Характерны ли атавизмы для животных: Дайте определение понятия атавизм Какие атавизмы могу встречаться людей Выделите характерные или атавизмы для животных…

Атавизмы . Занимательная антропология

Рудиментарные признаки следует отличать от атавизмов (лат. atavus – предок) тем, что они характерны для всех без исключения представителей человеческого вида, атавизмы же наблюдаются у отдельных людей и бывают редким событием. Возврат к признакам животных предков, утраченным в ходе эволюции человека, называются еще «реверсиями» и выделяются в качестве особой группы рудиментов.

К числу атавистических признаков относятся волосяной покров на всей поверхности тела (гипертрихоз), дополнительные пары млечных желез (полимастия), отросток хвоста. В ходе эволюции человека гены, определяющие развитие атавистических признаков, были заблокированы другими генами и поэтому в онтогенезе они не проявляют свое действие. По неизвестным до конца причинам такие «молчащие» гены дают о себе знать в появлении признаков, вызывавших особенное удивление.

Гипертрихоз проявляется в ограниченной и универсальной формах, под вторым понимают чрезмерное развитие волос на всей поверхности тела. Универсальный гипертрихоз обусловлен сохранением зародышевого волосяного покрова и соединяется часто с дефектами в развитии зубной системы. Показательным случаем гипертрихоза был сплошной на всем теле волосяной покров у русского крестьянина Евтихеева, который демонстрировался публике как уникальный способ материального обеспечения этого весьма необычного артиста.


Случай гипертрихоза

В литературе приводились факты дополнительных молочных желез, причем как у женщин, так и мужчин, которые не нашли сколько-нибудь конкретного объяснения, за исключением общих ссылок на принцип реверсии (возврата к предкам). Расположение молочных желез на теле, как и других парных органов, симметрично, поэтому еще большее удивление вызвал факт, когда у одной женщины с несколькими парами грудных желез единственная функционирующая пара находилась в паховой области. Описан случай пяти желез у мужчины, пятая из которых располагалась посредине тела над пупком. И совсем невероятным кажется присутствие молочных желез на спине, подмышками и на бедрах, в последнем случае они давали столько молока, что ребенок питался им вдоволь. Жена английского короля Генриха VIII Анна Болейн славившаяся своей красотой, по свидетельству очевидцев, имела будто бы лишние груди, в связи с этим отклонением от нормы возникает вопрос о женской красоте по всем ее каноническим признакам.

Все факты необычных атавизмов, если не сказать в «извращенном» природой их проявлении, могли восприниматься в форме гипотетических толкований, какими весьма наполнена область занимательной антропологии.

Что касается атавизма в виде хвостового отростка, можно определенно утверждать, что он унаследовался человеком от хвостатых обезьян и параллельно редуцировался у самых близких к нему сородичей бесхвостых приматов (шимпанзе, горилла).

В ранний период у зародыша копчиковое сращение позвонков находится в свободном состоянии и выдается за границы нижних конечностей, напоминая о родстве с хвостатыми предками. В редких случаях копчик у человека имел длину, соизмеримую с хвостом некоторых животных, как это демонстрируется хрестоматийным примером с «хвостатым мальчиком».

Склонные к научному фантазированию специалисты пытались объяснить редукцию хвостового отдела у человека разными гипотезами. Одни считали, что при частом пребывании предков человека в сидячей позе наличие хвоста создавало бы известные неудобства, поэтому он и исчез почти бесследно. По аналогии с такой утратой надобности в хвостовом придатке у человека можно вспомнить отсутствие его у ближайших предков бесхвостых высших обезьян. Однако в подобное объяснение не укладывается сохранение длинного хвоста у собак и кошек, которые зачастую принимают сидячую позу. Другие авторы приписывают редукцию хвостовой части у предков человека не только неудобствами для сидения и половой жизни, но и выполнения хозяйственной деятельности, ношения одежды и даже эстетического восприятия со стороны окружающих людей. Последнее объяснение, конечно, никак не может быть связано с действием биологических законов редукции частей организма, подобно магическим заклинаниям и излечиваниям болезней на расстоянии или по фотографиям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Атавизмы и рудименты, отличия и схожесть человека от животного мира


Отличия человека, Атавизмы и Рудименты.

