Беспилотное будущее: в России разрабатываются конвертоплан и тяжёлый БПЛА. Конвертоплан россии
Новости дня: Российский конвертоплан: история проигранной гонки - Свободная Пресса
На авиасалоне МАКС в Жуковском главнокомандующий Воздушно-Космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что в России полным ходом идут работы по созданию самых разнообразных винтокрылых машин в интересах Министерства обороны. Это и традиционные транспортные, ударные, специализированные, а также беспилотные вертолеты, работающие «стаей». Что, впрочем, особой новостью не стало. Настоящая сенсация в других словах Бондарева: впервые объявлено, что наша страна намерена вскоре обзавестись принципиально новыми машинами — конвертопланами.
Причем, конвертопланами занимаются сразу две компании. В Жуковском на МАКСе представлен экспериментальный конвертоплан холдинга «Вертолеты России», который впоследствии предполагается довести до кондиций конкретной боевой машины со взлетной массой до двух тонн. Ну, а группа компаний «Кронштадт» намеревается создать семейство тяжелых беспилотных конвертопланов.
Задача весьма сложная, поскольку конвертоплан — крайне капризная в управлении машина, требующая для создания не только значительных финансовых затрат, но и длительной разработки. Вероятно, именно по этой причине в мире на сегодняшний день летают серийные конвертопланы лишь одной серии — Bell V-22 Osprey. Машины приняты на вооружения Корпуса морской пехоты и ВМС США в 2005 году. Их американцы создавали более трех десятков лет. Во время испытаний у них погибли 30 человек.
Читайте также
The National Interest: у «Абрамса» нет шансов даже против Т-90АМВ США считают, что в гипотетической танковой битве с Россией в Европе они обречены
При этом за океаном стоит каждая такая «птичка», как современный истребитель — 115 млн. долларов. И это при том, что V-22 выпускают в транспортной, поисково-спасательной и противолодочной модификациях. То есть — их конвертопланы «не обременены» дорогостоящей аппаратурой управления огнем, обороняться могут лишь, отстреливая тепловые ловушки, на них нет комплекса РЭБ.
Конвертоплан MV-22 Osprey представлен на выставке "Air Tattoo" (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Итак, что же это за машина? Конвертоплан совмещает в себе качества вертолета (при взлете и посадке) и самолета с тянущими винтами (при горизонтальном полете). Его несомненное достоинство — возможность работать без взлетно-посадочных полос и при этом превосходить вертолеты по дальности полета и полезной нагрузке.
До недавнего времени считалось, что у конвертоплана серьезные скоростные преимущества перед вертолетом. Однако сейчас вертолетостроители уже штурмуют планку в 500 км/ч, что не сильно уступает идущим им на смену «самолетам с пропеллерами».
Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), которые обладают и «вертолетным» взлетом, и «самолетным» горизонтальным полетом, крайне сложны в разработке. Поскольку при переходе с вертикального режима подъема на горизонтальный полет самолет становится неустойчивым. Что чревато авариями. Но у конвертоплана такая неустойчивость значительно выше. Потому что у самолета СВВП разные двигатели обеспечивают подъем и полет. У конвертоплана же одни и те же двигатели тянут машину сначала вверх, а затем толкают ее вперед. Переход на горизонтальный полет осуществляется в результате поворота оси винта на 90 градусов.
Надо заметить, что идея создания конвертопланов в мире витает давно. Начиная с 30-х годов, конструкторы в России, Европе и Америке с большим энтузиазмом ухватились за идею создания «вертолето-самолета». Но дальше строительства неработоспособных макетов дело долго не продвигалось. При этом проектировщики изобретали самые разнообразные схемы перевода летательного аппарата из вертикального в горизонтальный полет. Наиболее реалистичными из них были две — вертикальная схема и горизонтальная.
Первая представляет собой обычный самолет, установленный на хвост. Находящийся вверху самолета винт создает подъемную силу при взлете. Поднявшись на достаточную высоту, летательный аппарат переводится в горизонтальное положение и выполняет обычный полет в «самолетном» режиме. Такая схема имеет свои достоинства. Например, крылья конвертоплана при взлете не создают помехи воздушному потоку.
Но недостатки таких машин куда более существенны. Главный из них в том, что пилоту в двух режимах необходимо занимать внутри кабины два разных положения, поворачивая кресло на 90 градусов. Соответственно, должны смещаться на тот же угол и органы управления. Помимо этого при взлете пилот имеет небольшой обзор, если, конечно, не находится внутри стеклянного шара.
В 1954 году компания Convair начала испытания изготовленного по заказу ВМС США конвертоплана такого типа, получившего название XYF-1 Pogo. Его летные качества были прекрасными. Турбовинтовой двигатель мощностью 5850 л. с. позволял развивать максимальную скорость в 980 км/ч, а скорость подъема составляла 3200 м/мин. Но через два года проект был закрыт из-за того, что заказчики пришли к выводу: обычный летчик управлять этой машиной не в состоянии. Поскольку опытные испытатели единодушно заявляли, что при взлете и посадке конвертоплан превращается в «чертову ступу», совершающую последовательность безумных и непредсказуемых скачков.
Работоспособной, хоть также очень сложной в реализации, оказалась горизонтальная схема. Она представляет собой машину, у которой на 90 градусов поворачиваются винты. При взлете конвертоплан работает как обычный вертолет, а после набора необходимой высоты пилот поворачивает винты, которые становятся не подъемными, а тянущими.
При этом существует несколько вариантов перевода винтов в горизонтальный режим полета. Поворачиваются гондолы, в которых установлены двигатели с винтами. Или полностью крылья. Или же оконечности крыльев, на которых расположены двигатели с винтами.
