Содержание
«Энергия» – «Буран». «Пламенные моторы» Архипа Люльки
«Энергия» – «Буран»
Сообщение ТАСС:
«15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран». После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблем «Буран» орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.
Корабль «Буран» построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, – руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2000 километров.
Длина «Бурана» 36,4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке может размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 7 кубических метров.
Очень важной особенностью «Бурана» является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 39 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе.
В хвостовой части корабля расположена основная двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и в передней части корпуса. Бортовой комплекс управления состоит более чем из пятидесяти систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.
15 ноября 1988 года в Советском Союзе были проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран». Автоматическая посадка его была с точностью в один метр. К созданию универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» – «Буран» причастно КБ Люльки.
Конструкторы разработали ракетно-турбинный двигатель РТВД-14 для «Бурана» – автономный источник энергии для привода насосов гидросистем летательных аппаратов. Им начали заниматься с 1981 года под руководством А.М. Люльки.
Для ракетоносителя – Энергия» спроектировали турбопривод ТП-22, работающий на газообразном водороде…
Первый полет «Бурана» продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Сделан новый выдающийся вклад в освоение космоса, советская наука и техника одержали блестящую победу».
А начиналось это так.
В 1976 году на Тушинском машиностроительном заводе было создано Научно-производственное объединение «Молния». Там под руководством генерального конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского началось проектирование орбитального корабля или космического самолета многоразового использования. Его назвали «Буран». Некоторые создатели корабля предлагали назвать его «Громом». Но генеральный отказался: «Слишком претенциозно. НПО «Молния», корабль «Гром». «Буран» – это тоже динамично, но менее вызывающе».
Генеральный конструктор Валентин Петрович Глушко создавал для вывода его на орбиту мощнейшую ракету «Энергия».
Под «Буран» построены огромные производственные, сборочные, монтажные, исследовательские, лабораторные корпуса. Укомплектованные новейшим оборудованием, приборами, компьютерами. Проектирование велось на высоком научно-техническом уровне.
И сам «Буран» был сгусток новейших достижений науки и техники.
Американцы же делали «Шаттл» – часть СОИ – стратегической оборонной инициативы, – он смог сбить все наши спутники. Правильно сказано: «Кто владеет космосом – тот владеет миром».
Активным участником создания изделий для этих космических систем было ОКБ Люльки.
В конце 70-х конструкторы приступили к разработке вспомогательных силовых установок (ВСУ) для ракеты носителя «Энергия» и специальных источников питания, бортовой энергетики для обеспечения жизнедеятельности «Бурана».
ОКБ получило также задание спроектировать и изготовить для «Бурана» два двигателя типа АЛ-31 без форсажной камеры и с жестким соплом. Они предназначались для точного приземления космического самолета. Для привода насосов гидросистем «Бурана» проектировался ракетно-турбовальный двигатель РТВД. Из-за строгой секретности его назвали изделие «14». На «Буране» их установят 3 экземпляра. Модификация его – турбопривод для ракеты-носителя «Энергия» – изделие «22». В этих изделиях применены совершенно новые конструктивные и технологические особенности, не применявшиеся ранее в авиационных и ракетных двигателях. Сюда следует отнести использование в качестве топлива гидразина с разложением его в каталическом реакторе. Применение турбины с номинальной частотой вращения 55000 об/мин потребовало создания новых подшипников и уплотнений. Для улучшения удельных расходов введена пульсирующая подача топлива. Необычной была маслосистема с одним насосом, который одновременно был откачивающим и напорным.
Главный конструктор, кандидат технических наук Ювеналий Павлович Марчуков. Руководитель темы по космической тематике – «Энергия» – «Буран».
Главным конструктором по этим изделиям был Ювеналий Павлович Марчуков. Талантливый инженер, энергичный требовательный руководитель, он никогда не давал расслабиться. Под его руководством работала команда инженеров: М.Ф. Вольман, Л. И. Барбаш, О.И. Орлов, В.А. Фадеев, Н.Н. Булычев, О.Н. Никутов и др. Все они работали напряженно, не считаясь со временем.
«Мне, как бывшему ЖРДисту, – говорит Олег Николаевич Никутов, – предложили возглавить работу по доводке турбин, которые через редуктор передают крутящий момент плунжерным насосам типа НП-113».
Рассказывает Николай Николаевич Булычев: «Изделие «22» предназначалось для привода гидравлического насоса НП-113 агрегата гидравлического питания системы рулевых приводов одного из блоков ракеты «Энергия». Оно представляет собой турбопривод, в котором энергия газа преобразуется в турбине во вращательное движение вала, которое через редуктор и рессору передается на гидронасос.
Изделие «22» было задано первоначально как модификация изделия «14», отличающаяся от него тем, что применено другое рабочее тело – вместо однокомпонентного топлива гидразина, разлагающегося на катализаторе, использовался водород высокого давления, отбирающийся от рубашки охлаждения кислородо-водородного ЖРД.
Но затем, в процессе проектирования и доводки изделия оно приобретало все более самостоятельный облик и превратилось в полноправное, независимое изделие турбопривод «ТП-22».
В процессе доводки изделий «22» и «14» конструкторы столкнулись с целым рядом проблем:
– огромные обороты вала турбины – 55 000 оборотов в минуту – это почти 1000 оборотов в секунду;
– обеспечение работоспособности изделий в условиях космического вакуума и температур, проверка и подтверждение этой работоспособности в земных условиях.
Большой проблемой стала доводка подшипников основного, самого высокооборотного вала турбины. На первой стадии доводки турбоприводы ломались буквально через один. Оказалось, что более надежно работают подшипники с повышенным радиальным зазором и увеличенным зазором между наружной обоймой и корпусом. Поняли, что при очень большом градиенте набора оборотов турбины подшипник должен как бы самовыставиться, то есть найти наиболее удобное для себя положение. А этому способствуют большие зазоры… Тогда были заказаны подшипники специально для этого изделия, у которых почти вдвое по сравнению со стандартным увеличен радиальный зазор. Зазор между наружной обоймой и корпусом увеличили также почти вдвое. После этих изменений о проблемах с подшипником забыли.
Под руководством главного конструктора Ю.П. Марчукова над созданием двигателей для авиакосмической системы «Энергия» – «Буран» работал коллектив талантливых инженеров: М.Ф. Вольман, Л.И. Барбаш, О.И. Орлов, Н.Н. Булычев, О.Н. Никутов, А.Д. Сынгаевский, В.А. Фадеев и другие. Активно участвовал в этой работе старший военпред полковник И.И. Косолапов.
В процессе доводки изделий «14» и «22» провели огромный объем ресурсных и специальных испытаний, подтверждающих буквально каждый пункт требований технического задания. Таково требование специального документа о подтверждении надежности изделий, предназначенных для космических полетов. Для проведения различных видов испытаний было изготовлено и испытано более восьмидесяти изделий.
Для отработки автоматической посадки с заданной точностью был создан аналог «Бурана» – большой транспортный самолет БТС-002, конструкции В.М. Мясищева. На него дополнительно к бесфорсажным двигателям были установлены два форсажных двигателя АЛ-31Ф.
