Содержание
Как летает космическая ракета? (Продолжение) / Хабр
Здравствуйте, дорогие любители острых космических ощущений (хабровчане)!
В предыдущей своей публикации я посчитал траекторию космической ракеты «РН Союз», сравнив результаты с телеметрией из видеоролика на Ютуб. Расчёты были произведены без учёта силы сопротивления атмосферы, что в итоге привело к существенным расхождениям с реальностью (если конечно же верить той самой телеметрии из видеоролика). Разумеется, мне стало интересно, а что если учесть это сопротивление? Как оно повлияет на траекторию и другие параметры полёта космической ракеты? Попробуем по порядку в этом разобраться.
Благодарю пользователя в комментариях, это дополнительно послужило мотивацией к данному исследованию, спасибо!
Если коротко, то моё исследование можно описать так — увяз коготок, вся птичка пропала. Хотелось обойтись какими-нибудь упрощёнными вычислениями, но, как уж получилось.
Для тех, кто не прочитал начало, оно тут https://habr. com/ru/post/649961/
Постановка задачи
Физическая модель, системы координат и допущения, принятые в предыдущей публикации остаются справедливыми и для текущих расчётов, за исключением сопротивления атмосферы. Напомню, ракета имеет три ступени. Соответственно, полёт разделяется на три этапа: полёт с момента старта до отстыковки первой ступени, с момента отстыковки первой ступени до момента отстыковки второй ступени, и с момента отстыковки второй ступени до момента отстыковки третьей ступени. Изменения в вычислениях коснутся только первого этапа полёта, то есть от старта до момента отстыковки первой ступени. На этом участке полёта ракета преодолевает наиболее плотные слои атмосферы и испытывает вместе с этим наибольшее сопротивление трения. Забегая вперёд, из вычислений получилось, что в конце работы первой ступени сила сопротивления атмосферы, действующая на ракету (высота 45 км, скорость 1700 м/с), составляет около 5 тонн-сил!
Напишем уравнение динамики с учётом силы сопротивления:
где m — масса ракеты, — вектор ускорения, — вектор силы тяги двигателей, — вектор силы тяжести, — сила сопротивления атмосферы.
Разделив обе части на массу ракеты и сделав необходимые подстановки (см. первую публикацию), получим:
Аэродинамическое сопротивление
Теперь давайте разберёмся, что такое .
Аэродинамическое сопротивление вычисляется по формуле:
где — коэффициент лобового аэродинамического сопротивления, — плотность атмосферы, — скорость движения в среде, — характерная площадь.
Сначала разберёмся с плотностью атмосферы.
Как известно, плотность атмосферы вслед за давлением убывает с высотой. Но не всё так просто. Плотность атмосферы также зависит и от температуры, которая тоже убывает с высотой. Но и это ещё не всё. Мы собираемся лететь так высоко, что будем пересекать такие слои атмосферы, где температура не изменяется или даже возрастает.
Теперь в правильных терминах.
Введём параметр — градиент температуры. Не надо пугаться, в нашем случае это просто положительное или отрицательное число, которое характеризует быстроту и направление изменения температуры в i — том слое атмосферы. Нумерация слоёв начинается с самого нижнего слоя — тропосферы. Если градиент отрицательный, то температура атмосферы убывает, если положительный — возрастает. Атмосфера Земли хорошо изучена и градиенты температуры слоёв измерены и известны. Вот они:
Номер слоя | Диапазон высот, км | Градиент температуры, | Температура в начале слоя , K | Давление в начале слоя , гПа |
1 | 0 — 11 | -6,5 | 288 | 1030 |
2 | 11 — 20 | 0,0 | 216 | 229,8 |
3 | 20 — 32 | +1,0 | 216 | 55,3 |
4 | 32 — 47 | +2,8 | 227 | 8,7 |
5 | 47 — 51 | 0,0 | 270 | 1,1 |
6 | 51 — 71 | -2,8 | 270 | 0,6 |
7 | 71 — 85 | -2,0 | 216 | 0,03 |
Таким образом, зная эту таблицу, можем вычислить температуру на любой высоте по следующей формуле:
где — высота начала слоя (например, для первого слоя ).
