Луноход на луне фото: «Юйту-2» сделал более 1000 фотографий поверхности Луны

Бизнес на Луне: зачем японский зонд везет на себе арабский луноход

Новая лунная миссия, стартовавшая 11 декабря 2022 года, обещает ввести в круг лунных держав сразу двух новых игроков: Японию и Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, японский зонд должен стать первым частным аппаратом, совершившим мягкую посадку на Луну. А еще в космос отправился спутник NASA, чья задача — найти воду для будущих лунных баз

Ракета «Фалькон-9» отправила к Луне сразу три зонда. Это первый японский лунный посадочный модуль HAKUTO-R, первый арабский луноход «Рашид» и американский наноспутник для поисков воды «Лунный фонарик». В случае успеха Япония и ОАЭ войдут в клуб стран, чьи аппараты работали на поверхности Луны. До сих пор такое удавалось только СССР, США и Китаю. Одновременно HAKUTO-R станет первым созданным на частные средства зондом, достигшим Луны и вообще какого-либо небесного тела.

Закончили чтение тут

Приз — Луна

Проект HAKUTO-R появился благодаря конкурсу, объявленному в 2007 году фондом X Prize и компанией Google. Чтобы победить в соревновании с прозрачным названием Google Lunar X Prize, нужно было на частные средства построить и запустить аппарат на Луну. Зонд должен был мягко прилуниться, пройти по поверхности Селены не менее 500 м и передать изображения и видеокадры высокого качества. Первой команде, справившейся с этим заданием, было обещано $20 млн, а второй — $5 млн. Организаторы неоднократно переносили срок запуска, в последний раз — на конец марта 2018 года. Но и в этот срок никто не уложился. Призовой фонд конкурса так и остался невостребованным.

Тем не менее некоторые команды заявили, что продолжат работу и запустят свои аппараты на Луну даже без вознаграждения. Правда, после завершения конкурса энтузиасты больше не считали себя обязанными создавать подвижные зонды и передавать с поверхности Селены качественную «картинку». Принципиальной целью стала сама мягкая посадка на спутник Земли.

Первым «выходцем» из Google Lunar X Prize, отправившимся к Луне, стал израильский зонд «Берешит» (в переводе с иврита «Бытие»). Он был создан некоммерческим объединением SpaceIL на частные пожертвования. Бюджет миссии десятикратно превысил первоначальную смету и составил $100 млн. Тем не менее это все еще был самый дешевый аппарат, когда-либо пытавшийся мягко сесть на Луну. Увы, в апреле 2019 года «Берешит» разбился при посадке.

Аппарат «Лунный фонарик» (Фото NASA·JPL-Caltech)

Космическое такси

В числе прочих в конкурсе участвовала японская команда HAKUTO. Для решения ее финансовых и юридических вопросов в 2010 году была основана компания ispace. Их разработка — посадочный модуль HAKUTO и луноход SORATO — вошла в пятерку финалистов соревнования. Теперь посадочный зонд отправился на Луну, правда, пока без SORATO. Возможно, японский луноход будет запущен во второй миссии, которая намечена уже на 2024 год.

В отличие от подчеркнуто некоммерческого проекта «Берешит», HAKUTO-R — нынешняя версия HAKUTO — это бизнес-продукт. Его предполагаемая ниша — сравнительно недорогая доставка на Луну небольших приборов. Зонд высотой 2,3 м берет на борт до 30 кг полезной нагрузки.

В первом полете «пассажирами» HAKUTO-R станут луноход «Рашид», принадлежащий Объединенным Арабским Эмиратам, и наноспутник NASA «Лунный фонарик». Это только начало: у ispace уже есть контракты с NASA в рамках многомиллиардной лунной программы «Артемида». Так что японским бизнесменам крайне важно показать себя надежными партнерами.

Ноу-хау HAKUTO-R — особая траектория аппарата. В космосе не летают по прямой: гравитация Земли, Луны и Солнца вносит свои коррективы. Зачастую баллистикам приходится выбирать, что экономить: время или топливо. Команда ispace пошла по пути экономии горючего. Это позволило сделать аппарат легким и, следовательно, предельно удешевить его запуск. В публичном доступе нет информации, во сколько обойдется клиенту удовольствие прокатить свой прибор до Луны в отсеке HAKUTO-R. Но запуск «Фалькон-9» сейчас стоит $67 млн.

