Луна и американцы: Рогозин рассказал, почему россияне не верят в то, что американцы были на Луне

Как будет проходить лунная программа США «Артемида»

Эта ракета не зря напоминает систему Space Shuttle: боковые твердотопливные ускорители те же (только на 25% мощнее), да и сама 65-метровая первая ступень — это тоже в общем и целом бак с водородом и кислородом, под которым установлены четыре маршевых двигателя RS-25 — кстати, точно такие же, как были у «челноков». В NASA считают очень важным запустить программу «Артемида» именно на этом сверхтяже — он символизирует продолжение славной истории.

В сентябре 2022 года ракета Space Launch System отправляет в космос корабль «Орион» в рамках миссии Artemis-1. Он летит без экипажа. Через две недели достигнет места назначения и проведёт на окололунной орбите 6 дней. Орбита эта будет ретроградной — корабль будет кружиться вокруг Луны в направлении, противоположном её вращению вокруг своей оси. А затем ещё несколько дней «Орион» будет возвращаться к Земле. Задача миссии — проверка всех систем для предстоящей высадки астронавтов на лунной поверхности.

Следующий пуск по программе «Артемида» намечен на 2024 год, тогда в такой же полёт вокруг Луны и обратно отправятся четверо астронавтов. А дальше — самое интересное: высадка на поверхность. Она будет сильно отличаться от того, как проходили миссии «Аполлонов».

Во-первых, экипаж пробудет на Луне около недели. До сих пор рекордсменами в этом смысле были Юджин Сернан, Рон Эванс и Харрисон Шмитт — астронавты «Аполлона-17»: они провели на Луне трое суток.

Во-вторых, стоит упомянуть об усовершенствованных скафандрах, особенно о том, который предназначен для выхода на поверхность. Между прочим, специалисты NASA создавали его при участии коллег из российского НПП «Звезда». Одно из его принципиальных отличий в том, что астронавт как бы «заходит» в него, как в дом, через «дверь» на спине, то есть костюм представляет собой практически единую конструкцию, разве что шлем и перчатки надеваются отдельно. Именно такими создаются российские «выходные» скафандры. А американские обычно делаются так, что их нужно надевать по частям: «штаны» отдельно, ботинки отдельно и так далее.

Наконец, сама высадка будет проходить не так, как в ходе миссий «Аполлонов». Дело в том, что в этом процессе будет задействована окололунная станция Gateway, которую к тому моменту предстоит развернуть на очень вытянутой орбите: в ближней точке до Луны будет 2000 километров, в самой дальней — 75 000. Перигей удобен для высадок, апогей — для будущих стартов уже к Марсу.

Так вот, лунный посадочный модуль к моменту прибытия «Ориона» с экипажем Artemis III будет уже ждать их пристыкованным к Gateway. Двое из четверых астронавтов переходят в него через станцию, отстыковываются и садятся на Луне. Для высадки выбрали окрестности Южного полюса, как вариант рассматривают кратер Шеклтона и ещё более десятка мест: там много запасов водяного льда, а вода — это не только потенциальное питьё и кислород для дыхания, но и после электролиза — водород и кислород как соответственно ракетное топливо и окислитель. Задача программы «Артемида» — так же, как и лунных программ России и Китая, — не просто высадиться на Луне, а развернуть там постоянную базу, на которой можно жить и работать, как на антарктической научной станции.

После завершения работы на поверхности астронавты садятся в небольшой взлётный модуль, стартуют в нём обратно к станции, стыкуются с ней, далее переходят в «Орион» и улетают на Землю. А сам лунный посадочный корабль останется на поверхности спутника Земли и превратится в мемориал в честь торжественного события. Как говорят специалисты по космическому праву, все места высадок астронавтов на Луне наверняка рано или поздно будут каким-то образом огорожены, поскольку дороги как память. Напомним, на сегодняшний день таких мест шесть.

Состоялись ли, по-вашему, шесть высадок американских астронавтов на Луне?

«Луна будет новой Антарктидой»: Планетолог Игорь Митрофанов — о будущей лунной базе

Адель Романенкова

  • Статьи
  • луннаяпрограмма
  • NASA
  • аполлон
  • луна
  • Космонавтика
  • Наука и Технологии

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Исполнилось 50 лет с момента первой поездки американцев по Луне

С миссией «Аполлона-15» — девятой пилотируемой экспедицией в рамках программы «Аполлон» и четвертой высадкой собственно на Луну — связано немало славных дел: она признана «одной из самых блистательных с научной точки зрения» (и вместе с этим и одной из самых скандальных). Впервые был задействован так называемый модуль научных приборов SIM (Scientific Instrument Module) в служебном отсеке корабля — аппаратура и фотокамеры для изучения Луны с орбиты; на лунную орбиту был доставлен и запущен небольшой искусственный спутник.

На обратном пути к Земле был совершен первый выход в открытый космос в межпланетное пространство (для демонтажа и последующей доставки на Землю отснятых фотокассет). Непосредственно на Луне впервые была использована, правда, не совсем удачно, буровая установка ALSD (Apollo Lunar Surface Drill). Вообще, как и во всех последующих миссиях, главный упор делался уже не на чисто технические достижения «лунной гонки», а на научную составляющую.

