Беспилотные автомобили в россии: реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ

В России создают запретные зоны для беспилотных автомобилей

Технически регулировать запрет на въезд автономных машин в отдельные зоны будет легко / Евгений Разумный / Ведомости

Участники рабочей группы по согласованию позиций регуляторов, традиционных участников рынка, разработчиков и поставщиков новых технологических и бизнес-решений в сфере «Автонет», сформированной первым вице-премьером Андреем Белоусовым, на следующей неделе планируют рассмотреть вопрос об установке в России запретных зон для движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Об этом сообщил «Ведомостям» один из участников рабочей группы, эту информацию подтвердил федеральный чиновник, участвующий в выработке правил для автономного транспорта.

Вопрос включен в повестку совещания Минтрансом, хотя инициатива исходит из ФСБ, пояснил один из собеседников «Ведомостей».

По его словам, свободные от беспилотных автомобилей зоны пока не определены, но силовики хотели бы запретить поездки высокоавтоматизированного транспорта в районе Московского Кремля, а также, возможно, вокруг ГУМа и ЦУМа.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс, ФСБ, ФСО и МВД. К моменту публикации материала ответов представителей этих ведомств не поступило.

В России беспилотные автомобили проходят испытания на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана с 2018 г. В марте 2020 г. правительство разрешило тестирование беспилотников на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областей, а также Краснодарского края, Чувашии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В тестах в Москве участвуют беспилотные автомобили компании Yandex Self-Driving Group и «Сбера».

С 2018 г. беспилотные автомобили в рамках тестирования ездят по городу с водителем за рулем, но уже сейчас ведется подготовка к переходу на новый этап тестирования – без водителя, сообщили в пресс-службе столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Такое тестирование будет проходить на заранее выделенных территориях, которые определяются в том числе и правоохранительными органами, сообщили в учреждении.

«На беспилотные автомобили распространяются те же правила, что и на обычные автомобили с человеком за рулем, – сообщили «Ведомостям» в «Яндексе». – Если на какую-то территорию может въезжать только спецтранспорт с аккредитованным водителем, доступ туда будет ограничен как для обычных такси, так и для беспилотных».

Причина, по которой начинается обсуждение вопроса по созданию запретных зон для движения автомобилей-беспилотников, очевидна, считает заместитель руководителя ЦОДД – начальник ситуационного центра Александр Евсин: «Сейчас обсуждается проект ФЗ «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», который в общем случае допускает их использование на дорогах общего назначения. В рамках рассматриваемого разрешения на использование требуются и нормативные возможности для ограничений, которые могут возникать в случае необходимости».

Запретные зоны, по словам Евсина, могут быть созданы в любом месте, где «применение беспилотников может создавать угрозу безопасности граждан, проблемы для движения или иные негативные факторы, которые должны оцениваться уполномоченными организациями – от органов безопасности движения до служб государственной охраны».

Смысл ограничения движения беспилотного транспорта на охраняемых территориях очевиден – машины без водителей могут использоваться для террористических актов. Опасность перехвата управления автономным транспортным средством хакерами рассматривается как одна из основных потенциальных угроз на пути развития беспилотного транспорта.

В 2016 г. ФСО организовала защиту Кремля от летающих беспилотников оригинальным способом, применив программно-аппаратный комплекс, который имитирует работу спутника навигационных систем. Как писали «Ведомости» в 2016 г., это устройство в нужные отрезки времени выдавало находящимся поблизости устройствам с GPS и «Глонасс» координаты аэропорта «Внуково». Производители дронов на программном уровне запрещают летательным аппаратам подниматься в районе аэропортов для безопасности движения. Поэтому дроны не могут летать в районе Кремля, принимая этот участок за запретную зону.

По мнению гендиректора компании «Абсолют страхование» Дмитрия Руденко, запретные для движения беспилотников зоны есть смысл создавать не только на особых территориях, но также в местах с плохо развитой дорожной инфраструктурой: «Для беспилотников очень важно считывать информацию с объектов, которые находятся вокруг. Поэтому также имеет смысл создать запретные зоны в местах, где проводятся ремонтные работы, замена дорожного полотна, бордюров и иные работы, которые временно сужают дорожное пространство. В подобных районах движение транспорта всегда затруднено, и беспилотнику может быть проблематично ехать по заданному алгоритму».

Технически регулировать запрет на въезд автономных машин в отдельные зоны будет легко, полагает собеседник «Ведомостей», знакомый с членами рабочей группы: «Это можно реализовать, прописав запретные зоны в софте или установив физические ограждения и знаки, которые распознает беспилотник».

Информацию о запретных зонах для движения высокоавтоматизированных транспортных средств можно легко интегрировать в цифровую модель дороги – специальную карту, которую при движении использует автомобиль-беспилотник, считает Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine»: «Так как высокоавтоматизированный транспорт может двигаться, только соблюдая ПДД, контроль движения в запретных зонах не потребуется ни со стороны автоматизированных систем, ни со стороны постовых-регулировщиков. Если информация о запретной зоне будет внесена в цифровую модель дороги, то беспилотный автомобиль построит маршрут движения, исключая въезд в нее».

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

Когда в России появятся беспилотные автомобили и насколько безопасными они будут?

Многие жители мегаполисов представляют себе мир будущего по фантастическим фильмам. Одним из таких футуристических образов станут беспилотные такси: бесконтактная оплата и автоматическая геолокация дополнятся комфортными поездками в полном одиночестве. Mir24.tv выяснил у экспертов, когда на российских улицах появится автономный транспорт и как будут регулировать ответственность с его участием на дорогах.