ОГЭ биология


Общая характеристика типа Хордовые

  • 1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (по крайней мере, на одной из стадий жизни)
  • 2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
  • 3) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).
  • 4) Мышечный хвост – постанальный отдел тела, в него заходят хорда и нервная трубка, но не заходит кишечник.
  • 5) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
  • 6) Полость тела вторичная, симметрия тела двусторонняя, в туловищном отделе тела развита метамерия
  • Три подтипа:  1) головохордовые (ланцетник) 2) оболочники (асцидия; на ранних стадиях похожа на ланцетника, во взрослом состоянии ведет прикрепленный образ жизни, фильтратор) 3) позвоночные (черепные)



Класс Млекопитающие

  • Основные признаки 1. Имеются молочные железы, выкармливают детенышей молоком. 2. Живорождение, внутриутробное развитие, наличие матки и плаценты (кроме первозверей). 3. Шерсть, потовые железы, подкожная жировая клетчатка – обеспечивают теплокровность. 4. Дифференцированные зубы (разные – резцы, клыки и коренные) позволяют измельчать пищу в ротовой полости. 5. Диафрагма (мышца, граница между грудной и брюшной полостью) – участвует в дыхании.
  • Дополнительные признаки 6. Альвеолярные легкие – обеспечивают максимальную площадь газообмена. 7. Семь позвонков в шейном отделе позвоночника. 8. Безъядерные эритроциты. 9. Ушная раковина, наружный слуховой проход и три слуховые косточки в среднем ухе.
  • Признаки, которые есть не только у млекопитающих, но и у птиц 10. Теплокровность (температура тела постоянная, позволяет сохранять активность независимо от температуры окружающей среды). 11. Четырехкамерное сердце, полное разделение артериальной и венозной крови – обеспечивает теплокровность. 12. Хорошее развитие головного мозга, мышление, сложное поведение – позволяет приспосабливаться к меняющимся условиям среды.



Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян

  • Сходства
  • крупный размер тела, отсутствие хвоста
  • сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
  • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
  • сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
  • сходная мимика, сложное поведение
  • 46 хромосом у человека, 48 у понгид
  • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе
  • Отличия 1) Скелет:
  • в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой
  • в связи с прямохождением
  • сводчатая стопа расширенный таз изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник) грудная клетка расширена в стороны
  • сводчатая стопа
  • расширенный таз
  • изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)
  • грудная клетка расширена в стороны
  • в связи с трудовой деятельностью большой палец руки хорошо развит и сильнее противопоставлен остальным пальцам
  • в связи с речью развит подбородок
  • 2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)
  • Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.


1. Число позвонков какого отдела позвоночника служит доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие?

1) шейного

2) грудного

3) поясничного

4) Крестцового

2. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) нервная система трубчатого типа

2) жаберные щели на глотке зародыша

3) четырёхкамерное сердце

4) ушные раковины

5) скелет верхних и нижних конечностей

6) борозды и извилины в коре больших полушарий

3. Какой признак человека характеризует его как представителя класса Млекопитающие?

1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка

2) формируется внутренний костный скелет

3) развивается замкнутая кровеносная система и два круга кровообращения

4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма


4. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наличие зубов в лунках челюстей

2) способность регулировать температуру своего тела

3) наличие нервной системы

4) альвеолярное строение лёгких

5) закладка у зародышей нервной трубки над хордой

6) наличие сводчатой стопы

5. На рисунке под каким номером изображён один из рудиментов человека? (укажите все рудименты)

6. На рисунке под каким номером изображён один из атавизмов человека? (укажите все атавизмы)


7. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие речи

2) наличие пяти отделов головного мозга

3) формирование опорно-двигательного аппарата

4) формирование сводов стопы

5) способность изготавливать орудия труда

6) наличие зрительного и слухового анализаторов

8. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) диафрагма

2) млечные железы

3) пять отделов головного мозга

4) потовые железы

5) пятипалая конечность

6) три отдела в скелете конечностей

9. Человек, в отличие от других млекопитающих позвоночных животных, имеет

1) пять отделов в головном мозге

2) хорошо развитые органы чувств

3) вторую сигнальную систему

4) семь шейных позвонков


10. Человек, в отличие от позвоночных животных,

1) имеет пять отделов головного мозга

2) имеет хорошо развитые органы чувств

3) обладает абстрактным мышлением

4) обладает объёмным зрением

11. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наличие диафрагмы

2) наличие жаберных щелей на глотке зародыша

3) формирование трёх типов зубов в лунках челюстей

4) формирование потовых желёз

5) закладка у зародышей нервной трубки

6) закладка у зародышей пищеварительной трубки

12. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие,

в процессе эволюции сформировалась способность

1) к передаче сигналов с помощью жестов

2) воспринимать сигналы, исходящие из внешней среды

3) добывать и использовать огонь

4) взаимодействовать в группе


13. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,

1) зародыш развивается в матке

2) имеются сальные и потовые железы

3) имеется диафрагма

4) мозговой отдел черепа больше лицевого

14. Как и у всех позвоночных, у человека

1) внутренний скелет образован хордой

2) тело покрыто волосяным покровом

3) имеется сердце, кровеносная система замкнутая

4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма

15. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести

1) прямохождение

2) теплокровность

3) развитие абстрактного мышления

4) наличие диафрагмы

5) формирование условных рефлексов

6) высокая степень противопоставления большого пальца кисти всем остальным


16. Отличительной от высокоорганизованных животных особенностью человека является то, что человек

