Кто высадился на луне первый: 50 лет назад человек сделал первый шаг по Луне. Настоящее Время объясняет, почему правда о высадке интереснее конспирологии

Испытания в полете: как США запустили к Луне первый за полвека пилотируемый корабль

Запуск «Артемиды I» ознаменовал возвращение Соединенных Штатов к освоению Луны. Уже первая миссия устанавливает несколько исторических рекордов. Планы NASA на редкость амбициозны, но осуществить их будет непросто как по техническим, так и по финансовым причинам, считает научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев

В среду, 16 ноября, стартовала «Артемида I» (Artemis I) — первая миссия новой лунной программы США. Ракета-носитель SLS отправила к Луне пилотируемый корабль «Орион» (Orion), правда, пока без экипажа. Кораблю предстоит облететь Луну и вернуться на Землю.

Закончили чтение тут

Программа полета предусматривает, что на шестой день миссии, 21 ноября, «Орион» пройдет в 100 км над поверхностью Луны. Гравитация нашего спутника изменит траекторию корабля, и 25 ноября он выйдет на ретроградную окололунную орбиту. Эта орбита называется ретроградной, потому что аппарат будет обращаться вокруг Луны не в ту же сторону, что Луна вокруг Земли, а в противоположную. На этой орбите он пробудет несколько дней, чтобы датчики собрали информацию о работе всех систем корабля. Самую удаленную точку траектории — 480 000 км от Земли — аппарат пройдет 28 ноября. Тем самым «Орион» отберет у «Аполлона-13» звание пилотируемого корабля, сильнее всех удалявшегося от нашей планеты, перекрыв его рекорд на 80 000 км. Корабль покинет ретроградную орбиту 1 декабря, а через четыре дня, во второй и последний раз, пройдет над лунной поверхностью. Гравитационный пинок Луны направит его к Земле, куда он вернется 11 декабря, на 26-й день миссии. Тем самым «Орион» еще и побьет рекорд по сроку пребывания в космосе пилотируемого корабля без стыковки с орбитальной станцией. Аппарат приводнится в Тихом океане, после чего его выловят из воды и тщательно исследуют на предмет повреждений.

Материал по теме

Космический корабль несет на борту десять кубсатов. Это миниатюрные и сравнительно недорогие аппараты, каждый объемом порядка литра. Их назначение различно: от исследования Луны с орбиты до регистрации космических частиц. «Орион» выпустит кубсаты в свободный полет тремя порциями: дважды на пути к Луне и один раз уже в районе Селены.

Три манекена на борту «Ориона» имитируют экипаж. Внутренние отсеки корабля оснащены счетчиками радиации и другими приборами. С их помощью эксперты хотят изучить условия внутри летящего к Луне аппарата, прежде чем отправлять в нем людей.

Кстати, о людях. «Артемида I» — генеральная репетиция намеченной на 2024 год миссии Artemis II: облета Луны с экипажем на борту. Еще через год должна состояться посадка астронавтов на Луну (миссия Artemis III). Разумеется, этот график может быть соблюден, лишь если у первой «Артемиды» все пройдет без сучка и задоринки. 

Что ново под Луной

В рамках «Артемиды I» испытываются сразу три сложные системы: ракета-носитель SLS, корабль «Орион» и европейский служебный модуль. Для успеха миссии все они должны сработать безупречно и согласованно. Изрядная доля риска уже позади: ракета-носитель успешно вывела аппарат в космос.

Под незамысловатым названием «Система космических запусков» (Space Launch System или SLS) скрывается примечательная во многих отношениях ракета. Она самая грузоподъемная из всех ныне эксплуатирующихся. SLS способна доставить на низкую околоземную орбиту 95 т полезной нагрузки, а на Луну — 26 т (в дальнейшем планируется довести этот показатель до 45 т). Больше было разве что у «Сатурна V» — рабочей лошадки программы «Аполлон», ушедшей в историю вместе с этой программой. Но даже с поправкой на масштабы ракета баснословно дорогая. По недавним оценкам, каждый запуск по программе «Артемида» будет стоить более $4 млрд без учета затрат на разработку.

Сегодняшний старт стал первым космическим запуском SLS. Он несколько раз переносился. Проект ракеты был презентован еще в 2012 году. Тогда первый пуск намечали на 2017-й, а стоимость запуска оценивалась в $500 млн. Но, как часто бывает в космической отрасли, вышло дольше и дороже.  И даже на финишной прямой проект преследовали неудачи. В апреле этого года ракету увезли на ремонт прямо со стартового стола. Запуск перенесли на август, потом на сентябрь, но и тогда он не состоялся. При этом некоторые эксперты называют SLS неудачно спроектированной и принципиально ненадежной. Какова ее реальная надежность, покажет лишь время. Но, по крайней мере, первый блин не вышел комом.

Материал по теме

Крещение огнем

Корабль «Орион» тоже нельзя назвать хорошо обкатанным. Он совершил лишь один испытательный полет (в 2014 году), и то на низкую околоземную орбиту. На пути к Луне и обратно он попадет в условия, в которых он еще никогда не бывал. Например, пересечет радиационные пояса Земли. Они могут повредить электронику, если окажется, что она недостаточно защищена от потока заряженных частиц. Кроме того, «Орион» окажется вне досягаемости телекоммуникационных спутников и будет вынужден встроиться в специальную систему, поддерживающую связь с межпланетными зондами.

Но, пожалуй, самым серьезным испытанием для корабля станет возвращение на Землю. Аппарат войдет в атмосферу со скоростью 11 км/с, такова плата за рейс к Луне. Сопротивление воздуха замедлит его более чем вдесятеро, прежде чем сработает парашютная система. Трение о воздух разогреет обшивку до 2800 градусов Цельсия. На Земле просто нет экспериментальных установок, которые могли бы воспроизвести для «Ориона» подобное «крещение огнем».

