Обезьяны которые постоянно спариваются: Беспорядочный секс у бонобо не мешает планированию беременности — Наука

Содержание

У обезьян-бонобо заботливые «мамочки» стоят на страже, пока их сыновья спариваются

Биология

Мать и дитя бонобо. Зоопарк в Джексонвилле (США)

: 24.05.2019

У многих млекопитающих, живущих группами, например, у пятнистых гиен, матери помогают своим уже взрослым дочерям в устройстве «личной жизни» и обзаведении потомством. Но практикуют ли животные подобное поведение относительно своих потомков мужского пола? Данных об этом практически нет. Но недавно группа ученых под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) получила поразительные результаты при изучении этого аспекта материнского поведения у двух близкородственных видов обезьян – шимпанзе и бонобо

У любого вида животных мать играет наиболее важную роль в жизни своего детеныша в период, пока он еще маленький, беспомощный и ничего не умеет. Но и подросшее потомство часто не остается без внимания родителей. Матери часто помогают своим взрослым детям получить более высокий социальный статус в группе, поддерживая их в конкурентной борьбе с соперниками. Именно так, к примеру, поступают самки шимпанзе. Но на что еще готовы заботливые мамочки?

Насколько известно, влияние самок на репродуктивный успех сыновей, живущих вместе с ними, до сих пор изучалось только на одном виде млекопитающих – человеке. Однако есть одна проблема: более высокая приспособленность потомков, живущих вместе с матерью, может быть связана не с поведением матери, а с «хорошими генами», которые она передала детям. Поэтому, чтобы убедиться в том, что материнский эффект имеет хотя бы отчасти поведенческую (а не исключительно генетическую) природу, ученые наблюдали за поведением двух видов обезьян – шимпанзе и бонобо, или карликовых шимпанзе, отличающихся активной сексуальной жизнью.

У этих видов матери живут вместе со своими сыновьями всю свою жизнь, помогая им в социальных взаимодействиях. Но матери-бонобо, в отличие от шимпанзе, еще и активно вмешиваются в личную жизнь своих «мальчиков», в прямом смысле слова сводя их с самками, готовыми к спариванию. Они простирают свою заботу до того, что готовы «стоять на страже» во время этого процесса, оберегая пару от вмешательства других самцов.

Оказывается, у самцов бонобо, постоянно живущих «с мамой», шанс оставить потомство в три раза больше, чем у тех, кто по тем или иным причинам не живет с родительницей. А вот у шимпанзе такая тенденция не прослеживается. Интересно, что дочери у бонобо не получают такой материнской поддержки. Возможно, потому, что они часто оставляют родную группу, чтобы сформировать новую.

Ученые объясняют полученные результаты тем, что в сообществе бонобо царит матриархат или, по крайней мере, равенство, так что самки имеют большую свободу в выборе брачного партнера. В подобных случаях, как правило, преимущественно размножаются несколько наиболее «популярных» высокоранговых самцов, и помощь «мамочки» при такой конкуренции может оказаться очень кстати. У шимпанзе же доминируют самцы, а самки, как правило, находятся в подчинении. 

Бонобо, по-видимому, используют эволюционную стратегию, которую обычно приписывают долгоживущим видам. Ее суть в том, что матери вкладывают силы в воспитание «качественных» детей и даже внуков вместо того, чтобы стараться самой достигнуть более высокого репродуктивного успеха. Кстати сказать, считается, что из всех приматов именно бонобо наиболее близки к человеку.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Подготовила Мария Перепечаева

: 24.05.2019

приматолог объясняет, как животные планируют будущее — T&P

Животные в некоторых ситуациях проявляют такое самообладание, на которое не каждому человеку хватило бы силы воли. Например, шимпанзе может долго смотреть на конфеты и не съесть ни одной, а самцы птиц, ухаживая за самками, кормят их и сами остаются голодными. В начале ноября в издательстве «Альпина Нон-фикшн» выходит книга «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?», в которой приматолог Франс де Вааль на разных примерах доказывает, что нет, пожалуй, не достаточно. «Теории и практики» публикуют отрывок о том, как животные планируют путешествия, устраивают свидания и преодолевают искушения.

«Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?»

Определяя расстояние между двумя деревьями, обезьяна основывается на своей памяти о предыдущих прыжках, чтобы рассчитать следующий. Есть ли на другой стороне место для приземления? Выдержит ли ветка ее вес? Эти жизненно важные решения, требующие большого опыта, показывают, как прошлое и будущее переплетаются в поведении животных. Прошлое обеспечивает необходимую практику, в то время как будущее предопределяет место следующего шага. Отдаленное планирование также случается, например, когда старшая самка в стаде слонов вспоминает об источнике питьевой воды, расположенном на расстоянии многих километров, о котором никто больше не знает. Стадо направляется в долгий путь, занимающий несколько дней, чтобы найти драгоценную воду. При этом старшая самка действует на основе знания, а остальные слоны — на основе доверия. Не важно, речь идет о секундах или о днях, животные ориентированы не только на цель, но и на будущее.

Поэтому мне кажется странным, когда животных считают ограниченными настоящим временем. Настоящее недолговечно. Сейчас оно есть, а в следующее мгновение его уже нет. Дрозд, подбирающий червя для своих птенцов, сидящих в далеком гнезде, или собака, выходящая утром охранять территорию и метящая важные ориентиры, — все животные выполняют работу, связанную с будущим. Действительно, в большинстве случаев — это близкое будущее, и неизвестно, насколько они о нем беспокоятся. Тем не менее их поведение потеряло бы смысл, если бы они заботились только о настоящем.[…]

Зонтик для кота

[…]Шимпанзе часто устраивают тайные свидания с представителями противоположного пола. Бонобо в этом не нуждаются, так как окружающие редко прерывают их сексуальные связи, но шимпанзе менее терпимы. Самцы высокого ранга не позволяют соперникам встречаться с самками, готовыми к спариванию. Тем не менее альфа-самец не может все время бодрствовать и быть настороже, поэтому у молодых самцов появляется возможность пригласить самку удалиться в уединенное место. Обычно самец вытягивает ноги и, убедившись, что остальные самцы находятся за его спиной, показывает свою эрекцию, которая служит сексуальным приглашением, или, опираясь предплечьями на колени, одну из рук небрежно свешивает к пенису, так чтобы это видела только самка, за которой он ухаживает. После этой демонстрации самец невозмутимо удаляется и садится вне видимости доминантных самцов. Теперь все зависит от самки — последовать за ним или нет. Обычно она поднимается и, сохраняя совершенно бесстрастный вид, отправляется в прямо противоположном направлении, чтобы окольным путем оказаться там же, где и молодой самец. Какое совпадение! Между ними происходит быстрое спаривание, при котором они хранят молчание. Все это производит впечатление тщательно спланированного мероприятия.

© USO/iStock

Еще более поразительную тактику применяют взрослые самцы, соперничая друг с другом за статус. Поскольку конфликты никогда не ограничиваются только двумя соперниками, а привлекают сторонников одного или другого, преимущество имеет тот, кто заранее заручился поддержкой окружающих. Самцы обычно вычесывают самок высокого ранга и своих друзей, прежде чем ввязаться в ссору, вздыбив шерсть, чтобы спровоцировать соперника. Вычесывание производит впечатление, что самцы оказывают услуги впрок, зная, каков будет их следующий шаг. Подобное поведение было систематически исследовано. В большом сообществе шимпанзе Честерского зоопарка в Великобритании Никола Койама подробно записывала, кто кого вычесывал в течение более двух тысяч часов. Она также отмечала, какого рода конфликты происходили между самцами и какие союзы при этом образовывались. Когда она сравнила результаты этих двух типов поведения — вычесывания и союзничества — день за днем, оказалось, что самцы получали наибольшую поддержку от особей, которых они вычесывали накануне. Это широко распространенный у шимпанзе принцип оказания «услуги за услугу». Но поскольку такая взаимосвязь прослеживалась только для агрессоров, а не их жертв, объяснение заключается не просто в том, что вычесывание обеспечивает содействие. Койама полагает, что эта взаимосвязь — часть деятельной стратегии. Самцы заранее знают, в каких конфликтах им предстоит участвовать, и они подготавливают для них почву, заблаговременно вычесывая своих друзей. Тем самым самцы удостоверяются в том, что получат поддержку. Это напоминает мне политику университетских факультетов, когда коллеги приходят в мой кабинет накануне важного совещания, чтобы оказать влияние на мое мнение.

