Содержание
Литиевый парадокс России: кто нам мешает, тот нам поможет
https://ria.ru/20220525/litiy-1790456310.html
Литиевый парадокс России: кто нам мешает, тот нам поможет
Литиевый парадокс России: кто нам мешает, тот нам поможет — РИА Новости, 25.05.2022
Литиевый парадокс России: кто нам мешает, тот нам поможет
Мировой рынок лития оказался в центре мирового внимания. Ведь цены на этот металл выросли в десять раз за последние полтора года, при этом литий — ключевой… РИА Новости, 25.05.2022
2022-05-25T08:00
2022-05-25T08:00
2022-05-25T08:02
авторы
экономика
цены на нефть
россия
сила сибири — 2
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/18/1790463202_0:346:3026:2048_1920x0_80_0_0_62783259c6575f4c153e394e7998388c.jpg
Мировой рынок лития оказался в центре мирового внимания. Ведь цены на этот металл выросли в десять раз за последние полтора года, при этом литий — ключевой компонент для аккумуляторов, а значит, и электромобилей. Повышенный спрос со стороны этого сектора и стал причиной роста цен.Сначала базовые цифры. К слову сказать, запоминание таких цифр всегда важно для понимания рынка, его масштаба. К примеру, всем интересующимся известно, что глобальное потребление нефти около 100 миллионов баррелей в день, а российский экспорт газа в Европу и Турцию — 150-200 миллиардов кубометров в год и так далее. Эти исходные данные помогают нам ориентироваться в потоке информации, сопоставляя их с цифрами из новостей; становится понятно, насколько важно то или иное событие.Но в сведениях по глобальному предложению и спросу на литий есть две особенности.Во-первых, рынок лития стремительно растет: на уровне не менее 20% в год. Поэтому цифры очень быстро устаревают, к примеру, в первой половине 2022 года доступна статистика еще от 2020-го, а по факту в 2022-м спрос будет уже на 40% больше. Так или иначе, эксперты литиевого рынка оценивают спрос в текущем году: 640 тысяч тонн. А уже в 2030-м ожидаемый спрос составит два, по некоторым прогнозам, и три миллиона тонн. Во-вторых, в большинстве случаев (как и выше) приводятся данные в пересчете на карбонат лития, это соединение — одна из распространенных коммерчески доступных форм лития. Но иногда оценки могут быть и в пересчете на чистый металл, именно так дает свои сведения очень популярный ежегодный статистический сборник компании BP. Разница будет существенной: в карбонате лития содержание самого лития составляет 19%. Соответственно, цифры в этом случае будут примерно в пять раз выше, чем оценки по чистому металлу. Это также нужно иметь в виду. В настоящее время объемы лития, используемого для отрасли аккумуляторов и прочих секторов, сопоставимы. Но весь стремительный рост спроса будет связан именно с аккумуляторами, в результате к 2030-му на долю прочих сегментов придется всего 14%.Крупнейшим производителем лития является Австралия (46%), потом Чили (24%), Китай (16%) и Аргентина (6%). Кроме того, значительные запасы сырья для его производства есть у Боливии. Именно к этой стране приковано внимание у нас после отказа Аргентины и Чили поставлять литий в Россию, но пока в Боливии добываются совсем небольшие объемы (на уровне тысячи тонн в год). В любом случае эти три страны Южной Америки — важные участники литиевого рынка, кто-то уже сейчас, а кто-то — в будущем.Есть два основных традиционных способа добычи. Первый — из рассолов особых подземных вод с высоким содержанием лития. Этот вариант используется в Аргентине, Чили и Китае. Второй способ — добыча из содержащего литий минерала — сподумена, он применяется в Австралии.Итак, цены на литий выросли в десять раз. Примерно от 7,5 тысячи долларов за тонну (опять-таки в пересчете на карбонат) в конце 2020 года до 75 тысяч сейчас. Что важно в первой цифре? Она близка к себестоимости добычи лития для значительной части производителей. То есть многие компании зарабатывали обычную норму прибыли при этих ценах. Запасов лития в мире достаточно, но на разработку нового месторождения требуются годы, а спрос увеличивает цены уже сейчас. Но так как изначально вовлекаются самые рентабельные запасы, себестоимость даже традиционной добычи на новых участках будет выше, это может привести к тому, что и после сдувания текущего «пузыря» цены не вернутся полностью к старым отметкам. Как нетрудно заметить, весь сегодняшний рынок лития можно оценить от четырех миллиардов долларов (если считать по себестоимости добычи и «старым» ценам) до, соответственно, 40 миллиардов в нынешнем «пузыре». Крупные суммы, но в масштабах планеты совсем небольшие. Отчасти это еще раз подчеркивает тот факт, что отрасль электромобилей пока занимает небольшую долю рынка. Но есть и вторая причина. Доля расходов на литий и другие металлы в общей себестоимости аккумуляторов невелика, основная добавленная стоимость образуется на прочих этапах производства. В результате даже такой кратный рост цен на литий приводит к умеренному подорожанию накопителей. Оценки несколько разнятся, тем более что прочие металлы и первичные материалы также подорожали. Но речь идет пока максимум о десятках процентов. Повышение цен уже привело к тому, что многолетний тренд по непрекращающемуся падению стоимости литийионных аккумуляторов в любом случае окажется сломлен в 2022 году, вопрос лишь в том, насколько эти цены вырастут. Что все это означает для России?Наша страна — импортер литиевого сырья, а потому, казалось бы, заинтересована в низких ценах. Пока спрос не так велик, но со строительством новых заводов по производству аккумуляторов он повысится. Тем не менее, как ни покажется странным, России выгоден дорогой литий.Во-первых, в нашей стране имеются его запасы. Если говорить о минералах, то они есть, к примеру, в Мурманской области. Кроме того, рассматривается вариант попутной добычи лития из рассолов в Восточной Сибири, на Ковыктинском месторождении, при газодобыче (сам газ оттуда пойдет в «Силу Сибири»). Но себестоимость окажется выше, чем в других регионах. Концентрация лития в наших рассолах ниже тех, что в Латинской Америке. Поэтому применяться будут другие, так называемые нетрадиционные методы добычи лития. В частности, прямая экстракция. Разумеется, такой способ дороже. И он становится конкурентоспособным при высоких ценах, скажем, на уровне 25 тысяч долларов за тонну карбоната лития.Точная себестоимость такой добычи будет напрямую зависеть от концентрации в рассоле. Как известно, на самую отдаленную перспективу, когда и если прочие запасы лития в мире закончатся, рассматривается и его извлечение из морской воды, вопрос лишь в стоимости. Конечно, можно добывать литий у нас в стране при любой глобальной цене, защитив отечественного производителя импортными пошлинами. Но это негативно отразится на конкуренции. Ситуация здесь в какой-то степени обратная с нефтяной отраслью. Как другие страны с запасами нетрадиционной нефти начинают самостоятельно добывать ее при высоких ценах, так и Россия окажется самодостаточной по литию при устойчивом их увеличении.Во-вторых, есть более очевидный аспект, он связан с электромобилями. Говоря о перспективах цен на нефть, мы понимаем, что у нас есть неопределенности со стороны спроса и предложения. Со стороны предложения основной позитив для цены — это недоинвестирование в добычу. Но есть риск со стороны спроса — постепенный переход на электромобили. Напомним, что если оставить за скобками вопрос удобства и наличия инфраструктуры, то между традиционными авто- и электромобилями идет конкуренция по так называемой полной стоимости владения, с учетом расходов на топливо за все время эксплуатации. Постепенно снижающаяся стоимость делала электромобиль привлекательнее. Хотя прогнозы сильно разнятся, в любом случае при прочих равных дорогой литий или же его физический дефицит замедляют электромобилизацию, что позволит дольше сохранять спрос на нефть. Тем более что конкуренцию автомобилям с двигателем внутреннего сгорания составляют в первую очередь бюджетные электромобили, которые в полной мере почувствуют рост цен на литий и другие металлы.