Для пилотирования БТС и проведения других летных испытаний подобрали группу опытных космонавтов-испытателей из 11 человек. Руководил группой Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Игорь Петрович Волк. Первые полеты на Большом транспортном самолете провели летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичюс.
Представителем ОКБ Люльки на этих испытаниях был Л.И. Римский. После полетов И. Волк рассказывал: «Было очень непривычно видеть при имитации автоматической посадки, как штурвал двигался без вмешательства летчика. Приходилось себя заставлять к нему не притрагиваться».
Первый полет БТС состоялся 10 ноября 1985 года. Всего проведено около 25 полетов, из них 15 – с полностью автоматическим окончанием посадки. Замечаний по работе двигателей АЛ не было.
В начале разработки орбитального корабля группа специалистов КБ – Ю.П. Марчуков, А.В. Воронцов, Ю.Н. Бытев, К.В. Кулешов, А.Д. Сынгаевский – была принята в Жуковском на экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) генеральным конструктором Владимиром Михайловичем Мясищевым. В своем КБ он ознакомил их с макетом кабины «Бурана», выполненным в дереве, кабина была двухпалубная. В командном отсеке установлены два кресла для командира и второго пилота, у задней стенки для работы с оборудованием два кресла для бортинженера и оператора.
На нижней палубе в бытовом отсеке размещалось шесть кресел для дополнительных членов экипажа, приборы, спальные места, буфет с рационом питания и многое другое. Ниже размещался агрегатный отсек, в котором находились крупные блоки обеспечения средств жизнедеятельности.
«После всего увиденного, – говорит Алексей Сынгаевский, – хотелось срочно засучить рукава и работать, работать…»
И КБ Люльки в начале 80-х годов интенсивно работало над созданием специальных двигателей: энергоисточников для приводов насосов гидросистем.
Из воспоминаний главного конструктора космической темы в ОКБ Люльки Ювеналия Павловича Марчукова: «Наш компактный, малогабаритный 1,2 х 1,5 м ракетно-турбовальный двигатель РТВД (изделие «14») устанавливался на проставку гидросистемы, которая закреплена на каркасе фюзеляжа «Бурана».
РТВД, являясь механическим приводом гидронасоса, мог надежно работать на эффективном однокомпонентном топливе – гидразине во всех условиях эксплуатации орбитального корабля: при вибрационных и акустических нагружениях, в вакууме и условиях невесомости.
Топливо гидразин был применен впервые. Для подобного типа двигателей гидразин был мало изучен и небезопасен. Для испытаний двигателя РТВД под Загорском построили специальный стенд. Во время доводки двигателя на стенде произошел сильнейший взрыв топливного бака с гидразином. Комиссия, изучавшая причину взрыва, по эквиваленту приравняла его к 500-килограммовой авиабомбе.
По счастливой случайности человеческих жертв не было. Оператор в это время находился за бронированной стеной, что и спасло его. Он только здорово перепугался».
Вскоре после этого на совещании у министра общего машиностроения (МОМ) Сергея Александровича Афанасьева, где присутствовал Ю.П. Марчуков, Валентин Петрович Глушко предложил закрыть тему изделия «14». Он утверждал, что пока не совсем освоили гидразин, использовать его небезопасно и, что страшнее всего, взрыв может произойти не только на стенде, но и на «Буране». Глушко требовал разработать новые схемы, альтернативные изделию «14».
А что значит новые схемы? Их надо спроектировать, изготовить в производстве, испытать. На это уйдет не менее пяти лет.
Экспертная комиссия ЦИАМ, ГИПХ – Государственный институт прикладной химии – и другие убедительно доказывали, что при строгом соблюдении всех технологических требований к гидразину аварии будут исключены.
В результате этого совещания в Министерстве общего машиностроения Государственная комиссия во главе с министром Афанасьевым приняла решение продолжить отработку РТВД – ракетно-турбовального двигателя на гидразине.
В 1983 году для ракеты-носителя «Энергия» начали разрабатывать три турбопривода – ТП-22. Они станут энергетическими источниками для гидросистемы управления вектором тяги маршевых двигателей ракеты «Энергия». Работая на газообразном водороде, поддерживая заданное вращение выходного вала, при больших изменениях загрузки они выдерживают широкие диапазоны внешних воздействий.
После большого объема работ под руководством В.М. Чепкина и Ю.П. Марчукова три ТП-22 были подготовлены к межведомственным испытаниям в составе «Энергии». Первые летные испытания ракетоносителя «Энергия» без «Бурана» проведены 15 мая 1987 года. Они прошли успешно, турбоприводы ТП-22 обеспечили надежную работу гидросистем.
Впереди предстоял совместный полет «Энергии» и
«Бурана». К нему усиленно готовились все участники этого грандиозного события.
По существу, вся гидравлическая система управления «Энергией» и «Бураном» базировалась на изделиях «22» и «14».
Из рассказа старшего военпреда Ильи Ивановича Косолапова: «У А. М. Люльки были замечательные помощники, талантливые специалисты, такие, как главные конструкторы Юрий Николаевич Бытев, Василий Кондратьевич Кобченко, Ювеналий Павлович Марчуков и другие.
Особо надо отметить ответственные, сложные работы, возглавляемые Ювеналием Павловичем Марчуковым по космической теме. Параллельно с созданием двухконтурного АЛ-31Ф создавались вспомогательные силовые установки, ракетно-турбовальный двигатель, турбопривод, автономные источники энергии для привода насосов гидросистем орбитального корабля «Буран» и «Энергии». Двигатели силовой установки «12А» и «12Ф» на базе двигателя АЛ-31Ф созданы для обеспечения летных испытаний аналогов орбитального корабля «Буран» – большого транспортного самолета БТС-002.
Особенно сложной была доводка изделия «14», оно не характерное для ТРД, поэтому шло «тяжело». Нас с Ювеналием Павловичем вызвали в ЦК КПСС, где нам сделали внушение: «Вы, очевидно, недопонимаете той ответственности, которая на вас возложена в связи с созданием орбитального корабля «Буран» и последствий срыва заданных сроков». Было дано указание в 3-дневный срок доложить фактическое положение дел с доводкой изделия «14». Мы изрядно поволновались… Требуемые материалы представили в срок, правда, реакции со стороны ЦК КПСС никакой не было».
Первый полет системы «Энергия» – «Буран» был намечен на 29 октября 1988 года. На Байконуре проведена большая подготовка. Ведь на этой системе около сотни только основных систем и комплексов. Все их нужно было детально проверить. Для безопасности главные конструкторы В. Глушко, Г. Лозино-Лозинский, Ю. Марчуков и многие другие главные многочисленных систем и комплексов находились в этот день в боксе примерно в километре от пусковой платформы на Байконуре.
Ракета-носитель «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран» на пусковой площадке космодрома «Байконур».
Прошла команда на полет, началась отработка циклограммы запуска по всем системам, включились и все три изделия «14». А через несколько секунд команда «Отбой». Это потрясение… не только для непосредственных участников подготовки полета. Это удар и для сотен тысяч ученых, конструкторов, инженеров, испытателей, производственников – создателей этой авиакосмической техники. «Минут через 10, – вспоминает Ю.П. Марчуков, – прошел слух, будто предварительный анализ циклограммы показал, что одна из причин отбоя – нештатная работа изделия «14». Вот тут-то нам, люльковцам, пришлось страшно поволноваться… А через минут 45 после тщательного анализа циклограммы выяснилось: изделие «14» нашего КБ работало штатно, надежно, без замечаний.
