РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В АНТИЧНОСТИ — ЧАСТЬ II (Начало статьи «Астрономия, география и феномен науки») В Древнем Вавилоне считалась аксиомой, что является большим островом круглой формы со всех сторон, омываемым безбрежным мировым океаном. Небесный свод с закрепленными на нем планетами и звездами нависает над всем пространством в виде твердой оболочке, а солнце ежедневно путешествует между телами. Известно, что еще 18 столетий до н.э. Вавилонским ученым удалось установить даты солнечных и лунных затмений. Очевидно, что без знания основных элементов тригонометрии, им не удалось бы этого сделать. Из этого можно судить о высоком уровне развития астрономии и математики в Вавилоне. В Древней Греции человеческий разум впервые осознал свою силу и люди стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, но и потому, что это интересно, ощутили «радость познания», по выражению Аристотеля. Первые ученые стали называться философами, т.е. «любителями мудрости», и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, для удовлетворения которой появилась профессия ученого и учителя. Греческие мыслители, создавшие первые естественнонаучные теории о происхождении и строении мира, сначала представляли Землю в виде круглого или овального диска, плавающего на поверхности безграничного океана. Но уже в V в. до н.э. Парменид выдвинул чисто умозрительное предположение о шарообразности Земля. Убедительные доказательства этой гипотезы были приведены в сочинениях великого ученого древности Аристотеля, который отмечал, что математики, вычислявшие длину земной окружности, считают ее величину равной 400 тыс. стадиев (т. е. примерно в 60 тыс. км.). Кстати, хочу отметить, что именно Анаксимандр создал первую в истории астрономии геоцентрическую модель Вселенной с орбитами светил вокруг солнца, что позволяло понять геометрию движений Солнца, Луны и звезд. Ввел в употребление глобус. Как считается, он также составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов) с указанием сторон света.1 Пифагор (ок. 580-500 д.н.э.)
Однако для дальнейшего научного прогресса потребовалось существенное пополнение знаний по математике, астрономии и географии. В эволюции этих областей знаний незаменимую роль в истории человечества сыграли такие видные личности, как Аристотель, Гиппарх, Птолемей, Эвклид, Архимед и Эратосфен. В ту эпоху даже самые незначительные научные достижения воспринимались, как великие открытия. (продолжение статьи – «Революционные открытии античных ученых»)
Писатель-исследователь Рамиз Дениз
email: [email protected],
1 Д. К. Самин. Сто великих ученых. Москва, «Вече», 2002. стр.8 1 Н. А. Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Москва, «Правда», 1990. стр.25 2 Д. К. Самин. Сто великих научных открытий. Москва, «Вече», 2002. стр. 257 19706 |
Идея шарообразности Земли. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи
Идея шарообразности Земли
Следует указать на одно обстоятельство, имевшее первостепенное значение для становления географической науки. Согласно представлениям Гекатея, Геродота и других ученых VI–V вв., вся ойкумена представлялась в виде диска или плоской лепешки, на которой континенты (Европа, Азия и Ливия), моря, реки и горы располагались достаточно произвольным образом. У Гекатея этот диск считался окруженным мощной круговой рекой — Океаном (представление, идущее еще от Гомера и Гесиода). Геродот ставит под сомнение существование Океана, и количество описываемых им географических объектов существенно увеличивается, но общая схема ойкумены остается у него прежней. От представления о шарообразности Земли эти ученые стояли еще очень далеко.
Идея шарообразности Земли зародилась, по-видимому, в пифагорейской школе, а потом и за ее пределами, среди ученых, занимающихся астрономией. Эта идея уже четко формулируется Платоном[125], причем можно думать, что Платон, сначала общавшийся с Архитом, а потом с Теэтетом и Эвдоксом, заимствовал ее у них. Но у Платона еще нет попыток обоснования шарообразной формы Земли или оценок ее размеров. Все это мы впервые находим у Аристотеля (этим вопросам посвящена последняя глава второй книги трактата «О небе»)[126]. Помимо физических соображений, состоящих в том, что все тяжелые тела, стремящиеся к центру космоса, располагаются равномерно вокруг этого центра, Аристотель указывает на
следующие эмпирические факты, свидетельствующие в пользу шарообразности Земли. Во-первых, это тот факт, что во время лунных затмений граница между освещенной и затемненной стороной Луны имеет всегда дугообразный характер. Во-вторых, это хорошо известный факт смещения небесного свода при передвижении из одного места на поверхности Земли в другое. «Так, — пишет Аристотель, — некоторые звезды, видимые в Египте и в районе Кипра, не видны в северных странах, а звезды, которые в северных странах видны постоянно, в указанных областях заходят»[127]. То, что такие изменения небосвода происходят при небольших перемещениях по поверхности Земли, указывает, по мнению Аристотеля, на сравнительно небольшие размеры земного шара. Далее Аристотель ссылается на некоторых математиков, не называемых им по имени, которые оценивали длину окружности Земли в 400 тыс. стадиев.