Появление беспилотных автомобилей стало возможным благодаря развитию технологий и появлению на их основе специального оборудования. Есть несколько общих принципов работы для большинства испытываемых в настоящее время автономных машин, говорит пресс-секретарь Инфраструктурного центра НТИ «Автонет» Вероника Коршикова.

Концепция беспилотного автомобиля подразумевает работу аппаратных и программных компонентов, которые можно условно разделить на 3 функциональных блока. Сенсорные устройства собирают информацию из внешней среды и передают ее в систему управления, которая анализирует поступающие данные и планирует действия на основе этой информации. Сюда же поступают данные карт и локализации. Система управления передает принятые решения в блок управления автомобилем, который непосредственно контролирует автомобиль и направляет его по заданной траектории.

На сегодняшний день наибольшее распространение в мире получила классификация уровней автоматизации автомобиля, предложенная в 2014 году профессиональной ассоциацией автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE). Были выделены шесть уровней автоматизации автомобиля: от ее полного отсутствия (нулевой уровень) до полной автономности (пятый уровень).

SAE 0. Отсутствие автоматизации. Это автомобили, в которых все задачи по управлению ТС выполняет человек-водитель даже с установленными системами безопасности (антиблокировочная тормозная система, система экстренного торможения и др. ).

SAE 1. Первый уровень. Управление автомобилями также осуществляется человеком, ему доступны функции помощи водителю в части руления или торможения/ускорения. Эти функции (например, адаптивный круиз-контроль) обеспечивают лишь частичную автоматизацию вождения, и водитель должен быть готов полностью взять управление в свои руки на протяжении всей поездки.

SAE 2. Второй уровень. Это автомобили с частичной автоматизацией вождения, когда водитель может активировать функции помощи в рулении и в управлении скоростью ТС. При этом водитель обязан осуществлять постоянный мониторинг за движением ТС и в случае нестандартной ситуации взять управление на себя.

SAE 3. Третий уровень. Автомобили этого уровня отличаются от второго уровня степенью готовности водителя переключить управление на себя. Если на втором уровне она может характеризоваться как практически мгновенная, то на третьем уровне необходимость вмешательства со стороны водителя рассматривается как резервная. При оповещении автоматизированной системы человек должен взять управление в свои руки.

SAE 4. Четвертый уровень. Для этих автомобилей не требуется управление со стороны водителя, как и не требуется его активная готовность переключить управление на себя. Система четвертого уровня способна безопасно доставить ТС к месту назначения, даже если водитель не контролирует процесс движения, но только если соблюдены все условия для работы системы автономного вождения.

SAE 5. Пятый уровень. Это автомобили с полностью автономной системой вождения, при этом они могут совершать поездки по любой местности и при любых внешних условиях (погодные условия, плотность дорожного трафика и др.)

Сейчас многие ТС на дорогах считаются частично автоматизированными. Они имеют такие встроенные функции, как система помощи при парковке и другие современные системы содействия водителю (ADAS). Технологии в таких автомобилях основаны на передовых сенсорных системах, которые могут обнаруживать границы полос движения, знаки и сигналы, а также возникающие препятствия, рассказывает Коршикова.

Где тестируют беспилотники в России?

В России разработки в области автономного транспорта начались с 2015 года. Лидерами в этой сфере являются компании «Яндекс» и «СберАвтоТех». «Яндекс» запустила первые беспилотные автомобили в мае 2017 года. С начала 2018 года автономные автомобили тестируются на дорогах Израиля и России.

Еще одним лидером нашей страны в области технологий автономного вождения является компания «Starline». Cвои машины компания тестировала на закрытых территориях с 2018 года, а в 2020 году она впервые провела тесты на дорогах общего пользования в Санкт-Петербурге. Во время поездок автомобили двигались самостоятельно, при этом в салоне находился контролирующий ситуацию инженер-испытатель.

В 2017 году в России был открыт первый полигон для тестирования беспилотных автомобилей на базе технопарка «Калибр», где сразу же начались первые испытания. Также в России для этих целей используется город-полигон «Сколково» и автополигон «НАМИ».

«Первыми регионами для тестирования беспилотников на дорогах России стали Москва и Татарстан. С 2020 прибавили еще 11 регионов для обкатки беспилотных автомобилей. Первые беспилотные такси с водителем-испытателем в салоне появились на 18 улицах Москвы, а также на территории «Сколково», Иннополиса и центра «Сириус» в Краснодарском крае. Что касается Москвы, то первое время автомобили будут передвигаться по заранее определенным маршрутам в районе Ясенево», – комментирует Коршикова.

Правовое регулирование беспилотников

Во всем мире сейчас идет разработка нормативно-правовой и нормативно-технической базы, которая сделает возможным применение беспилотного транспорта на дорогах общего пользования. В 2021 году правительством России была утверждена концепция по внедрению и поэтапному вводу в эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств.

На данный момент обсуждается законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», который позволит расширить тот эксперимент по эксплуатации беспилотных транспортных средств, который уже проходит. Проще говоря, если раньше тесты проводились лишь с водителем-испытателем за рулем, то теперь станет возможным коммерческая перевозка пассажиров. Согласно тексту документа, автомобиль будет оснащен бортовым регистратором событий (черным ящиком), непрерывно записывающим основные параметры, а также навигационной системой ЭРА-ГЛОНАСС. Предполагается, что нормы закона будут вводиться поэтапно в 2023-2024 годах.