Еще одна не обкатанная новинка — европейский служебный модуль (European Service Module или ESM). Он фактически повезет «Орион» на себе до Луны и обратно, отделившись лишь перед входом в атмосферу Земли. Двигатели ESM будут обеспечивать корабль тягой, солнечные батареи — электричеством. В миссиях с экипажем ESM также обеспечит астронавтов воздухом и водой. Прототипом служебного модуля послужил космический грузовик ATV, пять раз летавший к МКС. Однако, во-первых, ESM — это не совсем ATV, а во-вторых, даже ATV никогда не летал дальше низкой околоземной орбиты.

Материал по теме

Дорогое удовольствие

Программа «Артемида» — масштабный и дорогостоящий проект. По данным недавнего аудита, уже в 2025 году суммарные расходы с начала программы составят $93 млрд. Для сравнения: программа «Аполлон» обошлась в $110 млрд в ценах 2010 года. Притом что последняя включала три облета Луны с экипажем (включая нештатный облет «Аполлоном-13») и шесть высадок на Луну, не считая испытаний на околоземной орбите. А ведь создатели «Сатурнов» и «Аполлонов» были первопроходцами: до них к нашему спутнику летали лишь сравнительно небольшие необитаемые зонды. И, наконец, технологии 1960-х годов были весьма примитивны по нынешним меркам.

Почему полеты на Луну так сильно подорожали — тема для тщательного исследования. Но наверняка не последнюю роль в этом сыграли аппетиты подрядчиков и субподрядчиков.

На «Артемиду» работает целая плеяда компаний, сделавших себе имя в космической отрасли. Основной подрядчик в разработке и изготовлении ракеты SLS — Boeing, а корабля «Орион» — Lockheed Martin. Твердотопливные ускорители, обеспечивающие почти 80% начальной тяги, создает Northrop Grumman. Свой вклад в разработку «Артемиды I» внесли также Aerojet Rocketdyne и Jacobs. Вышеперечисленные компании сотрудничают более чем с 3200 поставщиками. Европейский сервисный модуль — зона ответственности Airbus. А контракт на создание посадочного модуля, в котором экипаж «Артемиды III» опустится на поверхность Луны, выиграла SpaceX (компания Blue Origin пыталась оспорить это решение в суде).

Между тем высадка на Луну в 2025 году должна стать лишь началом. В планах NASA значатся окололунная орбитальная станция и обитаемая база на поверхности Луны. Все это может стать реальностью, если не подведет техника, финансирование не будет урезано, а очередная администрация Белого дома не пересмотрит космическую программу. Вряд ли можно за все это поручиться в условиях мировой экономической турбулентности, особенно если расходы и дальше будут кратно превышать первоначальные сметы.

90 лет со дня рождения Нила Армстронга

История

Имя первого человека, ступившего на поверхность Луны, для многих американцев является синонимом покорения космоса. При этом, помимо миссии «Аполлон», биография Нила Армстронга полна и других ярких моментов.

Как строилась карьера будущего астронавта? Каким он запомнился среди своих сослуживцев? Почему именно ему доверили право первым ступить на лунную поверхность? Какое блюдо он готовил вместе с советскими космонавтами в Новосибирске? И как сложилась жизнь Нила Армстронга после лунной программы?

В честь 90-летия со дня рождения Армстронга рассказываем о жизни легендарного астронавта – в фотографиях.

Показать ещё

Show less

1
Нил Армстронг родился 5 августа 1930 года в небольшом городке в штате Огайо. Его родители – Виола Энгель и Стивен Армстронг, который работал аудитором на правительство штата.
 
На этом снимке Армстронгу 28 лет. К этому моменту он успел побывать бойскаутом, поступить в Массачусетский технологический институт (правда, от учебы в нем он решил отказаться) и получить степень бакалавра в авиационной технике в Университете Пердью. Этот вуз считается одним из самых престижных учебных заведений для тех, кто хочет связать свою жизнь с авиацией.

2
На этом фото будущий астронавт позирует на фоне X-15 — первого в истории пилотируемого гиперзвукового самолета, созданного для суборбитальных полетов. Армстронг был одним из двенадцати человек, кому доверили испытания этой поистине революционной разработки.
 
Согласно классификации ВВС США, некоторые из запусков X-15 технически являлись полетами в космос, однако, по иронии, Армстронг не был одним из первых астронавтов, так как не преодолел отметку в 50 миль. Тем не менее, коллеги Армстронга считали его чрезвычайно талантливым летчиком, а благодаря своему хладнокровию он заслужил прозвище Ice Commander — «Ледяной командир». 
 
Его летные навыки способствовали тому, что X-15 запомнился одной из наиболее прорывных программ в американской авиации, в ходе которой были установлены несколько рекордов высоты и скорости полета.
 
Армстронг покинул программу в 1962 году, откликнувшись на призыв НАСА о наборе астронавтов.

3
Два палубных истребителя Грумман F9F «Пантера», которые входили в состав эскадрильи 51, известной также как «Кричащие орлы». На этом снимке «Пантеры» совершают полет в небе над Корейским полуостровом. Пилот истребителя с номером S-107 – Нил Армстронг.
 
Армстронг принимал участие в Корейской войне с лета 1951 года. В ходе службы он совершил 78 боевых вылетов, суммарно проведя в небе 121 час. В одном из боев его самолет был сбит, однако Армстронг успел катапультироваться. 

4
На столе перед Нилом Армстронгом и астронавтом Дэвидом Скоттом — миниатюрная модель корабля «Джемини-8». Именно на таком корабле Скотт и Армстронг в 1966 году отправятся в космос, совершив первую в историю стыковку космических аппаратов в ручном режиме.

Прием заявок на участие в программе «Джемини» был открыт в апреле 1962 года. Для Армстронга это был шанс наконец-то оказаться в космосе, однако будущий астронавт чуть было его не упустил: его заявка была получена НАСА неделю спустя крайнего срока подачи документов. Однако ему повезло: его товарищ по службе Дик Дей смог незаметно подложить заявку Армстронга в стопку заявлений от других претендентов.

