Главный конструктор космических ракет в ссср: Родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королёв

Родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королёв

30 декабря 1906 г. (12 января 1907 г.) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв.

В 1924 г. Сергей Павлович окончил Одесскую строительную профессиональную школу и в этом же году подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота. Решение вопроса о зачислении затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевёлся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. В это время Сергей Королёв проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта. Эти работы показали явные способности Королёва как авиационного конструктора.

В 1930 г. Сергей Павлович закончил МВТУ и начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 г. перешёл в только что организованный Реактивный НИИ. В РНИИ Королёв занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной системой наведения, снабжённых жидкостным ракетным двигателем конструкции В. Глушко. Кроме того, он работал над проектом ракетоплана (ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королёва и двигателя Глушко, совершил первый полёт 28 февраля 1940 г.).

В конце 1930-х гг. по ложным обвинениям во вредительстве Королёв был арестован, осуждён на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.

27 июля 1944 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР Королёв и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 г. Сергей Королёв в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полёта около 300 км при стартовой массе около 13 т.

С 1946 г. и до конца жизни Сергей Королёв был Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем. В середине 1950-х гг. в КБ Королёва была создана знаменитая Р-7 — двухступенчатая ракета, с помощью которой 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал нашей стране высокий международный авторитет.

В 1958 г. Королёв получил звание академика. С 1959 г. руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.

12 апреля 1961 г. Королёв вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полёта началась эра пилотируемой космонавтики. Аналогичный полёт в США был осуществлён более года спустя.

Основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 г. Урна с его прахом была установлена на Красной площади в Кремлёвской стене.

В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых замечательных достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик Сергей Павлович Королёв был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961), ему была присуждена Ленинская премия (1957) и золотая медаль имени К.  Э. Циолковского. Имя Королёва, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.

 

Лит.: Апенченко О. Сергей Королёв. М., 1969; Асташенков П. Т. Академик С. П. Королёв. М., 1969; Гордость твоя, Поморье! Архенгельск, 2005; Королёв Сергей Павлович // Большая советская энциклопедия. Т. 13. М., 1973; Сергей Павлович Королёв [Электронный ресурс] // Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Б. д. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=102.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Открытый Космос: [цифровая коллекция];

В СССР создан Центр подготовки космонавтов // День в истории. 11 января 1960 г.;

Лётчик-космонавт СССР А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос // День в истории. 18 марта 1965 г.;

Основание космодрома Байконур // День в истории. 2 июня 1955 г.;

Полёт в космос первой женщины-космонавта // День в истории. 16 июня 1963 г.;

Указом Президента Российской Федерации создан новый род войск — Космические войска // День в истории. 24 марта 2001 г.

Биография Сергея Королева — РИА Новости, 03.03.2020

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — «безмоторный самолет К‑5».

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер «Коктебель» (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию «летчик».

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
 В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации «инженер‑аэромеханик».

 После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

 С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

 В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе «ГИРД Р‑1», а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе «ГИРД‑Х». Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак «За активную оборонную работу» ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

 В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

 В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО «Полет»).

 В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

 С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте «Рабе» в Бляйхероде в должности начальника группы «Выстрел», а позже первым заместителем начальника, главным инженером института «Нордхаузен».

 В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

 В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
 С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
 В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева).

 Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники «Электрон», автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи «Молния‑1», спутник фотонаблюдения «Зенит»). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

 Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Являлся автором более 250 научных работ, статей и изобретений.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом «Знак Почёта» (1945), медалями.

 Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

 Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

 В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени «За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники».

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) «Энергия», наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

 В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Сергей Королев и его великие космические проекты

© РИА Новости / Перейти в медиабанкСергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

1 из 28

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкВ 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

2 из 28

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

© РИА Новости / Александр Моклецов / Перейти в медиабанкВ эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

3 из 28

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкВ 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

4 из 28

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

5 из 28

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкВ 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

6 из 28

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

© РИА Новости / Николай Пашин / Перейти в медиабанкС 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.

