Космические катастрофы и аварии: Космические катастрофы и резонансы Солнечной системы — Русское Космическое Общество

Содержание

Космические катастрофы и резонансы Солнечной системы — Русское Космическое Общество

1. Введение

Вся жизнь природы и общества пронизана многомерными взаимопроникающими периодами и циклами. Они составляют основу разнообразных календарных и хронометрических шкал, используемых человеком в своей деятельности. Часто такие шкалы являются лишь приблизительными, поисковыми и вступают в противоречие друг с другом. Особую роль в согласовании хронометрических эталонов играют астрономические циклы [9].

Анализ дат самых разнообразных событий показывает, что они группируются в некие перенасыщенные узлы, после чего наступает пауза, иногда довольно значительная по времени. Явно существуют какие-то особенно любимые катастрофическими событиями календарные даты солнечного и лунного календарей.

Во многих случаях тому имеются очевидные объяснения, например, максимальным приливам в новолуние и полнолуние, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в линию. Понятна природа равноденственных бурь, связанных с сезонными глобальными перестройками атмосферных и океанических процессов. Но чаще связи не так очевидны, а прогноз соответствующих явлений крайне желателен, чтобы избежать излишних жертв, политических осложнений и других неприятных последствий [3, 4].

Создавая «новую отрасль знания» историометрию, А.Л. Чижевский определял, что «первой и основной измерительной единицей исторического времени является один цикл солнцедеятельности, равный в среднем арифметическом 11 годам» [1]. Представим, что пятна и другие признаки солнечной активности отсутствовали бы.

Какая иная единица времени тогда бы стала основной в нашей общественной и личной жизни?

Нам представляется, что таковыми могли бы быть резонансные периоды взаимных положений планет Земной группы. Главным из них является Пентастра (32 года), а также ее пятые доли — Квинты (6.4 года) [4].

2. Пять критических периодов года

Рассмотрим некоторые самые катастрофические события, о которых каждый узнает еще в детстве из книг, кинофильмов, рассказов очевидцев [5].

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» переносит нас в страшный день 4 августа 79 г., когда извержение Везувия уничтожило города Геркуланум, Стабию и Помпеи. После этого долгие столетия Везувий не повторял таких опустошений вплоть до 1794 г. Роковым оказалось летнее солнцестояние, – 12 и 15 июня произошли землетрясения, а затем извержение вулкана, продолжавшееся 10 дней подряд.

Чудовищное извержение вулкана Тамбора в Индонезии 5-12 апреля 1815 выбросило в атмосферу около 100 кубических километров распыленных горных пород. Катастрофа 26-27 августа 1883 уничтожила вулканический остров Кракатау. Сильнейшее извержение произошло на Камчатке 22 октября 1955, когда проснулась сопка Безымянная. Взрывы продолжались весь ноябрь, а потом затихли. Но 30 марта 1956 гигантский взрыв выбросил тучи пепла на высоту 40 км!

Сильнейшие землетрясения разрушили столицу Португалии Лиссабон 1 ноября 1755 и столицу Японии Токио 1 сентября 1923. Подземные толчки, цунами, ураганные ветры и ливни погубили около 200 000 жителей Мессины и других итальянских городов и селений 28 декабря 1908. Грандиозный снегопад 26 декабря 1947 завалил Нью-Йорк сугробами восьмиметровой высоты. Уже в XXI веке 26 декабря 2004 жуткое землетрясение у берегов Суматры и вызванное им цунами погубили сотни тысяч людей по берегам Индийского океана. И вторая столь же разрушительная катастрофа нового века произошла на стыке лет. 12 января 2010 землетрясение на Гаити погубило до 300 000 человек.

Социальные и технические катастрофы также концентрируются близ кризисных максимумов числа природных бедствий.

Поистине жутким рекордсменом является 27 марта [2]. В 1968 – гибель Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина, а ровно за четверть века до этого погиб при испытании первого советского ракетного самолета БИ-1 Г.Я. Бахчиванджи. В Книге рекордов Гиннеса есть раздел «Бедствия и катастрофы с максимальным количеством жертв». В паре десятков дат 27 марта встречается трижды!

1977 год – 583 жизни уносит самая чудовищная авиакатастрофа в истории – столкновение двух “Боингов-747” на острове Тенериф,

1980 – два печальных рекорда рокового «тридевятого» марта:

23 погибших при аварии на нефтедобывающей платформе в Северном море и 23 жертвы падения лифта в шахте в ЮАР.

27 марта 1964 – землетрясение «Страстной пятницы» на Аляске.

29 марта 1912 – последняя запись в антарктическом дневнике Р. Скотта.

29 марта 1000 года – сильное землетрясение на всем земном шаре.

Начало апреля – трагедии «Титаника», «Трешера», «Комсомольца», смерть Авраама Линкольна, Патриарха Тихона, Франклина Рузвельта, Мартина Лютера Кинга, трагедия Тбилиси в 1989 и Донецка 1998… XXI век добавил новые пожары, взрывы, войны, наводнения, оползни, тайфуны.

Вот только весна 2010:

21 марта началось извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии и выброс пепла, который нарушил авиасообщение в Северной Европе.

29 марта погиб 41 человек при взрывах в московском метро.

10 апреля авиакатастрофа в Смоленске. Гибель 96 человек, среди них президент Польши Лех Качиньски.

14 апреля гибель тысяч людей при землетрясении в Китае.

20 апреля взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе.

Обнаруживаются ПЯТЬ концентраций катастрофических событий в году: около 6 января, 6 апреля, 21 июня, 24 августа, 25 октября. Интересно, что четыре попадают на периоды церковных постов – Рождественский, Великий, Петров и Успенский. На пятый же приходится пресловутый Хеллоуин.

Люди, как правило, хорошо запоминают опасные точки и целые зоны Пространства, будь это ненадежная ступенька лестницы, скользкий участок дороги или зона обитания злой собаки. Опасны и огромные территории полярных пустынь, высоких гор, джунглей и т.д.

Течение Времени имеет свои особо напряженные узловые точки и периоды.

Пространство и Время в единое слиты,

И как на дороге есть битые плиты,

Так Времени круг каждый год каждый раз

Цепляет своими ухабами нас.

На особую роль пентагональной симметрии в астрономии и планетологии неоднократно обращали внимание Геннадий Николаевич Каттерфельд (1927-2013) [6] и Кирилл Павлович Бутусов (1929-2012) [8], активно работавшие в Комиссии планетологии СССР и Международной Ассоциации Планетологов [7], которая образована именно в критическую дату 23 августа 1968 в Праге.

В те роковые дни пятиконечные символы на танках стран Варшавского договора были замазаны, однако никак не спрячешь ПЯТЬ УЗЛОВ природных и техногенных катастроф, военно-политических кризисов, максимальных вспышек агрессии, вероломства и величайших проявлений героизма, мужества, патриотизма на полях сражений,.

1. Новогодний узел. Военные кризисы новейшего времени – в Афганистане и Чечне (начаты до Православного Рождества), прорыв блокады Ленинграда (1943), освобождение Новгорода и разгром фашистов под Ленинградом (1944) (начало операций после Рождества). На шахте «Центральная» (Воркута) при пожаре и взрывах погибли 27 горняков (1998). Отставка Б.Н. Ельцина. В этом узле величайшие трагедии космической программы США, унесшие жизни 17 астронавтов: пожар при наземном испытании «Аполлона-1» (27.01.1967), взрыв при взлете «Челленджера» (28.01.1986) и разрушение при посадке «Колумбии» (1.02.2003).

2. Узел Марса (март назван в честь бога войны). Ледовое побоище (1242), Русские войска вступают в Париж (1814), сожжение Москвы ордой Девлет-Гирея (1571), начало (1861) и конец (1865) гражданской войны в США, гибель адмирала С.О. Макарова при взрыве броненосца «Петропавловск» в (1904), отставка В.С. Черномырдина (1998), натовские бомбардировки Белграда (1999), избрание В.В. Путина президентом РФ (2000), на шахте «Тайжина» (Кузбасс) при взрыве метана погибли 47 горняков (2004), авария на шахте «Ульяновская» (Кузбасс), 110 погибших (2007).

3. Солнцестояние. Полтавская битва (1709), Наполеон вторгается в Россию (1812), битва при Ватерлоо (1815), капитуляция Франции (1940) и тяжелое отступление Красной Армии (1941), начало войны в Корее (1950), «Шестидневная» арабо-израильская война (1967). Гибель экипажа «Союза-11» при возвращении на Землю (30.06.1971).

4. Конец лета. Варфоломеевская ночь (1572), Куликовская битва (1380), Бородино (1812), победа на Халхин-Голе, пакт Молотова — Риббентропа, начало Второй мировой войны (1939), ГКЧП (1991), гибель “Курска” (2000), обрушение Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (2001), авария на Саяно-Шушенской ГЭС (2009).

5. Октябрьский узел. Трафальгарская битва (1805), Октябрьский переворот (1917), революция в Германии (1918), начало наступления франкистов на Мадрид (1936), Венгерская революция (1956). Крупнейшая катастрофа на Байконуре, при взрыве ракеты «Р-16» погибли десятки человек, включая маршала М.И. Неделина (24.10.1960).

На эти же узловые периоды приходятся окна стартов космических аппаратов к Венере и Марсу, когда обеспечиваются оптимальные по энергетическим затратам условия перелета к этим планетам.

«Времен года» на самом деле пять. Конечно, не случайно такое разделение на пять узлов, начинающих пять сезонных периодов, столь непохожих друг на друга по условиям температуры, осадков, состояния дорог, обилия или недостатка продовольствия. Характерно, что в Китае издревле принято деление года на пять сезонов. Пять сезонов выделяют синоптики и для Петербургского климата.

