Автопилот на машине как называется: Чем отличается машина с автопилотом от беспилотника и когда самостоятельные автомобили захватят дороги

Содержание

Чем отличается машина с автопилотом от беспилотника и когда самостоятельные автомобили захватят дороги

Какими только терминами сейчас ни пестрят новости и пресс-релизы в автомобильной индустрии — машины вроде как становятся все более самостоятельными. Но на дорогах почему-то мало что меняется. А может быть, «автопилот» есть уже в вашей машине? Отделим маркетинговые сказки от беспощадной реальности


Как все начиналось

Помните сцену из «Терминатор 3: Восстание машин», где злобная роботесса тыкает пальцем в машины спецслужб, запускает в них неких нанороботов и превращает транспортные средства в своих подручных? После этого автомобили начинают слушаться ее команд и ездить безо всякого водителя за рулем. Несмотря на то что это лишь сравнительно старый фантастический боевик сомнительной художественной ценности, в 2003 году такой трюк не казался уж слишком нереалистичным.


И вправду: даже многие обыватели знали, что машины тех лет уже содержат огромное количество электроники и подключенных к ней исполнительных механизмов. Всякие усилители руля, системы активной безопасности и прочие почти незаметные удобства действительно позволяли автомобилям выполнять многие действия самостоятельно. Да что там говорить, именно в 2003 году Toyota начала продавать свой гибридный Prius, который в максимальной комплектации мог самостоятельно выполнять параллельную парковку. Сцена с машиной, по нажатию кнопки крутящей рулем и заезжающей в карман без участия водителя, производило неизгладимое впечатление.


Тем не менее, с тех пор прошло более полутора десятилетий, но автомобили так и не стали автономными, хотя и обзавелись просто невероятным множеством продвинутых «помощников» и умных систем. При этом новости о неких автопилотах, автономных машинах и беспилотниках с завидным постоянством появляются в информационном поле. А купить их по-прежнему нельзя, да и редкие встречи с прототипами или максимально приближенными к этим сказкам серийными моделями только усиливают фрустрацию. Разбираемся, почему обещанное будущее так и не наступило.


Дисклеймер

Этот текст — попытка дать краткое общее представление о довольно сложной теме. Продвинутые автолюбители, эксперты и инженеры, скорее всего, найдут некоторые моменты излишне упрощенными и непрофессиональными. Изучение углубленных подробностей мы оставляем в качестве опционального домашнего задания для самых любопытствующих.


Терминологическая путаница с автопилотом


Перво-наперво уничтожим на корню излюбленный спор, связанный с вопросом самостоятельной езды машин — «этот автопилот вообще не автопилот, вот настоящий автопилот!» В реальности нет четкого определения термина «автопилот» применительно к автомобилям. Само по себе это понятие пришло из авиации, где означает программно-аппаратный комплекс, ответственный за помощь экипажу в выполнении ряда рутинных задач управления. На железнодорожном транспорте тоже есть свои «автопилоты» — система автоведения, а у моряков — авторулевой.


Все эти группы технологий объединяет одно важное свойство: они не выполняют комплексной задачи управления транспортным средством, а лишь снимают часть нагрузки с человека. Автопилот может поддерживать курс, компенсировать возникающие из-за нестабильности среды отклонения в движении, контролировать заданные безопасные параметры маршрута и рамки эксплуатации. Но главным всегда остается пилот (машинист, капитан или рулевой). Именно он или она отвечает за безопасность всех транспортных мероприятий, принимает решения во всех ситуациях и обязан контролировать каждый момент движения.


Даже если автоматика способна выполнить полет (плавание или поездку) полностью самостоятельно от старта до финиша, транспортное средство не становится автономным. «Рулит» всем процессом все равно человек, не имеющий права стопроцентно полагаться на компьютерных помощников. Он же несет ответственность и всегда считается главным.

Держите рулевое колесо


Таким образом понятие «автопилот» имеет лишь опосредованное значение в контексте автономного транспорта. Де-факто автопроизводители имеют полное право называть так какого-нибудь интеллектуального помощника водителя, выполняющего функции адаптивного круиз-контроля и удержания в заданной полосе дороги. Чем и пользуется, например, Tesla.


Более того, в отношении современных и перспективных автомобилей слово «автопилот» используется либо в формате жаргона, либо в качестве маркетингового наименования, либо только в русском языке. И, как мы выше выяснили, оно лишь усугубляет путаницу. На деле существует сразу несколько понятий, с трудом передаваемых нашей родной речью.

Например, полноценный автономный автомобиль называется self-driving, то есть самоуправляемый. Русскоязычным эквивалентом этого термина будет «беспилотный», но проблема тут в том, что «самоуправляемая» машина может быть и пилотируемой, то есть перевод далеко не полноценный.