«Про французского политика, обвиненного в сексуальном домогательстве, сказали, что он вел себя как «похотливый шимпанзе». Как оскорбительно для человекообразной обезьяны!»

Наблюдения позволяют сделать предположения, но редко приводят к окончательным выводам. Тем не менее наблюдения подсказывают идеи, в каких областях может быть полезно планирование будущего. Если наблюдения в естественных условиях и результаты экспериментов указывают в одном направлении, значит, вы на правильном пути. Например, недавнее исследование предполагает, что орангутанги связываются друг с другом относительно будущих путей передвижений. Орангутанги ведут очень замкнутый образ жизни, так что их встречи в кронах деревьев — чрезвычайно редкие события. Эти человекообразные обезьяны обычно путешествуют сами по себе, сопровождаемые только зависящими от них детенышами, и в течение долгого времени остаются вне видимости своих сородичей. Звуковая информация о местоположении друг друга — это часто все, что у них есть.

Карел ван Шейк — голландский приматолог, бывший когда-то моим студентом, на полевой станции которого на Суматре я побывал, — наблюдал за самцами орангутангов, когда они устраиваются на ночлег в построенных ими гнездах на высоких деревьях. Он записал более тысячи криков, которые издают эти самцы перед тем, как отправляются спать. Эти громкие звуковые сигналы могут продолжаться до четырех минут, и все находящиеся поблизости орангутанги придают им особое значение, поскольку с доминантным самцом — полностью зрелым самцом с развитыми щечными подушками — следует считаться. Обычно каждый доминантный самец занимает в лесу определенную территорию.

Карел обнаружил, что направление, в котором кричат самцы перед сном, предупреждает об их маршруте на следующий день. Крики содержат эту информацию, даже если направление день ото дня меняется. Самки подстраивают свои передвижения к пути самца, так что готовые к спариванию особи могут к нему приблизиться, а остальные самки знают, где его найти, если их будут преследовать молодые самцы. (Самки орангутангов отдают предпочтение доминантным самцам.) Хотя Карел признает ограниченность полевых исследований, его данные предполагают, что орангутанги знают, куда будут направляться и предупреждают об этом по меньшей мере за двенадцать часов до осуществления своего намерения.

Может быть, когда-нибудь нейробиология объяснит, как происходит планирование. Существующие данные показывают, что в этом участвует гиппокамп, о котором давно известно, что он жизненно необходим как для закрепления воспоминаний, так и для ориентации в будущем. Разрушительное действие болезни Альцгеймера обычно начинается именно с этого отдела мозга. Как и в отношении остальных важных областей человеческого мозга, гиппокамп человека не уникален. У крыс имеется такой же отдел мозга, который внимательно изучается. После прохождения лабиринта грызуны хранят свои воспоминания в гиппокампе независимо от того, спят они или бодрствуют. С помощью энцефалограмм ученые попытались выяснить, к каким участкам лабиринта возвращаются в памяти крысы. Оказалось, что гиппокамп служит не только для закрепления имеющихся воспоминаний, но и для предполагаемого изучения тех частей лабиринта, где крысы еще не бывали. Поскольку у людей также активизируется гиппокамп, когда они планируют будущее, было высказано предположение, что люди и крысы воспринимают прошлое, настоящее и будущее сходным образом. Это заключение вместе с данными о том, что приматы и птицы способны планировать будущее, опровергает мнение некоторых скептиков, что только человек может совершать мысленные перемещения во времени. Таким образом, мы приблизились к дарвиновскому пониманию единства всего живого, в соответствии с которым различие между животными и человеком заключается в количестве, а не в качестве.

© Josef Friedhuber/iStock

Сила воли у животных

Про французского политика, обвиненного в сексуальном домогательстве, сказали, что он вел себя как «похотливый шимпанзе». Как оскорбительно для человекообразной обезьяны! Как только люди поддаются своим желаниям, мы торопимся сравнить их с животными. Но, как показывают приведенные выше сведения, шимпанзе, например, умеют контролировать свои эмоции и вместо того, чтобы следовать сексуальному влечению, сдерживают его или сохраняют в тайне. Все это основано на социальной иерархии, которая служит мощным регулятором поведения. Если бы каждый вел себя так, как ему вздумается, развалилась бы любая иерархия. Иерархия построена на ограничениях. Поскольку социальные лестницы имеются у всех видов животных — от рыб и лягушек до кур и бабуинов, — самоконтроль представляет собой давно сформировавшееся качество любого животного сообщества.

В начале исследований в Гомбе-Стрим, когда шимпанзе еще подкармливали бананами, произошла следующая анекдотическая история. Голландский приматолог Франс Плооидж заметил взрослого самца, приближающегося к ящику для фруктов, который открывался дистанционно. Каждому шимпанзе полагалась строго ограниченная доля бананов. Открывающий ящик механизм издавал хорошо различимый щелчок, который означал, что можно взять банан. Но, увы, как раз когда этот самец услышал щелчок и обрадовался удаче, появился альфа-самец. Что было делать? Первый самец повел себя так, как будто ничего не произошло. Вместо того чтобы открывать ящик — и потерять банан, — он сел на некотором расстоянии. Доминантный самец удалился, но, едва скрывшись из вида, забрался на дерево, чтобы выяснить, что будет делать оставшийся самец. Таким образом, альфа-самец увидел, что другой самец открывает ящик, и быстро освободил его от приза.

Самое простое объяснение этой сцены состоит в том, что альфа-самец заподозрил что-то неладное, потому что другой самец вел себя странно. Поэтому доминантный самец принял решение не спускать с него глаз. Однако некоторые ученые находят в данной ситуации несколько уровней побуждений: во-первых, альфа-самец заподозрил, что другой самец пытается сделать вид, как будто ящик все еще закрыт; во-вторых, альфа-самец попытался всех убедить, что он ничего не заметил. Если это правда, то оба самца пытались манипулировать друг другом, ведя более сложную игру, чем большинство экспертов способны допустить в отношении человекообразных обезьян. Для меня, однако, наибольший интерес представляют терпение и сдержанность, которую проявили оба самца. Они подавили желание открыть ящик в присутствии друг друга, хотя в нем находился желанный фрукт, который им редко доставался.

Как происходит подавление желаний, можно легко увидеть у домашних животных, например, когда кошка охотится на бурундука. Вместо того чтобы преследовать маленького грызуна, кошка делает обходной маневр, прижимая тело к земле, чтобы оказаться в засаде, откуда она может прыгнуть на ничего не подозревающую жертву. Другим примером может послужить большая собака, которая позволяет щенкам прыгать по ней, грызть ее хвост и не давать спать, ни разу не зарычав в качестве протеста. Но хотя самообладание животных очевидно каждому, кто сталкивается с ними каждый день, общественное мнение отказывает им в этой способности. Такая точка зрения восходит к противопоставлению «диких» животных и «цивилизованного» человека. Быть диким означает быть недисциплинированным, даже умалишенным и не уметь останавливаться. Быть цивилизованным, напротив, означает проявлять благовоспитанную сдержанность, на что люди способны в благоприятных обстоятельствах. Это разграничение подразумевается в каждой дискуссии о том, что делает нас людьми, поэтому, когда люди ведут себя неподобающе, их называют «животными».