https://radiosputnik.ria.ru/20220425/1785331619.html
https://ria.ru/20211209/sgu-1762792416.html
https://ria.ru/20220401/metally-1781312719.html
https://realty.ria.ru/20220317/metall-1778589855.html
https://ria.ru/20220414/litiy-1783427348.html
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Александр Собко
https://cdnn21.img.ria. ru/images/155002/84/1550028437_132:0:1012:880_100x100_80_0_0_9cc9280e56b020c0910e27d1d5905d8b.jpg
Александр Собко
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155002/84/1550028437_132:0:1012:880_100x100_80_0_0_9cc9280e56b020c0910e27d1d5905d8b.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/18/1790463202_295:0:3026:2048_1920x0_80_0_0_c7b56109733e2a294a59bd1f1200cc68.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Александр Собко
https://cdnn21. img.ria.ru/images/155002/84/1550028437_132:0:1012:880_100x100_80_0_0_9cc9280e56b020c0910e27d1d5905d8b.jpg
авторы, экономика, цены на нефть, россия, сила сибири — 2
Авторы, Экономика, Цены на нефть, Россия, Сила Сибири — 2
Мировой рынок лития оказался в центре мирового внимания. Ведь цены на этот металл выросли в десять раз за последние полтора года, при этом литий — ключевой компонент для аккумуляторов, а значит, и электромобилей. Повышенный спрос со стороны этого сектора и стал причиной роста цен.
Сначала базовые цифры. К слову сказать, запоминание таких цифр всегда важно для понимания рынка, его масштаба. К примеру, всем интересующимся известно, что глобальное потребление нефти около 100 миллионов баррелей в день, а российский экспорт газа в Европу и Турцию — 150-200 миллиардов кубометров в год и так далее. Эти исходные данные помогают нам ориентироваться в потоке информации, сопоставляя их с цифрами из новостей; становится понятно, насколько важно то или иное событие.
25 апреля, 15:17Прямой эфир
Не «кошмарить» иностранцев и добывать литий: новшества экономики РФ
Но в сведениях по глобальному предложению и спросу на литий есть две особенности.
Во-первых, рынок лития стремительно растет: на уровне не менее 20% в год. Поэтому цифры очень быстро устаревают, к примеру, в первой половине 2022 года доступна статистика еще от 2020-го, а по факту в 2022-м спрос будет уже на 40% больше. Так или иначе, эксперты литиевого рынка оценивают спрос в текущем году: 640 тысяч тонн. А уже в 2030-м ожидаемый спрос составит два, по некоторым прогнозам, и три миллиона тонн.
Во-вторых, в большинстве случаев (как и выше) приводятся данные в пересчете на карбонат лития, это соединение — одна из распространенных коммерчески доступных форм лития. Но иногда оценки могут быть и в пересчете на чистый металл, именно так дает свои сведения очень популярный ежегодный статистический сборник компании BP. Разница будет существенной: в карбонате лития содержание самого лития составляет 19%. Соответственно, цифры в этом случае будут примерно в пять раз выше, чем оценки по чистому металлу. Это также нужно иметь в виду. В настоящее время объемы лития, используемого для отрасли аккумуляторов и прочих секторов, сопоставимы. Но весь стремительный рост спроса будет связан именно с аккумуляторами, в результате к 2030-му на долю прочих сегментов придется всего 14%.
9 декабря 2021, 07:00Наука
Новый материал для электромобилей и гибкой электроники создали в России
Крупнейшим производителем лития является Австралия (46%), потом Чили (24%), Китай (16%) и Аргентина (6%). Кроме того, значительные запасы сырья для его производства есть у Боливии. Именно к этой стране приковано внимание у нас после отказа Аргентины и Чили поставлять литий в Россию, но пока в Боливии добываются совсем небольшие объемы (на уровне тысячи тонн в год). В любом случае эти три страны Южной Америки — важные участники литиевого рынка, кто-то уже сейчас, а кто-то — в будущем.
Есть два основных традиционных способа добычи. Первый — из рассолов особых подземных вод с высоким содержанием лития. Этот вариант используется в Аргентине, Чили и Китае. Второй способ — добыча из содержащего литий минерала — сподумена, он применяется в Австралии.
1 апреля, 15:28
Лондонская биржа прекратила размещать на складах медь и алюминий из России
Итак, цены на литий выросли в десять раз. Примерно от 7,5 тысячи долларов за тонну (опять-таки в пересчете на карбонат) в конце 2020 года до 75 тысяч сейчас. Что важно в первой цифре? Она близка к себестоимости добычи лития для значительной части производителей. То есть многие компании зарабатывали обычную норму прибыли при этих ценах. Запасов лития в мире достаточно, но на разработку нового месторождения требуются годы, а спрос увеличивает цены уже сейчас. Но так как изначально вовлекаются самые рентабельные запасы, себестоимость даже традиционной добычи на новых участках будет выше, это может привести к тому, что и после сдувания текущего «пузыря» цены не вернутся полностью к старым отметкам.
