Содержание
Маск запланировал отправить на Марс миллион человек к 2050 году — РБК
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 8 октября
EUR ЦБ: 59,98
(+1,74)
Инвестиции, 16:10
Курс доллара на 8 октября
USD ЦБ: 61,25
(+0,99)
Инвестиции, 16:10
Путина поздравили по телефону лидеры Турции, Кубы, Киргизии и ЮАР
Политика, 17:56
Лихач-контроль: как снизить число превышений скорости на дорогах России
Партнерский проект, 17:56
Курс биткоина упал после выхода данных по безработице в США
Крипто, 17:49
www. adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Лукашенко проехал на автомобиле Aurus перед саммитом стран СНГ
Авто, 17:47
Военная операция на Украине. Главное
Политика, 17:47
Захарова назвала причину поддержки Западом темы ядерного противостояния
Политика, 17:41
Не относятся к штрафам серьезно: как наказывать водителей люксовых авто
Партнерский проект, 17:33
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Чухрай сообщил о переносе премии «Ника» на следующий год
Общество, 17:31
Стали известны все финалисты чемпионата России по боксу
Спорт, 17:27
Аналитики заявили о рекордном приросте контента в «Телеграме» на фоне СВО
Технологии и медиа, 17:17
Вторая ракетка России вышла в полуфинал турнира в Тунисе
Спорт, 17:17
Главу села признали в праве выдавать повестки о мобилизации
Политика, 17:15
Как работает «инсультная» бригада скорой помощи
Партнерский проект, 17:10
В России заработали каникулы по автокредитам для мобилизованных. Разбор
Авто, 17:04
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Основатель SpaceX сообщил о планах основать на Марсе колонию. По его словам, к 2050 году на планете будут жить менее 1 млн человек
Фото: Hannibal Hanschke / Reuters
Основатель компании — производителя космической техники SpaceX миллиардер Илон Маск рассказал о планах построить на Марсе к 2050 году город с населением 1 млн человек. Об этом пишут Business Insider и Daily Mail.
По его словам, в ближайшие десять лет SpaceX планирует построить 1 тыс. космических кораблей многоразового пользования Dragon Crew (100 аппаратов в год), которые сегодня разрабатываются на заводе компании в Техасе.
Маск отметил, что намерен запускать на Марс в среднем по три корабля в день, сделав путешествие на эту планету доступным для всех. «Нужно сделать так, что любой смог бы полететь [на Марс]. Если есть желание, но нет денег, необходима возможность взять кредит», — сказал он.
www.adv.rbc.ru
Предполагается, что корабль сможет одновременно принимать на борт до 100 человек и до 100 т груза. Кроме того, для колонизации Марса ежегодно потребуются тонны стройматериалов, инструментов, продуктов питания и воды. В общей сложности 1 тыс. новых космических кораблей гипотетически может транспортировать на Марс около 100 т материалов, уточнил Маск.
www.adv.rbc.ru
Поскольку расстояние между Землей и Марсом варьируется в зависимости от их орбит, SpaceX планирует отправить на Марс космический корабль с пассажирами, когда две планеты находятся ближе всего друг к другу. В итоге во время каждого сезона запусков (примерно раз в 26 месяцев) Маск планирует отправить на планету около 100 тыс. человек. Он также показал в своем Twitter фото с места строительства объектов. На снимке можно увидеть детали будущего корабля.
В ноябре прошлого года Маск сообщил, что для создания колонии на Марсе потребуется построить и запустить около 1 тыс. ракет Starship, а на развитие инфраструктуры на Красной планете уйдет до 20 лет. До этого он уже представил прототип многоразового космического корабля Starship, который может перевозить людей и грузы на Луну или Марс. Первые полеты Starship с пассажирами на орбиту могут начаться уже в середине 2020 года, а один космический аппарат сможет совершать около 1 тыс. запусков в год.
Авторы
Теги
Кристина Астафурова
Мир, который построил Маск
Сергей Медведев: Если для кого-то в этом мире наступило будущее, так это для Илона Маска. Этот человек продолжает удивлять. Ни пандемия коронавируса, ни его собственная болезнь, перенесенная в ноябре, не изменили его грандиозных планов. Компания SpaceX запустила в космос первый в истории частный пилотируемый корабль, Tesla бьет рекорды продаж, запущен космический интернет Starlink. Благосостояние самого Маска выросло почти до 150 миллиардов долларов, он стал вторым богатейшим в мире человеком после Джеффа Безоса. В чем секрет его успеха? Живем ли мы уже в эпоху Илона Маска?
Корреспондент: На счету всемирно известного предпринимателя Илона Маска много проектов, но одни из самых громких – SpaceX, Tesla и Hyperloop. Он хочет вывести человека в Космос, основать первые колонии на Марсе, заменить двигатель внутреннего сгорания, и сегодня его идеи воплощаются в жизнь.
На данный момент состояние изобретателя оценивается в 43 миллиарда долларов. 30 мая его самая амбициозная компания SpaceX совершила первый в истории частный пилотируемый запуск корабля Crew Dragon до МКС. К 2021 году SpaceX планирует обеспечить широкополосный доступ в интернет посредством глобальной спутниковой системы Starlink по всему миру. Недавно завершились испытания и космического аппарата Starship, который уже в скором будущем унесет астронавтов на Луну и Марс.
Электромобили Tesla являются самыми продаваемыми в своем сегменте в США и набирают популярность во многих странах. Капитализация компании уже превысила полтриллиона, и спрос на электрокары продолжает расти.
И еще один громкий проект – транспортная система Hyperloop уже проходит испытания на трассе. Предполагается, что расстояние в 1200 километров пассажиры будут преодолевать в специальной капсуле за один час.
Маск известен не только своими изобретениями, но и неоднозначными поступками и высказываниями. Он скептически относится к панике вокруг COVID-19 и самоизоляции, пользователям в твиттере иногда отвечает на русском языке, а в 2018 году выкурил смесь из марихуаны и табака прямо на шоу комика Джо Рогана. Также он заявил, что в ближайшее время распродаст все свое личное имущество. «У меня не будет дома», – написал Маск в твиттере. Кто такой Илон Маск: предприниматель, инженер, мечтатель, спаситель человечества? Какое будущее он видит для планеты?
soundcloud.com/player/?url=//soundcloud.com/radio-svoboda/mir-kotoryy-postroil-mask»>
Если для кого-то в этом мире наступило будущее, так это для Илона Маска
Сергей Медведев: Обсудим эти темы с нашим сегодняшним гостем Леонидом Головановым, главным редактором журнала «Авторевю», и Сергеем Кричевским, главным научным сотрудником Института истории естествознания и техники имени Вавилова.
Кто для вас Илон Маск – успешный предприниматель, визионер, мечтатель, или это вообще пророк, спасающий человечество? Я уже видел в интернете мемы – иконы «Святой Илон».
Леонид Голованов: Я до сих пор не сформулировал для себя ответ на этот вопрос. Иногда я думаю: может быть, он вообще не человек. Почему он так рвется на Марс? Возможно, он марсианин, который случайно попал на Землю. Действительно то, что совершил и совершает этот человек, – это нечто совершенно фантастическое.
Сергей Медведев: С кем его сравнить исторически: с Фордом, с Эдисоном?
Леонид Голованов: Скорее с Теслой. Хотя достижения Теслы не были такими масштабными при его жизни. Можно с Сикорским, например, – это человек, который взял и сделал что-то: не было вертолетов, а Сикорский верил и создал нечто новое. На самом деле такие люди были. Для меня Маск – это, прежде всего, живое доказательство того, что капитализм лучше любого другого экономического уклада: он позволяет таким людям, с детства мечтавшим и при этом выросшим в эффективных менеджеров и предпринимателей, воплощать самые невероятные мечты.
Сергей Медведев: Фантастическая история: в 12–14 лет он пишет первую программу, продает ее, поднимает первые деньги и дальше идет семимильными шагами.
Пару слов о космических проектах Маска. Дмитрий Рогозин постоянно говорит, что Маск просто берет старые космические технологии, созданные Советским Союзом, умело их пиарит и запускает. Справедливо ли это? Насколько новой является космическая технология Маска?
