Космические программы россии: Недопустимое название — Русский эксперт

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

О Правительстве

Министерства и ведомства

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Юрий Иванович Борисов
Генеральный директор

Государственная программа «Космическая деятельность России»

Раздел:

Государственные корпорации

Сайт:

http://www.roscosmos.ru/

  • Описание
  • Документы и события
  • Поручения
  • Законопроекты

27 сентября, вторник

, Космическая отрасль

Денис Мантуров провёл заседание наблюдательного совета госкорпорации «Роскосмос»

В ходе заседания был утверждён актуализированный состав правления госкорпорации.

13 декабря 2021, понедельник

, Экономические и гуманитарные отношения со странами СНГ на двусторонней основе

Юрий Борисов провёл седьмое заседание Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур»

Байконур сохраняет статус одного из самых пускающих космодромов мира, взаимную заинтересованность в продлении договора его аренды до 2050 года Россия и Казахстан закрепили юридически. Теперь важно наполнить космодром новыми проектами, такими как «Байтерек», который предусматривает создание наземной космической инфраструктуры для пусков перспективной ракеты-носителя «Союз-5», отметил Юрий Борисов.

26 сентября 2021, воскресенье

, Космическая отрасль

Правительство определило лауреатов премии имени Ю. А.Гагарина в области космической деятельности

Распоряжение от 22 сентября 2021 года №2640-р

14 июня 2021, понедельник

, Космическая отрасль

Правительство выделило дополнительные средства на повышение окладов космонавтов

Распоряжение от 9 июня 2021 года №1524-р

15 апреля 2021, четверг

, Космическая отрасль

Правительство утвердило индексацию окладов космонавтов

Постановление от 15 апреля 2021 года №597

3 апреля 2021, суббота

, Космическая отрасль

Правительство одобрило продление соглашения между Россией и США о сотрудничестве в космосе

Распоряжение от 29 марта 2021 года №770-р

3 ноября 2020, вторник

, Арктическая деятельность

О едином плане мероприятий по реализации основ государственной политики России в Арктике

2 ноября 2020, понедельник

, Арктическая деятельность

О решениях по итогам рабочей поездки в Мурманскую область

12 сентября 2020, суббота

, Космическая отрасль

Правительство разрешило использовать военную инфраструктуру для вывода на орбиту блока космических аппаратов «Гонец-М»

Распоряжение от 10 сентября 2020 года №2305-р

27 августа 2019, вторник

, Космическая отрасль

Установлен порядок создания и ведения федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса

Постановления от 24 августа 2019 года №1086, №1087, №1088. В целях повышения эффективности и расширения возможностей использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса создаётся федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Подписанными постановлениями регламентируются вопросы создания и ведения федерального фонда, определяются сроки передачи данных и метаданных в федеральный фонд, их состав и способы передачи.

1 июля 2019, понедельник

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения о совместной деятельности государств СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях

Соглашение подписано 2 ноября 2018 года в ходе заседания Совета глав правительств государств СНГ в Астане.

13 июня 2019, четверг

, Космическая отрасль

О развитии Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Совещание.

29 мая 2019, среда

, Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе

Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве в области применения глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу» в мирных целях

Постановление от 28 мая 2019 года №672. Соглашение подписано 7 ноября 2018 года в Пекине.

24 мая 2019, пятница

, Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка

О решениях по итогам заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса

13 мая 2019, понедельник

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве в области применения глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу» в мирных целях

Соглашение подписано 7 ноября 2018 года в Пекине.

12 апреля 2019, пятница

, Космическая отрасль

О поддержке международного сотрудничества в области исследования космоса

Постановление от 11 апреля 2019 года №421. Принятое решение позволит снизить финансовую нагрузку на предприятия ракетно-космической промышленности и даст им возможность получать товары космического назначения без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

23 января 2019, среда

, Космическая отрасль

О финансово-экономическом состоянии госкорпорации «Роскосмос» и её подведомственных организаций

Совещание.