1) имеет первую сигнальную систему

2) способен пользоваться обобщёнными понятиями

3) легко поддаётся обучению

4) обладает высокой коммуникабельностью

17. Как и у всех хордовых, у человека

1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка

2) формируется внутренний хрящевый скелет

3) имеются грудная и брюшная полости тела

4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма

18. У человека, в отличие от орангутана,

1) больше лицевой отдел черепа

2) больше объём головного мозга

3) верхние конечности длиннее нижних

4) грудная клетка образована рёбрами

19. Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с

1) орангутаном

2) шимпанзе

3) гиббоном

4) гориллой


20. Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1) развитие периферической нервной системы

2) наличие двух кругов кровообращения

3) развитие S-образной формы позвоночника

4) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

21. Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их

1) родства

2) жизни в одинаковых условиях

3) происхождения от земноводных

4) возникновения в одно и то же историческое время

22. Качественной особенностью человека, в отличие от других приматов, является

1) абстрактное мышление

2) орудийная деятельность

3) условный рефлекс

4) рассудочная деятельность

23. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) общий план строения

2) уровень обмена веществ

3) строение передних конечностей

4) забота о потомстве


24. У человека, в отличие от других млекопитающих,

1) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

2) кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

3) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

4) большой палец руки противопоставлен всем остальным

25. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

  • лёгкие, состоящие из альвеол

2) нервная система узлового типа

3) волосяной покров

4) жаберные щели в стенке глотки зародыша

26. К рудиментам человека относят

1) многососковость

2) околоушные мышцы

3) развитие хвостового отдела

4) развитие густого шерстного покрова

27. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

1) сводчатой стопы

2) S-образного позвоночника

3) лёгких

4) кисти


28. Как называют семейство, в которое помимо человека включены человекообразные обезьяны?

1) гоминиды

2) сумчатые

3) игрунковые

4) Лемуровые

29. Какой признак характерен для вида Человек разумный?

1) хорошо развитый подбородок

2) наличие ногтей

3) развитый ствол головного мозга

4) объёмное зрение

30. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) дополнительные молочные железы

3) избыточная волосатость

4) наличие копчика

31. Человек относится к классу млекопитающих, так как он

1) вынашивает плод в матке

2) обладает членораздельной речью

3) имеет клеточное строение

4) питается готовыми органическими веществами


32. Вставьте в текст «Сходство человека с животными» пропущенные термины из

предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С ЖИВОТНЫМИ

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые. Развитие двух пар конечностей, позвоночник формирующийся из __________ (А), определяют принадлежность человека к подтипу __________ (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, __________ (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Пищевод 2) Позвоночные 3) Хорда

4) Потовая 5) Млечная 6) Млекопитающие

7) Головной мозг 8) Поджелудочная

33. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) дополнительная пара молочных желёз

3) избыточная волосатость

4) наличие зачаточных ушных мышц


34. Какой из приведённых признаков принадлежит обезьяне?

1) позвоночник имеет S-образный изгиб

2) плоская стопа

3) руки короче, чем ноги

4) чашеобразный таз

35. Какой из приведённых признаков принадлежит человеку?

1) руки длиннее, чем ноги

2) лицевой скелет лучше развит, чем мозговой

3) имеет чашеобразный таз

4) имеет защёчные мешки

36. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются центры

1) объёмного цветового зрения

2) регуляции произвольных движений

3) речи и абстрактного мышления

4) мышечного и кожного чувств

37. Человека относят к классу Млекопитающие, так как он

1) имеет молочные железы

2) обладает членораздельной речью

3) имеет клеточное строение

4) питается готовыми органическими веществами


38. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него

1) пальцы имеют ногтевые пластинки

2) конечности состоят из отделов

3) есть диафрагма и потовые железы

4) постоянная температура тела

39. Что подтверждает родство человека и животных?

1) общий план строения

2) прямохождение

3) размножение и кормление молоком

4) сходство эмоций

40. У человека, как и у других представителей класса Млекопитающие, имее(ю)тся

1) S-образный позвоночник

2) сросшиеся кости таза

3) хорошо развитие кости пальцев рук

4) сальные и потовые железы

41. Какой признак позволяет отнести человека к классу Млекопитающие?

