Обезьяны которые постоянно спариваются: Карликовые шимпанзе афишируют свою гомосексуальность

Шимпанзе бонобо (лат. Pan paniscus). Часть 2. Особенности поведения > Блог Павла Аксенова > 29 Пальм

    Содержание


    Шимпанзе: Часть 1
      
    Часть 2
      
    Часть 3
      

    Шимпанзе бонобо: Часть 1
      
    Часть 2
      

    Японские макаки: Часть 1
      
    Часть 2
      
    Часть 3
      

    Орангутаны: Часть 1
      
    Часть 2
      




    Лемуры: Бурый лемур
      
    Венценосный лемур
      
    Золотистый лемур
      
    Кошачий лемур
      
    Лемур индри
      
    Лемур лори
      
    Мадагаскарские лемуры
      
    Сифаки:
      
    Диадемовый
     
    Кокереля
     
    Увенчанный
      



    Тонкотелы: Немейский
      
    Очковый
      



    Прочие приматы:
      
    Гелада
      
    Гориллы
      
    Дрил
      
    Золотая курносая обезьяна
      
    Золотые обезьяны
      
    Карликовые игрунки
      
    Колобусы
      
    Мандрилы
      
    Носачи
      

    Паукообразные обезьяны
      
    Саймири
      
    Тамарины
      

Карликовых шимпанзе с полной уверенностью можно
назвать “интеллигентами среди обезьян”.

Тогда как у обычных шимпанзе все построено на
доминировании самцов и проявлении агрессии, бонобо придерживаются принципов
мирного сосуществования.

Бонобо – обезьяны весьма свободных нравов, в жизни которых одну из главных ролей играет секс.

В отличие от большинства представителей животного
мира, сексуальные отношения для бонобо не ограничиваются необходимостью
продолжить род, а являются важной составляющей их повседневной жизни.

Бонобо, если можно так выразиться, это “хиппи” среди
человекообразных обезьян, живущие по принципу “занимайся любовью, а не войной”,
так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие
родственники шимпанзе.

Голландско-американский биолог Франс де Вааль,
исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а
также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с
битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у
шимпанзе.

С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе. Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее.

Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей.

Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении
с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что
самки более организованные и сплоченные, чем самцы.

У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения
обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии
для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя
в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами.

Проще говоря, в стаях бонобо – матриархат.

У бонобо нет вожака, как у других представителей
приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе
сообщества стоит самка.

Самки держатся группами, в которую входят детёныши
до 5-6 лет. Самцы держатся отдельно, неподалёку.

Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо
заменены… элементами брачного поведения! — доминирование самок у бонобо было
выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки)
и при наблюдениях в природе.

Все обезьяны очень игривы, но бонобо еще и
изобретательны в своих играх.

Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и
разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой.

Наблюдали, как бонобо развлекались следующим
образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и
начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей — до
тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.

В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении
своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе
начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца.

Его соплеменники в это время предпочитают держаться
подальше — им тоже может достаться… Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом
“сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

В группах бонобо первыми едят самки. Если самец
протестует, самки объединяются для изгнания самца. Во время еды никогда не
происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.

Молодые самцы бонобо избавлены от суровой
необходимости сплачиваться и вместе противостоять более старшим особям,
отстаивая свое “место под солнцем”.

В сообществах, где лидеры — самки, за них
разбираются матери. Не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются
чрезвычайно “чувствительной натурой”.

Секс у бонобо является самым важным (если не
единственным) способом разрешения конфликтов.

То есть у бонобо не бывает ссор, драк и всевозможных
“выяснений отношений”.

Лучший способ примирения – секс. Причем,
доминирующее положение (как при всяком матриархате) занимают самки.

Казалось бы, что тут такого крамольного, почему
ученые не сделали сразу достоянием всего общества свою информацию о поведении
этого вида приматов?

Ведь с точки зрения развития социального общества у
бонобо можно многому поучиться…

Многому возможно, но… далеко не всему.

Все дело в том, что среди бонобо нет места целомудрию, и все спариваются со всеми, нет никаких табу: самец может
заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам.

Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном,
но с возрастным ограничением — ему не должно быть больше 6-ти лет.

При встрече с другой стаей на пограничной территории
самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи.

Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому
заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. О
как!

Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным
контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты.

При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками.

Если внимание взаимно, претендентку принимают в
члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после
рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу.
Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за
собой новый социальный статус.

Между всеми членами сообщества (за исключением
ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота
половых контактов — обычно очень кратковременных и более напоминающих игровые
демонстрации.

Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).

И, кстати не только этим бонобо очень близки к
людям.

Наблюдая за половыми оргиями бонобо, можно подумать,
что камасутра входит в обязательное изучение с детских лет.

Абсолютно все виды секса им знакомы и практикуются
совершенно спокойно.

Кстати, такое поведение бонобо нашло свое отражение
и в их латинском названии – Pan paniscus, то есть маленький Пан.

Древнегреческий бог Пан являлся олицетворением
разгульной жизни, весело проводя время в компании прекрасных нимф.

Ученые долгое время изучали причины таких серьезных
различий в поведении двух ближайших родственников – бонобо и обычных шимпанзе,
и пришли к выводу, что здесь главную роль сыграла обособленность местообитания
бонобо.