25 декабря 2018, вторник

, Космическая отрасль

Об обеспечении запуска с космодрома Восточный космических аппаратов дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» №5 и №6

Распоряжение от 22 декабря 2018 года №2902-р. С космодрома Восточный будут запущены космические аппараты с полезной нагрузкой иностранного производства с использованием российских средств выведения.

9 ноября 2018, пятница

, Экономические и гуманитарные отношения со странами СНГ на двусторонней основе

Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменения в Договор аренды комплекса «Байконур» между правительствами России и Казахстана

Распоряжение от 3 ноября 2018 года №2377-р. В целях приведения Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года в соответствие с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 9 января 2004 года в Договор предлагается внести соответствующие изменения.

7 ноября 2018, среда

, Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе

Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве в области применения глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу» в мирных целях

Распоряжение от 3 ноября 2018 года №2378-р. Цель будущего Соглашения – создание организационно-правовой основы для взаимовыгодного сотрудничества по совместному использованию глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу» и их функциональных дополнений в мирных целях, развитию навигационных технологий, использующих системы ГЛОНАСС и «Бэйдоу», повышению уровня образования в области гражданского применения спутниковой навигации.

1

Показать еще

Календарь

Декабрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

2022

  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Вселенские амбиции и полеты наяву / Реалии / Независимая газета






Россия планово реализует Федеральную космическую программу, рассчитанную на период 2016–2025 годов. Фото с сайта www.mil.ru


Пополняя ряды участников освоения космического пространства, ведущие зарубежные страны наряду с развитием национальных космических программ стремятся предлагать свои услуги менее развитым в технологическом плане партнерам. Искусственные спутники Земли (ИСЗ) и средства их запуска (ракеты-носители и космодромы) в XXI веке стали доступны для стран, не обладающих национальной ракетно-космической школой. В итоге к середине 2021 года космическое пространство в той или иной степени осваивают уже более 50 государств.


Развитие космической области


По мере появления новых участников результаты развития ракетно-космических технологий (РКТ) все больше влияют на международные отношения: непрерывно диверсифицируются формы и способы сотрудничества и соперничества государств-участников. Кроме того, за последние 20 лет были основаны международные и частные организации, в задачи которых входит исследование космоса путем развития РКТ.


В первой четверти XXI века отличительной чертой эволюции национальных космических программ стала необходимость учета таких факторов, как научно-технические возможности той или иной страны и одновременная целесообразность как в политической и экономической, так и в военной сфере.


Конечной целью развития национальных космических программ политическое руководство большинства стран признает гарантированное достижение целого комплекса показателей: высокого уровня безопасности за счет космической разведки, конкурентоспособности в области космических технологий, а также демонстрации флага на мировой арене. Вместе с тем цели участников освоения космического пространства, а также уровень диверсификации космических программ продолжают значительно различаться.


К ведущим государствам, достигшим значительного прогресса в деле освоения космического пространства специалисты области сегодня относят США, РФ, КНР, Европейское космическое агентство (ЕКА, организация нескольких стран ЕС), Японию и Индию. Данные страны-участники уже стали членами «космического клуба», запустив орбитальные космические аппараты без посторонней помощи. Считается, что такой подход позволяет добиться достаточного уровня независимости государства в деле освоения космоса.


По данным СМИ, на долю США, России, Японии, Китая, ЕКА и Индии ежегодно приходится наибольший процент мировых расходов на космонавтику. По оценке научно-исследовательского центра SpaceFoundation, в последние семь лет больше 65% ежегодных общемировых государственных расходов на гражданские и военные программы освоения космоса принадлежит США (в расчетах учтены как официальные, так и закрытые данные). По информации из открытых источников, доля России, ЕКА, Японии, Китая и Индии, вместе взятых, составляет около 25% от общемирового объема расходов на космонавтику.


Космическая программа США


Америка традиционно занимает первое место по количеству эксплуатируемых ИСЗ. Считается, что предприятия американского ВПК производят спутники с максимально возможным сроком эксплуатации и чуть более надежной электроникой, чем КНР и РФ. Кроме того, на США приходится более половины мирового дохода предприятий, производящих спутники.


