величиной потока, проходящего через этот контур. Теперь это называется теоремой Стокса, хотя на самом деле он никогда не опубликовывал ее доказательства и предоставлял доказывать самим студентам. Как известно, эта теорема стала фундаментальной, поскольку она легла в основу уравнений Максвелла. В своем знаменитом трактате Максвелл при выводе своих уравнений ссылается на сборник задач, составленный Стоксом. Эти примеры можно продолжить до наших дней. Так, Шредингер нашел свои знаменитые уравнения в процессе объяснения работы де Бройля группе аспирантов Цюрихского университета, где он делал это по просьбе Дебая, который и рассказал мне о том, как были найдены основные уравнения квантовой механики.

Исходя из этого, в ряде исследовательских институтов мы предлагаем молодым научным сотрудникам читать небольшие курсы лекций студентам и вести с ними семинары, обычно по специальным предметам. Это отнимает у них не более одного рабочего дня в неделю. Введена хорошая оплата за эту работу. Мы считаем, что в результате молодой научный работник получает не меньшую пользу, чем сами студенты. Бывали случаи, когда молодые научные сотрудники по собственной инициативе шли в среднюю школу и преподавали физику в старших классах; это тоже давало положительные результаты.

Мне думается, что вполне возможно организовать преподавание физики в старших классах средних школ, используя те же принципы и привлекая к этому молодых научных работников из исследовательских институтов. Это будет полезно и им и ученикам, трудность тут в организации. Ведь надо, чтобы для научных работников это не было обременительной нагрузкой и не занимало больше одного рабочего дня в неделю. Но в средней шкале это вызывает ряд организационных затруднений в распределении работы. Возникает необходимость в большом числе преподавателей, так как каждый из научных сотрудников не сможет уделить школе много времени, что, в свою очередь, усложняет работу административного аппарата.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: нет сомнения, что для правильного обучения современной молодежи нужно воспитывать в ней творческие способности, и делать это надо с учетом индивидуальных склонностей и способностей человека, начиная со школьной скамьи, и продолжать в высших учебных заведениях. Это фундаментальная задача, от решения которой может зависеть будущее нашей цивилизации не только в одной стране, но в глобальном масштабе, задача не менее важная, чем проблема мира и предотвращения атомной войны.

Чтобы человечество развивалось по пути гуманизма, культуры социального прогресса, все мы, ученые и люди интеллектуального труда, должны принимать активное участие в разработке вопросов, связанных со здоровым и прогрессивным воспитанием нашей смены.

Вопросы философии, No 7, 1971, с. 60-68.

Доклад, прочитанный автором на Международном конгрессе по подготовке преподавателей физики для средней школы в г. Эгер, Венгрия, 11 сентября 1970 г.

Как наука объединяет мир

Лауреат Нобелевской премии Крейг Мелло размышляет об объединяющей силе науки

У всех нас есть вопросы. Откуда мы пришли? Почему мы здесь? Хотя «почему» обычно оставляют на усмотрение философов, «где» и «как» служат пищей для научных исследований.

Наука — это объединяющее предприятие, которое объединяет нас для решения проблем, питает наше чувство удивления и понимает наше место в мире. С помощью научных исследований мы всматриваемся в бесконечно малую работу отдельных клеток и вовне — в невообразимые просторы космоса. И я с оптимизмом смотрю на то, что наука может указать нам путь к более светлому и устойчивому будущему, в котором мы сможем вместе реализовать нашу общую судьбу как жителей этой маленькой и хрупкой планеты.

Нас разделяет столько сил: языковые барьеры, обычаи, идеология и убеждения. Но наука превосходит эти силы. Наука — это путь к знаниям, который начинается с простого и смиренного признания: «Я не знаю, но мне интересно, как, где и почему». Наука ценит вопросы, а не убеждения. Наука выходит за рамки догм и требует доказательств. Полученные знания пересекают все границы и распространяются по всему миру. Знание принадлежит всем нам. Как ученый, вы каждый день сталкиваетесь со своим невежеством. Каждый день вы исследуете новые рубежи, ищете новые перспективы и часто понимаете, что ваши идеи ошибочны, что есть так много вещей, которых вы еще не понимаете.

