Части танка: Легкий танк Т-70М образца 1942 года. СССР

Легкий танк Т-70М образца 1942 года. СССР

Легкий танк Т-70 был разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в КБ Горьковского автозавода на базе автомобильных агрегатов под руководством Н.А. Астрова и А.А. Липгарта, поскольку уже в октябре стало ясно, что легкий танк Т-60, запущенный  в серийное производство месяцем раньше, был практически бесполезен на поле боя. Его броня пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение (20-мм пушка, спаренная с пулеметом ДТ) было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага, а  увеличение массы боевой машины, неизбежное при усилении бронирования и вооружения, привело бы к выходу двигателя и ходовой части из строя. Поэтому Астров представил в ГАБТУ Красной армии проект создания на базе Т-60 нового легкого танка, отличавшегося от него: размерами, более мощным вооружением, усиленной броневой защитой и более высокой удельной мощностью. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спаренные  автомобильные двигатели ГАЗ-203. Проектирование нового танка в КБ ГАЗа велось очень быстро, уже в конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение «ГАЗ-70», изготовили бронекорпус и литая башня конструкции В. Дедкова. Однако, поскольку литая башня показала плохую стойкость даже к бронебойным снарядам немецкой 20-мм зенитной пушки, танк получил сварную башню. Сборка танка завершилась 14 февраля 1942 года. По бронезащите он превосходил Т-60 (толщина нижнего лобового листа корпуса составляла — 45 мм, а верхнего — 35 мм), а вот усиление вооружения (установка 45-мм танковой пушки), фактически свелось на нет те, что в башне располагался однин человек – одновременно выполнявшего функции командира, наводчика и заряжающего. Новый легкий танк непосредственной поддержки пехоты был принят на вооружение РККА постановлением ГКО от 6 марта 1942 года под индексом «Т-70». Его производство уже в апреле начали осваивать сразу три предприятия: в Свердловске – завод № 37; в Кирове – завод № 38 и в Горьком  — ГАЗ.

Общая компоновка танка Т-70 принципиально была такой же, как у танка Т-60. Танк имел пять отделений: управления — в передней части корпуса, боевое — в средней части, трансмиссионное — в передней части корпуса справа по ходу, моторное — в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Экипаж из двух человек размещался в корпусе и башне. Механик-водитель находился в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, располагался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса имели переднее расположение. Корпуса танков (их поставлял Муромский паровозостроительный завод) сваривались из катаных броневых листов,  установленных под рациональными углами наклона от 30° до 60°. Броневая защита — противопульная, изготавливалась из броневых катаных листов толщиной 15 мм, 25 мм, 35 мм и 45 мм.

В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого монтировался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, справа в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, опиравшегося на продольную балку и перегородку кормового отделения и  съемного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей одновременно для доступа к двигателям. Сварная 8-гранная башня, изготовленная из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску толщиной 50 мм с амбразурами для установки пушки, пулемета и прицела. В крыше башни имелся люк круглой формы для посадки и высадки командира танка. В броневой крышке люка был смонтирован перископический смотровой зеркальный прибор, обеспечивавший командиру круговой обзор.

В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. В башне устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1938 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Пулемет монтировался в шаровой установке. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от — 6° до + 20°. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного.

Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная — 4800 м. Скорострельность — 12 выстр./мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был связан тросом с правой ножной педалью, а пулемета — с левой. В боекомплект танка входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 магазинов). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялось вручную. Созданный весной 1942 года новый 45-мм бронебойно-подкалиберный снаряд, пробивал броневую плиту толщиной 50 мм на дальности 500 м. Силовой агрегат ГАЗ-203   состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Пуск двигателей производился от двух соединенных параллельно электростартеров или с помощью с помощью пусковой рукоятки.

Два топливных бака общей емкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи вперед и одну передачу — назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5. В состав движителя танка (применительно к одному борту) входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная без амортизаторов. В командирских танках монтировалась КВ-радиостанция 9Р или 12РТ, размещеная в башне, и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.  Масса танка составляла 9,8 тонн.

С октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск  модернизированных танков Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. У них были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице уменьшено с 91 до 80. Кроме того,  усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Конструкция танка претерпела и ряд других мелких изменений, в частности смотровую щель на люке механика-водителя заменили перископическим прибором наблюдения, боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов, и на всех танках появилось место под установку радиостанции. В результате — масса танка возросла до 10,1 тонн.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков, так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В отдельной танковой бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Причем существовали как отдельные танковые бригады, так и бригады в составе танковых корпусов. В танковом полку имелось на вооружении 23 танка Т-34 и 16 Т-70, при этом, танковые полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными. Также танки Т-70 состояли на вооружении бронебатальонов (в составе двух рот бронеавтомобилей БА-64 и одной роты легких танков Т-70), которые использовались как приданные разведывательные подразделения в механизированных и танковых корпусах.

Первое боевое крещение эти танки получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне — июле 1942 года, где они понесли большие потери. Уже первые бои выявили их низкие боевые качества, вооружение не позволяло им бороться с немецкими средними танками, а бронезащита была недостаточной при использовании Т-70 в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Заключительным этапом в судьбе этих танков стала Курская битва. Так, по состоянию на  4 июля 1943 года танковые части Центрального фронта включали в себя одну танковую армию, два отдельных танковых корпуса, две отдельных танковых бригады, 15 отдельных танковых и 6 самоходно-артиллерийских полков, в составе этих частей имелось 1487 танков (880 Т-34, 75 КВ и КВ-1с, 151 американский и английский, 67 Т-60 и 314 Т-70) и 96 самоходных установок. Кроме того, 166 танков (24 КВ, 87 Т-34 и 55 Т-70) имелось в техническом резерве фронта. Таким образом, к началу Курской битвы 369 Т-70 составляли 22% всего танкового парка войск Центрального фронта. В ходе начавшегося 5 июля немецкого наступления войска этого фронта вступили в тяжелые бои с противником, неся при этом большие потери. Например, 2-я танковая армия, имевшая к началу боев 447 боевых машин (305 Т-34, 125 Т-70 и 17 Т-60), в период с 5 по 15 июля потеряла: сгоревшими 85 Т-34 и 49 Т-70, подбитыми 92 Т-34 и 44 Т-70, подорванными на минах 11 Т-34, Т-70.

В ходе  Прохоровского сражения танки Т-70 составляли до 50% участвовавших в бою машин. Таким образом,  возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с немецкими танками у Т-70 была практически ничтожна. Тем не менее, в руках умелых танкистов и танк Т-70 являлся грозным оружием. Так, например, 6 июля 1943 года в боях за деревню Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б. В. Павлович, подбил три средних немецких танка и одну «Пантеру». Хотя к весне 1944 года легкие танки Т-70 были исключены из штатов танковых частей Красной армии, тем не менее, в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалось в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны. Однако к концу войны количество Т-70 в войсках было очень мало. Например, по состоянию на 10 мая 1945 года танковые части 2-го Украинского фронта насчитывали 381 танк и САУ, из них Т-70 составляли только 9 штук (по одному в составе 51-й гвардейской самоходной бригаде и 112-м самоходно-артиллерийском дивизионе и 7 в 28-м отдельном учебном танковом полку фронта.

На базе агрегатов танка Т-70М были созданы легкий танк Т-80, приспособленный к ведению бо­ев в условиях города с узкими улицами, и целый ряд самоходных артиллерийских установок, в том числе и зенитных (СУ-76, СУ-76М, ЗСУ-37 и др.)

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная, с 1943 года легкие танки для Красной армии выпускались только на Горьковском автозаводе, а с 1 октября того же года и ГАЗ перешел на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 — 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М, причем последних  было около 5000 ед., то есть более 60%.

