Содержание
Сенсация: объявлено о первой трансплантации головы трупу
Первая трансплантация человеческой головы прошла успешно, но пока только на трупе, заявил хирург Серджио Канаверо. По его словам, следующим шагом станет трансплантация головы живого человека, однако далеко не все ученые и врачи разделяют его оптимистичный настрой.
Скандально известный итальянский хирург Серджио Канаверо объявил об успешном эксперименте по «пересадке» головы трупу в Китае. Об этом он заявил на пресс-конференции в Вене, сообщает Guardian.
Про словам хирурга, команда из Медицинского университета Харбина (Китай) «осуществила первую трансплантацию головы», и теперь операция на живом человеке «неотвратима». Операция, по его словам, заняла 18 часов и была проведена его китайским коллегой Жень Сяопином, который год назад якобы провел первый эксперимент по трансплантации головы обезьяны.
«Первая трансплантация головы на человеческий труп проведена. Полная трансплантация от донора с мертвым мозгом будет следующим шагом», — заявил Канаверо. «Слишком долго природа диктовала нам свои правила. Мы рождаемся, растем, стареем и умираем. Миллионы лет человек эволюционировал и 100 миллиардов людей умерли.
Мы вступаем в эру, когда будем брать нашу судьбу в свои руки. Это все поменяет. Это изменит вас на всех уровнях, — заявил Канаверо, выступая на пресс-конференции. — Все говорили, что это невозможно, но операция прошла успешно».
Пока не ясно, чьи тела использовались в китайском эксперименте, но Канаверо пообещал, что научная статья о трансплантации головы трупу будет выпущена в ближайшие дни. В ближайшие же дни Канаверо обещал назвать дату операции, которую ранее обещал провести до конца 2017 года.
По словам Канаверо, первую операцию по трансплантации головы живого человека решено провести в Китае, поскольку в Европе и США его инициативы не нашли поддержки среди медицинского сообщества. Поговорил Канаверо во время своего выступления и о политике.
«Китайский лидер Си Цзиньпин хочет вернуть величие Китая и стремится сделать его единственной сверхдержавой в мире, и я верю, что он сделает это», — заявил Канаверо.
Совершить первую трансплантацию головы Канаверо обещал еще несколько лет назад, сама же операция была запланирована на декабрь 2017 года –
Канаверо собирался пересадить на новое тело голову российского программиста Валерия Спиридонова, страдающего от мышечной атрофии.
Предполагалось, что операция займет 36 часов и обойдется в $11 млн. Донорское тело планировалось взять от здорового человека, у которого умер мозг.
Для того чтобы голова начала взаимодействовать с новым телом, хирургам необходимо «спаять» перерезанные аксоны. Это длинные отростки нейронов, «провода», которыми нейроны связываются между собой, передают информацию между нервными клетками, а также сигналы к мускулам и железам.
По словам Канаверо, обрезанные аксоны можно восстановить с помощью таких молекул, как полиэтиленгликоль, широко используемый в фармацевтике, или хитозан — биополимер, выделяемый из панцирей ракообразных. Главная роль в операции отводилась «ультраострому скальпелю», которым будет отсекаться спинной мозг. Канаверо называет этот момент ключевым во всей операции, аксоны в ее ходе будут неизбежно повреждены, однако им необходимо дать возможность восстановиться.
Канаверо заявлял о том, что ему и китайским ученым удалось доказать: спинной мозг и ствол головного мозга вполне реально соединить после разъединения. Хирург утверждал, что разработанная им методика «склеивания» клеток при помощи полиэтиленгликоля продемонстрировала свою эффективность и в случае с крысами подвижность их конечностей была восстановлена на 60%.
В январе 2016 года Канаверо сообщил об успешной трансплантации головы обезьяне. Однако подробностей широкая общественность так и не дождалась – по словам Канаверо,
обезьяну усыпили уже через 20 часов, а статьи с результатами эксперимента якобы были приняты в двух журналах, но до публикации, по всей видимости, дело так и не дошло.
«Есть ряд ограничений, которые возникают в связи с пересадкой головы. Первое — пока не существует методов, которые способны воссоединить нервную ткань — одну с другой. Вторая проблема — гистосовместимость (совместимость тканей). Но главное — невозможность восстановить нарушенную анатомическую связь в нервной ткани. Такой технологии пока нет», – рассказывал «Газете.Ru» в 2016 году кандидат медицинских наук, нейрохирург Алексей Кащеев.