Как нетрудно заметить, весь сегодняшний рынок лития можно оценить от четырех миллиардов долларов (если считать по себестоимости добычи и «старым» ценам) до, соответственно, 40 миллиардов в нынешнем «пузыре». Крупные суммы, но в масштабах планеты совсем небольшие. Отчасти это еще раз подчеркивает тот факт, что отрасль электромобилей пока занимает небольшую долю рынка. Но есть и вторая причина. Доля расходов на литий и другие металлы в общей себестоимости аккумуляторов невелика, основная добавленная стоимость образуется на прочих этапах производства. В результате даже такой кратный рост цен на литий приводит к умеренному подорожанию накопителей. Оценки несколько разнятся, тем более что прочие металлы и первичные материалы также подорожали. Но речь идет пока максимум о десятках процентов. Повышение цен уже привело к тому, что многолетний тренд по непрекращающемуся падению стоимости литийионных аккумуляторов в любом случае окажется сломлен в 2022 году, вопрос лишь в том, насколько эти цены вырастут.
17 марта, 09:06
Минпромторг рассказал о способах поддержания спроса на металл
Что все это означает для России?
Наша страна — импортер литиевого сырья, а потому, казалось бы, заинтересована в низких ценах. Пока спрос не так велик, но со строительством новых заводов по производству аккумуляторов он повысится. Тем не менее, как ни покажется странным, России выгоден дорогой литий.
Во-первых, в нашей стране имеются его запасы. Если говорить о минералах, то они есть, к примеру, в Мурманской области. Кроме того, рассматривается вариант попутной добычи лития из рассолов в Восточной Сибири, на Ковыктинском месторождении, при газодобыче (сам газ оттуда пойдет в «Силу Сибири»). Но себестоимость окажется выше, чем в других регионах. Концентрация лития в наших рассолах ниже тех, что в Латинской Америке. Поэтому применяться будут другие, так называемые нетрадиционные методы добычи лития. В частности, прямая экстракция. Разумеется, такой способ дороже. И он становится конкурентоспособным при высоких ценах, скажем, на уровне 25 тысяч долларов за тонну карбоната лития.
14 апреля, 08:00
Россию загоняют в литиевый капкан
Точная себестоимость такой добычи будет напрямую зависеть от концентрации в рассоле. Как известно, на самую отдаленную перспективу, когда и если прочие запасы лития в мире закончатся, рассматривается и его извлечение из морской воды, вопрос лишь в стоимости. Конечно, можно добывать литий у нас в стране при любой глобальной цене, защитив отечественного производителя импортными пошлинами. Но это негативно отразится на конкуренции. Ситуация здесь в какой-то степени обратная с нефтяной отраслью. Как другие страны с запасами нетрадиционной нефти начинают самостоятельно добывать ее при высоких ценах, так и Россия окажется самодостаточной по литию при устойчивом их увеличении.
Во-вторых, есть более очевидный аспект, он связан с электромобилями. Говоря о перспективах цен на нефть, мы понимаем, что у нас есть неопределенности со стороны спроса и предложения. Со стороны предложения основной позитив для цены — это недоинвестирование в добычу. Но есть риск со стороны спроса — постепенный переход на электромобили. Напомним, что если оставить за скобками вопрос удобства и наличия инфраструктуры, то между традиционными авто- и электромобилями идет конкуренция по так называемой полной стоимости владения, с учетом расходов на топливо за все время эксплуатации. Постепенно снижающаяся стоимость делала электромобиль привлекательнее. Хотя прогнозы сильно разнятся, в любом случае при прочих равных дорогой литий или же его физический дефицит замедляют электромобилизацию, что позволит дольше сохранять спрос на нефть. Тем более что конкуренцию автомобилям с двигателем внутреннего сгорания составляют в первую очередь бюджетные электромобили, которые в полной мере почувствуют рост цен на литий и другие металлы.
применение, добыча и запасы драгоценного металла
Текст Павел Иевлев
Литий – легкий белый металл, который критически важен для нескольких ключевых современных отраслей. Откуда он берется, кому принадлежит, и хватит ли его всем желающим?
Общественный строй, государственные границы, колонизация и
деколонизация, мир и война – все это на протяжении истории человечества в
значительной мере определялось ключевым энергоносителем эпохи. Эпоха древесины,
век угля и пара, век нефти и газа, наступающий (хочется верить) век
электричества.
Литий называют «белой нефтью», в первую очередь, потому, что
в геополитике XXI
века он занимает то же место, что углеводороды в геополитике века XX. По мере совершения
предполагаемого «энергоперехода» эта роль будет возрастать. Поэтому интриги в
поставках, выкуп, аренда и просто захват месторождений, санкции и контрсанкции
– все это в полной мере присутствует в литиевой теме.
Но почему литий так важен?
Что делают из лития
Про литиевые аккумуляторы слышали все. Львиная доля
добываемого лития уходит на нужды производителей батарей – на сегодня из
практически применимых технологий компактного и емкого хранения электроэнергии именно
литиевые элементы остаются наиболее востребованными. Научные исследования в
этой области кипят, каждый год ученые обещают одну – две «безлитиевых»
технологии, но все они либо требуют еще более редких и дорогих редкоземов, либо
имеют недостатки, препятствующие их массовому использованию. Может быть,
однажды в этой области произойдет научный прорыв, но пока что без лития никуда.
Менее известны, но не менее важны другие применения лития. В
черной и цветной металлургии он применяется для раскисления и повышения
пластичности и прочности сплавов. Он добавляется в расплав стекла, чтобы оно не
пропускало ультрафиолет. Крайне важен литий в атомной энергетике – его
используют для получения трития. Потенциально литий может использоваться в
перспективных термоядерных энергетических установках.
Примерное распределение в использовании: 40% металла идет на
аккумуляторы, 26% – на производство керамических изделий и стекла, 13% – на
выпуск смазочных материалов, 7% – в металлургию, 4% — в системы
кондиционирования, 3% требуют медицина и полимеры.
И откуда взять столько лития?
Литиекопатели
Удивительно, но при такой востребованности лития в
промышленности, унифицированного способа рентабельного промышленного освоения
литиевых месторождений нет. Они настолько немногочисленны и разнообразны, что
каждое требует собственного метода разработки.
Два основных технологических направления выделения лития из
содержащих его основ – рудное и гидроминеральное.
По первой схеме металл добывают из пегматитовых минералов,
которые состоят из кварца, полевого шпата, слюды и так далее. В Австралии,
например, его добывают из сподумена (руды лития, минерала, который относится к
пироксенам). Изначально это был основной источник лития в мире, но сейчас все
большее распространение получает другая технология.
Гидроминеральным способом литий добывают из глин солончаков.