Оказалось, что отмена пуска произошла из-за задержки отхода стендовой мачты.
После устранения этого дефекта вылет наметили на середину ноября 1988 года. Настало 15 ноября. Какое напряжение… Все ли учтено и проверено? Конечно, напряженность в этот день усиливалась предшествующей отменой старта.
15 ноября вся циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Точно в 6.00 московского времени ракета-носитель «Энергия» с многоразовым орбитальным кораблем «Буран» отрываются от стартового стола и уходят в низкую облачность.
Восемь минут выведения на орбиту, и «Буран» начинает свой самостоятельный полет…
Особенность баллистической схемы полета комплекса «Энергия» – «Буран» в том, что после завершения работы носителя высота над поверхностью Земли составляет около 150 км и требуется доведение «Бурана» на рабочую орбиту собственными средствами. Поэтому в первые 40 минут проводятся два маневра довыведения корабля на высоту 260 км.
Бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) автоматически рассчитывает величину, направление и момент импульса двигательной установки. Первый маневр проходит в зоне связи наземных станций слежения, второй над Тихим океаном.
В этих маневрах участвуют и ракетно-турбовальные двигатели РТВД-14. Четко работает командная радиолиния, исполняются все передаваемые из Центра управления полетом – ЦУПа – команды на управление телеметрической и телевизионной системами «Бурана».
Наступает одна из завершающих операций – перегрузка оперативной памяти БЦВК для работы на участке спуска и перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения посадочной центровки.
Проходят все полтора часа полета, и БЦВК уже рассчитывает и сообщает в ЦУП параметры тормозного маневра для схода с орбиты. В 8 часов 20 минут включается двигатель, отрабатывает заданную величину скорости, и корабль начинает снижение. Еще через полчаса он входит в атмосферу и в 8 ч 53 мин на высоте 90 км связь с ним прекращается из-за плазменных образований. Движение «Бурана» в плазме по расчету 6 – 19 мин. Наконец, в 9 ч 11 мин, когда корабль находился на высоте 50 км, пошли доклады по громкой связи: «Есть прием телеметрии!», «Есть обнаружение корабля средствами посадочных локаторов!», «Системы корабля работают нормально!»
В этот момент «Буран» отделяло от посадочной полосы около 550 км, а скорость его хотя и уменьшилась, но все еще в десять раз превышала скорость звука.
До посадки чуть больше 10 минут. Скорость корабля в атмосфере интенсивно гасится. Движение «Бурана» идет строго по расчетной траектории снижения. «На высоте около 7 км на сближение с «Бураном» выходит самолет сопровождения МиГ-25, ведомый Магомедом Толбоевым. Начинается завершающее предпосадочное маневрирование. На высоте 4 км – выход на посадочную глиссаду. Изображение «Бурана» начинают передавать аэродромные телекамеры.
«Буран» уже успел сменить курс, заложив разворот против ветра, и его ждут с востока, а не с запада. У стекол диспетчерских залов и на балкончике здания специалисты, летчики, журналисты налезают друг на друга, чтобы не упустить исторические мгновения.
Зам. главного конструктора по испытаниям «Бурана» Геннадию Дементьеву – заму Г.Е. Лозино-Лозинского – и еще нескольким сотрудникам КБ удалось протиснуться к самим стеклам КДП. Хотя они уверены в благополучной посадке, но авиакосмос есть авиакосмос.
«Буран» бесшумной тенью вынырнул из облаков так круто, что еще секунда, и врежется в землю. Все замерли в разных позах. Но прямо над поверхностью чисто и аккуратно выровнялся, выпустил шасси и с бережной плавностью в 9 часов 24 минуты коснулся полосы. С точностью до одного метра. И это при жестком ветре. Это фантастично и невероятно. Необычно красивая, изящная, точная посадка восьмидесятитонной махины. Просто не верилось, что полет беспилотный! Гул одобрения и восторга раздался на КДП. Сквозь ветер донеслось: «Ура!» Десятки машин, собравшись у поля, засигналили марш.
Автоматический полет орбитального корабля «Буран» завешен. Впервые в мировой практике осуществлена беспилотная посадка космического самолета на посадочную полосу аэродрома, и все убедились в великой силе советской науки и техники.
Ювеналий Павлович Марчуков в числе первых оказался под крылом «Бурана»: «Я испытал огромное чувство радости и гордости за наше КБ. Изделия, созданные нами, сработали на «Энергии» и «Буране» успешно, без всяких замечаний. Подъехали к «Бурану» Валентин Петрович Глушко, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, а также разработчики многих систем. Мы все поздравляли друг друга с великолепным окончанием грандиозной эпопеи. Обнимались, целовались. Это был незабываемый праздник для сотен тысяч людей, участников создания комплекса «Энергия» – «Буран», праздник для всей огромной страны, праздник, который никогда не забудется и войдет в историю международной авиакосмонавтики».
Самый большой по грузоподъемности самолет О.К. Антонова «Мрия» – Надежда с «Бураном» для транспортировки его в Ле Бурже.
Миллионы людей в мире следили за стартом и посадкой «Бурана». Большой интерес проявили американцы. Комментарии полету советского «челнока» посвятили крупнейшие телекомпании Си-би-эс, Эй-би-си. «Создание «Бурана», – высказался видный специалист в области многоразовой космической техники Джон Оберт, – серьезное достижение советских ученых, своего рода прыжок вперед. Особенно впечатляет посадка корабля на аэродром, осуществленная в беспилотном варианте с помощью радиокоманд. Это наиболее сложная часть полета, и она была проведена поразительно точно, безупречно».
Да, наша наука, техника производство сделали то, что американцам не удалось сделать до сих пор. Тогда казалось, что полет первого советского орбитального корабля – начало новой эры в освоении Вселенной. Предполагалось, что за первым полетом последуют еще два беспилотных, а затем космический корабль примет на борт двух космонавтов. Старт корабля «Буран-2» был намечен на 1991 год, планировалось, что он состыкуется с орбитальной станцией «Мир» (по требованию американцев ее затопили через 10 лет). Но тот год оказался страшным для нашей истории. Был разрушен великий Советский Союз. Полет «Бурана-2» перенесли на 92-й, потом на 93-й, 94-й…
Финансирование наших национальных достижений, имеющих мировое значение, в космосе, в авиации и всего ВПК резко сократилось, а то и вовсе прекратилось.
Стартовые сооружения Байконура перешли в собственность Казахстана так же, как и совершивший первый космический полет «Буран» и ракета «Энергия», находившиеся в монтажно-испытательном корпусе. В начале 2001 года над ним рухнула крыша, повредив и «Энергию» и «Буран». А восемь специалистов погибли.
В полуразрушенных цехах Тушинского машиностроительного завода находятся в разобранном виде три орбитальных корабля. И самое кощунственное применение «Бурану» – это «работа» аттракционом в Московском парке им. Горького. Созданный для прочностных испытаний экземпляр был потом выставлен на интернет-аукционе за три миллиона долларов.
