Содержание
«Почему археологические находки оказались глубоко под землей и откуда взялась вся эта земля сверху?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ИсторияАрхеология+2
Илья Овчинников
·
450,1 K
Ответить3Уточнить
Александр Гущин
История
1,4 K
Историк. Работаю в сфере образования.
Администратор портала https://исторический-сайт.рф/ · 18 сент 2020 · исторический-сайт.рф
Это происходит как под влиянием естественных факторов, так и в результате жизнедеятельности человека.
Сразу нужно сказать, что глубина залегания артефактов бывает различной — иногда они совсем небольшая.
В результате жизнедеятельности человека образуется культурный слой — он формируется медленно, соответственно его размер увеличивается с течением времени. Толщина культурного слоя зависит не только от времени, но и интенсивности хозяйственной деятельности человека.
Плюс естественный процесс образования почвы в результате различных факторов (климат, рельеф, горные породы, организмы и время). Это и перенос грунта (пыли) ветром, водой, и разложение растений и деревьев. В зависимости от климата и рельефа (и других факторов) скорость образования почвы будет различаться.
Телеграм-канал «Новости истории и археологии»
Перейти на t.me/historyarchnews
114,0 K
Игорь Облецов
14 января 2021
На Землю каждый год опускается 200 000 тонн космической пыли ,плюс ветра ,осадки ,гравитация ,атмосферное… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Ян Таиров
10,4 K
Эксперт в области популяризации науки. · 11 апр 2019
Если расценивать археологические находки от нашего времени вглубь эпох, то уместно говорить о том что чем древнее артефакт, то глубина его залегания будет большей, это так называемые культурные слои, которые сформировались ввиду целой массы факторов. А именно, вулканический пепел, пыль и почва перемещаемая ветром и осадками, нанесение осадочных пород морскими течениями… Читать далее
229,8 K
Александр Харахинов
12 апреля 2019
ну а конкретно вавилон кто закопал? надо полагать его построили когда откапывали
Комментировать ответ…Комментировать…
Andrei Chzhao
1,5 K
Реставрация, аквариумы, оружие, путешествия · 11 апр 2019
Откуда взялась- переместилась из другого места, ветром надуло например. Нужно понимать, что все эти находки и сохранились потому что их засыпало, а вот большую часть, та что не законсервировалась землей, утратилась.
64,3 K
Андрей Андосов
1 мая 2019
земля тоже плохой консерватор.) Кислотность и все такое. А утрата всего потому как сам человек туп и глуп даже в. .. Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Алексей Стелм
262
Владею разными профессиями. От педагога до токаря. Сейчас работаю на производстве… · 19 мар 2021
Если вы внимательный человек и увлекаетесь археологией, то наверняка видели в деревнях и даже в некоторых городах старые избы. Есть такое клише литературное-«покосившиеся избы» И действительно, старые сооружения в особенности из дерева, которым 50 и более лет, наиболее заметно опускаются в грунт, в землю. И эта просадка иногда доходит до подоконников. Вот это все… Читать далее
26,7 K
федот федотыч
7 октября 2021
Зачем по деревням бегать,хрущовкам сколько лет?1961-2021=60 лет,а подъезды все на уровне земли
Комментировать ответ…Комментировать…
Луиза Гафиятова
14
привет! Я Луиза и мне 10 лет увлекаюсь физикой и астрономией) · 6 окт 2021
Это происходит как под влиянием естественных факторов, так и в результате жизнедеятельности человека. Сразу нужно сказать, что глубина залегания артефактов бывает различной — иногда они совсем небольшая. В результате жизнедеятельности человека образуется культурный слой — он формируется медленно, соответственно его размер увеличивается с течением времени.
ВАЛЕРИЙ ЬАНАКОВ
20 октября 2021
К примеру настоящую трою нашли лишь сняв 12 ложных!
