Будущее автомобилей: Личных автомобилей станет намного меньше в России будущего? / Хабр

Содержание

Есть ли будущее у автомобиля: Статьи экономики ➕1, 22.09.2020

Электрический, экологичный, безопасный, беспилотный, умный, дорогой и приносящий прибыль. Plus-one.ru рассказывает, каким станет автомобиль в ближайшие годы и десятилетия.

Tesla Model S на зарядной станции в Германии

Фото: Jakob Härter / flickr.com CC BY-SA 2.0

Электромобиль появился на 50 лет раньше, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Но еще на заре XX века эту технологию похоронил Генри Форд. Сто лет спустя она возродилась благодаря Илону Маску и стала одним из ключевых направлений развития автотранспорта.

По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2014 году по дорогам мира ездили всего 700 тыс. электромобилей (включая заряжаемые гибриды). За следующие пять лет их число выросло до 7,17 млн. Bloomberg прогнозирует, что к 2030-му эта цифра увеличится до 116 млн, а к 2040-му — до 500 млн. На электромобили придется 31% мирового автопарка, который к тому времени составит 1,6 млрд машин.

В 2019 году в мире было продано 2,2 млн электромобилей — вчетверо больше, чем в 2015-м, когда продажи составили всего 450 тыс. Доля электрокаров в глобальных продажах достигла 2,5% (каждая 40-я новая машина была электрической). За следующие 10 лет она вырастет до 28% (26 млн реализованных электромобилей), а в 2040-м составит 58% (54 млн) — то есть больше половины всех приобретаемых в мире новых автомобилей будут оснащены электродвигателем и батареей.

Сегодня на рынке доступны десятки моделей электрокаров, а согласно прогнозам Bloomberg, уже к 2022 году их будет более 500. Собственные линейки электромобилей заведет большинство крупных автопроизводителей, а некоторые полностью откажутся от производства автомобилей с ДВС. Одними из первых о таких планах сообщили компании Volvo и Volkswagen. У первой с 2019-го все новые модели либо полностью электрические, либо гибридные, а вторая планирует выпустить свое последнее поколение авто с ДВС в 2026-м и с 2040-го полностью прекратить продажи неэлектрических авто.

Столь впечатляющий рост электротранспорта обусловлен стремительным развитием технологий. Самый дорогой компонент в электромобиле — это батарея, на нее приходится около половины себестоимости. С 2010-го по 2019-й цены на литий-ионные аккумуляторы обрушились на 87% — с $1200 до $156 за киловатт-час. Когда цена опустится ниже $100 за киловатт-час, электромобили будут стоить столько же, сколько их аналоги с ДВС. Аналитики Bloomberg ожидают, что это произойдет к 2024 году. Причем на этом прогресс не остановится: к 2030-му батареи подешевеют до $62 за киловатт-час, благодаря чему электромобили станут дешевле своих традиционных конкурентов.

Приблизить этот момент может сокращение использования кобальта в батареях. Несмотря на то, что он стремительно дешевеет (с $95 тыс. за тонну в 2018-м до $30 тыс. за тонну в 2020-м), кобальт остается самым дорогим элементом в литий-ионных аккумуляторах, поэтому инженеры передовых автопроизводителей стремятся от него избавиться. Так, недавно General Motors удалось сократить его содержание в своих батареях с 18% до 4,5%, а Tesla собирается перейти с никель-марганец-кобальтовых аккумуляторов на литий-железо-фосфатные.

Одновременно по всему миру расширяется зарядная инфраструктура. Так, с 2015-го по 2018-й в США число публичных зарядных станций увеличилось с 30 тыс. до 60 тыс., а в Великобритании c 2015-го по 2020-й — с 4 тыс. до 18 тыс. Лидирует по масштабам зарядной инфраструктуры Китай: в апреле 2020 года в Поднебесной было 547 тыс. публичных зарядных станций (а всего, считая частные, — 1,29 млн). И если 10 лет назад время зарядки составляло часы, то сегодня самые современные аппараты способны полностью зарядить аккумулятор электромобиля за 15 минут — причем такие ставит не только Tesla, но и ее конкуренты.

Второй ключевой фактор развития электротранспорта — политика государственных регуляторов, нацеленная на достижение углеродно-нейтральной экономики. На сегодняшний день более 20 стран уже имеют официальные планы введения полного запрета на продажу автомобилей с ДВС в ближайшие десятилетия.

Наиболее радикально настроены правительства Австрии и Норвегии: в этих странах нельзя будет продавать машины на бензине и дизеле уже после 2020-го и к 2025-му соответственно. Германия, Исландия, Индия, Ирландия, Нидерланды, Словения и Швеция планируют отказаться от ДВС к 2030 году, Шотландия — к 2032-му, Великобритания в целом — к 2035-му, а Дания, Египет, Франция, Испания, Шри-Ланка и Тайвань — к 2040-му. Для Китая, Японии и Португалии пока нет четкого дедлайна, но, вероятнее всего, речь идет также о периоде 2030-2040.

Намереваются запретить авто с ДВС администрации более 40 городов по всему миру. Среди них — Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес и Сиэтл (США), Мехико (Мексика), Кейптаун (ЮАР), Окленд (Новая Зеландия), Джакарта (Индонезия), Афины (Греция), Милан (Италия). Список стран и городов, поддерживающих эту идею, с каждым годом все длиннее. Поэтому прогноз, что через 20 лет треть всех авто в мире будут электрическими, кажется не сказкой, а пессимистичным сценарием.

Идее создания самоуправляемого автомобиля для широкого потребителя почти сто лет. Автопроизводители задумались об этом еще в 1920-х, однако большую часть века беспилотные легковушки бегали на страницах научной фантастики. Первые по-настоящему автономные прототипы начали испытывать лишь в 1980-х — их собирали в университетах при поддержке военных.

Коммерческие компании вплотную занялись этим направлением в 2010-х. Благодаря достижениям в оптике и сенсорике, а также стремительному развитию систем связи и IT в целом, появились десятки разработчиков систем автоматического управления вроде Zoox, Aptiv и WeRide, свои проекты в этой области стали запускать технологические гиганты — от Google и Uber до «Яндекса». Сегодня мы находимся в шаге от начала широкого коммерческого применения этой технологии.

