Содержание
Интеллект ребенка определяется материнскими генами
Традиционно считалось, что свой интеллект ребенок наследует от отца
Дата публикации:
16 ноября 2016
Время на чтение:
2 минуты
Медицинские факты проверены врачом:
Клименко Мария Петровна
- Репродуктолог, акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики
- Стаж с 2005 года. В системе GMS c 2017 года
Подробнее
Дата
проверки 9 августа 2021
Автор: Клименко Мария Петровна
Многие слышали о том, что за то, какого пола родится ребенок, «отвечает» мужчина. Если яйцеклетка «вступит в связь» со сперматозоидом, несущим Y-хромосому, то на свет появится мальчик, а если с носителем Х-хромосомы — девочка. Помимо этого, Х-хромосомы являются носителями генов, определяющих внешний облик малыша: форма лица, бровей, цвет волос и кожи.
В разное время ученые доказали, что генетически передается и рост, вес, отпечатки пальцев, предрасположенность к болезням и даже к депрессиям. При этом всегда традиционно считалось, что свой интеллект ребенок наследует от отца.
Однако немецкие ученые опровергли данное утверждение. Результаты проведенного ими масштабного исследования позволяют сделать вывод, что способность к интеллектуальному развитию передается ребенку как раз от матери, а не от отца. Как выяснилось, гены папы отвечают за развитие лимбической системы (совокупности структур головного мозга, участвующих в регуляции функций внутренних органов, автоматической регуляции эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.), а гены мамы за развитие коры головного мозга. Если говорить обычным языком, это значит, что от мамы ребенок «забирает» интеллект, а от отца — эмоциональное состояние.
Однако в результате все того же исследования подтвердилась одна старая истина: далеко не все в уровне интеллекта зависит от генетических факторов. По мнению ученых, от генетики он зависит примерно наполовину (40-60%), а остальное от воздействия внешних факторов, и самым важным здесь является отношение матери к своему ребенку. Так, очень важное значение в развитии умственных способностей имеет степень привязанности ребенка к матери, особенно до 2 лет. Еще один чрезвычайно важный фактор — это любовь. Если эмоциональные потребности, особенно в материнской любви и заботе, детей до 13 лет удовлетворялись в большой степени, то их гиппокамп (часть головного мозга, которая отвечает за консолидацию памяти и формирование эмоций) вырабатывал на 10% больше клеточных структур, чем у тех, кто был лишен материнской любви и заботы.
Статьи автора
Как правильно готовиться к беременности?
Женское бесплодие: диагностика и лечение
Зачем прививаться от ВПЧ?
Похожие статьи
Как снизить риски преждевременного рождения ребенка?
На что нужно обратить внимание заранее
ЭКО и преждевременные роды
Что такое «успешный» протокол?
Диагностика синдрома Дауна
Синдром Дауна (СД)- самая частая генетическая патология, которая возникает случайно в половой клетки одного из родителей (чаще материнской) при их делении.
Показать еще
Свежие статьи
13 ноября 2022
Искусственное оплодотворение: что это такое и какие методы есть
10 ноября 2022
Мы приняли участие в съемках документального проекта «Научные расследования Сергея Малозёмова»
19 сентября 2022
Все самое важное об ЭКО
27 июня 2022
Использование репеллентов у беременных и кормящих женщин, а также маленьких детей
Запись
на прием
Мы будем очень рады ответить вам на любые вопросы
Я согласен на обработку персональных данных, с правилами обработки персональных данных ознакомлен.
На успеваемость вашего ребенка влияют в первую очередь гены, а не интеллект
- Кайли Римфельд, Маргерита Маланкини
- Статья с сайта The Conversation
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Исследователи обнаружили, что успехи в учебе определяются прежде всего генами ребенка, а его интеллектуальные способности играют в этом куда меньшую роль.
Наверное, это случится уже скоро: с помощью анализа ДНК мы сможем определять будущие сложности в учебе нашего ребенка и помогать ему.
Мы прекрасно помним это еще со школьной скамьи: дети учатся очень по-разному.
А в последние годы исследователи обнаружили, что успех в учебе — в начальной школе, на экзаменах при окончании средней школы и даже в изучении отдельных предметов — почти на две трети (!) зависит от генов.
Ученые выбрали 6000 пар близнецов, участвующих в британской Программе исследования раннего развития близнецов, и проанализировали их оценки — от начальной школы до окончания обязательного среднего образования.
Результаты исследования показали, что достижения близнецов в учебе были на удивление стабильными.
Те, кто хорошо успевал в начальной школе, имели хорошие результаты и на экзаменах GCSE (сертификат об окончании среднего образования).
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Анализируя успехи в учебе однояйцевых близнецов, ученые установили влияние генов на школьные оценки
Наблюдения за близнецами позволяют выявить влияние генов на достижения в учебе.
