Содержание
почему не все, что мы помним, было на самом деле – Москва 24, 23.03.2016
23 марта 2016, 16:04
Наука
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Правда ли то, что вы помните? Мы привыкли думать, что память устроена, как книга. Когда мы вспоминаем, мы будто открываем нашу память на нужной странице и читаем текст. Мы обычно думаем, что станицы памяти могут потускнеть, потеряться, а что-то нам самим хочется вырвать из книги с клочьями, чтобы забыть.
Однако современные исследования показали: память не книга, воспоминания не статичны, они могут меняться время от времени, пополняться новыми деталями и фантазиями. О том, как понять, где реальность, а где вымысел, читайте в материале m24.ru.
А был ли Дед Мороз
– Я помню, что в детстве перед Новым годом ко мне пришли Дед Мороз и Снегурочка. Родители впервые их пригласили, хотели сделать необычный подарок. Но я испугалась посоха Деда Мороза, заплакала и все испортила, – рассказывает мне недавно моя старшая сестра Лена. У нас с ней разница в возрасте почти 10 лет.
– Лена, все было не так, – перебиваю я сестру. – Это ко мне пришел Дед Мороз, и я его испугалась. Даже фотографии есть в детском альбоме, как я рыдаю, сидя у них на коленях. Тебе тогда было лет 15, ты могла их сама испугать.
Фото: ТАСС/Иван Гущин
Мы немного спорим, кто же был героем истории и решаем, что это все же была я. Удостовериться помогли фотографии. С фактами не поспоришь.
Почему произошла путаница? Ведь у нас с сестрой большая разница в возрасте, и на первый взгляд сложно перепутать, к кому пришел Дед Мороз.
Исследователи памяти говорят, что искажения воспоминаний происходят постоянно. Каждый раз, когда мы вспоминаем и рассказываем семейные истории, мы как бы проживаем их снова и в этот момент можем случайно присвоить себе те воспоминания, которые с нами не происходили.
Грехи нашей памяти
Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или отмирать.
«Наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции», – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.
Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием «Семь грехов памяти», описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
- Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
- Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
- В-третьих, мы забываем источники информации.
- В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
- В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.
Сколько было бунтовщиков
В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.
Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: «Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?». Вопрос для второй группы звучал так: «Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?».
Фото: ТАСС/Zuma Calvelo
Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.
Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.
Потерялся в магазине
Кроме того, Лофтус доказала, что память можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и вообще в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание.
Первый эксперимент на эту тему проводился еще в 1995 году. Испытуемым рассказывали истории, которые как будто бы случились с ними в раннем детстве, а потом просили их рассказать подробности этих воспоминаний.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Участники эксперимента верили в то, что информация достоверна и получена психологами от членов их семей, тогда как в действительности это были «псевдособытия», которые никогда с ними не случались.
В исследовании около 25 процентов испытуемых удалось убедить, частично или полностью, что в возрасте 5–6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете, были весьма напуганы и, в конце концов, спасены кем-то из взрослых и возвращены родителям. Причем многие испытуемые потом дополняли свои «воспоминания» красочными подробностями. Феномен был назван «потерялся в магазине».
Верим в хорошее
Психологов настолько вдохновили эксперименты Лофтус по внедрению ложных воспоминаний, что потом они стали повторять эти исследования снова и снова. В чем только не убеждали людей.
Например, что в детстве испытуемые попали в больницу во время семейного праздника, или что они чуть не утонули в озере и спасатели их еле вытащили из воды, или что на них напало бешеное животное и покусало их, или что они лично встречали Багза Банни в Диснейленде (чего не могло быть, так как это персонаж студии Warner Brothers).
Исследования показали, что в среднем каждый третий (30 процентов) присваивает себе ложные воспоминания, начинает верить в них и даже дополняет их выдуманными деталями и эмоциональным отношением.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Эксперименты также показали, что мы больше склонны присваивать позитивные ложные воспоминания, чем негативные. В то, что человек в детстве летал с родителями на воздушном шаре, поверили 50 процентов испытуемых. В то, что в детстве они проходили неприятный ректальный осмотр с применением клизмы, удалось убедить не многих.