Из них вымывают соль, содержащую гидроксид лития, затем этот рассол выпаривают
на солнце и осаждают, добавляя карбонат натрия и гидроксид кальция. Это
относительно дешевый способ, открывающий путь к неучтенным запасам лития
(солончаки не входят в списки разведанных месторождений), но очень долгий
(выпаривание занимает от 18 до 24 месяцев). Также полученный по такой
технологии литий имеет примеси: железо или магний. Тем не менее, именно этот
способ собирается использовать Илон Маск – компания Tesla, один из крупнейших
потребителей лития, получила право на самостоятельную добычу металла в штате
Невада, США. Это 10 тысяч акров богатых литием залежей глины.
Еще один источник лития – переработка литиевых батарей.
Однако это достаточно сложный и дорогой процесс. Сегодня металлический литий
получают вторичной переработкой в ничтожных объемах.
Хватит ли нам лития?
Одна из основных страшилок противников «энгергоперехода» –
если все автомобили заменить электрокарами, то на их батареи не хватит лития.
Так ли это?
Существует множество расчетов, как подтверждающих, так и
опровергающих этот постулат. На самом деле, вопрос в исходных данных. На
сегодня для построения точной прогнозной картины их недостаточно, поэтому
однозначного ответа: «Да, хватит», – или: «Нет, не хватит», – дать невозможно.
На производство одной батареи для Tesla Model S требуется 63
кг лития, но это самая крупная автомобильная батарея, средний показатель – 20
кг на машину. Автомобилей в мире около полутора миллиардов, их число растет, но
и количество лития на одну батарею снижается за счет оптимизации технологий.
Приблизительная оценка – до 50 миллионов тонн лития будет кататься в машинах
после полного энергоперехода. Но это не так страшно, потому что замена будет не
одномоментная.
По итогам прошлого года во всем мире было продано всего 4,2
млн электромобилей, а годом ранее — чуть больше 2 млн. По прогнозам LMC, в
следующем году мировой рынок электромобилей вырастет до 9 млн штук, а в 2025
году достигнет 14,2 млн штук. Ожидается, что в 2025 году добытых природных
ресурсов будет достаточно, чтобы выпустить 21 млн электромобилей. На текущий
момент в мире производится около 100 млн автомобилей ежегодно, и если все они
будут на батарейках, на это потребуется 2 млн тонн в год.
В 2021 году в общей сложности в мире произведено 100 000
метрических тонн лития, это значительное увеличение по сравнению с 2010 годом,
когда производство составляло всего 28 100 метрических тонн. Учитывая иные
применения лития, его общемировое потребление к 2025 году оценочно составит не
менее 200 000 тонн. В ближайшее время в мире будет запущено большое количество
новых проектов для добычи нужного сырья и заводов по производству батарей, поэтому
ответ на вопрос: «Хватит ли лития?» – лежит в точке пересечения графиков роста
производства и потребления.
Пока очевидно, что существенного дефицита лития,
препятствующего энергопереходу, нет. Для тех же автомобильных аккумуляторов
более значимым может оказаться дефицит никеля и кобальта.
Так почему же вопрос лития стал геополитическим? Дело в цене
и запасах.
Литий – новая нефть
Цены на карбонат лития стремительно растут: с $13 тыс. за
тонну в июле прошлого года до $75 тыс. в апреле 2022 года. Это вызывает ажиотаж
и дефицит – по данным Benchmark Mineral Intelligence запасы карбоната лития у
производителей аккумуляторов находятся на низком или нулевом уровне из-за
высокого спроса на производство аккумуляторов для электромобилей, при этом
текущие темпы добычи недостаточны. По оценке GlobalData к 2024 году спрос
увеличится в 2,5 раза, а прогноз МЭА говорит о том, что к 2040 году
востребованность лития на рынке вырастет аж в 40 раз.
Экстренная необходимость в развитии литиевой промышленности
вылилась в так называемую скоростную добычу. Крупнейшие добывающие компании
развернули масштабные «кампании» по поиску новых месторождений, а также по
разработке технологий извлечения лития.
По данным Геологической службы США (USGS) на 2021 год
выявленные ресурсы лития во всем мире значительно выросли и составляют около 86
млн тонн. Боливия обладает самыми большими запасами в мире — 21 млн тонн, за
ней следуют Аргентина (19,3 млн тонн), Чили (9,6 млн тонн), Австралия (6,4 млн
тонн), Китай (5,1 млн тонн), Демократическая Республика Конго (3 млн тонн),
Канада (2,9 млн тонн) и Германия (2,7 млн тонн). Однако всем очевидно, что
это лишь малая часть мировых запасов.
Основные поставки лития ведутся из Австралии (18,3 тыс. тонн
в год), затем идут Чили (14,1 тыс. тонн в год) и Аргентина (5,5 тыс. тонн в
год). Главенствующие позиции на мировой арене занимают компании Talison Lithium
Ltd (Австралия), SQM (Чили), Jiangxi Ganfeng Tianqi (Китай), FMC (Аргентина).
Месторождения лития были обнаружены в Австрии, Сербии и
Финляндии. В Европе также большие надежды на крупнейшие литиевые запасы Португалии.
Военные интриги Франции, России и Китая в Мали также связаны с контролем над
крупными месторождениями лития. Еще есть месторождения, расположенные в
Кировоградской, Донецкой, Днепропетровской и Житомирской областях, – многие
эксперты не исключают влияния этого факта на геополитический кризис на Украине.
Российский литий
По оценке АКРА, в России залегает около 900 тысяч тонн
лития, при этом официальные данные о ресурсах и запасах редкого металла весьма
туманны. В стратегии развития отрасли редких и редкоземельных металлов РФ
говорится лишь о том, что на госбаланс поставлено 17 литиевых месторождений, и
13 из них числятся в нераспределенном фонде.
Крупные месторождения металла недавно обнаружены в Дагестане.
На Северном Кавказе изучены 92 месторождения с промышленным содержанием данного
металла. К примеру, Берикейское, Южно-Сухокумское и Тарумовское
месторождения позволяют не только полностью обеспечить потребности России в
карбонате лития, но и экспортировать его в другие страны.
Одно известно точно – несмотря на имеющиеся разведанные
запасы, в России добыча лития в настоящее время не ведется. Во времена
СССР на базе Забайкальского ГОКа извлекали и перерабатывали литиевые руды, но
это производство было утеряно в 90-х.
На сегодняшний день по данным «Смарт Консалт» в нашей стране
действуют лишь три производителя, способные выпускать литий и его соединения в
промышленных масштабах. Среди них:
·
ПАО «Химико-металлургический завод», г.
Красноярск;
·
ПАО «Новосибирский завод химконцентратов», г.
Новосибирск;
·
ООО ТД «Халмек», Тульская область.
