Содержание
Шесть луноходов, остановившихся на Луне
Вся планета помнит слова и жесты первых людей, шагавших по поверхности Луны, но мы, кажется, стали забывать о небелковых героях освоения Луны — луноходах, первый из которых был советским, а последний — китайским.
Александр Привалов
Луноход 1
Первым механизмом на Луне стал советский «Луноход». Его запустили в 1970 году, управляли по радио, с Земли. Эта посудина, напоминавшая чугунную ванну с антенной и на колёсах стала первым рукотворным объектом, передвигавшемся по Луне.
Вскоре после прилунения выяснилось, что камеры лунохода расположены слишком низко; из-за этого машина оказалась «близорукой» и постоянно застревала в кратерах. Спасли восемь колёс, на которых луноход преодолевал подъёмы выше заложенной в проекте высоты.
Несмотря на это, «Луноход» честно отработал и переработал свои часы. Вместо запланированных 90 дней «Луноход» проработал почти год и проехал 10,5 км. Место, где он окончательно остановился, долго было неизвестно; только в 2005 году «Луноход» обнаружился на фотографиях, сделанных орбитальным лунным аппаратом NASA.
Аполлон 15
Первым пилотируемым аппаратом на Луне стал в 1971 году лунный ровер, на котором катались астронавты Дэвид Скотт и Джим Ирвин. Через несколько минут после начала поездки Скотт начал жаловаться на качку: притяжение Луны было слишком слабо, чтобы удерживать разогнавшийся луноход, и машина подпрыгивала, отрываясь от грунта всеми колёсами сразу. Развивать максимальную скорость было тогда довольно безопасно: во-первых, маршрут был тщательно составлен с учётом всех возможных препятствий, а во-вторых, как отметил в радиопередаче на землю один из пассажиров, не было никакого встречного движения.
Аполлон 16
Второй американский луноход доставила на спутник миссия Аполлон 16. На нём астронавты преодолели уже 27 километров — и подобрали «Биг Мали», самый большой образец лунного грунта, доставленный на Землю. Имя 11-килограммовый кусок реголита получил в честь главного геолога миссии.
В конструкции лунохода исправили один существенный недостаток, который сильно помешал экипажу Аполлона 15: увеличили длину ремня безопасности, который астронавты предыдущей миссии долго не могли застегнуть — мешали раздувшиеся при низком давлении скафандры.
Аполлон 17
Юджин Сернан, командир экипажа Аполлона 17, провёл несколько драгоценных часов лунной миссии, занимаясь починкой крыла лунохода. В ход пошли бумажные лунные карты, изолента и детали посадочного модуля. Ровер семнадцатого Аполлона развивал рекордные на тот момент 18 км/ч. Его водитель, Сернан 14 декабря 1972 года стал последним человеком, ступавшим на Луну; с тех пор лунные моторы обходились без водителей.
Луноход 2
Второй советский «Луноход 2» (1973) прилетел на Луну за рекордами. Во-первых, он был в самой серьёзной среди всех весовой категории: вес в 840 килограмм стал рекордным для доставки груза на поверхность Луны. Во-вторых, он прошел больше предшественников — 37 или 39 километров, и этот рекорд побил только марсоход Opportunity в 2014 году. Его путешествие прекратилось из-за пыли, покрывшей солнечные панели; для продолжения движения недостало электроэнергии.
А в 1993 году его… купили на аукционе в Нью-Йорке. Предприниматель Ричард Гарриотт заплатил за «Луноход 2» 68,5 тысяч долларов и стал единственным в мире владельцем собственности, находящейся за пределами Земли.
Китайский луноход Юйту
Третьей после СССР и США страной, сумевшей посадить аппарат на Луну, стал Китай. Колёса лунохода Юйту подняли лунную пыль в 2013 году, через 40 лет после того, как на Луне остановился предыдущий последний аппарат. Весил он всего 140 килограмм и был куда меньше, чем американские лунные багги и советские тяжеловесы. Пошёл он всего ничего — чуть больше 100 метров за месяц, и застрял навсегда.
«Луноходы-1 и -2» в истории лунных исследований
Александр Базилевский
«Природа» №2, 2021
Об автореАлександр Тихонович Базилевский — доктор геолого-минералогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН. Специалист в области геологии планетных и малых тел Солнечной системы. Лауреат Государственной премии СССР и премии фонда Александра фон Гумбольдта (Германия). Участник оперативной работы с «Луноходами-1 и -2» на пункте управления в Крыму. Постоянный автор «Природы». |
Сейчас, когда скоро на Марс прибудут марсоходы — американский Perseverance («Настойчивость») и китайский «Тяньвэнь-1» («Вопросы к небу»), — уместно вспомнить работу советских «Луноходов-1 и -2» и полученные ими научные результаты [1]. На рис. 1 показан внешний вид «Лунохода-2» и расположение некоторых научных приборов. Длина планетоходов с полностью открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина в верхней части — 2,15 м, а по колесам — 1,60 м, высота — 1,92 м. Масса первого — 756 кг, второго — 836 кг.
«Луноход-1» стартовал с Земли 10 ноября 1970 г. на борту автоматической станции «Луна-17» и совершил посадку 17 ноября в северо-западной части равнины Моря Дождей, недалеко от мыса Гераклита (рис. 2, 3). Он проработал 11 лунных дней. Лунные сутки примерно равны 29,5 земных суток. А термин «лунный день» здесь употребляется в значении «светлое время лунных суток». Прошел планетоход по Луне 9,9 км [2] и прекратил работу 14 сентября 1971 г.: термоизотопный генератор выработал ресурс, и системы аппарата ночью замерзли [3].