Но если в Южном Китае на два сезона растягивается лето, то в Санкт-Петербурге ключевые даты знаменуют начало около 6 апреля — весны, 21 июня — лета, 24 августа — осени, 25 октября — предзимья и 6 января — зимы.

Весьма значимы обсуждаемые точки и в общем астрономическом смысле. Например, именно в конце августа происходят Великие противостояния Марса, а Солнце бывает в направлении ярчайшей звезды созвездия Льва — РЕГУЛА, издавна почитаемой звездочетами царской, регулятором, определяющим регулярность, то есть правильность, равномерность, планомерность явлений и событий. Наконец, новейшая астрономия обнаружила, что именно к созвездию Льва направлен вектор абсолютной скорости всей Солнечной системы в пространстве Метагалактики.

Новогодний узел потрясений отмечен минимальным расстоянием от Земли до Солнца, которое в эти дни находится в направлении центра Галактики.

3. КВИНТА, ПЕНТАСТРА, БЕРОС и РОСС –

важнейшие периоды резонансной ритмики Солнечной системы

Основные единицы измерения промежутков времени сутки, месяц, год сформировались в глубокой древности на основе осознания человеком ритмики природных систем. С расширением сферы интересов человечества на космическое пространство аналогичные единицы определяются и все чаще используются для других небесных тел. В наши дни понятия солнечных и звездных суток для Марса, Венеры, Луны, других планет, как и понятия об их сезонных и климатических ритмах, все активнее используются как в специальных [7], так и в массовых изданиях и телепрограммах.

Значительно сложнее выделение многолетних циклических процессов. Но все-таки некоторые из них были открыты древними цивилизациями и легли в основу календарных систем разных народов. Причем небесная – Солнечная, Лунная, планетная, звездная – основа этих систем очень хорошо осознавалась нашими предками [5].

В Петербурге – Ленинграде никогда не прерывалась традиция Русского Космизма, далеко выходя за рамки астрономии и космонавтики. Нами в рамках Комиссии планетологии СССР исследовались циклы продолжительностью от нескольких десятков до тысяч лет в конфигурациях планет и социуме. Четко обозначилась роль гармоник 32-летнего цикла, связанного с движением планет земной группы, в ритмике индивидуальной человеческой жизни и в синхронизации глобальных социальных, климатических и геологических процессов [3, 6].

О 32-летнем цикле хорошо знали и древние, положив его в основу славянской, авестийской и других календарных систем. Мы лишь ввели новые обозначения, показали действие цикла в ХХ веке и дали некоторые прогнозы. В 1997 г. был сформулирован Закон отложенного возмездия и указаны ежегодные критические периоды, в которых концентрируется большинство катастроф [3, 7].

Главный период повторения конфигураций планет во внутренней части Солнечной системы с высокой точностью содержит целое число планетных обращений вокруг Солнца:

ПЕНТАСТРА = 32 года = 52 обращения Венеры = 17 обращений Марса.

Таким образом, этот цикл был бы удобен для календарных целей и гипотетической цивилизации марсиан и для будущих преобразователей природы Венеры!

Пентастрой – т.е. пятиконечной звездой он назван потому, что делится на 5 коротких периодов (квинт), через которые повторяются соединения планет. В наше время соответствующие критические даты приходятся на 15 января, 27 марта, 15 июня, 23 августа и 5 ноября (плюс-минус две недели).

КВИНТА = 6,4 года = 1/5 Пентастры

«Возмездие», как эхо и как реакция природной или социальной среды, случается, как правило, через целое число квинт после события. «За такое РАСПИСАНИЕ природных, техногенных, социальных и личных катастроф в значительной степени несут ответственность резонансные свойства Солнечной системы, а именно солнечный и планетный циклы ее активности»[7].

Существует ли подобная закономерность для более протяженных периодов, характерных для обращения вокруг Солнца планет-гигантов? Древние звездочеты выделяли несколько циклов разной длительности, например, 60-летний цикл использован в календарях стран Восточной Азии, 1461-летний цикл применялся в календаре Древнего Египта. Более двух тысяч лет известен планетный цикл, который мы в честь халдейского астронома называем БЕРОС = 178 лет [9].

Многие современные исследователи изучают связь биосферных, геофизических и геологических циклов с вариациями положения центра масс Солнечной системы, выделяя особую значимость 2403-летнего цикла и резонансов Юпитер – Сатурн (890 лет) и Уран – Нептун (4300 лет) [8, 10]. Эти работы дополняют наш вывод о существовании важнейшего цикла в 4448 лет, который был назван РОСС (Резонанс Орбит Солнечной Системы) [3].

РОСС = 25 БЕРОС = 375 обращений Юпитера =

= 151 обращений Сатурна = 53 обращений Урана =

= 27 обращений Нептуна = 18 обращений Плутона = 4448 лет

Показательно, что периоды обращения обнаруженных в последнее время транснептуновых объектов Варуны и Хаумеи (278 лет) и Эриды (556 лет) тоже укладываются в указанный ряд целочисленных соотношений:

РОСС = 16 обращений Варуны или Хаумеи = 8 обращений Эриды

Упомянем некоторые наиболее тесные гелиоцентрические группировки планет-гигантов, особенно заметно смещающие центр масс Солнечной системы: 14979, 10352, 7949, 5367, 3322, 3143, 919 годы до н.э.

1306, 3530, 5614, 5754, 5934, 10561 н.э.

«Парад планет» 1306 года — наилучший историометрический репер для сравнения и уточнения различных природных шкал времени, привязки и проверки археологических датировок и сравнения летописных и других исторических сведений. Не исключено, что и тесная конфигурация планет около 3143 года до н.э. каким-то образом связана с Нуль-пунктом долгой шкалы Календаря майя 13 августа 3113 года до н.э.

Но и это еще не все. Движение дальних и ближних к Солнцу планет тоже синхронизировано: РОСС = 139 ПЕНТАСТР

Обратим внимание, что РОСС составляет ровно 400 циклов Солнечной активности. Правда, если считать по 11,12 года, что оправдывало себя в XIX веке, но не соответствует среднему периоду активности Солнца за XX век.

Присвоение Церере статуса карликовой планеты позволяет усилить «пролеты резонансного моста» от планет-гигантов к планетам земной группы. В частности, нами для построения согласованных резонансных комбинаций была использована следующая цепочка соотношений, где во второй строке указано число обращений планет вокруг Солнца за 83 года:

УРАН — ЮПИТЕР – ЦЕРЕРА – МАРС – ЗЕМЛЯ – ВЕНЕРА

1 7 18 44 83 135

Успешный поиск экзопланет и обнаружение планетных систем у других звезд выдвинуло задачу анализа полноты текущей информации о составе этих систем. Одним из способов уточнения статуса кандидатов в экзопланеты и прогноза открытия новых экзопланет является анализ соизмеримостей движения уже обнаруженных членов экзопланетных систем. Например, в экзопланетной системе HR 8799 обнаружен резонанс частот трех планет, подобный Пентастре. В 2015 г. мы предположили существование четвертой планеты (“Экзовенеры”) и соответствующее резонансное соотношение, подобное имеющемуся в Солнечной системе [10].

b : c : d : (e) = 7 : 17 : 32 : (52) = Церера : Марс : Земля : (Венера).

Экзопланета действительно вскоре была обнаружена! Правда, параметры ее орбиты определяются неуверенно. Вместо прогнозируемого нами числа 52 пока получается диапазон от 64 до 71.

Литература:

1.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга. 1924. – 72с.

2.Смирнов С.С. Триумф и трагедии восхождения к звездам. Роковое Тридевятое марта [о гибели 27 марта 1968 Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина]. – СПб. – 1997. – «Планетарий» – № 4,

3. Смирнов С.С., Каттерфельд Г.Н. Отложенное возмездие. Проявление планетного цикла в историометрии и судьбах людей. — В сб. «Per Aspera ad Astra». К 40-летию космической эры. – СПб.: 1997.

4.Смирнов С.С. Планетные конфигурации и их проявления в историометрии и социологии. — Вопросы истории и теории. Выпуск XIV. СПб филиал ИИЕТ РАН, 1998, с. 46

5.Смирнов С.С. Возмездие «по-астрономически» или Пять аномалий ежегодного круга событий. – СПб: 1998 – «Аномалия» – № 21. Ноябрь

6.Смирнов С.С. Императивная метрика Урании// В кн.: Каттерфельд Г.Н. «Отложенное возмездие. Проявление солнечного и планетного циклов в историометрии и судьбах людей», Второе издание, посвященное А.Л. Чижевскому и С.С. Смирнову. – СПб.: «Орион», 1999. – с. 9-22, 25, 64-70. (Переведена на сербский язык: Белград, 2001).

7.Астро-геологи и планетологи СССР. Энциклопедия/ Ред. Г.Н. Каттерфельд. – СПб.: Изд-во «Правда», 2003. – с. 14-17, 109

8.Бутусов К.П. Резонанс волн биений и закон планетных периодов. – СПб.: Копи-Парк, 2005. – 84с.

9.Смирнов С.С. Роль астрономических циклов в геокультурном пространстве-времени // Время. Ландшафт. Культура / Материалы научно-практического семинара «Этнокультурная география и семиотика географического пространства». Вып. 1. — СПб.: Астерион, 2010. – с. 103.

10.Смирнов С.С. Карликовые планеты и резонансная структура Солнечной системы // Известия ГАО в Пулкове. 2016 –№ 223. с. 253-257.