Однако, сэкономив топливо, инженеры расплатились временем. Путь до Луны, обычно занимающий несколько дней, для HAKUTO-R растянется на три-пять месяцев. Зонду предстоит удалиться от Земли почти вчетверо дальше, чем Луна, и только там совершить разворот и отправиться навстречу нашему спутнику.

Впрочем, самая трудная часть миссии — не орбитальные маневры, а прилунение. Луна — крайне сложное для посадки небесное тело. Она неоднородна внутри, и это делает ее гравитационное поле таким же неоднородным. Последние минуты перед касанием поверхности, когда аппарат управляется только бортовым компьютером и нет времени исправить какую бы то ни было ошибку, не зря прозваны пятнадцатью минутами ужаса. Автоматические зонды не раз разбивались при попытке мягко сесть на Луну. Например, всего через несколько месяцев после фиаско израильского «Берешита» та же участь постигла индийский «Чандраян-2».

Запланированная точка посадки HAKUTO-R находится в Море Холода. Запасные посадочные площадки выбраны в Озере Сновидений, Заливе Радуги и Океане Бурь. На всякий случай уточним, что все эти поэтичные названия лишь условность. Лунные моря, озера и заливы – это затопленные древней лавой низменности. С Земли они выглядят темными, так что астрономы XVII века посчитали их водоемами. Когда ошибка обнаружилась, названия уже давно прижились.

Материал по теме

Арабское завоевание космоса

Луноход «Рашид» — это миниатюрный 10-килограммовый аппарат. Он несет на борту несколько научных приборов: две оптические камеры, одну инфракрасную, микроскоп и зонд Ленгмюра. Последний инструмент будет изучать заряженные частицы, проносящиеся в вакууме над лунной поверхностью.

Ровер должен проработать один лунный день (около 14 земных суток). После этого наступит столь же долгая ночь, когда солнечные батареи лишатся энергии, а температура опустится до минус 170°С. Ни сам «Рашид», ни HAKUTO-R не оснащены ядерными источниками питания и системой обогрева, так что первая же лунная ночь станет для них последней. Такова цена миниатюрности и дешевизны.

Луна — самое изученное небесное тело (просто потому, что ближайшее к Земле). На ее поверхности работали шесть пилотируемых экспедиций и более 15 автоматических станций. На Землю было доставлено почти 400 кг лунного грунта, в основном силами американских астронавтов, но свой вклад внесли советские аппараты и один китайский. Вряд ли в такой ситуации от непродолжительной и скромно оснащенной миссии «Рашида» можно ждать научных прорывов. Но и называть ее бесполезной тоже не следует. Наука — это не только яркие вторжения в Terra Incognita, но и скучное, рутинное накопление данных. Когда эти массивы фактов станут огромными, они могут послужить материалом для важных открытий и глубоких обобщений. Так что лунные экспедиции потеряют смысл лишь когда наш спутник будет изучен так же подробно, как Земля.

И все же главный смысл происходящего, разумеется, политический. Эмираты последовательно конвертируют нефтяные деньги в престиж космической державы. «Рашид» — уже второй межпланетный аппарат ОАЭ. Первым стал зонд «Аль-Амаль» («Надежда»), работающий на орбите Марса с 2021 года.

Успешная посадка HAKUTO-R станет важным событием и для Японии. Правда, страна восходящего солнца не новичок в межпланетных делах. В ее активе блестящие экспедиции «Хаябуса» и «Хаябуса-2», доставившие на Землю пробы астероидного грунта. Но вот на Луну японские аппараты еще не садились.

Важно и то, что HAKUTO-R создан коммерческой компанией без участия государственных космических агентств. Если он успешно прилунится, это станет началом новой эпохи. Коммерческое освоение космоса впервые выйдет за пределы околоземной орбиты и шагнет на другие небесные тела.

Материал по теме

Поиск под фонарем

На Луне крайне мало воды, даже в виде льда или пара. Что и неудивительно для безатмосферного тела, температура на котором колеблется от минус 170°С до плюс 130°С в течение местных суток.