Сегодня обидно сознавать, что первым в мире конвертопланом, запущенным в серийное производство, могла бы стать не американская, а советская машина. КБ Миля машину Ми-30 начало создавать в 1972 году. Грузоподъемность этого летающего «чудо-юдо» по проекту составляла до 5 тонн. Ми-30 должен был перевозить до 32 десантников на расстояние в 800 км, максимальная скорость равнялась 600 км/ч. Изготовление опытных образцов и их испытания было запланировано на период с 1986 по 1995 год. Однако в «перестройку» в стране сначала закончились деньги. А вскоре «закончилась» и сама страна.
Американский V-22 сделан по той же самой схеме, что и Ми-30. Два турбовинтовых двигателя расположены по концам крыла. И они способны поворачиваться на 98 градусов. Получилась весьма солидная машина, имеющая грузоподъемность до 9 тонн.
Американский конвертоплан Bell-Boeing CV-22B (Фото: Zuma Press/TASS)
Большая часть закупленных Пентагоном конвертопланов эксплуатируется на универсальных десантных кораблях, а также на кораблях другого типа. Всего в США уже построено более 250 машин трех модификаций.
Вот основные летно-тактические характеристики Bell V-22 Osprey:
— длина 19 м;
— высота 6,7 м;
— площадь крыла 36 кв. м;
— диаметр трехлопастного винта 11,6 м;
— максимальная взлетная масса 25800 кг;
— силовая установка — 2 ТВД мощностью 2×4600 кВт;
— максимальная скорость 565 км/ч;
— скороподъемность 16 м/с;
— практический потолок 7900 м;
— боевой радиус действия 670 км;
— практическая дальность 2600 км;
— экипаж 3 человека;
— полезная нагрузка — 24 десантника или до 9 тонн груза в салоне.
Американский конвертоплан Bell-Boeing CV-22B (Фото: Zuma Press/TASS)
Наша страна довольно поздно осознала, что сильно отстает от США в этой области. Холдинг «Вертолеты России» занялись проблемой только в 2015 году. Причем — в инициативном порядке. При этом поначалу расчет был на заказчиков из «богатенького» нефтегазового сектора, которым предлагали эффективную машину для мониторинга, разведки и прочих действий в удаленных регионах (чаще всего назывался Крайний Север), где не существует аэродромов.
И вот сейчас прямо на МАКСе военные, выходит, тоже обратили внимание на этот проект. Сдается, что мотивы у них примерно такие же, что и при недавнем объявлении о начале разработки в ОКБ Яковлева самолета с вертикальным взлетом и посадкой, который Министерству обороны РФ как-то внезапно понадобился. Получается, и СВВП, и конвертоплан предназначены, в первую очередь, для эксплуатации в ВМФ РФ на перспективных кораблях, которые будут играть роль российских легких авианосцев.
Читайте также
Космический корпус США: Отбиться от русских ракет и хакеровКонгрессмены атакуют «убийцами спутников» Трампа и оборонный бюджет
Интересно, что конвертоплан в холдинге ВР разрабатывает не КБ Миля и не КБ Камова, которые уже многие десятилетия специализируются в смежной области — на вертолетах. Российскими конвертопланами озабочено входящее в холдинг конструкторское бюро «ВР-технологии», основанное сравнительно недавно — в 2014 году. И, следовательно, особого опыта в этой сфере не имеющее.
Соисполнителем разработки является компания «Аэроб» — резидент космического кластера инновационного парка «Сколково».
Темпы работы одновременно и впечатляют, и озадачивают. В прошлом году, через считанные месяцы после начала разработки, совершил первый полет беспилотный макет, на котором отрабатываются технологии и исследуются особенности управляемого полета конвертоплана. Впереди — три этапа. Вначале должен быть построен 300-килограммовый беспилотный образец. Затем появится 2-тонный беспилотник, который будет готов для производства и эксплуатации. В конце концов дело дойдет и до пилотируемой машины, которая, по словам разработчиков, не будет уступать «американцу», совместно разработанному компаниями Bell и Boeing.
Как говорится, поживем — увидим. Но есть опасения, что реализации этих планов силами двух новорожденных компаний не увидим не только мы, но и наши дети.
какие авиагибриды могут поступить на вооружение российской армии — РТ на русском
Холдинг «Вертолёты России» планирует создать к 2019 году прототип первого в РФ электрического конвертоплана массой 1,5 тонны. Речь идёт о беспилотном летательном аппарате VRT30, который был представлен на форуме МАКС-2017. Конвертоплан — гибрид самолёта и вертолёта — очень дорогая и высокотехнологичная машина. На данный момент только США серийно выпускают и применяют конвертопланы в военных целях. В российской армии таких летательных аппаратов нет, несмотря на то что пионером в разработке этих чудо-машин был советский конструктор Борис Юрьев. Какие задачи способны выполнять конвертопланы и появятся ли они на вооружении ВС РФ — в материале RT.
Проекты по созданию российского конвертоплана начинают обретать реальные черты. Конструкторское бюро «ВР-Технологии» (входит в холдинг «Вертолёты России») планирует через два года представить прототип первого электрического конвертоплана беспилотного типа VRT30.
Макет будущего аппарата был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2017, который прошёл в июле 2017 года. Конвертоплан взлётной массой 1,5 тонны сможет развивать высокую скорость и подниматься в воздух без разгона по взлётно-посадочной полосе.
«Сегодня мы совместно с нашими партнёрами из компании «СуперОкс» разрабатываем новую летающую лабораторию конвертоплана, в бортовой кабельной сети которой будут использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости, что положительно скажется на весогабаритных и лётных характеристиках прототипа», — заявил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский.
Первые ласточки
Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными движителями, во взлётно-посадочных режимах они работают как подъёмные (как на вертолёте), а при горизонтальном полёте — как тянущие (как на самолёте).
Первые работы по проектированию конвертопланов начались в 30-х годах XX века в СССР. Энтузиастом развития этого вида летательных аппаратов был конструктор Борис Юрьев.