Комментировать ответ…Комментировать…
Серёга Буров
-1
Специалист ИТ · 31 мая 2021
Читайте исследования альтернативных историков. Всё это последствия потопа, когда с неба упали горы глины и воды (вероятно из-за космической катастрофы, когда взорвалась планета Фаэтон (от неё теперь остался только пояс астероидов между Марсом и Юпитером). Причём это было совсем не давно, и многим заваленным артефактам не более нескольких сотен лет (а не тысячи или… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Виктор Сорокин
306
Ну, что тут рассказывать? Пенсионер, до пенсии — инженер геофизик. Интересуюсь очень… · 13 нояб 2020
Первое, что нужно помнить:
Если природные условия во всей своей совокупности (включая деятельность человека) не покрывают что-то древнее слоями земли, мусора, и т.д., то возможность этому древнему долежать хоть в какой-то сохранности до археологов — очень-очень сомнительная.
Поэтому не «древности обязательно оказываются под землёй», а «там, где древности — по разным… Читать далее
Петр Санников
1 февраля 2021
А все таки интересно бы услышать компетентный ответ на вопрос — на сколько велико увеличение диаметра и массы… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Елена Маркова
Добрый день! Я в прошлом журналист. Увлекаюсь интерьерным и предметным дизайном. · 20 окт 2021
Попробуйте не вытирать пыль в своей квартире. И через год-два она будет под толстым слоем. И это в замкнутом пространстве. А на открытом воздухе — падает листва, перегнивает трава, образуется гумус. Кроме того, есть выражения для здания — «врос в землю» под действием силы тяжести, фундамент со временем проседает. Поэтому и древние постройки оказывают в значительной… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Михаэль Машков
Исторические очерки по Старопольской губернии · 4 июл 2021
Может все потому, что земля это «живой организм» ? Все что должно быть скрыто, скрыто ? Спросите любого человека увлекающимся металопоиском, где-то рядом, а где-то нет)
Виктор Пасечник.
11 июля 2021
Всем этим археологическим находкам миллионы лет,а где же им еще быть как не глубоко погребенным в земле. Все эти… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Эдвид Линевичный
-7
Изобретатель, Эдвид Иванович Линевич · 14 апр 2020
Грунт ведет себя как очень вязкая жидкость. В зависимости от его плотности, массы и погруженной в игрунт части постройки, на последнюю действует сила Архимеда. Если вес постройки превышает силу архимеда, она постепенно, за века погружается в землю. По закону архимеда «всплывают» мелкие и крупные камни. Огородники с эти постоянно борются: каждый год убираешь… Читать далее
Станислав Окнеладус
14 июня 2020
Вот этот вопрос меня всегда удивлял… Правда я с таким только на севере встречался (где нет вечной мерзлоты), но… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Археологический ликбез для блоггеров. Часть 1
Читая комментарии к археологическим открытиям на охтинском мысу, я понял, что очень многие авторы комментариев имеют смутное представление о том, что такое археологические раскопки и что именно изучают археологи. Кажется, сейчас появилась настоятельная необходимость ликбеза. Коллег, профессионалов-археологов, прошу не судить меня слишком строго.
Что такое культурный слой, и как он образуется
Почему оказались под землей остатки древних жилищ и хозяйственных строений, мостовые улиц, дворовые замощения и ограды, печи и многочисленные предметы: орудия труда и оружие, бытовые вещи и украшения? Ответ прост — археологи, изучают не просто землю, а культурный слой. Всюду, где когда-либо жил человек, в каменном, бронзовом или железном веке, или в эпоху средневековья, всегда образовывался культурный слой. Так формировались стоянки человека каменного века, укрепленные поселения (городища) и неукрепленные (селища), места древнего ремесленного производства или отправлений языческого культа, ныне являющиеся памятниками археологии.
