Содержание
Катастрофы в космонавтике — Троицкий вариант — Наука
Как известно, жертв на пути в космос не удалось избежать ни нам, ни американцам.
Катастрофа с максимальным числом жертв при подготовке к старту ракеты случилась на Байконуре 24 октября 1960 года. Тогда готовились к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. За 30 минут до запланированного старта произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, разрушение баков первой ступени и возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре только по официальным данным погибло 74 человека, а позже от ожогов и ран скончались еще четверо (есть данные и о 92–126 погибших). Одной из жертв этой трагедии стал главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Неделин (поэтому на Западе это событие известно как «Катастрофа Неделина»). Данные об этой катастрофе в нашей стране были засекречены, и первые упоминания о ней в советских СМИ появились лишь в перестройку, в 1989 году. Основная причина трагедии — грубые нарушения правил техники безопасности при подготовке к пуску (в том числе и самим Неделиным), стремление успеть осуществить запуск к приближавшемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
В советской прессе до 1985 года не было также сведений о самой первой жертве отряда космонавтов. Валентин Бондаренко погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Ему было всего 24 года. Когда Бондаренко отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах…
23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был первый пилотируемый испытательный полет «Союза». Корабль был еще очень «сырым», запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск первого автоматического «Союза-1» (который позже в сообщении ТАСС был переименован в «Космос-133») закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск «Союза-2» также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом «Союзе-2» не было). Несмотря на всё это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок.
Корабль вышел на орбиту, но проблем обнаружилось столько, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий, причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого — деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.
Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции «Салют-1», тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля «Союз-11». На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Пётр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летало не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.
За шесть лет до того, 12 октября 1964 года, Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров уже отправлялись в полет на «Восходе» в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал и Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты летели не в защитных скафандрах, а налегке — в спортивных костюмах. Но тогда пронесло.
Спуск «Союза-11» проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего — из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась «форточка»). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться от «сбруи», но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.
5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля «Союз-18/1». К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.
26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопки катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый — ответственный за ракету, второй — за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15–18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась менее, чем через две секунды после отделения капсулы. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.
В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера «Армагеддон», где русский космонавт, затерянный на «Мире» и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. Вероятно, сказываются многолетние «тренировки», к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система приучает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.
NASA за всю историю полетов потеряло 16 астронавтов. 27 января 1967 года (за девятнадцать лет до катастрофы Challenger) трое из них (В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи) погибли во время наземного испытания корабля Apollo-1 на стартовой площадке. От случайной искры в атмосфере, обогащенной кислородом, вспыхнул пожар. Ни астронавты, ни наземные службы ничего не успели предпринять. От обнаружения пожара до потери экипажем сознания не прошло и сорока секунд. Все трое погибли от ожогов и от удушья.
Наполнен драматическими происшествиями был несостоявшийся полет к Луне американского космического корабля Apollo-13. К счастью, он обошелся без человеческих жертв. Apollo-13 стартовал 11 апреля 1970 года с тремя астронавтами на борту (Дж. Ловелл, Дж. Суиджеpт, Ф. Хейс). 14 апреля, когда корабль находился на расстоянии 330 тыс км от Земли, произошел взрыв кислородных резервуаров. Apollo-13 остался практически без освещения и водоснабжения. Были повреждены два из трех генераторов, вырабатывавших электроэнергию. Отключив все системы командного модуля, астронавты перебрались в автономный лунный модуль и использовали его двигатели для коррекции траектории полета (коррекцию пришлось проводить несколько раз). Модуль был спроектирован и рассчитан на 45-часовой срок службы, потребовалось увеличить этот срок вдвое. Экипаж начал экономить воду. Серьезной проблемой стало удаление из атмосферы лунного модуля углекислоты. Астронавты отсоединили от своих скафандров два шланга, один из которых протянули от вентилятора в лунной кабине к входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй — от выхода поглотителя в лунную кабину. Температура упала до нуля, и на стенах выступил иней, что едва не стало причиной замыкания. Заряда химических батарей едва хватило на запуск важнейших систем модуля. Экипажу только чудом удалось приводниться в Тихом океане.
В июле 1975 года едва не закончился гибелью экипажа полет по программе «Союз — Apollo» (Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд). При посадке Apollo на высоте 15 км над поверхностью океана сработал клапан выравнивания давления. Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Стаффорду, удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. В этот момент капсула упала в океан, и только благодаря четкому действию водолазов космонавты были извлечены живыми.
28 января 1986 года случилась одна из величайших трагедий в истории американской астронавтики — гибель шаттла Challenger. Challenger был вторым построенным американским шаттлом (первым была Columbia). К тому моменту было осуществлено уже 24 успешных запусков «челноков». Старт откладывался из-за неполадок в герметической системе люка. Их устранили — и полет, казалось, проходил в штатном режиме. Корабль набрал скорость 3 тыс км/ч, но на 73-й секунде произошел взрыв. Погибли семь американских астронавтов.
Наиболее вероятной причиной гибели Challenger считаются заморозки на космодроме в ночь перед стартом. Из-за этого соединительные конструкции — уплотнители на двигателях шаттла — обледенели и потеряли эластичность. В результате через уплотнители прорывалось пламя, которое в конечном счете и привело к взрыву топливного бака, разгерметизации шаттла и гибели всего его экипажа. Во время расследования выяснилось также, что некоторые другие конструкции шаттла ненадежны, в результате чего космические «челноки» долго дорабатывались… И до 2003 года, т. е. в течение последующих 16 лет, с ними почти не случалось опасных инцидентов.
Исключением стало разве что 23 июля 1999 года, когда через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата.
Наконец, всем нам, живущим в XXI веке, памятна трагедия шаттла Columbia, погибшего буквально за 15 минут до посадки. Как уже было сказано, это самый старый американский «челнок», впервые отправившийся в космос 12 апреля 1981 года. Последний его старт, состоявшийся 16 января 2003 года, много раз откладывался из-за технических неполадок. Главной целью 16-дневного полета стало проведение научных исследований в специальном модуле. Ни стыковки с МКС, ни полета к орбитальному телескопу «Хаббл» в программе полета предусмотрено не было, только непрерывные, в две смены, научные эксперименты, проводимые силами семи членов экипажа. Часть этих экспериментов проводилось по заказу военного ведомства.
Полет Columbia называли самым неординарным космическим полетом NASA за последнее время. Старт Columbia переносился несколько раз (он должен был стартовать еще в августе 2002 года, следующая дата старта назначалась на ноябрь). Во время старта 16 января были предприняты беспрецедентные меры безопасности в связи с тем, что на борту «челнока» находился первый израильский астронавт, Илан Рамон, один из лучших в Израиле боевых пилотов. В небо на всякий случай были подняты истребители. Морские корабли держали под охраной акваторию.
К сожалению, с обеспечением безопасности полета с технической точки зрения было всё не так благополучно. Накануне обсуждался вопрос о наличии в Columbia микротрещин. В системе охлаждения корабля были также обнаружены неполадки, но это обстоятельство было признано безопасным для членов экипажа. Но во время самого старта кусок изоляционного материала вылетел из обшивки топливного бака и попал на крыло, повредив его, чем обрек весь экипаж на гибель при возвращении на Землю.
Максим Борисов, на основе обзоров [1, 2]
в «Гранях.ру» (2003)
См. также:
Аварии и ЧП на российских космических кораблях «Союз»
https://ria.ru/20130913/962986653. html
Аварии и ЧП на российских космических кораблях «Союз»
Аварии и ЧП на российских космических кораблях «Союз» — РИА Новости, 01.03.2020
Аварии и ЧП на российских космических кораблях «Союз»
Датчики космического корабля «Союз ТМА-08М» отказали при возвращении космонавтов с Международной космической станции, сообщил на послеполетной пресс-конференции в Центре подготовки космонавтов российский космонавт Павел Виноградов.
