Содержание
Как в Казахстане служат истребители Су-30СМ, и будут ли их модернизировать. Фоторепортаж
Руководство Министерства обороны пригласило журналистов и блогеров в Талдыкорган, где расположены 604-я авиационная база Сил воздушной обороны и части десантно-штурмовых войск.
Перерыв между тренировочными полётами / Фото Григория Беденко
В декабре 2018-го года российская авиастроительная корпорация «Иркут» выполнила контракт на поставку для военно-воздушных сил нашей страны 12 современных многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Читайте также: Как в Талдыкоргане встречали новые истребители Су-30СМ. Фоторепортаж
Таким образом, впервые в Казахстане в составе в/ч 21751 была сформирована полноценная эскадрилья из новейших боевых самолётов поколения 4++.
Личный состав авиационной эскадрильи Су-30СМ получил новую эмблему / Фото Григория Беденко
Проверка давления в переднем шасси / Фото Григория Беденко
Размещение тормозных парашютов в бортовом контейнере / Фото Григория Беденко
За полгода, прошедшие с этого момента, личный состав получил достаточно серьёзный на сегодняшний день опыт в эксплуатации многоцелевых сверхманевренных истребителей. Как известно, эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.
Экипаж проверяет системы самолёта перед вылетом / Фото Григория Беденко
В соответствии с контрактом, заключённым между «Казспецэкспортом » и корпорацией «Иркут» 24-го мая 2018-го года, казахстанские ВВС получат ещё восемь единиц Су-30СМ до 2020-го года. Как сообщил ранее в интервью Informburo.kz командующий казахстанскими военно-воздушными силами генерал-майор Даурен Косанов, в этом году предполагается поставка с Иркутского авиазавода сразу восьми истребителей. По словам командующего, на авиабазе в Талдыкоргане будут сформированы две полноценные эскадрильи, а в дальнейшем продолжится оснащение других авиационных баз Казахстана этими самолётами. Су-30СМ, как сообщил генерал Косанов, пойдут в Шымкент и Караганду. Что касается имеющихся на вооружении истребителей 4-го поколения Су-27, которые в Казахстане стоят на вооружении с конца 1990-х годов, то они будут базироваться в Актау и охранять воздушное пространство страны на западных рубежах. Эти самолёты ещё имеют определенный технический ресурс.
Проверка переднего горизонтального оперения истребителя / Фото Григория Беденко
Два Су-30СМ уже переброшены в Шымкент, где стоят на боевом дежурстве по охране южной части казахстанского воздушного пространства. Укрепление 602-й авиационной базы ВВС СВО РК (в/ч 55652) началось два года назад. На сегодняшний день авиационная часть уже оснащена новейшими ударными вертолётами Ми-35М, транспортно-боевыми Ми-171Ш, модернизированными в Белоруссии самолётами фронтовой авиации Су-25УБМ и Су-25БМ.
Кресло командира с цифровым оборудованием / Фото Григория Беденко
За каждым бортом закреплена группа технических специалистов / Фото Григория Беденко
Катапультное кресло штурмана / Фото Григория Беденко
По мнению командующего казахстанскими ВВС, поставка в Казахстан Су-30СМ позволила унифицировать авиационный парк, где ранее стояли на вооружении восемь типов боевых самолётов. Как отметил генерал, это в определённой степени создавало сложности в обслуживании и подготовке личного состава. Сейчас ВВС будут приходить к единой базовой модели, где основным ударным средством фронтовой истребительной авиации станет Су-30СМ.
В полёте всегда применяется система подачи кислорода / Фото Григория Беденко
Между тем, в последнее время вокруг проекта Су-30, включая его экспортные модификации появилось несколько весьма любопытных новостей, о которых следует упомянуть. Пожалуй, наибольший интерес для Казахстана представляет решение российского военного руководства об унификации Су-30СМ с новейшим фронтовым истребителем поколения 4++ Су-35. По словам вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова, это даст самолёту «вторую жизнь». В частности, унификация коснётся бортового оборудования и вооружения. «После завершения работ по модернизации Су-30СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолёта», – сообщил Борисов.