«Социальные лестницы имеются у всех видов животных — от рыб и лягушек до кур и бабуинов»

Чтобы завершить эту тему, приведу историю, которую рассказал мне Десмонд Моррис. Когда-то Десмонд работал в Лондонском зоопарке, в котором в присутствии публики проводили чаепития с участием человекообразных обезьян. Обезьян, сидевших на стульях вокруг стола, научили пользоваться мисками, ложками, чашками и заварочным чайником. В действительности использование этих приспособлений не составляло труда для обезьян, умеющих применять орудия. К сожалению, с течением времени обезьяны приобретали слишком хорошие манеры, а представление становилось чересчур изысканным для британской публики, которая считает чаепитие высшим достижением цивилизации. Когда это представление начинало задевать самолюбие обывателей, следовало что-то предпринять. Обезьян переучивали, чтобы они проливали чай, разбрасывали закуску, пили из носика чайника и совали чашки в миски, как только отворачивался смотритель. Публике это нравилось. Обезьяны вели себя дико и непристойно, полностью оправдывая ожидания.

В соответствии с этим превратным представлением американский философ Филип Китчер назвал шимпанзе существами, поддающимися любому сиюминутному желанию. Китчер имел в виду не злобность и похотливость, а другое качество — неспособность оценить последствия своего поведения. Китчер предполагал, что на каком-то этапе своей эволюции люди преодолели это качество, что и сделало нас тем, что мы есть. Этот процесс начался с «осознания того, что некоторые формы предполагаемого поведения могут иметь неприятные последствия». Это осознание действительно важно, но, несомненно, присутствует у большинства животных, иначе они бы сталкивались с бесчисленными проблемами. Почему мигрирующие антилопы-гну так долго не решаются прыгнуть в реку, которую собираются пересечь? Почему молодая обезьяна ждет, пока мать ее партнера по играм окажется вне поля зрения, чтобы начать ссору? Почему ваша кошка прыгает на кухонный стол только тогда, когда вы этого не видите? Примеры осознания неприятных последствий окружают нас повсюду.

Ограничения поведения имеют множество последствий, которые распространяются на истоки человеческой морали и свободной воли. Без способности контролировать желания как можно было бы различать добро и зло? Философ Гарри Франкфурт определяет «личность» как индивидуума, который не просто следует своим желаниям, а осознает их и способен хотеть, чтобы они изменились. Как только индивидуум начинает учитывать «целесообразность своих желаний», он становится личностью, обладающей свободой воли. Но в то время как Франкфурт уверен в том, что животные и маленькие дети не способны контролировать и оценивать свои желания, наука активно изучает именно эти способности. Эксперименты на отложенное удовольствие исследуют способность человекообразных обезьян и детей сдерживать свое желание ради будущего приобретения. Ключом здесь служат эмоциональный контроль и ориентация на будущее.

Многим знакомы видеозаписи забавных сцен с детьми, которые сидят за столом и отчаянно пытаются не есть пастилу — незаметно лижут ее, отщипывают маленькие кусочки, всеми способами пытаясь побороть искушение. Это один из наиболее показательных тестов на подавление желаний. Детям обещают вторую пастилку, если в отсутствие экспериментатора они не тронут первую. Все, что должны сделать дети, — это отложить удовольствие. Но чтобы этого достичь, им необходимо пойти против общего правила — немедленное удовольствие притягательнее, чем отсроченное. Вот почему нам сложно отложить деньги на черный день, а курильщики находят сигарету более привлекательной, чем перспективу здорового образа жизни. Описанный выше тест показывает, какое значение дети придают будущему. Поведение детей в этом тесте значительно различается, а его результат показывает, насколько успешны они будут в последующей жизни. Контроль эмоций и ориентация на будущее — основа успеха в обществе.

© abzerit/iStock

Многие животные не справляются с подобным тестом и без колебаний немедленно съедают пищу, возможно, потому, что в естественных условиях они ее потеряют. У некоторых видов время, на которое они способны отложить удовольствие, очень невелико. В недавно проведенном эксперименте капуцинам была предложена вращающаяся тарелка с куском моркови и куском банана (капуцины предпочитают бананы). Обезьяны сидели перед окном, через которое им разрешалось протянуть руку только один раз, и видели, как перед ними появляется сначала морковь, а затем банан. Большинство капуцинов пропустило морковь, чтобы дождаться лучшей награды. Несмотря на то, что время от появления одного продукта до появления другого составляло всего пятнадцать секунд, обезьяны проявили достаточную выдержку, так как в общей сложности потребили значительно больше бананов, чем моркови. Животные отдельных видов тем не менее способны на впечатляющий самоконтроль, сравнимый с нашим собственным. Например, шимпанзе терпеливо смотрит на контейнер, в который каждые тридцать секунд падают конфеты. Он знает, что может отключить контейнер в любой момент, но тогда прекратится поток конфет. Чем дольше он ждет, тем больше получит конфет. Человекообразные обезьяны не менее успешны в этом тесте, чем дети, и способны откладывать удовольствие на период времени до восемнадцати минут.

Сходные исследования были проведены с птицами, имеющими большой мозг. Вам может показаться, что птицам ни к чему самоограничение, но не торопитесь. Многие птицы собирают пищу для своих птенцов, которую легко могут проглотить сами. У некоторых видов самцы кормят самок во время ухаживания и при этом остаются голодными. Птицы, запасающие пищу, подавляют желание немедленно насытиться ради будущих потребностей. Таким образом, существует множество причин, по которым можно ожидать наличия у птиц самоограничения. Результаты тестов подтвердили это. Воронам и воронам предложили бобы — пищу, которую они обычно сразу же съедают, — после того, как научили их обменивать бобы на кусок колбасы, которой они отдают предпочтение. Птицы не трогали бобы до десяти минут. Когда Гриффин, попугай жако Ирэн Пепперберг, прошел сходный тест, ему удалось еще больше увеличить время ожидания. У попугая было преимущество, так как он понимал указание «Жди!». Гриффин сидел на своем насесте перед чашкой с овсянкой — не слишком привлекательной для него пищей — и ждал. Он знал, что если подождет достаточно долго, то получит орехи кешью или даже конфеты. При условии, что овсянка останется нетронутой в течение случайно выбранного периода времени — от десяти секунд до пятнадцати минут, — Гриффину достанется лучшая пища. Попугай достигал успеха в 90% случаев, включая длительные промежутки времени.

Интересно, как дети и животные множеством способов пытаются преодолеть искушение. Они не просто сидят, уставившись на соблазнительный предмет, а стараются отвлечься различными способами. Дети избегают смотреть на пастилу, закрывая глаза ладонями или опустив голову на руки. Они разговаривают сами с собой, поют, изобретают игры, используя свои руки и ноги, и даже стараются заснуть, чтобы не терпеть это испытание бесконечно долгое время. Поведение человекообразных обезьян не слишком отличается, и одно из исследований показало, что если обезьянам дать игрушки, то они могут продержаться дольше. Игрушки помогают обезьянам отвлечь свое внимание от конфетной машины. Что касается Гриффина, то примерно в каждом третьем своем длительном ожидании он швырял чашку с овсянкой через всю комнату. Это позволяло ему не смотреть на нее. В других случаях он отодвигал чашку так, чтобы ее нельзя было достать, разговаривал сам с собой, расчесывал клювом перья, тряс опереньем, часто зевал и старался заснуть (или по крайней мере закрывал глаза). Время от времени он так же лизал пищу, не глотая ее, или кричал: «Хочу орех!»

