Содержание
13 громких провалов Илона Маска
РБК Тренды собрали подборку провальных моментов в работе самого амбициозного покорителя космоса, визионера и предпринимателя Илона Маска
Его увольняли с руководящих постов собственных компаний. Проекты SpaceX и Tesla балансировали на грани банкротства. Ракеты Маска взрывались одна за другой, электромобили горели. Да и сам предприниматель не раз был виновником падения стоимости акций собственных компаний.
1. Не взяли в Netscape
Сейчас сложно поверить, что кто-то может отказать Илону Маску в работе. Но в 1995 году руководство Netscape Communications — компании, куда Маск пытался устроиться — посчитали его недостаточно компетентным.
Как позже Маск расскажет в интервью предпринимателю и инвестору Кевину Роузу: «Я действительно тусовался в вестибюле Netscape, но стеснялся с кем-либо заговорить. Был слишком напуган. И в итоге ушел».
2. Уволили. Дважды
Первый раз Маска, как недостаточно опытного управленца, попросили освободить кресло директора компании Zip2, которую он основал вместе с братом, в 1996 году.
Второе увольнение произошло во время свадебного путешествия в 2000 году. Бизнесмена исключили из совета директоров PayPal после попытки перевести все сервера платежной системы с Unix на Windows.
3. «Я попробовал торговаться, но у меня не получилось»
Маск дважды пытался купить в России межконтинентальные баллистические ракеты для проекта «Mars Oasis» в 2001 и в 2002 году. И дважды получал отказ.
В результате провальных переговоров Маск решил строить ракеты самостоятельно. Бизнес-план SpaceX он набросал в самолете, возвращаясь из Москвы.
4. Взрывы на старте
Первая ракета Falcon 1 взорвалась 24 марта 2006 года, стартовав с площадки на острове Омелек атолла Кваджалейн.
Видео с запуска ракеты Falcon 1 24 марта 2006 года
21 марта 2007 года улучшенная версия Falcon 1 снова не смогла взлететь и также взорвалась. 3 августа 2008 года — третья попытка и третий взрыв.
Видео с запуска ракеты Falcon 1 3 августа 2008 года
Через два месяца Маску все же удастся запустить Falcon 1.
5. На грани банкротства
«К 2008 году у компании Tesla стали заканчиваться деньги. Разработка Roadster (первого спортивного электрокара Маска) обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва», — рассказывает Эшли Вэнс в книге «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее».
В этом же году Top Gear разгромил первую версию Roadster. Впоследствии Tesla подала в Высший суд Великобритании иск о клевете на телепередачу, но проиграла дело.
6. Проблемы с Tesla Model S
Осенью 2013 года в течение месяца в Северной Америке сгорели три электромобиля Tesla Model S. Инциденты вызвали дискуссию о степени безопасности машин, работающих от аккумуляторов. Акции Tesla Motors тогда потеряли пятую часть своей цены.
7. «Как не следует сажать ракету»
С 2013 по 2016 год Маск пытался посадить ракеты SpaceX на морскую платформу. Получилось это далеко не сразу: удар об воду, ошибка датчика двигателя, нехватка гидравлической жидкости, повреждение ноги ракеты.
В сентябре 2017 года Маск опубликовал двухминутное видео с нарезкой неудачных посадок Falcon 9:
8. Задержки с выпуском Tesla Model X
Поставки второй модели кроссовера с электроприводом Model X шли с двухгодичным отставанием от графика. Первоначальной датой выпуска электромобилей был 2013 год, который стал концом 2014 года, а затем и 2015-м.
9. Беспорядочные твиты
В августе 2018 года Маск написал в Twitter о планах вывести Tesla с биржи «Подумываю сделать Tesla частной по цене выкупа в $420. Финансирование обеспечено».
Через месяц после публикации Комиссия по ценным бумагам и рынка США (SEC) подала в суд. По мнению регулятора, Маск манипулировал рынком и ввел инвесторов в заблуждение. Мировое соглашение, заключенное с SEC, вынудило предпринимателя покинуть пост председателя совета директоров Tesla сроком на три года. Также по договору Маск и Tesla выплатили штраф на общую сумму $40 млн. А сообщения в соцсетях, способные повлиять на решения инвесторов, должны будут проходить модерацию.
1 мая 2020 года Маск написал в твиттере «Стоимость акций Tesla слишком высока». После этого сообщения акции автопроизводителя упали на 9,35%.
Через год сообщение Маска о том, что его компания приостановила продажи транспортных средств с использованием биткоина, привело к существенному снижению курса криптовалют. «Мы обеспокоены быстрорастущим использованием ископаемого топлива для майнинга биткоина и транзакций, особенно угля, который обладает худшими показателями вредных выбросов», — написал предприниматель.
10. Маск курит, акции Tesla дешевеют
7 сентября 2018 Илон Маск выкурил сигарету со смесью табака и марихуаны во время записи подкаста Джо Рогана «Joe Rogan Experience». Эфир транслировался на YouTube.
Последствия этого поступка оказались куда серьезней мемов в интернете. Военно-воздушные силы США стали рассматривать это как возможное нарушение федерального закона — их беспокоило, что директор компании-подрядчика (SpaceX) может оказаться наркозависимым. Биржевые котировки Tesla резко упали.
Несмотря на все неудачи, выпавшие на долю Илона Маска, по состоянию на июнь 2021 года предприниматель занимает второе место в рейтинге миллиардеров журнала Forbes с капиталом размером в $147,3 млрд.
11. Пожары на крышах Walmart
В августе 2019 года гигант розничной торговли Walmart подал в суд на Tesla и ее дочернюю компанию SolarCity, производителя солнечных панелей, обвиняя их в халатности. Причиной послужили семь возгораний на крышах ретейлера с 2012 по 2018 год. Чуть позже Walmart отказался от иска. Условия урегулирования не разглашались. В совместном заявлении компании обозначили, что они решают проблемы безопасности на солнечных объектах ретейлера.
Американская сеть супермаркетов начала покупать солнечные панели у SolarCity в 2010 году. В рамках программы по переходу на возобновляемые источники электричества Walmart установила солнечные батареи на крышах 240 магазинов.
12. Tesla отзывает автомобили
В феврале 2021 года Tesla объявила об отзыве 134 951 автомобиля Model X и Model S, выпущенных до марта 2018 года, с потенциально неисправными сенсорными экранами. Произошло это после того, как Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) оказала давление на производителя. Первоначально NHTSA попросило Tesla отозвать около 158 тыс. автомобилей.