Ожидается, что беспилотники высвободят колоссальное количество свободного времени (вместо управления автомобилем можно будет заниматься любыми делами), сделают автотранспорт максимально доступным (как для людей с ограниченными возможностями здоровья, так и для тех, кто просто не умеет водить, — водительские права уйдут в прошлое) и радикально снизят смертность и травматизм на дорогах. По данным ВОЗ, ежегодно в ДТП гибнет 1,35 млн человек и 50 млн получают травмы. Причиной 95% всех дорожных инцидентов служит человеческий фактор.

«К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий» — так в 2015 году была сформулирована 6-я задача Цели устойчивого развития 3. В феврале 2020 года в ходе Третьей глобальной министерской конференции по безопасности дорожного движения представители 140 стран признали, что эту задачу выполнить не удалось, и отодвинули срок до 2030 года. Одним из способов улучшить статистику может стать развитие автономных автомобилей. Подписавшие декларацию назвали передовые технологии обеспечения безопасности автотранспорта «одними из самых эффективных» и призвали страны мира к 2030 году внедрить их во «все произведенные и проданные транспортные средства».

Беспилотный автомобиль «Яндекс»

Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Согласно классификации, разработанной SAE International, выделяется шесть уровней автономности. Первые три — нулевой, первый и второй — подразумевают наличие различных автоматизированных систем помощи водителю в определенных ситуациях (например, автоматический круиз-контроль), при этом вести машину приходится человеку. Последние три уровня — третий, четвертый и пятый — это возможность полностью автономного управления. Различаются они широтой условий, при которых эта автономность может быть задействована.

К примеру, машина с третьим уровнем автономности способна самостоятельно двигаться в дорожной пробке, с четвертым — быть беспилотным такси в городе с развитой системой разметки и дорожных знаков, а с пятым — автономно перемещаться по любой дороге мира при любых условиях. Начиная с четвертого уровня автономности машине не нужны педали и руль.

Первые три уровня уже доступны в новейших моделях десятков автомобильных брендов. Сегодня автопроизводители соревнуются между собой, кто быстрее выведет на дороги машины с третьим, четвертым и пятым уровнями. К примеру, Tesla, Honda, Hyundai и Toyota заявляли о планах выпустить до конца 2020 года модели, способные самостоятельно ездить по скоростным магистралям, а Volvo планирует сделать это в 2021-м. Renault-Nissan планирует выпустить в 2020 году автомобиль, способный ездить в автономном режиме в городских условиях. На начало 2020-х ориентируются Daimler, BMW и Fiat-Chrysler. Выпустить по-настоящему автономный автомобиль Renault-Nissan обещает в 2025-м, а Hyundai — в 2030-м. Ford же собирается уже в 2021-м поставить авто с четвертым уровнем автономности, без руля и педалей.

На российских дорогах тестирование беспилотных автомобилей началось в декабре 2018-го. Изначально правительство разрешило испытывать их на некоторых участках дорог общего пользования в Москве и Татарстане (где расположены «Сколково» и «Иннополис»), а в феврале 2020 года расширило зону эксперимента еще на 11 регионов. Первыми на общественные дороги выехали беспилотники «Яндекса», немного позже соответствующие разрешения получили МАДИ и «КАМАЗ». Аналитики предполагают, что коммерческую эксплуатацию автономных автомобилей в России начнет именно «Яндекс»: в 2022-м — в Москве, а годом позже — и в других регионах.

Аналитическая компания IHS прогнозирует, что к 2025-му годовые продажи самоуправляемых авто составят 600 тыс., а к 2035-му достигнут 21 млн. Исследователи из Victoria Transport Policy Institute утверждают, что вплоть до 2040-х автопилот будет доступен лишь относительно состоятельным людям, а по-настоящему массовым станет не ранее 2050-х.

В любом случае, распространяться беспилотные автомобили по миру будут неравномерно. Среди 30 стран, рассмотренных в исследовании KPMG, более других адаптированы к реалиям завтрашнего дня законодательства Сингапура, Великобритании, Нидерландов, Финляндии, Новой Зеландии и США. Среди отстающих — регуляторы Бразилии, Мексики, Индии, Италии и России.

Уже сегодня автопроизводители стоят перед выбором: трансформироваться в IT-компании или оказаться на обочине истории. Автомобили постепенно становятся компьютерами. Технологии позволяют машинам проводить самодиагностику, а вскоре они смогут самостоятельно записываться на техобслуживание, резервировать места на стоянках, планировать наиболее выгодные часы для зарядки, обмениваться друг с другом информацией о ситуации на дороге, самостоятельно заезжать в магазин за заранее заказанными продуктами и многое другое.

Все это — элементы так называемой интеллектуальной мобильности. За этим термином кроется принципиально новый рынок, объемы которого, по оценке Deloitte, к 2030 году составят $1,8 трлн. Основан он будет не только на распространении автономного транспорта, но и на развитии платформ открытых данных для него. К таким данным, например, относятся специальные цифровые карты городов с информацией о дорожном покрытии и разметке (их производят как крупные технологические игроки, так и небольшие узконаправленные стартапы — например, российский BaseTracK).

Третьим столпом интеллектуальной мобильности станут новые схемы использования автомобилей. Необходимость владеть ими исчезнет. Зато станет распространенным предоставление автомобилей по подписке. У Hyundai и Volvo такие программы уже действуют и в России. На фоне ожидаемой высокой стоимости первых беспилотных автомобилей подписка может стать способом сделать их доступнее.

Еще одна модель — каршеринг, только принципиально нового типа, — избавит мир от проблем с парковочным пространством, разгрузит транспортную инфраструктуру. В новом мире интеллектуальной мобильности автовладельцы смогут, не паркуя свои автономные машины у подъездов или в гаражах, отправлять их самостоятельно кататься по улицам, чтобы зарабатывать деньги в качестве недорогого такси.

В прошлом году эту модель предложил Илон Маск. Согласно его расчетам, машина, используемая в качестве «роботакси», сможет приносить своему владельцу $30 тыс. за год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов

Автомобиль будущего.

