Содержание
На чём США будут летать без российских ракетных двигателей
Итак, судя по заявлению «Роскосмоса», Соединённые Штаты Америки остаются без двух российских ракетных двигателей, которые уже много лет обеспечивают им в том числе самые интересные и стратегически важные космические запуски, — РД-180 и РД-181.
— Мы считаем, что в этой ситуации мы не можем дальше снабжать США нашими лучшими в мире ракетными двигателями, пусть они летают на чём-то ещё, на своих мётлах, эти поставки мы замораживаем, — заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
Что запускают в США на РД-180 и РД-181
Модель двигателя РД-180. Обложка © Wikipedia
Как объясняют на экскурсиях в НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко, РД-180 — это «поделённый пополам» знаменитый РД-170, сделанный ещё в советские времена для ракеты «Энергия» (система «Энергия-Буран»). Напомним, сейчас есть его более современные версии: РД-171, РД-171М, а РД-171МВ — это тот самый «царь-двигатель».
У этих больших четырёхкамерных двигателей тяга около 800 тонн, а у двухкамерного РД-180, соответственно, примерно 420. Американцам на тот момент именно столько и было нужно. На тот момент — это на момент середины 1990-х, когда понадобился двигатель для ракет «Атлас-3» и «Атлас-5». НПО «Энергомаш» в 1996 году выиграло конкурс, и с тех пор в Штаты поставили более сотни этих двигателей, с их участием было 97 пусков, и что характерно: все до единого успешные.
В числе прочего на ракетах с РД-180 запускали зонд «Новые горизонты» (знаменитая миссия к Плутону), Lunar Reconaisance Orbiter (который сфотографировал места высадок «Аполлонов»), аппарат «Юнона» (исследование Юпитера и его спутников), OSIRIS-REx (к астероиду Бенну), Boeing Starliner (новый корабль для пилотируемых миссий). Стоит отметить, что «Атлас-5» выводит на орбиту и американские военные спутники, за что «Энергомаш» иной раз выслушивает упрёки.
А РД-181 — это однокамерный двигатель на основе РД-191 для ракет «Ангара». Его разработали в 2014–2015 годах для ракет «Антарес». На этих носителях на орбиту запускают космические грузовики Cygnus, и это очень примечательная деталь: в свете недвусмысленных заявлений «Роскосмоса» о возможном уходе России с МКС именно на эти корабли возлагаются чуть ли не последние надежды. На сегодняшний день, кроме российских кораблей «Прогресс», только Cygnus может своими двигателями корректировать орбиту станции.
Как американские ракетчики пытались обойтись без русских
Ракета United Launch Alliance Atlas V. Фото © Getty Images / Paul Hennessy / SOPA Images / LightRocket
Как рассказал Лайфу ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, американские ракеты «Атлас» всегда запускали только при участии разработчиков РД-180, но недавно решили обойтись без российских коллег.
— Существует такое понятие: авторский надзор. Это, по существу, участие представителей предприятия-разработчика во всех процессах подготовки к запуску. И американцы сказали, что могут использовать эти РД-180 без участия «Энергомаша». С моей точки зрения, это очень смелое заявление, прямо совсем смелое. Они «Атлас-5» с этими двигателями уже десятки раз запускали, и всё было хорошо, но всё это было с участием «Энергомаша», — пояснил эксперт.
Он добавил, что в США были попытки не только самостоятельно запускать, но и попросту копировать российские двигатели.
— В силу разных причин около десятка двигателей НК-33 от КБ Кузнецова оказались в «Южмаше» (Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова на Украине. — Прим. Лайфа), и американская фирма решила использовать эти двигатели без участия разработчиков. И они чуть ли не закупили партию этих двигателей и без участия разработчиков попробовали всё это дело испытать. Всё это закончилось печально. Всё это взорвалось. И когда это случилось, они пытались обратиться к КБ Кузнецова, но получили отказ. Американцы пытались воспроизвести эти двигатели при наличии полной документации, но у них ничего не получилось, — подчеркнул Натан Эйсмонт.
Чем американцы надеются заменить РД-180
BE-4. Фото © Wikipedia
Сначала в качестве заменителя рассматривали двигатель AR1 от Aerojet Rocketdyne. Он тоже кислородно-керосиновый, тяга около 250 тонн. В 2015 году оценивалось, что его разработка займёт от шести до восьми лет.
