Мост леонардо да винчи: Мосты Леонардо да Винчи :: Класс!ная физика

Содержание

Три моста леонардо да винчи. Разборные мосты леонардо. Дыхательный аппарат под водой

Во времена правления турецкого султана Баязета Леонардо да Винчи разработал проект конструкции моста, которая позволяла бы с легкостью проходить под ним кораблям с самыми высокими парусами, существовавшими в то время. В 1502 году он предложил построить настоящий самоподдерживающийся мост султану, описав все достоинства и необходимость этого сооружения. В те времена еще не было таких приборов, как расходомеры , различные измерительные агрегаты для установления силы ветра и другие устройства, которые сегодня делают практически любую работу намного проще. Но несмотря на это, великий художник смог создать проект ажурной конструкции, которая смогла бы удерживаться на весу.

Сделать это ему удалось благодаря разработке специальной системы креплений, которая стала настоящим открытием. Согласно проекту, данная конструкция в длину достигала 346 метров. Это был бы самый длинный мост в те времена. Однако султан Баязет решил отказаться от реализации данного проекта.

Строительство моста

Только спустя 500 лет художник Вербьорн Санд смог убедить правительство Норвегии воплотить великую задумку. В конце 20-го века было принято решение о реализации проекта. Началось строительство. Новый мост был открыт в 2001 году. Он находится в городе Ас, Норвегия.

Интересно, что конструкция практически в точности соответствует разработкам, которые сделал Леонардо да Винчи. Однако есть и некоторые различия. Если 5 веков тому назад мост можно было бы соорудить из натурального камня, то сегодня такое строительство потребовало бы слишком больших финансовых затрат. Именно поэтому вместо него было принято решение использовать в качестве строительного материала древесину (сосну и тик). Еще одно отличие заключается в размере. Леонардо да Винчи проектировал конструкцию длиной более 300 метров, а реализованный мост достигает всего 100 метров. Строительство этого моста обошлось правительству Норвегии в 1. 36 миллионов долларов.

Арочные конструкции — одна из первых находок (или изобретений) человечества, позволивших сооружать строения больших размеров без чрезмерного увеличения толщины перекрытий и стен. Скорее всего такое решение задачи сооружения свода или моста стало естественным развитием процесса строительства из сравнительно небольших блоков, когда подходящей цельной каменной плиты или деревянной балки добыть было невозможно. Сборные консоли будущей арки собирались наращиванием из камней или недлинных бревен, пока не встречались друг с другом и не фиксировались замком. Лишь позже, когда инженерное дело стало частью ремесла строителей, было обнаружено, что нагрузки в арке естественным образом вызывают, в основном, существенные напряжения сжатия. А большинство материалов способны выдерживать такие напряжения гораздо большей величины, чем растягивающие. Значит, в расчете на те же нагрузки потребуется меньше материалов, если их собрать в арки. Волшебная красивая арка, позволившая обходиться меньшим количеством материалов при строительстве, стала символом инженерии. А ее ключевой элемент — замковый камень — символом литературным, пусть и не таким расхожим, как «камень краеугольный».

Мост «Леонардо да Винчи» над шоссе E18, Норвегия.

Арочные конструкции сооружают из камня, металла и строительной древесины. Деревянный мост над трассой E18 недалеко (примерно, в 20 км) от Осло, Норвегия, построен из нескольких арок. Интересно, что все его 4 арки не формируют последовательность пролетов, а образуют и поддерживают единственный. В дизайнерах этого современного путепровода, изготовленного из деревянного клееного бруса (Глулам, Glulam / Glued laminated timber) «числится» сам Леонардо да Винчи, живший пять сотен лет назад.

Эскиз Леонардо да Винчи (сверху) моста через Золотой Рог и возможная версия современного строения на том же месте.

На самом деле, Леонардо из Винчи проектировал каменный однопролетный арочный мост через Золотой Рог (устье рек Алибейкей и Кагитхане) для султана Баязеда II (султан Османской империи в 1481—1512). Вполне возможно, что построить его удалось бы и в ту эпоху. Но, как и многие проекты гения, этот остался лишь на бумаге.

В наше время его уменьшенная версия, длиной в 108 метро вместо 360 метров, и не из камня, а из строительной древесины, построена благодаря инициативе художника, дизайнера и актера Вебьёрна Санда/Vedbjørn Sand. Строительным и архитектурным проектированием моста занимались сам Вебьёрн Санд и архитектор Кнут Селберг/Knut Atle Selberg с его бюро Selberg Arkitektkontor AS (www.selberg.no). Инженерным проектированием — Reinertsen Engineering ANS. Несущие арки и пешеходная арка были изготовлены из клеёных деревянных конструкций, бруса (КДК, клееная древесина / глулам) от компании Moelven Limtre AS (www.moelven.com). Работами на месте строительства занимались специалисты Moelven и Norwegian Public Roads Administration.

Вид на мост Да Винчи, сайт Bridgeinfo.net

Рисунок Леонардо да Винчи, эскиз моста через Золотой Рог, был обнаружен в архивах Оттоманской империи в середине прошлого столетия. Идея построить путепровод по этому эскизу начала воплощаться в дереве с 1996 года. Вебьёрн Санд смог убедить Норвежское управление общественных дорог (Norwegian Public Roads Administration) в необходимости строительства подобных мостов как замены существовавших к тому времени путепроводов. В конкурсе проектов был выбран именно его вариант, и именно в версии из дерева. Последнее, вполне вероятно, обусловлено успехом деревянных конструкций компании Moelven Laminated Group при строительстве зданий для зимних Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере.

Различные клееные деревянные конструкции КДК (обычные и гнутые), полученные склеиванием деревянных ламелей под давлением с применением водостойких клеев, применяется не только для сооружения пешеходных мостов, но и автомобильных, а также железнодорожных. Но вместе с металлом или бетоном. Особенность моста над трассой E18 в том, что в его конструкции почти не используются другие материалы. Мост над шоссе E18 недалеко от Осло (муниципалитет Ос / As) был построен в 2001 году. Сборка моста на месте из заранее изготовленных компанией Moelven элементов заняла примерно один месяц. В церемонии открытия современного «Моста Леонардо» принимала участие королева Норвегии Соня.

Общая длина этого сооружения для пешеходов и велосипедистов 109 метров. Длина основного пролета 40 метров. Высота моста 10 метров, высота пролета над дорогой — 5 метров. Две наклонных, стабилизирующих арки и одна вертикальная поддерживают арку с пешеходной «проезжей» частью. Арки и настил изготовлены из клееного бруса (глулам). На первые ушло 90 куб. м клееной древесины, на настил — 120 куб. м. Для фиксации сооружения используются стальные стяжки.