«Луноход-2» стартовал с Земли 8 января 1973 г. на борту автоматической станции «Луна-21» и совершил посадку 15 января на равнинной местности в кратере Лемонье — заливе Моря Ясности (см. рис. 2). Он проработал четыре с небольшим лунных дня, прошел по Луне 39,1 км [4] и прекратил работу 10 мая 1973 г. из-за перегрева.
Маршрут «Лунохода-1»
Во время работы «Лунохода-1» у нас не было детальных орбитальных снимков района работы (см. рис. 3), и мы не понимали, что встретим за пределами видимости навигационных и панорамных ТВ-камер, а это расстояния в десятки метров. Когда попадался интересный кратер или камень либо приближался конец очередного сеанса работы (что определялось видимостью Луны из пункта управления в Крыму), луноход останавливался, проводил ТВ-съемку панорамными камерами, выполнял другие наблюдения, а экипаж уходил на отдых. В течение первых двух лунных дней планетоход прошел немногим более 1 км на юг (рис. 4). Затем его развернули в обратном направлении, и в течение третьего лунного дня, пользуясь штурманской прокладкой маршрута с измерениями расстояния при помощи безмоторного (что исключало эффект пробуксовки) девятого колеса, он вышел к месту посадки «Луны-17». В течение четвертого дня аппарат продвинулся примерно на 1 км к северу и вышел к морфологически свежему крупному (диаметром 400 м) кратеру, позднее получившему название Боря. На валу этого кратера и в верхней части его внутреннего склона в течение 5–7-го лунных дней и начала 8-го планетоход проводил различные исследования, пройдя в общей сложности около 4 км. Далее он двигался в основном к северу, но в течение 9–11-го лунных дней повернул к западу, а потом к югу. Общий путь в этой последней части маршрута составил менее 1 км [5].
На изображениях, полученных панорамными ТВ-камерами, видны типичные формы рельефа в этом районе — малые кратеры и камни и посадочная платформа «Луны-17», с которой планетоход съехал через 3 ч после посадки и к которой он вернулся в конце третьего лунного дня (рис. 5).
Маршрут «Лунохода-2»
В начале работы «Лунохода-2» у нас тоже не было детальных орбитальных снимков района работы (рис. 6). Но вскоре в Москву на совещание в Институт космических исследований приехал Х. Мазурский — сотрудник Геологической службы США, известный специалист по планетной геологии. Он привез нам детальные снимки на кратер Лемонье, полученные с орбитального модуля «Аполлона-15». Это позволило на получаемых луноходом ТВ-панорамах опознать характерные детали рельефа кратера Лемонье и методом обратных засечек достаточно точно определить местоположение аппарата и обоснованно спланировать его маршрут (рис. 7).
Сначала «Луноход-2» пошел на юг по морской равнине днища кратера (первый и значительная часть второго лунного дня) и, проведя все запланированные наблюдения, примерно через 7 км подошел к холмам Встречным. Эта часть кратерного вала Лемонье — разновидность местности материкового типа. Здесь, пройдя более 1,5 км, он произвел необходимые наблюдения и вернулся на морскую равнину. При этом планетоход углубился в пределы равнины примерно на 2 км. Но тут было признано, что программа исследований в районе холмов Встречных выполнена не полностью, и он вернулся туда, а потом снова вышел на морскую равнину, добавив этими передвижениями около 6 км пути. В течение третьего лунного дня аппарат двигался в восточном направлении, в сторону борозды Прямой — тектонической структуры (грабена), рассекающей в направлении север — юг равнину днища Лемонье. В течение этого лунного дня планетоход прошел около 14 км. До борозды Прямой оставалось около 1,5 км. В течение четвертого лунного дня луноход подошел к западной кромке борозды и провел исследования на ее западной и восточной сторонах, пройдя в общей сложности около 10 км. В начале пятого лунного дня состоялось всего три сеанса работы. В первом происходило включение систем и зарядка аккумуляторов от солнечной батареи. Во втором луноход двинулся сначала на юг, потом на север и прошел, выполняя наблюдения и измерения, около 500 м. В начале третьего сеанса аппарат перегрелся и был выключен. В следующем сеансе связи на сигналы с Земли он не отвечал. Общий путь за пять лунных дней составил около 39 км [4, 6].
На рис. 8 показаны фрагменты изображений, которые получили ТВ-камеры «Лунохода-2».
Конец миссии «Лунохода-2»
Из дневника, который я вел во время работы планетохода:
20 апреля 1973 г. Сеанс 411.
Идем на север восточнее борозды Прямой. Солнце сзади. Теней не видно.
05:05. Зацепили кратер «В» — 5 м, потеряли сигнал (дифферент ≈20°, крен ≈20°).
05:13. ПрОП [прибор оценки проходимости] внутри «В» — 5 м на склоне, ход 9-го колеса максимальный, штамп грунта не коснулся.
05:13–05:15 (!!!). Выход назад с незакрытой панелью солнечной батареи (вставка водителя лунохода В. Г. Довганя от 1 марта 2011 г.: «Предложение экипажа о ее закрытии группа управления не приняла»).