AR1 планировался для ракет «Атлас», но, когда пришло время решать, оказалось, что разработка в слишком сыром состоянии, поэтому американцы решили применить план Б. То есть использовать совсем другую ракету с совсем другими двигателями (тяжёлый носитель Vulcan с двигателями BE-4 от компании Blue Origin Джеффа Безоса). Принципиальное отличие BE-4 — он метановый. Тяга примерно такая же, как у AR1. Так что теперь именно двигатель Безоса заявлен как главный кандидат на замену РД-180.
Но его разработка, как назло, продлилась на целых четыре года дольше запланированного: то нужно было доработать турбонасосный агрегат, то не хватало нужных материалов, то нужных деталей. В 2022 году планировалось выпустить уже с десяток BE-4. По факту пока ещё ни одного нет в распоряжении United Launch Alliance (компании, которая отвечает за космические запуски по заказу правительства США). Впрочем, глава ULA Тори Бруно заявил, что всё-таки надеется в этом году получить BE-4 и начать запускать ракеты Vulcan. Как он пояснил изданию The Verge, у ULA ещё есть определённый запас РД-180 на переходный период.
Что касается AR1, то ими заинтересовалась компания Firefly Aerospace, и год назад, в январе 2021 года, для неё собрали первый экземпляр.
Что касается РД-181 для «Антаресов», с этим двигателем ситуация выглядит ещё более неопределённой: о возможных кандидатах на замену ему ничего не известно, а меж тем на ближайшие пару лет были намечены как минимум два запуска кораблей Cygnus. По словам Дмитрия Рогозина, в 2022–2024 годах планировалось поставить в США 12 двигателей РД-181, велись также и переговоры о поставке их усовершенствованной версии — РД-181М.
Смогут ли в США обойтись без российских ракетных двигателей?
Джефф Безос всех спасёт
Илон Маск всех спасёт
Они не смогут запускать Cygnus и не смогут корректировать орбиту МКС
Илон Маск не поможет: Почему в случае ухода России с МКС её останется только затопить
Адель Романенкова
- Статьи
- рд180
- Роскосмос
- Космонавтика
- Наука и Технологии
Комментариев: 3
Для комментирования авторизуйтесь!
Как «Дракон» Маска лишил Россию монополии в космосе – DW – 31.
05.2020
Ракета Falcon 9 на старте в США, который был отменен из-за непогоды, 27 мая 2020 годаФото: picture-alliance/AP Photo/SpaceX
Политика
Роман Гончаренко
31 мая 2020 г.
После девятилетнего перерыва США вернулись в пилотируемую космонавтику. Единственная отрасль, в которой сотрудничество Вашингтона и Москвы не было свернуто, стоит на пороге перемен.
https://p.dw.com/p/3cxEp
Реклама
Девять лет Россия в одиночку доставляла экипажи на Международную космическую станцию (МКС) и обратно. Но эпоха доминирования Москвы в этой сфере закончилась в субботу, 30 мая, когда в США к МКС стартовала ракета-носитель Falcon 9 с кораблем Dragon («Дракон») и двумя астронавтами. Старт должен был состояться несколькими днями ранее, но был отложен из-за непогоды.
После завершения полетов шаттлов в июле 2011 года у американского космического агентства NASA не было им замены. Теперь она есть. Сам корабль — и в этом новизна — разработан и принадлежит не NASA, а частной компании SpaceX предпринимателя Илона Маска. Ожидается, что до конца 2021 года пилотируемые полеты на корабле Starliner начнет и корпорация Boeing. США не только возвращаются в элитный клуб стран, обладающих технологией доставки людей на орбиту, в который помимо РФ входит Китай. Получив два разных пилотируемых корабля, США могут вырваться вперед в неофициальной гонке. Россию ждет новая конкуренция.
Надежные запуски к МКС, растущие цены
Когда астронавты NASA вынужденно пересели на российские «Союзы», это не было чем-то необычным. Сотрудничество двух стран в пилотируемой космонавтике пережило подъем после распада СССР. Шаттлы летали на российскую орбитальную станцию «Мир», в составе их экипажей появились российские космонавты. С 2000 года астронавты NASA регулярно летают на «Союзах» с космодрома Байконур в Казахстане.
Американские астронавты рядом с кораблем «Дракон», апрель 2020 годаФото: picture-alliance/ZUMAPRESS/ZUMA Wire/NASA
Роль монополиста по доставке экипажей к МКС Россия впервые получила после катастрофы шаттла Columbia в 2003 году. США тогда на два года приостановили свои полеты. Через несколько лет Москве пришлось взять на себя функцию космического извозчика на более долгий срок. «Россия не могла отказать», — сказал в беседе с DW Игорь Маринин, академик Российской академии космонавтики. По его словам, эксплуатация МКС «без американцев невозможна, российский сегмент не приспособлен для автономного полета».