Поклонники и последователи Леонардо да Винчи, многочисленные и инициативные энтузиасты и профессиональные инженеры, создали немало моделей и реальных конструкций по чертежам и с использованием идей этого гениального человека прошлого. Строительство мостов по эскизу моста через Золотой Рог — одно из направлений их деятельности. В ее рамках в разных регионах земного шара из местных доступных материалов и с привлечением общественных финансовых ресурсов будут строиться арочные мосты по «типу» моста для султана Баязеда II. Возможно, построят и большой мост у Босфора, через Золотой Рог.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Разборные мосты Леонардо

Это и есть те самые «легкие и прочные мосты», которые обещал Леонардо правителю Милана Лодовико Сфорца в своем «рекламном» письме. Такие сооружения без особого труда можно построить из доступных материалов – стволов растущих поблизости деревьев, их удобно перемещать с помощью канатов. Мосты предназначались для военных целей, чтобы облегчить форсирование рек. С помощью таких незамысловатых конструкций войска мог ли передвигаться быстро и незаметно. А всем известно, как важен в военной кампании фактор неожиданности. Этот мост кажется довольно неуклюжим на первый взгляд. Но проведенные опыты показали, что конструкция устойчива и вполне пригодна для переброски армии того времени.

В своих дневниках Леонардо записал, как именно стволы должны быть размещены и как они должны быть связаны друг с другом. Он также упоминает материалы, которые должны использоваться, и технические уловки.

Еще одна идея временного военного моста – это вращающийся однопролетный мост в форме параболы.

По замыслу Леонардо, подвижная часть моста крепилась канатами к вертикальному пилону. В основании моста находилась опора, вокруг которой мост вращался. С двух сторон от моста помещались лебедки в виде барабана, насаженного на деревянный вал. В морском деле они называются кабестанами. Наверняка вы видели кабестаны в фильмах, когда моряки, горланя залихватскую песню, выбирают якорь.

При вращении лебедки на нее наматывается канат, соединенный через блок с мостом. Одна лебедка поворачивала мост так, что переправа прекращалась, вторая – приводила его в рабочее состояние, и мост соединял берега.

Леонардо да Винчи. Разборный мост

В обычном положении мост стоит на берегу. Чтобы обеспечить переправу, его вращают с помощью канатов и лебедки вокруг опоры. Внизу, под мостом, на коротком «плече» моста располагалась клеть, набитая камнями. Она служила противовесом при балансировке и опускании моста на противоположный берег. Такой мост прост в управлении и легко перемещается с одного места на другое.

На рисунке есть пометка Леонардо: «Очень легкий и все же крепкий мост, прост для перемещения, удобен для вылазок и преследования врага, по сравнению с другими мостами является безопасным и не может быть сожжен от огня сражений и легко разбирается и устанавливается».

Сейчас модель этого моста можно купить в магазине. Вот насколько идеи Леонардо вошли в нашу жизнь!

Леонардо да Винчи. Поворотный мост. Рисунок Леонардо, сделанный пером и чернилами, с пояснительными записями

Реконструкция поворотного моста

В 1502 году да Винчи сделал чертеж самого амбициозного своего проекта в области мостостроения. Он придумал огромный однопролетный мост. Пролет над водой составлял 233 метра, а вся длина – порядка 350 метров. Ширина моста – 23,75 метра (Леонардо указывает размеры во флорентийских локтях, а не метрах, разумеется, – метрической системы во времена да Винчи еще не существовало). Построить это грандиозное сооружение Леонардо предлагал турецкому султану Баязиду II. Огромный мост должен был обеспечить переправу через пролив Босфор в месте, которое называется Золотой Рог. Этот мост должен был соединить Галату – предместье Константинополя, где жило много генуэзцев, со Стамбулом. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Под мостом Леонардо могли свободно проплывать парусные суда. Сами понимаете, мост в то время так и не был построен, первый (понтонный) мост через пролив появился лишь в 1836 году.

Что касается проекта Леонардо, то на тот момент это были размеры просто фантастические. Самый большой существовавший при жизни Мастера мост – это мост через реку Адду, построенный в 1370–1377 годах, с пролетом 72 метра и высотой в 21 метр. Так что наверняка грандиозность замыслов Леонардо отпугнула заказчика.

Но мост Леонардо все же появился…

В 2001 году в Норвегии, в городке Арс построили по наброскам Леонардо пешеходный мост, правда, куда меньших размеров. Это первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект, намного опередивший свое время, получил наконец реальное воплощение. «Архитектурные формы 70-х годов выглядят более старомодными, чем чертеж Леонардо», – считает инициатор работ, архитектор Вебьюрн Санд.

Мост в Норвегии, построенный по чертежам Леонардо спустя 500 лет после создания проекта Мастером

Норвежскому коллеге да Винчи удалось убедить дорожное ведомство Норвегии принять решение о реализации проекта, которому уже несколько столетий. Новый мост уступает своему прототипу в длине – 100 метров вместо 350-ти, – однако он в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства моста Леонардо. Мост этот находится в 35 километрах к югу от Осло и служит пешеходным переходом над автострадой Е-18. Высота его 8 метров. При реализации проекта пришлось отказаться лишь от одной задумки Леонардо – мост построили из дерева, тогда как Мастер планировал сделать его из камня. Но каменный мост был слишком дорог даже для норвежцев, поэтому решено было взять в качестве материалов сосну и тик. Так что мост обошелся всего в 1,36 миллиона долларов.

История этого моста – пример того, что прекрасная идея все равно дождется своего воплощения. Если найдется энтузиаст, чтобы ее воплотить.

Из книги
Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…
автора

Гройсман Яков Иосифович

МОСТЫ
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашел,
Открыл глаза, а там… обрыв,
Мой путь закончен, я –

Из книги
Фритьоф Нансен
автора

Кублицкий Георгий Иванович

Мосты сожжены
Лодки, держась берега, поползли на север, против ветра и течения.На привале Фритьофу в гомоне чаек послышались вдруг голоса. Он подумал, что начинают сдавать нервы; но на всякий случай, сложив руки рупором, крикнул как можно громче.Сначала ответило эхо. Потом

Из книги
Романтика неба
автора

Тихомолов Борис Ермилович

Сжигаю мосты за собой
Осень. Погода слякотная. Моросит мелкий дождь, грязь по колено, работать нельзя. Мы сидим в бараке возле железной печки, топим ее докрасна древесными отходами. Открывается дверь, вваливается громадная фигура в брезентовом плаще с капюшоном. Это

Из книги
…Я постепенно познаю…
автора

Гафт Валентин Иосифович

МОСТЫ
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашел,
Открыл глаза, а там… обрыв,
Мой путь закончен, я —

Из книги
Блюдце, полное секретов. Одиссея «Пинк Флойд»
автора

Шэффнер Николас

Из книги
Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она — меня
автора

Дальгрен Леннарт

ХОККЕЙ С МЯЧОМ И МОСТЫ
Однажды казанский мэр посетил шведский город Вестерос. Камиль давно собирался посмотреть, как выглядит ИКЕА на родине. Чтобы сопровождать его в ходе этого визита, я отправился в Стокгольм. По счастливому стечению обстоятельств ровно в это время в

Из книги
Суси-нуар.