Но все-таки в вечно затененных полярных кратерах есть водяной лед. По крайней мере, на это указывают наблюдения с орбиты. Именно этот факт побудил NASA планировать высадку астронавтов и строительство обитаемой базы не где-нибудь, а вблизи южного полюса Селены. Правда, даже в самых темных местах лед составляет в лучшем случае 1–2% грунта. Но и в этом случае добывать воду на месте будет выгоднее, чем возить с Земли.

И все же у астрономов нет полной уверенности, что они верно интерпретировали данные орбитальных зондов.

«Хотя у нас есть довольно хорошее представление о том, что в самых холодных и темных кратерах Луны есть лед, предыдущие измерения давали немного неоднозначные результаты, — объясняет Барбара Коэн из Центра космических полетов имени Годдарда — с научной точки зрения это нормально, но если мы планируем отправить туда астронавтов, чтобы выкопать лед, [растопить] и выпить его, мы должны быть уверены, что он существует».

«Лунный фонарик» (Lunar Flashlight) и должен собрать решающие доказательства. Аппарат не зря назвали фонариком: он почти карманный. Это кубсат, то есть спутник, собранный из нескольких кубических блоков, каждый объемом в литр. А еще у «фонарика» есть луч, точнее, целых четыре луча. Правда, не световых, а инфракрасных. Длина волны лазеров подобрана так, чтобы излучение сильно поглощалось молекулами воды и почти не поглощалось никакими другими веществами.

Кубсат будет кружить по окололунной орбите, в нижней точке опускаясь до 15 км над поверхностью, светить своими лучами в полярные кратеры и принимать отраженное излучение. Если оно вдруг сильно ослабеет, это будет значить, что инфракрасные волны поглощены молекулами льда.

Конечно, так можно найти лед лишь непосредственно на поверхности, а не в толще грунта. Так что положительный результат был бы бесспорен, а вот отрицательный не даст особой информации. Но «фонарик» достаточно дешев, чтобы попробовать, тем более что до Луны его подвезут. Кстати, еще никто не искал воду на небесных телах таким способом, так что это еще и обкатка новой технологии.

Безусловное преимущество кубсата в том, что ему не требуется посадка. Он отделится от HAKUTO-R на подлете к Луне и не будет зависеть от дальнейшей судьбы японского и арабского зондов.

Впрочем, даже полная неудача миссий вряд ли остановит новую лунную гонку, как не остановили ее разбившиеся «Берешит» и «Чандраян-2». В XX веке было всего две лунные державы. Но в 2013 году в этот клуб ворвался Китай, с тех пор успевший впервые в истории посадить луноход на обратную сторону Луны. Технологии XXI века пробудили космические амбиции и у других игроков, государственных и частных. Так что расширение «лунного клуба» — вопрос времени.

#космосиздома



Луна над ВДНХ. Снимок А. Антоновой


Луна. В XXI веке она вновь привлекает к себе интерес. Все больше и больше держав задумываются о своем лунном будущем.


Сегодня США, Китай и Индия ведут автоматическое зондирование поверхности нашей ближайшей космической соседки. Продолжает свой полет к Луне по замысловатой траектории южнокорейская станция.


Кроме того, готовится к старту американский корабль «Орион» с манекенами по программе «Артемида-1», в рамках которой предстоит отработать будущий полет с астронавтами на орбите вокруг Луны.


Отдельным пунктом стоит освоение Луны и в российской космической программе. В планах пока орбитальные исследования и посадки автоматов.


Но уже сегодня создается пилотируемый корабль нового поколения «Орел», способный работать не только на околоземной орбите, но и совершать полет к естественному спутнику Земли.


И конечно, проектируются лунные транспортные средства будущего, управляемые как с Земли, так и с окололунной орбиты, — луноходы.


Луноход — удивительное средство исследования просторов нашего естественного спутника. Автомат, управляемый с Земли по радио, способный длительное время выполнять научную программу, передвигающийся по лунному бездорожью, совершая бесчисленные открытия.


О такой машине мечтал еще К.Э. Циолковский.


