Содержание
Нейробиология | это… Что такое Нейробиология?
ТолкованиеПеревод
- Нейробиология
Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии. За рубежом, а в последние 5-6 лет также и в России всё чаще используется альтернативный термин «нейронаука» (neuroscience)[источник?], в основном в связи с тем, что нейробиология всё сильнее проникает в сферы психологии и другие науки[источник?]. В результате возникли прикладные нейронауки. Тем не менее, в России большинство представителей нейронауки — по-прежнему выпускники биологических факультетов.
Изучение человеческого мозга является междисциплинарной наукой и включает в себя много уровней изучения, от молекулярного до клеточного уровня (отдельные нейроны), от уровня относительно небольших объединений нейронов, до больших систем, таких как кора головного мозга или мозжечок, и на самом высоком уровне нервная система в целом.
Темами нейробиологии являются:
- деятельность нейротрансмитеров в синапсах;
- как гены способствуют развитию нервной системы в зародыше и в течение жизни;
- деятельность относительно простых структур нервной системы;
- структура и функционирование сложных нервных цепей — восприятие, память, речь.
Содержание
- 1 Представители
- 1.1 Россия
- 1.1.1 Национальная аспирантура по нейробиологии
- 1.2 Другие страны
- 1.1 Россия
- 2 См. также
- 3 Ссылки
Представители
Россия
- Бойко, Евгений Иванович
- Величковский, Борис Митрофанович
- Лурия, Александр Романович
- Соколов, Евгений Николаевич
- Черниговская, Татьяна Владимировна
Национальная аспирантура по нейробиологии
Российская школа последипломного образования в области нейронаук
Другие страны
- Дональд, Мерлин
- Наатанен, Ристо
- Николелис, Мигель
- Фрит, Крис
- Хамерофф, Стюарт
См.
также
- Когнитивная нейробиология
- Нервная система
- Нейропсихология
- Нейрохимия
- Мозг
- Нейрон
- Аксон
- Синапс
- Дендрит
- Рецептор
- Мышление
- Нейрокомпьютерный интерфейс
- Прикладные нейронауки
- Нейролингвистика
Ссылки
- IBRO (International Brain Research Organization — Международная организация по изучению мозга)
- Современная нейробиология и нейронауки
- Нейронауки в Живом Журнале
- Шеперд Г. Нейробиология. В двух томах. Пер. с англ. — М.: Мир, 1987.
Wikimedia Foundation.
2010.
Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:
биология
- Многочлен
- Полуостров
Полезное
Наука о мозге часто подменяется мифами – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии – науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».
Учителя и мифы
Устойчивые, но ошибочные идеи, связанные с нейробиологией, называют нейромифами, и некоторые из них активно распространяются преподавателями. Так, классический миф о том, что человеком задействовано лишь 10% мозга (а значит, есть огромный потенциал для его дальнейшего развития) поддерживает примерно половина учителей в Англии, Голландии, Турции, Греции и Китае. Примерно треть учителей в Англии и Голландии полагают, что если не выпивать ежедневно шесть-восемь стаканов воды, то мозг сжимается, и его обладатель хуже справляется с некоторыми когнитивными задачами. Это тоже миф. Как и предыдущий он связан с неверным истолкованием фактов, полученных в ходе нейробиологических исследований.
Другой распространенный миф гласит, что детей стоит классифицировать по анализаторам, которые у них доминируют. Одни более восприимчивы к зрительной информации, другие к слуховой. По соответствующим каналам и нужно передавать информацию этим детям. Но в нейробиологии нет сколько-нибудь существенных доказательств этой идеи. Скорее, как пояснил докладчик, нейробиология говорит о том, что все анализаторы взаимосвязаны, хотя предпочтения и существуют.
Обилие заблуждений, по словам Ключарева, порождают скепсис в отношении нейробиологии. Сейчас образовательное сообщество разбито на два лагеря: в первом – энтузиасты, уверенные, что образование может и должно многое брать из нейробиологии. В другом – скептики, полагающие, что современные нейробиологические исследования не годятся для образовательных практик.