Занимательное муракамиедение
автора

Коваленин Дмитрий Викторович

5
Мосты и тоннели.
Обмен опытом
Рассуждая о японской литературе, не избежать разговора об эстетике «моно-но аварэ» («очарования печалью вещей») с ее надчувством,«ёдзё», – категории, выпестованной в сознании японцев на уровне чуть ли не генетической памяти. Для объяснения

Из книги
Ильхам Алиев
автора

Андриянов Виктор Иванович

Глава V. МОСТЫ

Из книги
Никита Хрущев. Реформатор
автора

Хрущев Сергей Никитич

Мосты сожжены
По сути дела на Пленуме ЦК в 1962 году отец, если не сжег, то поджег мосты, связывавшие его с прошлым. Он все меньше полагался на партийных секретарей. Председатели совнархозов даже начали «покрикивать» на них. Теперь же решение Пленума о разделении обкомов

Из книги
«Битлз» врозь
автора

Уоффинден Боб

Из книги
В небе — гвардейский Гатчинский
автора

Богданов Николай Григорьевич

Калининские мосты
В тот, теперь уже далекий, первый год войны как-то рано наступило осеннее похолодание, ночные заморозки сковали землю. Гитлеровцы, пришедшие под Москву налегке, подразделениями уходили на ночь в прифронтовые деревни, выгоняли из них жителей и

Из книги
Красные фонари
автора

Гафт Валентин Иосифович

Мосты
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашел,
Открыл глаза, а там… обрыв,
Мой путь закончен, я —

Из книги
Семь столпов мудрости
автора

Лоуренс Томас Эдвард

Книга 6
Рейд на мосты
Главы с 69?й по 81?ю. К ноябрю 1917 года Алленби был готов к генеральному наступлению против турок по всему фронту. Арабы должны были сделать то же самое в своем секторе, но я побоялся бросить в бой все силы и вместо этого разработал специальную

Сегодня каждый, и стар и мал, знает имя знаменитого художника, учёного, архитектора и инженера – Леонардо да Винчи. Даже в кинематографе его имя не редкость. Да Винчи увековечил себя на много столетий, а многие люди дают своим изобретениям именно его имя. Так, в Норвегии появился огромный мост Леонардо да Винчи, прогуляться по которому приезжают тысячи людей со всего мира.

На самом деле, мост Леонардо да Винчи начал строиться ещё при жизни художника. Именно он в 1501 году разработал проект 240 метрового моста, который должен был пересекать бухту под названием «Золотой Рог». Эта бухта входит в Босфорский пролив и разделяет Стамбул (раньше Константинополь) на две части. На тот момент данный проект рассматривался, как фантазия художника. Дело в том, что в те годы подобное возвести было просто не реально. Лишь через 300 лет техника и возможности смогут такое построить.

Прошло почти 500 лет, прежде чем эскиз в углу затёртого листа тетради воплотили в жизнь. На одной из выставок норвежский художник увидел сию идею знаменитого Леонардо да Винчи. Vebjorn Sand решил построить мечту да Винчи.

В 1996 году при строительстве нового дорожного узла в Осло был использован данный проект. Спустя лишь 5 лет, над трассой Е-18, которая соединяет города Осло и Стокгольм, появился большой пешеходный мост. Он сегодня расположен неподалёку от города Ос.

Сам мост получился уникальным. Общая длина составляет порядка 110 метров. В центре моста пролёт – 40 метров, а по бокам – не более 10 м. Этот мост можно отнести к тем памятникам архитектуры, которые, хоть построены и недавно, но имеют многовековую интересную историю. Сегодня мост Леонардо да Винчи посещаем и любим, как туристами, так и жителями Норвегии.

В Стамбуле через бухту Золотой Рог в ближайшее время будет перекинут новый мост. Автор проекта… Леонардо да Винчи. Пять веков тому назад, в 1502 году, он предложил турецкому султану Баязету II оригинальную конструкцию моста, но проект не был осуществлен. В записной книжке Леонардо того времени есть следующая запись: «Мост из Перы в Константинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, то есть 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои». Леонардо был мастером «самоподдерживающихся» мостов. Одну из его конструкций мы и попробуем воспроизвести.

Среди рисунков Леонардо есть набросок моста необычной конструкции. Сейчас уже невозможно определить, был ли он прообразом некого проекта или одной из головоломок мастера. А может, ему просто пришла в голову красивая идея, которую он оставил для вас… Точно известно лишь, что конструкцию можно собрать, что это очень интересно и станет прекрасной проверкой вашей смекалки. А также умения работать вместе: в одиночку мост будет построить непросто.

1. Итак, у нас есть: 1) берега реки — подойдет любая жесткая плоскость; 2) бревна — вместо них можно использовать комплект из 24 одинаковых карандашей (лучше иметь про запас еще десяток, пригодятся) или чего-то похожего; 3) и конечно же руки, а самое главное — голова.

2. Берем плоскость и сверлим две пары отверстий (это будут наши «берега») на расстоянии чуть меньшем, чем длина двух карандашей, друг от друга. Между отверстиями на каждом «берегу» расстояние должно быть чуть больше половины длины карандаша. Отверстия можно просверлить вертикально, но будет проще собирать, если сделать небольшой наклон к противоположному «берегу».

5. Каждый следующий шаг — это последовательная установка двух продольных и одного поперечного карандаша одновременно. Вот тут как раз и потребуются и голова, и руки, и командный дух! Пока один из вас аккуратно удерживает в напряженном состоянии уже собранную часть моста, второй готовит и устанавливает каждую новую секцию из трех деталей. После ее установки и фиксации первый перехватывает (принимает) новую секцию. Операция повторяется. Внимательно следите, чтобы ни одна из продольных деталей не вышла из зацепления!

6. Завершающий этап: устанавливаем на противоположном «берегу» за опорами последний поперечный карандаш, который зафиксирует всю конструкцию.

Если вам удалось собрать мост с третьего раза — смело ставьте себе «пятерку» за ловкость и слаженность!

P. S.
А теперь посмотрите на уже собранный мост немного с другого ракурса. Не таким же ли образом свито гнездо? А плетень? А корзина? Воистину, нет ничего нового под солнцем! Спасибо Леонардо, что он умел видеть…

Купить конструктор-головоломку «Мост Леонардо»

В январе — марте 2012 г.
(уточняйте даты занятий в своём городе)

Лекции и семинары в рамках Курса лекций
в городах:

как сибирский плотник собрал мост по эскизу Леонардо да Винчи — РТ на русском

Плотник Иван Скоморощенко из Томска построил мост по эскизу Леонардо да Винчи. Русский мастер разобрался в принципах конструкции сооружения, чертежей которого не существует, и попал в Книгу рекордов России. О том, как сибиряк воплотил в жизнь «фантазию» великого итальянца, читайте в материале RT.

65-летний Иван Скоморощенко, или, как его называют ученики, Дядя Ваня, — потомственный сибирский плотник. За годы плотницкой карьеры он срубил около сотни домов, не считая огромного количества других построек самого разного назначения. 

Иван Скоморощенко — основатель и хранитель единственного в мире Музея топора в Томске, а также член жюри ежегодного фестиваля «Праздника топора».

По его словам, он десять лет вынашивал идею строительства моста по эскизу Леонардо да Винчи и сам сделал все расчёты. Построили его в одном из экологических заповедников Омской области.

  • © Фото из личного архива

Сейчас мост внесён в Книгу рекордов России как самый большой деревянный мост в нашей стране, построенный по рисункам Леонардо да Винчи. Его длина составляет 13 м, высота — 3,65 м, ширина — 4 м. 

