Содержание
Улетел из СССР, а вернулся в Россию: самые интересные эпизоды полетов Сергея Крикалева
Герою Советского Союза и Российской Федерации летчику-космонавту Сергею Крикалеву исполняется 60 лет. Долгое время сохранявший первенство по продолжительности пребывания на орбите, Крикалев имеет целый ряд уникальных эпизодов в своей биографии. ТАСС отобрал самые интересные.
Сергей Константинович родился 27 августа 1958 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), где в 1975-м окончил среднюю школу. С 1977 года занимался самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ, входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. В 1981 году с отличием окончил Ленинградский военно-механический институт. Затем поступил на работу инженером НПО «Энергия» (сейчас — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева), где, в частности, занимался разработкой инструкций для космонавтов и отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов.
Космонавты Александр Волков и Сергей Крикалев проводят эксперимент «Иллюминатор» с использованием голографического регистратора «Тигр» на станции «Мир», 1988 год
© Валерий Поляков/ТАСС
С июня 1983 года по итогам комиссии Института медико-биологических проблем был допущен к специальным тренировкам космонавтов. Через два года Крикалева отобрали в отряд космонавтов НПО «Энергия», где до октября 1986-го он проходил общекосмическую подготовку. Через месяц, в ноябре, межведомственная комиссия присвоила ему квалификацию «космонавт-испытатель».
За время своей карьеры Крикалев выполнил шесть полетов в космос, в том числе первый — с 26 ноября 1988 по 27 апреля 1989 года бортинженером корабля «Союз ТМ-7» и станции «Мир» (за него получил Героя СССР) и заключительный — с 15 апреля по 11 октября 2005 года командиром экипажа экспедиции на Международную космическую станцию (МКС). Общая продолжительность его полетов составила 803 дня 9 часов и 39 минут 9 секунд. Он совершил восемь выходов в космос общей длительностью 41 час 26 минут.
Улетал из СССР, вернулся в Россию
В свой второй полет Крикалев отправился 18 мая 1991 года — еще с территории Советского Союза. Уже был поднят вопрос о создании Союза независимых государств, однако на проведенном в марте всесоюзном референдуме большинство жителей страны высказалось за сохранение СССР. Крикалев стартовал на транспортном корабле «Союз ТМ-12» в качестве бортинженера, в экипаж также входили Анатолий Арцебарский и британка Хелен Шарман, стыковка со станцией «Мир» состоялась 20 мая 1991 года.
Экипаж корабля «Союз ТМ-12»: Хелен Шарман, Анатолий Арцебарский и Сергей Крикалев на космодроме Байконур, 18 мая 1991 года
© AP Photo
В ходе полета Крикалев вместе с Арцебарским, в частности, выполнили ручную перестыковку корабля «Союз ТМ-12» с переходного отсека станции «Мир» на астрофизический модуль «Квант», корабль провел в автономном полете 42 минуты, облетев весь комплекс. Всего за этот полет Крикалевым было выполнено ни много ни мало семь выходов в открытый космос. За бортом «Мира» космонавт вместе с коллегами поменял антенну системы «Курс», смонтировал на поверхности станции различное оборудование, установил 15-метровую ферму эксперимента «Софора».
В этом полете Крикалев с Арцебарским тестировали так называемую космическую банку кока-колы, разработанную компанией «Кока-Кола» совместно с «Энергией». По отзывам космонавтов, эксперимент завершился удачно. Для перемещения между модулями станции космонавты во время выходов пользовались 14-метровой телескопической грузовой стрелой. Традиционно Крикалев сделал большое число фотографий Земли.
Читайте также
Покорители космоса: от Гагарина до наших дней
Общая продолжительность второго полета Крикалева составила 311 дней. За это время на Земле все кардинально поменялось. Старт следующего космического корабля «Союз ТМ-13», который встречали на орбите Крикалев и Арцебарский, был выполнен 2 октября 1991 года с территории объявленного суверенным Казахастана. Официально независимой республика станет позже, но вопрос о контроле над космодромом Байконур уже обсуждался. На запуске корабля присутствовал президент республики. Кроме советского, на стартовом комплексе был водружен государственный флаг Казахстана. Формально СССР еще продолжал существовать.