«Осознание неприятных последствий присутствует у большинства животных, иначе они бы сталкивались с бесчисленными проблемами»

Некоторые из этих форм поведения не соответствуют ситуации и подходят под определение психологов «смещенная активность», которая осуществляется, если мотивация не находит выхода. Это происходит, когда два разных побуждения, например драться или бежать, возникают в одно и то же время. Так как оба побуждения не могут реализоваться одновременно, ситуация разряжается неуместным поведением. Рыба, расправившая плавники, чтобы напугать противника, может неожиданно нырнуть на дно и зарыться в песок, петух способен прекратить драку и начать собирать воображаемые зерна. У людей типичным проявлением смещенной активности служит почесывание головы, когда они сталкиваются с трудноразрешимым вопросом. Такое поведение характерно и для других приматов при выполнении тестов на познавательные способности, особенно если задания сложные. Смещенная активность возникает, когда энергия мотивации ищет выход и находит его в не относящемся к делу поведении. Первооткрывателя этого механизма, голландского этолога Адриаана Кортланда, до сих пор почитают в Амстердамском зоопарке, где он вел наблюдения за бакланами. Деревянная скамейка, на которой он провел долгие часы, следя за птицами, называется «смещенная скамейка». Недавно я присел на нее и действительно не смог удержаться, чтобы не зевать, не ерзать и не чесать в затылке.

Но это не полное объяснение того, как животные справляются со смещенной активностью и почему они расчесывают клювом перья или зевают. Существуют также познавательные объяснения. Довольно давно основатель американской психологии Уильям Джеймс предложил понятия «воля» или «сила эго» в качестве основы самоконтроля. Вот каким образом обычно объясняется поведение детей, например, в случае приведенного ниже теста с пастилой: «Индивидуум может терпеливо ждать, если полагает, что действительно получит со временем больший выигрыш, и очень его хочет, но при этом переключает свое внимание на что-нибудь другое и постоянно занимает себя смещенной активностью». Главное значение здесь придается взвешенной, осознанной стратегии. Ребенок знает, что получит в будущем, и удерживает свои мысли от искушения перед ним. Учитывая, как похоже ведут себя дети и некоторые животные в одинаковых условиях, логично предположить, что и объяснения их поведения тоже должны быть сходными. Демонстрируя впечатляющую силу воли, животные также могут осознавать свои желания и пытаться их обуздать.

© USO/iStock

Чтобы продолжить изучение этого вопроса, я посетил Майкла Берана, сотрудника Университета Джорджии. Майк работает в лаборатории, расположенной на обширном лесном участке в Декейтере рядом с Атлантой, где находятся помещения для содержания шимпанзе и других обезьян. Это место известно как Центр изучения языка, с тех пор как Канзи, бонобо, выучивший язык символов, стал его первым постоянным жителем. Здесь Чарли Менцель проводит тесты на пространственную память у человекообразных обезьян, а Сара Броснан изучает экономические решения, которые принимают капуцины. Возможно, вокруг Атланты самая высокая в мире концентрация приматологов, так как они также работают в зоопарке Атланты в соседних Афинах и, конечно, в Центре изучения приматов Йеркса, который исторически и побудил интерес к этой области исследований. В результате здесь можно найти экспертов по широкому кругу вопросов.

Я спросил Майка, который занимается изучением самоконтроля, почему статьи на эту тему начинаются с установления связи с сознанием, а затем быстро переходят к реальному поведению, даже не возвращаясь потом к сознанию. Авторы смеются над нами? Причина в том, рассказал Майк, что связь с сознанием достаточно умозрительна. Строго говоря, тот факт, что животные показывают хорошие результаты в экспериментах по отложенному удовольствию, не доказывает, что они понимают, что произойдет дальше. При этом их поведение не зависит от постепенного научения, потому что обычно они демонстрируют его сразу же. Вот почему, считает Майк, решения, относящиеся к самоконтролю, связаны с познавательными способностями и ориентированы на будущее. Мы не располагаем исчерпывающими доказательствами, но можем допустить, что человекообразные обезьяны принимают такие решения, основываясь на ожидании лучшего вознаграждения: «Утверждать, что поведение человекообразных обезьян всецело зависит от внешних стимулов, мне кажется, глупо».

Еще одним доводом в пользу познавательных способностей служит поведение человекообразных обезьян во время долгого ожидания, которое может длиться до двадцати минут, пока конфеты с регулярными интервалами падают в контейнер. Обезьяны предпочитают играть в это время, что предполагает понимание ими необходимости самоконтроля. Майк описывает странные вещи, которые шимпанзе делают в период ожидания. Шерман, взрослый самец шимпанзе, вынимает конфету из контейнера, обследует ее и кладет назад. Панзи отсоединяет трубку, по которой катятся конфеты, смотрит на нее, трясет ее, а затем присоединяет обратно. Если обезьянам дают игрушки, они используют их для отвлечения, чтобы облегчить ожидание. Такое поведение основывается на предвидении и разработке стратегии, которые подразумевают разумное осознание.

Интерес Майка к этой теме возник, после того как он узнал о знаменитом эксперименте американского приматолога Сары Бойсен с шимпанзе Шебой. Шебе предложили выбрать между двумя чашками с разным количеством конфет. Уловка состояла в том, что чашку, на которую показывала Шеба, отдавали другой обезьяне, оставляя вторую чашку. Разумная стратегия для Шебы состояла в том, чтобы указывать на чашку с меньшим количеством конфет. Однако, не сумев преодолеть свое желание получить более полную чашку, она не смогла научиться поступать таким образом. Тем не менее, когда конфеты заменили числами, ситуация изменилась. Шеба выучила числа от одного до девяти, понимая, какое с ними связано количество конфет. Получив два различных числа, она без колебаний показывала на меньшее, подтверждая, что знает, как это работает.

На Майка произвело впечатление исследование Сары, так как оно показывало, что шимпанзе не могут сделать правильный выбор с настоящими конфетами. Очевидно, что проблема заключалась в самоконтроле. Когда он попробовал провести подобный эксперимент со своими шимпанзе, они также провалили задание. Идея Сары заменить конфеты числами оказалась блестящей. Возможно, дело было в том, что символы отодвинули на задний план стремление шимпанзе к удовольствиям, но обезьяны, обученные обращаться с числами, действительно хорошо справлялись с тестами. Когда я спросил, проводились ли подобные эксперименты с детьми, ответ Майка показал, какое значение придают исследователи познавательных способностей животных сопоставимости сравнений: «Возможно, проводились, не могу припомнить, но, наверное, детям все объясняли, а я бы предпочел, чтобы не объясняли ничего.Мы же не можем ничего объяснить обезьянам».[…]

Матерей-обезьян бонобо подталкивают своих сыновей к поиску сексуальных партнеров

Свидания никогда не бывают легкими для любого из нас. Сценарии проигрываются в наших головах, классические вопросы и тревоги бомбардируют нас. Понравлюсь ли я ей? Разделяет ли он те же интересы? Будет ли моя мама смотреть, как мы занимаемся сексом?

К счастью, этот последний вопрос на самом деле не тот, с которым нам, людям, приходится иметь дело. Но новое исследование показывает, что для бонобо секс действительно часто является семейным делом. Более того, вместо того, чтобы быть смущающей помехой, материнское присутствие приносит большую пользу сыновьям бонобо во время дела.

Реклама

Наряду с шимпанзе ( Pan troglodytes ), бонобо ( Pan paniscus ) являются нашими ближайшими живыми родственниками. Эти находящиеся под угрозой исчезновения человекообразные обезьяны, обитающие в покрытой густыми лесами зоне бассейна реки Конго площадью 500 000 км², были официально обнаружены только в 1928 году, что до 2017 года делало их самыми недавно описанными живыми видами человекообразных обезьян.

Работая в социальных системах, возглавляемых женщинами, бонобо способны проявлять широкий спектр того, что долгое время считалось характерными для человека чувствами и эмоциями, такими как чувствительность, терпение, сострадание, доброта, сочувствие и альтруизм.

