Цены на органы человеческие: Сколько стоит человек: стоимость человеческих органов

Цена на УЗИ органов брюшной полости в ИНВИТРО, сделать УЗИ брюшной полости в Москве и других городах по доступной стоимости


Ультразвуковое исследование (УЗИ) – информативное, неинвазивное, практически безопасное исследование внутренних органов человека. 


Главное препятствие для проведения УЗИ – наличие воздуха. Поэтому главная задача подготовки к ультразвуковому исследованию состоит в том, чтобы удалить весь лишний воздух из кишечника. Особенно важна подготовка к УЗИ для тучных людей, так как жир – второе по значимости препятствие на пути ультразвука.


Подготовка:


Диета:


За 1-2 дня до исследования необходимо исключить из рациона продукты, вызывающие газообразование: овощи, фрукты, растительные соки, чёрный хлеб и молочные продукты.


Исследование рекомендовано проводить утром натощак. В случае проведения исследования во второй половине дня и пациентам с сахарным диабетом рекомендовано воздержаться от приёма пищи за 4 часа до исследования.


Ультразвуковое исследование органов брюшной полости.


С помощью ультразвука можно исследовать паренхиматозные органы, а также полые органы, наполненные жидкостью. В брюшной полости к таковым относятся печень, желчный пузырь, поджелудочная железа и селезенка, желчные протоки. Почки анатомически расположены в забрюшинном пространстве, но обычно их исследуют вместе с вышеназванными органами брюшной полости. 


Кишечник и желудок – полые органы, в которых практически всегда присутствует воздух, поэтому исследовать их крайне сложно. И хотя очень хорошая подготовка пациента к УЗИ позволяет частично осмотреть стенки желудка и толстой кишки, эти методики крайне сложны, занимают много времени и мучительны для пациентов (толстую кишку сначала полностью опорожняют с помощью сифонных клизм, а затем заполняют жидкостью). Поэтому для исследования кишечника используют более простой и информативный метод – колоноскопию. 


УЗИ производят в положении пациента лежа на спине. Иногда доктор для получения лучшей картинки просит пациента повернуться на правый или левый бок, глубоко вдохнуть, задержать дыхание. Некоторых пациентов с индивидуальными особенностями (например, при высоком положении селезенки) приходится исследовать сидя или даже стоя. 


В процессе УЗИ оценивают размеры печени, ее положение, форму, способность пропускать ультразвуковые волны, структуру, состояние сосудов и желчных протоков, наличие посторонних включений (например, камней), форму, состояние стенок, размеры желчного пузыря, его положение, состояние желчи, наличие посторонних включений, структуру, форму, положение, способность пропускать ультразвуковые волны, состояние протока поджелудочной железы, изучают состояние желчевыводящих путей (с измерением их просвета), воротной, нижней полой и селезеночной вен. По такой же схеме оценивают поджелудочную железу, селезенку, почку. В завершение исследования оценивают общее состояние верхнего этажа брюшной полости.  


По результатам УЗИ доктор пишет протокол исследования с заключением. 


Важное замечание. Все мы видели фотографии внутренних органов, полученные с помощью ультразвукового аппарата – эхограммы. Предметом изучения они не являются, не комментируются и служат лишь дополнительным, необязательным приложением к протоколу ультразвукового исследования.

Вы можете сделать УЗИ органов брюшной полости по доступной цене в Москве в ИНВИТРО. Обратите внимание, что стоимость выполнения исследований в региональных медицинских офисах отличается.

Трансплантация органов в Беларуси — тайна за семью печатями?

Вспоминается информация о международной преступной группе, действовавшей в Беларуси в период с 2008 по 2010 годы, которая вербовала людей для продажи органов. Незаконные операции по изъятии почек у белорусов проводились в Эквадоре и Косово.

Недавняя прямая линия министра здравоохранения показала, что вопросы трансплантации волнуют население: сколько людей ожидают операции, могут ли в Беларуси работать так называемые черные трансплантологи, отдадут ли почку вне очереди иностранцу…

Чтобы сделать более понятным и прозрачным для широкой аудитории процесс пересадки и «распределения» органов, корреспондент TUT. BY пообщался с главным внештатным трансплантологом Минздрава, руководителем Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканейОлегом Руммо.

Для начала Олег Олегович похвастался достижениями: уже второй год Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по количеству органных трансплантаций. Трансплантационная активность в стране за прошлый год составила 25,5 операций на один миллион населения. Это более чем в два с половиной раза выше, чем, к примеру, в России, и в целых 12 — чем в Украине. Хотя, если взять США (страна с наивысшим показателем трансплантационной активности), то там на один миллион населения делают 90 операций по пересадке органов в год. Словом, Беларусь держит хороший европейский уровень.

Не значит ли это, что в нашей стране необходимость в трансплантации органов больше, чем у россиян, хотя и меньше, чем у американцев? Может, у нас чаще встречаются заболевания определенных органов?

«Потребность в таком виде операций во всем мире одинаково высока, — поясняет главный внештатный трансплантолог Минздрава. — И здоровье людей не стало хуже, оно улучшилось. Люди живут дольше, чем жили раньше, как бы мы ни кивали на экологию и остальное. В 18–19 веках люди жили не более 50 лет, сейчас средняя продолжительность жизни в Беларуси — более 70 лет. Мы должны четко понимать, что те люди, которые раньше должны были умереть и однозначно погибали, в настоящий момент благодаря суперсовременным мировым медицинским технологиям, в том числе трансплантационным, остаются жить и живут полноценной жизнью достаточно длительный период времени. К сожалению, ни одна страна мира не способна удовлетворить полностью своих потребностей в количестве операций по трансплантации органов. По данным ВОЗ, в мире сегодня выполняется только 10% от необходимого количества трансплантаций», — говорит Олег Руммо.

И связано это с высокой стоимостью лечения и недостатком донорских органов.

«Поэтому во всех странах мира есть листы ожидания, и абсолютно везде пациенты из листа ожидания погибают, не дождавшись органа для трансплантации», — констатирует специалист.