7 из 28

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

8 из 28

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

© Фото : Public domain

© РИА Новости / Перейти в медиабанк19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

9 из 28

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

© РИА Новости / Игорь Снегирев / Перейти в медиабанкАкадемик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля «Восток» у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

10 из 28

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля «Восток» у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

© РИА Новости / Перейти в медиабанк12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».

11 из 28

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкСтарт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

12 из 28

Старт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкАкадемик Сергей Королев во время запуска «Востока» с Юрием Гагариным.

13 из 28

Академик Сергей Королев во время запуска «Востока» с Юрием Гагариным.

© РИА Новости /  / Перейти в медиабанкГенеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

14 из 28

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман ТитовПервая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

15 из 28

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

© Фото : Роскосмос/Герман Титов

© РИА Новости / Перейти в медиабанкКосмонавт Герман Титов готовится к старту космического корабля «Восток-2».

16 из 28

Космонавт Герман Титов готовится к старту космического корабля «Восток-2».

© РИА Новости / Перейти в медиабанк16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».

17 из 28

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкКосмонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

18 из 28

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкЛетчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

19 из 28

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

© РИА Новости / Перейти в медиабанк18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.

20 из 28

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкПодготовка к полету космического корабля «Восход-2».

21 из 28

Подготовка к полету космического корабля «Восход-2».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкВрачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

22 из 28

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

© Фото : Public domain Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.

23 из 28

Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.

© Фото : Public domain

© РИА Новости / Рунов / Перейти в медиабанкВ начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

24 из 28

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

© РИА Новости / Александр Моклецов / Перейти в медиабанкПод руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция «Марс-1».

25 из 28

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция «Марс-1».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкПод его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».

26 из 28

Под его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».

© Фото : Public domain Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.

27 из 28

Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.

© Фото : Public domain

© РИА Новости / Перейти в медиабанкСоветский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».

28 из 28

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».

1 из 28

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

2 из 28

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

3 из 28

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

4 из 28

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

5 из 28

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

6 из 28

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

7 из 28

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.

8 из 28

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

© Фото : Public domain

9 из 28

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

10 из 28

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля «Восток» у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

11 из 28

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».

12 из 28

Старт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

13 из 28

Академик Сергей Королев во время запуска «Востока» с Юрием Гагариным.

14 из 28

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

15 из 28

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

© Фото : Роскосмос/Герман Титов

16 из 28

Космонавт Герман Титов готовится к старту космического корабля «Восток-2».

17 из 28

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».

18 из 28

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

19 из 28

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

20 из 28

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.

21 из 28

Подготовка к полету космического корабля «Восход-2».

22 из 28

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

23 из 28

Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.

© Фото : Public domain

24 из 28

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

25 из 28

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция «Марс-1».

26 из 28

Под его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».

27 из 28

Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.

© Фото : Public domain

28 из 28

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сергей Королев: Отец успехов Советского Союза в космосе

Агентство

03.09.2007
61904 просмотра
156 лайков

Сергей Королев — человек, ответственный за первый полет человека в космос. Хотя мир знал о его достижениях — «Спутник», «Восток», «Союз», — сам человек до самой смерти оставался полной загадкой, так как его личность была тщательно охраняемой государственной тайной. Жертва сталинизма, после своей смерти он стал иконой российской ракетной техники, и его проекты ракет и космических кораблей летают до сих пор.

Сергей Павлович Королев был сыном учителя русской словесности, родился 12 января 1907 года в Житомире, Украина. Увлеченный самолетами, он сконструировал свой первый планер, когда ему было всего 17 лет. После окончания Киевского политехнического института он поступил в Московский университет, и его интерес переключился на ракетные двигатели, которые в то время все еще были чисто теоретическими предметами.

В 1931 году он основал Группу исследования реактивного движения (ГИРД), разработавшую первые советские ракеты на жидком топливе: ГИРД-9.и 10. Группа была передана военным в 1933 году и стала известна как РНИИ, официальный центр исследований и разработки ракет и планеров с реактивными двигателями. Королев отвечал за аэрокосмические конструкции, а его коллега Валентин Глушко отвечал за двигательные установки. Вместе они разработали РП-318, первый советский пилотируемый реактивный планер.