10 октября 1991 года Арцебарский вернулся на землю на борту «Союза ТМ-12» еще в СССР. Крикалев продолжил работу на орбите как единственный бортинженер из экипажа. Решение об этом было принято в ходе полета.
СССР официально перестал существовать 26 декабря 1991 года. Тогда российские космонавты Волков и Крикалев в ходе сеанса связи «Мира» с ЦУП (Центр управленяи полетами) пожелали России и СНГ в новом 1992 году крепко встать на ноги. Крикалев, в частности, высказывал опасения насчет будущего российской космонавтики и выражал надежду на сохранение всех программ. Вернулся на Землю Сергей Константинович 25 марта 1992 года — уже в Российскую Федерацию. За этот полет он был удостоен звания Героя России.
Кто первый зашел в МКС, тот Крикалев
Свой третий полет Крикалев выполнил на борту американского космического корабля Space Shuttle Discovery и стал первым российским космонавтов летавшем на борту шаттла NASA. Полет продолжался восемь суток — с 3 по 11 февраля 1994 года. Подготовку к этому полету он проходил в Космическом центре имени Джонсона вместе с Владимиром Титовым, где, в частности, получил сертификат на работу с манипулятором корабля. Окончательно кандидатуру 35-летнего Крикалева выбрало NASA. Он стал самым молодым членом экипажа шаттла, однако на тот момент проработал на орбите уже 463 дня.
Старт космического корабля Space Shuttle Discovery, 3 февраля 1994 года
© CORBIS/Corbis via Getty Images
Сергей Константинович тогда отмечал, что отечественная подготовка космонавтов лучше, чем у NASA, а бортовое оборудование, установленное на шаттле, устарело по сравнению с компьютерами «Мира». Также космонавт сетовал на невозможность регулярно знакомиться с отечественной прессой и на невнимание российских официальных лиц. В ходе самого полета, правда, был проведен телемост с Москвой — из Дома правительства РФ с Крикалевым на борту Discovery связался занимавший пост премьер-министра страны Виктор Черномырдин.
В январе 1996-го Крикалев был назначен бортинженером первой экспедиции на создаваемую МКС. Подготовку к полету проходил вместе с Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. Первоначально экипаж должен был отправиться к международной космической станции «Альфа» (так тогда называлась будущая МКС) на корабле «Союз» в мае 1998 года, однако экспедиция была перенесена из-за задержки с запуском первого модуля станции «Заря». Планировалось, что функционально-грузовой блок отправится в космос в 1997-м российской ракетой-носителем «Протон», однако запущена была «Заря» только 20 ноября 1998 года.
Первая длительная (или, как тогда ее называли, постоянная) экспедиция на новую станцию, и в том числе Крикалев, отправилась к МКС 4 декабря 1998 года на американском шаттле Endeavour («Индевор»). Шаттл также вез с собой к МКС узловой технический американский модуль Unity («Юнити», в переводе — объединение). По плану шаттл должен был подойти к модулю «Заря», захватить его рукой-манипулятором, подтянуть к блоку «Юнити» и состыковать. Операция была выполнена 7 декабря 1998 года, процессом управляла специалист «Индевора» 39-летняя майор сухопутных войск США Нэнси Керри.
Сергей Крикалев пробирается по отсеку, который соединяет модуль Unity и шаттл Endeavour, 6 декабря 1998 год
© AP Photo/NASA TV
10 декабря Крикалев с американскими астронавтами вошли в блок «Юнити». Люди были экипированы в обычные полетные костюмы, так как в модулях уже был воздух. Крикалев, который тщательно изучил каждый болт «Зари» еще на Земле, лично открыл переходный люк в жилой российский модуль 11 декабря в 00:06 мск. Именно открытие «Зари» считалось официальным началом работы МКС. В сам модуль Крикалев вошел вместе с американским астронавтом Робертом Кабана.
Первый экипаж МКС покинул станцию 12 декабря. За проведенные на «Заре» 27 часов пять американцев и их российский коллега сняли многочисленные заглушки, соединили различные кабели, установили вентиляторы и подключили две установленные на внешней поверхности узла «Юнити» антенны. На «Заре» были заменены батареи. Помимо этого, экипаж, плавая между шаттлом и станцией, передислоцировал на нее большое количество грузов, предназначенных для первых постоянных обитателей (одним из них снова станет Крикалев). В их число вошли гаечные ключи, запасной компьютер, сверла, отвертки и комплекты одежды.