Какой он? — Будущее на vc.ru

Владимир Смеркис, автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89.5 FM, поговорил с Кириллом Кассиным — директором департамента по развитию продукта Kia.

Темой разговора стали достижения компаний в области технологий и чего же стремятся достичь современные автопроизводители.

288
просмотров

Кирилл Кассин

Директор департамента по развитию продутка Kia

Владимир: Кирилл, привет!

Кирилл: Привет, Владимир!

Владимир: Кирилл, куда сегодня движется автоиндустрия? Какой курс держат автомобильные производители, на ваш взгляд?

Кирилл: Мне кажется, самая актуальная тема в последнее время — развитие в области автономного вождения. Многие автопроизводители сегодня заявляют о таких технологиях. Кто-то говорит, что они уже во всю используются, например, в такси или при вождении грузовиков. На самом деле область развивается и пока нет какого-то финального решения.

Еще одна интересная область развития – это электрические автомобили. Это направление очень быстро развивается, активно увеличиваются продажи в западных странах. Что касается нашей страны, мы пока находимся в самом начале этого тренда.

Следующая интересная вещь – это цифровизация автомобилей, появление всевозможных новых систем и фактически превращение машины в большой компьютер на колесах.

Меняется способ владения и использования автомобиля. Сегодня многие предпочитают не приобретать машину, а использовать ее каким-то другим образом, то есть фактически платят за аренду и избавляются от каких-то дополнительных сложностей при владении машиной.

И, наверное, самая важная область, которую можно уже попробовать и использовать в повседневной жизни, – это использование подключенного автомобиля или так называемые комплексы телематики, появляющиеся внутри машины и позволяющие управлять автомобилем с помощью вашего смартфона.

Владимир: А что такое автономное вождение? Когда я брал на тест-драйв автомобиль вашего бренда, это было прям, как спорт: чем меньше трачу бензина, тем лучше. Как правильно называется эта технология?

Кирилл: Эта технология сокращенно называется ADAS. У нас в компании этот комплекс систем называется Drive Wise. Фактически это современные системы, основанные на радарах, датчиках, компьютерах и камерах, которые позволяют в какой-то степени заменить водителя и сделать вождение более безопасным и легким.

Эти системы можно разделить на две части. Первая – система помощи водителю. Когда вы, например, едете на дальние расстояния, можете включить активный круиз-контроль: машина сама зацепится за автомобиль, который едет впереди, и будет регулировать скорость в зависимости от того, ускоряется машина впереди либо тормозит.

Второй интересной функцией является система удержания в полосе движения. Вы знаете, часто, когда едешь на дальние расстояния, нужно все время подруливать, удерживать машину между разметкой. Здесь эта система позволяет вместе с активным круиз-контролем превратить автомобиль в автопилот. Вам достаточно просто придерживать руль, а машина сама будет регулировать скорость и управлять рулем, чтобы оставаться по центру разметки.

Владимир: Кирилл, все мы слышали и читали, что совсем скоро, по-моему, в 2025 г., будет прекращен выпуск бензиновых и дизельных автомобилей. Это действительно так? Как же те самые автолюбители, которым хочется погонять на бензине, на «ручке»? Что будет с альтернативной энергетикой в автомобиле?

Кирилл: Да, многие автопроизводители решили переходить с двигателей внутреннего сгорания на автомобили с электрическим приводом. И премиальные бренды заявили, что к 2025–2030 годам они полностью перейдут на такие машины.

Конечно, мы считаем, что электрический автомобиль будет очень популярен в ближайшем будущем, но машины с классическим приводом, с двигателем внутреннего сгорания останутся востребованными.

Активно развивая самые последние технологии, мы недавно представили на глобальном рынке нашу новую электрическую модель под названием EV6.

Владимир: Она не гибридная, а целиком электрическая?

Кирилл: Да, целиком электрическая. Создана на специализированной электрической платформе. Это не машина с двигателем внутреннего сгорания, переделанная в электрическую, а это именно платформа с батареей между колесами, с короткими свесами, с очень вместительным салоном, и она движется именно на электричестве.

Владимир: Что фактически и будет самой главной платформой для будущих автомобилей?

Кирилл: Да, совершенно верно. Это модульная платформа, которая может менять размер колесной базы в зависимости от модели. Мы планируем выпустить целую линейку моделей на основе этой платформы.

Владимир: Многие мои друзья из российских регионов говорят о том, что нам в Москве хорошо, везде есть электрозарядки. А инфраструктура как, насколько она быстро развивается в России?

Кирилл: В целом эти два процесса идут рука об руку – появление электрических машин и развитие инфраструктуры. Мы видим, что государство сейчас выпустило специальную стратегию с фокусом развития инфраструктуры именно в нашей стране. Тем не менее, скорее всего в России останутся популярны машины с двигателем внутреннего сгорания, и параллельно будут развиваться машины с электрическим приводом. А инфраструктура для электрических автомобилей будет постепенно развиваться, сначала в больших городах, а потом уже переходить в регионы.

Владимир: Сейчас электрические автомобили стоят достаточно дорого, а все российские эксперименты с «Ё-Мобилями» и всем остальным, по-моему, не просуществовали долго, но государство предоставляет бесплатную парковку, не взимает налоги и т. д. Как вы считаете, можно ли рассчитывать, что на ближайшие три-пять лет эта тенденция сохранится?

Кирилл: Я думаю, на ближайшие три-пять лет у нас это останется точно. Именно государственная поддержка конечного покупателя является основным драйвером развития электрических автомобилей, потому что электрические машины обычно дороже. И, безусловно, в нашей стране это будет приветствоваться государством и реализовываться.

Владимир: «Умные автомобили» на сегодняшний день обладают достаточно большим функционалом: они предупреждают возникновение ДТП, помогают «подруливать». Каким современный автомобиль должен стать в грядущем году?

Кирилл: Машины всё больше компьютеризируются, в них появляется больше чипов и экранов. Например, в любом автомобиле сейчас присутствуют большие дисплеи для мультимедиа-систем, для панели приборов. Обычно это 10-12-ти дюймовые большие экраны, присутствующие ранее только в планшетах.

Также идет управление автомобилем с помощью проводов: вместо механической связи, например, с трансмиссией или с тормозами применяются специальные системы управления по проводам.

