Содержание
«Зачем нам такой мир, если там не будет России»? Конец света вчера и сейчас — Данила Уськов
Данила Уськов,
12 января 2020, 11:39 — REGNUM Когда мы начинаем рассматривать представления о конце света, да еще и с погружением в древность, то мы должны иметь в виду, что под «концом света» та или иная культура обычно понимала не конец света вообще, а конец себя самой. В этом смысле такому пониманию соответствует ставшая уже знаменитой фраза Путина: «А зачем нам такой мир, если там не будет России?». И это по праву.
Херри мет де Блес. Видение апокалипсиса — Инферно. 1595
Ведь Россия это не «Я», без чьего существования и мир не нужен, а ценность, которая выше «Я». А вот если в мире не будет ценностей, то он действительно перестанет быть нужным какому бы то ни было «Я», после чего он, собственно, и прекратит свое существование. Эта коллизия находила свое отражение уже в глубокой древности.
Одна из основополагающих древних идей говорит о тождестве микро‑ и макрокосма. Согласно этому представлению, человек, государство, Вселенная в каком-то смысле являются одним и тем же, живут по одним и тем же принципам. Наиболее сильно это представление выражено в йоге. Когда йог медитирует, ум, например, может представляться одновременно и как ум конкретного йога, и как царь государства, и как бог. Все, что происходит с умом йогина во время духовных упражнений, соответствует и тому, что должно происходить в правильно движущемся и устроенном государстве и в мире в целом.
Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры. 1852
Все это я говорю к тому, чтобы при разговоре о «конце света» всерьез не возникали всякие картинки огненных бомбардировок и прочего. Человечество всегда обсуждало эту тему иносказательно. В самом деле, а как еще наиболее доступно было показать апокалипсис, как не при помощи картинок-страшилок и иносказаний? Однако все культуры в своем ядре понимали, что речь идет о жизни и смерти духа. Что в каком-то смысле если дух культуры умер, то совершенно не важно, уничтожена ли она физически (огнем с небес, наводнением и т. д.) или нет.
В культурах бытовали различные представления о мире и о том, как именно он существует, равно как и о соответствующих «концах» этого самого мира или их отсутствии. Эти представления далее переносились уже на все на свете — на государство и человека прежде всего. Можно очень грубо и условно определить три важнейших вектора этих представлений. Первый и, пожалуй, самый распространенный — циклический. В согласии с ним мир в целом цикличен и время от времени саморазрушается. После определенного промежутка времени возникает новый мир, обычно в точности такой же, как и предыдущий, и все вновь повторяется. Согласно второму вектору, мир идет к своему концу, после которого уже больше никогда ничего не будет. Согласно же третьему вектору, мир движется вперед вечно по стреле времени и не кончится никогда, хотя траектория этого движения может быть отнюдь не линейной, а очень замысловатой.
Сегодня, в то время, когда человечество обзавелось возможностью своей реальной физической самоликвидации, мы живем в тренде «конца истории», после которого не будет более ничего. О нем объявила устами Френсиса Фукуямы держава номер один — США, после того как избавилась от своего геополитического конкурента СССР.
Фрэнсис Фукуяма
Flickr.com
Книга Фукуямы, выпущенная в 1992 году издательством Free Press, не случайно называлась не просто «Конец истории», а «Конец истории и последний человек». И это не могло не быть так, ибо «конец истории» может прийти только одновременно с «последним человеком» и никак иначе.
Фукуяма — ученик неогегельянца Александра Кожева, который говорил о том, что конец истории будет царством зверя. Гегель же, у которого Кожев взял эту модель, сам почерпнул ее из древних источников. «Конец» Гегель описывал через концепцию «примирения» всего со всем, которое должно наступить в конце времен, дабы сделать «все бывшее не бывшим». Такое «примирение» и есть смерть истории, ибо сделать «бывшее не бывшим» при помощи «примирения» — это и означает убийство истории.
В «Философии религии» Гегель, по сути, поясняет то, что имеет в виду под «примирением», на примерах античных трагедий. «Абсолютным образцом трагедии» он считал «Антигону» великого Софокла. В «Философии религии» о ней написано следующее:
«В абсолютном образце трагедии, в «Антигоне», пластически изображается коллизия двух высших нравственных сил. Здесь семейная любовь, священное, внутреннее, принадлежащее к сфере чувства, почему оно и называется законом низших богов, вступает в коллизию с государственным правом.