Итак, вопрос автономности автомобиля затрагивает непосредственно процесс управления транспортным средством. И касается двух важных понятий: принятия решений и ответственности за безопасность движения. Для выполнения пары этих комплексных задач необходимы не только исполнительные механизмы и датчики, коих в современных машинах полно, а еще и некий разум. Во всех текущих разработках и тех, что планируются к выводу на рынок в ближайшие годы, полноценного самоуправления автомобиля нет и не будет. Но определенная самостоятельность все же есть, что позволяет уже называть их в некоторой степени автономными.


Уровни автономности


Чтобы понимать, как «автопилоты» соотносятся друг с другом по уровню самостоятельности, необходимо некое мерило. Оно было создано американской организацией SAE International (Society of Automotive Engineers — «Ассоциация автомобильных инженеров») и разработанная система оценки принята в качестве индустриального стандарта. Она включает в себя шесть уровней, с нулевого до пятого, описывающих степень автономности электронных комплексов управления машин.

Если вкратце, то уровни автономности можно понимать следующим образом:

  • 0 — никакой автоматизации;

  • первый — руки на руле, совместное управление человеком и электроникой;
  • второй — руки можно убирать;

  • третий — человек может не следить за дорогой постоянно;

  • четвертый — человек может отвлекаться от контроля движения на продолжительные периоды времени;

  • пятый — рулевое колесо опционально.

Но есть множество нюансов.

Во-первых, на втором уровне хоть и предполагается, что руки человека на руле могут находиться не постоянно, де-факто все существующие и грядущие машины с такой автономностью требуют от водителя не отпускать «баранку». Делается это с целью нивелировать задержку между пониманием необходимости вмешаться в управление и непосредственными действиями человека. Да и ответственности на электронике никакой нет, так что во избежание юридических проблем производитель должен быть уверен, что водитель точно бдит во время работы «автопилота».


Иначе компанию могут обвинить в создании транспортного средства, не имеющего права ездить по дорогам, ведь эксплуатация беспилотников за редкими особыми исключениями везде пока запрещена. Некоторые системы отслеживают направление взгляда водителя или используют иные продвинутые технологии для этих целей. Но удержание руля руками – все еще самый простой способ, хотя далеко не блещущий надежностью (обмануть проще простого).

А во-вторых, несмотря на статус отраслевого стандарта, уровни автономности, обозначенные SAE International, не устанавливаются независимым регулятором. Каждый производитель сам определяет, в какую категорию попадает его детище, и тут спорить трудно — создателям виднее. Или маркетологам, но это уже другая история. В общем, ясности классификация не прибавляет. Однако иной общепринятой системы у нас нет, так что рассмотрим ее чуть подробнее.


Уровни 0-2


Первые три столбца в каноничной таблице SAE Imternational относятся к транспортным средствам, в которых даже при наличии продвинутых электронных систем управление всегда и безусловно осуществляет человек. Нулевой уровень описывает вообще любые машины: от древних Ford Model T до самых новых моделей в простых комплектациях. Потому что даже при наличии антиблокировочной (ABS), противобуксовочной (ASR), распределителя тормозных усилий (EBD) и системы помощи при торможении (BAS), а также множества прочих функций активной безопасности такие автомобили лишь оказывают поддержку водителю. Они упрощают управление в некоторых ситуациях, делают машину надежнее, а ее поведение более предсказуемым, но никаких решений принимать не могут.


Первый и второй уровни уже относятся к комплексам систем или даже комплексным системам помощи водителю, объединяемых расплывчатой аббревиатурой ADAS (Advanced driver-assistance systems). В эту категорию попадают самые разные функции современных машин. От сравнительно простого автоматического экстренного торможения и адаптивного круиз-контроля до более продвинутых систем самостоятельной парковки, удержания в полосе движения и тому подобное.



Если автомобиль оказывает поддержку водителю в сложных режимах движения (все системы активной безопасности), выдает индикацию об угрожающих либо настораживающих ситуациях (контроль слепых зон, предупреждение о покидании полосы или опасном сближении) — это нулевой уровень автономности. То есть машина может воспринимать некие раздражители и даже «рефлекторно» на них реагировать (останавливаться, корректировать тормозное усилие), но анализировать их в комплексе и принимать решения она не умеет.


Когда в машине реализованы функции самостоятельного поддержания какого-либо из параметров движения с учетом обратной связи — это уже первый уровень автономности. Обычный круиз-контроль по-прежнему в эту категорию не попадает, оставаясь «на нуле», а вот адаптивный — уже да. Или автоматическое удержание в полосе.

Отличие же второго уровня автономности в том, что его статус заслуживают автомобили, которые могут сами выполнять сразу несколько задач поддержания движения. То есть одновременно и удерживать себя в полосе дороги, и ехать на заданной дистанции от впереди едущего транспортного средства, корректируя свою скорость. Такие машины уже проявляют некие «зачатки разума», анализируют окружающую обстановку и принимают некие решения в рамках конкретной задачи.