Сегодня пришло время вновь вспомнить о лунном страннике. О том первом, с которого все начиналось, ставшем весомым достижением не только отечественной, но и мировой науки и техники.


Именно ученым нашей страны принадлежат грандиозные лунные победы первых лет космической эры. И нам действительно есть чем гордиться!



Открытка «Здравствуй, Солнце!», художник Е. Соловьёв


Это первый разгон до 2-й космической скорости, первый пролет Луны и выход на орбиту вокруг Солнца (1959 г. ), первый перелет на Луну (1959 г.), первая съемка ее обратной, никогда не видимой с Земли стороны (1959 г.), первая мягкая посадка на поверхность Луны и съемка с ее поверхности (1966 г.), первый искусственный спутник Луны (1966 г.), первая автоматическая доставка лунного грунта на Землю и первый луноход (1970 г.)…


За всем этим стоит труд множества талантливых людей, которыми по праву гордится наша страна.


Один из них — герой нашего сегодняшнего рассказа — водитель советских луноходов Вячеслав Георгиевич Довгань.



Вячеслав Георгиевич Довгань


Он родился 20 октября 1937 года в Белгороде в семье военного.


Школу окончил в Симферополе и затем поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. Там и состоялось первое знакомство с ракетной техникой.



Курсант Довгань. Май 1955 года


Но училище было средним учебным заведением, поэтому для продолжения образования потребовалось пройти через учебу в Военно-инженерной академии имени Ф. Э. Дзержинского.


После ее окончания Вячеслава Довганя распределили в симферопольский Центр дальней космической связи, расположенный в поселке Школьное недалеко от Симферополя. Он тогда входил в структуру Ракетных войск стратегического назначения и, конечно же, являлся совершенно секретным.


Было это в 1967 году. Вячеславу исполнилось 30 лет.


А спустя год, в апреле 1968-го, началось формирование группы операторов, которым предстояло управлять луноходом.


Разумеется, Вячеслав Довгань хорошо знал о лунной программе, которая осуществлялась тогда Советским Союзом. О наших казавшихся фантастическими лунных достижениях писали газеты, рассказывали радио и телевидение. А профессия космонавта в те времена была самой популярной.


Поэтому, когда начался строгий медицинский отбор среди офицеров совершенно секретной части, Вячеслав был почти уверен — их набирают в космонавты.


На медкомиссию в Москву прибыли 45 молодых добровольцев, однако заключение о годности к выполнению особой миссии получили лишь 17 человек.


Врачи придирчиво осматривали, буквально изучали каждого. Проверялись зрение, слух, внимание, память, навыки ориентирования в пространстве, физическая подготовка.


Затем последовало подробнейшее собеседование, после которого в группе остались 14 человек, и наконец после личного разговора с главным конструктором Георгием Николаевичем Бабакиным еще три человека сделали свой выбор не участвовать в программе. Остались 11 молодых офицеров. Из них и началось формирование двух сменных расчетов экипажа будущего лунохода.



Георгий Николаевич Бабакин


Именно Георгий Николаевич и открыл тайну. Их не будут готовить для космического полета. Им предстоит стать так называемыми сидячими космонавтами, чтобы вести по Луне дистанционно управляемую передвижную научную лабораторию.


Но сначала лунный экипаж должен был научиться работать с аналогом лунохода на Земле. Для этого рядом с Центром дальней космической связи построили так называемый лунодром. Насыпали камней, вырыли подобие кратеров, устроили различные препятствия. Словом, сделали все, чтобы тренировка напоминала работу в настоящих лунных условиях.


А так как луноход первоначально предназначался в качестве помощника для пилотируемой лунной экспедиции, за его испытаниями внимательно следили космонавты. Ведь им предстояло работать с этим автоматом на Луне.



Аналог лунохода и лунный экипаж на лунодроме в Школьном. Сидит справа В.Г. Довгань. Стоит пятый слева Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.Ф. Быковский


В составе каждого расчета были командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор наведения остронаправленной антенны.