Наука раскрывает такие глубокие вещи, что они меняют то, как мы видим мир и самих себя. Последовательность букв в нашей ДНК показала, насколько тесно мы связаны друг с другом и со всеми живыми существами на планете сегодня: комнатные растения в вашем окне и золотая рыбка в вашей миске — ваши родственники. Кажется невероятным, но даже бактерии — ваши родственники. На самом деле вы наполовину бактерии, поскольку вы произошли из клетки предков, которая объединилась с бактериальной клеткой и включила их гены в вашу собственную ДНК. Буквальное слияние двух организмов в один.

Это может показаться унизительной историей, но награда за это смирение огромна. Некоторые очень практичны. Некоторые попали недалеко от дома. У моей дочери диабет 1 типа, и она жива сегодня благодаря бесчисленным научным открытиям. Инсулин, необходимый ей для жизни, был открыт биохимиками почти 100 лет назад. Первоначально инсулин извлекали из тканей животных, но сегодня его производят генетически модифицированные бактерии. Удивительно, но эти скромные E. coli , снабженные чертежом человеческого инсулина (геном инсулина), могут считывать генетический код человека и производить функциональный белок человеческого инсулина, который поддерживает жизнь моей дочери и миллионов других диабетиков. Правильно, не все генетически модифицированные организмы плохи; этот человеческий инсулин-продуцирующий E. coli  – это ГМО, спасшее миллионы жизней.

Наука показывает нам, как много нам еще предстоит узнать. Вот что делает весь процесс таким красивым. Потому что чем глубже мы смотрим, тем более таинственным и захватывающим кажется наш мир. Наука углубляет тайну нашего существования и открывает нам глаза на чудеса и красоту природы. Возьмем, к примеру, космический телескоп Хаббл. Когда астрономы направили его на кажущийся пустым сегмент пространства, они обнаружили не полную черноту, а галактики за галактиками — звездные образования, свет от которых путешествовал 13,7 миллиардов лет, с момента возникновения Вселенной.

Но наука способна не только отражать красоту вселенной, но и преображать нас. Сегодня в нашем мире есть серьезные проблемы. Слишком много людей живут в городах мира, производя слишком много загрязнения. Человек нарушает баланс всей биосферы Земли. Подобно бактериям, растущим в чашке для культивирования, в конце концов у нас закончатся питательные вещества и все, что нам нужно для поддержания жизни. Нам нужно внести некоторые изменения, прежде чем общество достигнет критической точки.

Я уверен, что мы можем придумать способы пропаганды устойчивого образа жизни, и что наука поможет проложить путь. Нам нужно инвестировать в технологии, которые позволят нам производить продукты питания на месте и в изобилии, в дома, которые производят достаточно энергии для удовлетворения потребностей своих жильцов, а еще остается достаточно энергии для зарядки семейного электромобиля.

Как общество, мы должны сосредоточиться на раскрытии потенциала наших людей, как молодых, так и старых, и работать над обучением всех, у кого есть желание учиться. И мы должны убедиться, что мы продолжаем инвестировать в исследования, которые вдохновляют людей — возможно, даже в попытки колонизировать космос. Наши самые большие достижения часто происходят от действий, которые не кажутся сразу практичными.

Вам не нужно быть ученым-ракетчиком, чтобы понять, что это правильный путь: поднимать энтузиазм по поводу будущего человечества и совместного исследования великого неизведанного. Это захватывающее время, чтобы жить, и я бы хотел, чтобы все люди могли понять, что такое великая приключенческая жизнь, и, когда вы останавливаетесь, чтобы внимательно посмотреть на мир, который мы разделяем, насколько он невероятен на самом деле — больше, чем что-либо еще. мы могли когда-либо вообразить.

Крейг К. Мелло — профессор молекулярной медицины в Медицинской школе Массачусетского университета и председатель национального консультативного комитета программы Pew Scholars Program в области биомедицинских наук. Он получил Нобелевскую премию 2006 года по физиологии и медицине.

Торстен Визель: Как наука может преодолеть разногласия

Кажется, что каждый день новости пестрят историями о войнах и восстаниях, террористах-смертниках и массовых расстрелах, глобальном изменении климата и крахе мировой экономики. Столкнувшись с таким хаосом и разрушением, опасными идеологиями и подавлением гражданских свобод, как мы можем даже думать о преодолении границ, продвижении мира и создании позитивных союзов между расами, культурами и религиями?