Это были трудные времена в Советском Союзе, когда при Сталине начались большие чистки. 23 марта 1938 года Валентин Глушко был арестован. Чтобы уменьшить обвинения, он донес на Королева, в результате чего 7 июня был арестован и приговорен к десяти годам принудительных работ. С того дня двое мужчин резко противостояли друг другу.

Всего Королев провел в различных тюрьмах более двух лет, в том числе четыре месяца в ГУЛАГе. К счастью для него, известный авиаконструктор Андрей Туполев также был политзаключенным и начальником одного из тюремных конструкторских бюро, известных как «шарашки». По просьбе Туполева Королеву наконец разрешили присоединиться к его команде.

Конструктор первых российских ракет

В ноябре 1944 года Королев был назначен руководителем собственной группы, и ему дали всего три дня, чтобы придумать предложение по советскому эквиваленту немецкой ракеты Фау-2. Он принял вызов, хотя его предложение имело дальность полета всего 75 км, что всего в четверть меньше, чем у V2.

Год спустя Королев был отправлен в Германию для оценки оборудования и техников, оставленных в конце войны американской операцией «Скрепка». Вернер фон Браун и лучшие члены немецкой группы ракетостроителей переехали в Соединенные Штаты, но в следующем году в России был создан новый исследовательский центр под названием НИИ-88. Хотя Королев все еще оставался политзаключенным, он был назначен главным инженером, ответственным за разработку советского аналога Фау-2. Результатом стала ракета R1, предшественница семейства ракет, известных на Западе под кодовым названием НАТО: Scud.

НИИ-88 разрабатывал различные ракеты до того, как в 1953 году Королев решил разработать первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету с дальностью 7000 км. Р-7 был основан на концепции многоярусных ступеней, которую когда-то рассматривали немцы. 21 августа 1957 года ракета Р-7 была успешно запущена с новой ракетной площадки недалеко от Байконура в Казахстане.

От спутника до Востока

Восток был запущен в космос 12 апреля 1961 года.

Получившая название «Семёрка», Р-7 была достаточно мощной, чтобы вывести спутник на орбиту. Однако, поскольку разработка научной полезной нагрузки заняла больше времени, чем планировалось, команда Королева разработала «минимальный спутник». Спутник-1, первый спутник, выведенный на орбиту, был запущен 4 октября 19 года.57 и его сигнал «бип-бип» потрясли мир.

Чтобы закрепить этот оглушительный успех, менее чем за месяц Королев и его команда разработали второй спутник. 3 ноября, как раз к 40-летию большевистской революции и до первой (неудачной) попытки США запустить спутник, был запущен «Спутник-2». На борту находилась собака Лайка, первое животное на орбите Земли. Королев и Р-7 быстро добились новых успехов: первый зонд на Луну, первое изображение обратной стороны Луны и первые зонды на Венеру и Марс.

Следующей большой задачей было вывести человека на орбиту и благополучно вернуть его на Землю. Для этого Королев решил изменить концепцию спутника-шпиона и превратить его в пилотируемый космический корабль, заменив полезную нагрузку для получения изображений катапультируемым креслом. После серии испытательных полетов с использованием манекенов космонавтов и собак 12 апреля 1961 года «Восток» был запущен в космос на усовершенствованной версии ракеты Р-7. На борту находился Юрий Гагарин.

К Луне

Ракета-носитель Н-1

США ответили 15 мая прямым вызовом со стороны президента Джона Ф. Кеннеди, который пообещал отправить человека на Луну до конца десятилетия.

У Королева был свой план победить США в «Лунной гонке». Он предложил построить гигантскую ракету, 100-метровую Н-1, а также модульный космический корабль, у которого было многообещающее будущее: «Союз».

Несмотря на свои успехи, а может быть, благодаря им, Королев подвергался широкой критике со стороны высокопоставленных военных и других космических конструкторов, которые указывали на то, что его ракеты плохо рассчитаны на стратегическую роль. Королев не был обескуражен своими критиками; Р-7, может быть, и не была очень полезной в качестве оружия, но это была лучшая космическая пусковая установка своего времени.