Изобразим эту зависимость графически:
Давление для каждого слоя соответственно вычисляется по формулам:
если градиент температуры
если градиент температуры
Плотность есть некоторая функция температуры и давления , где температура и давление в свою очередь являются функциями высоты. Плотность вычисляется по формуле:
где — молярная масса воздуха, — универсальная газовая постоянная.
Зависимость плотности от высоты будет выглядеть следующим образом:
Итак, с плотностью воздуха разобрались. Теперь вернёмся к формуле аэродинамического сопротивления и посмотрим на ещё один интересный параметр — — аэродинамический коэффициент сопротивления. Наш полёт происходит на разной высоте, с разной скоростью. Поэтому этот коэффициент так же как и плотность воздуха не может считаться константой. Если рассматривать большой диапазон скорости летательного аппарата, например от близких к нулю значений, до нескольких Махов, а это как раз наш случай, то окажется, что коэффициент значительно изменяется, и мы не можем этого не учитывать. В данном случае этот коэффициент будет зависеть от числа Маха, то есть от скорости полёта ракеты. Число Маха, в свою очередь, зависит от скорости звука, а скорость звука зависит от температуры среды, в которой он распостраняется. А, как мы выяснили раньше, температура среды изменяется с высотой. Давайте попробуем это записать:
Разберём по порядку все зависимости. Для начала займёмся функцией — зависимостью коэффициента сопротивления от числа Маха. После продолжительных исследований литературы на эту тему я решил найти готовый, наиболее подходящий под задачу полёта ракеты вариант, нежели самому проводить расчёты этой зависимости. Коэффициент сопротивления сильно зависит от формы обтекаемого газом тела, его геометрических параметров, плюс отдельно считаются боковые блоки, элементы аэродинамики и т. д. Методика таких расчётов довольно объёмна и муторна, приводить её здесь я посчитал излишним. Поэтому привожу то, что нашёл уже посчитанным для реальной ракеты. Вот оно:
Интересно то, что при приближении скорости к числу Маха и его пересечении коэффициент сопротивления резко возрастает. Происходит так называемый скачок уплотнения. После этого при дальнейшем возрастании скорости коэффициент несколько уменьшается.
Со следующей зависимостью — всё просто: число Маха есть отношение скорости движения в среде к скорости звука — .
Зависимость скорости звука в воздухе от температуры тоже известна, её можно найти в любом справочнике по физике:
Теперь напишем формулу для вычисления силы сопротивления воздуха с учётом всех выше приведённых расчётов:
Подставим силу сопротивления в основное уравнение динамики и распишем его на оси координат:
Или в производных:
Таким образом, задача сводится к решению системы дифференциальных уравнений вида:
что мы и сделаем численным методом с помощью программы.
Входные данные
Параметры ракеты (в основном, массовые характеристики) были уточнены. Поэтому есть расхождения между траекториями без учёта сопротивления воздуха в предыдущей публикации и в этой. В данный момент они являются более точными. Ссылки на источники будут ниже.
Результаты вычислений
Результаты весьма интересны. Честно говоря, они меня впечатлили. Я не думал что атмосфера настолько сильно влияет на траекторию полёта и конечные орбитальные параметры. Разницу траекторий без учёта силы сопротивления и с учётом этой силы Вы можете видеть на этом изображении:
Давайте сравним полученные данные.
В момент перед отстыковкой первой ступени:
Параметры телеметрии | Расчёты программы с учётом R | Расчёты программы без учёта R | |
Высота, км | 45 | 44 | 51 |
Дальность, км | 48 | 47 | 51 |
Скорость, км/ч | 6312 | 6198 | 6785 |
Перегрузка, g | 4 | 3,95 | 3,99 |
В момент перед отстыковкой второй ступени:
Параметры телеметрии | Расчёты программы с учётом R | Расчёты программы без учёта R | |
Высота, км | 154 | 153 | 185 |
Дальность, км | 452 | 459 | 480 |
Скорость, км/ч | 13732 | 13864 | 14266 |
Перегрузка, g | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
В момент перед отстыковкой третьей ступени:
Параметры телеметрии | Расчёты программы с учётом R | Расчёты программы без учёта R | |
Высота, км | 202 | 204 | 281 |
Дальность, км | 1675 | 1725 | 1770 |
Скорость, км/ч | 26737 | 27120 | 27386 |
Перегрузка, g | 2,9 | 2,8 | 2,8 |
Хотел бы привести ещё один график, который мы немного проанализируем:
Это зависимость сопротивления атмосферы от высоты.