Что касается плачевных исходов в данной отрасли, есть понятие госпитальная летальность (это пациенты, которые, к сожалению, умирают в стационаре). «Госпитальная летальность при трансплантации печени в Германии в зависимости от центра колеблется от 5,5% до 14,5%, — рассказывает Олег Олегович. — В Беларуси она составляет 4%. Причина, почему результаты у нас лучше, чем по Германии, в том, что операции по трансплантации печени сконцентрированы здесь в одном месте — в нашем центре. Хороших результатов добились мы и потому, что, когда только открывались (15 марта 2010 года. — TUT.BY), использовали самые передовые медицинские технологии, лучшее медицинское оборудование. Также мы очень ответственно подходим к выбору донорских органов. В той же Германии допускают возможность пересадки органов от 80-летних доноров». Хотя, когда наши специалисты видят, что жизнь человека на волоске, используются любые возможности. «Вот недавно мы использовали орган 76-летнего донора для пересадки молодой женщине. Она умирала у нас на глазах (а у нее 7-месячный ребенок), другого органа в распоряжении не было».

Очередь и очередность

Понятно, людей, у которых есть потребность в операции по трансплантации органа, очень волнует вопрос, как двигается очередь, не «влезет» ли кто-нибудь раньше положенного. Тем более, лист ожидания длинный. Сегодня в Беларуси трансплантации почки ждут 500 человек, печени — 75, поджелудочной железы — 20, и 35 человек ожидают пересадки сердца. Очередь по каждому органу движется по-разному. Но в любом случае время постановки пациентов в лист ожидания рассматривается не на первых порах. Для почки определяющим фактором при выборе, кому из существующего списка ее пересадят, является совпадение по определенным показателям. «Глупо пересаживать не подходящую почку, потому что через несколько лет она прекратит работать, человек вернется на диализ, понадобится новая трансплантация, и она будет выполняться в гораздо худших условиях», — говорит Олег Руммо.

Печень трансплантируется по двум критериям — по совпадению и по тяжести состояния пациента. «Вот, можно сказать, только что мы пересадили женщине печень. Мы узнали о ней два дня назад. Она прибыла в наш центр и через сутки мы поняли, что женщина умирает, и поэтому еще через сутки выполнили трансплантацию, потому что три дня она бы уже не пережила». Вот так иногда происходит и с сердцем, пересаживают его самым тяжелым пациентам, которые могут прожить минимальное количество времени. В случае же с почкой экстренных пересадок практически не бывает.

Учитывается ли при определении, кому проводить пересадку, возраст? «Если говорить в глобальном смысле, то учитывается все. При одинаковых условиях — детям приоритет. Совершенно понятно, что если человеку 17 лет, а другому 70, при всем уважении к тому, что человек в пожилом возрасте имеет такое же право на жизнь, предпочтение отдается молодому». Принимается во внимание и отношение пациента к своему здоровью. «В Беларуси 1,5 тысячи людей ежегодно заболевают циррозом, из этого количества много тех, кто безалаберно относятся к своему здоровью — злоупотребляет алкоголем. Естественно, эти люди не могут быть потенциальными реципиентами. Ни один алкоголик не получит у нас орган — отправляем к наркологу, — говорит Олег Руммо. — Трансплантация бывшим алкоголикам выполняется не раньше чем через год после того, как у нас имеются достоверные сведения, что человек уже не пьет. Есть возможность проверять это: медицинские тесты позволяют узнать, принимал человек спиртное в течение двух недель-месяца до посещения центра».

Учитывается также, сколько детишек у пациента. «Но, к счастью, социальные факторы включаются не на первой и не на второй стадии рассмотрения вопроса о пересадке». В любом случае перед каждой трансплантацией собирается консилиум врачей и медицинские специалисты все вместе принимают решение о том, кому из пациентов выполнять операцию.
Длительность нахождения в листе ожидания тоже учитывается, но далеко не в первую очередь. Право же, «очередь не за колбасой».

«Бывает и такое, что орган никому не подходит, тогда он пропадает. Потому что выполнять операцию по пересадке такого — делать хуже, обрекать человека на смерть».

Как «распределяются» органы

Изъятые органы живут очень мало. Больше всего «держится» почка — около 24 часов, потом печень — 12 часов, сердце — до 8 часов. Чем меньше срок, тем лучше, но если попытаться пересадить сердце через 10 часов — будет слишком поздно. «В этой связи становится понятным, что вывезти полученные здесь органы за границу практически невозможно, их нужно использовать у нас, ведь счет идет на часы», — говорит Руммо.
Когда поступает сердце и становится известно, что орган можно использовать, специалистами подбирается реципиент. Бригада вылетает в регион, где орган находится, экстренно сообщается человеку, когда тот должен прибыть на операцию. «Это работа в режиме онлайн. А еще до этого мы предупреждаем, чтобы люди, ожидающие операции, находились с нами на связи, ни при каких обстоятельствах не выключали свои телефоны, потому что позвонить могут в любое время суток».

Экспорт услуг по трансплантации органов — добро или зло для белорусов?

В прессе появлялись предположения, что Беларусь зарабатывает деньги на трансплантации в ущерб белорусским гражданам, которые, находясь в листе ожидания, могут не дождаться органа.

«Процент операций по трансплантации органов иностранным гражданам минимален. Он не превышает 10% от общего числа выполняемых операций, — успокаивает общественность Олег Руммо. — Причем определенная часть услуг иностранцам — это операции по трансплантации родственной почки от живого родственника. Данная помощь оказывается нами в строгом соответствии с нормами международного права». Для включения иностранного пациента в лист ожидания необходимо получить специальное разрешение в Министерстве здравоохранения. При этом иностранные граждане включаются в лист ожидания вместе с белорусами. Хотя, утверждает специалист, орган, полученный в Беларуси, иностранному гражданину пересаживают только в том случае, если он не подходит ни одному белорусу из списка ожидания: либо выбросить, либо трансплантировать иностранцу. Лимит для иностранных граждан — не более 10% от общего количества всех проводимых операций. «Хотя во многих высокоразвитых странах подобного лимита нет вообще».

Кстати, за 2011 год иностранным гражданам было выполнено 23 операции (для сравнения белорусам — 218 операций): 3 — с использованием органа от родственного донора и 20 — с использованием трупного. За текущий год иностранцам выполнено 7 операций (белорусам 66): 3 от живого родственного донора, и 4 с использованием трупного.