05:15. Вышли из «В» — 5 м, отошли назад. Разворот влево на Солнце.
Маневрируя в кратере с незакрытой крышкой солнечной батареи, «Луноход-2» зацепил ею за внутренний склон кратера. На ее поверхность насыпался грунт, что с Земли сразу заметили по уменьшению тока заряда. В конце четвертого лунного дня, когда аппарат уходил в ночь, крышку пришлось закрыть, иначе ночью он мог замерзнуть, и грунт (а он прекрасный теплоизолятор) попал на радиатор. На следующий (пятый) лунный день радиатор, посыпанный лунным грунтом, плохо излучал тепло в космос. 10 мая луноход перегрелся и на связь более не выходил.
Научные результаты, полученные «Луноходами-1 и -2»
Как сказано выше, на луноходах было несколько научных приборов, результаты измерений которых привели к заметному прогрессу в ряде направлений изучения Луны.
Исследована топография поверхности вдоль маршрутов «Луноходов-1 и -2» в масштабе метры — несколько километров. Эти данные важны для понимания деталей строения поверхности Луны — как для фундаментального знания, так и для разработки инженерных моделей поверхности. При проектировании посадочных аппаратов учитывается вероятность встречи уклонов поверхности разной крутизны (рис. 9) и выбирается компромисс между разрешенной для данной конструкции крутизной склона и вероятностью встречи такой крутизны.
Изучены морфология, размеры и распространенность малых кратеров и камней. Такая информация поможет понять процессы преобразования поверхности Луны, а также она важна при разработке инженерных моделей поверхности [9–11]. Малые (диаметром от нескольких метров до 1–2 км) кратеры — преобладающие формы рельефа на Луне. Довольно рано стало ясно, что степень их морфологической выраженности (рис. 10, классы А, В и С) зависит от возраста кратеров. Сравнивая степень выраженности и диаметры кратеров в местах посадки «Аполлонов» с определенным в земных лабораториях возрастом камней, собранных на валах этих кратеров, была выявлена количественная зависимость данных параметров кратеров от их абсолютного возраста [12]. И теперь лунные ландшафты с преобладанием малых кратеров (таких, как в районах работы луноходов) могут анализироваться с точки зрения истории их развития — какой образовался раньше, какой позже и когда конкретно.
Камни, встреченные на маршруте луноходов, различаются по первичной форме — типу раскалывания (рис. 11, колонка 1), что определяется в том числе характером так называемой отдельности исходных пород и степенью переработки (нарушения) первичной формы (см. рис. 11, колонки 2 и 3). На изображениях «переработанных» камней видны округлые впадины; вероятно, это результаты метеоритных ударов. Несомненно, в разрушении находящихся на поверхности камней определенную роль играют и суточные колебания температуры, которые достигают 250–300°.
Обнаружена зона отрицательного баланса слоя реголита на краю депрессии борозды Прямой. При наблюдениях в этом районе было показано, что толщина слоя реголита (судя по размерам кратеров, из которых происходили выбросы камней) с приближением к борозде уменьшается, а на ее кромке наблюдаются сплошные развалы камней размером от нескольких дециметров до метров (рис. 12, 1). Это было интерпретировано как образование зоны отрицательного баланса слоя реголита на краю депрессии (рис. 12, 2). Ширина данной зоны — от десятков до нескольких сотен метров — очевидно, представляет собой дальность эффективной горизонтальной переброски за счет малых метеоритных ударов [13, 14]. Подобное явление затрагивает развитие реголита на глубинах от дециметров до нескольких метров. Следует сказать, что несколько раньше зону отрицательного баланса обнаружили астронавты «Аполлона-15» на краю борозды Хэдли в Море Дождей [15], но мы тогда не имели доступа к отчетам экспедиций «Аполлон», и наш вывод о зоне отрицательного баланса на краях борозды Прямой был получен независимо.
С помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра «РИФМА» измерен химический состав поверхности в районах работы «Луноходов-1 и -2» и получена оценка дальности горизонтального переноса высокоскоростного компонента выбросов из кратеров. В местах стоянки планетоходов почти всегда работал рентгенофлуоресцентный спектрометр. По его измерениям в верхнем слое грунта толщиной в несколько микрометров определялись содержания Si, Fe, Ca, Al, Ti и K [16–18]. В районе работы «Лунохода-1» измеренный состав был близок к составу базальтов. В районе работы «Лунохода-2» выявилась тенденция уменьшения содержания железа при приближении к материковой местности вала кратера Лемонье (рис. 13). Скорее всего, это тоже результат горизонтального переноса выбросов из кратеров, но в данном случае — их высокоскоростного компонента, с образованием широких зон смешения. Это явление подтвердили наземные телескопические наблюдения, проведенные по нашей просьбе в Харьковской астрономической обсерватории [19]. Дальний перенос высокоскоростного компонента выбросов из ударных кратеров ранее был описан Дж. Вудом с коллегами [20], когда в миллиметровой фракции лунного грунта из сборов совершившего посадку в Море Спокойствия «Аполлона-11» неожиданно нашли около 4% материала из лунных материков. А ближайшие выходы материковых пород располагались в 50 км от места посадки.