Однояйцевые (идентичные) близнецы имеют одинаковый генетический набор, тогда как двойняшки, так же как и братья и сестры разного возраста, имеют в среднем 50% одинаковых генов.
Если в определенных чертах характера идентичные близнецы больше похожи друг на друга, чем двойняшки, можно сделать вывод, что эта черта определяется преимущественно генами.
- Склонность к алкоголизму и наркомании может быть прописана в ДНК
- Медицинские мифы: умение сворачивать язык в трубочку — это гены?
- Ученые: больше половины ваших клеток — не человеческие
- Загрязненный воздух, возможно, изменяет наши гены
Исследователи пришли к выводу, что стабильность достижений в учебе почти на 70% объясняется генетическими факторами и лишь на 25% — внешними факторами, окружающей средой, например, воспитанием в одной семье и посещением одной школы.
Остальные 5% — другими, пока менее понятными факторами, например, влиянием друзей или учителей.
Когда успешность в учебе в течение школьных лет улучшалась или ухудшалась, это прежде всего зависело от тех внешних факторов, которые у близнецов отличались.
Кажется, логично предположить, что стабильность успехов в изучении школьных предметов объясняется, в первую очередь, умственными способностями конкретного ребенка.
Но после того как исследователи провели среди близнецов тесты на интеллект (вербальные и невербальные), влияние генов все равно осталось существенным — на уровне 60%.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Когда у одного из близнецов школьные оценки существенно ухудшались или, наоборот, улучшались, причиной были внешние факторы — например, замена учителя
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В последние годы ученые достигли больших успехов в выявлении генетических маркеров, отвечающих за те или иные черты личности — в частности, за успехи в учебе.
Однако каждый генетический маркер объясняет очень небольшую долю (менее 0,1%) индивидуальных различий. И недавно был разработан более эффективный метод.
Суммируя тысячи генетических маркеров, выявленных в ходе общегеномных исследований (исследования геномного набора генетических вариантов у разных людей, позволяющие увидеть связь какого-либо из вариантов с определенным признаком. — Прим. переводчика), ученые создают полигенную шкалу оценки.
Такая шкала позволяет с большей точностью прогнозировать вариативность определенных качеств личности (например, успехов в учебе), у людей, не связанных общими генами.
Метод полигенной шкалы подтвердил то, что ученые обнаружили в ходе наблюдения за близнецами. А именно: определенные варианты генов отвечают за то, почему оценки детей на каждом этапе обучения могут отличаться.
Результаты этого исследования очень важны как для родителей, так и для учителей.
Они свидетельствуют о том, что определенные проблемы в учебе нужно выявлять как можно раньше, поскольку они, скорее всего, будут существовать на протяжении всех лет, проведенных в школе.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Генетика поможет как можно раньше выявлять у детей потенциальные трудности в учебе, чтобы предоставлять им всю необходимую помощь
В будущем такая оценка генетической предрасположенности (вместе с прогнозированием влияния внешней среды, например, района проживания, особенностей воспитания в семье и школе) поможет выявлять «проблемных учеников» в раннем возрасте.
Преодолеть потенциальные трудности в обучении помогут индивидуальные учебные программы.
Например, уже при рождении мы могли бы с помощью ДНК-тестов выявлять детей, которые будут иметь проблемы с чтением, и помогать им уже на раннем этапе развития.
Профилактические мероприятия всегда имеют большие шансы на успех, когда проводятся в первые годы жизни.
Поэтому генетическая оценка рисков, которую можно произвести уже при рождении, имеет огромное значение для преодоления будущих проблем в учебе у ребенка.
—
Статья впервые была опубликована на сайте The Conversation и перепубликована здесь в рамках лицензии Creative Commons.
Прочитать оригинал на английском языке можно также на сайте BBC Future.
Интеллект передается по наследству? A Genetic Explanation
Вы когда-нибудь задумывались, унаследованы ли когнитивные способности вашего ребенка или они основаны на факторах окружающей среды? На самом деле человеческий интеллект представляет собой довольно равномерную смесь генетики и влияния окружающей среды. Генетические различия в познании с большей вероятностью передаются от матери к ребенку, чем от отца к ребенку (так что для всех мам, читающих это, вы были правы с самого начала).
Подробнее: Является ли личность генетической?
Я много изучал как генетику, так и когнитивные науки, и я здесь, чтобы немного рассказать вам о том, возникает ли познание под влиянием генетики или других факторов, таких как социально-экономический статус, и как эти факторы взаимодействуют как детерминанты общих когнитивных способностей. .
Что такое интеллект?