Здесь помню, здесь не помню
Ученые выяснили, что в стрессовой ситуации память подводит. Например, очевидцы преступлений обычно не могут вспомнить, как выглядел преступник, в чем он был одет, куда побежал. Но зато помнят четко какую-нибудь мелкую и неожиданную деталь, например, марку пистолета, из которого стрелял преступник. Феномен был назван «фокусировка на оружии».
Выявленные ошибки памяти поставили под вопрос достоверность свидетельских показаний при раскрытии преступлений.
Вся жизнь перед глазами
Как отмечают исследователи, память нам нужна, чтобы ориентироваться в жизни, принимать верные решения и хорошо адаптироваться к обстоятельствам. Именно поэтому мы лучше помним то, что используем в повседневной жизни и забываем то, что нам не пригодилось, например, школьную программу по алгебре.
В стрессовой ситуации многие люди говорят, что помнят, как у них «вся жизнь промелькнула перед глазами».
Профессор МГУ Вероника Нуркова в научной статье «Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти» объясняет этот феномен тем, что в ситуации угрозы жизни наша память не знает, какая именно информация нам сейчас нужна, чтобы выжить. Поэтому память подгружает в наше сознание сразу серию жизненно-значимых событий, которые с нами происходили из долговременной памяти. Это нужно, чтобы мы смогли опереться на свой жизненный опыт, сориентироваться в ситуации, принять верное решение и спасти свою жизнь.
Мы перекраиваем свою память
Получается интересная закономерность. С одной стороны, память влияет на нашу жизнь, мы принимаем решения опираясь на нее и наше представление о себе зависит от наших воспоминаний. С другой стороны, память определяется настоящим, а не прошлым. Все, что мы помним, зависит от того, что с нами происходит сейчас.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
«Память человека – не просто собрание всего, что с ним происходило в течение жизни, это нечто большее: воспоминания – это еще и то, что человек думал, что ему говорили, во что он верил, – утверждает Элизабет Лофтус. – Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Создается впечатление, что мы перекраиваем свою память и становимся воплощением собственных фантазий».
Сюжет:
Мнения
наука образование исследования психология память Дед Мороз общество воспоминания детство обо всем
Все, что было не со мной
Обычно мы уверены в незыблемости наших воспоминаний и готовы поручиться за точность деталей, особенно когда речь идет о по-настоящему важных для нас событиях. Между тем ложные воспоминания — самая обыденная вещь, они неизбежно накапливаются в памяти каждого из нас и даже могут рассматриваться как определенное благо. Подробнее о том, как рождаются и функционируют ложные воспоминания, а также о том, для чего они нужны, читайте в нашем материале.
Новый год — ностальгический зимний праздник, который для многих почти неразрывно связан с теплыми воспоминаниями из детства. Шум телевизора, по которому с самого утра крутят «Иронию судьбы» и «Гарри Поттера», вкусные запахи из кухни, уютная пижама с маленькими желтыми звездочками и рыжий кот Барсик, постоянно путающийся под ногами.
А теперь представьте: вы собираетесь за семейным столом, и брат говорит вам, что вообще-то Барсик сбежал в 1999 году, а «Гарри Поттера» стали крутить по телевизору только шесть лет спустя. И пижаму со звездочками вы не носили, потому что уже ходили в седьмой класс. И точно: как только брат напоминает об этом, красочное воспоминание рассыпается на кусочки. Однако почему же оно тогда казалось таким реальным?
Бесконечная амнезия
Многие люди убеждены, что человеческая память работает подобно видеокамере, аккуратно записывающей все происходящее вокруг. Особенно это касается личностно значимых событий, связанных с внезапным переживанием сильных эмоций.