В 2018 году компания уже отзывала 123 тыс. электромобилей Model S в связи с возможными проблемами с усилителем руля.
13. Аварии со смертельным исходом
Первое ДТП с участием электрокара Tesla, в котором погиб человек, произошло 7 мая 2016 года на скоростном шоссе во Флориде. Тогда седан Tesla Model S въехал под полуприцеп грузовика. «Ни автопилот, ни водитель не заметили белый бок полуприцепа на фоне ярко освещенного неба, поэтому тормоза не активировались», — прокомментировали трагедию в Tesla.
В ноябре 2017 года на Северо-Востоке Англии Tesla Model S наехала сзади на 80-летнего опытного велосипедиста. Он скончался в тот же день в больнице. ДТП произошло на ровном участке дороги.
В марте 2018 года в Калифорнии кроссовер Tesla Model X сошел с трассы и врезался в отбойник во время работы беспилотного режима и адаптивного круиз-контроля. Погибший водитель в момент аварии играл в мобильную игру на телефоне.
В феврале 2019 года в Майами в результате столкновения с пальмами загорелся электрокар Tesla Model S. При аварии дверные ручки, скрытые обычно в нишах дверей, автоматически выезжают оттуда, а все замки машины автоматически открываются. По неизвестной причине этого не произошло. Водитель оказался заперт в горящей машине.
В апреле 2021 года в Техасе Tesla Model X без водителя, столкнулся с препятствием и загорелся. В результате ДТП погибли двое мужчин-пассажиров. Это первое зафиксированное ДТП с участием автомобиля, где на водительском сиденьи не было человека.
IT проекты, которые изменили мир / Skillbox Media
#статьи
11
Мы любим его не только за то, что он виртуозно ругается по-русски.
Vkontakte
Telegram
Скопировать ссылку
Александр Цуриков
Автор статей про IT-технологии. Преподаватель, доцент. Инженер по первому образованию, по второму — журналист. Кандидат технических наук.
Мы думаем о Маске как об основателе SpaceX и Tesla. Но иногда полезно вспомнить, что начинал он с IT-проектов.
Первые деньги Илон заработал в 12 лет, когда по книгам самостоятельно изучил программирование и написал компьютерную игру Blastar. Тогда Маску удалось продать программу за 500 долларов. В неё, кстати, любители ретро могут поиграть и сейчас. Затем он несколько лет разрабатывал компьютерные игры, но это было только началом его карьеры.
В 1995 году вместе с братом Кимбалом Илон основал в Калифорнии компанию Zip2, которая делала электронные путеводители по американским городам. Разработка Масков напоминала онлайн-версию телефонного справочника «Жёлтые страницы», совмещённую со встроенной картой.
Zip2 была одной из первых в мире программ такого рода и имела большой успех. Коммерческие компании стремились разместить информацию о своих товарах и услугах в Zip2, а программное обеспечение позволяло предпринимателям наладить прямое общение с клиентами. Потомками этого проекта можно считать современные сервисы Google Maps, «Яндекс.Карты» и «2ГИС».
В 1999 году при продаже Zip2 Илон и Кимбал получили 37 миллионов долларов на двоих. Эти деньги позволили Илону перейти к реализации следующих проектов.
Работая над своими «Жёлтыми страницами» Zip2, Маск понял, что необходимо создать удобный онлайн-сервис для оплаты товаров и услуг через интернет. Сфера электронной коммерции тогда только появилась, но сервиса для переводов уже не хватало. Чтобы перевести деньги, требовалось идти в отделение банка или к ближайшему банкомату.
В 1999 году Илон Маск основал компанию X.com — один из первых в мире онлайн-банков. Детище Маска признали на государственном уровне, а счета клиентов X.com были застрахованы в соответствии с законами США, как вклады в обычных банках. Это поспособствовало невероятному успеху проекта. За несколько первых месяцев существования сервиса его услугами воспользовались 200 тысяч клиентов.
Независимо от Маска другая группа инноваторов во главе с Питером Тилем и Максом Левчиным разработала приложение, позволяющее оплачивать покупки с помощью карманного компьютера PalmPilot — предка современных смартфонов и планшетов.
Приложение называлось PayPal, что можно перевести с английского, как «заплати другу». Оно позволяло привязать банковскую карту к карманному компьютеру и совершать операции по ней, обмениваясь информацией через инфракрасный порт (какая древность!). Для защиты транзакций в приложении использовались алгоритмы шифрования, в которых Левчин отлично разбирался.
Пути команд Илона Маска и Питера Тиля вскоре сошлись. Они объединили свои разработки под единым брендом PayPal. Компания успешно действует до сих пор, а её имя стало синонимом совершения виртуальных платежей в интернете. Сегодня у PayPal более 200 миллионов пользователей по всему миру.
В 2002 году Маск и его партнёр продали проект интернет-гиганту eBay за 1,5 миллиарда долларов. Илон получил тогда 165 миллионов долларов чистой прибыли.
Интересно, что люди, работавшие в компании PayPal на заре её появления, до сих пор поддерживают тесные связи между собой. В прессе их называют «мафией PayPal». За прошедшие годы они создали множество инновационных проектов, стоимость которых превышает 30 миллиардов долларов.
Считается, что в «мафии» состоит около 20 человек. «Крёстным отцом» называют Питера Тиля. Сегодня он владеет венчурным фондом и оказывает финансовую помощь многим перспективным стартапам. При поддержке Тиля появились LinkedIn и SpaceX.
Бывшие сотрудники PayPal Стив Чен, Чад Хёрли и Джавед Карим также входят в «мафию». Благодаря их усилиям в 2005 году был основан YouTube.
Вице-президент PayPal Рид Хоффман отвечал в компании за внешние коммуникации. После увольнения он основал профессиональную социальную сеть LinkedIn. В ней зарегистрировано 740 миллионов пользователей, представляющих 150 различных отраслей бизнеса.
Макс Левчин, работая над защитой платежей в PayPal, первым массово внедрил тест CAPTCHA, позволяющий отличить человека от компьютерной программы. В научных статьях такой метод защиты называют тестом Гаузебека — Левчина.
Ещё один «мафиози», Ишан Вонг, несколько лет возглавлял портал Reddit. Этот сайт сочетает в себе черты агрегатора новостей и социальной сети. В 2021 году он занимает 18-е место по посещаемости в мире и 7-е в США.
Но, конечно же, самый известный представитель «мафии PayPal» — это сам Илон Маск, создавший SpaceX, Tesla и другие проекты.
После успеха PayPal Маск занялся автомобильным бизнесом. Tesla производит экологичные электромобили с множеством инноваций — от высокоэффективных аккумуляторов и электрических двигателей до умных ремней безопасности.