В той ситуации, когда речь идет о пересадке трупного органа, иностранцы точно так ожидают (год-полтора, есть те, кто ждет операции больше двух лет), только находясь у себя в стране.

Лишь некоторые, у кого здесь есть близкие родственники, живут, ожидая операции, в Беларуси. Когда находится подходящий орган, они успевают приехать/прилететь в нашу страну. Это по большей части касается пересадки почки. Что до пересадки сердца и печени — этих операций вообще единицы.

«Сердечники» устраиваются в Беларуси и ждут неизвестно сколько, а «печеночники» — в зависимости от страны проживания. Украинцы и россияне устраиваются у себя в стране ближе к границе и оттуда за четыре-пять часов успевают приехать. Что касается граждан далеких стран, «мы берем самых тяжелых, чтобы знать, что они дождутся операции в течение трех-четырех месяцев, и они здесь селятся».

«Программа трансплантации печени, почек и сердца создавалась для обеспечения, прежде всего, потребностей граждан РБ, — заверяет Олег Руммо. — А вот небольшое количество операций для иностранных граждан выполняется в качестве международного сотрудничества в плане помощи людям. Тем самым повышается авторитет нашей страны на международной арене, зарабатываются деньги, которые идут потом на лечение белорусов. Все цивилизованные страны идут по этому пути».

Причем себестоимость операции по трансплантации органа примерно в три раза ниже, чем цена, которую уплачивает иностранец. «Иными словами, выполнив одну операцию иностранному гражданину, мы спокойно можем взять на лечение трех граждан РБ».

Становится ясным, что трансплантации иностранцам выполняются для того, чтобы увеличить количество операций белорусским гражданам. «Все до копейки деньги, полученные за операции иностранным гражданам, за вычетом налогов, идут на развитие трансплантологии Беларуси. Государство на этом не зарабатывает ни копейки», — утверждает Олег Олегович. Белорусы за услуги ничего не платят, хотя только послеоперационное содержание одного пациента обходится примерно в пять-семь тысяч долларов.

Кстати, для проведения операции по трансплантации органов в Беларусь приезжают в основном из Украины и России, но едут и из Японии, Саудовской Аравии, Израиля, Литвы, Латвии, Дании, Италии… Цена вопроса такова. Трансплантация почки от живого родственного донора — 24 тысячи долларов, если операция выполняется от трупного донора — с обследованием она составит 35 тысяч долларов, трансплантация печени от живого родственного донора и от трупного родственного донора стоит одинаково — 55 тысяч долларов. В расценках у нас ориентируются на прямого конкурента — Турцию.

Цена органа

«А вот сам орган не стоит ни копейки ни в одной цивилизованной стране мира, — говорит Олег Олегович. — Стоит услуга по выполнению операции по пересадке: руки сотрудников, свет, лекарственные средства, которые используются, амортизация оборудования. А орган бесплатный, он дарится. Потому что как только орган чего-то стоит — это поле деятельности для криминала».

Руководитель центра трансплантации органов и тканей признался, что регулярно получает на электронную почту сообщения от людей, которые хотят продать свою почку. Просят совета, кому предложить «товар». «Я уверен, что на 50 процентов — это провокации. Среди оставшихся — те, кто хочет на этом заработать, другие оказались в сложной ситуации. Через ваш портал призываю людей не заниматься такими вещами: все что касается продажи органов — криминал. И приличный врач-трансплантолог никогда не будет связываться с такими людьми, с ними на контакт будут идти преступники. Пускай, когда обманут, и они потеряют здоровье, обижаются сами на себя».

Откуда берут трупные органы

«Это обычный, очень открытый процесс. В Беларуси он происходит так же, как в Германии, Великобритании, Испании, США — где хотите, — говорит Олег Руммо. — В каждом лечебном заведении врач, кроме всей прочей работы, должен выявлять людей, которые могут стать донорами органов». «Когда доктор видит, что человек умер и имеет качественные органы, — сообщает об этом в координационный центр при Центре трансплантации органов и тканей. После соблюдения всех необходимых юридических процедур, в известность о которых ставится Генеральная прокуратура, орган изымается. Это очень открытый процесс», — уверяет главный трансплантолог страны. Он прост с технической точки зрения.

В случае возможности изъятия органа, наличия согласия со стороны родственников, самого человека, либо когда они вообще ничего не сказали (потому что наше законодательство, как в Австрии, Швеции, Бельгии, Нидерландах, Венгрии и многих других странах, предполагает презумпцию согласия), в том месте, где человек умер, выполняется операция по забору органов. Одновременно происходит их типирование. И на основании медицинских показаний (а они для каждого органа разные) определяются люди, которые будут реципиентами этих донорских органов.

Кстати, говорит Руммо: «Вы сегодня имеете право написать заявление, отправить его в наш центр, и никогда в жизни ни один трансплантолог к вам для изъятия органа не подойдет. Кроме того, близкие родственники умирающего человека имеют полное право выразить свое несогласие на забор органов в устной или письменной форме. В той ситуации, если этих родственников нет или они находятся вне возможности общения с врачом, считается, что человек согласен. А в Бельгии и разрешения не спросят, — рассказывает специалист. — Если врач считает, что нужно брать — орган изымается: «Не для себя же он берет, а для тех людей, для которых этот орган необходим».

Движение самаритян

Не нужно бояться, что у вас когда-нибудь заберут орган. Когда случится, вам это будет уже безразлично. В США сегодня есть люди, которые при жизни добровольно, чтобы помочь кому-нибудь совершенно незнакомому, соглашаются на безвозмездной основе отдать свою почку или часть печени. Движение добровольных доноров там довольно-таки развито.

В Беларуси же сегодня при жизни человек не может отдать свой орган — не предусмотрено законодательством. «Вот когда желающих сделать такое доброе дело станет в нашей стране много, тогда я буду первый выступать за изменение закона. И мы здесь также создадим движение самаритян», — с воодушевлением заглянул в будущее руководитель Центра трансплантации органов и тканей.