1) лёгочное дыхание

2) два круга кровообращения

3) головной мозг, состоящий из пяти отделов

4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные


42. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

1) строением кисти руки

2) дифференциацией зубов

3) общим планом строения

4) уровнем обмена веществ

43. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)

1) условные рефлексы

2) вторая сигнальная система

3) органы чувств

4) забота о потомстве

44. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть

1) диафрагма

2) S-образный позвоночник

3) борозды и извилины в конечном мозге

4) стереоскопическое цветовое зрение

45. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что

1) владеют речью

2) способны к обучению

3) способны к абстрактному мышлению

4) изготовляют каменные орудия труда


46. Чем отличается человек от шимпанзе?

1) группами крови

2) способностью к обучению

3) генетическим кодом

4) способностью к абстрактному мышлению

47. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует

1) об их родстве и общем плане строения

2) об одинаковом уровне их организации

3) о разном уровне их организации

4) об их происхождении от разных предков

48. Сходство обезьяны и человека заключается в

1) одинаковой степени развития коры мозга

2) одинаковых пропорциях черепа

3) способности к образованию условных рефлексов

4) способности к творческой деятельности

49. Человек относится к классу Млекопитающие, так как он

  • имеет различные по строению и выполнению функций зубы

2) способен к формированию условных рефлексов

3) имеет тело, состоящее из клеток и тканей

4) питается готовыми органическими веществами


50. Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они

1) холоднокровные

2) плацентарные

3) бесчерепные

4) Яйцеживородящие

51. О чём свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека?

1) об отклонениях в развитии

2) о развитии с неполным превращением

3) об изменчивости организмов в период развития

4) о происхождении человека от общих предков с другими хордовыми

52. У человека, в отличие от человекообразных обезьян,

1) имеется головной и спинной мозг

2) вырабатываются условные рефлексы

3) имеется объёмное цветовое зрение

4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

53. Что может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) многососковость

3) избыточная волосатость

4) наличие третьего века


54. Человек отличается от человекообразных обезьян

1) хромосомным набором

2) способностью к общению

3) наличием 4-х групп крови

4) конечностями хватательного типа

55. Какой из приведённых признаков принадлежит обезьяне?

1) большой палец на ноге противопоставлен остальным

2) стопа имеет своды

3) руки короче, чем ноги

4) чашеобразный таз

56. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) строение передних конечностей

2) уровень обмена веществ

3) общий план строения

4) забота о потомстве

57. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него

1) пальцы имеют ногтевые пластинки

2) конечности состоят из отделов

3) четырёхкамерное сердце

4) есть диафрагма, потовые и млечные железы


58. Какой из перечисленных фактов может служить доказательством близкого родства человека с человекообразными обезьянами?

1) способность младенца цепляться за пальцы взрослого и висеть на них

2) одинаковый набор генов и клеточное строение

3) четырёхкамерное сердце и совершенная терморегуляция

4) рефлекторное реагирование на произносимые слова

59. По какому признаку отличают человека от человекообразных обезьян?

1) лёгочное дыхание

2) четырёхкамерное сердце

3) сводчатая стопа

4) постоянная температура тела

60. У человека, в отличие от позвоночных животных,

1) имеется головной и спинной мозг

2) вырабатываются рефлексы

3) тело состоит из различных тканей и органов

4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

61. Что доказывает родство человека и хордовых животных?

1) вскармливание потомства молоком

2) постоянная температура тела

3) наличие внутреннего осевого скелета

4) наличие коры головного мозга


62. Человек относится к классу Млекопитающие, так как он

1) имеет клеточное строение

2) обладает членораздельной речью

3) питается готовыми органическими веществами

4) имеет ушные раковины

63. В головном мозге человека по сравнению с мозгом шимпанзе лучше развит

1) продолговатый мозг

2) мозжечок

3) средний мозг

4) передний мозг

64. У человека, в отличие от млекопитающих животных,

1) развиты большие полушария головного мозга

2) имеются безусловные рефлексы

3) происходит транспорт веществ

4) вырабатываются условные рефлексы

65. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются Центры

1) речи

2) обоняния

3) зрения и слуха

4) координации движения


66. Какой признак, имеющийся только у человека и у млекопитающих животных, подтверждает их родство?