Культурный слой образовывался в древних городах, да образуется и в настоящее время на всех современных поселениях. Напомним о деревенских домах, «врастающих в землю» на один-два венца, о городских домах, окна цокольных и полуподвальных помещений которых постепенно «уходят под землю». Формирование культурного слоя обусловлено хозяйственной, строительной и бытовой деятельностью человека. Ничего не исчезает бесследно. От любого строительства, большого или малого, всегда остаются следы — щепа или обломки камней, известковый раствор или кирпичная крошка, глина или цемент. Следами хозяйственных строений являются напластования навоза и соломы; производственных — шлаки, фрагменты горнов, льячки, тигли, развалы печей. От пожаров остаются прослойки угля и пепла, а часто – прокаленная «докрасна» поверхность земли. Рассмотрим процесс образования культурного слоя на примере условной схемы.
Уже в момент возникновения поселка на пустом месте (рис.1) начинается более или менее интенсивное слоеобразование – строятся жилища, роются колодцы, возводятся частоколы (рис.2). В период существования поселения вокруг жилых построек слой нарастает за счет выметенного из дома мусора, выброшенных на двор объедков, битой посуды, потерянных или выброшенных за ненадобностью предметов и проч. (рис.3). Если поселение гибнет в пожаре (рис.4), то отложения культурного слоя предшествующего времени перекрывает слой пожара (зольно-угольная прослойка), причем слой пожара часто заполняет подвалы сгоревших домов, колодцы и хозяйственные ямы, а среди углей оказываются обгоревшие предметы быта – все то, что не удалось спасти при пожаре (рис. 5). Ну, а если поселение возродилось на пепелище, то вновь образующийся культурный слой перекрывает слой пожара, и все повторяется (рис.6).
Разумеется, приведенный пример достаточно упрощен. В реальности стратиграфия культурного слоя на поселении, то есть – чередование разновременных прослоек, составляющих в совокупности напластования (отложения) культурного слоя, оказывается значительно более сложной. Разновременные «ямы» (подвалы построек, помойки, колодцы) прорезали друг друга, при строительных работах образовывались разнообразные прослойки строительного мусора, какие-то из прослоек уничтожались при планировочных работах, предшествующих новому строительству, а периоды запустения материализовались «стерильными» (то есть – формировавшимися без участия человека) прослойками погребенного дерна.
Для неспециалиста культурный слой представляется просто серой, черной или темно-коричневой землей. В действительности культурные отложения имеют очень сложное строение и состоят из множества порой слабо заметных прослоек, разнообразных включений и пятен, различаемых археологами по плотности, консистенции и структуре. Задача археолога — тщательно раскопать и не менее тщательно зафиксировать при помощи фотографий, чертежей, рисунков и дневниковых записей сложное строение культурного слоя, восстановить все детали истории исследуемого участка древнего поселения. Так выявляются следы жилых и хозяйственных построек, ремесленные мастерские, отопительные устройства, дворы и усадьбы, улицы и переулки, сады и огороды, незастроенные участки, оборонительные сооружения и многое другое.
Толщина (археологи обычно говорят «мощность») культурного слоя на различных памятниках колеблется от нескольких сантиметров до десяти метров и более. Она зависит от многих обстоятельств: длительности функционирования поселения, плотности застройки, интенсивности хозяйственной и производственной деятельности, характера строительных материалов, влажности местности и некоторых иных факторов.
В русских средневековых городах, в которых почти все строилось из дерева, мощность культурных напластований колеблется от 2-3 до 7-8 м. Так, в Новгороде культурный слой имеет толщину до 4-7 м. Мощность культурных отложений в Пскове различна: в центре города, где в силу влажности грунта сохраняется древнее дерево, культурный слой достигает 5—8 м и более, на периферии — от 0,5 до 2-3 м. Мощность слоя, выявленного при раскопках Селитренного городища (остатки древней столицы Золотой Орды, города Сарай Берке) в низовьях Волги, как правило, не превышают 2 м. Слой на раннеславянских поселениях, как правило достаточно тонкий – не более 0,5-1 м, а иногда даже менее 0,5 м.