Оказавшись полтора-два миллиона лет назад изолированными
от своих сородичей течением зародившейся реки Конго, бонобо получили в свое
распоряжение южную часть территории, где каждый мог не только найти еду в
изобилии, но и поделиться ею с окружающими.

Более скудная северная часть заставила обычных шимпанзе
бороться за выживание, проявляя агрессию и силу.

Размножение

Несмотря на высокую частоту половых контактов,
уровень воспроизводства в их популяциях невелик.

Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в
5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.

Беременность, в среднем, длится на протяжении 240
дней. Мать кормит малыша в течение 3-х лет.

Дети на протяжении всей жизни поддерживают со своей
матерью родственные отношения.

Продолжительность жизни карликовых шимпанзе в
условиях дикой природы составляет приблизительно 40 лет, в зоопарках они
доживают до 55 лет.

У бонобо не развивается обезьяний вирус
иммунодефицита (SIV).

Питание

Бонобо – всеядные животные. Основная часть диеты
складывается из фруктов, кроме того в рацион входят растения, листья и
беспозвоночные.

Незначительную часть рациона формирует животная
пища: небольшие антилопы, белки, другие представители рода.


Павел Аксенов

19.12.2016

При написании заметки была использована информация с сайтов:

Источник 1, Источник 2, Источник 3

Японский макак — самая морозоустойчивая обезьяна

У обезьян-бонобо заботливые «мамочки» стоят на страже, пока их сыновья спариваются

Биология

Мать и дитя бонобо. Зоопарк в Джексонвилле (США)

: 24.05.2019

У многих млекопитающих, живущих группами, например, у пятнистых гиен, матери помогают своим уже взрослым дочерям в устройстве «личной жизни» и обзаведении потомством. Но практикуют ли животные подобное поведение относительно своих потомков мужского пола? Данных об этом практически нет. Но недавно группа ученых под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) получила поразительные результаты при изучении этого аспекта материнского поведения у двух близкородственных видов обезьян – шимпанзе и бонобо

У любого вида животных мать играет наиболее важную роль в жизни своего детеныша в период, пока он еще маленький, беспомощный и ничего не умеет. Но и подросшее потомство часто не остается без внимания родителей. Матери часто помогают своим взрослым детям получить более высокий социальный статус в группе, поддерживая их в конкурентной борьбе с соперниками. Именно так, к примеру, поступают самки шимпанзе. Но на что еще готовы заботливые мамочки?

Насколько известно, влияние самок на репродуктивный успех сыновей, живущих вместе с ними, до сих пор изучалось только на одном виде млекопитающих – человеке. Однако есть одна проблема: более высокая приспособленность потомков, живущих вместе с матерью, может быть связана не с поведением матери, а с «хорошими генами», которые она передала детям. Поэтому, чтобы убедиться в том, что материнский эффект имеет хотя бы отчасти поведенческую (а не исключительно генетическую) природу, ученые наблюдали за поведением двух видов обезьян – шимпанзе и бонобо, или карликовых шимпанзе, отличающихся активной сексуальной жизнью.

У этих видов матери живут вместе со своими сыновьями всю свою жизнь, помогая им в социальных взаимодействиях. Но матери-бонобо, в отличие от шимпанзе, еще и активно вмешиваются в личную жизнь своих «мальчиков», в прямом смысле слова сводя их с самками, готовыми к спариванию. Они простирают свою заботу до того, что готовы «стоять на страже» во время этого процесса, оберегая пару от вмешательства других самцов.

Оказывается, у самцов бонобо, постоянно живущих «с мамой», шанс оставить потомство в три раза больше, чем у тех, кто по тем или иным причинам не живет с родительницей. А вот у шимпанзе такая тенденция не прослеживается. Интересно, что дочери у бонобо не получают такой материнской поддержки. Возможно, потому, что они часто оставляют родную группу, чтобы сформировать новую.

Ученые объясняют полученные результаты тем, что в сообществе бонобо царит матриархат или, по крайней мере, равенство, так что самки имеют большую свободу в выборе брачного партнера. В подобных случаях, как правило, преимущественно размножаются несколько наиболее «популярных» высокоранговых самцов, и помощь «мамочки» при такой конкуренции может оказаться очень кстати. У шимпанзе же доминируют самцы, а самки, как правило, находятся в подчинении. 

Бонобо, по-видимому, используют эволюционную стратегию, которую обычно приписывают долгоживущим видам. Ее суть в том, что матери вкладывают силы в воспитание «качественных» детей и даже внуков вместо того, чтобы стараться самой достигнуть более высокого репродуктивного успеха. Кстати сказать, считается, что из всех приматов именно бонобо наиболее близки к человеку.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Подготовила Мария Перепечаева

: 24.05.2019

Секс и общество бонобо — Scientific American

В исторический момент, когда женщины стремятся к равенству с мужчинами, наука преподносит запоздалый подарок феминистскому движению. Эволюционные сценарии, ориентированные на мужчин — мужчина-охотник, мужчина-производитель инструментов и т. д. — подвергаются сомнению в связи с открытием, что женщины играют центральную, возможно, даже доминирующую роль в социальной жизни одного из наших ближайших родственников. За последние два десятилетия сложилось много знаний об относительно неизвестной обезьяне с неортодоксальным репертуаром поведения: бонобо.