Лунный модуль, получивший в этот раз наименование «Фалькон» («Сокол»), был модифицирован так, что оказался существенно тяжелее всех предшественников, а для посадки была выбрана наиболее крутая траектория, в результате чего из всех шести прилунений «Аполлонов» эта посадка оказалась самой жесткой — даже с помятым соплом двигателя посадочной ступени.

Но, безусловно, наиболее примечательным новшеством стало впервые доставленное и опробованное 31 июля 1971 года транспортное средство, позволившее астронавтам резко увеличить дальность своих путешествий по поверхности спутника — до 28 км — и собрать 77 кг образцов лунного грунта (почти вдвое больше «Аполлона-14»). Две оставшиеся миссии — «Аполлоны-16» и «-17» — также с успехом использовали такие же «лунные тележки», или, как их называли официально, LRV (Lunar Roving Vehicle), а в просторечии — «лунные багги».

Старт корабля «Аполлон-15» состоялся 6 июля 1971 года с космодрома на мысе Канаверал во Флориде с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя «Сатурн-5» Вернера фон Брауна (модификации позволили несколько увеличить общую полезную нагрузку). Место высадки на Луне было выбрано в Болоте Гниения (Palus Putredinis) на юго-восточной окраине Моря Дождей (Mare Imbrium), у подножия лунных Апеннин, самой высокой гряды лунных гор, высотой более 4500 м. Возвращение на Землю и приводнение состоялось в акватории Тихого океана 7 августа, в 530 км от Перл-Харбора — тоже не без приключений — на двух парашютах из трех. Экипаж — Дэвид Скотт (командир), Альфред Уорден (пилот командного модуля, не садившийся на Луну) и Джеймс Ирвин (пилот лунного модуля). Все члены экипажа были действующими офицерами ВВС США. Совершено три выхода на поверхность общей продолжительностью 18,5 часа.

К этому времени на поверхности Луны вовсю работал советский «Луноход-1», его путешествие продлилось с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года.

Так что «лунной тележке» не суждено было стать первым в мире планетоходом. Однако принципиальное отличие состояло в том, что наши «Луноходы» — а второй будет доставлен на Луну 15 января 1973 года, пройдя 42 км до прекращения миссии 4 июня 1973 года, — управлялись дистанционно и автоматически, за рулем же LRV сидел непосредственно командир экипажа.

Интересно, как по-разному подошли конструкторы к проектированию вездеходов: ходовая часть советских 900-килограммовых «Луноходов», создаваемых под руководством Георгия Бабакина в конструкторском бюро Машиностроительного завода имени Лавочкина, содержала восьмиколесный движитель с эластичной подвеской для каждого колеса, причем колеса были выбраны решетчатые безпневматические. Поворот осуществлялся путем изменения скорости и направления вращения левого и правого бортов.

Американцы (разработчиком и генеральным подрядчиком тут выступила фирма Boeing) обошлись более традиционной четырехколесной конструкцией из алюминиевых труб с надувными колесами и отсутствием герметичной кабины. Масса этого устройства составляла более скромные 210 кг, грузоподъемность в условиях пониженной лунной силы тяжести — 490 кг.

Каждое колесо «лунных багги» приводилось в действие отдельным тяговым электродвигателем мощностью по 190 Вт. Управление движением осуществлялось двумя рулевыми электродвигателями (по одному для передних и задних колес). Причем во время первой поездки Скотта и Ирвина с «Аполлона-15» поворот передних колес не работал, что, впрочем, существенно не повлияло на работоспособность конструкции, ведь «ровер» оставался управляемым при отключении любого из двух рулевых двигателей, у него только радиус разворота увеличивался с трех метров до шести (и перед дальнейшими поездками и это починили).

Электропитание «Луноходов» (позже воспроизведенное и в американских марсоходах) базировалось на солнечных батареях площадью 3,5 м² мощностью 180 Вт и буферных аккумуляторах (серебряно-кадмиевых с емкостью 200 ампер-часов). На LRV устанавливались две неперезаряжаемые серебряно-цинковые батареи емкостью 121 ампер-час каждая.

Колеса американского «ровера» (разработка General Motors) поверх покрышки обволакивались еще стальной проволокой с цинковым покрытием и содержали специальный титановый протектор для надежного контакта с грунтом. Над колесами крепились крылья — пылевые щитки, — однако они оказались не очень надежными. Во время экспедиции «Аполлона-17» Юджин Сернан случайно задел молотком, торчавшим из его кармана, задний правый удлинитель крыла и оторвал его. Попытка починить с помощью скотча удалась лишь частично, и астронавтам в той экспедиции сильно досаждала летевшая из-под колес лунная пыль, к тому же пристававшая к клейкой ленте, которая после этого ни к чему не клеилась. В дальнейшем по совету с Земли удалось соорудить и прикрепить к крылу бумажный удлинитель, который до сих пор хранится в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне.

С помощью «ровера» «Аполлонам-15» удалось собрать ценную коллекцию камней, в которую вошел первый образец изначальной коры Луны (возрастом 4,5 млрд лет), часто называемый «Камнем Бытия» (15415) и удивительный «Рыхлый зеленый комок» (15425), содержащий первую воду, обнаруженную на Луне.