Легкий танк Т-70М строевой номер «121» был воссоздан из фрагментов. Корпус танка был передан музею руководством Главного автобронетанкового управления МО РФ в 2001 году, а башня с пушкой была обнаружена поисковым отрядом «Высота» (г. Санкт-Петербург) в районе г. Мга Ленин­градской области. Реставрационно-восстановительные работы проведены в октябре 2001 года  в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Конструкция ходовой части танка Т-64

Конструция
ходовой части харьковского танка  Т-64, в
отличии от нижнетагильского Т-72, широко известного за рубежом, практически не
знакома зарубежным специалистам. По высказываниям бывшего директора
харьковского 115 БТРЗ  В. Ткачука, только
после распада СССР танковые эксперты США, через подставные фирмы, смогли  приобрести шесть образцов танка Т-64 и
провести его полномасштабные исследования [ 7 ].

Появление
первой версии данной статьи на сайте www.btvt.info  показало:  повышенный интерес к
танку Т-64 проявлен в странах Южной Америки,  Афрки и Юго-Восточной Азии. Это обстоятельство  заставило авторов статьи  ее переработать с уклоном в описание конструктивных
особенностей харьковской машины.

Ходовая
часть танка Т-64 и его модификаций была разработана  в конце 50-х годов прошлого века для изделия
«430» и экспериментально проверена на ходовом макете в 1960-61 гг. Как и все, что имело отношение к «430»,
ходовая часть об­ладала новизной. «Нельзя
создать новый танк из старых узлов»
,- сделал запись в своем дневние А.А.
Морозов [5]. К сожалению, смысл сказанного так и не осознали ни руководители,
ни конструкторы «Уралвагонзавода», детища харьковского завода №183 военного
времени.

Конструкция
основных элементов ходовой части Т-64 постоянно совершенствовалась в процессе
многолетнего серийного производства и проверялась в ходе длительной войсковой
эксплуатации. Это позволило использовать полученные результаты как для глубокой
модернизации существующих танков (БМ Булат), так и для разработки боевых машин
на их базе.

 

2.1.
Гусеница

Гусеница танка Т-64 рис. 5 имеет параллельный резино-металлический
шарнир (РМШ) рис. 6, металлическую беговую дорожку, цельно-штампованные звенья
с хорошей ажурностью, что обеспечивает достаточную очищаемость ее от грунта,
снижает коэффициент трения качения опорного катка по беговой дорожке.

Трак
(рис. 7) включает: два звена, гребень, башмак, скобы, пальцы  и элементы крепления. Количество траков 78 —
79 шт.

Рис. 5.  Гусеница Т-64 в сборе

                                          Рис.
6. Резино-металлический шарнир гусеницы Т-64

    

Рис.  7. Трак гусеницы Т-64. Вид со стороны беговой дорожки и со стороны
грунтозацепов.

Рис. 8. Гребень и башмак гусеницы
Т-64 в сборе. Отчетливо видна полость,

повышающая сцепные качества гусеницы,  и два болта крепления.

 

Трак гусеницы танка Т-80 (рис. 9)
имеет обрезиненную беговую дорожку, соединительные скобы, гребни и башмаки
(рис. 10).

 

     

Рис. 9. Трак гусеницы Т-80. Вид со
стороны беговой дорожки и со стороны грунтозацепов

Рис. 10. Гребень и башмак гусеницы
Т-80 в сборе.

 

Соединение
гребня с башмаком осуществляется одним болтом. Форма опорной поверхности
башмака плоская, что существенно  ухудшает сцепные качества гусеницы с грунтом.

К
преимуществам гусеницы танка Т-64 можно отнести высокие сцепные качества,
низкий вес,  хорошую очищаемость, высокую
надежность, достаточный ресурс (10 – 11 тыс. км), зачастую танки уходили в
капитальный ремонт на «родных» гусеницах, низкие холостые потери мощности в
гусеничном обводе при перематывании,  что
обусловлено относительно незначительными силами инерции и гистерезисными
потерями в РМШ.

Высокие
сцепные качества гусеницы танка Т-64 объясняются формой опорной поверхности и
конструкцией опорного катка. Все, за что критиковали ходовую часть Т-64
некоторые теоретики-ходовики  ВНИИТрансмаша, и реализовывали в металле конструкторы ЛКЗ и «Уралвагонзавода»,
по меткому выражению А.А. Морозова было «бредом сивой кобылы».