Конечно, надо. К счастью, по натуре я оптимист. По образованию я врач и нейробиолог. Я своими глазами видел, как в мире науки сотрудничество между дисциплинами становится естественной частью нашей работы. Это потому, что язык науки и конечная цель науки — узнать все, что мы можем, о мире в целом и о себе — пересекаются с расами, культурами и религиями. По этой причине научный истеблишмент может служить инструментом мира.

Отдельные ученые имеют опыт проведения кампаний за дело мира. Альберт Эйнштейн часто говорил об «использовании силы человеческого разума для разрешения споров между народами… и установления мира во всем мире».

Конечно, наука сама по себе не гарантирует излечение от болезней общества. Действительно, ученые сыграли важную роль в разработке нашего самого разрушительного оружия — химического оружия и ядерных бомб. Даже шведский химик Альфред Нобель разбогател на изобретении динамита.

Но многие из этих же ученых стали известными и откровенными защитниками мира. Физики Роберт Оппенгеймер в Соединенных Штатах и ​​Андрей Сахаров в тогдашнем Советском Союзе, участвовавшие в разработке атомных бомб, выступили против их использования. И Нобель завещал большую часть своего состояния для учреждения премий, носящих его имя, — наград, присуждаемых за достижения в науке, а также за заслуги перед международным братством.

Прежде всего, ученые могут внести свой вклад, просто занимаясь наукой — практика, которая включает в себя взаимодействие с коллегами со всего мира. Как изящно заявляет физик Фриман Дайсон в своей книге Воображаемые миры , «Международное сообщество ученых может помочь отменить войну, подав миру пример практического сотрудничества через барьеры национальности, языка и культуры».

Я принимал участие в нескольких программах, направленных на осуществление мечты Дайсона о работе, невзирая на культурные и национальные барьеры. В течение почти десяти лет я был генеральным секретарем Human Frontier Science Program, международной организации, которая дает ученым из разных стран и дисциплин возможность не только работать вместе, но и узнавать друг друга и расширять свое понимание и оценку жизни. за их пределами. Кроме того, программа поддерживает обучение постдокторантов за пределами их родной страны, что также является эффективным средством содействия более глубокому взаимопониманию между странами.

Точно так же Нью-Йоркская академия наук, организация с 200-летней историей, членами которой являются представители 140 разных стран, в которой я шесть лет был председателем совета управляющих, стремится создать глобальное сообщество ученых и принести пользу человечество, продвигая знания о науке и смежных вопросах.

В течение десяти лет я имел честь возглавлять Комитет по правам человека, созданный Национальными академиями наук, инженерии и медицины для защиты и помощи ученым, врачам и ученым, признанным узниками совести.

Эти почтенные организации способствуют наведению мостов между учеными, которые работают вместе, невзирая на международные границы и научные дисциплины, практикуя взаимоуважение, необходимое для мирных отношений. Но мосты не могут быть построены без прочного фундамента. Наука сама по себе не может добиться успеха в отсутствие общественного понимания, что приводит нас к необходимости предоставления образовательных возможностей для всех граждан мира.

Доступ к информации и возможность учиться — одно из основных прав человека. Теперь, благодаря глобальному охвату Интернета, мы делаем большой шаг к тому, чтобы глобальное доступное образование стало реальностью. Все больше и больше университетов предлагают виртуальные классы и другие онлайн-программы. Недавно я присоединился к совету Народного университета, онлайн-университета, в котором обучаются студенты из более чем 180 стран. В этом учреждении студенты могут получить аккредитованную степень младшего специалиста примерно за 2000 долларов и степень бакалавра искусств примерно за 4000 долларов.

Такие онлайн-возможности представляют революцию в образовании, достойную признания. Мы можем надеяться, что с распространением знаний и понимания во всех уголках земного шара наука — и ученые — смогут лучше преодолевать границы, объединять человечество и, как сказал Эйнштейн, «отныне устанавливать мир во всем мире». ”

Сама возможность действительно внушает оптимизм.

