Научные исследования планет солнечной системы 2018 год: Новые научные исследования планет Солнечной системы – информация для сообщения кратко (4 класс, окружающий мир)

Исследования Солнечной системы: фантастика, ставшая реальностью

Куда в ближайшие годы отправятся российские автоматические космические станции, чем интересен Ганимед и что сдерживает душевный порыв к Европе?

Планы и перспективы в области космических исследований стали темой круглого стола, прошедшего в международном пресс-центре РИА Новости. В пресс-конференции приняли участие академик Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН (ИКИ), руководитель отдела исследований планет и малых тел Солнечной системы Олег Кораблёв и ведущий сотрудник лаборатории космической гамма-спектроскопии Максим Литвак. Также были приглашены Рене Пишель, представитель Европейского космического агентства (ЕКА) в России, и Михаил Назаров, заведующий лабораторией метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН.
Представители ИКИ подробно рассказали о планах России по исследованию Солнечной системы автоматическими станциями.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

После бесславного завершения отечественной межпланетной миссии «Фобос-Грунт» было решено сосредоточить усилия на Луне. Первой к Селене должна стартовать автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-Глоб-1». Правда, из-за неблагозвучности названия её предложили переименовать в «Луну-25».  Но на круглом столе прозвучало мнение, что ассоциация с поговоркой «опять двадцать пять» также не красит лунную программу. Лев Зеленый поддержал идею, предложенную представителями СМИ – устроить конкурс на новое название станции.

Запуск «Луны-Глоб-1» пока официально назначен на 2015 год (хотя не исключено, что он будет перенесен, как минимум, на 2016 год). Планируется, что она станет экспериментальным аппаратом, основная задача которого — отработать посадку в южной полярной области Луны. Но, несмотря на это, ученые надеются установить на АМС до 30кг научных приборов. Основные цели научного комплекса — изучение реголита (поиск водяного льда) и телевизионная съемка местности.

Вторая АМС «Луна-Глоб-2» (или «Луна-26») уйдет к Луне в 2016 году. Станция будет исследовать наш естественный спутник с орбиты. Среди задач, кроме изучения дистанционными методами минералогического состава поверхности, ещё и уточнение границ районов с водородосодержащими породами (содержащими водяной лед), а также изучение лунной экзосферы (пылевой оболочки вокруг Луны) и исследование лучей сверхвысоких энергий с использованием Луны как мишени.

Самая насыщенная в научном плане миссия «Луна-Ресурс» («Луна-27») стартует, вероятно, не раньше 2017-2018 года. Станция доставит в полярный район Луны большой комплекс научной аппаратуры. Лев Зеленый обратил внимание журналистов на сложность задачи криогенного бурения – «Луна-Ресурс» должна взять пробы реголита таким образом, чтобы случайно не испарить летучие вещества, содержащиеся в лунном грунте,  в том числе и воду.

На трех АМС новая отечественная лунная программа не заканчивается. После 2019 года ученые планируют доставить на Землю образцы полярного реголита («Луна-28»), а после 2020 года на Луну должен отправиться большой российский луноход (проект «Луна-Ресурс-2», или «Луна-29»), главной задачей которого станет сбор образцов для последующей передачи в возвратную ракету. В 2022-2023 году возвращаемая станция «Луна-30» обеспечит их криогенную доставку на Землю. Вполне возможно, что проекты доставки грунта на Землю будут осуществляться в тесном взаимодействии с ЕКА.

Благодаря сотрудничеству с Европейским космическим агентством Россия не осталась и без марсианской программы. История европейского проекта ExoMars началась ещё в конце 1990-х, когда в EКA выполнили предварительные проработки комплекса научной аппаратуры для экзобиологических исследований с базированием на марсоходе. Затем, после утверждения в 2002 году, проект много раз менялся и пересматривался, в итоге став совместным с NASA. Однако в октябре 2011 года стало окончательно ясно, что США выходят из проекта ExoMars из-за финансовых проблем. ЕКА обратилось за помощью к России. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин выразил заинтересованность в такой работе, ведь после краха проекта «Фобос-Грунт» ExoMars стал единственным шансом российских ученых доставить в обозримом будущем свою научную аппаратуру к Марсу.