Эффект синергии

— Как у вас родилась идея построить такой мост?

— Увидел в интернете эскиз. Начал собирать из спичек — не получается. После этого сам долго экспериментировал, делал пробные варианты из досочек, из палочек, из всего. И наконец получилось.

— Что-то пришлось изменить относительно эскиза Леонардо да Винчи?

— Да. У Леонардо мост семипролётный. Но семипролётный он не получается ни при каких обстоятельствах: тогда нужны дополнительные опоры, чтобы бревна не съезжали. И я сделал пятипролётный.

  • © Фото из личного архива

— Как вы определились с размерами? На эскизе да Винчи их нет. Вы искали чертежи?

— Чертежей не существует — только эскиз Леонардо да Винчи.

Были б чертежи, давно по всему миру поналяпали бы таких мостов! Его же рассчитывать надо.

Сначала сделал конструкцию в масштабе 50 см. Потом умножил на 10, и у меня получилась длина моста — 13 м. Ширина — 4 м. По осени сделал сваи.

— В чём уникальность этого сооружения? Чем вас привлекла эта конструкция?

— Эффект синергии. Один элемент усиливает действие другого. Мост получился самонесущий. Каждый элемент сам себя несёт за счёт последующего бревна, сам себя держит. Вот в чём его уникальность. Конечно, есть определённые пределы, какую длину он может перекрыть. И это тоже было в расчётах. Теперь я знаю, что можно перекрыть и 20 м, и 30 м. 

— Сколько дней ушло на возведение моста?

— Один день на сваи, пять дней командой собирали пролёты. А уже тротуары и всё остальное — это я делал один где-то с месяц. Чтобы люди ходили, не упали, чтобы перила были.

— На мосту есть ещё и декоративные элементы, Леонардо да Винчи не предусмотренные?

— Да, мост стилизовали скульптурной композицией «Русалка и русалята». Их сделали плотники из Воронежа — Александр Ивченко и Александр Алфёров. Они принимали участие в «Празднике топора» и заняли в позапрошлом году первое место. 

    — Как открывали мост?

    — Сначала надо было всё попробовать — получилось, не получилось. Мост должен быть безопасный. Были испытания: я стоял под мостом, а по мосту шли люди, около 50 человек. И все кричали: «Дядя Ваня, давай сфотографируемся». Я отвечал: «Нет. Если мост останется целым — тогда сделаем фотографии. А если завалится — пускай меня убьёт. Чтобы стыдно не было».

    — Как вы пришли к профессии плотника?

    — Где-то лет с пяти уже у меня топорик был. А у брата ещё раньше, потому что он первенец. У него уже в три года был топорик. Вот оттуда, от отца, и учёба пошла. Семейное дело, получается.

    • © Фото из личного архива

    — Расскажите подробнее о своём детстве, о семье. 

    — Я родился в посёлке Лесном, в 80 км западнее Томска. Отец был плотником. Он был инвалид, почти слепой, но плотничал, работал почти на ощупь. Ослеп отец после того, как в детстве переболел корью. Прививок ещё не было. Болезнь дала осложнения на глаза: на одном образовалось бельмо, а второй глаз видел на 4%. Мать работала дояркой. Нас было пятеро детей в семье. Я родился четвёртым, но остался младшим. После меня была ещё сестра Наташа. Она умерла в три с половиной года от коклюша. Деревня наша была глухая: ни электричества, ни школы. А в 1961 году родители переехали в районный центр — Шегарку. Там я пошёл в школу и учился до седьмого класса. В Шегарку мы переехали вместе с домом: на санях 9 км волокли трактором свою избушку 6 × 4. Поставили её, а вокруг отец прирубил ещё помещения. Мы крутились тут же, помогали, мох драть ходили, по стыкам раскладывали. 

    А потом родители переехали ещё ближе к Томску, в посёлок Мирный. После окончания восьмилетки я поехал в Томск в ремесленное училище. Мне не было 18, когда я закончил его и получил специальность газоэлектросварщик, по которой отправился работать в Северск. А через два с половиной года ушёл оттуда в армию добровольцем.

    — Почему добровольцем? 

    — Из Северска не брали в армию, потому что это был закрытый город, и у меня была бронь до 27 лет. Мне пришлось буквально атаковать военкомат. Меня отправили в войска ПВО. А как не служить? Кто же тогда будет Родину защищать?

    — Чем после армии занимались? 

    — Выучился на монтажника. Сдал на сварщика, шестой разряд. Работал бригадиром в «Томскнефти». У меня была бригада коммунистического труда, 24 человека. Наградили медалью за трудовое отличие. Восемь лет там отработал. Потом это всё досталось Ходорковскому. Нам никаких акций рабочим не дали.  

    — С чего началось ваше умение владеть топором, который вы с пяти лет получили от отца?

    — Брат был на четыре года старше меня. И вот как мы топор освоили, отец переложил на нас колку дров. Отец помогал, когда попадались здоровые сучковатые чурки, с которыми даже брат не мог справиться. 

    Потом как дядя мой начал строиться в Шегарке, мы все собрались гамузом. В Лесном прежде все жили по типу общины, друг другу всегда помогали. В райцентре злились на нас, завидовали: «Вон, лесниковцы. Опять дом кому-то начинают строить».

    30 мужиков собираются и за выходные дом ставят. Следующие суббота и воскресенье — крыша готова. С дверьми, с окнами, с полами. Четыре дня — и дом готов. Заходи и живи. Лишь бы делянку дали. 

    — На чём вы специализируетесь как плотник?

    — В основном на рубке домов. Сейчас уже немножко помудрее стал с возрастом, ставлю только брусовые дома. 

    — Сколько домов вы поставили за свою жизнь? 

    — 92 дома стоят, 93-й ещё не начинал. До сотни дойдём — там можно со счёта сбиться и по новой начать. 

    — Какой у вас дом? Какой-то особенный?

    — У меня обыкновенный, кедровый. Стоит в деревне с 89-го года. Ничего особенного в нём нет, кроме разве что размера брёвен: дом высотой 2,8 м высотой собран всего из семи рядов кедра 40 см толщиной.

    — Есть кому передать дело?

    — У меня четверо детей. Три дочери и сын. Две дочери получили экономическое образование по специальности «бухучёт и аудит». Одна дочь получила специальность «семейная психология». Сын работает автослесарем. Есть пять внуков. Вот из них два внука вокруг крутятся. Не знаю, может быть, Ванюшка, внучок, подхватит. Он у меня два лета жил, я его натаскивал потихоньку. Он уже начал что-то делать, а сейчас что-то охладел. Сейчас век интернета. Он вечно в экране. Сейчас они и в туалет не ходят без смартфона. Чтобы их оттуда выдернуть — надо чем-то зажечь. Пока вроде и не отрицают, и не горят. Вот так.

    «К Кулибину пойду»

    — У вас есть планы, что будете делать дальше?