Физика,
школьный курс
:
кулоновская сила трения равна произведению нормального давления на коэффициент
трения. Чем выше сила трения, тем лучше сцепление. Коэффициент трения в системе
«сталь-грунт» значительно меньше коэффициента трения в системе «грунт-грунт».

Террамеханика: сила трения между слоями грунта
зависит от нормального давления, свойств несущего основания и взаимного
перемещения слоев грунта.

Маленький  стальной (жесткий) опорный каток обеспечивает высокие контактные давления на стальную  беговую дорожку трака. Под их воздействием гибкий (с параллельным
шарниром) трак, лежащий на податливом несущем основании, деформируется с
переменным радиусом кривизны. Жесткий цельный трак, с последовательным шарниром
танка Т-72, этим свойством не обладает. Максимальные давления в системе
«гусеница-грунт» возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость,
которая забивается грунтом и удерживает его шпорами. Именно она
обеспечивает высокий коэффициент трения в системе «гусеница-грунт» и  высокие тягово-сцепные качества гусеничного
движителя. 20 .. 25 % тяговых (сцепных)  качеств гусеницы танка Т-64 реализуется  БАШМАКОМ.

Форма
опорной поверхности звена и отверстия в нем не только уменьшают вес (снижают
холостые потери на перематывание), повышают очищаемость гусеницы, но и повышают
ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия) между частицами грунта,
находящимися под и над гусеницей. За счет этого реализуется еще 15 .. 25 % тягового усилия. Остальные 50…65% реализуются грунтозацепами (шпорами) трака.  Гениальность ходовой части морозовского
Т-64 в ее простоте и эффективности.
« В танке мелочей не бывает», — любил
повторять А.А. Морозов [5] и ходовая часть  Т-64 этому подтверждение.

Авторы статьи рекомендуют
разработчикам ходовых систем «Уралвагонзавода» и ЛКЗ, при мытье   резиновых сапог, после рыбалки или  охоты, обращать внимание на различие рисунка
протектора  на подошве и каблуках, на
которых реализуется  максимальное давление на грунт…

Законы
изменения радиальной и угловой жесткости РМШ в режимах нагружения и
восстановления позволяют определить мощность гистерезисных потерь,
затрачиваемую на нагрев резины за один цикл. Данная характеристика, совместно с
экспериментально получаемой циклограммой нагружения трака в гусеничном обводе,
позволяет минимизировать холостые потери в гусеничном обводе, обеспечить
устойчивость верхней ветви гусениы при движении танка и требуемый ресурс
гусеницы по РМШ.

 

Рис. 11. Очищаемость гусеницы танка
Т-64  при его движении

 

 Гусеница Т-64 показала лучшую, из всех
существующих, сцепляемость с грунтом. В дополнении с ажурностью и
самоочищаемостью траков танк Т-64 превосходил  Т-72 и Т-80 по показателям проходимости при движении на снежной целин и
заболоченным участкам.

Для танка
Т-72, по сравнению с Т-64,  была
характерна  низкая  проходимость  в условиях  весенне-осенней
распутицы  и по болоту.    Так, например, в  КВО учебном центре  (г. Бердычев)  обучение экипажей   вожде­нию в
указанных  условиях  проводились  на Т-64,   т.к. танки Т-72   застревали  и  буксовали из-за
забиваемости  траков  грунтом и  подклинки опорных катков грязью.

 

 

Рис. 12. Проходимость танка Т-64 на
заболоченном участке и предельная забиваемость ходовой части, при которой
теряется его подвижность.

 

Рис. 13. Предельная забиваемость
ходовой части танка Т-80,

 при которой теряется  его подвижность.

Рис. 14. Холостые потери мощности в
гусеничном обводе танков Т-64 и Т-72

 

 Анализ потерь мощности в гусеничном обводе
(рис. 13.) показывает: повышение мощности двигателя В-46 и его модификаций
до 840…1000 л.с. только выравнивает свободную мощность, затрачиваемую на
колееобразование и движение танка Т-72, с аналогичным показателем Т-64.