Кризис детского возраста
Классический пример радикального влияния нейробиологии на образование – это дислексия, то есть проблема с чтением у детей. Довольно долгое время среди нейробиологов доминировал взгляд, что эта проблема связана со зрительным восприятием – мол, дети плохо читают из-за нарушений в зрительной переработке сигнала. На этом было построено множество методов обучения. Но в 90-е годы такая теория утратила популярность, и теперь ученые полагают, что основная проблема в фонологическом кодировании (трансляции зрительных изображений в фонологический код). А значит, зрительные тренинги никак не могут помочь детям, имеющим трудности с чтением. Между тем, последние исследования показали, что большинство учителей в США по-прежнему считают дислексию зрительным нарушением и используют для ее устранения устаревшие методики.
Еще пример – расхожее мнение о «критическом периоде» в развитии мозга. «На Западе очень популярен миф, что в три года формируется самые важные системы мозга, – рассказал Василий Ключарев. – Если вы не помогли ребенку до трех лет, вы его во многом потеряли. На этом базируются многие маркетинговые стратегии, призывающие не терять времени и покупать ребенку специальные игрушки, чтобы помочь ему перенастроить мозг, пока он не потерял эту способность».
Ученые согласны, что ранние периоды жизни важны для развития мозга, но жестких доказательств существования некоего «критического периода» нейробиология не дает. Докладчик привел данные инструментальных исследований коры головного мозга на шкале от пяти до двадцати лет – оно было проведено на 14 испытуемых. Видно, что и в 15 лет, и в 20 лет мозг еще формируется – последними формируются прифронтальные области, связанные с самоконтролем. Причем ученые не могут гарантировать, что дальнейшее исследование испытуемых не покажет, что мозг продолжает формироваться.
Тем не менее, концепция «критического периода» порой ложится в основу стратегий по финансированию образования. «В Англии урезание бюджетов на университеты было основано на концепции, что лучше финансировать дошкольное и школьное образование, это более эффективно, чем вложения на более поздних этапах», – рассказал Ключарев. – На самом деле нейробиология не дает никаких классических доказательств того, что все заканчивается в три года или на дошкольном образовании».
Рано – не значит вовремя
Концепция о критическом периоде используется нейробиологами при изучении проблемных ситуаций. Например, небогатая среда, недостаточное стимулирование и недостаточное обучение в критический период действительно могут привести к необратимым последствиям. «Современная нейробиология говорит: да, в раннем возрасте надо помогать тем, у кого проблемы со средой, с нервной системой, но нельзя экстраполировать это на здоровых детей» – пояснил свою мысль Ключарев. Напротив, многие исследования говорят о том, что в нормальной ситуации технологии более интенсивного обучения не дают зачастую того эффекта, которого от них ждут.
Существует и классическая проблема дуализма – связи мозга и психики. Вот как описывает ее докладчик: «Говоря в школах с учителями и давая лекции, я сталкивался со строгим дуалистичным взглядом преподавателей на проблему психики о том, что мозг и психика – это разные вещи. Для большинства нейробиологов сейчас это одно и то же. Я – это есть мой мозг».
Но многие учителя резко разграничивают те области, в которых они могут помочь ребенку, и в которых не могут. Многие считают, что генетика влияет на мозг, значит, там ребенку помочь невозможно. При этом генетика меньше влияет на психику, значит в этом направлении можно работать, полагают педагоги.
Между тем, в Китае и Ирландии преподаватели верят в детерменизм, связанный с влиянием генетики на психику. Они полагают, что мало чем могут помочь ребенку – все предопределено.
Однако, подчеркивает Ключарев, современная нейробиология этот дуализм не признает. Возможно, понимание нейробиологического подхода поможет учителям понять, что у них гораздо больше возможностей помочь ребенку. Тем более в современной литературе, например, британской, накоплено много исследований относительно потенциала нейробиологии в образовании. Математика, чтение, сон, генетика, тестирование – все эти направления, где возможны прорывы в образовании, связанные с нейробиологией.