Изучение физико-механических свойств грунта с помощью прибора оценки проходимости и их привязка к геологической ситуации. Такие измерения проводились по маршрутам обоих луноходов. На пути «Лунохода-1» результаты измерений сопоставлялись с данными, полученными датчиком крена и дифферента аппарата. Что получилось из такого сопоставления, видно на рис. 14. Это усредненные результаты, показывающие, что несущая способность грунта и его сопротивление вращательному срезу уменьшаются с увеличением наклона поверхности. В ходе работы «Лунохода-2» датчик крена и дифферента вышел из строя еще до схода аппарата с посадочной платформы. О том, каковы были крен и дифферент, можно судить по расположению линии горизонта на изображениях местности, полученных навигационными камерами. Я эти приблизительные оценки в своем дневнике отмечал, в том числе и во время работы ПрОП, что впоследствии использовалось при обобщении данных по прочности лунного грунта и ее связи с наклонами поверхности. Выявленная по измерениям «Лунохода-1» тенденция уменьшения несущей способности и сопротивления вращательному срезу с увеличением наклона поверхности подтвердилась [22].
Магнитометрические измерения по маршруту «Лунохода-2» и на стоянках. Магнитометр был установлен только на «Луноходе-2», и он проводил измерения постоянно [23]. При движении на них накладывался электромагнитный шум работающих моторов колес, и очищать от него магнитометрические измерения оказалось непросто. На рис. 15 показаны магнитометрический профиль при пересечении луноходом небольшого кратера и результаты интерпретации магнитометрических измерений во время стоянок [24, 25].
Изменение напряженности магнитного поля при пересечении кратеров было обнаружено на примере восьми кратеров диаметром от 50 до 400 м. Предполагается, что наблюдаемая картина (см. рис. 15, 1) отражает остаточную намагниченность мишени, вызванную пьезоэлектрической поляризацией минералов в породах мишени при прохождении ударной волны от кратерообразующего метеоритного удара [24].
На стоянках «Лунохода-2» магнитометр фиксировал вариации межпланетного магнитного поля. Совместный анализ измерений приборов «Лунохода-2» и «Аполлона-16» выявил аномально низкую электропроводность верхней мантии Луны под Морем Ясности по сравнению с таковой под окружающими материками. Был сделан вывод, что это связано с выносом теплогенерирующих радиоактивных элементов магмой, которая сформировала приповерхностное и потому легче теряющее тепло базальтовое заполнение Моря Ясности [25].
Лазерная локация для высокоточных измерений расстояний «лазер (на Земле) — отражатель (на Луне)». На обоих луноходах были установлены французские уголковые отражатели. Уголковые отражатели доставили на Луну и корабли «Аполлон-11, -14 и -15». Из некоторых земных обсерваторий на конкретный лунный отражатель направлялся лазерный луч, и по времени приема отраженного сигнала можно было с очень высокой точностью (дециметры, а впоследствии сантиметры) определять расстояния от источника на Земле до отражателя на Луне. Это, в частности, позволило измерить параметры движения Луны, в том числе неоднородности ее вращения вокруг оси. Такие неоднородности согласуются с наличием у Луны жидкого ядра. Установлено, что наш спутник удаляется от Земли примерно на 38 мм в год, а ее орбита становится более вытянутой [26–29]. В подобных измерениях наибольшую ценность представляют данные лоцирования уголкового отражателя «Лунохода-1», который был расположен на наибольшем расстоянии от центра видимого полушария Луны.
Изучение космического рентгеновского и корпускулярного излучений по результатам измерений коллиматорным рентгеновским телескопом. Этот прибор был установлен на «Луноходе-1». Измерения производились как во время движения, так и во время длительных стоянок. Ось телескопа была направлена вдоль вертикальной оси лунохода. Измерялось рентгеновское излучение и поток протонов. Проведенный эксперимент подтверждает перспективность проведения таких исследований. Получен важный материал о характере работы аппаратуры на Луне и о необходимых модификациях приборов [30, 31].
Измерения свечения лунного неба с поверхности Луны в видимом и ультрафиолетовом диапазонах с помощью астрофотометра. Этот прибор был установлен на «Луноходе-2» и измерял свечение лунного неба над местом его работы. Небо оказалось не абсолютно черным, как и ожидалось, — ведь в лунном небе видны звезды. Но было также найдено, что светимость неба увеличивается, когда зенитное расстояние Солнца приближается к 90°. Это интерпретировалось как свидетельство присутствия над лунной поверхностью взвешенной пыли [32, 33].
***
Наблюдения и измерения, выполненные на «Луноходах-1 и -2», и их последующая обработка позволили получить ряд интересных и важных результатов. Однако координация обработки данных, переданных разными приборами, и их публикация оставляли желать лучшего. Сборников описаний результатов, составленных по «Луноходу-1» [34, 35], по результатам «Лунохода-2» уже не было.
К сожалению, обсуждавшиеся в начале 1970-х годов планы развития некоторых исследований Луны с помощью планетоходов (проект «Спарка», согласно которому луноход с манипулятором должен собирать и привозить образцы к аппарату, способному доставить их на Землю) осуществлены не были. Мне кажется, наша лунная программа была «травмирована» действительно выдающимися успехами американских экспедиций «Аполлон».
В последнее время наблюдается возврат интереса к результатам луноходов. Недавно в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) была создана база ТВ-панорам, полученных «Луноходами-1 и -2». Будем надеяться на скорую реализацию запланированных российских проектов изучения нашего спутника «Луна-25, -26, -27, -28 и -29», которые включают в том числе новую версию планетохода.