Появляется дополненная реальность в автомобилях: когда у вас есть специальный дополнительный дисплей, проецирующий картинку прямо на лобовое стекло. Вы можете видеть всю информацию о скорости, важную информацию по навигации и скоростным ограничениям.

Все очень компьютеризируется, кругом появляются большие дисплеи, управление идет из механической области в электрическую.

Владимир: Я помню, был такой диалог в IT-кругах, когда хакеры могли получить доступ к электронному сердцу человека. Наверняка, сегодня есть те, кто против новых компьютерных технологий, кого волнует безопасность автомобильных систем (не получит ли к ним кто-то доступ, не будут ли спровоцированы аварии). Как вы считаете? Это первый вопрос.

И второй, о вечной дилемме: бабушка или маленький ребенок переходят дорогу – как машина будет реагировать в такой ситуации?

Кирилл: Что касается безопасности, то, пожалуй, автомобильная отрасль самая консервативная. Безопасность здесь превыше всего, поэтому машины иногда достаточно долго обновляются и инновационные системы не сразу внедряются в автомобили. Если говорить именно о цифровой безопасности, она будет на высоте в тот момент, когда это будет максимально критично. Сейчас эти системы в основном помогают водителю, но еще не до конца управляют автомобилем.

Что касается таких решений — кого лучше оставить в живых — я думаю, это как раз перспектива будущего, и вопрос относится именно к автономному транспорту, потому что с точки зрения этики и управления юридическими рисками вопрос еще не решен. Всё зависит от того, кто будет нести ответственность: человек, который находится внутри автомобиля, либо автопроизводитель, который создал эту систему. Я думаю, рано или поздно эта дилемма будет решена и мы с вами насладимся автономными автомобилями, которые будут экономить наше время и давать максимальный комфорт при путешествиях.

Владимир: Кирилл, сегодня в тренде шеринг-экономика, она также коснулась автомобилей. С одной стороны, молодежь получает доступ к каршерингу — иногда это страшно видеть на дорогах Москвы. А иногда наоборот: раньше научился — больше опыта получил. Все меняется: многие автопроизводители делают компании и сервисы по аренде автомобиля прямо от автопроизводителя. Куда мы тут движемся?

Кирилл: Я думаю, мы движемся к изменению владения автомобилем. Если раньше люди не могли представить использование автомобиля, не обладая им полностью, не приобретая его себе, то сейчас многие предпочитают просто брать машину в аренду. И мы обратили внимание, что многие покупатели предпочитают такой способ владения и использования, потому что, к примеру, предпринимателям гораздо легче отдавать какую-то сумму ежемесячно, вместо того чтобы сразу выделить большую сумму денег на покупку автомобиля.

Владимир: Ведь это может стать инвестицией, которая принесет больший доход, нежели сразу замораживать эти деньги, да?

Кирилл: Да, именно так. Они зарабатывают, используют это в обороте своего бизнеса. Или, например, машина используется сезонно, или вы в основном пользуетесь машиной в городе, а тут нужно сделать какую-то дальнюю поездку с большим количеством народа, тогда вы можете взять в аренду какой-то вместительный автомобиль для такой поездки.

Владимир: Как правило, сейчас выгоднее арендовывать надолго. Если сравнивать покупку автомобиля и его аренду, что тогда будет финансово затратнее?

Кирилл: Если смотреть на это теоретически, то они сопоставимы – владение автомобилем и его аренда. Но мы с вами живем в такой меняющейся среде, и у нас достаточно высокая инфляция, меняются цены на автомобили, и тот человек, который владел машиной, возможно, в будущем сможет продать ее дороже и на этом заработать.

Владимир: Вот это 100%. Моей машине уже практически четыре года, и сейчас она продается чуть ли не дороже, чем я ее покупал.

Кирилл: Да, при этом её обладатель потратит больше времени на обслуживание, на приобретение резины и страхование машины. Поэтому здесь каждый для себя принимает решение сам. Как мы видим, молодое поколение больше ценит не деньги, а время.

Владимир: А как вы относитесь к каршеринговым сервисам, которые сейчас столь популярны? Я часто вижу автомобили вашей марки. Всё же для многих важно иметь свой автомобиль — можно оставить сумку, поставить свой ароматизатор в салон. Или каршеринг — хорошая альтернатива?

Кирилл: В целом, мне кажется, каршеринг – это замечательный новый тренд, позволяющий расширить мобильные возможности любого человека. Теперь, приезжая в город, вы можете использовать не только публичный транспорт, но и взять машину, и использовать ее как индивидуальное средство передвижения.

А самое главное, что каршеринг показывает нам будущее. В перспективе, возможно, многие города откажутся от публичного транспорта и будут предоставлять просто машины в большом количестве для каршеринга, и любой человек, который приезжает, будет пользоваться только машинами, предоставляемыми городами.

Владимир: Кирилл, автомобили очень разные, и потребности у людей возникают тоже разные: кому-то хочется на Moscow Raceway поездить, кому-то — покрутить круги, кому-то хочется поездить по полям, особенно зимой. На сегодня один из самых популярных форм-факторов – конечно же, кроссоверы. Можно ли совместить скорость, динамику, бездорожье и все остальное в одном автомобиле?

Кирилл: Здесь, опять же, нас спасают системы электронного управления автомобилем. Например, есть система Drive Mode Select, которая позволяет выбрать один из режимов движения машины. Вы можете двигаться очень комфортно, или, наоборот, экономить топливо, или использовать спортивный режим. А можно выбрать даже режим Smart, при котором машина будет сама подстраиваться под стиль вашего вождения.

Еще в автомобиле есть система Terrain Mode, позволяющая выбрать один из трех режимов внедорожного движения: по снегу, по грязи или по песку. Тогда машина сама управляет трансмиссией, двигателем, системой TSC, подтормаживая колеса, чтобы вы максимально быстро и просто выехали из сложной дорожной ситуации.