 По-видимому, это обстоятельство заставило
разработчиков  «Уралвагонзавода»
отказаться от гусениц с последовательным шарниром, применяемых на ранних
образцах Т-72, и использовать в своих  более поздних разработках  трак с
параллельным шарниром без отверстий в звеньях, изменив в худшую сторону, от
непонимания протекающих физических процессов, конструкцию башмака. Он как был
плоским, таким и остался рис. 15.

Рис. 15.  Гусеница танка Т-90С

2.2. Система подрессоревания

 

Система
подрессоревания танка включает в себя следующие узлы и детали:

—       

опорные
катки и балансиры;

—       

подшипниковые
узлы подвески;

—       

гидроамортизаторы;

—       

торсионы;

—       

ограничительные
упоры балансиров.

 Отличительной особенностью системы
подрессоревания танка Т-64 является соосность торсионов. Если мы не ошибаемся,
ни один существующий в мире танк не обладает  данной особенностью…

Боевое
использование ЗСУ-23-4  “Шилка” в
операции “Жало пустыни” показало высокую эффективность применения артиллерии
малого калибра для борьбы с элементами высокоточного оружия. Так,  13.01.1993 года, батарея ПВО, имевшая на  вооружении подвижные комплексы ЗСУ-23-4,  уничтожила 8 КР «Tomahavk». Общее число КР, сбитых  войсками ПВО Ирака составило  16  —
18 единиц.

Полученные
материалы явились основанием для украинских военных и разработчиков систем
вооружения поставить вопрос о модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» и доведения ее
технического уровня до требований современного боя.

В середине
90-х годов, НЦ ВВС и ПВО при Харьковском военном университете выступил
инициатором модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» (тема «Донец»), к которой были
привлечены «Хартрон» (системы наведения и управления), ИМИС (разработка
конструкторской документации) и «Завод имени Малышева» (изготовитель).

В качестве
возможных вариантов шасси рассматривались:

—       

многоцелевой
тяжелый тягач МТ-Т;

—       

танк
Т-80УД, серийно выпускаемый «Заводом имени Малышева»;

—       

танк
Т-64А, снятый с производства, но находящийся на хранении и подлежащий
уничтожению, в соответствии с Договором об ограничении войск в Европе.

При
обосновании путей модернизации ПЗРАК «Донец», НЦ ВВС и ПВО использовал
информационную технологию «Gill» [ 8 ].

В
результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

  • Математическое моделирование боевого применения
    ЗСУ-23-4 «Шилка» показало: несмотря на несоосность торсионов, но за счет
    изменения расположения опорных катков правого и левого бортов (они смешены
    относительно оси ведущих колес почти на межкатковое расстояние) удалось
    свести к минимуму влияние несоосности торсионов на точность стрельбы.

  • Тягач  МТ-Т не обеспечивает требуемую защиту экипажа и содержит двигатель
    В-46, изготавливаемый в России.

  • Шасси танка Т-80УД (гибрид харьковского МТО с
    двигателем 6ТД и ходовой части танка   Т-80),  по сравнению с Т-64А,
    имеет больший вес и завышенную мощность дизеля.  Торсионы системы подрессоревания правого
    и левого бортов танка Т-80УД смещены относительно друг друга на
    112 мм
    . При работе
    систем наведения  и стрельбе с
    максимальными угловыми скоростями башни  по горизонтали 70 град/сек, по вертикали – 60 град/сек, за счет
    неуравновешенности башни возникают  дополнительные продольно-поперечные колебания корпуса, приводящие к
    увеличению погрешности стрельбы на 10–12%.

  • 4. Соосность торсионов танка Т-64 обеспечивает
    не только высокие показатели подвижности и плавности хода, но и оказывает
    существенное влияние на точность стрельбы .

  • Некоторые промежуточные результаты по теме
    «Донец» были доложены  на международной
    конференции [ 9 ] и нашли полное понимание и одобрение у присутсвующего
    David W. Pride (Armor Systems R&D), представляющего U.S.Army Materiel
    Command Science and Technology Center – Europe.

