Кто придумал ядерную бомбу: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Исследования ]— Харитон Ю.Б., Смирнов Ю.Н. Мифы и реальность советского атомного проекта

«Теперь все мы — сукины дети». Как США создавали атомную бомбу

Вторая мировая война была в самом разгаре, когда в США решили активизировать работу над созданием ядерного оружия. 13 августа 1942 года стало днем рождения проекта «Манхэттен», в рамках которого США начали разрабатывать бомбы, упоминание которых до сих пор вселяет ужас.

Проект получил название в честь Колумбийского университета в Манхэттене, Нью-Йорк, который был одним из первых, где начались атомные исследования в США. Под эти цели в составе военно-инженерных войск армии США был сформирован Манхэттенский инженерный округ.

«Манхэттен» возглавили американский физик Роберт Оппенгеймер и генерал Лесли Гровс.

К работам по проекту были привлечены многочисленные ученые, огромные промышленные, материальные и финансовые ресурсы, на выполнение программы ушло $2 млрд.

Догнать и перегнать Германию

Речь о разработке оружия, способного погубить миллионы людей, зашла еще в довоенное время. В 1938 году ученые из Германии изучили реакцию деления, при которой ядро атома распадается на две равные части. В результате происходит выпуск нейтронов, которые расщепляют еще больше атомов.

Таким образом создается цепная реакция, и за мгновения выделяется огромное количество энергии. Тогда же возникла мысль о создании оружия колоссальной мощности.

Священники, летчики и шпионы: самые громкие обмены Москвы и Вашингтона

На этой неделе Химкинский суд приговорил американку Бриттни Грайнер к 9 годам заключения…

06 августа 08:54

Начало Второй мировой войны стало катализатором этого процесса. Яркий след в истории разработки ядерного оружия оставил физик Альберт Эйнштейн. В 1939 году он по просьбе ряда коллег, обратившихся к нему как к авторитетному ученому, написал президенту США Франклину Рузвельту письмо, в котором обосновывал необходимость проведения экспериментов по изучению возможности создания атомной бомбы. Главным аргументом были успехи нацистской Германии в этой области.

После консультаций Рузвельт с советниками учредил «Урановый комитет» (или комитет S-1), которому было поручено изучить проблему более тщательно. На основании рекомендаций комитета правительство США выделило $6 тыс. на закупку графита и оксида урана для исследований. Считалось, что графит сможет замедлить цепную реакцию, что позволит контролировать энергию бомбы.

В США к исследованиям были привлечены крупнейшие ученые Европы, мигрировавшие из оккупированных Германией стран. Среди задействованных в проекте ученных были Эдвард Теллер, Энрико Ферми, Лео Сциллард, Джон фон Нейман и многие другие — всего в «Манхэттене» участвовали 125 тыс. человек.

«Теперь все мы — сукины дети»

От начала работы «Манхэттена» до первого в мире испытания ядерного оружия, вошедшего в историю под кодовым названием «Тринити», прошло почти три года. Требовалось провести полномасштабную проверку плутониевой бомбы имплозивного типа, которая оставалась еще не до конца изученной. Вернее, эта формулировка слишком мягкая.

Разрабатывавшие ядерное оружие ученые не знали, какого результата ждать: бомба не сработает в принципе или сработает, но уничтожит целый штат или даже всю планету — считалось, что ядерный взрыв может зажечь реакцию бесконтрольного выгорания атмосферного кислорода.

Последний сценарий считался маловероятным, хотя и рассматривался учеными. Но это не остановило их перед тем, чтобы 16 июля 1945 года испытать плутониевую бомбу имплозивного типа «Штучка» в штате Нью-Мексико, на полигоне Аламогордо, недалеко от авиационной базы. Место было выбрано из-за его изоляции, ровного грунта и отсутствия ветров.

Первый в истории ядерный взрыв прогремел в 5:30 утра. Он был эквивалентен приблизительно 21 килотонне тротила. На его месте кварц и полевой шпат сплавились в минерал светло-зеленого цвета, названный тринититом (другое название: атомзит, аламогордово стекло).

«Моим первым впечатлением было ощущение очень яркого света, залившего все вокруг, а когда я обернулся, то увидел знакомую теперь многим картину огненного шара. Первой моей, а также Буша и Конэнта реакцией, пока мы еще сидели на земле, следя за этим зрелищем, был молчаливый обмен рукопожатиями. Вскоре, буквально через 50 секунд после взрыва, до нас дошла ударная волна. Я был удивлен ее сравнительной слабостью. На самом деле ударная волна была не такой уж слабой. Просто вспышка света была так сильна и так неожиданна, что реакция на нее снизила на время нашу восприимчивость», — писал Лесли Гровс в своей книге «Теперь об этом можно рассказать».