Образцовая трагедия это «коллизия двух высших нравственных сил», — говорит Гегель. Далее он поясняет:
«Креонт — не тиран, а также нравственная сила. Креонт не является неправым: он требует уважения к закону государства, к авторитету власти, оскорбление которой влечет за собой наказание. Каждая из этих двух сторон осуществляет и имеет своим содержанием лишь одну из нравственных сил, это и есть односторонность, и смысл вечной справедливости состоит в том, что обе оказываются неправыми, ибо каждая — односторонняя, но тем самым также обе правы. Обе признаются значимыми при ненарушенном движении нравственности, но значимость каждой из них взаимно уравновешивается. Справедливость выступает лишь против односторонности».
Софокл
Тот, кто внимательно читал «Антигону», понимает, что изреченное тут Гегелем одновременно гениально, ибо он действительно увидел модель, лежащую в основе трагедии, и абсолютно омерзительно и лживо. Креонт — самодур и никаких неоднозначностей текст Софокла по этому поводу не допускает. Причем смысл заключается в том, что этот самодур, подобно Эдипу, смог в конце трагедии увидеть тот ужас, который сам же натворил, и пробудиться. Такая «операция» пробуждения и тем более искупления (которое за этим может следовать) Гегелю абсолютно чужда, как и сам дух великого Софокла. Для Гегеля, как мы видели, обе стороны и Антигона, и Креонт греховны потому, что «односторонни». Однако, далее, после такого раздвоения и расхождения «позиций», согласно Гегелю, непременно должно следовать их «примирение».
Там же, уже говоря о «Эвменидах» Эсхила и «Эдипе в Колоне» Софокла, Гегель высказывается еще более определенно:
«Орест в «Эвменидах» освобождается Ареопагом; здесь, с одной стороны, высшее преступление против пиетета, но, с другой стороны, он осуществил право своего отца.
Ибо последний был не только главой семьи, но и главой государства; один и тот же акт выступает как злодеяние и в то же время как совершенная существенная необходимость. Освободить здесь означает сделать что-то бывшее небывшим».
Заявив о «злодеянии», как о «существенной необходимости» и о решении Ареопага, освободившего Ореста, как о делании «бывшего не бывшим» он продолжает:
В «Эдипе в Колоне» уже появляется намек на примирение, более того, на христианское представление о примирении; боги оказывают Эдипу милость, зовут его к себе. Ныне мы требуем большего, потому что представление о примирении у нас более высокое; налицо сознание, что во внутреннем мире может произойти обращение, благодаря которому совершенное окажется несовершенным.
Человек, который обращается, освобождается от своей односторонности, искореняет ее в себе, в своей воле, где было постоянное местопребывание деяния, то есть уничтожает это деяние в корне. Нашему чувству более соответствуют такие развязки трагедий, которые являются примиряющими».
О каком таком «чувстве» тут идет речь и почему ему соответствуют «примиряющие» развязки, Гегель не поясняет. Зато очевидно другое. В финале трагедии (она же история) две противоборствующие стороны должны непременно «примириться». Антигона должна примериться с Креонтом, Орест с Клинтемнестрой, добро со злом, коммунизм с фашизмом… После же этого деяние как таковое будет уничтожено в корне, и это все будет еще названо христианством…
Однако, что самое интересное, Гегель не высосал эту модель из пальца, а действительно именно обнаружил ее у Эсхила и Софокла. Только дело в том, что они-то, как и их главные герои, в ужасе старались избежать возможности этого «примирения», оно же роковая необходимость, хотя и не могли этого сделать. Гегель же специально не замечает этого их пафоса и «примиряет» протагониста и антагониста. Сами же Эсхил и Софокл с этой моделью ничего до конца сделать не могли и действительно в финале трагедии должны были описать то, чему так радуется Гегель, хотя и отвоевав для человечества драгоценные крохи свободы. Ведь этот сценарий раздвоения, с последующим примирением в финале, действительно лежал в основе трагедии и долгое время не мог быть преодолен, хотя бы потому, что трагедия, как и театр вообще, вышла из культа и ритуала. А какой культ, таков и ритуальный сценарий.
В соответствии с этим сценарием и идеей тождества микро и макро косма, Эсхил говорит не только о судьбе Ореста, но и одновременно о судьбе Афин. Предводительница хора Эриний и Афина договариваются о совместном управлении. Эриния спрашивает Афину «какие благости» нагадать Афинам:
Предводительница хора
«Какие благостыни нагадать мне ей»?