Ответственность при использовании беспилотника

«Разработчики и производители микропроцессоров предлагают ведущим компаниям отрасли совместно работать над определением стандартов, по которым будет устанавливаться виновник ДТП. Отдельные производители уже заявили, что примут на себя всю ответственность за ДТП с участием беспилотников. Но пока остается непонятным, как человек сможет контролировать работу такого автомобиля, в какой момент и как будет происходить переход на ручное управление с автопилота», – отмечает директор по коммуникациям ГК «Автодом» Анна Уткина.

Ожидается, что страховка для самоуправляемых автомобилей с искусственным интеллектом не будет сильно отличаться от тарифов ОСАГО. При этом необходимо строго следить за обновлениями программного обеспечения и не допускать стороннего вмешательства в технику. Предполагается, что цена страховки для беспилотника будет значительно ниже стоимости классического страхового полиса для автомобиля. На ценообразование в области страхования беспилотных автомобилей ключевое влияние окажут уровень безопасности и низкая вероятность попадания в ДТП.

Когда беспилотники начнут возить пассажиров?

«Надеюсь, что мы увидим на дорогах первые коммерческие рейсы беспилотных автомобилей уже через 3-4 года. Но это будет не как в кино. Чтобы снизить риск человеческих травм и убытков, их сначала будут использовать в специальных транспортных коридорах для доставки недорогих грузов, а не для перевозки людей. Вокруг Москвы множество крупных складских комплексов, в которые стекаются тысячи тонн товаров из других регионов и стран. Беспилотники могли бы развозить их уже по мелким складам в черте города», – полагает директор факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Станислав Скуйбеда.

Также умные автомобили могут применяться на стройках предприятий в добывающей промышленности. Масштабы объектов обычно внушительные, беспилотники смогут выполнять монотонную работу 24/7. Что касается перевозки пассажиров, то следующие 10 лет умные автомобили будут премиальным сегментом, прежде чем технология уйдет в массы. Лет через 5-7 можно будет увидеть такие услуги в Москве, а дальше – в регионах, полагает эксперт.

Тем не менее, по словам Уткиной, говорить о сроках массового внедрения беспилотников преждевременно. Для этого нужна инфраструктура – современные дороги, цифровые двойники дорожно-транспортной сети, внедрение высокоточных технологий связи. Еще одним фактором станет введение кооперативной системы распознавания дорожной обстановки, при которой автономные автомобили смогут передавать друг другу актуальную информацию о дорожных объектах и участниках движения.

Россия признает военное превосходство; Говорит, что большинство БПЛА не соответствуют техническим и тактическим требованиям

Большинство беспилотников отечественного производства в России не соответствуют техническим и тактическим требованиям, установленным Министерством обороны России, по словам высокопоставленного представителя российского министерства обороны, что свидетельствует о значительной слабости национальные возможности производства дронов.

США подняли истребитель превосходства в воздухе F-15, чтобы сбить иранский беспилотник Mohajer-6

Полковник Игорь Ищук, представитель Министерства обороны Российской Федерации, сообщил, что министерство разработало соответствующие тактико-технологические стандарты для беспилотных летательных аппаратов, сообщают государственные СМИ.

Он показал, что большинство производителей, к сожалению, не в состоянии их удовлетворить. Об этом Ищук рассказал в ходе круглого стола «Перспективы развития технологий автономного транспорта в Российской Федерации».

Ищук утверждал, что элементная база является первопричиной невыполнения этих условий. Далее он заявил, что в связи с этим обстоятельством Минобороны РФ должно заключить новые соглашения и упростить существующие для принятия беспилотников в эксплуатацию в качестве опытного.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Орлан-10»

По словам Ищука, повышенным спросом пользуются беспилотники, используемые для барражирования боеприпасов, обычной и радиотехнической разведки и других задач в разумном ценовом диапазоне. Он также рассказал об основных характеристиках беспилотника, например о том, что им должно быть легко управлять, он должен быть оснащен системами «свой-чужой» и устройствами предупреждения об облучении.

Дроны широко использовались в различных ролях на протяжении всей войны России с Украиной, которая идет уже восьмой месяц. Обе стороны использовали передовые военные беспилотники, которые могут летать на большие расстояния для сбора разведывательных данных или проведения смертоносных атак.

Украина широко применила беспилотники, в основном турецкие беспилотники ТБ-2, и уничтожила сотни единиц российской бронетехники. С другой стороны, Россия изначально использовала самолет местной разработки «Орлан-10».

По оценкам группы экспертов блога Oryx, с 24 февраля российские военные потеряли более 80 разведывательных беспилотников «Орлан-10».

Российский дрон Орион-Э МУЖЧИНА. (через Твиттер)

Между тем, российские войска были замечены с использованием иранских боевых беспилотников, поскольку России было трудно производить самолеты из-за западных санкций.

26 сентября в портовом городе Одесса два беспилотника-камикадзе, которые, как считается, были предоставлены России Ираном, нанесли удар по «военной инфраструктуре», по данным украинских военных.

Иранские беспилотники впервые появились в украинском конфликте в сентябре.

Однако развертывание иранских беспилотников привело к тому, что президент Украины Владимир Зеленский на прошлой неделе отозвал аккредитацию посла Ирана в своем посольстве в Киеве. Решение указывает на то, что иранские беспилотники могут повлиять на ход войны в пользу России.

Шахед 136, также известный как Геран-2 на вооружении России, недавно уничтожил украинскую военную технику. Сообщается, что еще один иранский беспилотник, Mohajer-6, который считается многоцелевым, был сбит на прошлой неделе, как ранее сообщала EurAsian Times.