В сентябре 1962 года Армстронгу позвонил Дик Слейтон, руководитель бюро астронавтов для проекта «Джемини». Он спросил Армстронга, хотел бы тот войти в «Новую девятку» — так называли второй набор астронавтов США. Нил Армстронг, не раздумывая, ответил «да»

5
17 марта 1966 года самая сложная часть миссии «Джемини-8» для Нила Армстронга уже была позади. На этом снимке мы видим, как Дэвид Скотт (слева) и Нил Армстронг (справа) дожидаются прибытия судна, которое сможет доставить их к побережью. 

Миссия оказалась успешной. Скотт и Армстронг смогли осуществить первую в истории стыковку двух космических кораблей («Джемини-8» состыковался с ракетой-целью «Аджена»). Однако полет чуть было не обернулся трагедией: во время стыковки двигатель мишени неожиданно включился, из-за чего связка двух аппаратов начала вращаться.

Экипаж был вынужден отстыковаться от «Аджены», что только увеличило вращение корабля. Пытаясь бороться с колоссальными перегрузками и находясь на грани потери сознания, Армстронг успел включить ручное управление посадочных двигателей и погасить вращение.

6
На Земле двух астронавтов встречали как героев. На этой фотографии мы видим Армстронга (слева) рядом с его женой Джанет и сыном Марком (справа от них — астронавт Дэвид Скотт со своими дочерями).

Армстронг стал достойным участником «Новой девятки». Участие сразу в трех проектах программы «Джемини» (Армстронг также числился дублирующим астронавтом для полета «Джемини-5» и был наставником для участников «Джемини-11») хорошо зарекомендовали его перед руководством НАСА. 

К тому же сама программа «Джемини», в ходе которой были отработаны многие техники работы в космосе, легла в основу следующей, куда более амбициозной программы, частью которой предложили стать и Армстронгу.

7
27 января 1967 года Армстронг находился в Вашингтоне вместе с другими астронавтами, когда им сообщили трагическую новость: первый запуск в рамках программы «Аполлон» обернулся человеческими жертвами. В результате сильного пожара погибли трое астронавтов: Гус Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи. Армстронг и другие астронавты были в шоке от произошедшего. Ту ночь они провели, выпивая скотч и обсуждая случившееся.

5 апреля был опубликован доклад с выводами комиссии, расследовавшей инцидент. В этот же день Дик Слейтон собрал 17 астронавтов, многие из которых были ветеранами проекта «Джемини». По воспоминаниям, его первая фраза была: «Те люди, кому суждено отправиться на первые лунные миссии, сейчас находятся в этой комнате».

Среди этих 17 человек были те астронавты, которых мы и видим на этой фотографии: Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз. В руках у них — эмблема миссии «Аполлон-11».

8
После официального объявления НАСА о том, кто войдет в состав лунных миссий, астронавтам предстояли еще годы тренировок. Для тренировки высадки на спутник Земли НАСА разработало специальные летательные аппараты по отработке лунных посадок (LLRV), способные совершать вертикальный взлет и посадку.
 
Астронавты иронично прозвали их «летающими кроватями», однако они оказались очень полезны для отработки действий на Луне. Оснащенные турбореактивным двигателем, они были разработаны таким образом, чтобы создать симуляцию полета в условиях низкой гравитации. 

9
В ходе подготовки лунной программы американские инженеры были во-многом первопроходцами в целом ряде технических решений. Несмотря на имевшийся опыт программ «Меркурий» и «Джемини», специалистам НАСА приходилось зачастую идти на риск во время испытаний во избежание нештатных ситуаций во время самого полета.

На этом снимке — Нил Армстронг, который в последний момент избежал гибели, катапультировавшись с аппарата LLRV на авиабазе Эллингтон. В результате расследования аварии было выяснено, что катапультирование всего на полсекунды позже могло стоить астронавту жизни (парашют просто бы не открылся в нужное время). Армстронг почти не пострадал: он лишь прикусил себе язык.

10
Умение пилотировать летательные аппараты – далеко не все, что НАСА требовало от астронавтов. На этом снимке Нил Армстронг (слева) вместе с Баззом Олдрином проходят геологическую подготовку недалеко от техасского города Эль-Пасо.

Перед астронавтами стояла задача привезти на Землю образцы лунного грунта. Несмотря на то, что сама задача – поднять камень с поверхности и поместить его в лунный модуль – звучит не очень сложной, астронавты провели в техасской пустыне не один час, изучая различия между различными горными породами.

11
Вдобавок к познаниям в геологии астронавтам необходимо было, конечно же, идеально знать полетный план предстоящей миссии. На этой фотографии будущий первый человек на Луне изучает план полета «Аполлона-11» за два дня до старта с мыса Канаверал. Сегодня план полета, занимающий 315 страниц, доступен в открытом доступе.

12
Напарниками Армстронга по миссии «Аполлон» стали Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз (в центре). Как и Армстронг, оба – ветераны программы «Джемини». За плечами у Олдрина – полет в космос в составе «Джемини-12» и статус первого человека, трижды выходившего в открытый космос. Рекорд был побит им же самим: во время выхода на лунную поверхность он в четвертый раз оказался в безвоздушном пространстве. 
 
За плечами у Майкла Коллинза – полет на «Джемини-10» в 1966 году. Не обошлось и без рекордов: в этом полете он дважды выходил в открытый космос, став первым человеком в истории, совершившим второй выход. 

13
Может сложиться впечатление, что этот снимок сделан уже во время полета, однако на фото Армстронг изображен во время симуляции работы в лунном модуле в июне 1969. 
 
Лунный модуль был фактически первым аппаратам, предназначенным только для полетов в космос: его конструкция была просто не предназначена для пилотирования в условиях земной атмосферы. Командный модуль, в котором Майкл Коллинз дожидался своих коллег на орбите Луны, в отличие от аппаратов «Джемини» был куда просторнее и комфортнее.
 
