Как выглядит танк: Средний танк Т-34-76 «Доватор». СССР

Легкий танк Т-70М образца 1942 года. СССР

Легкий танк Т-70 был разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в КБ Горьковского автозавода на базе автомобильных агрегатов под руководством Н.А. Астрова и А.А. Липгарта, поскольку уже в октябре стало ясно, что легкий танк Т-60, запущенный  в серийное производство месяцем раньше, был практически бесполезен на поле боя. Его броня пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение (20-мм пушка, спаренная с пулеметом ДТ) было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага, а  увеличение массы боевой машины, неизбежное при усилении бронирования и вооружения, привело бы к выходу двигателя и ходовой части из строя. Поэтому Астров представил в ГАБТУ Красной армии проект создания на базе Т-60 нового легкого танка, отличавшегося от него: размерами, более мощным вооружением, усиленной броневой защитой и более высокой удельной мощностью. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спаренные  автомобильные двигатели ГАЗ-203. Проектирование нового танка в КБ ГАЗа велось очень быстро, уже в конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение «ГАЗ-70», изготовили бронекорпус и литая башня конструкции В. Дедкова. Однако, поскольку литая башня показала плохую стойкость даже к бронебойным снарядам немецкой 20-мм зенитной пушки, танк получил сварную башню. Сборка танка завершилась 14 февраля 1942 года. По бронезащите он превосходил Т-60 (толщина нижнего лобового листа корпуса составляла — 45 мм, а верхнего — 35 мм), а вот усиление вооружения (установка 45-мм танковой пушки), фактически свелось на нет те, что в башне располагался однин человек – одновременно выполнявшего функции командира, наводчика и заряжающего. Новый легкий танк непосредственной поддержки пехоты был принят на вооружение РККА постановлением ГКО от 6 марта 1942 года под индексом «Т-70». Его производство уже в апреле начали осваивать сразу три предприятия: в Свердловске – завод № 37; в Кирове – завод № 38 и в Горьком  — ГАЗ.

Общая компоновка танка Т-70 принципиально была такой же, как у танка Т-60. Танк имел пять отделений: управления — в передней части корпуса, боевое — в средней части, трансмиссионное — в передней части корпуса справа по ходу, моторное — в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Экипаж из двух человек размещался в корпусе и башне. Механик-водитель находился в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, располагался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса имели переднее расположение. Корпуса танков (их поставлял Муромский паровозостроительный завод) сваривались из катаных броневых листов,  установленных под рациональными углами наклона от 30° до 60°. Броневая защита — противопульная, изготавливалась из броневых катаных листов толщиной 15 мм, 25 мм, 35 мм и 45 мм.

В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого монтировался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, справа в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, опиравшегося на продольную балку и перегородку кормового отделения и  съемного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей одновременно для доступа к двигателям. Сварная 8-гранная башня, изготовленная из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску толщиной 50 мм с амбразурами для установки пушки, пулемета и прицела. В крыше башни имелся люк круглой формы для посадки и высадки командира танка. В броневой крышке люка был смонтирован перископический смотровой зеркальный прибор, обеспечивавший командиру круговой обзор.

В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. В башне устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1938 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Пулемет монтировался в шаровой установке. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от — 6° до + 20°. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного.

Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная — 4800 м. Скорострельность — 12 выстр./мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был связан тросом с правой ножной педалью, а пулемета — с левой. В боекомплект танка входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 магазинов). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялось вручную. Созданный весной 1942 года новый 45-мм бронебойно-подкалиберный снаряд, пробивал броневую плиту толщиной 50 мм на дальности 500 м. Силовой агрегат ГАЗ-203   состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Пуск двигателей производился от двух соединенных параллельно электростартеров или с помощью с помощью пусковой рукоятки.

Два топливных бака общей емкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи вперед и одну передачу — назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5. В состав движителя танка (применительно к одному борту) входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная без амортизаторов. В командирских танках монтировалась КВ-радиостанция 9Р или 12РТ, размещеная в башне, и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.  Масса танка составляла 9,8 тонн.

С октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск  модернизированных танков Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. У них были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице уменьшено с 91 до 80. Кроме того,  усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Конструкция танка претерпела и ряд других мелких изменений, в частности смотровую щель на люке механика-водителя заменили перископическим прибором наблюдения, боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов, и на всех танках появилось место под установку радиостанции. В результате — масса танка возросла до 10,1 тонн.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков, так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В отдельной танковой бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Причем существовали как отдельные танковые бригады, так и бригады в составе танковых корпусов. В танковом полку имелось на вооружении 23 танка Т-34 и 16 Т-70, при этом, танковые полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными. Также танки Т-70 состояли на вооружении бронебатальонов (в составе двух рот бронеавтомобилей БА-64 и одной роты легких танков Т-70), которые использовались как приданные разведывательные подразделения в механизированных и танковых корпусах.

Первое боевое крещение эти танки получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне — июле 1942 года, где они понесли большие потери. Уже первые бои выявили их низкие боевые качества, вооружение не позволяло им бороться с немецкими средними танками, а бронезащита была недостаточной при использовании Т-70 в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Заключительным этапом в судьбе этих танков стала Курская битва. Так, по состоянию на  4 июля 1943 года танковые части Центрального фронта включали в себя одну танковую армию, два отдельных танковых корпуса, две отдельных танковых бригады, 15 отдельных танковых и 6 самоходно-артиллерийских полков, в составе этих частей имелось 1487 танков (880 Т-34, 75 КВ и КВ-1с, 151 американский и английский, 67 Т-60 и 314 Т-70) и 96 самоходных установок. Кроме того, 166 танков (24 КВ, 87 Т-34 и 55 Т-70) имелось в техническом резерве фронта. Таким образом, к началу Курской битвы 369 Т-70 составляли 22% всего танкового парка войск Центрального фронта. В ходе начавшегося 5 июля немецкого наступления войска этого фронта вступили в тяжелые бои с противником, неся при этом большие потери. Например, 2-я танковая армия, имевшая к началу боев 447 боевых машин (305 Т-34, 125 Т-70 и 17 Т-60), в период с 5 по 15 июля потеряла: сгоревшими 85 Т-34 и 49 Т-70, подбитыми 92 Т-34 и 44 Т-70, подорванными на минах 11 Т-34, Т-70.

В ходе  Прохоровского сражения танки Т-70 составляли до 50% участвовавших в бою машин. Таким образом,  возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с немецкими танками у Т-70 была практически ничтожна. Тем не менее, в руках умелых танкистов и танк Т-70 являлся грозным оружием. Так, например, 6 июля 1943 года в боях за деревню Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б. В. Павлович, подбил три средних немецких танка и одну «Пантеру». Хотя к весне 1944 года легкие танки Т-70 были исключены из штатов танковых частей Красной армии, тем не менее, в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалось в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны. Однако к концу войны количество Т-70 в войсках было очень мало. Например, по состоянию на 10 мая 1945 года танковые части 2-го Украинского фронта насчитывали 381 танк и САУ, из них Т-70 составляли только 9 штук (по одному в составе 51-й гвардейской самоходной бригаде и 112-м самоходно-артиллерийском дивизионе и 7 в 28-м отдельном учебном танковом полку фронта.

На базе агрегатов танка Т-70М были созданы легкий танк Т-80, приспособленный к ведению бо­ев в условиях города с узкими улицами, и целый ряд самоходных артиллерийских установок, в том числе и зенитных (СУ-76, СУ-76М, ЗСУ-37 и др.)

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная, с 1943 года легкие танки для Красной армии выпускались только на Горьковском автозаводе, а с 1 октября того же года и ГАЗ перешел на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 — 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М, причем последних  было около 5000 ед., то есть более 60%.

Легкий танк Т-70М строевой номер «121» был воссоздан из фрагментов. Корпус танка был передан музею руководством Главного автобронетанкового управления МО РФ в 2001 году, а башня с пушкой была обнаружена поисковым отрядом «Высота» (г. Санкт-Петербург) в районе г. Мга Ленин­градской области. Реставрационно-восстановительные работы проведены в октябре 2001 года  в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Рождение «стального кулака». Почему танк Т-34 до сих пор в строю

Исключительный, простой, лучший и самый массовый — все эти эпитеты относятся к танку Т-34, который стал супероружием Красной армии во время Великой Отечественной войны и настоящей легендой — танком Победы. Именно с Т-34 до сих пор сравнивают свои проекты современные конструкторы бронетехники. Американский телеканал в программе Top Ten Tanks назвал его лучшим танком за всю историю мирового танкостроения. В некоторых армиях мира машину эксплуатируют до сих пор.