Бонобо — самый неразборчивый в связях нечеловеческий вид — до 75% сексуального поведения бонобо совершается исключительно для удовольствия.

Они также, пожалуй, самые распутные нечеловеческие виды на планете. В то время как секс шимпанзе тесно связан с размножением, до 75% сексуального поведения бонобо связано исключительно с удовольствием. От дерзких приветствий и социальных связей до разрешения конфликтов и постконфликтного примирения секс выполняет чрезвычайно важные функции в большинстве аспектов социального поведения бонобо. Даже простого открытия нового источника пищи или кормовой базы достаточно, чтобы вызвать волну совместной сексуальной активности.

Реклама

Кажется, что количество причин, по которым бонобо занимаются сексом, превосходит только количество форм, в которых они это делают. Независимо от пола и возраста, единственное строго запрещенное сочетание в обществе бонобо — это сочетание матери и ее зрелого сына. В дополнение к стандартным проникающим контактам они часто занимаются ручным массажем гениталий и оральным сексом. Эти позиционно-творческие обезьяны также являются единственными животными (кроме нас), которые практикуют поцелуи язык-в-язык или проникающий секс лицом к лицу. Известность сексуального поведения бонобо в социальной жизни побудила исследователей заклеймить бонобо как «обезьян, которые занимаются любовью, а не войной».

Матери бонобо, однако, похоже, устраивают войну, видя, как их сыновья успешно занимаются любовью. Они часто формируют коалиции со своими сыновьями, чтобы помочь им приобрести и поддерживать высокий ранг доминирования, защитить попытки спаривания своих сыновей от вмешательства других самцов и даже вмешиваться в попытки спаривания других, неродственных самцов.

Новое исследование, опубликованное в Current Biology, показывает, что эти стратегии окупаются. У мужчин, у которых в социальной группе присутствовала мать, проявляющая такое поведение, примерно в три раза больше шансов произвести потомство, чем у мужчин, чьи матери больше не были частью группы.

Матери успешных отцов-бонобо присутствовали во время зачатия более чем в два раза чаще, чем у шимпанзе, вида, у которого самцы доминируют в обществе и у которых материнское присутствие не приносит пользы сыновьям. Таким образом, оказывается, что доминирование самок в социальных системах бонобо позволяет матерям оказывать влияние на поведение, чтобы повысить сексуальную пригодность своих сыновей.

Реклама

Эта повышенная социальная власть женщин не только позволяет мамам-бонобо участвовать в сексуальной жизни своих семей, но, вероятно, отвечает за множество миролюбивых и прогрессивных черт, редко встречающихся в мире млекопитающих. Самки занимаются сексом даже без овуляции, конкуренция между самцами значительно снижается, и этот вид удивительно терпим к бонобо, не принадлежащим к их социальной группе. Возможно, нам, людям, следует обратить внимание на то, как позитивно может измениться общество, когда женщины занимают влиятельные позиции. Однако, вероятно, будет лучше, если мы оставим нашу сексуальную жизнь без родителей.

Бен Гаррод, профессор эволюционной биологии и научного взаимодействия, Университет Восточной Англии

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.

Секс и общество бонобо — Scientific American

В исторический момент, когда женщины стремятся к равенству с мужчинами, наука прибывает с запоздалым подарком феминистскому движению. Эволюционные сценарии, ориентированные на мужчин — мужчина-охотник, мужчина-производитель инструментов и т. д. — подвергаются сомнению в связи с открытием, что женщины играют центральную, возможно, даже доминирующую роль в социальной жизни одного из наших ближайших родственников. За последние два десятилетия сложилось много знаний об относительно неизвестной обезьяне с неортодоксальным репертуаром поведения: бонобо.

Бонобо — одно из последних крупных млекопитающих, обнаруженных наукой. Существо было обнаружено в 1929 году в бельгийском колониальном музее, вдали от его пышной африканской среды обитания. Немецкий анатом Эрнст Шварц тщательно изучал череп, который был приписан молодому шимпанзе из-за его небольшого размера, когда понял, что он принадлежит взрослой особи. Шварц заявил, что наткнулся на новый подвид шимпанзе. Но вскоре этому животному был присвоен статус совершенно отдельного вида в том же роду, что и шимпанзе, Кастрюля .

Бонобо был официально классифицирован как Pan paniscus или уменьшительное Pan . Но я считаю, что мог быть выбран другой ярлык, если бы первооткрыватели знали тогда то, что мы знаем сейчас. Старое таксономическое название шимпанзе, P. satyrus , отсылающее к мифу об обезьянах как о похотливых сатирах, идеально подошло бы для бонобо.

Этот вид лучше всего характеризуется как ориентированный на женщину и эгалитарный, а также как вид, заменяющий агрессию сексом. В то время как у большинства других видов сексуальное поведение представляет собой довольно отдельную категорию, у бонобо оно является неотъемлемой частью социальных отношений, причем не только между самцами и самками. Бонобо занимаются сексом практически с каждой комбинацией партнеров (хотя такие контакты между близкими членами семьи могут подавляться). А сексуальные взаимодействия происходят чаще среди бонобо, чем среди других приматов. Несмотря на частоту половых контактов, скорость размножения бонобо в дикой природе примерно такая же, как у шимпанзе. Самка рожает одного детеныша с интервалом от пяти до шести лет. Таким образом, у бонобо есть, по крайней мере, одна очень важная черта, характерная для нашего вида, а именно частичное разделение полов и размножения.

Ближайший родственник

ЭТА НАХОДКА привлекает внимание, потому что бонобо более чем на 98 процентов совпадает с нашим генетическим профилем, что делает его таким же близким к человеку, как, скажем, лиса к собаке. Считается, что раскол между человеческой линией предков и линией шимпанзе и бонобо произошел всего восемь миллионов лет назад. Последующее расхождение линий шимпанзе и бонобо произошло намного позже, возможно, вызванное потребностью шимпанзе адаптироваться к относительно открытым и сухим местам обитания.

Напротив, бонобо, вероятно, никогда не покидали защиту деревьев. Их нынешний ареал находится во влажных лесах к югу от реки Конго, где выживает, возможно, менее 10 000 бонобо. (Учитывая низкую скорость размножения этого вида, быстрое разрушение его тропической среды обитания и политическую нестабильность в Центральной Африке, есть основания для серьезного беспокойства по поводу его будущего. )

Если этот эволюционный сценарий экологической преемственности верен, бонобо может подверглись меньшей трансформации, чем люди или шимпанзе. Он мог наиболее близко походить на общего предка всех трех современных видов. Действительно, в 1930-е годы Гарольд Дж. Кулидж — американский анатом, придавший бонобо его окончательный таксономический статус, — предположил, что животное может быть наиболее похоже на прародителя, потому что его анатомия менее специализирована, чем у шимпанзе. Пропорции тела бонобо сравнивают с таковыми у австралопитеков, формы дочеловека. Когда человекообразные обезьяны стоят или ходят прямо, они выглядят так, как будто вышли прямо из художественного представления о ранних гоминидах.

Не так давно саваннский бабуин считался лучшей живой моделью предка человека. Этот примат адаптирован к тем экологическим условиям, с которыми могли столкнуться долюди, спустившись с деревьев. Но в конце 19Образцом выбора стали шимпанзе 70-х годов, которые гораздо более тесно связаны с людьми. Черты, наблюдаемые у шимпанзе, включая совместную охоту, совместное использование пищи, использование орудий труда, силовую политику и примитивную войну, отсутствовали или не были так развиты у бабуинов. В лаборатории обезьяны смогли выучить язык жестов и узнавать себя в зеркале — признак самосознания, еще не продемонстрированный у обезьян.