2013-09-13T16:30
2013-09-13T16:30
2020-03-01T13:59
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/962986653.jpg?3445028511583060395
европа
весь мир
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, союз, россия
Справки, Европа, Весь мир, Союз, Россия
11 сентября 2013 года при возвращении космонавтов с Международной космической станции (МКС) отказали датчики космического корабля «Союз ТМА-08М». Часть пути космонавты «летели на ощупь». В частности, экипаж не получал параметров о своей высоте и только по докладам спасательной службы узнавал, на какой высоте находится.
27 мая 2009 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического корабля «Союз ТМА-15». На борту корабля находились российский космонавт Роман Романенко, астронавт Европейского космического агентства Франк Де Винн и астронавт Канадского космического агентства Роберт Тирск. Во время полета внутри пилотируемого корабля «Союз ТМА-15» возникли проблемы с регулированием температуры, которые были устранены с помощью системы терморегулирования. На самочувствие экипажа инцидент не повлиял. 29 мая 2009 года корабль произвел стыковку с МКС.
14 августа 1997 года при посадке «Союза ТМ-25» с экипажем ЭО-23 (Василий Циблиев и Александр Лазуткин) преждевременно, на высоте 5.8 км, сработали двигатели мягкой посадки. По этой причине посадка СА была жесткой (скорость приземления составила 7. 5 м/с), но космонавты не пострадали.
14 января 1994 года после расстыковки «Союза ТМ-17» с экипажем ЭО-14 (Василий Циблиев и Александр Серебров) во время облета комплекса «Мир» произошло нерасчетное сближение и столкновение корабля со станцией. ЧП обошлось без серьезных последствий.
20 апреля 1983 года с 1-й площадки космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз Т-8» с космонавтами Владимиром Титовым, Геннадием Стрекаловым и Александром Серебровым на борту. Для командира корабля Титова это была первая командировка на орбиту. Экипажу предстояло несколько месяцев проработать на борту станции «Салют-7», провести множество исследований и экспериментов. Однако космонавтов поджидала неудача. Из-за нераскрытия на корабле антенны системы сближения и стыковки «Игла» экипажу не удалось пристыковать корабль к станции, и 22 апреля «Союз Т-8» совершил посадку на Землю.
10 апреля 1979 года стартовал КК «Союз-33» с экипажем в составе Николая Рукавишникова и болгарина Георгия Иванова. При сближении со станцией отказал основной двигатель корабля. Причиной аварии стал газогенератор, питающий турбонасосный агрегат. Он взорвался повредив резервный двигатель. При выдаче (12 апреля) тормозного импульса резервный двигатель работал с недобором тяги, и импульс был выдан не полностью. Однако СА благополучно осуществил посадку, хотя и со значительным перелетом.
9 октября 1977 года был произведен запуск КК «Союз-25», пилотируемого космонавтами Владимиром Ковалёнком и Валерием Рюминым. Программа полета предусматривала стыковку с ДОС «Салют-6», которая была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Из-за возникшей нештатной ситуации, стыковку со станцией с первого раза выполнить не удалось. Вторая попытка тоже была неудачной. И после третьей попытки корабль, коснувшись станции и оттолкнувшись пружинными толкателями, отошел на 8-10 м и завис. Топливо в основной системе кончилось полностью, и отойти подальше с помощью двигателей было уже невозможно. Возникла вероятность столкновения корабля и станции, однако через несколько витков они разошлись на безопасное расстояние. Топливо для выдачи тормозного импульса впервые взято из резервного бака. Истинную причину неудачи стыковки установить так и не удалось. Вероятнее всего, имел место дефект стыковочного узла «Союза-25» (исправность стыковочного узла станции подтверждается последующими стыковками с КК «Союз»), но он сгорел в атмосфере.
15 октября 1976 года в ходе полета КК «Союз-23» с экипажем в составе Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского была предпринята попытка стыковки с ДОС «Салют-5». Из-за нерасчетного режима работы системы управления сближением стыковка была отменена и принято решение о досрочном возвращении космонавтов на Землю. 16 октября СА корабля приводнился на поверхность озера Тенгиз, покрытую кусками льда при окружающей температуре —20 градусов по Цельсию. Соленая вода попала на контакты внешних разъемов, часть которых оставалась под напряжением. Это привело к образованию ложных цепей и прохождению команды на отстрел крышки контейнера запасной парашютной системы. Парашют вышел из отсека, намок и перевернул корабль. Выходной люк оказался в воде, и космонавты чуть не погибли. Их спасли пилоты поискового вертолета, которые в трудных метеоусловиях смогли обнаружить СА и, зацепив его тросом, волоком дотащить до берега.
5 апреля 1975 года был произведен запуск корабля «Союз» (7К-Т №39) с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту. Программой полета предусматривалась стыковка с ДОС «Салют-4» и работа на ее борту в течение 30 суток. Однако из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты корабль на орбиту не вышел. «Союз» совершил суборбитальный полет, приземлившись на горном склоне в безлюдном районе Алтая невдалеке от государственной границы с Китаем и Монголией. Утром 6 апреля 1975 года Лазарев и Макаров были эвакуированы с места посадки на вертолете.
30 июня 1971 года во время возвращения на Землю экипажа космического корабля «Союз 11» из-за преждевременного раскрытия клапана дыхательной вентиляции произошла разгерметизация спускаемого аппарата, что привело к резкому понижению давления в модуле экипажа. В результате аварии все находившиеся на борту космонавты погибли. Экипаж корабля, стартовавшего с космодрома Байконур, состоял из трех человек: командир корабля Георгий Добровольский, инженер исследователь Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков. Во время полета был установлен новый на тот момент рекорд, продолжительность нахождения экипажа в космосе составила свыше 23 суток.
19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая орбитальная станция «Салют», а 23 апреля 1971 года к ней стартовал ТПК «Союз-10» с первой экспедицией в составе Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова. Эта экспедиция должна была работать на орбитальной станции «Салют» в течение 22-24 суток. ТПК «Союз-10» состыковался к орбитальной станции «Салют», но из-за повреждения стыковочного агрегата пилотируемого корабля во время стыковки, космонавты не смогли перейти на борт станции и возвратились на Землю.
23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Программой полета планировалась стыковка КК «Союз-1» с КК «Союз-2» и переход из корабля в корабль через открытый космос Алексея Елисеева и Евгения Хрунова, но из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей на «Союз-1» запуск «Союз-2» был отменен. «Союз-1» совершил досрочную посадку, но на конечном этапе спуска корабля на Землю отказала парашютная система и спускаемый аппарат разбился восточнее города Орск Оренбургской области, космонавт погиб.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Первые в космосе — Самарский университет
1946
13 мая принято постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения» №1017-419сс, положившее начало развитию ракетно-космической отрасли в Советском Союзе. Постановлением была определена инфраструктура отрасли, были утверждены основные мероприятия по обеспечению работ, связанных с созданием ракетной техники. Первые проработки возможности запуска ракеты с человеком на борту в СССР начались еще в 1945 году в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности (бывший РНИИ). Группой специалистов — ракетчиков был предложен проект ракетного комплекса для полёта двух человек на высоту до 200 км. Проект получил наименование ВР-190. Работы были продолжены в НИИ-4 Министерства вооруженных сил СССР, в которой перешли работать инициаторы проекта — Михаил Клавдиевич Тихонравов и Николай Григорьевич Чернышёв и их соратники.
Первые проработки возможности запуска ракеты с человеком на борту в СССР начались еще в 1945 году в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности (бывший РНИИ). Группой специалистов — ракетчиков был предложен проект ракетного комплекса для полёта двух человек на высоту до 200 км. Проект получил наименование ВР-190. Работы были продолжены в НИИ-4 Министерства вооруженных сил СССР, в которой перешли работать инициаторы проекта — Михаил Клавдиевич Тихонравов и Николай Григорьевич Чернышёв и их соратники.
В 1947 году группа М. К. Тихонравова в НИИ-4 начала работы по составными ракетами.