Можно считать несомненным, что не только определение окружности Земли, но и аргументы в пользу ее шарообразности (за исключением чисто физических) были заимствованы Аристотелем у кого-то из математиков. У кого же именно? По-видимому, у Эвдокса или у кого-нибудь из его школы (Каллиппа?). Но как раз Эвдокс был тем ученым, который, будучи привержен идее шарообразности Земли, постарался обосновать эту идею с помощью астрономических наблюдений. Страбон свидетельствует о том, что Эвдокс наблюдал с о-ва Книд звезду Канопус (а созвездия Киля)[128], которая впоследствии была использована Посидонием для определения размеров земного шара. Естественно предположить, что наблюдения Канопуса Эвдоксом служили той же цели.
К сожалению, о достижениях Эвдокса в области географии мы можем только гадать, потому что его сочинения до нас не дошли (хотя Страбон неоднократно ссылается на его труд, в котором, помимо прочего, содержалось подробное описание Греции)[129].
Но есть одна вещь, которую мы можем приписать Эвдоксу с довольно высокой степенью вероятности. Это учение о зонах (или поясах), излагаемое Аристотелем в «Метеорологике»[130]. Аристотель выделяет на земном шаре пять климатических зон: две полярные (арктическую и антарктическую), две умеренные (в северном и соответственно южном полушарии) и одну экваториальную.
Экваториальная зона отделена от умеренных зон тропиками, а умеренные зоны отграничены от полярных полярными кругами. По мнению Аристотеля, только умеренные зоны пригодны для обитания людей:, в полярных зонах люди не селятся из-за холода, а в экваториальной — из-за жары. Мы живем в северном умеренном поясе; в южном умеренном поясе тоже могут жить люди, только y нас с ними нет никакой связи, поэтому о них мы ничего не знаем. Учение о земных зонах не было, по всей видимости, изобретением Аристотеля. Ему предшествовало предоставление о небесных кругах, которое было отчетливо осознано греческими астрономами по крайней мере в V в. Понятие небесных тропиков было теснейшим образом связано с понятием эклиптики; между тем источники сообщают, что афинский астроном второй половины V в. Эйнопид не только имел представление об эклиптике, но, возможно, пытался измерить угол наклона плоскости эклиптики к плоскости экватора[131]. О Полярном круге, который в то время отождествлялся с кругом не заходящих за горизонт звезд, было известно уже давно. И вот, когда утвердилась идея шарообразности Земли, эти круги были спроектированы на земной шар, выделив на нем несколько поясов, которые естественным образом стали рассматриваться в качестве климатических зон. Подобная проекция небесных кругов на Землю явилась, по всей видимости, заслугой Эвдокса.
Здесь следует сделать такое замечание. Экватор и тропики были теми кругами, которые могли быть определены на земном шаре достаточно точно. Так, тропик Рака (северный тропик) был кругом, на котором вертикальные предметы не отбрасывают тени в момент летнего солнцестояния, поскольку солнце стоит в это время прямо над головой. Соответственно, на тропике Козерога (южном тропике) солнце стоит над головой во время зимнего солнцестояния. Иначе обстояло дело с полярными кругами, если определять их как круги звезд, всегда находящихся над горизонтом. Эти круги зависят от положения наблюдателя. Для Аристотеля, находившегося в Греции, Северный полярный круг проходил где-то через центральные области современной России. Севернее этих областей, по мнению Аристотеля, лежали необитаемые холодные страны.
Таким образом, говорит Аристотель, нелепо изображать обитаемую землю (ойкумену) в виде круглого диска. Ойкумена ограничена по высоте — с севера и с юга. Если же идти по ней с запада на восток, то при условии, что нам не помешают морские пространства, мы придем в ту же точку только с другой стороны. Таким образом, ойкумена это не диск, не овал, не прямоугольник (как полагал историк IV в. Эфор), но, скорее, замкнутая лента, на которой суша чередуется с морями. Если же учитывать только известную нам часть ойкумены (от Индии до Геракловых Столпов с востока на запад и от Меотиды до Эфиопии с севера на юг), то окажется, что ее длина относится к ширине примерно как пять к трем.