Сергей Кричевский: Я бы начал все-таки не с Рогозина, при всем уважении к его должности, а с самого Илона Маска. Я читал о том, как он еще в 15 лет, учась в колледже в Южной Африке, ознакомился с трудами Циолковского. Так у него и появилась мечта. Как ни странно, Маск – это в чем-то даже русский человек, если говорить о мечте о космосе, поэтому воплощение этой мечты было любопытным. Мы знаем, что он приезжал в Россию, пытался купить ракеты, что-то сделать. Мы сами подтолкнули его к тому, чтобы он всерьез занялся созданием своих ракет. Он собрал хорошую команду, у него самого были неплохие идеи, и были коллеги, которые помогли все это сделать. Поэтому его ракеты по-своему оригинальны, а тем более схемы возвращаемых ступеней и так далее.
Сергей Медведев: Возвращаемые ступени – это абсолютная новизна или эта технология все-таки у кого-то была?
Сергей Кричевский: Технологии, патенты, изобретения, какие-то попытки частичного возвращения были. Но чтобы сделать это на таком уровне, отработать на практике, поставить в серию (это же практически серийные ракеты, которые летают массово, с высокой надежностью) – это впервые.
Сергей Медведев: Теперь SpaceX фактически заменяет Россию на доставке людей к МКС, учитывая состояние российской космической отрасли и те семимильные шаги, которыми идет Маск?
Сергей Кричевский
Сергей Кричевский: Нет, он хорошо дополнил нас. В свое время у американцев была большая пауза, связанная с прекращением эксплуатации системы Space Shuttle. В это время мы действительно имели монополию на доставку людей на Международную космическую станцию. Сейчас он фактически помог Америке восстановить полноценное участие в пилотируемых программах. А далее, я думаю, с точки зрения сотрудничества и технологий это взаимное дополнение, в том числе для того, чтобы помогать выходить из критических ситуаций, если вдруг что-то пойдет не так даже и у нас. Впрочем, у нас довольно надежно отработанная, хотя, может быть, действительно устаревшая по времени система и корабль «Союз». Тем не менее, я думаю, это возможность для нового сотрудничества.
Сергей Медведев: Я знаю, что вы большой фанат Луны, мы с вами не раз говорили о ее освоении, о лунных программах. Маск мечтает о Марсе. Вы верите, что в 2026 году он полетит на Марс?
Сергей Кричевский: Это нереализуемо, тем более в такие сроки. Если вдруг у него получится через шесть лет, это будет очень серьезным достижением, но я сомневаюсь. Однако дело даже не в Луне и не в Марсе как таковых. Дело в том, что Маск – в некотором смысле Циолковский и Королев нашего времени. Он соединил в себе того, кто инициирует эти вещи, и того, кто воплощает их на практике. К этому можно добавить бизнес и все прочее. Но самое главное даже не в этом. Он заставляет нас всех задуматься о потенциале человечества и о том, что мы хотим и можем сделать в космосе. По большому счету нам нужны не Марс и не Луна как таковые, чтобы копать там ресурсы. Вопрос в другом: станет ли человечество многопланетным космическим видом, сможем ли мы жить вне Земли постоянно, в том числе как резервное человечество в случае каких-то катаклизмов, катастроф на Земле. И второе: вот эта мечта об экспансии в космос реальна или нет? Маск в этом смысле задает темп, задает идеи, личным примером, своими рисками движется вперед, подталкивая и нас, зовя нас за собой. Сможем ли мы в этом участвовать и что из этого получится – большой вопрос.
Это человек, возвращающий нам веру в самих себя и в человечество
Сергей Медведев: Да, это человек, возвращающий нам веру в самих себя и в человечество. Главное, что я вижу в его проектах: в отличие от многих других миллиардеров, Маск работает в каком-то философском измерении, он строит мечту, переизобретает человечество заново. Мне это кажется наиболее интересным – даже не деньги, которые он заработал, а двигатель его деятельности.
Леонид Голованов: Я прочитал книжку журналиста Эшли Вэнса о Маске, которая, кстати, показалась мне очень плохой: это пример нехорошей журналистики, начиная от первого захода, где он описывает совершенно тривиальный обед. Но для меня в этой книге было важно то, что Маск с детства читал научную фантастику. Я почувствовал себя совершеннейшим лузером, ведь я тоже в детстве читал тонны фантастики, мы читали одни и те же книги, но где я и где Маск, который действительно сейчас идет к этой детской мечте?
Сергей Медведев: Маск вообще фанат чтения, всегда говорит: читайте, читайте, продолжает читать очень много книг, и это дает ему творческие идеи.
Леонид Голованов: Как правильно заметил Сергей, Маск действительно сочетает очень многие качества. Он инженер, он предприниматель, он бизнесмен и он мечтатель – все это в одном флаконе. В 2006 году Маск только задумался о Model S. Следующую модель он хотел делать в двух ипостасях – это должен был быть четырехдверный автомобиль, но в итоге получился пятидверный, он хотел сделать его не только электромобилем, но и гибридом, то есть еще с двигателем внутреннего сгорания как удлинителем хода. Один из контракторов был Хенрик Фискер, известный автодизайнер, который к тому времени делал из «Мерседесов» другие машины, с другим дизайном. Фискер получил от него заказ на дизайн, посмотрел на саму идею, решил, что сам может. Он сделал свою компанию, гибрид Fisker Karma, который провалился, и Фискер в итоге обанкротился.
Сергей Медведев: А Маск сделал полностью электрическую машину.
Леонид Голованов: Но Маск обиделся и подал на него в суд за то, что тот украл его идею. Суд Маск проиграл, выплатил Фискеру миллион с чем-то за судебные расходы и обиделся еще раз. Именно поэтому «Тесла» – чистый электромобиль: он решил, что не будет копировать Фискера.
Сергей Медведев: Действительно, как провалы толкают Маска к изобретениям! То же самое с космосом. Он пришел в «Роскосмос», там от него затребовали огромных денег, чуть ли не какие-то откаты. И он делает свою ракету с нуля.
О роли Илона Маска в переизобретении электромобиля, о машинах «Тесла» рассуждает автомобильный эксперт Михаил Подорожанский.
Михаил Подорожанский: Что касается Tesla Model 3, у нее совершенно сумасшедшая разгонная динамика. Даже несмотря на то, что это довольно старый автомобиль, он заднеприводный; затем появились полноприводные, двухмоторные, как они просят себя называть. Ощущение бешеной разгонной динамики усиливается еще и тем, что все это происходит в абсолютной тишине: ощущение нереальности. Затем, когда поездишь чуть дольше, ты вдруг понимаешь, что этот автомобиль, который весит без малого три тонны, еще каким-то образом роскошно управляется.
На американском рынке «Тесла» сейчас – самый продаваемый автомобиль. В Европе это самый продаваемый автомобиль в своем сегменте. Некоей неожиданностью стала управляемость и в целом поведение автомобиля, на то есть некоторые понятные физические предпосылки, и тем не менее, как мы понимаем, без серьезного инженерного опыта достичь этого невозможно. Когда я первый раз в Дании проехал на автомобиле, там было несколько ребят, в том числе из Америки, которые приехали ответить на вопросы журналистов, и первый вопрос был: с одной стороны, вроде бы у вас такая тактика – свести до минимума наличие людей, имеющих большой опыт работы в традиционной индустрии, но как при этом можно заставить автомобиль так ехать? Пусть он будет десять раз электрический, весь электронный и так далее, но есть какие-то базовые физические вещи, и здесь нужен опыт. Возьмите современный относительно дорогой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания: там не многим меньше, а то и больше электроники. И в чем разница – что здесь электромотор, а там двигатель внутреннего сгорания? Тогда приведите мне хоть один аргумент в пользу того, что двигатель внутреннего сгорания надежнее, чем электромотор.
Я слышал хорошую шутку по поводу Маска. Вопрос: «Если бы Маск жил в России, он бы достиг таких высот?» Ответ: «Естественно, нет, потому что он бы еще не успел отсидеть за PayPal».
Сергей Медведев: В чем новизна «Теслы», в чем новизна Маска? Его электромобили чем-то принципиально отличаются или это просто умная доводка уже существовавшей технологии?