В этой экспедиции впервые активно использовалось постоянное видеонаблюдение за астронавтами с Земли, однако по своей инициативе и довольно часто экипаж отходил от полетного задания, делая это исподтишка и подыгрывая друг другу. Возможно, науке и нужно быть им за это благодарной. Еще в первой поездке Скотт сделал несанкционированную остановку, чтобы подобрать интересный кусок базальта темного цвета, сообщив при этом на Землю, что останавливается, чтобы поправить ремни безопасности. Теперь этот камень известен как «Базальт ремней безопасности» (The Seatbelt Basalt).

Также по своей инициативе и скрыв это от Земли астронавты провели мемориальную церемонию, оставив небольшую табличку с именами четырнадцати погибших советских и американских покорителей космоса и 8,5-сантиметровую алюминиевую фигурку, олицетворяющую павшего астронавта.

Позже разразился скандал, когда вопреки договоренности создатель «первого и пока единственного произведения искусства, доставленного на Луну», бельгийский скульптор Пол ван Хойдонк, решил продавать копии этой фигурки.

Кроме того, по договоренности с одним бизнесменом и без разрешения NASA астронавты взяли в полет и привезли обратно 398 конвертов с марками, на которых были проставлены специальные гашения и автографы. Предполагалось заработать на этом после окончания программы «Аполлон», однако бизнесмен нарушил договоренности, начал продавать конверты в Европе уже в сентябре 1971 года, и разбирательство инцидента вышло на уровень Конгресса США; конверты были конфискованы, а астронавты отстранены от подготовки к дальнейшим полетам и вскоре вынуждены были даже покинуть NASA.

53 года назад НАСА убедило американцев отправиться на Луну — смогут ли они сделать это снова?

15 июля 1969 года. Сверкая, как маяк, в липком флоридском зное, ракета «Сатурн-5» стоит на стартовой площадке Космического центра Кеннеди. Менее чем через 24 часа он запустит миссию «Аполлон-11» по высадке людей на поверхность Луны впервые в истории.

Но, невзирая на влажность сразу за сетчатым забором Космического центра, сотни протестующих думают о более земных заботах — они несут плакаты с надписью «Миллиарды для космоса, гроши для голодных». Их лидер? Не меньше, чем титан гражданских прав Ральф Абернати, один из ближайших помощников Мартина Лютера Кинга-младшего, правая рука и очевидный преемник.

«Я приехал на мыс Кеннеди не только для того, чтобы испытать волнение от этого исторического спуска на воду, — заявил в тот день прессе Абернати. «Я здесь, чтобы символически продемонстрировать трагическую и непростительную пропасть между технологическими способностями Америки и нашей социальной несправедливостью».

«12 долларов в день, чтобы накормить астронавта. Мы могли бы накормить голодающего ребенка за 8 долларов».

Согласно рассказам современников, тогдашний администратор НАСА Томас Пейн вышел на улицу, чтобы поговорить с демонстрантами, заявив: «Если бы мы могли решить проблему бедности, не нажимая завтра кнопку запуска людей на Луну, мы бы не стали нажимать эту кнопку».

«НАСА создавалось не для борьбы с бедностью».

Сегодня мы, конечно, знаем, что НАСА нажало на кнопку. 20 июля 1969 года миссия «Аполлон-11» осуществила первую в истории высадку человека на Луну, а Нил Армстронг и Базз Олдрин сделали первые шаги по каменистой почве во имя Земли. Тем временем на нашей планете напряженность вокруг социальной и экономической несправедливости и расового неравенства продолжала накаляться до апогея.

За десятилетия до сегодняшнего дня неравенство в заработной плате и другие показатели неравенства в Америке показывают расширяющуюся пропасть между самыми богатыми и самыми бедными американцами, а рост инфляции усугубляет неравенство. Еще в 1969, озабоченность по поводу высадки НАСА на Луну была сосредоточена на том, точно ли правительственные расходы отражают приоритеты американского общества, сказал Inverse Чарльз МакКинни, профессор Колледжа Родса, специализирующийся на Движении за гражданские права и истории афроамериканцев.

«Приоритеты лидерства в области гражданских прав, приоритеты людей, которые пытаются сделать Америку более справедливой, эти приоритеты столкнулись с заявленными приоритетами федерального правительства», — говорит МакКинни.

«НАСА создавалось не для борьбы с бедностью, не для строительства государственных школ. и обучать людей для работы», — добавляет он. «Они были построены, чтобы отправлять людей на Луну и спутники на орбиту».

Преподобный Ральф Абернати в сопровождении помощника Осии Уильямс стоит на макете лунного модуля накануне запуска Аполлона на Луну. Bettmann/Bettmann/Getty Images

Теперь НАСА готовится отправить людей обратно на Луну уже в 2026 году. Прежде чем астронавты смогут ходить по лунной поверхности, агентство планирует испытать свою новую ракету в августе или сентябре этого года. год с беспилотной миссией Artemis I (с ценой более 4 миллиардов долларов). Часы тикают — и каждый шаг на этом пути стоит денег.