Судьба уникальных космических кораблей, созданных для покорения Вселенной, оказалась печальной.
Нелегко сложилась жизнь летчиков-испытателей и космонавтов, прошедших специальную подготовку, отдавших ей столько сил, но так и не прикоснувшихся к штурвалу орбитального корабля. Многих из их отряда нет уже в живых. Погибли при испытаниях новых самолетов Олег Кононенко, Александр Щукин, Римантас Станкявичюс. Нет на свете Анатолия Левченко, Юрия Приходько и Юрия Шефрера.
Магомед Толбоев, встречавший «Буран» на самолете МиГ-25, занялся политикой, был депутатом Госдумы. Сейчас он почетный президент Международного авиакосмического салона МАКС в Жуковском.
Летчики-испытатели Урал Султанов работает таксистом в Башкирии, Сергей Тресвятский занимается грузовыми перевозками. Лучше идут дела у Виктора Заболотского в НПО им. Хруничева. Он занимается авиационными разработками, кроме того он президент федерации любителей авиации.
Игорь Петрович Волк, руководитель отряда космонавтов-испытателей, кандидат в командиры экипажа первого пилотируемого полета на «Буране», уникальный авиаспециалист, летал на всем, что только может летать. Летал он и в космос на корабле «Союз».
И сейчас, несмотря на возраст, запрет проходить медкомиссию, летать ему все равно хочется. «Недавно я ездил к конструктору, смастерившему аппарат по типу «три в одном» – лодка, машина и самолет. Хорошо бы попробовать. Жаль, очень жаль, что историческое космическое путешествие «Бурана» стало первым и последним…»
Эта тема, имеющая огромный научный и технический потенциал, была свернута и фактически закрыта, хотя официального закрытия ее нет до сих пор.
«Буран» – памятник великой стране, разрушенной конверсией, вредными реформами, неразумными политиками».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Кровавый буран
Кровавый буран
…политика отсечения чревата большими опасностями для партии… метод отсечения, метод пускания крови… опасен, заразителен; сегодня одного отсекли, завтра другого, послезавтра третьего, – что же у нас останется от партии?
Сталин. Из заключительного слова
Кровавый буран
Кровавый буран
С. 210…беззаконной кометой в кругу расчисленных светил – Пушкин, «Портрет», не совсем точная цитата.С. 218 Тайна же сия велика есть… – Послание святого апостола Павла к Ефесянам, 5, 32, неточная цитата.С. 219…в глухой тюрьме тихонько задавить… – Пушкин, «Борис
Глава первая. Буран в степи
Глава первая. Буран в степи
Но лишь взошла розоперстая, рано рожденная Эос…
«Илиада», I, 477
Ветер так свистит и воет, что едва слышны колокольчики лошадей. Похоже, что вечером или ночью разразится буран. Открытые сани одиноко несутся по степи — ветер бьет прямо в лицо.Но,
Энергия лидера
Энергия лидера
Личная энергия Уэлча играет решающую роль в мотивации его сотрудников и высвобождении их энергии. Деятели высокого класса, подобные Уэлчу, могут извлекать энергию из обычных вещей, из рутины. Они генерируют идеи и подстегивают энтузиазм своих работников.
ЭНЕРГИЯ ЗЕМЛИ
ЭНЕРГИЯ ЗЕМЛИ
В начале прошлого века, как считается, окончилась «столетняя война» двух группировок геологов: нептунистов и плутонистов. Первые признавали главной геологической силой воду (Нептун, как известно, бог моря в Древнем Риме). Вторые отдавали предпочтение «жару,
И вновь… черный буран
И вновь… черный буран
Первая половина августа 1936 года изобиловала приметами надвигавшейся грозы. Как и предупреждал меня в свое время профессор Кричевский, постоянное пребывание на ветру и на солнце вызвало обострение старой болезни. Сказались и волнения последних
3.9 «Буран» — советский «Спейс Шаттл»
3. 9 «Буран» — советский «Спейс Шаттл»
Притягательная заморская, можно сказать, фантазийная жар–птица, знакомая нам с детства загадочная диковина из старых русских сказок, в конце XX века снова явилась нам в виде научно–технического чуда, прочертившего на нашем
БЦВС МТКС «Буран»
БЦВС МТКС «Буран»
После прекращения в НПО «Энергия» работ по созданию БЦВМ и ИВК «Салют-4», что тяжело было воспринято в коллективах, создававших и отстаивающих это направление космической цифровой техники, творческая энергия и инженерная мысль этих коллективов, наряду
Свет и энергия
Свет и энергия
Главной трудностью на пути к широкому применению угольно-дугового освещения было отсутствие надежного и недорогого источника электрической энергии. Это препятствие было устранено в 1867 году Грэммом, который изобрел самовозбуждаемую динамомашину,
ЭНЕРГИЯ СПОРА
ЭНЕРГИЯ СПОРА
— Вдвоем нам не жить на свете. Прощайте.
Детское живет в человеке до седых волос, — Энниок удержал Гнора взглядом и загородил дверь.
— Вы, — самолюбиво сказал он, — вы, гибкая человеческая сталь, должны помнить, что у вас был достойный противник.
«Жизнь
Энергия
Энергия
Очень часто после пережитой комы или клинической смерти пациенты «все понимают» и «приходят к Богу». У меня такого не было, но, оказывается, это была просто пауза.Конечно, я знала и даже размышляла о религиях, мистических верованиях, культах и т. д. Верила ли я в
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ
В Нью-Йорке, в физическом отделении Колумбийского университета, который наряду с другими высшими учебными заведениями США предложил Ферми постоянную должность, он работал и ранее, до награждения Нобелевской премией; там у него были хорошие друзья.
«Буран» хотят обменять на останки потомка Чингисхана
30 сентября 2021
18:12
Георгий Подгорный
Global Look Press
Владелец советского орбитального корабля «Буран», который уже много лет хранится на Байконуре, предложил президенту РФ Владимиру Путину обменять космический корабль на утерянные останки Кенесары Касымова – потомка легендарного Чингисхана. Он был последним независимым правителем казахского народа.
Владелец советского орбитального корабля «Буран», который уже много лет стоит без дела на Байконуре, обратился к Владимиру Путину с предложением. Звучит оно весьма необычно: космический челнок в обмен на утерянные останки Кенесары Касымова – потомка легендарного Чингисхана. Предположительно, они хранятся где-то в России.
Техника, про которую до сих пор снимают документальные фильмы, «Буран» – корабль, который утрачен из-за обвала крыши. Но остался второй экземпляр челнока и один макет, которые сейчас буквально пылятся на космодроме Байконур. Какое-то время искали нынешнего владельца – им оказалась казахская «Ракетно-космическая компания «Байконур». Специальный корреспондент телеканала «Россия 24» Александр Лукьянов пообщался с главой этой организации. Даурен Муса решил обратиться к президенту России с предложением.
«Уважаемый, Владимир Владимирович! Я знаю, что вы человек слова, и за то, что вы пообещали вернуть голову Кенесары-хана, я дарю два этих космических корабля России в музей военной техники на Верхней Пышме», – заявил гендиректор АО «Ракетно-космическая компания «Байконур» Даурен Муса.