Но Илону этого мало. Он хочет создать для Tesla автопилот, который будет управлять автомобилем не хуже водителя-человека. И эту задачу постепенно реализуют его специалисты. Сейчас у электромобилей Tesla второй уровень автономности. Маск заявляет, что уже очень скоро его машины достигнут уровня 4, при котором человек за рулём вообще не нужен. И это не пустые фантазии.
Первая версия автопилота Tesla появилась в 2014 году, и с тех пор технология постоянно совершенствуется. Бортовой компьютер уже может самостоятельно вести машину по трассе и в городских пробках, выбирать скорость движения в соответствии с ограничениями, перестраиваться из полосы на полосу даже без разметки, останавливаться перед пешеходами, перекрёстками, стоп-линиями, светофорами и так далее. Tesla также может автоматически парковаться и заезжать в гараж, а благодаря функции «Вызов» машина способна выбраться с парковки и подъехать к владельцу.
Пока машины Tesla всё же не полностью автономны. Дистанция перемещения автомобиля в режиме автопарковки ограничена 12 метрами, а при движении по дорогам водителю нужно постоянно следить за обстановкой и держать руки на руле. В сложной ситуации человек должен брать управление на себя. Пренебрежение этим правилом уже привело к ряду инцидентов.
В 2021 году Tesla — самые доступные и массовые автомобили с системами автономного вождения. Работы над такими технологиями ведут многие компании, включая Google и Яндекс. Но у них проблемы с коммерческим внедрением. Главная причина в очень дорогих приборах — лидарах, которые позволяют определить форму препятствий на дороге и расстояние до них с очень высокой точностью. Стоимость комплекта лидаров для одного авто — до 40 тысяч долларов.
Отличие Tesla в том, что она не применяет в своих машинах лидары. Для оценки окружающей обстановки бортовой компьютер использует изображение с внешних камер. В каждую Tesla вмонтированы восемь камер, обеспечивающих полный круговой обзор. Вдобавок электромобили оснащают двенадцатью ультразвуковыми датчиками и системой GPS-навигации, которые стоят намного меньше лидаров.
Но Tesla отказалась от лидаров не из-за их стоимости. Маск считает, что камер достаточно. Ведь людям для управления автомобилем вполне хватает глаз, нам не нужны лазерные лучи.
Для обработки изображения автомобили Tesla используют чип с установленной нейросетью. ИИ уже давно и успешно анализируют изображения. Но так эффективно, как Маск, эту технологию для автопилота ещё не научился применять никто.
Он превратил каждый электромобиль в источник обучающих данных. Сведения о действиях водителей Tesla позволяют постоянно совершенствовать технологию. Информация от 500 тысяч Tesla передаётся в облачные серверы компании по беспроводной интернет-сети.
Данные анализируют специалисты компании. Они используют собственный суперкомпьютер, позволяющий настраивать нейронные сети для качественного управления автомобилем.
Каждый владелец Tesla становится добровольным «учителем» нейросети своего электромобиля. Благодаря этому Маску удалось без использования лидаров добиться результатов, сопоставимых с результатами лучших беспилотников, оснащённых этими дорогостоящими устройствами.
Илон Маск много рассуждал о потенциальной опасности искусственного интеллекта (ИИ) для человечества. Основную проблему он видит в том, что разработки выйдут из-под контроля или окажутся у людей с не лучшими намерениями.
Чтобы этого избежать, Илон в 2015 году создал проект OpenAI. Основная его цель — разработка дружественного и безопасного ИИ, который будет работать на благо всего человечества. Идея проекта — в максимальной прозрачности. Все результаты будут открыто публиковаться.
Сначала проект появился не ради прибыли. Кроме Илона Маска, OpenAI спонсировали Питер Тиль и Рид Хоффман («мафия PayPal» в действии!). Они выделили на развитие компании миллиард долларов и пригласили в проект лучших в мире специалистов по ИИ.
Программисты исследовали модели и методы обучения ИИ, определив несколько приоритетных направлений. OpenAI удалось достигнуть впечатляющих результатов, подробное описание которых заслуживает отдельной статьи. Вот несколько из них.
- Алгоритм обработки естественного языка GPT-3 может писать статьи, стихи и тексты на любые темы. Он легко поддерживает письменный диалог и отвечает на вопросы. Алгоритм даже написал статью, которую опубликовала газета The Guardian. Ещё он способен генерировать компьютерные программы по произвольному заданию.
Для тренировки GPT-3 программисты OpenAI использовали миллионы текстов общим объёмом более 500 гигабайт. Обучающая база в основном содержала англоязычные источники, поэтому алгоритм плохо работает с другими языками. Но над его адаптацией для русского уже работают отечественные специалисты. У GPT-3 175 миллиардов параметров машинного обучения — это самая совершенная модель в мире.
- Искусственный интеллект OpenAI Five способен играть в Dota 2
в одиночном и командном режиме на уровне опытных геймеров. Алгоритм совершенствуется, проводя тысячи часов в виртуальных баталиях. В игре множество вариантов развития событий, поэтому обучить ИИ играть в Dota 2 оказалось намного сложнее, чем в шахматы или в го. OpenAI Five — первая компьютерная программа, которая победила команду профессиональных игроков в киберспорте. - Нейросеть MuseNet пишет музыку в стиле лучших виртуозов прошлого и даже даёт регулярные онлайн-концерты. Её дальнейшее развитие — сеть Jukebox, способная генерировать новые песни и исполнять их в стиле Элвиса Пресли, Кэти Перри, Фрэнка Синатры и других известных музыкантов. Плоды её творчества бесплатно выкладывают в Сети.
- Нейросеть DALL-E генерирует изображения по текстовому описанию, а алгоритм CLIP решает обратную задачу — формирует текстовое описание по изображениям. Работая в паре, они самостоятельно обучают друг друга на миллионах картинок, доступных в интернете. Показанные специалистами OpenAI в начале 2021 года результаты работы DALL-E столь хороши, что заставили нервничать многих художников, дизайнеров и фотографов (теперь они могут лишиться работы!).
А что же Илон Маск? Он покинул совет директоров OpenAI в 2018 году, сославшись на «конфликт интересов», который может возникнуть из-за разработки автопилота Tesla. Но при этом обещал, что продолжит поддерживать проект.
Уже в следующем 2019 году команда OpenAI задумалась о монетизации своих наработок, по сути отказавшись от первоначальной некоммерческой концепции проекта. Такое решение вызвало критику со стороны Маска. Впрочем, в OpenAI
по-прежнему утверждают, что придерживаются основополагающих принципов разработки дружественного и безопасного ИИ.