космические катастрофы и резонансы солнечной системы, смирнов сергей сергеевич, астрономия

Уроки космических катастроф / Хабр


Конец января — траурное время для NASA. Их катастрофы очень «кучно» пришлись на конец января-начало февраля. За всю историю освоения космоса произошло пять космических катастроф, в них погиб двадцать один человек. И самое печальное в этих катастрофах то, что их всех могло бы и не быть. Ни одна из них не произошла из-за действия непреодолимой внешней силы, случайности или вины экипажа.

Введение


Во избежание споров о том, что такое «космическая катастрофа», в этой статье я буду понимать под ней инцидент с гибелью космонавтов/астронавтов, произошедший при эксплуатации космической техники в космическом полёте или при подготовке к нему. Таких инцидентов в истории пять: «Аполлон-1», «Союз-1», «Союз-11», «Челленджер STS-51-L», «Колумбия STS-107».

Аполлон-1

Слева направо: Эд Уайт, Гас Гриссом, Роджер Чаффи

Лунная гонка между СССР и США была в самом разгаре. США, благодаря спутникам-шпионам, знали, что в СССР строится новая большая ракета, которая, возможно, доставит на Луну советских космонавтов. Активные полёты автоматов спокойствия тоже не добавляли. Поэтому разработка кораблей «Аполлон» велась в большой спешке. Командный модуль «Аполлона» делался в двух версиях — Block I для тестирования в беспилотном виде и полётов на орбите Земли, и Block II, который должен был быть доработан с учетом замечаний по Block I, и был бы пригоден для полётов к Луне. Два беспилотных полёта (AS-201 и AS-202) были успешно проведены в 1966 году, и первая пилотируемая миссия планировалась на конец февраля 1967 года. Начались тренировки экипажа. Модуль приехал на космодром не полностью готовым, инженерные изменения вносились сотнями уже в процессе подготовки к полёту на космодроме. На 27 января было запланировано первое испытание с симуляцией работы командного модуля на бортовом питании. Оно состояло в проверке работоспособности приборов корабля и наборе стартовой готовности до момента пуска, но без реального запуска. Баки на сервисном модуле были не заправлены, пиротехнические устройства отключены, поэтому испытание считалось безопасным. Тест начался в час дня. Он проходил достаточно трудно, было много проблем со связью, набор готовности шёл очень медленно. В 18:31 по интеркому раздался вскрик «Пожар в кабине!». Спустя пятнадцать секунд модуль лопнул, не выдержав повышения давления. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи не смогли выбраться из горящего модуля и погибли.

Последовательность событий


18:30:54: По телеметрии фиксируются скачки напряжения.

18:31:04: Слышно восклицание «Эй!» Чаффи и скребущие звуки.

18:31:06: Доклад Уайта: «Пожар в кабине!» По ТВ видно быстро движущееся слева направо пламя, дым застилает ТВ экраны.

18:31:12: Крик, предположительно, Чаффи: «У нас сильный пожар!» Звук лопающегося командного модуля, крик: «Я горю!»

18:31:21: Обрыв аудиосвязи.

~18:36: Обслуживающий персонал только к этому моменту смог добраться до модуля, пробиться сквозь дым и открыть люки модуля. Модуль был заполнен дымом, пожар в целом прекратился. Тела Гриссома и Уайта были обнаружены у люка, тело Чаффи находилось в ложементе. Согласно инструкции по аварийной эвакуации, он должен был ждать открытия люка и вести связь. Вскрытие показало, что астронавты умерли от остановки сердца, вызванной вдыханием угарного газа. Ожоги тел были посмертными.

Причины катастрофы


Непосредственной причиной аварии стала искра или короткое замыкание в электропроводке. Точное место возникновения искры известно лишь примерно, есть различные версии, от износа изоляции на проводах (от открывания/закрывания технического лючка) до статического электричества. Однако, как и в большинстве технических систем, факторов, которые повлияли на катастрофу, было несколько:

Главной причиной гибели астронавтов явилась невозможность быстро покинуть командный модуль. Люк командного модуля состоял из двух частей. Верхняя часть открывалась наружу, нижняя — внутрь. Повышение давления от нагрева при пожаре сделало открытие внутреннего люка невозможным. Причина выбора такого инженерного решения однозначно неизвестна. На следующей версии, Block II, люк должен был открываться наружу, это хотели сделать для упрощения выхода наружу при внекорабельной деятельности и в конце полёта, вопрос аварийного покидания капсулы не рассматривался. Отсутствие систем аварийного сброса люка было связано с опасениями их несанкционированного срабатывания, как это случилось в 1961 году с Гасом Гриссомом, который чуть не утонул после приводнения капсулы из-за самопроизвольного отстрела люка.

На силу пожара повлияло то, что в кабине была атмосфера из чистого кислорода при давлении выше атмосферного (16 psi или 1,1 атм). В этих условиях горели даже те материалы, которые в обычных условиях являются практически негорючими. Горел даже алюминий. Насколько по-другому горят материалы в чистом кислороде можно посмотреть здесь. NASA успешно использовало атмосферу из чистого кислорода на предыдущих кораблях — «Меркурии» и «Джемини», это позволяло сэкономить вес конструкции и упрощало систему жизнеобеспечения. Привычность такой атмосферы и отсутствие особых проблем привело к тому, что разработчиками она перестала восприниматься как опасная. Наоборот, в 1960 году испытатель чуть не погиб при испытаниях смешанной кислородно-азотной атмосферы.

Принятые меры


Для того, чтобы повторение катастрофы было невозможно, были приняты следующие меры:

  • Атмосфера в кабине на старте была изменена на 60% кислорода и 40% азота.
  • Люк был заменен на открывающийся наружу.
  • Все горючие материалы были заменены на негорючие. Нейлон заменили на «Бета-ткань» из стеклопластика.
  • Провода были покрыты негорючей изоляцией (тефлон).
  • Были исправлены 1407 проблем с проводкой.
Последствия


Программа «Аполлон» была задержана на двадцать месяцев для исправления различных проблем. После доработок корабли показали себя как весьма надежные, очень серьезная авария на «Аполлоне-13» не привела к человеческим жертвам.

Союз-1

День 23 апреля 1967 года был тяжелым для сотрудников ЦУПа и разработчиков кораблей «Союз». Амбициозная миссия «Союзов» -1 и -2 была сорвана. По плану, первым на орбиту запускался «Союз-1» с Владимиром Комаровым. Затем должен был быть запущен «Союз-2» с космонавтами Быковским, Елисеевым, Хруновым. Корабли должны были состыковаться, и Елисеев с Хруновым должны были перейти в «Союз-1» через открытый космос. Однако сразу же после пуска «Союза-1» возникли серьезные проблемы: не открылась одна из солнечных батарей, неустойчиво работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Несимметрично открывшиеся солнечные батареи сместили центр масс, не получалась закрутка на Солнце для заряда аккумуляторов, были проблемы с работой системы ориентации. Миссию нужно было досрочно прекращать. С возвращением на Землю тоже возникли проблемы — отказы систем и асимметрия центра масс не позволили сориентировать корабль на торможение. ЦУП в авральном порядке выработал новую инструкцию по ориентации корабля. Комаров успешно сориентировал корабль вручную. Тормозной импульс был выдан корректно, корабль сошёл с орбиты, прошло разделение отсеков и торможение спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы. Однако на месте посадки был обнаружен разбившийся и горящий спускаемый аппарат. Космонавт Владимир Комаров погиб.

Последовательность событий


На высоте 9,5 км был сброшен люк отсека основного парашюта, и был введен тормозной парашют, который должен был вытянуть основной парашют из отсека. Однако он не смог этого сделать, основной парашют остался в контейнере. На высоте 5,5 км автоматика запасного парашюта оценила скорость снижения как неприемлемую и задействовала запасной парашют. Однако он оказался затененным тормозным парашютом и не раскрылся. Со скоростью примерно 140 км/ч «Союз-1» ударился о землю. Остававшаяся в баках концентрированная перекись водорода, которая использовалась в системе управляемого спуска, вызвала очень сильный пожар, что затруднило расследование.

Причины катастрофы


Непосредственной причиной аварии стал отказ основного парашюта. Тормозному парашюту не хватило усилия для вытягивания основного парашюта. Выдвигаются две возможные причины:

  1. Нарушение технологии изготовления спускаемого аппарата. В процессе изготовления спускаемый аппарат помещался в автоклав для полимеризации смол теплозащитного слоя. Однако из-за спешки крышки парашютных контейнеров были присланы в цех позже, и их автоклавировали отдельно. Люки парашютов чем-то прикрывали, но, судя по всему, неплотно, и летучие фракции обмазки попали на стенки парашютных контейнеров, сделав их шероховатыми, бугристыми и клейкими. Повышенное трение сделало недостаточным усилие тормозного парашюта.
  2. Ошибка в проектировании — из-за спешки «Союз» ни разу до полёта Комарова не совершал нормальной посадки: беспилотный «Космос-133» был подорван при спуске из-за риска посадки не на территории СССР, корабль 7К-ОК №1 приземлился на запасном парашюте из-за некорректного срабатывания системы аварийного спасения на старте, «Космос-140» садился разгерметизированный из-за прогара днища. При нормальной посадке повышенное давление в спускаемом аппарате сдавило контейнер и сделало усилие тормозного парашюта недостаточным.


Причиной гибели космонавта стал отказ запасного парашюта. Из-за аэродинамического затенения куполом тормозного парашюта он не смог наполниться. Расследование выяснило, что при тестировании парашютной системы такой отказ не проверялся.