Трудно дать точное определение интеллекта, но в целом под когнитивными способностями понимается способность учиться на собственном опыте и адаптироваться к изменяющимся условиям. Когнитивная функция включает в себя навыки рассуждения, планирования и решения проблем, а также способность мыслить абстрактно и понимать сложные идеи.
Различия в интеллекте основаны как на генетических факторах, так и на влиянии окружающей среды. Фактическое развитие мозга представляет собой сочетание потенциала и способности реализовать этот потенциал. Человеческий интеллект зависит от того, чего человек способен достичь и чего он действительно достигает.
Как измеряется интеллект?
Генетики знают, что на когнитивные способности влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Чтобы сделать такие выводы, им пришлось основывать свои исследования на согласованном определении общего интеллекта.
Так как же измерить общий интеллект? Это нелегко, когда есть так много способов быть «умным». Конечно, есть учёные-ракетчики, которые не умеют произносить заклинания, чтобы спасти свою жизнь, и виртуозы искусства, которые не могут сбалансировать чековую книжку.
Большинство генетических исследований основано на коэффициенте интеллекта (тесте IQ), чтобы создать основу для исследований человеческого интеллекта. Исследователи используют показатели IQ, чтобы сравнить различия в интеллекте и выяснить, играет ли роль наследственность и в какой степени.
Существует ли ген интеллекта?
Короткий ответ: нет, не существует определенного гена, определяющего общую когнитивную функцию. Интеллект — это сложная черта, а это означает, что несколько аллелей и ряд генов работают вместе, чтобы определить показатель IQ человека.
Генетика интеллекта также рассказывает только часть истории человека. Хотя генетические варианты действительно играют большую роль в том, имеет ли человек высокий IQ, генетические исследования показывают, что на общие когнитивные способности также влияет социально-экономический статус и наличие у человека возможности реализовать свой потенциал.
Наследуется ли интеллект?
Общий интеллект определенно является семейным. Исследования близнецов (как однояйцевых, так и разнояйцевых близнецов) показали, что наследуемость IQ составляет от 57% до 73%, а в некоторых случаях даже выше.
Интересно, что генетические исследования показали, что показатель IQ ребенка меньше зависит от генов интеллекта, чем у взрослого. Это может быть связано с тем, что дети все еще развивают свое познание и могут находиться на разных стадиях развития мозга. Индивидуальные различия между результатами исследований детей также указывают на то, что исследования генетики интеллекта должны основываться на исследованиях подростков и взрослых, а не на исследованиях детей.
Я получил это от мамы
Согласно исследованиям в области геномики, гены, контролирующие познание, скорее наследуются от матери, чем от отца. Многие из аллелей, содержащих детерминанты интеллекта, находятся на Х-хромосоме. Поскольку женщины обладают двумя копиями х-хромосомы, а мужчины — только одной, эти аллели с большей вероятностью передаются детям.
Возможно, общие когнитивные способности исходят только от матери. Некоторые исследования генетики интеллекта показали, что гены передовых когнитивных функций, унаследованные от отца, могут быть автоматически деактивированы. Эти генетические детерминанты называются условными генами.
Раса и интеллект
Генетические исследования утверждают, что нет никакой связи между расой и общими когнитивными способностями. Это подтверждается тем фактом, что раса является социальной конструкцией, а не чем-то, что существует в геноме. Другими словами, все мы люди. Вы не наследуете конкретную расу, и ваша раса не влияет на ваши результаты в тестах на интеллект. Генетики утверждают, что любые прошлые исследования, которые утверждали обратное, были ошибочными и не принимали во внимание социально-экономический статус, неравенство в образовании и другие влияния окружающей среды.
Факторы окружающей среды и интеллект
Генетика играет роль в том, как человек выполняет тесты интеллекта, но существуют также предикторы и детерминанты окружающей среды.
Возвращаясь к нашему определению интеллекта, это сочетание нашей генетической предрасположенности и фактического уровня образования. Социально-экономический статус играет важную роль в том, какие возможности предоставляются человеку в течение его жизни. Шансы на развитие интеллекта необходимы для полного раскрытия своего потенциала.
Подумайте об этом так: человек, рожденный с генетической предрасположенностью к среднему интеллекту, может достичь среднего показателя IQ, если вырастет при здоровом питании и всестороннем образовании. Если у них дома есть родитель, который поможет им выполнить домашнее задание, семья может позволить себе здоровую пищу, а район предлагает возможность выйти на улицу и побегать, они с большей вероятностью будут работать с максимальными когнитивными способностями генетически. предоставленный им. Но если у них нет этих систем поддержки (и это лишь несколько примеров из многих), они могут достичь более низкого показателя IQ, чем этот, с теми же генетическими детерминантами.