Иранский тактический и боевой беспилотный летательный аппарат Mohajer 6. Shahed 136, который Иран впервые применил в 2021 году, предназначен для подавления наземных войск и преодоления противовоздушной обороны противника.

Из-за способности летать прямо в цель его иногда называют дроном-камикадзе.

Генералы США недавно предупредили об угрозе, которую представляют иранские беспилотники. Тегеран теперь имеет «локальное превосходство в воздухе» благодаря достижениям в области иранских беспилотных технологий. «Впервые после войны в Корее мы действуем без полного превосходства в воздухе», — заявил Конгрессу американский генерал.

Иран потратил более десяти лет на создание индустрии беспилотников, чтобы компенсировать нехватку авиации, вызванную в основном западными санкциями. США также случайно помогли иранским техническим достижениям в области беспилотников.

В 2011 году Иран сбил неповрежденный американский беспилотник RQ-170 Sentinel, который затем, как утверждается, подвергся обратному проектированию и внедрил эти знания в свою версию.

Тем не менее Россия неожиданно отстала в развитии беспилотников. У России не было возможности производить боевые БПЛА, хотя и были созданы разведывательные БПЛА отечественного производства.

Кроме того, жесткие санкции, введенные США и их союзниками, ограничат возможности России активно исследовать разработку новых видов вооружений, включая боевые БПЛА.

  • Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
  • Следите за новостями EurAsian Times в Google News

  

Беспилотные летательные аппараты

Ка-137
Ка-175

МиГ Скат

Сухой С-62
Сухой С-70 Охотник-Б

Ту-123 Ястреб ДБР-1
Ту-139 Ястреб ДБР-2
Ту-141 Стриж
Ту-143 Рейс ДР-3 Ту-3
243 Reys-D
Tu-300 Shock Drone

Yak-061 Shmel-1
Yak-133BR Proryv

Altair / Altius-M
AR-10 Argument
Chirok
Dozor
Eleron
Forpost
Gorizont Air S-100
Гром
Иноходец-БЛА
Куб-БПЛА
Мерлин-21б
Орион
Орлан-10
Тахион
ЗАЛА 421-16E5
Застава

InformNapalm предложил анализ российских информационных операций вокруг беспилотных боевых летательных аппаратов (БЛА) на фоне хронического отставания России в этих технологиях. Обзор подготовил Евгений Хринев, участник российско-украинской войны, имеющий боевой опыт применения и противодействия БПЛА. «Российские СМИ и отраслевые источники продвигали позицию о непригодности БПЛА для использования в высокоэффективных конфликтах; русские рассматривали их скорее как игрушку для военных операций в странах третьего мира. Это можно было объяснить как консервативным мышлением российского командования, воспитанного на классических концепциях времен холодной войны, и полной неспособностью российского ВПК освоить производство современной микроэлектроники».

В ходе операций на Донбассе в 2022 году Украина «сбила или вынудила приземлиться несколько российских разведывательных БПЛА, таких как «Форпост», «Гранат», «Элерон» и «Орлан». Их проверка показала, что почти все внутренние компоненты этих БПЛА, за исключением планера и парашютов, были изделия иностранного производства гражданского назначения.Например, на Орлане есть GPS-трекер китайского производства, стартер-генератор PTN78020 американского производства от Texas Instruments Inc. , двигатель японского производства от SAITO SEISAKUSHO CO. LTD., система управления полетом оборудование от европейского концерна STMicroelectronics и контроллер телеметрии американского производства от Microchip».

Военная операция в Сирии подтвердила некоторые очевидные недостатки, в первую очередь в области разведки и целеуказания. Например, у России не было дальнобойных беспилотников. Некоторые считают, что общая эффективность российских ВС в Сирии ограничивалась скорее разведывательными возможностями, а не количеством самолетов и мощью вооружения. Очевидно, скорейшее принятие на вооружение беспилотников большой дальности и продолжительности полета, в том числе разведывательно-ударных, совершенствование возможностей воздушной и космической разведки, насыщение ВКС России авиационным высокоточным управляемым оружием, оснащение самолетов контейнерной навигацией, наведение и целеуказание, было очевидно необходимо.

Нынешнее преимущество России в возможностях БАС во многом связано с уроками, извлеченными из прошлого конфликта: войны России с Грузией в 2008 году. Хотя русские легко победили крошечную армию Грузии, грузинские силы широко использовали израильские БАС в роли разведки, демонстрируя свой потенциал российским силам. Вскоре после этого русские реализовали масштабную программу разработки БАС, купив большое количество израильских БАС и инвестировав миллиарды в отечественные программы БАС. Несмотря на позднее начало, российская программа UAS принесла свои плоды в Украине. Представитель армии США заявил в недавнем интервью, что российские беспилотники являются основным фактором, способствующим чрезвычайно точной артиллерийской поддержке повстанцев.

Российские военные подчеркнули необходимость передовых систем разведки после непродолжительного военного конфликта с Грузией в августе 2008 года, когда эффективности российских военных операций серьезно мешало отсутствие надежной разведывательной информации. Конфликт в Южной Осетии показал, что хотя российские войска имели подавляющее преимущество в артиллерийских и бронетанковых войсках, системы разведки и связи оказались ахиллесовой пятой российской армии. В армии РФ до сих пор не внедрены беспилотные разведывательные машины, которые уже приняты на вооружение членами НАТО и Грузией. По разным оценкам, для обеспечения эффективной разведки поля боя российским военным требовалось до 100 БПЛА и не менее 10 систем наведения и управления.