Итоги девяти лет в цифрах выглядят так: около 40 успешных пусков «Союзов» с астронавтами на борту — в среднем по четыре в год. Маринин говорит, что это — «предел» возможностей российской промышленности. Редкие случаи сбоев произошли в 2018 году. Один из них показал, что не все гармонично в отношениях NASA и «Роскосмоса». Летом того года на пристыкованном к МКС корабле «Союз» произошла разгерметизация — в обшивке обнаружилось отверстие. «Роскосмос» заподозрил американских астронавтов, что те отвергли.
А той же осенью, в октябре 2018 года, произошел еще один редкий случай — авария ракеты-носителя на второй минуте после старта. Сработала система аварийного спасения, капсула с россиянином и американцем приземлилась на парашюте, никто не пострадал. В России инцидент восприняли как доказательство надежности морально устаревших, но отлаженных технологий. «Система доказала свою выносливость», — подтвердил DW бывший немецкий астронавт и чиновник Европейского космического агентства Томас Райтер (Thomas Reiter), который сам летал на «Союзах».
За каждое место в трехместном «Союзе» NASA платит госкорпорации «Роскосмос», причем цены, по данным из США, выросли в разы: с 21 миллиона долларов в начале нулевых до 70-80 миллионов в последние годы. Пока запланирован еще один старт американца на российском корабле — осенью 2020 года, за что NASA заплатит 90 миллионов.
Старт «Союза» с международным экипажем, апрель 2020 годаФото: Reuters/Russian Space Agency Roscosmos
МКС как остров сотрудничества России и США
Сотрудничество по программе МКС считается единственной сферой, которой почти не коснулось политическое охлаждение между Москвой и Вашингтоном, вызванное аннексией Крыма. Весной 2014 года в ответ на американские санкции Россия устами тогдашнего вице-премьера и нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина публично угрожала США отказать в доставке астронавтов. Но это в прошлом. Во время недавнего сеанса связи с экипажем станции в апреле президент РФ Владимир Путин хвалил «эффективное партнерство» России и США. «С американцами полный консенсус», — подтверждает Маринин, но уточняет, что это касается только полетов на МКС, но не коммерческого и военного использования космоса. На рынке коммерческих запусков конкуренция усиливается, компания Маска SpaceX сильно потеснила Россию на рынке запусков спутников. Обе страны форсируют развитие военных космических технологий.
В целом российская космонавтика давно во многом уступает американской за исключением пилотируемых полетов. Монополия на запуски к МКС давала возможность скрыть это, отметил в беседе с DW российский эксперт по космической отрасли Андрей Ионин. «Сейчас та последняя завеса, которая скрывала положение, отсутствие мотивации, технологическое отставание, упадет, — считает Ионин. — Руководство страны увидит, что король голый». Эксперт прогнозирует, что отставание России от США, и в первую очередь от компании SpaceX, будет нарастать. При этом эксперт надеется, что конкуренция заставит государство реформировать «Роскосмос», который он называет монополистом «без внутренних стимулов» к развитию. По его словам, возможности для этого есть.
МКС, снимок 2013 годаФото: picture-alliance/dpa/NASA
Кто займет место американцев в «Союзах« — европейцы или туристы?
После успешного полета Dragon США, скорее всего, будут сворачивать сотрудничество с Россией в пилотируемой космонавтике. Новые американские корабли в два раза более вместительные, они более современные и комфортные, чем модернизированные, но разработанные в 1960-е годы «Союзы», отмечает эксперт Игорь Маринин. Хотя, по его словам, российская техника на какое-то время сохранит одно преимущество — проверенную временем надежность. Можно предположить, что до конца срока эксплуатации МКС, то есть 2024 года — а если он будет продлен, то и дольше — американцы будут реже летать на российских кораблях. Это даст шанс другим странам, прежде всего европейским, чаще отправлять на орбиту астронавтов. Кроме того, Россия возвращается к прерванной практике космического туризма. Первый туристический полет после перерыва запланирован на 2021 год.
После того, как США снова станут сами отправлять экипажи к МКС, Игорь Маринин видит шанс использовать освободившиеся мощности для производства нового российского корабля «Орел», разработка которого задерживается, и который должен отправиться в первый полет в 2023 году.