Владимир: Руль, получается, более отзывчивый в спортивных режимах…

Кирилл: Да, в спортивном режиме у вас более тяжелый руль, например, в комфортном — более легкий. Для внедорожных систем применяется управление тормозами, системой TSC, которая подтормаживает противоположные колеса, чтобы избежать пробуксовок и передать момент на другое колесо. Трансмиссия также меняется, например, на внедорожье нужно контролировать крутящий момент, передающийся на колеса, чтобы не сорваться в пробуксовку.

Кстати, для экономичного режима ещё управляется система климат-контроля, чтобы снизить расход топлива.

Владимир: Тем не менее есть огромное количество людей, которые любят поднажать. Мои дети постоянно просят об этом. Я, естественно, не сдаюсь, держу комфортный режим езды. Но когда хочется этого драйва при соблюдении безопасности, что можно предложить водителям?

Кирилл: Есть двигатель 3,5 литра с восьмиступенчатой автоматической трансмиссией. Это бензиновый двигатель, он относится к новому семейству, обеспечивающему максимальную динамику и при этом очень хорошую экономичность.

Владимир: Сейчас говорят, что двигатели становятся меньше по объему, но более эффективными. Это действительно так?

Кирилл: Есть несколько трендов в автоиндустрии. Например, европейские автопроизводители предпочитают делать меньше объем и добавлять турбину (турбированный двигатель используется для большей экономичности), а в машинах, применяющихся на разных рынках, чаще используются классические атмосферные двигатели без турбины.

Владимир: Кирилл, давайте поговорим про телематику. Лично я столкнулся с телематикой, когда одна из страховых компаний предложила заключить страховой контракт, используя вот это замечательное слово. Они собирались следить за моим стилем вождения, в связи с чем менялась бы стоимость страховки на будущее. Что же такое телематика на самом деле, для чего она нужна производителям автомобилей?

Кирилл: Телематика в целом может использоваться в разных областях. Например, как вы описали, в страховании. Помимо этого каждый человек в своей повседневной жизни может использовать комплекс телематики. Это позволяет экономить время и облегчать управление автомобилем.

Давайте представим, что вы находитесь дома, на улице похолодало, машина, естественно, холодная. Вы можете заранее на своем мобильном телефоне включить подогрев сидений, лобового стекла, все другие подогревы…

Владимир: А я, кстати, этим пользовался, когда брал на тест-драйв Sorento — было очень удобно. Я живу за городом, у меня нет гаража, и я мог из дома включать машину.

Кирилл: Да. Можно завести двигатель, и машина прогреется до посадки в неё.

Кроме того благодаря телематике навигационная система внутри автомобиля сразу может демонстрировать пробки и ситуации на дорогах, показывать прогноз погоды.

Также вы можете удаленно разблокировать двери, если дети забыли в машине перчатки, а на улицу выходить не хочется, чтобы их достать.

Владимир: Сами забыли – сами идите.

Кирилл: Да, да. Жена возвращается с работы, я говорю: «Дорогая, я тебе сейчас открою двери, пожалуйста, захвати перчатки». И всё. Это сильно облегчает жизнь.

Владимир: А куда дальше будет двигаться телематика? Помню, у одного производителя была функция консьержа: он передавал данные в автомобиль, и сразу можно было доехать до точки. Сейчас же это делается в один клик, не нужно никому звонить.

Кирилл: Телематика сейчас очень активно развивается. Наверное, следующим этапом будет так называемая система Over-the-Air Update, то есть обновление программного обеспечения по воздуху. Это будет относиться не только к каким-то навигационным системам, но можно будет обновить программное обеспечение для двигателя, трансмиссии и всех других систем внутри автомобиля. Это большая область, которая сейчас развивается, она будет в том числе связана с появлением технологии 5G и развитием сотовой связи по всему миру.

Владимир: Вам не кажется, что автомобили становятся еще и развлекательным центром? Мне очень понравилась функция, когда я мог, как экскурсовод, рассказывать детям с переднего сиденья какие-то интересные вещи, а они меня слушали. Хотя автомобиль был большой, и на третьем ряду обычно ничего не слышно. Такие развлекательные штуки в автомобилях тоже будут развиваться?

Кирилл: Да, это очень важная область, особенно для семейных людей, которые везут свою семью на дальние расстояния. Плюс в машине появляется новая система мультимедиа, позволяющая включать какие-то гаджеты, мобильный телефон в мультимедиа и проигрывать не только радиостанции, но и подкасты или приложения, записанный у вас на телефоне, и демонстрировать их на экране.

Владимир: Друзья, воистину мы живем в метаавтомобильных Вселенных. Машины рулят, машины всё заряжают, ты не отвлекаешься ни от контента, ни от дороги, — светлое автомобильное будущее.

Кирилл, огромное спасибо, что пришли в гости. Друзья, напомню, у меня в гостях был Кирилл Кассин, директор департамента по развитию продуктов компании Kia.

Автомобильная революция – перспективы до 2030 года

Артикель (PDF-2MB)

Сегодняшняя экономика резко меняется под влиянием развития развивающихся рынков, ускоренного развития новых технологий, политики устойчивого развития и изменения потребительских предпочтений в отношении собственности. Цифровизация, растущая автоматизация и новые бизнес-модели произвели революцию в других отраслях, и автомобилестроение не станет исключением. Эти силы порождают четыре прорывных технологических тренда в автомобильном секторе: разнообразная мобильность, автономное вождение, электрификация и связь.

Большинство участников отрасли и эксперты согласны с тем, что четыре тенденции будут усиливать и ускорять друг друга, и что автомобильная промышленность созрела для прорыва. Учитывая широко распространенное понимание того, что прорыв, который изменит правила игры, уже на горизонте, до сих пор нет комплексного представления о том, как отрасль будет выглядеть через 10–15 лет в результате этих тенденций. С этой целью наши восемь ключевых точек зрения на «автомобильную революцию 2030 года» направлены на предоставление сценариев относительно того, какие изменения грядут и как они повлияют на традиционных производителей и поставщиков автомобилей, потенциальных новых игроков, регулирующие органы, потребителей, рынки и автомобильная цепочка создания стоимости.

Это исследование направлено на то, чтобы сделать предстоящие изменения более ощутимыми. Таким образом, прогнозы следует интерпретировать как проекцию наиболее вероятных предположений по всем четырем тенденциям, исходя из нашего текущего понимания. Они, безусловно, не являются детерминистскими по своей природе, но должны помочь участникам отрасли лучше подготовиться к неопределенности, обсуждая возможные будущие состояния.