В условиях, когда в небе борется большое количество очень смертоносных противовоздушных систем и острая потребность в полном спектре ISR, Москва и Киев развернули большое количество беспилотных летательных аппаратов для поддержки своих операций в Крыму. Обе стороны используют невооруженные разведывательные дроны для информирования своих сил о передвижениях и позициях противника. Одна из возможностей БАС, в частности, стала существенным фактором: обнаружение целей для артиллерии. Один аналитик назвал нападение БПЛА на пророссийских сепаратистов самым значительным фактором, определяющим разницу в конфликте между в остальном равными силами. Украинские военные не вкладывали значительных средств в возможности БАС; в результате украинские силы прибегли к импровизации новых самодельных беспилотников и покупке всего, что они могут, у союзников и на коммерческом рынке. Напротив, поддерживаемые Россией повстанцы на Украине имеют доступ к передовым технологиям БПЛА. Москва снабжала этих повстанцев как исконно российскими, так и иностранными системами, в том числе из Израиля, Франции и Китая. Кроме того, системы радиоэлектронной борьбы повстанцев намного превосходят украинские, что позволяет повстанцам контролировать электромагнитный спектр и эффективно нейтрализовывать украинские БАС, предоставляя им свободу маневра.

Подтверждено, что российские беспилотники работают в Крыму, включая «Орлан-10», «Гранат-1» и «Тахион». Все эти дроны являются тактическими: они физически малы и летают низко и медленно. Все они имеют модульные пакеты ISR, и все они используются вместе с артиллерийскими частями для повышения точности определения местоположения цели и реагирования на встречный огонь. Силы сепаратистов утверждают, что «Гранат-1» удваивает точность артиллерийских дивизионов, оснащенных ими. Как правило, повстанческие силы оснащают артиллерийские дивизионы тактическими БПЛА, как правило, во взводе целеуказания. Российский тактический БАС может быть выведен на позицию и запущен очень быстро (

  • Легкие БЛА средней дальности. К этому классу БПЛА можно отнести ряд отечественных образцов. Их масса колеблется в пределах 50-100 килограммов. К ним относятся: Т92М «Чибис», ЗАЛА 421-09, Дозор-2, Дозор-4, Пчела-1Т.
  • Средние БПЛА . Взлетная масса БПЛА среднего размера составляет от 100 до 300 килограммов. Они предназначены для использования на дальностях 150-1000 километров. В этом классе: М850 Астра, Бином, Ла-225 Комар, Т04, Э22М Берта, Беркут, Иркут-200.
  • БПЛА средней массы. Этот класс имеет спектр применения, аналогичный БПЛА предыдущего класса, но имеет несколько большую взлетную массу — от 300 до 500 килограммов. К этому классу относятся: «Колибри», «Дунем», «Дан-Барук», «Аист» («Юлия»), «Дозор-3».
  • Тяжелые БПЛА средней дальности. К этому классу относятся БПЛА с полетной массой 500 и более килограммов, предназначенные для использования на средних дальностях 70-300 километров. В тяжелом классе следующие: Ту-243 «Рейс-Д», Ту-300, «Иркут-850», «Нарт» (А-03).
  • Тяжелые БПЛА длительного полета. К достаточно популярной категории беспилотных летательных аппаратов относятся американские БПЛА Predator, Reaper, GlobalHawk, израильские Heron, Heron TP. В России практически нет образцов: Зонд-3М, Зонд-2, Зонд-1, Сухой беспилотные авиационные комплексы (Басс), в составе которых создается роботизированный авиационный комплекс (РАК).
  • Боевые беспилотные летательные аппараты (БЛА). В настоящее время в мире ведутся активные работы по созданию перспективных БПЛА, способных нести на борту вооружение и предназначенных для нанесения ударов по наземным и надводным стационарным и подвижным целям в условиях сильного противодействия сил ПВО противника. Они характеризуются дальностью полета около 1500 километров и массой 1500 килограммов. К 2020 году в России в этом классе были представлены два проекта: «Прорыв-У» и «Скат».

К 2012 году две российские компании, компания «Транзас» в Санкт-Петербурге и конструкторское бюро «Сокол» в Казани, занимались разработкой беспилотников класса «Хищник». В 2011 году они выиграли тендер Минобороны России и разрабатывают две машины. Полезная нагрузка первого составляет около одной тонны. Второй близок к американскому Predator и весит около 4,5-5,0 тонн. Естественно, характеристики беспилотников, которые должны удовлетворять требованиям Минобороны, не раскрываются. Однако дизайнеры сделают все возможное, чтобы приблизить их к мировым стандартам. Короче говоря, они будут аналогичны другим беспилотным летательным аппаратам, говорит главный редактор московского журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Главное — выполнять многочасовые полеты и выбирать цели, а также обеспечивать дистанционное управление и целеуказание операторами, находящимися в нескольких тысячах километров от дрона. Следовательно, должна быть система спутниковой связи. Что касается оружия, которое можно было бы использовать для нанесения ударов, то этот вопрос еще не решен, поскольку проект находится на ранней стадии. В России БПЛА будут использовать в первую очередь на Северном Кавказе для наблюдения за обстановкой и ликвидации группировок боевиков.

В последние годы в мире активно развиваются БПЛА, и России придется приложить большие усилия, чтобы ускорить работы в этой области. Цена беспилотного летательного аппарата намного меньше, чем цена пилотируемого самолета. Этот тип самолета может летать несколько десятков часов без остановок. Это невозможно для пилотируемых самолетов. Главное преимущество использования БПЛА в том, что оно не ставит на кон жизнь пилота.