Роберт Оппенгеймер, увидев взрыв, процитировал, несколько переиначив, стих из Бхагавадгиты: «Теперь я — Смерть, сокрушительница миров!» Об этом писал Стивен Шейпин в книге «Манхэттенский проект глазами его участников».

Но, как он сам пишет, запомнить следовало бы слова ответственного за испытание специалиста Кеннета Бэйнбриджа, который сказал Оппенгеймеру: «Теперь все мы — сукины дети…»

Оппенгеймер и сам признавал, что эта фраза была наиболее точна и выразительна в тот момент.

«Наступит время, когда человечество проклянет слова Лос-Аламос и Хиросима»

На тот период главной задачей создаваемой в США атомной бомбы было положить конец Второй мировой войне. Оружие массового уничтожения использовалось как способ принудить Японию к миру.

Первое и, несмотря на жуткие последствия, не единственное применение ядерного оружия против людей произошло спустя менее месяца после испытания «Штучки».

Урановая бомба «Малыш» мощностью 15 килотонн была сброшена на Хиросиму в 9:15 6 августа 1945 года.

«Визит Пелоси может довести Тайвань до точки невозврата»: чем угрожают военные учения Китая

Визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси спровоцировал Пекин на проведение одних…

04 августа 14:43

Как писал Лесли Гровс, через четыре часа после налета с разведывательных самолетов сообщали, что большая часть города остается скрытой под облаком дыма, по его краям можно было видеть огни пожаров. Фотографии Хиросимы, сделанные на следующий день, как вспоминает Гровс, показали, что около 60% города разрушено. Зона поражения простиралась на 1,6 км от эпицентра и охватывала площадь 4,5 кв. км. Японские власти утверждают, что число убитых и пропавших без вести составило 71 тыс. человек, а число раненых — 68 тыс.

Через три дня после атаки Хиросимы, 9 августа, жертвой ядерной бомбардировки стал Нагасаки, на который США сбросили плутониевого «Толстяка» мощностью 21 килотонну.

Точное число погибших в результате двух взрывов остается неизвестным: в среднем считается, что их не менее 200 тыс.

Когда Оппенгеймеру вручали почетную грамоту в знак признания заслуг руководимой им Лос-Аламосской лаборатории, он сказал: «Сегодня наша гордость не может не быть омрачена глубоким беспокойством. Если атомным бомбам будет суждено пополнить арсенал средств уничтожения, то неминуемо наступит время, когда человечество проклянет слова Лос-Аламос и Хиросима».

Как создавалась первая советская атомная бомба

С отличием окончив Симферопольскую мужскую гимназию и вечернюю ремесленную школу, в сентябре 1920 года Курчатов поступил на физико-математический факультет Таврического университета. Уже через три года он досрочно с успехом закончил вуз. В 1930 году Курчатов возглавил физический отдел Ленинградского физико-технического института.

«РГ» рассказывает об этапах создания первой советской атомной бомбы, испытания которой успешно состоялись в августе 1949 года.

Докурчатовская эпоха

Работы в области атомного ядра в СССР начались еще в 1930-х годах. Во всесоюзных конференциях АН СССР того времени принимали участие физики и химики не только советских научных центров, но и иностранные специалисты.

В 1932 году были получены образцы радия, в 1939 был произведен расчет цепной реакции деления тяжелых атомов. Знаковым в развитии ядерной программы стал 1940 год: сотрудники Украинского физико-технического института подали заявку на прорывное по тем временам изобретение: конструкцию атомной бомбы и методы наработки урана-235. Впервые обычную взрывчатку было предложено использовать как запал для создания критической массы и инициирования цепной реакции. В будущем ядерные бомбы подрывались именно так, а предложенный учеными УФТИ центробежный способ и по сей день является основой промышленного разделения изотопов урана.

В предложениях харьковчан были и существенные изъяны. Как отметил в своей статье для научно-технического журнала «Двигатель» кандидат технических наук Александр Медведь, «предложенная авторами схема уранового заряда в принципе не являлась работоспособной…. Однако ценность предложения авторов была велика, поскольку именно эту схему можно считать первым в нашей стране обсуждавшимся на официальном уровне предложением по конструкции собственно ядерной бомбы».

Заявка долго ходила по инстанциям, но так и не была принята, а легла в итоге на полку с грифом «совершенно секретно».

Кстати, в том же сороковом году, на всесоюзной конференции, Курчатов представил доклад о делении тяжелых ядер, что явилось прорывом в решении практического вопроса осуществления цепной ядерной реакции в уране.

Что важнее — танки или бомба

После нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года ядерные исследования были приостановлены. Основные московские и ленинградские институты, занимавшиеся проблемами ядерной физики, были эвакуированы.

