Содержание
Расы человека в таблице (8 класс, биология)
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2146.
Обновлено 6 Января, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2146.
Обновлено 6 Января, 2021
Род Homo появился 2–2,5 млн. лет назад. Все представители Homo имеют одинаковую анатомию и физиологию. Однако с развитием цивилизаций и расселением человечества стали появляться и меняться расы человека.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Щербань Ларисой Степановной.
Опыт работы учителем биологии — более 19 лет.
Что такое раса?
Раса – это группа людей, сложившаяся под влиянием окружающей среды. В результате адаптации к определённым условиям отличительные признаки стали передаваться по наследству.
Расы различаются фенотипом, т.е. внешним видом. Эти различия складывались на протяжении нескольких десятков тысяч лет. Основные черты, по которым одна раса отличается от другой:
- цвет кожи и глаз;
- разрез глаз;
- цвет и структура волос;
- форма носа, губ, лица;
- рост.
Рис. 1. Разный разрез глаз.
Полезные изменения во внешности помогают выживать и лучше приспосабливаться к климатическим и географическим условиям. Несколько примеров:
- светлая кожа северных народов помогает лучше усваивать витамин D;
- тёмная кожа южан предохраняет от солнечных ожогов и перегрева;
- широкие губы и нос способствуют эффективному испарению влаги и охлаждению;
- узкий нос сохраняет тепло и предупреждает переохлаждение;
- узкий разрез глаз помогает уберечь глазные яблоки от пыли и обветривания.
Одно из важных условий возникновения рас – территориальная изоляция и исключение возможности межрасовых браков.
Основные расы
Традиционно выделяют три расы, отличающиеся между собой. Описание дано в таблице “Расы человека”.
Раса | Признаки | Расселение |
Негроидная |
| Африка, Латинская Америка, Вест-Индия |
Монголоидная (азиатско-американская) |
| Центральная и Восточная Азия, Северная Америка |
Европеоидная |
| Европа, Средняя Азия, Северная Америка, Северная Африка |
Рис. 2. Сравнение жителей Африки, Азии и Европы.
Некоторые специалисты отдельно выделяют американоидную (коренные индейцы) расу. Также негроидную расу подразделяют на негрскую, пигмейскую, южноафриканскую (койсаноидную) и эфиопскую расы.
Раса, вид и нация
В эпоху великих географических открытий люди, веками проживающие на разных континентах, стали знакомиться со своими «соседями», имеющими отличия, как во внешнем виде, так и в культуре. На основании этих различий стали возникать целые концепции о подвидах Homo, преобладании одной расы над другой и т.д.
Раса не является отдельным видом или нацией по следующим причинам:
- основной критерий выделения вида – способность свободно скрещиваться и давать жизнеспособное, плодовитое потомство;
- понятие нация, как и народность, больше связано не с физическими отличиями (как раса), а с культурными, традиционными, языковыми, религиозными.
Межвидовое скрещивание встречается в природе, но далеко не всегда даёт полноценное потомство, способное передать свои уникальные качества следующему поколению. Люди в рамках одного вида (Homo sapiens) вне зависимости от цвета кожи, волос, роста могут заключать браки и рожать жизнеспособных детей.
Существует мнение, что деление на расы в современном мире бессмысленно, т.к. с возможностью свободно перемещаться по миру люди беспрепятственно заключают межрасовые браки. В результате происходит метисация, сглаживающая различия между расами.
Рис. 3. Метисы.
Что мы узнали?
Из статьи 8 класса биологии узнали о понятии расы и критериях выделения, рассмотрели полезные признаки, накопленные в процессе адаптации, и основные расы человечества, разделили понятия вида, расы и нации.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Нелли Степанова
10/10
Виктор Полисевский
10/10
Михаил Гудков
10/10
Светлана Ширшицкая
9/10
Алина Громова
10/10
Ибрагим Абдурахимов
7/10
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2146.
А какая ваша оценка?