    — Я сейчас задействован в движении по сохранению томской старины: обучаю волонтёров, как работать инструментом. Сдали уже два дома после реставрации. Наше движение называется «Том Сойер Фест Томск». Оно зародилось в Самаре, пошло по разным городам, и вот пришло в Томск. Меня нашли, уговорили, но я не долго и сопротивлялся, пришёл к самым истокам движения у нас в городе. Восстанавливаем лепнину, наличники. 

    • Дом № 17 по улице Белинского в Томске, отреставрированный под руководством Ивана Скоморощенко.
    • © Из личного архива

    В Томске у меня открыт Музей топора. Это очень важно для меня. Все экспонаты я приобретаю для него сам. Самый ценный из них — топор моего отца. А самый древний — первобытный каменный топор, ему 5—6 тыс. лет. Купил его в антикварном магазине.  

    — Есть ещё что-то в планах из Леонардо воплотить?

    — Нет, я к Леонардо больше не хочу возвращаться. Я к Кулибину пойду. У него неосуществлённая была идея — через Неву деревянный мост поставить в Санкт-Петербурге. А ему не дали. Этот мост самонесущий, без единой опоры, может перекрыть до 300 м. Сейчас подыскиваю место перво-наперво. Его ведь надо через что-то ставить. Это раз. 

    В глубину конструкции пока не вдавался, не экспериментировал. Но задумка есть, начинаю её жевать. Как в цель превращу эту хотелку, тогда и осуществится мечта.

    У этого моста тоже только эскизы есть. Будем думать. Там больше пифагоровского, сопромат капитальный, надо расчёты делать. 

      — Вашей энергии могут позавидовать молодые.

      — Да, пускай догонят. Я не против.

      Разборные мосты Леонардо. Леонардо да Винчи [Настоящая история гения]

      Разборные мосты Леонардо

      Это и есть те самые «легкие и прочные мосты», которые обещал Леонардо правителю Милана Лодовико Сфорца в своем «рекламном» письме. Такие сооружения без особого труда можно построить из доступных материалов – стволов растущих поблизости деревьев, их удобно перемещать с помощью канатов. Мосты предназначались для военных целей, чтобы облегчить форсирование рек. С помощью таких незамысловатых конструкций войска мог ли передвигаться быстро и незаметно. А всем известно, как важен в военной кампании фактор неожиданности. Этот мост кажется довольно неуклюжим на первый взгляд. Но проведенные опыты показали, что конструкция устойчива и вполне пригодна для переброски армии того времени.

      В своих дневниках Леонардо записал, как именно стволы должны быть размещены и как они должны быть связаны друг с другом. Он также упоминает материалы, которые должны использоваться, и технические уловки.

      Еще одна идея временного военного моста – это вращающийся однопролетный мост в форме параболы.


      По замыслу Леонардо, подвижная часть моста крепилась канатами к вертикальному пилону[53]. В основании моста находилась опора, вокруг которой мост вращался. С двух сторон от моста помещались лебедки в виде барабана, насаженного на деревянный вал. В морском деле они называются кабестанами. Наверняка вы видели кабестаны в фильмах, когда моряки, горланя залихватскую песню, выбирают якорь.

      При вращении лебедки на нее наматывается канат, соединенный через блок с мостом. Одна лебедка поворачивала мост так, что переправа прекращалась, вторая – приводила его в рабочее состояние, и мост соединял берега.

      Леонардо да Винчи. Разборный мост

      В обычном положении мост стоит на берегу. Чтобы обеспечить переправу, его вращают с помощью канатов и лебедки вокруг опоры. Внизу, под мостом, на коротком «плече» моста располагалась клеть, набитая камнями. Она служила противовесом при балансировке и опускании моста на противоположный берег. Такой мост прост в управлении и легко перемещается с одного места на другое.

      На рисунке есть пометка Леонардо: «Очень легкий и все же крепкий мост, прост для перемещения, удобен для вылазок и преследования врага, по сравнению с другими мостами является безопасным и не может быть сожжен от огня сражений и легко разбирается и устанавливается».

      Сейчас модель этого моста можно купить в магазине. Вот насколько идеи Леонардо вошли в нашу жизнь!

      Леонардо да Винчи. Поворотный мост. Рисунок Леонардо, сделанный пером и чернилами, с пояснительными записями

      Реконструкция поворотного моста

      В 1502 году да Винчи сделал чертеж самого амбициозного своего проекта в области мостостроения. Он придумал огромный однопролетный мост. Пролет над водой составлял 233 метра, а вся длина – порядка 350 метров. Ширина моста – 23,75 метра (Леонардо указывает размеры во флорентийских локтях, а не метрах, разумеется, – метрической системы во времена да Винчи еще не существовало). Построить это грандиозное сооружение Леонардо предлагал турецкому султану Баязиду II. Огромный мост должен был обеспечить переправу через пролив Босфор в месте, которое называется Золотой Рог. Этот мост должен был соединить Галату – предместье Константинополя, где жило много генуэзцев, со Стамбулом. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Под мостом Леонардо могли свободно проплывать парусные суда. Сами понимаете, мост в то время так и не был построен, первый (понтонный) мост через пролив появился лишь в 1836 году.

      Что касается проекта Леонардо, то на тот момент это были размеры просто фантастические. Самый большой существовавший при жизни Мастера мост – это мост через реку Адду, построенный в 1370–1377 годах, с пролетом 72 метра и высотой в 21 метр. Так что наверняка грандиозность замыслов Леонардо отпугнула заказчика.

      Но мост Леонардо все же появился…

      В 2001 году в Норвегии, в городке Арс построили по наброскам Леонардо пешеходный мост, правда, куда меньших размеров. Это первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект, намного опередивший свое время, получил наконец реальное воплощение. «Архитектурные формы 70-х годов выглядят более старомодными, чем чертеж Леонардо», – считает инициатор работ, архитектор Вебьюрн Санд.

      Мост в Норвегии, построенный по чертежам Леонардо спустя 500 лет после создания проекта Мастером

      Норвежскому коллеге да Винчи удалось убедить дорожное ведомство Норвегии принять решение о реализации проекта, которому уже несколько столетий. Новый мост уступает своему прототипу в длине – 100 метров вместо 350-ти, – однако он в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства моста Леонардо. Мост этот находится в 35 километрах к югу от Осло и служит пешеходным переходом над автострадой Е-18. Высота его 8 метров. При реализации проекта пришлось отказаться лишь от одной задумки Леонардо – мост построили из дерева, тогда как Мастер планировал сделать его из камня. Но каменный мост был слишком дорог даже для норвежцев, поэтому решено было взять в качестве материалов сосну и тик. Так что мост обошелся всего в 1,36 миллиона долларов.

      История этого моста – пример того, что прекрасная идея все равно дождется своего воплощения. Если найдется энтузиаст, чтобы ее воплотить.