Автор признателен А. М. Абдрахимову, А. В. Захарову, С. В. Викторову, И. П. Карачевцевой, Ж. Ф. Родионовой, В. В. Шевченко и М. И. Маленкову за помощь в выполнении этой работы.
Литература
1. Basilevsky A. T. Exploration of the Moon by Soviet spacecraft // Encyclopedia of Space Science and Technology. Hans Mark (ed.). N.Y., 2003; 654–662.
2. Карачевцева И. П., Конопихин А. А., Шингарева К. Б. и др. Атлас «Лунохода-1»: геоинформационное картографирование и анализ региона посадки автоматической межпланетной станции «Луна-17» по данным дистанционного зондирования спутника Lunar Reconnaissance Orbiter // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2012; 9(4): 292–303.
3. Иванов О. Г., Рывкина В. А., Непоклонов Б. В. Функционирование «Лунохода-1» на Луне // Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1». М., 1978; 7–20.
4. Karachevtseva I. P., Kozlova N. A., Kokhanov A. A. et al. Cartography of the Luna-21 landing site and Lunokhod-2 traverse area based on Lunar Reconnaissance Orbiter Camera images and surface archive TV-panoramas // Icarus. 2017; 283: 104–121.
5. Карта района посадки АМС «Луна-17» и маршрута «Лунохода-1». И. П. Карачевцева, Ж. Ф. Родионова (ред.), А. Ю. Жаркова, А. А. Коханов (сост.). М., 2016.
6. Карта района посадки АМС «Луна-21» и маршрута «Лунохода-2». И. П. Карачевцева, Ж. Ф. Родионова (ред.), А. Ю. Жаркова, А. А. Коханов (сост.). М., 2016.
7. Абрамова М. В, Говоров В. М., Давидовский К. К. и др. Изучение топографии района исследований «Лунохода-1» // Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1». М., 1978; 2: 67–79.
8. Родионов Б. Н. Топографические съемки на лунной поверхности с советских автоматических космических аппаратов // Геодезия и картография. 1973; 10: 26–41.
9. Флоренский К. П., Базилевский А. Т., Пронин А. А., Попова З. В. Предварительные результаты геоморфологического изучения панорам // Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1». М., 1971; 96–115.
10. Florensky C. P., Basilevsky A. T., Gurshtein A. A. Geomorphological analysis of the area of Mare Imbrium explored by the automatic roving vehicle Lunokhod 1 // Space Research XII. Berlin, 1972; 107–121.
11. Florensky C. P., Basilevsky A. T., Bobina N. N. et al. The floor of crater Le Monier // Proc. LPSC. 9th. Houston, 1978; 1449–1458.
12. Basilevsky A. T. On the evolution rate of small lunar craters // Proc. Lunar Sci. Conf. 7th. Houston, 1976; 1005–1020.
13. Флоренский К. П., Базилевский А. Т., Бобина Н. Н. и др. Процессы преобразования поверхности Луны в районе Лемонье по результатам детального изучения на «Луноходе-2» // Тектоника и структурная геология. Планетология. М., 1976; 205–234.
14. Basilevsky A. T., Florensky C. P., Ronca L. B. Possible lunar outcrop: A study of Lunokhod-2 data // The Moon. 1977; 17: 19–28.
15. Swann G. A., Bailey N. G., Batson R. M. et al. 5. Preliminary geologic investigation of the Apollo 15 landing site // Apollo 15 Preliminary Science Report. NASA SP-289. 1972; 5-23–5-24.
16. Кочаров Г. Е., Викторов С. В. Химический состав лунной поверхности в районе работы «Лунохода-2» // Доклады АН СССР. 1974; 214(1): 71–74.
17. Kocharov G. E., Viktorov S. V., Chesnokov V. I., Silin N. A. Chemical composition variations of the lunar surface in the contact zone «mare-highland // Space Research XV. Berlin, 1975: 587–592.
18. Викторов С. В., Кочаров Г. Е., Силин Н. А., Чесноков В. И. О переносе вещества на лунной поверхности // Космические исследования. 1978; 16(4): 544–550.
19. Флоренский К. П., Иванов А. В., Базилевский А. Т. Роль экзогенных факторов в формировании лунной поверхности // Космохимия Луны и планет. М., 1975; 439–452.
20. Wood J. A., Dickey J. S., Marvin U. B., Powell B. N. Lunar anorthosites and a geophysical model of the Moon // Proc. of the Apollo 11 Lunar Science Conference. 1970; 1: 965–988.
21. Леонович А. К., Иванов О. Г., Павлов П. С. и др. Самоходное шасси «Лунохода-1» как инструмент для исследования лунной поверхности // Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1». М., 1978; 2: 25–62.
22. Базилевский А. Т., Гребенник Н. Н., Громов В. В. и др. Зависимость физико-механических свойств лунного грунта от особенностей рельефа и процессов в районе работ «Лунохода-2» // Космические исследования. 1984; XXII(2): 243–251.
23. Долгинов Ш. Ш., Ерошенко Е. Г., Жузгов Л. Н. и др. Магнетизм и электропроводность Луны по данным «Лунохода-2» // Космохимия Луны и планет. М., 1975; 314–322.
24. Иванов Б. А., Окулесский Б. А., Базилевский А. Т. Импульсное магнитное поле при ударной поляризации горных пород как возможная причина возникновения аномалий магнитного поля на Луне, связанных с кратерами // Письма в АЖ. 1976; 2(5): 257–260.