В 2016 году ракета «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» (основной, но не единственный российский вклад в совместный проект) должна отправить к Марсу связку из зонда Trace Gas Orbiter (TGO), который будет исследовать Красную планету и ее атмосферу с орбиты, и европейского посадочного модуля-демонстратора EDM (Entry, Descent & Landing Demonstrator Module). Олег Кораблёв рассказал, что российские приборы, установленные на TGO, помогут составить более точные карты распределения водяного льда на Марсе и разгадать загадку метана в атмосфере планеты. Метан разлагается под действием ультрафиолета, и его присутствие в атмосфере можно объяснить только постоянным пополнением. Кроме того, по словам Кораблёва, российские приборы могут обнаружить следы сернистых соединений, что в свою очередь, докажет наличие на Марсе действующих вулканов.

В 2018 году также на ракетоносителе «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» стартует второй аппарат проекта ExoMars: с помощью отечественной посадочной платформы на Марс будет доставлен большой европейский марсоход. Соглашение по совместному проекту есть, финансирование выделяется, работы идут полным ходом. Оправдает ли отечественная промышленность (в лице НПО им. Лавочкина) доверие?  Время покажет.

Но не только о Луне и Марсе шла речь, ученых также интересуют ледяные спутники Юпитера. История международного сотрудничества по новым «юпитерианским» проектам во многом напоминает историю с Марсом, и о ней рассказал представитель ЕКА Рене Пишель. Европейские ученые готовили совместную с NASA миссию Laplace — EJSM (Europa Jupiter System Mission – «Европейская миссия к системе Юпитера»). Проект предусматривал создание двух орбитальных аппаратов для исследования спутников Юпитера: европейского JGO (Jupiter Ganymede Orbiter), которому предстояло выйти на орбиту вокруг Ганимеда, и американского JEO (Jupiter Europe Orbiter) — вокруг Европы.  В проекте EJSM предполагалось также участие японского космического агентства JAXA с проектом Jupiter Magnetospheric Orbiter (JMO) — аппаратом для исследования магнитосферы Юпитера, а также России с посадочным аппаратом на Европу.
Но в 2011 году NASA от проекта JEO отказалось. В связи с этим руководство ЕКА решило перенести сроки миссии и лететь к Юпитеру с меньшим набором инструментов. Проект JGO трансформировался в JUICE. Аппарат будет запущен  в 2022 году, и после многочисленных гравитационных маневров у Венеры и Земли прибудет в систему Юпитера в 2030-м году(!), где после нескольких пролетов у Европы и Каллисто выйдет на орбиту Ганимеда.

Россия оказалась перед выбором: организовать собственную миссию на Европу либо вместе с ЕКА переключиться на другой спутник Юпитера — Ганимед. Был выбран Ганимед, поскольку элементной базы для создания орбитального аппарата, который мог бы работать в тяжелых радиационных условиях у Европы (она находится в мощных радиационных поясах Юпитера), у России просто нет. Возможно, в 2033 году к Ганимеду прибудет не только европейский JUICE, но и российские орбитальный и посадочный аппараты проекта «Лаплас». Конечно, как образно выразился Лев Зеленый, «душа рвется к Европе», но состояние российской электронной промышленности не позволяет мечтать о такой экспедиции даже в 2020-е.

Внутри ледяных лун Юпитера присутствует подледный океан (его появление вызвано нагревом вследствие приливного воздействия планеты-гиганта), но на Европе он контактирует с минеральным ядром спутника, а на Ганимеде является лишь прослойкой в мощной ледяной мантии. Контакт с минеральным основанием и обмен веществом благоприятствуют появлению жизни. В этом плане Европа — более интересный объект.

От возможной жизни на других планетах и спутника, участники круглого стола перешли к обсуждению космических угроз жизни на нашей планете. Михаил Назаров успокоил присутствующих, объяснив, что глобальные космические катастрофы — нечастое явление, и случались лишь несколько раз за всю историю Земли. По его мнению, в первую очередь необходимо создавать средства контроля и слежения за объектами в космосе, а уже потом выделять (или не выделять, ибо угроза сильно преувеличенна) миллиарды на «перехватчики астероидов», о которых там много говорили после челябинского события.
Также ученый рассказал об исследовании осколков челябинского метеорита и бедственном положении отечественной метеоритики. По его словам, финансирование важных и нужных исследований осталось на уровне 1990-х годов.