Уровни 3-5


Вторая половина классификации SAE International уже относится к полноценным автономным автомобилям, или же беспилотникам, как их величают в отечественной прессе и литературе. Пока недостижимый пятый уровень мы даже рассматривать подробно не будем, он относится к «настоящему автопилоту». Такой программно-аппаратный комплекс умеет без участия человека управлять машиной вообще в любых дорожных условиях — от американского города до российской глубинки и от полярного бездорожья до грунтовки в джунглях. Утопия, короче говоря, и когда это получится реализовать, совершенно не ясно.

Беспилотники КамАЗа в суровых условиях


А вот третий и четвертый уровень представляют практический интерес, поскольку служат своеобразным Священным Граалем большинства автопроизводителей. Причем, что самое интересное, на деле по дорогам уже давно колесят автомобили с такими возможностями, но в этом никто не признается. Почему — чуть ниже, а сейчас просто отметим следующие незначительные различия между «троечкой» и «четверочкой».



Водитель машины с «автопилотом» третьего уровня автономности должен вмешаться в управление за фиксированное время (до нескольких секунд), если компьютер его об этом попросит. В случае следующего этапа эволюции умных автомобилей от человека при включении «автопилота» вмешательства не требуется никогда. Короче говоря, электроника способна полноценно управлять транспортным средством, принимать решения и, что важно, несет ответственность за его безопасность.


Чем же это отличается от полного беспилотника с пятым уровнем автономности? Разгадка проста — областью применения. Системы автономного вождения третьего и четвертого уровня могут включаться только при выполнении строго определенных условий движения. Например, исключительно на шоссе, а в городе — нельзя. Или вплоть до разрешенной законом скорости, либо в пределах заранее обозначенной территории (геозонирование).

Геозонирование автопилота Super Cruise от General Motors

Да-да, некоторые читатели уже догадались: помощник при движении в пробке можно классифицировать как настоящий «автопилот» третьего уровня. Но ни сейчас, ни в ближайшем будущем никто так делать не будет.


Проблема ответственности


Если смотреть на классификацию SAE International формально, то некоторые современные модели машин на рынке запросто попадают в стан беспилотников. Но для этого класса транспортных средств нет и не предвидится внятных юридических рамок эксплуатации. По крайней мере таких, при существовании которых подобные автомобили можно продавать рядовым гражданам для эксплуатации на любых дорогах общего пользования.


Вот и получается, что даже производители самых продвинутых транспортных средств на рынке скромно заявляют о втором уровне автономности. При этом правила сертификации не спешат включать в себя оценку самостоятельности «автопилота», потому что тогда придется выкинуть с дорог сразу кучу успешных машин. Или заставить их создателей отключить все функции, которые зачастую служат ключевыми конкурентными преимуществами.

Складывается патовая ситуация, не имеющая решения в обозримом будущем. Автопилоты вроде как есть, но их при этом нет, лишь продвинутые ассистенты. Иначе пользоваться ими никто не сможет. Хотя обстановка нестабильная и современные технологии постоянно вызывают пристальное внимание регулирующих органов, что хорошо видно по ряду расследований соответствующих американских ведомств в отношении той же Tesla.


Одновременно с этим почти ничего не слышно о транспортных средствах с третьим уровнем автономности, и это еще один курьез. Несмотря на теоретическую возможность записать в гордое число беспилотников или машин с «настоящим автопилотом», производители не станут этого делать, даже если их продукты умеют самостоятельно ездить в определенных условиях. Речь, конечно же о Tesla на хайвеях и всяческих помощниках при движении в пробке.


Итогом становится игнорирование третьего столбца классификации SAE International, поскольку он «вводит клиентов в заблуждение». Зато на будущее почти все стартапы и крупные компании заявляют о создании машин с «автопилотом» четвертого уровня. Потому что обещать автономность можно, даже когда ее еще не разрешили. А уж как это выйдет реализовать — вопрос десятый. Получится, что хотели — запишем во второй уровень и продадим, маркетинг поможет. Не выйдет — ну и не беда, все равно регуляторы это не выпустят на дороги.


В сухом остатке


Да, большинство современных машин обладают и различными датчиками для получения сведений об окружающей обстановке (парктроники, радары, лидары и камеры), а также множеством исполнительных механизмов для самостоятельного управления (электронное управление впрыском топлива и положением дроссельной заслонки, распределение тормозных усилий и электрический усилитель руля). Но «мозга» для обработки сигналов от первых и исполнения решений с помощью вторых им никто не может дать или не хочет. За редкими исключениями.


Причин тому несколько, и помимо сложностей с разработкой необходимых алгоритмов вмешивается недоработанность правовой системы. Но с точки зрения терминологии автомобилей с автопилотом на дорогах полно. Есть даже де-факто настоящие беспилотники, продающиеся простым смертным. Что наиболее интересно, одни во вторые сравнительно легко могут превратиться. Однако только если создатели такой машины пошли определенным путем.