В «Метеорологике» разбираются многие вопросы, имеющие прямое отношение к физической географии. Так, Аристотель делает ряд глубоких замечаний о круговороте воды в природе, о периодической смене суши и моря, об изменении течения рек. Объяснения же многих других явлений кажутся нам теперь смехотворно наивными.
Описательной географии Аристотель уделяет мало места: эта наука его, по-видимому, вообще не интересовала. Об Океане он почти ничего не говорит и не упоминает о таком явлении, как приливы и отливы (вероятно, оно осталось ему совершенно неизвестным). Утверждая, что самые большие реки стекают с самых высоких гор, Аристотель приводит в подтверждение этого несколько примеров. В целом же географические пассажи, встречающиеся в «Метеорологике», содержат мало конкретных сведений, которые обнаруживали бы сколько-нибудь существенный прогресс по сравнению с Геродотом.
Как рождается идея
Как рождается идея
26 марта, 12:24Я имею в виду не ИДЕЮ, а штуку вполне узкую и конкретную: идею романа, идею персонажа. В основе каждого сочинения всегда есть некая соринка, которую занесло ветром автору в глаз. Автор моргает, глаз чешется и слезится. Потекла слеза, капнула на
Идея местничества
Идея местничества
Из того же местнического счета открывается и идея местничества, строго консервативная и аристократическая. Позднейшие поколения родословных людей должны были размещаться на службе и за столом государя, как размещались первые поколения. Отношения
Идея власти
Идея власти
Так рано зародилось в голове Ивана политическое размышление — занятие, которого не знали его московские предки ни среди детских игр, ни в деловых заботах зрелого возраста. Кажется, это занятие шло втихомолку, тайком от окружающих, которые долго не
Глава 3. Идея
Глава 3. Идея
Сила, способная вывести страну из кризиса, может возникнуть в результате объединения разрозненных частей в целое. Для этого нужно привести в движение социальные энергии. Это, в свою очередь, требует цельного мировоззрения, дающего объяснение происходящим
Стержневая идея
Стержневая идея
Стержнем христианства для Иоанна была идея любви и жизни, которые, в конечном итоге, представляют собой одно и то же. Его догматика сводится к одному–единственному утверждению: Бог прежде возлюбил нас; а его этика — к одному–единственному увещанию:
ИДЕЯ МОНАРХИИ
ИДЕЯ МОНАРХИИ
Основная, самая основная идея русской монархии ярче и короче всего выражена А. С. Пушкиным — уже почти перед концом его жизни:«Должен быть один человек, стоящий выше всего, выш е даже закона».В этой формулировке «один человек», Человек с какой-т о очень большой
LVI. Основание общественного порядка у балтийских славян: система дробления земли на волости (жупы), их связь с городами.
— Дробление Стодорской земли (Бранденбургии) в Х в. — Дробление земли Бодрицкой
LVI. Основание общественного порядка у балтийских славян: система дробления земли на волости (жупы), их связь с городами. — Дробление Стодорской земли (Бранденбургии) в Х в. — Дробление земли Бодрицкой
Мы изучили в главных чертах, насколько позволяли указания современных
Идея «воли»
Идея «воли»
«Глубокое невежество подавляющего большинства русского провинциального дворянства первой четверти XIX века, его упорное нежелание принимать активное личное участие в хозяйственной, общественной и культурной жизни своего уезда, своей губернии и своего
«Великая идея»
«Великая идея»
Зрелость и компетентность страны, которые, казалось, смогла доказать олимпиада-1896, через год были грубо растоптаны. Породил «великую идею» греческий национализм. Когда Афины заявляли о себе как о европейской столице, группа греческих офицеров начала
Фантастическая идея
Фантастическая идея
Тут и проявились вновь его склонности к авантюрам и немалые научные знания. Красин был горячим поклонником фантаста, ученого и социал-демократа Богданова, который вполне серьезно считал, что бессмертия можно добиться на самом деле. Он утверждал:
2. Идея войны и идея договора
2. Идея войны и идея договора
Феодализм оставил обществам, которые пришли ему на смену, рыцарство, превратившееся в знать. В силу своего происхождения эта знать гордится своим воинским предназначением, символизирует которое право на ношение шпаги. Знать особенно дорожит
Русская идея
Русская идея
Сопряжение духовности и коллективизма проявляется в русской идее в стремлении к абсолютной справедливости. В книге, посвященной исследованию ценностей русского народа, отечественный исследователь Н. А. Бенедиктов отмечает:
«Социологические исследования
Ключевая идея
Ключевая идея
9. У всех возможных патриотических альтер-кандидатов, несмотря на их таланты, теоретические заслуги и деловые качества, жизненный опыт и потенциальную гениальность, есть принципиальнейший недостаток — они нуждаются в проверке их способности быть
Кто придумал идею плоской Земли?