Системам автономного вождения электромобилей Tesla требуется обмениваться большими объёмами информации с серверами. Но беспроводный интернет с высокой скоростью передачи данных практически недоступен за пределами крупных городов даже в самых развитых странах.
Чтобы решить эту проблему, обеспечить доступность широкополосного интернета в любой точке мира, а заодно и заработать много денег, Илон Маск в 2015 году представил свой очередной невероятный проект под названием Starlink.
Благодаря спутникам связи, вращающимся вокруг Земли, каждый человек сможет выйти в интернет, используя антенну, направленную в небо. При этом качество доступа не будет зависеть от того, где находится абонент: в лесу, в горной деревне или на необитаемом острове. Главное, чтобы над головой были спутники Starlink.
Конечно, спутниковый интернет был задолго до Илона Маска. Но его основными недостатками всегда были большая задержка и низкая скорость доступа. Причина этих проблем в геостационарных спутниках. Они вращаются на значительном расстоянии от поверхности Земли — примерно 36 тысяч км (для сравнения: Международная космическая станция находится на высоте всего 400 км). Даже распространяющемуся со скоростью света сигналу требуется ощутимое время на прохождение пути до спутника и обратно, что и вызывает заметные задержки доступа в интернет.
Новизна проекта Илона Маска в том, что спутники Starlink находятся намного ближе к Земле — на высоте всего около 500 км. Благодаря этому задержка снижается примерно в 20 раз, и становится возможным широкополосный доступ.
Но у каждого решения есть свои недостатки. Потребуется огромное количество спутников, чтобы покрыть сигналом всю планету. Для абонента на Земле сигнал каждого спутника, уходящего за горизонт, непрерывно должны заменять следующие за ним, появляющиеся из-за горизонта.
Но Илона это не пугает. Он разработал лёгкие — всего 260 кг — и относительно дешёвые спутники, которые запускает в космос при помощи ракет своей же компании SpaceX. Каждый пуск Falcon 9 выводит на орбиту 60 спутников Starlink, а в ближайшем будущем новые ракеты будут выводить по 400 за раз.
Сейчас у Starlink около 1 600 спутников. В ближайшие годы их станет 12 000. А для полной реализации проекта их потребуется 30 000 (для сравнения: за все годы до запуска Starlink человечество сумело вывести на орбиту менее 8 500 искусственных спутников).
Интернет-спутников будет столько, что они буквально перекроют собой всё небо. Уже сейчас элементы Starlink мешают астрономам наблюдать за звёздами. Илон Маск пообещал покрывать их специальным светопоглощающим составом и изменить конструкцию.
Но и существующих спутников достаточно, чтобы запустить тестовый доступ на территории США и ещё нескольких стран. На июнь 2021 года полмиллиона абонентов уже оставили заказы на подключение к Starlink.
Интернет Илона Маска будет повсеместным, но не бесплатным. Для подключения необходимо приобрести спутниковую тарелку и комплект оборудования за 499 долларов. Ежемесячная плата за услуги — 99 долларов. Со временем спутники Маска будут становиться совершеннее и дешевле. Тогда снизится и стоимость оборудования, и абонентская плата. Кстати, прибыль от проекта предприниматель потратит на программу колонизации Марса.
На сайте проекта опубликованы отзывы первых счастливых пользователей. Люди из сельской местности рассказывают, что десятилетиями страдали из-за низкоскоростного интернета, но после подключения к Starlink наконец-то смогли приобщиться ко всем благам цивилизации.
Этот проект Илона Маска, как и многие другие, действительно меняет жизнь людей. И владельцы Tesla теперь смогут получать обновления для электромобилей вне зависимости от того, как далеко от крупных городов они окажутся в своих путешествиях. Была бы только зарядка для аккумулятора!
В рамках статьи мы, конечно, смогли рассмотреть только небольшую часть проектов и идей, предложенных Илоном Маском. А идей этих у него очень и очень много: чтение мыслей через нейрокомпьютерный интерфейс, солнечная энергетика, подземные тоннели, вакуумные поезда, умные дома и целые города, колонизация Луны и Марса и даже новые методы обучения детей в школах.
Пусть не все предложенные Маском проекты удастся реализовать, и пусть скептики называют его сказочником и фантазёром. Пожалуй, человечеству нужны такие смелые личности, которые не боятся мечтать и воплощать в жизнь невероятные идеи. Именно они способны изменить жизни миллионов людей к лучшему.
Если и вы хотите изменить себя и мир, то программы Skillbox помогут вам в этом.
Читайте также:
Vkontakte
Telegram
Скопировать ссылку
Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.
Участвовать
Россельхозбанк проведёт конференцию о цифровых технологиях в сельском хозяйстве
09 дек 2022
Amazon хочет уволить всех рекрутеров, чтобы заменить их ИИ
09 дек 2022
Amazon платит деньги пользователям, чтобы они делились с ней личными данными
07 дек 2022
Понравилась статья?
Да
Есть ли у Илона Маска стратегия?
Обучение на испанском языке
Ler em português
Во время драматической, иногда воинственной, а иногда и сбивающей с толку кампании Илона Маска по приобретению Twitter мы слышали много одинаковых вопросов как от его последователей, так и от его критиков. Почему он вообще хотел купить компанию и что он собирался с ней делать? Заработает ли он много денег или все потеряет? Многие вопросы сводились просто к: «О чем он думает?!» Или, другими словами, Маск просто заигрывает с этим или у него есть стратегия? И если да, то какова стратегия Маска?
Мы все можем многому научиться — как хорошему, так и плохому — у других предприятий Маска: Tesla, SpaceX, Hyperloop, OpenAI, The Boring Company и NeuraLink. Основываясь на наших исследованиях и преподавании стратегии инноваций, технологий и роста, мы видим (некоторый) метод безумия. Стратегию Маска можно охарактеризовать общими темами в трех областях: что вписывается в его видение проблем, которые необходимо решить, как он разрабатывает организацию как решение этих проблем и почему он может так эффективно мобилизовать ресурсов для этих решений.
Поняв стратегию его многочисленных предприятий — и значительные риски, связанные с этой стратегией, — руководители могут применить эти уроки для запуска и развития своего собственного новаторского бизнеса. Инвесторы также могут использовать эти идеи для принятия более взвешенных решений при предоставлении ресурсов предпринимателям на зарождающихся рынках, таких как Web3 и метавселенная. Наконец, эта структура дает нам возможность подумать о попытке приобрести Twitter, от которой Маск сейчас пытается уйти, в контексте более широкой стратегии Маска.