Берия, как руководитель стратегической разведки, знал, что крупные ученые-физики на Западе считают атомное оружие достижимой реальностью. По данным историков, еще в сентябре 1939 года в СССР инкогнито приезжал будущий научный руководитель работ по созданию американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер. От него советское руководство впервые могло услышать о возможности получения сверхоружия. Все — и политики и ученые — понимали, что создание ядерной бомбы возможно, и ее появление у противника принесет непоправимые беды.

В 1941 году в СССР начали поступать разведданные из США и Великобритании о развертывании интенсивной работы по созданию ядерного оружия.

Академик Петр Капица, выступая 12 октября 1941 года на антифашистском митинге ученых, сказал: «…атомная бомба даже небольшого размера, если она осуществима, с легкостью могла бы уничтожить крупный столичный город с несколькими миллионами населения…».

28 сентября 1942 года было принято постановление «Об организации работ по урану» — эта дата считается стартом советского ядерного проекта. Весной следующего года специально для производства первой советской бомбы была создана Лаборатория № 2 АН СССР. Встал вопрос: кому доверить руководство вновь созданной структурой.

«Надо подыскать талантливого и относительно молодого физика, чтобы решение атомной проблемы стало единственным делом его жизни. А мы дадим ему власть, сделаем академиком и, конечно, будем зорко его контролировать», — распорядился Сталин.

Первоначально список кандидатур составлял около пятидесяти фамилий. Берия предложил остановить выбор на Курчатове, и в октябре 1943 года того вызвали в Москву на смотрины. Сейчас научный центр, в который с годами трансформировалась лаборатория, носит имя своего первого заведующего — «Курчатовский институт».

«Реактивный двигатель Сталина»

9 апреля 1946 года было принято постановление о создании конструкторского бюро при Лаборатории № 2. Первые производственные корпуса в зоне Мордовского заповедника были готовы только в начале 1947 года. Часть лабораторий разместилась в монастырских строениях.

Советский прототип получил название РДС-1, что означало по одной из версий — «реактивный двигатель специальный». Позже аббревиатуру начали расшифровывать как «Реактивный двигатель Сталина» или «Россия делает сама». Бомба так же была известна под названиями «изделие 501», атомный заряд «1-200». Кстати, для обеспечения режима секретности бомба в документах именовалась как «ракетный двигатель».

РДС-1 представляла собой устройство мощностью 22 килотонны. Да, в СССР велись собственные разработки атомного оружия, но необходимость догнать Штаты, ушедшие вперед за время войны, подтолкнула отечественную науку к активному использованию данных разведки. Так, за основу был взят американский «Толстяк» (Fat Man). Бомба под этим кодовым именем США сбросили 9 августа 1945 года на японский Нагасаки. «Толстяк» работал на основе распада плутония-239 и имел имплозивную схему подрыва: по периметру делящегося вещества взрываются заряды конвенционального взрывчатого вещества, которые создают взрывную волну, «сжимающую» вещество в центре и инициирующую цепную реакцию. Кстати, в дальнейшем эта схема была признана малоэффективной.

РДС-1 была выполнена в виде свободнопадающей бомбы большого диаметра и массы. Заряд атомного взрывного устройства выполнен из плутония. Баллистический корпус бомбы и электрооборудование были отечественной разработки. Конструктивно РДС-1 включала в себя ядерный заряд, баллистический корпус авиабомбы большого диаметра, взрывное устройство и оборудование систем автоматики подрыва заряда с системами предохранения.

Урановый дефицит

Взяв за основу американскую плутониевую бомбу, советская физика столкнулась с проблемой, решить которую предстояло в сжатые сроки: на момент разработок производство плутония в СССР еще не начиналось.

На первоначальном этапе использовался трофейный уран. Но большой промышленный реактор требовал не менее 150 тонн вещества. В конце 1945 года возобновили работу рудники в Чехословакии и Восточной Германии. В 1946 году были найдены месторождения урана на Колыме, в Читинской области, в Средней Азии, в Казахстане, на Украине и Северном Кавказе, возле Пятигорска.

Первый промышленный реактор и радиохимический завод «Маяк» начали строить на Урале, возле города Кыштым, в 100 км к северу от Челябинска. Закладкой урана в реактор руководил лично Курчатов. В 1947 году было развернуто строительство еще трех атомградов: двух — на Среднем Урале (Свердловск-44 и Свердловск-45) и одного — в Горьковской области (Арзамас-16).

Строительные работы шли быстрыми темпами, но урана не хватало. Даже в начале 1948 года первый промышленный реактор не мог быть запущен. Уран загрузили к седьмому июня 1948 года.