Закончился круглый стол мечтами о будущем. Лев Зеленый поделился мыслями о том, что современная пилотируемая космонавтика завершится экспедицией на Марс. Чтобы идти дальше, придется существенно модифицировать человека. Не все присутствующие согласились с этим.

Также Лев Зеленый рассказал о поиске экзопланет – планет у других звезд. Он выразил опасение, что Россия в этом безнадежно отстала и уже не сможет наверстать упущенное. Существует проект нуль-интерферометрического космического телескопа «Звездный патруль», но реализован он будет в лучшем случае после 2025 года, когда наши западные коллеги-соперники уйдут далеко вперед.

Достижения учащихся и выпускников ЛНМО — ЛНМО

Именами пяти учащихся  ЛНМО  за период 2000 -2017 годы были названы Малые планеты Солнечной системы. Школьные научные исследования  Сергея Иванова, Евгения Лохару, Евгения Амосова, Артема Викторова и Гаджи Османова   были признаны  жюри самого крупного мирового соревнования для школьников Intel ISEF лучшими. Так было положено начало научной и профессиональной карьеры этих выпускников.
В ЛНМО профессионально занимаются научной деятельностью со школьниками, поэтому главными достижениями здесь считают победы в научных конкурсах, участие в научных конференциях, продолжение выпускниками научной карьеры.

За период, когда выпускались классы ЛНМО (1996 -2017  год — всего  489 выпускников)  1 выпускник ЛНМО стал доктором наук,   24  — кандидатами наук. И это при условии, что защитить диссертацию по возрасту могли  184 выпускника ЛНМО. Таким образом более 10%  выпускников выбирают карьеру ученого.  Выступление об этом выпускника ЛНМО 2007 года Андрея Вадимович Смоленского смотрите на нашем канале ютубе https://www.youtube.com/watch?v=Wn5h5gp1kDw&t=193s.

Каждый год  до 12  выпускников поступают в аспирантуру,  до 6 выпускников из каждого выпуска защищают кандидатские диссертации. Выпускники ЛНМО ведут преподавательскую деятельность на Математико-механическом факультете СПбГУ, работают в Лаборатории имени Чебышева (Математико-механический факультет).  Самым  важным достижением ЛНМО является подготовка талантливых молодых математиков, которые уже в студенческие годы создают яркие научные исследования. О том, как влияет обучение в ЛНМО на дальнейшие научные достижения выпускника-студента, говорит  статистика  вручения престижной премии имени В.А. Рохлина для молодых талантливых математиков в Санкт-Петербурге (2010 — 2014 год). На 2018 год Из 62лауреатов  этой премии 14 (почти четверть) являются выпускниками ЛНМО.

Год выпуска

Кол-во выпускников

Поступление на бюджет

В том числе: СБГУ, МГУ, МФТИ

Аспирантура

Кандидатские диссертации

Работа в российской Компании

1996 и ранее  (1994, 1995, научные семинары)

25 + 60

25 + 60

25

6+?

3+19

25

2002

20

20

1

1

20

2003

25

23

15

7

6

24

2005

25

25

16

4

3

23

2006

16

16

12

5

1

16

2007

25

25

15

12 (45%)

 1

23

2008

29

29

18

8

2009

21+17

38

16

5

2010

24

24

 18

2011

25

25

 8

2012

20+24

43

 16

2013

25+25

49

 10

2014

18

17

 Занимаясь с крупными петербургскими учеными, талантливыми аспирантами и студентами старших курсов СПбГУ, учащиеся выпускного класса Лаборатории ежегодно защищают на различных конференциях и конкурсах всероссийского и международного уровней более 20 работ по математике и прикладной математике, по физике и астрономии, по программированию, истории. Традиционно учащиеся ЛНМО выступают на Балтийском научно-инженерном конкурсе, Всероссийском конкурсе «Юниор», Сахаровских чтениях, Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся (Intel-ISEF), Международной конференции молодых ученых (ICYS).