Бонобо — одно из последних крупных млекопитающих, обнаруженных наукой. Существо было обнаружено в 1929 году в бельгийском колониальном музее, вдали от его пышной африканской среды обитания. Немецкий анатом Эрнст Шварц тщательно изучал череп, который был приписан молодому шимпанзе из-за его небольшого размера, когда понял, что он принадлежит взрослой особи. Шварц заявил, что наткнулся на новый подвид шимпанзе. Но вскоре этому животному был присвоен статус совершенно отдельного вида в том же роду, что и шимпанзе, Пан .

Бонобо был официально классифицирован как Pan paniscus или уменьшительное Pan . Но я считаю, что мог быть выбран другой ярлык, если бы первооткрыватели знали тогда то, что мы знаем сейчас. Старое таксономическое название шимпанзе, P. satyrus , которое отсылает к мифу об обезьянах как о похотливых сатирах, идеально подошло бы для бонобо.

Этот вид лучше всего характеризуется как ориентированный на женщину и эгалитарный, а также как вид, заменяющий агрессию сексом. В то время как у большинства других видов сексуальное поведение представляет собой довольно отдельную категорию, у бонобо оно является неотъемлемой частью социальных отношений, причем не только между самцами и самками. Бонобо занимаются сексом практически с каждой комбинацией партнеров (хотя такие контакты между близкими членами семьи могут подавляться). А сексуальные взаимодействия происходят чаще среди бонобо, чем среди других приматов. Несмотря на частоту половых контактов, скорость размножения бонобо в дикой природе примерно такая же, как у шимпанзе. Самка рожает одного детеныша с интервалом от пяти до шести лет. Таким образом, у бонобо есть, по крайней мере, одна очень важная черта, характерная для нашего вида, а именно частичное разделение полов и размножения.

Ближайший родственник

ЭТА НАХОДКА привлекает внимание, потому что бонобо более чем на 98 процентов совпадает с нашим генетическим профилем, что делает его таким же близким к человеку, как, скажем, лиса к собаке. Считается, что раскол между человеческой линией предков и линией шимпанзе и бонобо произошел всего восемь миллионов лет назад. Последующее расхождение линий шимпанзе и бонобо произошло намного позже, возможно, вызванное потребностью шимпанзе адаптироваться к относительно открытым и сухим местам обитания.

Напротив, бонобо, вероятно, никогда не покидали защиту деревьев. Их нынешний ареал находится во влажных лесах к югу от реки Конго, где выживает, возможно, менее 10 000 бонобо. (Учитывая низкую скорость размножения этого вида, быстрое разрушение его тропической среды обитания и политическую нестабильность в Центральной Африке, есть основания для серьезного беспокойства по поводу его будущего.)

Если этот эволюционный сценарий экологической преемственности верен, бонобо может подверглись меньшей трансформации, чем люди или шимпанзе. Он мог наиболее близко походить на общего предка всех трех современных видов. Действительно, в 1930-е годы Гарольд Дж. Кулидж — американский анатом, придавший бонобо его окончательный таксономический статус, — предположил, что животное может быть наиболее похоже на прародителя, потому что его анатомия менее специализирована, чем у шимпанзе. Пропорции тела бонобо сравнивают с таковыми у австралопитеков, формы дочеловека. Когда человекообразные обезьяны стоят или ходят прямо, они выглядят так, как будто вышли прямо из художественного представления о ранних гоминидах.

Не так давно саваннский бабуин считался лучшей живой моделью предка человека. Этот примат адаптирован к тем экологическим условиям, с которыми могли столкнуться долюди, спустившись с деревьев. Но в конце 19Образцом выбора стали шимпанзе 70-х годов, которые гораздо более тесно связаны с людьми. Признаки, наблюдаемые у шимпанзе, включая совместную охоту, совместное использование пищи, использование орудий труда, силовую политику и примитивную войну, отсутствовали или не были так развиты у бабуинов. В лаборатории обезьяны смогли выучить язык жестов и узнавать себя в зеркале — признак самосознания, еще не продемонстрированный у обезьян.

Хотя выбор шимпанзе в качестве пробного камня эволюции гоминидов представлял собой большое улучшение, по крайней мере один аспект прежней модели не нуждался в пересмотре: превосходство самцов оставалось естественным положением дел. И у павианов, и у шимпанзе самцы явно доминируют над самками; они правят безраздельно и часто жестоко. Крайне необычно, чтобы над взрослым самцом шимпанзе доминировала какая-либо самка.

Войдите в бонобо. Несмотря на их общее название — карликовый шимпанзе — бонобо нельзя отличить от шимпанзе по размеру. Взрослые самцы самого маленького подвида шимпанзе весят около 43 кг (95 фунтов), а самки 33 кг (73 фунта), примерно столько же, сколько бонобо. Хотя самки бонобо намного меньше самцов, они, кажется, правят.

Изящные обезьяны

ТЕЛОГРАФОМ бонобо так же отличается от шимпанзе, как Конкорд от Боинга 747. Я не хочу обидеть шимпанзе, но у бонобо больше стиля. Бонобо с его длинными ногами и маленькой головой на узких плечах имеет более изящное телосложение, чем шимпанзе. Губы бонобо красноватые на черном лице, уши маленькие, а ноздри почти такие же широкие, как у гориллы. Эти приматы также имеют более плоское, более открытое лицо с более высоким лбом, чем у шимпанзе, и, в довершение ко всему, привлекательную прическу с длинными тонкими черными волосами, аккуратно разделенными пробором посередине.