По иронии судьбы отказ раскрытия солнечной батареи (зацепилась за экранно-вакуумную теплоизоляцию), сорвавший программу полёта, спас жизнь Быковскому, Елисееву и Хрунову. Они должны были лететь на таком же корабле с той же фатальной недоработкой.

Принятые меры


Конструкция контейнера основного парашюта была изменена. Контейнер сделали более жестким, увеличили его объем, изменили форму и стали полировать изнутри. В процессе укладки парашютной системы каждую операцию стали фотографировать.

Последствия


Программа «Союз» была задержана на восемнадцать месяцев. До следующего пилотируемого полёта было произведено шесть отработочных беспилотных пусков. Проблем с парашютной системой больше не возникало

Союз-11

Слева направо: Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев.

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но асимметрично ответил созданием орбитальных станций, на которых можно было находиться неделями, в перспективе месяцами, и заниматься наукой. Подошла к концу первая экспедиция на первую в мире орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно отработал на орбите двадцать три дня и готовился к посадке. Экипаж перешёл в корабль «Союз-11» и отстыковался от станции. Торможение и посадка проходили вроде бы штатно, однако после разделения отсеков пропала связь с экипажем. Спускаемый аппарат совершил успешную посадку, однако экипаж был обнаружен без признаков жизни. Реанимационные мероприятия не увенчались успехом, космонавты погибли.

Последовательность событий


В 01:47:28 МСК на высоте 150 км произошло разделение отсеков корабля. В это же время самопроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен открываться только на высоте 2-3 км. Кабина стала заполняться туманом — воздушный пар конденсировался из-за падения давления. Был слышен свист уходящего воздуха. Космонавты выключили радиоаппаратуру, чтобы посторонний шум не мешал искать место утечки. Скорее всего, они поняли, что воздух уходит из вентиляционного клапана. Добровольский (по другим данным, Пацаев) расстегнул ремни и, по некоторым источникам, сумел закрыть клапан, но не тот. Дело в том, что клапанов было два, и у каждого был свой вентиль для ручного открытия/закрытия. Спустя примерно двадцать секунд космонавты потеряли сознание. За 115 секунд давление в кабине упало до 50 мм. рт. ст. Космонавты погибли от удушья.

Причины катастрофы


Непосредственной причиной аварии стало самопроизвольное открытие вентиляционного клапана в момент разделения отсеков. Отсеки разделяются подрывом пироболтов, и процесс сопровождается достаточно серьезной встряской. Причина самопроизвольного открытия клапана достоверно не установлена. Есть несколько версий:

  • Нарушение технологии сборки. В интернете без ссылок рассказывается про рабочего, который якобы недотянул гайку, рассказываются истории про вообще не затянутые и вываливающиеся гайки. Это, конечно, слухи, достоверной информации нет, но лично мне эта версия кажется наиболее вероятной. Проблема качества — это бич любой технически сложной отрасли.
  • Ударная волна от срабатывания пироболтов. Это была версия, выдвинутая комиссией по расследованию, однако многочисленные эксперименты в барокамере не позволили достоверно воспроизвести тот эффект.


Причиной гибели космонавтов стала разгерметизация. Анализ катастрофы также показывает системные ошибки проектирования:

  • При проектировании кораблей «Союз» использовался принцип «Любой один отказ в любой системе не должен приводить к невыполнению программы, любой второй отказ не должен приводить к опасности для жизни экипажа». Однако в случае с вентиляционным клапаном этот принцип был нарушен. У экипажа не было скафандров, и один отказ клапана стал фатальным.
  • Неоднократные просьбы в течение семи лет космонавтов и представителей ВВС о необходимости скафандров не были услышаны разработчиками. Отсутствие случаев разгерметизации использовалось проектировщиками как аргумент о надежности систем. Вынужденное исключение скафандров на корабле «Восход-1» (иначе трое космонавтов никак не помещались) было воспринято как норма, и на кораблях «Союз» изначально было заложено отсутствие скафандров.
  • Необходимость вентиляционных клапанов и логика их работы сомнительна. Клапаны были введены для случая переворота спускаемого аппарата при посадке, при котором невозможно открыть люк. Они открываются автоматически на высоте 2 км, однако, в случае посадки на воду, их можно закрыть вручную. Идея сделать вручную открываемый при необходимости клапан без всякой автоматики почему-то никому не пришла в голову.
  • Органы управления были неэргономичны. Для того, чтобы добраться до вентилей управления клапанами, надо было отстегнуться от кресла. Это требовало времени и делало невозможным доступ к вентилям при перегрузке.


Обвинения погибших космонавтов в том, что «дырку можно было заткнуть пальцем» безосновательны. Клапан находился под панелью, прямой доступ к нему был невозможен.

Принятые меры


На «Союзы» вернули скафандры и поставили устройство с кислородом для них. Это стоило третьего члена экипажа, некоторое время летали вдвоём, но доработка ракеты-носителя со временем позволила снова вернуться к экипажу из трех человек. Были переработаны органы управления, они стали более эргономичными.

Последствия


Программа полётов была остановлена на двадцать семь месяцев. С тех пор «Союз» эксплуатируется уже больше сорока лет и заслуженно имеет репутацию очень надежного аппарата.

Челленджер STS-51-L

Слева направо. Верхний ряд: Эл Онизука, Криста Маколифф, Грег Джарвис, Джуди Резник. Нижний ряд: Майк Смит, Дик Скоби, Рон Макнейр.

Период 1984-1986 был настоящим «золотым веком» для программы «Спейс Шаттл». Первые полёты на реактивном ранце, первая починка спутника на орбите, первый возврат сломавшегося спутника на Землю в грузовом отсеке, двадцать три спутника и сто сорок две тонны полезной нагрузки за два года! В апреле 1985 года шаттлы были запущены с интервалом всего в семнадцать дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L должна была побить этот рекорд, запуск планировался всего через шестнадцать дней после миссии STS-61-C. Шаттлы готовились к старту на обоих стартовых комплексах одновременно, и космический центр им. Кеннеди был по-настоящему похож на космопорт из научной фантастики. Миссия «Челленждера» была несколько необычной, в составе экипажа была школьная учительница. Её задачей было провести урок с орбиты. Пресса и общественность утратили интерес к космической программе NASA, и программа «учитель в космосе» должна была его оживить. Идея не удалась — 28 января 1986 года основные телеканалы показали только первые секунды пуска и переключились на стандартную сетку вещания. Но спустя несколько минут им пришлось выйти в эфир с экстренными выпусками — «Челленджер» погиб вместе с экипажем.

Последовательность событий


Небольшой канал вел трансляцию, и с точки зрения телезрителя выглядело это вот так:

678 секунд от старта»>T+0.678: Замечены клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя недалеко от нижнего узла крепления. Боковые ускорители собирались из частей, и дым шёл из места соединения частей.

T+3.375: Дым прекратился

T+58.788: Телекамера фиксирует факел огня, исходящий из нижней части правого ускорителя

T+64.660: Пламя прожгло стенку внешнего топливного бака, началась утечка жидкого водорода, факел стал больше за счет сгорающего жидкого водорода.

T+72.284: Разрушилось нижнее крепление правого ускорителя.

T+73.124: Разрушилось нижнее дно нижнего (водородного) бака. Возникшее ускорение бросило нижний бак вверх, ударив его о верхний (кислородный) бак. Одновременно правый ускоритель, поворачиваясь вокруг верхнего крепления, ударил по внешнему топливному баку. Началось разрушение внешнего топливного бака, усиленное самовоспламенением разливающихся компонентов топлива.

T+73.162: Началось разрушение орбитера.

T+75.237: Кабина орбитера покинула облако газов и обломков. Астронавты были живы и в сознании. Известно, что три из четырех персональных приборов подачи воздуха были включены. В кабине были переключены некоторые тумблеры, что говорит о попытках вернуть подачу электричества и восстановить контроль над аппаратом.

T+240: Кабина орбитера ударяется о воду со скоростью 330 км/ч. Астронавты погибают.

Причины катастрофы


Непосредственной причиной аварии является утечка газов через соединение элементов твердотопливного ускорителя. Проблемы с герметичностью стыков были известны со второго полета «Спейс Шаттла» (миссия STS-51-L была двадцать пятым полётом). После первого случая инженеры компании Thiokol, которая производила боковые ускорители, провели следующий тест: уплотнительное кольцо было намеренно повреждено сильнее, чем это случилось на STS-2, затем было подвергнуто в три раза большему давлению, чем давление в камере работающего ТТУ. Кольцо держало давление. Однако тест оказался некорректным. С 1984 года из восемнадцати миссий только у трех не было проблем с уплотнительными кольцами. Хуже того, в девяти из пятнадцати проблемных миссий был зафиксирован прорыв газов через уплотнительные кольца. Инженеры понимали серьезность проблемы, но им не хватало ресурсов для её более подробного изучения и устранения. Блестящий видимый успех NASA скрывал катастрофическую перегрузку исполнителей. В мемуарах астронавта Майка Маллейна рассказывается о целых коллективах, перерабатывающих месяцами без единого выходного, рабочих, которых выдергивали вечером из дома по срочному вызову, и они работали даже в пьяном виде. Документооборот NASA переполнялся требованиями «Мне нужны люди! Запасные части! Оборудование!», которые оставались без ответа, потому что не на что было приобрести требуемое. Экономический расчет программы «Спейс Шаттл» был опасно ошибочен, самоокупаемостью и не пахло, а выделяемых денег не хватало. Ситуация ухудшалась искажениями информации при движении вверх по административной лестнице. Менеджеры необоснованно занижали вероятность аварии на том основании, что шаттлы были пилотируемыми, и игнорировали доходящие до них предупреждения снизу. Вечером перед стартом «Челленджера» состоялась конференция представителей Thiokol и NASA. Инженеры чувствовали, что низкие температуры могут ещё ухудшить проблему герметичности уплотнительных колец, и поднимали вопрос о переносе даты старта на более теплую погоду. Но от менеджеров NASA прозвучало в ответ: «Боже, Thiokol, куда вы хотите перенести пуск, на апрель?»