Наиболее выраженной особенностью космической программы США является отсутствие четких границ между гражданским и военным секторами. Общеизвестно, что система глобального позиционирования (GPS) изначально разрабатывалась американскими инженерами в интересах Пентагона, ЦРУ, Национального агентства геопространственной разведки. В связи с этим можно утверждать, что значительная часть американских расходов на космическую деятельность производится в интересах национальной обороны.


Другой характерной чертой американской космической программы является использование своих возможностей для развития потенциала государств-союзников (в первую очередь ЕКА и Японии). После заключения гражданским космическим агентством NASA контрактов с частными компаниями в этой области появились новые перспективы развития. Например, в интересах гражданского сектора космических исследований проводятся НИОКР по совершенствованию компанией SpaceX двигателей для полетов на Марс. Апробируются новые подходы к запуску и возврату в автоматическом режиме на базу космического корабля CrewDragon. Планируется, что уже к 2025 году технологии многоразовых космических систем, их серийная сборка и поощрение космических стартапов сократят стоимость запуска пилотных и беспилотных космических аппаратов американского производства – например орбитального аппарата X-37В, созданного для тестирования новых технологий.


Космическая программа России


Наряду с США и Китаем Российская Федерация является «космическим лидером» – прежде всего в связи с возможностью самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты в космос. Россия последовательно наращивает группировку своих ИСЗ: к 2025 году планируется вывод 11 спутников связи и 31 спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Специалисты отмечают, что ныне российские технологии ДЗЗ, необходимые для космической разведки, переживают важный период в своей эволюции.


Одним из требующих разрешения вопросов советских, а потом и российских спутников является низкий срок службы электроники, произведенной отечественным ОПК. Достоверно известно, что ее тактико-технические характеристики в условиях космического излучения по некоторым показателям уступают американским. В итоге укороченные сроки эксплуатации ИСЗ определяют необходимость увеличения числа их запусков.


В отечественном ОПК сохраняется монополия российских компаний на производство ИСЗ. Однако в ряде случаев в интересах заказчика привлекались и европейские производители. Например, компания ThalesAleniaSpace произвела для РФ спутник связи «Ямал-402». В современных условиях производство российских спутников затруднено тем, что их производители до введения экономических санкций опирались на импорт зарубежной электроники. В связи с этим в плане поставок элементной базы зачастую существовали целые цепочки посредников, из-за которых средняя стоимость ИСЗ увеличивалась.


Благоприятно для России складывается ситуация в области пилотируемых полетов в космос. В 2018 году был разработан новый корабль «Орел» (прежние названия ПТК НП и «Федерация»). Это российский перспективный многоразовый пилотируемый космический корабль разработки РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Его предназначение – доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. Для данного корабля был разработан специальный робототехнический комплекс – человекоподобный робот-пилот.


Планово реализуется Федеральная космическая программа, рассчитанная на период 2016–2025 годов. Ее цель – обеспечение политики государства в области космической деятельности на основе поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, предоставляющих услуги в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества. В том числе для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Программа структурно разделена на два этапа. На первом этапе (2016–2020) происходило наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава (преимущественно аппаратами, созданными в предшествующий программный период), опережающее создание ключевых технологий, элементов и целевых приборов для космических комплексов, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно-технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли.


На втором этапе (2021–2025) планируется осуществить поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки, частичное переоснащение ее космическими аппаратами нового поколения с ТТХ, соответствующими либо превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, появление которых ожидается после 2025 года.


Космическая программа ЕКА


Руководители европейских стран отчетливо понимали, что поодиночке достичь прорывных результатов в космонавтике будет проблематично, поскольку требовались слишком большие бюджеты. Составить конкуренцию СССР и США – двум космическим сверхдержавам – не было никакой возможности. Поэтому в 1960-х годах были основаны две международные структуры.