Командирами были назначены Николай Еременко и Игорь Федоров, водителями — Габдулхай Латыпов и Вячеслав Довгань, бортинженерами — Леонид Мосензов и Альберт Кожевников, штурманами — Константин Давидовский и Викентий Самаль, операторами остронаправленной антенны — Валерий Сапранов и Николай Козлитин, резервным водителем и оператором стал Василий Чубукин.



Экипаж с руководством программы. Стоит крайний слева В.Г. Довгань, сидит крайний справа Г.Н. Бабакин


Казалось бы, можно лететь на Луну. Однако попытка запуска первого лунохода не удалась. Ракета-носитель «Протон» — надежная «рабочая лошадка» российской космонавтики — тогда еще только училась летать. При старте 19 февраля 1969 года неожиданно разрушился головной обтекатель, закрывающий посадочную ступень с луноходом при старте. За этим последовал взрыв. Уникальный самоходный аппарат погиб. Тогда было решено сосредоточиться на доставке грунта. И в этой программе также участвовал лунный экипаж.


И хотя эта сложнейшая задача тоже удалась далеко не сразу, 24 сентября 1970 года наконец-то пришла удача. Задуманное получается выполнить, и впервые доставленный на Землю автоматической станцией бесценный лунный грунт оказывается в руках ученых! Победа! Даже Запад, почивавший на лаврах триумфатора после успеха лунных пилотируемых полетов, восхищен и потрясен. Космический робот справился с заданием.


В это же время готовится новый грандиозный эксперимент. В этот раз пришло время новой попытки отправить на Луну луноход. А пока его уже вместе с посадочной платформой готовят к установке на ракету-носитель.



Станция «Луна-17» в сборке с «Луноходом-1» перед установкой на ракету-носитель


И вот наконец старт! 10 ноября 1970 года станция «Луна-17», на которой закреплен первенец инопланетного транспорта, уходит в космос.


А уже через неделю она мягко садится в лунном Море Дождей.


Плавно разворачиваются и опускаются на грунт трапы, и вот водитель Габдулхай Латыпов осторожно сводит 756-киллограмовый восьмиколесный «Луноход-1» на поверхность Луны.



Первые шаги «Лунохода-1». Картина А.А. Леонова и А.К. Соколова


Так «Луноход-1» начал беспримерную эпопею на поверхности Селены!


Проходит два часа. Этого вполне достаточно, чтобы первая команда устала от напряженной работы, и ее сменила следующая. В этот раз за пультом находился другой водитель —Вячеслав Довгань.



Вячеслав Довгань за пультом управления. Надписи на снимке сделаны его рукой


Управление луноходом — дело, требующее особого внимания, в котором без полнейшей сосредоточенности просто не обойтись. Это совершенно не похоже на езду за рулем автомобиля. Водитель должен уметь предвидеть, как сложится дальнейшая обстановка в лунном бездорожье.


Ведь от Земли до Луны — в среднем 384 400 км, и сигнал проходит это расстояние за 1,5 секунды. При этом на передачу только одного кадра с лунохода на Землю уходило от 3 до 20 секунд. А аппарат за время задержек сигналов продолжает двигаться, и надо было быть очень осторожным и осмотрительным, чтобы при этом не натолкнуться на препятствие.



Полномасштабный макет «Лунохода-1» в экспозиции павильона «Космос» (ВДНХ СССР)


Что же представлял собой наш первый луноход?


Он состоял из двух частей: приборного отсека и восьмиколесного самоходного шасси. Каждое из колес было ведущим и имело свой электродвигатель. Это обеспечивало высокую проходимость и надежную работоспособность в течение длительного времени. Луноход мог двигаться вперед и назад с двумя скоростями, делать повороты на месте и в движении.


Приборный отсек предназначался для размещения аппаратуры бортовых систем. В течение лунного дня крышка приборного отсека была открыта, и солнечная батарея, расположенная на ее внутренней поверхности, обеспечивала подзарядку аккумуляторов, энергия которых потреблялась приборами и электродвигателями шасси Лунохода.


Лунный день, как и лунная ночь, длится по 14 земных суток, то есть лунные сутки длятся 28 земных суток. За это время на Луне происходят существенные перепады температур: от 120 до минус 170 градусов, что очень опасно для чувствительной аппаратуры. Поэтому ночью приборный отсек обогревался от изотопного источника. Температура в приборном отсеке не опускалась ниже 17 градусов.