Источник: tut.by

Продажа органов и трансплантация

Почки на продажу

Клэр Андре и Мануэль Веласкес

Когда дело доходит до частей тела, это рынок продавца. Это
во всяком случае, мнение Барри Джейкобса, предложившего создать
магазин в качестве международного брокера для частей тела. Его служба
будет включать в себя сопоставление «доноров» почек с пациентами, нуждающимися в
трансплантации почек. Донор будет получать здоровую зарплату,
реципиент здоровая почка и Джейкобс, здоровый процент
всей сделки. Американская изобретательность и свободное предпринимательство в
их лучшее. Либо это?

В настоящее время перспективы для людей, нуждающихся в органах, мрачны.
трансплантаты. На каждые 100 000 необходимых операций по пересадке
каждый год выполняется только 10 000. Биомедицинские прорывы
значительно увеличили наши возможности для проведения успешных трансплантаций,
увеличение спроса на трансплантируемые органы. Но предложение
органов не увеличилось. Многие люди просто не хотят
пожертвовать части своего тела. В связи с дефицитом предложения
выступали за продажу нежизнеспособных человеческих органов.

Сторонники схемы продажи органов утверждают, что мы
имеют моральный долг спасать жизни и облегчать человеческие страдания
когда это в наших силах. Тысячи на тысячи
пациентов ежегодно умирают просто из-за недостаточного снабжения
органов. Пациенты, нуждающиеся в почках, годами ждут доноров,
все время подвергаясь болезненным и дорогостоящим процедурам диализа.
Разрешение коммерческого рынка органов могло бы положить конец бесполезному
смертей и страданий за счет увеличения количества органов. Четко,
наличные платежи повысят готовность людей «пожертвовать»
частей тела, тем самым увеличивая запас. Нужно только посмотреть
на успех коммерческих рынков в увеличении предложения
крови и спермы. Учитывая огромное количество людей, которые
быть готовыми расстаться со своими органами за плату, те, кто нуждается
органы будут иметь гораздо больше шансов оздоровиться
или более подходящие, увеличивая количество успешных
трансплантаты. Вероятно, до 70 процентов пересаженных почек
потерпит неудачу в ближайшие 10 лет, но этот плохой долгосрочный прогноз
можно было бы значительно улучшить, если бы доноры лучше соответствовали реципиентам.
Наконец, увеличивая предложение органов, рыночный механизм
со временем снизит цены на органы, поэтому больше людей
сможет их себе позволить.

Те, кто выступает против продажи человеческих органов, утверждают, что общество
может иметь обязанность сохранять жизнь и облегчать человеческие страдания,
но ни в коем случае. В частности, общество должно
не применять какие-либо методы, которые могли бы создать несправедливость или
нарушают права личности. Разрешение на покупку органов
и продано будет делать оба.

Справедливость требует, чтобы каждый человек имел равное право на жизнь.
Для защиты этого права общество обязано обеспечить, чтобы
каждый человек, богатый или бедный, имеет равный доступ к медицинскому обслуживанию.
льготы. Но если бы рынок органов развивался, способность
платить будет определять, кто может покупать органы, в то время как экономическая
потребность будет определять, кто будет мотивирован продавать свои органы.
Очень богатые в конечном итоге станут покупателями продаваемых органов.
очень бедными. Таким образом, рынок органов принес бы пользу
богатых, оказывая давление на бедных, чтобы они подвергали опасности их
собственное здоровье. Такое неравное распределение пользы для здоровья
и бремя было бы несправедливым.

Кроме того, люди имеют право жить с
свобода и достоинство. Рынок органов неизбежно приведет
к злоупотреблениям, нарушающим свободу и достоинство личности.
Разрешение покупать и продавать органы приведет к тому, что
критик назвал «грабежом крестьянских частей ради наживы».
эксплуатации бедных и невежественных, особенно в обедневших
страны третьего мира. Люди, живущие в условиях крайней нищеты,
часто в отчаянии и плохо информированы. Искатели прибыли возьмут
пользу от этого, получая «согласие» от тех, кто чувствует себя вынужденным
по необходимости продавать свои органы, и кто может не иметь четкого
представления о последствиях того, что они делали. Такая схема
будет поощрять наиболее уязвимых в обществе к самолечению
как товары и позволять другим нарушать их права ради
коммерческая выгода.

Потребность в органах будет только расти и, пока дефицит
органов облегчается, несомненно, что тысячи умрут
ежегодно. Но моральные проблемы, связанные с продажей органов
обещают остаться в живых. Нам придется выбирать между
два набора моральных ценностей: ценность, которую мы придаем предотвращению смерти
и облегчение страданий, и ценность, которую мы придаем уважению
за человеческое достоинство и нашу приверженность удовлетворению человеческих потребностей
справедливым и равноправным образом.

Для дальнейшего чтения:

Джордж Дж. Аннас, «Жизнь, свобода и погоня за органом».
Продажи», Отчет центра Гастингса , том 14 (февраль 1984 г.),
стр. 22-23.

Ферн С. Чепмен, «Вопросы жизни и смерти органа»
Market», Fortune (11 июня 1984 г. ), стр. 108–118.

Шахин Борна, «Мораль и маркетинг человеческих органов», Журнал
деловой этики
, том 6 (1987), стр. 37-44.

Прочитать новости о почках на продажу

Подходит для печати
Страница

Вернуться к веб-формату

Этика — Этические принципы выделения органов человека

Пересмотрено и обновлено в июне 2015 г.

Примечание. Этот отчет был принят Комитетом по этике в 19 году.92 ia и пересмотрено в 2010 г. ib

I. Преамбула

A. Этические принципы и нормативные требования.

Этические принципы и нормативные требования часто совпадают. Чтобы понять цель этого документа, важно предоставить краткое описание нормативно-правовой базы, в соответствии с которой работает Сеть закупок и трансплантации органов (OPTN). Этот документ не предназначен для толкования Окончательного правила OPTN или Национального закона о пересадке органов от 1984, а скорее определить этические принципы, лежащие в основе правил, регулирующих систему распределения органов. Тем не менее, ниже мы кратко объясним взаимосвязь между NOTA и этими принципами.