Считал невозможной операцию и хирург-трансплантолог Паоло Маккиарини, открыто называвший Канаверо преступником:
«Как вообще можно представить такую операцию? Лично я думаю, что он преступник. Во-первых, для этого нет никакой научной базы. Во-вторых, это уже что-то из области трансгуманизма… Как вообще мозг одного человека сможет вдруг начать функционировать, будучи присоединенным к другому телу?»,
– заявил он.
Перспективы трансплантации головы живого человека кажутся еще более туманными при ближайшем рассмотрении особенностей проведения операции. Во-первых, нервы при хирургических вмешательствах легко рубцуются и непонятно, как Канаверо и его коллеги собираются бороться с этой проблемой во время операции, которая продлится более суток.
Во-вторых, до сих пор не исследована возможность использования иммуноподавляющих препаратов – они необходимы при любой операции с донорскими органами.
В-третьих, нет никаких подтверждений заявлениям Канаверо о том, что для восстановления некоторых функций хватит лишь небольшого процента нервных волокон. Это далеко не единственные слабые места в планируемой операции на живом человеке, однако уже их достаточно для того, чтобы считать шансы на успех весьма скромными.
Wired (США): произойдет ли при пересадке человеческой головы пересадка сознания?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ученый и нейрохирург Роберт Уайт был одержим идеей пересадки человеческой головы и переноса сознания из одного тела в другое. Автор книги о нем побеседовала с Wired о перспективах такой технологии. По ее словам, пересадка мозга теоретически возможна уже сейчас. Но есть несколько препятствий.
Макс Леви (Max Levy)
Брэнди Шиллес (Brandy Schillace) иногда обращается к беллетристике, однако ее новая книга совсем другого рода. Будучи историком медицины, Шиллес уверяет, что ее рассказ правдив от начала и до конца. В книге затрагиваются времена холодной войны, и речь идет о хирурге и нейробиологе, вдохновившем десятерых ученых, которых захватила идея трансплантации головы.
С историей, описанной в своей книге «Мистер Смиренный и доктор Мясник» (оригинальное название «Mr. Humble and Dr. Butcher» обыгрывает название книги Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), Брэнди Шиллес познакомилась случайно. Однажды ее друг невролог из Кливленда Майкл ДеДжорджиа (Michael DeGeorgia) пригласил ее в свой рабочий кабинет. Не произнося ни слова, он пододвинул к ней старую обувную коробку и предложил открыть. Шиллес согласилась, но с беспокойством: а вдруг там мозг. По словам Брэнди, она нашла блокнот — годов 1950-х или 1960-х — и начала его листать.
«Там были всякие странные небольшие заметки о мышах, мозге, мозговых срезах, а еще я увидела какие-то маленькие пятнышки, — говорит Шиллес. — Подумала: что это… что это за метки?»
«Вероятно, кровь», — пояснил ей ДеДжорджиа. Забрызганная кровью записная книжка принадлежала нейрохирургу Роберту Уайту (Robert White), который потратил несколько десятилетий на то, чтобы выполнить пересадку головы обезьяне. В конечном итоге он надеялся с помощью этой операции придать новому телу человеческий мозг.
Работа над книгой привели Брэнди Шиллес со Среднего Запада США, где она взяла интервью у выжившей семьи Роберта Уайта, в Москву. Там Шиллес постаралась отследить подробности профессионального соперничества между американским нейрохирургом и одним советским ученым, которому удалось хирургическим путем создать двухголовую собаку.
Исследования Роберта Уайта начались с малого; он проводил эксперименты с мозгом на мышах и собаках, прежде чем смог «усовершенствовать» операцию по пересадке головы, отрабатывая метод на сотнях обезьян.
Роберт Уайт, который два десятка лет тому назад в интервью Wired рассказал об этой классической работе и чьи замыслы недавно возродились, так и не решился провести подобную операцию на человеке. Но Уайту удалось изобрести технологию охлаждения мозга, которая все еще используется для спасения пациентов с диагностированным сердечным приступом. Уайт воодушевил одного из персонажей «Секретных материалов», а также чуть не получил Нобелевскую премию.