Америка по-прежнему разделилась во мнениях относительно того, какими должны быть главные приоритеты расходов правительства во времена растущей инфляции, резкого разрыва в уровне благосостояния и нового стремления к расовой и социальной справедливости перед лицом климатического кризиса. В 2021 году опрос Morning Consult, в котором приняли участие 2200 американцев, показал, что большинство людей предпочли бы, чтобы НАСА сосредоточило свои усилия на Земле, вкладывая деньги в изучение изменения климата и защиту от приближающихся астероидов.

В более поздних опросах американцы определяют свои главные приоритеты прямо сейчас как экономические, так и внутренние: опросы, проведенные ABC News, Pew Research Center и FiveThirtyEight, проведенные в этом году, показывают, что главным приоритетом для действий правительства является инфляция (включая рост цены на газ и расходы на здравоохранение), за которыми следует насилие с применением огнестрельного оружия и борьба с дефицитом бюджета.

Между тем, опрос you.gov 1000 американцев, проведенный в июле 2022 года с вопросами об освоении космоса, показывает, что, хотя экономика и преступность могут быть главными приоритетами, американцы более или менее довольны усилиями НАСА по отправке астронавтов на Луну и уровень финансирования, предоставленный им для этого. Но они также считают, что НАСА должно было добиться большего за те деньги, которые оно уже получило, и ставят под сомнение более грандиозные амбиции агентства в отношении следующего этапа исследования Луны: постоянной базы людей на Луне.

Возвращаться навсегда

Иллюстрация астронавтов НАСА на Южном полюсе Луны. НАСА

Планы НАСА по возвращению людей на Луну включают в себя больше, чем просто приземление на Луну в рамках программы «Аполлон». Космическое агентство надеется установить длительное присутствие, построив лунную базу, которая может поддерживать поездки в другие места, такие как Марс и за его пределы.

Используя программу Artemis, агентство надеется начать ежегодные паломничества на Луну к концу десятилетия, начиная с запуска в 2026 году. НАСА оценивает ежегодные затраты на эту первую фазу проекта Artemis в размере от 2,5 до 7 миллиардов долларов на период с 2021 по 2025 год. В 2022 финансовом году НАСА получило 6,8 миллиарда долларов на финансирование Artemis, а президент Байден запросил дополнительные 7,5 миллиарда долларов. на 2023 финансовый год для программы.

Бюджет является основным фактором, влияющим на то, как люди относятся к космической программе. Как показывает опрос you.gov, американцы сильно обеспокоены тем, использует ли агентство свое финансирование для дальнейшего исследования космоса.

«Когда вы говорите, Эй, это миллиарды долларов , для среднего человека миллиарды — это огромно», — говорит Алан Стейнберг, заместитель директора Центра гражданского лидерства в Университете Райса, Inverse. «Но если сравнить это со стоимостью других вещей, особенно в большом масштабе, я думаю, что люди более понимающие».

Бюджет НАСА на 2022 финансовый год составил 24 миллиарда долларов, или 1,6 процента от дискреционного бюджета в 1,5 триллиона долларов в этом году. В бюджетном предложении президента Байдена на 2023 год он выделяет 7,5 миллиардов долларов для Artemis и 26 миллиардов долларов для НАСА… и 766 миллиардов долларов на оборону.

«Мы снова глубоко разделенная нация».

Маленькая картошка по сравнению с обороной, возможно, но предлагаемые правительством расходы на продолжение программы Artemis более сопоставимы с планами расходов на оплату труда и льготы всех сотрудников Управления транспортной безопасности (7,1 миллиарда долларов), блокировать гранты штатам для детей помощь в уходе (7,6 миллиарда долларов) и на очистку полигонов ядерных испытаний от Манхэттенского проекта и холодной войны (7,6 миллиарда долларов).

Тем не менее, согласно опросу 2200 американцев, проведенному Morning Consult в 2021 году, 33 процента считают, что отправка людей-астронавтов в миссии по исследованию Луны должна быть высоким или важным приоритетом для федерального правительства. При этом 42% респондентов не считали это важным приоритетом, а 14% вообще не считали, что это нужно делать. Все больше людей думали, что поиск сырья в другом месте в космосе для поддержания Земли, поиск инопланетян и мониторинг климата планеты были более приоритетными, чем высадка на Луну.

Недавний опрос 1000 американцев, проведенный you.gov в 2022 году, дал такой результат: 30 процентов считают, что правительство должно нести ответственность за отправку астронавтов на Луну, а 63 процента считают, что отправка астронавтов на Луну — это выгодное вложение средств. Но гораздо больше людей сказали, что телескоп «Хаббл» и системы глобального позиционирования (GPS) были хорошими инвестициями. Одно из ключевых отличий этих программ? Хаббл и GPS хорошо зарекомендовали себя, и их полезность доказана. Отправка астронавтов на Луну для создания там постоянной базы — пока невозможна.

Только 10 процентов респондентов сказали, что «весьма вероятно» то, что по крайней мере некоторые люди будут постоянно жить на другой планете или на Луне в течение следующих пятидесяти лет — заявленная НАСА конечная цель Артемиды.

Тем не менее, МакКинни из Rhodes College предполагает, что отсутствие очевидной поддержки расширенной программы исследования космоса может вводить в заблуждение.