Как и шимпанзе, самки бонобо кормят и носят своих детенышей до пяти лет. К семи годам потомство достигает подросткового возраста. Дикие самки рожают в первый раз в 13 или 14 лет, а полностью вырастают примерно к 15 годам. Продолжительность жизни бонобо неизвестна, но, судя по шимпанзе, она может быть старше 40 лет в дикой природе и около 60 лет в неволе.

Фрукты занимают центральное место в рационе как диких бонобо, так и шимпанзе. Первые добавляют больше мякоти травянистых растений, а вторые добавляют мяса. Хотя бонобо питаются беспозвоночными и иногда ловят и поедают мелких позвоночных, в том числе млекопитающих, их рацион, по-видимому, содержит относительно мало животного белка. В отличие от шимпанзе, они не охотятся на обезьян.

В то время как шимпанзе используют множество способов добычи пищи — от раскалывания орехов каменными орудиями до ловли муравьев и термитов палками — у диких бонобо использование орудий кажется неразвитым. (Бонобо, находящиеся в неволе, умело пользуются инструментами. ) Такие же умные, как и шимпанзе, бонобо, однако, обладают гораздо более чувствительным темпераментом. Во время бомбардировки Хеллабрунна в Германии во время Второй мировой войны все бонобо в соседнем зоопарке умерли от испуга от шума; шимпанзе не пострадали.

Бонобо также изобретательны в игре. Я наблюдал, как бонобо в неволе участвуют в игре вслепую. Бонобо закрывает глаза банановым листом или рукой или засовывает в глаза два пальца. Таким образом, инвалид, она спотыкается на лазалке, натыкаясь на других или чуть не падая. Она словно навязывает себе правило: я не могу смотреть, пока не потеряю равновесие. Другие человекообразные обезьяны также предаются этой игре, но я никогда не видел, чтобы она выполнялась с такой самоотдачей и концентрацией, как у бонобо.

Молодые бонобо неизлечимо игривы и любят корчить смешные рожи, иногда в длинных одиночных пантомимах, а иногда щекоча друг друга. Бонобо, однако, более сдержаны в выражении своих эмоций — будь то радость, печаль, волнение или гнев — чем шимпанзе-экстраверты. Самцы шимпанзе часто участвуют в зрелищных демонстрациях атаки, в которых они демонстрируют свою силу: бросают камни, ломают ветки и вырывают с корнем небольшие деревья. Они продолжают эти шумные выступления в течение многих минут, в течение которых большинство других членов группы мудро держатся подальше от них. Самцы бонобо, с другой стороны, обычно ограничиваются коротким бегом, волоча за собой несколько веток.

Оба примата сигнализируют об эмоциях и намерениях с помощью мимики и жестов рук, многие из которых также присутствуют в невербальном общении людей. Например, бонобо будут просить милостыню, протягивая раскрытую руку (а иногда и ногу) к обладателю еды, а в случае неудачи будут надувать губы и издавать скулящие звуки. Но бонобо издают звуки, отличные от шимпанзе. Знаменитое низкое, протяжное улюлюкание последних контрастирует с довольно резким и высоким лаем бонобо.

Любовь, а не война

МОЙ СОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС к бонобо проистекает не из врожденного очарования их очарованием, а из исследований агрессивного поведения приматов. Меня особенно заинтриговали последствия конфликта. Например, после того, как два шимпанзе подрались, они могут объединиться для объятий и поцелуя «рот в рот». Предполагая, что такие воссоединения служат восстановлению мира и гармонии, я назвал их примирениями.

Любой вид, сочетающий в себе тесные связи с потенциалом конфликта, нуждается в таких примирительных механизмах. Думая о том, насколько быстрее распадутся браки, если люди не смогут компенсировать ущерб друг другу, я решил исследовать такие механизмы у нескольких приматов, включая бонобо. Хотя я ожидал увидеть миротворчество и у этих обезьян, я был мало готов к той форме, которую оно примет.

Для своего исследования, которое началось в 1983 году, я выбрал зоопарк Сан-Диего. В то время здесь располагалась самая большая в мире колония бонобо — 10 человек, разделенных на три группы. Целые дни я проводил перед вольером с видеокамерой, которую включали во время кормления. Как только смотритель подходил к вольеру с едой, у самцов начиналась эрекция. Еще до того, как еда была выброшена на территорию, бонобо приглашали друг друга для секса: самцы приглашали самок, а самки приглашали самцов и других самок.

Секс, как оказалось, является ключом к социальной жизни бонобо. Первое предположение об ином сексуальном поведении бонобо было сделано в ходе наблюдений в европейских зоопарках. Оформив свои выводы на латыни, приматологи Эдуард Тратц и Хайнц Хек сообщили в 1954 году, что шимпанзе в Хеллабрунне спаривались на человек больше (как собаки) и бонобо на человек больше (как люди). В те дни совокупление лицом к лицу считалось исключительно человеческим, культурным нововведением, которому нужно было обучать дограмотных людей (отсюда и термин миссионерская позиция). Эти ранние исследования, написанные на немецком языке, были проигнорированы международным научным истеблишментом. Человеческую сексуальность бонобо нужно было заново открыть в 19 веке.70-х годов, прежде чем это стало признано характерным для вида.