Су-35С на аэродроме в Кубинке во время проведения военно-технического форума «Армия» в 2017 году / Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Су-35, многоцелевой сверхманевренный одноместный истребитель поколения 4++. По своим характеристикам эта машина вплотную приближена к самолётам пятого поколения и является глубокой модернизацией самолёта Су-27. Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен. Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф (установлены, в том числе, и на Су-30СМ) на более продвинутое «изделие 117С» (АЛ-41Ф-1С). По словам российского вице-премьера Борисова, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России и Индии, где в эксплуатации находятся более 200 истребителей Су-30МКИ. Следует упомянуть, что Су-30 как проект возник благодаря тесному сотрудничеству двух вышеупомянутых стран. Индийцы активно позиционируют этот самолёт, как основу своих ВВС.
Борт 9 в ожидании штурмана / Фото Григория Беденко
Тренировочный полет продолжается 40-50 минут в зависимости от заправки топливом / Фото Григория Беденко
Взлёт с применением форсажных камер / Фото Григория Беденко
В январе этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил Иркутский авиазавод, где ознакомился с ходом испытаний модернизированных Су-30СМ. «Модернизацию в этом году мы заканчиваем полностью. Четыре объекта будут переданы в этом году в опытно-конструкторское бюро (ОКБ). В 2019 году ОКБ должно закончить все испытания», – рассказал тогда начальник монтажно-испытательного производства ИАЗ Андрей Балчугов. В сообщениях российских СМИ упоминалось, что «дальнейшая модернизация многоцелевых истребителей Су-30СМ осуществляется для российской армии и стран-участниц ОДКБ (напомним, что Казахстан является одной из самых активных стран-участниц этой организации). У модернизированных истребителей увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сот километров. После завершения испытаний технические усовершенствования могут внедряться при постройке новых истребителей Су-30СМ, а также в ходе ремонта самолётов, ранее (!) поставленных заказчикам. Программа модернизации истребителей Су-30СМ предусматривает использование только российских комплектующих изделий.
Эффектная посадка / Фото Григория Беденко
Борт рулит на стоянку / Фото Григория Беденко
Модернизация Су-30СМ и его унификация с Су-35, коснётся не только авионики и оружейного комплекса, но и силовой установки самолёта. В последнее время упоминалось о том, что российское военное ведомство надеется разместить такой заказ на 36 единиц Су-30СМ для своих воздушно-космических сил. У этих самолётов двигатели АЛ-31ФП (производства ММПП «Салют») будут заменены на двигатели АЛ-41Ф-1С (производства НПО «Сатурн»), устанавливаемые на самолётах Су-35С. Согласно имеющейся информации, новый двигатель увеличит тягу Су-30СМ на 1900 кгс в расчёте на двигатель, или примерно на 3800 кгс в целом на самолёт. Кроме того, возрастут возможности Су-30СМ по выработке электроэнергии (у двигателя АЛ-41Ф-1С более мощные генераторы), что позволит в будущем применять модернизированную авионику, например новую дальнобойную РЛС с активной фазированной решёткой (АФАР). Все это на порядок улучшит тактико-технические характеристики самолёта. Твёрдый заказ по этому проекту будет размещён на предприятиях российской авиастроительной промышленности, по некоторым данным, ближе к концу текущего года.
Блоки для неуправляемых авиационных ракет, используемых при работе по наземным целям / Фото Григория Беденко
Два самолёта, стоящие на боевом дежурстве с полным вооружением под охраной / Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Любопытно, что пишет обо всём этом одно из самых влиятельных американских изданий, посвящённых вопросам внешней политики, – National Interest. Военный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) полагает, что глубоко модернизированный Су-30СМ может стать самым массовым истребителем ВКС России, благодаря системам, опробованным на Су-35С и продажам машины в Индию. Мало того, боевой опыт использования Су-30СМ в Сирии (самолёт может работать как по воздушным, так по наземным и морским целям) может превратить его в новый МиГ-21, который примет на вооружение целый ряд стран. Обозреватель National Interest считает, что если индийцы закупят новый Су-30СМ, а также решат обновить уже имеющийся флот, в России появится хорошая возможность модернизировать свои машины и произвести новые. От Нью-Дели, по мнению Дейва Маджумдара, действительно сегодня зависит многое. ВВС Индии планируют закупку 115 истребителей. Кроме Су-30СМ, рассматриваются МиГ-35, американские F/A-18E и новая версия F-16, которого в США назвали F-21 (специальная версия самолёта для Индийских ВВС). Также рассчитывают на контракт французы с Dassault Rafale и шведы с Gripen E.