- Проект истребителя «Сокол»
- © dopoln.ru
В 1934 году он предложил проект истребителя «Сокол», который должен был иметь поворотное крыло и пару винтов в гондолах. Однако ни «Сокол», ни другие геликоптеры-аэропланы Юрьева так и не дошли до стадии лётных испытаний — уровень технологий в ту пору был ещё недостаточен.
До начала Второй мировой войны исследования велись и в Германии. Все они остановились на стадии чертежей: конвертоплан P.1003 фирмы «Вессерфлюг», вундерваффе («чудо-оружие») Fa-269 компании «Фокке и Ахгелис», а также проекты компаний «Хейнкель» и «Фокке-Вульф».
К конвертопланам можно отнести и английский преобразуемый вертолёт Fairey Rotodyne, способный с помощью двух тянущих турбовинтовых двигателей переходить в режим авторотации несущего винта (вращение с помощью набегающего потока воздуха, как в ветряной мельнице), при взлёте работающего как вертолётный. В 1958 году этот аппарат был представлен на авиасалоне в Фарнборо. Он развивал рекордную для винтокрылых аппаратов скорость 400 км/ч.
- Прототип английского преобразуемого вертолёта Fairey Rotodyne, 1959 год
- © Johannes Thinesen / Wikimedia Commons
В США в 50-х годах был построен прообраз конвертоплана XYF-1 Pogo. В 1954 году XFY-1 совершил первый полёт с переходом в горизонтальное положение и последовавшую за этим вертикальную посадку.
Эффектно, но дорого
США — единственная страна, у которой на вооружении стоят конвертопланы, а американский Bell V-22 Osprey («Скопа») — единственный в мире серийно выпускаемый конвертоплан.
Создание V-22 Osprey в США началось в 1980-х годах после провала операции «Орлиный коготь» (попытка освобождения заложников в Иране 24 апреля 1980 года), когда появилась необходимость создания более скоростной альтернативы вертолёту. В то время уже существовали самолёты вертикального взлёта, но у них был ряд недостатков, связанных с неустойчивостью при взлёте, сложностью в пилотировании, худшими показателями грузоподъёмности и дальности полёта по сравнению с обычными самолётами. Также при взлёте раскалённая струя отработанных газов реактивных двигателей вызывала эрозию покрытия взлётно-посадочных площадок.
- Американский конвертоплан Bell V-22 Osprey
- © U.S. Navy
Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 года. Уже в сентябре Оsprey с успехом продемонстрировал изменение полёта с вертикального на горизонтальный. В декабре 1990 года конвертоплан совершил первую посадку на палубу авианосца USS Wasp.
Такими машинами было решено оснастить корпус Морской пехоты и Силы специальных операций. ВМС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата составляла $71 млн.
В 2008 году Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму $10,4 млрд.
Высокая стоимость конвертоплана обусловлена высокотехнологичностью конструкции. В корпусе Osprey широко применены графито-эпоксидные композитные материалы, машина оснащена широким спектром бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе системами навигации и распознавания, приборами дальнего обнаружения, устройствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также системами оповещения о ракетной атаке и пилотирования в ночных условиях.
В качестве силовой установки используются два двигателя Rolls Royce T406/AE 1107C-Liberty мощностью по 4585 кВт. Взлётная масса машины — более 27 тонн, максимальная скорость — свыше 500 км/ч. Экипаж — 4 человека. На борт Osprey может взять 24 десантника.
В качестве вооружения могут стоять пулемёты калибра 7,62 и 12,7 мм, а также турели с пушками. Кроме того, имеются узлы для подвески противолодочных торпед, противокорабельных управляемых ракет и ракет класса «воздух — воздух».
Osprey всего несколько раз задействовались в боевых операциях: в 2011 году в Афганистане и в 2017 году в Йемене. Однако с 2011 по 2017 год было уже 9 лётных происшествий, приведших к уничтожению 7 машин и гибели 11 человек, не менее 28 получили ранения.
Также по теме
«Суперграч» встаёт на крыло: уникальный штурмовик для российской военной авиацииВоздушно-космические силы России до конца 2017 года пополнятся новейшими штурмовиками Су-25СМ3. Это улучшенная модификация...
На данный момент в США разрабатывается новый конвертоплан Bell V-280 Valor. Он сможет выполнять полёты на скорости до 519 км/ч, а его боевой радиус составит 1500 км (перегоночная дальность хода при этом — 3900 км). Двигатели аппарата будут неподвижны — при переходе из вертолётного режима полёта в самолётный наклоняться будут только винты. На завершившейся недавно выставке AUSA-2017 компания Bell заявила, что V-280 Valor на 100% готов к лётным испытаниям.
Стратегия и тактика
Как заметил в беседе с RT эксперт в области авиации Вадим Михеев, потребность в Osprey у США связана с тактикой высадки американской морской пехоты.
«Тактический ордер Морской пехоты США подразумевает два фактора во время броска: авиация и корабли не должны нарушать боевой порядок взаимного прикрытия, а также высадка и занятие позиций на берегу должны осуществляться в кратчайшие сроки. Конвертопланы летают быстрей и дальше вертолётов, но они гораздо дороже и сложнее в эксплуатации. США готовы мириться с таким положением дел до тех пор, пока затраты окупаются тактическим преимуществом, особенно когда речь идёт о силах специальных операций», — сказал Михеев.
По мнению эксперта, у России нет надобности в таких машинах.
«России машины типа Osprey нужны были бы разве что в случае необходимости высадки десанта, например, в Австралии, то есть пока не нужны вовсе. Вдобавок конвертопланы очень дороги, и у российской армии нет подходящих кораблей для их транспортировки. Конвертопланы никогда целиком не вытеснят вертолёты и вряд ли будут очень востребованы на гражданском рынке», — отметил Михеев.