В основе научных поисков Уайта, как полагает Шиллес, лежала его вера в то, что человеческая индивидуальность заключена в мозге. Иными словами, спасти мозг, обеспечив ему полностью новое тело и новый набор органов, означает спасти душу.
Интервью для ясности сокращено и отредактировано.
Wired: В 1960-х и 1970-х годах нейрохирург и нейробиолог Роберт Уайт изобрел способ сохранять мозг обезьян живым вне тела. Но множество людей ничего не знают ни об этой технологии, ни об Уайте. Почему так произошло?
Брэнди Шиллес: Лишить человека головы — многим это кажется ужасным. И я действительно убеждена, что некоторые исследования были профинансированы именно потому, что они проводились из желания обогнать Советский Союз в этой области. Когда же состязание с Советским Союзом прекратилось, интерес к теме пропал. Однако Уайт никогда об этой теме не забывал.
И люди пытались его убедить. На самом деле — а я потом написала об этом в книге — когда Уайта выдвинули на Нобелевскую премию (за технологию охлаждения спинного мозга), тот человек, который его номинировал, заявил: «Может, больше не будем говорить про обезьяньи головы? Давай на этом успокоимся».
Думаю, медицина на самом деле не хочет, чтобы о ней вспоминали только в связи с устрашающими опытами, которые проводят медики. Давайте посмотрим правде в глаза: не всем очевидна польза от подобной работы.
— У меня был момент, когда я понял, что вашу книгу читать тяжело. Бренди, а каково вам? Нормально?
— И мне временами было непросто. Но я не испытываю особой брезгливости, нельзя ведь быть брезгливым историком медицины, верно? Я работала в музее истории медицины, и мне приходилось видеть такое количество сифилитических гениталий, что меня сложно чем-то шокировать. Но когда я услышала об отделении тела от мозга… Кстати, в книге я немного смягчила эту тему. Все же трудно читать реальные свидетельства того, как снимают лицо с живого существа и, чтобы сохранить мозг, вскрывают ему череп, пока оно еще живо. Признаюсь, был момент, когда мне показалось, что меня подташнивает. Очень неприятно размышлять об удалении внешних покровов с живой головы.
— В 1970 году Роберт Уайт «усовершенствовал» операцию оп пересадке головы обезьянам. Он смог поддерживать приток крови к мозгу обезьяны во время пересадки от исходного тела к новому. Какие препятствия, как он полагал, мешают использовать эту технологию на человеке?
— Итак, самое странное в этой истории заключается в том, что пересадить голову все-таки можно. Мол, это не вопрос. Мы можем это сделать. Проблема в том, что процент успеха такой операции невелик. Со многими обезьянами ничего не вышло — таких насчитываются сотни.
Я думаю, Уайт полагал, что на человеке эти хирургические методы будут использоваться более успешно, потому что появляются объекты большего размера и оперировать будет легче, да и сделать всё можно быстрее. На самом деле Уайт был совершенно уверен, что операция по пересадке головы человеку будет более успешной, чем пересадка головы обезьяне. Но риск для жизни человека в хирургии все еще присутствует.
— Обезьяны, пережившие операцию Уайта, не могли управлять своим новым телом. Как это повлияло на потенциальных пациентов-людей?
— Я, конечно, не собираюсь этого делать, но, если бы я отделяла вашу голову от тела (извините меня), пришлось бы перерезать спинной мозг. Это означает следующее: даже если я помещу вашу голову на другое тело и присоединю все кровеносные сосуды так, что они будут питать мозг, причем он останется живым и в сознании, а ваше лицо сможет совершать мимические движения и так далее, — даже в этом случае тело все равно не сможет двигаться.
Поэтому многие люди спрашивали: «Какая в этом польза? Зачем пересаживать человеческую голову?» У Роберта Уайта было на это множество причин, но ни одна из этих причин никого в достаточной мере не убедила, чтобы рисковать чьей-то жизнью.
Так что мы имеем дело с исключительным случаем. При этом речь вовсе не идет о том, что подобную операцию нам якобы сделать не под силу — оказывается, мы можем ее сделать, но, вероятно, не должны.
