MQ-9 Reaper - для понимания. Что такое ударный беспилотник. Беспилотник раптор
Avenger (Predator C)
Компания GAAS (General Atomics Aeronautical Systems) в 2009 году провела глубокую модернизацию БПЛА Avenger. Эта копания уже давно является главным разработчиком основных беспилотных аппаратов армии США по типу Predator.
Руководство компании планирует таким образом заменить беспилотный самолет Broad Area Maritimе, который выпустили в 2015 году. Новый беспилотник должен обладать улучшенными характеристиками. В частности, он будет совершать самостоятельные взлет и посадку на палубу авианосца. Полезная нагрузка позволит ему переносить авиационные управляемые бомбы GBU-38 JDAМ с лазерным наведением. Длина первого прототипа составила 10 м, а второй планируется увеличить минимум на 0,5 м, что позволит увеличить место для полезной нагрузки примерно до 3 м.
В случае необходимости створки отсека с полезной нагрузкой можно будет демонтировать, что позволит установить комфортный контейнер с оборудованием для разведки. БА Predator C, так же как и его предшественник (Predator В), сконструирован, чтобы переносить около 1000 кг сенсоров и оружия. В тех случаях, когда функция малозаметности не нужна, то вооружение беспилотника осуществляется и снаружи фюзеляжа, и на крыльях. Помимо этого, можно установить дополнительные баки с топливом внутри фюзеляжа, которые увеличат время полета на два часа. Пропорция нормального распределения топлива между фюзеляжем и крыльями – 50/50.
Первоначальная мощность электросистемы Avenger будет меньше на 45 киловольт, нежели на Predator В. Нижняя длинная сторона позволяет устанавливать на БПЛА системы наблюдения по типу «АФАР». Представительство ВВС предоставляет системы обзорной разведки. Внизу носа беспилотника установлен всепогодный радар (LYNX SAR), а на серийных моделях присутствует шарик системы EO/IR, которые на прототип разработчик не устанавливал. Дополнительно конструкторы создали новую выдвигающуюся систему.
V-образный вертикальный хвост обеспечивает дополнительное отклонение радарного излучения и уменьшает инфракрасную заметность от двигательных выхлопов. Для повышения управляемости во время полета на хвосте были вмонтированы два сервомотора. Дизайн моторного отделения горбатый, что позволит увеличить место для змеиного выхлопа. Таким образом устраняется возможность радарного наблюдения за двигателем. Также инфракрасная заметность БПЛА понижается за счет S-образного воздухозаборника и охлаждения. Максимальная скорость – 740 км/ч – обеспечивается двигателем Canada PW545B. Но проведенные отладочные тесты показали, что двигатель способен на большее. Практический потолок для беспилотного аппарата составил 18 км.
Крыло и края хвоста при осмотре БПЛА сверху практически параллельны. Задняя изогнутая кромка крыла увеличивает показатели аэродинамических и структурных преимуществ клиновидного крыла и параллельно ограждает от радаров воздухозаборник. Искривление и толщина крыла позволили беспилотнику достигнуть большого ламинарного течения.
Собственное подразделение компании, которое занимается производством материалов для управления оптической, радарной и инфракрасной подписями, решило проблему с созданием пропускного обтекателя антенны связи вверху носа. Он полностью прозрачный для частотного диапазона Ku, который использует большая часть систем спутниковой воздушной связи.
Беспилотный самолет сконструировали таким образом, чтобы для транспортировки или хранения на складах крылья можно было свернуть. Помимо ВВС, беспилотником заинтересовались и в ВМФ, поскольку его характеристики и способы применения могут решить множество задач. Специально для этого на самолет установили кормовой крюк и провели испытания взлета и посадки на палубу авианосца. На сегодняшний день первые заказы на БА сделали ВВС США и Великобритании.
