Содержание
Человека можно обучить эхолокации, как у летучих мышей, всего за 10 недель
22 июня 2022
14:26
Ольга Мурая
Эхолокации можно обучить даже пожилых людей, которые потеряли зрение ещё в детстве.
Иллюстрация Pixabay.
Эхолокация без специального оборудования? Но человек же на такое не способен! Действительно, ещё недавно такая суперспособность казалась фантастической. Но учёные уже не первый год твердят, что люди вполне могут овладеть этим навыком. Более того, он может заменить некоторым людям зрение.
Большинство людей могут в короткие сроки обучиться эхолокации, как у летучих мышей: то есть они могут научиться ориентироваться в пространстве по отражённым от окружающих объектов звукам.
Более того, этот навык можно развить в любом возрасте, и он не требует ношения с собой дополнительных приспособлений. В результате эхолокация может стать крайне полезным умением для тех, кто не может полагаться на своё зрение.
В эксперименте, результаты которого были опубликованы в 2021 году, приняли участие 12 человек, у которых в детстве диагностировали слепоту, и 14 зрячих.
Всего за 10 недель исследователи смогли научить участников обходить препятствия и распознавать размер и положение объектов… щёлкая языком в нужном направлении, а затем слушая, как звучит эхо щелчка.
Эхолокация — навык, который мы привыкли приписывать исключительно животным, таким как киты и летучие мыши. Но некоторые слепые люди также используют эхо издаваемых звуков для обнаружения препятствий и даже их очертаний.
Для этого одни постукивают по предметам тростью или щёлкают пальцами, а другие щёлкают языком или издают другие звуки.
Несмотря на то, что этот навык может быть очень полезен в повседневной жизни, сегодня очень немногие не зрячие люди обучаются подобной «суперспособности».
Эксперты по эхолокации годами пытаются распространить эту информацию. А исследования к тому же показывают, что всё, что нужно для овладения этой техникой — простой график тренировок.
В течение 20 учебных занятий, которые длились от 2 до 3 часов, исследователи обнаружили, что слепые и зрячие участники, как люди в возрасте, так и молодые, значительно улучшили навык эхолокации на основе щелчков.
На последних двух занятиях участники проверяли свои новые навыки навигации в виртуальном лабиринте, в который они никогда раньше не заходили.
Даже будучи ослеплёнными и находясь в неизвестном пространстве, участники ошибались реже, чем в начале программы!
Как выяснили учёные, «видеть» окружающий мир людям-эхолокаторам позволяют зрительные области мозга. Из-за этого долгое время было непонятно, могут ли те, кто в процессе взросления не имел возможности воспринимать окружающий мир глазами, использовать эти нейронные сети наравне со зрячими людьми.
Однако позднее выяснилось, что некоторые слепые вполне успешно пользуются зрительными образами, сохранившимися с раннего детства. Вместе с тем людям, лишённым зрения с самого рождения, обрести навык эхолокации, вероятно, будет не так просто.
Ещё одна проблема метода заключается в том, что многие люди с возрастом вместе со зрением теряют и слух. К тому же чем старше человек, тем менее пластичен его мозг. Это может затруднять изучение новых навыков по мере взросления.
Однако исследование показало, что возраст не мешает обучению эхолокации.
В ходе исследования этим навыком смогли овладеть слепые люди в возрасте до 79 лет.
Хотя этот эксперимент был небольшим, авторы проанализировали его результаты и не увидели зависимости успеха обучения от возраста участников.
Через три месяца после окончания занятий слепые участники сообщили, что, обучившись навыку эхолокации, они начали больше двигаться.
В последующем опросе 10 из 12 слепых участников заявили, что это умение сделало их более независимыми и повысило ощущение благополучия жизни.
Почему же эхолокации до сих пор не обучают незрячих людей?
Авторы работы считают, что целесообразно было бы предлагать обучении эхолокации на основе щелчков людям, которые всё ещё хорошо видят, однако рискуют потерять зрение в более позднем возрасте, к примеру, из-за прогрессирующего дегенеративного заболевания глаз.
Исследование было опубликовано в журнале PLOS One 2 июня 2021 года.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».
наука
обучение
зрение
слух
слепота
звук
навыки
общество
новости
Эксперимент показал, что люди могут научиться эхолокации за 10 недель — Газета.Ru
Эксперимент показал, что люди могут научиться эхолокации за 10 недель — Газета.Ru | Новости
close
100%
Большинство людей могут научиться эхолокации, используя щелкающие звуки для создания эхо. Статья об этом была опубликована в PLOS One.
Эхолокация — это метод определения расстояния до предметов путем анализа отраженного от них звука, инфразвука или ультразвука. Ее широко применяют как подводные животные, вроде дельфинов, так и летучие мыши, благодаря чему они могут при полете не натыкаться на предметы даже в абсолютной темноте. Кроме того, известно, что многие слепые люди самостоятельно учатся эхолокации с помощью звуков собственных шагов или постукивания тростью.