Первая занималась разработкой систем запуска ELDO («Европейский старт»). Второй стала ESRO («Европейская организация космических исследований»). В 1975 году оба ведомства были объединены в Европейское космическое агентство. Изначально в его состав вошли десять государств: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания. Ныне их уже 22 (не считая Канады, которая также принимает участие в некоторых европейских космических инициативах).


Приоритетным направлением развития ЕКА остаются прикладные программы наблюдения за Землей. Основное достижение организации – создание семейства ракет-носителей «Ариан», спроектированных французскими инженерами в 1979 году. По статистике наиболее часто запускаемой в космос стала тяжелая ракета-носитель «Ариан-5». Всего было осуществлено более 100 запусков с достаточно высокой степенью надежности. После появления ракеты Falcon 9 от SpaceX «Ариан-5» стала обслуживать исключительно европейский рынок, что объясняется большими затратами на пуск одной ракеты.


В настоящее время на последних стадиях разработки находится ракета-носитель «Ариан-6». Предполагается, что она будет исполнена как минимум в двух вариантах – облегченном и тяжелом. На данную ракету уже существует более шести законтрактованных запусков, среди которых старт со снаряженными спутниками от компании OneWeb. Первые коммерческие запуски ракеты ожидаются в 2022 году с космодрома Куру (Французская Гвинея), оснащенного новым стартовым комплексом.


У ЕКА существует собственная пилотируемая программа: организация участвует в программе Международной космической станции (МКС) и пользуется кораблями-носителями РФ и США для доставки своих астронавтов. В программе МКС европейцы тесно сотрудничают с американцами, а потому летают в составе экипажей NASA.





Третий пуск тяжелой ракеты-носителя

«Ангара-А5» показал: программа развивается

точно по плану.  Фото с сайта www.mil.ru


ЕКА и «Роскосмос» связывает давнее и плодотворное сотрудничество. Часть проектов «Роскосмос» ведет через ЕКА, а часть – напрямую с каждой конкретной страной в отдельности. Среди последних – российско-германский проект телескопа «Спектр-РГ». На запущенном в точку Лагранжа в 2019 году «Спектре-РГ» находятся два рентгеновских телескопа – российский ART-XC и немецкий eROSITA.


Другим примером сотрудничества РФ и ЕКА можно назвать миссию ExoMars. Миссия началась в 2016 году и удалась только наполовину. Орбитальный модуль Trace Gas Orbiter успешно вышел на орбиту Марса и начал работу по изучению атмосферы Красной планеты. Спускаемый модуль Schiaparelli не смог мягко приземлиться на поверхность и разбился. В 2020 году к Марсу должен был полететь второй космический аппарат программы. Старт был отложен из-за пандемии COVID-19, значительно усложнившей общение между специалистами двух стран. Миссия была перенесена на 2022 год.


Космические программы стран Северо-Восточной Азии


Руководство КНР рассматривает реализацию национальной космической программы как одну из приоритетных задач на 14-ю пятилетку. Однако, несмотря на пристальное внимание китайских руководителей к данной области, до сих пор имеет место технологическое отставание космических аппаратов Китая от американских и российских аналогов.


Вместе с тем космическая отрасль в практическом преломлении является критически важной для обеспечения национальной обороны и безопасности, а ее развитие способствует повышению научно-технического и экономического потенциала китайского государства. Космическая программа Китая основывается на стремлении к мировому лидерству в космосе и отличается высокими темпами реализации.


Достижения страны в этой сфере включают создание пилотируемых космических аппаратов и ИСЗ. Получили развитие все направления космической деятельности, включая исследования Луны (доставка лунного грунта на землю модулем «Чанъэ-5Т1»), создание национальной орбитальной космической станции «Тяньгун-1» к концу 2022 года, глобальной радионавигационной системы, спутникового теле- и радиовещания, радиосвязи и ДЗЗ.


