Содержание
Кто такой Илон Маск: бизнес, биография, личная жизнь, секреты успеха
Тренды
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
РБК
Тренды
Фото: Zuma / ТАСС
5 апреля 2022 года журнал Forbes признал Илона Маска богатейшим человеком планеты. «Железный человек», инноватор, предприниматель будущего — что нужно знать об основателе Tesla и SpaceX?
1
Фото: Joe Raedle / Getty Images
Кто такой Илон Маск и почему о нем все говорят
Илон Маск — 50-летний американский изобретатель, визионер и миллиардер. При ежегодном обновлении рейтинга миллиардеров в 2022 году журнал Forbes впервые официально назвал его богатейшим человеком Земли с состоянием $219 млрд. За предыдущие пару лет Маск несколько раз становился таковым — но лишь по рейтингу «реального времени», периодически уступая основателю Amazon Джеффу Безосу.
Маск известен в первую очередь двумя проектами — производитель электромобилей Tesla и космическая компания SpaceX. 30 мая 2020 года SpaceX совершила первый в истории частный пилотируемый запуск в космос корабля Crew Dragon. До этого на протяжении девяти лет астронавтов на МКС доставляли только российские корабли серии «Союз». SpaceX также активно развивает проект по отправке на низкую околоземную орбиту интернет-спутников. С помощью группировки таких аппаратов Маск намерен создать глобальную сеть, обеспечивающую жителей широкополосным интернетом в любой точке планеты. Другой известный проект SpaceX — планы по колонизации Марса землянами.
2
Фото: Spencer Platt / Getty Images
Биография Илона Маска
Предприниматель родился в семье инженера Эррола Маска и диетолога и известной модели Мэй Маск 28 июня 1971 года в Претории, ЮАР. У него есть младший брат Кимбал, который владеет сетью ресторанов The Kitchen, и сестра Тоска, на настоящий момент — кинорежиссер и продюсер.
Свои первые $500 Маск заработал в возрасте 12 лет, продав видеоигру собственной разработки под названием Blastar, а полученные деньги вложил в акции фармацевтической компании. Продав их, Маск смог после развода родителей уехать из ЮАР в Канаду, где учился какое-то время до перевода в Пенсильванский университет. Там он получил степени бакалавра по физике и экономике, а позже поступил в Стэнфорд, который бросил, не проучившись и недели, чтобы начать свое дело: Маск вместе с братом Кимбалом открыли компанию Zip2 Corporation. Она предлагала программное обеспечение для новостных фирм и была позже продана американской компании по производству персональных компьютеров Compaq. За свою долю предприниматель получил тогда $22 млн.
3
Фото: Patrick T. Fallon / Bloomberg
Остальные проекты и компании изобретателя
-
Система электронных платежей X.com. Слилась с компанией Confinity, после чего была переименована в PayPal и куплена eBay в 2002 году за $1,5 млрд (при этом доля Маска составила $180 млн).
-
Производитель электромобилей и их комплектующих Tesla. Единственная публичная компания Маска. Вопреки распространенному заблуждению, основал Tesla Motors не он, а инженеры Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг в 2003 году. Предприниматель присоединился к команде лишь спустя год, вложив часть вырученных средств от продажи PayPal. Однако компания ассоциируется с его именем все же не зря: именно он вывел этот бизнес на принципиально новый уровень. Так, Tesla Model S 70D была названа «автомобилем века» в 2015 году, а Tesla Model S 2013 года — лучшей из машин, которые получали награду «Автомобиль года» за последние 70 лет. В состав фирмы входит также предприятие SolarCity, которое занимается продажей солнечных панелей и аккумуляторных батарей.
-
Компания-производитель космической техники Space Exploration Technologies Corporation, или SpaceX. На данный момент ею разработаны ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9, Falcon Heavy, и космический корабль Dragon. Илон был давно захвачен идеями полетов в космос и будущей колонизации Марса. Так, в январе 2020 года он заявлял, что намерен отправить на Марс 1 млн человек к 2050 году. Уже за десять лет он планирует сконструировать тысячу кораблей многоразового использования, разработкой которых уже занимается SpaceX. Но основной бизнес компании сейчас — доставка грузов на околоземную орбиту.
-
Система околоземных спутников Starlink для обеспечения доступа к высокоскоростному интернету в любом уголке мира. В планах — вывод на орбиту 12 тыс. спутников к середине 2020-х годов. В апреле 2020-го на орбите было уже 418 спутников, а год спустя — уже свыше 1,3 тыс. космических аппаратов.