Похожее заявление действительно прозвучало, только формулировка была иной. И первоисточник этой новости – пресс-служба первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В изложении его пресс-секретаря звучало все так: «Российская сторона окажет всестороннюю помощь». И помощь действительно нужна. Ведь до сих пор доподлинно не известно, где находятся останки Кенесары Касымова – потомка легендарного Чингисхана, ставшего последним независимым правителем казахского народа. Его в Казахстане почитают. Но вот где его череп? Есть три версии: в Кунсткамере в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже или вовсе в Омске. Нигде пока не нашли.
«Тема этого артефакта, знакового персоналия для казахского народа, во многом мифологизирована, документально не подтверждена. Должны быть, той стороной, которая настаивает на том, что артефакт находится на территории России, со стороны Казахстана должны быть предоставлены конкретные материалы, документально опять же подтвержденные», – отметил в этой связи старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
А вот как выглядит «Буран», который находится на Байконуре. Не сложно найти видео, как туда нелегально пробираются некие, назовем их «искатели приключений». Состояние можно оценить не иначе как плачевное. И несмотря на то что у советской космической техники есть частный владелец, для ее спасения ничего не делается.
«На мои вопросы, а что он для этого делает – ведь охрану осуществляет Роскосмос, занимался ли он ремонтом ангаров – нет не занимался. Но, видимо, вот так получив акции, получив право владения, он думал, что он сохранит корабли. Тем не менее этот вопрос должен решаться в судах», – считает спецкор Александр Лукьянов.
Не впервые к проблеме нахождения кораблей в ржавых ангарах посреди космодрома привлекли внимание очередные «туристы», которые разрисовали борт «Бурана». На нем появились: «Юра, мы приехали» и нечто философское: «Прежде чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле».
«Дальнейшее пребывание обоих «Буранов» и «Энергии-М» в этих корпусах грозит утерей матчасти. Вам стоит не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой вы ничего не соображаете, а оценить риски вашего, на мой взгляд, безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин», – указал, обращаясь к владельцам, генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
И, кстати, нынешний владелец «Бурана» упомянул музей военной техники в Верхней Пышме. Почему именно туда он предлагает перевезти «Бураны», вопрос открытый. Музей этот больше про танки и автомобили советской эпохи. И не до конца понятно, как можно советовать распоряжаться легендарным кораблем, если было заявлено, что это «подарок». Другое дело, если сделка в том или ином виде состоится, как «Буран» транспортировать?
«Туда съездила НПО «Молния», производитель «Бурана», и посмотрела на предмет транспортировки в Россию. Если удастся выкупить, дело в том, что транспортировка – проблемная вещь. Этот «Буран» не вмещается даже в железнодорожный вагон. Он вдвое больше – его надо разбирать, а часть фюзеляжа резать и сваривать», – заявил руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Артефакт, череп хана, который неизвестно, существует или нет, в обмен на космические корабли – сделка как минимум «тянет» на отдельную главу научно-фантастической книги. И по некоторым сообщениям, в Сибири проводят экспертизу неких останков. Кто знает, может это и окажется наследием казахского народа. И по итогам этих тестов будет понятен следующий разворот околокосмической саги.
Байконур
Казахстан
Буран
обмен
останки
потомство
Чингисхан
общество
новости
Вандалы и время уничтожают советский «Буран», а Рогозин и бизнесмен Муса спорят об ответственности за корабль
Космический корабль «Буран», который хранится на Байконуре, неожиданно стал поводом для скандала. Глава «Роскосмоса» Рогозин уверен, что экспонат не удастся сохранить без возвращения его в Россию. При этом владелец корабля, частное лицо из Казахстана, Даурен Муса не собирается его отдавать.
Советский многоразовый космический корабль «Буран» совершил один единственный полет. И случилось это в ноябре далекого 1988 года, то есть по факту почти 33 года назад. С тех пор его судьба не особо волновала российских чиновников.
После того, как распался СССР, программа «Бурана» была благополучно закрыта из-за отсутствия средств. В итоге оба летных образца остались на территории Казахстана.
Примечательно, что до сегодняшнего дня дожил лишь один из них. Как раз тот, что побывал в космосе, не сохранился. В 2002 году на него обрушилась крыша ангара, с котором он хранился.
Что касается второго летного образца и самого макета «Бурана», то сейчас они находятся на территории музея истории космодрома Байконур. Еще один макет вывезен в Москву — его можно увидеть на ВДНХ. Третий, недостроенный, образец территориально находится в Жуковском. Что же касается испытательного экземпляра с самолетными двигателями, то он — за пределами России, в Германии.
Уравнение с «неизвестным»
Не так давно в России вдруг заинтересовались судьбой советского челнока.
Случилось это в ноябре прошлого года, когда глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил о том, что у него «вызывают тревогу» условия, которые созданы для хранения «Бурана» и его макета. Тогда же он рассказал о том, что Россия с удовольствием выкупила бы и сам корабль, и ракету-носитель «Энергия». Однако сложности, по словам Рогозина, заключаются в том, что они принадлежит неизвестному частному лицу.
Оставшийся Буран принадлежит частному лицу из Казахстана. Такие вот дела. Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось. То же касается и стоящей в МИКе ракеты Энергия-М.
— РОГОЗИН (@Rogozin) November 15, 2020
Довольно быстро выяснилось, что владелец «Бурана» известен и, в принципе, ни от кого не скрывался, и даже сам ответил Рогозину в соцсетях. Им оказался гендиректор АО «Ракетно-космическая компания «Байконур» Даурен Муса.
«Юра, мы приехали»
После этого в вопросах российской заинтересованности «Буранами» вновь наступила тишина. Ровно до тех пор, пока в конце мая этого года не появилась информация о том, что на территорию космодрома «Байконур» каким-то образом проникли уличные художники и разрисовали «Буран». Они оставили на недостроенном космическом корабле надписи «Юра, мы приехали», «Добро» и «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле».
После инцидента надписи были удалены, а у ангара появилась работающая в круглосуточном режиме охрана.
Сами же художники потом заявили о том, что своими действиями пытались обратить внимание на запущенность «Бурана», назвав происходящее настоящим вандализмом.
По теме
998
Володин: ответственность за последствия обстрелов Запорожской АЭС ляжет на Байдена и Зеленского
Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин заявил, что виновниками обстрелов Запорожской АЭС являются президент Украины Владимир Зеленский и американский лидер Джо Байден.
Забрать «домой»
В начале июня Рогозин заявил, что корабль нужно спасти от участи первого «Бурана» и передать в один из музеев космонавтики.
Тогда же он говорил о том, что «Роскосмос» разбирается в том, как «Буран» оказался в руках частника. А также сообщал, что правительство Казахстана как раз судится с частным владельцем. На судебные разбирательства Рогозин отводил примерно три месяца, после чего планировал обсуждать возможность выкупа корабля.
Однако первый суд, который прошел в феврале этого года, решил оставить «Бураны» у компании РКК «Байконур», большая акций которой принадлежит Даурену Мусе.
Однако, как заявил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин, власти не намерены сдаваться.
«Гражданин Даурен Муса в своем посте утверждает, что власти Казахстана уже три года, не жалея сил, судятся с ним. Это действительно так, и мы будем продолжать это делать, ведь наша цель — восстановление законности и справедливости, возвращение государству его собственности», — написал он в Facebook*.