«Мы снова глубоко разделенная нация, — говорит он. «Но появление успешных космических программ — это могут быть моменты, когда американцы как бы объединяются вокруг этих конкретных моментов».

«Посмотрим, случится ли это на этот раз», — говорит он.

Американцам всегда нужно увидеть плоды труда НАСА, прежде чем они решат, что дать агентству больше денег — хорошая идея. Этот скептицизм — такая же нерешительность в отношении финансирования любых фундаментальных исследований: вы не будете знать, что получите, пока не доберетесь туда. К счастью, некоторые люди готовы рискнуть.

Наследие Аполлона

Кадр из прямой телетрансляции, которую миллионы зрителей на Земле видели, когда люди впервые ступили на Луну в 19 году.69. NASA

Для программы НАСА «Аполлон» большой прорыв произошел в мае 1961 года, за восемь лет до высадки на Луну. 25 мая президент Джон Ф. Кеннеди выступил с дерзким предложением на совместной сессии Конгресса:

«Я считаю, что эта нация должна взять на себя обязательство достичь цели, прежде чем закончится это десятилетие, высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю».

Речь прозвучала всего через 20 дней после того, как Алан Шепард стал первым американцем в космосе, пережившим 15-минутный суборбитальный полет в тесной капсуле «Меркурий». Но достижение было горьким для американцев: Шепард стал вторым человеком в космосе. Враг США, Советский Союз, уже успешно отправил космонавта Юрия Гагарина в полный орбитальный полет 12 апреля 19 года.61.

Администрация Кеннеди осознала, что США должны наверстать упущенное, чтобы остаться в космической гонке, которая стала одним из самых горячих рубежей холодной войны между США и Советским Союзом, поскольку они стремились доказать технологическое превосходство друг друга.

«Мы помним энтузиазм вокруг первой высадки на Луну и забываем критику по поводу программы «Аполлон».

Восемь лет спустя астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин сделали первые шаткие шаги по лунной поверхности 20 июля 19.69. Америка одержала победу, которой никогда не удавалось добиться Советскому Союзу. Действительно, ни одной другой стране до сих пор не удавалось высадить людей на Луну.

Всего в рамках программы «Аполлон» на поверхность Луны было высажено 12 астронавтов. Мир, возможно, был в восторге от этих достижений, но по мере того, как программа «Аполлон» продолжалась, внутренние разногласия по поводу ее направленности и стоимости росли.

«Мы часто вспоминаем энтузиазм, связанный с первой высадкой на Луну, а затем забываем, сколько критики было внутри страны по поводу программы «Аполлон», — говорит Тизел Мьюир-Хармони, куратор коллекции «Аполлон» в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики.0017 Обратное.

Программа «Аполлон» стоила в общей сложности 28 миллиардов долларов за время ее существования с 1962 по 1973 год. По данным Планетарного общества, в сегодняшних долларах это эквивалентно примерно 283 миллиардам долларов. Для сравнения, прогнозы программы Artemis предполагают, что с момента ее начала в 2012 году до завершения Фазы 1 в 2025 году она будет стоить 93 миллиарда долларов (14 миллиардов долларов в долларах 1973 года).

Опросы общественного мнения в 1960-х годах поставили космические полеты на первое место среди программ, которые общественность хотела сократить в федеральном бюджете. Вместо этого деньги лучше потратить на борьбу с загрязнением воздуха и воды, профессиональное обучение и борьбу с бедностью. Летом 1965, одна треть населения США выступала за сокращение космического бюджета, и только 16 процентов хотели его увеличить.

Венди Уитман Кобб, профессор Школы перспективных исследований в области авиации и космонавтики, отмечает, что больше людей поддержало программу «Аполлон» после того, как они увидели конкретные результаты: люди на Луне. Но как только мечта осуществилась, все пошло наперекосяк.

«Аполлон получил большую общественную поддержку», — говорит Кобб . «Но эта общественная поддержка действительно начала снижаться… и действительно резко упала».

К началу 1970-х общественный интерес к высадке на Луну начал снижаться. Погрязшие во Вьетнамской войне президент Ричард Никсон и члены Конгресса отменили программу «Аполлон». НАСА нашло новую поддержку своих лунных амбиций в период президентства Барака Обамы, который подписал Закон о разрешении НАСА от 2010 года с целью разработки возможностей пилотируемых космических запусков для отправки людей обратно на Луну и даже на Марс. Со временем это стало важной частью генезиса Артемиды.

Может ли НАСА получить достаточную поддержку, чтобы вернуться?

Artemis I должен быть запущен в понедельник, 29 августа 2022 года. освоение космоса в будущем? До сих пор НАСА везло: и администрация Трампа, и администрация Байдена поддержали его финансированием, но лунная программа агентства (и ряд других усилий) за последние три года потерпела множество неудач и задержек, что могло привести к завышению цены. — или даже полностью угасить энтузиазм по поводу этого начинания.

«Я думаю, что НАСА делает хорошую работу, и они очень стараются продолжать получать информацию об инвестиционной ценности космоса», — говорит Стейнберг из Университета Райса. «Например, каждый доллар, который мы тратим, возвращает x ценности и выгоды».