1948
В феврале на первом заседании НТС М. К. Тихонравов выступил с докладом, где была высказана идея «ракетного пакета». В июле 1949 года С.П. Королёв посетил НИИ-4, где ознакомился с работами Тихонравова и Яцунского, которые уже показали возможность не только запуска ИСЗ, но и осуществления космического полёта с человеком на борту.
*****
В 1951 – 1960 г. г. с полигона Капустин Яр в Астраханской области проводились суборбитальные запуски геофизических ракет (Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е, Р-2А, Р-5А) главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королева (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева) с собаками на борту.
22 июля 1951 г. ракета Р-1В подняла на высоту 100,8 км герметичную кабину с животными. Через 15 мин. собаки Дезик и Цыган, находящиеся в кабине-контейнере, благополучно приземлились на парашюте в 20 км от места старта.
Всего с июля 1951-го по июнь 1960-го года было осуществлено 29 полетов на геофизических ракетах, девять из которых закончились аварийно. Запуски осуществлялись на высоты 100 — 110 км (15 запусков), 212 км (11 запусков) и 450 — 473 км (3 запуска). В стратосферу стартовали тридцать шесть собак (некоторые летали по несколько раз), пятнадцать из них погибли.
1953
13 февраля вышло постановление Совета Министров СССР «О плане научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия на 1953-1955гг.» №443-213сс, определившее особо важной задачей разработку управляемой двухступенчатой баллистической ракеты с прицельной дальностью полета не менее 8000 км. и создание двухступенчатой крылатой ракеты такой же дальности полета. Головным исполнителем темы был определен НИИ-88 министерства вооружения, руководитель темы — Королев С.П., заместители руководителя темы Мишин В.П. и Бушуев К.Д., директор НИИ-88 Янгель М.К.
1954
25 мая состоялось заседание Президиума АН СССР, одобрившее основные положения «Докладной записки об искусственном спутники Земли», которая была подготовлена М.К. Тихонравовым по заданию С.П. Королева. В том числе рассматривался вопрос о создании экспериментального спутника с людьми.
30 января было принято правительственное решение о создании в 1957-1958г.г. «объекта Д» — массой 1000-1400 кг – неориентируемого ИСЗ. Эти работы было поручено вести ОКБ-1 С.П. Королева.
20 апреля состоялось первое официальное обсуждение вопроса о полете человека в космос на Междуведомственной комиссии по координации работ по исследованию верхних слоев атмосферы при президенте АН СССР. С докладами выступили В.И. Яздовский «К проблеме полета человека в верхние слои атмосферы» (медико-биологические аспекты полета) и М.К. Тихонравов «О перспективах полета человека в верхние слои атмосферы» (научно-технические предпосылки полета).
Под руководством В.И. Яздовского в конце 1940-х и в 1950-х годах изучались медицинские проблемы разработки скафандров и герметических кабин, осуществлялись биологические исследования верхних слоев атмосферы и космического пространства. Эти исследования проводились в экспериментальных полетах собак на геофизических, на втором искусственном спутнике Земли (собака Лайка, 3 ноября 1957 г. ) и возвращаемых космических кораблях-спутниках Земли (вторая половина 1960 г. и весна 1961г.). Эти исследования открыли путь полету человека в космическое пространство. Коллектив, руководимый В.И. Яздовским, осуществлял медицинскую подготовку Ю.А.Гагарина и других космонавтов Первого отряда.
1957
21 августа состоялся первый успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с научно-исследовательского испытательного полигона ( НИИП-5, Байконур) , о котором официально сообщили советские газеты.
4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут стартовала ракета с первым ИСЗ (ПС-1). Этот полет ознаменовал собой начало космической эры. 3 ноября 1957 года состоялся запуск второго ИСЗ с собакой Лайкой ( ПС-2, первый биологический спутник).
1958
15 мая состоялся успешный пуск ракеты 8А91 с объектом «Д» (третий ИСЗ, первый полноценный космический аппарат (КА), обладающий всеми основными системами, присущими современным КА, весом 1327 кг)
В этот же день в ОКБ-1 Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике завершены проектные проработки варианта пилотируемой ракеты и варианты пилотируемого спутника для полета человека.
В августе 1958 года – подписан важнейший документ — научно-технический отчет «Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2)». Этот основополагающий документ стал ядром проекта первого в истории пилотируемого космического аппарата «Восток». Его подписали: главный конструктор — С.П. Королев, зам. главного конструктора — К.Д. Бушуев, начальник отдела №9 — М.К. Тихонравов, начальник группы — К.П. Феоктистов.
Приводим оглавление:
Введение.
Основные летные характеристики.
Компоновочная схема объекта ОД-2.
Форма спускаемого аппарата и вопросы устойчивости.
Состав оборудования, система приземления и компоновка спускаемого
аппарата.
Тепловая защита спускаемого аппарата.
Вопросы теплового режима на орбите.
Система управления и ориентации.
Измерения и связь.
О программе экспериментальных работ.
Выводы и рекомендации
1959
22 мая года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264 «Об объекте Восток», в котором определялись основные задачи и исполнители работ по разработке экспериментального корабля-спутника «Восток»:
- ОКБ-1 (С.П. Королёв) – головной исполнитель, исполнитель по
- конструкции корабля, системе ориентации, системам управления ТДУ,
- терморегулирования, аварийного спасения, по сборке и испытаниям;
- ОКБ-2 (А.М. Исаев) – по ТДУ;
- ЦКБ-598 (Н.Г. Виноградов) – по приборам и датчикам ориентации;
- Завод №918 (С.М. Алексеев) – по скафандру;
- НИИ-695 (Л.И. Гусев) – по системам связи и пеленгации;
- НИИ-648 (А. С. Мнацаканян) – по командной радиолинии;
- ОКБ МЭИ (А.Ф. Богомолов) – по системам радиотелеметрии,
- контроля траектории и телевидению;
- ВНИИТ (Н.С. Лидоренко) – по источникам электропитания;
- ГНИИА и КМ (А.В. Покровский) – по медицинскому контролю
- и средствам жизнеобеспечения;
- НИИ ЯФ МГУ (С.Н. Вернов) – по дозиметрическому контролю.
Всего в кооперации, определённой Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, было 123 организации и предприятия, включая 36 заводов.
10 декабря 1958 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1388—618 «О развитии исследований космического пространства» определило осуществление полёта человека в космос как главную задачу
1960
6 сентября подписан важнейший документ — «Проект ТЗ и основные положения для разработки и подготовки объекта 3КА (Пилотируемого космического корабля «Восток-3А2»). Наряду с С.П. Королевым его подписали члены совета главных конструкторов: В. П. Глушко (двигатели первой и второй ступеней ракеты-носителя), М.С Рязанский (радиосистемы управления, наблюдения и связи), Н.А. Пилюгин (система управления ракеты-носителя и приборов, комплектующих систему управления корабля), В.П. Бармин (комплекс наземного технологического оборудования, обеспечивающего подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с космическим кораблем), В.И. Кузнецов (командные гироскопические приборы систем управления ракеты-носителя и корабля), А.Ф. Богомолов (радиосистемы телеметрии), А.М. Исаев (тормозная двигательная установка), С.А. Косберг (двигатель третьей ступени ракеты-носителя), С.М. Алексеев (скафандр и катапультируемое кресло космонавта) и В.И. Яздовский — руководитель медико-биологической подготовки космонавтов. Этим документом были определены все основные мероприятия по созданию изделия 3КА и обеспечению его надежности.
Летом 1960 года начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля «Восток». Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках. При этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т. д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности, систем приземления и катапультирования и других систем корабля.
15 мая 1960 года начались летные испытания, для которых было предоставлено 7 кораблей. Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте, без тепловой защиты
28 июля был осуществлен первый запуск корабля (1К) с подопытными животными (собаки Чайка и Лисичка) на борту. систем жизнеобеспечения и приземления. Спускаемый аппарат аварийно отделился и разрушился при падении. Собаки погибли.