В соответствии с Национальным законом о трансплантации органов («NOTA») ii была создана OPTN и даны первоначальные рекомендации относительно разработки политики распределения органов. Секретарь HHS обнародовал правила эксплуатации OPTN iii , которые ввели в действие требования, содержащиеся в NOTA («Окончательное правило OPTN»). Окончательное правило OPTN содержит нормативные требования к OPTN. Хотя многие из нормативных требований воплощают знакомые этические принципы полезности (делать добро и избегать вреда), справедливости и уважения к людям, это не документ по этике, и его нельзя рассматривать как источник этического руководства.

На практике OPTN (или подрядчик, эксплуатирующий OPTN) не может рекомендовать политику распределения, противоречащую требованиям Окончательного правила OPTN. Окончательное правило OPTN не предназначено для использования в качестве единственного этического руководства по формулированию политики распределения, поскольку в нем перечислены минимальные требования законодательной/государственной политики, которые должны быть включены в политику справедливого распределения. Этот документ, составленный Комитетом по этике, предназначен для более подробного, чем Окончательное правило OPTN, определения принципов, которые обеспечивают этическую основу для национальной политики распределения органов, и согласуется и полностью соответствует требованиям и положениям NOTA и Окончательное правило OPTN.

B. Политика распределения и доступ к списку ожидания.

Доступ к листу ожидания на трансплантацию органов является фундаментальной предпосылкой для распределения органов. Соответствующее направление для оценки трансплантата находится в области тех, кто ухаживает за пациентом с органной недостаточностью (например, сети терминальной стадии почечной недостаточности в случае болезни почек), и может находиться за пределами области OPTN. Как географические, так и социально-экономические проблемы могут повлиять на направление на трансплантацию. Кроме того, практика листинга и требования могут варьироваться в зависимости от учреждения и от одного типа органа к другому. Практики распределения на основе времени ожидания должны регулярно проверяться, чтобы гарантировать, что различные методы работы с листами ожидания не дискриминируют определенные группы пациентов. Полное рассмотрение этических вопросов, связанных с практикой направления и внесения в список для трансплантации, выходит за рамки данной статьи. Эта статья ограничивается рассмотрением этических принципов, которые следует учитывать при определении того, как распределить скудные жизненно важные ресурсы.

II. ВВЕДЕНИЕ

Этика выделения человеческих органов для трансплантации представляет собой конкретное применение этических норм к социальной практике. Используемые принципы в основном такие же, как и те, которые применимы к другим областям человеческого поведения. Они отражают выводы американских общественных органов, изучивших общие принципы этики. В частности, хотя мы используем несколько иной язык, принципы, которые мы формулируем, в основном те же, что и в отчете Бельмонта 9. 0056 iv , отчет Национальной комиссии федерального правительства по защите людей в биомедицинских и поведенческих исследованиях.

Принципы обеспечивают общую этическую основу для принятия решений на местном, региональном и национальном уровне в отношении распределения органов, включая формулы, используемые при таком распределении. Они не предназначены ни для точного описания действующих норм, ни для диктовки точных формул реформирования существующих практик. Более того, они не обязательно отражают личные этические позиции отдельных членов Комитета по этике ОПТН. Скорее, эти принципы и руководящие принципы, которые следуют за ними, предназначены для представления наших рекомендаций по нормам, которые являются оптимальными для вопросов государственной политики в плюралистическом обществе, в котором люди занимают различные противоречивые, но небезосновательные позиции в отношении распределения органов. Кроме того, конкретный язык, используемый в настоящем документе, отражает и согласуется с языком Национального закона о пересадке органов (NOTA) и Окончательным правилом OPTN.

В этой связи в этой Белой книге «полезность», «справедливость» и «уважение к личности» упоминаются как основные этические принципы, которые необходимо сбалансировать для достижения справедливого результата при распределении органов для трансплантации. Термин «справедливость» может быть лучше термина «справедливость» для описания принципов справедливости при распределении. Однако мы использовали термин «справедливость», чтобы избежать путаницы с термином «справедливость», который используется в NOTA и Окончательном правиле для описания желаемого общего результата распределения органов.

Этические принципы — это общие предписывающие нормы, определяющие характеристики человеческих действий или практик, которые делают их морально правильными. Мы рассматриваем правильность этих принципов как prima facie («на первый взгляд»). То есть они характеризуют элементы действий или практик, которые являются правильными в той мере, в какой рассматривается только одно измерение действия или практики. Поскольку во многих реальных случаях принципы будут конфликтовать, мы сможем определить, является ли действие или практика правильными «с учетом всех обстоятельств», то есть только после того, как будут приняты во внимание все соответствующие принципы.

В следующих разделах мы сначала определяем принципы, наиболее непосредственно применимые к распределению органов для трансплантации. Затем мы обратимся к проблеме разрешения конфликтов между этими принципами по мере создания и развития процесса распределения.

III. ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Чтобы этические принципы были полезными при решении практических задач, они должны быть достаточно общими, чтобы их можно было применять к широкому кругу решений, и достаточно простыми, чтобы их можно было легко понять. Мы выделяем три принципа первостепенной важности при выделении органов человека: 1) полезность; 2) справедливость; и 3) уважение личности (включая уважение автономии). И полезность, и справедливость являются отдельными компонентами морально правильной или того, что NOTA называет «справедливой» системой распределения. Полезность относится к максимизации чистой выгоды для общества (принимая во внимание как количество пользы и вреда, так и вероятность такой пользы и вреда), а справедливость относится к справедливой модели распределения выгод. Принцип уважения личности включает в себя ряд связанных понятий, таких как обязанность говорить правду и выполнять обязательства, но прежде всего передает понятие уважения автономии. Уважение к автономии предполагает, что действия или практика имеют тенденцию быть правильными в той мере, в какой они уважают независимый (без принуждения или вмешательства) выбор, сделанный людьми, если этот выбор не причиняет вреда другим. Эта структура не должна рассматриваться как подразумевающая, что это единственные принципы и правила, которые могут иметь значение. Однако эти три принципа обеспечивают адекватную основу для большинства процессов распределения.