Видение
Наиболее эффективные стратегии часто имеют общую черту: они строятся на смелом и ясном видении будущего, которое дает бизнесу цель сегодня. В 1980 году Билл Гейтс, как известно, сформулировал смелое и четкое видение «компьютера на каждом столе и в каждом доме». Каждая компания, связанная с Маском, по-своему понимает эту смелость и ясность: цель Tesla — «ускорить переход мира к устойчивой энергетике», а SpaceX — «сделать человечество межпланетным». Но чтобы по-настоящему понять Маска, нам нужно иметь представление об общем видении Маска, которое охватывает его многочисленные предприятия в целом.
Проблемы, а не решения
В то время как мы обычно думаем о видении как о поиске определенного типа решения , Маск, похоже, придерживается другого подхода: он преследует конкретный тип проблемы . В частности, его, кажется, привлекают проблемы, связанные с навигацией по масштабу и преодолением сложности.
Во-первых, ориентироваться в масштабе означает, что он выбирает проблемы, которые могут быть решены только путем крупных инвестиций с фиксированными затратами. Рассмотрим гигантских «гигафабрик» Теслы. Идея этих заводов заключается в том, что массовое производство электромобилей по ценам, которые делают их жизнеспособными для широкого коммерческого рынка, требует огромных масштабов. Giga Texas, пятая фабрика Tesla Gigafactory, является крупнейшей фабрикой в мире по площади.
Во-вторых, преодоление большой сложности — решение проблемы с несколькими взаимозависимыми движущимися частями — требует времени и выносливости на случай неудачи. Создание многоразовых ракет, на которых Маск сосредоточен в SpaceX, невероятно сложно. Чтобы ракету можно было использовать повторно, она должна быть способна снизить скорость почти с 3000 миль в час до безопасной посадочной скорости и совершить посадку в яблочко.
Подробнее о
Уроки инноваций от электромобилей
Проблемы такого типа имеют явный потенциал для устойчивого конкурентного преимущества — если вы сможете решить проблему. Длинный поток исследований, проведенных нашими коллегами и другими, показывает, что стремление к достижению критического масштаба и преодолению сложности может служить устойчивым источником конкурентного преимущества. Но решение этих проблем не для слабонервных: для этого нужно делать «большие ставки», как документирует наш коллега Дэвид Йоффи в своем обширном исследовании об Илоне Маске.
Проблемы как решение
Видение, посвященное этим крупномасштабным и сложным проблемам, дает несколько преимуществ.
Предсказуемый путь к производительности.
Несмотря на то, что решать масштабные задачи сложно, производительность и затраты на единицу продукции могут предсказуемо снижаться по мере увеличения объемов производства и создания единиц продукции — совокупный эффект, известный как «кривая опыта». (Закон Мура, утверждающий, что вычислительная мощность может удваиваться каждые два года, может быть самым известным примером кривой опыта.)
Понятно, что Маск полагается — по крайней мере неявно — на предположение, что кривая опыта даст результаты. Маск хочет вдвое сократить расходы на аккумуляторы за счет самостоятельного значительного увеличения производственных мощностей, полагаясь на технологическую экономию от масштаба за счет улучшения методов производства.
Мотивация для долгой поездки.
Поиск решений больших проблем может мотивировать организацию, подталкивая сотрудников к достижению невероятно амбициозных результатов. Тем не менее, есть причина, по которой большинство людей находят их чрезмерно пугающими. Они кажутся настолько сложными, что даже не стоит начинать или пытаться.
Маск однозначно стремится к этому, и сотрудники его компаний прекрасно понимают, что они пытаются достичь, казалось бы, невыполнимых целей. Маск, как известно, попросил Стива Дэвиса, инженера SpaceX, построить часть ракеты Falcon 1, которая, по оценке Дэвиса, будет стоить 120 000 долларов, за 5 000 долларов. В конце концов Дэвис поставил деталь за 3900 долларов. Тем не менее Маск утверждает, что он делает достижимые запросы. «Конечно, я не пытаюсь ставить невыполнимые цели. Я думаю, что невозможные цели демотивируют», — сказал он.
Проблемы как проблемы
Видение, основанное на решении крупномасштабных проблем высокой сложности, порождает собственные проблемы. Здесь мы сосредоточимся только на двух.
Выбоины на дороге.
Большинство людей плохо делают точные прогнозы. Люди экстраполируют линейно, но сложность возрастает гораздо быстрее. В результате, как показывает исследование Ву с докторантом HBS Атикусом Петерсоном, предприниматели постоянно пытаются установить реалистичные сроки, особенно в сложных проектах.
Маск, по его собственному признанию, не исключение. Starlink, спутниковая интернет-компания, управляемая SpaceX, все еще далека от прогнозов Маска на 2015 год относительно того, где компания будет находиться десять лет спустя. По состоянию на март 2022 года у Starlink было всего 0,625% подписчиков и 1% запланированной выручки на 2025 год. гибель для большинства менеджеров.
Закончилось топливо.
Обратной стороной решения большой проблемы является то, что путь к решению долог, а неудачи на этом пути многочисленны. Выгорание и разочарование — это реальный риск. Бывший руководитель производства в Tesla сказал, что работа по 70 часов в неделю не была чем-то необычным, и что увольнение из Tesla было лучшим, что случилось с его браком. По словам Эшли Вэнс, биографа Маска, менеджер по найму сказал бы новым сотрудникам SpaceX: «Если вы хотите изо всех сил, тогда отлично. Если нет, то вам не следует сюда приходить».
В конечном счете, остается открытым вопрос, смогут ли организации Маска поддерживать такие условия работы в течение многих лет, необходимых для достижения земли обетованной.
Организация
Все самому
Наиболее узнаваемой и последовательной характеристикой стратегии Маска является то, как он организует свой бизнес. В частности, он занимается стратегией вертикальной интеграции и закрытой технологии .
Вертикальная интеграция.
Вертикально интегрированная фирма непосредственно владеет и управляет различными этапами цепочки создания стоимости бизнеса. SpaceX производит около 70% своей ракеты Falcon 9 самостоятельно. Для сравнения, United Launch Alliance, которая запускает космические корабли НАСА, обеспечивает только системную интеграцию и запуск, полагаясь на 1200 субподрядчиков для всех остальных операций. У Tesla есть амбиции по обратной интеграции в добычу лития. Напротив, традиционные автомобильные OEM-производители полагаются на третьих лиц на рынке для поставки критически важных компонентов.