Во время полета Крикалева на «Индеворе» и его работ в МКС параллельно на «Мире» выполнял полет другой космонавт-рекордсмен — Геннадий Падалка, который в будущем побьет рекорд Крикалева по общему пребыванию в космосе. Полет «Индевора» завершился на мысе Канаверал 16 декабря.
Пятый и шестой полеты, начальник ЦУП
12 апреля 2000 года, перед предстоящим полетом первой постоянной экспедиции МКС, Сергей Крикалев побывал на приеме в Кремле у президента РФ Владимира Путина, победившего на выборах 26 марта 2000 года. Путин тогда отмечал, что одним из главных направлений государственной политики является поддержка отечественного производителя космической техники.
Полет первой постоянной экспедиции к МКС, в которую вошли российские космонавты Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и американец Билл Шеппард, был назначен на 30 октября 2000 года. На тот момент в МКС входили три крупные составляющие: российский модуль «Звезда», американский модуль «Юнити» и функциональный грузовой блок «Заря». Название «Международная космическая станция» считалось условным, официальным оно станет позже. Срок службы МКС оценивался в 15 лет (в этом году станция празднует 20-летний юбилей и проработает еще минимум до 2024 года).
Во время съемки географических объектов через порт наблюдения в сервисном модуле «Звезда» Международной космической станции, декабрь 2000 года
© NASA/Newsmakers
Старт первой длительной экспедиции состоялся на день позже — 31 октября 2000 года. Ракета «Союз-У» с космическим кораблем «Союз-ТМ-31» стартовала с Байконура в 10:53. Корабль причалил к станции 2 ноября. В тот полет Крикалев и Гидзенко впервые в отечественной космонавтике были застрахованы не только на случай смерти или инвалидности, но и по целому ряду других пунктов, предполагавших и просто травмы на орбите. Размер страховки увеличился до сотен тысяч долларов и стал сопоставим со страховкой астронавтов NASA.
Читайте также
Просто космос
Крикалев с экипажем первой длительной экспедиции произвел на станции расконсервацию входящих в ее состав модулей, смонтировал дополнительное оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, проверил функционирование средств радиосвязи. По плану научно-технических исследований было выполнено несколько серий экспериментов с целью определения динамических характеристик станции и для оценки уровней шума и вибраций в жилых отсеках. Экипаж принял грузовик «Прогресс», полеты которых становятся регулярными. Космонавты отмечали, что оборудование на станции работает чересчур шумно, но хвалили безотказный туалет. В общей сложности Крикалев в первой длительной экспедиции на МКС провел на орбите 140 суток, вернулся на Землю 21 марта 2001 года на борту американского корабля «Дискавери».
Свой шестой и последний космический полет Крикалев совершил 15 апреля 2005 года на борту «Союз ТМА-6» в качестве командира 11-й экспедиции МКС, в ходе которого был выполнен восьмой выход в космос. Вернулся на Землю 10 октября 2005 года, после 179 суток полета.
После возвращениия с МКС, 10 октября 2005 года
© Bill Ingalls/NASA via Getty Images
Возвратившись из последнего полета, Крикалев стал новым мировым рекордсменом по суммарной продолжительности пребывания в космосе (опередил коллегу Сергея Авдеева, 747 суток) и удерживал это первенство в течение десяти лет. С 2015-го этот рекорд принадлежит российскому космонавту Геннадию Падалке (878).
Читайте также
Сергей Крикалев: около Луны может быть создано две космические станции
С февраля 2007 года Крикалев — вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полетам. С марта 2009-го — начальник Центра подготовки космонавтов в Звездном городке. Контракт с ним был подписан на пять лет. Перед его истечением Сергей Константинович подал заявление на продление, однако он продлен не был. С 2014 года начал работу в ЦНИИмаш в должности первого заместителя директора, новым направлением работы Крикалева стала разработка планов пилотируемых полетов в рамках программы освоения дальнего космоса. В марте 2016-го назначен исполнительным директором по пилотируемым космическим программам.