Можете не держать руки на рулевом колесе


Речь о разнице в подходах к проектированию автомобилей с интеллектуальными помощниками водителя. Такие компании, как Tesla, например, изначально «целились» в автономность, поэтому их продукция имеет унифицированные очень мощные бортовые компьютеры с развитой сетью самых разных сенсоров. И все функции ADAS в таких машинах реализованы лишь программами на потенциально очень могучем «железе».



В свою очередь «традиционные» автопроизводители воплощали функционал систем помощи водителю постепенно, так сказать эволюционно. Поэтому они появлялись в автомобилях, как правило, отдельными блоками или программно-аппаратными комплексами. Объединить их единым электронным «мозгом» архитектурно почти невозможно. На деле именно этим и обусловлено фундаментальное различие между «умностью» какого-нибудь продвинутого Volkswagen Passat c «автопилотом» второго уровня и современным электромобилем в ценовом сегменте выше среднего.

Беспилотные машины уже ездят по Москве. Прокатились на авто под управлением робота-педанта

Сегодня мы постоянно встречаем в прессе истории о беспилотных автомобилях, способных оставить без работы водителей. Машина, которой не нужен человек за рулем или вообще руль, по задумке должна стать такой же привычной, как когда-то лифты без лифтеров или звонки по межгороду без помощи телефонисток. В России в 2025 году, по одному из прогнозов, могут продать 20–40 тыс. таких авто. Хотя аварии с беспилотниками в США  сбитый пешеход, ДТП с грузовиком  показали, что задача труднее, разработчики продолжают улучшать технологии, а правительства стран  принимать законы для них. В прошлом ноябре в России разрешили тестировать беспилотные автомобили на общих дорогах. С мая 2019 года беспилотники «Яндекса» ездят по Москве. Корреспонденты ТАСС прокатились на машине будущего, выяснили как «видит» мир автопилот и когда эти автомобили станут повседневностью.

В Москве 35 беспилотников. Вы их не замечаете

Если вы увидите беспилотник на дороге и не будете рассматривать его, то, скорее всего, не поймете, что это он. Вы бы заметили, если водительское место было пустым, но постановление, по которому разрешено тестировать эти машины в городах, не позволяет делать это без водителя. Поэтому вы увидите обычную иномарку с человеком за рулем и вряд ли будете приглядываться, чтобы понять, что руль крутится сам по себе.

Читайте также

Как изменится авторынок в России через семь лет

За рулем Ярослав, он инженер в «Яндексе» и прошел обучение для допуска к испытаниям. Мы с фотографом взяли свои водительские удостоврения, но зря, нам нельзя за руль. Задача Ярослава — «подстраховывать» алгоритм — брать управление, если что-то пошло не так. Он заводит «Тойоту Приус», переделанную в беспилотник, и смотрит на большой экран между водительским и пассажирским местом. Нужно убедиться, что компьютер видит все вокруг.

Мы видим, как по экрану движутся люди в белых прямоугольниках, а другие машины — в желтых. Это значит, что программа все распознала, можно ехать. Ярослав вручную выезжает со двора гаража на Аминьевское шоссе (автопилот умеет делать это сам, но рядом ремонтируют дорогу), отпускает руль и откидывается на спинку кресла. Машина на экране, как в игре, движется по зеленой, а потом по красной полосе — так отображается набор скорости. 

Хотя внимательный человек заметит пару деталей и «раскусит» водителя. На крыше беспилотника черное «ведерко»: это лидар — лазерный сенсор, определяющий расстояние машины до других объектов. Впереди, сзади и по бокам машины — камеры, их шесть, обычную машину так не «обвесят». Еще у автономного авто внизу радары — они нужны, чтобы видеть положение машины в пространстве, но их не видно, они под бампером. Внимательный водитель задумается, что значит буква «А» на заднем стекле. Ну или попросту увидит надпись «беспилотный автомобиль» на двери авто. 

Сегодня 35 беспилотных машин днем и ночью катаются по московским дорогам. Мы поедем по Аминьевскому шоссе и ул. Мосфильмовской. У «Яндекса» есть маршруты, например, по Мичуринскому и Комсомольскому проспекту. Скоро и машин, и маршрутов будет больше, сейчас еще 15 автомобилей в процессе сертификации, которой занимается Минпромторг. До конца года по городу, по плану, будет кататься сотня беспилотников.

Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила

Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно. «Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить. Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера», — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса». 

«Мозг» машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу «познакомили» с Хамовниками и некоторыми другими районами.

Мы с фотографом сидим на пассажирских местах. Я сзади, он на переднем сиденье. Я не чувствую себя героем фантастического фильма вроде «Я робот» или «Особое мнение», где люди ездят на беспилотниках. За рулем есть человек, возможно, поэтому нет ощущения, что поездка какая-то необычная. Вот только едет машина непривычно медленно. С такой же робкой скоростью я каталась первую неделю после получения прав. Наш фотограф замечает, что автопилот «резковат в движениях, не объезжает ямы и лужи, ощущение, что рулит новичок». И другие водители поступают с ним, как с неопытным шофером, нас обгоняют все — грузовики, маршрутки и малолитражки типа «Матизов» и «Пиканты». 