В культурных отложениях русских средневековых городов из-за насыщенности слоя влагой более или менее хорошо сохраняются остатки деревянных построек — нижние венцы срубных строений, столбы, мостовые улиц и дворовые вымостки, частоколы, разграничивающие дворы и усадьбы, дренажные сооружения и др. Остатки деревянной застройки прекрасно сохраняются не только в сравнительно поздних отложениях культурного слоя (как, например, в слое XVII в. в городе Мангазея), но и в отложениях более древних (как, например, в слоях VIII-IX вв. в Ладоге).
Однако хорошая сохранность дерева в культурном слое все-таки, скорее исключение, нежели правило. На подавляющем большинстве древних и средневековых поселений культурный слой сухой, лишенный грунтовых вод. Поэтому предметы и строения из органических материалов (дерево, кожа, ткань и др.) сохраняются крайне плохо или же не сохраняются вообще. О застройке таких поселений археологи могут судить либо по угольно-зольным пятнам пожаров, либо по пятнам древесного тлена, либо, наконец, по заполнениям донных частей разновременных ям, прорезавших отложения культурного слоя и углубленных в материк.
По открытым при раскопках остаткам построек (в том числе, по ямам погребов, остаткам очагов и печей, а также по ямам от столбов, поддерживавших кровлю), в ряде случаев удается воссоздать не только внешний облик построек и их интерьеры, но и застройку поселения в целом.
Во время раскопок городов археологи обнаруживают не только деревянные, но также каменные и кирпичные постройки. Чаще всего, это фундаменты крепостных сооружений и храмов. Раскопки таких памятников представляют особую сложность, так как культурный слой, сформировавшийся вокруг этих построек, содержит в себе всю строительную историю зданий – сохранившиеся в виде прослоек строительного мусора следы строительства, ремонтов и перестроек здания (вплоть до его разрушения). От точности и тщательности фиксации всех этих прослоек (порой имевших мощность 1-2 см и даже менее), зависит, насколько точно исследователь сумеет определить время возведения постройки, время и масштабы ремонтно-строительных работ, время и причины разрушения здания.
Как правило, сохранность открытых при раскопках фундаментов каменных и кирпичных зданий такова, что воссоздать разрушенное здание можно только графически, в виде рисунка, или в виде макета. В таких случаях открытые при раскопках фундаменты археологи музеефицируют или, с целью сохранить от дальнейшего разрушения, снова засыпают землей. Но иногда сохранившиеся руины позволяют и полностью воссоздать погибшее сооружение (например, Золотые ворота Киева или башни Псковского кремля).
Схема формирования культурного слоя
| Как археологический материал вообще оказался под землей? Есть много вариантов ответа на этот вопрос, начиная от природных процессов и заканчивая деятельностью человека. Например, когда жители покидают жилище или дом, он постепенно разрушается; крыша проваливается, а стены начинают провисать и рушиться. Растения, живые существа, ветер, дождь, снег, мороз или сильный солнечный свет — все это способствует дегенерации. Постепенное накопление почвы от разложения растительности постепенно поднимается над уровнем земли, и последние остатки дома со временем погребаются под медленно углубляющимся слоем почвы.
В захоронении археологических памятников могут быть задействованы различные природные силы. Почва, эродировавшая с возвышенности, может быть отложена, или археологические памятники могут быть засыпаны землей, ветром или наводнениями. В пустыне, например, место может быть покрыто песком и мусором, принесенным ветром. В других случаях стихийные бедствия могут привести к затоплению археологических памятников. Потоки пепла и лавы от извержений вулканов могут захлестнуть места, как в случае с Помпеями, которые были погребены под пеплом вулканом Везувий. Очень хороший пример того, как местное место стало погребенным, можно найти на участке Озетт на северо-западном побережье Вашингтона, США. Около 1750 года огромный оползень засыпал часть китобойного поселения. Деревня оставалась погребенной более 200 лет, но потомки из района Озетта сохранили память о своих предках через устную традицию. Мужской фактор Природа — не единственное, что скрывает доказательства существования человека в прошлом. Заброшенные здания часто сносят, а любые полезные материалы удаляют. Новые здания могут быть построены поверх старых обломков, иногда с использованием любых пригодных для спасения остатков предыдущего здания.