Хотя выбор шимпанзе в качестве пробного камня эволюции гоминидов представлял собой большое улучшение, по крайней мере один аспект прежней модели не нуждался в пересмотре: превосходство самцов оставалось естественным положением вещей. И у павианов, и у шимпанзе самцы явно доминируют над самками; они правят безраздельно и часто жестоко. Крайне необычно, чтобы над взрослым самцом шимпанзе доминировала какая-либо самка.

Войдите в бонобо. Несмотря на их общее название — карликовый шимпанзе — бонобо нельзя отличить от шимпанзе по размеру. Взрослые самцы самого маленького подвида шимпанзе весят около 43 кг (95 фунтов), а самки 33 кг (73 фунта), примерно столько же, сколько бонобо. Хотя самки бонобо намного меньше самцов, они, кажется, правят.

Изящные обезьяны

ПО ТЕЛОСУ бонобо так же отличается от шимпанзе, как Конкорд от Боинга 747. Я не хочу обидеть шимпанзе, но у бонобо больше стиля. Бонобо с его длинными ногами и маленькой головой на узких плечах имеет более изящное телосложение, чем шимпанзе. Губы бонобо красноватые на черном лице, уши маленькие, а ноздри почти такие же широкие, как у гориллы. Эти приматы также имеют более плоское, более открытое лицо с более высоким лбом, чем у шимпанзе, и, в довершение ко всему, привлекательную прическу с длинными тонкими черными волосами, аккуратно разделенными пробором посередине.

Как и шимпанзе, самки бонобо кормят и носят своих детенышей до пяти лет. К семи годам потомство достигает подросткового возраста. Дикие самки рожают в первый раз в 13 или 14 лет, а полностью вырастают примерно к 15 годам. Продолжительность жизни бонобо неизвестна, но, судя по шимпанзе, она может быть старше 40 лет в дикой природе и около 60 лет в неволе.

Фрукты занимают центральное место в рационе как диких бонобо, так и шимпанзе. Первые добавляют больше мякоти травянистых растений, а вторые добавляют мяса. Хотя бонобо питаются беспозвоночными и иногда ловят и поедают мелких позвоночных, в том числе млекопитающих, их рацион, по-видимому, содержит относительно мало животного белка. В отличие от шимпанзе, они не охотятся на обезьян.

В то время как шимпанзе используют множество способов добычи пищи — от раскалывания орехов каменными орудиями до ловли муравьев и термитов палками — у диких бонобо использование орудий кажется неразвитым. (Бонобо, находящиеся в неволе, умело пользуются инструментами.) Такие же умные, как и шимпанзе, бонобо, однако, обладают гораздо более чувствительным темпераментом. Во время бомбардировки Хеллабрунна в Германии во время Второй мировой войны все бонобо в соседнем зоопарке умерли от испуга от шума; шимпанзе не пострадали.

Бонобо также изобретательны в игре. Я наблюдал, как бонобо в неволе участвуют в игре вслепую. Бонобо закрывает глаза банановым листом или рукой или засовывает в глаза два пальца. Таким образом, инвалид, она спотыкается на лазалке, натыкаясь на других или чуть не падая. Она словно навязывает себе правило: я не могу смотреть, пока не потеряю равновесие. Другие человекообразные обезьяны также предаются этой игре, но я никогда не видел, чтобы она выполнялась с такой самоотдачей и концентрацией, как у бонобо.

Молодые бонобо неизлечимо игривы и любят корчить смешные рожи, иногда в длинных одиночных пантомимах, а иногда щекоча друг друга. Бонобо, однако, более сдержаны в выражении своих эмоций — будь то радость, печаль, волнение или гнев — чем шимпанзе-экстраверты. Самцы шимпанзе часто участвуют в зрелищных демонстрациях нападения, в которых они демонстрируют свою силу: бросают камни, ломают ветки и вырывают с корнем небольшие деревья. Они продолжают эти шумные выступления в течение многих минут, в течение которых большинство других членов группы мудро держатся подальше от них. Самцы бонобо, с другой стороны, обычно ограничиваются коротким бегом, волоча за собой несколько веток.

Оба примата сигнализируют об эмоциях и намерениях с помощью мимики и жестов рук, многие из которых также присутствуют в невербальном общении людей. Например, бонобо будут просить милостыню, протягивая раскрытую руку (а иногда и ногу) к обладателю еды, а в случае неудачи будут надувать губы и издавать скулящие звуки. Но бонобо издают звуки, отличные от шимпанзе. Знаменитое низкое, протяжное улюлюкание последних контрастирует с довольно резким и высоким лаем бонобо.

Любовь, а не война

МОЙ СОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС к бонобо проистекает не из врожденного очарования их очарованием, а из исследований агрессивного поведения приматов. Меня особенно заинтриговали последствия конфликта. Например, после того, как два шимпанзе подрались, они могут объединиться для объятий и поцелуя «рот в рот». Предполагая, что такие воссоединения служат восстановлению мира и гармонии, я назвал их примирениями.

Любой вид, сочетающий в себе тесные связи с потенциалом конфликта, нуждается в таких примирительных механизмах. Думая о том, насколько быстрее распадутся браки, если люди не смогут компенсировать ущерб друг другу, я решил исследовать такие механизмы у нескольких приматов, включая бонобо. Хотя я ожидал увидеть миротворчество и у этих обезьян, я был мало готов к той форме, которую оно примет.

Для своего исследования, которое началось в 1983 году, я выбрал зоопарк Сан-Диего. В то время здесь располагалась самая большая в мире колония бонобо — 10 человек, разделенных на три группы. Целые дни я проводил перед вольером с видеокамерой, которую включали во время кормления. Как только смотритель подходил к вольеру с едой, у самцов начиналась эрекция. Еще до того, как еда была выброшена на территорию, бонобо приглашали друг друга для секса: самцы приглашали самок, а самки приглашали самцов и других самок.

Секс, как оказалось, является ключом к социальной жизни бонобо. Первое предположение об ином сексуальном поведении бонобо было сделано в ходе наблюдений в европейских зоопарках. Оформив свои выводы на латыни, приматологи Эдуард Тратц и Хайнц Хек сообщили в 1954 году, что шимпанзе в Хеллабрунне спаривались на человека больше (как собаки) и бонобо на человека больше (как люди). В те дни совокупление лицом к лицу считалось исключительно человеческим, культурным нововведением, которому нужно было обучать дограмотных людей (отсюда и термин миссионерская позиция). Эти ранние исследования, написанные на немецком языке, были проигнорированы международным научным истеблишментом. Человеческую сексуальность бонобо нужно было заново открыть в 19 веке.70-х годов, прежде чем это стало признано характерным для вида.

Бонобо необычайно легко сексуально возбуждаются, и они выражают это возбуждение в различных позах и генитальных контактах. Хотя шимпанзе практически никогда не принимают положения лицом к лицу, бонобо делают это в одном из трех совокуплений в дикой природе. Кроме того, фронтальная ориентация вульвы и клитора бонобо убедительно свидетельствует о том, что женские гениталии адаптированы для этого положения.

Еще одно сходство с людьми — повышенная женская сексуальная восприимчивость. Фаза набухания гениталий самок, приводящая к розовому набуханию, сигнализирующему о готовности к спариванию, охватывает гораздо более продолжительную часть течки у бонобо, чем у шимпанзе. Вместо нескольких дней вне своего цикла самка бонобо почти постоянно сексуально привлекательна и активна [9].0043 см. иллюстрацию на стр. 20 ].

Возможно, наиболее типичным сексуальным паттерном бонобо, не зарегистрированным ни у каких других приматов, является генито-генитальное трение (или GG трение) между взрослыми самками. Одна самка лицом к другой цепляется руками и ногами за партнера, который, стоя на обеих руках и ногах, отрывает ее от земли. Затем две самки трутся своими вздутиями гениталий друг о друга, издавая ухмылки и визги, которые, вероятно, отражают оргазмические переживания. (Лабораторные эксперименты на короткохвостых макаках показали, что женщины — не единственные самки приматов, способные к физиологическому оргазму. )

Самцы бонобо тоже могут участвовать в псевдокопуляции, но в основном выполняют вариацию. Стоя спиной к спине, один самец ненадолго трется мошонкой о ягодицы другого. Они также практикуют так называемое ограждение пениса, когда два самца висят лицом к лицу на ветке, потирая друг о друга свои эрегированные пенисы.