Возникновение человеческих рас. Причины, гипотезы
Введение. О сложности изучения расовой изменчивости
Согласно исторической концепции расы, выдвинутой В.В. Бунаком, расы не являются стабильными, а представляют собой меняющиеся во времени категории (Бунак, 1938). Эти изменения более чем очевидны в современном быстро меняющемся мире с его массовыми миграциями и метисацией всех возможных расовых типов в обширных зонах контактов, как естественных, так и искусственных, например, в гигантских мегаполисах. Тем не менее, комплексы расовых признаков позволяют достаточно отчётливо различать несколько основных значительных группировок человечества – больших рас. Опуская длинную историю расоведения, пропуская бесконечные дебаты специалистов и учитывая терминологическое изобилие, можно констатировать, что даже самые первые расовые классификации не слишком отличаются от самых современных. Как и прежде, по суммарному комплексу признаков человечество делится всего на несколько больших рас – от трёх до пяти.
Расовые признаки
Расовые признаки включают сотни черт строения человека, имеющих наследственную природу, достаточно большую изменчивость и минимально зависящих от влияния окружающей среды. Для нашей цели, из них, впрочем, приходится исключить подавляющую часть, как неопределимую на ископаемых останках (можно надеяться, что неопределимую сейчас, но потенциально определимую в недалёком будущем, с развитием генетики и изучением ДНК из древних находок).
Ископаемые расы
Исследование ископаемых рас сталкивается с традиционными проблемами палеоантропологии: недостаток материалов и слабая изученность имеющихся материалов. Первая из них выражается в том, что известные находки, как правило, изолированы во времени и пространстве. Для верхнего палеолита почти нет сколь-нибудь представительных серий.
Когда возникли расы?
Одной из существенных и доныне не решённых проблем является само существование рас в доголоценовые времена. Существуют, как водится, две крайние точки зрения с промежуточными вариантами.
Об устойчивости и изменчивости рас
Мнение о том, что расы в том или ином виде существовали всегда, с одной стороны, подтверждается значительными различиями ископаемых черепов, с другой – тоже имеет недостатки. Во-первых, уже несколько раз упоминалось, что зачастую в одном древнем местонахождении мы имеем черепа, которые формально можно отнести к разным расам. Конечно, можно объяснять это индивидуальной изменчивостью, смешанными браками или переходом индивидов из группы в группу, но в таком случае неясно, как же тогда, при такой лёгкости смены группы, сохранялась значительная расовая разница между этими группами?
Африка. Древнейшие находки: становление Homo sapiens
Древнейшие находки в Африке, часто определяемые как сапиенсы: черепа из Ндуту (350 – 500-600 тыс.л.н.), Нгалоба LH 18 (110-130 – 200-370 – 490 тыс. л.н.) и Эяси (древнее 130 тыс.л.н.) в Танзании, Гуомде (270-280 тыс.л.н.) в Эфиопии, Элие-Спрингс в Кении (200-300 тыс.л.н.), Флорисбад (259 тыс.л.н.) в Южной Африке.
«Протонегроиды»
Гораздо более сапиентен и сохранен, нежели все предыдущие, череп Назлет Хатер 2 из южного Египта. Его датировка колеблется от 30 до 45 тыс.л.н., по разным данным может быть 33, 37 или 38-45 тыс.л.н. (обзор мнений см.: Дробышевский, 2010в).
Происхождение негрской расы
Более поздние находки в Африке представляют в целом современную картину расовых ареалов.
Однако, прежде чем начинать оценивать конкретные находки, полезно задаться вопросом: какой, собственно, комплекс признаков может считаться негроидным и негрским? Чем он отличается от прочих? Удивительно, но очень мало кто подробно изучал этот вопрос.
Первые настоящие негроиды: голоцен
В голоценовых местонахождениях Западной, Центральной, отчасти Северной, Восточной и Южной Африки мы встречаем обычно уже типичное негроидное население. Примеров тому довольно много и перечислять все нет большой необходимости.
Происхождение центральноафриканской (пигмейской) расы
Происхождение центральноафриканской или пигмейской расы привлекало многих исследователей, хотя догадок тут было, наверное, больше, чем фактов. Например, в прошлом часто утверждалось, что пигмеи представляют собой некий очень древний вариант, едва ли не предковый для всего человечества. Свидетельства освоения тропических дождевых лесов Африки относятся ко времени более 30-34 тысяч лет назад (стоянки Мосуму в Экваториальной Гвинее и Нджюни в Камеруне (Mercader et Marti, 2000)), а возможно – до 200-300 тысяч лет.