Ситуация с Н-1 была сложнее, так как Королев не мог договориться со своим старым коллегой Валентином Глушко. Глушко, ныне ведущий конструктор советских ракетных двигателей, считал криогенную тягу тупиковой. Чтобы обойти его, Королев обратился к Николаю Кузнецову, пришедшему из воздухоплавательного движителя. Проблема заключалась в том, что, поскольку двигатели Кузнецова были очень маленькими, огромному Н-1 потребовалось бы 42 из них, 35 только для первой ступени. Работы по Н-1 были заморожены, и его разработка была одобрена только в 1919 г.64. К тому времени лунная программа США уже три года была национальным приоритетом.

Долговечное наследие

Космический корабль «Союз» остается одной из рабочих лошадок российской космонавтики.

Королев так и не увидел завершение своего огромного «малыша». В 1965 году у него диагностировали рак, и ему посоветовали сделать операцию на толстой кишке. К сожалению, операция не удалась, и 14 января 1966 года Королев скончался на операционном столе. Всего через две недели после смерти Королева Луна-9приземлился на Луну. Это должен был быть последний большой советский первый в космосе за долгое время.

После смерти Королева вся российская космонавтика столкнулась с многочисленными трудностями. Мега-пусковая установка Н-1 не была готова вовремя обогнать «Аполлон» на Луну, и все ее четыре запуска закончились катастрофой. В августе 1974 года программа была отменена Валентином Глушко, который возглавил конструкторское бюро Королева.

Космический корабль «Союз» и ракета-носитель Р-7, последняя версия которой также известна как «Союз», остаются рабочими лошадками российской космической программы и продолжают действовать спустя более 40 лет после смерти их создателя. Семейство ракет-носителей «Союз», совершивших более 1700 полетов, по-прежнему является рекордсменом по количеству пусков и, вероятно, будет удерживать его еще несколько десятилетий. В ближайшее время «Союз» будет запущен с космодромов трех разных стран: Байконура в Казахстане, Плесецка на севере России и, начиная с 2011 года, с европейского космодрома во Французской Гвиане по поручению ЕКА.

Спустя более 40 лет после смерти их изобретателя оба корабля «Союз» все еще имеют потенциал для дальнейшего развития, что является доказательством таланта Королева.

Спасибо за лайк

Вам уже понравилась эта страница, вы можете поставить лайк только один раз!

Сергей П. Королев — Музей истории космонавтики Нью-Мексико

Точно так же, как Вернера фон Брауна часто считают человеком, наиболее ответственным за успех американской космической программы, конструктор ракет Сергей Павлович Королев был единственной наиболее важной фигурой в Советская космическая программа 1950-х и 1960-х годов.

Королев Сергей Павлович, украинец, родился в Житомире, Россия, 30 декабря 1906 года. В 1917 году его мать и отчим, который был инженером и механиком, переехали в Одессу, порт на Черном море. Интересуясь авиацией с детства, Королев в 1924 году окончил Одесскую строительную спецшколу. В 1924 году он поступил в Киевский политехнический институт, где вступил в планерный клуб и сконструировал свой первый самолет. Через два года Королев перевелся в Московское высшее техническое училище имени Баумана, лучший инженерный вуз России. Он стал протеже Андрея Туполева, известного авиаконструктора, и в 1919 году получил диплом авиационного инженера.30.

В 1931 году Королев и Фридрих Цандер основали Московскую ракетную организацию ГИРД (Группа изучения реактивного движения). Подобно VfR (Общество путешествий на космических кораблях) в Германии и доктору Роберту Х. Годдарду в Соединенных Штатах, GIRD к началу 1930-х годов испытывала ракеты на жидком топливе и гибридные ракеты все большего размера и сложности. В 1933 году Сергей Королев руководил летными испытаниями и участвовал в запуске первой в России жидкостной ракеты ГИРД-09.. Советские военные, увидев потенциал ракет, вскоре направили Королева и большую часть ГИРД в государственный РНИИ (Научно-исследовательский институт реактивного движения).