Посадку беспилотник осуществляет при помощи посадочного устройства, такого же, как и на самолете F-5. Механизм работает при помощи лазерного высотомера и индикатора вертикали, которые отображаются на экране оператора. Удержание мощности двигателя на нужном уровне для приземления осуществляется при помощи перемещения «каретки» в середину индикатора. Подобная система устраняет лишние колебания, вызванные эффектом параллакса.
Predator С впервые испытывался в воздухе в апреле 2009 года в рамках испытательной программы, которая велась два месяца. Новый беспилотник постепенно начал смещать старые версии с производства. Финансирование на новый проект компания осуществляла самостоятельно, и его размер почти в два раза преувеличил версию В.
Avenger (Predator C). Характеристики:
Модификация | Avenger |
Размах крыла, м | 20.10 |
Длина самолета, м | 12.40 |
Высота, м | |
Масса, кг | |
пустого | |
максимальная взлетная | |
Тип двигателя | 1 ТРДД Pratt & Whitney Canada PW545B |
Тяга, кН | 1 х 21.30 |
Максимальная скорость, км/ч | 740 |
Крейсерская скорость, км/ч | |
Дальность полета, км | |
Продолжительность полета, ч | более 20 |
Практический потолок, м | 18288 |
Полезная нагрузка: | до 1360 кг |
Другие БПЛА
Самолеты
avia.pro
MQ-9 Reaper - для понимания. Что такое ударный беспилотник: kerzak_1
В основе MQ-9 Reaper был самолет MQ-1 Predator. Оборудован турбовинтовым двигателем, который позволяет развивать огромные скорости, больше 400 километров в час. Потолок составляет 13 тыс. м. Максимальная продолжительность полета – 24 часа.
История MQ-9 Reaper
ВВС США в общей сложности планирует принять на вооружение 276 беспилотных летательных аппаратов Reaper. На вооружении США по состоянию на 2011 г., по различным источникам, стоят от 63 до 74 самолетов.
Модификации MQ-9 Reaper
Block-1 – модификация MQ-9 с улучшенной продолжительностью полета, появилась в апреле 2012 г. Модернизированный БПЛА способен находиться в воздухе на 10-15 часов дольше, если сравнивать его с прошлой версией. Такого результата удалось достигнуть путем установки дополнительных топливных баков и усовершенствованного шасси. В результате продолжительность полета стала выше – 37 часов без захода на дозаправку. По заявлениям компании-производителя, если самолет оснастить более длинными крыльями, а именно 26,8 м вместо 20,0 м, то он сможет находиться в воздушном пространстве до 42 часов.
Block-5: увеличена мощность мотора, установлена вторая радиостанция, предназначен для передачи информации несколькими наземными или воздушными объектами, увеличена грузоподъемность.
Использование MQ-9 Reaper
В марте 2007 г. был построен первый самолет ВВС США, а уже в октябре летательные аппараты такого типа эффективно справлялись со своими задачами в Афганистане. Пентагон в ноябре 2007 года сообщил об уничтожении группы талибов с помощью управляемых авиабомб, которые были сброшены с борта самолета. Также его применяют для патрулирования мексиканской границы.
MQ-9 Reaper видео
В ВВС США к марту 2009 г. находилось 28 БПЛА типа Reaper и 195 типа Predator.
ВВС США в августе 2008 г. закончили перевооружение первой боевой авиачасти MQ-9 Reaper, а именно 174-го истребительского авиакрыла Нацгвардии. Стоит отметить, что на это перевооружение ушло больше трех лет. Ударные БПЛА продемонстрировали особенно высокую эффективность во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Главные преимущества перед известными F-16: более низкая цена закупки и эксплуатации, безопасность операторов, большая продолжительность полета.
Тактическая единица
Стоит отметить, что тактическая единица MQ-9 складывается из нескольких БПЛА, коммуникационного оборудования, станций наземного управления, персонала и ЗИП (контрактники или военнослужащие). Экипаж БПЛА складывается из оператора и пилота электронных систем. С учетом боевого задания самолет может иметь разные комбинации электронного оборудования и вооружения. Например, мультиспектральная система наблюдения от компании The Raytheon может включать телекамеры в инфракрасном и видимом диапазонах, лазерный дальномер-целеуказатель наведения систем вооружения, телевизионную систему на основе фотоумножения и т.д. Также есть радар с синтезированной аппаратурой, который используется для наведения управляемых бомб, и датчик движения цели.