Читайте также

«Кувалда Сталина», «Тигр» и «Ваньки-встаньки»: какие секреты хранит подмосковный музей

По данным Минобороны России, Т-34 считается лучшим танком своего времени, им установлен «десяток рекордов, которые, видимо, уже никогда не удастся превзойти». Это самый массовый выпуск в СССР боевых машин: с 1940 по 1945 год шесть советских заводов выпустили 58 681 танк. Это абсолютный, никем не побитый рекорд в мировом танкостроении.

«Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет мессершмитт и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!» — восклицал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Рождение легенды

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.

Читайте также

«Щуки» и «летающие танки»: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны

«Машина рождалась достаточно тяжело, потому что в конце 1930-х годов достаточно сильно действовал репрессивный аппарат, который коснулся многих танкостроителей, — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, в составе «Уралвагонзавода» госкорпорации «Ростех»). — В частности, когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись в очень быстрых темпах».

13 октября 1937 года автобронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13–14 т, с пушкой калибра 45 мм и толщиной брони от 16 до 25 мм. В мае 1938-го было предложено создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую компоновку. Руководили работами по созданию А-32 конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко.

Танки Т-34 на Челябинском тракторном заводе, 1942 год

© ТАСС

Кошкин был прирожденным организатором. Энергия в нем прямо-таки клокотала, он был одержим новым танком и эту свою одержимость сумел передать всем нам. Человек с большой буквы. Его умение говорить с людьми, скромность, решительность в ответственные моменты работы были хорошим примером

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм. Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов.

Читайте также

Почему со времен Прохоровки альтернативы танкам нет

«Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до того, как заводом был изготовлен опытный образец, а он был сделан лишь в январе-феврале 1940 года, — говорит инженер-конструктор УКБТМ. — Видимо, пришли к выводу, что нужно окончательно принимать решение по принятию машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это и показало. На тот момент она была революционной машиной».

После прохождения всех испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке в марте 1940 года два Т-34 осуществили пробег по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в одну сторону). И 17 марта в московском Кремле машины были продемонстрированы членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По воспоминаниям очевидцев, Сталин тогда сказал: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!» Так и произошло.

Производство Т-34 в Челябинске

© Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

С 31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе №183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне — Волгоградский тракторный завод).

Однако «тридцатьчетверка» не только прославила своего «отца», но и стала причиной его смерти. Тот самый пробег оказался роковым. Весной 41-летний конструктор помогал вытаскивать танк из холодной воды, после чего в Харькове был госпитализирован с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940-го доработками Т-34 руководил его заместитель Морозов. В 1942 году за создание танка три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

© ТАСС/Youtube

В отличие от сторонников всяких заумных решений мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу… Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово» (ныне — в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (ныне — в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске (ныне — Омский завод транспортного машиностроения) и Уральском танковом заводе №183 (сегодня — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.

Производство Т-34 на Урале, 1944 год

© Sovfoto/Universal Images Group via Getty Images

Кстати, за годы войны на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех предприятиях Германии вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. С мая 1942 года с конвейера каждые 30 минут сходил танк (ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин). Последний Т-34-85 сошел с заводского конвейера в феврале 1946 года. Здание, где изготавливали эти машины, сохранилось — сейчас здесь вагоносборочный конвейер.

Тактико-технические характеристики Т-34

Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.

Оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-миллиметровыми пушками (Л-11 образца 1938-1939 годов, Ф-34 1940-го), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметов устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй – в верхней лобовой бронеплите корпуса). Экипаж состоял из четырех человек – командира, механика-водителя, заряжающего и радиста-пулеметчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа выросло до пяти – появился отдельный наводчик орудия.

© Пресс-служба «Уралвагонзавода»

По словам руководителя УКБТМ Андрея Терликова, для своего времени танк получился новаторским: рациональные углы наклона броневых листов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель. Вместе с тем, как выяснилось уже в ходе боев, Т-34 имел и серьезные недостатки. «Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехскоростная коробка передач и сложность работы с ней. Не оправдала надежд система воздухоочистки и охлаждения двигателя. Вопросы возникли и к низкой технической надежности, качеству изготовления и сборки самой машины», — рассказывает он. И все это немедленно сказалось в самых тяжелых условиях первых двух лет войны.