Причиной гибели астронавтов стал удар о воду. Кабина уцелела при разрушении орбитера и падала целиком, с ещё живыми астронавтами. По неизвестной причине при разработке программы «Спейс Шаттл» не было создано никакой системы спасения в случае аварии в первые две минуты полёта (до отделения твердотопливных ускорителей). В первых полётах, когда экипаж состоял из двух человек, были установлены катапультируемые кресла, но после того как шаттлы были объявлены введенными в эксплуатацию, экипаж был увеличен до семи человек, а два кресла были сняты. В целом, программа «Спейс Шаттл» отличалась некоторой инженерной самоуверенностью, чего стоит первый полёт сразу с экипажем.

Принятые меры


После катастрофы конструкция боковых ускорителей была изменена. Были добавлены третье уплотнительное кольцо и элементы, увеличивающие жесткость соединения. На шаттлах появилась система спасения, архаичная и пригодная только для аварийного покидания целого и управляемого шаттла, которому некуда приземлиться. Конструктивно она напоминала о временах Второй мировой войны — обычный парашют и направляющая штанга, чтобы астронавтов не ударило о крыло орбитера.

Последствия


Полёты по программе «Спейс Шаттл» были приостановлены на тридцать два месяца. Был построен пятый орбитер «Индевор» для замены погибшему «Челленджеру». На катастрофу «Челленджера» наложились серия космических аварий с беспилотными ракетами-носителями и ошибка при проектировании телескопа «Хаббл», что в сумме привело к серьезному кризису в NASA. Появлялись даже мнения о необходимости расформирования агентства.

Колумбия STS-107

Слева направо. Верхний ряд: Дэвид Браун, Лорел Кларк, Майкл Андерсон, Илан Рамон. Нижний ряд: Рик Хасбэнд, Калпана Чавла, Уильям МакКул

2003 год. Кризис конца 80-х годов вроде бы преодолён. Шаттлы больше не рассматриваются как единственное средство вывода груза на орбиту. Лихие полёты на реактивном ранце отменены как слишком опасные. Но «Хаббл» был успешно починен на орбите. Вовсю строится МКС. Шаттл «Колумбия» не может принимать участие в этой «стройке века» — она построена первой и слишком тяжелая для этого. «Колумбия» летает с научными миссиями, доставляя на орбиту модуль «СпейсХаб» и проводя различные эксперименты. Старт 16 января прошёл внешне успешно. Было замечено, что в очередной раз отвалился кусок теплоизоляции. Достаточно рутинная миссия на орбите прошла успешно и подошла к концу. К пропаданию данных с датчиков давления в шинах левого крыла отнеслись как к обычным мелким проблемам, которые бывают в каждой миссии. И даже пропадание связи не стало причиной особо серьезного беспокойства. ЦУП Хьюстона все ещё пытался восстановить связь с шаттлом, когда один из сотрудников увидел по ТВ в комнате отдыха трансляцию распадающегося в атмосфере корабля.

Последовательность событий


16 января 2003 года, 83 секунда полёта. Кусок изоляционной пены с внешнего топливного бака размером с чемодан ударил по левому крылу.

1 февраля 2003 года, 8:44:09 EST, EI+000: Условная точка начала вхождения в атмосферу, высота 120 км.

EI+404: Начинается десятиминутный период наибольших тепловых нагрузок. Скорость: 24,1 Маха; высота: 74 км.

EI+597: Наблюдатели видят первые следы отваливающихся обломков. Скорость: 22.8 Маха; высота: 70,2 км.

EI+613: По телеметрии приходит информация о том, что у четырех датчиков температуры в левом крыле значения зашкалили за минимум. Фактически, датчики или провода, ведущие к ним, сгорели.

EI+906: По телеметрии пропадают данные о давлении в левом шасси.

EI+923: Пропадает связь и телеметрия.

EI+969: Любительская съемка показывает разрушение шаттла.

EI+1710: До ЦУПа доходит информация о том, что телеканалы транслируют разрушение корабля.


Комбинация из видео с земли, телеметрии, видео из ЦУПа. Лучше развернуть на полный экран:

Причины катастрофы


Непосредственной причиной аварии является повреждение передней кромки крыла на участке выведения ударом теплоизолирующей пены внешнего топливного бака. Размер и степень повреждений достоверно неизвестны, поскольку никто из инженеров не обеспокоился всерьез этой проблемой, и, несмотря на возможность осмотра повреждений, используя наземные телескопы или спутники-шпионы, это не было сделано. Проблема ударов теплоизолирующей пеной считалась привычной и неопасной. Модельные эксперименты показывают достаточно большую дыру, которая однозначно обрекала орбитер на гибель:


Причиной гибели астронавтов стало разрушение орбитера на гиперзвуковой скорости. В книге Мэри Роуч «Обратная сторона космонавтики» достаточно глухо говорится о необычных повреждениях тел из-за воздействия ударной волны на гиперзвуке. Систем спасения в таких условиях на текущем уровне технологии нет.

Можно ли было спасти экипаж «Колумбии»? Были возможны два сценария:

  1. По случайности шаттл «Атлантис» был на высоком уровне готовности к пуску. «Колумбия» могла ждать на орбите до 15 февраля, запасов хватало. А «Атлантис» без пропуска тестов систем мог быть запущен уже 10 февраля. Был запас в целых пять дней для спасения людей и, возможно, орбитера!
  2. В случае невозможности первого варианта экипаж мог совершить выход в открытый космос для оценки и попытки исправления повреждений. Это более опасный вариант, на «Колумбии» не было манипулятора Canadarm, который используется при выходе в космос, но скафандры были в каждом полёте шаттлов, именно для возможности исправления аварийных ситуаций. Мы не можем уверенно сказать, что орбитер можно было починить, но любая попытка была бы лучше верной гибели.


Фактически, выводы комиссии, расследовавшей катастрофу «Челленджера», были проигнорированы. В случае «Колумбии» было то же самое: возникает потенциально опасное явление, которое, однако, повторяется и не приводит к катастрофе. К нему привыкают, принимаемые меры, если они есть, недостаточны, и в итоге катастрофа таки происходит.

Принятые меры


Проблема отваливающихся кусков теплоизолирующей пены была решена только спустя три года после гибели «Колумбии». В это время состоялось несколько полётов шаттлов, в которых пена продолжала отваливаться. Только рентгенография заправляемого бака выявила появление трещин, которые и приводили к отпадению кусков пены. И даже в 2006 году на миссии STS-121 отдельные куски пены всё ещё отваливались. Для миссий шаттлов к МКС был добавлен специальный маневр: шаттл зависал у МКС и переворачивался. Экипаж МКС в это время фотографировал плитки теплозащиты.

Последствия


Полёты шаттлов были остановлены на двадцать девять месяцев. Фактически, катастрофа «Колумбии» поставила крест на программе «Спейс Шаттл». После этой катастрофы шаттлы выполнили только категорически необходимые миссии по сборке МКС и тех. обслуживанию «Хаббла», и их полёты были прекращены.

Заключение


Я добавил хабы «управление проектами» и «тестирование», потому что считаю, что космическая отрасль не так уж сильно отличается от ИТ. «Ракеты и люди» Чертока читаются так же легко, как и «Цель» Элияху Голдратта, и в ней вполне узнаются баги, факапы и дедлайны в их «космическом» виде. Мне хочется, чтобы люди, которые погибли в космосе, погибли не зря, и горький опыт использовался не только в космонавтике, но и в сфере ИТ.

Горькие уроки космических катастроф

Знакомая опасность не становится безопасней. Та опасность, которую мы хорошо знаем, требует такого же внимательного отношения, как и непривычная.
Исправляя одну проблему, думай о том, чтобы не попасть в противоположную. Меры по устранению одной проблемы могут привести к возникновению риска противоположной проблемы.
Если вы требуете от людей работать быстрее, не удивляйтесь, что они нарушат технологию тайком от вас. Спешка — это очень большая нагрузка на качество.
Стремление успеть может привести к очень большой потере времени на устранение последствий катастрофы. Это очень серьезный аргумент, чтобы «поспешать медленно».
Лень при менеджменте рисков или составлении тест-кейсов может привести к очень неприятным потерям. Пропущенный риск или кейс может очень больно аукнуться при эксплуатации системы.
Мышление, очень похожее на «это не баг, это фича», убило в космосе четырнадцать человек. Если система ведет себя не так, как спроектировано, но не случилось катастрофы, это не дает никакой гарантии, что катастрофа не случится позже.
Не учиться на своих ошибках значит повторять их снова и снова.