Так как луноход управлялся с Земли, на нее все время должна была смотреть так называемая остронаправленная антенна аппарата. Вот почему в каждый экипаж обязательно входил ее оператор.


За два полных месяца работы на Луне «Луноход-1» сделал своеобразный круг. Экипажу удался навигационный эксперимент — вернуться снова к месту посадки.


Незадолго до этого лунный странник пересек свой собственный след, оставленный во время первого лунного дня, прошел Первый лунный перекресток. За пультом управления в это время находился Вячеслав Довгань.



Посадочная платформа «Луна-17» с борта «Лунохода-1»


Аппарат передал на Землю фотографию своей посадочной платформы.


Была даже идея вновь въехать на платформу, но от нее отказались.


«Луноход-1» был в превосходном состоянии, и лунный поход решено было продолжить.


Потом поразительная машина еще долго удивляла мир.


Если американские астронавты могли позволить себе находиться на поверхности Селены максимум трое суток, то металлический труженик работал почти год (11 лунных дней — 301 сутки 6 часов и 37 минут). Он прошел больше 10,5 км, передал на Землю свыше 20 тысяч снимков лунной поверхности, провел сотни измерений и экспериментов. И это при полной безопасности для экипажа, находящегося почти в 400 тысячах километров от места событий. Фантастический триумф!


Более подробно о путешествии «Лунохода-1» читайте в публикации «50 лет «Луноходу-1».


Время второго «лунного странника» пришло в 1973 году.


Новый усовершенствованный «Луноход-2» был доставлен на Луну на борту станции «Луна-21». Это произошло 16 января 1973 года.


В тот же день Вячеслав Довгань свел самоходный аппарат на грунт кратера Лемонье в Море Ясности.



Полномасштабный макет «Лунохода-2» и посадочной ступени «Луна-21» в экспозиции центра «Космонавтика и авиация»


«Луноход-2» оказался менее счастливым, чем предшественник. На его борту отказала навигационная система. Кроме того, рельеф лунной поверхности оказался намного сложней. Но все равно это было необычайно интересная работа!


«Луноход-2» проработал чуть меньше четырех месяцев, однако за счет более совершенного оборудования прошел 39 км по лунному бездорожью.


Можно сравнить схемы путей «Лунохода-1» и «Лунохода-2» сделанные в одном масштабе.



Карта с маршрутом, пройденным «Луноходом-2». На врезке в том же масштабе карта с маршрутом, пройденным «Луноходом-1»


Погубил «Луноход-2» один из кратеров, в котором, как оказалось, прятался кратер размером поменьше. Грунт с его стенки попал на панель солнечной батареи, вызвав ее запыление, а затем выход из строя системы терморегулирования.


К сожалению, после триумфа «Лунохода-2» и еще одной экспедиции за лунным камнем станции «Луна-24» о Селене надолго забыли.


Проблема заключается в том, что в ее исследованиях главенствовали не научные, а политические устремления.


США победили в пилотируемой лунной гонке, и американские политики успокоились. Луна казалась им совершенно ненужной.


СССР тоже отказался от дальнейших исследований. Соревнование закончилось, и сразу иссяк интерес. Мнением же ученых, которые, конечно, по-прежнему рвались в бой, просто никто не интересовался.


А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях, готовились вести его среди кратеров таинственной Селены.


Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера!


Теперь «Луноход-3» всего лишь экспонат музея НПО имени С.А. Лавочкина. Несправедливая судьба!


Ну а как сложилась дальнейшая судьба лунного водителя Вячеслава Георгиевича Довганя?


Он продолжил службу на поприще военной медицины. Служил в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н. Бурденко, затем в филиале 35 НИИ военной медицины Министерства обороны (ныне это Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины). Довелось ему быть и участником боевых действий в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.


Свою военную службу он закончил в должности заместителя начальника филиала по научно-испытательной работе.


Но и после Вячеслав Георгиевич продолжал активную деятельность. У него множество регалий. Он награжден несколькими орденами, заслуженный испытатель космической техники, генерал-майор авиации (в отставке), кандидат военных наук, профессор, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, академик Российской академии медико-технических наук, член-корреспондент Международной академии космонавтики.