Лаборатория принимает участие во многих зарубежных и российских образовательных проектах. С 1993 года ее ученики принимают участие в IСYS (Международной конференции молодых ученых), ежегодно проходящей в одной из европейских стран, и течение 16 лет ежегодно завоевывают Гран-при по секции математики и 6 раз по секции программирования. Дмитрий Парилов – единственный в мире, кто 3 раза становился ее абсолютным победителем. Решением Попечительского Совета под председательством академика Д.С. Лихачева он был награжден Звездой Прометея – общественной наградой за выдающиеся достижения в области науки. В разные годы этой награды были удостоены другие выпускники Лаборатории: Михаил Берлин, Александр Аносов, Александр Нешитов и Дмитрий Кормановский, Игорь Печко, Александр Горшков. Команда Лаборатории приглашается на конференцию наряду со сборными командами стран Европы, результаты России на IСYS – это результаты учеников Лаборатории.

С 2000 года ученики Лаборатории участвуют в региональных конкурсах Intel-ISEF. Более 40 из них стали их победителями, включались в состав российской команды для участия во Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся. 29 из них получили первые премии научного жюри за свои проекты. Учащиеся Лаборатории Александр Аносов, Михаил Берлин, Анатолий Буров и Александр Деньгинов награждены главной премией (5 000$) корпорации Intel за выдающиеся достижения в области математики, Святослав Лисин награжден премией президента корпорации Intel Крэга Барретта за выдающиеся достижения в области программирования. В 2000 — 2014 годах самыми высокими премиями научного жюри награждены 28 выпускников ЛНМО. Премиями Американского Математического Общества награждены 7 выпускников. Именами Евгения Амосова, Артема Викторова, Сергея Иванова, Евгения Лохару, Гаджи Османова решением НАСА названы малые планеты  Солнечной Системы.

Ежегодно более 50% процентов выпускников ЛНМО поступает на Математико-механический факультет СпбГУ. В 2008 году таких ребят оказалось 17, в 2009 – 16, в 2010 году — 17. однако важным отличием ЛНМО от других физико-математических школ Санкт-Петербурга является внимание к дисциплинам не только естественнонаучного цикла, но и к гуманитарным, что подтверждается ежегодным поступлением выпускников на Филологический, Философский, Исторический и Восточный факультеты.

Успешная профессиональная карьера в крупных российских компаниях – также результат академического образования, полученного в ЛНМО, и работы над научным проектом еще в школьном возрасте. Блестящим результатом обучения можно считать и то, что более 20 выпускников постоянно ведут преподавательскую деятельность в ЛНМО.

В научном центре «ЛНМО» школьников активно привлекают к научным исследованиям в разных областях. У каждого при желании может быть свой научный руководитель — петербургский ученый, преподаватель вуза, аспирант Математико-механического факультета и ПОМИ РАН, талантливый студент Математико-механического факультета СПбГУ. В 2009/2010 учебном году 26 учащихся сделали научную работу и защищали ее на разных конкурсах и конференциях, в 2010/2011 годах таких ребят было 22, в 2013-2014 годах — 18.

Ежегодно учащиеся ЛНМО побеждают не только на конференциях и научных конкурсах, но и на олимпиадах районного, городского и регионального уровней. В 2010/2011 годах при 192 обучающихся таких побед всего оказалось более 110 из них более 60 — «олимпиадные», хотя до поступления в ЛНМО школьники редко являлись победителями учебных соревнований. Елизавета Беседина, ученица 10 химико-биологического класса ЛНМО стала победителем Всероссийской олимпиады по биологии, а Гульнара Тагирджанова завоевала диплом 3 степени.

В 2013 году Анастасия Мыльникова стала призером (диплом 3 степени) Международного конкурса Genius (Нью-Йорк) за свое исследование по биологии.

 Более 100 дипломов (при 180=190 обучающихся) школьники получили как победители районного, городского и регионального этапов олимпиад по разным предметам, всероссийских и международных научных конкурсов, двое будут участвовать во всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку и биологии.

В числе прочих достижений, НЦ ЛНМО в 2009 году получил грант компании HP $ 100 000 за инновационную деятельность в области науки и образования.

Четырежды  ЛНМО получала грант на научную деятельность со школьниками от Фонда «Династия».