19 августа запуск корабля был успешным и подопытные животные (собаки Белка и Стрелка) — впервые (20 августа) возвратились с орбиты на Землю.
1 декабря был запущен четвёртый корабль. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и спускаемый аппарат (СА) был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка.
22 декабря был проведён очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария ракеты-носителя, СА корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полёт. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы.
Всего было произведено 46 пусков РН Р-7 (I и 2 ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) РН 8К72. Из 16 блоков «Е» 6 блоков не сработали из-за аварии РН и 2 блока — из-за аварий самого блока
1961
9 марта был проведён первый запуск корабля ЗКА. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался
25 марта был запущен корабль ЗКА №2 в той же комплектации с собакой Звездочка и манекеном. Программа полёта корабля также была выполнена.
СОЗДАНИЕ ОТРЯДА КОСМОНАВТОВ. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
В 1958 году в Научно—исследовательском институте авиационной медицины (НИИИАМ) были начаты исследования по двум темам: № 5827 — отбор человека для полёта в космос и № 5828 — подготовка человека к первому космическому полёту. Научным руководителем работ был В.И. Яздовский. В августе 1959 года начался отбор кандидатов в космонавты. Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 170 см, вес -до 70 кг, отличное здоровье.
С.П. Королев отмечал: «Летчик-истребитель — это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер…»
«…к моменту старта космического корабля в его кабине должен находиться пилот, способный выполнить куда более сложный и трудный полет, чем тот, что ему предстоит».
В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации; для первичной беседы было отобрано 347 человек.
К дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГе). Из них 72 отказались от прохождения обследования, 105 были отчислены по состоянию здоровья. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами.
В то время старший лейтенант Ю.А. Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота (поселок Луостари, Мурманская область).
11 января 1960 года главнокомандующий ВВС маршал авиации К.А. Вершинин издал директиву №321141 «О формировании Центра подготовки космонавтов ВВС и отряда космонавтов» (ЦПК, войсковая часть №26266). Кандидатов в космонавты решено было отбирать из летчиков – истребителей.
7 марта 1960 года в ЦПК была зачислена первая группа слушателей-космонавтов, положившая начало отряду космонавтов ЦПК ВВС. В ее состав вошли двенадцать человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин. Позже в этот отряд космонавтов были зачислены: Евгений Хрунов, Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ).
В ноябре 1960 года для дальнейшей интенсивной подготовки космонавтов были отобраны шесть кандидатов: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П. Р. Попович, В.Ф. Быковский и Г.Г. Нелюбов.
В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте (ЛИИ), в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А». Первым «космическим» инструктором стал Герой Советского Союза М.Л. Галлай.
17-18 января 1961 года кандидаты в космонавты сдавали государственный экзамен
16 марта 1961 года группа участников подготовки полета вылетела из Москвы в Тюра-Там (Байконур) на трех самолетах Ил-14. Два из них с космонавтами на борту остановились в Куйбышеве, чтобы ознакомиться с районом приземления. 17 марта все прибыли на полигон, где их встречали С.П. Королев и М.В. Келдыш.
3 апреля 1961 года вышло постановление Президиума ЦК КПСС и СМ СССР об осуществлении полета человека в космическое пространство.
Утром 8 апреля 1961 года было проведено обстоятельное медицинское обследование Ю.А. Гагарина и Г. С. Титова. 9 апреля вновь состоялся медицинский осмотр Юрия Гагарина и Германа Титова.
10 апреля в 11 часов в павильоне на берегу Сырдарьи состоялась встреча членов государственной комиссии с космонавтами. В очень простой, дружественной обстановке Руднев, Москаленко, Королев встретились с Гагариным, Титовым, Нелюбовым, Поповичем, Николаевым.
Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной Комиссии. Официально были приняты два решения: названы имена первого космонавта – Юрия Гагарина и его дублера – Германа Титова; сообщена дата запуска корабля «Восток» — 12 апреля 1961 года.
Старт ракеты 8К72К с космическим кораблем-спутником «Восток» ( 3КА №3) состоялся 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут московского времени под управлением летчика-космонавта Гагарина Юрия Алексеевича с космодрома в районе станции Байконур.
КУЙБЫШЕВ – САМАРА. ДОРОГА В КОСМОС
В годы войны 1941-1945 гг. в Куйбышеве был сформирован мощный авиационный промышленный комплекс в составе 13 заводов НКАП. Основу комплекса составили:
- Государственный авиазавод №1 имени Сталина;
- Государственный авиазавод №18 имени Ворошилова;
- Моторостроительный завод №24 имени Фрунзе;
- В 1942 был году открыт Куйбышевский авиационный институт.
1958
2 января принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №2/-1 о размещении производства МБР Р-7 на заводе №1 (директор завода – Виктор Яковлевич Литвинов), а двигателей — на заводе №24 Куйбышевского СНХ ( директор завода – Петр Денисович Лаврентьев).
28 февраля в Куйбышев на завод №1 прибыла группа специалистов ОКБ-1 во главе с ведущим конструктором МБР-7 Д.И. Козловым для подготовки серийного производства МБР Р-7.
2 июля постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 725-347 Сызранскому заводу тяжелого машиностроения поручается изготовление изделия 8У0216 (трехъярусная кабина обслуживания МБР Р-7 для научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны (НИИП-5 МО, Байконур).
На территории завода №24 создан филиал ОКБ-456 главного конструктора В. П. Глушко (ныне Приволжский филиал АО «НПО Энергомаш») на базе СКО завода для конструкторского обеспечения серийного производства жидкостных ракетных двигателей РД-107 и РД-108 (руководители Ю.Д. Соловьев, Р.И. Зеленев).
1959
17 февраля состоялся успешный пуск первой изготовленной в Куйбышеве двухступенчатой МБР Р-7 (8К71) с полигона Байконур.
23 июля создан отдел №25 ОКБ-1 с расположением на Государственном авиационном заводе №1 в г. Куйбышеве с целью конструкторского сопровождения серийного изготовления МБР Р-7.
Уже 1958 году в Куйбышевском авиационном институте (директор – Виктор Павлович Лукачев) на спецкурсах началась подготовка специалистов для новой –ракетной отрасли. В 1959 году были открыты новые специальности: «Ракетостроение», «Ракетные двигатели», «Конструирование и производство радиоаппаратуры»
1960
23 июня образован филиал №3 ОКБ-1 на базе отдела №25 ОКБ-1. Начальником филиала и главным конструктором назначен Дмитрий Ильич Козлов.
Сложнейший комплекс работ по формированию новой ракетно-космической отрасли в Куйбышевской области курировали первые секретари областного комитета КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов, Александр Сергеевич Мурысев, секретарь Куйбышевского обкома КПСС по промышленности Виталий Иванович Воротников и другие руководители.
******
12 апреля ракетой-носителем 8К72К осуществлен запуск космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. Первая и вторая ступени РН были изготовлены на заводе №1, а двигатели – на заводе №24 в Куйбышеве.
12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА. КУЙБЫШЕВ
Во второй половине дня 12 апреля Ю. А. Гагарин прибыл на самолете Ил-14 из Энгельса в Куйбышев на заводской аэродром «Трехгорка», где его встречали руководители области, военные и многочисленные работники завода.
На нескольких машинах отправились к гостиничному комплексу Куйбышевского обкома КПСС на Первой дачной просеке. Здесь в небольшом доме на берегу Волги он провел первые два дня после полета.
После тщательного медицинского осмотра космонавт № 1 вместе со всеми пообедал и немного отдохнул. Вечером прибыли члены Государственной комиссии во главе с председателем Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике К.Н. Рудневым. В этот вечер врачи строго запретили Ю. Гагарину общаться с кем-нибудь из своих товарищей и рассказывать о полете до заседания Госкомиссии – «чтобы не расплескал эмоции». За ночь в гарнизонном ателье Ю. Гагарину подобрали новую, уже майорскую форму.