Агентство недавно сотрудничало с президентом Байденом, чтобы обнародовать первое изображение космического телескопа Джеймса Уэбба. Это продемонстрировало, насколько важно НАСА для места Америки в мире — будь то по замыслу или по умолчанию, подчеркнув, насколько агентство зависит от правительства и доброй воли общественности в вопросе выживания.

«[Космонавты, которых мы отправляем], являются отражением разнообразия в стране».

В то время как высадка на Луну может не привести к умопомрачительным изображениям Вселенной, технологические инновации, созданные во время программы «Аполлон», включают солнечные батареи, системы безопасности, костюмы пожарных, кардиомониторы и даже спортивное снаряжение. Даже в опросе Morning Consult 2021 года, который предполагает ограниченную поддержку исследования космоса, большинство опрошенных американцев — 54 процента — считают важным приоритетом для НАСА разработку технологий, которые можно адаптировать для использования помимо исследования космоса.

Тем не менее, вероятно, можно и нужно сделать больше, чтобы побудить людей поддержать Артемиду.

Программа Artemis может — и, возможно, должна — использоваться для устранения исторической несправедливости в космической программе. НАСА всегда отставало от общества в плане включения маргинализированных групп, но миссия «Артемида» обещает высадить на Луну первую женщину и первого цветного человека. Из 596 человек, побывавших в космосе, только 72 женщины и только 17 чернокожих.

«Есть некоторое внутреннее осознание того, что нам нужно продолжать эти усилия по разнообразию астронавтов или людей, которых мы отправляем, потому что, в конце концов, они являются отражением разнообразия в стране и в мире», Школа продвинутого уровня. Кобб из Air and Space Studies говорит.

«Степень, в которой НАСА может противостоять этим вещам, заключается в создании более справедливого пространства внутри НАСА», — говорит эксперт по гражданским правам Чарльз МакКинни.

Агентство должно «пытаться выяснить, как привлечь критическую массу ученых из числа меньшинств, как облегчить — если не уничтожить — барьеры, с которыми сталкиваются цветные ученые и женщины-ученые, пытаясь построить свою карьеру», — говорит он. .

Обратное

Но в конечном итоге то, что может убедить Америку в том, что стоит вернуться на Луну, скорее всего, будет… возвращением на Луну. Многие люди не заботились о космическом телескопе Джеймса Уэбба стоимостью 10 миллиардов долларов (помимо неудачного выбора имени), пока 12 июля не были опубликованы его потрясающие первые изображения. Программа Artemis набирает обороты, и люди возвращаются на поверхность Луны впервые почти за 60 лет.

Даже критик НАСА Ральф Абернати вспомнил о посадках Аполлона. Вроде, как бы, что-то вроде.

После акции протеста администратор НАСА Томас Пейн предложил Абернати и его группе VIP-билеты на запуск. 16 июля 1969 года лидер движения за гражданские права вернулся в Центр Кеннеди, чтобы увидеть запуск ракеты «Сатурн-5».

«Накануне самого благородного предприятия человечества я глубоко тронут достижениями страны в космосе и героизмом трех человек, отправившихся на Луну», — сказал Абернати после встречи с Пейном.

Но, добавил он, «То, что мы можем сделать для космоса и исследования, мы требуем, чтобы мы делали для голодающих».

50 лет спустя дочь Абернати, Донзали, размышляла об этом моменте в интервью The Guardian :

«Мой папа сказал, что он чувствовал себя по-настоящему гордым американцем, и что на мгновение, когда эта ракета запустилась в космос, речь шла не о голоде, не о бедности, а о стремлении людей идти вперед», — сказала она. «И это чудо само по себе».

Америка пытается заставить Луну снова появиться

Наука

НАСА готово провести первое настоящее испытание амбициозной лунной программы.

Марина Корен

МЫС КАНАВЕРАЛ, Флорида. Южный полюс Луны — потрясающее место. Высокие горы купаются в вечном солнечном свете, а лунная пыль, мелкая, как порошок, сияет в нефильтрованном свете. Глубокие кратеры существуют в постоянной тени и скрывают карманы льда в своих серых скалах, а вода замерзла и не потревожена в течение 3 миллиардов лет.

Именно здесь, где-то на этой безмолвной местности НАСА хочет высадить новый экипаж астронавтов. Как и те, кто пришел раньше, эти посетители наденут костюмы и отправятся на прогулку, их тела подпрыгивают в низкой гравитации. Эта лунная прогулка не состоится еще несколько лет, скорее всего, дольше. Прежде чем люди снова смогут ходить по Луне, НАСА должно создать надежную транспортную систему, которая сможет отбросить их с Земли и доставить к месту назначения в целости и сохранности. И скоро произойдет первое большое испытание этих усилий.

На следующей неделе НАСА планирует провести первый испытательный запуск ракеты, которая когда-нибудь доставит астронавтов к Луне. Ракета, известная как Space Launch System, является самой мощной из когда-либо созданных НАСА и доставит на орбиту капсулу астронавта в форме мармеладки. В первый раз на борту не будет людей, только трио манекенов, покрытых датчиками. Капсула под названием «Орион» отправится в путешествие вокруг Луны, а затем вернется на Землю, где она должна пережить огненный вход в атмосферу планеты для приводнения в море.