Несмотря на то, что в ЛНМО принципиально не занимаются подготовкой к тестированию (не натаскивают на тесты) учащиеся ЛНМО сдают ЕГЭ с результатами значительно выше среднегородских (в среднем по классу по всем предметам – 70 баллов). Результаты сотрудничества ЛНМО с государственными школами — главный показатель  отличных результатов выпускников на ЕГЭ. Если в 2010 году ГБОУ СОШ №  564 имела средний балл ЕГЭ  52, 5, то в 2014 году после переезда в школу классов ЛНМО этот балл вырос до 66,5.

На диаграммах показаны результаты ЕГЭ ГБОУ СОШ № 564 в 2010  году и в 2014 году, через 2 года после переезда четырех математических классов на новую площадку:

  

исследователей нашли Луну в другой Солнечной системе

Встроить
Поделиться

Исследователи нашли Луну в другой Солнечной системе

от VOA

В настоящее время нет доступных медиа-источников

0:00
0:04:30
0:00

Только во второй раз исследователи обнаружили нечто похожее на луну, вращающуюся вокруг планеты в другой солнечной системе. Как и в первый раз, у этого есть качества, которые предполагают, что такие спутники могут сильно отличаться от спутников в нашей Солнечной системе.

Данные, полученные космическим телескопом НАСА «Кеплер» до того, как он был выведен из эксплуатации в 2018 году, свидетельствуют о наличии луны, в 2,6 раза превышающей диаметр Земли. Недавно ученые заявили, что эта возможная луна вращалась вокруг газовой планеты размером с Юпитер, примерно в 5700 световых годах от нашей Солнечной системы.

Световой год — это расстояние, которое свет проходит за год, 9,5 триллионов километров.

Диаметр этой луны больше, чем у любой из примерно 220 известных нам планет, вращающихся вокруг планет в нашей Солнечной системе. Он также более чем в девять раз превышает диаметр земной Луны.

Дэвид Киппинг из Колумбийского университета был ведущим автором исследования, опубликованного в публикации Nature Astronomy

. Киппинг сказал, что многое об этом объекте осталось неизвестным. «Это может быть каменистое ядро ​​ с легкой пушистой оболочкой или плотная атмосфера вплоть до какого-то ядра с высокой плотностью», — сказал он. Было идентифицировано около 5000 экзопланет, или планет за пределами нашей Солнечной системы. Но было обнаружено только две экзолуны, или луны, за пределами нашей Солнечной системы. Это не потому, что луны считаются более редкими в других солнечных системах, а потому, что планеты, как правило, крупнее и их легче найти, говорят исследователи.0004

Первый кандидат в экзолуны, описанный в 2018 году теми же ведущими исследователями и все еще ожидающий подтверждения, еще больше. Он размером с планету Нептун в нашей Солнечной системе. Эта возможная экзолуна находится примерно в 8000 световых годах от Земли. Похоже, что он состоит из газов, в отличие от любого из спутников нашей Солнечной системы.

«Экземуны — это terra incognita», — сказал Киппинг, используя латинский термин, означающий неизвестную землю.

«Исследователи использовали «метод транзита», часто используемый для поиска экзопланет. Они наблюдали изменение яркости солнцеподобной звезды, вокруг которой вращается лунная планета, когда планета, а затем экзолуна проходили перед ней. Телескоп Кеплер получил данные о двух таких транзитах.

Соавтор исследования Алекс Тичи из Института астрономии и астрофизики Academia Sinica (ASIAA) на Тайване сказал, что это было еще одно захватывающее открытие экзолуны, «еще раз предполагая, что большие луны могут присутствовать в других планетных системах и что мы потенциально можем обнаружить их.»

Исследователи изучили 70 холодных гигантских газовых экзопланет на широких орбитах вокруг звезд, зная, что две такие планеты в нашей Солнечной системе — Юпитер и Сатурн — вращаются вокруг многочисленных спутников. Они нашли доказательства существования одной новой экзолуны, размер которой, по их словам, позволил бы назвать ее «мини-Нептуном».

«Нам нужны дополнительные наблюдения, чтобы подтвердить его присутствие», — сказал Тичи. «Тем не менее, настоящее исследование имеет большое значение для исключения альтернативных объяснений наблюдаемых сигналов». Он добавил, что некоторые сомнения «в (астрономическом) сообществе… важны, но я думаю, что статья излагает убедительные, тщательные доводы».