Леонид Голованов: Мы уже говорили о том, что Маск един во многих лицах, сочетает в себе многое: он и мечтатель, и предприниматель, и инженер. Взять ту самую историю с «Роскосмосом»: я понимаю, почему с ним не стали говорить. Приезжает какой-то пацан, а там сидят серьезные мужики, генералы: у них даже в мозгах не было, что один человек может взять на себя задачу, которую не могут решить целые государства.
Леонид Голованов
Возвращаясь к этой книге: там достаточно хорошо описаны неудачи, например, одна из первых неудач при запуске SpaceX, когда проблема была в том, что топливо неконтролируемо плескалось в ракете. Наверняка, если бы Маск сотрудничал с Россией, у нас бы это все давно решили, то есть он изобретал велосипед. Но он упорный, он инженер, он привык во все вникать сам и вник. Он же годами решает свои проблемы, но он их решает, потому что это все инженерные задачи, и они могут быть решены в рамках обычного хорошего, успешного предпринимателя, который просто имеет ресурс, рискует, вкладывается, но все решает раз за разом.
Сергей Медведев: При этом у него есть очень сильная идеология, своя собственная идеологическая накачка. С одной стороны, это идеология выхода за пределы Земли. Он очень экологически мыслит, считает, что здесь возможен такой экологический кризис, что нам придется переселяться на другие планеты, отсюда и марсианская тема. С другой стороны, он, мне кажется, предвидит конец нефтяной эры и приближает его.
Леонид Голованов: Скорее приближает. Сейчас мы понимаем, что нефть не заканчивается.
Сергей Медведев: Ее просто перестают покупать. Глядя на его домашние электробатареи, глядя на то, как идет «Тесла» (а это все-таки машина, не сжигающая ископаемые углеводороды), я думаю, что экологическое значение Маска очень велико.
Маск вникает во все технические решения, сам рулит ситуацией в дизайне и технологиях
Леонид Голованов: Очень велико. Вы спрашивали, что нового в «Тесле» как в электромобиле. На самом деле там нет ничего принципиально нового. В возвращаемых ступенях как раз есть новое: никто до Маска не задумывался о том, чтобы возвращать разгонные блоки. Бензобаки просто отправляются в космос, а потом возвращаются сами. Это стало возможным только сейчас, благодаря широкому развитию мехатроники, то есть сочетанию механики и электроники. Величие Маска именно в этом – в комбинаторике каких-то новых решений, сочетании их со старыми, потому что в ракетах действительно нет ничего нового.
Сергей Медведев: Электромобиль – это следующий шаг по отношению к двигателю внутреннего сгорания. Он гораздо проще в обслуживании.
Леонид Голованов: Электромобиль существовал еще в конце XIX века, он просто не выдержал конкуренции с автомобилем из-за того, что у него были слишком тяжелые батареи и так далее. Сейчас пока, если не помогать электромобилю, даже «Тесла» не выживет. Если не запрещать к 2030 году продажу автомобилей с ДВС, как собираются это сделать англичане, электромобиль не выдержит конкуренции, потому что он еще тяжелее, дороже и сложнее при зарядке, чем обычный автомобиль. И в этом смысле в «Тесле», в отличие от идеи мехатроники, использования возвращаемых блоков, нет ничего революционного, но там сама автомобильная часть очень оптимизированная. Мы в «Авторевю» постоянно делаем тесты, и недавно мы сравнивали «Теслу Модел Y» (это маленький кроссовер) с «Ауди Ятроном» (это тоже новый электромобиль, чуть больше и дороже). «Ауди Ятрон» как автомобиль, как транспортное средство гораздо взвешеннее, комфортабельнее, современнее, там лучше плавность хода, управляемость, а «Тесла» оказалась жесткой, нервной и так далее. Но при том, что батарея у нее меньше, она проходит на одной зарядке гораздо больше: не 300 километров, а 400. Дело опять-таки в том, что Маск как инженер ставит задачу своей команде. Они же первые сделали ставку на обычные цилиндрические батареи. Никто из автомобильных концернов до сих пор не может догнать Маска с очень простой идеей: взять то, что у нас лучшее, а лучшее у нас – круглые батарейки для ноутбуков, и не надо придумывать ничего нового, нужно просто взять и довести это, из этих круглых батареек сделать оптимальную упаковку.
Сергей Медведев: Маск даже стоит в основе неких инженерных решений, то есть он, кроме всего прочего, еще и изобретатель?
Леонид Голованов: В этой книжке указано, что Маск вникает во все технические и технологические решения, подбирает себе единомышленников, людей ярких, неоднозначных. Он реально сам рулит ситуацией и в дизайне, и в технике, и в технологиях.
Сергей Медведев: У нас получается панегирик Илону Маску. И даже неважно, что на исходе 2020 года, на фоне пандемии и кризиса он, практически без потерь, стал вторым богатейшим человеком в мире. Дело в том, что его изобретения реально захватывают человечество и продвигают его на одну ступень дальше. Как сказали наши гости, Илон Маск – Циолковский и Королев, Тесла и Эдисон нашего времени. Мы все живем в мире, который придумал Маск. Как тебе такое, Илон Маск?
Tesla, SpaceX и дорога в будущее»
Илону Маску исполнилось тридцать в июне 2001 года, и день рождения оказался для него серьезным ударом. «Я больше не вундеркинд», — сказал он Джастин серьезным тоном. В том же месяце X.com официально сменила название на PayPal — неприятное напоминание Маску о том, что это больше не его компания. По его словам, жить в режиме стартапа означало «мучиться, вглядываясь в неизвестность»В оригинале известная фраза Маска «eating glass and staring into the abyss», т. е. буквально «есть стекло и таращиться в бездну». — Прим. ред.. Такая жизнь, и Кремниевая долина вместе с ней, начала надоедать. Маску казалось, что он существует внутри отраслевой выставки, где все работают в сфере высоких технологий и постоянно разговаривают о привлечении инвестиций, первичном размещении акций и погоне за крупной прибылью. Окружающие любили хвастать безумно длинными рабочими днями, а Джастин только посмеивалась, потому что знала: стиль жизни Маска был экстремальным даже по смелым меркам Кремниевой долины. «Кое-то из моих подруг жаловался, что мужья приходят домой в семь-восемь часов, — рассказала она. — Илон возвращался в одиннадцать и еще немного работал. — Не все понимали, на какие жертвы приходилось идти, чтобы оказаться там, где оказался он». Идея отстраниться от этих крайне выгодных «крысиных бегов» становилась все привлекательнее. Всю жизнь Маск стремился расширять масштабы, и Пало-Альто казался ему скорее ступенькой, чем пунктом назначения. Пара решила переехать на юг, чтобы создать семью и начать следующую главу своей жизни в Лос-Анджелесе. «Стиль, живость, яркие краски такого места, как Лос-Анджелес, импонируют определенной стороне его натуры, — сказала Джастин. — Илон любит находиться в центре событий». Небольшая группа друзей Маска, которые испытывали похожие ощущения, тоже перебралась в Лос-Анджелес на пару, как потом выяснилось, весьма бурных лет.
Его привлекали не только блеск и величие этого города. Еще его притягивал космос. Когда Маска выдворили из PayPal, он вернулся к детским фантазиям о космических кораблях и полетах и начал задумываться о том, что может найти для себя призвание поважнее, чем разработка интернет-услуг. Перемены в его поведении и образе мыслей вскоре стали замечать друзья — в том числе компания топ-менеджеров из PayPal, которая как-то на выходных собралась в Лас-Вегасе, чтобы отметить успехи в бизнесе. «Мы зависали в отдельной беседке в Hard Rock Cafe, а Илон сидел и читал загадочный советский учебник по ракетостроению, который весь заплесневел и выглядел так, словно его купили на eBay, — рассказал Кевин Харц, один из первых инвесторов PayPal. — Он изучал книгу и открыто рассуждал о космических полетах и возможности изменить мир».