Еще Сергей Крикалев — чемпион мира по пилотажу на планерах. Кроме того, за свою карьеру летчика-космонавта он освоил такие самолеты, как Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су-29 и Л-39. Выполнял полеты с инструктором на истребителях МиГ-21, МиГ-25 и пассажирском Ту-134. Во время обучения в центре Джонсона освоил американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолет Т-38.
ПодготовилаВалерия Решетникова
Теги:
СШАРоссия
О Военмехе
- О Военмехе
Борисенко Андрей Иванович
Год выпуска: 1987
«Все выпускники Военмеха признают, что как инженеров нас готовят очень неплохо. И для меня обучение в Военмехе не прошло даром, так же, как и опыт последующей работы в Центре управления полётами.»
Военмеховцы о Военмехе
Иванова Екатерина Александровна
Год выпуска: 1973
«Военмех – это мой Байконур. Стартовая площадка в очень трудную и интересную жизнь космонавтов. После окончания института мне не удалось распределиться, как Георгию Гречко и Сергею Крикалёву, в РКК «Энергия», но в 1980 году я была допущена к отбору в отряд космонавтов. Решающую роль сыграло то, что за спиной была военмеховская аспирантура, защита диссертации и ученая степень кандидата технических наук. Уровень полученной базовой подготовки позволил мне за полгода осилить трёхлетний объём и получить отличные оценки по всем системам космического корабля и орбитальной станции. Кстати, отличные оценки получали все космонавты-военмеховцы. Даже институтский курс по сварке пригодился: когда я без особого энтузиазма в институте сдавала зачет по сварке, могла ли предположить, что придется выполнять сварочные работы в вакууме барокамеры, облаченной в громоздкий выходной скафандр…
От немногочисленного отряда космонавтов-военмеховцев спасибо дорогому вузу за особый дух Военмеха, за отличную подготовку!
С пожеланием, чтобы выпускники пополняли наши ряды»
Военмеховцы о Военмехе
Якунин Владимир Иванович
Год выпуска: 1972
«Военмех» – это школа, которая готовит не только инженеров, ученых и будущих космонавтов, но и людей, социально ориентированных и воспитанных. Сфера деятельности нашего вуза – это оборона, защита Отечества, которая невольно и обязательно учит понятиям гражданственности.»
«С юбилеем и пожеланием сохранения и преумножения традиций военмеховской учебной и научной школы, исследования космоса, работы на оборону и гражданский сектор! Всё это – cлужение Отечеству!»
Военмеховцы о Военмехе
Александр Алексеевич Смоленцев
Руководитель НТЦ-6Ц
«Военмех дал мне уверенность в том, что знания, полученные здесь, мне в жизни обязательно пригодятся. Сегодня я могу подтвердить — они мне пригодились. Во-вторых, наш вуз дал мне студенческую дружбу, которая продолжается и теперь, когда прошло уже 35 лет. Каждые пять лет мы приезжаем сюда на очередное пятилетие выпуска из Военмеха <…>. А вам, студентам, пожелаю удачи и продолжения тех проектов, которые и ваши деды, и ваши отцы начинали.»
Военмеховцы о Военмехе
Гречко Георгий Михайлович
Год выпуска: 1955
«Я очень благодарен Военмеху. Потому что, если я чего-то в жизни достиг, то только потому, что я учился в Военмехе.»
«Мне кажется, что наконец-то справедливость восторжествовала и выпускники Военно-Механического института начали летать в космос. Видимо, в нашем институте учатся новые космонавты.»
Военмеховцы о Военмехе
Сергей Евгеньевич Нарышкин
Год выпуска: 1978
Директор Службы внешней разведки РФ
«Для России важным является укрепление оборонно-промышленного комплекса, и ключевую роль в этой политике играет подготовка квалифицированных инженерных кадров для оборонной промышленности. И почти 90% выпускников Военмеха как раз инженеры-конструкторы, конструкторы предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Сегодня, находясь здесь, в родном Военмехе, я очень остро чувствую связь времён и ощущаю, надеюсь, вместе с вами, правоту того, что мы в России делаем. »
Военмеховцы о Военмехе
Дегтярёв Александр Викторович
Год выпуска: 1975
«С большой благодарностью родному вузу – Военмеху и признательностью за память о военмеховцах, вошедших в историю человечества.»