Американские аналоги Су-30СМ. По мнению экспертов – это McDonnell Douglas F-15 Eagle и Lockheed/Boeing F-22 Raptor
F-15E Strike Eagle из 492-й истребительной эскадрильи 48-го истребительного крыла ВВС Великобритании на авиасалоне «Фарнборо-2018» / Фото Григория Беденко
F-22A Raptor из 525-й истребительной эскадрильи ВВС США The Bulldogs на Сингапурском авиасалоне 2018-го года / Фото Григория Беденко
Ранее National Interest попытался сравнить возможности Су-30СМ и американского истребителя 5-го поколения F-22 Raptor. По мнению авторов публикации, Су-30СМ в воздушном бою при прямой видимости может справиться с F-22 благодаря современным управляемым ракетам Р-73 с инфракрасной системой наведения. Тогда как F-22 оснащён устаревшими ракетами AIM-9M. Однако, считают американские эксперты, F-22 имеет преимущество по скрытности и дальности действия приборов обнаружения, что позволяет ему раньше заметить российский истребитель. И это даёт ему большие преимущества.
Заправка борта перед очередным вылетом / Фото Григория Беденко
Ещё одной интересной новостью можно считать расширение экспортного потенциала Су-30СМ. В частности, процесс приобретения российских истребителей начала Армения. Об этом в начале мая заявил президент страны Никол Пашинян. Ранее министр обороны Армении Давид Тоноян сообщил журналистам, что Ереван уже частично оплатил контракт на поставку российских истребителей Су-30СМ. По его словам, на первом этапе Армения планирует получить четыре российских истребителя Су-30СМ в конце 2019 – начале 2020 года, всего хотела бы закупить 12 таких машин. Также на Иркутском авиационном заводе в апреле началась сборка Су-30СМ, предназначенных для поставки в Мьянму. Как сообщил главнокомандующий Вооружённых сил этой страны старший генерал Мин Аунг Хлайн: «На данный момент истребители находятся на заводах. Всё по контракту будет реализовано, мы не спешим. Когда придёт срок по документации, тогда мы и получим эти самолёты». На поставку самолётов в 2019 году рассчитывает и Беларусь.
Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
В Иркутске на жилой дом упал самолет Су-30СМ: военные эксперты рассказали о возможных причинах падения истребителя 23 октября 2022 г. | e1.ru
Обломки упавшего на двухэтажный дом самолета Су-30
Фото: Даниил Конин / IRCITY.RU
Поделиться
Вечером 23 октября в Иркутске военный самолет Су-30СМ упал на двухэтажный дом. Известно, что оба летчика погибли. Из местных жителей никто не пострадал. Корреспондент MSK1.RU поговорил о катастрофе с авиаэкспертом, экс-конструктором опытно-конструкторского бюро Вадимом Лукашевичем.
— У меня вопрос только один, почему пилот не катапультировался? — удивился Лукашевич.
При этом эксперт заверил, что никакой связи между этим самолетом и упавшим самолетом в Ейске нет. Сравнивать эти два случая нельзя.
— Там был строевой самолет, уже в эксплуатации — летел на задание с полным боекомплектом, то есть уже в эксплуатации. А этот заводской — он еще даже заказчику не передан. Это первые вылеты — из них, как правило, всегда привозят какие-то неисправности. Что и произошло, что замечания оказались слишком серьезные — летальные для людей. Связывать общим, что плохие запчасти, глупо. Они просто совпали календарно.
На вопрос, почему же самолет во время испытательного полета пролетал над домами, авиаэксперт ответил, что взлетают они в любом случае над жилым районом.
— Там кругом жилые дома. Это серийный завод, и его рабочие должны где-то жить. Вокруг каждого серийного завода, в любом городе, как правило, по всему миру есть жилые постройки. У каждого аэродрома военного, заводского есть специальная зона, где проводят испытания. Он взлетает и летит в нее. Но взлетает он в жилом районе, — заключил Лукашевич.
При этом военный эксперт, директор Музея войск противовоздушной обороны Юрий Кнутовов считает, что проблема может быть в запчастях или пилотировании:
— Мне трудно сказать, новый самолет был или после ремонта. Если после ремонта, то есть у меня подозрения на контрафакт деталей, которые используются. Потому что причина падения, как правило, техническая неисправность. Может быть и ошибка пилотирования летчика, — отметил MSK1.RU Кнутов.