К примеру, в некоторых странах учебные занятия начинаются довольно рано. Но исследования в нейробиологии показали, что сон подростка существенно отличается от сна взрослого как по продолжительности, так и по структуре. В результате, в некоторых американских штатах начало уроков было перенесено на более поздний срок.
Также большинство исследований в нейробиологии показывают, что значительные временные расстояния между блоками в обучении приводят к лучшему запоминанию материала. И сейчас образовательное комьюнити обсуждает целесообразность перехода к менее интенсивным курсам, занятиям с большим пробелом между подачей информации.
См. также:
Мозг ценит личную информацию
Экономика нейронного импульса
Мозг – заложник стадного инстинкта
Автор текста:
Гринкевич Владислав Владимирович,
2 июня, 2015 г.
Все материалы автора
Образование
исследования
образование
социальная психология
Неврология: обзор, история, основные разделы
Нейробиологи сосредотачиваются на мозге и его влиянии на поведение и когнитивные функции, или на то, как люди думают.
Они также исследуют, что происходит с нервной системой, когда у людей есть неврологические, психические расстройства и расстройства развития нервной системы.
Нейробиолог может специализироваться в самых разных областях, от нейроанатомии до нейропсихологии. Исследования в этой области могут улучшить наше понимание как мозга, так и тела, того, как они работают, и проблем со здоровьем, которые на них влияют.
Поделиться на PinterestНеврология фокусируется на нервной системе, которая влияет на каждую часть тела и разума.
Неврология — это междисциплинарная наука, которая тесно сотрудничает с другими дисциплинами, такими как математика, лингвистика, инженерия, информатика, химия, философия, психология и медицина.
Нейробиологи изучают клеточные, функциональные, поведенческие, эволюционные, вычислительные, молекулярные, клеточные и медицинские аспекты нервной системы. Существуют различные области, которые сосредоточены на разных аспектах, но они часто пересекаются.
Исследователи могут изучить активность мозга у людей с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера. Используемые инструменты включают сканирование МРТ и компьютеризированные 3-D модели. Они могут проводить эксперименты с использованием образцов клеток и тканей.
Результаты могут привести к разработке новых лекарств. Некоторые нейробиологи занимаются лечением пациентов.
Нейронаука влияет на многие, если не на все, функции человека, но она также способствует лучшему пониманию широкого спектра распространенных заболеваний.
К ним относятся:
- Синдром Дауна
- Расстройства Autistic Spectrum (ASD)
- ADHD
- .
- расстройства иммунной системы, такие как рассеянный склероз
Более глубокое понимание неврологических факторов может помочь в разработке лекарств и других стратегий лечения и профилактики этих и многих других проблем со здоровьем.
Древние греки были одними из первых, кто начал изучать мозг. Они пытались понять роль мозга и то, как он работает, и объяснить нервные расстройства.
Согласно статье в журнале Scientific American, Аристотель, греческий философ, имел теорию о том, что мозг является механизмом охлаждения крови.
Пьер Поль Брока (1824-1880) был французским врачом, хирургом и анатомом. Он работал с пациентами с повреждениями головного мозга. Он пришел к выводу, что разные области мозга участвуют в определенных функциях.
Часть мозга, известная как зона Брока, отвечает за некоторые речевые и другие функции. Повреждение этой области при инсульте может привести к афазии Брока, когда человек уже не может производить точную или связную речь.
В XIX веке фон Гемгольц, немецкий врач и физик, измерил скорость, с которой нервные клетки производят электрические импульсы.
В 1873 году Гамильо Гольджи, итальянский врач, патолог и ученый, использовал соль хромата серебра, чтобы увидеть, как выглядят нейроны.
В начале 20-го века Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский патолог, гистолог и нейробиолог, выдвинул гипотезу о том, что нейроны представляют собой независимые единицы нервных клеток.