Военмеховцы о Военмехе
Крикалёв Сергей Константинович
Год выпуска: 1981
«На долю каждого военмеховца за время его обучения всегда приходится одна – но круглая – юбилейная институтская дата. На мои студенческие годы выпал первый военмеховский полтинник, и память о том празднике сохранилась навсегда. А сегодня вы имеете возможность отметить дату не менее солидную – семьдесят пять лет прошло с того момента, как в нашем городе появился военно-механический институт, наш «Военмех», имя которого сегодня звучит и за пределами Земли. С праздником, друзья, и давайте пожелаем друг другу всем вместе встретить и нашу первую «сотню»
Военмеховцы о Военмехе
Фрудо Меллемвик
Почетный Доктор БГТУ «Военмех»
Поздравляю с 75-летием успешной работы! БГТУ имеет большое значение для многих – как для отдельных личностей, так и для нации в целом! Я уверен, что будущее будет таким же ярким, как и прошлое, и я счастлив, что БГТУ и университет г. Будо тесно и плодотворно сотрудничают!
Наилучшие пожелания всем вам в день торжества и мощного прорыва в будущее!
Друзья о Военмехе
Борисенко Иван Андреевич
Капитан II ранга запаса. Отец четвертого космонавта «Военмеха» Андрея Борисенко
Искренне рад встрече в замечательных стенах, кузнице специалистов высшей категории военных специалистов. С большим удовольствием ознакомился с достопримечательностями ВУЗа. Горжусь тем, что мой сын Андрей Борисенко получил в этом институте великолепное образование и в итоге подошёл к моменту, когда сбылась его мечта детства полететь в космос.
Выражаю большую благодарность вашему профессорско-преподавательскому составу «Военмеха» за тот благородный труд, который они вкладывают в каждого студента. Считаю «Военмех» — лучшей кузницей специалистов военной промышленности. Большое спасибо доценту Охочинскому М. Н. за прекрасно проведенную экскурсию по институту.
Друзья о Военмехе
Военмеховцы о Военмехе
Друзья о Военмехе
Новогодние
Коллектив о Военмехе
СМИ о Военмехе
Юрий Гагарин в Украине: История человека и корабля-слежения… К Международному дню полета человека в космос
12 апреля 2021 года исполнилось 60 лет со дня первого полета человека в космос. Имя Юрия Гагарина стало известно всему миру. О нем и его космическом полете рассказано почти все. Даже информация, ранее секретная, стала общедоступной. Тайной остается только расследование его трагической гибели в последнем полете 27 марта 1968 года.
Есть еще малоизвестные факты, связывающие Юрия Гагарина с Украиной, но некоторые из них вы можете найти в Государственном политехническом музее КПИ им. Игоря Сикорского.
Первый и единственный визит Юрия Гагарина в Киев состоялся в апреле 1966 года. Он приехал для участия в ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза. В Киеве ему аккомпанировала известный композитор Александра Пахмутова. Они прибыли поездом на перрон Киевского центрального вокзала (ныне Киево-Пассажирский вокзал) 24 апреля. В этот же день он встретился со студентами в недавно построенном Киевском дворце пионеров и школьников (ныне Киевский дворец Дети и молодежь). В своем выступлении Юрий Гагарин сказал: «Мой друг Павел Попович много рассказывал мне о красоте Киева, но то, что я видел своими глазами, несравнимо с тем, что я слышал!»
Помимо участия в съезде, Юрий Гагарин посетил Киянскую трикотажную фабрику и завод серийного производства «Антонов» (АВИАНТ), где встретился с главным конструктором Олегом Антоновым. Знаменитый космонавт побывал и в киевской школе №94 (о посещении в КП №14 11 апреля 2013 года наша газета уже писала). Студенты и преподаватели с радостью встречали его. Юрий Гагарин гулял по городу, в том числе по Пушкинскому парку возле КПИ им. Игоря Сикорского.