В воскресенье, 23 октября, военный самолет упал на дом в Иркутске. Мы собираем всё, что известно, в онлайн-хронике.
Ранее в Сети появилось видео момента падения бомбардировщика Су-34 в Ейске. Трагедия в Ейске произошла 17 октября: военный самолет Су-34 практически сразу после взлета рухнул во двор девятиэтажного дома — погибли 15 человек, 7 из них — из одной семьи. Летчики успели катапультироваться.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1. RU и нашей группы во «ВКонтакте».
По теме
23 октября 2022, 18:50
«Это удвоение трагедии»: военные эксперты — о падении самолета на жилой дом в Иркутске
23 октября 2022, 15:51
Стали известны имена погибших в крушении Су-30 пилотов. Онлайн-трансляция
17 октября 2022, 23:34
«Я не завидую этому летчику, если он остался жив». Военный авиаэксперт — о трагедии в Ейске
28 августа 2022, 19:40
«Стране нужны были герои»: авиаэксперт усомнился в правильности действий экипажа, посадившего Airbus на кукурузном поле
24 октября 2022, 16:50
Оба летчика потеряли сознание? Как и почему рухнул военный самолет — хроника трагедии в Иркутске
Дмитрий Толстошеев
ИркутскАвиакатастрофаСамолетТрагедияСу-30СМКрушение Су-30 в Иркутске
- ЛАЙК0
- СМЕХ13
- УДИВЛЕНИЕ2
- ГНЕВ11
- ПЕЧАЛЬ22
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ81
Читать все комментарии
Что я смогу, если авторизуюсь?
ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ
0 / 1400
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2
Россия завершила поставку 24 истребителей Су-35 в Китай – The Diplomat
Азия обороны
Китай стал первым иностранным покупателем истребителя Су-35 российского производства.
Фото: китайский интернет
Россия завершила поставку 24 многоцелевых истребителей Су-35С (по классификации НАТО: Flanker-E), предназначенных для службы в ВВС Народно-освободительной армии (НОАК), Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству России. (ФСВЦ) сообщили местным СМИ 16 апреля.
«В соответствии с контрактом все самолеты Су-35 переданы инозаказчику», — цитирует ФСВТС ТАСС . Представитель ФСВТС также подтвердил поставку истребителей в Китай в заявлении по номеру IHS Jane’s от 16 апреля. Чиновник не сообщил, когда была доставлена последняя партия самолетов.
В августе 2018 года Минобороны России заявило, что все Су-35 будут поставлены до конца года. Первая партия из четырех истребителей Су-35 прибыла в центр летной подготовки ВВС НОАК в городе Цанчжоу провинции Хэбэй на севере Китая в декабре 2016 года. Вторая партия из 10 истребителей Су-35 была доставлена в декабре 2017 года9.0005
Министерство национальной обороны Китая (МНО) подтвердило в апреле 2018 года, что Су-35 официально поступил на вооружение НОАК. В следующем месяце Су-35 НОАК впервые сопровождали неназванное количество бомбардировщиков Xian H-6K и самолетов поддержки во время дальнего патрулирования над проливом Баши и вокруг острова Тайвань 11 мая.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получайте информацию о событиях недели и о разработке сюжетов для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Китай стал первым международным заказчиком Су-35, когда в ноябре 2015 года подписал контракт на 2,5 миллиарда долларов на поставку 24 самолетов. Переговоры между Пекином и Москвой о покупке Су-35 уже начались в 2011 г., с первоначальным соглашением о продаже, достигнутым в 2012 г.
Соглашение о продаже также включает поставку наземного вспомогательного оборудования и запасных двигателей, которые, как ожидается, будут завершены к 2020 г., согласно российскому военно-дипломатическому источнику. «Некоторые дополнительные подсистемы, включая наземное оборудование, еще не доставлены. Все оборудование заказчик получит до конца следующего года», — сказал источник 9.0009 IHS Джейн.