Читайте также

«Танк прорыва». Почему немецкие «Тигры» боялись тяжелого ИС-2

Выдержка из отчета об испытаниях Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 года: «Есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе».

К началу 1942 года в целях совершенствования конструкции машины инженерами-конструкторами Уральского танкового завода №183 были внесены изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.

«Т-34 произвел сенсацию»

В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса.

Отправной точкой к вершине танкового олимпа для Т-34 стала Сталинградская битва. Уже в середине ноября 1942-го уральские танки влились в 7-й танковый корпус и сразу приняли боевое крещение. Именно они освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.

Танк Т-34 в Сталинграде, 1943 год

© Sovfoto/Universal Images Group via Getty Images

Т-34, по словам главы УКБТМ, до конца 1942 года в той или иной степени превосходил немецкие средние танки Pz. Kpfz III и Pz. Kpfz IV по уровню защищенности и мощности своего артиллерийского вооружения. «У пушки Ф-34 были явно лучшие характеристики по дальности и бронепробиваемости. Именно поэтому, несмотря на недостатки и дефекты, «тридцатьчетверка» произвела на противника ошеломляющее впечатление, — говорит Терликов. — Германия резко активизировала работы по созданию достойного «противоядия».

Имея технические недочеты, танк оказался еще и сложным в производстве. Для первых машин не хватало дизельных двигателей В-2, поэтому в 1941-м и в начале 1942 года Т-34 комплектовали бензиновыми моторами, которые требовали больше внимания к обслуживанию и чаще ломались. «Машина потеряла в мощности и подвижности. Проблему с серийным производством В-2 решили только к лету 1942 года», — отметил Терликов.

Т-34-85 форсирует водную преграду, 1944 год

© ТАСС

Шла война не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон. Гитлеровские инженеры создали новые танки — Т-34 в сравнении с ними имел меньшую огневую мощь и нуждался в перевооружении. Поэтому в 1944-м был начат серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и новым 85-мм орудием, которое позволяло вести дуэли с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дальних дистанциях. Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей и небольшой общей высотой машины превратили танк Т-34-85 в трудноуязвимую мишень на полях сражений.

Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне, маневренности… Танк Т-34 произвел сенсацию… Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок в области танкостроения. Появление новых машин на фронте произвело большой эффект. Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой

Э. Шнейдер

немецкий специалист по военной технике

Курская битва, 1943 год

© ТАСС

Уникальность Т-34, по мнению инженера-конструктора УКБТМ, заключалась в высоком уровне защищенности, наличии мощной пушки, высоких характеристиках подвижности и маневренности, проходимости, а также в простоте и обслуживании, эксплуатации и высокой технологичности. «Все это вместе и сделало машину уникальной и признанной всеми сторонами лучшим танком Второй мировой войны», — считает Колмаков. Случалось, что за 20–30 суток наступления усилиями ремонтников танк два-три раза возвращался в строй — ремонтировать Т-34 можно было прямо у фронтовой полосы.

Колонна танков Т-34-85, 1 мая 1945 года

© ТАСС

Когда у противника танки лучше — это страшно. Ты даешь полный газ, но твой танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки такие быстрые, на близком расстоянии они успевают взмахнуть на холм или проскочить болото быстрее, чем ты сможешь развернуть башню…

«Они предвидели картину боя»

Баланс подвижности и бронезащиты у этой машины достигнут оригинальными для того времени решениями, которые впоследствии определили развитие всего мирового танкостроения. По мнению бывшего начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Сергея Маева, Кошкин и его коллектив «единственные в преддверии Второй мировой войны <. ..> предвидели картину боя и поняли, каким должен быть танк, раньше, чем кто-либо другой».

Т-34 определил архитектуру бронетанковой техники практически всех танковых держав мира в послевоенный период

Сергей Маев

экс-начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, генерал-полковник

На базе Т-34 были созданы самоходные артиллерийские установки Су-122, Су-85, Су-100. На его шасси выпускалась и другая техника, в том числе огнеметный танк ОТ-34.