Спустя 10 лет, в декабре 2007 года
идея модернизации ЗСУ-23-4  «Шилка» будет
объявлена «золотой» идеей России [10]…

Морозовская идеология танка Т-64
заключалась в том, что все составные системы, обеспечивающие подвижность,
защиту и огневую мощь, должны дополнять друг друга.

 

2.2.1.
Опорный каток и балансир

Опорный
каток танка Т-64 — двухскатный, обод стальной с внутренней амортизаци­ей (рис.
16).  Диск и ступица выполнены из
алюминиевого сплава.

Конструкция
катка выполнена в лучших традициях морозовской конструкторской школы. Обратите
внивание на два буртика на ступице в зоне нижней части стального обода – это
ограничители радиального перемещения обода. Изящно, просто и надежно…

Случаев
разрушения внутренней амортизации при эксплуатации на типовых тан­ковых трассах
не было. Исключение составляет бетонная трасса — наблю­дался перегрев резины и
возникали высокочастотные вибрации, обусловленные звенчатостью гусеницы.
Сторонники Т-80 говорили о повышенных вибрациях Т-64 за счет жесткого контакта
«гусеница-каток». Да, это имело место, но они не превышали допустимых. Опорные
катки Т-64 обладали повышенной надежностью по сравнению с катками танков Т-62,
Т-72 и Т-80, обеспечивали высокую проходимость и имели более низкую стоимость
(раздел 3).

 

Рис. 16. Опорный каток и балансир Т-64 в сборе        Рис. 17. Опорый каток и балансир Т-80 в
сборе

Рис. 18. Балансир подвески танка
Т-72

 

Балансир
танка Т-72 (рис. 18) стальной, штампованный, выполнен вместе с осями катка и
балансира. В оси балансира нарезаны шлицы для его соединения с торсионом. К
балансиру приварены лабиринтные кольца и скребок с износостойкой наваркой.

В
балансиры первых, вторых и шестых подвесок запресованы пальцы, обеспечивающие
их соединение с лопастными амортизаторами.

Балансир
центруется во втулке и в обойме с помощью игольчатых подшипников. Осевое
перемещение балансира исключается с помощью шариков.

Балансиры
правого и левого бортов отличаются установкой скребков.

Балансиры
первых, вторых и шестых подвесок отличаются от балансиров третьих, четвертых и
пятых подвесок наличием пальцев для амортизаторов и шириной шейки под роликовый
подшипник на оси катка.

 

2.2.2.  Подшипниковый узел

Все
рабочие и сборочные чертежи, на которых стоит подпись А.А. Морозова, отличаются
рационализмом, целенаправленостью и неповторимым изяществом.  Это было видно на конструкции опорных катков
и балансиров (рис. 16), это повторяется в подшипниковом узеле подвески Т-64
(рис. 19). Ни одной лишней детали, максимальное использование пространства,
плавность линий и законченная композиция – вот морозовская школа
конструирования. Любая попытка представителей  более низкого конструкторского  уровня внести сюда свои «дополнения» и «улучшения», как любят говорить
его оппоненты из Питера и Нижнего Тагила, лишенные чувства скромности, приводит
к топорности конструкции, снижению ее эффективности, увеличению веса и
стоимости…

Талант
конструктора, как и талант художника, — объективная реальность. Можно присвоить
чужую разработку, выдавая за свою, но превзойти в будущем САМОГО  СЕБЯ – это под силу только ТАЛАНТУ.
Конструкторский талант А.А. Морозова проявился при создании Т-34, Т-44, Т-54.
Это повторилось и  с танком Т-64…

Простого
конструкторского таланта  не хватило
кадровым военным, выпускникам АБТВ им. Р.Я.  Малиновского Л.Н. Карцеву и В.Н. Вендиктову —  главным конструкторам Т-72. Одного
«местечкового патриотизма» оказалось недостаточно для удержания лидирующего
места  в мировом танкостроении…