Бонобо очень легко сексуально возбуждаются, и они выражают это возбуждение в различных позах и генитальных контактах. Хотя шимпанзе практически никогда не принимают положения лицом к лицу, бонобо делают это в одном из трех совокуплений в дикой природе. Кроме того, фронтальная ориентация вульвы и клитора бонобо убедительно свидетельствует о том, что женские гениталии адаптированы для этого положения.

Еще одно сходство с людьми — повышенная женская сексуальная восприимчивость. Фаза набухания гениталий самок, приводящая к розовому набуханию, сигнализирующему о готовности к спариванию, охватывает гораздо более продолжительную часть течки у бонобо, чем у шимпанзе. Вместо нескольких дней вне своего цикла самка бонобо почти постоянно сексуально привлекательна и активна [9].0005 см. иллюстрацию на стр. 20 ].

Возможно, наиболее типичным сексуальным паттерном бонобо, не зарегистрированным ни у каких других приматов, является генито-генитальное трение (или GG трение) между взрослыми самками. Одна самка лицом к другой цепляется руками и ногами за партнера, который, стоя на обеих руках и ногах, отрывает ее от земли. Затем две самки трутся своими вздутиями гениталий друг о друга, издавая ухмылки и визги, которые, вероятно, отражают оргазмические переживания. (Лабораторные эксперименты на короткохвостых макаках показали, что женщины — не единственные самки приматов, способные к физиологическому оргазму.)

Самцы бонобо тоже могут участвовать в псевдокопуляции, но в основном выполняют вариацию. Стоя спиной к спине, один самец ненадолго трется мошонкой о ягодицы другого. Они также практикуют так называемое ограждение пениса, когда два самца висят лицом к лицу на ветке, потирая друг о друга свои эрегированные пенисы.

Разнообразие эротических контактов у бонобо включает спорадический оральный секс, массаж гениталий другого человека и интенсивные поцелуи языком. Чтобы это не производило впечатление патологически гиперсексуального вида, я должен добавить, основываясь на сотнях часов наблюдения за бонобо, что их сексуальная активность довольно случайна и расслаблена. Кажется, это совершенно естественная часть их групповой жизни. Как и люди, бонобо занимаются сексом лишь изредка, а не постоянно. Кроме того, при средней продолжительности совокупления 13 секунд половой контакт у бонобо довольно быстр по человеческим меркам.

То, что секс связан с кормлением и даже делает возможным совместное использование пищи, наблюдалось не только в зоопарках, но и в дикой природе. Нэнси Томпсон-Хэндлер, в то время работавшая в Государственном университете Нью-Йорка в Стоуни-Брук, видела, как бонобо в лесу Ломако в Демократической Республике Конго (ранее Заир) занимались сексом после того, как они забрались на деревья, загруженные спелыми инжирами, или когда один из них они поймали добычу, такую ​​как небольшой лесной дукер. Шквал сексуальных контактов длился от пяти до десяти минут, после чего обезьяны успокаивались, чтобы поесть.

Одно из объяснений сексуальной активности во время кормления может заключаться в том, что возбуждение от еды трансформируется в сексуальное возбуждение. Эта идея может быть отчасти верна. Еще одна мотивация, вероятно, является реальной причиной: конкуренция. Есть две причины полагать, что сексуальная активность — это ответ бонобо на избежание конфликтов.

Во-первых, все, не только пища, которая вызывает интерес более чем у одного бонобо одновременно, приводит к сексуальному контакту. Если два бонобо подходят к картонной коробке, брошенной в их вольер, они ненадолго взбираются друг на друга, прежде чем поиграть с коробкой. Такие ситуации приводят к склокам у большинства других видов. Но бонобо довольно терпимы, возможно, потому, что они используют секс, чтобы отвлечь внимание и снять напряжение.

Во-вторых, секс бонобо часто происходит в агрессивных условиях, совершенно не связанных с едой. Ревнивый самец может прогнать другого от самки, после чего два самца воссоединяются и начинают тереть мошонку. Или после того, как самка ударит подростка, мать последнего может броситься на агрессора, за чем сразу же следует трение гениталий между двумя взрослыми.

Однажды я наблюдал, как молодой самец, Како, непреднамеренно блокировал более старшую самку Лесли от движения по ветке. Во-первых, Лесли толкнула его; Како, который не очень-то был уверен в деревьях, крепче сжал его, нервно ухмыляясь. Затем Лесли покусала одну из его рук, по-видимому, чтобы ослабить хватку. Како резко пискнул и остался на месте. Затем Лесли потерлась вульвой о его плечо. Этот жест успокоил Како, и он двинулся по ветке. Казалось, что Лесли была очень близка к применению силы, но вместо этого успокоила себя и Како сексуальным контактом.