Причин такого печального состояния отечественного лития две.
Первая – в России литий содержится преимущественно в сподуменовых
месторождениях, а значит, литий получается дорогой. До недавнего времени страна
полностью импортировала литийсодержащие концентраты либо готовые соединения
лития, потому что это было дешевле, чем добывать его самим.
Вторая причина – из-за слабо развитой электронной
промышленности и отсутствующего производства электротранспорта потребление
нашего внутреннего рынка – всего тысяча тонн в год. При таких объемах
собственное производство категорически нерентабельно.
Санкции, которые повлекли за собой ограничения импорта и
необходимость развития промышленности, потенциально могут изменить ситуацию. После
решения аргентинских и чилийских производителей прекратить поставки в РФ,
корпорации «Росатом» и «Норникель» заявили о разработке литиевых месторождений
в Мурманской и Иркутской областях. По предварительной оценке на перспективных
участках можно будет ежегодно извлекать до 50 тысяч тонн литиевых соединений. «Иркутская
нефтяная компания» может начать в 2022 году реализацию проекта по добыче
литийсодержащих продуктов из углеводородного сырья.
Выводы и перспективы
Сейчас крайне сложно
строить прогнозы востребованности лития на сколько-нибудь длительный период. Возможно,
«выстрелит» новая технология производства аккумуляторов, а может быть,
специалисты смогут изменить конструкцию имеющихся батарей, значительно сократив
количество требующегося для них лития.
При этом, скорее всего, будет и впредь наращивать обороты
добыча лития из рассолов, из углеводородного сырья, из вторичных источников –
так что общие объемы металла возрастут, и весьма значительно.
На сегодняшний день представляется, что развитие технологий
энергоперехода вряд ли упрется именно в литий. Других проблем хватает.
Использованные источники:
Шесть ведущих стран-производителей лития в мире в 2019 году
Горстка стран доминирует на рынке лития — металла, популярность которого в последние годы выросла благодаря его использованию в перезаряжаемых батареях
Солончак Салар-де-Атакама в Чили (Фото: Wikimedia Commons/Francesco Mocellin) спрос на электромобили и бытовую электронику, аккумуляторы которых она питает.
Но помимо использования в литий-ионных батареях, высокореактивный и легковоспламеняющийся щелочной минерал, иногда называемый «белым золотом», также используется в керамике и стекле, смазочных материалах, производстве полимеров и очистке воздуха.
Согласно последним данным Геологической службы США (USGS), мировое производство лития в 2019 году составило 77 000 тонн, что на 19% меньше, чем в предыдущем году, что было результатом предыдущего перепроизводства и снижения цен на сырье.
Но поскольку производство аккумуляторов, как ожидается, ускорится в ближайшие годы, особенно по мере того, как электромобили станут более распространенными на ключевых рынках, стремящихся к обезуглероживанию, интерес к металлу будет продолжать расти, и аналитики ожидают, что к 2024 году мировой спрос более чем удвоится.
В результате продолжающихся геологоразведочных работ глобальные оценки запасов лития выросли до 80 миллионов тонн, значительная часть которых находится в южноамериканском «литиевом треугольнике» — районе, охватывающем части Чили, Аргентины и Боливии.
Здесь NS Energy рассматривает самые активные страны-производители лития по всему миру.
1. Австралия – 42 000 тонн
Австралия на сегодняшний день является крупнейшим производителем лития в мире с объемом производства 42 000 тонн в 2019 году. – руда с высоким содержанием лития, а также алюминия.
Литиевый рудник Greenbushes в Западной Австралии — совместное предприятие американской Albermarle и китайской Tianqi Lithium — считается крупнейшим в мире проектом по добыче металла.
Несмотря на то, что Австралия является крупнейшим производителем лития в мире, она занимает лишь пятое место в мире по величине известных запасов лития, оцениваемых в 6,3 миллиона тонн.
2. Чили – 18 000 тонн
Чили занимает второе место в списке, на долю которого приходится 18 000 тонн производства лития в 2019 году. добилась наиболее успешного прогресса в освоении своих обширных природных ресурсов в промышленных масштабах.
Он обладает третьими по величине запасами металла в мире, общим объемом около девяти миллионов тонн.
Добыча лития в Чили, как и в других странах Южной Америки, в основном достигается за счет солнечного испарения огромных бассейнов соляного раствора.
Солончак Салар-де-Атакама является ключевым ресурсом для страны, и некоторые из ведущих мировых компаний по добыче лития открыли там свои предприятия, в том числе Albermarle и чилийская SQM.
3. Китай – 7 500 тонн
Производство лития в Китае достигло 7 500 тонн в 2019 году, что немного больше, чем 7 100 тонн в предыдущем году.
Страна является крупнейшим в мире потребителем лития из-за размера отрасли по производству аккумуляторов для электромобилей и бытовой электроники.
Электромобили в ближайшие годы будут стимулировать спрос на литий как на ключевой компонент их аккумуляторных батарей от австралийских производителей.
Tianqi Lithium и Ganfeng Lithium — два крупнейших китайских производителя металла, добыча которых ведется как внутри страны, так и за рубежом.
4. Аргентина – 6 400 тонн
Часть знаменитого литиевого треугольника, Аргентина произвела 6 400 тонн металла в 2019 году, заняв четвертое место в списке стран-производителей лития.
Южноамериканская нация также является домом для вторых по величине известных запасов в мире: 17 миллионов тонн сосредоточены на обширных солончаках на северо-западе страны.
Салар-дель-Хомбре-Муэрто является известным источником рассолов лития в Аргентине.
В последние годы многие компании проявляли интерес к инвестициям в литиевую промышленность Аргентины, но финансовая нестабильность в стране и проблемы с поиском необходимых технических знаний до сих пор были препятствием для более быстрого прогресса, учитывая размер ее запасов.
5. Зимбабве – 1600 тонн
Зимбабве, единственная африканская страна в этом списке, произвела 1600 тонн лития в 2019 г.– сохранение на уровне предыдущего года.
Добыча литиевой руды из твердых пород является основным методом, используемым в стране.
Рудник Бикита в провинции Масвинго на юге страны — крупнейший действующий литиевый рудник Зимбабве, работающий с 1950-х годов.
Литиевый проект Arcadia, предприятие, управляемое австралийской горнодобывающей компанией Prospect Resources, приближается к коммерческой готовности. Шахта расположена к востоку от столицы Хараре на севере Зимбабве.
Горнодобывающая промышленность вносит значительный вклад во внутреннюю экономику Зимбабве, хотя исторически страна была более известна производством драгоценных металлов, таких как золото и платина, а не лития.