Не явился
исключением  и их однокашник по академии
кадровый генерал Н.А. Шомин – главный конструктор  харьковского танка Т-80УД, установив на него
ходовую часть  Т-80…

Рис. 19. Подшипниковый узел подвески танка Т-64

Рис.20. Подшипниковый узел подвески
танка Т-80

 

Основные детали резервуара | Как работает

Великобритания разработала современный танк в начале 1900-х годов в ответ на появление окопной войны . В боях Первой мировой войны противоборствующие силы рыли параллельные траншейные укрепления, охраняемые колючей проволокой и пулеметчиками. Эта стратегия привела к большим потерям с обеих сторон. Чтобы продвинуться по какой-либо территории, солдатам приходилось штурмовать траншеи противника, жертвуя десятками людей ради шанса, что немногие смогут пройти через грязь и град пуль.

Британцам и их союзникам нужен был бронированный «сухопутный катер», машина, которая могла бы пробираться через грязь, колючую проволоку и шквальный огонь, чтобы расчистить путь пехоте. The final design had six components:

Advertisement

  • Caterpillar tracks
  • Internal combustion engine
  • Hull
  • Turret
  • Armor
  • Guns

­

Гусеницы Caterpillar работают по тому же принципу, что и конвейерная лента. Двигатель танка вращает одну или несколько стальных звездочек , которые перемещают гусеницу , состоящую из сотен металлических звеньев. Колеса танка едут по движущейся гусенице, как колеса автомобиля бегут по дороге. Ранее гусеничные машины не были практичны в бою, поскольку их паровые машины были слишком громоздкими и ненадежными. Двигатель внутреннего сгорания сделал возможным создание гусеничных военных машин.

Гусеничные машины могут легко передвигаться по пересеченной местности, поскольку гусеницы соприкасаются с большим участком земли. Автомобиль цепляется за землю только нижней частью четырех колес, а танк цепляется за нее десятками футов гусеницы. Кроме того, гусеница имеет тяжелый протектор, который врезается в грязные поверхности, и она никогда не спускается, как шина.

Корпус — это нижняя часть танка, гусеничная система и бронированный корпус, содержащий двигатель и трансмиссию. Задача корпуса — транспортировать верхнюю часть танка, турель , с места на место. Башня — это бронированная конструкция, поддерживающая одно или несколько орудий — обычно тяжелую пушку и пару пулеметов.

«»

Танк М-1 состоит из двух основных частей: поворотной орудийной башни и гусеничного корпуса.

Фото предоставлено Министерством обороны США

Башня расположена широким кругом в центре корпуса. В обычной конструкции прямозубая шестерня в корпусе (называемая поперечной шестерней ) входит в зацепление с внутренней шестерней внутри башни. Поворот механизма поворота поворачивает башню на корпусе, позволяя экипажу танка наводить основное орудие, не поворачивая весь танк. Экипаж также может поворачивать основное орудие вверх и вниз.

Вскоре после того, как британцы развернули свое новое оружие, немцы разработали собственные танки. С появлением танков с обеих сторон роль оружия существенно изменилась. Вместо того, чтобы копать окопы, современные танки в основном сражаются с другими танками. Как мы увидим в следующих нескольких разделах, M1 специально разработан для такого боя.

Процитируйте это!

Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно процитировать эту статью HowStuffWorks. com:

Том Харрис
«Как работают танки М1»
7 мая 2002 г.
HowStuffWorks.com.
27 октября 2022 г.

Запасные и прочие детали

Нажмите на изображение или текст, чтобы просмотреть подробности

10-32 Винты с уплотнительными кольцами (6 шт. в упаковке)
10-32-О-ПК

Серебряный винт 10-32 X 1″ с уплотнительными кольцами (6 шт. в упаковке)
32440-ПК

Серебряный винт 10-32 X 5/8″ с уплотнительными кольцами (6 шт. в упаковке)
32428-ПК

Витоновое уплотнительное кольцо для винтов 10-32
ОР-СВ

Уплотнительное кольцо заливной горловины топливного бака автомобиля Chevy Pass 1955-57 гг.

© 2021 Scientific World — научно-информационный журнал