Однако «комфорт» во время полетов в космос – понятие относительное. Помимо колоссальных перегрузок многие из астронавтов сталкиваются с т. н. космической болезнью, по своим симптомам напоминающую морскую болезнь. Однако никто из астронавтов «Аполлона» во время полета с ней не столкнулся. Армстронг был особенно этому рад: в детстве его часто укачивало, а во время тренировочных испытаний он часто страдал от тошноты

14
На этом фото астронавты, уже облаченные в скафандры, направляются к ракете «Сатурн-5». За несколько дней до исторического запуска Армстронг, Олдрин и Коллинз были помещены в предполетный карантин.

Основанием для такого решения послужила миссия «Аполлон-9», которую пришлось отложить на несколько дней из-за недомогания астронавтов. Доступ к участникам «Аполлона-11» был строго ограничен: лишь узкий круг специалистов НАСА, а также члены семей астронавтов (не имевшие к тому же симптомов заболеваний) могли с ними контактировать.

Во время пресс-конференции перед полетом астронавты находились в специальной пластиковой будке в 15 метрах от журналистов. Нарушить карантин не позволили даже президенту США: Ричард Никсон пригласил их на обед за день до запуска, однако глава Белого дома был вынужден ограничиться лишь телеграммой и телефонным звонком.

15
«Один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
 
В истории освоения космоса эта легендарная цитата Армстронга известна не меньше, чем знаменитое «Хьюстон, у нас проблемы» и фраза Юрия Гагарина «Поехали!». Несмотря на то, что Армстронгу принадлежит статус первого человека, ступившего на другое небесное тело, первая фраза, сказанная на поверхности Луны, все же принадлежит Баззу Олдрину.

Вскоре после посадки Олдрин произнес фразу, которая, хоть и не является такой торжественной, как цитата Армстронга, но все же заняла свое место в исторических хрониках: «Лампа контакта зажглась… Ок, двигатель выключен».

16
На Луне Армстронг, оснащенный камерой, стал жертвой незавидной участи любого фотографа: сам он почти никогда не появлялся на снимках. За 21 час, что астронавты провели на Луне, был сделан лишь один снимок Армстронга непосредственно с поверхности спутника Земли.
 
Так как камерой управлял Армстронг, настоящей «звездой» лунных фотосессий стал Базз Олдрин, что, в некоторой мере, компенсировало тот факт, что ему не довелось стать первым человеком на Луне.
 
Существует большое количество версий, почему первым человеком стал именно Армстронг. НАСА, по одной из версий, не боялось, что почетный статус лунного первопроходца отразится на самомнении Армстронга, известного своей скромностью.
 
Также, по мнению Дика Слейтона, первый шаг на Луне должен был сделать командир экипажа (кем и являлся Армстронг). Наконец, Армстронгу было банально проще выйти из модуля, так как он располагался ближе к люку. 

17
Жена Армстронга, Джанет, не скрывает радости, держа в руках снимок, полученный во время телесвязи с ее мужем в ходе полета. На заднем сидении автомобиля – сын астронавта Марк. Семья Армстронга наблюдала за запуском ракеты, находясь на яхте, бросившей якорь в реке Банана недалеко от космодрома.

18
По возвращении на Землю астронавты приводнились в зоне между Маршалловыми и Гавайскими островами. После посадки к зоне приводнения прибыли аквалангисты, которые передали астронавтам скафандры биологической защиты и помогли им погрузиться на надувные лодки.
 
После этого их подобрал авианосец «Хорнет». На борту участников лунной программы встретили астронавт Фрэнк Борман, директор НАСА Томас Пейн и президент США Ричард Никсон. На этом снимке мы видим, как астронавты общаются с главой Белого дома через окно карантинного фургона.

19
Сказать, что на Земле астронавтов встречали как героев, было бы большим преуменьшением. На этом снимке (слева направо) Олдрин, Коллинз и Армстронг совершают торжественный проезд по «Каньону героев» – так называют часть ньюйоркского Бродвея, по которой проводятся парады в честь знаменательных событий.

20
С не меньшим торжеством Армстронга чествовали на родине астронавта – в городке Вапаконета, штат Огайо. На тот момент в нем проживало не больше семи тысяч человек, и тот факт, что уроженец города стал первым человеком на Луне, мгновенно сделал Армстронга главной достопримечательностью этих мест. 
 
Хотя в Вапаконете Армстронг провел значительную часть своего детства, городок был не единственным местом жительства его семьи. Из-за специфики работы отца семья Армстронга часто переезжала, сменив в общей сложности 16 мест проживания внутри штата Огайо.
 
На снимке – Чарльз Брэдинг, друг Нила Армстронга, примеряет образец памятной таблички к знаку на въезде в город. Надпись на знаке: «Вапаконета – родина первого гражданского астронавта и первого человека на Луне».

21
На этом снимке – семья Нила Армстронга: его жена Джанет и два сына, Эрик и Марк. У Нила и Джанет было трое детей, однако дочь Карен скончалась в раннем возрасте.

Армстронг развелся со своей женой в 1990 году после 38 лет брака. Свою вторую жену, Кэрол Хелд Найт, он встретил на соревнованиях по гольфу, где они сидели за одним столом во время завтрака. Две недели после знакомства Армстронг решил позвонить Кэрол; узнав, что она занята, пытаясь выкорчевать вишневое дерево в саду, он предложил свою помощь. Спустя полчаса он уже был у нее дома, а спустя два года пара сыграла свадьбу.

22
Спустя год после исторического полета, в мае 1970 года, Армстронг приехал с визитом в Советский Союз. Несмотря на то, что именно после высадки Армстронга США решительно вырвались вперед в космической гонке, оставив СССР позади, в Советском Союзе его встречали как героя. В Ленинграде он выступил с докладом на конференции Комитета по космическим исследованиям, где его выступление было встречено бурными овациями. 