Утром 13 апреля 1961 года состоялось заседание государственной комиссии, заслушавшей отчет первого космонавта планеты о его полете. Доклад записывался на магнитофон, записи с которого сразу же были переправлены в Москву. В музее авиации и космонавтики можно познакомиться с заметками, сделанными С. П. Королевым во время выступления Ю. А. Гагарина (Первый доклад Ю. А. Гагарина в Куйбышеве, 13 апреля 1961 г.)
После заседания Ю. А. Гагарин много общался с гостями, отвечал на вопросы, оставлял подписи на память.
Затем для Ю. А. Гагарина была организована небольшая прогулка по Волге.
Во второй половине дня Юрий Алексеевич дважды разговаривал с Л.И. Брежневым. Несколько раз звонил Главный маршал авиации К.А. Вершинин — обговаривали детали встречи в Москве. Ю.А. Гагарин и Н.П. Каманин отрабатывали доклад космонавта Н.С. Хрущёву. Вечером вместе с друзьями – космонавтами играл в биллиард.
Утром 14 апреля Юрий Гагарин снова подписывал на память многочисленные фотоснимки и газеты, вышедшие с его фотографиями. Один из таких автографов хранится в музее авиации и космонавтики Самарского университета.
Около девяти утра Гагарин и сопровождавшие его лица выехали на заводской аэродром. Здесь снова собралось множество народа, приветствуя героя. В 10.40 самолёт Ил-18 взлетел с Безымянского аэродрома и взял курс на Москву. Через два часа Юрий Гагарин уверенной походкой пройдет по красной дорожке Внуковского аэродрома, не замечая развязавшегося шнурка. Эти кадры увидят миллионы людей, и слава о человеке, первым взлетевшим в космическое пространство, облетит весь мир. Но те 40 часов, которые провел первый космонавт планеты на берегу Волги, на многие годы останутся белым пятном в истории первого полета, хотя о них знали и помнили тысячи людей в Куйбышеве, Москве и других уголках страны.
(Слайд — Г. идет широко шагая в шинели)
Конечно, Юрий Гагарин бывал в Куйбышеве еще не один раз: он приезжал на встречи с рабочими куйбышевских заводов, выпускавших космическую технику, встречал своих друзей, возвращавшихся из космических полетов. Ведь в Куйбышев прибывали сразу после полета еще пять космонавтов первого отряда: Герман Титов в августе 1961года, Павел Попович и Андриян Николаев в августе 1962 года, Валентина Терешкова и Валерий Быковский в июне 1963 года. И снова в «Домике над Волгой» проходили заседания Государственной комиссии, устраивались прогулки по Волге и памятные встречи.
Россия отмечает 50 лет со дня ужасной катастрофы при запуске космического корабля
Солнце восходит над стартовой площадкой арендованного Россией космодрома Байконур в Казахстане в сентябре 2009 года. Россия в воскресенье отметила 50-летие самой ужасной, но давно засекреченной космической катастрофы в мире, когда 126 человек сгорели заживо во время аварии на стартовой площадке Байконура. космодром.
Россия в воскресенье отметила 50-летие самой ужасной в мире, но давно засекреченной космической катастрофы, когда 126 человек сгорели заживо во время аварии на стартовой площадке.
Во время аварии, которая, по словам Российского космического агентства, была настоящим «адом», люди сгорели заживо или испарились, а другие умерли от ядовитых паров или позже скончались от ожогов.
Власти и родственники погибших в этой аварии и других совершили панихиду на космодроме Байконур, а также возложили цветы к их братским могилам.
В 1960 году Советский Союз, вовлеченный в космическую гонку с Соединенными Штатами, разрабатывал межконтинентальную баллистическую ракету, известную как Р-16, и 24 октября того же года должен был запустить прототип ракеты, когда она взорвалась при запуске. подушка.
«Люди умирали в ужасных муках, по сути, сгорали заживо, но страна и остальной мир практически ничего не узнали об этой страшной катастрофе и ее героях-жертвах», — заявили в Роскосмосе.
«По сей день это считается самой ужасной (трагедией) в истории освоения космоса», — говорится в заявлении агентства.
Российское космическое агентство со ссылкой на советского ученого Бориса Чертока сообщает, что погибло 126 человек, но также отмечает, что точное число жертв установить трудно и оно может варьироваться от 60 до 150 человек9.0003
Испытательная бригада случайно запустила вторую ступень ракеты, в результате чего загорелась первая ступень, вызвавшая катастрофу.
Те, кто находился ближе всего к ракете, «более или менее испарились, и многие жертвы лишь позже скончались от ожогов», говорится в отдельном заявлении космического агентства на английском языке.
Известное как «дьявольский яд», ракетное топливо было настолько ядовитым, что те, кто прыгал в взрывоопасные колодцы, чтобы спастись от «ада», были найдены задохнувшимися, сообщило космическое агентство.
На Западе трагедию называют Неделинской катастрофой, по имени командующего РВСН Митрофана Неделина, курировавшего ракетную программу и погибшего вместе с конструкторами и испытателями.
Во время испытаний Константин Герчик, в то время начальник космодрома Байконур, попросил Неделина отойти в сторону из соображений безопасности.
Неделин отказался. «Разве я не такой же офицер, как и все остальные?» Герчик вспомнил, как говорил ему Неделин, согласно выдержкам из его воспоминаний, опубликованным государственным информационным агентством РИА Новости.
На снимке, сделанном в сентябре 2005 года, изображен российский космический корабль «Союз-У» с грузовой капсулой «Прогресс М-54» на стартовой площадке космодрома Байконур в Казахстане. Россия в воскресенье отметила 50-летие самой ужасной, но давно засекреченной космической катастрофы в мире, когда 126 человек сгорели заживо во время аварии на стартовой площадке космодрома Байконур.
Единственное, что осталось от маршала, это булавка, по которой его впоследствии опознали, согласно ранее засекреченным воспоминаниям Герчика.
Советские власти во главе с Никитой Хрущевым ввели полную секретность аварии.
Газета «Правда», официальный рупор КПРФ, сообщила, что Неделин погиб в авиакатастрофе, сообщает телеканал НТВ, по оценкам которого заживо сгорели 74 человека и более 50 получили ранения.
Файлы о неудачном запуске были рассекречены только в 1990-х годах.
По стечению обстоятельств в тот же день три года спустя пожар на стартовой площадке унес жизни еще семи испытателей.
В связи с двумя авариями 24 октября известен как «черный день» для освоения космоса, когда российские официальные лица чтят память всех тех, кто посвятил свою жизнь космической программе.
Космические чиновники не планируют никаких запусков в этот день.
Отправка первого человека в космос в 1961 году и запуск первого спутника четырьмя годами ранее являются одними из ключевых достижений советской космонавтики и остаются главным источником национальной гордости в России.
Узнать больше
Стыковка российских пилотируемых кораблей с МКС: официальная
(с) 2010 АФП
Цитата :
Россия отмечает 50 лет со дня ужасной катастрофы при запуске космического корабля (24 октября 2010 г.)
получено 6 октября 2022 г.
с https://phys. org/news/2010-10-russia-years-space-disaster.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
Союз 1 –
В стенах Кремля среди политических и военных героев похоронены одни из самых смелых исследователей нашего времени. Эти чрезвычайно талантливые космонавты открыли эру пилотируемых космических полетов. Они охотно отправились в опасный, неизвестный космос в недавно изготовленных кусках металла, взгромоздившись на переделанные ракеты, и все во имя нации и исследования. Это история, пожалуй, самого смелого из них, советского космонавта Владимира Комарова.
Официальный портрет космонавта Владимира Комарова. — Кредиты: Роскосмос.
За железным занавесом
Во время космической гонки и даже долгое время после нее СССР был гораздо менее откровенен, чем его американский коллега, в деталях космической деятельности и персонале. В Советском Союзе производство и распространение новостей строго контролировалось государственной машиной. Западу было трудно отделить факты от пропаганды. Это поощряло, а иногда даже подтверждало то, что по сути было слухами и домыслами.