1. Новые бизнес-модели, движимые общей мобильностью, сервисами подключения и обновлениями функций, могут увеличить доходы от автомобильной промышленности примерно на 30%, что составит до 1,5 трлн долларов.

Пул доходов от автомобильной промышленности значительно увеличится и диверсифицируется за счет мобильных услуг по запросу и услуг, управляемых данными. Это может создать до 1,5 трлн долларов США — или на 30% больше — потенциальной дополнительной выручки в 2030 году по сравнению с примерно 5,2 трлн долларов США от традиционных продаж автомобилей и послепродажных товаров/услуг, что на 50% больше, чем примерно 3,5 трлн долларов США в 2015 году (Иллюстрация 1).

Экспонат 1

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Возможности подключения, а затем и автономные технологии будут все больше и больше позволять автомобилям становиться платформой для водителей и пассажиров, чтобы использовать свое время в пути для потребления новых форм медиа и услуг или посвящать освободившееся время другим личным занятиям. Возрастающая скорость инноваций, особенно в программных системах, потребует модернизации автомобилей. По мере того, как решения для совместной мобильности с более коротким жизненным циклом будут становиться все более распространенными, потребители будут постоянно знать о технологических достижениях, что еще больше повысит спрос на возможность модернизации автомобилей, бывших в употреблении.

2. Несмотря на переход к совместно используемой мобильности, продажи транспортных средств будут продолжать расти, но, вероятно, более низкими темпами, примерно на 2 процента в год.

Общие глобальные продажи автомобилей будут продолжать расти, но ожидается, что ежегодные темпы роста снизятся с 3,6 процента за последние пять лет до примерно 2 процентов к 2030 году. Это падение будет в значительной степени обусловлено макроэкономическими факторами и ростом числа новых видов мобильности. такие услуги, как каршеринг и электронная почта.

Подробный анализ показывает, что густонаселенные районы с большой устоявшейся базой транспортных средств являются благодатной почвой для этих новых транспортных услуг, и многие города и пригороды Европы и Северной Америки соответствуют этому профилю. Новые услуги мобильности могут привести к снижению продаж частных транспортных средств, но это снижение, вероятно, будет компенсировано увеличением продаж транспортных средств общего пользования, которые необходимо чаще заменять из-за более высокой степени использования и связанного с этим износа.

Остальной движущей силой роста мировых продаж автомобилей является общее позитивное макроэкономическое развитие, в том числе рост мирового потребительского среднего класса. Однако в условиях замедления темпов роста на устоявшихся рынках рост будет по-прежнему зависеть от стран с формирующимся рынком, особенно Китая, а различия в ассортименте продукции будут объяснять различную динамику доходов.

3. Поведение потребителей в отношении мобильности меняется, что приводит к тому, что каждый десятый автомобиль, проданный в 2030 г., потенциально может быть транспортным средством общего пользования, и последующий рост рынка мобильных решений, соответствующих целевому назначению.

Изменение потребительских предпочтений, ужесточение регулирования и технологические прорывы приводят к фундаментальным изменениям в индивидуальном поведении в отношении мобильности. Люди все чаще используют несколько видов транспорта для завершения своего путешествия; товары и услуги доставляются, а не забираются потребителями. В результате традиционная бизнес-модель продажи автомобилей будет дополнена рядом разнообразных мобильных решений по запросу, особенно в условиях плотной городской застройки, которые активно препятствуют использованию личных автомобилей.

Сегодня потребители используют свои автомобили как универсальные транспортные средства, независимо от того, ездят ли они на работу в одиночку или везут всю семью на пляж. В будущем они могут захотеть гибко выбирать лучшее решение для конкретной цели, по запросу и через свои смартфоны. Мы уже видим первые признаки того, что значение личных автомобилей снижается: например, в Соединенных Штатах доля молодых людей (от 16 до 24 лет), имеющих водительские права, снизилась с 76 процентов в 2000 году до 71 процента в 2000 году. 2013 г., в то время как за последние пять лет число участников каршеринга в Северной Америке и Германии росло более чем на 30 процентов в год.

Новая привычка потребителей использовать индивидуальные решения для каждой цели приведет к появлению новых сегментов специализированных транспортных средств, предназначенных для очень специфических нужд. Например, рынок автомобилей, специально созданных для услуг электронной связи, то есть автомобилей, рассчитанных на высокую степень использования, надежность, дополнительный пробег и комфорт для пассажиров, сегодня уже составляет миллионы единиц, и это только начало.

В результате такого перехода к разнообразным решениям для обеспечения мобильности до одного из десяти новых автомобилей, проданных в 2030 году, вероятно, будет общим транспортным средством, что может привести к сокращению продаж автомобилей для личного пользования. Это будет означать, что более 30 процентов миль, пройденных новыми проданными автомобилями, могут быть связаны с общей мобильностью. При таком развитии событий уже к 2050 году каждый третий проданный новый автомобиль потенциально может стать совместным транспортным средством9. 0003

4. Тип города заменит страну или регион в качестве наиболее важного параметра сегментации, определяющего поведение в отношении мобильности и, таким образом, скорость и масштаб автомобильной революции.

Чтобы понять, в чем заключаются будущие возможности для бизнеса, требуется более детальное представление о рынках мобильности, чем когда-либо прежде. В частности, необходимо сегментировать эти рынки по типам городов, исходя, прежде всего, из плотности их населения, экономического развития и благосостояния. В этих сегментах потребительские предпочтения, политика и регулирование, а также доступность и цена новых бизнес-моделей будут сильно различаться. В таких мегаполисах, как Лондон, например, владение автомобилем уже становится обузой для многих из-за платы за пробки, отсутствия парковки, пробок и так далее. Напротив, в сельских районах, таких как штат Айова в Соединенных Штатах, использование личного автомобиля будет оставаться предпочтительным транспортным средством.

Таким образом, тип города станет ключевым индикатором поведения в сфере мобильности, заменив традиционную региональную точку зрения на рынок мобильности. К 2030 году автомобильный рынок Нью-Йорка, скорее всего, будет иметь гораздо больше общего с рынком Шанхая, чем с рынком Канзаса.