Разнообразие эротических контактов у бонобо включает спорадический оральный секс, массаж гениталий другого человека и интенсивные поцелуи языком. Чтобы это не производило впечатление патологически гиперсексуального вида, я должен добавить, основываясь на сотнях часов наблюдения за бонобо, что их сексуальная активность довольно случайна и расслаблена. Кажется, это совершенно естественная часть их групповой жизни. Как и люди, бонобо занимаются сексом лишь изредка, а не постоянно. Кроме того, при средней продолжительности совокупления 13 секунд половой контакт у бонобо довольно быстр по человеческим меркам.

То, что секс связан с кормлением и даже делает возможным совместное использование пищи, наблюдалось не только в зоопарках, но и в дикой природе. Нэнси Томпсон-Хэндлер, в то время работавшая в Государственном университете Нью-Йорка в Стоуни-Брук, видела, как бонобо в лесу Ломако в Демократической Республике Конго (ранее Заир) занимались сексом после того, как они забирались на деревья, загруженные спелыми инжирами, или когда один из них они поймали добычу, такую ​​как небольшой лесной дукер. Шквал сексуальных контактов длился от пяти до десяти минут, после чего обезьяны успокаивались, чтобы поесть.

Одно из объяснений сексуальной активности во время кормления может заключаться в том, что возбуждение от еды трансформируется в сексуальное возбуждение. Эта идея может быть отчасти верна. Еще одна мотивация, вероятно, является реальной причиной: конкуренция. Есть две причины полагать, что сексуальная активность — это ответ бонобо на избежание конфликтов.

Во-первых, все, не только пища, которая вызывает интерес более чем у одного бонобо одновременно, приводит к сексуальному контакту. Если два бонобо подходят к картонной коробке, брошенной в их вольер, они ненадолго взбираются друг на друга, прежде чем поиграть с коробкой. Такие ситуации приводят к склокам у большинства других видов. Но бонобо довольно терпимы, возможно, потому, что они используют секс, чтобы отвлечь внимание и снять напряжение.

Во-вторых, секс бонобо часто происходит в агрессивных условиях, совершенно не связанных с едой. Ревнивый самец может прогнать другого от самки, после чего два самца воссоединяются и начинают тереть мошонку. Или после того, как самка ударит подростка, мать последнего может броситься на агрессора, за чем сразу же следует трение гениталий между двумя взрослыми.

Однажды я наблюдал, как молодой самец, Како, непреднамеренно блокировал более старшую самку Лесли от движения по ветке. Во-первых, Лесли толкнула его; Како, который не очень-то был уверен в деревьях, крепче сжал его, нервно ухмыляясь. Затем Лесли покусала одну из его рук, по-видимому, чтобы ослабить хватку. Како резко пискнул и остался на месте. Затем Лесли потерлась вульвой о его плечо. Этот жест успокоил Како, и он двинулся по ветке. Казалось, что Лесли была очень близка к применению силы, но вместо этого успокоила себя и Како сексуальным контактом.

Во время примирения бонобо используют тот же сексуальный репертуар, что и во время кормления. Основываясь на анализе многих подобных инцидентов, мое исследование дало первые убедительные доказательства того, что сексуальное поведение является механизмом преодоления агрессии. Не то чтобы эта функция отсутствовала у других животных — или, если уж на то пошло, у людей, — но искусство сексуального примирения, возможно, достигло своего пика эволюции у бонобо. Для этих животных сексуальное поведение неотличимо от социального поведения. Учитывая его миротворческие и умиротворяющие функции, неудивительно, что секс среди бонобо происходит в стольких различных комбинациях партнеров, в том числе между молодыми и взрослыми особями. Потребность в мирном сосуществовании явно не ограничивается взрослыми гетеросексуальными парами.

Женский альянс

КРОМЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ГАРМОНИИ, секс также участвует в создании особой социальной структуры бонобо. Такое использование пола становится очевидным при изучении бонобо в дикой природе. Полевые исследования бонобо начались только в середине 1970-х годов, через десять лет после начала наиболее важных исследований диких шимпанзе. С точки зрения преемственности и вложенной (wo) рабочей силы проекты Джейн Гудолл и Тошисады Нисиды по шимпанзе в Танзании не имеют себе равных. Но исследования бонобо, проведенные Такаёси Кано и другими учеными из Киотского университета, начали показывать те же результаты после двух десятилетий в Вамбе в Демократической Республике Конго.

И бонобо, и шимпанзе живут в так называемых обществах деления-синтеза. Обезьяны передвигаются поодиночке или небольшими группами по несколько особей одновременно, состав которых постоянно меняется. Несколько бонобо, путешествующих утром вместе, могут встретить в лесу другую группу, после чего одна особь из первой группы уходит вместе с другими из второй группы, а оставшиеся вместе кормятся. Все ассоциации, кроме ассоциации между матерью и зависимым отпрыском, носят временный характер.

Поначалу эта гибкость сбивала с толку исследователей, заставляя их задуматься, образуют ли эти обезьяны какие-либо социальные группы со стабильным членством. После многих лет документирования путешествий шимпанзе в горах Махале Нисида впервые сообщил, что они образуют большие сообщества: все члены одного сообщества свободно смешиваются в постоянно меняющихся группах, но члены разных сообществ никогда не собираются вместе. Позже Гудолл добавил к этой картине территориальность. То есть не только сообщества не смешиваются, но и самцы разных сообществ шимпанзе вступают в смертельные бои.

Как у бонобо, так и у шимпанзе самцы остаются в своей родовой группе, тогда как самки склонны мигрировать в подростковом возрасте. В результате старшие самцы группы шимпанзе или бонобо знали всех младших самцов с рождения, и все младшие самцы выросли вместе. Самки, с другой стороны, переходят в незнакомую и часто враждебную группу, где они могут никого не знать. Главное различие между обществами шимпанзе и бонобо заключается в том, как молодые самки интегрируются в свое новое сообщество.

По прибытии в другое поселение молодые самки бонобо в Вамбе обращают особое внимание на одну или двух старших самок, используя частые растирания GG и уход за ними, чтобы установить отношения. Если жители отвечают взаимностью, устанавливаются тесные связи, и младшая самка постепенно становится принятой в группу. После рождения первого потомства положение молодых самок становится более стабильным и центральным. В конце концов цикл повторяется с более молодыми иммигрантами, которые, в свою очередь, ищут хороших отношений с уже устоявшейся женщиной. Таким образом, секс облегчает вхождение мигрантов в сообщество самок, которое у бонобо гораздо более сплоченное, чем у шимпанзе.

Самцы бонобо всю жизнь остаются привязанными к своим матерям, преследуя их по лесу и полагаясь на них в плане защиты в агрессивных столкновениях с другими самцами. В результате самцы самого высокого ранга в сообществе бонобо, как правило, являются сыновьями важных самок.

Какой контраст с шимпанзе! Самцы шимпанзе ведут собственные сражения, часто полагаясь на поддержку других самцов. Кроме того, взрослые самцы шимпанзе путешествуют вместе в однополых группах, часто ухаживая друг за другом. Самцы образуют отчетливую социальную иерархию с высоким уровнем конкуренции и ассоциации. Учитывая необходимость держаться вместе против самцов соседних сообществ, их связь неудивительна: неспособность сформировать единый фронт может привести к потере жизней и территории. Опасность быть самцом отражается в соотношении полов взрослых популяций шимпанзе, где самцов значительно меньше, чем самок.