Военный эксперт Дмитрий Корнев придерживается в отношении конвертопланов схожего мнения, однако добавляет, что для России возможны БПЛА такого типа.
«Тяжёлые конвертопланы типа Osprey для России не актуальны. Более реальна перспектива постройки БПЛА на базе конвертопланов, поскольку БПЛА и проще, и дешевле, и надёжней. В этом году на выставке HeliRussia 2017 «Вертолёты России» представили модель БПЛА такого типа. Ещё ранее, в 2015 году, в выступлении главкома ВКС Бондарева прозвучали слова о вооружении российской армии беспилотными конвертопланами, в том числе тяжёлыми — массой до двух тонн», — рассказал в беседе с RT Корнев.
Он также заметил, что, возможно, России стоит вести исследования в данной области, чтобы сохранить наработанный потенциал.
«СССР был одним из пионеров направления постройки конвертопланов, в том числе и в области разработки винтокрылов. Возможно, институтам вроде МАИ следует продолжать наработки по этому виду техники, чтобы держать базу знаний в актуальном состоянии. По крайней мере благодаря США мы знаем, что такие проекты реализуемы. Если брать технологию конвертопланов в общем, то помимо БПЛА, может быть, появятся какие-нибудь электрические разработки в гражданской сфере. К примеру, спортивные конвертопланы или прогулочные — кто знает. Но такие проекты по своей сути ближе к квадрокоптерам», — добавил Корнев.
russian.rt.com
Производство российских конвертопланов потеснит США
Директор компании «Вертолеты России» Андрей Шибитов в интервью РИА «Новости» сделал заявление, мимо которого фанатам авиации никак не пройти. Холдинг, ни много, ни мало, занялся разработками конвертопланов, которые могут пригодиться для нужд Минобороны.
Ломая рамки привычного
Про сумрачный тевтонский гений, который породил множество курьезных, нелепых, а подчас и прорывных образцов военной техники, слышали все. В своей изобретательности не отставал от него и Советский Союз. В СССР был и опередивший свое время ударный ракетоносец Т-4, более известный как «сотка». Был четырехгусеничный танк «Объект 279», рассчитанный на действия в зоне ядерного удара.
Были удачные и неудачные образцы техники, часть из которых отвергнута и забыта, а часть не пришлась ко двору, хотя заслуженно ценима любителями за уникальные возможности. Экранопланы, например.
Естественно, что в Соединенных Штатах тоже было нечто подобное. Правда, американским разработкам у нас уделяется меньше внимания. А между тем заокеанские конструкторы тоже не лыком шиты. Особенно если учесть, что часть из них, вроде Брауна или Сикорского, понаехали в США из Евразии.
Среди таких разработок выделяются конвертопланы. Уникальная конструкция, которая получила путевку в жизнь только в американских ВВС.
Конвертоплан. Что за зверь?
Конвертоплан — это помесь самолета и вертолета. Летательный аппарат, который может садиться и взлетать вертикально, а потом благодаря повороту движителей продолжать горизонтальный полет самолетным способом.
Традиционно к конвертопланам относят винтовые машины, чтобы как-то отличать их от самолетов вертикального взлета и посадки. Есть несколько типов конвертопланов. У одних при смене режима полета поворачивается сразу все крыло, у других гондолы с двигателями и винтами, а у третьих только сами винты.
Выгоды такой концепции очевидны:
- Взлет и посадка на пяточке — ценная способность как для военного, так и для гражданского летательного аппарата;
- В воздухе конвертоплан развивает большую, нежели вертолет, скорость и опережает своих винтокрылых собратьев по дальности полета.
Но и недостатки тоже есть:
- Скорость и дальность полета хоть и больше, чем у вертолетов, но самолетным показателям уступают. Винты, призванные обеспечивать подъемную силу на взлете, теряют эффективность в горизонтальном полете;
- Сама конструкция получается более тяжелой. Для авиации нередки ситуации, когда при создании новой машины борьба идет за каждый килограмм, а механизм поворота двигателей весит порядочно;
- Кроме того, это дополнительный критически важный узел, который тоже может сломаться;
- Ну, и самое главное — сложность пилотирования. Для конвертопланов нужны специально обученные, опытные пилоты высокого класса, обладающие навыками пилотирования как самолетов, так и вертолетов. «Последний дюйм» на конвертоплане разыграть не получится.
Итого:
Таким образом, универсальные машины оказываются эффективнее исходных в довольно узком сегменте задач. Например, если точка, куда необходимо доставить груз, расположена за пределами дальности действия вертолетов, а оборудование взлетно-посадочной полосы не представляется возможным.
Американский эксклюзив Bell V-22 «Osprey»
Министерство обороны Соединенных Штатов посчитало, что подобные ситуации будут случаться достаточно часто, и заказало под это дело более полутора сотен конвертопланов Bell V-22 «Osprey» для нужд морской пехоты. Машина получилась довольно дорогой (около 116 млн. долларов) и не очень надежной.
Только за десять лет эксплуатации произошло 6 катастроф, которые унесли жизни семи человек. Последняя произошла в этом году, когда 17 мая «Osprey», на борту которого находилось 22 человека, совершил жесткую посадку на Гавайях. И это не считая пятнадцатилетний период доводок и испытаний, за который в результате аварий этой сверхсложной машины погибло 30 человек.
Зато Соединенные Штаты вправе гордиться уникальной техникой, которой нет на вооружении других армий планеты.
Наш ответ
Но, возможно, такая ситуация через некоторое время закончится. Недавно от российского концерна «Вертолеты России» поступила информация, что работы по созданию отечественного конвертоплана уже идут. Причем заявил об этом не кто-нибудь, а директор компании Андрей Шибитов.
«Совместно с нашими партнерами мы прорабатываем совершенно новую для России технологию конвертоплана с гибридной силовой установкой. Планируем, что такая конструктивная схема позволит нам уверенно достичь скорости до 500 километров в час».