Так, делясь воспоминаниями об автомобильной аварии, человек очень часто может вспомнить не только, что делал и куда направлялся, но и, например, какая за окном была погода или что играло по радио. Однако исследования показывают, что все не так просто: каким бы ярким и живым ни было воспоминание, оно все равно подвержено «коррозии».
О несовершенстве памяти ученые заговорили давно, но наиболее наглядно его впервые продемонстрировал Герман Эббингауз в конце XIX века. Он был увлечен идеей «чистой» памяти и предложил метод заучивания бессмысленных слогов, которые состояли из двух согласных и гласного звука между ними и не вызывали никаких смысловых ассоциаций — например, каф, зоф, лоч.
В ходе опытов выяснилось, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов информация забывается довольно быстро: через час в памяти оставалось только 44 процента выученного материала, а через неделю — менее 25 процентов. И хотя Эббингауз был единственным участником собственного эксперимента, впоследствии его неоднократно воспроизводили, получая сходные результаты.
Здесь вы наверняка справедливо возмутитесь — все-таки бессмысленные слоги не то же самое, что значимые моменты нашей жизни. Разве возможно забыть свою любимую детскую игрушку или отчество первой учительницы? Тем не менее, более современные исследования показывают, что даже в нашей автобиографической памяти сохраняется очень небольшая часть прожитого опыта.
В 1986 году психологи Дэвид Рубин, Скотт Ветцлер и Роберт Небис на основе метаанализа результатов, полученных несколькими лабораториями, построили распределение воспоминаний среднестатистического человека в возрасте 70 лет. Выяснилось, что люди достаточно хорошо помнят недавнее прошлое, но при движении назад во времени число воспоминаний резко сокращается и падает до нуля в возрасте примерно 3 лет — этот феномен называется детской амнезией.
Последующие исследования Рубина показали, что люди все-таки помнят некоторые события из раннего детства, однако большинство этих воспоминаний — результат абсолютно нормальной ретроспективной имплантации, которая часто происходит во время диалогов с родственниками или просмотра фотографий. И, как оказалось впоследствии, имплантация воспоминаний происходит намного чаще, чем мы привыкли думать.
Переписать прошлое
Долгое время ученые были убеждены, что память — нечто незыблемое, что остается неизменным на протяжении всей нашей жизни. Однако уже в конце XX века стали появляться серьезные свидетельства того, что воспоминания можно подсадить или даже переписать. Одним из доказательств пластичности памяти стал эксперимент, проведенный Элизабет Лофтус — одним из наиболее видных когнитивных психологов современности, занимающихся вопросами памяти.
Исследовательница послала мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 53 лет буклет с четырьмя историями из детства, записанными со слов старшего родственника. Три истории были настоящими, в то время как одна — рассказ о том, как участник эксперимента в детстве потерялся в супермаркете, — ложной (хотя она и содержала правдивые элементы, например название магазина).
Психолог попросила испытуемых вспомнить как можно больше деталей об описанном событии или написать «я не помню этого», если никаких воспоминаний не сохранилось. Удивительно, но четверть испытуемых смогла рассказать о событиях, которых никогда не происходило. Более того, когда участников эксперимента попросили найти ложную историю, 5 из 24 человек совершили ошибку.
Похожий эксперимент несколько лет назад был проведен двумя другими исследователями, Джулией Шоу и Стивеном Портером. Психологи, используя аналогичный метод, смогли заставить студентов поверить, что в подростковом возрасте они совершили преступление.
И если в эксперименте Лофтус число людей, которым удалось «подсадить» ложные воспоминания, составляло всего 25 процентов от общего числа участников, то в работе Шоу и Портера этот показатель возрос до 70 процентов. При этом исследователи особо отмечают, что испытуемые не подвергались стрессу — напротив, ученые общались с ними довольно дружелюбно. По их словам, для того чтобы создать ложное воспоминание, оказалось достаточно авторитетного источника.