25. Vanyan L. L., Vnuchkova T. A., Egorov L. V. et al. Electrical conductivity anomaly beneath Mare Serenitatis detected by Lunokhod 2 and Apollo 16 magnetometers // Earth, Moon and Planets. 1979; 21(2): 185–192. DOI: 10.1007/BF00897087.
26. Calame O. Free librations of the Moon determined by an analysis of laser range measurements // The Moon. 1976; 15: 343–352.
27. Алешкина Е. Ю. Лазерная локация Луны // Природа. 2002; 9: 57–66.
28. Murphy T. W., Adelberger E. G., Battat J. B. R. et al. Laser ranging to the lost Lunokhod-1 reflector // Icarus. 2011; 211: 1103–1108.
29. Павлов Д. А. Лазерная локация Луны: Научный эксперимент длительностью в 40 лет // Компьютерные инструменты в школе. 2017; 2: 32–41.
30. Бейгман И. Л., Вайнштейн Л. А., Васильев Б. Н. и др. Коллиматорный рентгеновский телескоп РТ-1 // Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1». М., 1978; 138–142.
31. Любимов Г. П., Чучков Г. А., Переслагина И. В., Мягченкова О. Г. Космические лучи малых энергий на спаде 20-го цикла солнечной активности // Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1». М., 1978; 139–169.
32. Зверева А. М., Северный А. Б., Терез Е. И. Измерения яркости лунного неба на «Луноходе-2» // Космические исследования. 1974; 12: 910–916.
33. Severnyi A. B., Terez E. I., Zvereva A. M. Results of the Investigation of lunar sky brightness obtained by means of the AF-3L astrophotometer on board Lunokhod-2 // The Moon. 1975; 14: 123–128.
34. Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1» / А. П. Виноградов (ред.). М., 1971.
35. Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1» / В. Л. Барсуков (ред.). М., 1978; 2.
Китай публикует огромное количество удивительных изображений Чанъэ-4 с обратной стороны Луны
Снимок, сделанный китайской миссией «Чанъэ-4» на Луне.
(Изображение предоставлено CNSA)
Китайские лунные роботы-долгожители «Чанъэ-4» и «Юйту-2» снова работают на обратной стороне Луны, где они проснулись на 14-й день 18 и 19 января соответственно.
Те из нас, кто находится на Земле, могут по-новому взглянуть глазами посадочного модуля и марсохода, так как в понедельник (20 января) Китай опубликовал огромную порцию данных. Выпуск данных включает изображения Луны в высоком разрешении (откроется в новой вкладке) с камеры местности посадочного модуля «Чанъэ-4» и панорамной камеры марсохода «Юйту-2».
«Чанъэ-4» только что достиг первой годовщины своей исторической посадки в кратер фон Карман в гигантском бассейне Южный полюс-Эйткен . Недавно опубликованные фотографии охватывают почти год новаторских исследований обратной стороны Луны, куда не приземлялась ни одна из предыдущих миссий.
Похожие: Chang’e 4 in Pictures: China’s Mission to the Moon’s Far Side
Подробнее: Китай на Луне! История китайских лунных миссий в картинках (открывается в новой вкладке)
Изображение 1 из 6
(Изображение предоставлено CNSA/CLEP/Doug Ellison)
Вид на лунный кратер Фон Карман, полученный китайским луноходом Юту-2 . Это изображение было обработано Дугом Эллисоном с использованием изображений из архива изображений Chang’e 4 Китайского национального космического управления.
(Изображение предоставлено CNSA/CLEP/Doug Ellison)
Yutu-2 приближается к кратеру, в котором, согласно информационному сообщению китайской науки, содержится «таинственный» материал, на этом изображении, обработанном Дугом Эллисоном.
(Изображение предоставлено CNSA/CLEP/Doug Ellison)
Вид посадочного модуля Chang’e-4, полученный Yutu-2. Этот панорамный вид был обработан Дугом Эллисоном с использованием данных из китайской библиотеки изображений Chang’e 4.
(Изображение предоставлено CNSA/CLEP/Doug Ellison)
Yutu-2, отбрасывая тень, оглядывается на посадочный модуль Chang’e-4 в июле 2019 года. Изображение обработано Дугом Эллисоном.
(Изображение предоставлено CNSA/CLEP/Doug Ellison)
Юту-2 осматривает относительно свежий кратер. Изображение обработано Дугом Эллисоном.
(Изображение предоставлено CNSA/CLEP/Doug Ellison/Phil Stooke)
Круговая репроекция панорамы Юту-2, сделанной в марте 2019 года. Изображение обработано Дугом Эллисоном.
Китайская программа исследования Луны сделала данные доступными онлайн на специальном веб-сайте лунных миссий страны.
Дуг Эллисон, руководитель группы разработчиков камер для марсохода Curiosity в Лаборатории реактивного движения НАСА, загрузил ряд данных и опубликовал в Твиттере обработанных изображений.
О, это так красиво. pic.twitter.com/lxkfBnKbAO4 января 2020 г.
Подробнее
Эллисон также сшивал отдельные кадры для получения изображений большего размера, а также цилиндрических и азимутальных панорам. Его галерея изображений Чанъэ-4 доступна для просмотра здесь (открывается в новой вкладке).
Изображения включают крупный план кратеров и реголита, или лунного грунта, в кратере фон Карман, а также различные снимки посадочного модуля и вездехода, далекий горизонт и следы движения Юту-2.