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      5 Мосты и тоннели. Обмен опытом

      5
      Мосты и тоннели.
      Обмен опытом
      Рассуждая о японской литературе, не избежать разговора об эстетике «моно-но аварэ» («очарования печалью вещей») с ее надчувством,«ёдзё», – категории, выпестованной в сознании японцев на уровне чуть ли не генетической памяти. Для объяснения

      Мосты сожжены

      Мосты сожжены
      По сути дела на Пленуме ЦК в 1962 году отец, если не сжег, то поджег мосты, связывавшие его с прошлым. Он все меньше полагался на партийных секретарей. Председатели совнархозов даже начали «покрикивать» на них. Теперь же решение Пленума о разделении обкомов

      ХОККЕЙ С МЯЧОМ И МОСТЫ

      ХОККЕЙ С МЯЧОМ И МОСТЫ
      Однажды казанский мэр посетил шведский город Вестерос . Камиль давно собирался посмотреть, как выглядит ИКЕА на родине. Чтобы сопровождать его в ходе этого визита, я отправился в Стокгольм. По счастливому стечению обстоятельств ровно в это время в

      МОСТЫ

      МОСТЫ
      Я строю мысленно мосты,
      Их измерения просты,
      Я строю их из пустоты,
      Чтобы идти туда, где Ты.
      Мостами землю перекрыв,
      Я так Тебя и не нашел,
      Открыл глаза, а там… обрыв,
      Мой путь закончен, я —

      Мосты

      Мосты
      Я строю мысленно мосты,
      Их измерения просты,
      Я строю их из пустоты,
      Чтобы идти туда, где Ты.
      Мостами землю перекрыв,
      Я так Тебя и не нашел,
      Открыл глаза, а там… обрыв,
      Мой путь закончен, я —

      Книга 6 Рейд на мосты

      Книга 6
      Рейд на мосты
      Главы с 69?й по 81?ю. К ноябрю 1917 года Алленби был готов к генеральному наступлению против турок по всему фронту. Арабы должны были сделать то же самое в своем секторе, но я побоялся бросить в бой все силы и вместо этого разработал специальную

      Сжигаю мосты за собой

      Сжигаю мосты за собой
      Осень. Погода слякотная. Моросит мелкий дождь, грязь по колено, работать нельзя. Мы сидим в бараке возле железной печки, топим ее докрасна древесными отходами. Открывается дверь, вваливается громадная фигура в брезентовом плаще с капюшоном. Это

      Калининские мосты

      Калининские мосты
      В тот, теперь уже далекий, первый год войны как-то рано наступило осеннее похолодание, ночные заморозки сковали землю. Гитлеровцы, пришедшие под Москву налегке, подразделениями уходили на ночь в прифронтовые деревни, выгоняли из них жителей и

      МОСТЫ

      МОСТЫ
      Я строю мысленно мосты,
      Их измерения просты,
      Я строю их из пустоты,
      Чтобы идти туда, где Ты.
      Мостами землю перекрыв,
      Я так Тебя и не нашел,
      Открыл глаза, а там… обрыв,
      Мой путь закончен, я –

      Мосты сожжены

      Мосты сожжены
      Лодки, держась берега, поползли на север, против ветра и течения.На привале Фритьофу в гомоне чаек послышались вдруг голоса. Он подумал, что начинают сдавать нервы; но на всякий случай, сложив руки рупором, крикнул как можно громче.Сначала ответило эхо. Потом

      4. Мосты к миру звёзд

      4. Мосты к миру звёзд
      Просто наступает пора выразить себя.
      Бритни, «Подмостки», 2007 г.
      Хоть это и был бы явный перебор, накал гордости в один момент едва не подвиг людей Кентвуда объявить национальный праздник, такое оживление царило на улицах. Совет мэрии всё же решил

      инженеров испытали конструкцию моста Леонардо да Винчи | MIT News

      В 1502 году нашей эры султан Баязид II разослал ренессансный эквивалент правительственного RFP (запрос предложений) в поисках проекта моста, который соединит Стамбул с соседним городом Галата. Леонардо да Винчи, уже известный художник и изобретатель, придумал новую конструкцию моста, которую он описал в письме султану и зарисовал на небольшом рисунке в своем блокноте.

      Он не получил работу. Но через 500 лет после его смерти проект того, что должно было стать самым длинным в мире пролетом моста того времени, заинтриговал исследователей из Массачусетского технологического института, которые задавались вопросом, насколько продуманной была концепция Леонардо и действительно ли она сработала бы.

      Внимание, спойлер: Леонардо знал, что делал.

      Чтобы изучить вопрос, недавняя аспирантка Карли Баст MEng ’19, работая с профессором архитектуры, гражданского и экологического строительства Джоном Оксендорфом и студенткой Мишель Се, решила проблему, проанализировав доступные документы, возможные материалы и методы строительства, которые были доступны в то время, и геологические условия на предполагаемом участке, которым был устье реки Золотой Рог. В конце концов, команда построила детальную масштабную модель, чтобы проверить способность конструкции выдерживать и поддерживать вес и даже выдерживать осадку ее фундамента.

      Результаты исследования были представлены на этой неделе в Барселоне на конференции Международной ассоциации оболочек и пространственных конструкций. Они также будут представлены в выступлении в Draper в Кембридже, штат Массачусетс, в конце этого месяца и в эпизоде ​​программы PBS NOVA, которая выйдет в эфир 13 ноября.

      Сплющенная арка каменные мостовые опоры были выполнены в виде обычных полукруглых арок, что потребовало бы 10 и более опор вдоль пролета для поддержки такого длинного моста. Концепция моста Леонардо была совершенно иной: сплющенная арка была достаточно высокой, чтобы под ней могла пройти парусная лодка с установленной мачтой, как показано на его эскизе, но она пересекала широкий пролет одной огромной аркой.

      Длина моста была бы около 280 метров (хотя сам Леонардо использовал другую систему измерения, так как до метрической системы было еще несколько столетий), что делало бы его самым длинным пролетом в мире на тот момент, если бы он был построен . «Это невероятно амбициозно, — говорит Баст. «Он был примерно в 10 раз длиннее обычных мостов того времени».

      В конструкции также использовался необычный способ стабилизации пролета против боковых движений, что на протяжении веков приводило к обрушению многих мостов. Чтобы бороться с этим, Леонардо предложил опоры, которые расширялись наружу с обеих сторон, как стоящий пассажир метро, ​​расширяющий свою позицию, чтобы балансировать в качающемся вагоне.

      В своих записных книжках и письме к султану Леонардо не сообщил подробностей о материалах, которые будут использоваться, или методе строительства. Баст и команда проанализировали материалы, доступные в то время, и пришли к выводу, что мост мог быть сделан только из камня, потому что дерево или кирпич не могли выдержать нагрузки такого большого пролета. И они пришли к выводу, что, как и в классических каменных мостах, построенных римлянами, мост будет стоять сам по себе под действием силы тяжести, без каких-либо креплений или раствора, чтобы скрепить камень.

      Чтобы доказать это, им нужно было построить модель и продемонстрировать ее стабильность. Это потребовало выяснить, как разбить сложную форму на отдельные блоки, которые можно было бы собрать в конечную структуру. В то время как полномасштабный мост должен был состоять из тысяч каменных блоков, они выбрали конструкцию из 126 блоков для своей модели, которая была построена в масштабе от 1 до 500 (что составляет около 32 дюймов в длину). Затем отдельные блоки были изготовлены на 3D-принтере, на изготовление каждого блока уходило около шести часов.

      «Это заняло много времени, но 3D-печать позволила нам точно воссоздать эту очень сложную геометрию», — говорит Баст.