MQ-9 Reaper хорошо показал себя при любых погодных условиях. Он имеет турбиновый двигатель, который обеспечивает ему высокую скорость до 400 км в час. Самолет может переносить четырнадцать ракет Hellfire (как известно, MQ-1 Predator способен перенести только две ракеты). В случае полной боевой нагрузки БПЛА может находиться в воздухе без дозаправки до 14 часов. Он имеет современную электронику, которая делает его одним из самых лучших среди беспилотников.
ВВС США ведут работы над возможностью управлять одновременно несколькими БПЛА с одной РЛС (так они намерены увеличить боевую эффективность самолетов на поле боя).
Нельзя не отметить и тот факт, что у безоружных версий БПЛА осталось название «Альтаир», в то время как боевые принято называть MQ-9 Reaper.
MQ-9 Reaper: боевое применение
ВВС США 1 мая 2007 г. создали «крыло 432d» − подразделение для боевого применения для MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Часть самолетов расположена в Неваде на базе ВВС «Крич». В 2007 г. начались первые болевые полеты в Афганистане и Ираке.
В марте 2008 г. БПЛА Reaper выполнил в Афганистане 16 налетов на цели с использованием ракет и бомб Hellfire. К примеру, 4 февраля 2008 года самолет сбросил на грузовик, перевозивший минометный расчет вблизи Кандагара, бомбу.
БПЛА Reaper в сентябре 2009 года находились на Сейшельских островах, выполняли операции в Индийском океане против пиратов.
В 2010 году в Афганистане ударом самолета был убит Мустафа Абу Язид (Шейх аль-Масри), третий человек в управлении «Аль-Каиды».
Ударом БПЛА Reaper 7 мая 2012 года был убит Фахд аль-Куса − один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды».
Потери среди мирного населения
С увеличением использования беспилотной авиации, к сожалению, случаев непреднамеренного поражения жителей в эпицентре боевых действий стало намного больше.
Юридическая основа применения
Удары, нанесенные по террористам с использованием БПЛА, были утверждены решением Конгресса США, который был принят после состоявшегося 11 сентября 2001 года теракта. Но, с точки зрения мирового права, использование БПЛА никак не регулируется отдельно.
БРЭО
- AN/APY-8 Lynx II (радиолокационная станция) с синтезаторной аппаратурой может работать в режиме картографирования, установлена в носовом обтекателе.
- Комбинированная тепловизионная и электронно-оптическая прицельная станция MTS-B находится под фюзеляжем на сферической подвязке. Она содержит лазерный дальномер-целеуказатель, который может провести целеуказания всем боеприпасам НАТО и США с полуактивным лазерным наведением.
MQ-9 Reaper: вооружение
Самолет имеет 6 точек подвески:
- две посредине крыла − по 230-270 килограммов;
- две внутренние − по 680 килограммов;
- две консольные − по 68-91 килограммов.
Способна нести:
до четырех ракет AGM-114 «Хеллфайр»;
или четыре «Хеллфайр», а также 2 бомбы Mark 82, имеющие лазерное наведение;
или бомбы Mark 82, характеризующиеся GPS-наведением.
Ракеты AIM-92 Stinger проходят испытания и по сей день.
Стоимость MQ-9 Reaper
Стоимость тактической единицы – примерно 30 млн долларов, в зависимости от конфигурации.
По состоянию на 2011 г. на вооружении ВВС США находилось от 63 до 74 самолетов. Причем 7 из них использовалось пограничной службой США. В Италии есть шесть MQ-9 Reaper, в Турции – 4, в Великобритании – 1, Франция заказала 16 на сумму 1500 миллионов долларов.