Список использованных источников:

  1. Википедия и указанные в её статьях источники.
  2. Черток Борис Евсеевич, «Ракеты и люди» в 4 книгах — материалы по катастрофам «Союз-1», «Союз-11»
  3. Каманин Николай Петрович, «Скрытый космос», дневники в 4 книгах — материалы по катастрофам «Союз-1», «Союз-11»
  4. Фейнман Ричард, «Какое тебе дело до того, что думают другие?» — расследование катастрофы «Челленджера»
  5. Mullane Mike, «Riding Rockets: The Outrageous Tales of a Space Shuttle Astronaut» — взгляд астронавта на катастрофу «Челленджера»
  6. Lovell Jim and Kluger Jeffrey, «Lost Moon: The Perilous Voyage of Apollo 13» — взгляд астронавта на катастрофу «Аполлона-1»
  7. Роуч Мэри, «Обратная сторона космонавтики» — катастрофа «Колумбии»
  8. «Moon Machines», Science Channel, сериал, 2008 — катастрофа «Аполлона-1»
  9. «When We Left Earth», Discovery Channel, сериал, 2008 — катастрофы «Аполлона-1», «Челленджера», «Колумбии»
  10. «From the Earth to the Moon», HBO, сериал, 1998 — катастрофа «Аполлона-1»

Для навигации: посты по тегу «Уроки космических происшествий»

Хронология космических катастроф — РИА Новости, 25.

01.2011

https://ria.ru/20110128/326143685.html

Хронология космических катастроф

Хронология космических катастроф — РИА Новости, 25.01.2011

Хронология космических катастроф

28 января 2011 года исполняется 25 лет с того дня, как взорвался американский космический корабль «Челленджер» с астронавтами на борту. 1 февраля 2003 г. при… РИА Новости, 28.01.2011

2011-01-28T09:00

2011-01-28T09:00

2011-01-25T16:41

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/326143685.jpg?1295962910

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2011

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки

Справки

28 января 2011 года исполняется 25 лет с того дня, как взорвался американский космический корабль «Челленджер» с астронавтами на борту.

1 февраля 2003 г. при возвращении на Землю американского космического корабля «Колумбия» за 16 минут до планируемого приземления в небе над штатом Техас произошел взрыв. В результате катастрофы все находившиеся на борту астронавты погибли. В экипаж корабля под руководством командира, полковника ВВС США Рика Хазбэнда, входили семь астронавтов — Уильям Маккул, Майкл Андерсон, Калпана Чаула, Дэвид Браун, Лорел Кларк и первый астронавт из Израиля, полковник ВВС Илан Рамон.

Комиссия пришла к выводу, что причиной взрыва шаттла стал удар по крылу космического аппарата куском оторвавшейся теплоизоляции. Удар был получен во время старта корабля с космодрома им Дж. Кеннеди на мысе Канаверал (США) 16 января.

28 января 1986 г. на 74-й секунде после старта с космодрома имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал взорвался американский космический корабль «Челленджер», в результате взрыва все находившиеся на борту астронавты погибли. В состав экипажа шаттла входили семь человек под руководством командира корабля, майора ВВС США Фрэнсиса Дика Скоби — Майкл Смит, Эллисон Онизука, Джудит Резник, Рональд Макнейр, Грегори Джарвис и школьная учительница Криста Маколифф, в задачу которой входила демонстрация физических опытов в условиях невесомости ученикам школ в эфире одного из телеканалов. Катастрофа произошла из-за неисправности твердотопливного ускорителя, вследствие которой произошел взрыв основного топливного бака.

30 июня 1971 г. во время возвращения на Землю экипажа космического корабля «Союз-11» из-за преждевременного раскрытия клапана дыхательной вентиляции произошла разгерметизация спускаемого аппарата, что привело к резкому понижению давления в модуле экипажа. В результате аварии все находившиеся на борту космонавты погибли. Экипаж корабля, стартовавшего с космодрома Байконур, состоял из трех человек: командир корабля Георгий Добровольский, инженер-исследователь Виктор Пацаев, и бортинженер Владислав Волков. Во время полета был установлен новый на тот момент рекорд, продолжительность нахождения экипажа в космосе составила свыше 23 суток.

24 апреля 1967 г. при возвращении на Землю первого пилотируемого космического корабля новой серии  «Союз-1» под управлением Владимира Комарова, произошла авария, в результате которой космонавт погиб.

Корабль стартовал 23 апреля с космодрома Байконур, но при его выходе на орбиту не раскрылась одна из панелей солнечных батарей, что сделало невозможным проведение эксперимента по стыковке с другим космическим кораблем, «Союз-2». Именно для этой цели и запускался корабль. После неудачи было принято решение о  возвращении космонавта на Землю. Но посадка закончилась катастрофой. Из-за нераскрытия парашюта спускаемый аппарат разбился о землю в Адамовском районе Оренбургской области.

27 января 1967 г. при подготовке к старту американского космического корабля «Апполон-1» из-за пожара, возникшего на корабле, погибли три астронавта: Роджер Чаффи, Эдвард Уайт, и командир экипажа Вирджил Гриссом. Предстартовая подготовка астронавтов осуществлялась на космодроме имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал. Пожар начался в результате короткого замыкания, после чего насыщенная кислородом атмосфера внутри корабля воспламенилась, и произошел взрыв в модуле экипажа.

Астронавты погибли мгновенно. По результатам расследования причин катастрофы комиссией конгресса США были сделаны выводы о необходимости модернизации технологий и методов подготовки космических стартов, что существенно повысило уровень обеспечения безопасности полетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

5 космических происшествий и катастроф, о которых вы должны знать

Принцесса Скотт
Наука

Сегодня человечество уже так много узнало о тайне мироздания. Успешные космические исследования привели к открытиям космоса.

В предыдущие десятилетия человечество смогло отправить в космос многочисленные космические корабли и спутники. Такие агентства, как НАСА, успешно отправили человека на орбиту Земли и даже на Луну.

Но прежде чем человечество добилось тех успехов, которые оно имеет сейчас в освоении космоса, было пережито немало неудач. В этой статье давайте рассмотрим незабываемые космические аварии и катастрофы.

(Фото: НАСА через Getty Images)
Знаменитая МКС — это научная лаборатория, расположенная на низкой околоземной орбите. Предполагалось, что он будет выведен из эксплуатации в 2024 году, но Белый дом одобрил продление эксплуатации до 2030 года. НАСА делится своими планами закрытия на эту дату.

1. Авария Аполлона-1

Вероятно, одной из катастроф, связанных с освоением космоса, которая навсегда останется в истории, является авария Аполлона-1. Эта роковая авария в истории космических полетов США произошла 27 января 1967 года. Произошло это во время подготовки к первому пилотируемому полету космической программы «Аполлон», согласно Истории.

Во время имитации запуска на базе ВВС на мысе Канаверал во Флориде произошел внезапный пожар, вспыхнувший в командном модуле Аполлона 204. В результате аварии погибли астронавты Вирджил «Гас» Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи из-за удушья.

2. Катастрофа космического корабля «Челленджер»

Катастрофа космического корабля «Челленджер» произошла 28 января 1986 года. По данным Britannica, эта катастрофа считается одной из самых разрушительных в истории освоения космоса.

Все астронавты на борту погибли, в том числе гражданский Криста Маколифф, участница проекта НАСА «Учитель в космосе». Маколифф должен был вести занятия и проводить эксперименты в космосе.

Из-за катастрофы программа космических челноков была временно приостановлена. Комиссия Роджерса также была создана для того, чтобы выявить причину и виновника катастрофы.

Читайте также: Страшная авария на Международной космической станции: полная информация о осечке российского модуля, наблюдайте за расстыковкой старого космического корабля

3. Авария на корабле «Союз-1»

Авария на корабле «Союз-1» произошла всего через три месяца после пожара на корабле «Аполлон-1», 24 апреля. , 1967 год. Авария произошла, когда «Союз-1», первый советский космический корабль, предназначенный для достижения Луны, врезался в Землю, в результате чего погиб российский космонавт Владимир Комаров.

На момент полёта «Союз-1» всё ещё находился в экспериментальной стадии. Проблемы у корабля начались, как только он вышел на орбиту.

Когда команда прервала миссию, она столкнулась с трудным входом в атмосферу Земли, и парашюты не раскрылись должным образом, что привело к сильному падению.

4. Катастрофа космического корабля «Колумбия»

Одним из самых травмирующих происшествий, связанных с освоением космоса, стал распад космического корабля «Колумбия» 1 февраля 2003 г.

Большой кусок пенопласта, предназначенный для поглощения и изолировать топливный бак шаттла, упал на левое крыло шаттла и образовал дыру.

Когда «Колумбия» попыталась вернуться в атмосферу после миссии, газы и дым проходят через левое крыло через дыру. Крыло в конце концов отламывается, а остальная часть шаттла распадается, согласно Британнике.

В авиакатастрофе погиб весь экипаж в составе шести американских астронавтов и первого израильского астронавта. Программа космических челноков НАСА в очередной раз была приостановлена ​​из-за катастрофы.

5. Союз-11 Катастрофа

Из-за космической гонки между США и Россией 19 апреля русские создали первую в мире космическую станцию ​​«Салют-1».71. На «Союз-11» отправили трех космонавтов. 

Предполагаемая успешная миссия обернулась трагедией, когда наземная группа открыла люк, вернувшийся на Землю. Ко всеобщему ужасу, все трое космонавтов не реагируют.

Случилось так, что в кабине разгерметизировалось и космонавты, не одетые в скафандры, задохнулись.

Статья по теме: Авария на МКС: взорвалась российская противоспутниковая ракета; Астронавты нашли приют в SpaceX Crew Dragon

© iTech Post, 2022. Все права защищены. Не воспроизводить без разрешения.