В соответствии со «Стратегией научно-технического развития космической деятельности КНР до 2050 года» планируется создание научно-исследовательской, технологической и производственной базы космической промышленности, которая позволит без внешней помощи исследовать космос, ежегодно осуществлять запуск двух-трех многоцелевых ИСЗ и закрепиться в ряду ведущих космических держав мира. По заявлениям китайского руководства, до 2050 года Китай намерен добиться результатов в исследовании проблем возникновения Вселенной и жизни на Земле, других фундаментальных научных проблем. И обеспечить переход КНР от «крупной космической державы» к «великой космической державе».


Тайвань также предпринимает усилия для развития национальной ракетно-космической промышленности. В 2017 году американская компания SpaceX осуществила пуск первого ИСЗ, построенного Тайванем самостоятельно. Существует также подтвержденная информация о проекте создания тайваньской ракеты-носителя полностью национального производства (TSLV).


Для Японии до сих пор характерна сильная зависимость от пусковых услуг иностранных поставщиков (в основном США и ЕКА). До 2008 года (год принятия «Закона о космосе») пуски японских космических ракет-носителей представлялись руководству страны финансово нецелесообразными. Но, несмотря на малое общее количество пусков, японские ракеты-носители обладают высоким уровнем надежности: в 2005–2015 годах все 22 пуска прошли успешно.


С другой стороны, в Японии наиболее успешно реализуется научно-исследовательский компонент космической деятельности. Страна обладает развитой системой спутников оптической и радиолокационной разведки, выводит в космос космические аппараты для изучения атмосферы, океана и космических тел.


Испытания собственных ракет-носителей проводят КНДР и Республика Корея. Как отмечается в южнокорейских СМИ, недостаточный уровень развития собственной космической программы препятствует участию Южной Кореи в престижных международных программах сотрудничества.


Документально подтверждено, что Северная Корея осуществила более двух успешных орбитальных запусков, но выведенные спутники так и не вышли на связь. Гражданский компонент космической программы КНДР развит незначительно и объективно уступает южнокорейскому. В настоящее время усилия северокорейских инженеров сосредоточены на самостоятельных запусках ИСЗ. Для этого вопреки резолюциям СБ ООН модернизируются космические ракеты-носители с использованием технологий баллистических ракет. Сам факт данных разработок используется северокорейскими руководителями в интересах политической пропаганды.


Страны Ближнего Востока


Ближневосточные участники космических программ реализуют лишь некоторые аспекты ракетно-космической деятельности. Например, Израиль обладает собственным космодромом и единственным типом ракеты-носителя «Шавит». С ее помощью с 1988 года на регулярной основе запускаются ИСЗ гражданского и военного назначения.


Иран запустил спутник национальной разработки в 2009 году с помощью ракеты-носителя «Сафир». По оценкам американских экспертов, она предположительно является продолжением баллистической ракеты «Шахаб-3», модифицированной для запусков на орбиту. С 2008 года Иран проводит суборбитальные запуски при помощи твердотопливной ракеты «Сафир-2». В 2019 году Иран предпринял неудачные попытки космических запусков, которые привели к американским санкциям в отношении космического ведомства страны.


Объединенные Арабские Эмираты в начале XXI века заинтересовались развитием космических технологий. В апреле 2017 года во время визита в Национальный космический центр руководителя эмирата Дубай шейха Мохаммеда бин Рашид аль-Мактума объявили о начале работ над национальной космической программой. Достаточно амбициозная программа включает в себя отправку посадочного зонда на Марс и строительство первого города на Марсе к 2117 году. Частью этой столетней программы является подготовка собственных астронавтов и создание «с нуля» собственной школы производства космических аппаратов.


Другие участники космической деятельности


Ракетно-космическая отрасль Индии находится в самом начале своего формирования, преследуя цель социально-экономического развития страны. В стране на постоянной основе ведется дискуссия о необходимости интенсификации пилотируемых полетов в космос. Одним из факторов ее формирования являются растущие амбиции и конкретные успехи КНР в данной сфере.