Шаг назад в освоении космоса?
В целом эпоха тесного сотрудничества России и США в освоении космоса, похоже, подходит к концу. NASA собираются в одиночку осваивать Луну, Россия тоже готовится отправить туда космонавтов и планирует сама строить новую станцию, которая придет на смену МКС. Андрей Ионин считает, что есть риск потерять то, что он называет главным результатом проекта — «неоценимый опыт совместной работы». Возвращение к разделению космических программ на «национальные квартиры» Ионин критикует как «шаг назад» и попытку вернуться к космической гонке 60-х годов ХХ века.
Смотрите также:
Командиром МКС станет немецкий астронавт
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
Компания SpaceXКомпания TeslaПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
американских астронавтов скоро снова полетят на американских космических кораблях
«В этом году американские астронавты вернутся в космос на американских ракетах».
Одно это предложение из обращения о положении в стране за 2019 год могло ускользнуть от вашего внимания. Он заканчивался абзацем, в котором президент воздал должное астронавту Баззу Олдрину из миссии «Аполлон-11», приуроченной к 50-летию первой высадки на Луну. С этого момента речь перешла к повышению уровня жизни американцев в 21 веке. Маленькая фраза, наверное. Может быть, воспринимается некоторыми как одноразовая линия. Но за этими 12 словами скрывается революция в том, как американцы попадут в космос в будущем.
Американцы не летали на орбиту на борту американской ракеты или с американской стартовой площадки с 8 июля 2011 года. Этот перерыв почти в восемь лет является самым продолжительным в нашей истории, затмив шестилетний разрыв между полетами «Аполлон-Союз» в 1975 г. и программа «Спейс шаттл» в 1981 г. После вывода из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в 2011 г. Соединенные Штаты заплатили России примерно 75 миллионов долларов США за место для запуска американских астронавтов на Международную космическую станцию на борту космического корабля «Союз» с космодрома в Казахстане.
Однако, как отмечается в State of the Union, в 2019 году все изменится. Этим летом американские астронавты должны полететь в космос с территории США на борту трех отдельных систем запуска, разработанных не правительством США, а его подрядчиками, но вместо этого коммерческими космическими компаниями. Это изменение знаменует собой новую эру в космических путешествиях человека.
Новая эра американских космонавтов
SpaceX, Boeing и Virgin Galactic планируют отправить американских астронавтов в космос в 2019 году. Для SpaceX и Boeing — если график будет соблюден и ближайшие испытательные полеты пройдут хорошо — их полеты будут орбитальными полетами к МКС, запущенной из Космического центра Кеннеди во Флориде. SpaceX отправит двух астронавтов НАСА в свою капсулу Dragon на ракете Falcon 9, а Boeing отправит экипаж из трех человек на своем CST-100 Starliner на борту ракеты-носителя Atlas-V.
Компания Virgin Galactic уже отправила американцев в космос своим последним полетом в декабре 2018 года. Хотя эта ракета не вращалась вокруг Земли, а просто летела по быстрой траектории «вверх-вниз», она демонстрирует удивительный прогресс.
Большинство революций не происходят за одну ночь, и наша революция в коммерческих пилотируемых космических полетах не исключение. Всю эту деятельность можно проследить до администрации Джорджа Буша-младшего 43 года, когда администратор НАСА доктор Майкл Д. Гриффин выделил 500 миллионов долларов денег НАСА, чтобы помочь стимулировать промышленность к разработке коммерческих систем, с помощью которых НАСА могло приобретать услуги доставки. , для экипажа и груза, так же, как покупают авиабилеты.
Если я хочу, например, вылететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, я могу зайти на веб-сайт, забронировать билет и ввести номер своей кредитной карты. Мне не нужно строить самолет, строить аэропорт, владеть и эксплуатировать систему управления воздушным движением, перерабатывать топливо из сырой нефти, обучать пилота и так далее. Я покупаю его как простую коммерческую сделку. Это то, к чему стремилось НАСА, когда в 2006 году были созданы первые программы коммерческих запусков.0003
Самолет-носитель Virgin Galactic WhiteKnightTwo с ракетным самолетом для космического туризма SpaceShipTwo взлетает с аэродрома Мохаве, штат Калифорния, 13 декабря 2018 г.