Теги
Космические аварии
Катастрофы космических полетов
Космическая гонка

Подпишитесь на информационный бюллетень iTechPost

Получайте самые популярные истории iTechPost в еженедельном бюллетене

  • Яблоко

    Apple Inc. — американская транснациональная корпорация

  • Слабый

    Slack — это место, где происходит работа. Он соединяет

  • Мета

    Meta Platforms, Inc., ведет бизнес как

  • Твиттер

    Twitter — это микроблог и социальная сеть

  • Твиттер, Суд над Илоном Маском все еще продолжается, говорит судья

  • Apple, наконец, принимает повышение цен на чипы TSMC — будет ли это для iPhone 15?

  • OSTP Белого дома выпускает проект Билля о правах ИИ

  • Распродажа раннего доступа Amazon Prime 2022: предложения Kindle Paperwhite Signature Edition Essentials Bundle, которые вы можете проверить сейчас

Космические аварии

Аполлон 1 :

В январе 1967 года Америка оказалась лидером в гонке за
луна. . Общественность была в эйфории по поводу успеха Меркурия и
Программы Близнецов. Путешествие на Луну на борту чудесного, но непроверенного
Космический корабль «Аполлон» казался нам в пределах досягаемости, но в изношенном куске
изоляция на проводе под сиденьем в автомобиле Apollo Saturn 204, там
заложили семена катастрофы, которая стоила жизни трем астронавтам
и отложил программу на семнадцать месяцев назад.

Поздним утром 27 января 1967 года Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер
Чаффи запечатали в космическом корабле 012 для «парадной репетиции» с
100-процентный кислород. Под сильным политическим давлением было принято решение
сделано, чтобы пропустить беспилотный тест. Запланированная программа должна была включать все
шаг, кроме заправки и запуска.

Испытание было сопряжено с техническими трудностями из-за космического корабля, который
была история проблем, ремонтов и еще раз ремонтов. Пять часов в
разочаровывающий процесс, обратный отсчет был приостановлен на T-минус 10
минут и возобновление запланировано на 18:31.

Астронавты и наземные диспетчеры не знали, что изоляция износилась
провод под сиденьем командира космического корабля. Провод искрил
и вызвал взрыв пропитанных кислородом материалов внутри космического корабля.
стена пламени. Мешает люк, для открытия которого требуется девяносто секунд,
Экипаж не смог спастись от огня и погиб в течение нескольких секунд.

После трагедии вызвали людей программы «Аполлон».
резервуары силы, чтобы исправить недостатки злополучных
космический корабль. В редакционной статье «Что случилось с Аполлоном», появившейся в
19 августа67-й выпуск журнала Space & Aeronautics, Джон Б. Кэмпбелл написал:

«Пожар, унесший жизни астронавтов «Аполлона-204», был вызван слишком
внимание на характеристики распространения пламени материалов, но это
привело к множеству других исправлений в оборудовании и программе. Стоимость
существенные и сложные проблемы управления сохраняются, но Аполлон
сегодня сильнее. »

«Тем не менее, вид вблизи не обязательно является наиболее подходящим видом для
Аполлон. Это самая амбициозная отдельная программа, когда-либо предпринятая человеком.
быть достигнуто только людьми, способными стряхнуть с себя многочисленные свидетельства человеческой
несовершенство и нажмите на. Сегодня в Аполлоне — в НАСА, НАА и других местах
— есть способные, решительные люди, которые понимают, что нужно делать.
И они это сделают»9.0005


Союз-1

Несмотря на различные неудачи на трех предыдущих испытаниях «Союз 7К-ОК».
полеты (Космос 133, Космос 140А и Космос 140), Брежнев и Устинов
вынудил Мишина приступить к попытке добиться «всего»
сближение с экипажем, стыковка и трансфер экипажа зрелищны, что
в конечном итоге будет выполнено кораблями «Союз-4» и «Союз-5». Комаров был пилотом.
для активного космического корабля «Союз-1», который будет запущен первым. Союз 2,
с экипажем Быковского, Хрунова и Елисеева запустили бы
На следующий день Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос на «Союз-1» и
возвращение на землю с Комаровым. Эта миссия не только показала бы
превосходство советской техники по сравнению с тем, что было в Америке сразу после
пожар «Аполлона-204», но он докажет, что несколько ключевых элементов (первый орбитальный
рандеву, перевод экипажа в открытый космос) планируемой посадки на Луну
миссия.

Однако сразу после выхода на орбиту у Комарова начались проблемы.
Одна из солнечных панелей не сработала и осталась обернутой вокруг
сервисный модуль. Хотя получает только половину запланированной солнечной энергии,
была предпринята попытка маневрирования космическим кораблем. Это не удалось из-за
интерференция выхлопа системы управления реакцией с ионным потоком
датчики, которые были одним из основных способов ориентации «Союза».
Затем было принято решение вернуть Комарова. Первая попытка
ретроогонь, однако, не удался — автоматические системы корабля не могли
сориентировать его, потому что в момент маневра для поворота назад
космический корабль проходил через ионный «карман» — область с низкой плотностью
где датчики не могли надежно определить направление движения
космический корабль. Было принято решение провести ручную перестрелку на следующий день.
орбита.

Поскольку маневр будет происходить на ночной стороне земли,
Комаров не мог использовать оптический юстировочный прибор «Взор».
космический корабль для ретрофайра. Способ выравнивания по наблюдению за луной
через перископ (предвосхищая ручной метод Аполлона-13 несколькими
лет!) был выбран на скорую руку. Беляев лично заверил Устинова, что
этот метод был осуществим на основе его опыта на «Восходе-2». Следующий
одобрение, Комаров смог выполнить ручную ретроактивность с помощью этого
метод.

Повторный вход в атмосферу прошел успешно, и тормозной парашют развернулся. Однако из-за
при выходе из строя датчика давления основной парашют не раскрывался. Комаров
выпустил запасной парашют, но он запутался с тормозным парашютом,
которые не были выпущены, как это обычно происходило при развертывании
основного парашюта. Спускаемый аппарат врезался в поле под Оренбургом.
в 7 утра. Местный командующий ВВС доложил в центр управления
только то, что космонавту потребуется немедленная медицинская помощь, то
разорваны все каналы связи. Устинову сказал Каманин в одиннадцать
что Комаров умер. Устинов позвонил Брежневу, затем в Чехословакию, по
полдень. Об этом мир сообщило ТАСС спустя семь часов. створки Комарова
были похоронены в Кремлевской стене с большой церемонией.


Союз-5

В рамках процедуры входа в атмосферу в конце полета на борту корабля «Союз-5»
космонавту Борису Волынову пришлось сбросить лишние модули своего космического корабля.
Но когда он выстрелил разрывными разделительными болтами, модуль оборудования
не удалось полностью отделиться и заблокировал теплозащитный экран корабля. Волынов проиграл
управления, и «Союз-5» начал кувыркаться в космосе. Наконец-то стабилизировалось
но носом, самой тонкой частью машины, вперед. В качестве
транспортное средство вошло в атмосферу, оно начало гореть, и его структура
потерпеть неудачу. Чудесным образом нагрузки на корабль, наконец, сместили
Модуль оборудования, и корабль выпрямился.

Однако на этом беды Волынова не закончились. Поврежденный при входе в атмосферу,
парашюты космического корабля раскрылись лишь частично, что привело к почти смертельному исходу.
посадка. Когда наземные поисковики наконец нашли разбитый космический корабль,
Волынова не было. Он доковылял до ближайшей крестьянской хаты, где
согрелся, пока его не обнаружила спасательная команда.


Союз 11

«Союз-11» — вторая миссия на «Салют-1», первый гражданский космический корабль.
станция. Первый полет «Союз-10» был прерван из-за того, что экипаж мог
не войти на космическую станцию. Космонавты Виктор Пацаев, Георгий
Добровольский и Владислав Волков были экипажем корабля «Союз-11».
это был дублирующий экипаж «Союза-11», но когда Валерий Кубасов из
первоначальный экипаж заболел, экипажи были заменены. «Союз-11» стартовал
6 июня 1971, а на следующий день пришвартовался к «Салюту-1». Эта миссия
отмечают первый раз, когда космическая станция была пилотируемой.

Соединённая конфигурация «Союза» и «Салюта» имела длину 21,4 метра с
общая жилая площадь 100 кубометров, что дало космонавтам место
проводить научные эксперименты, отдыхать и спать. Следующие 23 дня,
каждый член экипажа выполнял свои запланированные эксперименты, которые подчеркивали
изучение работоспособности человека и реакции на него при длительном
невесомость. Исследования в области астрономии, биологии и Земли
также велись наблюдения. Этот рекордный 24-дневный космический полет был
ознаменовало начало новой эры в освоении космоса

29 июня 1971 года трое космонавтов поднялись на борт корабля «Союз-11».
для их обратного полета домой на землю после выполнения плана полета
успешно. Ранее они передали свои научные записи,
фильм и бортовые журналы на Союз в рамках подготовки к их возвращению домой.
Все шло по плану, пока корабль не начал входить в Землю.
атмосфера. Отказ при срабатывании пиротехнических устройств,
отделение орбитального модуля «Союз» от возвращаемого модуля вызвало давление
уравнительный клапан оставался открытым и, таким образом, пропускал атмосферу в
возвратный модуль вытекает. В кабине стало пропадать давление и кислород.
Виктор, один из космонавтов, знал, что для восстановления давления он
пришлось закрыть клапан выравнивания давления. Он начал крутить ручку
подключился к клапану так быстро, как только мог, но, к сожалению, не
достаточно быстро. Он смог только наполовину закрыть клапан, когда умер.
от недостатка кислорода.