Афина
«То, что к победе доблестной откроет путь. Пусть мо́ря, неба, недр земных дыхания, Теплом согреты солнечным, обвеют край Среды воздушной благорастворением! Плодов земных обилье, тучных стад приплод Пусть в срок урочный радуют хозяина! Умножь, богиня, добрых чадородие.
Безбожных и преступных удержи прирост. Подобно вертоградарю и пахарю, Хочу, чтоб злое не глушило доброго. Тебе сии заботы. Мне ж иной удел: На поле славы в ратном состязании Явить добропобедным мой священный град».
Еврипид
«Воздушная среда благорастворения» нуждалась бы тут в отдельном комментарии, ведь именно она создает идеальное Афинское государство, которое всегда приходит, когда наступает «конец истории» и «примирение». Однако я вернусь к постисторическому идеалу Гегеля.
Он вполне откровенно предложил свой вариант идеального конца, когда в «Философии религии» стал комментировать трагедию Еврипида «Ипполит». В ней он пишет об «Ипполите» следующее:
«Такой ясности понимания и художественного изображения достигла Греция на высшей ступени своего развития».
Чем же Гегель так восхищен? Чем Еврипид ему больше люб, чем Эсхил и Софокл?
«Трагедия кончается примирением, разумной необходимостью, которая здесь начинает опосредствовать себя. Это справедливость, которая, таким образом, удовлетворяется сентенцией: не существует ничего, что не было бы Зевсом, а именно вечной справедливостью», — продолжает Гегель свой комментарий.
Эта «разумная необходимость», совпадающая по Гегелю аж со «справедливостью», есть не что иное, как игра и ее царство. Ведь Еврипид в «Ипполите» усадил на трон играющую Афродиту. При этом, он радикально порвал со всей гомеровской традицией, на которую, так или иначе, ориентировались Эсхил и Софокл. И именно это оценил Гегель в Еврипиде. В «Ипполите» Еврипид вкладывает такие слова в уста Артемиды:
«А меж богов обычай:
Наперекор друг другу не идти.
Мы в сторону отходим, если бог
Горячие желанья разливает.
О, если бы не страх, что оскорблю
Я Зевса, как хранителя законов».
Якоб Шлезингер. Георг Гегель. 1831
Этот «обычай», хранителем которого является Зевс, до Еврипида в открытом виде нигде не встречается, ибо, как мы помним, у Гомера боги ого-го, как шли друг другу «наперекор». Тут же Еврипид предлагает фундаментально иную систему. Систему конца, «примирения» и игры, когда боги олимпа исчезают за ненадобностью, а человек начинает, как бы минуя эту олимпийскую «прослойку», уже напрямую подчиняться тому, что всегда было выше олимпийцев и Зевса. То есть, царству необходимости. А именно оно приходит в конце времен, добивая историю и человечность.
«Прощай, отец… Прости меня, мой милый», — просит прощения Ипполит, умирая на руках отца.
Гегель же именно за это Еврипида и критикует:
«Высшим примирением было бы, если бы в субъекте было снято умонастроение односторонности — сознание неправоты — и если бы он в своей душе освободился от неправоты».
Если бы Ипполит «в своей душе освободился от неправоты», тогда бы конец истории тут же бы и наступил, ибо «примирение» стало бы полным и окончательным, каким его и жаждал видеть Гегель.
каким будет конец света по версии христиан, мусульман, майя и индусов
Какие предсказания о конце света делали представители разных народов
Тема конца мира тревожит человека разумного с самого начала мира. Каждый год астрологи, нумерологи, тарологи и прочие ясновидящие обещают то переход в иную реальность, то комету или астероид, то потоп, то наводнение, то войны и землетрясения.
Один из первых официальных концов света должен был состояться в сотом году нашей эры — первые христиане считали, что после смерти последнего из 12 апостолов случится второе пришествие, а это, конечно же, Армагеддон. Через какое-то время после смерти апостола Иоанна некто Монтан взял и вычислил дату этого самого Второго пришествия Христа. По мнению пророка, сын Божий должен спуститься с небес в 156 году. Следующим, конечно, должен был быть 666 год, но и здесь что-то не сложилось.
В тысячном году человечество тоже ожидало Страшного суда: в Аквитании пошёл красный дождь, в Англии упал метеорит, в Европе царила тотальная паника, люди убегали в монастыри, сутками молились в попытках получить Божье прощение, и настроения были не очень.