Итак, Маск выбрал Лос-Анджелес не случайно. Там он получил доступ к космосу или, по крайней мере, к аэрокосмической отрасли. Благодаря теплому и стабильному климату Южной Калифорнии Лос-Анджелес стал городом авиации — с 1920-х годов, когда Lockheed Aircraft Company устроила мастерскую в Голливуде. Говард Хьюз, ВВС США, НАСА, Boeing и мириады прочих людей и организаций выбрали этот город и его окрестности для производства и передовых экспериментов. Сегодня он остается важным центром авиационной науки и техники как для военных, так и для бизнеса. Хотя Маск пока точно не знал, какими космическими программами заняться, он понимал: просто находясь в Лос-Анджелесе, он окажется в окружении виднейших мыслителей из аэрокосмической индустрии. Эти люди могли помочь определиться с любыми идеями. Кроме того, там всегда хватит новобранцев для следующего предприятия.
Первыми представителями аэрокосмической отрасли, с которыми Маск установил контакт, оказались энтузиасты из эклектичного Марсианского обществаThe Mars Society (англ. ). — Прим. ред.. В середине 2001 года это некоммерческое объединение, посвятившее себя исследованию и освоению Красной планеты, организовало мероприятие для сбора пожертвований. Ужин, за каждое блюдо на котором надо было заплатить 500 долларов, устраивали в доме богатого члена Марсианского общества, приглашения разослали завсегдатаям таких мероприятий. Руководителя организации Роберта Зубрина поразил ответ некоего Илона Маска, приглашенного неизвестно кем. «Он прислал нам чек на пять тысяч, — рассказал Зубрин. — И привлек этим общее внимание». Зубрин стал наводить справки о Маске, узнал о его состоянии и пригласил выпить кофе перед обедом. «Я хотел удостовериться, что он знает о проектах, которыми мы занимаемся», — объяснил Зубрин. На встрече он потчевал Маска рассказами об исследовательском центре общества в Арктике, где имитировались суровые условия Марса, и об экспериментах для так называемой Миссии ТрансжизньTranslife Mission (англ.). — Прим. ред., в ходе которой на орбиту собирались запустить вращающуюся капсулу с командой мышей. «Она должна вращаться, чтобы обеспечить одну треть от земной гравитации, как на Марсе, и мыши смогут жить там и размножаться», — сказал Маску Зубрин. Когда пришло время ужина, Зубрин посадил Маска рядом с собой за стол для почетных гостей, вместе с режиссером и энтузиастом космоса Джеймсом Кэмероном и Кэрол Стокер, ученой-планетологом из НАСА, которая испытывала к Марсу глубокий интерес. «В то время Илон выглядел так молодо, что казался ребенком, — рассказала Стокер. — Кэмерон сразу же начал обхаживать его как потенциального инвестора для фильма, а Зубрин пытался получить от него крупное пожертвование Марсианскому обществу». В обмен на выманивание денег Маск нащупывал возможные идеи и контакты. Муж Стокер был аэрокосмическим инженером в НАСА и работал над концептом самолета, который мог бы летать над Марсом в поисках воды. Маску это очень понравилось. «Он проявлял гораздо больше энтузиазма, чем другие миллионеры, — сказал Зубрин. — Мало что зная о космосе, Маск мыслил как ученый. Он хотел знать, что конкретно планировалось сделать в отношении Марса и какое значение это будет иметь». Маск сразу же проникся симпатией к Марсианскому обществу и вошел в его совет директоров. Кроме того, он пожертвовал еще 100 тыс. долларов, чтобы устроить исследовательскую станцию в пустыне.
Друзья Маска сомневались, что у него все в порядке с психикой. Он очень сильно похудел, когда болел малярией, и стал похож на скелет. При каждом удобном случае он начинал рассуждать о желании сделать в жизни что-то действительно важное, всерьез и надолго. Следующим его выбором непременно должна была стать солнечная энергия или космос. «Он сказал: «По логике, настало время для солнечной энергии, но я не могу понять, как сделать на этом деньги», — вспоминал Джордж Закари, инвестор и близкий друг Маска, о разговоре, состоявшемся как-то за обедом. — Потом он начал говорить о космосе, и я подумал, что речь идет о «космических масштабах» в офисной недвижимости». Но на деле Маск стал мыслить еще смелее, чем Марсианское общество. Вместо того чтобы послать несколько мышей на орбиту Земли, он захотел отправить их на Марс. Очень грубые расчеты того времени показали, что такое путешествие будет стоить 15 млн долларов. «Он спросил, не считаю ли я это бредом, — рассказал Закари. —Я уточнил: «Вернутся ли мыши назад? Если нет, тогда большинство людей скажет, что это бред»». Оказалось, мыши должны были не только слетать на Марс и обратно, но еще и размножиться в пути, который займет несколько месяцев. Джефф Сколл, еще один друг Маска, который сделал состояние на eBay, заметил, что спаривающимся мышам понадобится пропасть сыра, и купил Маску гигантскую головку «Ле Бруер» (разновидность грюйера).
Шутки на тему сыра не раздражали Маска. Чем больше он думал о космосе, тем важнее ему казались его исследования. Он считал, что наше общество отчасти утратило амбиции и надежды на будущее. Возможно, средний человек рассматривает исследование космоса как трату сил и времени и считает разговоры о нем поводом для насмешек, но Маск искренне верил в межпланетные путешествия. Он хотел вдохновить массы и вернуть им страстную любовь к науке, освоению нового и перспективам высоких технологий.
Однажды Маск зашел на веб-сайт НАСА, и его страхи, что человечество больше не стремится раздвигать свои границы, укрепились. Он ожидал найти там детальный план исследования Марса, а обнаружил кукиш. «Сначала я подумал — вот это да, может, я не там смотрю? —сказал он в интервью журналу Wired. — Почему нет ни плана, ни расписания? Абсолютно ничего. Какое-то безумие». Маск был уверен, что сама идея Америки тесно связана с человеческим стремлением исследовать неизвестное. И его опечалило, что агентство НАСА, чья миссия —совершать смелые поступки в космосе и исследовать новые рубежи, кажется, вообще не собиралось серьезно изучать Марс. Дух «Явного предначертания»Традиционный термин, используемый для обозначения американской миссии во всем мире. — Прим. ред. ослабел, а может, познал печальный конец, и, кажется, это никого не заботило.
Как и многие другие кампании по возрождению американского духа и надежд всего человечества, путь Маска начался в конференц-зале отеля. К тому времени он уже обзавелся приличными связями в космической отрасли и время от времени собирал вместе самых перспективных ее представителей — иногда в отеле Renaissance в аэропорту Лос-Анджелеса, иногда — в отеле в Пало-Альто. Прежде всего он хотел, чтобы они помогли развить идею с отправкой мышей на Марс или, по крайней мере, предложили что-нибудь сопоставимое. Маск надеялся сделать широкий жест для человечества — организовать некое событие, которое привлечет внимание всего мира, заставит людей вновь задуматься о Марсе и о человеческом потенциале. Предполагалось, что ученые и знаменитости на этих встречах найдут идею для предприятия, которое можно будет технически реализовать примерно за 20 млн долларов. Маск вышел из совета директоров Марсианского общества и объявил о создании собственной организации — фонда «Жизнь — на Марс»Life to Mars Foundation (англ.). — Прим. ред..