В Украине увековечен первый на Земле космонавт в названии советского корабля контроля космического пространства «Космонавт Юрий Гагарин», приписанного к Одесскому порту. Он базировался на танкере проекта 1552 и был достроен 19 декабря.71 на ОАО «Балтийский завод» в Ленинграде. Корабль огромен: длина — 232 м, ширина — 31 м, максимальная замена воды — 45 000 тонн. Особенно эффектно это выглядело, когда на верхней части корпуса были размещены две чрезвычайно большие и две меньшие параболические «тарелки» антенны. Экипаж насчитывал более 200 человек, район плавания был практически неограничен. Этот корабль был крупнейшим в мире кораблем связи и флагманом флота кораблей связи. Космонавт Юрий Гагарин входил в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначался для обеспечения различных видов связи с космическими кораблями. На борту находилась оперативная группа Центра управления космическими полетами, способная полностью взять на себя функции Центра. К 1991 года космонавт Юрий Гагарин совершил 20 экспедиционных полетов в Атлантическом океане и выполнял задачи по управлению космическими кораблями.
Пока корабль находился в порту приписки в Одессе, его посетило много высокопоставленных гостей, например, космонавты, ученые, промышленники, иностранцы. На борту корабля была книга отзывов, в которой собраны впечатления посетителей. Эта книга хранится в Отделе истории авиации и космонавтики Государственного политехнического музея. Среди многочисленных пластинок особенно памятны записи, написанные женой Юрия Гагарина Валентиной Гагариной (19 лет).35-2020) и его мать Анна Гагарина (1903-1984).
После распада Советского Союза корабль передан Министерству обороны Украины. К сожалению, он не использовался по прямому назначению. В свой последний рейс «Космонавт Юрий Гагарин» вышел из Ильичевского порта 24 июня 1996 года на индийское кладбище кораблей «Аланга», где был продан на металлолом.
Заведующий отделом истории авиации и космонавтики
Государственного политехнического музея Сергей Грачев
Юбилейный
Авиация — космонавтика
Киевская политехника
Гагарин Ю. О.
Антонов О.К.
Калпана Чавла: биография и катастрофа в Колумбии
Калпана Чавла совершила два полета на шаттлах.
(Изображение предоставлено НАСА)
Калпана Чавла стала первой женщиной индийского происхождения, отправившейся в космос в 1997 году. Шесть лет спустя, 1 февраля 2003 года, Чавла погибла, когда космический шаттл «Колумбия» разбился при входе в атмосферу Земли, в результате чего погибли все семь астронавтов на борту. .
Однако наследие Чавлы продолжает жить. В частности, ее талант и трудолюбие вдохновили молодых людей в Индии и по всей Земле задуматься о карьере в космосе.
Молодость
Калпана Чавла родился в Карнале, Индия, 17 марта 1962 года в семье Банараси Лал Чавла и Санджоти Чавла. Он был младшим из четырех детей.
Пока Чавла не пошла в школу, у нее не было официального имени. Ее родители звали ее Монту, но Чавла выбрала свое собственное имя, когда поступила в школу. Имя Калпана означает «идея» или «воображение». Ее полное имя произносится CULL-тьфу-на ЧАУ-ла , хотя она часто носила прозвище К.С.
В детстве Чавла заинтересовался полетами после того, как впервые увидел самолет примерно в возрасте трех лет. Она проводила дни со своим отцом, посещая вместе с отцом местный аэроклуб, и в школе проявляла интерес к авиации.
Связанные : Катастрофа в Колумбии: что произошло и чему научилось НАСА
Изображение 1 из 5
Чавла (в центре) со своими одноклассниками в школе Тагора Баала Никетана в Индии. (Изображение предоставлено Getty) Калпане Чавле помогают надеть летный костюм перед запуском на STS-87. (Изображение предоставлено NASA/KSC) Калпана Чавла в скафандре перед подводной тренировкой в 1995. (Изображение предоставлено NASA/MSFC) https://blogs.nasa.gov/kennedy/2022/02/10/elana-41-mission-update/ (Изображение предоставлено NASA/JSC) Калпана Чавла посещает модуль Spacehab с другим членом экипажа STS-107 Иланом Романом. (Изображение предоставлено NASA/KSC)
Образование
Во время своего предыдущего образования в Индии Чавла посещала старшую среднюю школу имени Тагора Баала Никетана в Карнале.