Ну во-первых, сразу бросается в глаза значение максимума — 740 кН, это 75 тонн-сил! Да, уже на высоте чуть больше 10 км ракета набирает такую скорость, что сила сопротивления воздуха составляет такую большую величину, даже с учётом того, что атмосфера на этой высоте значительно разреженная. Для сравнения, когда ракета стартует, избыток тяги (разница между тягой двигателей и весом ракеты) составляет 1130 кН. То есть сила сопротивления на максимуме составляет две трети от тяги на старте!
Также интересно, насколько быстро нарастает сила сопротивления, но это и не удивительно. Ракета — тело переменной массы. Ракета теряет массу, ускорение стремительно возрастает. Эффекта добавляет здесь ещё тот факт, что двигатели существенно прибавляют мощности с ростом высоты (тяга в ваккууме больше, чем на уровне моря).
Ещё один интересный результат — сопротивление атмосферы в момент отстыковки первой ступени. Казалось бы, высота уже 45 км, атмосфера крайне разреженная. Но не тут то было, получите: 46 кН (4,7 тонн-сил)! Неожиданно, правда? Но если учесть, что в этот момент ракета летит со скоростью 1722 м/с, что уже является даже не сверхзвуковой, а гиперзвуковой скоростью (> 5 Маха), то можно в это поверить. К тому же если сравнить с тягой двигателя в этот момент, а осталась у нас только вторая ступень, вполне приемлемо:
95% тяги остаётся, потери на сопротивление всего 5%, и оно продолжает уменьшаться, мы же взлетаем.
Ну и в завершении обратим внимание на то место, которое обозначено красным овалом. Там явно прослеживается излом. Давайте посмотрим, что в этот момент происходит со скоростью:
Зелёный график — зависимость скорости от высоты, чёрный — зависимость силы сопротивления от высоты. Ось абсцисс выдержана в одном масштабе. а ось ординат теперь это значение скорости. Отсюда видно, что в момент излома скорость составляет почти 400 м/с. Что это за скорость? Вычислим число Маха для данной высоты. На высоте, соответствующей излому (~8 км) скорость звука составляет примерно 308 м/с
Теперь обратимся к графику зависимости аэродинамического коэффициента сопротивления от числа Маха:
Данное зачение числа Маха соответствует резкому прекращению возрастания коэффициента сопротивления. Физически это означает, что ракета в данный момент закончила преодолевать трансзвуковой барьер (0,8 < M < 1,2).
На этом всё, спасибо за внимание!
Ссылка на программу здесь, бранч soyz
Использованные источники:
Параметры РН Союз
Аэродинамический коэффициент сопротивления
Параметры атмосферы
Зависимость скорости звука от температуры: справочник по физике.
Ракеты не летают по понедельникам: страшные приметы, в которые верят космонавты
https://ru.sputnik.kz/20191103/kosmodrom-bajkonur-kosmonavty-primety-11929199.html
Ракеты не летают по понедельникам: страшные приметы, в которые верят космонавты
Ракеты не летают по понедельникам: страшные приметы, в которые верят космонавты
Почему космонавты считаются суеверными людьми и какие приметы могут показаться очень странными на взгляд обывателей 03.11.2019, Sputnik Казахстан
2019-11-03T14:39+0600
2019-11-03T14:39+0600
2022-02-01T14:05+0600
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik. kz/img/1192/91/11929147_0:208:2972:1888_1920x0_80_0_0_d66a0731a416352dcbbda0e746054831.jpg
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2019
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://sputnik.kz/img/1192/91/11929147_0:114:2972:1982_1920x0_80_0_0_cb7b7ca1dd71d040b4cba9bda3e02485.jpg
1920
1920
true
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Казахстан
космос , космодром «байконур», юрий гагарин
космос , космодром «байконур», юрий гагарин
БАЙКОНЫР, 3 ноя — Sputnik, Ляля Лилова. Трудно представить, как целая космическая отрасль России следует положенной однажды традиции «не летать» по понедельникам. Запуск ракет в первый день недели не проводят, помня о трагедиях, которые случились именно в этот день. Какие еще неизвестные приметы существуют на космодроме Байконур, узнала корреспондент Sputnik Казахстан, побывав в самом космическом городе страны.