Благодаря этой системе разрушения и обновления поселения постепенно поднимаются над самым ранним уровнем оккупации. Иногда этот фактор может привести к поразительным результатам. Один из примеров можно найти на Ближнем Востоке, где место археологических раскопок, занимаемое тысячи лет, превратилось в гигантский курган, построенный на разложившихся остатках прежних глинобитных и кирпичных жилищ. Рвы, ямы для столбов и фундаментные траншеи являются одними из наиболее распространенных археологических находок. Полы, которые изначально были уложены на уровне земли, также часто остаются в живых с годами. Мощные природные и техногенные силы разрушения Часто одни и те же естественные процессы, которые сохраняют археологические памятники, разрушают их. Например, исторические места, расположенные на вершине или на склоне холма, с годами становятся жертвами эрозии, селей и оползней. Аналогичные последствия могут иметь наводнения и действия ледников. Хотя природа во многом связана с разрушением археологических и исторических памятников, гораздо большую роль играют современные технологии. Сельскохозяйственная техника глубже проникает в почву, чем традиционные сельскохозяйственные орудия. Строительство дорог и другие промышленные достижения одинаково разрушительны. | ||||||
|
Откуда археологи знают, где копать
Семилетний Генрих Шлиман, выросший в сельской Германии XIX века, заявил, что обнаружит руины Трои, осажденного города в греческом эпосе Гомера «Илиада». Его отец отклонил амбиции, посчитав Трою фантазией. Но мальчик ответил: «Если такие стены когда-то и существовали, то они не могут быть полностью разрушены: от них должны еще остаться огромные руины, но они скрыты под пылью веков». По крайней мере, так рассказывает Шлиман в более поздних автобиографических записях.
Детское хвастовство впечатляет, но оно намекает на большую проблему при поиске остатков исчезнувших народов и цивилизаций. Откуда археологи знают, где копать?
Шлиман, по крайней мере, похоже, это понял. В конце 1800-х годов, будучи бизнесменом на пенсии, сколотившим состояние самостоятельно, Шлиман нашел место древней Трои на территории современной Турции. Шлиман обнаружил город благодаря географическим описаниям в «Илиаде», а также своей одержимости, избыточному богатству и удаче.
Руины древнего города Трои. (Фото: Lillac/Shutterstock)
Его тактика не обязательно была необычной: древние тексты привели археологов к другим открытиям. Средневековые саги о викингах помогли археологам найти на Ньюфаундленде памятники возрастом 1000 лет — древнейшие следы европейцев в Северной Америке (примерно за 500 лет до Колумба). И Библия направляла раскопки на Ближнем Востоке. Даже произведения художественной литературы, мифологии и религии могут относиться к реально существовавшим местам.
Но лишь немногие общества оставили письменные записи. Тексты не помогают в поиске останков большинства людей или дочеловеческих предков. Вместо этого археологам часто приходится искать подсказки, написанные на ландшафте.
Так как же они выбирают место, где могут храниться древние останки? Короткий ответ: сочетание высокотехнологичных, низкотехнологичных и нетехнологичных методов. Некоторые сайты обнаружены в результате систематических исследований; на другие натыкаются случайно.
Если вы хотите что-то найти, вот руководство от Archeology 101.
Испытано и верно
Как правило, археологи ищут тонкие признаки захоронений, такие как черепки, выглядывающие из земли, или травянистые насыпи на ровной местности. Чтобы исследовать регионы на предмет этих подсказок, они используют изображения или данные, собранные сверху — со спутников и самолетов — и под поверхностью, используя такие методы, как георадар.
Или исследователи делают старую добрую работу ногами. В так называемом систематическом исследовании они ходят по ландшафту упорядоченными тропами в поисках всплывших артефактов и других намеков на подземные места. Исследователи наносят находки с помощью GPS для создания карт, выявляющих области с большим количеством артефактов — хороший ключ к тому, где копать.