Многие известные анекдоты и факты космической истории, даже приведенные в книгах, позже оказались ложными. Даже сегодня, спустя десятилетия после окончания холодной войны, в истории ранней советской космической программы есть несоответствия и противоречия.
В этой статье будет предпринята попытка воссоздать достоверную картину аварии космического корабля «Союз-1».
Одно из немногих изображений места крушения корабля «Союз-1», опубликованных в постсоветское время. Где-то посреди этой горящей массы искореженного металла лежали останки первого человека, погибшего во время космического полета. Кредиты: Роскосмос.
Запуск корабля «Союз-1» и орбита
23 апреля 1967 года СССР был на грани того, чтобы обойти американцев, запустив свой новый космический корабль «Союз», предназначенный для доставки космонавтов на Луну. Космическая программа США только что потерпела самую серьезную неудачу в виде пожара «Аполлона-1», и казалось, что русские далеко впереди в гонке.
Космонавт Владимир Комаров был выбран для первого полета на корабле «Союз-1» — честь, о которой мечтает каждый космонавт. Но все, кто участвовал в проекте, знали, что «Союз» — незрелый космический корабль, в котором нужно было решить более 200 технических вопросов, и этот факт ставил Комарова в незавидное положение.
Миссия началась с большой драмы. 23 апреля 1967 года, за несколько часов до запуска Владимира Комарова на «Союзе-1», советский журналист Ярослав Голованов, как сообщается, видел, как Юрий Гагарин, первый человек в космосе и дублирующий пилот этой миссии, проявил «внезапную капризность». Судя по всему, Гагарин потребовал, чтобы его одели в скафандр, хотя Комаров был в состоянии летать. Это было крайне необычно для любой космической миссии, не говоря уже о такой значимой, как Союз-1. Некоторые историки интерпретируют выходки Гагарина как попытку спасти Комарова, в то время как другие, такие как Асиф Сиддики, опровергают этот факт и считают, что журналист Голованов никогда этого не писал. Очевидно, что-то случилось, что вызвало такой слух. Даже по меркам ранних полетов это не была номинальная подготовка к запуску.
Корабль успешно запущен в 03:35 по московскому времени и вышел на заданную орбиту. Однако проблемы начались сразу. Когда «Союз-1» вышел за пределы досягаемости связи с наземными диспетчерами, телеметрия показала, что левая солнечная панель не сработала, что привело к сокращению подачи электроэнергии наполовину. Хуже того, неразвернутая панель заслоняла Солнце, мешая работе звездных датчиков, необходимых для управления ориентацией. Контроль ориентации абсолютно необходим для стабилизации корабля, а также для точного запуска двигателей. Кроме того, сама конфигурация с одной панелью вызывала проблемы с управлением ориентацией своей асимметрией.
Комаров пытался исправить эти недочеты, даже стучал ногой по борту корабля, но солнечная панель не поддавалась. Ему посоветовали продолжить работу по стабилизации с использованием топлива. Но вскоре стало ясно, что эти усилия были просто пустой тратой топлива. Поскольку «Союз» изо всех сил пытался зарядиться одной солнечной батареей, его батареи также разряжались. Миссия не продлится очень долго на малой мощности, поэтому официальные лица на земле наконец приняли решение вернуть «Союз» домой.
900:02 Западный наблюдатель не знал, что за полетом корабля «Союз-1» должен был последовать полет корабля «Союз-2». Два космических корабля должны были встретиться, состыковаться и выполнить сложные процедуры выхода в открытый космос. Таким образом, решение о посадке корабля «Союз-1» привело к отмене полета корабля «Союз-2».
Огненное возвращение
Наземные инженеры выбрали 17-ю -ю -ю орбиту для посадки корабля «Союз-1», а 18-ю -ю -ю и 19 -ю -ю орбиты использовали в качестве резервных.
Чтобы приземлиться, космический корабль должен вернуться в атмосферу с правильной ориентацией. Низкий угол входа заставит его скользить по верхней части атмосферы, а крутой угол заставит его сгореть. Следовательно, он должен иметь правильное положение или ориентацию, прежде чем использовать ретроактивные двигатели. Для «Союза-1» это стало большой проблемой.
На «Союзе» было три системы ориентации — астроинерциальная система, ставшая бесполезной из-за блокировки солнечной панели, ненадежная ионная система, которую Комаров безуспешно пытался использовать для коррекции, и ручная система. Третий вариант может быть использован только на дневной стороне орбиты, а вход на орбиту 17 th будет с ночной стороны планеты. Если ориентация с помощью ионной системы не удалась, попытка ручной ориентации может быть предпринята в течение 19 го , которая приходится на дневную сторону. К тому времени «Союз» должен был получать энергию от резервной батареи, поэтому было необходимо, чтобы он вышел на орбиту 17 th .
К сожалению, у Комарова и русских дела пошли не так. Во время входа в атмосферу неисправная система управления ориентацией позволила машине слишком далеко отклониться от заданного пути, в результате чего автоматическая система остановила обратный огонь. Комарову были даны новые указания вручную сориентировать «Союз-1» для входа в атмосферу 19 сентября. -я -я орбита. Судьба всей миссии сводилась к этому единственному маневру.
Пилот выполнил поставленные задачи и запустил двигатели обратного огня. Но необычная асимметричная форма корабля заставила его дрейфовать во время входа в атмосферу. Автоматическая система обнаружила это отклонение от заданной траектории полета и выключила двигатели до завершения горения. Хотя это было далеко не идеально, двигатели заработали достаточно, чтобы «Союз» снова вошел в атмосферу.
Как и планировалось, орбитальный и приборный модули отделились от экранированного спускаемого аппарата, в котором находился космонавт. Когда машина кувыркалась в атмосфере, сработали тормозные и тормозные парашюты. Однако тормозному парашюту не удалось вытащить основной парашют из контейнера. Резервный парашют, который использовался как резервный, запутался с тормозным парашютом, фактически превратив машину в неудержимый снаряд. Вместо того, чтобы парить под парашютом, капсула ударилась о землю на огромной скорости. От удара двухметровый спускаемый модуль сплющился до невероятных 70 см, в результате чего твердотопливные ракеты в основании «Союза» взорвались. Взрыв уничтожил все, что уцелело после удара, оставив только расплавленные обломки.
Владимир Комаров (справа) знал, что ему нужно лететь на «Союзе-1»… потому что его дублером был первый человек в космосе, Юрий Гагарин (слева), национальный герой, которого нужно было защищать. По иронии судьбы оба мужчины умрут с разницей в год. Кредиты: Роскосмос.
Жуткие свидетельства очевидцев рассказывали, что Комаров превратился в комок размером 30 см в ширину и 80 см в длину. Пяточная кость была единственной узнаваемой частью, извлеченной из этого места. Послеаварийные расследования, проведенные с чрезмерным рвением, выявили, что причиной смерти стали тяжелые травмы черепа, спинного мозга и костей.
Согласно неподтвержденному источнику, цитируемому в книге «Побег от земных уз. Пятидесятые и шестидесятые», Комаров признался агенту КГБ Венямину Русаеву, что опасается предстоящего полета «Союза-1». Судя по всему, он знал о своих ничтожных шансах на выживание еще до полета. Тем не менее, он чувствовал, что должен совершить полет, иначе вместо него будет отправлен запасной пилот Юрий Гагарин. Комаров пожертвовал собой, чтобы защитить Гагарина, национальное достояние.
Его храбрость невозможно переоценить. Несмотря на слухи, позже опровергнутые, он никогда не ругался и не кричал в ярости на наземных инженеров за то, что они отправили его в космос на экспериментальном аппарате. Скорее, он оставался сосредоточенным на миссии, следуя инструкциям и процедурам до самого конца.