Всего за 10 недель исследователи смогли научить добровольцев огибать препятствия и распознавать размер объектов, используя звуковые отклики. Всего в эксперименте приняли участие 12 с детства слепых человек, и 14 зрячих. «Я не могу вспомнить ни одной другой работы со слепыми участниками, которая получила бы столь восторженные отклики», — сказал психолог Лор Талер из Даремского университета в Великобритании.
Участников обучали перемещаться по лабиринтам — коридорам в виде Т-образных перекрестков, U-образных изгибов и зигзагов — и определять размер и ориентацию объектов с помощью щелчков ртом. При этом недавно обученные люди показали себя почти также хорошо, как и те, кто самостоятельно обучился эхолокации давно. В дополнительных тестах на определение формы и ориентации тех или иных поверхностей участники исследования также показали примерно равные результаты с более опытными людьми. При этом возраст обучающегося не имел принципиального значения, как и наличие зрения у человека.
Через три месяца после окончания учебных занятий слепые участники сказали, что эхолокация значительно помогла им перемещаться.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Мария Дегтерева
Там чудеса, там леший бродит
О бюрократии и чиновничестве в России
Иван Глушков
В дебрях Севера
О гастрономическом путешествии на Таймыр
Дмитрий Самойлов
Праздник за праздником
О Дне народного единства и Дне Октябрьской революции
Марина Ярдаева
Битва за оценки. Как быть проигравшим?
Об аутсайдерах гонки за средний балл аттестата
Андрей Колесников
Что подумают «наверху»?
О четырех десятилетиях без Леонида Ильича
Найдена ошибка?
Закрыть
Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.
Продолжить чтение
Эксперимент показывает, что
человек могут научиться «эхолокации» всего за 10 недель : ScienceAlert
(Мерве Бетюль Каракус/Getty Images)
При достаточной тренировке большинство людей могут научиться эхолокации, используя язык, чтобы издавать щелкающие звуки и интерпретировать возвращающееся эхо, отраженное от окружающей среды.
Всего за 10 недель исследователи смогли научить участников перемещаться по препятствиям и распознавать размер и ориентацию объектов, используя отклики их кликов. В эксперименте приняли участие 12 участников, которым в детстве поставили диагноз «слепота», и 14 зрячих.
Эхолокация — это навык, который мы обычно связываем с животными, такими как летучие мыши и киты, но некоторые слепые люди также используют эхо собственных звуков для обнаружения препятствий и их очертаний. Некоторые используют постукивание тростью или щелканье пальцев, чтобы произвести необходимый звук, в то время как другие используют свой рот, чтобы издать щелкающий звук.
Несмотря на то, насколько полезным может быть этот навык, в настоящее время очень немногие слепые люди обучены этому навыку. Эксперты-эхолокаторы уже много лет пытаются распространить эту информацию, и это новое исследование предполагает, что простой график тренировок — это все, что нужно.
«Я не могу припомнить никакой другой работы со слепыми участниками, которая получила бы такой восторженный отклик», — говорит психолог Лор Талер из Университета Дарема в Великобритании.
В ходе 20 учебных занятий продолжительностью от 2 до 3 часов исследователи обнаружили, что слепые и зрячие участники, как старые, так и молодые, значительно улучшили эхолокацию на основе щелчков.
В течение нескольких недель участников обучали перемещаться по виртуальным лабиринтам — коридорам, расположенным в виде Т-образных перекрестков, U-образных изгибов и зигзагов — и определять размер и ориентацию объектов с помощью щелчков ртом.
На последних двух занятиях участники проверяли свои новые навыки навигации в виртуальном лабиринте, в который они никогда раньше не заходили. Даже будучи ослепленными в этой неизвестной среде, столкновений было меньше, чем в начале программы.
Очевидно, эхо их собственных щелчков помогало людям ориентироваться на маршруте с большей легкостью, чем раньше.
На самом деле, авторы обнаружили, что эти недавно обученные эхолокаторы работали в лабиринте почти так же хорошо, как семь опытных эхолокаторов, которые использовали этот навык в течение многих лет.
В дополнительных тестах на определение формы и ориентации некоторых поверхностей участники исследования фактически выполняли наравне с экспертами.
Предыдущие исследования также показали, что зрячие люди могут научиться эхолокации на основе щелчков в ходе серии учебных занятий, но это первое исследование, в котором проверяется, распространяются ли результаты на слепых людей и людей разного возраста.
Зрительные части мозга — это то, что позволяет эхолокаторам «видеть» окружающий их мир, и до сих пор было неясно, могут ли те, кто вырос без зрения, использовать одни и те же нейронные сети в той же степени.
Более того, многие люди с возрастом теряют зрение и слух, и чем старше человек, тем менее пластичен его мозг.