Беспилотник — гибрид: он ездит традиционно — на бензине, и может ехать на электричестве

© Сергей Бобылев/ТАСС

«Здесь разрешена скорость 60 километров в час, — Юлия Швейко, пресс-секретарь «Яндекса», сидит рядом и объясняет, что происходит. — Мы едем со скоростью 59 километров в час. Другие водители знают, что можно ехать быстрее, потому что нет штрафа за превышение скорости до 20 километров в час». 

Алгоритм-водитель — это педант, соблюдающий все правила дорожного движения. В этом и смысл, есть надежда, что на дорогах с беспилотниками станет безопаснее. Превышение скорости — главная причина ДТП в России. 

Хотя неумение нарушать ПДД — это и слабое место. «Если впереди авария, а чтобы объехать, нужно выехать на встречку, то беспилотник остановится и никуда не поедет, — говорит Юлия Швейко. — У человека не возникнет вопроса, что делать, — он аккуратно объедет препятствие, слегка нарушив правила. Сейчас в ситуации, непонятной для алгоритма, пилот-испытатель забирает управление. А мы накапливаем опыт, чтобы учить машину понимать, как адекватно поступать в таких случаях».

Мы стоим на светофоре. Видим на экране красный забор перед капотом, то есть программа понимает, что ехать нельзя. «Хёндай» в соседнем ряду начинает движение чуть раньше, чем загорается зеленый свет.

Карты, знаки, люди. Как думает алгоритм-водитель

В багажнике беспилотника компьютер, на котором хранятся базы с картами. Это не карты, как в «Яндекс.Навигаторе», а более продвинутые — HD-карты. Все в мире компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, создают их сами.

«Беспилотник ориентируется не только на то, что видит вокруг, но и на свои карты, — говорит Юлия Швейко. — Частый вопрос: «Как машина будет ехать, если на дороге не видно разметку, например, зимой из-за снега?» Алгоритм знает, что она есть, потому что обращается к карте. Если утром начался ремонт дороги, эта информация появится в наших «Яндекс.Картах» и в HD-картах и программа будет знать об этом. Хороший интернет, поколение 5G-сетей не нужны. Мы намеренно создаем такие системы, которые не зависят от инфраструктуры, могут принимать решения там, где нет связи с Сетью». 

В любой непонятной ситуации машина останавливается

© Сергей Бобылев/ТАСС

Первое — машина находит себя по картам. Второе — она анализирует, что вокруг нее: какие объекты, препятствия, как и с какой скоростью движутся машины. Третье — алгоритм предсказывает, как будут вести себя все в дальнейшем: сохранят ли машины скорость, траекторию движения. «В двух словах не расскажешь, как выглядит «мыслительный процесс» программы, но обнаружение себя и прогнозы она делает десятки раз в секунду», — уточняет Швейко. 

Впереди автобус снижает скорость перед остановкой. Беспилотник останавливается за ним. «Мы не видим людей, но они могут выйти из-за автобуса, — объясняет Швейко. — Если пешеход выходит на дорогу — машина останавливается. У нас был случай в Иннополисе (татарский IT-городок в 40 км от Казани) — человек «голосует», чтобы поймать такси. Машина «видит» его, предполагает, что он будет переходить, снижает скорость. Мужчина думает, что его подберут, и идет к ней. Беспилотник останавливается, а он садится назад».

Мы возвращаемся на стоянку. Машина сделала круг за десять минут. Ярослав паркуется в ручном режиме и собирается на заправку. 

Зачем «Яндекс» испытывает машины в Израиле

В Иннополисе беспилотный автомобиль «Яндекса» катается уже год. У него там больше свободы, по правилам иннограда, испытатель сидит на переднем пассажирском месте. На этих дорогах автопилота научили «видеть» мелких животных. «В Иннополисе через дорогу часто бегают зайцы, — говорит Артем Фокин. — нам пришлось научить автомобиль распознавать их и приостанавливаться. Теперь зайцев, кошек и более крупных животных программа знает».

Технически, любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже «Жигули». Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления

© Сергей Бобылев/ТАСС

Чем больше знает алгоритм, тем лучше. Пару месяцев назад три беспилотника начали кататься по улицам в Тель-Авиве. Требования в Израиле к тест-драйву, кстати, как и в России: человек подстраховывает автопилот в водительском кресле.

«В Тель-Авиве много мотоциклов, скутеров, электросамокатов, — объясняет Фокин. — Мы собираем данные о поведении двухколесного транспорта. Если мы захотим запуститься, скажем, в Италии, или где-то еще, где много велосипедов и скутеров, — нам будет проще. Регулирование беспилотных автомобилей в Израиле делает первые шаги, но это одна из немногих стран, где есть соответствующие нормативные акты. До конца года мы запустим там еще десять автомобилей. И мы открыли там офис, набираем местную команду разработчиков. Они будут вместе с российской командой работать над технологией и решать задачи, которые появляются по мере тестирования в этом регионе».