Мусин также пояснил, как получилось так, что «Бураны» и ракета «Энергия-М» оказались в собственности у частника. По его словам, изначально компания АО «РКК Байконур» называлась ЗАО «КРИСП Аэлита». Она была создана с паритетным участием госкомпаний Казахстана и России (РГП «Инфракос» и РКК «Энергия»). И целью этой компании было сохранение имущества космодрома Байконур.
«В качестве доли в уставный капитал Казахстан внес имущество, в том числе и «Бураны». Таким образом, «Бураны» принадлежат не гражданину Даурену Мусе, а АО «РКК Байконур», — сообщил министр.
Муса же в свое время стал совладельцем ЗАО «КРИСП Аэлита» и переименовал ее в АО «РКК Байконур». Доля в компании была приобретена им за три сделки.
При этом определенные достижения у властей Казахстана в плане судебных разбирательств по этому вопросу существуют. В частности, две сделки суд уже признал незаконными, рассказал Мусин, добавив, что законность третьей также будет оспорена.
Муса на страже «Бурана»
В первых числах сентября в СМИ появилась информация о том, что специалисты НПО «Молния» приехали на «Байконур», чтобы принять решение относительно того, как перевезти «Бураны» в Россию. Но, как оказалось, нынешний владелец Даурен Муса не планирует продавать корабли России.
«Вся эта история с организованным визитом группы специалистов НПО «Молния» в ангар — это инфовброс, в стиле такого же организованного визита группы художников — граффитчиков туда же. На фоне непрекращающихся в России скандалов с отмыванием многомиллиардных денег чиновниками «Роскосмоса» в банках Сингапура и Гонконга жизненно необходимо создать имитацию бурной деятельности», — написал Муса в своем Facebook.
Даурен Муса (Facebook)
По его словам, у российской промышленности сейчас отсутствуют какие-либо новые достижения в космонавтике, поэтому было принято наиболее простое решение — «ухватиться за брошенные в спешке ими же 30 лет назад недостроенные макеты», которые ей не принадлежат.
«Я готов был и так подарить эти «Бураны» России взамен на голову Кенесары хана! Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные правила приличия», — заявил он в своем Facebook.
Даурен Муса также отметил, суды с властями Казахстана по поводу «Бурана» длятся уже давно, и на этот процесс уходит немало бюджетных денег.
По теме
846
Власти Риги решили после демонтажа уничтожить советский памятник освободителям
Памятник советским воинам-освободителям в Риге будет демонтирован. После этого его отправят на утилизацию по причине отсутствия художественной ценности.
Он рассказал, что суды первой и второй инстанции уже озвучили государству отказ в возврате космического корабля. Собственник отметил, что у «Молнии» нет никаких законных оснований для того, чтобы вывозить корабль, поскольку речь идет о чужом имуществе.
Рогозин не молчит
Впрочем, через некоторое время в НПО «Молния» заявили, что не планируют перевозить «Бураны», поскольку они не являются собственностью России. А на космодром они якобы приезжали лишь для того, чтобы дать оценку условий хранения корабля.
Дмитрий Рогозин не оставил без внимание многочисленные заявления Мусы, ответив, что из-за ненадлежащего условия хранения «Бураны» могут быть утеряны.
Он призвал бизнесмена воздержаться от гадостей в адрес российской ракетно-космической промышленности, а оценить риски своего «безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин».
Дмитрий Рогозин (kremlin.ru)
Глава «Роскосмоса» также добавил, что для того, чтобы вывезти корабли в Россию, требуется согласие казахстанских властей, потому что они ей не принадлежат. Также Рогозин подчеркнул несуразность ситуации, заявив, что именно российская сторона вынуждена оплачивать все расходы по охране «Буранов».
По словам Рогозина, оценки технического состояния обоих «Буранов» и «Энергии-М» российская сторона проводит на регулярной основе. И эти оценки, отмечает глава Роскосмоса, неутешительные.
По его мнению, именно Муса несет персональную ответственность за состояние этих уникальных машин, но при этом бизнесмен даже не думает предпринимать что-то для обеспечения их надлежащего хранения.
«Дальнейшее пребывание обоих «Буранов» и «Энергии-М» в этих корпусах грозит утерей матчасти. Вам стоит не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой вы ничего не соображаете, а оценить риски вашего, на мой взгляд, безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин», — ответил Рогозин казахстанскому бизнесмену.
Он также выразил надежду, что благодаря решению суда у кораблей появится «заботливый хозяин» или же бизнесмен вложит «хоть один тенге в дело сохранения экспонатов, имеющих мировое значение».
Дальнейшее развитие событий пока неясно. В первую очередь, все зависит от того, каковы будут результаты судебных разбирательств между властями Казахстана и Дауреном Мусой.
Очевидно, что во времена развала советской империи были созданы очень привлекательные условия для грабежа государственной собственности, которые и привели к подобному положению дел — «Бураны» находятся в Казахстане на территории российского космодрома, но при этом их владельцем является частное лицо. Если рассуждать о том, какую цель может преследовать Муса, то самым очевидным предположением является финансовая выгода.
Сколько может стоить «Буран», неизвестно. Очевидно, что речь идет об уникальном товаре. Например, в конце 1990 годов хозяин немецкого музея Герман Лайр отдал за макет «Бурана» 10 млн евро.
Тот факт, что «Буран» должен быть сохранен, не вызывает сомнений — это история и важный символ достижений страны в советские времена.
- *
- 21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Городской исследователь находит печальные останки советской программы космических челноков
Ральф Миребс, городской исследователь и фотограф из России, опубликовал необычные фотографии прототипов советских космических челноков, собирающих пыль в заброшенном ангаре в Казахстане.
Заброшенный ангар находится на космодроме Байконур в Казахстане, который работает до сих пор (с закрытием программы шаттлов НАСА российские шаттлы «Союз» — единственный способ для астронавтов добраться до Международной космической станции). Не только станция Байконур является первой и крупнейшей в мире космической площадкой и стартовой площадкой для шаттлов, но и именно отсюда был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого полета человека в космос знаменитого Юрия Гагарина.
Прототипы шаттлов «Буран», найденные Миребами в заброшенном ангаре, относятся к более ранней эпохе — они являются последними остатками космической программы, которая началась в 1974 году и была окончательно закрыта в 1993 году. Единственный действующий российский космический шаттл из «Бурана». Орбитальный аппарат 1К1 совершил один беспилотный орбитальный полет, прежде чем был приземлен. К сожалению, этот шаттл был уничтожен в результате обрушения ангара в 2002 году.
Фотографии Миребс показали эту забытую российскую космическую программу заброшенной и застывшей во времени. Будем надеяться, что его фотографии вдохновят российское правительство на то, чтобы поместить эти шаттлы в музей, где им и место.