Сегодня психологи сходятся во мнении, что извлечение воспоминания может стать причиной для изменения ранее приобретенного опыта. Иными словами, чем чаще мы достаем из «дальнего ящика» эпизоды нашей жизни, тем с большей вероятностью они обрастут новыми красочными и, увы, фальшивыми деталями.
В 1906 году в журнал Times Magazine пришло необычное письмо от Гуго Мюнстерберга, заведующего лабораторией психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации, где описывался случай ложного признания в убийстве.
В Чикаго сын фермера обнаружил тело женщины, которую задушили проволокой и оставили на скотном дворе. Ему предъявили обвинение в убийстве, и, несмотря на то, что у него было алиби, он признался в преступлении. Более того, он не только признался, но и был готов раз за разом повторять показания, которые становились все более детальными, абсурдными и противоречивыми. И хотя все перечисленное явно свидетельствовало о недобросовестной работе следователей, сына фермера все же осудили и приговорили к казни.
Как показывают эксперименты, около 40 процентов деталей того или иного события меняются в нашей памяти еще в течение первого года, а спустя три года эта величина достигает уже 50 процентов. При этом не столь важно, насколько «эмоциональны» эти события: результаты справедливы и для серьезных происшествий, таких как теракты 11 сентября, и для более бытовых ситуаций.
И все потому, что наши воспоминания подобны
страницам в Википедии, которые можно редактировать и дополнять с течением времени. Отчасти это связано с тем, что человеческая память — сложная многоуровневая система, хранящая в себе невероятно много информации о местах, времени и обстановке. И когда некоторые фрагменты случившегося выпадают из памяти, мозг дополняет эпизод нашей биографии логичными деталями, которые подходят к той или иной ситуации.
Этот феномен хорошо описывает парадигма Диза–Родигера–Макдермотта (Deese–Roediger–McDermott, DRM). Несмотря на сложное название, она довольно проста, и ее часто используют для изучения ложных воспоминаний. Психологи дают людям список связанных между собой слов, таких как кровать, сон, спать, усталость, зевок, а спустя некоторое время просят вспомнить их. Как правило, испытуемые вспоминают слова, относящиеся к той же теме — например подушка или храп — но которых не было в первоначальном списке.
Кстати, это же отчасти объясняет возникновение «дежавю» — состояния, когда, находясь в новом для нас месте или ситуации, мы ощущаем, что однажды с нами это уже происходило.
Особенную опасность для воспоминаний представляют собой наводящие вопросы. При повторном обращении к прошлому опыту человек переводит свою память в лабильное, то есть пластичное состояние, и именно в этот момент она оказывается наиболее уязвима.
Задавая собеседнику закрытые вопросы во время его рассказа (такие как «Сильный дым был во время пожара?») или, еще хуже, наводящие вопросы («Она была блондинкой, так ведь?»), вы можете трансформировать его воспоминания, и затем они реконсолидируются, или проще сказать «перезапишутся», в искаженном виде.
Сегодня психологи активно изучают этот механизм, так как он имеет непосредственное практическое значение для судебной системы. Они находят все больше подтверждений тому, что показания очевидцев, полученные во время допроса, далеко не всегда могут быть надежной основой для обвинения.
При этом в обществе господствует мнение, будто воспоминания, полученные в стрессовой ситуации, или так называемые «воспоминания-вспышки» (flashbulb memories), наиболее четки и достоверны. Отчасти оно связано с тем, что люди искренне убеждены в том, что говорят правду, когда делятся такими воспоминаниями, и эта уверенность никуда не пропадает, даже если рассказ обрастает новыми ложными деталями.
Именно поэтому эксперты советуют в повседневной жизни либо слушать собеседника молча, либо, если это необходимо, задавать ему вопросы общего характера («Можешь рассказать поподробнее?» или «Ты помнишь что-нибудь еще?»).