Когда беспилотники смогут заменить водителей

Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.

«Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей  — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: «Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?» Ответ: «Я не знаю». Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран».

Технически, любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже «Жигули». Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления

© Сергей Бобылев/ТАСС

На стоянке три беспилотных автомобиля — «Тойота» и «Хёндай». Наш фотограф — водитель со стажем, следит за новинками автопрома — с любопытством их рассматривает. Он говорит, что не хотел бы отдавать руль роботу. Все же пересадить водителей на беспилотники — это не то же, что отказаться от лифтеров или телефонисток. Вы знаете что-то о фанатах, которые ни в какую не хотели звонить по межгороду без посредников? Но есть люди, которые обожают водить машину. У меня, впрочем, наоборот большие надежды на технологию. Пару лет назад я чуть не попала в аварию на трассе, после чего думала о киберпанк-будущем с беспилотниками как о прекрасном времени. 

Анастасия Степанова, Константин Крашенинников 

Все об автопилоте Tesla

Электромобили Tesla почти могут управлять собой, но ключевое слово «почти».

Tesla Motors дебютировала со своей полуавтономной системой вождения под названием Autopilot еще в 2014 году. Она использует множество камер, а также радарные и ультразвуковые датчики, расположенные вокруг автомобиля, и, по сути, включает в себя набор функций автомобиля, помогающих водителю, чтобы обеспечить элементарные самостоятельная езда по шоссе.

Первоначально предлагаемый как часть технического пакета для модели S, теперь он является отдельной опцией как на базовом, так и на продвинутом уровнях и доступен на всех автомобилях Tesla, включая Model 3 и Model X. Компания модернизировала технологию. с добавленными возможностями в последующих обновлениях системы, но автопилот остается спорным.

Отвечая на серию аварий, в которых, как сообщается, работал автопилот, критики утверждают, что некоторые владельцы Tesla склонны переоценивать систему. Часть проблемы, по мнению некоторых, заключается в том, что название «Автопилот» дает автомобилистам ложные надежды на то, что оно делает автомобиль полностью автономным, тогда как на самом деле система по-прежнему требует вмешательства человека. Со своей стороны компания утверждает, что использование автопилота снижает риск попадания водителя Tesla в аварию.

Cadillac выпустил собственную полуавтономную систему вождения по шоссе под названием Super Cruise для седана XT5 2018 года. Система Caddy обеспечивает полную работу без помощи рук, хотя она следит за положением головы автомобилиста с помощью крошечной инфракрасной камеры, чтобы убедиться, что он или она предусмотрительно следит за дорогой и готов взять на себя управление транспортным средством, если это необходимо. Полностью электрический Nissan Leaf дебютировал с полуавтономным вождением с его недавним редизайном, хотя его система ProPilot требует, чтобы водитель держал обе руки на руле в целях безопасности.

Возможности и ограничения автопилота

Базовая система автопилота, использующая ряд датчиков, может поддерживать безопасную дистанцию ​​до движущегося впереди транспорта с помощью автоматического управления дроссельной заслонкой и торможением, а также удерживать автомобиль в центре между разметкой полосы движения с помощью постоянной регулировки рулевого управления. Эта версия системы стоит 3000 долларов США, если она установлена ​​до поставки, и 4000 долларов США, если она будет добавлена ​​позже посредством загружаемого обновления.

Система требует, чтобы водитель либо удерживал руль, либо, по крайней мере, время от времени хватался за него, чтобы дать понять, что он или она обращает внимание. По словам Теслы, система на самом деле идентифицирует руки, «распознавая легкое сопротивление при повороте руля или от того, что вы очень легко поворачиваете руль вручную». Водитель получит звуковые и визуальные предупреждения о необходимости вернуть руль в случае необходимости, и система в конечном итоге отключится, если они будут проигнорированы.

Автопилот официально предоставляет так называемый «второй уровень» автономии в соответствии со шкалой самостоятельного вождения Национальной администрации безопасности дорожного движения, в которой водитель должен оставаться готовым взять на себя управление в случае необходимости. (Первый уровень представляет базовый круиз-контроль, а пятый уровень — полную автономию без участия водителя.) Автопилот, например, не может учитывать слабости других водителей или предвидеть опасности на дороге. Вы должны быть готовы агрессивно взять на себя управление, например, если другой автомобилист резко подрежет вас при внезапном повороте в несколько полос, или чтобы избежать резкой выбоины на дороге впереди.

Полная версия Autopilot, которая стоит 5 000 долларов США до доставки и 7 000 долларов США после нее, помимо указанной выше цены базовой системы, расширяет возможности системы.