Курчатов взял на себя функции главного оператора пульта управления реактором. Между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи он начал эксперимент по физическому пуску реактора. В ноль часов тридцать минут 8 июня 1948 года реактор достиг мощности ста киловатт, после чего Курчатов заглушил цепную реакцию. Следующий этап подготовки реактора продолжался два дня. После подачи охлаждающей воды стало ясно, что для осуществления цепной реакции имеющегося в реакторе урана недостаточно. Только после загрузки пятой порции реактор достиг критического состояния, и вновь стала возможной цепная реакция. Это произошло десятого июня в восемь часов утра.

17 июня в оперативном журнале начальников смен Курчатов сделал запись: «Предупреждаю, что в случае остановки подачи воды будет взрыв, поэтому ни при каких обстоятельствах не должна быть прекращена подача воды… Необходимо следить за уровнем воды в аварийных баках и за работой насосных станций».

19 июня 1948 года в 12 часов 45 минут состоялся промышленный пуск первого в Евразии атомного реактора.

Успешные испытания

Десять килограммов плутония — количество, заложенное в американскую бомбу — были накоплены в СССР в июне 1949 года.

Руководитель опыта Курчатов, в соответствии с указанием Берии, отдал распоряжение об испытании РДС-1 29 августа.

Под испытательный полигон был отведен участок безводной прииртышской степи в Казахстане, в 170 километрах западнее Семипалатинска. В центре опытного поля диаметром примерно 20 километров была смонтирована металлическая решетчатая башня высотой 37,5 метров. На ней установили РДС-1.

Заряд представлял собой многослойную конструкцию, в которой перевод активного вещества в критическое состояние осуществлялся путём его сжатия посредством сходящейся сферической детонационной волны во взрывчатом веществе.

После взрыва башня была уничтожена полностью, на ее месте образовалась воронка. Но основные повреждения были от ударной волны. Очевидцы описывали, что когда на следующий день — 30 августа — состоялась поездка на опытное поле, участники испытаний увидели страшную картину: железнодорожный и шоссейный мосты были искорежены и отброшены на 20-30 метров, вагоны и машины были разбросаны по степи на расстоянии 50-80 метров от места установки, жилые дома оказались полностью разрушенными. Танки, на которых проверялась сила удара, лежали на боку со сбитыми башнями, пушки превратились в груду искореженного металла, сгорели десять «подопытных» автомашин «Победа».

Всего было изготовлено 5 бомб РДС-1. В ВВС они не передавались, а находились на хранении в Арзамасе-16. В настоящее время макет бомбы экспонируется в музее ядерного оружия в Сарове (бывший Арзамас-16).

The Manhattan Project [ushistory.org]