– реконструкция катастрофы парашюта, обрекшей на гибель Владимира Комарова и Союз-1.
starttime=”” endtime=”” caption=”” showexpander=”off” Alignment=”left” newser=”” margin=”true”]
Дорога на Союз
Создание корабля Союз, как и все остальное во время космическая гонка, сводившаяся к политическому давлению и амбициям. Русские выиграли гонку за то, чтобы отправить человека в космос первым. Но американцы быстро догоняли. Их программа Gemini могла отправить в космос сразу двух астронавтов. Итак, чтобы затмить американцев, СССР решил отправить в космос сразу трех человек с несколько импровизированной программой «Восход».
Космический корабль «Вокшод» — модификация одноместного корабля «Восток». Трое космонавтов поместились в одном и том же пространстве, ранее доступном для одного, без скафандров и системы катапультирования. «Вокшод», совершивший два успешных полета, всегда предназначался для использования в качестве временного транспортного средства до тех пор, пока следующий — «Союз» — не будет готов к полету.
«Союз», российский аналог «Аполлона», долгое время находился в разработке. Это была сложная часть оборудования с такими возможностями, как длительные полеты, рандеву и стыковка, и она претерпела многочисленные задержки. Василий Мишин, главный конструктор, сменивший Сергея Королева, считал причиной задержек внимание к нескольким проектам, поэтому он поддержал проект «Союз» и прекратил полеты «Вокшода».
Это ненадолго привело к отсутствию космических аппаратов в России и, таким образом, к прекращению всех полетов человека в космос. Прошло почти два года без единого полета российского человека в космос, а «Союз» все еще сталкивался с сотнями конструктивных проблем. К сожалению, времени на их решение было мало: приближавшаяся 50--я -я годовщина большевистской революции в мае 1967 г. усилила давление на программу «Союз» по проведению полета. Администрация хотела успешного полета любой ценой. Хотя испытания беспилотных кораблей «Союз» под кодовыми названиями «Космос-133» и «Космос-140» не увенчались успехом, аварийная посадка «Космос-140» через льды Аральского моря была сочтена достаточным доказательством для продолжения пилотируемого полета. Началась подготовка к полету корабля «Союз-1».
Чтобы попасть в заголовки новостей по всему миру, Россия приняла смелый план миссии. В дополнение к «Союзу-1» на следующий день на орбиту будет запущен второй «Союз» с тремя космонавтами — Алексеем Елисеевым, Евгением Хруновым и Валерием Быковским. Затем два космических корабля выполнят первую в истории стыковку на орбите. Двое космонавтов, Алексей и Евгений, должны были выйти в открытый космос с корабля «Союз-2» на «Союз-1» и вернуться на Землю с Комаровым. Позже Валерий Быковский вернется один в «Союз-2». После трагедии «Аполлон-1» эта дерзкая миссия вполне могла обеспечить Советскому Союзу неоспоримое лидерство в гонке. К сожалению, миссия, призванная вывести российскую космическую программу на совершенно новый уровень, привела ее к поражению.
Ранний космический корабль «Союз» с цилиндрической приборной частью слева, сферическим орбитальным модулем справа и спускаемым аппаратом, на котором находился космонавт, в центре. Судно Владимира Комарова имело аналогичную конструкцию. – Кредиты: Роскосмос
За кулисами
Программа «Союз» была связана не только с проблемами разработки, но и с личностными конфликтами между двумя главными руководителями космической программы: Василием Мишиным, главным конструктором, и генералом Николаем Петровичем Каманиным, руководителем отряд космонавтов. Эти двое часто придерживались противоположных точек зрения. Мишин, например, поддерживал гражданских инженеров-космонавтов, а Каманин поддерживал своих военных летчиков-космонавтов. Мишин предпочел автоматические системы стыковки, а Каманин хотел использовать ручную стыковку. Это соперничество замедляло принятие важных решений, что явно не помогало программе.
И если основные технические решения постоянно обсуждались и откладывались, то такие решения, как дата полета корабля «Союз-1», были жесткими и неизменными. Всего за несколько дней до запуска Гагарин и группа космонавтов подготовили 10-страничный документ, адресованный партийным лидерам, в котором подробно описывались более 200 проблем конструкции корабля «Союз». В «Побеге от земных уз — пятидесятые и шестидесятые» Руссаев цитируется как передавший этот документ высшему руководству. Но документ исчез и так и не попал к адресатам. Все офицеры, передавшие это письмо или каким-либо образом причастные к этому, были понижены в должности, переведены или уволены. Судьба «Союза» казалась высеченной на камне.
[cleveryoutube video=”hw56mLN2Ezc” vidstyle=”1″ pic=”” afterpic=”” width=”” quality=”наследовать” starttime=”” endtime=”” caption=”Короткий русский документальный фильм о судьбоносная миссия «Союз-1». showexpander=»off»align=»left»newser=»»margin=»true»]
Уроки для «Союза»
Группа по расследованию авиационных происшествий обнаружила две серьезные неисправности парашютной системы на «Союзе». Первым из них был деформированный фонарь, который не позволял нормально раскрываться основному парашюту. Вторая ошибка заключалась в том, что тормозной парашют, который по расчетам требовал усилия 1500 кг для вытягивания основного парашюта, на самом деле требовал усилия 2800 кг. Удивительно, но резервный и тормозной парашюты даже никогда не тестировались вместе. Асиф Сиддики далее объясняет, что неправильно выполненные процедуры испытаний, использованные на кораблях «Союз-1» и «Союз-2», сделали поверхность парашютного контейнера шероховатой, что затруднило развертывание.
Как и у других космических катастроф, у этой тоже были организационные и административные причины. Космонавты Алексей Леонов и Юрий Гагарин в отчете об аварии хотели указать на плохое знание главного конструктора Мишина корабля «Союз» и отсутствие сотрудничества с космонавтами. Это было чувство большинства космонавтов, а не личная вендетта этих двух мужчин. Этот эпизод обозначил отчужденность ведущих программы от ситуации на местах.
Расследование также показало, что «Союз-2» в случае запуска испытал бы те же проблемы с парашютами. Неразвернутая солнечная панель и проблемы с ориентацией на «Союзе-1», которые были причиной отмены «Союза-2» и не имели прямого отношения к причине аварии, фактически спасли жизнь экипажу «Союза-2». Даже после смерти Комарову удалось спасти жизнь.
Первая в России публичная катастрофа космической гонки оставила неизгладимый след в программе. Полтора года ушло на решение всех конструктивных вопросов по машине. Только в октябре 1968 года «Союз» вернулся с космонавтом Георгием Берегово за штурвалом. Его «Союз-3» успешно сблизился с беспилотным «Союз-2». Но запланированная стыковка двух кораблей не состоялась, еще один казус, который удалось скрыть советской пропаганде. Последующие усилия, предпринятые для улучшения «Союза», сделали его самым долговечным и надежным транспортным средством для людей в космосе. Хотя путешествие не обошлось без новых препятствий: 30 июня 19 г.71, экипаж корабля «Союз-11» был найден мертвым внутри своей капсулы после аварии с декомпрессией при входе в атмосферу.
Ссылки:
http://www.astronautix.com/articles/kamaries.htm
http://www.russianspaceweb.com/soyuz1.html
Твердыня в небесах – Семидесятые – Бен Эванс
Побег от оков Земли – Пятидесятые и Шестидесятые годы – Бен Эванс
Звездный человек: правда, скрывающаяся за легендой о Юрии Гагарине (издание к 50-летию) – Джейми Доран и Пирс Бизони
Иван Иванович и упорный заговор пропавших космонавтов
25 марта 1961 года в сельской местности недалеко от Перми, древнего города в самом сердце Советской России, катапультируемое кресло спрыгнуло с космического корабля. Спасательная бригада с помощью местных жителей в конечном итоге обнаружила место крушения заснеженного корабля и его пассажира. Кем был этот таинственный космический путешественник? Ни один человек еще не летал в космос. Может оно из другого мира? Или, что еще хуже, возможно, оно пришло с декадентского Запада? Прошлым летом был сбит американский самолет-разведчик U-2, и его пилот Гэри Пауэрс предстал перед мировыми СМИ. Что, если этот таинственный посетитель был шпионом?