— В книге вы описываете встречу Роберта Уайта с 45-летним мужчиной из Кливленда по имени Крейг Ветовиц (Craig Vetovitz). Он считал дело Уайта «благородным», а Уайт видел в Ветовице «идеального пациента». В чем причина?
— Ему говорили: «Что ж, если вам удастся пересадка, то после операции будет парализованный пациент». Этот аргумент выглядит очень дискриминационно по отношению к инвалидам, не так ли? Но только не для Крейга, ведь он и так уже был парализован. Но у него была вполне полноценная жизнь. Этим самым Крейг как бы говорил: «Нет, моя жизнь хороша. Я путешествую, у меня есть дети, я женат. У меня свой бизнес. У меня полноценная жизнь, и эту жизнь стоит сохранить».
Крейг был заинтересован в такой операции, потому что его органы — и это верно в отношении многих пациентов, страдающих от паралича нижних конечностей, — в конечном итоге начинают отказывать. Поэтому он чувствовал, что ему нечего терять: «Да, я останусь парализованным, но я хотя бы буду жить, потому что у меня будет тело получше». Отчасти по этой причине Роберт Уайт переименовал операцию с «трансплантации головы» на «трансплантацию тела». Просто делается пересадка органов, точнее — всех органов одновременно. В данном случае это действительно звучит лучше.
— Ветовицу операцию так не сделали, и паралич оставался препятствием, мешавшим одобрению операции по трансплантации тела. В журнале Wired мы занимаемся нейрокомпьютерными интерфейсами для лечения паралича, а также протезами и программами. Как вы думаете, насколько мы далеки от появления подобной технологии?
— Не думаю, что мы, как обычно считается, очень от нее далеки. Я потрясена изменениями, которые произошли за последние пять лет, не говоря уже о том, что может произойти лет через пятьдесят. Но только благодаря своей высокой пластичности и гибкости мозг как бы говорит: «Хорошо, именно этим мы сейчас и занимаемся». И в следующий раз будет установлено более быстрое соединение.
— Конечно, Роберт Уайт столкнулся с некоторой негативной реакцией. От кого она исходила?
— Группы активистов по защите прав животных были крайне возмущены тем, что делал Уайт. Многим не нравилось даже то, как он говорил о животных.
— И область трансплантологии также имеет своего рода расистскую подоплеку, верно?
— Возникли настоящие опасения насчет того, что тела чернокожих будут использоваться для обслуживания белых пациентов. Этот вопрос стал очень сильно беспокоить чернокожее сообщество еще в 1960-е годы, когда врачи научились делать операции по пересадке сердца. И одно из первых пересаженных сердец — а операция произошла в Южной Африке — принадлежит чернокожему. Его сердце было пересажено белому человеку.
В те времена в ЮАР еще царил апартеид. И в газетах тогда писали: «Смотрите, теперь сердце чернокожего донора может посещать места, куда телу заходить не позволялось». После пересадки в тело белого человека оно может побывать в кинотеатрах, куда его бы не пустили, если бы оно оставалось в черном теле.
— Что вы думаете после написания этой книги? Как вам кажется, останется ли человек самим собой после трансплантации тела?
— Если хорошо подумать, то я бы ответила, что не останется. По-моему, человек — крайне сложное создание. О том же самом постоянно говорят в движении ЛГБТ. Например, при трансгендерном переходе, по мнению многих людей, остается неразрывной связь между телом и личностью. Я считаю, что идентичность — это интересная, но отнюдь не простая вещь, ее сложно описать. Она не сводится даже к содержимому отдельной человеческой головы.
— А каким был Роберт Уайт с человеческой точки зрения?
— Здесь мне приходит на ум скорее не Франкенштейн, а Джекил и Хайд. Мне действительно показалось, что в Роберте Уайте уживались два разных человека. С одной стороны, Уайт — семьянин, спасает детей от рака и сохраняет людям жизни и способность передвигаться. В то же время я читала отчеты Уайта о том, как он просто потрошил людей, — извините, я, наверно, употребила грубое слово. Но у Роберта Уайта были недюжинные ораторские способности. Я слушала его спор с активистами-зоозащитниками. Его способность резать человека вызывала тревогу.