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил в июне 2013 года, что разрабатываемые в России для военных беспилотники уступают аналогичным зарубежным образцам. Сообщается, что Россия подписала с Израилем два контракта на создание БПЛА. По первому контракту, подписанному в апреле 2009 г.Израиль поставил две системы Bird Eye 400 (стоимостью 4 миллиона долларов), восемь тактических БПЛА I View MK150 (37 миллионов долларов) и два многоцелевых БПЛА Searcher Mk II (12 миллионов долларов). Второй контракт предусматривал закупку 36 БПЛА на общую сумму 100 млн долларов с поставкой в ​​2010 году. Однако поставка не была подтверждена Минобороны России.

Российская оборонная компания «Кронштадт» разработала тяжелый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) нового поколения для военных целей, сообщил высокопоставленный представитель компании 4 августа 2009 года.. «Кронштадтские инженеры разработали тяжелый БПЛА «Дозор-3» с взлетной массой 600 кг и полезной нагрузкой 100 кг, который может использоваться в качестве ударного самолета», — сообщил член совета директоров компании Виктор Годунов. «Он может нести различные виды разведывательного оборудования и вооружения», — добавил он.

Для сравнения, у американского MQ-9 Reaper максимальная взлетная масса составляет 10 500 фунтов (4 760 кг), а у Global Hawk — 32 250 фунтов (14 628 кг). В 2011 году «Транзас» выиграл тендер Минобороны на разработку двух типов тяжелых беспилотников «Иноходец» и «Альтиус-М» массой 1 и 5 тонн соответственно.

Российские военные планируют закупить в Объединенных Арабских Эмиратах беспилотники, сообщил источник в оборонной промышленности 17 июля 2013 года. Речь идет как минимум о двух моделях United 40 Block 5, разработанных компанией ADCOM Systems, сообщил источник РИА Новости. United 40 — это средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) большой продолжительности полета, предназначенный для проведения боевой оценки, специальных и разведывательных операций, а также ретрансляции связи в режиме, близком к реальному времени. По словам разработчика, машина может нести до 10 ракет класса «воздух-земля» с дальностью доставки 60 километров и летать до 120 часов. Модель United 40 Block 5 была представлена ​​на выставке вооружений IDEX в Абу-Даби в феврале 2013 года, а в марте машина прошла первые летные испытания. Его ориентировочная стоимость составляет 20-30 миллионов долларов. ADCOM Systems, группа фирм со штаб-квартирой в Абу-Даби, специализируется на производстве БПЛА, воздушных целей, радиолокационных систем управления воздушным движением и передовых систем связи.

В декабре 2014 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в 2014 году российские военные получили 179 новых БПЛА, что «почти столько же, сколько мы получили за все предыдущие годы».

Новые российские беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в том числе беспилотники «Элерон», «Орлан-10», «Форпост» и «Горизонт», должны были быть представлены на первом международном форуме «Армия-2105», запланированном на июнь 2015 года, сообщили в Минобороны России. «В рамках первого Международного форума «Армия-2015» будут представлены комплексы с беспилотными летательными аппаратами как малой, так и средней дальности, а также вертолеты-беспилотники», — говорится в сообщении ведомства.

РСК «МиГ» планировала внести в Минпромторг РФ предложения по облику беспилотного летательного аппарата массой 5 ​​тонн до конца 2015 года. Как сообщал в августе 2015 года Сергей Коротков, который тогда занимал должность генерального директора компании, в рамках заключенного с агентством контракта велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по выбору облика такого беспилотника. Позже генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что российский перспективный перехватчик ПАК ДП (самолёт дальнего перехвата), который разрабатывается на замену МиГ-31, в будущем может стать беспилотным.

К 2018 году компания «Сухой» создаст новый ударный беспилотник. В настоящее время беспилотник находится в стадии разработки. Новый ударный беспилотник будет весить не менее 20 тонн. По мнению экспертов, у России есть потенциал для создания самых совершенных БПЛА, но есть некоторые проблемы.

Разрабатываемый компанией «Сухой» БПЛА будет базироваться на технических решениях истребителя пятого поколения Т-50. Работы в этой области ведутся несколькими фирмами. Например, специалисты «Сокола» планируют завершить создание БПЛА, вес которого не превышает пяти тонн, к 2015–2016 годам. Компания «Транзас» работает над однотонным беспилотником с 2011 года. Разработчиков торопит министр обороны Сергей Шойгу.

Эксперты считают, что Россия не отстает в этой области. «С точки зрения теории, инженерной и конструкторской мысли мы не на последнем месте в мире», — сказал «Правде.ру» вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин в октябре 2013 года.

По его словам, «израильтяне, у которых бывший министр обороны Анатолий Сердюков хотел бы закупить беспилотники, используют в своих БПЛА металл». Наши ученые были первыми, по сути, единственными, кто создал БПЛА из композитных материалов, которые позволит сделать их не только более легкими и прочными, но и недосягаемыми для радаров ПВО», — сказал он9.0005

«У нас есть замечательные команды, которые десятилетиями работали над этим, — сказал Владимир Анохин. «Но у нас не хватает рабочих рук. У нас нет производственной базы, у нас нет квалифицированных рабочих, которые могли бы производить в огромных количествах те беспилотники, которые нам сейчас так нужны».