А. Коммунальное хозяйство

Вся деятельность по получению и трансплантации органов осуществляется в интересах группы тяжелобольных пациентов. Общее благо, которое делается для пользы этой группы, является основной причиной программы. Принцип полезности считает действие или практику правильными, если они способствуют такому же или большему совокупному чистому благу, чем любое альтернативное действие или практика. Таким образом, принцип полезности, применяемый к распределению органов, указывает, что распределение должно максимизировать ожидаемую чистую сумму общего блага (то есть блага с поправкой на сопутствующий вред), тем самым включая принцип благодеяния (делать добро) и принцип непричинение вреда (не навреди).

Разработка политики распределения, основанной на принципе полезности, требует, чтобы различные блага и вреды сравнивались с использованием стандартизированных показателей результатов, чтобы можно было сделать по крайней мере грубую оценку при определении того, какое распределение приносит наибольшую пользу. Хорошие последствия трансплантации включают, но не ограничиваются: спасением жизни, облегчением страданий и слабости, устранением психологических нарушений и улучшением самочувствия. Данные, измеряющие прогнозируемую выживаемость трансплантата, добавленные прогнозируемые годы жизни (как по времени, указанному в перечне, так и по времени трансплантации), и, что еще более важно, прогнозируемые годы жизни с поправкой на качество (QALY) 9Добавленные 0056 v относятся к таким определениям. Возможные вредные последствия трансплантации включают, но не ограничиваются: смертность, краткосрочные заболевания (послеоперационные хирургические осложнения и острая органная дисфункция и/или отторжение) и долгосрочные заболевания (побочные эффекты и осложнения от иммунодепрессантов, психологические расстройства и потенциальное отторжение органа).

Принцип полезности принимает во внимание все возможные блага и вред, которые можно представить, учитывая количество и вероятность различных исходов. Товары и вред не ограничиваются тем, что можно определить как «медицинские товары». Например, при применении принципа полезности следует учитывать следующие факторы: 1) выживаемость пациентов; 2) приживаемость трансплантата; 3) качество жизни; 4) наличие альтернативных методов лечения; 5) возраст.

Однако в государственной политике, связанной с распределением органов по принципу полезности, широко распространено мнение, что некоторые социальные аспекты полезности не должны приниматься во внимание. В частности, не следует принимать во внимание социальную значимость или ценность отдельных лиц, включая социальный статус, род занятий и т. д. Более того, при определении прогнозируемых медицинских преимуществ и вреда также существует консенсус в отношении неприемлемости использования различий в результатах трансплантации среди социальных групп в качестве основы для прогнозирования индивидуальных результатов. Например, даже если есть эмпирические данные о том, что показатели выживаемости одной расы, пола или социально-экономической группы превышают показатели другой, эти факторы следует исключить из моделей полезности, используемых для обоснования решений о распределении.

Существует широкое общественное признание исключения социальной значимости или ценности и предикторов групповых результатов из рассмотрения в моделях полезности распределения. Есть как минимум две основные причины такого исключения. Во-первых, считать одного человека более полезным для общества, чем другого, исходя из господствующих социальных ценностей, может быть вопросом мнения или удачи при случайном распределении природных и социально взращенных талантов и способностей. Мы добавляем оскорбление к обиде, когда отказываем в преимуществах трансплантации тем, кто, возможно, не сможет внести такой вклад в общество, как те, кому повезло больше. Во-вторых, даже если бы данные показывали, что у социально незащищенных групп результаты трансплантации хуже, соображения справедливости требуют, чтобы пациенты оценивались индивидуально, а не просто по принадлежности к группе, в попытке уменьшить неравенство в медицинском обслуживании, связанное с социальным неравенством. ви

Это исключение не обязательно исключает использование объективных медицинских предикторов исхода (таких как тканевое типирование и панельные уровни реактивных антител), даже если известно, что эти факторы не распределяются случайным образом среди расовых или гендерных групп. Однако это исключает исключение отдельных членов социальной группы или предоставление им низкого приоритета только потому, что группа имеет статистически худшие результаты.

При применении принципа полезности должны быть доказательства того, что у конкретного человека есть заболевание (например, высокая панель реактивных антител с положительным перекрестным совпадением во время распределения), которое приводит к прогнозированию более неблагоприятного исхода. Принцип полезности (обычно интерпретируемый как чистая медицинская польза) настолько очевиден для многих в сообществе трансплантологов, что они могут предположить, что хорошо обоснованное предсказание хорошего медицинского результата является единственным разумным принципом, на котором может быть основано этическое распределение. Мы считаем, однако, крайне важным, чтобы другие принципы были признаны в качестве не менее важных соображений при этическом распределении органов. В частности, принципы справедливости и уважения к людям иногда приводят к обоснованному решению, которое не обязательно будет распределять органы таким образом, чтобы принести как можно больше совокупной пользы для здоровья.

Б. Правосудие

В Национальном законе о трансплантации органов (NOTA) в его мандате на создание Целевой группы по закупкам и трансплантации органов особо выражена озабоченность по поводу «равного доступа пациентов к трансплантации органов и обеспечения справедливого распределения донорских органов между центрами трансплантации». и среди пациентов, имеющих медицинскую квалификацию для трансплантации органов». vii Целевая группа специально рекомендовала, чтобы отбор пациентов для листа ожидания и распределение органов были справедливыми, viii , и UNOS продолжает выражать озабоченность по поводу справедливости при распределении органов. Эти взгляды отражают национальную приверженность общему принципу справедливости, который заслуживает включения в качестве основного принципа этики распределения.

Справедливость, как используется здесь, относится к справедливости в схеме распределения выгод и бремени программы закупки и распределения органов. Таким образом, нас интересует не только совокупное количество произведенных медицинских товаров, но и то, как эти товары распределяются среди потенциальных бенефициаров. Это не означает одинаковое отношение ко всем пациентам, но требует равного уважения и заботы о каждом пациенте. В целом распределение органов на основе социальных характеристик (таких как раса, социально-экономический класс, пол) будет противоречить принципу справедливости, хотя могут быть особые случаи, такие как совпадение тона кожи на лице и пересадке рук, которые требуют трансплантации. исключения при выделении васкуляризированных композитных аллотрансплантатов (ВКА), что выходит за рамки данной статьи.