1) внутреннее оплодотворение

2) развитие зародыша в матке

3) органы дыхания лёгкие

4) центральная и периферическая нервная система

67. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-то)

1) абстрактное мышление

2) условные рефлексы

3) железы внутренней секреции

4) скелетные мышцы

68. В коре головного мозга человека, в отличие от аналогичного отдела мозга остальных

млекопитающих, имеются центры

1) удовольствия и грусти

2) регуляции произвольных движений

3) объёмного слуха и цветного зрения

4) абстрактного мышления и речи

69. У человека и человекообразных обезьян одинаковы

1) группы крови

2) условные рефлексы

3) объёмы мозга

4) изгибы позвоночника


70. Чем череп человека отличается от черепа человекообразной обезьяны?

1) наличием лицевого и мозгового отделов

2) большим объёмом мозгового отдела

3) расположением глазниц и надбровных дуг

4) способом соединения теменных и височных костей

71. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает

1) набор звуков

2) местонахождение источника звуков

3) громкость звуков

4) их смысл

72. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

1) сформировались своды

2) срослись кости предплюсны

3) большой палец приобрёл подвижность

4) в большом пальце появились две фаланги

73. У человека, в отличие от орангутана,

1) больше лицевой отдел черепа

2) больше объём головного мозга

3) верхние конечности длиннее нижних

4) грудная клетка уплощена с боков


74. В чём состоит отличие скелета человека от других приматов? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны .

1) в шейном отделе семь позвонков

2) мозговой отдел преобладает над лицевым

3) стопа имеет своды

4) позвоночник представлен пятью отделами

5) форма позвоночника S-образная

6) имеются пояса конечностей

75. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие

1) заботы о потомстве

2) первой сигнальной системы

3) второй сигнальной системы

4) Теплокровности

76. Общим признаком для человека и других млекопитающих является

1) строение черепа 2) количество зубов

3) объём головного мозга 4) строение сердца

77. К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

  • сумчатые 2) грызуны 3) хищные 4) приматы


90. Сходство обезьяны и человека заключается в

1) одинаковом развитии коры больших полушарий

2) одинаковых пропорциях размеров туловища и конечностей

3) способности к быстрому образованию условных рефлексов

4) способности к трудовой и творческой деятельности

91. Человека от животных отличает наличие у него

1) безусловных рефлексов 2) инстинктов

3) первой сигнальной системы 4) второй сигнальной системы

92. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?

1) большой палец руки противопоставлен всем остальным

2) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем

3) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

4) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

93. Человек разумный, в отличие от других животных,

1) создаёт и использует орудия труда

2) всеяден

3) способен плавать под водой

4) способен переживать резкие температурные колебания



ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6 — 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по

деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные

антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека?

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором гипотезы «Водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок

современного человека? Назовите его.



ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в

добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В

связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.

Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны», ответьте на следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и

применению орудий труда (дайте два объяснения)?

Определение и значение атавизма — Merriam-Webster

ат·​а·​визм

ˈa-tə-ˌvi-zəm 

1

а

: повторение в организме признака или признака, типичного для предковой формы и обычно обусловленного генетической рекомбинацией

б

: повторение или возврат к прежнему стилю, манере, мировоззрению, подходу или деятельности

архитектурный атавизм

2

: личность или персонаж, проявляющий атавизм : возврат

Он был великолепным атавизмом, человеком настолько чисто примитивным, что он принадлежал к тому типу, который пришел в мир до развития моральной природы. — Джек Лондон

атавистический

ˌa-tə-vi-stik

имя прилагательное

атавистически

ˌa-tə-ˈvi-sti-k(ə-)lē

наречие

Знаете ли вы?

Атавизм происходит от французского латинского atavus, означает «предок». Avus на латыни означает «дедушка», и считается, что на связано с atta, словом «папа». Атавизм — это термин, уходящий корнями в изучение эволюции и относящийся к случаям, когда организм обладает чертами, более близкими к более отдаленному предку, а не к своим собственным родителям. Это ощущение восходит к началу 19 века.век. Переносное значение слова является более поздним развитием. В наши дни можно описать здание, которое выглядит так, как будто оно из более ранней эпохи, как атавизм, или (хотя некоторые люди могут съежиться от этого) применить это слово к таким действиям, как чтение настоящих бумажных книг в эпоху электроники.

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете

Мой интерес к луне дремлет атавизм из более примитивной эпохи человеческой жизни?

— Рэйчел Кушнер, Harper’s Magazine , 28 сентября 2022 г.

Обама разбился о стену атавизма и паранойи.

— Мэтью Континетти, National Review , 29 января 2022 г.

Это придает его карьере дугу атавизма и отречения от трагедии, умышленного художника, безнадежно во власти своих навязчивых идей.

— Джерри Зальц, 9 лет.0045 Стервятник , 22 сентября 2021 г.

Это был расцвет расистских теорий Чезаре Ломброзо об узнаваемых типах преступников и исследования Макса Нордау «Вырождение», сеявшего страх перед атавизмом и извращением.