На нашей памяти один из концов мира, согласно японской секте «Аум синрикё», должен был случиться в сентябре 1999 года. Миллениалы с ужасом и восторгом ожидали конца света, заканчивая школу и ещё не вступив во взрослую жизнь, и в 1999-м, и в 2000-м. Паника, связанная с цифровым сбоем, когда компьютеры должны будут обновить дату с «99» до «00», накрыла весь мир.
Каждый год то приближался астероид, то полыхали леса, то в Израиле шёл дождь из саранчи, а в Южной Америке — из летучих мышей. В 2012-м нам предвещали Апокалипсис по календарю майя. В 2018-м году по Стене плача в Иерусалиме проползла змея, в Израиле впервые за две тысячи лет родился красный телёнок, а на Украине археологи раскопали могилу молодой ведьмы. И всё это, по словам эзотериков, каббалистов и просто впечатлительных граждан, было признаками грядущего конца света.
Но мир продолжает стоять.
Несмотря на раскопанные в 2021-м и в феврале 2022 года египетские саркофаги, ознаменовавшие начало нового горячего периода во всемирной истории.
Что ж, давайте погрузимся в прошлое и вспомним самые известные, странные и безумные эсхатологические пророчества и признаки конца света. И какие из них сбылись, а какие просто так и остались пугающей метафорой.
Всемирный потоп
Самый первый известный человечеству миф о конце света пришёл к нам из шумерской цивилизации, став прародителем библейского мифа о Всемирном потопе.
Зимние месяцы в Месопотамии всегда приносили обильные дожди, что вызывало выход рек из берегов. Об этом свидетельствуют названия десятого (декабрь-январь) и одиннадцатого (январь-февраль) месяцев по вавилонскому календарю — они назывались «потопление» и «побивание ветром».
Сельскохозяйственные циклы играли огромную роль в жизни шумерского общества. Однако термин «потоп» использовался не только применительно к природным катаклизмам. Например, «потопом» древние шумерские тексты называют наказание царя аккадской династии Нарам-Суэна, сына Саргона Древнего. Бог воздуха и бурь Энлиль наслал на властителя государства наказание за его неправедность. Оно имело множество стадий, самым тяжёлым являлось разграбление столицы страны Ниппура племенем кутиев. «Плачи по Ниппуру» стали основой городских зимних ритуалов.
Интересно, что в Шумере было много разных предсказаний о конце света. Например, известна глиняная табличка с предсказанием возрастом 2800 лет до н.э.
«Земля вырождается; есть признаки того, что мир быстро приближается к концу; взяточничество и коррупция — обычное явление; дети больше не слушаются родителей; каждый мужчина собирается писать книги, и конец света, очевидно, приближается».
— Шумерская глиняная табличка
Тем не менее, несмотря на гнев богов, множественные потопы, коррупцию и мужчин-писателей, ассирийцы жили долго и продуктивно. Конец Ассирийской империи пришёл в 612 г. до н.э.
Мотивы же шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате вавилонского пленения. Впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие рабы-иудеи, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.
Библейские и греческие потопы известны нам по Ветхому завету и древнегреческим мифам. И потопов, и разрушений мира огнём в те далекие времена было множество, и всё это порождало эсхатологические и апокалиптические пророчества о грядущем светопереставлении и о том, что спасутся лишь праведники.
В христианстве
Библия предлагает некий список явлений, которые предваряют Армагеддон. Если угодно, сценарий, по которому конец света будет происходить.
- Появится множество лжепророков, которые будут соблазнять людей и губить их души (Мф. 24:24).
- В людях оскудеет вера и любовь (Мф. 24:12),
- Человечество будет страдать от войн (Лк. 21:9) и природных катаклизмов (Лк. 21:26).
- Как плод всех этих грехов, явится Антихрист. Он будет выдавать себя за Мессию и прельщать людей ложными чудесами по велению Сатаны (2 Фес. 2:8).
Самое известное из таких пророчеств — Откровение Иоанна Богослова о семи печатях, четырёх всадниках Апокалипсиса, Вавилонской блуднице и звере-Антихристе. Жуткое и зловещее, оно продолжает будоражить умы и сегодня. Трактовок «Апокалипсиса» очень много, а конкретных дат пророк тоже не оставил.
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва.
Ангел поясняет Иоанну значение голов этого зверя: «…Семь голов суть семь гор, … и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой…»
— (Откр. 17:9—11).