Предполагается создать сначала беспилотную машину со взлетным весом около 300 килограмм. Маленький экземпляр нужен исключительно для демонстрационных целей, чтобы заранее оценить перспективы проекта.
Затем планируется такая же, но уже на две тонны. Эта машина уже может использоваться как отдельная единица со своим спектром задач, приличествующих тяжелому беспилотнику.
Ну, а потом и полноценный ударный конвертоплан, причем тоже с возможностью беспилотного полета.
Хотя, пригодится такая машина в войсках или нет — вопрос отдельный. В Советском Союзе полноценный конвертоплан создать не успели, хотя работы шли. Поэтому собственного опыта эксплуатации летательных аппаратов этого класса у нас нет.
Немного о схеме финансирования
Однако хочется отметить, что «Вертолеты России» ведут работы над проектом не по заказу Минобороны, а по собственной инициативе. Таким образом, из военного бюджета не будет потрачено ни копейки на разработку конвертопланов.
Если результаты удовлетворят военных, то будет заказ на уже разработанные машины. Ну, а если не получится, то убытки понесет разработчик. Причем все результаты научно-конструкторских изысканий останутся у «Вертолетов России», и корпорация сможет применить их в других проектах.
Такой подход, несомненно, выгоден для государства. Разработчик имеет реальный стимул довести дело до конца и продать результаты кропотливого труда военным. В то же время армия России не несет никаких рисков.
Разбазаривать бюджет? Нет!
Это сильно отличается от ситуации в тех же США, где получившая заказ на разработку новых систем вооружения компания может шантажировать заказчика остановкой работ, выбивая новые и новые средства.
Отсюда и растут многомиллиардные расходы на разработку псевдоистребителя пятого поколения F-35. Первый полет этот самолет совершил еще в 2006 году, с тех пор он так и не поступил на вооружение, хотя в опытных целях произведено уже 150 машин, а стоимость программы разработки давно перевалила за 50 миллиардов долларов.
Россия сегодня не может себе позволить попасть в зависимость от аппетитов разработчиков военной техники. Поэтому у нас такая схема исключена в принципе. Что там получится у «Вертолетов России» до конца не известно. Но успешное создание серийного отечественного конвертоплана в первую очередь в интересах самой корпорации
militaryreview.ru
Конвертоплан Ми-30 (проект) » Военное обозрение
Чтобы понять, о чем же в действительности идет речь, разберемся с тем, что представляет собой конвертоплан. Конвертоплан – это летательный аппарат, обладающий поворотными винтами. Во время взлета и во время посадки винты работают как подъемные, а при горизонтальном полете – как тянущие (при этом подъемная сила обеспечивается при помощи крыла самолетного типа). Конструкция конвертоплана по своей сути достаточно близка самолету вертикального взлета и посадки, но чаще всего их относят к винтокрылым летательным аппарата из-за большого диаметра винтов (сравнимого с размахом крыла) и их конструктивных особенностей. Большие винты, которыми обладают конвертопланы, позволяют им осуществлять вертикальный взлет и посадку. Но в горизонтальном полете они менее эффективны по сравнению с традиционными самолетными винтами меньшего диаметра.
Чаще всего поворотными являются не сами винты, а гондолы с двигателями и винтами (как на американском Bell V-22 Osprey), но можно встретить и такие конструкции, у которых поворачиваются лишь винты, а двигатели остаются неподвижными (к примеру, расположены в фюзеляже). Примером летательного аппарата такой схемы, у которого поворачиваются только винты, можно назвать Bell XV-3. В настоящее время наиболее известным эксплуатируемым конвертопланом является американский военный конвертоплана V-22 Osprey, полетная масса которого составляет 27,4 тонны, а скорость полета в самолетном режиме равняется 463 км/ч, в вертолетном режиме она существенно ниже – 185 км/ч. Данный конвертоплан в состоянии перевести до 24 человек десанта или взять на борт около 5 тонн груза.
Самый известный существующий конвертоплан V-22 Osprey
Идея постройки винтокрылого летательного аппарата – конвертоплана пришла в крупнейшие авиастроительные фирмы мира во второй половине 40-х годов прошлого века. Эта привлекательная идея подразумевала под собой объединение вертолета и самолета. Конструкторы многих стран бились над созданием машины, которая смогла бы совершить вертикальный взлет и посадку при помощи несущих винтов, как вертолет, а в горизонтальном полете вести себя как обычный самолет, благодаря наличию крыла и аэродинамических рулей. Для реализации данной идеи было построено большое количество экспериментальных моделей.Однако, к сожалению, большая их часть оказалась либо существенно уступающей по совокупности технико-экономических показателей, либо неработоспособной. К началу 70-х годов XX века все же начала вырисовываться перспективная с практической точки зрения концепция, которая принадлежала вертолетостроительной фирме из США – Bell. В данной компании создавали вертолеты двухвинтовой поперечной схемы, оси несущих винтов которых во время перехода в горизонтальный полет могли поворачиваться вперед, при этом несущие винты становились самолетными тянущими винтами. Применение сравнительно несильно нагруженных вертолетных винтов не только обеспечивало безопасность при аварийной посадке в режиме авторотации (во время отказа силовой установки на взлете или в процессе висения), но и обеспечивало машине большие энергетические преимущества в сравнении с другими видами конвертопланов.
В то же время советские конструкторы, реально оценивая большое количество сложностей, связанных с разработкой преобразуемого аппарата, достаточно длительное время относились к разнообразным «сомнительным» проектам скептически. Но концепция, которая была предложена компанией Bell, показалась им убедительной. Большой опыт, имеющийся в фирме Миля по разработке вертолетов поперечной схемы и решении разнообразных связанных с ней проблем динамики и аэроупругости конструкции позволял инженерам надеяться на успех при разработке на МВЗ преобразуемого винтокрылого летательного аппарата, который имел бы поворачивающиеся оси несущих винтов.