Кроме этого, бывший лунный водитель активно работал в Федерации космонавтики России. Он был членом совета Федерации космонавтики, а также председателем центрального совета Союза ветеранов Космических войск.


Но среди всех регалий и наград была одна, которой он особенно гордился.


В 2012 году Международный астрономический союз утвердил новые названия деталей лунного рельефа. Кратеры на пути «Лунохода-1» получили названия в честь членов его экипажа. Кратер у Первого лунного перекрестка отныне стал называться Слава в честь Вячеслава Георгиевича Довганя.



Фрагмент карты Луны с кратером Слава, Первым лунным перекрестком и автографом В.Г. Довганя


Вячеслав Георгиевич вел очень активную жизнь, ездил по разным городам, делясь своим бесценным опытом, выступал по радио и телевидению, писал статьи в газеты и журналы. Он автор более 120 научных трудов в области военно-медицинской и космической техники. Его перу принадлежит книга «Лунная одиссея отечественной космонавтики». Работу над второй, к сожалению, завершить не удалось. 9 июля этого года земной путь Вячеслава Георгиевича прервался.


В центре «Космонавтика и авиация» он всегда был желанным дорогим гостем и всегда был сторонником неформального общения.


Незабываемой стала встреча, организованная в день полувекового юбилея начала работы на Луне «Лунохода-1», 17 ноября 2020 года. В ней приняли участие Вячеслав Георгиевич и президент центра, Герой России, летчик-космонавт РФ Федор Николаевич Юрчихин.


Вячеслав Георгиевич очередной раз показал себя как замечательный рассказчик, готовый неустанно делиться всем тем, что когда-то испытал.



Ф.Н. Юрчихин и В.Г. Довгань на встрече, посвященной 50-летию начала работы на Луне «Лунохода-1»


И уже тогда появилась мечта отпраздновать вместе с легендарным лунным водителем в стенах павильона «Космос» на ВДНХ и 50-летие начала эпопеи «Лунохода-2», 16 января 2023 года.


К сожалению, этому не суждено было сбыться.


Но память о Вячеславе Георгиевиче Довгане останется навсегда. Память о нем как о замечательном человеке, с которым мы имели честь общаться долго и неформально, и о его незабываемых выступлениях, в которых он щедро делился воспоминаниями о своих почти фантастических приключениях там, на таинственной и все еще далекой Луне.



В.Г. Довгань и автор данной публикации возле «Лунохода-2» в центре «Космонавтика и авиация»


Приходите в центр «Космонавтика и авиация», чтобы больше узнать о Вячеславе Георгиевиче Довгане и его удивительной лунной эпопее.


И ждем вас на страницах блога #КосмосИзДома и экскурсиях нашего центра!

Китайский луноход

сфотографировал загадочную «лунную хижину». Вот что это может быть.

Земля и космос

Опубликовано

По
Эмили Спек
Источник
FOX Weather

Тайна окружает объект, сфотографированный на Луне китайским луноходом в прошлом месяце. Тем не менее, есть вероятное объяснение тому, что китайские СМИ окрестили «лунной хижиной».

Марсоход Yutu 2 приземлился вместе с китайским посадочным модулем Chang’e 4 на обратной стороне Луны в январе 2019 года. В связи с космической программой китайское СМИ Our Space задокументировало путешествие марсохода и недавно поделилось фотографией, сделанной Yutu 2. в ноябре показывает крошечный квадратный объект вдалеке.

Наше Пространство называет объект «таинственной хижиной» или «домом» и оценивает его расстояние примерно в 80 метров. Ученые были заинтригованы этим и отправили Юту 2, чтобы проверить это.

Существует логическое объяснение кубовидного объекта, сфотографированного китайским луноходом.

Доктор Фил Мецгер, планетолог из Университета Центральной Флориды, сказал, что «лунная хижина», скорее всего, представляет собой валун, разрушенный космической погодой.