— Майкл Дирда, The New York Review of Books , 28 мая 2020 г.

Поскольку Соединенным Штатам удалось абсорбировать людей из самых разных слоев общества, американская политическая элита, по крайней мере с середины 20-го века, склонна рассматривать групповую идентичность как нечто иррациональное. 0045 атавизм .

— Парк Макдугалд, Daily Intelligencer , 19 апреля 2018 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «атавизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Французский atavisme , от латинского atavus предок, от at- (вероятно родственный atta папа) + avus дед — больше at uncle

Первое известное использование в значении at33 1 8 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование атавизма было
в 1833 г.

Другие слова того же года

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получайте Слово Дня на свой почтовый ящик!

Словарные статьи Около

атавизм

атавич

атавизм

атавист

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAChicagoAPAMMercriam-Webster

«Атавизм.» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/atavism. По состоянию на 26 декабря 2022 г.

Копия цитирования

Медицинское определение

атавизм

существительное

ат·​а·​визм

ˈat-ə-ˌviz-əm 

1

: повторение в организме черты или признака, типичного для предковой формы и обычно обусловленного генетической рекомбинацией
атавистический

ˌat-ə-vis-tik

имя прилагательное

атавистически

-ti-k(ə-)lē

наречие

Еще от Merriam-Webster на

атавизм

Тезаурус: Все синонимы и антонимы для атавизм

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

безмятежный

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Слова, названные в честь людей

  • Тёзка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
  • Судить
    Врач хирург
  • Пожарный
    Акробат

Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Nerdfighteria Wiki — Древняя генетика, которая встречается сегодня: раскрытие атавизмов

[ВВЕДЕНИЕ].

В эволюционной теории есть идея, которую часто называют законом Долло, что если сложный признак исчезает, он не может вернуться. Что имеет смысл.

Все в живом существе можно проследить до активности или экспрессии его генов. Но как только ген перестает активно использоваться, начинают накапливаться крошечные мутации. Так что со временем он портится.

И достаточно скоро, он слишком далеко зашел, чтобы снова функционировать как прежде. Я имею в виду, конечно, вид может эволюционировать в нечто похожее на то, что у него когда-то было. Но оно не может вернуться.

Возьмем, к примеру, всех китов и дельфинов из отряда млекопитающих Cetacea. Как и все другие млекопитающие, они произошли от наземных животных, которые в свою очередь произошли от водной рыбы. И в наши дни у китообразных действительно есть несколько рыбоподобных черт, например, хвосты, которые двигают их по воде.

Но они не получили их, вернувшись к хвостам своих древних предков-рыб. Новые настройки и корректировки их генов превратили основание их позвоночника в совершенно новый вид хвоста, поэтому эти хвосты повернуты на 90 градусов по сравнению с хвостами рыб. И если по какой-то причине их оттолкнут обратно к жизни на суше, они не смогут просто копаться в своих геномах, чтобы найти гены ног и включить их.

За исключением того, что такое случается. Время от времени дельфин или кит рождаются с удивительно полными задними конечностями! Такие повторные появления черт, которые считались навсегда утраченными, известны как атавизмы.

Эти кажущиеся нарушения закона Долло могут научить нас самым разным вещам, например тому, как на самом деле растут конечности. Но, возможно, самое главное, они помогают нам понять, как происходит эволюция, раскрывая, какая генетическая информация действительно утеряна, а какая просто спрятана на дождливое тысячелетие. Предок всех китообразных, четвероногое существо, похожее на бегемота, вошло в воду около 50 миллионов лет назад.

И около 34 миллионов тех лет у его потомков отсутствовали задние конечности. Что очень долго; достаточно долго, чтобы вы подумали, что случайное накопление генетических изменений предотвратит возвращение этих конечностей. Но время от времени люди находят дельфина или кита с задними конечностями.

И это, вероятно, потому, что гены задних конечностей никуда не делись. Видите ли, примерно через 15 миллионов лет после того, как это похожее на бегемота существо спустилось в воду, его потомки держались за задние конечности. Но эти ноги стали меньше.

Они сохранили ту же структуру, с пальцами, они просто уменьшились. И это, вероятно, было связано с явлением, называемым гетерохронией: изменением времени экспрессии генов. Видите ли, у эмбрионов китов и дельфинов еще развиваются зачатки задних конечностей.

Это структуры, которые перерастают в конечности. И у всех позвоночных этот рост в значительной степени контролируется геном под названием Hand2, который, по сути, дает разрешение другим генам выполнять свою работу. Таким образом, исследователи считают, что постепенное сокращение задних конечностей, вероятно, было вызвано рядом небольших генетических изменений, которые повлияли на продолжительность и интенсивность экспрессии Hand2 в этих зачатках задних конечностей, особенно на более поздних этапах развития плода.