REUTERS/Джин Блевинс
Запуски возвращаются на американскую землю
Разработка шла по графику намного дольше, чем ожидалось, что привело к рекордному отставанию в американских запусках. Однако это привело непосредственно к созданию нескольких независимых систем доставки грузов в космос на борту SpaceX Falcon-9.и ракета-носитель Antares компании Orbital Science. В целом, эта схема работала очень хорошо, безопасно и экономично.
В 2019 году возможности пилотируемых запусков будут добавлены к текущему портфелю грузовых полетов, возвращая американских астронавтов на американские ракеты-носители и устраняя необходимость запуска на МКС на российской системе. После почти двух десятилетий работы в НАСА я могу сказать, что это действительно большое дело.
Эта революция только начинается. В недалеком будущем вы также можете ожидать, что Blue Origin, космическая компания, основанная Джеффом Безосом из Amazon и корпорацией Sierra Nevada, начнет аналогичные полеты на орбиту. Команда Безоса уже осуществляет суборбитальные грузовые и научные экспериментальные полеты в космос на многоразовом транспортном средстве New Shepard со своего стартового комплекса в Техасе. Sierra Nevada будет летать на своем автомобиле Dream Chaser, который очень похож на мини-космический шаттл и приземлится на взлетно-посадочной полосе для перевозки грузов на МКС (сначала), а затем людей (позже).
Революции, даже те, которые скрыты простым предложением, не происходят в одно мгновение. Прошло 13 лет с тех пор, как НАСА впервые работало над стимулированием коммерческого развития возможностей запуска. Прошло восемь лет с момента списания космического корабля «Шаттл». Готовится революция, которая полностью изменит то, как мы отправляем американских астронавтов в космос. Возможно, не сразу, но скоро он появится на стартовой площадке рядом с вами… и, да, эта революция будет транслироваться по телевидению.
Миссия в понедельник: Пять быстрых фактов о первом американце в космосе
5 мая 1961 года астронавт НАСА Алан Шепард-младший стал первым американцем в космосе.
59 лет назад Шепард отправился в космос в своей капсуле Freedom 7. Суборбитальный полет длился чуть более 15 минут, он преодолел более 300 миль и поднялся на высоту более 116 миль над Землей.
Он не был первым человеком, побывавшим в космосе, это звание принадлежало советскому космонавту Юрию Гагарину, который облетел Землю менее чем за месяц до полета Шепарда. Тем не менее, миссия Freedom 7 действительно доказала, что НАСА может отправлять людей в космос и что Соединенные Штаты следует воспринимать всерьез как соперника в горячей космической гонке.
youtube.com/embed/APwntCQ8Iiw?rel=0″ allowfullscreen=»allowfullscreen» frameborder=»0″>
Чтобы отметить его исторический первый полет, мы собрали пять быстрых фактов о Шепарде и миссии Freedom 7!
1. Шепард был частью «Меркурия 7».
«Меркурий-7» были первыми астронавтами Америки, названными так в честь первой пилотируемой программы НАСА «Меркурий». Помимо Шепарда, в первый класс астронавтов НАСА входили Гас Гриссом, Джон Гленн, Гордон Купер, Уолтер Ширра, Скотт Карпентер и Дик Слейтон.
2. Шепард взлетела в испачканном мочой скафандре.
Миссия Freedom 7 должна была быть быстрой. Таким образом, приготовления на случай, если Шепард пойдет в туалет, не было сделано. Но когда запуск задержался, Шепард попросил выйти, чтобы облегчиться. Он ждал более трех часов и должен был уйти. Его просьба была отклонена, и у Шепарда не осталось другого выбора, кроме как облегчиться там, где он был. Были опасения, что моча замкнет проводку в его костюме. Однако его хлопчатобумажное белье впитало мочу, и миссия так и не состоялась. Этот инцидент заставил НАСА разработать системы сдерживания отходов в новых скафандрах.
3. Вся миссия транслировалась в прямом эфире.
В отличие от полета Гагарина, который в значительной степени держался в секрете, полет Шепарда Freedom 7 транслировался на весь мир. Миллионы зрителей следили за суборбитальным полетом Шепарда, а когда астронавт благополучно вернулся на Землю, в его честь прошли парады в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.
4. Математик-исследователь НАСА Кэтрин Джонсон провела анализ траектории полета Шепарда Freedom 7.
Мало того, что Джонсон выполнила анализ траектории первого полета человека в космос НАСА, она позже выполнила чрезвычайно важные расчеты для исторического орбитального полета Джона Гленна в 1962 году. в такой отличной форме после выздоровления, его можно было бы использовать снова.