Во время примирения бонобо используют тот же сексуальный репертуар, что и во время кормления. Основываясь на анализе многих подобных инцидентов, мое исследование дало первые убедительные доказательства того, что сексуальное поведение является механизмом преодоления агрессии. Не то чтобы эта функция отсутствовала у других животных — или, если уж на то пошло, у людей, — но искусство сексуального примирения, возможно, достигло своего пика эволюции у бонобо. Для этих животных сексуальное поведение неотличимо от социального поведения. Учитывая его миротворческие и умиротворяющие функции, неудивительно, что секс среди бонобо происходит в стольких различных комбинациях партнеров, в том числе между молодыми и взрослыми особями. Потребность в мирном сосуществовании явно не ограничивается взрослыми гетеросексуальными парами.

Женский союз

КРОМЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ГАРМОНИИ, секс также участвует в создании особой социальной структуры бонобо. Такое использование пола становится очевидным при изучении бонобо в дикой природе. Полевые исследования бонобо начались только в середине 1970-х годов, через десять лет после начала наиболее важных исследований диких шимпанзе. С точки зрения преемственности и вложенной (wo) рабочей силы проекты Джейн Гудолл и Тошисады Нисиды по шимпанзе в Танзании не имеют себе равных. Но исследования бонобо, проведенные Такаёси Кано и другими учеными из Киотского университета, начали показывать те же результаты после двух десятилетий в Вамбе в Демократической Республике Конго.

И бонобо, и шимпанзе живут в так называемых обществах деления-синтеза. Обезьяны передвигаются поодиночке или небольшими группами по несколько особей одновременно, состав которых постоянно меняется. Несколько бонобо, путешествующих утром вместе, могут встретить в лесу другую группу, после чего одна особь из первой группы уходит вместе с другими из второй группы, а оставшиеся вместе кормятся. Все ассоциации, кроме ассоциации между матерью и зависимым отпрыском, носят временный характер.

Поначалу эта гибкость сбивала с толку исследователей, заставляя их задуматься, образуют ли эти обезьяны какие-либо социальные группы со стабильным членством. После многих лет документирования путешествий шимпанзе в горах Махале Нисида впервые сообщил, что они образуют большие сообщества: все члены одного сообщества свободно смешиваются в постоянно меняющихся группах, но члены разных сообществ никогда не собираются вместе. Позже Гудолл добавил к этой картине территориальность. То есть не только сообщества не смешиваются, но и самцы разных сообществ шимпанзе вступают в смертельные бои.

Как у бонобо, так и у шимпанзе самцы остаются в своей родовой группе, тогда как самки склонны мигрировать в подростковом возрасте. В результате старшие самцы группы шимпанзе или бонобо знали всех младших самцов с рождения, и все младшие самцы выросли вместе. Самки, с другой стороны, переходят в незнакомую и часто враждебную группу, где они могут никого не знать. Главное различие между обществами шимпанзе и бонобо заключается в том, как молодые самки интегрируются в свое новое сообщество.

По прибытии в другое поселение молодые самки бонобо в Вамбе обращают особое внимание на одну или двух старших самок, используя частые растирания GG и уход за ними, чтобы установить отношения. Если жители отвечают взаимностью, устанавливаются тесные связи, и младшая самка постепенно становится принятой в группу. После рождения первого потомства положение молодых самок становится более стабильным и центральным. В конце концов цикл повторяется с более молодыми иммигрантами, которые, в свою очередь, ищут хороших отношений с уже устоявшейся женщиной. Таким образом, секс облегчает вхождение мигрантов в сообщество самок, которое у бонобо гораздо более сплоченное, чем у шимпанзе.

Самцы бонобо остаются привязанными к своим матерям всю свою жизнь, преследуя их по лесу и полагаясь на них в плане защиты в агрессивных столкновениях с другими самцами. В результате самцы самого высокого ранга в сообществе бонобо, как правило, являются сыновьями важных самок.

Какой контраст с шимпанзе! Самцы шимпанзе ведут собственные сражения, часто полагаясь на поддержку других самцов. Кроме того, взрослые самцы шимпанзе путешествуют вместе в однополых группах, часто ухаживая друг за другом. Самцы образуют отчетливую социальную иерархию с высоким уровнем конкуренции и ассоциации. Учитывая необходимость держаться вместе против самцов соседних сообществ, их связь неудивительна: неспособность сформировать единый фронт может привести к потере жизней и территории. Опасность быть самцом отражается в соотношении полов взрослых популяций шимпанзе, где самцов значительно меньше, чем самок.

Серьезные конфликты между группами бонобо были свидетелями в полевых условиях, но это кажется довольно редким. Напротив, существуют сообщения о мирном смешении, включая взаимный секс и ухаживание, между тем, что кажется разными сообществами. Если межгрупповые бои действительно необычны, это может объяснить более низкий уровень чисто мужских ассоциаций. Общество бонобо не связано с мужчинами, а создает впечатление, что оно связано с женщинами, и даже взрослые мужчины полагаются на своих матерей, а не на других мужчин. Недаром Кано называет матерей ядром общества бонобо.

Связь между самками бонобо нарушает довольно общее правило, сформулированное антропологом из Гарвардского университета Ричардом В. Рэнгемом, согласно которому пол, который остается в натальной группе, развивает самые сильные взаимные связи. Связь между самцами шимпанзе происходит естественным образом, потому что они остаются в сообществе своего рождения. То же самое верно и для родственных связей самок у обезьян Старого Света, таких как макаки и бабуины, где самцы являются мигрирующим полом.