Американская история 1. Общество коренных американцев накануне британской колонизации   a. Разнообразие групп коренных американцев   b. Анасази ок. Алгонкские племена   d. Племена ирокезов 2. Британия в Новом Свете а. Ранние начинания терпят неудачу b. Акционерные общества c. Поселение Джеймстаун и «Голодное время»   d. Рост торговли табаком e. Война и мир с народом Поухатана f. Палата горожан 3. Колонии Новой Англии а. Мэйфлауэр и Плимутская колония   b. Уильям Брэдфорд и первый День благодарения ок. Массачусетский залив — «Город на холме» d. Пуританская жизнь e. Несогласие в Массачусетском заливе f. Добраться до Коннектикута   g. Колдовство в Салеме 4. Средние колонии   а. из Новых Нидерландов в Нью-Йорк b. Квакеры в Пенсильвании и Нью-Джерси ок. Город братской любви — Филадельфия d. Идеи Бенджамина Франклина 5. Южные колонии   а. Мэриленд — католический эксперимент b. Наемные слуги c. Создание Каролины   d. Должники в Грузии e. Жизнь на юге плантаций 6. Афроамериканцы в Британском Новом Свете   а. Западноафриканское общество в точке соприкосновения с Европой b. «Средний проход» c. Рост рабства   d. Рабская жизнь на ферме и в городе e. Свободные афроамериканцы в колониальную эпоху f. «Подчиненные коды»   g. Новая афроамериканская культура 7. Начало революционного мышления   а. Влияние Просвещения в Европе b. Великое пробуждение c. Суд над Джоном Питером Зенгером   ум. Контрабанда   e. Традиция восстания f. «Что такое американец?» 8. Место Америки в глобальной борьбе   а. Новая Франция b. Франко-индейская война c. История и опыт Джорджа Вашингтона   d. Парижский мирный договор (1763 г.) и его последствия 9. События, приведшие к независимости   а. Королевская прокламация 1763 г. b. Противоречие Закона о гербовом сборе c. Бостонские патриоты d. Акты Тауншенда   e. Бостонская резня f. Чайный акт и чаепития g. Невыносимые действия 10. E Pluribus Unum   a. Конгресс Закона о гербовых марках   b. Сыновья и дочери свободы c. Комитеты по переписке   d. Первый Континентальный Конгресс e. Второй Континентальный Конгресс f. Здравый смысл Томаса Пейна g. Декларация независимости 11. Американская революция   а. Американские и британские сильные и слабые стороны   b. Лоялисты, наблюдатели и патриоты c. Лексингтон и Конкорд   d. Банкер-Хилл e. Революция в тылу f. Вашингтон в Вэлли-Фордж   г. Битва при Саратоге х. Французский Альянс   i. Йорктаун и Парижский договор 12. Социальные последствия американской революции   а. Влияние рабства b. Революция в социальном праве c. Политический опыт   d. «Республиканское материнство» 13. Когда заканчивается революция? а. Декларация независимости и ее наследие   b. Опыт войны: солдаты, офицеры и гражданские лица c. Лоялисты   d. Революционные изменения и ограничения: рабство e. Революционные изменения и ограничения: женщины   f. Революционные ограничения: коренные американцы g. Революционное достижение: йомены и ремесленники   h. Эпоха атлантических революций 14. Установление правил   а. Конституции штатов b. Статьи Конфедерации c. Оценка Конгресса   d. Экономический кризис 1780-х гг. 15. Составление конституции   а. Восстание Шейса b. Состав национальных суперзвезд c. Сложные вопросы   d. Конституция через компромисс 16. Ратификация Конституции   а. федералисты б. Антифедералисты c. Процесс ратификации: государство за государством   d. После фактов: Вирджиния, Нью-Йорк и «Записки федералистов»   e. Победа антифедералистов в поражении 17. Джордж Вашингтон а. Вырос в колониальной Вирджинии b. Сила личности и военное командование c. Первая администрация   d. Прощальный адрес e. Маунт-Вернон и дилемма революционного рабовладельца 18. Нерешенные внутренние вопросы   а. Билль о правах b. Финансовый план Гамильтона c. Растущая оппозиция   d. Военное поражение США; Индийская победа на Западе e. Устойчивость коренных американцев и насилие на Западе 19. Политика в переходный период: общественный конфликт в 1790-х гг. Трансатлантический кризис: Французская революция b. Переговоры со сверхдержавами c. Возникают две партии   d. Президентство Адамса e. Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу f. Жизнь и времена Джона Адамса 20. Джефферсонианская Америка: вторая революция? а. Выборы 1800 г. b. Идеология Джефферсона c. Экспансия на запад: покупка Луизианы   d. Новая национальная столица: Вашингтон, округ Колумбия   e. Оплот федералистов: Верховный суд Джона Маршалла f. Восстание Габриэля: другой взгляд на Вирджинию в 1800 г. 21. Расширяющаяся республика и война 1812 г. а. Значение Запада b. Исследование: Льюис и Кларк c. Дипломатические вызовы в эпоху европейских войн   d. Сопротивление коренных американцев на западе Трансаппалачей   e. Вторая война за независимость Америки f. Требование победы из поражения 22. Социальные изменения и национальное развитие   a. Экономический рост и ранняя промышленная революция b. Хлопок и афроамериканская жизнь c. Религиозная трансформация и второе великое пробуждение d. Институционализация религиозной веры: Благотворительная Империя   e. Новые роли для белых женщин   f. Раннее национальное искусство и культурная независимость 23. Политика и новая нация   а. Эпоха добрых чувств и двухпартийная система b. Расширение избирательного права: демократия белого человека c. Миссурийский компромисс   d. Выборы 1824 г. и «коррупционная сделка» e. Джон Куинси Адамс f. Джексоновская демократия и современная Америка 24. Эпоха Джексона   а. Восстание простого человека b. Сильное президентство c. Споры об аннулировании в Южной Каролине   d. Война против банка e. Джексон против Клея и Калхуна f. След слез — переселение индейцев 25. Подъем американской промышленности   а. Эпоха каналов   b. Ранние американские железные дороги c. Изобретатели и изобретения   d. Первые американские фабрики e. Возникновение «женской сферы» f. Ирландская и немецкая иммиграция 26. Взрыв новой мысли   а. Религиозное возрождение   b. Эксперименты с утопией c. Права женщин   d. Реформа тюрем и убежища   e. Художники Школы реки Гудзон f. Трансцендентализм, американская философия 27. Своеобразный институт   а. Коронация короля Коттона b. Рабская жизнь и кодексы рабства c. Плантация и рыцарство   d. Свободные (?) афроамериканцы   e. Восстания