В 1906 году Гольджи и Кахаль совместно получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за свою работу и классификацию нейронов в головном мозге.
С 1950-х годов исследования и практика в современной неврологии достигли больших успехов, что привело к развитию методов лечения инсульта, сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза (РС) и других состояний.
Научные разработки позволили нейробиологам изучить структуру, функции, развитие, аномалии и способы изменения нервной системы.
Аффективная неврология : Исследования показывают, как нейроны ведут себя по отношению к эмоциям.
Поведенческая неврология : Это исследование того, как мозг влияет на поведение.
Клиническая неврология : Медицинские специалисты, такие как неврологи и психиатры, изучают расстройства нервной системы на основе базовых данных неврологии, чтобы найти способы их лечения и предотвращения. Они также ищут способы реабилитации тех, кто подвергся неврологическим повреждениям. Клинические нейробиологи рассматривают психические заболевания как расстройства головного мозга.
Когнитивная неврология : изучает то, как мозг формирует и контролирует мысли, а также нейронные факторы, лежащие в основе этих процессов. Во время исследований ученые измеряют активность мозга, пока люди выполняют задания. Эта область объединяет неврологию с когнитивными науками психологии и психиатрии.
Вычислительная неврология : Ученые пытаются понять, как мозг вычисляет. Они используют компьютеры для имитации и моделирования функций мозга, а также применяют методы математики, физики и других вычислительных областей для изучения функций мозга.
Культурная неврология : В этой области изучается взаимодействие между культурными факторами и геномными, нейронными и психологическими процессами. Это новая дисциплина, которая может помочь объяснить различия в показателях здоровья между разными группами населения. Выводы также могут помочь ученым избежать культурных предубеждений при разработке экспериментов.
Неврология развития : Здесь рассматривается, как мозг и нервная система растут и изменяются с момента зачатия до взрослой жизни. Собранная информация помогает ученым лучше понять, как развиваются и развиваются неврологические системы. Это позволяет им описывать и понимать ряд нарушений развития. Это также дает представление о том, как и когда регенерируются нервные ткани.
Молекулярная и клеточная неврология : Ученые изучают роль отдельных молекул, генов и белков в функционировании нервов и нервной системы на молекулярном и клеточном уровне.
Нейроинженерия : Исследователи используют инженерные методы, чтобы лучше понять, заменить, восстановить или улучшить нервные системы.
Нейровизуализация : Это направление медицинской визуализации, основное внимание в котором уделяется мозгу. Нейровизуализация используется для диагностики заболеваний и оценки состояния головного мозга. Это также может быть полезно при изучении мозга, того, как он работает и как различные виды деятельности влияют на мозг.
Нейроинформатика : Эта область предполагает сотрудничество ученых-компьютерщиков и нейробиологов. Эксперты разрабатывают эффективные способы сбора, анализа, обмена и публикации данных.
Нейролингвистика : Специалисты исследуют, как мозг позволяет нам усваивать, сохранять, понимать и выражать язык. Он помогает логопедам разрабатывать стратегии помощи детям с нарушениями речи или людям, которые хотят восстановить речь, например, после инсульта.
Нейрофизиология : Здесь рассматривается, как мозг и его функции связаны с различными частями тела, а также роль нервной системы от субклеточного уровня до целых органов. Это помогает ученым понять, как работает человеческое мышление, и дает представление о нарушениях, связанных с нервной системой.
Нейронаука — это новая и важная область, затрагивающая все аспекты того, как люди двигаются, думают и ведут себя. В 2007 году было подсчитано, что аномальные неврологические состояния затрагивают до 1 миллиарда человек во всем мире.
Люди, которые приходят в эту профессию, должны иметь интерес к естественным наукам и математике. Большинство нейробиологов начинают с получения степени бакалавра в области неврологии, а затем получают докторскую степень.
Те, кто хочет заниматься клинической работой и лечить пациентов, также должны сначала пройти обучение на врача (MD) и пройти медицинскую ординатуру. Они также должны сдать экзамен на получение медицинской лицензии в США.