Суперспособность забывать
Человеческая память — механизм адаптации к окружающей среде. Если бы люди не могли хранить воспоминания, то у них было бы намного меньше шансов выжить в дикой природе. Тогда почему же столь важный инструмент настолько несовершенен, спросите вы? Тут существует сразу несколько возможных объяснений.
В 1995 году психологи Чарльз Брейнерд и Валери Рейна предложили «теорию нечетких следов», в которой разделили человеческую память на «буквальную» (verbatim) и «содержательную» (gist). Буквальная память хранит яркие детальные воспоминания, в то время как содержательная — смутные представления о прошлых событиях.
Рейна отмечает, что чем старше становится человек, тем больше он склонен полагаться на содержательную память. Она объясняет это тем, что многие важные воспоминания могут понадобиться нам не сразу: например, студенту, успешно сдавшему экзамен, необходимо помнить выученный материал и в следующем семестре, и в будущей профессиональной жизни.
В данном случае важно не только запомнить информацию на определенный день или неделю, но и сохранить ее в течение длительного периода времени, и содержательная память в подобной ситуации играет более важную роль, чем буквальная.
Теория нечетких следов правильно предсказывает заметное влияние возраста на нашу память, называемое «эффектом обратного развития». По мере того, как человек становится старше, улучшается не только его буквальная память, но и содержательная. На первый взгляд, это звучит нелогично, но на самом деле вполне объяснимо.
На практике одновременное развитие буквальной и содержательной памяти означает, что взрослый с большей вероятностью запомнит список слов, но также и с большей вероятностью добавит в него подходящее по смыслу слово, которого в нем изначально не было. У детей же буквальная память окажется пусть и не такой вместительной, зато более точной — она меньше склонна вставлять «отсебятину».
Получается, что с возрастом мы все чаще пытаемся найти смысл в происходящем. С точки зрения эволюции это может быть более полезно для адаптации к окружающей среде и принятия безопасных решений.
Этот тезис хорошо иллюстрируют исследования памяти у грызунов. Так, в одном эксперименте крыс помещали в коробку и подвергали воздействию несильного разряда тока, в ответ на что животные замирали на месте (типичное проявление страха у грызунов).
Спустя несколько дней после того, как крысы обучались ассоциировать связь между средой и электрическим шоком, их помещали либо снова в ту же коробку, либо в новую. Выяснилось, что способность различать контексты со временем ухудшается: если спустя две недели после обучения крысы в новой среде замирали реже, чем в старой, то к 36-му дню показатели сравнивались.
Иными словами, когда животные оказывались в другой коробке, их старые воспоминания, вероятно, стали активироваться и «заражать» новые, заставляя грызунов включать ложную тревогу в безопасной обстановке.
Другие исследователи полагают, что изменчивость памяти может быть некоторым образом связана с нашей способностью представлять будущее. Например, группа Стивена Дьюхерста показала: когда людей просят вообразить себе некоторое предстоящее событие, например подготовку к отдыху, у них часто возникают ложные воспоминания.
Это значит, что те же процессы, которые заставляют наш мозг дополнять воспоминания ложными деталями, теоретически могут помогать нам моделировать возможное будущее, искать пути решения потенциальных проблем и предсказывать развитие критических ситуаций.
Кроме того, связь между памятью в целом (не только ложной) и воображением наблюдают и нейробиологи. Так, группа Донны Роуз Аддис с помощью МРТ-сканера анализировала мозговую активность испытуемых, то вспоминавших события прошлого, то представлявших себе будущее.
Оказалось, что между воспоминаниями и воображением наблюдается удивительное сходство — во время обоих процессов активируются схожие отделы мозга.
Если гипотезы ученых верны, то пластичность нашей памяти — вовсе не недостаток, а суперспособность, позволяющая нам как виду быть более адаптивными. И кто знает, как нам удастся использовать эту суперспособность в дальнейшем: быть может, через несколько десятилетий психологи научатся контролировать воспоминания, чтобы помочь больным справиться с тяжелыми психическими состояниями.