Исследования могут охватывать небольшой регион, но тщательно. Например, в 1990-х годах исследователи потратили пять лет на изучение территории площадью всего 2,5 квадратных мили на средиземноморском острове Кипр, записывая артефакты за последние 5000 лет. К концу исследования они насчитали 87 600 черепков, 3092 каменных артефакта и 142 перспективных места раскопок.
Этот вид наземной разведки относительно нетехнологичен, но эффективен. Кроме того, это отличное упражнение. Задача состоит в том, чтобы знать, что искать. Нужен опыт, чтобы отличить, скажем, обычную скалу от каменного орудия или естественный холм от покрытых травой развалин.
Подходы с высоты птичьего полета
Если ходьба взад и вперед в течение нескольких дней (или лет) кажется утомительной, вы также можете попробовать подход с высоты птичьего полета. Используя космическое и воздушное дистанционное зондирование, археологи часто выявляют археологические объекты, используя наборы данных, собранные со спутников, самолетов и дронов.
Вид с высоты птичьего полета облегчает обнаружение определенных особенностей ландшафта, созданных захороненными остатками. Например, растения будут густо расти над закопанными деревянными постройками и реже над камнем. Сравнение их с обычной растительностью может быть намеком на что-то ниже.
Но контраст может быть заметен только сверху и становится более резким во время засушливых периодов. Например, во время засухи 2018 года беспилотник, пролетая над пшеничными полями в Ирландии, запечатлел очертания монумента возрастом примерно 5000 лет, похожего на Стоунхендж, но сделанного из дерева. Круглое изображение в посевах никогда раньше не было видно и исчезло после того, как засуха закончилась.
Линии Наски, древние образования, построенные людьми и видимые только сверху. (Фото: Антон_Иванов/Shutterstock)
В засушливых регионах, таких как Ближний Восток, спутниковые снимки дают отличные аэрофотоснимки. Даже Google Earth доказал свою эффективность для поиска неизвестных объектов в Афганистане, Саудовской Аравии и других местах. Помимо открытия новых мест, аэрофотоснимки помогают археологам изучать региональные связи между местами, такими как дороги бронзового века в Сирии, обнаруженные по спутниковым снимкам. В этом случае в исследовании использовались более старые спутниковые фотографии, сделанные во время шпионажа времен холодной войны 1960-х годов. Рассекреченные спутниковые снимки CORONA были лучше, чем современные виды, потому что недавняя урбанизация и сельскохозяйственные угодья покрывали неосвоенные земли, стирая древние черты, все еще видимые несколько десятилетий назад.
К сожалению, в густых лесных районах спутниковые фотографии показывают только верхушки деревьев. В этих регионах археологи извлекли пользу из LiDAR, или Light Detecting and Ranging, одного из новейших инструментов дистанционного зондирования. Пролетая над ландшафтом, прибор посылает неразрушающие лазерные импульсы на землю и измеряет отраженные лучи. Данные создают подробную трехмерную карту местности с удаленной в цифровом виде растительностью. Способность видеть сквозь деревья таким образом привела к потрясающим открытиям. Например, команда, использующая LiDAR в Гватемале, недавно обнаружила 60 000 построек древней цивилизации майя, которые до сих пор были скрыты под густой листвой.
Город майя Караколь. Когда-то он был покрыт густой растительностью, что затрудняло поиск археологами. (Фото: Мехди Касумов/Shutterstock)
Заземление
После того, как археологи определили перспективную область, им нужно выбрать конкретное место для раскопок. Для этого обычно роют шурфы или берут керны — маленькие зонды в землю, чтобы определить, что там на самом деле.
Существует также ряд способов заглянуть под землю в цифровом виде без копания, включая георадар (GPR) и электрическое сопротивление. Последнее работает по той же причине, по которой растения растут более или менее пышно на разных материалах. Подземные объекты, такие как могила или деревянный фундамент, делают почву влажной, поэтому она легче проводит электричество, чем сухая каменистая земля.