Громкий шум, возвестивший о возвращении корабля в атмосферу, был похож на звук зенитной ракеты. Чиновники предупредили любопытных, заявив, что это всего лишь манекен. Когда спасатели наконец добрались до катапультируемого кресла, они бросились к бездыханной фигуре в странном летном костюме. И вот он сидит — Иван Иванович (русский аналог Ивана Доу). На Иване была прикреплена табличка с одним словом: МАКЕТ (модель). Иван был дураком. Кинематографист, нанятый для записи полета, вспоминал разочарование добровольцев-спасателей, когда они обнаружили, что потратили все свои усилия на создание манекена. Ивана не приветствовали на Земле салютом или букетом цветов, как это было бы с более поздними космонавтами, вместо этого он получил удар кулаком в лицо.
Иван Иванович летал на борту Корабль Спутник 5, часть испытательной программы, призванной проложить путь к программе Советского Союза Восток , которая, как они надеялись, побьет американцев, запустив первого человека в космос. Это был второй полет летно-испытательного манекена. Первый, с использованием однояйцевого близнеца Ивана, произошел ранее в том же месяце, 9 марта.
Иван Иванович на выставке Space Race , выставка в Музее в Вашингтоне, округ Колумбия.
Советская программа славилась своей секретностью. Информация о рейсах тщательно контролировалась. С одной стороны, это означало, что Советы могли использовать этот покров тайны, чтобы оказаться на шаг впереди игры; легче сказать, что вы на правильном пути, если вы не устанавливаете публичный крайний срок. С другой стороны, это создало климат, в котором процветали слухи и спекуляции. В этой атмосфере ограниченности информации, сильного предвкушения полета человека в космос и опасений холодной войны укоренился слух: Советы скрыли смерти в космосе — заговор пропавших космонавтов.
Слухи появились в конце 1950-х годов, но их количество увеличилось во время программы Корабль-Спутник . Они опирались на искаженные пересказы об обнаружении капсул «Корабль-Спутник » и укоренившееся в США изображение Советов как скрытных и ненадежных. С каждым пересказом они становились все поразительнее. Космонавты погибали при ударе, сходили с ума в космосе, были обречены на вечное кружение вокруг Земли, когда их капсулы отказывались возвращаться. В мае 1960 года упорный сенатор-антикоммунист Генри Джексон утверждал, что официальное обозначение 9-го0125 Корабл-Спутники как беспилотные были тщательно продуманным прикрытием для серии катастрофических неудачных миссий с экипажем. Советы мало рассказали о своих планах на будущее. Корабль-Спутник был частью колоссальных, интенсивных усилий по подготовке к первому пилотируемому полету Восток , но для многих наблюдателей советская секретность и опровержения просто доказали, что им есть что скрывать.
В акции приняли участие
радиолюбителя; Братья Джудика-Кордилья из Италии добились значительной известности своими неоднократными историями о перехвате передач потерянных космонавтов. Им удалось превратить свою известность в игровое шоу, где они выиграли поездку в США, чтобы посетить объекты НАСА.
12 апреля 1961 года, через несколько недель после полета Ивана, ухмыляющийся 27-летний офицер советских ВВС Юрий Гагарин стал первым человеком-космонавтом на борту космического корабля Восток 1. Америка едва оправилась от шока гагаринской катастрофы. полета, когда в августе того же года Герман Титов, которого иногда называют поэтом космоса, стал космонавтом номер два. Во всяком случае, какофония путаницы и взаимных обвинений, последовавшая за этими полетами, усилила слухи о пропавшем космонавте. Только когда президент Джон Ф. Кеннеди подтвердил, что полеты действительно имели место, многие американцы неохотно признали Титова и Гагарина настоящими пионерами космоса, а не тщательно продуманными рекламными уловками.
Тем не менее шквал пропаганды, сопровождавший каждый новый советский космический спектакль, и почти непроницаемая пелена секретности того, как эти полеты совершались, привели к тому, что заблудшие космонавты продолжали появляться, как неожиданные фантомы на поезде-призраке, путешествующем по раскаленному космосу. гонки 1960-х годов. Обозреватель Washington Post Дрю Пирсон изобразил себя ведущим одиночную войну против секретности Кремля, написав многочисленные колонки о предполагаемых советских космических катастрофах. Сообщения становились все более подробными: разнополые экипажи обреченных Советов, по-видимому, причитали: «Помни нас Родине! Мы потерялись! Мы потерялись!» поскольку они поняли, что спасение невозможно, и их космический корабль стал их могилами.
Заговор пропавших космонавтов был настолько мощным, что повлиял на сообщения о реальных советских космических катастрофах, таких как смерть космонавта Владимира Комарова, когда парашют его космического корабля «Союз-1» вышел из строя во время входа в атмосферу в 1967 году, и гибель экипажа «Союз-11» в 1971 году во время очередная авария на входе. Левый журнал Ramparts, , который процветал в период недоверия эпохи Уотергейта, цитировал предполагаемого бывшего подслушивателя из АНБ, который, по-видимому, подслушивал, как Комаров со слезами на глазах прощался с женой и гневно осуждал советскую систему в Центре управления полетами. и советский премьер Алексей Косыгин. Этот отчет, изобилующий надуманными и сомнительными подробностями, тем не менее показывает, насколько влиятельными были потерянные космонавты.
Советы знали о слухах, порождаемых их секретностью, и знали, что их соперники готовы думать о них самое худшее. Полет Ивана был нужен для проверки микрофона и системы передачи для будущих космонавтов. Но использование записанного человеческого голоса рисковало раздуть пламя историй о пропавшем космонавте. Один техник предложил использовать запись пения. Петь в космосе? Конструкторы возражали, западные подслушиватели предположили бы, что космонавт сошел с ума. Был достигнут компромисс, запись хора. Даже доверчивые капиталисты не поверят, что на корабле может поместиться хор, а также будет использована запись рецепта борща. Так летал Иван Иванович по свету, попеременно распевая и декламируя рецепт борща.
Слухи о пропавшем космонавте были убедительно опровергнуты еще в середине 1960-х годов. Теперь известно, что Советы действительно скрывали катастрофы и аварии в рамках космической программы, но нет никаких доказательств того, что они когда-либо скрывали какие-либо смерти на орбите. В 1960 году в результате взрыва на стартовой площадке беспилотной ракеты погиб высокопоставленный чиновник советских ВВС маршал Митрофан Неделин и еще около 120 человек личного состава. Кроме того, стажер-космонавт Валентин Бондаренко погиб в ужасающем пожаре в богатой кислородом атмосфере изоляционной испытательной камеры. Растущая открытость «гласности» в СССР в XIX в.80-е годы разоблачили эти бедствия как жаждущему правды советскому народу, так и любопытным американским экспертам. Влияние гласности на переписывание советской истории было настолько велико, что в 1988 году советские экзамены по истории в старших классах были отменены, потому что откровения о прошлом сделали их учебники бесполезными. Однако среди потока поразительных откровений о хаосе и распрях советской космической программы, скрывавшихся за ее нетронутым публичным фасадом, не было никаких доказательств, подтверждающих теорию о пропавших космонавтах.
В то время как Юрия Гагарина и Валентину Терешкову чествовали и прославляли как героев, Ивана на десятилетия заперли в секретном музее, недоступном для публики. Бизнесмен-миллиардер, филантроп и кандидат в президенты Росс Перо приобрел на аукционе большое количество советских космических реликвий в 1990-х годах. Именно с этой коллекцией Иван пробрался в свой нынешний дом в Смитсоновском институте, из тени и, наконец, лицом к лицу с публикой — напоминание о крайнем недоверии, процветавшем между СССР и Западом в годы Холодной Война.