Космическая программа Индии включает создание отечественных ИСЗ и ракет-носителей, а также научные проекты по освоению космического пространства и небесных тел при поддержке России и ЕКА. В интересах программы работает около 16 000 человек (для сравнения: коллектив NASA насчитывает около 17 300 человек). По данным зарубежных СМИ, программу развития индийской ракеты-носителя тяжелого класса GSLV преследуют проблемы технологического характера. Поэтому Индия сохраняет зависимость от поставщиков европейской ракеты-носителя «Ариран-5» для запуска тяжелых космических аппаратов – например, ИСЗ системы GSAT. В 2013 году Индия стала четвертой страной (после США, СССР и ЕКА), отправившей зонд на орбиту Марса.


В современных условиях производством и экспортом ракетно-космических систем занимается и Украина. Ее основными партнерами в данной сфере являются КНР, Бразилия, ЕКА, США. С учетом сложившейся в стране военно-политической обстановки и попыток украинского ВПК реализовать накопленный в СССР научно-технический задел не исключен украинский экспорт ракетно-космических технологий в развивающиеся страны, в том числе и в КНР.


Активно развивает космическую программу и принимает участие в ряде космических проектов Бразилия. Крупным проектом для Бразилии является сотрудничество с КНР в сфере проектирования ИСЗ ДЗЗ в рамках программы CBERS. Запущено шесть китайско-бразильских спутников CBERS для наблюдения за земельными ресурсами в интересах мониторинга сельскохозяйственной деятельности и экологической ситуации.


К китайско-бразильским спутникам открыт бесплатный доступ для государств – участников китайской инициативы «Один пояс, один путь» в странах Африки и Латинской Америки. Данный проект позиционируется как один из ярких примеров сотрудничества развивающихся стран в сфере освоения космического пространства.


Выводы


Таким образом, все государства, участвующие в освоении космического пространства, преследуют не только национальные интересы в сфере безопасности, но и пытаются использовать сильные стороны международного сотрудничества.


В современных условиях только США, Россия и Китай способны проводить полный спектр научных изысканий в космическом пространстве. Вместе с тем «второй эшелон» постепенно наращивает свои возможности в ракетно-космической области.


Так, существуют страны, которые не имея развитой космической отрасли, импортируют космические услуги для запуска и эксплуатации собственных ИСЗ. В рамках китайской космической программы уже построены и запущены ИСЗ в интересах Нигерии, Пакистана, Венесуэлы, Лаоса. Некоторые развивающиеся страны, такие как Шри-Ланка, для решения задач позиционирования и автоматизации систем управления арендуют сегменты китайских ИСЗ. По прогнозным оценкам, список государств – операторов космических технологий к 2025 году продолжит увеличиваться за счет освоения этих технологий развивающимися странами. 

Советская космическая программа | Космическая гонка | Национальная учебная программа | Школы и колледжи

В августе 1957 года Советский Союз провел первое успешное испытание Р7 «Семёрка», первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). R7 стал кульминацией исследований и разработок, основанных на ракетах нацистской партии V2, которые были запущены по союзным странам во время Второй мировой войны. Первый из них, R1, был копией V2, построенной немецкими военнопленными под руководством Сергея Королева. Королев был инженером-ракетчиком, который вскоре смог улучшить оригинальную немецкую конструкцию. R2 мог летать в два раза дальше, чем R1, а ко времени появления R7 ракеты имели почти глобальную дальность полета, что делало их идеальным выбором для космической ракеты-носителя. Космическая гонка началась.

Спутник «Спутник» (НАСА)

Всего через два месяца после испытаний «Семёрки» Королеву удалось вывести на околоземную орбиту первый искусственный объект. Этот спутник назывался Sputnik. Месяц спустя за ним последовал Спутник-2, на борту которого была первая космическая путешественница, собака Лайка. Их запуск стал крупным пропагандистским успехом в Соединенных Штатах, и вскоре Королеву было предъявлено обвинение в развитии достижений Советского Союза в космосе.