Мистическая история Байконура
Пока профессия космонавта остается в списке самых рискованных профессий в мире, полеты космических аппаратов будут сопровождать традиции и суеверия. Из 563 землян (63 женщин в том числе), побывавших в космосе, 18 погибли при выполнении космического полета. Еще 6 – при подготовке к полету. Список жертв техногенных катастроф на космодромах еще более длинный. Поэтому обслуживающий космодром персонал тоже предпочитает строго придерживаться заведенных обычаев, и в приметы верит.
© Sputnik / Сергей Мамонтов / Перейти в фотобанкПуск РН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-15», архивное фото
Пуск РН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-15», архивное фото
© Sputnik / Сергей Мамонтов
/
Перейти в фотобанк
В космические приметы и суеверия верят практически все жители Байконыра.
«Приходится верить! – говорят местные. – Ведь, никому не хочется трагедий».
Вот бы понедельники, взять, и отменить!
Российские ракеты в космос по понедельникам не запускают. Сначала они не летали туда в первый день недели, так как понедельник страшно не любил один из основоположников советской космонавтики – Сергей Павлович Королев. Генеральный конструктор Королев любым способом старался перенести старты на другие дни недели, как только кто-то заговаривал о дате пуска, совпадающей с понедельником в календаре.
© Sputnik / Sergeev / Перейти в фотобанкКосмонавт Юрий Гагарин и а кадемик Сергей Королев после первого в мире полета человека в космос на корабле «Восток»
Космонавт Юрий Гагарин и а кадемик Сергей Королев после первого в мире полета человека в космос на корабле «Восток»
© Sputnik / Sergeev
/
Перейти в фотобанк
И чутье Королева не подвело. Как только в руководстве страны его суеверностью пренебрегли и ракеты стали отправлять в космос, не ссылаясь на календарь, произошло несколько аварий. И понедельник в космонавтике снова назвали «черным днем».
Никогда не назначается старт с космодрома и на 24 октября. Это день траура. Потому что 24 октября 1960 года на стартовом столе космодрома Байконур произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек, в том числе и маршал Митрофан Неделин. А 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек.
Усы – сбрить
Почти за каждой приметой или ритуалом в космической отрасли стоит конкретный случай или конкретный человек, с которого все и повелось.
Вы заметили, что в России нет усатых космонавтов. Это потому, что носить усы – плохая примета для космонавта. А завелась она с момента, когда россиянин Виталий Жолобов с 6 июля по 24 августа 1976 года совершил полет в космос вместе с Борисом Волыновым — на космическом корабле Союз-21 к орбитальной станции Салют-5 в качестве бортинженера.
© Sputnik / Александр Моклецов / Перейти в фотобанк Советские космонавты, члены экипажа космического корабля «Союз-21» Борис Валентинович Волынов (справа) и Виталий Михайлович Жолобов
Советские космонавты, члены экипажа космического корабля «Союз-21» Борис Валентинович Волынов (справа) и Виталий Михайлович Жолобов
© Sputnik / Александр Моклецов
/
Перейти в фотобанк
Из-за плохого самочувствия Жолобова, заболевшего после ликвидации последствий аварии на борту, космонавтов вернули на землю раньше намеченного времени. И тут, уже на Земле, пошел слух о том, что Жолобов носит усы, а в космос не надо лететь с усами.
Почему не надо, и чем могли усы навредить человеку, никто не знает. Да и слух, по сути дела, пустяковый, но он породил примету — «космонавту усы ни к чему». И все россияне теперь летают в космос с бритыми лицами.