Кристина Уласович
ложных воспоминаний | Psychology Today
Фейковые новости
Отзыв от Psychology Today Staff
Хотя воспоминания кажутся твердой, прямой суммой того, кем являются люди, убедительные доказательства свидетельствуют о том, что воспоминания намного сложнее, очень подвержены изменениям и часто просто ненадежны. Воспоминания о прошлых событиях могут быть восстановлены по мере старения людей или изменения их мировоззрения. Люди регулярно ложно вспоминают события детства, а с помощью эффективных внушений и других методов было доказано, что они могут даже создавать новые ложные воспоминания.
Содержимое
Почему распространены ложные воспоминания
Почему воспоминания важны
Как легко распространяется дезинформация
Как распознать фейковые новости
Почему распространены ложные воспоминания
Податливые воспоминания человека часто связаны с мирскими вещами, например, когда мы сомневаемся, действительно ли плита выключена или включена. Но часто они могут иметь гораздо более серьезные последствия, например, ненадежные воспоминания очевидцев о преступлении.
Что вызывает ложную память?
Человеческая память податлива и ею легко манипулировать. Искаженная память или введение более поздней ложной информации может повлиять на то, как мы вспоминаем события, которые мы пережили из первых рук. Существующие знания человека могут мешать и блокировать его собственную память, приводя к вновь сформированным, слепленным воспоминаниям, которые не точно отражают реальность. Кроме того, при определенных обстоятельствах человеку могут дать ложную информацию и убедить его поверить в то, что на самом деле произошло событие, которого никогда не было.
Должен ли я подвергать сомнению свои воспоминания?
Учитывая, что наши восстановленные воспоминания могут быть подлинными или ложными, или комбинацией того и другого, уместно задаться вопросом, сколько из того, что вы помните, реально, а сколько является неправильным восприятием.
Как определить ложное воспоминание?
Без вещественных доказательств трудно точно сказать, настоящее это воспоминание или выдуманное. Даже если вы твердо убеждены в том, что воспоминание верно, велика вероятность того, что воспоминание ошибочно, немного или сильно.
Как избавиться от ложных воспоминаний?
Точно так же, как воспоминание можно превратить в ложное воспоминание, его также можно обратить вспять. Если вы вернетесь к воспоминанию и внимательно обдумаете его детали, возможно, со временем вы сможете воссоздать это событие. Благодаря такому процессу вы перенаправляете ложные воспоминания на истинные.
Почему воспоминания важны
Податливая память может иметь особенно тяжелые последствия, особенно в юридических условиях, когда дети используются в качестве свидетелей. Исследования показали, что ребенок может быть особенно восприимчив к внедрению ложных воспоминаний родителями или другими авторитетными лицами. Это становится очень проблематичным, когда дело связано с предполагаемым сексуальным насилием или зависит от правильной идентификации подозреваемого ребенком. Но взрослых также можно обманом заставить вспомнить события, которых никогда не было, или изменить детали того, что действительно произошло.
Почему я помню то, чего никогда не было?
Получив неполную информацию, мозг пытается заполнить пробелы. Если вы видите фотографию человека, которого вы никогда не встречали, например, и общие друзья поделились подробностями о времени, проведенном с этим человеком, вы можете начать верить, что вы действительно встречались с этим человеком.
Почему воспоминания со временем меняются?
Психолог Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине, влиятельный исследователь памяти, которая консультировала многие громкие судебные дела, связанные со спорными воспоминаниями, в том числе обвинения МакМартина в дошкольном сексуальном насилии, отмечает, что каждый приукрашивает или дополняет свои воспоминания во время вспомнить или пересказать. Со временем эти изменения, точные или нет, становятся частью памяти в уме. Лофтус предупреждает, что человеческая память — это не записывающее устройство, а скорее страница в Википедии: вы можете изменить ее, но и другие тоже могут.
Почему я не могу вспомнить свое детство?