Примечательно, что источник в НОАК сообщил IHS Jane’s детали вооружения самолета: «Су-35 будет дополняться ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также неуправляемые ракеты, управляемые бомбовые блоки и неуправляемые бомбы. Истребители будут нести ракеты Р-27 (АА-10 «Аламо»), Р-73 (АА-11 «Арчер»), ракеты класса «воздух-воздух» РВВ и Х-35Э (АС-20 «Каяк»). ‘) противокорабельные ракеты».
Как я уже отмечал в другом месте:
Реклама
Су-35 – модернизированный двухмоторный многоцелевой истребитель завоевания господства в воздухе четвертого поколения, оснащенный двумя ТРДД АЛ-117С и оснащенный соплами с управляемым вектором тяги, позволяющими самолету достигать «сверхманевренности».
Кроме того, на самолете установлена «стандартная для экспорта радиолокационная система — РЛС с пассивным электронным сканированием «Ирбис-Э», способная одновременно сопровождать до 30 целей и предположительно способная поражать до восьми — средства радиоэлектронной борьбы и комплект связи, а также недавно интегрированный приемник для отечественной спутниковой навигационной системы BeiDou. (…)
Стоимость единицы Су-35 оценивается примерно в 85 миллионов долларов. Первоначально Россия не решалась продавать Су-35 Китаю, поскольку у нее были опасения по поводу китайского обратного проектирования мощного двигателя АЛ-41Ф1С, также известного как АЛС-117С, с управляемым вектором тяги. Согласно многочисленным источникам, Китай изначально был заинтересован в закупке АЛ-41Ф1С как отдельного продукта.
США ввели санкции против Китая за покупку Су-35 в нарушение принятого Конгрессом Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) в сентябре 2018 года.
Индонезия станет вторым иностранным покупателем Су-35.
метки
- Asia Defense
- Китай-россия SU-35 Deal
- ВВС Освободительной армии. Су-35
Понимание точки зрения египетских военных на сделку по Су-35
Если Соединенные Штаты не предоставят Египту больше возможностей в воздухе, Египет рискует подвергнуться санкциям, чтобы приобрести их.
В октябре 2013 года Государственный департамент объявил о приостановке нескольких ожидаемых поставок оружия в Египет, в том числе 10 вертолетов AH-64 Apache, четырех истребителей F-16C Block 52, компонентов танка M1A1 и противокорабельных ракет Harpoon. Это решение было призвано продемонстрировать недовольство США нарушениями прав человека в результате подавления вооруженными силами Египта «Братьев-мусульман». Хотя некоторое оборудование было доставлено в этот период, например, несколько вертолетов AH-64 Apache в 2014 году, только в 2015 году Соединенные Штаты возобновили нормальную передачу военной техники в Египет.
Однако в ответ на паузу египетские военные предприняли решительные меры, чтобы уравновесить зависимость своей страны от военной техники США. К концу того же года Египет начал переговоры о покупке российских истребителей МиГ-29М2, вертолетов Ка-52 и систем противоракетной обороны «Антей-2500». К 2015 году Египет заключил сделку с Францией на закупку истребителей Rafale и фрегата FREMM. Однако последней каплей для официальных лиц США стала покупка Египтом российского истребителя Су-35 за 2 миллиарда долларов в октябре 2018 года9.0005
Через месяц после того, как в марте 2019 года стало известно о продаже, тогдашняя американская компания Госсекретарь Майкл Помпео отметил сделку и предупредил на слушаниях в Конгрессе о необходимости введения санкций в соответствии с Законом № о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). В ответ несколько членов египетского парламента, в том числе бывшие военачальники, предупредили, что эти санкции будут считаться неприемлемым вмешательством в суверенное решение Египта о закупках оружия. Сделка была оправдана как часть усилий страны по диверсификации поставщиков оружия. Тем не менее, для египетских военных сделка по Су-35 представляет собой нечто большее, чем просто попытка диверсификации — они рассматривают сделку как шанс свести на нет последствия неоднократных отказов США от их попыток закупить американскую военную технику первого уровня.
Приобретение любой военной техники — это процесс, управляемый в первую очередь обоснованием, которое связывает восприятие страной своих военных потребностей со средствами, которые могут эффективно и действенно удовлетворить эти потребности. Это, однако, не означает, что другие соображения могут быть полностью проигнорированы или отброшены в сторону. Например, флот Египта F-16 — костяк военно-воздушных сил страны — возможно, является самым неэффективным подразделением F-16 в мире. Несмотря на модернизацию флота до стандартов Block 40 и 52, Соединенные Штаты долгое время отказывали Египту в ракетах класса «воздух-воздух» с дальностью более 85 км, ограничивая дальний/средний ракетный арсенал Египта ракетами «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow. и на 35 км меньше дальнобойный AIM-9Сайдвиндерс.