В Ленинграде он посетил Пискаревское мемориальное кладбище, Эрмитаж, крейсер «Аврора», Центральный военно-морской музей и комплекс Петергоф.

На фото – первая женщина в космосе Валентина Терешкова вручает Армстронгу значок в память о посещении Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в Звездном городке.

23
Хотя изначальной целью визита Армстронга в СССР было выступление перед академиками в Ленинграде, астронавт также изъявил желание посетить Новосибирск.
 
Вместе с советскими космонавтами Георгием Береговым и Константином Феоктистовым астронавт встретился с местными школьниками, а также побывал возле дома российского ученого Юрия Кондратюка. Кондратюк в начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне, и именно эти расчеты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон».

Несмотря на плохую погоду, Армстронг также принял участие в круизе на яхте по Новосибирскому водохранилищу. Группа высадилась на одном из островов, где устроила пикник, а первый человек на Луне поучаствовал в приготовлении ухи. Этот процесс мы и видим на фото: слева – Армстронг пробует только что приготовленный рыбный суп, справа – космонавт Георгий Береговой.

24
После Новосибирска Армстронг провел пять дней в Москве, где посетил мавзолей Ленина и возложил венки к Могиле Неизвестного Солдата (на фото). 

По его воспоминаниям, одним из самых эмоциональных эпизодов его визита стала встреча с вдовами двух космонавтов – Юрия Гагарина и Владимира Комарова. В ходе визита он также подарил председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину кусок лунного камня и флаг Советского Союза, который вместе с флагами других государств был на борту «Аполлона» во время полета на Луну. В ответ Косыгин заявил, что «советский народ как никто другой восхищается его мужеством и знаниями».

Армстронг стал вторым астронавтом (после Фрэнка Бормана), ступившим на территорию Советского союза. Визит астронавта запомнился как очередной шаг на пути к потеплению отношений между США и СССР в области освоения космоса. Кульминацией этого стал совместный проект двух стран – программа «Аполлон-Союз»

25
На этом фото – Нил Армстронг с его второй женой Кэрол, а также астронавты Майкл Коллинз и Базз Олдрин с супругой Луис на приеме у президента США Билла Клинтона. Во время приема в 1999 году астронавты подарили Клинтону лунный камень.
 
После лунной программы Армстронг заявил, что не планирует возвращаться в космос. Из НАСА он, тем не менее, не ушел: астронавт был назначен заместителем помощника администратора по аэронавтике Управления перспективных исследований и технологий.

26
На этом снимке Нил Армстронг выступает перед конгрессменами с докладом «Прошлые, настоящие и будущие пилотируемые полеты НАСА: куда мы теперь идем?».  
 
После карьеры в НАСА Армстронг не часто появлялся на публике. Он был хорошо известен как человек, всеми силами пытавшийся избежать лишнего внимания и тем более избегавшего скандалов и громких историй. 
 
Семья астронавта называла его «американским героем поневоле»: одной из причин его ухода из НАСА стало желание астронавта избежать фаворитизма среди руководства организации и сослуживцев.
 
Армстронг не акцентировал внимание на том вкладе, что он внес в историю освоению космоса, стараясь сфокусироваться на более земных делах. Позже все свое свободное время он посвятил ферме в Огайо, а также преподаванию в Университете Цинциннати. Среди своих студентов, которым он преподавал аэрокосмическую технику, он запомнился как хороший, но строгий преподавате

27
Нил Армстронг скончался 25 августа 2012 года. Причиной смерти стали осложнения после аортокоронарного шунтирования. Ему было 82 года.

Прах первого человека на Луне был развеян над Атлантическим океаном по традиции американских военно-морских сил.

В своих прощальных словах бывший напарник Армстронга по лунной программе Базз Олдрин назвал его «лучшим пилотом, которого я только знал» и выразил сожаление, что не сможет отметить с ним 50-летие высадки человека на Луну в 2019 году. К словам соболезнования также присоединился и Майкл Коллинз.

В свою очередь президент США Барак Обама назвал Армстронга «одним из величайших американских героев – не только нашего времени, но и всех времен».

Русская служба «Голоса Америки»

Поделиться

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  •  

Нил Армстронг: первый человек на Луне

Нил Армстронг был астронавтом НАСА и авиационным инженером. Он сфотографирован здесь во время последней проверки его системы связи перед посадкой миссии «Аполлон-11».
(Изображение предоставлено НАСА)

Нил Армстронг был астронавтом НАСА и авиационным инженером. Известно, что он стал первым человеком, ступившим на Луну 20 июля 1969 года во время миссии «Аполлон-11». Армстронг также участвовал в миссии НАСА «Джемини-8» в 1966 году. 

Он ушел из НАСА в 19 лет.71 и оставался активным в аэрокосмическом сообществе, хотя предпочитал держаться подальше от общественного внимания. Армстронг умер 25 августа 2012 года в возрасте 82 лет.

Армстронг, как известно, умалчивал о своих достижениях, предпочитая сосредоточиться на команде, которая помогла ему добраться до Луны, а не на своих первых шагах. «Думаю, нам всем нравится, когда нас признают не за один фейерверк, а за нашу ежедневную работу», — сказал Армстронг в интервью программе CBS «60 минут» в 2005 году. 

В другом интервью, когда его спросили, каково это, когда его следы остаются на поверхности Луны тысячи лет, Армстронг сказал: «Я надеюсь, что однажды кто-нибудь отправится туда и очистит их». Независимый (открывается в новой вкладке) сообщил.

Связанный: Посадочные модули Аполлона, отпечаток ботинка Нила Армстронга и другие человеческие артефакты на Луне официально защищены новым законом США

Ранняя карьера и работа в НАСА30, Стивену Кенигу Армстронгу и Виоле Луизе Энгель.

Нил был военно-морским летчиком с 1949 по 1952 год и участвовал в войне в Корее. Он получил степень бакалавра наук в области авиационной техники в Университете Пердью в 1955 году. (Много лет спустя, после того как он стал всемирно известным, он также получил степень магистра наук в области аэрокосмической техники в Университете Южной Калифорнии в 1970 году.) 