В государственной программе все представители общественности имеют моральное право на справедливый доступ к ее преимуществам. Это означает, что даже если бы мы могли определить точные показатели медицинских льгот, такие как прогнозируемые дополнительные годы жизни с поправкой на качество, распределение, которое максимизирует QALY, не всегда может быть морально правильным распределением, учитывая все обстоятельства. По этой причине схемы распределения обычно учитывают медицинские потребности, а также медицинские льготы, отдавая приоритет наиболее больным с медицинской точки зрения пациентам, даже если можно предсказать, что другие пациенты, которые не так больны, будут иметь лучшие результаты.

Многие другие факторы могут быть включены в политику распределения не потому, что они способствуют полезности, а потому, что кажется необходимым относиться к потенциальным реципиентам справедливо, предоставляя всем равные возможности получить орган, когда они в этом нуждаются. Факторы, которые необходимо учитывать при применении принципа справедливости: 1) неотложная медицинская помощь; 2) вероятность найти подходящий орган в будущем; 3) время ожидания; 4) первая трансплантация против повторной; 5) возраст; и 6) географическая справедливость.

Иногда принцип справедливости будет противоречить принципу полезности; в таких случаях оба заслуживают равного внимания и играют роль в формировании решения о морально предпочтительном распределении.

C. уважение к личности

В отчете Бельмонта содержится третий этический принцип: уважение к личности. Этот принцип гласит, что мы должны относиться к людям с уважением как к «самоцелям», а не просто как к средствам. Этот принцип охватывает моральные требования честности и верности взятым на себя обязательствам. Самое главное, уважение к личности включает в себя концепцию уважения автономии.

Концепция уважения к автономии утверждает, что действия или практика имеют тенденцию быть правильными, поскольку они уважают или отражают осуществление самоопределения. Лица и их действия никогда не бывают «полностью» автономными, но тем не менее можно признать отдельных лиц и их решения более или менее существенно автономными, то есть они имеют право принимать решения без принуждения и вмешательства, пока решения не наносить вред другим.

Если одна из характеристик действий или практик, делающих их правильными, заключается в том, что они уважают автономию, то возможно, что определенные политики могут быть морально правильными, по крайней мере prima facie, даже если они не максимизируют полезность и не способствуют справедливые распределения. Когда уважение к автономии вступает в противоречие с другими этическими принципами, иногда автономия заслуживает уважения, а иногда автономия должна уступить место. Например, наша нынешняя система распределения органов отдает приоритет справедливости, а не уважению автономии в отношении продажи органов, что запрещено. Даже если продажа органа является самостоятельным решением донора, создание рыночной системы, увеличивающей неравенство в области здравоохранения между различными социально-экономическими группами, нарушает основополагающий этический принцип справедливости. Факторы, которые следует учитывать при применении принципа уважения автономии, включают: 1) обязанность уважать решения доноров или тех, кто отказывается от донорства органов; 2) право отказа от органа; 3) свободный обмен между автономными индивидуумами; 4) выделение путем целевого пожертвования; и 5) прозрачность процессов и правил распределения, чтобы заинтересованные стороны могли принимать обоснованные решения. икс

IV.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ПРИНЦИПОВ

Идеальным распределением было бы такое распределение, которое одновременно максимизирует совокупное количество (медицинских) благ, справедливо распределяет блага, проявляет уважение к людям, включая автономные решения людей, и согласуется с любыми другими этическими принципами, которые могут вступить в игру. К сожалению, как было отмечено выше, эти принципы иногда вступают в противоречие. Хотя это обсуждение полезности, справедливости и уважения к людям не дает полной теории разрешения конфликта между основными принципами, оно дает основу для предложения некоторых руководящих принципов распределения.

Различные стратегии доступны, когда принципы противоречат друг другу. Один из подходов состоит в том, чтобы попытаться ранжировать принципы. Например, чистый утилитарист отдал бы абсолютный приоритет полезности над справедливостью и автономией. Если подумать, лексический порядок среди этих трех принципов очень трудно защитить. Какая бы очередность ни была предложена, можно представить себе ситуацию, в которой придерживаться ее было бы неправильно. Например, небольшое увеличение полезности может в некоторых обстоятельствах потребовать огромных несправедливостей и нарушений автономии, а скромное увеличение справедливости или автономии может потребовать огромных затрат с точки зрения полезности. Другой возможный подход состоит в одновременном рассмотрении всех принципов prima facie и попытке сбалансировать их, придя к единому заключению, которое максимально интегрирует все соответствующие принципы. Этот подход создает проблемы, поскольку кто-то пытается решить, какой относительный вес придавать каждому принципу в данном контексте и как на практике этот вес будет проявляться.

Когда кажется, что принципы противоречат друг другу, политика должна стремиться к тому, чтобы: политика была эффективной для достижения своей цели; нарушение принципа сведено к минимуму, насколько это возможно; добро, которое должно быть достигнуто, пропорционально нарушению противоречивых принципов; и такие политики разрабатываются прозрачным образом, что позволяет вносить вклад различных групп заинтересованных сторон. х

A. Полезность и справедливость

В то время как члены сообщества трансплантологов придерживаются различных точек зрения относительно этически правильной взаимосвязи между полезностью и справедливостью, в целях государственной политики в отношении распределения органов был достигнут консенсус о том, что эти два понятия должны быть сбалансированы. В 19В 90-е годы Комитет по этике предложил, чтобы в качестве компромисса между конкурирующими этическими позициями политика стремилась придать им равный вес. Это все еще кажется разумным компромиссом. Это означает, что неприемлемо, чтобы политика распределения была направлена ​​исключительно на максимизацию совокупного медицинского блага без какого-либо учета справедливости в распределении блага, или, наоборот, для политики, направленной на обеспечение справедливости за счет общего блага. медицинский хороший. Одна группа может предпочесть акцентировать внимание на одном принципе, а не на другом. Обеспечение того, чтобы и справедливость, и полезность были включены в политику распределения, является справедливым и осуществимым компромиссом.