MQ-9 Reaper характеристики:
Модификация | MQ-9 |
Размах крыла, м | 20.12 |
Длина самолета, м | 10.97 |
Высота, м | 3.56 |
Масса, кг | |
пустого | 2223 |
максимальная взлетная | 4760 |
Тип двигателя | 1 ТВД Honeywell TPE-331-10T |
Мощность, л.с. | 1 х 776 |
Максимальная скорость, км/ч | 482 |
Крейсерская скорость, км/ч | 275-315 |
Дальность полета, км | |
Продолжительность полета, ч | более 24 |
Практический потолок, м | 15000 |
kerzak-1.livejournal.com
Avenger II самый крупный боевой беспилотник в мире
General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GAASI), ведущий американский производитель беспилотников и систем авионики для боевых самолётов, рассказал сегодня о первом полёте многоцелевого БПЛА Predator C Avenger.
Фюзеляж нового БПЛА длиннее первого прототипа на 1,2 м (общая длина — 13,4 м), что позволило увеличить боевую нагрузку на внутренней подвеске до 1 600 кг. Машина имеет шесть точек наружной подвески, на которых можно расположить бомбы и ракеты весом до 900 кг каждая. Из-за возросшей нагрузки размах крыла пришлось довести до 20 м. Кроме того, опробована новая форма хвоста, обеспечивающая ещё меньшую ЭПР — а значит, приближающая беспилотник к стелс-стандартам. Авионика аппарата уже была испытана в бою на Predator B/MQ-9 Reaper.
В отличие от многих современных беспилотников, новый Avenger имеет довольно приличную скорость (до 640 км/ч), но при этом способен оставаться в воздухе до 16 часов. Дрон оснащён всепогодным многорежимным радаром GA-ASI Lynx, оптическими и инфракрасными сенсорами. Его форма оптимизирована для снижения радиозаметности: это видно по суженным соплам воздухозаборника и двигателя, специфическому хвосту и весьма объёмной внутренней подвеске.
Тут хорошо различимы зауженные дюзы... (Фото General Atomics.) |
Но в реальной жизни американским ЛА чаще приходится работать с внешней подвески. Предположительно, основным оружием Avenger станут 900-килограммовые бомбы, оснащённые комплектом JDAM, системой наведения на базе GPS, которая позволяет превращать обычные бомбы во всепогодные корректируемые.
Напомним: концепция «больших скоростных беспилотников» подвергается серьёзной кулуарной критике, особенно со стороны израильских специалистов. Они указывают на то, что такого рода аппарат с любыми стелс-технологиями будет по определению заметнее малых дронов, а его высокая скорость радикально снизит прицельность ракетно-бомбовых ударов, даже при использовании корректируемых бомб. Кроме того, чем выше скорость, тем меньше время непрерывного патрулирования — а значит, тем больше БПЛА требуется для «покрытия» ТВД. И действительно, старый «Хищник» на крейсерских 160 км/ч при меньшем запасе топлива проводил в воздухе 28 часов против 16 у нынешней машины.
Впрочем, у американцев, похоже, нет выхода: за последние десятилетия ВВС США накопили огромный запас 900-килограммовых обычных бомб, которые в ближайшие 20–30 лет надо либо израсходовать, либо списать. На малые беспилотники такой груз не подвесить, а расходование подобных бомб с обычных самолётов повышает риск потери куда более дорогих пилотируемых аппаратов. К тому же США предусмотрительно не воют со странами, располагающими хотя бы относительно боеспособными ВВС, поэтому большая заметность крупных БПЛА для них пока малозначима.
aeronavtika.com
Рейтинг самых смертоносных западных беспилотников
«Робот не может причинить человеку вред или своимбездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».— А. Азимов, Три закона роботехники
Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: «Огонь на поражение!»
Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета — он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.
Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».
Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять оружие. Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.
5 место — MQ-9 Reaper («Жатка»)
Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.