Закрытая технология.
Фирма, имеющая закрытую технологическую стратегию , создает собственную технологию, несовместимую с другими фирмами. Спутники SpaceX Starlink используют запатентованную технологию, которая делает их фактически несовместимыми с другими спутниковыми антеннами. Зарядная сеть Tesla в США несовместима с автомобилями других производителей. Напротив, открытая стратегия стремится установить стандарт для экосистемы, совместимой с другими фирмами. Почти все крупнейшие технологические компании мира полагаются на более открытую стратегию, чем Маск. Например, Google работает с HP, Acer и Intel над запуском поддержки быстрого сопряжения между телефоном Android и ПК с Windows. Преимущество открытой стратегии заключается в потенциале сетевых эффектов, создающих стоимость, которые могут привести к увеличению прибыли и рынку, где победитель получает все.
Тотальный контроль
Этот организационный выбор имеет определенные преимущества, из которых мы можем извлечь уроки.
Запуск новой экосистемы.
Вывод новой технологии на рынок представляет собой проблему курицы или яйца: продукт нуждается в дополнительных предложениях, но поставщиков и комплементаторов еще не существует, и ни один предприниматель не хочет связывать свою судьбу с технологией, которая еще нет на рынке.
Есть два способа «решить» эту проблему. Во-первых, вы можете время рынка и ждать, пока экосистема созреет — хотя вы рискуете ждать долго. Во-вторых, вы можете управлять рынком или поставить все необходимые входы и дополнения самостоятельно. Вспомните первые дни электрификации: трудно продавать силовые турбины, если нет лампочек и электрических стиральных машин. Таким образом, в начале двадцатого века General Electric предлагала как генераторы, так и продукты для использования электричества.
С Tesla Маск решил управлять рынком (без каламбура), поставляя как электромобили, так и зарядные станции, от которых зависят автомобили.
Получение большей ценности.
Контролируя всю экосистему, фирмы могут получать избыточную стоимость. Apple, например, может получить дополнительную прибыль, производя собственный кабель для зарядки, в то время как компании, использующие открытый стандарт USB, не могут. Более того, кому-то, у кого в ящике есть несколько кабелей Lightning, может быть удобно продолжать покупать устройства Apple. Как и Apple, фирменные зарядные адаптеры, используемые в автомобилях и зарядных станциях Tesla (в национальной сети и дома), позволяют получать выгоду в будущем. Кто-то, кто уже установил зарядную станцию Tesla дома, может счесть более удобным придерживаться автомобиля Tesla при следующей покупке.
Риск действовать в одиночку
Хотя мы можем оправдать стратегию Маска делать все в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе эта стратегия подвергает его серьезному риску.
Упускание преимуществ рынка.
Делая все самостоятельно, вы рискуете оказаться не в состоянии воспользоваться рынком, когда со временем появятся третьи стороны, которые смогут предложить исходные материалы и дополнения по более выгодной цене или стать пионерами инноваций. В то время как широкие предложения GE имели смысл в первые дни, стиральные машины и ветряные мельницы больше не должны находиться под одной крышей.
Intel страдает от этой проблемы сегодня. На протяжении десятилетий Intel придерживалась вертикально интегрированной стратегии проектирования и производства своих процессоров. Эта стратегия сегодня ставит ее в затруднительное положение: когда ее производственные технологии отставали от производителя TSMC, разработчики чипов Intel были технически и организационно ограничены, потому что они застряли с собственными производственными возможностями Intel.
Маск может столкнуться с подобными проблемами. Если новый прорыв в области батарей произойдет за пределами компании, Tesla может понести значительные ненужные долгосрочные расходы, потому что она застрянет, «покупая» свои собственные батареи.
Ухудшение сетевых эффектов в экосистеме.
Технологические фирмы сталкиваются с фундаментальным компромиссом между созданием ценности в долгосрочной перспективе и получением ценности в краткосрочной перспективе: выбор собственного подхода по своей сути ограничивает вклад третьих сторон в экосистему. Например, планируемые The Boring Company туннели шириной 12 футов на 5 футов уже стандартной ширины, используемой для городских метро, и поэтому несовместимы с существующими поездами. Если собственная транспортная система компании работает, она будет полагаться на свою технологию. Если этого не произойдет, туннелям или машинам не будет альтернативы, и не будет никакой помощи извне.
Ресурсы
Единственный способ решать крупномасштабные и сложные проблемы с вертикально интегрированной и закрытой организационной структурой — это иметь доступ к огромному количеству терпеливого капитала. И ничего себе, у Маска есть доступ к капиталу. В восьми своих компаниях он привлек более 34 миллиардов долларов. Одна только Neuralink привлекла более чем в три раза больше капитала, чем Amazon.
Отношения между Маском и его инвесторами являются ключевым фактором, лежащим в основе его стратегии. Его также труднее всего воспроизвести. Большинство аналитиков с Уолл-стрит изо всех сил пытаются рационализировать то, как это работает, и большинство генеральных директоров наблюдают, как рынки ослабляют Маска, которого они никогда не могли себе позволить.
Технологии и инновации
Цифровая трансформация не замедляется. Убедитесь, что ваша организация тоже.
Как он это делает? Чтобы понять мастерство убеждения Маска — и где убеждение терпит неудачу — мы обратимся к Аристотелю. Аристотель выделил три способа убеждения: этос , пафос и логос .
Этос.
Этос — апелляция к авторитету или честности говорящего. «У него есть 13 миллионов долларов». Это то, что сотрудники второго стартапа Маска, X.com (впоследствии PayPal), говорили новобранцам. Он вложил большую часть заработанного состояния в продажу своей первой компании, и Маск постоянно ставил на кон свои компании. Его первоначальные инвестиции в SpaceX составили 100 миллионов долларов из 175,8 миллиона долларов, полученных от продажи PayPal. Он продолжал вкладывать все свое личное состояние в SpaceX и Tesla до 2008 года, когда у него закончились деньги, и ему пришлось занять у друзей.
Пафос.
Пафос — обращение к эмоциям зрителей. Чего Маск добился благодаря своему бизнесу, так это выработал вдохновляющее мировоззрение, которое биограф Маска Вэнс описывает как «безумный гений в величайшем стремлении, которое кто-либо когда-либо придумывал». Зрелищность Маска дает ему нестандартные способности распределять ресурсы. Сегодня твиты Илона Маска могут возбудить миллионы розничных инвесторов. Один аналитик недавно отметил способность Маска вызывать эмоции: «Розничные [инвесторы] последуют за Илоном до ворот ада и обратно».