Тем не менее для того, чтобы наступил конец мира, должна совпасть некая критическая масса факторов: постепенно должны быть сорваны таинственные печати, то есть человечество должно нарушить какие-то основополагающие принципы бытия, — и это освободит всадников Апокалипсиса.
Сейчас в контексте происходящего в мире интересна следующая цитата о чёрном коне, которого обычно называют Голодом.
Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
Пророк Иезекииль — один из ключевых библейских пророков — в своих видениях говорит о том, что перед концом света в Мёртвом море появятся живые рыбы.
Потом привёл он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника…
…И когда я пришёл назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течёт в восточную сторону земли, сойдёт на равнину и войдёт в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там.
— Иез. 47:1; 7-9
Интересно, что в 2018-м году в Мёртвом море и правда обнаружили крошечных рыб, что повергло евреев одновременно и в ужас, и в священный трепет.
В исламе
Другая авраамическая религия — мусульманство — предполагает следующие знаки наступления конца света: вострубит ангел Исрафаил, солнце взойдёт с Запада, а в земле образуются три больших отверстия. Помимо этого, конечно, ещё придут Иса (Христос), преемник пророка Мухаммеда — Махди, и лжемессия Антихрист.
Особый упор мусульмане делают на появлении странного ползучего животного.
«Воистину, первыми [крупными] знамениями, которые появятся [и будут предвещать конец света], станут восход солнца с запада и выход земляного ползучего животного к людям утром. Эти явления произойдут друг за другом (одно опередит другое), с небольшим временным промежутком между ними».
— Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа
Интересно, что, возможно, «земляное ползучее животное» может быть тем самым Зверем из Откровения Иоанна Богослова, на котором будет ехать Вавилонская блудница. Про Блудницу, тем не менее, мусульмане молчат.
В то же время мусульманские пророки предлагают и более реальные (малые) признаки Киямата — так у них называется Судный день, предвещающий конец света. И здесь, скажем так, ничего нового: войны, лжепророки, большие грехи и распространение невежества. Но интересно, что близкий конец света будут предвещать строительство высоких домов, украшение храмов и мечетей, увеличение количества богатых людей на планете, ускорение времени и (!!!) освобождение Палестины.
Майя
Теперь можно перебазироваться на другое полушарие — в Южную Америку. В 2012 году большая часть населения планеты молилась, закупала фонари и тушёнку и готовилась к Великому переходу, завершению пятой эры по календарю майя. В этом году, с точки зрения древних жрецов, «распущенные народы мира» погибнут. Эту версию популяризировал майянист и астроном Майкл Коул в 1966-м.
В литературных памятниках майя есть много апокалиптических пророчеств, и одни из самых известных — книги Чилам-Балам (Книги пророка-ягуара). Ещё в XIX веке исследователи обнаружили несколько таких книг в разных местах Юкатана. Их авторство приписывается мифическому жрецу, или пророку Чилам-Балам.
В одной из этих книг есть следующее пророчество:
Земля и небо будут гореть в огне.
Такова воля богов, такова воля богов. Копыто будет гореть, и прибрежный песок будет гореть, и будут гореть птичьи гнёзда, и скалы растрескаются <от жара>.
— Чилам-Балам
Другое пророчество содержит в себе книга Тисимина — там утверждается, что «увы, девять властелинов ночи поднимутся в скорби своей… Великая буря погасит солнечный лик, и бог спустится к малым сим, и может быть так, что в речи своей он станет вещать, что ждёт после смерти».
Современные исследователи-майянисты, однако, склоняются к версии о том, что жрецы майя связывали с окончанием б’ак’туна (некой эпохи, эры) кардинальное обновление мироздания, а не его гибель. Дескать, даже на одном из монументов, найденном в городище Тортугеро в мексиканском штате Табаско, содержатся слова о том, что 21 декабря 2012 года завершится очередная эпоха и начнётся новая.
Индусы
Надо отметить, что и индийский гуру Шри Бхаваган считал 2012-й концом эпохи страданий — Кали-Юги. Зло и насилие всё больше наполняют мир, в итоге Вселенная разрушается и наступает Пралайя — освобождение.
К слову, наверное, этим и объясняется наш человеческий страх перед грядущим концом света, ведь Кали-Юга — это последняя из четырёх эпох, Юг, через которые проходит в своём развитии Вселенная. В Махабхарате написано, что во времена Кали-Юги люди утрачивают моральные и духовные ценности, живут максимум до 100 лет и полностью деградируют.