Большинство людей с трудом вспоминают события до 3-4 лет, явление, называемое детской амнезией. В первые несколько лет жизни в организме ребенка происходит процесс нейрогенеза, или роста и развития нервной ткани. Развиваются новые нервные клетки, а старые перерабатываются или реформируются, унося с собой детские воспоминания.
Как легко распространяется дезинформация
В Интернете почти любой, претендующий на объективность или беспристрастность, может распространять ложные воспоминания посредством распространения ложной информации. Дезинформация или «фальшивые новости» стали повсеместными благодаря средствам массовой информации, таким как поддельные видео и фотожабы, а также сфабрикованный текст. Такая дезинформация особенно убедительна для аудитории, которая уже питает предубеждения, подтверждаемые неточными сообщениями.
Почему дезинформация так вредна?
Несколько недавних событий доказали, что память может стать оружием, часто довольно эффективным. Как только дезинформация завладевает сознанием цели, это новое, ложное воспоминание препятствует его или ее способности принимать обоснованные решения о политике и политиках. Фальшивые новости вызывают социальные разногласия и подрывают репутацию и даже искажают важные личные решения в отношении здоровья и благополучия.
Могут ли наши установки и предубеждения влиять на память?
Предвзятое мышление формирует то, как мы помним. Мы все используем предвзятость при восприятии, интерпретации и запоминании информации и событий. Этот эффект распространяется и на то, как мы используем наши воспоминания для получения информации о фальшивых новостях.
Можно ли изменить известные события?
В ходе исследования ученые подделали изображения хорошо известных событий и обнаружили, что воспоминания человека даже о всемирно известных знаковых событиях действительно могут быть изменены.
Как распознать фейковые новости
- Выясните источник информации и авторитетность сайта.
- Посмотрите, кто указан в разделе «О нас» или на странице «Свяжитесь с нами».
- Проверьте автора и внимательно изучите его достоверность.
- Является ли автор реальным человеком?
- Не ведитесь на кликбейтные заголовки, читайте весь пост.
- Какова цель информации?
- Убедитесь, что история актуальна и не взята из старой информации.
- Проверьте ссылки на ссылки и цитаты.
- Найдите дополнительную информацию по претензии.
- Подправленные изображения иногда очевидны, и их можно найти с помощью инструментов поиска изображений.
- Проверьте авторство изображения.
Подробнее
Помогают ли социальные сети лжецам?
Оценка новостей в Интернете
Почему люди верят ложной информации
Необходимые материалы для чтения
Последние сообщения
Как формируются воспоминания и почему многие из них могут быть ложными
Ложное воспоминание — это воспоминание, которое кажется вам реальным, но частично или полностью сфабриковано.
Примером ложных воспоминаний является убеждение, что вы включили стиральную машину перед тем, как уйти на работу, только чтобы вернуться домой и обнаружить, что вы этого не сделали.
Еще один пример ложных воспоминаний: вы думаете, что вас впервые осудили за то, что вы не помыли посуду, когда вам было 12, но ваша мама говорит вам, что это произошло из-за того, что вы проявили к ней неуважение, и это было не в первый раз.
Большинство ложных воспоминаний не являются злонамеренными или даже преднамеренно вредными. Это сдвиги или реконструкции воспоминаний, которые не соответствуют истинным событиям.
Тем не менее, некоторые ложные воспоминания могут иметь серьезные последствия, в том числе в суде или в юридических учреждениях, где ложные воспоминания могут быть осуждены неправомерно.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, как формируются ложные воспоминания, какое влияние они могут оказать на вас и других и как вы можете их исправить.
Воспоминания сложны. Хотя вы можете представить память как черный или белый элемент, правда в том, что воспоминания подвержены изменениям, податливы и часто ненадежны.
Пока вы спите, события перемещаются из временной памяти вашего мозга в постоянное хранилище. Переход, однако, не является абсолютным. Элементы памяти могут быть потеряны. Здесь могут начаться ложные воспоминания.