Армстронг стал летчиком-испытателем НАСА (тогда известного как NACA, Национальный консультативный комитет по аэронавтике) и управлял X-15, реактивным самолетом в форме ракеты, который испытал пределы полетов на большой высоте. За свою долгую карьеру пилота Армстронг управлял более чем 200 различными самолетами, от реактивных самолетов до планеров и даже вертолетов.

Летчик-испытатель НАСА Нил Армстронг рядом с кораблем X-15 №1 после исследовательского полета. (Изображение предоставлено НАСА)

(открывается в новой вкладке)

В 1962 году Армстронг был выбран во вторую группу астронавтов НАСА, которая летала на двухместных миссиях «Джемини» для проверки космических технологий, а трех- миссии Аполлона, которые в конечном итоге доставили 12 человек на поверхность Луны. Первый полет Армстронга состоялся в качестве командира миссии Gemini 8 в марте 1966 года — шестой миссии с экипажем из этой серии.

Армстронг и пилот Дэвид Скотт завершили первую орбитальную стыковку двух космических кораблей, соединив свой космический корабль «Джемини-8» с неуправляемой машиной-мишенью Аджена. Однако экипаж из двух человек столкнулся с серьезной проблемой, когда двигатель космического корабля Gemini 8 застрял в открытом положении. Поскольку астронавты вращались со скоростью более одного оборота в секунду, Армстронгу удалось снова получить контроль, используя двигатели системы входа в атмосферу. Это событие стало первой серьезной аварийной ситуацией в космосе, и, хотя миссия в конечном итоге завершилась благополучно, космический корабль был вынужден преждевременно приводниться, потому что система повторного входа в атмосферу уже была израсходована.

Армстронг также чудом избежал неприятной аварии в мае 1968 года, на этот раз в атмосфере Земли, когда управлял исследовательским аппаратом для посадки на Луну — машиной, которая могла летать как лунный модуль и имитировать посадку на Луну. По сообщению НАСА, топливо для двигателей ориентации закончилось, и Армстронг был вынужден катапультироваться всего за несколько секунд до крушения корабля. Армстронг остался невредим.

Командир Нил Армстронг (справа) и пилот Дэвид Р. Скотт готовятся к посадке на «Джемини-Титан 8». «Джемини-8» успешно стартовал в 11:41 по восточному поясному времени, 16, 19 марта.66. Миссия провела первую стыковку двух космических аппаратов на орбите и благополучно приземлилась на Землю после аварийного прерывания. (Изображение предоставлено НАСА)

(открывается в новой вкладке)

Аполлон-11 и первая лунная походка

Члены экипажа Аполлона-11 были объявлены публике в январе 1969 года. Начальник Управления астронавтов НАСА Дональд Кент «Дик» Слейтон , выбрал команду ветеранов, состоящую из Нила Армстронга (Близнецы 8), Эдвина «Базза» Олдрина (Близнецы 12) и Майкла Коллинза (Близнецы 10), причем Армстронг был выбран для командования миссией. В его обязанности входила посадка на Луну вместе с Олдрином, пилотом лунного модуля «Орел». Коллинз останется на лунной орбите на борту командного модуля «Колумбия». (Изначально предполагалось, что Коллинз будет резервным пилотом «Аполлона-11», но его место в последовательности полетов было перемещено после того, как необходимая операция на спине вынудила его покинуть основной экипаж «Аполлона-8».)0003

Когда посадочный модуль приблизился к Луне, Армстронг взял на себя управление, когда увидел, что компьютер направляет их к зоне приземления, заполненной валунами. В 16:14 EDT (2014 GMT), Армстронг и Олдрин приземлились на Луне, у них осталось всего 25 секунд топлива. Армстронг сообщил по рации: «Хьюстон, здесь База Спокойствия. Орел приземлился». Капсульный коммуникатор и астронавт Чарльз Дьюк ответил с Земли: «Роджер… Спокойствие, мы копируем вас на земле. У вас есть группа парней, которые вот-вот посинеют. Мы снова дышим. Большое спасибо».

По расписанию астронавты должны были выспаться перед первой выходкой на Луну, но они решили выйти на улицу пораньше, потому что чувствовали, что не смогут заснуть. На глазах у черно-белой телекамеры, транслирующей его движения в прямом эфире на Землю, Армстронг спустился с посадочного модуля Eagle и коснулся левой ногой поверхности в 22:56. 20 июля по восточному поясному времени (02:56 по Гринвичу, 21 июля). Его первыми словами были: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества». («А» было потеряно из-за радиопомех, но более поздний анализ звуковой волны показал, что это сказал Армстронг.)

Армстронг и Олдрин вместе исследовали поверхность во время лунной прогулки, которая длилась 2 часа 36 минут. Они собрали 48,5 фунтов (22 кг) материала с поверхности, в том числе 50 лунных камней, а также провели эксперименты, установили флаг США и нашли время, чтобы поговорить с тогдашним президентом США Ричардом Никсоном.

Экипаж «Орла» благополучно стартовал с Луны 21 июля, состыковался с «Колумбией» и вернулся на Землю для успешной посадки в океане 24 июля. вроде лунных микробов вернулись с ними, а затем отправились в мировое турне, чтобы отпраздновать миссию.

После «Аполлона-11» и смерти Армстронга

После того, как он стал астронавтом, Армстронг был заместителем помощника администратора по аэронавтике в штаб-квартире НАСА. Он ушел из НАСА в 1971 году. С 1971 по 1979 год он был профессором аэрокосмической техники в Университете Цинциннати. Затем с 1982 по 1992 год Армстронг был председателем Computing Technologies for Aviation Inc. в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния. Армстронг также участвовал в Комиссии Роджерса, президентской комиссии, которой было поручено изучить причины и события фатального взрыва шаттла «Челленджер» 28 и 19 января.86, в результате которого погибли семь астронавтов.