Конвертоплан Ми-30 в горизонтальном полете
В 1972 году конструкторы МВЗ им. М. Л. Миля в инициативном порядке создали проект-предложение транспортно-пассажирского конвертоплана, получившего название Ми-30. По имеющейся в СССР терминологии он первоначально назывался вертолетом-самолетом, но позднее милевцы придумали ему свое собственное обозначение – винтоплан. Главной задачей при проектировании Ми-30 было обеспечение летно-технических параметров, в первую очередь дальности и скорости полета. Первоначально он должен был перевозить до 2 тонн груза и 19 человек десанта.В качестве силовой установки для новой машины планировалось использовать 2 двигателя ТВ3-117, размещенных над грузовой кабиной, двигатели должны были приводить в действие с помощью трансмиссии 2 несуще-тянущих винта, имеющих диаметр в 11 м. каждый. Винты были расположены по концам консолей крыла. Расчетная скорость полета Ми-30 оценивалась в 500-600 км/ч, а дальность полета должна была составить 800 км. Взлетная масса машины – 10,6 т. К исследованиям в рамках реализации данной программы милевцы смогли подключить ЦАГИ. Вскоре совместными усилиями была начата постройка аэродинамического стенда для проведения испытаний модели винта. В то же время конструкторы ОКБ Миля создали экспериментальную летающую радиоуправляемую модель винтоплана, чтобы в полете изучить переходные режимы, управляемость и устойчивость аппарата.
В процессе разработки заказчик захотел увеличить грузоподъемность Ми-30 до 3-5 тонн, а пассажировместимость довести до 32 человек. В результате этого проект винтоплана был переделан под использование 3-х форсированных двигателей ТВ3-117Ф. При этом диаметр несуще-тянущих винтов вырос до 12,5 м., а взлетная масса Ми-30 до 15,5 т. К началу 1980-х годов конструкторы и ученые из МВЗ успели проработать ряд возможных схем, компоновок и конструкций агрегатов машины, провели основательные аналитические исследования проблем динамики конструкции, аэроупругости, динамики полета и аэродинамики, характерной для преобразуемых аппаратов.
Учитывая глубину проработки проекта, имеющийся многолетний заводской опыт решения трудных задач, Комиссия Президиума Совмина СССР по вопросам вооружения в августе 1981 года издала постановление о создании вертолета Ми-30 с преобразуемой несущей системой (винтоплана). Созданное техническое предложение было представлено на рассмотрение заказчика и институтов МАП. Военные одобрили создание машины, но потребовали поставить на винтоплан более мощные двигатели – 2 двигателя Д-136, расчетная масса конвертоплана возросла до 30 т.
Схема конвертоплана Ми-30С
В последующие годы разработки тип используемой силовой установки несколько раз менялся. Рассматривались варианты с 2-мя и 3-мя двигателями ТВ7-117 или с двумя Д-27. Вместе с этим взлетная масса Ми-30 равнялась соответственно 11, 20 и 30 тоннам. На первоначальном этапе осуществлялись фундаментальные теоретические исследования в области аэродинамики и динамики, области прочности, в том числе расчеты некоторых видов неустойчивости, собственных колебаний аппарата, балансировочных характеристик, автоколебаний типа «воздушный резонанс», режимов вертикальной авторотации, «флаттер гондол», «хордовый флаттер» и т.д. Определялись транспортная эффективность винтоплана, масса несущей системы, подбирались параметры винта, оперения и крыла, КПД винта, параметры лопасти винта и напряжения в ней. Разрабатывались разнообразные варианты конструкции винтов, трансмиссии, крыла и других агрегатов.В итоге создание Ми-30 было включено в госпрограмму вооружения на 1986-1995 годы. К сожалению, в связи с распадом СССР и возникшими экономическими трудностями, винтоплан Ми-30 так и не выбрался из стадии проведения аналитическо-конструкторских исследований. В последний год существования СССР специалисты ОКБ проектировали 3 различных винтоплана: Ми-30С, Ми-30Д и Ми-30Л, обладавших грузоподъемностью в 3,2, 2,5 и 0,95 тонн соответственно и пассажировместимостью в 21, 11 и 7 человек. Первые 2 конвертоплана имели максимальную взлетную массу в 13 т. их планировалось оснастить силовыми установками из 2-х двигателей ТВ7-117, а третий Ми-30Л (массой 3,75 т.) силовой установкой из 2-х АЛ-34. Велись работы и над созданием боевых вариантов.
В начале 1990-х годов изучалась возможность участия МВЗ им. М. Л. Миля в европейских проектах и программах, в том числе «Еврофар» и «Эврика», которые были направлены на создание конвертопланов аналогичных Ми-30. Но в то время в России еще не было условий для организации такого рода совместных проектов.
Источники информации:-http://www.mi-helicopter.ru/eng/index.php?id=158-http://alternathistory.org.ua/proekt-vertoleta-mi-30-rossiya-http://ru.wikipedia.org/
topwar.ru
в России разрабатываются конвертоплан и тяжёлый БПЛА — РТ на русском
В России для нужд военных разрабатываются конвертопланы и тяжёлые беспилотные летательные аппараты. Об этом на авиакосмическом салоне МАКС-2017 заявил главком Воздушно-космических сил (ВКС) России Виктор Бондарев. По его словам, в будущем военные беспилотники смогут встраиваться в единую систему управления, что позволит существенно снизить расходы на подготовку операторов. В беседе с RT эксперты отметили, что российские инженеры поставили перед собой весьма непростую задачу.
Главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что в стране в интересах военных ведётся разработка конвертопланов и тяжёлых беспилотников. По словам генерала, в будущем беспилотники смогут встраиваться в единую систему управления, что позволит существенно снизить расходы на подготовку операторов этих летательных аппаратов.