Продолжительность полета: 24 часа.Скорость: до 400 км/ч.Потолок: 13 000 метров.Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.Полный запас топлива: 1300 кг.Вооружение: до четырех ракет «Хэллфайр» и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.
Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.
Стоимость: 16,9 млн. долларов.К настоящему времени построено 163 БПЛА «Риппер».
Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 «Риппер» был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.
4 место — Interstate TDR-1
Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.
Макс. взлетный вес: 2,7 т.Двигатели: 2 х 220 л.с.Крейсерская скорость: 225 км/ч,Дальность полета: 680 км,Боевая нагрузка: 907 кг.Построено: 162 ед.
«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками — мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба — настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту». — Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.
«Проект Опцион» предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы — «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.
Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля
Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных «Эвенджеров». Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.
Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.
«Проект Опцион» потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины.
3 место — RQ-4 «Глобал Хок»
Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.
Продолжительность полета: 32 часа.Макс. скорость: 620 км/ч.Потолок: 18 200 метров.Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,Дальность полета: 22 000 км.Стоимость: 131 млн. долларов (без учета затрат на его разработку).Построено: 42 единицы.
Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.
Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.
Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.
На базе «Глобал Хока» создан беспилотник MQ-4 «Тритон». Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.
БПЛА «Глобал Хок» не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.
2 место — X-47B «Пегас»
Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.
Крейсерская скорость: 0,9 Маха.Потолок: 12 000 метров.Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.Дальность полета: 3900 км.Стоимость: 900 млн. долларов на научно-исследовательские работы по программе X-47.Построено: 2 концепт-демонстратора.Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.
Харизматичный беспилотник, построенный по схеме «утка», но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии «стелс» и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.
Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе — появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.
1 место — «Таранис»
Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.
О самом дроне известно немного:— дозвуковая скорость;— технология «стелс»;— турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны;— облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА «Скат».— два внутренних отсека вооружений.
Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?
Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.
До этого споры о возможном «глушении связи» и «перехвате управления» вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: «Таранис», в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.
Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.
«Таранис» — всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).
Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.
Эпилог
У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.
Беспилотная техника — это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать, наконец, рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.
Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…
/Олег Капцов, topwar.ru/
army-news.ru
российский флот пополняется перспективными катерами
Катер нового поколения «Раптор» проекта 03160, построенный для нужд ВМФ РФ, был спущен на воду сегодня в Петербурге. Неделей ранее флот пополнился противодиверсионным катером «Грачонок», а инженеры уже завершают работы над созданием первого российского беспилотного катера, который будет называться «Тайфун». Подробнее о новинках – в подборке «ПолитЭксперта».
Катер нового поколения «Раптор» проекта 03160, построенный для нужд ВМФ РФ, был спущен на воду сегодня в Петербурге. Неделей ранее флот пополнился противодиверсионным катером «Грачонок», а инженеры уже завершают работы над созданием первого российского беспилотного катера, который будет называться «Тайфун». Подробнее о новинках – в подборке «ПолитЭксперта».
«Раптор» - катер патрульный, предназначенный для изучения обстановки в прибрежной зоне морей, в проливах и устьях рек, а также для проведения поисково-спасательных операций, переправки военнослужащих и перехвата малых целей. Катер отличается высокой маневренностью и эффективным вооружением. Он способен развивать скорость до 50 узлов. На борту установлены два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм и дистанционно управляемый комплекс с гиростабилизированным оптико-электронным модулем калибра 14,5 мм, который может обнаружить цель на расстоянии до трех тысяч метров и вести прицельную стрельбу по мишеням на удалении 2 тыс. м.
Для нужд ВМФ таких заказана целая серия. Строятся они на Петербургском предприятии «Пелла», а после проведения испытаний поступят в состав Каспийской флотилии.
Неделей ранее, 27 августа, на вооружение Северного флота был передан противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Уже третий по счету. Эти перспективные «птички» - детище нижегородского Конструкторского бюро «Вымпел». Строятся они на одноименном судостроительном заводе в Рыбинске.