Корабль успешно приземлился, но спасатели нашли все три.
космонавты погибли. В результате этой аварии все последующие экипажи «Союзов»
носили скафандры во время запуска, повторного входа в атмосферу и стыковки.
Советский Союз не вернул ни одного экипажа на «Салют-1», и это было более
за два года до того, как они предприняли еще одну пилотируемую миссию. Авария была
сокрушительный удар как по Советскому Союзу, так и по международному воздушно-космическому
сообщество. Экспериментальный и рискованный характер полета человека в космос
было разъяснено.

Если бы конструкция лучше сработала с клапаном, космонавт бы
удалось вовремя закрыть. Однако при проектировании клапана
условия, при которых его необходимо было бы закрыть, не были
считается. Он предназначался для использования в такой чрезвычайной ситуации, однако, когда
наступила авария, не удалось вовремя закрыть вентиль, чтобы спасти
жизни экипажа, тем самым нарушая свою цель.

В таком случае команда разработчиков должна была провести больше испытаний.
Однако было бы трудно смоделировать точные условия космоса,
пока еще на Земле. Инженеры не знали, что включить в
дизайна, пока что-то на самом деле не произошло, и к тому времени это было слишком
поздно. Это огромная проблема, с которой сталкиваются люди, проектирующие
критически важные для безопасности системы. Если бы они знали каждое условие, то они
может заставить их дизайн справиться с этим. Но, к сожалению, это не
реальность.


Космическая спасательная техника :

Ученые и писатели-фантасты думали об аварийно-спасательных операциях в космосе почти столько же, сколько
они думали о путешествиях в космос. В своем романе «Трипланеты» 1938 года Э. Э. «Док» Смит писал о «чрезвычайной ситуации».
спасательные шлюпки. Смит также писал об абляционном тепловом щите в той же книге (который был очень похож на другой ранний
концепция спасательной капсулы, называемая «airmat»). В 1941 году писатель Гарри Уолтон написал о спасательном корабле — он назвал его
«жизненный корабль» — в Moon of Exile. В 19В 46 году Артур Кларк опубликовал свой первый рассказ под названием «Отряд спасения» в
инопланетяне прибыли с исследовательской миссией, чтобы попытаться эвакуировать человечество с Земли перед лицом превращения Солнца в новую.

Ученые и инженеры, конечно же, также рассматривали эту проблему. Вернер фон Браун выдвинул идею
пилотируемая космическая станция в 1960-х годах; вместе с ним он также разработал защитную капсулу катапультного типа. Парашют с
арматура из стальной проволоки и твердотопливный ракетный ускоритель предотвратят падение; активируются антенна и радиолокационный маяк
автоматически.

После аварии шаттла «Челленджер» в 1986 году НАСА серьезно занялось поиском альтернатив космической станции.
Некоторые предложения даже включали использование отремонтированных лунных капсул Аполлона 1960-х годов. Единственный укомплектованный экипаж
Спасательная способность, когда-либо предоставленная НАСА, — это спасательный корабль Apollo CSM.

Был создан комплект для оснащения командного модуля Apollo пятью кушетками для экипажа; в случае, если экипаж Skylab побежал
в беде, спасательный CSM будет отправлен на встречу со станцией. Эта возможность была создана частично в
ответ на научно-фантастический фильм Marooned, выпущенный в 19«69» с Грегори Пеком, Дэвидом Янссеном и Джином Хэкменом в главных ролях.
(среди многих других). В фильме показано, что происходит, когда в космосе возникает проблема, и астронавты
мель.

В течение последнего десятилетия НАСА разработало прототип Х-38, который предназначался в качестве аварийного транспортного средства на срок до
семь членов экипажа Международной космической станции. Его бы доставили на МКС на шаттле.
подключен к стыковочному порту. Корабль предлагал семичасовую систему жизнеобеспечения, управляемый парашют с парашютом.
развернут на высоте 40 000 футов, чтобы довести его до посадки. Он должен был иметь полностью автоматизированную навигацию и
Системы контроля. Эта программа была отменена.


Пять космических происшествий, которые сформировали современную эпоху

Прошлая неделя была особенно мрачной для частных космических полетов. SpaceShipTwo компании Virgin Galactic потерпел крушение в пустыне Мохаве, примерно в 150 км к северу от Лос-Анджелеса, в результате чего погиб пилот Майкл Олсбери и серьезно ранен Питер Сиболд.

Хотя расследование Национального совета по безопасности на транспорте США продолжается, были сообщения о том, что система «оперения», которую использует SpaceShipTwo, могла быть преждевременно активирована, что привело к крушению.

Ранее на этой неделе беспилотная ракета-носитель Антарес, доставившая груз на Международную космическую станцию, взорвалась вскоре после взлета.

Космические путешествия — дело рискованное. Когда мы стремимся к технологическому прогрессу и дальнейшим исследованиям, к сожалению, случаются несчастные случаи. Космические аппараты представляют собой чрезвычайно сложные системы, требующие рассмотрения, моделирования и тестирования бесчисленных аспектов, чтобы обеспечить успешный взлет и посадку.

Вот пять ключевых космических происшествий, которые определили современные космические путешествия, и причины, по которым они произошли.

1. «Восход-2»: 19 марта 1965 г.

Отказ: неисправность оборудования при входе в атмосферу.

Российская миссия «Восход-2» наиболее известна тем, что это был первый в истории успешный выход в открытый космос. На борту корабля находились два члена экипажа: Павел Беляев и Алексей Леонов. Леонов был первым человеком, покинувшим космический корабль и совершившим 12-минутный выход в открытый космос.

Однако у него был катастрофический вход в атмосферу, когда неисправность системы автоматической посадки вынудила пилотов посадить космический корабль вручную в густо засаженной деревьями местности, расположенной на расстоянии более 300 км (186 миль) от предполагаемой зоны посадки. Леонов и Беляев выжили, но их центр управления не знал их местонахождения. Проведя ночь на морозе, их наконец заметили и спасли.

«Восход-2»: первый в истории выход в открытый космос.

2. Союз-1: 24 апреля 1967 г.

Отказ: отказ парашюта при входе в атмосферу.

Запущен космический корабль «Союз-1» с космонавтом полковником Владимиром Комаровым. При входе в атмосферу Комаров погиб после того, как его модуль разбился, когда не раскрылись ни основной, ни запасной парашюты.

Его смерть вызвала особые споры из-за многочисленных системных сбоев в предыдущих испытаниях, о которых сообщали инженеры, но которые проигнорировались советским истеблишментом.

Миссия была связана с другими проблемами, включая неисправную солнечную панель. Трагедия привела к 18-месячной задержке последующих запусков «Союз-2» и «Союз-3», но привела к усовершенствованию программы.

Владимир Комаров в «Союз-1».

3. «Союз-11»: 30 июня 1971 г.

Неисправность: декомпрессия в капсуле при входе в атмосферу.

Российский «Союз-11» известен тем, что совершил посадку на «Салют-1», первую космическую станцию, но миссия закончилась трагически, когда во время входа в атмосферу разгерметизировалась капсула экипажа, в результате чего все три члена экипажа задохнулись.

Виновником был клапан вентиляции легких, который открылся при входе в атмосферу, позволив кислороду выйти из капсулы. Экипаж был без скафандров. После аварии космический корабль «Союз» был переработан, чтобы космонавты могли носить скафандры во время запуска и посадки.

Миссия «Союз-11».

4. Космический корабль «Челленджер»: 28 января 1986 г.

Неисправность: механическая неисправность во время взлета.

Когда экипаж космического корабля «Челленджер» начал свой подъем, шаттл внезапно развалился на 73 секунды полета и загорелся, убив семерых членов экипажа. Выяснилось, что источником взрыва было уплотнительное кольцо — уплотнение, помещаемое в твердотопливные ракетные ускорители, используемые во время взлета, — которое вышло из строя и привело к взрыву.

Специальная комиссия, назначенная Рональдом Рейганом для расследования аварии, установила, что НАСА проигнорировало предупреждения инженеров о том, что использование уплотнительных колец в условиях низких температур утром в день запуска представляет опасность.

Катастрофа космического корабля «Челленджер».

5. Космический корабль «Колумбия»: 1 февраля 2003 г.

Неисправность: распад при входе в атмосферу.

Космический шаттл «Колумбия» внезапно разрушился, когда спускался к Космическому центру Кеннеди, что привело к гибели всех семи астронавтов и нескольким тысячам обломков, приземлившихся в Техасе и Луизиане.

Трагическая авария произошла из-за того, что кусок пенопласта оторвался и попал в левое крыло. Повреждение позволило горячим газам проникнуть внутрь и разрушить внутреннюю конструкцию крыла при входе в атмосферу, медленно разрушая самолет. Катастрофа привела к нескольким изменениям, включая добавление проверок на орбите и подготовку спасательной операции в случае обнаружения непоправимого ущерба.

Катастрофа космического корабля «Колумбия».

Эпоха космического туризма закончилась, даже не начавшись?

Каждая из этих пяти катастроф привела к изменениям, которые сделали космические путешествия более безопасными для последующих космических миссий, хотя цена может измеряться человеческими жизнями.

Как отметил вчера Фредрик Дженет в The Conversation, неудача является необходимой частью большого успеха, о чем свидетельствуют 55 неудачных миссий и только 41 успешная, которые привели к космическим полетам на Луну. К сожалению, катастрофическая авария в авиации может привести к гибели людей.

Компания Virgin Galactic находится в авангарде космического туризма со своим инновационным самолетом SpaceShipTwo. Ричард Брэнсон забронирован на борту для первого полета в ближайшие несколько месяцев, а коммерческие полеты начнутся в начале следующего года. Сейчас неясно, сколько времени понадобится Virgin Galactic, чтобы предложить публике космические путешествия.