Затем они могут получить постдокторскую стипендию, например, в лаборатории, чтобы пройти дополнительное обучение, прежде чем подавать заявление о приеме на работу.
По данным Бюро статистики труда США, средняя годовая зарплата ученого-медика, включая нейробиологов, в 2016 году составляла 80 530 долларов. Заработная плата варьировалась от 57 000 долларов до 116 840 долларов.
Что такое неврология? | Британская академия
Неврология — это наука о мозге и нервной системе. Наш мозг очень сложен. Чтобы понять эту сложность, существует множество видов неврологии. Нейробиологи изучают, как клетки мозга подают сигналы друг другу, например, какие химические вещества они используют; они изучают, как клетки мозга соединяются друг с другом, например, посылая небольшие электрические импульсы; и они изучают целые системы клеток мозга в действии, например, рассматривая связанную активность в зрительных областях мозга, слуховых областях мозга и мыслительных областях мозга. Нейробиологи также изучают, как развивался мозг, как клетки в развивающемся мозге дифференцируются, скажем, на зрительные и слуховые клетки мозга, и как клетки мозга узнают, куда в мозгу нужно идти, чтобы выполнять назначенную им работу.
Вид нейронауки, который, возможно, наиболее актуален для тех из нас, кто работает в Британской академии, — это когнитивная нейронаука. Когнитивных нейробиологов интересует, что происходит в мозгу, когда у нас есть эмоции или мысли, или когда мы создаем искусство или музыку, или когда мы читаем и пишем. Любая из этих человеческих способностей и навыков является невероятно сложной темой для изучения, но невероятно полезной. Как может человек создать новое стихотворение или нарисовать образ, которого раньше никогда не видел? Задействованы многочисленные мозговые механизмы, и индивидуальные различия в нейрохимических веществах также могут играть роль. Например, некоторые из самых творческих художников были довольно несчастливыми людьми, а связь между творчеством и расстройствами настроения — интригующая тема в неврологии. Когнитивные нейробиологи также изучают эти вопросы с точки зрения развития. Прежде чем вы сможете написать великий роман, вам нужно научиться читать и писать, а чтобы читать и писать, вам нужно научиться говорить. Как младенцы учат язык и как дети учатся читать? Эти вопросы изучаются когнитивными нейробиологами, занимающимися развитием. Итак, все, что делает людей людьми, является предметом изучения нейронауки.
Двухмесячный участник проекта по овладению языком ERC «BabyRhythm» в Центре нейробиологии в образовании, Кембридж. В эксперименте используется электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для изучения активности мозга, когда младенцы слушают детские стишки.
Когда ребенок зачат, он состоит всего из нескольких клеток, но к тому времени, когда ребенок рождается, только в мозгу насчитывается более 100 миллиардов клеток. Даже у новорожденного ребенка вычислительная мощность больше, чем у самого мощного суперкомпьютера. Мало того, что у них есть свои 100 миллиардов клеток мозга, по оценкам, у младенцев каждую минуту растет еще один миллион клеток мозга. Это означает, что существуют триллионы потенциальных связей, предлагающих огромный потенциал обучения. Но детям не нужна особая среда для обучения. Когнитивные нейробиологи, занимающиеся вопросами развития, пытаются понять, как взгляд, прикосновение, обоняние, вкус и слушание окружающего мира позволяют младенцам создавать энциклопедию всего, что они переживают, и хранить ее в своем мозгу.
Нейробиологи показали, что наш опыт представляет собой предсказуемые статистические закономерности. Например, если мы видим, как футболист пинает футбольный мяч в сетку, один из прогнозов состоит в том, что он может забить гол. Мозг автоматически записывает все эти вероятности и закономерности, основываясь на опыте, тем самым создавая структур знаний, которые становятся предсказательными. В конце концов, наш мозг ожидает, что мир устроен определенным образом. Нейронные инженеры пытаются понять, как мозг достигает этого мастерства, моделируя свои механизмы обучения.