«Любой, кто не имеет денег, будет считаться безбожником. Лицемерие станет добродетелью. В брак люди будут вступать просто на основании устного соглашения, а принятие ванны будет считаться вполне достаточным для того, чтобы пристойно выглядеть в обществе. Почти все цари превратятся в воров, а основными занятиями людей станут воровство, обман и бессмысленное насилие».
Вот небольшой пример того, что рассказывает нам Шримад-Бхагаватам, 18 пурана (песнь), который называют Божественной Пураной и Ведой Вед, о нашем времени страдания и зла.
Но есть и хорошие новости: раз Апокалипсис до сих пор не наступил, то он всё-таки отменяется. Кали-Юга началась в 3037 г. до н.э. во время битвы на Курукшетре и длится 432 000 земных лет — человечество должно полностью выстрадать и вымолить себе прощение у богов.
Считайте сами.
Что будет после конца света?
Со всем, что происходит в последнее время, меня поглотила тысяча эмоций и мыслей в час, и мой разум бессистемно метался между дверями, удерживая каждую из них на месте. Справедливости ради, чтобы выполнить приказ округа Колумбия «Оставайся дома», мое тело только пинг-понгит по квартире, так что по крайней мере одна часть меня остается неподвижной.
Разделить на части полезно, но также было полезно немного проветрить пространство, что могло бы позволить моим мыслям выйти наружу. Для меня открытие ментальных дверей, чтобы дать своим мыслям место для дыхания, привело меня к искусству, которое явно НЕ успокаивает, и я читал и смотрел книги и фильмы, в которых другие персонажи имеют дело с целым рядом антиутопических сценариев. Может быть, довольно мрачно, но поскольку происходящее кажется таким беспрецедентным, мне полезно обратиться к чувствам, которые кто-то другой предположил относительно персонажей и обстановки, также переживающих чрезвычайно стрессовые ситуации.
Не все, что есть в этом списке названий, полностью реалистично, но оно очеловечивает эти экстремальные ситуации и заставляет меня сосредоточиться на внутренней стороне чужого опыта. Итак, я собираюсь порекомендовать некоторые работы, которые доступны, пока библиотека закрыта, на случай, если вы используете искусство, чтобы помочь своему сердцу слиться с реальностью, как это делаю я.
Содержание с предупреждением о том, что некоторые из этих книг содержат сцены насилия и в некоторых случаях посвящены членовредительству или самоубийству. Если это не то, что вы ищете, я бы пропустил эти рекламные объявления. В противном случае, я надеюсь, что эти рекомендации могут быть вам полезны, поскольку вы делаете все возможное, чтобы заботиться о себе. Ссылки предназначены либо для текста, либо для аудиокниг, но большинство из них доступны в обеих формах через общий поиск в каталоге.
Bird Box Джоша Малермана
Если вы слышали об этом, возможно, это потому, что вы видели (или, по крайней мере, знали) фильм, доступный для потоковой передачи на Netflix. Фильм основан на книге Джоша Малермана 2015 года. Эта история выживания следует за Мэлори и двумя ее маленькими детьми, которые борются за то, чтобы найти безопасное место в мире, который слишком опасен, чтобы его можно было увидеть. Причиной этой опасности является появившаяся много лет назад злобная сила, ведущая увидевших ее людей к смерти путем самоубийства. Чтобы добраться до безопасного места, Мэлори и ее дети надевают повязки на глаза и отправляются в путешествие по реке в поисках убежища. История перемещается назад и вперед во времени, заполняя пробелы между их опасным путешествием по реке и событиями, которые произошли сразу после того, как мир стал небезопасным, и привели их к этому моменту.
Мечтают ли андроиды об электрических овцах / Бегущий по лезвию Филипа К. Дика
Оба Мечтают ли андроиды об электрических овцах (на чем основан фильм Бегущий по лезвию ) и новеллизация фильма доступны в электронном виде. От книги к фильму и к книге — немного странное путешествие; но, если вы законченный человек или вам просто нравится научно-фантастический нуар-антиутопия, возможно, вы захотите насладиться и тем, и другим. Я думаю, что эстетика фильма повышает ценность книг; но определенно не обязательно видеть это, прежде чем погрузиться в эти названия. Оба следуют одной и той же траектории, описывая жизнь Рика Декарда, официально санкционированного охотника за головами, живущего в 2021 году (дата изменена по сравнению с исходным изданием), который охотится за несанкционированными гуманоидами, незамеченными среди людей, чтобы «уволить» их. Пока он охотится за теми, кого ему назначили, нам дается много возможностей для построения мира, а также размышлений о морали и идентичности.