Я Джон Рассел.

Уилл Данхэм сообщил об этой истории агентству Рейтер. Джон Рассел адаптировал его для изучения английского языка.

_______________________________________________________________

солнечный — прил. или относящийся к звезде и планетам, вращающимся вокруг нее

диаметр – n. расстояние через центр чего-либо от одной стороны до другой

сердцевина — сущ. центральная часть чего-либо

пушистый – прил. легкий и мягкий или воздушный

хост — н. наука звезда, вокруг которой вращаются объекты

альтернатива — сущ. всегда используется перед существительным: предложение или выражение выбора

убедительность – прил. : заставляет кого-то поверить в то, что что-то верно или достоверно

Исследование планет Солнечной системы

AB
6
Наука 1-6 (1996)
Тема C. Sky Science

до н.э.
6
Естествознание 6 класс (июнь 2016 г.)
Большая идея: Солнечная система является частью Млечного Пути, который является одной из миллиардов галактик.

МБ
6
Наука 6 класс (2000)
Кластер 4: Изучение Солнечной системы

NB
8
Наука 8: За пределами Земли: присутствие человека
в Солнечной системе (2021)
Исследование космоса

NL
6
Наука 6 класс (2018)
Блок 1: Космос

NS
6
Наука 6 (2019)
Науки о Земле и космосе: космос

NU
6
Учебная программа K-6 по науке и технологиям (СЗТ, 2004 г.)
Земля и космические системы: Космос

PE
6
Наука 6 класс (2012)
Науки о Земле и космосе: Космос

YT
6
Science Grade 6 (Британская Колумбия, июнь 2016 г. )
Большая идея: Солнечная система является частью Млечного Пути, который является одной из миллиардов галактик.

СК
6
Наука 6 класс (2009)
Науки о Земле и космосе – Наша Солнечная система (SS)

NT
6
Учебная программа K-6 по науке и технологиям (СЗТ, 2004 г.)
Земля и космические системы: Космос

ON
6
Наука и техника, 6 класс (2022)
Strand E: Космос

до н.э.
11
Науки о Земле 11 (июнь 2018 г.
Большая идея: Астрономия стремится объяснить происхождение и взаимодействие Земли и ее Солнечной системы.

МБ
9
Старший 1 Наука (2000)
Кластер 4: Изучение Вселенной

NB
11
Физическая география 110 (без даты)
2. Земля в космосе

Нидерланды
9
9 класс Наука
Блок 1: Космос (пересмотрено в 2011 г.)

ON
12
Науки о Земле и космосе, 12 класс, университет (SES4U)
Strand C: Planetary science (Наука о Солнечной системе)

QC
Раздел III
Наука и технология
Земля и космос

КК
Раздел I
Наука и технология
Земля и космос: астрономические процессы

КК
Раздел II
Наука и технология
Земля и космос: астрономические процессы

YT
11
Науки о Земле 11 (Британская Колумбия, июнь 2018 г. )
Большая идея: Астрономия стремится объяснить происхождение и взаимодействие Земли и ее Солнечной системы.

ЮТ
6
Science Grade 6 (Британская Колумбия, июнь 2016 г.)
Большая идея: три закона движения Ньютона описывают взаимосвязь между силой и движением.

СК
9
Наука 9 (2009)
Науки о Земле и космосе – Изучение нашей Вселенной (ЕС)

ON
9
9 класс естественных наук (SNC1W) (2022)
Strand E: Исследование космоса

AB
9
Наука о знаниях и трудоустройстве 8, 9 (пересмотрено в 2009 г.)
Блок E: Исследование космоса

AB
9
Наука 7-8-9 (2003 г., обновлено в 2014 г.)
Блок E: Исследование космоса

до н.э.
10
Естествознание 10 класс (март 2018 г.)
Большая идея: образование Вселенной можно объяснить теорией большого взрыва.

Н.С.
9
Наука 9 (2021)
Исследование космоса

НУ
9
Наука о знаниях и трудоустройстве 9 (Альберта, редакция 2009 г.)
Блок E: Исследование космоса

NU
9
Наука 9 (Альберта, 2003 г., обновлено в 2014 г.)
Блок E: Исследование космоса

YT
10
Наука, 10 класс (Британская Колумбия, июнь 2016 г.