      Проверка осуществимости проекта

      Это не первая попытка воспроизвести базовую конструкцию моста Леонардо в физической форме. Другие, в том числе пешеходный мост в Норвегии, были вдохновлены его проектом, но в этом случае использовались современные материалы — сталь и бетон, так что конструкция не давала никаких сведений о практичности инженерной мысли Леонардо.

      «Это не было проверкой того, будет ли его дизайн работать с технологиями того времени, — говорит Баст. Но из-за характера каменной кладки, поддерживаемой силой тяжести, точная масштабная модель, хотя и сделанная из другого материала, могла бы стать таким испытанием.

      «Все это держится только на сжатии», — говорит она. «Мы действительно хотели показать, что все силы передаются внутри конструкции», что является ключом к тому, чтобы мост стоял прочно и не рухнул.

      Как и при строительстве арочного моста из каменной кладки, «камни» поддерживались конструкцией лесов по мере их сборки, и только после того, как все они были на месте, строительные леса можно было убрать, чтобы конструкция могла поддерживать себя. Затем пришло время вставить последнюю часть конструкции, замковый камень в самом верху арки.

      «Когда мы его вставили, нам пришлось его втиснуть. Это был критический момент, когда мы впервые собрали мост. У меня было много сомнений», — вспоминает Баст, — сработает ли все это. Но «когда я вставил замковый камень, я подумал: «Это сработает». И после этого мы сняли строительные леса, и они встали».

      «Это сила геометрии», — говорит она. «Это сильная концепция. Это было хорошо продумано». Одержите Леонардо еще одну победу.

      «Был ли этот набросок сделан от руки, что-то, что он сделал за 50 секунд, или он действительно сел и глубоко задумался? Это трудно понять» из доступного исторического материала, — говорит она. Но доказательство эффективности дизайна говорит о том, что Леонардо действительно тщательно и вдумчиво его разработал, говорит она. «Он знал, как устроен физический мир».

      Он также, по-видимому, понимал, что этот регион подвержен землетрясениям, и предусмотрел такие особенности, как распорные фундаменты, обеспечивающие дополнительную устойчивость. Чтобы проверить устойчивость конструкции, Баст и Се построили мост на двух подвижных платформах, а затем отодвинули одну от другой, чтобы имитировать движения фундамента, которые могут возникнуть из-за слабого грунта. Мост показал устойчивость к горизонтальному движению, лишь слегка деформировавшись, пока не растянулся до полного обрушения.

      Дизайн может не иметь практического значения для современных проектировщиков мостов, говорит Баст, поскольку современные материалы и методы предоставляют гораздо больше возможностей для более легких и прочных конструкций. Но доказательство осуществимости этого проекта проливает больше света на то, какие амбициозные строительные проекты могли быть возможны с использованием только материалов и методов раннего Возрождения. И это еще раз подчеркивает гениальность одного из самых плодовитых изобретателей в мире.

      Это также демонстрирует, говорит Баст, что «вам не обязательно нужны причудливые технологии, чтобы придумывать лучшие идеи».

      Поделитесь этой новостной статьей:

      Упоминания в прессе

      Forbes

      Новое исследование инженеров Массачусетского технологического института предполагает, что конструкция моста, разработанного Леонардо да Винчи для перекрытия водного пути Золотой Рог, была бы структурно стабильной, пишет Дэвид Брессан для Forbes . «Команда смоделировала движения в основании моста, как при реальном землетрясении, — объясняет Брессан. Модель «лишь слегка деформировалась, что свидетельствует о стабильности конструкции».

      Полная история через Forbes →

      CNN

      Репортер CNN Эшли Стрикленд пишет, что исследователи Массачусетского технологического института построили масштабную модель, чтобы проверить устойчивость проекта Леонардо да Винчи для моста, соединяющего города Галата и Стамбул. «Из дизайна Леонардо да Винчи мы можем узнать, что форма конструкции очень важна для ее устойчивости», — объясняет выпускница Массачусетского технологического института Карли Баст. модели моста, спроектированного Леонардо да Винчи, и обнаружил, что «это не только сработало, но и произвело бы революцию в проектировании мостов пять веков назад», — сообщает Эндрю Лишевски для Гизмодо .

      Полная история через Gizmodo →

      Ссылки по теме

      • Документ: «ТЭО предложения Леонардо да Винчи построить мост через Золотой Рог в Стамбуле».
      • Джон Оксендорф
      • Факультет строительства и экологии
      • Факультет архитектуры
      • Инженерная школа
      • Школа архитектуры и планирования

      Ученые доказали, что 500-летний мост Леонардо да Винчи действительно работает | Умные новости

      Карли Баст со своей масштабной моделью моста Леонардо да Винчи.
      Гретхен Эртль

      Леонардо да Винчи не был известен тем, что добивался цели. Он часто опаздывал на годы или даже десятилетия, создавая картины, и многие из придуманных им фантастических схем (вспомните гигантские статуи лошадей и летательные аппараты) едва продвигались дальше страницы.

      Тем не менее, новое исследование, проведенное инженерами Массачусетского технологического института, предполагает, что один из незавершенных проектов гиганта эпохи Возрождения — мост, который должен был стать самым длинным в мире, — сработал бы, если бы художник действительно следовал своим планам.

      Леонардо составил проект своего предложения в ответ на просьбу султана Баязида II в 1502 году о проектах мостов. Баязид, правитель Османской империи, хотел соединить города Константинополь и Галату, которые были разделены устьем реки под названием Золотой Рог.

      Как сообщает Дженнифер Уэллетт для Ars Technica , главным препятствием, возникшим в связи с проектом Леонардо, была предполагаемая длина моста: при 919 футах он был бы примерно в 10 раз длиннее, чем большинство современных мостов. Если бы рабочие, которым было поручено воплотить в жизнь замысел художника, использовали обычные методы строительства, им потребовалось бы по крайней мере десять опор, чтобы поддержать вес конструкции. Эти причалы, в свою очередь, препятствовали бы проходу судов под мостом.

      Подача Леонардо радикально отличалась от любой представленной ранее. Согласно пресс-релизу, он предложил построить единую плоскую арку достаточной высоты, чтобы парусные лодки могли проходить под ней, и стабилизировать ее против бокового движения — проблема, связанная с многочисленными землетрясениями в регионе — путем добавления выступающих опор или несущих опор с обеих сторон. моста.

      Баязида не впечатлили сложные чертежи Леонардо, и мост, задуманный художником, так и не был построен — по крайней мере, до тех пор, пока инженер Массачусетского технологического института Джон Оксендорф не вмешался, чтобы проверить осуществимость проекта 500-летней давности.

      Дизайн Леонардо (вверху слева) по сравнению с прототипом исследователей.

      Карли Баст и Мишель Се

      Хотя Леонардо не указал материалы, которые он намеревался использовать для моста, ни в своих набросках, ни в переписке, Оксендорф и его коллеги проанализировали материалы, доступные в 1502 году, и определили, что Старый Мастер, вероятно, использовал камень, а не дерево или кирпич, ни один из которых мог полностью выдержать такую ​​тяжелую конструкцию.