Эти мероприятия собрали в 2001 году впечатляющую коллекцию талантов. Там появлялись ученые из расположенной по соседству Лаборатории реактивного движения НАСАJet Propulsion Laboratory, сокращенно JPL (англ.). — Прим. ред.. Приходил Джеймс Кэмерон и приводил какую-нибудь звезду. Также присутствовал Майкл Гриффин, человек с поразительным количеством университетских дипломов — он получил образование в области авиа- и ракетостроения, электротехники, гражданского строительства и прикладной физики. Гриффин когда-то работал в In-Q-Tel, подразделении ЦРУ, которое занимается венчурными инвестициями, потом — в НАСА и JPL, а на тот момент как раз уходил из Orbital Sciences Corp., производителя спутников и космических летательных аппаратов. Там он был техническим директором и руководителем группы космических систем. Возможно, Гриффин лучше всех на планете знал, как можно запустить что-нибудь в космос. Именно он стал для Маска главным поставщиком идей о космосе. (Через четыре года, в 2005 году, Майкл возглавил НАСА.) Специалисты пришли в восторг от появления очередного богача, готового спонсировать что-нибудь интересное в космосе. Они радостно обсуждали, как будет здорово, если получится запустить туда грызунов и понаблюдать, как они спариваются. Но постепенно обсуждение поутихло, и его участники начали приходить к общему выводу, что интереснее будет другой проект под названием «Марсианский оазис»Mars Oasis (англ.). — Прим. ред.. По этому плану Маск должен был купить ракету и запустить в ней на Марс роботизированный парник. Группа исследователей уже разрабатывала камеру для выращивания растений в космосе. Появилась идея изменить конструкцию камеры, чтобы она могла ненадолго открыться и взять немного марсианского реголита, то есть почвы. На этой почве должно было вырасти растение, которое, в свою очередь, выделит первый на Марсе кислород. К радости Маска, план казался и впечатляющим, и выполнимым. Он хотел, чтобы у камеры было окно и возможность передавать на Землю видео, которое покажет людям, как развивается растение. Еще в группе обсуждали идею разослать школьникам по всей стране наборы для выращивания таких же растений. Посадив их одновременно с марсианским, можно сравнивать их развитие — увидеть, например, что марсианское растение растет в два раза быстрее земного. «Эта концепция какое-то время витала в воздухе в той или иной форме, — отметил Дэйв Берден, ветеран космической отрасли, который ходил на встречи. — Мы могли бы сказать: да, на Марсе есть жизнь, мы ее туда отправили. Так возникала надежда, что тысячи детей увидят планету в новом свете и поймут: она не так уж враждебна. И, к примеру, подумают: «Может, нам стоит туда отправиться»». Энтузиазм Маска начал вдохновлять его соратников, многие из которых уже пришли к циничному выводу, что больше ничего нового в космосе не будет. «Это очень умный, очень целеустремленный человек с огромным эго, — сказал Берден. — Однажды кто-то сказал, что журнал Time может назвать его «Человеком года», и он буквально засиял. Маск верит, что именно он может изменить мир».
Главная проблема, которая беспокоила специалистов по космосу, была связана с бюджетом Маска. После общих встреч создалось впечатление, что он хочет потратить на эту затею где-то от 20 до 30 млн, но все знали — на один только запуск ракеты нужно больше. «В моем представлении, чтобы сделать все как следует, было необходимо 200 млн, — признал Берден. — Но никто не хотел слишком рано напирать на реальность, чтобы не загубить идею». Кроме того, необходимо было решить сложнейшие инженерные задачи. «Если бы в этой штуке сделали большое окно, появилась бы настоящая проблема с температурой, — объяснил Берден. — В контейнере нельзя сохранить достаточно тепла, чтобы создать условия для живого организма». А зачерпнуть марсианской почвы — не просто физически сложная задача, но и совершенно неудачная идея, поскольку реголит токсичен. Какое-то время ученые обсуждали идею использовать богатый питательными веществами гель, но это было бы жульничеством и лишило бы предприятие всякого смысла. Даже оптимистичные моменты оказались полны неопределенности. Один ученый нашел крайне живучие семена горчицы и решил, что они, возможно, адаптируются к обработанной марсианской почве. «Но если бы растение не выжило, это стало бы огромным ударом, — сказал Берден. — Тогда на Марсе остался бы мертвый садКогда Зубрин и другие энтузиасты освоения Марса услышали о проекте Маска с растениями, они расстроились. «Это бессмысленная затея, — сказал Зубрин. — Чисто символический жест. В ту самую секунду, когда они откроют эту дверь, миллионы микробов вырвутся наружу, и все правила НАСА против заражения земными микроорганизмами будут нарушены». , что вызвало бы эффект, противоположный желаемому».
Маск не дрогнул. Он превратил часть добровольных мыслителей в консультантов и дал им задание начать работу над устройством парникового автомата. Еще он хотел съездить в Россию, чтобы точно узнать, сколько именно будет стоить запуск. Он хотел купить у русских переделанную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) и использовать ее как ракетоноситель. За помощью он обратился к Джиму Кэнтреллу, необычному человеку, который занимался как тайной, так и официальной деятельностью для США и других государств. В послужном списке Кэнтрелла, например, значились обвинения в шпионаже и домашний арест у русских в 1996 году, из-за проблем со спутником. «Через пару недель Эл Гор кое-кому позвонил, и все уладилось, —рассказал Кэнтрелл. — С тех пор я никогда больше не хотел иметь дел с русскими». Но у Маска были собственные планы.
Однажды в Юте, жарким июльским вечером, Кэнтрелл ехал в своем кабриолете, когда раздался звонок. «Парень со странным акцентом сказал: «Мне очень нужно с вами поговорить. Я миллиардер. И хочу начать космическую программу»». Кэнтрелл плохо слышал Маска —он подумал, что того зовут Иен Маск, — и пообещал перезвонить, когда доедет домой. Поначалу мужчины не слишком доверяли друг другу. Маск отказался дать Кэнтреллу номер своего мобильного телефона и звонил с факса. Кэнтреллу все это показалось интересным, но подозрительным. «Он спросил, есть ли рядом со мной аэропорт и могу ли я встретиться на следующий день, — сказал Кэнтрелл. — У меня в голове зажегся тревожный сигнал». Испугавшись, что это ловушка, устроенная кем-то из врагов, Кэнтрелл пригласил Маска встретиться в аэропорту Солт-Лейк-Сити, где он снял переговорную комнату рядом с залом ожидания авиакомпании Дельта. «Я хотел увидеться с ним в охраняемом месте, чтобы он не мог пронести оружие», — объяснил Кэнтрелл. Когда же встреча наконец состоялась, они сразу нашли общий язык. Маск произнес свою любимую речь о том, что «люди должны стать межпланетным видом», а Кэнтрелл сказал: раз это серьезно, он согласен снова поехать в Россию и помочь в приобретении ракеты.
В конце октября 2001 года Маск, Кэнтрелл и Адео Ресси, однокашник Маска, вылетели регулярным рейсом в Москву. Ресси изображал телохранителя Маска и пытался определить, не начал ли его лучший друг сходить с ума. Друзья Маска уже пытались вмешаться — проводили профилактические беседы, пытаясь отговорить от безрассудной траты денег, и показывали специально подготовленные компиляции из роликов с взрывающимися ракетами. Когда эти меры не помогли, Адео поехал вместе с Маском в Россию, рассчитывая удерживать его, как только можно. «Адео отозвал меня в сторону и сказал: «Илон задумал сущее безумие. Благотворительная акция? Бред какой-то», — вспоминал Кэнтрелл. — Он был сильно обеспокоен, но не возражал против поездки». Да и разве стоило возражать? Они собирались в Россию в разгар бесшабашных постсоветских дней, когда богатые люди могли запросто покупать космические ракеты на свободном рынке.
Команда Маска пополнилась Майком Гриффином и за четыре месяца три раза встретилась с русскимиОбычно, описывая тот период жизни Маска, сообщают, что он побывал в Москве
трижды. Согласно подробным записям Кэнтрелла, это не так. Маск два раза встретился с русскими в Москве и один раз в Пасадене. Также он общался в Париже с компанией
Arianespace и в Лондоне — с компанией Surry Satellites, которую подумывал купить.. Среди компаний, с которыми они общались, было НПО им. С.А.Лавочкина, производитель зондов для Марса и Венеры по заказу Федерального космического агентства, и МКК «Космотрас», запускающая космические аппараты на коммерческой основе. Все эти встречи, очевидно, проходили по одному сценарию —в соответствии с русскими обычаями. Русские часто пропускали завтрак и приглашали к себе в офис где-то к одиннадцати на ранний обед. Сначала час-другой шел светский разговор за бутербродами, колбасой и, конечно, водкой. В какой-то момент Гриффин начинал терять терпение. «Он не выносит дураков, — объяснил Кэнтрелл. — Начинает оглядываться по сторонам и задаваться вопросом, когда же мы, черт возьми, перейдем к делу». Ответ: нескоро. После обеда долго курили и пили кофе. Как только со стола убирали, главный русский поворачивался к Маску и спрашивал: «Так что вы там хотите купить?» Возможно, Маска раздражала не привычка долго раскачиваться, а то, что русские не принимали его всерьез. «Они смотрели на нас с недоверием, — рассказал Кэнтрелл. — Один из их главных конструкторов отнесся к нам с Илоном наплевательски, решив, что мы вешаем ему лапшу на уши».