Другие возможные факторы, по-видимому, адекватно объясняются этим комбинированным рассмотрением полезности и справедливости. Например, многие клиницисты считают себя морально обязанными придавать большое значение, возможно, абсолютное значение спасению жизни. Приоритет будет отдан потенциальному реципиенту, приближающемуся к неминуемой смерти без трансплантации, при условии, что существует значительный шанс спасти жизнь и продлить выживание с трансплантацией. Если такие соображения кажутся разумными, то это потому, что они могут быть оправданы апелляцией к принципам справедливости и/или полезности. Если считать спасение жизни большим медицинским благом, то полезность частично объясняет приоритет чрезвычайно неотложных случаев, спасающих жизнь. Однако если бы вероятность спасения жизни была выше, если бы орган достался другому пациенту, чей случай не был столь неотложным, то полезность была бы в пользу передачи органа более благополучному пациенту, а не тому, кто находится на грани смерти.

Справедливость может также частично объяснить, почему приоритет может быть отдан пациенту, смерть которого была неизбежна без трансплантации. Одна хорошо известная интерпретация принципа справедливости гласит, что справедливое или честное соглашение — это то, которое выявляет наиболее неблагополучных людей или группы и организует социальные практики таким образом, чтобы приносить пользу этой группе. xi Применение этой интерпретации к распределению органов оправдало бы приоритет пациентов, чье состояние настолько неотложно, что смерть неизбежна, даже если можно было бы принести больше пользы с медицинской точки зрения, передав орган более здоровому пациенту.

Б. уважение автономии

Уважение к автономии накладывает ограничения на то, как должны быть сбалансированы полезность и справедливость. Принципу уважения к автономии уделяется меньше внимания в нашем методе разрешения конфликта между принципами распределения органов, потому что уважение к автономии не часто будет противоречить полезности и справедливости. Явным исключением является случай целевого пожертвования определенному лицу, как это разрешено NOTA, в котором распределение основано исключительно на индивидуальной автономии без учета справедливости или полезности. Однако, когда автономия вступает в противоречие с полезностью или справедливостью, следует принимать во внимание каждый из этих трех принципов, как это происходит между полезностью и справедливостью. Так, например, OPTN уже давно выступает против пожертвований, направленных социальной группе (на основе расы, религии, пола или сексуальной ориентации).

C. Распределение и доступ

Равный доступ к листу ожидания на пересадку является краеугольным камнем справедливого распределения органов. Процесс размещения в списке определяет, применяются ли в действительности этические принципы распределения. Факторы, имеющие отношение к доступу в лист ожидания трансплантации, в отличие от медицинских критериев, используемых при справедливом распределении органов, включают: этические правила (например, честность, обязанность не причинять вреда), клинические показатели (например, сопутствующие заболевания, причина органная недостаточность) и психосоциальные факторы (например, финансовая и социальная поддержка, приверженность пациента). Все эти факторы можно определить как обслуживающие один или несколько из трех основных принципов, изложенных выше. Например, моральное правило быть честным важно для уважения к людям; соображения возраста и разногласия по поводу внесения в список лиц для получения нескольких органов, когда другие умирают в ожидании одного органа, можно рассматривать как соображения полезности и справедливости. Другие факторы, такие как группы крови и политика, разрешающая или запрещающая распределение органов по совместимым группам крови, также можно понять, обратившись к трем основным принципам. Таким образом, факторы, влияющие на доступ к листу ожидания на трансплантацию, также следует рассматривать в контексте и балансе этих трех этических принципов.

В. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полезность, справедливость и уважение к людям — три основополагающих этических принципа, которые создают основу для справедливого распределения дефицитных органов для трансплантации. Политика распределения должна стремиться к включению надлежащего сочетания этих принципов, уделяя равное внимание полезности и справедливости и в то же время включая фундаментальные аспекты уважения к людям. Политика распределения, максимизирующая совокупную полезность без учета справедливости, неприемлема. Точно так же неприемлема политика распределения, которая способствует справедливости без учета общего медицинского блага. Несмотря на то, что связь уважения личности с этими принципами сложна, включение этого принципа также важно, даже несмотря на то, что в некоторых конкретных ситуациях его относительно меньшая важность не вызывает сомнений. При разработке национальной политики распределения дефицитных органов для трансплантации те, кто обновляет формулы распределения, должны и должны нести ответственность за понимание того, как включение различных факторов влияет на относительную важность и потенциальный конфликт этих этических принципов, чтобы обеспечить, чтобы политика соответствовала справедливому решению.

Ссылки

ia Burdick, James F., Jeremiah G. Turcotte, and Robert M. Veatch, eds. «Принципы выделения и донорства органов и тканей живыми донорами». Transplantation Proceedings 24 (октябрь 1992 г., № 5): 2226-2237.

ib Этические принципы, которые необходимо учитывать при выделении органов человека (утверждено Советом директоров 22 июня 2010 г.) http://optn.transplant.hrsa.gov/resources/ethics

ii 42 U.S.C. §273 и след.

iii Окончательное правило OPTN, 42 C.F.R. § 121 и след.

iv Отчет Белмонта: Этические принципы и руководящие указания по защите людей, являющихся субъектами исследований, Национальная комиссия по защите людей, являющихся субъектами биомедицинских и поведенческих исследований, (18 апреля 1979 г.), доступ на http://www. hhs.gov/ohrp/humansubjects/guidance/belmont.html [по состоянию на 9 апреля 2015 г.]. Альтернативные формулировки практически того же списка принципов см. в Beauchamp, Tom L., and James F. Childress. Принципы биомедицинской этики, седьмое издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2013 г., и Витч, Роберт М. , и Росс, Лэйни Ф. Этика трансплантации, второе издание. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета, 2015.

v Годы жизни с поправкой на качество — это годы жизни с поправкой на качество этих жизней. Зекхаузер, Ричард и Дональд Шепард, «Где теперь спасать жизни?» Право и современные проблемы 40 (1976): 5-45; Торранс, Джордж У. «Измерение государственных коммунальных услуг здравоохранения для экономической оценки: обзор». Journal of Health Economics 5 (1986): l-30: Menzel, Paul. Сильное лекарство: этическое нормирование здравоохранения. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1990, стр. 79-93.

vi Окончательное правило OPTN, 42 CFR § 121.4(a)(3).

vii Публичный закон 98-507, 19 октября 1984 г. Национальный закон о пересадке органов 98 Stat. 2339.

viii Целевая группа по трансплантации органов. Трансплантация органов: вопросы и рекомендации. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство здравоохранения и социальных служб США, 1986 г.