5. Как только будут решены технологические и нормативные вопросы, до 15 процентов новых автомобилей, проданных в 2030 году, могут быть полностью автономными.

Маловероятно, что полностью автономные транспортные средства появятся в продаже до 2020 года. Тем временем передовые системы помощи водителю (ADAS) будут играть решающую роль в подготовке регулирующих органов, потребителей и корпораций к среднесрочной реальности, когда автомобили перенимают управление у водителей.

Выход на рынок ADAS показал, что основными проблемами, препятствующими более быстрому проникновению на рынок, являются ценообразование, понимание потребителей и вопросы безопасности. Что касается технологической готовности, технологические игроки и стартапы, вероятно, также будут играть важную роль в разработке автономных транспортных средств. Регулирование и принятие потребителями могут представлять собой дополнительные препятствия для автономных транспортных средств. Однако, как только эти проблемы будут решены, автономные транспортные средства будут иметь огромную ценность для потребителей (например, возможность работать во время поездок на работу или удобство использования социальных сетей или просмотра фильмов во время путешествий).

Согласно прогрессивному сценарию, в 2030 году на полностью автономные автомобили будет приходиться до 15 процентов легковых автомобилей, проданных по всему миру (Иллюстрация 2).

Экспонат 2

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

6. Электромобили становятся жизнеспособными и конкурентоспособными; однако скорость их принятия будет сильно различаться на местном уровне.

Более строгие нормы выбросов, более низкая стоимость аккумуляторов, более широкодоступная зарядная инфраструктура и растущее признание потребителей создадут новый и сильный импульс для проникновения электрифицированных транспортных средств (гибридных, подключаемых, аккумуляторных и топливных) в ближайшие годы. Скорость принятия будет определяться взаимодействием потребительского спроса (частично обусловленного общей стоимостью владения) и регулятивного давления, которое будет сильно различаться на региональном и местном уровнях.

В 2030 году доля электрифицированных автомобилей может составить от 10 до 50 процентов продаж новых автомобилей. Уровень принятия будет самым высоким в развитых густонаселенных городах со строгими нормами выбросов и стимулами для потребителей (налоговые льготы, специальные права на парковку и вождение, льготные цены на электроэнергию и так далее). Проникновение продаж будет медленнее в небольших городах и сельской местности с более низким уровнем зарядной инфраструктуры и большей зависимостью от дальности пробега.

Благодаря постоянному совершенствованию аккумуляторных технологий и стоимости эти местные различия станут менее выраженными, и ожидается, что электрифицированные автомобили будут занимать все большую и большую долю рынка по сравнению с обычными автомобилями. Поскольку стоимость аккумуляторов потенциально снизится до 150-200 долларов за киловатт-час в течение следующего десятилетия, электрифицированные автомобили достигнут конкурентоспособности по стоимости с обычными автомобилями, создав наиболее значительный катализатор для проникновения на рынок. При этом важно отметить, что электрифицированные автомобили включают в себя большую часть гибридной электрики, а значит, даже после 2030 года двигатель внутреннего сгорания останется очень актуальным.

7. В более сложной и диверсифицированной среде индустрии мобильности действующие игроки будут вынуждены конкурировать одновременно на нескольких фронтах и ​​сотрудничать с конкурентами.

В то время как другие отрасли, такие как телекоммуникации или мобильные телефоны, уже претерпели изменения, в автомобильной промышленности до сих пор произошли очень небольшие изменения и консолидация. Например, за последние 15 лет в списке 15 крупнейших производителей оригинального автомобильного оборудования (OEM) появилось только два новых игрока по сравнению с десятью новыми игроками в индустрии мобильных телефонов.

Сдвиг парадигмы в сторону мобильности как услуги, наряду с появлением новых участников, неизбежно заставит традиционных производителей автомобилей конкурировать на нескольких фронтах. Мобильные провайдеры (например, Uber), технологические гиганты (такие как Apple, Google) и специализированные OEM-производители (например, Tesla) усложняют конкурентную среду. Традиционные игроки автомобильной отрасли, которые находятся под постоянным давлением необходимости сокращать расходы, повышать эффективность использования топлива, сокращать выбросы и становиться более эффективными с точки зрения капиталовложений, почувствуют давление, что, вероятно, приведет к смещению рыночных позиций в развивающихся автомобильных и транспортных отраслях, что может привести к консолидации или созданию новых компаний. формы партнерства между действующими игроками.

Еще одна разработка, которая меняет правила игры, заключается в том, что компетенция в области программного обеспечения все чаще становится одним из наиболее важных дифференцирующих факторов для отрасли в различных областях, включая ADAS/активную безопасность, возможности подключения и информационно-развлекательные системы. В дальнейшем, поскольку автомобили все больше интегрируются в подключенный мир, у автопроизводителей не будет иного выбора, кроме как участвовать в новых экосистемах мобильности, которые появляются в результате технологических и потребительских тенденций.

Хотите узнать больше о нашей автомобильной и сборочной практике?

8. Ожидается, что новые участники рынка сначала будут ориентироваться только на конкретные, экономически привлекательные сегменты и виды деятельности в цепочке создания стоимости, прежде чем потенциально исследовать новые области.

Расходящиеся рынки откроют возможности для новых игроков, которые сначала сосредоточатся на нескольких выбранных шагах по цепочке создания стоимости и нацелятся только на определенные, экономически привлекательные сегменты рынка, а затем расширятся оттуда. Хотя Tesla, Google и Apple в настоящее время вызывают значительный интерес, мы считаем, что они представляют собой лишь верхушку айсберга. Скорее всего, на рынок выйдет гораздо больше новых игроков, особенно состоятельных высокотехнологичных компаний и стартапов. Эти новые участники извне отрасли также обладают большим влиянием на потребителей и регулирующие органы (то есть вызывают интерес к новым формам мобильности и лоббируют благоприятное регулирование новых технологий). Точно так же некоторые китайские производители автомобилей, продемонстрировавшие впечатляющий рост продаж в последнее время, могут использовать продолжающиеся сбои, чтобы играть важную роль в глобальном масштабе.