на плантации и за ее пределами f. Южный аргумент в пользу рабства 28. Растет аболиционистский настрой   а. Уильям Ллойд Гаррисон и «Освободитель» б. Афро-американские аболиционисты c. Подземная железная дорога   d. Гарриет Бичер-Стоу — Хижина дяди Тома 29. Явная судьба   а. Республика Одинокой Звезды b. 54° 40′ или Бой c. «Американская кровь на американской земле» d. Американо-мексиканская война e. Золото в Калифорнии 30. Непростой мир   а. Условие Уилмота b. Народный суверенитет c. Три сенаторских гиганта: Клэй, Кэлхун и Вебстер    д. Компромисс 1850 г. 31. «Кровавый Канзас» а. Закон Канзаса-Небраски b. Пограничные хулиганы c. Мешок Лоуренса d. Резня в Поттаватоми-Крик e. Canefight! Престон Брукс и Чарльз Самнер 32. От непростого мира к ожесточенному конфликту   а. Решение Дреда Скотта b. Дебаты Линкольна-Дугласа c. Рейд Джона Брауна d. Выборы 1860 г. Юг отделяется 33. Разделенный дом   а. Форт Самтер b. Сильные и слабые стороны: Север против Юга c. Первая кровь и ее последствия d. Священные верования   e. Кровавый Антиетам f. О генералах и солдатах g. Геттисберг: Высшая точка Конфедерации   h. Северные планы по окончанию войны i. Дорога к Аппоматтоксу 34. Война в тылу   а. Прокламация об освобождении   b. Дипломатия военного времени c. Северный тыл   d. Южный тыл e. Выборы 1864 г. f. Убийство президента 35. Реконструкция   а. Президентская реконструкция b. Радикальная реконструкция c. Президент подвергся импичменту   d. Восстановление старого порядка 36. Позолоченный век   а. Связывание нации по железной дороге   b. Новые магнаты: Джон Д. Рокфеллер ок. Новые магнаты: Эндрю Карнеги   ум. Новые магнаты: Дж. Пьерпон Морган   e. Новое отношение к богатству f. Политика позолоченного века 37. Организованный труд   а. Великий переворот b. Трудовые ресурсы против руководства c. Ранние национальные организации   d. Американская федерация труда e. Юджин В. Дебс и американский социализм 38. Из деревни в город   а. Очарование американских городов b. Обратная сторона городской жизни c. Наплыв иммигрантов   d. Коррупция выходит из-под контроля   e. Религиозное возрождение: «Социальное евангелие» f. Художественные и литературные направления 39. Новые измерения в повседневной жизни   а. Образование   б. Спорт и отдых c. Женщины в позолоченном веке d. Викторианские ценности в новую эпоху   e. Печатная революция 40. Закрытие границ   a. Резня в Сэнд-Крик b. Последний бой Кастера c. Конец сопротивления   d. Жизнь в резервациях   e. Резня Вундед-Ни 41. Западные народные обычаи   а. Горнодобывающий бум b. Пути ковбоя c. Жизнь на ферме   d. Рост популизма e. Выборы 1896 г. 42. Прогрессивизм охватывает нацию   а. Корни движения b. Сборщики мусора c. Наконец-то избирательное право женщин   d. Букер Т. Вашингтон   e. У. Э. Б. Дюбуа 43. Прогрессисты в Белом доме   а. Тедди Рузвельт: Грубый всадник в Белом доме b. Разрушитель доверия c. Рука помощи для труда   d. Сохранение дикой природы   e. Передача факела   f. Выборы 1912 г. Новая свобода Вудро Вильсона 44. В поисках империи   а. Ранние пробуждения b. Гавайская аннексия c. «Помни Мэн!» д. Испано-американская война и ее последствия e. Следствие Рузвельта и Латинская Америка f. Добраться до Азии   g. Панамский канал 45. Америка в Первой мировой войне   а. Прощай, изоляция   b. Там c. Здесь d. Версальский договор и Лига Наций 46. Бурное десятилетие а. Эпоха автомобилей b. Борьба с «демоническим ромом» c. Изобретение подростка   d. Заслонки   e. Гарлемское Возрождение f. Экономика потребления g. Радиолихорадка h. Причуды и герои 47. Старые ценности против новых ценностей   a. Красная угроза b. Суд над обезьяной c. Непереносимость   d. Книги и фильмы   e. Внутренняя и международная политика 48. Великая депрессия   а. Крах рынка   b. Погружаясь все глубже и глубже: 1929-33   в. Бонусный марш   d. Последняя битва Гувера e. Социальные и культурные последствия депрессии 49. Новый курс   а. Банковский выходной   b. Возвращение людей к работе   c. Проблема земледелия   d. Социальное обеспечение   e. Алфавитный суп Рузвельта f. Критики Рузвельта g. Оценка Нового курса 50. Дорога в Перл-Харбор   а. Изоляционизм 1930-х годов б. Реакция на неспокойный мир c. Начинается война   d. Арсенал демократии   e. Перл-Харбор 51. Америка во Второй мировой войне   а. Стратегия военного времени b. Американский тыл c. День «Д» и капитуляция Германии d. Война на Тихом океане e. Японо-американское интернирование f. Манхэттенский проект g. Решение сбросить бомбу 52. Послевоенные вызовы   а. Вспыхивает холодная война   b. Организация Объединенных Наций c. Сдерживание и план Маршалла   d. Берлинский воздушный мост и НАТО e. Корейская война f. Внутренние вызовы 53. 1950-е годы: счастливые дни   а. Маккартизм б. Пригородный рост c. Земля телевидения   d. Американский рок-н-ролл e. Холодная война продолжается f. Голоса против конформизма 54. Новое движение за гражданские права   а. Отдельно больше нет? б. Роза Паркс и автобусный бойкот Монтгомери c. Столкновение в Литл-Роке   d. Сидячая забастовка e. Доходы и потери   f. Мартин Лютер Кинг мл.   г. Долгое жаркое лето   h. Малкольм Икс и нация ислама i. Власть черных 55. Вьетнамская война   а. Раннее участие b. Лет эскалации: 1965-68   в. Тетское наступление   d. Антивоенное движение e. Годы ухода 56. Политика от Камелота до Уотергейта   а. Выборы 1960 г. б. Новый рубеж Кеннеди   c. Глобальные вызовы Кеннеди   d. Убийство Кеннеди   e. «Великое общество» Линдона Джонсона f. 1968: Год распутывания g. Треугольная дипломатия: США, СССР и Китай 57. Формирование Новой Америки   а. Современный феминизм b. Борьба за репродуктивные права c. Поправка о равных правах   d. Роу против Уэйда и его влияние e. Экологическая реформа   f. Другие требуют равенства   g. Студенческая активность   h. Цветочная сила 58. Время болезни   а. Отмена президента b. Больная экономика c. Зарубежные беды   d. Поиск себя e. Новые правые 59. Годы Рейгана   а. «Утро в Америке» б. Рейганомика c. Внутренние и внешние связи   d. Жизнь в 1980-х   e. Конец холодной войны 60. Навстречу новому тысячелетию   а. Операция «Буря в пустыне» b. Бэби-бумер в Белом доме c. Республиканцы против демократов   d. Жизнь в век информации   e. Конец американского века