Чавла получил степень в области авиационной техники в инженерном колледже Пенджаба. При выборе курса профессора пытались ее отговорить, поскольку возможности для девушек в Индии, выбравших этот путь карьеры, были ограничены. Однако Чавла была непреклонна в том, что это ее тема.
Получив степень инженера в Индии, Чавла иммигрировала в Соединенные Штаты в 1980-х годах и стала натурализованным гражданином, чтобы продолжить учебу. Она получила степень магистра в Университете Техаса и защитила докторскую степень в области аэрокосмической техники в Университете Колорадо в 1988 году.
Чавла начала работать в Исследовательском центре Эймса НАСА в том же году, работая над вычислительной гидродинамикой механизированной подъемной силы. В частности, ее работа была сосредоточена на понимании того, как воздух обтекает самолет во время полета, и на использовании компьютеров в работе.
Стать космонавтом
Чавла на борту космического корабля 27 января 2003 г. (Изображение предоставлено Getty)
В 1994 г. Чавла был выбран кандидатом в космонавты. После года обучения она стала представителем экипажа отдела астронавтов EVA/робототехники и компьютеров, где она работала с роботизированными дисплеями ситуационной осведомленности и тестировала программное обеспечение для космических шаттлов.
Чавла с энтузиазмом относилась к предоставлению возможностей научного образования для молодых девушек в Индии, и, когда она была астронавтом, НАСА пригласило среднюю школу Чавлы принять участие в их Летней космической программе. Ежегодно с 19В 98 году школа отправила двух девочек в Объединенную космическую школу Фонда международного космического образования в Хьюстоне, и Чавла пригласила их к себе домой на индийский ужин.
Первый полет Чавла совершил в ноябре 1997 года на борту космического корабля «Колумбия» рейсом STS-87 . Шаттл совершил 252 оборота вокруг Земли всего за две недели. Чавла был специалистом по миссии и главным оператором робота-манипулятора во время полета; другими астронавтами на борту были Кевин Крегель, Стивен Линси, Уинстон Скотт, Такао Дои и Леонид Каденюк.
Шаттл провел ряд экспериментов, в том числе проекты по изучению размножения растений в условиях микрогравитации и поведению материалов в космосе.
Кроме того, Чавла использовал манипулятор для развертывания спутника SPARTAN 201, предназначенного для изучения внешнего слоя солнца , называемого короной. Однако, по данным НАСА, спутник вышел из строя и не мог контролировать свое положение после развертывания . Двум другим астронавтам из миссии пришлось выполнить вышел в открытый космос , чтобы снова захватить спутник и инструмент, никогда не проводил никаких исследований.
После своего первого полета Чавла сказала: «Когда вы смотрите на звезды и галактику, вы чувствуете, что вы не просто с какого-то определенного участка земли, а из Солнечной системы».
Катастрофа в Колумбии
В 2000 году Чавла была выбрана для своего второго полета в космос в качестве специалиста миссии STS-107 . Миссия несколько раз откладывалась, пока, наконец, не была запущена 16 января 2003 г.
Во время 16-дневного полета экипаж выполнил более 80 экспериментов, работая в напряженном графике, чтобы гарантировать, что исследования никогда не прекращаются, согласно НАСА . Среди прочего, экипаж STS-107 испытал технологию, которую НАСА хотело использовать для повторного использования воды на молодой Международной космической станции. Эксперименты, разработанные учащимися начальной школы со всего мира, анализировали, как насекомые и рыбы реагируют на космический полет; другой набор экспериментов изучал солнце.
В частности, во время полета внутри грузового отсека шаттла находилась большая герметичная камера, называемая исследовательским модулем Spacehab. Эксперименты, проведенные в модуле Spacehab, были сосредоточены на биологических науках и науках о здоровье.
Между двумя миссиями Чавла провела в космосе 30 дней, 14 часов и 54 минуты.
Утром 1 февраля 2003 года космический челнок вернулся на Землю, намереваясь приземлиться в Космическом центре Кеннеди . Но когда шаттл прошел через атмосферу Земли, горячий газ хлынул в крыло шаттла, где кусок изоляции размером с портфель оторвался во время запуска и повредил систему тепловой защиты, экран, который защищает его от тепла при входе в атмосферу.