«Действительно, в силу ряда причин развитие беспилотных летательных аппаратов в России несколько запущено. В настоящее время Минобороны России работает над исправлением этой ситуации, инициируя и финансируя программу создания линейки БПЛА разных типов и классов», — заявил в октябре 2013 года российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов9. 0005

По его словам, в связи с отсутствием официальных комментариев как со стороны разработчиков, так и военных характеристики разрабатываемых в настоящее время устройств могут обсуждаться лишь предположительно. «Ниша БПЛА класса MALE в настоящее время занята проектами, реализуемыми «Транзасом» и «Соколом». проекты Boeing (Phantom Ray) и Northrop Grumman (X-47B)», — сказал эксперт.

«Кроме того, мы знаем, что прототип ударного беспилотника «Скат», показанный «МиГом» несколько лет назад на одном из авиасалонов МАКС, имел заявленную взлетную массу 10 тонн. «МИГу», так сказать, выполненному в более тяжелой весовой категории, будет предлагать тяжелый беспилотник с возможной взлетной массой около 20 тонн», — сказал Денис Федутинов.

Отвечая на вопрос о назначении таких беспилотников, он сказал, что параллельно с вышеупомянутыми программами ударных беспилотников США создаются для точечных ударов по различным стационарным и движущимся целям как на суше, так и на море в периоды, когда у противника есть работающая система ПВО. было возможно. По словам Владимира Анохина, «это возможность расширить возможности ВВС и авиации в целом… Беспилотники можно отправлять в зоны боевых действий, проводить разведку и проводить регулярные наблюдения, не рискуя человеческими жизнями. Это следующий шаг в развитии авиации, у которого есть будущее».

Российские военные доводят до ума свой собственный тяжелый военный БПЛА. Беспилотник является частью более широкой программы модернизации. Беспилотник уже существует, заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов в январе 2015 года. По словам Борисова, тяжелый БПЛА, создаваемый совместно с Федеральной службой безопасности (ФСБ), будет выполнять целый ряд тактических, оперативных и стратегических задач. никаких дополнительных подробностей, таких как название транспортного средства, не сообщил.

Россия почти догнала своих зарубежных конкурентов в производстве боевых беспилотных летательных аппаратов, заявил Борисов 07 сентября 2016 г. «Буквально несколько лет назад нас критиковали за серьезное отставание в этой области. почти догнал», — сказал Борисов в интервью телеканалу «Россия 24» в кулуарах международного военного форума «Армия-2016». Он добавил, что Россия вышла на уровень ведущих армий мира по производству беспилотников.

Американский аналитик Сэмюэл Бендетт из CNA (Центр военно-морского анализа) считает, что российские разработки боевых беспилотных летательных аппаратов отстают от аналогичных зарубежных разработок, но признает лидерство страны в области радиоэлектронной борьбы, сообщает Breaking Defense в октябре 2017 года. По словам Бендетта, в разрабатывая беспилотные системы, россияне пока отстают «от китайцев, иранцев и турок», как и американцы. Эксперт привел несколько примеров.

По словам Бендетта, разработка первых российских тяжелых беспилотников «Альтаир» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате чего создание изделия может затянуться. Эксперт отметил, что накануне доклада директора предприятия по созданию боевых беспилотников Казанского ОКБ им. Симонова сняли с занимаемой должности (фактически документы были изъяты в бюро, следователи беседовали с Александром Гомзиным, его куратор).

Беспилотник Orion подозрительно похож на иранский Shahed. Основные российские беспилотники «Форпост» заимствованы из Израиля, где название Searcher выпускается концерном IAI. Специалист отмечает, что дроны, разработанные непосредственно в России, обычно меньше по размерам, чем зарубежные.

Российская авиастроительная корпорация (РАК) «МиГ» ведет работы по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 до 15 тонн, их прототипы появятся в ближайшие годы. Об этом 14 ноября 2017 года сообщила официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко на выставке Dubai Airshow 2017. «Это разведывательно-ударные цели, разных классов для разных задач», — сказала она, отвечая на соответствующий вопрос. Кравченко добавил, что прототипы беспилотников будут созданы «в ближайшие годы». Эти устройства будут трех категорий — от одной тонны до пяти, от пяти до десяти и от десяти до пятнадцати.

Собеседник «Интерфакса» сообщил об испытаниях тяжелого беспилотного летательного аппарата «Альтиус-О» массой более 7,5 тонны, разработанного казанским ОКБ имени Симонова. Замгендиректора «Техмаша» (входит в «Ростех») Александр Кочкин сообщил «Интерфаксу» в марте 2018 года, что концерн приступил к разработке боевой нагрузки для беспилотных аппаратов, в качестве которой могут выступать как средства поражения малой дальности, так и авиабомбы.

Генеральный конструктор и вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков сообщил «Интерфаксу» в декабре 2017 года, что в России ведется работа по созданию беспилотных летательных аппаратов, которые можно объединять в группы и координировать между собой по защищенным каналам связи.

Президент России Владимир Путин заявил в конце 2017 года на коллегии Минобороны России, что при реализации новой государственной программы вооружения особое внимание будет уделяться оснащению войск высокоточным оружием, беспилотными ударными комплексами, а также новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы.

В октябре 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил о планах по оснащению Вооружённых Сил России ударными беспилотниками. «В ближайшее время на вооружение Вооруженных Сил начнут поступать комплексы с многофункциональными беспилотными летательными аппаратами, способными решать не только разведывательные, но и ударные задачи», — сказал Шойгу.

В настоящее время самым крупным БПЛА, состоящим на вооружении ВКС и Сухопутных войск, является «Аванпост». Беспилотник массой 456 килограммов производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Длина планера 5,85 метра, размах крыла 8,55 метра, продолжительность полета 16 часов.