      Сначала команда построила модель в масштабе 1/500 по проекту художника. Прототип длиной около 32 дюймов состоял из 126 напечатанных на 3D-принтере деталей. На печать каждого экземпляра ушло около шести часов.

      Затем исследователи собрали блоки вместе, используя леса для поддержки моста, пока не был вставлен последний замковый камень. Этот клиновидный камень зафиксировал остальные части на месте благодаря силе сжатия.

      «Когда мы вставили [краеугольный камень], нам пришлось его сжать», — говорит студентка инженерного факультета Карли Баст, которая работала над проектом вместе со студенткой Мишель Се. «Это был критический момент, когда мы впервые собрали мост. У меня было много сомнений».

      Баст добавляет: «Когда я вставила замковый камень, я подумала: «Это сработает». После этого мы сняли строительные леса, и они встали».

      Для дальнейшего тестирования модели исследователи разместили мост на двух подвижных платформах, создавая горизонтальное движение, характерное для рыхлой почвы или землетрясения. Мост относительно хорошо выдержал нагрузку, лишь слегка деформировавшись, прежде чем достичь точки обрушения.

      Баст, Се и Оксендорф представили свой проект на конференции Международной ассоциации оболочек и пространственных конструкций в начале этого месяца.

      Маловероятно, что кто-либо когда-либо создаст полномасштабную каменную версию дизайна да Винчи, поскольку внедрение более прочных и легких материалов сделало такой проект непрактичным. Интересно, что норвежский мост да Винчи — пешеходная эстакада, открытая в 2001 году — частично основан на эскизе 1502 года, но вместо каменных блоков используется сталь и дерево.

      Баст говорит, что дизайн Леонардо предлагает идеи, несмотря на то, что он плохо подходит для современного мира. «Из дизайна Леонардо да Винчи мы можем узнать, что форма конструкции очень важна для ее устойчивости», — говорит она CNN 9.0059 Эшли Стрикленд. «Дизайн Леонардо не только структурно стабилен, структура — это и есть архитектура. Важно понять этот дизайн, потому что это пример того, как инженерия и искусство не являются независимыми друг от друга».

      Некоторые вопросы относительно дизайна остаются без ответа. По словам Уэллетта, первоначальный эскиз Леонардо был утерян на несколько столетий и вновь обнаружен только в 1952 году. Исследователи также не знают, сколько времени художник посвятил своему предложению. Он мог набросать его всего за несколько минут или, наоборот, посвятить проекту достаточно времени. Как бы то ни было, дизайн показывает, что художник глубоко разбирался в геометрии и таких силах, как сжатие.

      Первый мост через Золотой Рог был построен только в 1845 году. Он просуществовал около 18 лет и с тех пор был заменен более новыми версиями. Сегодня Галатский мост служит оживленной транспортной и пешеходной магистралью; на мосту даже есть разводной мост для проходящих судов.

      Рекомендуемые видео

      Забытый проект да Винчи для самого длинного моста в мире доказывает, каким гением он был

      Первоначальный рисунок моста Леонардо да Винчи включал проплывающую под ним парусную лодку. Рядом с оригинальным рисунком находятся модели, созданные аспирантами Карли Баст и Мишель Се в Массачусетском технологическом институте, которые они позже распечатали на 3D-принтере.
      (Изображение предоставлено Карли Баст и Мишель Се)

      Леонардо да Винчи был настоящим человеком эпохи Возрождения, поражавшим как своих современников, так и современных наблюдателей своими замысловатыми рисунками, охватывающими многие дисциплины. Но хотя он наиболее известен своими культовыми работами, такими как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», в начале 16 века да Винчи спроектировал менее известное сооружение: мост для Османской империи, который был бы самым длинным мостом в ее истории. время. Согласно новому исследованию, если бы он был построен, мост был бы невероятно прочным.

      В 1502 году правитель Османской империи Султан Баязид II запросил предложения по проекту моста, который соединит Константинополь, нынешний Стамбул, с соседней областью, известной как Галата. Да Винчи был среди тех, кто отправил султану письмо с описанием идеи моста.

      Хотя да Винчи уже был известным художником и изобретателем, он не получил работу, согласно заявлению из Массачусетского технологического института. Теперь группа исследователей из Массачусетского технологического института проанализировала конструкцию да Винчи и проверила, насколько прочным был бы его мост, если бы он был построен.

      Связанный: 10 лучших идей Леонардо да Винчи

      Группа построила копию моста, приняв во внимание материалы и строительное оборудование, доступные 500 лет назад, а также геологические условия Золотого Рога, пресноводного лимана в Босфорском море, через которое должен был быть построен мост.

      В своих описаниях да Винчи не указал материалы или оборудование, необходимые для строительства моста, но единственным доступным в то время материалом, который не разрушился бы под большими нагрузками на таком длинном мосту, был бы камень , Карли Баст, недавняя аспирантка Массачусетского технологического института, которая работала над проектом, и ее команда нашли. Исследователи также предположили, что такой мост стоял бы сам по себе без какой-либо пасты или материала, скрепляющего камень.

      Чтобы проверить прочность моста, команда напечатала на 3D-принтере 126 блоков, чтобы представить тысячи каменных блоков, которые потребовались бы для оригинального моста. Их модель была в 500 раз меньше конструкции моста да Винчи, длина которого составляла около 919 футов (280 метров).

      Хотя мост да Винчи был бы почти в четыре раза короче современного моста Джорджа Вашингтона и в 4,5 раза короче моста Золотые Ворота, согласно заявлению, он был бы самым длинным в свое время. «Это невероятно амбициозно», — говорится в заявлении Баст. «Он был примерно в 10 раз длиннее типичных мостов того времени».

      Более того, большинство опор мостов в то время были спроектированы как полукруглые арки и, согласно заявлению, требовалось 10 или более опор для поддержки моста такой длины. Но конструкция да Винчи представляла собой единую арку, сплющенную сверху, которая была бы достаточно высокой, чтобы под ней могли проходить парусники.

      Исследователи собрали напечатанные на 3D-принтере блоки с помощью строительных лесов, но как только они установили «замковый камень» в верхней части арки, они сняли строительные леса, и мост остался стоять. «Это сила геометрии»; мост держится только за счет сжатия, сказала она.

      Аспирантка Карли Баст сидит рядом с моделью моста да Винчи, построенного ею и ее командой. (Изображение предоставлено Гретхен Эртл)

      Дизайн да Винчи и модель ученых Массачусетского технологического института также включали конструкции, называемые опорами, которые выступали наружу с обеих сторон концов моста, чтобы стабилизировать его от боковых движений, вероятно, потому, что да Винчи знал регион был подвержен землетрясениям. Баст и ее команда построили мост на двух движущихся платформах. Они стимулировали то, что произойдет, когда одна платформа отойдет от другой, что может произойти с течением времени, когда тяжелые конструкции строятся на слабом грунте. Мост был устойчив к движению, хотя немного деформировался после сильного растяжения.

      «Был ли этот набросок сделан от руки, что-то, что он сделал за 50 секунд, или он действительно сел и глубоко задумался? Трудно сказать», — сказал Баст. Но эта проверка замысла да Винчи предполагает, что он тщательно обдумывал его, добавила она.