Это изображение экипажа шаттла STS-107 «Колумбия» на орбите было извлечено из обломков внутри непроявленной коробки с пленкой. Слева направо (нижний ряд): Калпана Чавла, Рик Хасбанд, Лорел Кларк и Илан Рамон. Слева направо (верхний ряд): Дэвид Браун, Уильям МакКул и Майкл Андерсон. (Изображение предоставлено NASA/JSC)
Неустойчивый корабль качался и брыкался, раскачивая астронавтов. Не прошло и минуты, как корабль разгерметизировался, погиб экипаж. Также на борту были Рик Хасбенд, Лорел Кларк, Илан Рамон, Дэвид Браун, Уильям МакКул и Майкл Андерсон.
Шаттл разбился над Техасом и Луизианой, прежде чем рухнуть на землю. Авария стала второй крупной катастрофой для программы космических челноков после взрыва шаттла Challenger в 1986 году.
Связанные : Обломки катастрофы космического корабля «Колумбия» обнаружены в Техасе
НАСА и независимые группы расследовали катастрофу «Колумбии» в надежде предотвратить еще одну подобную трагедию. Примеры включают Колумбийский совет по расследованию авиационных происшествий (2003 г.) и Отчет НАСА о выживании экипажа Колумбии (выпущенный в 2008 г.).
Ежегодно в последний четверг января НАСА отмечает гибель экипажа корабля «Колумбия», а также экипажей шаттлов «Челленджер» и «Аполлон-1». фатальные миссии также регулярно упоминаются, когда персонал НАСА обсуждает важность уделения внимания безопасности при пилотируемых космических полетах.
После катастрофы в Колумбии ни одна миссия НАСА не закончилась смертельным исходом.
Наследие Чавлы
Вскоре после катастрофы в Колумбии ученые назвали семь астероидов в честь каждого члена экипажа «небесным памятником». В ознаменование первой годовщины катастрофы НАСА также назвало семь холмов на Марсе в честь погибшего экипажа.
Техасский университет посвятил мемориал Калпане Чавле в Арлингтонском инженерном колледже в 2010 году. На момент открытия экспозиция включала летный костюм, фотографии, информацию о жизни Чавлы и флаг. который пролетел над Космическим центром Джонсона во время мемориала астронавтам Колумбии.
В октябре 2020 года коммерческий грузовой космический корабль имени Чавлы стартовал к Международной космической станции (МКС). Капсула Cygnus от Northrop Grumman была названа SS Kalpana Chawla, поскольку политика компании заключается в том, чтобы посвятить свои капсулы Cygnus тому, кто сыграл ключевую роль в пилотируемых космических полетах.
«Чавла была выбрана в честь ее выдающегося места в истории как первой женщины индийского происхождения, отправившейся в космос», — написали официальные лица Northrop Grumman в заявлении .
Дополнительные ресурсы и литература
Вдовец Чавлы, Жан-Пьер Харрисон, написал биографию под названием «Грань времени », которую он опубликовал в 2011 году. Кроме того, было снято несколько документальных фильмов о Колумбийском университете. экипажа, в том числе «Дневники астронавта: воспоминания об экипаже шаттла Колумбия» (2005 г.) и фильм, посвященный астронавту Илану Рамону, под названием «Спейс шаттл Колумбия: Миссия надежды» (2013 г.).
- НАСА, «Астероиды, предназначенные для экипажа космической станции Колумбия», 6 августа 2003 г. https://www.jpl.nasa.gov/news/asteroids-dedicated-to-space-shuttle-columbia-crew (opens в новой вкладке)
- НАСА, «Биографические данные: Калпана Чавла», февраль 2003 г. 20Biographies/ASTRON~1.HTM
- НАСА, «НАСА посвящает ориентиры Марса экипажу Колумбии», 2 февраля 2004 г. https://www.nasa.gov/home/hqnews/2004/feb/HQ_04048_columbia_landmarks.html в новой вкладке)
- НАСА, «Основные моменты четвертого дня STS-87», по состоянию на 10 февраля 2022 г. https://science.ksc.nasa.gov/shuttle/missions/sts-87/sts-87-day-04-highlights. html (открывается в новой вкладке)
- Архив данных NASA Life Sciences, «STS-87», по состоянию на 10 февраля 2022 г.