Планирование пилотируемого полета началось в 1958 году и привело к реализации программы «Восток», которая проводилась с 1960 по 1963 год. Программа имела большой успех, и в апреле 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим орбитальный полет на борту корабля «Восток-1». в течение следующих 2 лет к ним присоединились пять других космонавтов, в том числе Валентина Терешкова, первая женщина в космосе. За программой «Восток» последовала программа «Восход», в рамках которой Советы добились дальнейших успехов. Самое важное из них было достигнуто экипажем «Вошкода-2», когда Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос 18 марта 19 года.65.

Следующей целью Королева была попытка высадить человека на Луну раньше Соединенных Штатов. Для достижения этой цели он совместно с сотрудниками своего ОКБ-1 проектировал ракету Н1, а также работал над проектом пилотируемого космического корабля «Союз». Затем, в январе 1966 года, Королев умер от сердечного приступа во время плановой операции. Только в этот момент мир узнал имя главного конструктора России. Его личность держалась в секрете в течение 1950-х и 1960-х годов, но теперь он был похоронен с государственными почестями в Некрополе у ​​Кремлевской стены.

Ответственность за высадку человека на Луну теперь перешла к заместителю Королева Василию Мишину, который в 1967 году санкционировал запуск корабля «Союз-1». Корабль разбился, погиб космонавт Владимир Комаров. Дальнейшие проблемы возникали, когда каждый из беспилотных испытательных полетов N1 взрывался. Эти неудачи привели к тому, что Америка опередила Советы в космической гонке, и 21 июля 1969 года Нил Армстронг и Базз Олдрин успешно приземлились на Луне. Хотя планы русской миссии продолжались и в 19В конце 70-х программа была закрыта в 1974 году.

Что происходит с космической программой России? | Журнал Air & Space

Неблагоприятное начало: только что прибывший научный модуль «Наука» (справа) рядом с пилотируемым кораблем «Союз».

В прошлом месяце на высоте 450 километров над Землей произошло то, чего давние наблюдатели космической программы считали невозможным: 20-тонный российский модуль «Наука» успешно пристыковался к Международной космической станции. Это было первое расширение российского сегмента станции более чем за десятилетие. Все остальные партнеры МКС в основном завершили строительство своих объектов много лет назад.

Как следует из названия, «Наука» спроектирована как лаборатория с мастерской, перчаточным ящиком для экспериментов, точками крепления внешних полезных грузов, шлюзом и роботизированной рукой европейского производства, которая позволит космонавтам устанавливать оборудование за пределами станции. — первая такая возможность на российском сегменте. Наука также добавляет больше спальных мест для космонавтов и новый туалет, подключенный к сложной системе оборотного водоснабжения.

Новый модуль стартовал на станции на ракете «Протон-М» 21 июля. После восьми дней почти полного молчания российского космического агентства «Роскосмос» о сложном пути «Науки» к месту назначения и нервном сближении с МКС. успешная стыковка была встречена в Москве с помпой. «С сегодняшнего дня иностранцы учатся произносить новое русское слово — «Наука», — заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Тем временем в российских соцсетях целая армия онлайн-троллей усердно трубила об успехе.

Однако всего через три часа настроение резко изменилось. Люди, следившие за связью со станции, слышали тревожные сообщения космонавтов о том, что двигатели «Науки» сработали без причины, отправив всю станцию ​​в неуправляемое колесо. Прямые трансляции с орбиты показывали снежную бурю за пределами станции — явный выхлоп двигателя. На земле было несколько напряженных моментов, поскольку приходилось запускать другие модули станции, чтобы противостоять неожиданной тяге и вернуть станцию ​​под контроль. Аварийная ситуация закончилась только тогда, когда у «Науки» закончилось топливо.

Непреднамеренные запуски двигателей, которые могли повредить МКС стоимостью 100 миллиардов долларов, были результатом ошибки программного обеспечения. Еще одна ошибка программирования несколькими днями ранее также вызвала проблемы с двигателем, трату топлива и оставив диспетчерам миссии только одну попытку стыковки.