Серьезные конфликты между группами бонобо были свидетелями в полевых условиях, но это кажется довольно редким. Напротив, существуют сообщения о мирном смешении, включая взаимный секс и ухаживание, между тем, что кажется разными сообществами. Если межгрупповые бои действительно необычны, это может объяснить более низкий уровень чисто мужских ассоциаций. Общество бонобо не связано с мужчинами, а создает впечатление, что оно связано с женщинами, и даже взрослые мужчины полагаются на своих матерей, а не на других мужчин. Недаром Кано называет матерей ядром общества бонобо.

Связь между самками бонобо нарушает довольно общее правило, сформулированное антропологом из Гарвардского университета Ричардом В. Рэнгемом, согласно которому пол, который остается в натальной группе, развивает самые сильные взаимные связи. Связь между самцами шимпанзе происходит естественным образом, потому что они остаются в сообществе своего рождения. То же самое верно и для родственных связей самок у обезьян Старого Света, таких как макаки и бабуины, где самцы являются мигрирующим полом.

Бонобо уникальны тем, что самки мигрирующего пола в более позднем возрасте сильно привязываются к незнакомцам того же пола. Можно сказать, что при создании искусственного сестринства бонобо связаны вторичными узами. (Родственные узы считаются первичными.) Хотя теперь мы знаем, что как это происходит — посредством полового контакта и ухода — мы еще не знаем почему бонобо и шимпанзе различаются в этом отношении. Ответ может заключаться в различной экологической среде бонобо и шимпанзе, например, в изобилии и качестве пищи в лесу. Но неясно, будет ли достаточно таких объяснений.

Общество бонобо, однако, не только ориентировано на женщин, но и, похоже, в нем доминируют женщины. Специалисты по бонобо, давно подозревая такую ​​реальность, не хотели делать спорные заявления. Но в 1992, на 14-м конгрессе Международного приматологического общества в Страсбурге исследователи как содержащихся в неволе, так и диких бонобо представили данные, которые не оставляют сомнений в этом вопросе.

Эми Р. Пэриш из Калифорнийского университета в Дэвисе сообщила о пищевой конкуренции в идентичных группах (один взрослый самец и две взрослые самки) шимпанзе и бонобо в Штутгартском зоопарке. Мед был предоставлен в термитнике, из которого его можно было извлечь, окунув палочки в маленькую ямку. Как только мёд был доступен, самец шимпанзе демонстрировал зарядку через вольер и забирал всё себе. Только когда его аппетит был удовлетворен, он позволял самкам ловить мед.

В группе бонобо к меду первыми подходили самки. После того, как они немного потерлись GG, они кормились вместе, по очереди, практически без конкуренции между ними. Самец мог делать столько демонстраций зарядки, сколько хотел; самки не испугались и проигнорировали волнение.

Наблюдатели в бельгийском зоопарке Планкендаль, в котором в настоящее время находится самая натуралистичная колония бонобо, сообщили о подобных находках. Если самец бонобо пытался домогаться самки, все самки объединялись, чтобы прогнать его. Поскольку самки оказались более успешными в доминировании над самцами, когда они были вместе, чем поодиночке, их тесная связь и частое трение гениталий могут свидетельствовать о союзе. Самки могут сближаться, чтобы превзойти представителей сильного пола в индивидуальном порядке.

То, что им удается это делать не только в неволе, видно из резюме зоолога Такеши Фуруичи об отношениях между полами в Вамбе, где бонобо выманивают из леса с помощью сахарного тростника. Самцы обычно появлялись на месте кормежки первыми, но с появлением самок они отказывались от предпочтительных позиций. Казалось, что самцы появились первыми не потому, что они доминировали, а потому, что им нужно было питаться до прибытия самок, сообщил Фуруичи в Страсбурге.

Секс ради еды

ИНОГДА роль секса в отношении еды становится еще на один шаг дальше, приближая бонобо по своему поведению к людям. Антропологи, в том числе К. Оуэн Лавджой из Кентского государственного университета и Хелен Фишер из Университета Рутгерса, предполагают, что у нашего вида секс частично отделен от размножения, потому что он служит для укрепления взаимовыгодных отношений между мужчинами и женщинами. Способность человеческих самок к спариванию на протяжении всего цикла и сильное половое влечение позволяют ей обменивать секс на мужскую приверженность и отцовскую заботу, что приводит к возникновению нуклеарной семьи.

Считается, что естественный отбор благоприятствует такому расположению, потому что оно позволяет женщинам производить больше потомства, чем если бы они были одни. Хотя бонобо явно не устанавливают исключительных гетеросексуальных связей, характерных для нашего вида, их поведение соответствует важным элементам этой модели. Самка бонобо проявляет повышенную восприимчивость и использует секс для получения благосклонности самцов, когда — обычно из-за молодости — она ​​слишком низка в социальном статусе, чтобы доминировать над ним.

В зоопарке Сан-Диего я заметил, что если Лоретта находится в сексуально привлекательном состоянии, она без колебаний подходит к взрослому самцу Вернону, если у него есть еда. Представившись Вернону, она спаривалась с ним и издавала пронзительные крики о еде, забирая всю его связку ветвей и листьев. Когда у Лоретты не было отека гениталий, она ждала, пока Вернон не был готов поделиться. Приматолог Суэхиса Курода сообщает об аналогичных обменах в Вамбе: молодая самка подошла к самцу, который ел сахарный тростник. Они быстро совокупились, после чего она взяла одну из двух тростей, которые он держал, и ушла.

Несмотря на такое взаимообмен между полами, нет никаких указаний на то, что бонобо образуют человекоподобные нуклеарные семьи. Бремя воспитания потомства полностью ложится на плечи самки. Фактически, нуклеарные семьи, вероятно, несовместимы с разнообразным использованием секса у бонобо. Если бы наши предки начинали с сексуальной жизни, подобной той, что была у бонобо, эволюция семьи потребовала бы кардинальных изменений.

Человеческая семейная жизнь предполагает отцовские инвестиции, которые вряд ли разовьются, если самцы не будут достаточно уверены, что они заботятся о своем, а не о чужом потомстве. В обществе бонобо нет таких гарантий, но люди защищают целостность своих семей с помощью всевозможных моральных ограничений и табу. Таким образом, хотя наш вид характеризуется исключительным интересом к сексу, нет обществ, в которых люди занимаются им по первому зову (или картонной коробке, в зависимости от случая). Чувство стыда и стремление к уединению в семье — типичные человеческие понятия, связанные с эволюцией и культурным укреплением семьи.

Однако никакая степень морализаторства не может заставить секс исчезнуть из всех сфер человеческой жизни, не связанных с нуклеарной семьей. Особенности поведения бонобо могут помочь нам понять роль пола и иметь серьезные последствия для моделей человеческого общества. Только представьте, что мы никогда не слышали о шимпанзе или бабуинах и первыми познакомились с бонобо. В настоящее время мы, скорее всего, полагаем, что ранние гоминиды жили в сообществах, ориентированных на женщин, в которых секс выполнял важные социальные функции, а войны были редки или отсутствовали. В конце концов, возможно, самая успешная реконструкция нашего прошлого будет основана не на шимпанзе и даже не на бонобо, а на трехстороннем сравнении шимпанзе, бонобо и человека.

АВТОР

ФРАНС Б. М. ДЕ ВАЛЬ получил образование этолога в европейской традиции, получив докторскую степень. из Утрехтского университета в Нидерландах в 1977 году. После шестилетнего изучения колонии шимпанзе в зоопарке Арнема он переехал в США в 1981 году, чтобы работать с другими видами приматов, включая бонобо. В настоящее время он является директором организации «Живые связи» в Йерксском национальном исследовательском центре приматов в Атланте и профессором поведения приматов К.