Катера оснащены крупнокалиберными пулеметами, противодиверсионными гранатометами и переносными зенитно-ракетными комплексами. А установленное современное радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование позволяет обнаруживать даже самые малозаметные подводные объекты.
Но, пожалуй, самая ожидаемая новинка от российских судостроителей – первый отечественный катер-беспилотник «Тайфун», над созданием которого работают сразу несколько компаний во главе с предприятием «ПКФ Мнев и К».
Опытный образец безэкипажного катера на базе быстроходной лодки БЛ-680 был представлен на Ржевском испытательном полигоне Петербурга еще в июле 2013 года и получил положительную оценку Минобороны. В сентябре 2014-го в Ладожском озере были успешно проведены его испытания. Управление осуществлялось с надводного корабля, а затем посредством беспилотника «Орлан-10». Широкой публике «Тайфун» впервые показали на форуме «Армия-2015».
Важно, что появление «Тайфунов» позволит отказаться от закупок и последующего довольно затратного обслуживания зарубежных безэкипажных катеров типа INSPECTOR. Ожидается, что первые беспилотные катера будут установлены на новые российские серийные тральщики проекта 12 700 «Александрит» Средне-Невского судостроительного завода.
Сначала ими оснастят корабль противоминной обороны «Владимир Емельянов», заложенный в апреле этого года, а затем и все остальные. Всего военно-морской флот планирует получить от судостроителей более 40 тральщиков проекта «Александрит».
politexpert.net
БАС-62 превзойдет «Predator-C» и «Global Hawk»
«ОКБ Сухого» — компания высокотехнологичная и разносторонняя, а поэтому, помимо таких замечательных воздушных боевых машин, как Су-30СМ, Су-34, Су-35С и Т-50, она уже вплотную ведет работы по проекту беспилотной авиационной системы БАС-62, которая должна обслуживать как гражданский, так и военный сектора.
В составе ВВС России — это беспилотный ударно-разведывательный комплекс и БПЛА-ДРЛО. В составе научно-исследовательской и гражданской авиации — беспилотный летательный аппарат геологического и метеорологического наблюдений, а также временной замены, либо корректировки навигационных систем глобального позиционирования (ГЛОНАСС, GPS), в случае частичного выхода из строя орбитальной группировки России в момент, когда военно-политические разногласия с агрессивным Западом не позволяют воспользоваться услугами GPS.
На военной сфере остановимся подробнее.
На изображениях цифровых эскизов, чертежах, а также фотографиях миниатюрных макетов, представленных интернет-ресурсом «Стелс машины» (Paralay.com), виден первичный облик БПЛА-ДРЛО С-62 с установленным на фюзеляже радиолокационным комплексом, состоящим из трех полотен АФАР (треугольный гриб) с углами обзора до 120 град на каждое полотно.
Учитывая, что этот РЛК имеет практически постоянный всеракурсный обзор, а период обновления информации о воздушной обстановке минимальный, понятно, что новый беспилотник РЛДН будет более совершенным, чем прежняя модификация А-50У. БПЛА будет более компактен и экономичен, будет обладать практическим потолком в 19000 м, длительностью полета — 24 и более часов, радиусом действия при выполнении радиолокационного дозора — 6500 км, значительно меньшей ЭПР и инфракрасной заметностью.
Риск для операторов радиолокационного комплекса будет исключен, так как их пункт боевого управления будет находиться в тысячах километрах от разведчика, в тылу родной страны.