Мне кажется, что в некотором смысле масштаб его личности, его бесстрашие, высокомерие, отчасти его способность к словесным атакам — именно эти качества сделали его весьма популярным, а на раннем этапе помогли его карьере. Но в дальнейшем те же самые качества стали настоящей помехой для его карьеры.
Благодаря столь противоречивым свойствам характера Роберт Уайт выглядит человеком, полным одновременно недостатков и очарования, личностью злодейской и героической. Эти личностные особенности Уайта выбивают нас из колеи. Но именно благодаря им, как мне кажется, лучше всего понимаешь, что такое человеческая природа вообще.
— Как религиозные представления Роберта Уайта повлияли на его работу?
— Роберт Уайт — глубоко верующий католик. Он поддерживал дружеские отношения с папой Иоанном Павлом II, а это не каждый мог себе позволить. Уайт действительно верил, что его опыты с обезьянами помогут осуществить нечто вроде пересадки человеческой души, что, следовательно, в некотором смысле могло бы доказать существование души как таковой. А это особенно важно для таких людей, как Уайт, которые сильно увлечены представлениями о загробной жизни, а также идеей о том, что душа имеется только у человека, но не у животных. И дело здесь не только в том, что Уайт был заинтересован в спасении жизней. Он думал, что, сохраняя мозг, тем самым спасает души, и поэтому тело в некотором смысле интересовало Уайта в меньшей степени.
Не все люди верят в существование человеческой души или в загробную жизнь. Однако все мы верим, что есть некое животворящее начало, благодаря которому человек становится именно человеком. И вот нашелся исследователь, который попытался с помощью науки, микроскопа найти это начало. Он заявил: «Вот здесь-то всё и коренится». Это одновременно и утешает, и пугает. Как сказал кто-то: «Я найду твою душу и сохраню ее для тебя».
инженерные проблемы и их решения
В медицинской литературе приводится описание удивительных случаев восстановления проводимости поврежденного спинного мозга при смещении позвонков при переломовывихе, или повреждением спинного мозга ранящим снарядом (пулей, ножом и др.). Однако следует отметить, что имеется большое количество препятствий, не дающих возможности в адекватной хирургическим вмешательствам мере проявиться компенсаторно-восстановительным механизмам спинного мозга, поскольку соединительная ткань (рубец) как правило растет быстрее нервного волокна, и пока отсутствуют методы, которые позволили бы справиться с этим [26,27].
В обзорной работе А.Г. Аганесова по хирургическому лечению осложненной травмы позвоночника приведено описание множества таких удивительных случаев [28]. Например, Briggs у мальчика 17 лет после перелома на уровне грудного позвонка Th20 сшил спинной мозг четырьмя биодеградируемыми кетгутовыми швами, после чего отмечалось восстановление функции мочевого пузыря и ног.
Stewart и Harte в 1901 г. сшили спинной мозг через 3 ч после огнестрельного ранения в области грудного позвонка Th7 [29], причем через 8 месяцев восстановились чувствительность и движения, произвольное мочеиспускание и испражнение, оставалось только ночное недержание мочи. В дальнейшем восстановились произвольные движения бедра, голени и пальцев стоп. Однако, через 6 лет восстановленные функции были утрачены. Уже после смерти больной в 1925 г. при патологоанатомическом исследовании было обнаружено сдавление спинного мозга плотной рубцовой тканью [30].
Lumb&Nornes впервые в эксперименте с 1967 г., Derlon, Yturraspe, Young, Gorman, Roy-Camille, Lechevalier с 70-х годов XX века разрабатывают способ соединения перерезанных концов спинного мозга после удаления части или целого позвонка. Эксперимент проводился на собаках и обезьянах [5] и заключался в удалении позвонка, укорочении позвоночника и соединении перерезанного спинного мозга.
Derlon писал, что необходимо удалить поврежденную часть спинного мозга, создав резаную рану и сопоставляя культи конец в конец, нельзя также удалять большую часть спинного мозга, так как это может нанести вред, но не указывает границы максимальной резекции спинного мозга [31].