Вопреки тому, что думает большинство людей, в древние времена Земля была известна как сферическая. Древние греки даже вычислили его окружность с удивительной точностью.
Эволюционисты часто ложно обвиняют креационистов в том, что они верят в плоскую Землю. Но ни история, ни современная наука не подтверждают утверждения о том, что христиане когда-либо широко верили в то, что Земля плоская. И Библия этому не учит.
Христианство на протяжении всей истории часто обвиняли в противодействии науке и препятствовании технологиям из-за суеверного невежества. Однако более пристальное изучение исторических фактов показывает, что это обвинение необоснованно.
В своей книге Первооткрыватели автор Дэниел Бурстин заявил:
«Общеевропейское явление научной амнезии… поразило континент с 300 до по крайней мере 1300 года нашей эры. В течение этих столетий христианская вера и догма подавляли полезный образ мира, который так медленно, так мучительно и так скрупулезно рисовался древними географами».1
Христианство часто считалось ответственным за продвижение теории плоской Земли. Тем не менее, это была лишь горстка так называемых ученых-интеллектуалов на протяжении веков, утверждавших, что они представляют Церковь, которая придерживалась плоской Земли . Церковь игнорировала большинство из них, но каким-то образом их сочинения попали в ранние книги по истории как «официальная христианская точка зрения».
Лактанций
Первым из этих пропагандистов плоской Земли был африканец Лактанций (245-325 гг. н.э.), профессиональный оратор, принявший христианство в середине жизни.
Он отверг всех греческих философов, а вместе с тем отверг и сферическую Землю. Его взгляды считались отцами церкви ересью, а его работа игнорировалась до эпохи Возрождения (в это время некоторые гуманисты возродили его сочинения как образец хорошей латыни, и, конечно же, его взгляд на плоскую Землю также был возрожден).
Косма Индикоплевст и отцы церкви
Следующим был восточногреческий христианин шестого века Косма Индикоплевст, который утверждал, что Земля плоская и лежит под небом (состоящим из прямоугольной сводчатой арки). Его работа также была решительно отвергнута отцами церкви, но либеральные историки обычно заявляли, что его взгляды типичны для взглядов отцов церкви.
Глава Библиотеки Конгресса США Дэниел Бурстин (упомянутый выше), как и историки до него, просто следовал примеру других, не проверяя факты. На самом деле, большинство Отцов Церкви не обращались к вопросу о форме Земли, а те, кто обращался, считали ее «круглой» или сферической.
Вашингтон Ирвинг и Рип Ван Винкль
В 1828 году американский писатель Вашингтон Ирвинг (автор «Рипа Ван Винкля») опубликовал книгу под названием « Жизнь и путешествия Христофора Колумба».0010 . Это была смесь фактов и вымысла, и сам Ирвинг признавал, что он «склонен предаваться воображению».
Его темой была победа одинокого верующего в сферическую Землю над объединенным фронтом цитирующих Библию суеверных невежд, убежденных в том, что Земля плоская. На самом деле известный спор на Саламанкском соборе касался сомнительной дистанции между Европой и Японией, которую представил Колумб, — он не имел ничего общего с формой Земли.
Более поздние авторы повторили ошибку
В 1834 году антихристианин Летронн ложно утверждал, что большинство отцов церкви, включая Августина, Амвросия и Василия, придерживались плоской Земли. С тех пор его работы неоднократно упоминались как «уважаемые».
В конце девятнадцатого века труды Джона Уильяма Дрейпера и Эндрю Диксона Уайта способствовали продвижению мифа о том, что церковь учила плоской Земле. Оба имели христианское происхождение, но отвергли его в раннем возрасте.
Англичанин Дрейпер убедил себя, что с падением Римской империи «дела людей попали в руки невежественных и разъяренных священнослужителей, тунеядцев, евнухов и рабов» наступили «темные века». Дрейперская работа, История конфликта между религией и наукой (1874 г.) был направлен, в частности, против Римской церкви и был бестселлером.
Тем временем Уайт (который основал Корнельский университет как первый явно светский университет в Соединенных Штатах) опубликовал двухтомный научный труд «История войны науки с теологией в христианском мире » в 1896 году.