Торстен Визель — нейробиолог, бывший президент Рокфеллеровского университета и председатель национального консультативного комитета Латиноамериканской стипендиальной программы Pew в области биомедицинских наук. Он получил 1981 Нобелевская премия по физиологии и медицине.

Биолог Паула Ликона-Лимон: Мое научное путешествие за границу

Мне всегда было ясно, что я буду работать в области, связанной с биологией. Оба моих родителя врачи, и когда я был маленьким, мы с отцом однажды сконструировали микроскоп. Это было очень примитивно, но работало.

Мои мать и отец поощряли нас с братьями и сестрами пробовать что-то новое, путешествовать и узнавать о других местах. Они считали это частью нашего образования, что не принято в маленьком городке в Мексике, где я вырос и где многие молодые люди никогда не посещают университеты.

Очень жаль, особенно в Мексике, где образование в государственном университете практически бесплатное. Я получил докторскую степень. в области иммунологии Национального автономного университета Мексики на безвозмездной основе. Это то, что я люблю в своей стране. Любой, кто готов вложить энергию и усилия, имеет открытый доступ к образованию.

Я начал работать в лаборатории в 17 лет и с самого начала планировал стать ученым. В то же время я знал, что мне придется покинуть свою страну, чтобы продолжить обучение в докторантуре. В науке, как и в других профессиях, работу получают наиболее квалифицированные. И я знал, что если я хочу стать главным исследователем и управлять собственной лабораторией, мне нужно пройти обучение за границей.

В детстве я жил в Чьяпасе, самом южном штате Мексики, поэтому не знаю, о чем я думал, когда решил переехать в Нью-Хейвен в середине февраля. Было безумно холодно и шел снег. Но я присоединился к лаборатории доктора Ричарда Флавелла в Йельском университете, полный энергии и волнения, и сразу же начал работать как сумасшедший. Я узнал много новых техник, новых подходов и новых способов думать о проблемах. Наука заставила меня забыть о погоде и почувствовать себя как дома.

Как и мои друзья в лаборатории. Во многих отношениях у науки мало границ. Любой может узнать о научных достижениях, читая журналы, где бы они ни находились. Но каждый день, проведенный с людьми из других стран, еще больше стирает любые различия по национальности или культуре, потому что мы все работаем для достижения общей цели: поиска знаний, понимания.

В лаборатории Ричарда только двое из примерно 25 постдоков были американцами. Остальные приехали со всего мира — Китая, Ирана, Израиля, Испании, Италии, Ирландии, Австрии, Германии, Бельгии, Аргентины, Польши, Колумбии, Японии, Кореи и Индии. Мы все работали бок о бок в двух больших комнатах.

Находясь вместе целый день, мы говорили не только о нашей науке, но и о наших семьях, нашей культуре, наших странах и нашей еде. Мы обсудили наши религии и убеждения и узнали, как разные люди говорят «привет».

Опыт научил нас терпимости и уважению к различным традициям — хотя, когда я узнал, что в некоторых культурах мясо не едят, мне захотелось сказать: «Как твои родители могли так с тобой поступить?»

Некоторые из этих коллег остались в США. Для меня это никогда не было планом. Точно так же, как я знал, что мне нужно отправиться куда-то еще, чтобы расширить свой кругозор и расширить свое обучение, я также знал, что хочу вернуться домой. Когда я впервые брал интервью в лаборатории Ричарда, я сказал ему: «Я здесь только на два года». Два года превратились в семь, но я всегда был уверен, что хочу вернуться в Мексику. Частично причиной была моя семья. Для мексиканцев семья очень важна, и мы с семьей особенно близки.

Но я также хотел вернуться домой, чтобы попытаться вернуть долг моему университету и моей стране. Они инвестировали в меня, и я был обязан им вернуть новые инструменты и технологии, которые мы могли бы использовать для продвижения нашей науки вперед. Теперь, изучая, как паразиты взаимодействуют с иммунной системой человека, я могу использовать технологию редактирования генов, такую ​​как CRISPR, для разработки новых трансгенных моделей. К сожалению, паразитарные инфекции все еще распространены в Мексике, поэтому у меня есть доступ к образцам от пациентов. Хорошая новость заключается в том, что это может позволить мне быстрее продвигать свои исследования. Эта ситуация не только предлагает мне практический способ воспользоваться моим географическим положением, но также может позволить мне применить то, чему я научился, на благо людей в регионе и в других частях развивающегося мира.