Орикс и Погоныш Маргарет Этвуд
Маргарет Этвуд настолько близка к основному чтению, насколько это возможно, и эта зеленая и красивая, но резко написанная книга содержит некоторые душераздирающие истины и размышления. Еще один мысленный эксперимент постапокалиптического мира, эта история выполняет двойную функцию как видение будущего и трогательная история любви. На другой стороне чумы Снеговик (в девичестве Джимми) борется с мыслью, что он может быть последним человеком, но при этом очень скучает по своему лучшему другу Крейку и таинственному Ориксу, которых они оба любили. Герои Этвуд обладают такой человечностью и способностью к саморефлексии в отношении своей борьбы, что эта книга глубоко вдохновляет на чтение. Читатели могут отправиться со Снеговиком в его путешествие за ответами, а также задаться вопросом и узнать в тандеме вопрос, который сейчас кажется более чем преследующим: как все это так быстро развалилось?
Zone One Колсона Уайтхеда
Колсон Уайтхед, наиболее известный благодаря книге The Underground Railroad , также взялся за «Роман о пандемии» в своей книге Zone One , романе, действие которого происходит после человечества и планета опустошена. В этом новом мире человечество делится на два типа: незараженные и зараженные, живые и живые мертвецы. События книги начинаются, когда чума закончилась, и вооруженные силы вернули себе Форт Вонтон в Чайнатауне, «Зону один». Марк Шпиц — один из членов небольшой команды, которой поручено очистить улицы от диких зомби. У нас есть только три дня с Марком, пока он выполняет утомительные задачи своей работы и справляется с PASD (пост-апокалиптическим стрессовым расстройством), прежде чем что-то пойдет не так. Действительно великий литературный роман ужасов, это книга, когда вы хотите жить с беспокойством, которое вы, возможно, чувствуете в любом случае.
«Одиннадцатая станция» Эмили Сент-Джон Мандел
Неизменно популярная книга 2014 года « «Одиннадцатая станция » сочетает в себе гуманизм и глубокую меланхолию между страницами. Трудно представить себе роман, ядром которого не был бы гуманизм, но эта книга превращает это ядро в конечности, которые тянутся к читателю. Он начинается со смерти театрального актера в ночь, когда по земному шару начинает распространяться смертельный вирус. Он распространяется таким образом, что в течение недели уничтожается большая часть человечества. В книге прослеживаются две линии времени: до и после. Его внимание сосредоточено либо на Артуре, трех его бывших женах, его лучшем друге Кларке и Дживане (относительном свидетеле, неожиданно вовлеченном в жизнь Артура), либо на Кирстен, в прошлом актрисе-ребенке, которая остается актрисой, но которая теперь с путешествующей труппой, которая путешествует с места на место, находя смысл в том, чтобы напомнить людям, «что было лучше всего в мире». Сюжет никогда не бывает статичным, и в его развитии есть тайна и опасность, пафос и межличностные конфликты, настолько большие, что ощущаются как тектонические разломы. И по мере того, как Артур, Дживан, Кирстен и их окружение находят свой путь вперед, две вещи несомненны и близки друг к другу: обещание смерти и надежда на красоту.
Я легенда Ричарда Мэтисона
Последняя книга, которую я упомяну, — это еще одна постапокалиптическая история, более известная своим недавним аналогом в кино. Написанная Ричардом Мэтисоном еще в 1954 году, книга повлияла на десятилетия литературы о зомби и вампирах. Трижды экранизированный, последний раз в фильме с Уиллом Смитом в главной роли, роман изображает Роберта Невилла — единственного выжившего после пандемии вампирских бактерий, которая превратила всех остальных в существ, которые каждую ночь охотятся на него, жаждущие его крови. Пытаясь понять, что произошло, он целыми днями исследует причину недуга и выслеживает нападавших, а ночи проводит, охраняя себя от посягательств злоумышленников. Постепенно он узнает все больше и больше о вампирах, с которыми он остается наедине, и при этом он узнает больше о том, кто является монстром, а кто нет.
Каким будет конец света?
В этом эпизоде рассматривается большой вопрос, действительно большой вопрос. Это о конце света и о том, на что это может быть похоже. Родители: этот эпизод об астероидах и сверхновых; Некоторым детям этот выпуск может показаться немного пугающим или они никогда раньше не рассматривали такие возможности, поэтому вы можете сначала послушать его самостоятельно.