Существует ли раса? | Университет Дьюка Наука и общество
Это вопрос, который д-р Чармейн Ройал, доцент кафедры африканских и афроамериканских исследований, задала нам во время нашего заключительного семинара лета Хуан.
Сначала вопрос не показался мне биологическим. На мой взгляд, подтекст, который он нес, напоминал инициативы социальной справедливости и запоминающиеся мантры вроде «Я не вижу расы», а не стремление к научным знаниям. Я всегда считал себя биологом, не видя большей силы, чем та, что записана в нашем генетическом коде. Немного бессердечно я думал, что моя непоколебимая вера в биологию позволит мне видеть вещи в другом, возможно, более правдивом, хотя и менее удобном свете, чем большинство.
Итак, я задумался над вопросом доктора Рояла с точки зрения биологии. Мои ежедневные наблюдения всегда говорили мне, что люди выглядят по-разному и имеют разные черты лица; основные принципы биологии всегда подтверждали и объясняли мои наблюдения, говоря мне, что наблюдаемые различия вызваны вполне реальными генетическими различиями. Основываясь на этой логической последовательности мыслей, мой вывод — да, раса действительно существует — казался самоочевидным. Но почему же тогда доктор Роял задает мне этот вопрос?
Потому что я ошибся. В знаменательном документе, основанном на проекте «Геном человека», ученые показали, что не существует «рас», а существует только одна человеческая раса — не с социологической точки зрения, а с точки зрения биологии.
В ходе проекта было обнаружено, что внутри одной подгруппы населения существует больше генетических вариаций, чем между двумя разными подгруппами населения. Например, внутри популяции в Азии может быть больше генетического разнообразия, чем между той же популяцией и другой популяцией в Европе.
Другой способ выразить это так: хотя определенные группы населения имеют тенденцию концентрироваться вокруг определенных регионов мира, существующая между ними вариация является непрерывной, а не дискретной, то есть разные группы населения (например, азиаты и европеоиды) не «сгруппированы» в отдельные генетические расы; скорее, генетическая изменчивость между людьми варьируется в соответствии со скользящей шкалой: люди, которые находятся ближе друг к другу географически, имеют большее генетическое сходство, а те, кто дальше друг от друга, — меньше.
Если быть честным, я даже не совсем уверен, что полностью понял исследование, которое обсуждал доктор Роял, или математические расчеты, доказавшие его истинность (очень сложные вещи). Но последствия были ясны; это исследование стерло границы между разными «расами». Это доказало, что традиционная идея о существовании нескольких отдельных рас, населяющих землю, просто ложна; мы все являемся представителями человеческой расы, и разные люди проявляют разные черты по скользящей шкале вариаций в зависимости от их географического положения.
Хотя я был взволнован, узнав что-то новое от всемирно известного профессора, я был немного смущен собой. Я вспоминаю, что одной из моих первых мыслей в ответ на вопрос доктора Рояла было: «Конечно, выход из гонки. Как бы это имело биологический смысл, если бы это было не так?» Оглядываясь назад, эта мысль была воплощением высокомерия. Интересно, что предположение о генетической изменчивости, вызывающей наблюдаемые различия, остается верным; но интерпретация (моя интерпретация) этого факта — что, следовательно, люди сгруппированы в расы — совершенно ложна. Несмотря на то, что я понимал науку и полностью верил в науку, я ошибался. Биологически говоря, расы не существует. И это имеет серьезные последствия для других определений расы.
Например, с точки зрения общества идея расы определенно существует. В Америке цветные люди слишком часто узнают о своей «расе». Наследие рабства и Джима Кроу проявляется в расовом неравенстве нашей системы уголовного правосудия, нашей политической системы и нашего общества в целом. Страх перед черными и коричневыми людьми был вновь популяризирован; массовые убийства во имя «расовой гордости» более распространены, чем должны быть.