Матрешка с водкой и казахский чапан: как встречают космонавтов на Земле
Эта примета как раз на уровне той, которая уже ушла в историю, и которую называли «рука Смирницкого». Сергей Павлович Королев в его бытность почему-то считал, что один из его подчиненных, капитан Смирницкий обладает, что называется, легкой рукой. И всегда поручал при пусках нажать на кнопку «старт» именно Смирницкому. Прошли годы. И сейчас космические корабли запускаются с чьей-то другой легкой руки.
Не черными чернилами, не до полета
Это уже о традициях космонавтов, которые крепки, как сталь. Не космонавты – традиции. Те, кто отправляется в полет, имеют обычные человеческие нервы, поэтому перед стартом предпочитают выполнить целый ряд ритуалов на удачу.
«Скучаю по космосу»: откровенное интервью Талгата Мусабаева
До первого полета — никаких автографов, даже если все вокруг знают, что ты готовишься отправиться в космос, даже если об этом просят близкие или влиятельные люди.
Полет состоялся: никаких автографов черными чернилами, иначе везение уйдет, на дальнейшей карьере можно поставить крест.
© Sputnik / Владимир Акимов / Перейти в фотобанкПервая женщина-космонавт Валентина Терешкова дает автограф после возвращения на Землю
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова дает автограф после возвращения на Землю
© Sputnik / Владимир Акимов
/
Перейти в фотобанк
Перед стартом, какой бы раз не летал, космонавт оставляет автограф на двери гостиницы, где живет. Кстати, в Байконыре двери гостиниц с автографами космонавтов не моют, боясь обидеть тех, кто оставил свои вензеля.
Чтобы повезло в полете, готовясь к старту уже в Байконыре, космонавту надо посадить дерево. И лучше, чтобы оно прижилось, тогда и далее карьерная дорожка будет гладкой. Поэтому за деревьями на аллее космонавтов тщательно ухаживают. Здесь уже более ста насаждений.
© Sputnik / Стрингер / Перейти в фотобанкКазахстанский космонавт Айдын Аимбетов (слева) и космонавт Роскосмоса Сергей Волков сажают деревья
Казахстанский космонавт Айдын Аимбетов (слева) и космонавт Роскосмоса Сергей Волков сажают деревья
© Sputnik / Стрингер
/
Перейти в фотобанк
За ночь до отправки на старт команда обязательно смотрит фильм «Белое солнце пустыни». Эта традиция связана с аварией в 1971, когда погиб экипаж Волкова, Добровольцева и Пацаева.
Следующий экипаж перед стартом смотрел «Белое солнце пустыни», запуск прошел удачно. И с тех пор просмотр фильма перед пуском стал обязательным.
Поехали!
За два дня до любого старта космический корабль вывозят на стартовую площадку. Вывозят по железной дороге и под рельсы техники, обслуживающие пуск, подкладывают монетки на счастье. Вывозят ракету ровно в 7 часов утра и ни минутой раньше или позже, перед ней по рельсам идет один из руководителей Конструкторского бюро, отвечающего за подготовку ракеты.
© Sputnik / Сергей Мамонтов / Перейти в фотобанкРакета на стартовой площадке космодрома «Байконур», архивное фото
Ракета на стартовой площадке космодрома «Байконур», архивное фото
© Sputnik / Сергей Мамонтов
/
Перейти в фотобанк
Чтобы примета сработала, необходимо, чтоб члены экипажа, присутствующие при транспортировке ракеты, не заметили, кто и когда подложил монетку.
Космонавты едут на взлетную площадку на автобусе, на котором прибиты и привязаны множество подков, при этом звучит песня «Трава у дома», это еще один ритуал. На пути к автобусу космонавтам обязательно должна встретиться женщина с полными ведрами, этой примете также много лет, а ввел ее блистательный Алексей Леонов.
Как космонавт Леонов заставил улыбаться Хокинга и плакать Армстронга
Когда космонавты входят в лифт на стартовой площадке, они оборачиваются и машут провожающим рукой — повторяют знаменитый жест Юрия Гагарина. В ответ космонавтам махать нельзя! Тоже примета.