После ухода из НАСА Армстронг предпочел в основном оставаться в тени, хотя периодически появлялся в интервью или на юбилейных мероприятиях, касающихся Аполлона-11. Хотя его публичных заявлений было немного, он следил за новостями космических полетов и иногда публично комментировал происходящее. . Он оставался ярым сторонником суборбитальных космических полетов. С другой стороны, бывший астронавт Аполлона публично критиковал планы по переносу пилотируемых космических полетов с НАСА на частные космические корабли.

7 августа 2012 года, через два дня после того, как Армстронгу исполнилось 82 года, знаменитому луноходу сделали операцию по коронарному шунтированию. Осложнения после операции привели к его смерти 25 августа. «Для тех, кто может спросить, что они могут сделать, чтобы почтить Нила, у нас есть простая просьба», — добавили они. «Уважайте его пример служения, достижений и скромности, и в следующий раз, когда вы выйдете на улицу ясной ночью и увидите, как луна улыбается вам, подумайте о Ниле Армстронге и подмигните ему».

Дань уважения поступила от многих общественных деятелей, включая президента Барака Обаму, кандидата в президенты от Республиканской партии Митта Ромни, тогдашнего администратора НАСА Чарльза Болдена, членов экипажа Аполлона-11 Олдрина и Коллинза, а также различных космических представителей в общественной, частной и некоммерческой сферах.

«Нил был одним из величайших американских героев — не только своего времени, но и всех времен», — говорится в заявлении Обамы . «Когда он и его товарищи по команде взлетели на борту «Аполлона-11» в 1969, они несли с собой чаяния целой нации. Они намеревались показать миру, что американский дух может видеть за пределами того, что кажется невообразимым, — что при достаточном напоре и изобретательности все возможно». в Цинциннати. Две недели спустя в Национальном соборе в Вашингтоне, округ Колумбия, прошла поминальная служба, транслируемая по телевидению. на борту, когда судно покинуло порт в Мейпорте, штат Флорида, и его прах развеяли где-то в Атлантическом океане.Обама приказал, чтобы флаги вокруг Соединенных Штатов развевались приспущенными в день похорон.

Наследие Армстронга

В 2015 году Смитсоновский институт обнаружил, что Армстронг припрятал тканевый мешок, полный мелких деталей лунного модуля «Орел», который десятилетиями оставался ненайденным, пока его не нашла его вдова Кэрол. Хотя Армстронг не упоминал об этой сумке в течение десятилетий интервью, она несколько раз обсуждалась во время миссии.

Неизвестно, как Армстронг в конечном итоге завладел сумкой, но во времена Аполлона астронавты обычно сохраняли сувениры о своих полетах. (Через месяц после смерти Армстронга Обама узаконил законопроект, позволяющий астронавтам Меркурия, Близнецов и Аполлона сохранить законное право собственности на эти сувениры.) Бывший ведущий «Разрушителей мифов» Адам Сэвидж впоследствии создал сумку для переноски, основанную на дизайне «кошелька» Армстронга. ; этот дизайн фактически использовался в нескольких миссиях Аполлона до и после Аполлона-11. 

21 июля 2009 года Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин присутствовали на торжественном мероприятии Комитета по науке и технологиям Палаты представителей США в честь астронавтов Аполлона-11 в офисном здании Кэннон Хаус на Капитолийском холме. Во время церемонии комитет вручил астронавтам копию Резолюции 607 Палаты представителей, посвященной их достижениям, и объявил о принятии закона о награждении их и Джона Гленна золотой медалью Конгресса.

Астронавты Аполлона-11 (слева направо), Майкл Коллинз, Нил Армстронг, Базз Олдрин и администратор НАСА Чарльз Болден присутствуют на церемонии, посвященной памяти астронавтов Аполлона-11, Комитета Палаты представителей по науке и технологиям. (Изображение предоставлено НАСА/Билл Ингаллс)

В документальном фильме BBC 2013 года брат Армстронга, Дин, сказал, что он знал о знаменитых первых словах на Луне за несколько месяцев до приземления Аполлона-11. Дин сообщил, что Армстронг передал ему рукописную записку, когда братья играли в «Риск» поздно ночью, как сообщает британская газета The Telegraph. Однако замечания Дина противоречили многим заявлениям самого Армстронга, который сказал, что слова не приходили к нему, пока он не прибыл на Луну. Другие астронавты Аполлона-11 также поддержали утверждения Армстронга.

В 2017 году из Музея авиации и космонавтики Армстронга в Вапаконете была украдена редкая золотая лунная модель. «Вход в музей был обнаружен и изъят из чистого золота с копией лунного экскурсионного модуля 1969 года, который приземлился на Луне», — заявил Рассел Ханлок, начальник полиции Вапаконеты. «Это произведение очень редкое, так как оно было подарено Нилу Армстронгу в Париже, Франция, вскоре после высадки на Луну».

12 октября 2018 года компания Universal Pictures выпустила биографию Нила Армстронга, основанную на книге Джеймса Р. Хансена «Первый человек: жизнь Нила А. Армстронга». В фильме снялся Райан Гослинг в роли Армстронга. Фильм был втянут в политические споры, потому что создатели фильма решили не включать сцену, в которой Армстронг водружает американский флаг на поверхности Луны, несмотря на то, что Армстронг сделал это на самом деле. Сенатор Марко Рубио, республиканец из Флориды, написал в Твиттере: «Это полное безумие. И медвежья услуга в то время, когда нашим людям нужны напоминания о том, чего мы можем достичь, работая вместе».

На Венецианском кинофестивале Гослинг защищал выбор режиссера, сообщила The Telegraph , сказав: «Я думаю, что [высадка на Луну] в конце концов широко расценивалась как человеческое достижение [и] именно так мы выбрали для просмотра».