6. Португалия – 1200 тонн
Португалия занимает шестое место в мире по производству лития и первое место среди европейских стран с объемом производства 1200 тонн в 2019 году.
По данным USGS, страна занимает около 250 000 тонн литиевых ресурсов и 60 000 тонн в шахтных запасах.
Литиевый проект Мина-ду-Баррозу на севере Португалии, принадлежащий и управляемый британской компанией Savannah Resources, является самым значительным месторождением литийсодержащей сподуменовой руды в Европе.
Месторождение лития стоимостью 1,5 миллиарда долларов обнаружено в западной части штата Мэн, но его раскопки могут оказаться сложными
НЬЮРИ — Самое богатое известное месторождение лития в твердой породе в мире находится в нескольких милях к северо-востоку от горнолыжных склонов реки Сандей и недалеко от водопада Степ, где пловцы могут купаться в неглубоких бассейнах, образованных сотнями футов каскадного гранитного уступа.
Небольшие месторождения были известны в штате Мэн на протяжении десятилетий, но это недавнее открытие, расположенное к северу от горы Пламбаго в Ньюри, является первым месторождением, обладающим большим ресурсным потенциалом.
И этот потенциал ошеломляет: при текущих рыночных ценах месторождение, предположительно содержащее 11 миллионов тонн руды, оценивается примерно в 1,5 миллиарда долларов. Имея длину до 10 метров, некоторые из литийсодержащих кристаллов являются одними из самых больших из когда-либо найденных.
Сформировавшиеся в трех милях под землей во время охлаждения гранитной магмы, кристаллы поднимались на поверхность в течение сотен миллионов лет, когда горы над ними разрушались и подвергались эрозии. В настоящее время частично обнаженное месторождение, по оценкам, имеет более высокий процент содержания лития по весу, чем любое другое месторождение в мире.
«Это будет очень важный источник лития в будущем», — сказал доктор Уильям «Скип» Симмонс, минералог из Университета Нового Орлеана и соавтор недавней статьи с описанием результатов. По словам Симмонса, необходимо провести более детальный отбор проб и анализ, но кристаллы, несомненно, «мирового класса».
Литий ценится, потому что он легкий и может накапливать много энергии, что делает его важным компонентом аккумуляторов для электромобилей и резервуаром избыточной энергии, вырабатываемой ветряными турбинами и солнечными панелями. Ожидается, что к концу десятилетия спрос на литий-ионные батареи вырастет в 5-10 раз, и мир должен быстро нарастить производство, чтобы отказаться от ископаемого топлива.
Эта находка может способствовать этому. Но согласно недавно принятым законам штата Мэн о добыче полезных ископаемых, неясно, будет ли он когда-либо добыт.
Фрэнк Перхэм стоит рядом с одним из литийсодержащих кристаллов, найденных на севере Плумбаго. Кристаллы являются одними из самых крупных из когда-либо найденных. Фото предоставлено Уильямом Симмонсом.
«Мы знаем, что законы штата Мэн о добыче полезных ископаемых таковы, что в штате Мэн нет ни одной активной шахты», — сказала Мэри Фриман, которая владеет землей вместе со своим мужем Гэри, соавтором статьи, описывающей находку.
«Нам нужно получить разъяснения от штата», — сказал Фримен, когда его спросили, планирует ли пара подать заявление на получение разрешения на добычу полезных ископаемых. «У них нет области правила, которая объясняет такую работу».
Закон штата Мэн о добыче металлов был разработан для защиты природных ресурсов штата и поддержания чистоты воды. Но государству и его жителям также потребуются литий-ионные батареи для хранения энергии ветра и солнечных батарей, а также для запуска электромобилей.
Тем не менее, литий — это металл, и государственные правила, принятые в 2017 году, запрещают добычу металлов в открытых карьерах площадью более трех акров, что было бы единственным экономически эффективным способом извлечения лития в Plumbago North.
«Я не знаю ни одного подземного месторождения марганца или лития в мире», — сказал доктор Джон Слэк, геолог, соавтор отдельной готовящейся к публикации статьи о важнейших минералах в штате Мэн.
«Поскольку эти металлы имеют относительно низкую стоимость с точки зрения их концентрации на тонну или на унцию, вам необходимо дешево добывать большие объемы породы, чтобы экономично и прибыльно производить интересующий вас металл».
Каков правильный уровень регулирования?
Коммерческая добыча полезных ископаемых привела к длинному списку бедствий, от обвалов и взрывов до рек, окрашенных в болезненно-оранжевый цвет.
Некоторые из самых серьезных экологических проблем связаны с добычей неблагородных металлов, таких как медь, свинец и цинк, которые часто встречаются в полосах горных пород, богатых сульфидами железа. При контакте с воздухом или водой сульфиды железа образуют серную кислоту. И как только производство серной кислоты началось, его может быть трудно остановить, загрязняя водные пути на десятилетия, явление, известное как дренаж кислотных шахт.
Сподумен в Плумбаго-Норт. Сподумен — это минерал, содержащий оксид лития, из которого можно извлечь литий. Фото предоставлено Уильямом Симмонсом.
Действительно, самые известные шахты штата Мэн, возможно, больше известны своими последствиями, чем тем, что они произвели.
В конце 1960-х компания Callahan Mining Corporation получила разрешение осушить прибрежное устье площадью 75 акров в городе Бруксвилл и превратить этот район в карьер. Компания добыла около 800 000 тонн меди и цинка, прежде чем затопить территорию, превратив ее в Гусиный пруд.
Бывшая шахта теперь является объектом Суперфонда, а исследование, проведенное в 2013 году учеными из Дартмутского колледжа, обнаружило широко распространенные доказательства наличия токсичных металлов в близлежащих отложениях, воде и рыбе. Затраты на уборку, которые несут налогоплательщики, оцениваются от 23 до 45 миллионов долларов.
Помня о таких событиях, законодатели, группы по защите окружающей среды и Департамент охраны окружающей среды штата Мэн разработали закон 2017 года о разведке и добыче металлических полезных ископаемых. Он был принят после многих лет размышлений и нескольких неудачных попыток и считается одним из самых строгих законов о добыче полезных ископаемых в стране.
Закон запрещает добычу металлических полезных ископаемых на общественных землях, озерах, выдающихся реках, прибрежных водно-болотных угодьях и высокоценных пресноводных водно-болотных угодьях, на них или под ними. Запрещены открытые шахты площадью более трех акров, равно как и шахты, требующие постоянной очистки токсичных сточных вод, или пруды для хранения влажных шахтных отходов.