Еще один способ понять, как влияние окружающей среды коррелирует с генетическими предикторами, — это подумать о спортсмене. Унаследованные черты, такие как сила, ловкость и рост, явно влияют на наивысший потенциал спортсмена. Но если он никогда не научится играть в баскетбол или не будет иметь доступа к лучшим тренерам, возможно, он не сможет реализовать этот потенциал. С другой стороны, ребенок, у которого есть все самое лучшее в спортивной поддержке, но просто генетически не предрасположен к успеху в определенной поддержке, может зайти так далеко.
Когда дело доходит до умственных способностей, факторы окружающей среды имеют наибольшее влияние в детстве. Вот почему так важно содействовать равенству детей.
Что такое интеллект и передается ли он по наследству?
Учитывая то, как это часто обсуждается и описывается, особенно в более наглой и раздражающей рекламе приложений-головоломок, вам простительно предположить, что интеллект — это что-то хорошо понятное и легко измеряемое, как ваш вес или рост.
Правда гораздо сложнее, запутаннее и даже противоречивее. Во-первых, хотя словарные определения довольно прямолинейны и описывают интеллект как, например, «способность приобретать и применять знания и навыки», научный консенсус в отношении того, что такое интеллект на самом деле, относительно того, как его следует определять и оценивать, по-прежнему отсутствует. оспаривается.
На протяжении большей части недавней научной истории велось много споров о том, сколько интеллектов обладает человеческий мозг. Например, есть ли у нас один общий интеллект, который делает все, или несколько разных типов интеллекта, которые используются для более конкретных задач? Например, пространственный интеллект, музыкальный интеллект, лингвистический интеллект и так далее.
Обе модели были предметом многочисленных исследований. В настоящее время данные больше склоняются в пользу того, что мы обладаем только одним общим интеллектом, но, как всегда, картина имеет больше нюансов.
Можно также провести различие между текучим и кристаллизованным интеллектом. Последняя представляет собой информацию, которую вы знаете и к которой имеете доступ, хранящуюся в виде воспоминаний в вашем мозгу. Первое — это ваша способность использовать и применять информацию, полученную из памяти или из того, что вы воспринимаете в данный момент.
Больше похожего на это
Профессиональный тестировщик, который выигрывает конкурсы благодаря своим обширным общим знаниям, использует впечатляющий кристаллизованный интеллект. С другой стороны, Шерлок Холмс, который использует информацию, полученную с места преступления, комбинирует ее с тем, что у него в голове, и применяет ее к ситуации для выработки решений и объяснений, больше полагается на подвижный интеллект. В некотором смысле кристаллизованный и изменчивый интеллект подобны жесткому диску и центральному процессору вашего компьютера соответственно.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что кристаллизованный интеллект продолжает накапливаться до тех пор, пока у нас есть работающий мозг, в то время как подвижный интеллект снижается по мере того, как мы становимся старше, поскольку сложные, но запутанные части нашего мозга, поддерживающие его, со временем изнашиваются.
© Anson Chan
Хотя по поводу того, что на самом деле означает интеллект, до сих пор ведется много споров, мало кто оспаривает, что ваши гены играют важную роль. Это не означает, что существует установленный ген интеллекта, который напрямую определяет, насколько умным вы станете. Наше окружение, воспитание, образование и опыт формируют наш взрослый интеллект.
Но даже в этом случае наши гены явно играют роль. Какова именно эта роль, еще предстоит определить, но нельзя отрицать, что интеллект имеет наследственный компонент, а это означает, что ваш возможный интеллект будет смещен в сторону интеллекта ваших биологических родителей, даже если у вас существенно другое воспитание (например, из-за усыновления). . Существует также сюрреалистическая связь между ростом и интеллектом, а это означает, что высокие люди в среднем более умны.
Конечно, одна из причин, по которой трудно быть точным или уверенным, заключается в том, что интеллект очень сложно определить и измерить. Вас это может удивить, ведь разве не для этого у нас есть IQ-тесты?
Технически да, но использование и применение тестов IQ уже давно вызывает споры, учитывая, что никакие два ученых не могут, казалось бы, на 100 процентов прийти к единому мнению о том, что такое интеллект на самом деле. А с тестами IQ уже давно были скандалы и проблемы, в основном потому, что они созданы учеными, которые являются жертвами собственных предубеждений и предубеждений.
Никто не спорит, что интеллект — это не вещь, просто идет много споров о том, что это за штука, как она работает, как на нее влияет и как ее следует измерять. Единственное, с чем можно согласиться, так это с этим; IQ и интеллект определенно не могут быть определены тем, насколько хорошо вы справляетесь с элементарной игрой-головоломкой, независимо от того, сколько рекламы приложений настаивает на обратном.
- Эта статья впервые появилась в выпуске 370 журнала BBC Science Focus Magazine – узнайте, как подписаться здесь внимание, память и психическое здоровье
- Неврология говорит, что свободы воли не существует.