Также по теме
Удар «медведей»: российские Ту-95МС поразили объекты ИГ в Сирии новейшими крылатыми ракетамиСтратегические ракетоносцы Ту-95МС («медведь» по классификации НАТО) взлетели с российского аэродрома Энгельс в Саратовской области и,...
«Беспилотная тематика развивается. Как бы то ни было, обучить лётчика дороже, чем поставить на самолет хороший автопилот. Если уже сейчас оператор может управлять одним-двумя беспилотниками, то со временем, с развитием наземной составляющей, он сможет управлять пятью, а то и десятью аппаратами, поэтому это будет ещё дешевле», — заявил Бондарев.
Кроме того, он отметил, что беспилотная авиация в будущем сможет решать стратегические ударные задачи благодаря своей малозаметности и большей боевой устойчивости по сравнению с пилотируемой авиацией.
Конвертопланами называются летательные аппараты, способные выполнять вертикальную посадку и взлёт, как вертолёты, без взлётно-посадочной полосы, и горизонтальный полёт, как обычные самолёты. На сегодняшний день самым распространённым типом конвертоплана является американский Bell V-22 Osprey. В горизонтальном полёте он может развивать скорость до 463 км/ч, а в вертикальном — до 185 км/ч. Osprey оснащён двумя двигателями Rolls-Royce T406. Это единственный конвертоплан, использующийся в военных целях.
Кандидат технических наук и независимый эксперт в авиационно-космической и оборонной отрасли Вадим Лукашевич в беседе с RT рассказал, что создание конвертоплана является полезной инициативой из-за высоких боевых показателей такого летательного аппарата. Однако эксперт напомнил, что создание Bell V-22 Osprey в США было сопряжено с большими трудностями.
«Конвертопланы на сегодняшний день состоят на вооружении только американской армии, являясь симбиозом самолёта и вертолёта. В обычном полёте это винтовой самолёт, который может производить вертикальный взлёт и посадку. По своим боевым возможностям этот аппарат находится где-то посередине между традиционным самолётом и вертолётом. Это очень хорошая машина. В Америке она создавалась очень долго, очень тяжело проходила испытания. Были серьёзные катастрофы, в которых погибло очень много людей. Это серьёзная инженерная задача, и если мы её решим — это будет очень хорошо», — пояснил эксперт.
Также по теме
МиГ-35: всё, что вам нужно знать о новом истребителе18 июля в Москве в рамках ежегодного Международного авиационно-космического салона (МАКС) состоялась презентация многофункционального...
Создание тяжёлых беспилотников для нужд ВКС России, по мнению Лукашевича, также является позитивной новостью.
«Тяжёлые беспилотники имеют большую массу, запас топлива, дальность полёта и нагрузку, будь то боевые или системы разведки. Это более гибкие аппараты с широкими возможностями. С точки зрения повышения обороноспособности наших ВКС это тоже позитивная информация», — отметил эксперт.
Лукашевич подчеркнул, что о сроках поступления в войска сейчас могут знать только сами военные, и никакой информации на эту тему в экспертном сообществе пока нет.
«В создании тяжёлого беспилотника для нашей авиации ничего сложного нет, а вот создание конвертоплана — это достаточно серьёзная и принципиально новая задача. У американцев была достаточно большая программа стоимостью около $70 млрд, которая находилась на грани закрытия из-за опасений, что такой аппарат является концептуально невозможным. В этом плане нам проще: теперь мы знаем, что эта задача решаема, а остальное покажет время», — заключил эксперт.
Холдинг «Вертолёты России» ранее сообщил, что представит посетителям и участникам авиасалона МАКС-2017 опытный образец экспериментального беспилотного конвертоплана VRT30.
«В этом перспективном конвертоплане планируется использовать новейшую технологию сверхпроводимости, разработанную компанией «СуперОкс», что позволит снизить массу силовой установки, агрегатов электрогенерирующей системы и систем электроснабжения», — подчеркнул глава холдинга Андрей Богинский.
Отмечается, что с конца 2018 года аппарат планируется отправить в серийное производство.
Широко эксплуатировать конвертопланы Osprey V-22 начали с середины 2000-х годов, поэтому вне экспертного сообщества к этим аппаратам всё ещё относятся с недоверием. Так, в 2013 году жители острова Окинава протестовали против размещения там конвертопланов Osprey, которые японские жители считают небезопасными. Тогда жители острова мотивировали протесты тем, что конвертопланы опасны для населения, потому что этот вид вооружений ещё не доказал свою надёжность. Население Окинавы опасалось, что американские самолёты нового типа могут упасть на жилые кварталы.
В 2012 году два Osprey разбились во Флориде и в Марокко. В 2014 году самолёт MV-22 Osprey вскоре после взлёта с палубы авианосца Makin Island начал терять высоту. Двое членов экипажа самолёта выпрыгнули из него, после чего пилот восстановил контроль над воздушным судном и сумел благополучно приземлиться на авианосец. Один из покинувших кабину самолёта был спасён, второй пропал без вести. В 2015 году конвертоплан с 22 людьми на борту совершил жёсткую посадку во время учений на базе ВВС США «Беллоуз» на Гавайях. Тогда погибли двое и пострадали 12 морских пехотинцев.
- Крушение V-22 Osprey на базе ВВС США на Гавайях
russian.rt.com
Неожиданный прорыв. Российский конвертоплан взорвал рынок беспилотников
16:11  7 Сентября 2016
5 729
Существуют аппараты, которые намного превосходят обычные вертолеты как по скорости, так и по дальности полета, однако при этом им не нужна длинная полоса для взлета и посадки. Это гибрид самолета и вертолета - так называемые конвертопланы. Конвертоплан, как и вертолет, из-за конструктивной особенности винтов принадлежит к классу винтокрылой техники, однако в чем-то эти аппараты напоминают также самолеты вертикального взлета и посадки.