Подробнее: Livejournal (h/t: gizmodo)
В этом заброшенном ангаре на космодроме Байконур в Казахстане хранится историческое сокровище…
…два заброшенных космических челнока из списанной советской программы шаттлов «Буран»
Программа была отменена в 1993 году после распада Советского Союза, и был совершен только один беспилотный орбитальный полет
boredpanda.com/abandoned-soviet-space-shuttle-program-buran-baikonur-cosmodrome-kazakhstan-ralph-mirebs/?image_id=abandoned-soviet-space-shuttle-hangar-buran-baikonur-cosmodrome-kazakhstan-ralph-mirebs-3.jpg»>Когда-то в ангаре поддерживалось искусственно высокое атмосферное давление для защиты от пыли, но эти системы давно вышли из строя
Теперь шаттлы покрыты пылью и птичьим пометом, у них разбиты керамические плитки и окна
Часть оборудования вырвана – возможно, утилизирована для редкоземельных металлов
boredpanda.com/abandoned-soviet-space-shuttle-program-buran-baikonur-cosmodrome-kazakhstan-ralph-mirebs/?image_id=abandoned-soviet-space-shuttle-hangar-buran-baikonur-cosmodrome-kazakhstan-ralph-mirebs-13.jpg»>Задняя часть шаттл должен был быть рабочим прототипом, а тот, что впереди, был испытательным макетом
jpg»>Шаттлы все еще окружены пневматическими платформами, которые позволяли рабочим работать, не повреждая керамическую плитку
«Романтика освоения космоса ушла, остались только сухие цифры и финансовая статистика. Зачем тратить миллиарды на космос, если он не принесет прибыли в обозримом будущем?» Миребс спрашивает в своем блоге
jpg»>«Гонка между двумя сверхдержавами благотворно сказалась на научно-техническом прогрессе»
«Можно сожалеть об упущенном времени и оплакивать величие прошлого, но факты остаются фактами – Россия стремительно теряет статус ведущей космической державы»
boredpanda.com/abandoned-soviet-space-shuttle-program-buran-baikonur-cosmodrome-kazakhstan-ralph-mirebs/?image_id=abandoned-soviet-space-shuttle-hangar-buran-baikonur-cosmodrome-kazakhstan-ralph-mirebs-20.jpg»>«Восстань из пепла!»
Художники граффити испортили советский космический корабль «Буран» в Российском космическом центре
В последнем недостойном эпизоде в недавней печальной истории советского космического корабля «Буран» один из уцелевших экземпляров был разрисован граффити-художниками которому удалось проникнуть в здание, где он хранится, на Байконуре, Казахстан, где находится российская космическая программа. Этот эпизод поставил в неловкое положение российскую государственную космическую корпорацию «Роскосмос» и произошел менее чем через десять лет после того, как первый орбитальный аппарат «Буран» был полностью разрушен в результате обрушения крыши, также на Байконуре, в результате которого погибли восемь рабочих.
В ходе недавнего инцидента с граффити несколько уличных художников проникли в сборочный и заправочный цех на Байконуре и разрисовали различные кириллические лозунги по обеим сторонам задней части фюзеляжа орбитального корабля. Злоумышленники написали слова «Хорошо», «Юра, мы прибыли» (отсылка к первому человеку в космосе Юрию Гагарину) и «Прежде чем лететь к звездам, человек должен научиться жить на Земле». Они также добавили свои теги подписи, по-видимому, показывая, что в общей сложности были замешаны четыре человека.
Граффити на левой стороне фюзеляжа орбитального корабля «Буран»., через Instagram
Неназванный источник в Роскосмосе подтвердил случившееся государственному СМИ РИА Новости после того, как один из виновных, по-видимому, ушел в Instagram объяснить, как они попали на объект, опубликовав аккаунт вместе с фото и видео и сопроводительным заявлением: «Могу сказать, что я, как и Юра, стал первым».
Фрагмент поста из инстаграм-аккаунта, в котором раскрываются подробности миссии уличных художников на Байконуре., через Instagram
Изображения в Instagram были сделаны до того, как граффити было нанесено на орбитальный аппарат, но все еще было много подробностей о планировании поездки уличных художников в Казахстан, включая заявленную двухдневную прогулку по степь.
Российский космический корабль «Инспектор» теперь следует за американским спутником-шпионом
Джозеф Тревитик
Опубликовано в Зона военных действий
от Джозефа Тревитка
, опубликованного в Зоне военных действий
Вот наш лучший образ, но в Российской скрытной космической пушке, единственном пистолете, когда -либо выпущенном в пространстве
от Джозефа Тревитка
. Российский космический корабль «Инспектор» теперь, кажется, слежит за американским спутником-шпионом0003
Джозеф Тревитик
Опубликовано в Зона боевых действий
«В любой момент вас может поймать патрульная машина с полицией, которых очень много», — поясняется в аккаунте. «Мы гуляли ночью, нас не раз замечали прожекторы, подходя к ним очень близко — если прожектор вас замечает, он начинает мигать и светить на вас. Ложись и лежи неподвижно и надейся на удачу. После того, как прожектор находит вас, выезжает патрульная машина и ищет вас в районе, где вы были обнаружены».
Другой вид орбитального аппарата с граффити, по-видимому, раскрывающий теги четырех уличных художников. Орбитальный аппарат «Буран», но это кажется более чем маловероятным. Кроме того, история была опубликована пользователем Instagram под ником burda.dobro, который использует тег «Добро» (что в переводе с русского означает «хорошо»). Этот же слоган появился на борту орбитального аппарата, а также в других местах, включая Санкт-Петербург, как показано ниже.
через Instagram.
Достаточно сказать, что Роскосмос отреагировал на инцидент, и глава корпорации Дмитрий Рогозин заявил, что сборочно-заправочный корпус, в котором хранился орбитальный аппарат, теперь будет лучше защищен. В частности, сообщается, что персонал Научно-технического центра «Охрана», отвечающего за безопасность большей части ракетно-космической отрасли России, теперь поставлен на охрану.
В сегодняшнем твите космическое агентство также сообщило, что выдвинет предложение по более надлежащему сохранению орбитального аппарата и других «уникальных объектов» на космодроме во время очередного заседания Межправительственной казахстанско-российской комиссии по Байконуру. В прошлом году Рогозин также заявил, что Роскосмос хочет передать орбитальный аппарат музею.
В том же твите также отмечалось, что это было последнее вторжение в это конкретное здание, отражающее тот факт, что объект ранее был целью бесстрашных городских исследователей, фотографов и других, просто заинтересованных в том, чтобы увидеть захватывающую часть советской космической истории в поистине уникальная обстановка.
Вид на уцелевший орбитальный аппарат «Буран» на Байконуре., YOUTUBE SCREENCAP
Хотя история с граффити на Байконуре была впервые опубликована сегодня, до сих пор точно не ясно, когда произошел взлом, поскольку пост на РИА Новости Канал Telegram со ссылкой на источник в космической отрасли сообщил, что это произошло в апреле, и что с тех пор граффити «закрасили». Имея это в виду, трудно точно знать, как выглядит орбитальный аппарат сегодня.
Также неясно, является ли этот конкретный «Буран» вторым из построенных функциональных кораблей или полномасштабной инженерной моделью, поскольку известно, что оба они находятся на Байконуре. Второй орбитальный аппарат по прозвищу «Птичка » (что означает «птичка»), более формально известный как «Статья 1.02», был почти завершен, когда работы над ним были остановлены в 1988 году.