Мецгер — эксперт по лунному и марсианскому грунту. Его исследования сосредоточены на том, как роботизированные миссии и ракеты взаимодействуют с лунным грунтом. Он много знает о камнях и реголите, или грязи на Луне.

Что касается квадратной формы, Метцгер считает, что это связано с обработкой изображения.

«Если вы посмотрите на исходное изображение до того, как оно было улучшено, вы заметите, что в верхнем левом и верхнем правом углах он выглядит как 45-градусный наклон по углам объекта», — сказал Метцгер.

Ученые используют программное обеспечение для обработки изображений, которое может заполнить значениями отсутствующие пиксели. Мецгер сказал, что обработка изображений и низкий угол наклона солнца могут сделать объекты более кубическими, чем они есть на самом деле.

Самое логичное объяснение состоит в том, что Юту 2 найдет валун, когда он прибудет через два-три месяца.

«На Луне есть большие валуны. В программе «Аполлон» у нас есть фотографии астронавтов, стоящих рядом с ними на Луне», — отмечает Мецгер.

Однако гигантские валуны обычно не задерживаются на Луне слишком долго, потому что там нет значительной атмосферы. Все на лунной поверхности подвергается воздействию микрометеоритов и космической погоды.

Метцгер сказал, что валуны в основном образуются на Луне, когда падает астероид, образуя кратер и выбрасывая коренную породу.

«Когда камни и валуны находятся на Луне, они подвергаются ударам микрометеороидов размером с пыль в течение 100 000 лет», — сказал Метцгер.

Если есть большой валун, то, скорее всего, он находится рядом с относительно молодым кратером.

Японский кубсат отправляет домой фотографии с обратной стороны Луны • Реестр

Японский космический аппарат Equilibrium Lunar-Earth Point 6U (EQUULEUS), один из 10 кубсатов на борту космического корабля НАСА Орион, успешно отправил на Землю фотографии далекого космоса сторона Луны.

МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!

Успешно сфотографировано линию терминатора день-ночь на обратной стороне Луны!!!#EQUULEUS #Artemis @NASAArtemis @JAXA_en pic. twitter.com/xMZUrEtRCc

— EQUULEUS (@EQUULEUS_en) 23 ноября 2022 г.

Согласно миссии, изображение было получено во время проверки работы радиоволн 22 ноября во время облета Луны с высоты около 3448 миль (5550 км).

Второй твит показал больше изображений.

Другие изображения дальней стороны были успешно сделаны и оказались на расстоянии прибл. 110-160° в.д. На изображениях показаны кратеры разного размера (1-е и 2-е изображения) и Море Москвы (2-е изображение). На лунную поверхность наложены 3 фотографии (3-е изображение). https://t.co/65huJ6EOuX pic.twitter.com/FSHBVO9сдб

— EQUULEUS (@EQUULEUS_en) 24 ноября 2022 г.

Лунный зонд был развернут для измерения плазмы в системе Земля/Луна и оснащен сверхскоростной камерой, ультрафиолетовым телескопом и датчиком пыли в своем маленьком спутнике 6U. тело делать свою работу.

Пока что миссия показывает все признаки успеха, в отличие от другого кубсата Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) 6U на борту Orion, Omotenashi, также известного как Outstanding Moon Exploration Technologies, продемонстрированного Nano Semi-Hard Impactor.

  • Орион достигает Луны, жужжит над поверхностью, готовится выйти на орбиту
  • Япония тестирует зонд для посадки на марсианский спутник Фобос и возвращает его часть на Землю
  • Как телескоп ЕКА для определения гамма-излучения достиг 20? Они полностью перестарались
  • Чтобы построить лучший квантовый компьютер, загляните в черную дыру, говорит профессор Брайан Кокс

Omotenashi должен был врезаться в Луну, приземление было смягчено надувной подушкой безопасности и системой амортизации, где он должен был изучать излучение лунной поверхности с помощью монитора и акселерометра.

Миссия была разработана для демонстрации использования недорогих технологий для посадки и исследования поверхности Луны.

Увы, после запуска радио кубсата не отвечало. По данным JAXA, «Омотенаси» не смог отправить команды для запуска последовательности посадки в тот момент, когда на своей орбите он находился в правильном положении для включения своих двигателей.