Бонобо уникальны тем, что самки мигрирующего пола в более позднем возрасте сильно привязываются к незнакомцам того же пола. Можно сказать, что при создании искусственного сестринства бонобо связаны вторичными узами. (Родственные узы считаются первичными.) Хотя теперь мы знаем, что как как это происходит — посредством полового контакта и ухода — мы еще не знаем почему бонобо и шимпанзе различаются в этом отношении. Ответ может заключаться в различной экологической среде бонобо и шимпанзе, например, в изобилии и качестве пищи в лесу. Но неясно, будет ли достаточно таких объяснений.

Общество бонобо, однако, не только ориентировано на женщин, но и, похоже, в нем доминируют женщины. Специалисты по бонобо, давно подозревая такую ​​реальность, не хотели делать спорные заявления. Но в 1992, на 14-м конгрессе Международного приматологического общества в Страсбурге исследователи как содержащихся в неволе, так и диких бонобо представили данные, которые не оставляют сомнений в этом вопросе.

Эми Р. Пэриш из Калифорнийского университета в Дэвисе сообщила о пищевой конкуренции в идентичных группах (один взрослый самец и две взрослые самки) шимпанзе и бонобо в Штутгартском зоопарке. Мед был предоставлен в термитнике, из которого его можно было извлечь, окунув палочки в маленькую ямку. Как только мёд был доступен, самец шимпанзе демонстрировал зарядку через вольер и забирал всё себе. Только когда его аппетит был удовлетворен, он позволял самкам ловить мед.

В группе бонобо к меду первыми подходили самки. После того, как они немного потерлись GG, они кормились вместе, по очереди, практически без конкуренции между ними. Самец мог делать столько демонстраций зарядки, сколько хотел; самки не испугались и проигнорировали волнение.

Наблюдатели в бельгийском зоопарке Планкендаль, в котором в настоящее время находится самая натуралистичная колония бонобо, сообщили о подобных находках. Если самец бонобо пытался домогаться самки, все самки объединялись, чтобы прогнать его. Поскольку самки оказались более успешными в доминировании над самцами, когда они были вместе, чем поодиночке, их тесная связь и частое трение гениталий могут свидетельствовать о союзе. Самки могут сближаться, чтобы превзойти представителей сильного пола в индивидуальном порядке.

То, что им удается это делать не только в неволе, видно из резюме зоолога Такеши Фуруичи об отношениях между полами в Вамбе, где бонобо выманивают из леса с помощью сахарного тростника. Самцы обычно появлялись на месте кормежки первыми, но с появлением самок они отказывались от предпочтительных позиций. Казалось, что самцы появились первыми не потому, что они доминировали, а потому, что им нужно было питаться до прибытия самок, сообщил Фуруичи в Страсбурге.

Секс ради еды

ИНОГДА роль секса по отношению к еде продвигается еще дальше, приближая бонобо по своему поведению к людям. Антропологи, в том числе К. Оуэн Лавджой из Кентского государственного университета и Хелен Фишер из Университета Рутгерса, предполагают, что у нашего вида секс частично отделен от размножения, потому что он служит для укрепления взаимовыгодных отношений между мужчинами и женщинами. Способность человеческих самок к спариванию на протяжении всего цикла и сильное половое влечение позволяют ей обменивать секс на мужскую приверженность и отцовскую заботу, что приводит к возникновению нуклеарной семьи.

Считается, что естественный отбор благоприятствует такому расположению, потому что оно позволяет женщинам вырастить больше потомства, чем если бы они были одни. Хотя бонобо явно не устанавливают исключительных гетеросексуальных связей, характерных для нашего вида, их поведение соответствует важным элементам этой модели. Самка бонобо проявляет расширенную восприимчивость и использует секс, чтобы добиться благосклонности самца, когда — обычно из-за молодости — она ​​слишком низка в социальном статусе, чтобы доминировать над ним.

В зоопарке Сан-Диего я заметил, что если Лоретта находится в сексуально привлекательном состоянии, она без колебаний подходит к взрослому самцу Вернону, если у него есть еда. Представляясь Вернону, она спаривалась с ним и издавала пронзительные крики о еде, забирая всю его связку ветвей и листьев. Когда у Лоретты не было отека гениталий, она ждала, пока Вернон не был готов поделиться. Приматолог Суэхиса Курода сообщает об аналогичных обменах в Вамбе: молодая самка подошла к самцу, который ел сахарный тростник. Они быстро совокупились, после чего она взяла одну из двух тростей, которые он держал, и ушла.

Несмотря на такое взаимообмен между полами, нет никаких указаний на то, что бонобо образуют человекоподобные нуклеарные семьи. Бремя воспитания потомства полностью ложится на плечи самки. Фактически, нуклеарные семьи, вероятно, несовместимы с разнообразным использованием секса у бонобо. Если бы наши предки начинали с сексуальной жизни, подобной той, что была у бонобо, эволюция семьи потребовала бы кардинальных изменений.