беспилотный космический полет, в том числе два витка вокруг Земли, в ноябре 1988 г. Это был образец, впоследствии разрушенный при обрушении крыши Байконура в 2002 г. Ralf Manteufel/Wikimedia Commons
С распадом Советского Союза вся программа «Буран» была приостановлена и, наконец, официально прекращена в 1993 году. Орбитальный аппарат «Буран» имел несколько ключевых отличий, в том числе отсутствие собственных ракетных двигателей для старта, вместо этого он полагался исключительно на пусковую установку «Энергия» и ее навесные ускорители. Он также был способен выполнять полностью дистанционно управляемые орбитальные полеты от запуска до приземления.
Поскольку первый орбитальный аппарат был уничтожен, а третий, менее укомплектованный, орбитальный аппарат хранится под открытым небом в музее в Жуковском под Москвой, статья 1.02, вероятно, является наиболее исторически значимым из все еще существующих орбитальных аппаратов «Буран». . Кроме того, в России и других странах есть различные другие полноразмерные испытательные образцы «Бурана».
Надеюсь, однако, что за давно забытыми «Байконурскими буранами» теперь можно будет должным образом ухаживать, и этот последний инцидент побудит соответствующие органы обеспечить, чтобы они заняли свое законное место в музее или, по крайней мере, были защищены от дальнейших инцидентов. такого рода.
Связаться с автором: thomas@thedrive. com
Вот что случилось с советской программой космических челноков
Автор
Генри Келсолл
Делиться
Твитнуть
Делиться
Делиться
Делиться
Электронная почта
Программа советских космических челноков может стать неожиданностью для многих из-за того, что они летали только один раз.
через Flite-тест
Нельзя отрицать, что американская программа NASA Space Shuttle была одним из лучших достижений космической гонки. На самом деле, это одно из лучших технологических достижений в мире. Космический шаттл совершил свой первый запуск еще в 1981 и использовался вплоть до 2011 года, когда Atlantis провела последний полет по программе. На пути к катастрофам «Челленджера» и «Колумбии» произошла трагедия, и об этом никогда нельзя забывать. Некоторых может удивить, однако, узнать, что у Советского Союза действительно была собственная программа космических челноков.
Программа советских космических челноков может стать неожиданностью для многих из-за того факта, что они летали только один раз в беспилотном режиме и никогда не использовались регулярно, как американские шаттлы. Советы назвали свой орбитальный аппарат «Буран», и мир впервые узнал о «Буране» 19 ноября.88. В чем-то советский шаттл был даже лучше американского. Но когда в Советском Союзе поняли, что космический челнок НАСА не будет использоваться в военных целях, русским действительно не нужно было продолжать разработку «Бурана».
Происхождение Бурана
Программа НАСА «Спейс шаттл» впервые была запущена в 1981 году, когда Колумбия запустила космическую миссию STS-1 12 апреля 1981 года, а затем последовали еще три испытательных полета с Колумбией в 1981 и 1982 годах. Это положило начало космическому шаттлу Соединенных Штатов. программа. Идея программы заключалась в доставке в космос различных спутников, проведении миссий на Международную космическую станцию и многом другом, но, поскольку Советский Союз наблюдал за этим, они начали беспокоиться. Они начали задаваться вопросом, будут ли американцы использовать шаттл для выполнения военных задач.
через collectSPACE
Советы твердо верили, что Америка вполне может использовать шаттл в качестве космического оружия, особенно если он выполнит поставленную задачу — 60 запусков в год. Советы думали, что лазерное оружие можно отправить на орбиту для испытаний, прежде чем вернуться на Землю, или даже захватить советские спутники. Это привело к созданию «Бурана», разработка и исследование которого долгие годы держались в строгом секрете Кремля. Когда в 1981 году «Колумбия» впервые запустилась, советские СМИ подвергли резкой критике Соединенные Штаты за запуск военного корабля. Как и следовало ожидать, когда впервые был представлен советский «Буран», он был очень похож на шаттл НАСА.
СВЯЗАННЫЙ: МиГ-15 был революционным истребителем Советского Союза
Тестирование Бурана
через History Net
С таким большим количеством несекретной информации о шаттле НАСА неудивительно, что, когда мир, наконец, увидел Буран, он очень сильно напоминал американский шаттл. В отличие от Ту-144, который своим сходством с «Конкордом» обязан советскому шпионажу, «Буран» был почти вольно сделанной копией шаттла. Советский Союз просто хотел, чтобы шаттл соответствовал возможностям американского орбитального корабля. Однако следует отметить, что Советский Союз уже кое-что знал о космических путешествиях и ракетах.
через Буран
Это означало, что Советы, возможно, действительно разработали лучший орбитальный аппарат. У американского шаттла были собственные двигатели, но для вывода его на орбиту требовалось два твердотопливных ускорителя. Между тем у «Бурана» не было двигателей, и он просто полагался на ракету «Энергия», чтобы вывести его на орбиту. Это была ракета с основной ступенью и четырьмя ускорителями. Шаттл НАСА мог быть более многоразовым, но «Буран» мог нести 30 тонн по сравнению с 29 тоннами шаттла, и он был легче. Плюс «Энергию» можно было бы использовать для других космических миссий. В отличие от ракетных ускорителей и топливных баков космического корабля «Шаттл».
Повышение безопасности для программы шаттлов
через космос
Основным преимуществом советского «Бурана» было то, что «Энергия» использовала ускорители на жидком топливе. Это имело большое преимущество перед твердотопливными ускорителями «Шаттла», которые нельзя было отключить в аварийной ситуации. Но ракеты «Энергии» могли быть, плюс на «Буране» были установлены катапультные кресла. Только два шаттла когда-либо имели катапультные кресла и только для двух членов экипажа. Система «Бурана» могла помочь в катастрофе «Челленджера» в 1986. Это было 15 ноября 1988 года, когда «Буран» взлетел, и Запад был очень впечатлен, особенно его полностью автоматизированной системой полета. Но, несмотря на впечатляющий первый пуск, дни «Бурана» были сочтены.
СВЯЗАННЫЙ: Ту-22М Backfire: лучший бомбардировщик Советского Союза
Распад Советского Союза
через Popular Mechanics
В конце 1980-х Советский Союз столкнулся с распадом, и финансирование «Бурана» начало иссякать. «Буран» стоил так же дорого, как и американский космический шаттл, но у Советов также были одноразовые ракеты для полета в космос. Тем временем Америка полностью отказалась от этой концепции в пользу «Шаттла». Когда стало очевидно, что у американского «Шаттла» нет военного потенциала, у Советского Союза просто не было желания продолжать разработку «Бурана». Орбитальный аппарат появился на 19-м89 Paris Air Show, но вскоре был поставлен на хранение в ангар на космодроме Байконур в Казахстане. В 2002 году в результате обрушения ангара был уничтожен «Буран», а также погибли восемь рабочих и был уничтожен макет «Энергии».
через советское за гранью
На сегодняшний день существует всего два орбитальных аппарата «Буран». Ни один из них не использовался: один предназначался для наземного использования, а другой был готов на 90% для космического полета до того, как проект был остановлен. Оба до сих пор хранятся на космодроме Байконур. Это единственное напоминание о том, что Советский Союз когда-либо занимался программой космических челноков, и, безусловно, очень жаль, что единственный когда-либо совершивший полет Буран не сохранен для будущих поколений.