Сирийская операция выявила нехватку большегрузной техники. Однако Минобороны было обеспокоено отставанием России в области беспилотников задолго до переброски войск в ОАР. В середине и в конце 2000-х были запущены проекты по разработке сразу нескольких перспективных устройств.

В ближайшие годы войска получат БПЛА «Зеница» массой около одной тонны, беспилотный летательный аппарат «Иноходец» массой 1,2 тонны, пятитонную машину «Альтаир» (КБ им. Симонова и фирма «Кронштадт») и 20-тонную ударный беспилотник «Охотник» (детище ОКБ Сухого), выполненный по схеме «летающее крыло».

Как отмечают эксперты, Россия сильно отстала в сфере беспилотной авиации от США, Израиля, ряда западных стран и даже Китая. При этом интенсивные усилия Минобороны и ОПК позволят сократить дистанцию ​​как минимум до 5-10 лет, а полигон в виде сирийской операции поможет опробовать новейшую технику в реальных боевых условиях.

В России разрабатывается несколько типов ударных беспилотных летательных аппаратов: помимо «Ориона» (масса 1 т) и «Карниворов» (масса 150 кг) это разведывательно-ударный беспилотник массой до 5 т «Альтаир» и тяжелый беспилотник шестого поколения (заявлялась масса до 20 тонн). Также на Параде Победы 9 мая 2018 года демонстрировались ударные беспилотники «Корсар» и «Катран».
К 2020 году ВВС России должны получить на вооружение первые боевые беспилотные летательные аппараты (БЛА). По состоянию на июнь 2014 года ожидалось, что государственные или полигонные испытания новых БЛА могут начаться в 2017 году. По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова , научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому проекту почти завершены. Дроны-истребители способны решать стратегические задачи, поскольку их трудно обнаружить и они обладают большей боевой устойчивостью, чем пилотируемые самолеты.

Москва была безоговорочным лидером в этой области: только в 1980-е годы она произвела 950 разведывательных БПЛА Ту-143. Однако затем Минобороны свернуло производство беспилотников, так как ни денег, ни идеологических причин для ввода в эксплуатацию этого типа самолетов у него уже не было. Именно американцы подтолкнули российских военных к возрождению программы. Успешные операции США с применением БПЛА в Афганистане и Пакистане показали, что ни одна война будущего не может вестись без дронов. Еще одним импульсом, стоящим за стремлением России разработать собственные беспилотные летательные аппараты, стала война 2008 года в Южной Осетии. Когда Минобороны России увидело, что грузинская сторона использует израильские беспилотники, оно пришло к выводу, что этот тип самолетов необходим для нового века.

Объявлен первый тендер на разработку БПЛА. Его получили несколько конструкторских бюро. Конструкторское бюро Яковлева представило проекты боевого беспилотного летательного аппарата под названием «Скад». По своему внешнему виду и техническим характеристикам он был очень похож на американскую модель Х-47. Его основными характеристиками были объявлены следующие: максимальная взлетная масса 10 тонн; дальность 4000 км; скорость полета не менее 800 км в час. Он будет способен нести две ракеты класса «воздух-поверхность/противорадиолокационные» или две умные бомбы общим весом не более одной тонны.

Вторым победителем стало ОКБ Сухого с проектом Х-40. Доступной информации о нем очень мало. Его конструкция, вероятно, «унаследует» характеристики знаменитых истребителей Су и станет прототипом истребителя шестого поколения. На это указал заместитель министра обороны Юрий Борисов, намекнув, что будущий ударный самолет будет создаваться на основе технологий, используемых в истребителе пятого поколения Т-50.

В середине февраля 2014 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что министерство намерено потратить до 2020 года 320 миллиардов рублей (около 8,8 миллиардов долларов) на программу оснащения российских вооруженных сил беспилотными летательными аппаратами. На покупку каких именно БПЛА пойдут эти деньги, пока неясно. Все последние выставки боевых беспилотных летательных аппаратов для Минобороны состояли из двух частей. Первый – открытый, в нем представлены тактические и полустратегические самолеты, которые зачастую производятся по лицензии или используют импортную комплектующую базу. Обычно это БПЛА двойного назначения.

Второй — закрытый, где чиновники министерства смогли увидеть стратегические самолеты. На одной из таких выставок, по словам источника, близкого к Минобороны, Шойгу показали стратегический самолет на солнечных батареях. Беспилотник был настолько большим, что его не смогли провезти на выставку и показали министру обороны по видеосвязи. Эксперты отмечают, что тот факт, что некоторые выставки проходят за закрытыми дверями, свидетельствует о том, что в России есть прототипы, которые лучше не афишировать. Тем более, что главная сила дрона не в его аэродинамических характеристиках, а в интеллектуальном наполнении программного обеспечения, используемого для его управления.

12 мая 2021 года «Известия» сообщили, что Минобороны приняло решение о поэтапном перевооружении разведывательных эскадрилий Воздушно-космических сил с самолетов на беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Теперь эти подразделения оснащены специально модернизированными Су-24МР, созданными на базе знаменитого советского фронтового бомбардировщика. По мнению экспертов, заменить «Сухого» смогут БПЛА «Орион» и перспективный БПЛА «Альтиус», способные преодолевать многие тысячи километров. При этом полностью отказываться от пилотируемых самолетов-разведчиков оборонное ведомство не собирается. В случае необходимости эти функции будут выполнять истребители-бомбардировщики Су-34, модернизированные по проекту «Сыч». Эти машины могут использовать унифицированные подвесные разведывательные контейнеры. Их существует три варианта: оптоэлектронный, радиотехнический и радиолокационный.