Это может затруднить изучение новых навыков по мере взросления, но новое исследование предполагает, что это не ограничивающий фактор в обучении эхолокации. В ходе исследования слепые люди в возрасте 79 лет смогли овладеть навыком при правильном обучении.
Когда авторы проанализировали свои результаты (по общему признанию, небольшого эксперимента), они обнаружили, что пожилой возраст сам по себе не связан с большим количеством столкновений в задаче прохождение лабиринта.
«Важно то, что когда мы количественно оценили степень улучшения способностей участников с сеанса 1 по сеанс 20 в каждом из заданий, не было никаких доказательств связи между возрастом и производительностью при выполнении практических заданий», — пишут авторы.
Младший возраст действительно позволил некоторым участникам пройти лабиринты быстрее, но практически, по словам авторов, «тренировки привели к заметным поведенческим изменениям у всех участников», независимо от возраста.
Через три месяца после окончания учебных занятий слепые участники заявили, что благодаря эхолокации у них улучшилась подвижность. В последующем опросе 10 из 12 участников заявили, что это умение помогло их независимости и благополучию.
«Мы очень взволнованы этим, — говорит Талер, — и считаем, что имеет смысл предоставлять информацию и обучать эхолокации на основе щелчков людям, которые все еще могут иметь хорошее функциональное зрение, но которые, как ожидается, потеряют зрение позже». в жизни из-за прогрессирующих дегенеративных заболеваний глаз».
Исследование было опубликовано в PLOS One .
человек могут научиться эхолокации за десять недель | Умные новости
Исследователи научили 26 добровольцев использовать щелчок ртом, чтобы наблюдать за близлежащими объектами и ориентироваться на улице.
Видеоматериал Canva / Предоставлено Даремским университетом
В течение многих лет небольшое количество слепых людей использовали эхолокацию, издавая щелкающий звук ртом и прислушиваясь к отражению звука, чтобы оценить свое окружение. Теперь исследование, опубликованное в PLOS ONE, показывает, что люди могут научиться эхолокации на основе щелчков независимо от их возраста или способности видеть, сообщает Элис Липскомб-Саутуэлл для журнала BBC Science Focus .
Исследователи под руководством психолога Лора Талера из Университета Дарема провели десять недель, обучая более двух десятков человек, среди которых были и слепые, и незрячие, наблюдать и ориентироваться в окружающей среде с помощью эхолокации. Участники посещали два занятия в неделю по два-три часа каждое.
После обучения исследователи сравнили способность участников использовать эхолокацию с семью людьми, которые использовали эту технику более десяти лет. Исследователи также наблюдали за слепыми участниками три месяца спустя, чтобы увидеть, как эхолокация влияет на них в долгосрочной перспективе.
«Я не могу припомнить ни одной другой работы со слепыми участниками, которая получила бы такой восторженный отклик, — говорит Талер в своем заявлении. мобильность, независимость и благополучие, свидетельствующие о том, что улучшения, которые мы наблюдали в лаборатории, трансформировались в положительные жизненные преимущества за пределами лаборатории».0003
Участникам было от 21 до 79 лет, в том числе 12 слепых и 14 не слепых. В течение десяти недель обучения эхолокации они сталкивались с такими задачами, как использование щелчка, чтобы выяснить, имеет ли пара дисков перед ними больший диск вверху или внизу, или определить, как ориентирована прямоугольная доска. Участники также виртуально преодолевали препятствия в лаборатории, а за ее пределами они перемещались с помощью щелчков и длинной трости.
Результаты показали, что все участники могли научиться эхолокации, независимо от их возраста или слепоты. Некоторые из участников исследования даже лучше справились со своими задачами по сравнению с семью опытными эхолокаторами, которые имеют более чем десятилетний опыт использования эхолокации для навигации.
«Что побудило нас исследовать его в первую очередь, так это то, что это такой увлекательный навык, и что у него есть такой большой потенциал, чтобы помочь слепым людям и исследовать нейропластичность на более общем уровне», — пишет Талер . Эд Кара из Gizmodo в электронном письме. «Мы также планируем исследовать, как преподавание и изучение этого навыка будет масштабироваться от лаборатории до профессионального обучения (то есть, как люди учатся и получают пользу, когда их обучают не исследователи, а специалисты по нарушениям зрения)».
Исследователи также надеются выяснить, можно ли обучать эхолокации людей, которые осознают, что теряют зрение из-за дегенеративного заболевания, говорится в заявлении.
Предыдущее исследование Талера в области эхолокации определило «конус восприятия», создаваемый каждым щелчком, сообщил Натан Херст для Smithsonian в 2017 году. Щелчки создают конус с углом 60 градусов, где восприятие наиболее подробно, и прошлые исследования показали, что собранная информация от эхолокации обрабатывается в той же части мозга, которая обрабатывает визуальную информацию.