РНИИ разработал серию реактивных ракет и планеров, в том числе в 1936 году Королева РП-318, первый в России реактивный самолет. Однако до того, как самолет совершил полет на ракете, Королев и другие аэрокосмические инженеры были брошены в советскую тюремную систему после того, как 22 июня 19 года на него был ложно донесен НКВД, тайная полиция СССР.38. Королев провел месяцы на Транссибирской магистрали и на тюремном судне в Магадане. Затем последовал год на Колымских золотых приисках в Сибири, вероятно, в самой страшной части ГУЛАГа. Советский лидер Иосиф Сталин признал важность авиационных инженеров в подготовке к возможной войне с нацистской Германией и забрал Королева и других технических специалистов, которые могли помочь Красной Армии в разработке нового оружия. Была создана система шарашек (тюремных конструкторских бюро) для эксплуатации заключенных в тюрьму «талантов». Таким образом, Королев и его сотрудники из РНИИ продолжали свою деятельность по проектированию ракет в течение нескольких лет.

Сергей Королев был условно-досрочно освобожден Сталиным 27 июля 1944 года, в первую очередь благодаря вмешательству старшего авиаконструктора Андрея Туполева, сам находившегося в заключении, который просил Королева об услугах в собственной шарашке. После окончания Второй мировой войны Королев был освобожден из тюрьмы и отправлен в Германию для изучения нацистской ракеты Фау-2 и других технологий. В августе 1946 года он был назначен главным конструктором по созданию баллистической ракеты большой дальности, а в следующем году назначен главным конструктором. После смерти Сталина в 1953 года Королев вступил в Коммунистическую партию и вскоре заручился поддержкой коммунистического лидера и земляка-украинца Никиты Хрущева, который увидел пропагандистский и военный потенциал сильной ракетной программы. 1 апреля 1953 года Королев получил одобрение Совета Министров на разработку первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. В следующем году было одобрено и его предложение о запуске искусственных спутников на околоземную орбиту.

Именно ракетой Р-7 Королева был запущен первый искусственный спутник человека «Спутник-1» 4 октября 19 года.57. Sputnik вызвал озабоченность американцев по поводу способности Советского Союза нанести ядерный удар по Соединенным Штатам с использованием баллистических ракет и начал «космическую гонку» между СССР и США. В 1959 году Королев участвовал в подготовке и запуске на Луну аппаратов «Луна-1», «2» и «3». По результатам этих полетов он начал кампанию по отправке советского космонавта на Луну. Королев предпринял три в основном независимых усилия, направленных на высадку советских войск на Луну раньше американцев. Первая задача была достигнута, когда 12 апреля 19 апреля корабль «Восток» доставил в космос первого космонавта Юрия Гагарина.61, доказывающее, что полет человека в космос возможен. Второй целью была разработка лунных аппаратов, которые могли бы мягко приземляться на поверхность Луны. Третьей задачей было разработать огромный ускоритель для отправки космонавтов на Луну. Советы не смогли достичь обеих этих целей до того, как Аполлон-11 высадил первых людей на Луну.

Сергей Королев начал работу над ракетой-носителем Н-1, аналогом американской «Сатурн-5», в 1962 году. Эта ракета должна была выводить на низкую околоземную орбиту до 110 000 фунтов массы. Хотя проект не отменяли до 1971 Н-1 так и не совершил успешного полета. Однако в середине 1960-х годов Королев добился и других успехов, таких как руководство строительством межпланетного космического корабля «Зонд», пилотируемого космического корабля «Восход» и ракеты «Союз», которая используется до сих пор.

14 января 1966 года Сергей П. Королев умер во время операции, которая должна была быть незначительной, вероятно, из-за повреждения его иммунной системы за годы заключения. Похоронен с государственными почестями в стене Кремля. При жизни ему было присвоено звание Героя Труда в 1956 и 1961 г., посмертно награжден Ленинской премией в 1971 г. и Золотой медалью Циолковского. В память о нем Советский Союз учредил медаль имени С. П. Королева ФАС СССР.

Жизнь и достижения Королева были государственной тайной, пока он жил, из-за его важности в холодной войне и космической гонке с Соединенными Штатами. Сам Королев был под грифом «совершенно секретно», и его имя стало достоянием гласности только после его смерти. Хотя его здоровье ухудшалось с 1960 лет, его смерть стала ударом по советской космической программе: потеря, которая во многих отношениях была невосполнимой.