Для египетских военных это главный камень преткновения. Sparrow — это реликвия времен холодной войны, которая требует, чтобы оператор не отрывался от цели, чтобы нанести удар, что лишает пилота свободы действий или маневра после запуска. С другой стороны, многие другие клиенты США в регионе, включая Катар, Бахрейн, Саудовскую Аравию, Израиль, Иорданию, Оман и Турцию, используют более совершенный активный радар AIM-120 AMRAAM. Способность этой системы «выстрелил-забыл» позволяет оператору свободно маневрировать после пуска и обладает объявленной дальностью полета, которая превышает дальность полета AIM-7 Sparrow еще на 20 км. Ограничения на ракеты класса «воздух-воздух» поставили весь египетский флот F-16 в крайне невыгодное положение, если он вступит в воздушный бой с любыми военно-воздушными силами в регионе, вооруженными ракетами за пределами видимости (BVR). Этот существенный тактический недостаток также усиливает главную слабость Египта в прошлых войнах: его неэффективную авиацию.
Кроме того, Соединенные Штаты долгое время отказывали Египту в создании передовых тяжелых истребителей для завоевания превосходства в воздухе, что ограничивало радиус действия и возможности египетских ВВС. Египет неоднократно пытался компенсировать эти недостатки с середины 1970-х годов, добиваясь сделки по истребителям F-15, но, хотя Соединенные Штаты одобрили продажу этих систем Саудовской Аравии и Катару, все запросы Египта были отклонены. Для Египта это особенно больной вопрос, учитывая, что ни Саудовская Аравия, ни Катар официально не признали право Израиля на существование. В 2018 году Дональд Трамп дал устное обещание продать Египту 20 истребителей F-35, но снова сделка так и не состоялась из-за противодействия Министерства обороны и слухов о давлении со стороны Израиля. Эти постоянные опасения побудили Египет искать передовые истребители у других поставщиков, даже если это рискует попасть под санкции CAATSA.
Эти ограничения не ограничиваются американским оборудованием. Когда Египет запросил французский Rafale, Соединенные Штаты и Израиль оказали давление на Францию, чтобы она понизила класс ракет класса «воздух-воздух», имеющихся в Египте, до 80-километровой ракеты MICA вместо 100-километровой ракеты Meteor.
В то время как Турция также недавно заключила сделку с Россией по поставкам оружия, что привело к санкциям CAATSA, случай Египта существенно отличается. Что касается Турции и С-400, у Турции действительно был доступ к американской военной технике первого уровня, включая программу истребителей F-35, систему противоракетной обороны THAAD и ракету MIM-104 Patriot. Таким образом, его решение закупить альтернативные российские системы возникло не из-за предполагаемой острой тактической военной необходимости, а скорее из-за явных политических мотивов. Напротив, Египет считает покупку Су-35 необходимой после десятилетий запросов и отказов на американское оборудование первого уровня.
Многие спросят, зачем Египту такая потребность в передовых системах завоевания превосходства в воздухе и ракетах BVR, учитывая, что он находится в мире с Израилем, а его главная угроза — исламские повстанцы на Синае и вдоль протяженных ливийских границ. Однако египетские военные сосредоточены, по крайней мере, на двух стратегических угрозах, которые вызвали серьезную озабоченность по поводу усиления египетских воздушных возможностей.
Первая из этих угроз — открытие гигантского газового месторождения в исключительной экономической зоне Египта (ИЭЗ) в восточном Средиземноморье. Чтобы эффективно защитить свою ИЭЗ, Египту потребуется эффективный воздушный флот с запасом топлива, превышающим его коротконогие истребители F-16, для поддержки своих действующих военно-морских подразделений в регионе. Во-вторых, угроза югу Египта исходит от плотины Великого Эфиопского Возрождения. Переговоры по эксплуатации и регулированию плотины не привели к заключению какого-либо юридически обязывающего соглашения между Египтом, Суданом и Эфиопией. Если Египет прибегнет к военному варианту, ВВС почувствуют необходимость использовать воздушный флот с возможностью BVR для противодействия эфиопскому флоту превосходства в воздухе Су-27 Flanker, который вооружен ракетами класса «воздух-воздух» Р-27, дальность которых превосходит египетские AIM-7 Sparrow, Aim-9Sidewinder и французский MICA.