Самая напряженная встреча состоялась в богато украшенном, но обветшалом дореволюционном здании недалеко от центра Москвы. Лилась водка, звучали тосты — «За космос! За Америку!» — а Маск сидел на 20 миллионах и надеялся, что их хватит на три МБР, которые можно будет переделать для полета в космос. Разгоряченный водкой Маск спросил напрямик, сколько будет стоить баллистическая ракета. Ответ был: восемь миллионов за каждую. Маск сделал ответное предложение: восемь за две. «Какое-то время они сидели и смотрели на него, — вспоминал Кэнтрелл. — А потом сказали что-то вроде: «Молодой человек, нет». Кроме того, они намекали, что у него нет таких денег». К этому моменту Маск решил, что русские либо не собираются вести с ним бизнес, либо просто хотят вытянуть из обогатившегося на доткомах миллионера как можно больше. Он вышел, хлопнув дверью.
Настроение у команды Маска было из рук вон плохое. Стоял конец февраля 2002 года. Они остановили такси и поехали прямо в аэропорт, сквозь снега и грязь московской зимы. В такси никто не разговаривал. Маск приехал в Россию, полный надежд впечатлить человечество, а уезжал обозленный и разочарованный в человеческой натуре. Только у русских были ракеты, которые могли бы уложиться в бюджет Маска. «Мы ехали долго, — вспоминал Кэнтрелл. — Молча сидели и смотрели, как русские идут за покупками по снегу». Мрачное настроение сохранялось всю дорогу до самолета, пока не появилась тележка с напитками. «Когда шасси отрывается от взлетной полосы в Москве, это всегда особенно приятно, — сказал Кэнтрелл. — Ты думаешь: «Боже мой, я это пережил». И вот мы с Гриффином взяли себе выпить и чокнулись». Маск сидел в ряду перед ними и что-то набирал на компьютере. «Мы думали: «Чертов ботаник. Чем он там занимается?» И тут Маск развернулся и показал таблицу, которую составил. «Знаете что, — сказал он, — похоже, мы можем построить ракету сами»».
Гриффин и Кэнтрелл к тому моменту уже выпили по паре бокалов и были слишком разочарованы, чтобы позволить себе эту фантазию. Они слишком хорошо знали истории оптимистичных миллионеров, которые надеялись завоевать космос, а в результате лишались состояния. Всего за год до этого Эндрю Бил, техасский магнат в сфере недвижимости и финансов, свернул свою аэрокосмическую компанию, потеряв миллионы на огромном тестовом полигоне. «Мы подумали: «Угу, прямо сам возьмешь и построишь чертову ракету», — рассказывал Кэнтрелл. — Но Илон заверил: «Нет, я серьезно. Вот таблица»». Маск передал ноутбук Гриффину и Кэнтреллу, и те были поражены. Он детально расписал стоимость материалов, необходимых, чтобы построить, собрать и запустить ракету. Согласно вычислениям Маска, он мог побить цены компаний, занимающихся запуском летательных аппаратов. Для этого следовало построить ракету среднего размера, которая удовлетворила бы потребности тех участников рынка, которым нужно отправлять в космос небольшие спутники и полезный груз для научных исследований. Кроме того, в таблице были на редкость подробно представлены гипотетические показатели производительности этой ракеты. «Я спросил: «Илон, где ты это взял?»», — сказал Кэнтрелл.
До этого Маск несколько месяцев изучал аэрокосмическую отрасль и физику космических полетов. У Кэнтрелла и других он позаимствовал учебники: «Ракетные двигатели», «Основы астродинамики», «Аэротермодинамика газовых турбин и ракетные двигатели» и другие фундаментальные труды. Маск вернулся в свое детское состояние губки, впитывающей информацию, и завершил этот медитативный процесс осознанием того, что ракеты могут и должны быть гораздо дешевле, чем предлагали русские. Забудьте о мышах. Забудьте о телепередаче про растение, живущее или умирающее на Марсе. Маск вдохновит людей снова задуматься об исследовании космоса, сделав исследование космоса дешевле.
Когда космическое сообщество обошли новости о планах Маска, общая реакция была вялой. Люди вроде Зубрина много раз наблюдали подобный спектакль. «Целая когорта невероятно богатых людей уже купилась на байки инженеров, — сказал Зубрин. — Возьмите мои мозги и ваши деньги, и мы построим космический корабль, получим прибыль и преодолеем космические рубежи. Технари обычно пару лет тратили деньги миллионера, а потом ему становилось скучно, и он сворачивал это дело. Узнав о планах Илона, все вздохнули и сказали: «Ну вот. Он мог потратить десять миллионов, чтобы послать в космос мышей, а теперь потратит сотни и, скорее всего, потерпит крах, как и все его предшественники»».
Илон Маск украл мой старый план мира в Украине. Жаль, что это больше не имеет смысла.
Генеральный директор Tesla Илон Маск дает интервью, прибыв на встречу Offshore Northern Seas 2022 в Ставангере, Норвегия, 29 августа.
Карина Йохансен/NTB/AFP через Getty Images
Его мирный план — Украина объявляет нейтралитет в новом разделении между Востоком и Западом, Россия держится за Крым, а ООН наблюдает за новыми выборами в Донбассе, чтобы решить, хотят ли его люди быть украинцами или русскими — широко высмеивался, и справедливо так. Я говорю это, хотя в марте прошлого года я изложил подозрительно похожее предложение в статье под названием «Как закончить войну в Украине».
Разница в том, что я написал свою колонку менее чем через две недели после того, как Путин начал свое вторжение. В то время судьба Киева все еще была под вопросом, русские только начали бомбить и обстреливать мирных жителей, и обе стороны вели переговоры (хотя они явно были фальшивыми). было ну до унизительного отступления России, контрнаступления Украины и удвоения (или учетверения) Путина своей риторики о стирании Украины с карты, а также его решения «присоединить» участки Донбасса после серии фиктивных референдумов.
Мой план тоже требовал немного больше от Путина. Например, что он должен сначала вывести все свои войска не только за пределы России, но и обратно на базы, с которых они были мобилизованы за несколько месяцев до начала войны. Наконец, еще в марте я увидел план как договоренность, которую обе стороны могли бы неохотно принять, если бы они были полностью истощены и не видели смысла продолжать борьбу.
Спустя семь месяцев ситуация, конечно, совсем другая. Украина восстанавливается, российская армия в беспорядке, и ни у одной из сторон нет стимула сдаваться.
Короче говоря, идея о том, что мая казались разумными в самом начале войны, сегодня явно нелепа — равносильна капитуляции с точки зрения Украины и непрактична, кроме того, поскольку Путин не допустит настоящего референдума на той почве, на которой он уже «присоединен». Заслуживающие доверия выборы также невозможны ни на одной территории, где все еще бушуют бои. (План Маска не требовал вывода российских войск в качестве предварительного условия)9.0003
Итак, если план Маска не принесет мира на славянский восток, каков дальнейший ход этой войны? Есть ли правдоподобный выход или дорожная карта к перемирию в обозримом будущем? Возможно нет. Президент Украины Владимир Зеленский близок к победе, возможно, небезосновательно, в то время как Путин надеется, что НАТО, чья помощь необходима для военного прогресса и экономического выживания Украины, устанет и будет настаивать на перемирии, особенно с наступлением зимы и прекращением подачи электроэнергии. Российская нефть и газ делают жизнь слишком дорогой и холодной.
Другими словами, по крайней мере, в течение следующих нескольких месяцев не может быть достигнуто соглашение путем переговоров. Единственные способы, которыми война может закончиться, — это внезапно, с крайним насилием.
Возможно, хотя и маловероятно, что российская армия, переполненная более чем 100 000 недавно мобилизованных солдат, прорвет украинские позиции бульдозерами, даже неся при этом огромные потери — случай, когда количество превосходит качество.
Более вероятно, что Украина с помощью западных вооружений и разведки продолжает подрывать оборону России, несмотря на путинскую мобилизацию, перекрывая ей линии снабжения и рассредоточивая новобранцев, плохо обученных, неадекватно экипированных, в хаотических беспорядках. В этом сценарии русская армия разваливается; украинцы прорезают неорганизованные позиции сопротивления до самой границы.