«Военный паритет» уже поспешил сравнить платформу С-62 с многоцелевым американским БПЛА «Avenger» (Predator-C). Но данные беспилотные самолеты имеют лишь функциональное сходство, конструкционно они имеют существенные отличия:
— американский «Авенджер» имеет стреловидное крыло (17 град), планер-высокоплан, один надфюзеляжный воздухозаборник, изогнутую заднюю кромку крыла (это позволяет сохранять хорошую управляемость по крену при сильных порывах ветра, а также на высотах 17,5 — 18 км), один турбореактивный двухконтурный двигатель фирмы Pratt and Whitney Canada P545B тягой около 2250 кг/с, который позволяет беспилотнику достигать скорости в 740 км/ч и высоты 18500;
— наш С-62 имеет прямое крыло большего размаха, схему «среднеплан», судя по всему 2 ТРДД РД-1700, которые помогают восьмитонной крылатой машине взмывать на 20000 м ввысь и на протяжении более, чем сутки вести ДРЛОиУ, а также наземную оптическую и радиоэлектронную разведку.
И наш и американский беспилотники получили V-образное заднее оперение, которое значительно снижает ЭПР путем отклонения радиолокационного излучения. Благодаря отличным показателям расхода топлива РД-1700 в верхних слоях атмосферы, а также большой площади крыла и планера из легких композитов, максимальная дальность БАС-62 превосходит «Global Hawk» на 25%, скорость полета приближается к 550 км/ч
БПЛА С-62 имеет большее конструктивное сходство с такими пилотируемыми разведывательными комплексами, как U-2 и М-55 «Геофизика»: совпадает даже форма и расположение овальных воздухозаборников, а также прямое крыло большого размаха.
И хотя, в отличии от «Авенджера», наш С-62 существует только в макетах и проекте, для него уже разработана методика групповых действий в составе оперативно-стратегических командований.
Так, БАС-62 может включать в себя до 12 беспилотных авиационных комплексов (БАК-62). Также в составе БАС-62 имеется стратегический ЦУП для управления этими БАКами. В ту же очередь, каждый БАК-62 имеет в составе 3 БПЛА С-62, тактический ПБУ МПКУСОИ-62 и мобильную базу технического обслуживания МПТО-62, благодаря чему каждый БАК-62 может одновременно контролировать пространство с помощью двух С-62, а вся система БАС-62 с помощью 24-х С-62 соответственно, причем круглосуточно!
Учитывая, что дальность обнаружения РЛК (в варианте ДРЛО и РТР) около 500 км, то в непрерывном режиме может отслеживаться огромный участок фронта протяженностью до 24 тыс. км. Для американских дронов таких методик не разрабатывали.
Так что давайте вспомним, как долго развивался проект ПАК-ФА, и видим, что из этого получилось («Раптор» отдыхает), примерно такая же история ждет нас и с БАС-62.
/Евгений Даманцев/
army-news.ru
Ракета РВВ-МД против F-22 Raptor и БПЛА
По информации газеты "Известия" - в России появилась ракета с условным названием РВВ-МД, которая может гарантированно поражать любой самолет, в том числе американские многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor и большинство перспективных БПЛА. По сообщению информированного источника издания в оборонно-промышленном комплексе, данная авиационная ракета ближнего боя под экспортным индексом РВВ-МД (ракета "воздух-воздух" малой дальности) будет принята на вооружение после прохождения государственных испытаний на одном из авиационных полигонов (до конца декабря 2012 года).
Источник "Известий": "Новая ракета предназначена для вооружения самолета пятого поколения Т-50 (ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который ожидается в войсках только в 2015 году. Но она может быть установлена и на существующие типы истребителей, такие как Су-27, МиГ-31 и др. Ожидается, что испытания завершатся в ближайшие дни - до Нового года должны уложиться".
Сведений относительно новой ракеты немного, т.к. большинство характеристик оружия против "Рапторов" засекречены. Есть информация, что:
- общая масса ракеты - около 100 кг,
- длина чуть менее 3 м,
- масса боевой части - 8 кг.
Ракета имеет возможность обнаруживать и поражать цель:
- на высоте от 20 м до 20 км;
- на расстоянии от 300 м до 40 км;
- при этом гарантированно уничтожается самолет или любой другой объект, маневрирующий с перегрузками до 20G.
Единица G измеряет отношение подъемной силы к весу. При указанной перегрузке (20G) летчик умирает в течение двух секунд, а современные истребители разваливаются. Например, при взлете гражданского авиалайнера каждый пассажир испытывает перегрузку в 1,5G.