В СССР также проводились аналогичные исследования. С 1975 г. известны работы проф. В.И. Зяблова и его учеников, посвященные изучению регенерации перерезанных концов спинного мозга при последующем его соединении
В патенте А.В. Ковалева приводится резюме по исследованиям в области спинномозговых анастомозов в СССР [32]. В 1975 году В.И. Зяблов выдвигает научную концепцию о разрушающем действии (лизис, растворение клеток и тканей нервной системы под влиянием ферментов) патологически измененного ликвора при травме центральной нервной системы, в частности спинного мозга, на ткани. Был сделан вывод, что ликвор препятствует органотипичной репаративной регенерации нервной ткани [33]. Зяблов с соавторами разрабатывает новые способы оперативного вмешательства при травме спинного мозга, уменьшающих присутствие ликвора в зоне повреждения, в том числе, и на уровне изобретений, доказывает принципиальную возможность и практическую достижимость регенерации аксонов нервных клеток через зону повреждения спинного мозга в эксперименте при таком условии. В дальнейшем совместно с клиницистами (академик АМН СССР А.А. Корж, член-корр. АМН СССР Г.С. Юмашев) апробирует полученные им данные на спинальных больных в Москве и в Харькове и получает положительные результаты. Была впервые экспериментально подтверждена идея о патологическом лизирующем влиянии спинномозговой жидкости на поврежденную ткань спинного и головного мозга, были разработаны разные способы оперативного лечения, предотвращающие контакт поврежденного мозгового вещества с патологически измененным ликвором, способствующим образованию в зоне травмы кист и грубого глиосоединительнотканного рубца. Была разработана нейрохирургическая операция, одной из главных целей которой являлось снижение присутствия ликвора в зоне спинальной травмы [34]. Для предупреждения развития кист в области анастомоза после рассечения твердой оболочки спинномозговую жидкость (ликвор) удаляют из краниальной и каудальной частей подпаутинного пространства спинного мозга. Выше места его повреждения производят прокол по задней средней борозде спинного мозга до его центрального канала. Место соединения концов укрывают мягкой мозговой оболочкой и герметизируют. Способ временно и частично позволяет удалить ликвор из зоны травмы, но не позволяет обеспечить длительное воздействие веществ, стимулирующих органотипическую регенерацию спинного мозга.
Учеником В.И. Зяблова Ю.Д. Розгонюком изучена морфология спинномозгового рубца при различных способах соединения концов спинного мозга после его перерезки в эксперименте [35]. Автором произведено 8 видов операций на 88 животных, что позволило сделать вывод о возможности регенерации спинного мозга соединением его культей конец в конец в условиях изоляции анастомоза от ликвора и сохранения сосудистой сети спинного мозга. Эти условия способствуют формированию рыхлого глиосоединительнотканного рубца между культями и прорастанию сквозь него регенерирующих нервных волокон.
Восстановление поврежденных нервов удалось ускорить с помощью введения в зону повреждения особых веществ, например, полиэтиленгликоля (ПЭГ) [36]. соответствующие исследования провели две группы специалистов Техасского университета в Остине, одной из которых руководил Кристофер Спает (С. S. Spaeth), а другой — Джордж Биттнер (G.D. Bittner). В экспериментах на крысах они выяснили, что поврежденные отростки седалищного нерва грызунов быстрее срастаются в присутствии ионов кальция [37]. Использование антиоксидантов, таких как мелатонин и метиленовый синий стимулировали восстановление нейронов [38,39]. Была разработана технология использования фьюзогенов на основе полиэтиленгликоля [40].
Интересным примером использования современных технологий является случай 24-летней женщины, пострадавшей в результате скоростной лыжная авария. В этом случае спинномозговой рубец был иссечен, и в зазор установлена коллагеновая вставка. МРТ-томография показала, что в спинном мозге выросли новые аксоны и нервы.
В 2014 году польская команда сообщила о 38-летнем мужчине с травматическим разрезом спинного мозга на уровне грудного позвонка Т9. Через 2 года после травмы одна из обонятельных луковиц пациента была удалена и использована для получения культуры, содержащей клетки обонятельной оболочки и фибробласты обонятельного нерва. После резекции глиального рубца культивированные клетки трансплантировали в культю спинного мозга выше и ниже травмы, и в 8-миллиметровый промежуток, перекрытый четырьмя полосками аутологичного нерва. Пациент прошел интенсивную программу до и послеоперационной нейрореабилитации. Наблюдалось улучшение состояния пациента, частичное восстановление произвольных движений нижних конечностей и увеличение мышечной массы в левом бедре. Нейрофизиологические исследования подтвердили восстановление целостности кортикоспинальных путей и произвольный характер зарегистрированных мышечных сокращений [41].