Дополнительные функции включают в себя навигацию на автопилоте, которая обеспечивает полуавтономное движение от въезда к съезду с возможностью пересечения развязок, автоматической смены полосы движения и обгона медленно движущихся транспортных средств. Он также поставляется с функцией самостоятельной парковки, которая автоматически направляет автомобиль как на параллельные, так и на перпендикулярные парковочные места. Функция Summon может автономно вытаскивать автомобиль из гаража или парковочного места и была обновлена, чтобы «найти вас где угодно на парковке» с небольшого расстояния с помощью кнопки на брелоке автомобиля.

Что дальше для автопилота?

Цитируя веб-сайт Tesla: «Все автомобили Tesla оснащены аппаратными средствами, необходимыми в будущем для полного автономного вождения практически при любых обстоятельствах, с уровнем безопасности, который, по нашему мнению, будет как минимум в два раза выше, чем у среднего водителя-человека».

Компания сообщает, что в 2019 году будет выпущено обновление, которое позволит автопилоту работать на городских улицах, распознавать светофоры и знаки остановки и реагировать на них, а также перемещаться по кольцевым развязкам. Ожидается, что полностью автономная Tesla появится в недалеком будущем. Любой из них предполагает, конечно, что компания может выполнить свои высокие обещания в технологическом отношении и пройти проверку федеральных и местных регулирующих органов в процессе, что может быть более сложным концом уравнения.

Еще раз процитируем веб-сайт Tesla: «Использование этих функций без надзора в будущем зависит от достижения надежности, намного превышающей надежность водителей-людей, о чем свидетельствуют миллиарды миль опыта, а также одобрение регулирующих органов, что может занять больше времени в некоторых юрисдикциях. ».

 

Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.

Что такое Tesla Autopilot и как он работает?

Почему вы можете доверять Pocket-lint

(Pocket-lint) — автомобили Tesla имеют некоторые возможности самостоятельного вождения или автономные возможности благодаря набору функций, называемых автопилотом, которые следует использовать только с полностью внимательным водителем. Если вы хотите получить автопилот для своего автомобиля Tesla или хотите узнать больше, в том числе о том, как он работает, добавьте это руководство в закладки.

Что такое Автопилот Tesla?

Автопилот — это дополнительная система помощи водителю для автомобилей Tesla, которую необходимо приобретать отдельно. Он состоит из премиальных функций безопасности и удобства. Вы можете легко купить автопилот в виде одного из двух пакетов — автопилота или полной возможности самостоятельного вождения — которые можно приобрести непосредственно через свою учетную запись Tesla.

Особенности включают способность вашего автомобиля Tesla управлять, ускоряться и тормозить — все автономно и автоматически — в пределах своей полосы движения. В настоящее время автопилот требует контроля со стороны водителя и не делает ваш автомобиль «полностью» автономным. Тем не менее, поскольку функции автономного вождения Autopilot со временем будут развиваться, Tesla заявила, что ваш автомобиль можно будет постоянно обновлять до более новых версий Autopilot с помощью беспроводных обновлений программного обеспечения.

Tesla

Какие автомобили имеют автопилот?

  • Сравнение моделей Tesla

С 2016 года все новые автомобили Tesla стандартно поставляются с оборудованием, необходимым для включения автопилота, включая восемь 360-градусных камер, 12 ультразвуковых датчиков, передний радар, средства обработки изображений, бортовой компьютер, и более. Эта система может видеть во всех направлениях одновременно, и в конечном итоге она обеспечивает возможности автономного вождения Tesla. (Автомобили, выпущенные в период с сентября 2014 г. по октябрь 2016 г., имеют только одну камеру и старые радарные и ультразвуковые датчики.)

Как мы уже говорили ранее, вы должны приобрести один из двух пакетов автопилота Tesla, чтобы фактически использовать это оборудование и использовать автопилот в своем автомобиле. Вы можете проверить конфигурацию вашего автомобиля на сенсорном экране: выберите «Управление» > «Программное обеспечение» > «Подтвердить тип компьютера автопилота» > нажмите «Дополнительная информация об автомобиле».

Сколько стоит Автопилот?

Вы можете приобрести автопилот либо до покупки автомобиля Tesla, либо после его доставки. Доступные пакеты и их цены следующие:

Autopilot

  • Цена: $ 2000 в США

Полное самостоятельное вождение

  • Цена: $ 10 000 в

Мы обновим этот гид с британскими привычками.

Tesla

Что выбрать: автопилот или FSD?

Вот основные функции каждого из двух пакетов автопилота, которые вы можете приобрести для своего автомобиля Tesla:

Автопилот

  • Круиз-контроль с учетом трафика : Сопоставляет скорость вашего автомобиля Tesla с трафиком.
  • Autosteer : Помогает управлять автомобилем в пределах полосы движения и использует круиз-контроль с учетом дорожного движения.