© «Уралвагонзавод»/YouTube

Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34 различных модификаций. Уже в 1947 году в советских Вооруженных силах их стали заменять новыми средними танками Т-54, однако официально Т-34-85 был снят с вооружения только в 1993 году. Т-34-85 — самый массовый танк за всю историю мирового танкостроения: всего за годы производства в разных странах было выпущено около 66 тысяч. Модификации Т-34 состояли на вооружении 46 стран.

Восстановленный памятник советским воинам — танк Т-34 на постаменте с надписью «Благодарность советским освободителям от жителей общины Байльроде»,Байльроде, Германия, 2019 год

© Антон Долгунов/ТАСС

Кстати, Т-34 — первый средний танк, эксплуатировавшийся во всех климатических  поясах — от Заполярья до Южной Африки. Машины этого типа принимали участие во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке 1950–1980-х годов. Последним документированным случаем боевого применения Т-34 стало их использование во время вооруженного конфликта в Йемене.

И до сих пор Т-34 в строю. По данным справочника Military Balance, в 2018 году он числился на вооружении девяти стран: Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Йемена, Кубы, Лаоса, Республики Конго, КНДР и Намибии. По словам инженера-конструктора УКБТМ, все это — результат таланта коллектива рабочих, исследователей и инженеров, которые создали такую конструкцию машины и такие материалы, которые позволяют использовать Т-34 уже в течение 80 лет. «Машина простая и надежная, поэтому в том числе благодаря этому и находится в эксплуатации до сих пор», — добавляет Колмаков.

Танки Т-34-85 во время парада посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Екатеринбург, 2015 год

© Донат Сорокин/ТАСС

В начале 2019 года партия из 30 лаосских Т-34 была передана российскому военному ведомству в рамках военно-технического сотрудничества. Внешние признаки переданных из Лаоса танков указывают на то, что в этой стране эксплуатировались машины не советского, а более позднего — чехословацкого производства. Отмечалось, что полученные танки планируется использовать при проведении парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съемок фильмов о войне.

© ТАСС/Ruptly

«Т-34 заслуживает быть отмеченным золотой надписью на рабочем столе конструктора — за успешное решение основной проблемы максимального соответствия эффективности вооружения и мобильности танка, его способности нанести уничтожающий удар, оставшись неуязвимым от удара противника. .. — писал английский журналист-историк Дуглас Орджилл. — Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ века лучше, чем сумел это сделать кто-либо на Западе…»

© Министерство обороны РФ

По мнению специалистов и экспертов, именно знаменитая «тридцатьчетверка» оказала воздействие на танкостроение всех стран. Ни один конструктор не создавал свой танк, не держа в уме параметры и достоинства нашего Т-34.

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье» и пресс-службы «Уралвагонзавода» 

Теги:

ГерманияРоссияВеликая Отечественная война

подсказок о следующем армейском танке

  • Фотографии, сделанные в мастерской армии США, дают представление о том, как может выглядеть замена танку Abrams в армии США.
  • Концептуальные фотографии размыты, но мы можем получить представление о форме машин.
  • Новый опционально пилотируемый танк сможет действовать как с экипажем, так и без экипажа на поле боя будущего.

Несколько снимков, сделанных в мастерской армии США, показывают очень приблизительное представление о возможной замене давно служившего танка M1 Abrams. На изображениях изображены как минимум три концептуальных танка, в том числе один «бегемот», который затмевает 70-тонный «Абрамс». Армия планирует принять решение о замене «Абрамсов» в 2023 году, и если да, то как.0012

Вы любите крутые военные технологии. И мы тоже. Давай вместе разберемся с этим.

Трехдневный семинар прошел в начале октября в Центре систем наземных транспортных средств армии США в Детройтском арсенале. По данным армии, в мероприятии приняли участие солдаты «с командой промышленных дизайнеров и экспертов по предмету», чтобы изучить темы «от численности экипажа до беспилотных и автономных соображений». Команда также «изучила уровни желаемой летальности, мобильности и живучести применительно к ряду концептуальных платформ».

Танк M1A2 Abrams в Национальном учебном центре, фотобомба A-10 Warthog.

Армия США Spc. Доминик Трухильо/DVIDS

В настоящее время армия использует основной боевой танк M1A2 Abrams. Служба разработала Abrams в конце 1970-х и начала использовать его в начале 1980-х. Хотя базовой конструкции уже более 40 лет, несколько модернизаций, в том числе увеличенное основное орудие, броня из обедненного урана, улучшенные тепловизионные датчики, улучшенная защита экипажа и сетевые системы на поле боя, позволили серии M1 идти в ногу с угрозами брони.