Все-таки Путин не из тех, кто отступает, тем более сдается. Вдобавок ко всему, он слишком много вложил в эту войну, завысив ставки от «специальной военной операции» по прекращению «геноцида» в восточном Донбассе до Священной войны против неонацистов и западного империализма. Он может пожалеть, что не отказался от своих военных целей семь месяцев назад, сразу после того, как его блицкриг в Киеве провалился, когда он мог бы заключить сделку, которую он мог бы назвать своего рода победой. Но сейчас для этого слишком поздно. Все или ничего.
Это означает, что самым быстрым и чистым выходом из войны может быть кончина Путина, политическая или буквальная. Учитывая растущую напряженность и разногласия внутри российских вооруженных сил, это, скорее всего, примет форму государственного переворота. Что произойдет после этого, во многом зависит от того, кто является заговорщиком. Они могут быть боевыми ястребами, пытающимися разработать более действенный и действенный план по возвращению Великой Российской империи. Или они могут быть «реалистами», признающими, что единственный способ для России восстановить свой статус мировой державы — либо в качестве союзника Китая, либо в качестве интеграции в глобальную экономику — это покончить с эпохой Путина как с ужасной ошибкой, положить конец войне, вновь открыть экономику и призвать изгнанников-технократов домой.
Почему растущая часть правых христиан убеждена, что это Апокалипсис
Внутри краха юридической школы, который развязал Верховный суд
Три либерала в суде не обладают большой властью. Вот что у них есть.
Почему Нэнси Пелоси саботировала крайне популярное двухпартийное законодательство
Существуют ли такие реалисты? Какие посты они занимают сейчас? Я не знаю. За 20 лет своего правления Путину удалось создать структуру единоличной власти, подобной которой не было ни у одного российского правителя со времен царей. Даже советским лидерам приходилось бороться с политбюро; Сталин был штампом, но Никита Хрущев выгнал его после того, как осудил его различные «безрассудные схемы», включая безрассудный кубинский ракетный кризис. Напротив, никто не нависает над Путиным, даже на словах. Те из его окружения, кто хоть сколько-нибудь критикует, вынуждены распродавать свои активы за десять центов на доллар — или заканчивать тем, что падают с лестницы или выпрыгивают из окон.
Короче говоря, самый быстрый путь к миру на данном этапе — это убедиться, что Украина продолжает оказывать давление, ускоряет свое продвижение, приводит в замешательство российскую армию. В настоящий момент московские пропагандисты обвиняют в неудачах на поле боя различных генералов или разведчиков. В какой-то момент у них закончатся козлы отпущения. Их укоризненный взор может быть обращен сначала нерешительно, а затем с возрастающей свирепостью на того человека в Кремле, который действительно у власти.
Россия
Илон Маск
Украина
Интернет-спутники Илона Маска — не волшебное средство для Украины
В субботу вице-премьер-министр Украины обратился за помощью напрямую к Илону Маску. «Пока вы пытаетесь колонизировать Марс — Россия пытается оккупировать Украину! Пока ваши ракеты успешно приземляются из космоса — российские ракеты атакуют гражданское население Украины!» — написал Михаил Федоров в Twitter. «Просим вас обеспечить Украину станциями Starlink».
Starlink — это попытка Маска сделать высокоскоростной интернет доступным в любой точке Земли с помощью тысяч спутников, разбросанных по орбите вокруг Земли. С тех пор, как на прошлой неделе началось нападение России на Украину, многие жители страны столкнулись с перебоями в работе интернета, особенно в таких городах, как Харьков, эпицентр российского насилия против украинских мирных жителей. Они опасаются, что дальнейшие перебои могут отрезать их от остального мира.
Менее чем через 12 часов после запроса Федорова ответил Маск. «Сервис Starlink теперь активен в Украине», — написал он в Твиттере. «Еще терминалы в пути».
Вуаля! Многие наблюдатели за обменом быстро рассыпались в похвалах Маску, а некоторые назвали его героем. Сильная реакция на быстрое маневрирование Маска создала впечатление, что генеральный директор SpaceX щелкнул выключателем, и теперь украинцы могут просто перейти к своим настройкам Wi-Fi и выбрать «Starlink». В тот момент Илон Маск, человек, казалось, действовал почти как собственное государство, иностранное образование, к которому люди во всем мире могут обратиться за гуманитарной помощью, как они могли бы обратиться к правительству. По словам Федорова, сегодня прибыла партия спутниковых тарелок Starlink, которые SpaceX называет «терминалами».
Но Starlink не является мгновенным решением, и Маск не может точно махнуть палочкой на сбои в работе интернета в Украине. «Он рад предложить, но это не значит, что это сразу окажет существенное влияние», — Брайан Уиден, эксперт по космической политике в Фонде «Безопасный мир», некоммерческой организации, продвигающей мирное и ответственное использование космоса. , сказал мне. Вся последовательность действий — мольба, ответ, фактический эффект — раскрывает некоторые пределы влияния Маска: его невероятная репутация не всегда соответствует тому, что он действительно может контролировать.
Любой украинец, чтобы использовать Starlink, должен получить в свои руки один из этих терминалов Starlink, которые производит SpaceX. (Для постоянных клиентов комплект Starlink стоит 499 долларов, а услуга — 99 долларов в месяц.) SpaceX не ответила на вопросы о количестве активных терминалов в Украине прямо сейчас или о том, сколько терминалов компания планирует отправить в страну.
Эти терминалы должны находиться в пределах нескольких сотен миль от наземных станций, которые связываются со спутниками Starlink, прежде чем спутники передают сигналы на эти тарелки. В Украине таких станций нет, но в соседних странах их достаточно, чтобы «беспрепятственно обслуживать всю Украину», — говорит Майк Пухол, технический директор интернет-стартапа, который также ведет трекер покрытия Starlink. сказал мне.
Если и когда украинцы смогут подключиться, вопрос еще и в качестве услуги. Starlink, согласно веб-сайту SpaceX, требует четкого обзора неба, чтобы поддерживать прямую видимость между терминалом и спутниками, пролетающими над головой. Прошлой весной, когда продукт все еще находился в стадии бета-тестирования, некоторые пользователи обнаружили, что деревья на горизонте, иногда даже одно дерево, могут прерывать сигнал. Некоторые пользовательские отчеты предполагают, что с тех пор обслуживание улучшилось, но сбои все еще могут происходить. «Если несколько деревьев могут заблокировать ваше подключение к Starlink, я почти уверен, что Россия, Китай или другой государственный субъект могут», — сказал Уиден.
Даже если бы Starlink работал идеально, использование спутниковых технологий может быть рискованным в военное время, сказал мне Джон Скотт-Рейлтон, старший научный сотрудник Citizen Lab Университета Торонто. Передачи между наземными приемниками и спутниками могут стать маяками для воздушных ударов. «В этом нет ничего нового, — сказал Скотт-Рейлтон. «Единственная новая вещь — это Starlink, который никогда не тестировался в боевых условиях».
Трудно предсказать, какую брешь — если она вообще окажет — Starlink оставит в Украине проблемы со связью. Но такое вмешательство является естественной позицией для Маска, который заработал репутацию человека, ввязывающегося в чрезвычайные ситуации, которые, по его мнению, могут принести пользу одному из его многочисленных предприятий, независимо от того, просят ли вовлеченные стороны его помощи или нет. В прошлом месяце, после того как извержение вулкана и цунами возле Тонги разрушили подводные кабели и временно отрезали островное государство от остального мира, SpaceX отправила 50 бесплатных тарелок Starlink и установила новую наземную станцию на соседнем Фиджи; На прошлой неделе Маск сказал, что обслуживание там «немного неоднородно», но скоро «улучшится». В первые дни пандемии коронавируса Маск сказал, что его компания по производству электромобилей Tesla будет производить вентиляторы для COVID-19.пациенты. Администрация больницы, хотя и была благодарна, сказала, что на самом деле это были не вентиляторы, а дыхательный аппарат другого типа. А в 2018 году, когда молодая футбольная команда и ее тренер оказались в ловушке в затопленной пещере в Таиланде, Маск собрал миниатюрную подводную лодку и бросил ее недалеко от места «на случай, если она может пригодиться в будущем». Чиновники решили не использовать машину в спасательных операциях, и Маск в итоге назвал одного из добровольцев-спасателей «педофилом», что спровоцировало судебный процесс.