Чтобы избежать того, что произошло в Бруксвилле и других местах, закон также требует от компаний откладывать деньги на очистку или устранение любого загрязнения окружающей среды в течение как минимум 100 лет после закрытия шахты.
За четыре года после принятия закона только одна компания, Wolfden Resources Corp. из Канады, попыталась пройти через этот процесс. Ранее в этом месяце компания отозвала свою заявку на изменение зонирования, необходимое для начала процесса выдачи разрешений Департаментом охраны окружающей среды после того, как уполномоченные штата отклонили заявку, сославшись на многочисленные недостатки.
Генеральный директор Wolfden Рональд Литтл сообщил комиссарам, что компания планирует подать новую заявку после того, как наймет консультанта, более знакомого с правилами штата Мэн.
Несколько геологов приветствовали закон 2017 года, но заявили, что он означает, что месторождения лития и марганца в штате Мэн (запасы марганца в округе Арустук считаются крупнейшими в стране) могут никогда не быть извлечены, пока открытая добыча запрещена.
«Если вы занимаетесь подземной добычей, это становится очень дорого. Так что это просто нежизнеспособный способ разработки месторождения, подобного (Plumbago North)», — сказал Симмонс, минералог из Университета Нового Орлеана.
Но эти запасы также не представляют таких потенциальных экологических проблем, как предложенный Вольфденом проект на Пикетт-Маунтин и других месторождениях сульфидов цветных металлов в штате Мэн, таких как Лысая гора. По словам Слака и Симмонса, месторождение Плумбаго-Норт не залегает в породах, богатых сульфидами, и не содержит их. Вместо этого добыча лития будет аналогична добыче гранита или гравия.
Литий можно найти во многих продуктах, включая смартфоны, что вызывает вопрос: какую роль Мэн должен играть в добыче металлических полезных ископаемых в мире, который становится все более интенсивным? Фото Кейт Каф.
«Те скалы, которые сейчас обнажаются, простояли там 200 миллионов лет и не растворились», — сказал Симмонс. «Я не понимаю, почему добыча металла вообще может быть применена к шахте такого типа. Это не имеет для меня никакого смысла».
Слэк согласился с тем, что месторождения не должны попадать в ту же категорию, что и добыча цветных металлов, таких как цинк и медь, в богатых сульфидами породах.
«Экологические ограничения, введенные в новый закон штата Мэн о добыче полезных ископаемых, давно назрели, — сказал он, — но, к сожалению, я думаю, что закон зашел слишком далеко, полностью запретив добычу открытым способом для таких целей».
В электронном письме координатор горнодобывающей промышленности DEP Майк Кларк сообщил, что прошло три или четыре года с тех пор, как сотрудники департамента посетили Plumbago North, который на тот момент работал подобно гранитному карьеру и разведке драгоценных камней.
По словам Кларка, карьер площадью менее акра был достаточно мал, чтобы не требовалось подавать уведомление о намерениях.
На вопрос, будет ли новый закон применяться к добыче лития в Плумбаго-Норт или где-либо еще, Кларк написал: «Департамент оценит конкретное предложение и примет решение на основе подробной информации».
Однако кислотный дренаж шахт — не единственная экологическая проблема, которую пытается предотвратить закон штата Мэн. Многие из тех, кто высказывался за закон, когда он был принят, вообще были против открытых карьеров, которые часто наносят огромный ущерб местной экологии.
«Призыв ограничить добычу открытым способом — это открытая рана перед лицом аргумента о Земле», — сказал доктор Мартин Йейтс, руководитель лаборатории и преподаватель Школы наук о Земле и климате Университета штата Мэн. «Как только вы откроете такую дыру, она больше не вырастет».
Ник Беннетт, научный сотрудник Совета по природным ресурсам штата Мэн, который активно участвовал в принятии последнего закона, сказал, что законы штата Мэн о добыче полезных ископаемых не предназначены для борьбы с литием и марганцем.
«Скорее всего, они представляют целую кучу различных проблем», — сказал Беннетт. «Если это станет чем-то, что кто-то захочет добывать и перерабатывать в штате Мэн, я думаю, нам придется рассмотреть лучшие доступные методы».
Землевладельцы не уверены в дальнейших действиях
Мэри Фриман сказала, что пара подождет, чтобы узнать больше о заповедниках и поговорить с Департаментом охраны окружающей среды, прежде чем решить, что делать с находкой.
«Я думаю, что это очень здорово для штата Мэн», — сказал Фримен. «Мэн как бы выдвинулся вперед как лидер, уделяющий внимание окружающей среде. Вы видите ветряки, видите зарядные станции для электромобилей. Я живу во Флориде, и у нас этого нет».
Мэри Фриман, владеющая Plumbago North вместе со своим мужем Гэри, исследует кусок турмалина. Фото предоставлено Мэри Фриман.
Супружеская пара годами занималась поиском драгоценных камней в округе Оксфорд и продолжала покупать землю в этом районе, потому что их интересовал грубый гранит, который там распространен.
«Они были исследованы много лет назад. Они были дырявые, когда мы их купили», — сказал Фриман о земле. Геологам были известны небольшие залежи кристаллов этого типа, но активные исследования в течение многих лет не велись. «Мы просто отправились на разведку, чтобы посмотреть, что там… И вот, там были эти огромные кристаллы. Мы были похожи на «вау»».
Фримен знает, что в штате Мэн действуют строгие законы о добыче полезных ископаемых, и не уверен, что литий когда-либо будет добыт. По ее словам, если они смогут извлечь его, пара, скорее всего, отправит материал для обработки в другое место.
«Мы также очень заинтересованы в сохранении лесов и земель, — сказал Фримен, — но если бы мы могли сделать что-то позитивное в отношении экологически чистой энергии, для меня было бы честью сделать это».
Фримены не заинтересованы в продаже собственности и хотели бы продолжать исследовать ее как можно дольше.
«Я не ожидаю, что наша находка изменит жизнь, и, честно говоря, мы счастливы, поэтому в любом случае не хотим менять свою жизнь, если только не сможем замедлить старение», — написал Фриман в электронном письме. . «Гэри каждый день исследует местность. Я скоро уйду на пенсию и не могу дождаться, чтобы провести там больше времени».
Создание запасов лития в США
Соединенные Штаты обладают обширными запасами лития, но производят менее 2% мировых годовых запасов, большая часть которых производится на одном крупном руднике Silver Peak в Неваде. Большая часть мировой добычи лития приходится на несколько предприятий в Австралии, Аргентине, Чили и Китае, которые также доминируют в перерабатывающей промышленности и производстве аккумуляторов, а также в других странах Азии.