На этой когда-то засекреченной фотографии изображена первая атомная бомба — оружие, которое ученые-атомщики прозвали «Гаджетом». Ядерный век начался 16 июля 19 года.45, когда он был взорван в пустыне Нью-Мексико.

В начале 1939 года мировая научная общественность обнаружила, что немецкие физики узнали секреты расщепления атома урана. Вскоре распространились опасения по поводу того, что нацистские ученые могут использовать эту энергию для создания бомбы, способной к невероятным разрушениям.

Ученые Альберт Эйнштейн, бежавший от преследований нацистов, и Энрико Ферми, бежавший из фашистской Италии, теперь жили в Соединенных Штатах. Они согласились, что президент должен быть проинформирован об опасностях атомных технологий в руках держав Оси. Ферми отправился в Вашингтон в марте, чтобы выразить свою обеспокоенность правительственным чиновникам. Но немногие разделяли его тревогу.

Ничего не оставляя на волю случая, в мае 1945 года ученые-атомщики Лос-Аламоса провели предварительные испытания, чтобы проверить приборы наблюдения. 100-тонная бомба была взорвана примерно в 800 ярдах от места Тринити, где через несколько недель должна была быть взорвана Гайка.

Эйнштейн написал письмо президенту Рузвельту, призывая к разработке программы атомных исследований позже в том же году. Рузвельт не видел ни необходимости, ни пользы в таком проекте, но согласился продвигаться медленно. В конце 1941 года американские усилия по разработке и созданию атомной бомбы получили кодовое название — «Манхэттенский проект».

Сначала исследование базировалось всего в нескольких университетах — Колумбийском университете, Чикагском университете и Калифорнийском университете в Беркли. Прорыв произошел в декабре 1942 года, когда Ферми возглавил группу физиков, чтобы произвести первую управляемую цепную ядерную реакцию под трибунами Стэгг Филд в Чикагском университете.

Энрико Ферми, физик, уехавший из фашистской Италии в Америку, призвал США начать атомные исследования. Результатом стал сверхсекретный «Манхэттенский проект».

После этого рубежа средства стали распределяться более свободно, и проект развивался с головокружительной скоростью. Ядерные объекты были построены в Ок-Ридже, штат Теннесси, и Хэнфорде, штат Вашингтон. Главный сборочный завод был построен в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико. Роберту Оппенгеймеру было поручено собрать все воедино в Лос-Аламосе. После того, как окончательный счет был подсчитан, почти 2 миллиарда долларов было потрачено на исследования и разработку атомной бомбы. В Манхэттенском проекте было задействовано более 120 000 американцев.