-
Проект сверхскоростного вакуумного поезда Hyperloop. На настоящий момент он полностью не реализован. Предполагалось, что Hyperloop будет в два раза быстрее самолета и в три-четыре раза быстрее скоростного пассажирского экспресса. Реализацией проекта занимается как сам Маск, так и несколько конкурирующих команд.
-
НКО OpenAI, занимающаяся искусственным интеллектом. Миссия проекта — создать сильный ИИ, который приносил бы пользу всему человечеству. Илон не раз высказывал опасения по поводу наших будущих взаимоотношений с машинами. По его мнению, ИИ может представлять самую большую экзистенциальную угрозу для человека и стать даже более опасным, чем ядерное оружие.
-
Компания по строительству тоннелей The Boring Company. Изначально была дочерним предприятием SpaceX, отсоединилась в 2018 году. В основе лежит концепция, согласно которой городская транспортная система может состоять из обширной сети тоннелей для автомобилей с выходами на поверхность. Первым коммерческим проектом компании должна стать прокладка скоростной подземной системы в Лас-Вегасе.
- Нейротехнологическая компания Neuralink. В июле 2019 года миллиардер анонсировал ее последнюю разработку — мозговой чип N1. Небольшое беспроводное устройство устанавливается в мозг и призвано помочь людям со слабоумием или параличом. В августе 2020 года Neuralink провела первую презентацию чипа, а весной 2021 года продемонстрировала макаку, играющую в видеоигру с помощью вживленного чипа. В перспективе устройство сможет сгладить неравенство способностей человека и робота, если последние вдруг выйдут из-под контроля (см. пункт 6).
4
Фото: Jonathan Ernst / Reuters
Чем еще известен Илон Маск
Предприниматель признавался, что любит русский язык. Так, он неоднократно отвечал по-русски на сообщения простых пользователей, компаний и других известных личностей в Twitter, а также заявлял, что ему нравится его звучание. Весной 2021 года Маск выступил по видеосвязи на российском научно-просветительском форуме «Новое Знание», правда, беседу он вел на английском языке.
Также Маск известен некоторыми своими неоднозначными поступками и словами. Например, в 2018 году он выкурил смесь из марихуаны и табака прямо на шоу американского комика Джо Рогана, а позже высказывался против лишения свободы за продажу марихуаны в США.
Маск выражал скептицизм по поводу паники вокруг коронавируса и режима самоизоляции: первую он назвал глупостью, а второй — «фашизмом».
В мае 2020 года Маск заявил, что распродает почти все материальное имущество. «У меня не будет дома», — написал Маск в своем Twitter.
С Маском связаны и несколько известных интернет-мемов и ставших крылатыми фраз, таких как «ха-ха, офигенно» и «Как тебе такое, Илон Маск?».
5
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images
Личная жизнь
Илон Маск был женат трижды (при этом два из них на одной женщине). Со своей первой женой — писательницей Жюстин Уилсон он познакомился во время обучения в Канаде. У пары пятеро общих сыновей. Со второй женой — актрисой Талулой Райли предприниматель познакомился в Лондоне немногим позже начала бракоразводного процесса с бывшей женой. Детей у них за время отношений не появилось. Разведясь в январе 2012 года, пара снова сошлась и поженилась через год, чтобы окончательно разорвать брак в 2014 году. Сейчас Илон состоит в отношениях с 33-летней канадской певицей Граймс, которая недавно родила ему сына.
Имя, выбранное парой, удивило поклонников: мальчика назвали X Æ A-12, которое может произноситься как Икс Эш Эй Твелв Маск или Икс Эш Архангел Маск. Сама Граймс дала новорожденному сыну прозвище Маленький Икс (Little X), а бабушка Мэй Маск называет внука Экс.
6
Фото: Bill Ingalls / Getty Images
Бонус: десять секретов успеха Илона Маска
Forbes составил список уроков, которые мы можем извлечь из жизни одного из самых известных и успешных инноваторов современности.
- Больше читайте. Илон в детстве прочитал всю Британскую энциклопедию и любил проводить время за книгами и позже, когда стал старше. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно постоянно продолжать самообразование, расширять кругозор и подпитываться новыми идеями.
- Не тратьте деньги на рекламу. Высокое качество продукта само приведет к усилению «сарафанного радио» и со временем приведет к успеху.