Затем, около 34 миллионов лет назад, у китообразных резко исчезли задние ноги. И это, вероятно, потому, что их Hand2 полностью отключился. Так что вместо гетерохронии это пример гетеротропии: изменение места экспрессии генов.

Это было значительным улучшением, так как даже эти мини-ноги создавали сопротивление, которое замедляло их. Таким образом, полное избавление от них сделало животных более изящными и быстрыми пловцами. И все это объясняет, как этот атавизм может произойти сейчас, хотя прошла целая вечность с тех пор, как у этих животных были настоящие задние конечности.

Китообразные до сих пор используют Hand2, чтобы направить рост своих «рук» в ласты, которые помогают им управлять и останавливаться. А это значит, что ре-эволюция ног может быть такой же простой, как мутация, которая включает этот ген и в спине. Хотя то, как именно Hand2 повторно активируется для создания мини-ног, до сих пор остается загадкой.

Изучение этого конкретного атавизма помогло исследователям лучше понять изменения, через которые прошли киты, чтобы стать нежными морскими гигантами. И есть много подобных примеров одноразовых атавизмов, подобных этому, от лишних пальцев на ногах у лошадей до лишних сосков у людей. Но иногда атавизмы меняют ход эволюции, приводя к повторному появлению признаков у целого вида.

Блюдца — это улитки, но они точно на них не похожи. Вместо длинных закрученных раковин у них короткие, приземистые. Так что они выглядят так, будто носят на спине крошечные щиты.

Эти несвернутые раковины особенно удобны для протискивания в ограниченном пространстве или приседания в бьющихся волнах береговой линии. По оценкам ученых, блюдечки потеряли спираль как минимум 20 миллионов лет назад. Таким образом, считалось, что их способность сворачивать свои раковины была потеряна навсегда.

Однако у некоторых блюдечек из семейства Calyptraeid есть закрученные раковины. Из примерно 200 видов от 10 до 12 имеют спиральную раковину во взрослом возрасте. И сначала исследователи думали, что эти виды просто не удосужились потерять свои родовые кольца.

Но в 2003 году ученые поняли, что на самом деле они переэволюционировали их. И когда они немного присмотрелись к одному конкретному роду, они узнали, как это могло быть. Видите ли, все улитки рода Crepidula в детстве имеют свернутые раковины, но вырастают и становятся взрослыми, не свернутыми спиралью.

Это означает, что гены скручивания все еще активны и экспрессируются в какой-то момент развития. Таким образом, все, что нужно сделать блюдечку, чтобы повторно эволюционировать, — это экспрессировать эти гены в течение более длительного периода времени. И это, похоже, именно то, что произошло с этими видами перекрученных блюдечек.

Время экспрессии этого гена изменилось, что привело к скручиванию раковины на всем протяжении взрослой жизни. Итак, это еще один пример гетерохронии. За исключением того, что этот выделяется тем, что это единственный известный нам атавизм, который возникает исключительно из-за изменения времени развития.

И это показывает, насколько мощными могут быть небольшие изменения в тайминге. Если бы вы очень внимательно посмотрели на грязь в своем саду или в близлежащем лесу, вы, вероятно, обнаружили бы крошечных жуков. Но на самом деле это почвенные клещи.

И вероятность того, что те, кого вы найдете, самки, довольно высока, потому что давным-давно целые родословные этих клещей утратили способность заниматься сексом. Вместо этого они размножаются посредством партеногенеза: тип бесполого размножения, при котором эмбрионы развиваются из неоплодотворенных яиц. Это часто приводит к тому, что целые виды на 99 процентов состоят из самок.

И почти 10 процентов всех видов почвенных клещей являются партеногенными, в том числе сотни видов подотряда Desmonomata, крупнейшей известной группы животных, размножающихся таким образом. Но как ни странно, эта группа также включает семейство Crotoniidae, почвенных клещей, которые, кажется, перешли от занятия сексом к партеногенному размножению, а затем к повторному занятию сексом. Это может быть потому, что они больше не ведут себя как почвенные клещи.

Видишь ли, эти клещи проводят свою жизнь в коре деревьев. Фактически, большинство клещей, размножающихся половым путем, обитают в коре деревьев и мхах, а не в почве. Существует ряд гипотез о том, почему секс более распространен в этих местах обитания.