Вам понравится
  • Может ли это армейское оружие вернуть линкор?

Последняя модернизация , израильская система активной защиты Trophy, использует комбинацию установленных на башне радаров и перехватчиков снарядов, чтобы сбивать приближающиеся противотанковые ракеты до того, как они поразят танк.

Армия несколько раз пыталась заменить «Абрамс»; в какой-то момент в 2000-х служба потратила миллиарды, не построив ни одного автомобиля. Октябрьский семинар был частью еще одной попытки, известной как опционально пилотируемый танк (OMT), по разработке нового основного боевого танка. OMT говорит сам за себя, но армия взвешивает именно то, что она хочет от будущего танка, особенно от того, который, вероятно, прослужит так же долго, как нынешний M1 Abrams.

Танки и бронетехника на выставке ОМТ. Ближе к самому дальнему: российская тяжелая боевая машина пехоты Т-15 «Армата», российская машина поддержки танков БМП-Т «Терминатор», южнокорейский танк К-2, японский танк «Тип 10», российский танк Т-14 «Армата», концептуальные модели опционально пилотируемого танка, израильская «Меркава». Мк. 1 танк, танк М-1А1 Абрамс, российский танк Т-72.

Центр систем наземных транспортных средств армии США

На одном изображении из мастерской показано несколько масштабных моделей современных танков и боевых машин. Машины выполнены в масштабе 1/35 и построены из комплектов коммерческих моделей и представляют собой многие из самых современных основных боевых танков в мире. Присутствуют как минимум три автомобиля, предположительно концептуальные автомобили для OMT.

Крупный план одной из концептуальных моделей OMT в мастерской, опубликованной на сайте микроблогов Китая Sina.

Китайский Интернет

Один из концептуальных автомобилей OMT, по-видимому, имеет большую плитообразную башню, значительно большую, чем башня M1 Abrams.


Самые крутые игрушечные пушки
GRTVF Радиоуправляемый танк в масштабе 1:18 German Tiger Panzer

Купить на Amazon

Кредит: Big Bang0025 PeleusTech Модель из 3846 предметов, немецкая пушка «Дора» времен Второй мировой войны

185 долларов США на Amazon

Кредит: Big Bang

Big Bang 9-дюймовый 6F Light Field Vintage Cannon именно так выглядит большинство концептуальных моделей OMT, но мы можем сделать некоторые предположения.

Если предположить, что есть три модели, они почти наверняка будут представлять малую, среднюю и тяжелую версии OMT.

История по теме
  • Советский танк, изменивший мир

Машина меньшего размера могла бы иметь большое орудие, но меньше боеприпасов. Он также будет легче, что позволит перевозить его на самолетах, таких как C-17 Globemaster III, и заменит традиционную тяжелую танковую броню на систему активной защиты.

Машина среднего размера должна быть в весовой категории M1A2 Abrams, в то время как крупная машина будет еще больше, сохраняя тяжелую броню, чтобы не обращать внимания на снаряды и ракеты противотанковых орудий противника, но за счет стратегической мобильности. Средние и большие танки должны были иметь примерно одинаковую ширину, чтобы поместиться на железнодорожных вагонах.

Вот предполагаемое изображение одного из дизайнов OMT, опубликованное несколько месяцев назад в Твиттере. Изображение справа взято из этой презентации PowerPoint.

Просмотреть всю публикацию в Твиттере

Каждая концепция танка сопряжена с риском. Более легкую машину можно было бы быстрее развернуть по воздуху, но она в значительной степени зависела бы от системы активной защиты, которая могла быть менее эффективной против высокоскоростных противотанковых снарядов. Транспортное средство среднего размера должно было бы втиснуть в танк новые системы, такие как активная защита, возможность запуска и восстановления дронов и, возможно, даже лазеры против дронов, при этом поддерживая будущий рост.

Тяжелый танк обеспечит наилучшую защиту и перспективу за счет стратегической и тактической мобильности, меньшего количества танков в транспортных самолетах и ​​неспособности танка пересекать более легкие гражданские мосты.

История по теме
  • Итак… Стоит ли ставить лазеры на танки?