- Рискуйте, пока не стало слишком поздно. Лучшее время для предпринимательства — это время, когда ты молод и еще не связан огромным количеством обязательств, которые появляются у каждого человека с течением времени. Кроме того, когда вы становитесь старше, риски также начинают влиять на семью и детей.
- Много и упорно работайте. Илон Маск известен своей строгой трудовой этикой. Он зачастую работает до 100 часов в неделю. Никто не говорит, что нужно делать то же самое, но можно задать себе темп, подтолкнуть себя, вспомнив, что, замедлившись, рискуешь растерять свой потенциал.
- Создавайте, а не жалуйтесь и не критикуйте. Вместо того, чтобы сетовать на обстоятельства, Маск старается искать решение проблемы. Так, вместо того, чтобы жаловаться на пробки, предприниматель основал The Boring Company, цель которой — уменьшение заторов на дорогах путем создания системы туннелей.
- Любите стейкхолдеров, как свою семью. Лидеры бизнеса относятся к клиентам и коллегам как к семье. Маск, например, регулярно выражает благодарность клиентам через Twitter. Это может показаться незначительным жестом, но люди обращают внимание на такие вещи.
- Планируйте успех, но готовьтесь к провалу. Нужно прикладывать все усилия, чтобы следовать своей мечте, но в то же время быть готовым к тому, что это не сработает. Проще восстановиться после неудачи, если у вас уже есть план отступления.
- Не следуйте тенденциям, создавайте их. Наиболее успешные компании ориентированы на создание новых инновационных решений. Лучше сосредоточиться на своей уникальности, вместо того, чтобы следовать за другими.
- Создайте петлю обратной связи. Постоянно думайте над тем, что бы вы могли улучшить и не бойтесь критики: она часто отражает ключевые моменты, которые вам были ранее не видны.
- Ищите позитивную цель в работе, которую вы делаете. Независимо от того, насколько она мала, она поможет сохранить мотивацию.
Обновлено 24.06.2022
Текст
Анастасия Андреева
org/Article»> |
Boring Company Илона Маска готова оказать помощь в строительстве гигантского европейского акселератора / Хабр
Илон Маск никогда не сидит сложа руки. У него много проектов, и он уделяет внимание каждому. Сейчас предприниматель активно продвигает свою компанию, которая способна пробурить отличные тоннели практически в любой породе. Недавно он открыл тестовый туннель в Калифорнии, а теперь предлагает свои услуги ЦЕРНу.
Европейская организация ядерных исследований планирует построить ускоритель нового поколения, длина туннеля которого в пять раз превышает длину туннеля БАК. Его общая протяженность составит 100 километров. Ну, а поскольку «Кольцевой коллайдер будущего» будет располагаться на окраине Женевы, тоннель придется прокладывать в очень сложном рельефе.
Директор проекта спросил Маска, сколько будут стоить услуги его Boring Company для такого масштабного проекта, как коллайдер. Сумму предприниматель не назвал, но заявил, что сможет сэкономить CERN несколько миллиардов долларов США.
Информация о встрече директора ЦЕРН и главы Boring Company подтвердилась – об этом заявил глава отдела по связям с прессой ЦЕРН. Он также сказал, что организация всегда открыта для использования новых экономичных и эффективных технологий, в том числе тех, которые могут помочь построить необходимый туннель.
Кроме того, Маск предложил свои услуги властям Австралии, а точнее, представителям Сиднея. Предпринимателя спросили, сколько может сделать туннель через Голубые горы. Если их просверлить, это позволит региону вздохнуть свободнее, прокладывая новую дорогу. Сейчас пробки здесь просто ужас, постоянные пробки и проблемы.
Кстати, в своем твите представитель правительства отметил австралийского миллиардера Майка Кэннон-Брукса. Он является соучредителем Atlassian.
Маск ответил, что цена тоннеля составляет 15 миллионов долларов за километр (двусторонний высокоскоростной транзитный тоннель). Общая стоимость проекта оценивается в $750 млн плюс $50 млн на начальную и конечную станции.
По словам того же Маска, стоимость прокладки тоннеля в густонаселенных районах, если использовать традиционные методы, может составлять около 1 миллиарда долларов (это не опечатка) за милю. В случае с Boring Company это всего 24 миллиона долларов за милю. Разница более чем визуальная. При этом компания постоянно работает над совершенствованием своего оборудования, чтобы ускорить строительство тоннелей при одновременном удешевлении их строительства.