Имплантация ложных воспоминаний
Ложные воспоминания создаются несколькими способами. Каждый из них влияет на то, какие изменения в памяти или как она хранится.
Может быть трудно понять, какая из этих проблем вызвала ваши ложные воспоминания, но знание этого может в конечном итоге помочь вам понять, почему ложные воспоминания так распространены.
Предложение
Вывод — мощная сила. Вы можете создать новые ложные воспоминания с чьей-то подсказкой или из-за вопросов, которые они задают.
Например, кто-то может спросить вас, был ли грабитель банка в красной маске. Вы говорите «да», затем быстро поправляетесь, говоря, что это было черное. На самом деле у грабителя не было маски, но предположение, что им подбросили воспоминание, не было реальным.
Дезинформация
Вы можете получить неверную или ложную информацию о событии и убедиться, что оно действительно произошло. Вы можете создать новую память или объединить настоящие воспоминания с искусственными.
Неточное восприятие
Ваш мозг подобен компьютеру, хранящему то, что вы ему даете. Если вы даете ему неверную информацию, он сохраняет неверную информацию. Пробелы, оставленные вашей историей, могут быть позже заполнены вашими собственными воспоминаниями.
Неверная атрибуция
В своей памяти вы можете объединять элементы разных событий в одно.
Когда вы вызываете память, вы вспоминаете события, которые произошли. Но временная шкала перепутана или спутана с набором событий, которые теперь формируют в вашем сознании единственное воспоминание.
Эмоции
Эмоции момента могут оказать существенное влияние на то, как и что хранится в памяти. Недавние исследования показывают, что отрицательные эмоции приводят к большему количеству ложных воспоминаний, чем положительные или нейтральные эмоции.
Терапевтическое восстановление памяти вызывает споры. Методы психотерапии, такие как гипноз и управляемая медитация, использовались людьми как способ найти подавленные воспоминания. Эти воспоминания часто травматичны, например, о сексуальном насилии в детстве.
Эти воспоминания могут иметь непосредственное отношение к сегодняшнему поведению человека. Они могут сообщать о своей личности и отношениях. Это называется синдромом ложных воспоминаний, или созданием реальности вокруг ложных воспоминаний.
Никакие методы не могут определить достоверность этих воспоминаний, и у науки пока нет способа доказать, является ли восстановленное воспоминание истинным или ложным, когда отсутствуют независимые доказательства. На данный момент практика восстановления воспоминаний остается обсуждаемой практикой.
Память не является постоянной. Действительно, он податлив и часто постоянно меняется. Определенные люди или события могут способствовать развитию ложных воспоминаний. К ним относятся:
Очевидцы
Если вы стали свидетелем преступления или несчастного случая, ваши показания важны, но не окончательны. Это потому, что эксперты и сотрудники правоохранительных органов знают, что воспоминания и воспоминания могут меняться и действительно меняются, будь то по внушению или с течением времени.
Любые пробелы в событиях могут быть заполнены вашей памятью, превратив надежный отзыв в ошибочный.
Травма
Исследования показывают, что люди, перенесшие в анамнезе травму, депрессию или стресс, более склонны к ложным воспоминаниям. Отрицательные события могут вызвать больше ложных воспоминаний, чем положительные или нейтральные.
ОКР
Лица с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) могут иметь дефицит памяти или плохую уверенность в памяти.
У них может быть больше шансов создать ложные воспоминания, потому что они не уверены в своих собственных воспоминаниях. Это часто приводит к повторяющемуся или компульсивному поведению, связанному с этим расстройством.
Старение
Поскольку и вы, и память стареете, детали этой памяти могут быть потеряны. Суть воспоминаний становится сильнее, а детали исчезают.
Например, вы можете помнить, что отправились на пляж в свой медовый месяц, но не помните ни названия отеля, ни погоды, ни даже города, в котором вы остановились.