Каким будет конец света? -Чарли, 7 лет, Кент, Коннектикут,
Предоставленный кредит
/
Чарли, 7 лет, живет в Кенте, Коннектикут. Он хочет знать, на что будет похож конец света.
Наш первый ответ исходит от Джона О’Мира, профессора физики и астрономии в колледже Святого Михаила.
«Это очень интересный вопрос, потому что он зависит от того, как закончится мир. .. Ответ на этот вопрос зависит от того, какой конец света вы имеете в виду: на самом деле конец всей земли или вы имеете в виду конец всего живые существа?
«Как астроном я могу придумать несколько разных способов. Один из них, о котором вы, вероятно, уже знаете: когда что-то большое сталкивается с Землей. У нас есть четкое доказательство того, что причина, по которой у нас есть Луна, заключается в том, что В начале Солнечной системы что-то размером с Марс ударилось о Землю, откололось, затвердело и сформировало Луну, которую мы имеем сегодня
тела Солнечной системы. Это говорит нам о том, что большие объекты постоянно сталкиваются с планетами. Много сотен миллионов лет назад и 65 миллионов лет назад на Землю обрушились большие объекты и причинили большой ущерб. Если они врезаются в землю, они поднимают в атмосферу огромное количество грязи, и эта грязь блокирует солнечный свет.
«Если у вас нет солнечного света, растения не могут расти. Если растения не могут расти, не могут расти и существа, поедающие растения, а если они не могут расти, существа, которые поедают эти растения что растения не могут расти. Много жизни на поверхности земли заканчивается. Это, вероятно, то, что случилось с динозаврами около 65 миллионов лет назад.
«Мы не знаем точно, был ли это метеор или комета или что-то в этом роде, но мы знаем, что что-то крупное ударилось о Землю, и это привело к гибели многих организмов на планете».0003
Сверхновая
«Еще одна вещь, которая может произойти, это то, что очень большие звезды могут взорваться. Мы постоянно наблюдаем, как это происходит в других галактиках и в других частях Вселенной. Это называется сверхновой, и это один из самых больших взрывов, которые только можно себе представить: взрываются звезды в 100 раз больше Солнца.
«Когда они это делают, они выделяют много энергии. Солнце сейчас отдает много энергии. Когда что-то подобное взрывается, это дает в 100 миллиардов раз больше энергии, чем сейчас излучает солнце. Вы не хотите быть рядом с такой звездой, когда это произойдет!
«Когда это происходит, если Земля находится слишком близко к событию типа сверхновой, с атмосферой происходят плохие вещи. Атмосфера состоит из множества различных типов элементов, азота и кислорода. Эти элементы очень счастливы в такими, какие они есть сейчас, но если вы ударите их с большим количеством энергии, эти элементы могут выйти из строя, и это снова повлияет на жизнь растений и на то, что поедает растения
«Хорошая новость в том, что мы знаем, из действительно больших звезд, и ни одна из них не находится достаточно близко, чтобы быть действительно большой опасностью. Чего мы не знаем, так это того, где находятся все крошечные звезды. Но нас это не беспокоит, потому что мы строим все более и более совершенные телескопы и находим все эти вещи».
У Солнца заканчивается газ
«В конце концов у Солнца закончится топливо. Прямо сейчас Солнце похоже на двигатель, который берет водород и превращает его в гелий в процессе, называемом термоядерным синтезом. Вот что питает солнце и испускает всю световую энергию, которую мы затем получаем.
«Солнечной системе всего 4,5 миллиарда лет.
У нас осталось более половины срока жизни всей Солнечной системы.» — Джон О’Мира, профессор физики и астрономии в колледже Святого Михаила
«К сожалению, Солнце также является своим собственным бензобаком. У него закончится собственное топливо, потому что оно превратит весь водород в гелий. Когда у него закончится топливо, внутренности звезды начнут хрустеть и внешняя часть звезды начинает расширяться. Она становится очень большой. Она становится такой большой, что Меркурий и Венера застревают в солнечной атмосфере. Она может стать такой большой, что что-то вроде Земли может застрять внутри звезды! Но мы знать, когда это произойдет, и это не произойдет в течение по крайней мере 5 миллиардов лет. Солнечной системе всего 4,5 миллиарда лет. У нас еще осталось более половины срока жизни всей солнечной системы».
— Джон О’Мира, профессор физики и астрономии в колледже Святого Михаила.
Прослушайте полную серию , чтобы узнать, как авторы представляли себе конец света.