Танк ОМТ, вероятно, будет оснащен более крупной и мощной пушкой, чем 120-миллиметровая пушка M256, установленная на M1A2 Abrams. Один из вариантов — новый Rheinmetall 130-миллиметровая танковая пушка , которая, по словам немецкого оборонного подрядчика, обеспечивает на 50 процентов больше кинетической энергии (19,5 мегаджоулей), чем M256 (примерно 13 мегаджоулей).

Другая возможность — перемещение до 140 миллиметров; 140-миллиметровая пушка, разработанная в конце холодной войны , давала 20 мегаджоулей энергии , но современные технологии, вероятно, могли бы улучшить это. Другие, более экзотические технологии основных орудий, в том числе рельсотроны и лазеры, вероятно, не готовы к прайм-тайму, хотя танк мог бы использовать меньший лазер против дронов.

Стена изображений концептуальных автомобилей, размытых в целях безопасности.

Центр систем наземных транспортных средств армии США

Одна проблема с более крупными орудиями: сами снаряды слишком велики, чтобы вручную вставить их в казенную часть. Армия предпочитает танковые орудия с ручным заряжанием из-за их простоты и более высокой скорострельности, но более тяжелое орудие заставит отказаться от заряжающего человека в пользу системы автоматического заряжания. Это уменьшит размер экипажа с четырех до трех, оставив меньше членов экипажа для обслуживания и других задач.

Опять же, кому-то придется дистанционно управлять танками ОМТ без экипажа, и в армии все еще может быть место для четвертого танкиста для управления танками-беспилотниками.

Армия планирует принять решение о дальнейших действиях с OMT в 2023 году и может ввести новый танк в 2030 году.

Кайл Мизоками

Писатель по вопросам обороны и безопасности, живет в Сан-Франциско.

Четвертьбак газа Изображение — Как выглядит четвертьбак?

четверть бака газа фото — цифровой датчик с диапазоном

Вот как выглядит указатель уровня топлива, измеряющий четверть бака бензина. Как видите, четверть бака представлена ​​линией или стрелкой между буквой «Е» для пустого бака и линией половины бака, серединой указателя или символом «1/2» на циферблате.

Некоторые датчики являются цифровыми, но по-прежнему отображают знакомую стрелку или уровень в качестве визуального элемента. Они также могут отображать диапазон ниже или в другом месте на панели инструментов.

Топливомеры более точны, чем когда-либо

Топливомеры более точны, чем когда-либо, поскольку они могут полагаться на сложные системы, такие как давление воздуха, измеряемое по объему жидкости, в отличие от датчиков уровня топлива прошлых лет, которые просто использовали поплавковую систему. Эти поплавковые датчики могут быть неточными при парковке или движении по холмам, показывая неправильное количество топлива.

Считается ли четверть бака низким уровнем топлива?

Четверть бака считается «низким расходом топлива», как правило, на двигателях, потребляющих бензин, например, в большом грузовике или внедорожнике. Таким образом, на этих автомобилях вы должны довольно быстро искать следующую заправочную станцию, когда достигаете этого уровня топлива на указателе уровня топлива.

На автомобилях, потребляющих бензин, половина бака считается безопаснее, чем четверть. Конечно, три четверти — отличная безопасная зона, в которой можно находиться независимо от транспортного средства.

Четверть бака может быть менее важным для очень экономичных автомобилей или если вы регулярно ездите по шоссе. По мере развития технологий автомобили не только сообщают вам, сколько у вас топлива, но и сколько миль у вас осталось. Это может оставить вам много миль в запасе и не будет считаться низким.

Параметры того, насколько хорошо четверть топлива на датчике, следующие:

  • Сколько галлонов может вместить размер бака
  • Сколько миль на галлон проезжает автомобиль
  • Стиль вождения человека
  • Качество топлива (октановое число)

Экономичные автомобили могут какое-то время ездить на четверти уровня бензина

Как уже упоминалось, наличие четверти бензобака на гибридных автомобилях или автомобилях с очень экономичным расходом топлива все еще может быть безопасным количеством топлива. для проезда в автомобиле на несколько километров.

Подключаемые гибриды могут иметь гораздо меньший размер бака, поэтому рекомендуется следовать рекомендациям производителя относительно того, когда заправляться на заправочной станции.