Человеческая семейная жизнь подразумевает отцовские инвестиции, которые вряд ли разовьются, если самцы не будут достаточно уверены, что они заботятся о своих собственных, а не о чужих потомках. В обществе бонобо нет таких гарантий, но люди защищают целостность своих семей с помощью всевозможных моральных ограничений и табу. Таким образом, хотя наш вид характеризуется необычайным интересом к сексу, нет обществ, в которых люди занимались бы им без промедления (или картонной коробки, в зависимости от случая). Чувство стыда и стремление к уединению в семье — типичные человеческие понятия, связанные с эволюцией и культурным укреплением семьи.

Однако никакая степень морализаторства не может заставить секс исчезнуть из всех сфер человеческой жизни, не связанных с нуклеарной семьей. Особенности поведения бонобо могут помочь нам понять роль пола и иметь серьезные последствия для моделей человеческого общества. Только представьте, что мы никогда не слышали о шимпанзе или бабуинах и первыми познакомились с бонобо. В настоящее время мы, скорее всего, полагаем, что ранние гоминиды жили в обществах, ориентированных на женщин, в которых секс выполнял важные социальные функции, а войны были редки или отсутствовали. В конце концов, возможно, самая успешная реконструкция нашего прошлого будет основана не на шимпанзе и даже не на бонобо, а на трехстороннем сравнении шимпанзе, бонобо и человека.

АВТОР

ФРАНС Б. М. ДЕ ВАЛЬ получил образование этолога в европейской традиции, получив степень доктора философии. из Утрехтского университета в Нидерландах в 1977 году. После шестилетнего изучения колонии шимпанзе в зоопарке Арнема он переехал в США в 1981 году, чтобы работать с другими видами приматов, включая бонобо. В настоящее время он является директором организации «Живые связи» в Йерксском национальном исследовательском центре приматов в Атланте и профессором поведения приматов К. Х. Кэндлера в Университете Эмори.

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Секс и общество бонобо» в специальных выпусках SA 16, 3s, 14-21 (июнь 2006 г.)

doi:10.1038/scientificamerican0606-14sp секс-партнеры

Свидания никогда не бывают легкими для любого из нас. Сценарии проигрываются в наших головах, классические вопросы и тревоги бомбардируют нас. Понравлюсь ли я ей? Разделяет ли он те же интересы? Будет ли моя мама смотреть, как мы занимаемся сексом?

К счастью, этот последний вопрос на самом деле не тот, с которым нам, людям, приходится иметь дело. Но новое исследование показывает, что для бонобо секс действительно часто является семейным делом. Более того, вместо того, чтобы быть смущающей помехой, материнское присутствие приносит большую пользу сыновьям бонобо во время дела.

Реклама

Наряду с шимпанзе ( Pan troglodytes ), бонобо ( Pan paniscus ) являются нашими ближайшими живыми родственниками. Эти находящиеся под угрозой исчезновения человекообразные обезьяны, обитающие в зоне густого леса в бассейне реки Конго площадью 500 000 км², были официально обнаружены только в 1928 году, что до 2017 года делало их самыми недавно описанными живыми видами человекообразных обезьян.

Работая в социальных системах, возглавляемых женщинами, бонобо способны проявлять широкий спектр того, что долгое время считалось характерными для человека чувствами и эмоциями, такими как чувствительность, терпение, сострадание, доброта, сочувствие и альтруизм.

Бонобо — самый неразборчивый в связях нечеловеческий вид — до 75% сексуального поведения бонобо совершается исключительно для удовольствия.

Они также, пожалуй, самые распутные нечеловеческие виды на планете. В то время как секс шимпанзе тесно связан с размножением, до 75% сексуального поведения бонобо связано исключительно с удовольствием. От дерзких приветствий и социальных связей до разрешения конфликтов и постконфликтного примирения секс выполняет чрезвычайно важные функции в большинстве аспектов социального поведения бонобо. Даже простого открытия нового источника пищи или кормовой базы достаточно, чтобы вызвать волну совместной сексуальной активности.

Реклама

Кажется, что количество причин, по которым бонобо занимаются сексом, превосходит только количество форм, в которых они это делают. Независимо от пола и возраста, единственное строго запрещенное сочетание в обществе бонобо — это сочетание матери и ее зрелого сына. В дополнение к стандартным проникающим контактам они часто занимаются ручным массажем гениталий и оральным сексом. Эти позиционно-творческие обезьяны также являются единственными животными (кроме нас), которые практикуют поцелуи язык-в-язык или проникающий секс лицом к лицу. Известность сексуального поведения бонобо в социальной жизни побудила исследователей заклеймить бонобо как «обезьян, которые занимаются любовью, а не войной».

Матери бонобо, однако, похоже, устраивают войну, видя, как их сыновья успешно занимаются любовью. Они часто формируют коалиции со своими сыновьями, чтобы помочь им приобрести и поддерживать высокий ранг доминирования, защитить попытки спаривания своих сыновей от вмешательства других самцов и даже вмешиваться в попытки спаривания других, неродственных самцов.

Новое исследование, опубликованное в Current Biology, показывает, что эти стратегии окупаются. У мужчин, у которых в социальной группе присутствовала мать, проявляющая такое поведение, примерно в три раза больше шансов произвести потомство, чем у мужчин, чьи матери больше не были частью группы.

Матери успешных отцов-бонобо присутствовали во время зачатия более чем в два раза чаще, чем у шимпанзе, вида, у которого самцы доминируют в обществе и у которого материнское присутствие не приносит пользы сыновьям.