Пробный запуск — это первый из серии лунных миссий, каждая из которых сложнее и опаснее предыдущей, и которые призваны способствовать реализации устойчивой лунной программы, невиданной ранее. НАСА планирует совершить первую попытку приземления современной американской луны в 2025 году и поставила перед собой задачу, что в состав экипажа будут входить — в отличие от полностью мужских, полностью белых групп «Аполлон» — женщина и цветной человек.

Вас можно простить за то, что вы не знали, что все это происходит. Большинство американцев, вероятно, не знают, что у НАСА есть такие амбициозные планы на Луну, не говоря уже о том, что у ракеты, разработанной для этой работы, есть имя. (Система космического запуска — не самый броский бренд; «Мега-лунная ракета», которую иногда используют представители НАСА, может быть более броским.) Даже более выразительное название программы — Артемида, сестра Аполлона в греческой мифологии — еще не бытовой термин. Вы можете подумать, НАСА уже летало на Луну более 50 лет назад. Что он собирается делать там на этот раз?

У агентства большие планы на следующую главу лунной жизни Америки, большие, чем Аполлон. Он не просто хочет воссоздать знаменитый первый шаг Нила Армстронга с новым составом персонажей — хотя он, безусловно, сделает это, — но также стремится к новым достижениям, включая космическую станцию ​​на орбите вокруг Луны и, возможно, даже базу. на поверхности. Программа Artemis — это трудная и сложная задача, сопряженная с риском и неопределенностью на каждом шагу. Поскольку НАСА пытается затмить свое прошлое, оно также должно найти для себя новое место в изменившемся ландшафте космических полетов с коммерческими ракетами в небе. Но Соединенные Штаты привержены этому будущему новолуния, и первый запуск системы космического запуска может захватить воображение общественности и убедить американцев заботиться об этом — или, по крайней мере, настроиться на нее9.0003


Первые миссии Аполлона приземлялись вблизи экватора Луны, где освещение было лучше, а более плоские равнины в то время служили цели НАСА: безопасному размещению людей на поверхности. Более поздние миссии оставались вблизи экватора, но приземлялись на более гористой местности с другой местностью для исследования. К моменту шестой и последней посадки на Луну «Аполлона-17» интерес американской публики к программе, измеряемый телезрителями, пошел на убыль. Сети врезаются в большую L мгновений — запуск, взлет и посадка, — но «изображения бесплодных лунных пейзажей и парящих астронавтов, какими бы невероятно хорошими они ни были в техническом отношении, довольно быстро становятся обычными и даже утомительными», телекритик The New York Times в 1972 году.

К тому времени космическая гонка закончилась. Первая триумфальная посадка создала достаточный импульс — и оборудование — для еще нескольких, «но после победы в гонке не было причин продолжать полет», — говорит Джон Логсдон, давний космический историк и основатель Института космической политики в Джорджии. Вашингтонский университет, сказал мне. Президент Ричард Никсон поручил НАСА сосредоточить программу пилотируемых космических полетов на создании флота космических челноков для околоземной орбиты; до Джорджа Буша-младшего в 2004 г. ни один президент не стремился к возвращению на Луну по-настоящему.0003

К тому времени пухлые бюджеты, подпитывавшие программу «Аполлон», исчезли, а космические программы вряд ли переживут смену президента. Барак Обама отменил лунный проект Буша, но оставил в силе планы по ракете большой грузоподъемности, способной доставлять людей в дальний космос, которая будет использовать оставшиеся двигатели и ускорители космических челноков. С тех пор система космического запуска получила двухпартийную поддержку, даже несмотря на отставание от графика на годы и превышение бюджета на миллиарды долларов; программа охватывает тысячи рабочих мест в каждом штате США. Этикетка Artemis появилась недавно; Его придумала администрация Дональда Трампа, и с тех пор администрация Байдена приняла этот брендинг.

Согласно текущим планам НАСА, следующее десятилетие космических полетов будет проходить следующим образом: в этом месяце стартует система космического запуска, а затем капсула «Орион» покажет хорошие результаты. В следующем году астронавты совершат такое же путешествие, обогнув Луну, как когда-то астронавты Аполлона-8 в 1968 году. В 2025 году на самом деле приземлится еще одна миссия. Space Launch будет запускаться примерно раз в год. Начнется строительство небольшой космической станции на орбите вокруг Луны. За этим последуют новые высадки с остановками на плавучем аванпосте по пути вниз. Затем, к 2030 году, НАСА планирует построить на поверхности среду обитания — первую в истории человечества — с вездеходами и достаточно удобной инфраструктурой для поддержки миссий в течение недели или дольше. На каждом этапе пути астронавты, многие из которых будут учеными, будут узнавать все больше о небесном спутнике Земли.