Литий является ключевым компонентом аккумуляторов большинства электромобилей, представленных сегодня на рынке. Фото Кейт Каф.
Официальные лица США пытаются это изменить. В марте министр энергетики при президенте Байдене Дженнифер Грэнхольм объявила о выделении грантов на сумму 30 миллионов долларов, направленных на увеличение внутренних поставок критически важных минералов, включая литий, важный компонент аккумуляторов электромобилей.
«Америка участвует в гонке с экономическими конкурентами, такими как Китай, за владение рынком электромобилей, и цепочки поставок критически важных материалов, таких как литий и кобальт, определят, выиграем мы или проиграем», — сказал Гранхольм. «Если мы хотим к 2050 году достичь 100% безуглеродной экономики, мы должны создать собственные запасы этих материалов, включая альтернативы здесь, в Америке».
Переход к минералоемкому миру идет полным ходом. По данным Международного энергетического агентства, для типичного электромобиля требуется в шесть раз больше минеральных ресурсов, чем для обычного автомобиля, а для береговой ветряной электростанции требуется в девять раз больше минеральных ресурсов, чем для газовой электростанции.
В электронном письме Фил Куп, управляющий партнер ReVision Energy, сообщил, что штату Мэн потребуется значительный запас энергии в виде батарей, чтобы заполнить пробелы, когда не светит солнце или не дует ветер.
Аккумуляторное хранилище — самая быстрорастущая часть бизнеса ReVision, сказал Купе, который назвал открытие в западном штате Мэн «откровением» и призвал законодательный орган изучить, сможет ли Мэн «быстро и безопасно нарастить» его добычу.
«Если мы сможем добывать литиевые месторождения в штате Мэн таким образом, который не будет разрушительным для окружающей среды, то я думаю, что у нас есть прекрасная возможность помочь ускорить переход на возобновляемые источники энергии + хранение при одновременном укреплении экономики штата Мэн», — написал Куп.
Некоторые минералы могут заменять другие — марганец начал появляться в батареях как альтернатива кобальту — но литий, вероятно, останется важным компонентом батарей и других приборов, от кондиционеров до электрических плит.
По оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 году поставки из существующих шахт и строящихся объектов будут производить только половину количества лития и кобальта, необходимого для удовлетворения международных потребностей.
Переработка также играет свою роль: в отличие от ископаемого топлива, металлы можно переплавлять и использовать повторно, иногда бесконечно. Это ресурс, который остается в значительной степени неиспользованным: по оценкам ООН, официально перерабатывается менее 20 процентов электронных отходов. Но даже при наличии надежных программ утилизации маловероятно, что мир когда-либо сможет полностью отказаться от майнинга.
Потребность в минералах для технологий, не связанных с ископаемым топливом, не должна удерживать мир от быстрого отказа от ископаемого топлива, сказал Слэк. Когда дело доходит до добычи полезных ископаемых, общества должны найти правильный баланс между защитой окружающей среды и своими потребностями. «Это сложный вопрос, который требует много размышлений».
На карту также поставлены вопросы экологической справедливости. Поскольку в производстве многих полезных ископаемых доминирует горстка стран Африки, Азии и Латинской Америки, многие из которых имеют послужной список нарушений прав человека и окружающей среды, некоторые подталкивают США к тому, чтобы они взяли на себя больше бремени за потребляемые ими полезные ископаемые.
«Мы меняем окружающую среду, — сказал Ян Ланге, доцент кафедры экономики и бизнеса Колорадской горной школы. «Если мы просто не позволим США добывать какие-либо из этих вещей, то мы будем покупать их в тех местах, где нет таких же трудовых и экологических гарантий, как в США».
Гэри Фриман с одним из больших кристаллов. Фриман стал соавтором недавней статьи об этом открытии. Фото предоставлено Мэри Фриман.
Большая часть лития в мире добывается из горных пород или рассола. По оценкам, месторождения под солончаками Чили, Аргентины и Боливии, которые вместе называются «литиевым треугольником», содержат более трех четвертей мировых запасов. (Возможно также извлекать литий из морской воды, но исследователям еще предстоит найти способ конкурировать с более дешевой добычей лития на суше.)
Добыча рассола, при которой минералы выкачиваются на поверхность и оставляются испаряться в массивных лужах на месяцы или годы, относительно проста и недорога. Но процесс потребляет огромное количество воды в некоторых из самых засушливых мест на земле.
В Калифорнии предпринимаются попытки извлечь литий из подземных вулканов под Солтон-Баттс. Новая технология, в которой металл извлекается из рассола, уже используемого на геотермальных станциях для выработки электроэнергии, рекламируется как экологически чистая альтернатива. Но подобные попытки не увенчались успехом в прошлом, а для получения геотермальной электроэнергии ежегодно требуются миллиарды галлонов воды для охлаждения.
Литий также добывается традиционными методами в открытых карьерах из горных пород, подобных тем, что найдены в Северном Пламбаго. Предполагается, что запасы Plumbago North содержат примерно 11 миллионов тонн руды — намного меньше, чем 77 миллионов тонн в крупнейшем в мире литиевом руднике в Гринбушес, Австралия. Однако запасы штата Мэн исключительны по размеру кристаллов и богатству месторождения.
Фримены и исследователи из Плумбаго-Норт поняли, что найденные ими кристаллы необычны, как только они их обнаружили. Чтобы определить концентрацию лития, они отправили массовые образцы на анализ в лаборатории Австралии и Германии.
Результаты, по словам Симмонса, были ошеломляющими. Отложение показало среднее содержание оксида лития 4,68 мас.%. Это в три раза превышает среднюю концентрацию в 10 крупнейших литиевых рудниках мира. Для сравнения, второе по величине в мире месторождение лития в твердых породах, рудник Берник-Лейк в Манитобе, имеет содержание оксида лития 2,76% по весу и содержит примерно восемь миллионов тонн руды.
Мэн в опорной позиции
Фримены еще не подали заявку на добычу месторождения, которое впервые было описано в прошлом году. Но с литием во всем, от плит до смартфонов, открытие поднимает вопрос: какую роль Мэн должен играть в добыче металлических полезных ископаемых в мире, который становится все более интенсивным?
«Минералы, независимо от того, важны они или нет, мы, люди, не имеем права голоса в том, где они находятся», — сказал Слэк. «Мы в США и штате Мэн должны серьезно обсудить этот вопрос и понять, что нам нужно где-то добывать эти металлы для поддержки возобновляемых источников энергии. Мы должны встретиться с этим лицом к лицу».
Скорее всего, потребуются годы, прежде чем литий начнет производиться на месте, если это вообще разрешено законами штата Мэн.