Полная возможность самостоятельного вождения

  • Навигация на автопилоте (бета) : Активно направляет ваш автомобиль Tesla от въезда на съезд к съезду, включая предложение смены полосы движения, навигацию по развязкам, автоматическое включение указателя поворота, и выходим.
  • Автоматическая смена полосы движения : Помогает перестроиться на соседнюю полосу на шоссе, когда включено автоматическое управление.
  • Autopark : Помогает автоматически припарковать ваш автомобиль Tesla параллельно или перпендикулярно одним касанием.
  • Summon : перемещает ваш автомобиль Tesla в ограниченном пространстве и из него с помощью приложения или ключа.
  • Smart Summon : Ваш автомобиль Tesla будет перемещаться в более сложных условиях и на парковочных местах, маневрируя вокруг объектов, чтобы найти вас на стоянке.
  • Управление дорожным движением и знаками остановки (бета-версия) : определяет знаки остановки и светофоры и замедляет ваш автомобиль Tesla до остановки при приближении под вашим активным контролем.

Как купить автопилот Tesla?

Вы можете приобрести автопилот в любое время через свою учетную запись Tesla, после чего необходимое программное обеспечение для автопилота будет добавлено к вашему автомобилю.

Как вы работаете с автопилотом?

Для получения подробной информации рекомендуем прочитать руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Но ниже мы описали, как включить некоторые основные функции автопилота.

Включить автопилот

Многие функции автопилота, такие как автоуправление, навигация на автопилоте и вызов, по умолчанию отключены. Чтобы включить их, вы должны перейти в меню «Управление автопилотом» на вкладке «Настройки». Вам нужно будет согласиться «всегда держать руки на руле» и всегда «сохранять контроль и ответственность». , потяните вниз один раз рычаг круиз-контроля слева от рулевой колонки.В моделях 3 и модели Y: один раз потяните вниз рычаг переключения передач справа от рулевой колонки.

Autosteer

Чтобы использовать Autosteer в Model S и Model X, дважды потяните на себя переключатель круиз-контроля на рулевой колонке. В модели 3 и модели Y дважды потяните вниз рычаг переключения передач справа от рулевой колонки.

Примечание: Значок рулевого колеса появится на вашем дисплее, когда будет доступно автоматическое рулевое управление. Синий значок рулевого колеса появится, когда он включен.

Навигация на автопилоте

Чтобы начать использовать эту функцию, необходимо сначала включить автопилот (Элементы управления > Автопилот > Автопилот), а затем включить функцию навигации на автопилоте. Потребуется калибровка камеры и загрузка последней версии навигационных карт через Wi-Fi. Для каждого маршрута, где доступна навигация на автопилоте, вы можете нажать кнопку Навигация на автопилоте 9.Нажмите кнопку 0003 в списке поворотов навигации, чтобы активировать ее. (Вы также можете активировать навигацию на автопилоте в любое время.)

На моделях 3 и модели Y функцию навигации на автопилоте можно использовать на большинстве автомагистралей, дважды переместив рычаг переключения передач вниз. В Model S и Model X функцию «Навигация на автопилоте» можно включить на большинстве автомагистралей, дважды потянув на себя переключатель круиз-контроля.

Автоматическая смена полосы движения

Чтобы инициировать автоматическую смену полосы движения, необходимо включить автоматическую смену полосы движения в меню «Управление автопилотом» на вкладке «Настройки». Затем, когда автомобиль находится в режиме Autosteer, водитель должен включить сигнал поворота.

Autopark

Если ваш автомобиль увидит место для парковки, на панели приборов появится серый значок P. Им, чтобы использовать Autopark, нажмите на тормоз, переключите селектор передач на задний ход и держите ногу на тормозе. На сенсорном экране появится синий текст Start Autopark. Нажмите ее, чтобы запустить функцию, затем отпустите тормоз и руль. Автопарк начнет управлять транспортным средством. Как только Autopark будет завершен, автомобиль сообщит вам об этом и переключится в режим Park.

Вы можете отменить автопарковку в любой момент, взяв на себя управление рулевым колесом.

Лучшие электромобили 2022 года: лучшие электромобили, доступные на дорогах Великобритании Крис Холл ·

См. наш список лучших электромобилей, доступных для покупки. Лучшие автомобили с батарейным питанием, подходящие для дорог Великобритании.

Призыв

Чтобы использовать Призыв, откройте приложение Tesla.

Нажмите «Вызов», а затем нажмите кнопки «вперед» или «назад». Владельцы Model S и Model X могут использовать Summon со своим брелком, удерживая центр брелка в течение трех секунд, пока не загорятся аварийные огни автомобиля, а затем нажав кнопку frunk или Trunk на брелоке, чтобы Summon вперед и назад.

Smart Summon

Smart Summon позволяет вашему автомобилю подъехать к вам или в выбранное вами место. Он предназначен только для использования на частных парковках и подъездных путях.

Чтобы использовать Smart Summon, откройте приложение Tesla, затем нажмите Summon и выберите значок Smart Summon.