По этим причинам Египет рассматривает сделку по Су-35 как горькую пилюлю, которую он решил проглотить, чтобы исправить свою неполноценность в воздухе. Тем не менее, Каир признает, что столкнется с рядом проблем, когда дело дойдет до интеграции Су-35 в парк ВВС. В конце концов, это невозможно для самолетов американского производства, которые составляют основу египетских ВВС, и американских систем раннего предупреждения Египта, а именно самолетов E2 Hawkeye AEW и C-130-H, оснащенных системой Roll-on/Roll. — от аппаратуры электронных средств обеспечения — для обмена данными и связи с системами российского производства. Эти вызовы сделают египетские Су-35 и МиГ-29Флот M2 представляет собой военно-воздушные силы внутри военно-воздушных сил, которые будут действовать почти автономно и летать вслепую.
Египет попытался решить эту проблему, запустив собственный Центр управления радиолокационной интеграцией и наблюдением (RISC2), который позволяет самолетам смешанного происхождения обмениваться данными через единую платформу. Тем не менее, эксплуатационный статус этой системы остается под вопросом, а ее боевая эффективность еще предстоит проверить. Продолжение сделки по Су-35, несмотря на эти проблемы, демонстрирует, что опасения Египта по поводу нехватки воздуха таковы, что он готов не только рисковать санкциями, но и рисковать эксплуатацией гибридного флота, чтобы приобрести самолет, который может расширить свои воздушные возможности. боевой радиус и доставить большую полезную нагрузку на большие расстояния.
Тем не менее, вес этих опасений также предполагает, что Соединенные Штаты могут побудить Египет пересмотреть сделку по Су-35, если он готов предложить подходящие альтернативы, отвечающие требованиям египетских ВВС — без ущерба для качественного военного превосходства Израиля. Египетские военные, скорее всего, сочтут приемлемой альтернативу за пределами передовых F-35, недавно закупленных Израилем. Вместо этого египетские военные, вероятно, сочтут достаточно старых, но эффективных систем и боеприпасов, таких как те, что были проданы Саудовской Аравии и Катару, включая AIM-120 AMRAAM BVR и тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе F-15.
Напротив, угроза введения санкций против Египта в связи со сделкой может резко повлиять на отношения США с египетскими военными, включая переориентацию египетского военного руководства на восточные военные учебные заведения после десятилетий инвестиций в египетский офицерский корпус, получивший образование в США. . Кроме того, увязывание вопросов политических разногласий, таких как ситуация с правами человека, демократия и эффективное управление, с сотрудничеством с египетским военным институтом не изменило политику Египта и только усилило напряженность.
Когда дело доходит до управления военными отношениями с Египтом, ограниченный, прагматичный подход, скорее всего, позволит Соединенным Штатам продвигать свои интересы в Каире в эпоху возобновившегося соперничества великих держав. Переход Насера к Советскому Союзу для продажи оружия в 1954 году в рамках Чехословацкой сделки по оружию спустя десятилетия оказался фактором, способствовавшим нестабильности на Ближнем Востоке, которая была устранена только в 1979 году и поддерживалась закупками Египтом американской военной техники. Египет по-прежнему стремится к расширению военного сотрудничества с Соединенными Штатами, но его руководство по-прежнему будет уделять первоочередное внимание увеличению своего потенциала, если дополнительные американские вооружения не будут предложены, в том числе за счет дополнительных соглашений о поставках оружия с Россией или Китаем. Как и в период холодной войны, опорный пункт египетских вооруженных сил может в долгосрочной перспективе еще больше дестабилизировать Ближний Восток.
На данный момент Египет все еще считает себя незаменимым стратегическим союзником Соединенных Штатов на Ближнем Востоке; он разделяет цели США в области мира и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Американо-египетское военное сотрудничество выходит за рамки сделки по закупке военной техники, поскольку Египет предоставляет Соединенным Штатам преференциальный логистический доступ через свое воздушное пространство и Суэцкий канал, что необходимо для поддержания присутствия США в Персидском заливе.