Оба мужчины неправильно изобразили непрекращающуюся борьбу в христианскую эпоху между защитниками невежества и просвещенными рационалистами. На самом деле, церковь не только не пропагандировала идею плоской Земли, из таких отрывков, как Исаия 40:22, ясно, что Библия подразумевает, что она сферическая. (Небуквальные обороты речи, такие как «четыре угла земли», используются и сегодня.)
Энциклопедии стереть миф
Хотя многие утратили свою веру из-за работ таких людей, как Ирвинг, Дрейпер и Уайт, приятно узнать, что следующие энциклопедии теперь представляют правильное описание дела Колумба: Новая Британская энциклопедия (1985), Colliers Encyclopaedia (1984), The Encyclopedia Americana (1987) и The World Book for Children (1989).
Еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем средний студент узнает, что христианство не изобрело и не продвигало миф о плоской Земле.
Автор: адаптировано Яном Тейлором для Ассоциации креационных наук Онтарио, статья № 30, из книги профессора истории Джеффри Бертона Рассела Изобретение плоской Земли: Колумб и современные историки (ISBN 027595904X). Обобщено Паулой Уэстон, урожденной МакКерли. Предоставлено Answers in Genesis и опубликовано в журнале Creation Ex Nihilo , Vol. 16, № 2, с. 4849.
Расцвет плоской Земли пришел с Дарвином
Чарльз Дарвин, самый известный пропагандист эволюционизма.
Идея о том, что Земля плоская, — это современная выдумка, которая достигла своего апогея только после того, как дарвинисты попытались дискредитировать Библию, говорит американский профессор истории.
Джеффри Бертон Рассел — профессор истории Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. В своей книге « Изобретение плоской Земли » (написанной к 500-летию путешествия Христофора Колумба в Америку в 1492 году) он говорит, что на протяжении античности и вплоть до времен Колумба «почти единодушное мнение ученых объявляло Землю сферической».
Рассел говорит, что ни в документах времен Колумба, ни в ранних отчетах о его жизни нет ничего, что указывало бы на споры о круглости Земли. Он считает, что основной источник мифа исходит от создателя рассказа о Рипе Ван Винкле, Вашингтона Ирвинга, который написал вымышленный отчет о защите Колумбом круглой Земли от дезинформированных священнослужителей и университетских профессоров.
Но Рассел говорит, что мифология плоской Земли наиболее процветала между 1870 и 1919 годами.20, и имел отношение к идеологической обстановке, созданной борьбой за эволюцию . Он говорит, что миф о плоской Земле был идеальным способом отвергнуть идеи религиозного прошлого во имя современной науки.
Библия, конечно же, учит правильной форме Земли. В Исаии 40:22 говорится, что Бог сидит над «кругом земли» (еврейское слово «круг» может также означать «сфера»).
Кроме того, Луки 17:34-36 описывает Второе пришествие Христа как происходящее, когда одни спят ночью, а другие работают днем в поле — указание на вращающуюся Землю, где день и ночь происходят одновременно.
Сноска
- Бурстин признает в своей книге, что ко времени Колумба большинство образованных европейцев верили в сферическую Землю.
Дополнительная информация
Верили ли авторы Библии, что Земля плоская? Ответ
Разве в Библии не говорится о «четырех углах земли»? Как сферическая Земля может иметь углы? Ответ
ГАЛИЛЕЙ. Каковы были научные и библейские конфликты Галилея с Церковью? Ответ
УРОКИ ОТ ГАЛИЛЕЯ. Какой урок должны извлечь христиане из Галилея? Ответ
Указатель вопросов и ответов по астрономии
Вселенная подтверждает Библию, доктор Джейсон Лайл, Answers in Genesis (член команды ChristianAnswers)
Автор: Creation Ministries International и опубликовано в журнале Creation Ex Nihilo , Vol. 14, № 4 (сентябрь-ноябрь 1992 г.) и Ottawa Citizen, 19 мая.92.
Copyright © 1998, 2004, Creation Ministries International, Все права защищены — за исключением того, что указано на прилагаемой странице «Использование и авторское право», которая предоставляет пользователям ChristianAnswers. Net широкие права на использование этой страницы в их домах, личном свидетельствовании, церквях и школах. .
Ранняя астрономия
Ранняя астрономия
Ранняя астрономия | |
Ранние наблюдения:
| |
Ранняя интерпретация и убеждения:
| |
Раннее применение:
| |
Разное:
|