Но Маск, стремящийся к стихийным бедствиям, отличается от того, чтобы ввязываться в войну, где ставки выше, чем у государственного деятеля. В ответах Маска уже есть люди, которые спрашивают, может ли он запустить Starlink в России, чтобы россияне могли получить доступ к подвергнутым цензуре новостным сайтам и социальным сетям. Что может решить Маск в другом сценарии, когда члены осажденного населения призывают его отключить от Starlink в конкретном регионе? Маск уже показал, что он может быть разборчивым в том, где делать интернет-услуги доступными. По мере того, как сервис Starlink становится все более распространенным, Маск может вести себя как арбитр в вопросах подключения к Интернету, который Организация Объединенных Наций официально считает правом человека, распределяя его по своему усмотрению.
В некотором смысле эти соображения не так уж отличаются от тех, с которыми сталкиваются другие технологические компании, такие как Facebook, Google и Twitter, которые также каким-то образом были вовлечены в украинский конфликт. «Все [техгиганты] позиционируют свое существование как нечто благородное — их цель, по-разному, состоит в том, чтобы помогать людям делиться своей жизнью, давать ответы на самые сложные вопросы и доставлять то, что вам нужно, когда вам это нужно», — написала Эдриенн ЛаФранс. в The Atlantic в прошлом году. Но Маск не совсем такой, как другие руководители технологических компаний: многие люди видят в нем выдающуюся фигуру, отчасти супергероя, отчасти спасителя. Джефф Безос работает над своей собственной сетью интернет-спутников через Amazon (и враждует с Маском из-за этого), но твит Безоса вряд ли вызовет такой же уровень восхищения.
Около 1600 действующих спутников Starlink в настоящее время находятся на орбите. В ближайшие годы Маск, в настоящее время самый богатый человек в мире, планирует заполнить пространство вокруг Земли еще тысячами людей. Культ личности, окружающий Маска, в сочетании с характером высокопоставленных операций Starlink, изображает генерального директора SpaceX почти богоподобной фигурой — нашим великим интернет-спасителем, заставляющим Wi-Fi сыпаться с неба. Но Маск — бизнесмен, а не филантроп. И SpaceX существует не для того, чтобы передавать интернет с небес; компания была основана с конкретной целью отправить людей на Марс и, как гласит слоган Маска, «сделать жизнь многопланетной». Маск хочет спасти человечество, колонизируя Марс, а не предоставляя всем интернет, и предполагается, что Starlink поможет финансировать эти усилия в дальнем космосе. Но по мере того, как Маск строит свою сеть Starlink, он может расширить свое влияние по всему миру, потенциально давая людям — или отнимая — важный компонент современной жизни.
На данный момент, в контексте украинского кризиса, мифы вокруг Маска превзошли то, что Маск действительно может сделать. Скотт-Рейлтон сказал, что, возможно, когда-нибудь Starlink окажется полезным в зонах конфликтов, и он надеется, что и SpaceX, и правительственные чиновники будут следить за любым вмешательством России. «Приятно видеть устройства, пересекающие границу, и первые признаки их выполнения», — сказал он. Но грузовик, полный Starlinks, — это благонамеренное начало, а не волшебное решение.
Спутниковый интернет Илона Маска Starlink оказался в центре войны России с Украиной
By
Mack DeGeurin
Комментарии (13)
Оповещения
Изображение: Pool (Getty Images)
Развивающийся спутниковый интернет-сервис Илона Маска Starlink, возможно, нашел свою новую клиентскую базу: украинцы, отключенные от сети в тумане войны.
На выходных президент Украины, ставший феноменом социальных сетей, Владимир Зеленский написал в Twitter, что новая партия терминалов SpaceX Starlink должна прибыть в пострадавшую от войны страну где-то на этой неделе. В своем твите Зеленский лично поблагодарил Маска и сказал, что новые терминалы будут способствовать обеспечению доступа в Интернет в «разрушенных городах».
SpaceX начала наращивать свои усилия в Украине около двух недель назад после публичного обращения Михаила Федорова, вице-премьер-министра страны. В этом случае Федоров обратился в Twitter менее чем через 48 часов после того, как Россия потрясла мир своим полномасштабным вторжением, чтобы обратиться к генеральному директору.
«Пока вы пытаетесь колонизировать Марс — Россия пытается [sic] оккупировать Украину!» — сказал Федоров, обращаясь к Маску. «Пока ваши ракеты успешно приземляются из космоса — российские ракеты атакуют гражданское население Украины!»
Маск незамедлительно ответил, сказав, что SpaceX добавит больше терминалов. Пока кажется, что он доставлен.
Интернет-инфраструктура Украины выдержала множество кибератак и сбоев с начала вторжения, каким-то образом оставаясь удивительно устойчивой. Эта устойчивость отчасти объясняется разнообразной интернет-инфраструктурой Украины с «небольшим количеством узких мест», как недавно сказал Guardian Альп Токер из мониторинговой организации NetBlocks. «Если вторгшаяся страна захочет отключить интернет в Украине, это действительно будет вопрос физического проникновения в точки обмена интернет-трафиком и центры обработки данных и захват этой инфраструктуры», — сказал Токер.
Хотя у большинства украинцев все еще есть некоторый доступ в Интернет, местные провайдеры широкополосного доступа, такие как Lanet, утверждают, что, как сообщается, они были вынуждены отложить ремонт поврежденной инфраструктуры из-за «активных военных действий».
Тем временем украинские официальные лица на прошлой неделе обратились к общественности с просьбой начать цифровую контратаку, а Федоров призвал хакеров-добровольцев провести кибератаки против российских предприятий, банков и государственных структур. Совсем недавно украинское правительство призвало Интернет-корпорацию по присвоению имен и номеров фактически отрезать Россию от глобального Интернета, что ICANN отвергла.
Внезапные усилия Starlink по созданию интернет-инфраструктуры во время войны уже столкнулись с проблемами. На выходных Маск заявил, не предоставив конкретных доказательств, что некоторые терминалы Starlink рядом с зонами конфликтов были заблокированы «по несколько часов». Далее Маск сказал, что компания отреагировала изменением приоритетов киберзащиты, что, как он утверждал, может привести к задержкам в реализации ракетных программ компании. SpaceX не сразу ответила на запрос Gizmodo о комментариях.
Хотя до сих пор неясно, в какой степени российское правительство могло вмешиваться в работу услуг Starlink, на прошлой неделе о подобных сбоях сообщила конкурирующая компания спутникового интернета Viasat. В этом случае Viasat заявила, что в первый день вторжения России у нее произошло частичное отключение сети в Украине и других европейских странах. По данным NetBlocks, сети Viasat в Украине все еще испытывали серьезные сбои через 11 дней после первоначального сбоя.
И хотя Маск продемонстрировал готовность помочь Украине, он одновременно заявил, что не будет следовать примеру других американских компаний и блокировать доступ к сомнительным российским источникам новостей, распространяющим потенциально опасную информацию.
«Некоторые правительства (не Украина) приказали Starlink заблокировать российские источники новостей», — написал Маск в Твиттере. «Мы не будем этого делать, если только не под дулом пистолета».
Публичное вмешательство в чрезвычайные ситуации стало для Маска чем-то вроде тенденции. Ранее в этом году миллиардер отправил терминалы Starlink в маленькое тихоокеанское островное государство Тонга после мощного извержения вулкана, которое отключило большинство его жителей. Хотя Маск лично устроил эффектное шоу из всего этого обмена, фактическая полезность этих усилий была менее ясна.
Starlink не могла фактически запустить свой бесплатный интернет-сервис в Тонге до конца февраля, примерно в то же время разорванные оптоволоконные кабели Тонги были отремонтированы и снова подключены к сети. Это означает, что фактический эффект Starlink был ограниченным, хотя в недавних сообщениях предполагается, что он может сыграть важную роль в укреплении связи через некоторые из самых отдаленных деревень острова.
«Довольно парадоксально, что разрушительное извержение вулкана и цунами принесли к нашим берегам новейшие спутниковые и коммуникационные технологии», — заявил премьер-министр Тонги Сиаоси Совален, сообщает Reuters.