Действующие автомобильные компании не могут с уверенностью предсказать будущее отрасли. Однако уже сейчас они могут предпринять стратегические шаги, чтобы повлиять на эволюцию отрасли. Чтобы опередить неизбежный сбой, действующие игроки должны реализовать четырехсторонний стратегический подход:

Приготовьтесь к неопределенности. Успех в 2030 году потребует от автомобильных компаний перехода к непрерывному процессу прогнозирования новых рыночных тенденций, изучения альтернатив и дополнений к традиционной бизнес-модели, а также изучения новых бизнес-моделей мобильности и их экономической и потребительской жизнеспособности. Это потребует сложной степени планирования сценариев и гибкости для выявления и масштабирования новых привлекательных бизнес-моделей.

Партнерские отношения. Отрасль переходит от конкуренции между коллегами к новым конкурентным взаимодействиям, а также к партнерству и открытым, масштабируемым экосистемам. Чтобы добиться успеха, производители автомобилей, поставщики и поставщики услуг должны создавать альянсы или участвовать в экосистемах, например, вокруг инфраструктуры для автономных и электрифицированных транспортных средств.

Стимулировать трансформационные изменения. Поскольку инновации и ценность продукта все больше определяются программным обеспечением, OEM-производителям необходимо согласовать свои навыки и процессы для решения новых задач, таких как определение потребительской ценности с помощью программного обеспечения, кибербезопасность, конфиденциальность данных и постоянное обновление продуктов.

Изменить ценностное предложение. Производители автомобилей должны еще больше дифференцировать свои продукты/услуги и изменить свое ценностное предложение с традиционных продаж и обслуживания автомобилей на комплексные услуги по обеспечению мобильности. Это укрепит их позиции, чтобы сохранить долю в глобально растущем пуле доходов и прибыли от автомобильной промышленности, включая новые бизнес-модели, такие как онлайн-продажи и мобильные услуги, а также перекрестное обогащение возможностей между основным автомобильным бизнесом и новой мобильностью. бизнес-модели.

Загрузить полный отчет, на котором основана эта статья, Автомобильная революция — перспективы до 2030 года: как конвергенция прорывных технологических тенденций может преобразовать автомобильную промышленность (PDF – 2,4 МБ).

Будущее автомобилей в 2022 году и далее (инфографика)

  • 18 января 2022 г.

Будущее автомобилей, несомненно, кажется захватывающим. До этого момента автомобили рассматривались в первую очередь как удобный способ передвижения. Основные улучшения были сделаны в области надежности, безопасности, производительности и общего комфорта. Однако появление Интернета и искусственного интеллекта открыло совершенно новую область прогресса в автомобильной промышленности.

Автомобиль будущего – это не просто машина для поездки в нужное место. Это полностью автоматизированная система, которая принимает все решения за вас, пока вы наслаждаетесь новейшим контентом на аудиовизуальной системе премиум-класса.

Хотите изменить маршрут? Просто дайте устную команду, и автомобили будущего будут знать, что делать. Беспокоитесь о сбое или получении цитирования? Транспортные средства завтрашнего дня будут оснащены программным обеспечением для самостоятельного вождения, которое настолько надежно, что люди даже близко не могут к нему приблизиться.

Сокращение выбросов углекислого газа — еще одна важная задача для автомобильной промышленности. Электрические и гибридные автомобили с их воспроизводимыми батареями кажутся удобным решением. Однако автомобили будущего могут использовать еще более совершенные виды топлива.

Чтобы узнать больше, вот краткая сводка захватывающей статистики, которая обсуждает, что ждет впереди:

Современные автомобили

  • В 2016 году количество легковых автомобилей, произведенных во всем мире, превысило 70 миллионов.
  • В настоящее время в мире насчитывается более миллиарда автомобилей.
  • Более 90% семей в США имеют по крайней мере одну машину.

Ближайшее будущее автомобилей

  • Будущее автомобилей выглядит светлым, учитывая, что 6 из 20 крупнейших в мире компаний, тратящих на исследования и разработки, приходятся на автомобильную промышленность.
  • Корпорация Volkswagen лидирует, потратив в 2018 году 15,8 млрд долларов. К 2020 году почти 70% автопроизводителей представят своего рода дополненную реальность. Количество ремонтов, связанных со стеклом, выросло более чем на 27% с 2018 года , благодаря установке HUD на вторичном рынке.
  • Еще одна важная тенденция — распознавание речи в автомобиле. 79% клиентов считают CarPlay от Apple либо «обязательным», либо «серьезным фактором» при выборе автомобиля.

Экологичные и электрические автомобили

  • Будущее электромобилей тоже выглядит светлым. Ожидается, что к 2025 году они составят 23% всех новых автомобилей, продаваемых в мире9.0107
  • Это будет значительный прогресс по сравнению с 2016 годом, когда было продано чуть менее 1 миллиона электромобилей.
  • Подсчитано, что переход на альтернативные виды топлива снизит загрязнение от дорог на 60%.
  • Даже автомобили на солнечных батареях могут быть надежным средством передвижения. Lightyear One голландского производства может проехать 400–600 км на одной зарядке.
  • Будущие электромобили будут оснащены чрезвычайно надежными батареями. Например, аккумуляторы Tesla Model S/X сохраняют 91% своей емкости после 168 000 миль пробега.

Подключенные и беспилотные автомобили

  • Автомобили, которые позволяют подключаться к Интернету и связывать такие устройства, как телефоны и планшеты, уже здесь. Большинство новых моделей автомобилей имеют хотя бы какую-то умную функцию.
  • Первым штатом, где совокупный объем продаж подключаемых электромобилей превысил 1 миллион, стала Калифорния.
  • Будущее беспилотных автомобилей также захватывающее. По прогнозам, к 2030 году около 70% новых автомобилей будут иметь некоторые функции автономного вождения.
  • Потенциальная экономия, которую приносят беспилотные автомобили, огромна. Только стоимость расхода топлива может снизиться на 40%.
  • Кроме того, расходы на общественную безопасность могут сократиться на 234 миллиарда долларов.
  • Однако важнее всего человеческие жизни. Автоматизированные автомобили могут снизить количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий на 90%.