Четыре фотографии кратера фон Карман из нескольких тысяч изображений, полученных с помощью ПКАМ марсохода «Чанъэ-4» Юйту-2. Спасибо @doug_ellison за инструкции и ознакомьтесь с удивительными вещами в его теме (обработка, 3D-модели, панорамы…) https://t.co/Vxoese7Q70 pic.twitter.com/8CouxKgCBQ5 января 2020 г.
Подробнее
Techniques Spatiales , французский аккаунт в Твиттере, связанный с космосом, преобразовал данные с камеры спускаемого аппарата в файлы изображений, доступ к которым можно получить здесь .
Филип Стоук, картограф из Центра планетарных наук и исследований Западного университета в Онтарио, использовал новые данные для уточнения карт маршрута движения Юту-2. За первые 13 лунных дней Yutu-2 проехал 1171 фут (357 метров).
Посадочный модуль «Чанъэ-4» и луноход «Юйту-2» провели на Луне 13 лунных дней. Дуэт на солнечных батареях просыпается между 24 и 48 часами после восхода солнца над местом посадки миссии и отключается примерно за 24 часа до захода солнца. Жаркие лунные дни и зверски холодные ночей, каждая из которых длится около 14 земных дней.
Юйту-2 начал свой 14-й лунный день 18 января, а посадочный модуль сделал это 19 января, согласно Китайской программе исследования Луны . По данным Китайского национального космического управления, как марсоход , так и посадочный модуль уже превысили расчетный срок службы, составляющий три месяца и один год, и продолжают работать со всеми полезными научными нагрузками в исправном состоянии.
Вид на обратную сторону Луны с китайского посадочного модуля и вездехода «Чанъэ-4», которые прожили более года в лунных условиях. (Изображение предоставлено CNSA)
Поскольку обратная сторона Луны никогда не обращена к Земле, данные с космического корабля передаются через спутник связи Queqiao , который расположен вокруг гравитационно стабильной точки за пределами Луны. Благодаря тому, что космический корабль на поверхности Луны работает хорошо, Queqiao недавно запустила новаторский низкочастотный радиоастрономический эксперимент .
На этой карте, составленной Филом Стуком, показана активность китайского марсохода Юйту-2 на обратной стороне Луны на 13-й день миссии. (Изображение предоставлено Филом Стуком)
Следующим этапом лунной кампании Китая является подготовка к запуску миссии по возврату образцов «Чанъэ-5» в конце этого года. «Чанъэ-5» будет запущен на огромной ракете «Великий поход-5» и станет первой миссией по сбору образцов с Луны со времен советской миссии «Луна-24» в 1976 году. Делаем потрясающие фотографии обратной стороны Луны
Нужно больше места? Подпишитесь на наш родственный журнал «Все о космосе» , чтобы узнать последние удивительные новости с последнего рубежа! (Изображение предоставлено All About Space)
(открывается в новой вкладке)
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.
Эндрю – независимый космический журналист, специализирующийся на освещении быстро растущего космического сектора Китая. Он начал писать для Space.com в 2019 году.и пишет для SpaceNews, IEEE Spectrum, National Geographic, Sky & Telescope, New Scientist и других. Эндрю впервые заразился космической ошибкой, когда в детстве впервые увидел изображения других миров в нашей Солнечной системе, сделанные «Вояджером». Вдали от космоса Эндрю любит бегать по тропам в лесах Финляндии. Вы можете следить за ним в Твиттере @AJ_FI (откроется в новой вкладке).
Фото и фотографии Lunar Rover
- ТВОРЧЕСКАЯ
- РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
- ВИДЕО
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM
Durchstöbern Sie 759
lunar rover Stock-Fotografie und Bilder . Odersuchen Sie nach astronaut oder astronaut mond, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken.
Axel, исследовательский прототип марсохода для исследования Луны, Марса и других планет, дистанционно перемещается по скалам, пока инженеры из Jet Propulsion и… командир Apollo 17 Юджин Сернан тестируют марсоход, прежде чем он будет загружен снаряжением для исследования лунная поверхность 11, 19 декабря72.Следы лунохода на поверхности Луны во время миссии Аполлон-16.Луноход-1, миссия Луна-17, 1971 год.Советский луноход, Луноход-1, миссия Луна-17, 1970 год.Это фото опубликовано 11 января. , 2019 Китайское национальное космическое управление через CNS показывает лунный зонд Chang’e-4, снятый Yutu-2 … астронавты исследуют бесплодную луну на вездеходе. — фото и фотографии лунохода Командир «Аполлона-17» Юджин Сернан тестирует луноход до того, как он будет загружен снаряжением для исследования поверхности Луны 11, 19 декабря.72. Аполлон XV, астронавт Джеймс Ирвин, флаг США, L, E, M, «Сокол» и вездеход и на заднем плане кратер Святого Георгия на Луне. Вид на чистую комнату, где был изготовлен Chandrayaan 2, на переднем плане видны баллоны, наполненные гелием. . Индийская луна снята в чистой комнате в … На этом снимке, опубликованном 11 января 2019 года Национальным космическим управлением Китая через CNS, показан луноход Yutu-2, сделанный луноходом Chang’e-4 … findet tote пришельцы унд abgestürztes ufo — лунный