Как обычно, Роскосмос по большей части хранил молчание о происшествии, предоставив независимым исследователям разобраться в том, что же произошло на самом деле. Так совпало, что российская Дума сейчас готовит закон, предусматривающий уголовную ответственность практически за любые сообщения о российской космической и военной деятельности.

Что случилось с когда-то элитной российской программой пилотируемых космических полетов?

Путешествие Науки, как и другие события, находящиеся в центре международного внимания, даже Олимпиада, теперь рассматриваются в России как часть пропагандистской войны с Западом. Каждый успех Кремля, каким бы малым он ни был, преувеличен. Любой намек на коррупцию или бесхозяйственность замалчивается или скрывается от глаз. Часто вину перекладывают на Соединенные Штаты или где-то еще. В интервью после стыковки, которое транслировалось по российскому телешоу, известному своей ультранационалистической риторикой, Рогозин обвинил в проблемах с двигателем модуля сильфоны украинского производства в топливных баках «Науки».

По правде говоря, опасный сбой при пост-доковке «Науки» был лишь очередной неразберихой в длинной череде досадных технических проблем, преследовавших проект на протяжении трех десятилетий. Повсеместные проблемы с программным обеспечением были лишь частью драмы, которая включала смену подрядчиков и серьезную модернизацию систем советской эпохи, срок гарантии которых истек за годы до того, как они получили возможность летать.

«Наука» — последний российский космический корабль, восходящий к транспортному кораблю ТКС, разработанному в XIX в.60-х и 70-х годов коллектива плодовитого советского первооткрывателя космоса Владимира Челомея. Изначально ТКС предназначался для сверхсекретной советской военной космической станции «Алмаз». Эта же конструкция позже использовалась для модулей космической станции «Мир», а затем была принята для первого российского элемента МКС.

В 1990-х годах, когда компоненты международной станции строились по всему миру, оборудование, которое в конечном итоге стало Наукой, планировалось запустить до конца этого десятилетия. Но различные финансовые и технические проблемы удерживали его и остальную часть российского сегмента на земле почти четверть века.

В начале 2010-х годов инженеры обнаружили сильное загрязнение в критической двигательной системе модуля, по сообщениям, в результате того, что рабочие ошибочно полагали, что должны демонтировать модуль. Все попытки полностью очистить систему не увенчались успехом, но после многих лет задержек двигатели «Науки» все равно были сертифицированы для полетов. В последние дни перед запуском «Науку» пришлось снять с заправочной станции, поскольку пресс-фотографии модуля, размещенные в Интернете, показали отсутствие тепловых одеял на критических датчиках управления полетом. Одеяла пришлось срочно лепить из остатков материалов.

Что дальше с проблемным научным модулем?

Наука прибывает в неудобное время, так как приближается неопределенная дата выхода МКС. Поскольку давно провозглашенная Кремлем программа исследования Луны застопорилась из-за финансовых проблем, российские официальные лица переключились на разговоры о строительстве новой станции на орбите, отличной от МКС, хотя до сих пор на проект не было выделено никаких новых денег. Этот предлагаемый объект меньшего размера будет посещаться космонавтами лишь изредка и может пролетать над стратегически важным арктическим регионом, если удастся решить множество технических проблем, связанных с новой орбитой. На новой орбите будущая российская станция может быть достигнута пилотируемыми кораблями и грузовыми космическими кораблями, запускаемыми из России, а не из Казахстана, как с кораблями, направляющимися к МКС.

При таких обстоятельствах добавление русских модулей к текущей станции не имеет смысла. Тем не менее, Роскосмос сохранил следующий модуль, названный «Причал», в соответствии с графиком запуска к МКС в ноябре этого года. Кроме того, в настоящее время в России строится еще один крупный компонент. Эта модернизированная версия «Науки» нового поколения, известная как Научно-энергетический модуль или НЭМ, должна была сделать российский сегмент действительно независимым от остальной части МКС с точки зрения энергоснабжения и управления полетом.

Однако в этом году Роскосмос публично обязался сделать ЯЭМ ядром новой станции, а не отправлять его на МКС.