Ранее сообщалосьЕще в августе 2011 года были сообщения, что ПАК ФА получит ракеты с большой дальностью перехвата. Генеральный директор и генеральный конструктор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов сообщил, что разработана новая ракета для российского перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА). "Это действительно уникальное изделие с дальностью перехвата до 200 километров. Аналогов с такими характеристиками я не знаю ни у европейцев, ни у американцев", - отметил он. Как ожидается, в 2011 году ТРВ выпустит пробную партию ракет, а с 2012 года начнется их серийное производство.
Частично, линейка ракетного вооружения ПАК ФА была представлена на авиасалоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. Информация о вооружении Т-50 пока засекречена. Предположительно, самолет будет вооружен 30-миллиметровой пушкой, а также ракетами РВВ-МД, РВВ-СД и РВВ-БД малой, средней и большой дальности. Кроме того, в состав вооружения авиационного комплекса войдут бомбы КАБ-500. В общей сложности, для истребителя в настоящее время разрабатывается вооружение 14 типов.
Ранее сообщалосьЛетчик-испытатель, герой России Сергей Богдан, пилотирующий Т-50, сказал, что маневренность современной сверхзвуковой машины ограничена в первую очередь физическими возможностями человека, а также прочностными характеристиками конструкции самолета - для больших перегрузок: "Перегрузки на спортивных самолетах могут на сотую долю секунды достигать плюс 12G, но на всех боевых машинах в системе управления стоит ограничение до 9G - самолет просто не даст пилоту превысить эту перегрузку. Поэтому ракета, способная вести цель при перегрузках 20G, гарантировано уничтожит любой существующий самолет".
"Известия" также сообщили, что в главкомате ВВС сказали, что в случае успешного прохождения испытаний, ракета пойдет в серийное производство уже в 2013 году. При этом сверхманевренность будет востребована в первую очередь при уничтожении беспилотных самолетов, которые часто называют дронами.
Кроме того, что РВВ-МД способна выдерживать большие перегрузки, она оснащена тепловой системой наведения с многодиапазонной головкой, которую пока невозможно обмануть или сбить с цели. Это достигается за счет того, что вместо черно-белого изображения ракета "видит" цель в цветном, то есть воспринимает излучение с разной длиной волны.
Представитель ОПК сообщил: "Современные средства подавления ракет с инфракрасными системами либо ослепляют головки наведения лазером, либо создают рядом с самолетом мощный источник тепла (тепловые ловушки). Но для этой ракеты такие средства недостаточны - она все равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера "выключит" у нее только какой-нибудь один "цвет". Таким образом, сбить эту ракету с пути на современном этапе невозможно".
Он уточнил, что РВВ-МД - первая российская ракета с многодиапазонной системой, остальные оснащены монохромными головками, не имеющими возможность улавливать инфракрасное излучение. Кроме того, для того, чтобы поместить внутри корпуса самолета пятого поколения Т-50 ПАК ФА (ракеты у него будут располагаться не на крыльях, как у истребителей предыдущих поколений, а в специальном отсеке фюзеляжа), ракету укоротили на несколько десятков сантиметров по сравнению с предшественницей Р-73.
Р-73 (AA-11 Archer - "Лучник") - советская/российская управляемая ракета класса воздух-воздух малого радиуса действия с инфракрасной системой самонаведения. Создана специально для высокоманевренного ближнего воздушного боя, который по итогам локальных конфликтов. При разработке учитывались такие требования как всеракурсность, сверхманевренность, реализация принципа "выпустил-забыл". Кроме того необходимо было, чтобы оружие не накладывало существенных ограничений на маневр носителя в процессе применения, то есть чтобы ракета могла запускаться при интенсивном маневрировании самолета с большими перегрузками.
Технические характеристики Р-73:
|
|
По сообщениям "Известий"
Вперед > |
pro-samolet.ru