ровер стоковые фото и фотографии луна. — изображение лунохода, -клипарт, -мультфильмы и -символ. Модель луны висит над олимпийским бассейном в Национальном центре водных видов спорта, известном как Водный куб, в Пекине, 11 июля 2018 года. — The…One астронавтов Аполлона-17 стоит между американским флагом и лунным кораблем. | Место: Долина Таурус-Литтроу, Луна. Наклонный вид астронавта Аполлона-17, стоящего рядом со своим лунным надводным аппаратом на поверхности Луны. | Местонахождение: Долина Таурус-Литтроу,… Почтовые марки, посвященные путешествию Аполлона-15, изображающие посадку шаттла на Луну и исследование Луны на джипе Лунного вездехода. Соединенные Штаты … Четырехколесный луноход MoonRake, разработанный командой Хакуто под управлением Ispace Technologies Inc., выставлен для фотографии в Токио, Япония, … Астронавт, командир Аполлона-15, Дэвид Скотт сидит в Луноход после завершения выхода в открытый космос возвращается в лунный модуль… Прототип лунохода, разработанный совместно Nissan Motor Co. и Японским агентством аэрокосмических исследований, изображен в Йокогаме недалеко от Токио 2 декабря… На фотографии, сделанной 17 июля 2020 года, показана передача ракеты «Чанчжэн-5» перед запланированным запуском в Вэньчане на юге Китая на Хайнане… Пилот лунного модуля Джеймс Б. Ирвин рядом с луноходом «Ровер» на посадочной площадке Хэдли-Апеннины во время выхода в открытый космос … Ровер кажется карликом на фоне гигантской скалы на поверхности Луны, миссия Аполлона-17, 19 декабря.72. Астронавты США Юджин Сернан и Харрисон Шмитт… Астронавт с луноходом на Луне, 1970-е. LRV или Moon Buggy был четырехколесным вездеходом с батарейным питанием, использовавшимся на Луне в прошлом. .. Роботизированный вездеход исследует поверхность скалистого и бесплодного инопланетного мира. большая покрытая кратерами луна поднимается над безвоздушной средой. — изображение лунохода, -клипарт, -мультфильмы и -символМодель лунохода «Чанъэ-3» демонстрируется на Китайской международной промышленной ярмарке 2013 года в Новом международном выставочном центре Шанхая в… Эта фотография сделана 3 января , 2019и полученный 4 января от Китайского национального космического управления через CNS, показывает роботизированный луноход… Декабрь 1972 г. — Астронавт Юджин А. Сернан с лунным вездеходом во время первого выхода Аполлона-17 в открытый космос на Таурус-Литтроу. .Один из астронавтов Аполлона-15 стоит рядом с американским флагом и салютует своей базе на Луне. Рядом луноход и… роботизированный вездеход исследует геологические особенности каменистого и бесплодного инопланетного мира. большая планета, покрытая облаками, поднимается над безвоздушной средой. — луноход сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символРакета-носитель «Великий поход-3B» с китайским лунным зондом «Чанъэ-3» взлетает с космодрома Сичан 2 декабря 2013 года в. .. «Великий поход-4C» Ракета стартует с юго-западного стартового комплекса Сичан, на борту которого находится спутник Цюэцяо, в Сичане, юго-западная китайская провинция Сычуань… Один из астронавтов Аполлона-17 стоит рядом со своим луноходом на поверхности Луны. | Место: Долина Таурус-Литтроу, Луна. Астронавт Аполлона-15 Джеймс Ирвин с луноходом на фоне горы Хэдли, 19 августа.71. Луноход, который позволил Аполлону… На фотографии, сделанной 5 ноября 2013 года, показана модель лунохода, известного как «Юйту» или «Нефритовый кролик», выставленная на Китайской международной промышленной ярмарке… Китайский флаг на фоне луны на площади Тяньаньмэнь в Пекине, 13 декабря 2013 г. Первый китайский луноход, который вошел… Китайский флаг виден на фоне луны на площади Тяньаньмэнь в Пекине, 13 декабря 2013 г. , 2013. Первый китайский луноход, который вошел… в космос. Изольертер Шварцер робот. luft- und raumfahrt mars fahrzeug. mars-nasa-ausrüstung — изображение лунохода, -клипарт, -мультфильмы и -символИмитация лунохода Юйту-2 работает внутри Шанхайского планетария, крупнейшего в мире по площади, в Шанхае, Китай, 18 июля 2021 года. На фотографии, сделанной 17 июля 2020 года, показана транспортировка ракеты «Чанчжэн-5» перед запланированным запуском в Вэньчане на юге Китая на Хайнане… Астронавт Дэвид Р. Скотт, командующий лунной десантной миссией «Аполлон-15», за рулем лунохода «Ровер» во время приземления Хэдли-Апеннины… Ракета Long March 3B стартует с космодрома Сичан в Сичане в юго-западной китайской провинции Сычуань рано утром 8 декабря 2018 года. — Китай… Модель Луны висит над олимпийским бассейном в Национальный центр водных видов спорта, известный как Водный куб, в Пекине, 11 июля 2018 года. — 4 января: ребенок касается модели индийской миссии на Луну. Зрителей привлекает масштабная модель из латуни второй индийской миссии… Модель Луны висит над олимпийским бассейном в Национальном центре водных видов спорта, известном как Водный куб, в Пекине, 11 июля 2018 года. …Мальчик стоит возле модели луны, висящей над олимпийским бассейном в Национальном центре водных видов спорта, известном как Водный куб, в Пекине.