Как будто там может быть больше хищников и паразитов, поэтому виды нуждаются в увеличенном генетическом разнообразии, которое приходит с сексом. Но крайне необычно, чтобы вид восстанавливал способность заниматься сексом после столь долгого бесполого существования. Каким-то образом, несмотря на то, что миллионы лет не было мужчин, они сохранили гены, необходимые для их создания.

На данный момент мы не совсем уверены, как они это сделали. Но исследователи стремятся учиться, потому что цепляться за неактивные половые гены кажется пустой тратой генетического пространства. Возможно, например, что эти гены служили какой-то другой важной цели для выживания клещей.

И если это правда, то выяснение того, почему они сохраняют эти гены так долго, могло бы научить нас многому о том, что еще они делают. Черви Osedax живут в глубинах океанов, где они питаются костями, поэтому некоторые стали называть их костяными или зомби-червями. И их диета не единственная их радикальная особенность.

Они также демонстрируют весьма выраженный половой диморфизм в размерах, то есть самки намного крупнее самцов. На самом деле самцы костных червей настолько малы, что живут гаремами внутри тела самок. И не просто так, два или три самца.

Ученые насчитали целых 607 самцов, живущих внутри одной самки! Верно. Очень конкретное число.

Вот откуда вы знаете, что они сделали домашнее задание. За исключением Osedax priapus, то есть. У этого вида самцы в три раза меньше самок и живут своей собственной независимой жизнью.

Исследователи почти уверены, что этот вид произошел от предков, у которых были миниатюрные внутренние самцы, как и у других костных червей. И вообще считается, что у этих червей развились такие разные по размеру полы, потому что они питаются костями мертвых животных в глубоком море. Так что еда немного скудная.

Самки не могут обойти стороной тот факт, что им нужно много есть, чтобы появились червячки, и чем они больше, тем больше они могут дать своему потомству. Но самцы червей могут быть маленькими и при этом производить много спермы. И чем они меньше, тем меньше места и пищи они используют, оставляя больше для самок, которых они хотят осеменить.

Так что нетрудно представить, как самки становились все больше и больше, а самцы становились все меньше и меньше, пока, наконец, самцы не стали достаточно маленькими, чтобы поместиться внутри своих самок. Теперь их единственная цель в жизни — производить сперму. Карликовые самцы даже не едят!

Они просто переваривают желток, полученный ими в виде яйцеклетки, а затем выкачивают сперму, пока этот энергетический ресурс не иссякнет. Возникает вопрос, почему тогда самцы этого единственного вида вернулись к самостоятельной жизни и еде. Большинство гипотез основано на том факте, что самки этого вида сами по себе особенно малы по сравнению с другими костными червями.

Маленькие самки производят желтки меньшего размера, которые не обеспечивают самцов энергией для производства большого количества спермы. Таким образом, у этого вида могли развиться более крупные самцы, чтобы полностью отказаться от потребности в материнском желтке. Кроме того, более мелкие самки не занимают столько места в костях.

Так что, возможно, у самцов просто было место, чтобы выйти на улицу, и, на самом деле, поедая, они могли производить больше спермы. Кроме того, самцы, которые не живут внутри самки, могут добраться до других самок, что помогает более эффективно смешивать гены в популяции. Так что, возможно, было что-то, что заставило этот вид жаждать большего генетического разнообразия.

Также возможно, что идеальный шторм всех этих гипотез привел к созданию уникальных эволюционных условий, которые заставили этот вид вернуться к более крупным, независимым самцам. Биологи, вероятно, смогут лучше понять эту тайну, определив, как возник этот атавизм. Потому что прямо сейчас они даже не уверены, как червь становится самцом или самкой, не говоря уже о том, какие гены управляют такими вещами, как размер тела.

И здесь их интересует конкретика, потому что, насколько нам известно, этот атавизм — единственный пример утраты карликовости у животного. Так что это уже потрясло наше понимание того, какие виды эволюционных сдвигов возможны. Чем больше мы изучаем живых существ вокруг нас, тем больше понимаем, что сделали много предположений о том, как работает эволюция.

И вот почему атавизмы, подобные тем четырем, которые мы обсуждали сегодня, всегда волнуют исследователей, независимо от того, встречаются ли они у целого вида или являются случайным проявлением давно утраченной черты. Атавизмы дают нам представление о родословных предков организмов и помогают доказать или опровергнуть то, что мы думаем, что знаем об эволюции. Спасибо за просмотр этого выпуска SciShow!

И двойное спасибо всем нашим сторонникам, например, всем вам, замечательным людям, которые подписались в качестве участников канала. Деньги, которые вы вносите каждый месяц как участник канала, помогают нам продолжать делать забавные научные видеоролики, подобные этому, здесь, на YouTube, где их можно смотреть бесплатно.