Секретность превыше всего. Ни немцы, ни японцы не могли узнать о проекте. Рузвельт и Черчилль также договорились, что Сталина будут держать в неведении. Следовательно, не было никакой общественной осведомленности или обсуждения. Было бы невозможно заставить молчать 120 000 человек; поэтому лишь небольшая группа привилегированных ученых и чиновников знала о разработке атомной бомбы. На самом деле вице-президент Трумэн никогда не слышал о Манхэттенском проекте, пока не стал президентом Трумэном.

Хотя державы Оси не знали об усилиях в Лос-Аламосе, американские лидеры позже узнали, что советский шпион по имени Клаус Фукс проник в ближайшее окружение ученых.

Этот кратер в пустыне Невада был создан ядерной бомбой мощностью 104 килотонны, закопанной на глубине 635 футов под поверхностью. Это результат испытаний 1962 года, в ходе которых выяснялось, можно ли использовать ядерное оружие для раскопок каналов и гаваней.

К лету 1945 года Оппенгеймер был готов испытать первую бомбу. 16 июля, 1945 мая в Тринити-Сайт недалеко от Аламогордо, штат Нью-Мексико, ученые Манхэттенского проекта приготовились наблюдать за взрывом первой в мире атомной бомбы. Устройство было прикреплено к 100-футовой башне и разряжено незадолго до рассвета. Никто не был должным образом подготовлен к результату.

Ослепительная вспышка, видимая за 200 миль, осветила утреннее небо. Грибовидное облако достигло высоты 40 000 футов, выбив окна гражданских домов на расстоянии до 100 миль. Когда облако вернулось на землю, оно образовало кратер шириной в полмили, превратив песок в стекло. Вскоре была обнародована фальшивая история о прикрытии, в которой объяснялось, что в пустыне только что взорвался огромный склад боеприпасов. Вскоре до президента Трумэна в Потсдаме, Германия, дошло известие, что проект удался.

Мир вступил в ядерный век.

Кто изобрел атомную бомбу?

Трое физиков, которые сделали возможным создание ядерной бомбы, работали в Берлине во время правления нацистов.

В 1938 году Отто Ган, Лизе Мейтнер и Фриц Штрассман открыли ядерное деление — расщепление атомов на два или более атомов меньшего размера — что проложило путь к созданию ядерной бомбы.

1

Дж. Роберт Оппенгеймер назван «отцом атомной бомбы»

Кто изобрел ядерную бомбу?

Дж. Роберт Оппенгеймер заслужил титул «отца атомной бомбы» после того, как возглавил «Манхэттенский проект» — программу разработки первого ядерного оружия во время Второй мировой войны.

Американский физик-теоретик был директором лаборатории в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, которая разработала бомбы, использующие расщепление ядер.

Атомная бомба — это тип ядерной бомбы.

Что такое Манхэттенский проект?

Оппенгеймер возглавлял Манхэттенский проект — кодовое название возглавляемой американцами работы по разработке атомной бомбы.

Работа над проектом началась в 1939 году из-за опасений, что ученые в нацистской Германии разрабатывают ядерное оружие и что Адольф Гитлер готов его применить.

В 1942 году в отдаленных районах Нью-Мексико, Теннесси и Вашингтона, а также в Канаде были созданы объекты для исследований и испытаний.

еще о ядерном оружии

MAD VLAD

Союзник Путина заявляет, что «нет шансов на мирные переговоры», поскольку Украине грозят новые отключения электроэнергии0045 ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ

Момент, когда два путинских ядерных бомбардировщика «ВЗРЫВАЛИСЬ в результате атаки украинского беспилотника»

ГЛАЗА НА XI ПРЕМИИ

Опасения по поводу расширения ядерной программы Китая после того, как был раскрыт план пугающих боеголовок

Оппенгеймер стал директором Лос-Аламосской лаборатории на севере Нью-Мексико , где в 1943 году были созданы и испытаны первые бомбы Манхэттенского проекта.

16 июля 1945 года в отдаленной пустыне в Нью-Мексико во время испытания Тринити была успешно взорвана первая атомная бомба, создав грибовидное облако высотой около 40 000 футов. .

Ученые под руководством Оппенгеймера разработали два типа бомб: бомбу на основе урана под названием «Малыш» и бомбу на основе плутония под названием «Толстяк».

В чем разница между ядерной бомбой и атомной бомбой?

Атомная бомба — это тип ядерной бомбы.

Ядерные бомбы могут быть получены двумя способами — ядерным делением или ядерным синтезом.

Деление ядер — это расщепление атома на две или более частиц, тогда как ядерный синтез — это слияние двух или более атомов в один большой.

Атомные бомбы используют ядерное деление, что означает, что они получают энергию за счет расщепления атомов таких материалов, как уран или плутоний.

Другой тип ядерной бомбы — водородная бомба.

Водородные бомбы используют ядерный синтез, получая энергию за счет слияния атомов.