11 августа 2021 года НАСА выделило Нилу Армстронгу испытательный центр в Огайо. Армстронг любезно отказался от этой чести, когда его первоначально попросили, но в среду (11 августа), через девять лет после смерти Армстронга и через неделю после того, что должно было стать его 9-летием.1-го дня рождения группа официальных лиц НАСА и членов Конгресса собралась на небольшой церемонии открытия в Сандаски, штат Огайо. Станция НАСА «Плам-Брук» теперь известна как «Испытательный комплекс Нила А. Армстронга».

Дополнительные ресурсы

Вы можете изучить 50 фактов о Ниле Армстронге в этой статье на Facts.net или прочитать о жизни Армстронга и его мечтах о космических путешествиях в этой книге  Джеймса Р. Хансена. . Узнайте больше об Армстронге из этой информативной статьи (откроется в новой вкладке), опубликованной Музеем авиации и космонавтики.

Библиография

  • Сильвия Даути Фрайс «Инженеры НАСА и эпоха Аполлона», Серия истории НАСА.
  • Хансен, Джеймс Р. «Первый человек: жизнь Нила А. Армстронга». Саймон и Шустер, 2012 г. 

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Дейзи Добриевич присоединилась к Space.com в феврале 2022 года в качестве справочного автора, ранее работавшего штатным автором в нашем сестринском журнале All About Space. Прежде чем присоединиться к нам, Дейзи прошла редакционную стажировку в журнале BBC Sky at Night Magazine и работала в Национальном космическом центре в Лестере, Великобритания, где ей нравилось знакомить общественность с космической наукой. В 2021 году Дейзи защитила докторскую диссертацию по физиологии растений, а также имеет степень магистра наук об окружающей среде. В настоящее время она проживает в Ноттингеме, Великобритания.0003

Студенты Лорел-Спрингс изучают исторические последствия высадки на Луну

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества». Так сказал бесстрашный исследователь космоса Нил Армстронг 20 июля 1969 года, когда этот храбрый американец стал первой душой, когда-либо пересекавшей поверхность Луны в рамках первой высадки на Луну. Он произнес эти слова на поверхности Луны как раз перед тем, как к нему присоединился другой астронавт Базз Олдрин, который красиво и просто описал местность, назвав ее «великолепным запустением».

Космический корабль «Аполлон-11» был запущен ракетой «Сатурн-5» с мыса Кеннеди 16 июля 1969 года. На борту находились астронавты-командующий Нил Армстронг, пилот командного модуля Майкл Коллинз и пилот лунного модуля Эдвин «Базз» Олдрин из программы «Аполлон». Земная орбита 114 на 116 миль. Приблизительно 530 миллионов человек смотрели изображение Армстронга по телевидению и слышали его голос, описывающий событие, когда 20 июля 1969 года он сделал «…маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества»9.0003

Примерно через 109 часов 42 минуты после запуска Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. Примерно через 20 минут Олдрин последовал за ним. Через полчаса президент Никсон разговаривал по телефону с астронавтами. Армстронг и Олдрин провели на поверхности Луны 21 час 36 минут.

После полета космического корабля продолжительностью 195 часов 18 минут 35 секунд — примерно на 36 минут дольше запланированного — «Аполлон-11» приводнился в Тихом океане.

Как можно догадаться, это был великий подвиг для научного сообщества.

Высадка на Луну научила нас составу Луны. Это дало нам первый взгляд на Землю из космоса. В целом, есть много технологий, которые мы сейчас используем в нашей повседневной жизни, которых у нас не было бы, если бы ученые не продолжали исследовать космос. Например, метеорологические спутники, сублимированные продукты, спутники связи, телевизионные спутниковые тарелки, устройства медицинской визуализации, внутриушные термометры, огнеупорные материалы, используемые при тушении пожаров, детекторы дыма, солнцезащитные очки, беспроводные электроинструменты, космическая ручка. , амортизирующие материалы, используемые в шлемах, джойстиках для видеоигр и даже в мячах для гольфа.

Миссия «Аполлон» проложила путь к будущему освоению космоса и исследованию лунной поверхности. Инженеры продолжали работать над более сложными технологиями, которые в конечном итоге позволили астронавтам исследовать астероиды и другие планеты. Это проложило путь другим для изучения космических путешествий, и совместные усилия дали нам Международную космическую станцию.

Он вдохновил ученых продолжать исследовать космос и искать способы сделать невозможное.

Чтобы узнать больше о знаменитой миссии «Аполлон» и высадке на Луну, посетите сайт NASA.gov.

Высадка на Луну была большой победой человечества, но она также оказала большое влияние на общество.

По словам Кори Плау, заведующего кафедрой социальных исследований Школы Лорел Спрингс: «Ранее в этом десятилетии президент Джон Ф. Кеннеди пообещал отправить человека на Луну и благополучно доставить [этого человека] домой. До фактической посадки на Луну эта идея была всего лишь одной из научной фантастики. Однако обещание Кеннеди и гениальность ученых НАСА сделали это возможным».

«В 1969 году, после бурного десятилетия протестов, гражданских прав и войны во Вьетнаме, американцы собрались вместе в почти беспрецедентный момент национальной гордости, чтобы отпраздновать славу этого достижения», — продолжает он. «Несомненно, космическая гонка во время холодной войны сыграла огромную роль в достижении обещания Кеннеди за столь короткий промежуток времени. СССР добился огромных успехов в космической гонке, и это подталкивало нас идти дальше и дальше. Высадка человека на Луну заставила многих поверить в то, что все возможно, и что если мы сможем об этом подумать, мы сможем это сделать».

Учащиеся, вдохновленные высадкой на Луну, могут узнать больше на захватывающем курсе в школе Лорел Спрингс.

Зачисленные учащиеся средних школ имеют возможность пройти трехнедельный курс, чтобы открыть для себя чудеса космоса! Микрокурс под названием MS Outer Space охватывает исследование космоса, ракетостроение, технологии и их влияние на наше прошлое, настоящее и будущее.