Конструкция
Для того чтобы конвертоплан смог передвигаться по воздуху, он оснащен легконагруженными низкооборотными винтами. Они очень похожи на вертолетные и позволяют ему двигаться в вертолётном режиме — при малом угле поворота винтов. Кроме того, конвертоплан имеет также и большие винты. Эти винты помогают ему при вертикальном взлете.
К сожалению, конвертопланы более медленные, чем самолеты, однако более быстрые, чем вертолеты. Есть у этой техники и другие особенности. Из-за тяжести аппарата, обусловленной конструкцией двигателя, а также высокой сложности пилотирования, требующей мастерства пилота, конвертопланы используются только для ограниченного круга задач. Например, если нужно доставить груз туда, куда не долетит вертолет, а самолету не хватит места для посадки.
aeronavtika.com
Использование
Для нашей страны конвертопланы – не новинка. Первые модели, работающие аналогично современным конвертопланам, были созданы в СССР еще до войны. Например, был сделан проект биплана, поворотные винты которого находились между крыльями. Но наиболее близким к классическим конвертопланам считается истребитель «Сокол», спроектированный в 1934 году. Однако, несмотря на многолетнюю историю, в нашей стране конвертопланы не получили распространения из-за существенных недостатков и ограниченного спектра применения.
Чего не скажешь про Минобороны США, которое имеет в своем арсенале эти аппараты. К сожалению, пока что их конвертопланы не отличаются рентабельностью и надежностью. Так, модели Bell V-22 «Osprey», заказанные для морской пехоты США, показали себя неоправданно дорогими и вопиюще ненадежными. Аварии конвертопланов унесли жизни десятки человек.
nnm.me
Наш, отечественный
Впрочем, неудачи США – не повод ставить крест на самой идее конвертоплана. Компания «Вертолеты России», принадлежащая государственной корпорации Ростех, посчитала аппарат перспективным. Так в нашей стране появился беспилотный конвертоплан RHV-35. Дрон RHV-35 используется в разнообразных целях: для ведения фотосъемки, для мероприятий по контролю над экологической обстановкой и т.д. Также беспилотник может быть использован для доставки небольших грузов, например, медикаментов в труднодоступные районы.
Дрон RHV-35 – небольшой аппарат, что вполне отвечает его задачам. Его вес составляет 35 кг, он может подниматься на высоту до двух километров и нести полезную нагрузку до 6 кг. Дальность полёта беспилотника в автоматическом режиме составляет около 450 км. В движение дрон приводит гибридная силовая установка, позволяя разгоняться до 140 км/ч.
http://quadrocopters.su/
Таким образом, RHV-35 не только пополнит технику нашего Минобороны, но и поможет России изучить механизм конвертопланов на практике. Возможно, наши инженеры смогут учесть недоработки, свойственные аппаратам-предшественникам, и создать совершенную машину, превосходящую и самолет, и вертолет.
slovodel.com
Российский конвертоплан совершил первый полет
Источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил, что конвертоплан, разрабатываемый холдингом «Вертолеты России», совершил свой первый полет. Работы над этой машиной начались в прошлом году, однако за столь короткий промежуток времени российские специалисты добились значительных успехов, уже перейдя к летным испытаниям. Известно, что новая машина будет использоваться в интересах Минобороны РФ.
Конвертоплан является своеобразным гибридом вертолета и самолета, сочетая преимущества двух авиационных средств. Машина оснащена винтовыми поворотными движителями, которые позволяют ей взлетать как вертолет, а осуществлять горизонтальный полет — как самолет. Конструкция конвертоплана очень близка к самолету вертикального взлета и посадки.
Проект нового российского конвертоплана был представлен на авиационно-космическом салоне МАКС-2015. Он реализуется в рамках программы «Скорость» совместно с кластером космических технологий «Сколково». Проект будет состоять из трех этапов, которые включают создание демонстративных образцов и полноценной модели конвертоплана. Задача первого этапа состоит в определении критических технологий и эффективности компоновочных схем.
Ранее сообщалось, что новый конвертоплан будет использоваться в интересах Сухопутных войск и Военно-морского флота. Машина может применяться для доставки десанта, средств снабжения, эвакуации раненых, осуществления разведки. Пока не ясно, получит ли новый конвертоплан вооружение, однако такой вариант наверняка прорабатывается. Известно, что машина для Минобороны РФ будет развивать скорость до 500 километров в час благодаря гибридной силовой установке. Предполагается, что новый российский конвертоплан будет исполняться в экипажном и беспилотном вариантах.
Известно, что определенных успехов в проектировании и строительстве конвертопланов добились американцы. На вооружении армии США есть конвертоплан V-22 «Оспрей», полетная масса которого достигает почти 30 тонн. Аппарат уже успел отличиться во время боевых действий, показав свою эффективность. Так, он спас роту американских солдат в Афганистане, а также пилота сбитого истребителя F-15 в Ливии. Этой американской машиной активно интересуются за границей. Таким образом, рынок конвертопланов можно назвать довольно перспективным.
Отметим, что американцы разрабатывали свой конвертоплан около 30 лет, однако российские предприятия, судя по всему, намерены передать первую машину Минобороны РФ уже в самое ближайшее время. Можно предположить, что отечественный оборонно-промышленный комплекс использует наработки советских времен. 40 лет назад советские специалисты разработали проект многоцелевого конвертоплана Ми-30, однако в серию эта машина не пошла. По некоторым данным, это произошло из-за слишком высокой стоимости проекта. Сейчас же российский ОПК нацелен на создание целого семейства конвертопланов, которые могут быть полезны как Минобороны РФ, так и гражданским ведомствам и частным организациям. Есть уверенность, что большим спросом российские конвертопланы будут пользоваться за рубежом.
Михаил Александров
politpuzzle.ru