Логотипы.
Логос — это обращение к логике или, по крайней мере, имитация логики. Вот где критики Маска с Уолл-Стрит могут сказать, что он самый слабый. Многие из его предприятий не имеют четкой логики, о чем свидетельствует непредсказуемый способ, которым эти предприятия в конечном итоге приходят к решениям или продуктам. Например, первоначальной мотивацией для SpaceX было заинтересовать людей космосом, вырастив первое растение на Марсе. Идея заключалась в том, чтобы модифицировать теплицу, которую можно было бы запустить на Марс на российской ракете. Никто в аэрокосмической отрасли не верил, что он сможет это сделать. Тем не менее, инженеры и инвесторы, увлеченные его видением, присоединились к компании.
Этот пример иллюстрирует логическую неоднозначность его подхода. Маск изложил часть своей предыдущей логики в наборе «Генеральных планов», но большая часть логической основы того, как именно он добьется успеха, остается неоднозначной. Но это не обязательно вина или небрежность Маска как таковая: при разработке новых технологий, особенно тех, которые открывают новый рынок, нет никого, кто мог бы предвидеть весь набор возможностей того, что эта технология сможет сделать (и чего он не может). Инвесторы Маска склонны сосредотачиваться на будущем и мотивированы в первую очередь привлекательностью авторитета Маска и собственными эмоциями по отношению к нему и своими устремлениями в будущее. К счастью для Маска, именно такие инвесторы вам нужны, когда вы решаете проблемы, которые пытаются решить его компании.
Твиттер и стратегия Маска?
Вернемся к попытке Маска купить Twitter. Возможно, мы никогда не узнаем, как будет выглядеть Twitter, принадлежащий Маску, и как он может работать. Он пытается отказаться от сделки, и Twitter подал в суд, подготовив почву для судебной тяжбы. Но действительно ли покупка Twitter Маском имела смысл, учитывая стратегию, изложенную выше?
«Мы хотели летающие машины. Вместо этого мы получили 140 символов», — заметил Питер Тиль, соучредитель PayPal и венчурный капиталист, о Twitter в 2013 году. Обычно Маск изображал из себя скорее парня с летающей машиной. Чего он мог хотеть от Твиттера? Дело в том, что за последнее десятилетие технологический ландшафт изменился, и то, как и когда модерировать высказывания, стало критической проблемой — и экзистенциальной проблемой для компаний, работающих в социальных сетях. Другими словами, модерация речи все больше и больше походила на большую и сложную стратегическую проблему, которая привлекает внимание Маска.
Тем не менее, это проблема другого рода. Во-первых, мало доказательств того, что здесь применимы эффекты кривой опыта. YouTube был основан 17 лет назад. Реддит 16 лет назад. В Facebook работает больше рецензентов контента, чем людей, работающих в SpaceX. Одни только эти компании вложили огромные деньги и время в попытку решить проблему модерации контента. И хотя после объявления Маска интерес к вакансиям в Twitter подскочил более чем на 250%, у Маска нет опыта организационных изменений. Он не создавал Twitter, и сегодня в организации нет такой экстремальной культуры работы, как в других его компаниях. Неясно, будет ли его владение мотивацией или просто деморализует.
Тогда возникает вопрос, сработает ли в Twitter реорганизация по образцу других компаний, когда все останется внутри компании и станет собственностью. Большинство компаний решают использовать инструменты модерации ИИ, которые являются масштабируемыми, и отдают модерацию человеческого контента на аутсорсинг, потому что это изнурительно и не требует технических навыков. Но вертикальная интеграция критически важных, нетехнических задач в компаниях Маска, таких как сварка в SpaceX, привела к улучшению как самой задачи, так и смежных процессов. С другой стороны, менее ясно, как склонность Маска к закрытым системам может принести дополнительную пользу.
Ясно одно: способность Маска мобилизовать ресурсы остается сильной. Он сделал значительные личные инвестиции в Twitter — около 10% своего состояния, — подтвердив, что он связан с инвесторами и долгосрочным будущим бизнеса ( ethos ). С другой стороны, апелляция Маска к эмоциям ( пафоса ) тоже была немного сложной, в целом поляризуя людей по идеологическим признакам. Несмотря на то, что предлагались лишь расплывчатые планы и утверждалось, что покупка Твиттера не означает зарабатывание денег ( logos ), инвесторы, кажется, все еще полагаются на его послужной список и его авторитет.
Возможно, мы никогда не узнаем, принесут ли стратегии Маска плоды в Twitter. Но сага предлагает еще один полезный урок: многие инвесторы потеряли деньги, следуя за вдохновляющими лидерами, которые в конечном итоге не справились с задачей и чья логика никогда не могла быть объяснена и никогда не была объяснена. Другими словами, разница между гениальностью и безумием размыта и часто неуловима, пока не становится слишком поздно. Ясно вот что: Маск уже добился великих вещей, которые никто не считал возможным, и он сделал это с помощью своей собственной последовательной и смелой стратегии.
Хронология бизнес-начинаний Илона Маска
Поскольку Илон Маск близок к тому, чтобы претендовать на новую роль владельца Twitter после выигрышной заявки на его покупку за 44 миллиарда долларов на этой неделе, предприниматель-миллиардер может добавить приложение для социальных сетей в длинный список бизнес-предприятий, которые он возглавлял, инвестировал и поддерживал на протяжении всей своей долгой карьеры. Вот хронология самых заметных деловых начинаний Маска — как успешных, так и нет — за последние три десятилетия.
1995: Zip2
Вместе со своим братом Маск основал Zip2, онлайн-справочник предприятий, как онлайн-альтернативу стандартным бумажным желтым страницам. (Google не запустится до 1998. ) Он продал его более чем за 300 миллионов долларов в 1999 году компании Compaq Computer Corporation. Однако Маск был уволен с поста генерального директора в 1996 году, когда совет директоров решил назначить на его место более опытного лидера.
1999: X.com
Маск вложил часть своих доходов от продажи Zip2 в свое следующее предприятие: онлайн-банк X.com, запущенный с тремя другими соучредителями. Бизнес-модель X.com была новаторской для своего времени, поскольку она стимулировала регистрацию и упрощала процесс перевода средств в цифровом виде без необходимости использования почты или традиционной банковской инфраструктуры. В интервью CBS MarketWatch во время запуска Маск объяснил свой бизнес: «Минимальных остатков нет. Вы можете открыть счет и получить рекламное предложение на 20 долларов на свой текущий счет. Вы можете перевести 8 долларов в свой фонд S&P, по 3 доллара в фонд денежного рынка и в фонд облигаций, и у вас останется 6 долларов на чеке».