К сожалению, все это указывает на существование очень реальной, очень осязаемой идеи «расы», которая до сих пор пронизывает ядро общества. До выступления доктора Рояла я никогда не задумывался о том, как мои убеждения и понимание науки могут повлиять на отношение к людям в обществе. Но, возможно, приверженность верованиям старого мира о биологической расе имплицитно поддерживает идеи, делающие возможными проявления «общественной расы», которые я описал выше. Например, неявные предположения о расе могут способствовать неправильной диагностике в больницах или чрезмерному/недостаточному назначению лекарств в аптеках.
У людей мало инструментов, более мощных, чем научный метод, и если мы неверно истолковываем научный метод, мы рискуем злоупотребить нашим самым мощным инструментом за счет наших собратьев. Когда у нас есть правильная информация, мы меняем свое поведение так, как даже не осознаем; когда дело доходит до расы, я верю, что общественное понимание науки может стать путем к реструктуризации общества.
Риши из Цинциннати, штат Огайо, очарован внутренней взаимосвязью мира природы.
Расовая и этническая принадлежность, объяснение | National Geographic
Раса и этническая принадлежность — два понятия, связанные с происхождением человека. Раса определяется как «категория человечества, имеющая определенные отличительные физические черты». Термин «этничность» в более широком смысле определяется как «большие группы людей, классифицированные по общему расовому, национальному, племенному, религиозному, языковому или культурному происхождению или происхождению».
«Раса» обычно ассоциируется с биологией и связана с физическими характеристиками, такими как цвет кожи или текстура волос. «Этническая принадлежность» связана с культурным самовыражением и идентификацией. Тем не менее, оба являются социальными конструкциями, используемыми для классификации и характеристики, казалось бы, различных групп населения.
Этнические группы имеют общие культурные корни. Район Меа Шеарим, расположенный недалеко от Дамасских ворот в Иерусалиме, населен в основном евреями-харедим.
Фотография Джона Стэнмейера
Генетика и раса
Ни раса, ни этническая принадлежность не определяются в геноме человека. У людей действительно есть генетические вариации, некоторые из которых когда-то были связаны с предками из разных частей мира. Но эти вариации нельзя отнести к отдельным биологическим категориям. Генетические тесты нельзя использовать для проверки или определения расы или этнической принадлежности, хотя сами тесты связаны с повышенной верой в расовые различия.
Хотя раса не имеет генетической основы, социальная концепция расы по-прежнему формирует человеческий опыт. Расовые предубеждения подпитывают социальную изоляцию, дискриминацию и насилие в отношении людей из определенных социальных групп. В свою очередь, расовые предрассудки наделяют одних социальными привилегиями, а других — социальными и физическими различиями, и широко выражаются в иерархиях, которые отдают предпочтение людям с белой кожей по сравнению с людьми с более темным цветом кожи.
Категоризация расы
Раса и этническая принадлежность часто рассматриваются как одно и то же, но социальные и биологические науки считают эти понятия разными. В целом люди могут принимать или отрицать этническую принадлежность с большей готовностью, чем расовую, хотя в разные периоды истории разные этнические группы объединялись в расовые категории.
Религиозные обычаи также играют роль в этнической принадлежности. Здесь верующие празднуют освящение воды и омовение ног эфиопских патриархов в Великий четверг в Старом городе Иерусалима.
Photograph by John Stanmeyer
Как пишет ученый-правовед Таня К. Эрнандес, «социальный опыт постоянно рассматриваемого как отдельного человека — это то, что формирует расовую идентичность, а не общую культуру». Люди, принадлежащие к одной этнической группе, могут говорить на одном языке, быть выходцами из одной страны или разделять религию или другие культурные убеждения или самовыражение.
Расовая политика
Правительство Соединенных Штатов признает различия между понятиями расы и этнической принадлежности и классифицирует людей как белых, чернокожих или афроамериканцев, азиатов, американских индейцев и коренных жителей Аляски, коренных жителей Гавайев и других островов Тихого океана, или « Другой.» Он также признает две этнические принадлежности: латиноамериканец или латиноамериканец и неиспаноязычный или латиноамериканец. Эти демографические данные, в свою очередь, влияют на государственную политику и право гражданских прав.
Люди делятся более чем на 99 процентов своего генетического материала друг с другом, и вариации больше между отдельными людьми, чем между этническими группами.