Конечно, есть план, а есть реальность. Большинство правительственных космических проектов срываются с установленными ими самими сроками, поэтому пока не планируйте свою высадку на Луну в 2025 году. А архитектура программы Artemis чрезвычайно сложна, с множеством движущихся частей. Например, в отличие от командного модуля «Аполлон», капсула «Орион» не имеет посадочного модуля. Посадочный модуль «Артемида» должен будет отправиться на Луну отдельно, встретиться с Орионом, а затем доставить астронавтов на поверхность. SpaceX уже разрабатывает эту технологию для НАСА, но в отчете генерального инспектора космического агентства сроки этих усилий описываются как «нереальные». НАСА также отстает от графика по созданию герметичных скафандров для выхода на Луну; После 15 лет борьбы за разработку одежды собственными силами агентство только этим летом заключило контракт с двумя аэрокосмическими компаниями на выполнение этой работы.

Начиная с эпохи Аполлона, НАСА всегда полагалось на отношения с частными компаниями для выполнения своей работы, но в эпоху Артемиды у него есть не только сотрудники, но и конкуренты. Во многих дискуссиях о долгосрочном будущем системы космического запуска в комнате присутствует слон в форме ракеты: звездолет Илона Маска. SpaceX строит мощную ракету, которая, как и система космического запуска, предназначена для запуска людей на Луну и Марс. Если в 2020-х годах будет новый вид космической гонки, SpaceX победит. Space Launch System — это транспортное средство одноразового использования, а это означает, что на следующей неделе, после успешного запуска, основная часть системы и боковые ускорители, израсходовавшие топливо, окажутся в океане. Ракета SpaceX будет многоразовой, и Маск сказал, что прототип может впервые выйти на орбиту позже в этом году. и НАСА нужен звездолет , чтобы зарекомендовать себя для успеха архитектуры Artemis; Лунному посадочному аппарату SpaceX потребуется помощь ракет Starship, чтобы выйти на лунную орбиту и зарегистрироваться с капсулой Orion.

Сценарий, в котором лунная ракета NASA спотыкается во время первых испытаний, а версия SpaceX взлетает, не совсем диковинна. И даже если оба преуспеют, «если у вас есть космический корабль, вы, вероятно, не сможете продолжать тратить миллиарды долларов налогоплательщиков на конкуренцию», — Лори Гарвер, бывший заместитель администратора НАСА и автор мемуаров 9. 0017 Побег от гравитации: мои поиски преобразования НАСА и запуска новой космической эры , сказал мне.

В данный момент система космического запуска находится на стартовой площадке, единственная доступная ракета, которая может выполнить то, что НАСА хочет сделать прямо сейчас. Безупречный запуск совершенно новой ракеты на Луну подтвердит правильность подхода НАСА к космическим полетам и станет убедительным сигналом об американской мощи. Неудача, напротив, была бы досадной неудачей для правительственной программы с чрезмерным бюджетом и отставанием от графика. «Мы рассчитываем, что многое сойдется вместе, и я думаю, что в испытательном полете, если он не будет успешным на 100 процентов, НАСА придется перегруппироваться и провести еще один испытательный полет», — сказал Гарвер. «И это может сместить всю программу».

Но это не обязательно погубит все усилия. «Как только крупные программы пилотируемых космических полетов достигают критической точки расходов и политической поддержки, у них появляется серьезная инерция, которая продвигает их вперед — при условии отсутствия катастроф», — Кейси Дрейер, старший советник по космической политике в Планетарном обществе, который много писал на политическом фоне Артемиды, сказал мне. Если Starship добьется успеха, теоретически он сможет реализовать самые мечтательные цели программы; даже если система космического запуска начнет давать сбои, члены Конгресса могут по-прежнему стремиться защитить проект (и связанные с ним рабочие места). Общественность может оставаться скептичной или просто незаинтересованной, но так или иначе Америка возвращается на Луну.


В последний раз НАСА испытывало совершенно новую лунную ракету в ноябре 1967 года. Первый полет «Сатурн-5», названный «Аполлон-4», «ознаменовал кульминацию более чем семилетней исследовательской деятельности в области проектирования, изготовления, испытаний и подготовка стартовой площадки десятками тысяч рабочих в правительстве, промышленности и университетах», — говорится в отчете НАСА за 1970-е годы. Системе космического запуска потребовалось еще несколько лет, чтобы добраться до стартовой площадки, но на следующей неделе она отправится с того же космодрома: Космического центра Кеннеди на побережье Флориды. Во многих отношениях атмосфера там не сильно изменилась со времен «Аполлона-4»; астронавты все еще летают на Т-38 над мысом Канаверал, проносясь мимо стартовых площадок.

Другими словами, его невозможно распознать. Вдоль побережья разбросаны объекты SpaceX и Blue Origin, космической компании Джеффа Безоса. У Безоса также есть планы по созданию ракеты-носителя большой грузоподъемности — ракеты-носителя New Glenn, названной в честь первого американца, вышедшего на орбиту Земли, но этот проект отстает от проекта Маска как минимум на год. (Blue Origin также боролась за желанный контракт на лунный посадочный модуль, но проиграла SpaceX). , не говоря уже о мечтах о строительстве космических станций или временных домов в суровых местах, враждебных человеческой жизни. «Я думаю, что самый убедительный аргумент заключается в том, что мы люди, и так поступают, по крайней мере, некоторые люди», — сказал Логсдон, присутствовавший на запуске «Аполлона-11» в 1919 году.69. «Думаю, есть желание посмотреть, что там снаружи, и в некотором смысле расширить человеческий опыт».