Он продолжил более философски рассуждать о новой компании: «На мой взгляд, Интернет прошел пару этапов и был готов к следующему этапу», — сказал он. «На первом этапе люди могли доверять информации из Интернета. Это был, наверное, 95-й или 96-й год. Второй заключался в том, чтобы доверять Интернету для покупок и начать использовать кредитные карты в Интернете для покупки книг, игрушек, корма для домашних животных и тому подобного. Я думаю, что сейчас мы находимся на третьем этапе, когда люди готовы использовать Интернет в качестве своего основного финансового хранилища».
2000: PayPal
Главный исполнительный директор PayPal Питер Тиль (слева) и основатель Илон Маск (справа) позируют с логотипом PayPal в штаб-квартире компании в Пало-Альто, Калифорния, 20 октября 2000 года.
Пол Сакума — AP
X.com объединилась с компанией-разработчиком программного обеспечения Confinity всего год спустя, образовав PayPal, безопасную платформу онлайн-платежей, основанную на платежах, проводимых для PalmPilots. PayPal станет одной из его самых успешных компаний; Маск и его партнеры, включая соучредителя Confinity Питера Тиля, продали его eBay в 2002 году за 1,5 миллиарда долларов. Однако это было тяжелое начало. В какой-то момент PayPal был назван одной из «худших бизнес-идей» 19-го века.99, а сам Маск снова был отстранен от должности генерального директора во время медового месяца в 2000 году, его заменил совет директоров с Тилем.
После выхода на фондовую биржу NASDAQ в 2002 году eBay поглотила PayPal. Они будут удерживать PayPal до 2015 года, выделив его в отдельную организацию.
2002: SpaceX
Главный инженер SpaceX Илон Маск разговаривает с администратором НАСА Джимом Брайденстайном во время просмотра OctaWeb, части двигателя Merlin, используемого для ракет Falcon, в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, Калифорния, 10 октября 2019 г..
Обри Джеминьяни—NASA/Getty Images
Затем Маск поставил перед собой высокую цель: исследование космоса и будущая колонизация Марса. За последние 20 лет SpaceX столкнулась с серией неудачных запусков ракет и взрывов звездолетов. Но она также стала крупным игроком в космической отрасли, установив ряд рекордов, в том числе стала первой частной компанией, которая отправила корабль на Международную космическую станцию и отправила астронавтов на орбиту. Он известен своими многоразовыми ракетами.
SpaceX также стоит за разработкой Starlink, группировки спутников, предназначенных для предоставления коммерческих интернет-услуг по всему миру.
2002: The Musk Foundation
Основанный как некоммерческая организация 501(c)3, Musk Foundation является одним из наименее обсуждаемых начинаний Маска. Его заявленные цели включают поддержку возобновляемых источников энергии, педиатрических исследований и образования, а также разработку «безопасного искусственного интеллекта на благо человечества». В период с 2002 по 2018 год компания передала около 25 миллионов долларов, примерно половина из которых компании OpenAI, принадлежащей самому Маску. (С 2012 года Маск также подписал The Giving Pledge, согласно которому многие из самых богатых людей мира в какой-то момент обязались раздать большую часть своего состояния.)
2004: Tesla
В наши дни Маск, пожалуй, наиболее известен своим руководством Tesla, компанией по производству электромобилей, названной в честь знаменитого изобретателя Николы Теслы. В какой-то момент в 2021 году Tesla была оценена более чем в 1 триллион долларов и была основана в 2003 году двумя другими мужчинами; Маск вошел в раунд финансирования серии A с инвестициями в размере 6,5 миллионов долларов и в конечном итоге стал играть все более активную роль в компании. Он является генеральным директором с 2008 года. Модель 3 — самый популярный электромобиль, производимый сегодня: по всему миру продано более миллиона единиц.
Тесла столкнулась с изрядной долей разногласий, от решения длительных задержек производства и выполнения до проблем безопасности с ее транспортными средствами и жалобами сотрудников на условия труда и методы управления.
2006: SolarCity
Компания SolarCity, основанная его двоюродными братьями в 2006 году, получила покровительство Маска за счет смещения; он был их основным финансовым покровителем. Солнечная энергетическая компания, которая к середине 2010-х годов стала ведущим установщиком солнечных батарей в жилых домах в США, SolarCity установила системы солнечной энергии, которые были сданы в аренду бытовым пользователям. Маск через Tesla приобрел SolarCity в 2016 году за 2,6 миллиарда долларов и включил ее в свою деятельность как Tesla Energy.
2015: OpenAI
Маск стал соучредителем некоммерческой организации OpenAI в 2015 году с коммерческим компонентом исследовательской лаборатории искусственного интеллекта; он был запущен с коллективного залога в размере 1 миллиарда долларов от его основателей. Маск открыто заявлял о своем интересе к разработке «дружественного» ИИ, который поддерживает человечество, но в итоге он ушел из совета директоров в 2018 году из-за конфликтов с проектами ИИ Tesla.
2016: Neuralink
Еще одно исследовательское предприятие, Маск стал соучредителем Neuralink в 2016 году с целью работы над «интерфейсами мозг-машина» или ИМТ, которые можно имплантировать непосредственно в тело. Нейробиологи скептически отнеслись к исследованиям и заявлениям Neuralink. Хотя в настоящее время они проводят эксперименты на животных, они перенесли планы начать работу с людьми на 2022 год9. 0004
2016: The Boring Company
Компания Boring, основанная в качестве дочерней компании SpaceX с целью помочь разгрузить городское движение через подземные туннели, является одним из побочных проектов Маска. Его цель: строить туннели. Сначала они экспериментировали, прокладывая туннель под заводом SpaceX в Калифорнии. The Boring Company стала независимой организацией в 2018 году, а в 2021 году завершила проект туннеля в Лас-Вегасе для перевозки посетителей под конференц-центром Лас-Вегаса. В настоящее время компания работает над дальнейшими проектами туннелей в Лас-Вегасе для подземного транспорта. Остальные проекты носят преимущественно спекулятивный характер.
Маск однажды смело говорил об амбициозной системе «Гиперпетля», создающей туннели по всей стране, чтобы революционизировать и ускорить подземный общественный транспорт между городами. Однако упоминания Hyperloop были удалены с веб-сайта Boring Company.
2022: Twitter
Скупив достаточное количество акций, чтобы к 1 апреля стать мажоритарным акционером, Маск в конце апреля сделал шаг к покупке Twitter за 44 миллиарда долларов.