© ТАСС/POOL / Перейти в фотобанкЧлены основного экипажа МКС-58/59 (снизу вверх): космонавт «Роскосмоса» Олег Кононенко, астронавт НАСА Энн МакКлейн и астронавт Канадского космического агентства Давид Сен-Жак перед стартом ракеты-носителя
Члены основного экипажа МКС-58/59 (снизу вверх): космонавт «Роскосмоса» Олег Кононенко, астронавт НАСА Энн МакКлейн и астронавт Канадского космического агентства Давид Сен-Жак перед стартом ракеты-носителя
© ТАСС/POOL
/
Перейти в фотобанк
В полет космонавтам разрешено взять минимальное количество личных вещей, как правило, это фотографии родных, сувениры и какие-то памятные вещи. Самой доброй вещью космонавта, которую он взял с собой, считается игрушка. Лучше, если это игрушка его ребенка. Тогда она становится оберегом.
© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкКосмонавты Роскосмоса Александр Самокутяев и Елена Серова показывают игрушки, которые взяли с собой в полет
Космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев и Елена Серова показывают игрушки, которые взяли с собой в полет
© Sputnik / Рамиль Ситдиков
/
Перейти в фотобанк
На борту МКС команду встречают по-русски — хлебом и солью. И даже если экипаж международный, то все, кто прилетел на станцию, подчиняются ритуалу.
+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
+ Горячая линия генерального инспектора
| Редактор: Том Бенсон Официальный представитель НАСА: Том Бенсон Последнее обновление: 13 мая 2021 г. + Свяжитесь с Гленном |
как именно космический корабль попадает в космос?
Как космический корабль попадает в космос? – Матильда, 5 лет, Сидней
Здравствуйте, Матильда, спасибо за отличный вопрос! Добраться до космоса непросто, и до него несколько шагов. Во-первых, давайте подумаем, где на самом деле начинается само «пространство».
Некоторое время назад ряд экспертов определили одну точку над нами как точку, где начинается «космос». Они отметили его невидимой линией, называемой линией Кармана.
Эта линия проходит вокруг Земли и проходит примерно в 100 км над нами. Чтобы помочь вам понять, насколько это высоко, обычный самолет летит только на высоте около 10 км над землей.
Линия Кармана проходит очень высоко над нами и охватывает всю Землю.
Шаттерсток
Можем ли мы полететь в космос на самолете?
Есть много причин, по которым мы не можем просто использовать самолет, чтобы полететь в космос. Главный из них заключается в том, что чем выше мы поднимаемся, тем меньше воздуха — или, в частности, тем меньше «кислорода» в воздухе.
Двигатель — это то, что помогает самолету летать. Как и автомобильным двигателям, авиационным двигателям для работы необходим кислород. К счастью, воздух, которым мы дышим, состоит из 21% кислорода (хотя вы этого не видите)!
Самолет всасывает воздух спереди, используя большие вентиляторы с обеих сторон. Затем они смешивают этот воздух с реактивным топливом, создавая смесь топлива и кислорода, которая затем сжигается, делая воздух более горячим. Затем горячий воздух выбрасывается сзади на очень высокой скорости, толкая самолет вперед.
Два больших вентилятора по бокам самолета помогают всасывать воздух, содержащий кислород.
Шаттерсток
Но самолет, пытающийся лететь слишком близко к космосу, где не хватает кислорода, будет подобен человеку, пытающемуся дышать в комнате без воздуха.
Вот почему нам нужны ракеты, чтобы летать в космос. Большая разница между ракетными двигателями и реактивными двигателями, используемыми в самолетах, заключается в том, что ракетным двигателям не нужно получать кислород из воздуха. Вместо этого они несут с собой собственный кислород.
В каком-то смысле это плохо, так как ракетные двигатели должны нести то, что самолет может легко получить отовсюду. Это означает, что на ракете меньше места для других грузов, таких как пассажиры и багаж.
Но, с другой стороны, возможность брать кислород с собой в путешествие означает, что ракеты могут работать в космосе, намного выше, чем там, где летает большинство самолетов.
Как работает ракетный двигатель?
Подобно реактивному двигателю самолета, ракетные двигатели работают, выбрасывая очень горячий газ из задней части ракеты. Когда газ отталкивается назад, ракета толкается вперед.
Это пример правила в науке, называемого Третьим законом движения, впервые открытого известным ученым Исааком Ньютоном.