По словам Маска, подземные транспортные тоннели в городах могут стать отличным вариантом для наземных транспортных маршрутов. Здесь имеется в виду не трасса, а своеобразный конвейер электрических платформ, которые перевозят обычные автомобили со скоростью выше 200 км/ч. Насколько можно понять, говоря о Голубых горах, Маск и его собеседники имели в виду именно такие туннели.
Смету стоимости строительства нового вида транспортной инфраструктуры раскритиковали представители Австралийской радиовещательной корпорации (ABC). По их мнению, установка вентиляции и вспомогательной инфраструктуры в горах значительно увеличит общую стоимость работ.
The Boring Company Илона Маска построит тоннель вдоль 405 шоссе в Лос-Анджелесе / Хабр
Маск рассказывает о планах The Boring Company на конференции в Лос-Анджелесе
В четверг Илон Маск объявил о планах The Boring Company построить экспериментальный туннель вдоль шоссе 405 в Лоун-Анджелесе. Первым шагом является создание участка тоннеля длиной около 4 километров. Ее планируют проложить для того, чтобы компания поставила эксперименты, прежде чем приступить к строительству «гражданских» подземных дорог.
Специалисты метрополитена Лос-Анджелеса помогут The Boring Company провести экспертизу, чтобы выяснить, не повлияет ли тоннель и работы по его созданию на уже существующую инфраструктуру подземного транспорта города. В целом официальные лица полностью поддерживают Маска в его начинаниях — по крайней мере, пока.
На данном этапе The Boring Company полностью готовится к началу реальной работы. Это не так просто сделать, так как все инфраструктурные проекты достаточно сложные. Причем эта сложность касается не столько технической стороны дела (хотя и это тоже), сколько административно-бюрократической стороны. Лицензий нужно просто море. Например, недавно Маск заявил, что готовит заявку на прокладку очередного тоннеля. Объем данного приложения составляет около 600 страниц.
Все это довольно сложно осуществить даже с учетом того, что предпринимателя поддерживает штат Калифорния, а также руководство самого Лос-Анджелеса. Продолжительность этапа согласования создания более или менее длинного тоннеля может составлять от одного до двух лет. Пока предприниматель ничего не говорит о том, когда, собственно, начнется выполнение работ.
Не так давно Маск поделился видео первого асфальтированного тоннеля с готовой инфраструктурой и технической магистралью, которую вскоре должны демонтировать. Но испытательные туннели — это не то, для чего Маск основал The Boring Company. Основная работа еще впереди, и она будет заключаться в создании масштабной транспортной сети как в Лос-Анджелесе, так и в других регионах.
По словам предпринимателя, сеть тоннелей от The Boring Company составит конкуренцию лос-анджелесскому метро. Это еще и потому, что одна поездка обойдется клиенту Boring Company всего в 1 доллар — это значительно меньше, чем в случае с метро. И стоит напомнить, что поездка осуществляется внутри собственного автомобиля, так что экономится и время, и бензин.
Скорость движения по тоннелю составит около 200 км/ч, так что средняя продолжительность поездки не превысит 10 минут. По словам Маска, тоннели — один из лучших способов решить транспортную проблему в мегаполисах. Идея создания компании по бурению транспортных тоннелей пришла к Маску, стоя в огромной пробке. Практически ежедневные просрочки настолько достали бизнесмена, что он решил проложить путь себе и другим таким же страдальцам под землю.
Когда глава The Boring Company говорит о сети туннелей, имеется в виду не просто разветвленная инфраструктура. Тоннели должны быть многоуровневыми, с возможностью перехода с уровня на уровень во избежание возможности образования подземной трубы. Например, можно предположить, что одна из площадок, на которых стоят машины, сломалась — в этом случае за ней образуется пробка, а тоннель просто будет забит автомобилями. На этот случай предусмотрены дополнительные тоннели, по которым будут следовать машины, попавшие в «пробку».
В настоящее время компания ищет возможность ускорить строительство тоннелей. Буровая машина, по словам Маска, в несколько раз медленнее улитки, поэтому крайне важно увеличить скорость проходки. Для этого потребуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на которые потребуется дополнительное время.
Скоро появится новый мерч Boring Company. Соединяющиеся кирпичи в натуральную величину, похожие на LEGO, сделаны из туннельной породы, из которых можно создавать скульптуры и здания. Рассчитан на сейсмические нагрузки в Калифорнии, поэтому очень прочный, но с отверстием посередине, как лонжерон крыла самолета, поэтому не тяжелый.
— Илон Маск (@elonmusk) 26 марта 2018 г.
Кстати, Boring Company решила использовать землю, выброшенную при рытье туннелей.