Моя сестра Илеана идет по моим стопам. В этом году она получила стипендию Pew Latin American, а также поедет в Йель, чтобы работать с доктором Русланом Меджитовым. Мы оба иммунологи, и мы решили, что для получения наилучшего возможного обучения мы должны выйти за рамки старых способов заниматься наукой и бросить вызов самим себе, чтобы воспользоваться возможностями, доступными вдали от дома.

Я знаю, что, как и я, она решит вернуться в Мексику, чтобы привезти с собой новые идеи, новые подходы и свежие перспективы, и что она сможет поделиться своими знаниями со всеми здесь, чтобы вместе мы могли продолжать обучать будущие поколения.

Паула Ликона-Лимон — иммунолог Института клеточной физиологии Национального автономного университета Мексики. С 2008 по 2010 год она была стипендиатом Pew в Латинской Америке.

Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества

стать одним из важнейших факторов развития человеческого общества,

Принимая во внимание, что, хотя научно-технические разработки предоставляют все больше возможностей для улучшения условий жизни людей и наций, в ряде случаев они могут порождать социальные проблемы, а также угрожать правам человека и основным свободам личности,

с обеспокоенностью отмечая, что достижения науки и техники могут быть использованы для интенсификации гонки вооружений, подавления национально-освободительного движения и лишения человека и народа их прав человека и основных свобод,

Также с обеспокоенностью отмечая, что научно-технические достижения могут повлечь за собой опасность для гражданских и политических прав человека или группы и человеческого достоинства, человека и нейтрализовать настоящие и возможные в будущем вредные последствия отдельных достижений науки и техники,

Признавая большое значение научно-технического прогресса в ускорении социально-экономического развития развивающихся стран,

Сознавая, что передача науки и техники является одним из основных путей ускорения экономического развития развивающихся стран,

Подтверждая право народов на самоопределение и необходимость уважения прав и свобод человека и достоинства человека в условиях научно-технического прогресса,

Желая содействовать реализации принципов, лежащих в основе Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека, Декларации о Предоставление независимости колониальным странам и народам, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Декларация о социальном прогрессе и развитии и Хартия экономических прав и обязанности государств;

Торжественно провозглашает, что:

1. Все государства должны содействовать международному сотрудничеству для обеспечения того, чтобы результаты научно-технических разработок использовались в интересах укрепления международного мира и безопасности, свободы и независимости, а также в целях экономическое и социальное развитие народов и реализацию прав и свобод человека в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

2. Все государства принимают надлежащие меры для предотвращения использования достижений науки и техники, особенно государственными органами, для ограничения или вмешательства в осуществление прав человека и основных свобод человека, закрепленных во Всеобщей декларации Права человека, Международные пакты о правах человека и другие соответствующие международные документы.

3. Все государства принимают меры к тому, чтобы достижения науки и техники удовлетворяли материальные и духовные потребности всех слоев населения.

4. Все государства воздерживаются от любых действий, связанных с использованием достижений науки и техники в целях нарушения суверенитета и территориальной целостности других государств, вмешательства в их внутренние дела, ведения агрессивных войн, подавления национально-освободительного движения или преследования политика расовой дискриминации. Такие акты являются не только вопиющим нарушением Устава Организации Объединенных Наций и принципов международного права, но и представляют собой недопустимое искажение целей, которыми должны руководствоваться научно-технические разработки на благо человечества.

5. Все государства сотрудничают в создании, укреплении и развитии научно-технического потенциала развивающихся стран с целью ускорения реализации социальных и экономических прав народов этих стран.

6. Все государства принимают меры для распространения благ науки и техники на все слои населения и их защиты как в социальном, так и в материальном отношении от возможных вредных последствий неправомерного использования достижений науки и техники, в том числе их неправомерного использования для нарушать права человека или группы, особенно в отношении уважения частной жизни и защиты человеческой личности и ее физической и интеллектуальной неприкосновенности.

7. Все государства принимают необходимые меры, в том числе законодательные, для обеспечения того, чтобы использование достижений науки и техники способствовало наиболее полной реализации прав человека и основных свобод без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.