В работе Bozkurt et al. (2010) показано, что имплантация прогениторных клеток, выделенных из спинного мозга на хитозановом матриксе способствует восстановлению спинномозговой травмы на крысах [42].
В области клеточных технологий сверхсложность выделения и культивирования клеток-предшественников олигодендроцитов делают актуальным получение индуцированных плюрипотентных глиальных клеток и создание тканеинженерныхк конструкций на матриксе с анизотропной морфологией (например, структурированный коллаген/желатин). Альтернативным подходом является снижение воспаления и фиброза за счет инъекции активно секретирующих паракринные факторы клеток — прежде всего МСК.
Этика трансплантации головы с конфуцианской точки зрения человеческих добродетелей | Журнал медицины и философии: форум биоэтики и философии медицины
Фильтр поиска панели навигации
Журнал медицины и философии: форум биоэтики и философии медициныЭтот выпускБиоэтикаМедицинская этикаМоральная философияКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Журнал медицины и философии: форум биоэтики и философии медициныЭтот выпускБиоэтикаМедицинская этикаМоральная философияКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ
Цзяньхуэй Ли,
Цзяньхуэй Ли
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Ямин Ли
Яминг Ли
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Журнал медицины и философии: форум биоэтики и философии медицины , том 47, выпуск 2, апрель 2022 г. , страницы 230–239, https://doi.org/10.1093/jmp/jhab051
Опубликовано :
22 апреля 2022 г.
Фильтр поиска панели навигации
Журнал медицины и философии: форум биоэтики и философии медициныЭтот выпускБиоэтикаМедицинская этикаМоральная философияКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Журнал медицины и философии: форум биоэтики и философии медициныЭтот выпускБиоэтикаМедицинская этикаМоральная философияКнигиЖурналыOxford Academic
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Трансплантация головы вызвала интенсивные дискуссии о том, следует ли проводить ее с научной и этической точек зрения. В этой статье этика трансплантации головы рассматривается с конфуцианской точки зрения и предлагаются аргументы против допустимости трансплантации головы. С конфуцианской точки зрения люди — самые ценные организмы в мире, а жэнь (доброжелательность) и ли (приличия) — основные моральные принципы человека. Пока технология трансплантации головы остается недостаточно развитой, эту процедуру нельзя проводить, поскольку она представляет серьезный риск причинения вреда человеку и, таким образом, нарушает принципы конфуцианства жэнь и ли. Если технология трансплантации головы созреет до такой степени, что ее можно будет безопасно опробовать на людях, ее все равно не следует проводить, потому что это изменит личность или личность донора головы и донора тела и создаст нового человека. Конфуцианские личные добродетели в значительной степени зависят от самости или личной идентичности, а самость или личностная идентичность зависят от совершенствования своего тела и исправления ума. Через тяжелые усилия по совершенствованию тела и исправлению ума человек трансформирует свою самость, или личность, и личность. Эта самость, идентичность и личность не могут быть отделены от тела, но встроены в тело. Таким образом, трансплантация головы уничтожит личности двух человек и приведет к появлению нового человека, а характеристики личности этого нового человека до сих пор неизвестны.
трансплантация тела, конфуцианская самость, конфуцианство, трансплантация головы, трансплантация головы/всего тела, человеческие добродетели, самосовершенствование, личностная идентичность Медицина и философия Inc. Все права защищены. Для получения разрешений обращайтесь по электронной почте: [email protected]
© Авторы, 2022 г. Опубликовано Oxford University Press от имени Journal of Medicine and Philosophy Inc. Все права защищены. За разрешениями обращайтесь по электронной почте: [email protected]
Раздел выпуска:
Статьи
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Кратковременный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, войдите в свою учетную запись Oxford Academic выше.
У вас еще нет учетной записи Oxford Academic? регистр
Этика трансплантации головы с конфуцианской точки зрения на человеческие добродетели — круглосуточный доступ
ЕВРО €30,00
22 фунта стерлингов
39 долларов США.
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Как тело стало интегрированным: кибернетика в истории дебатов о смерти мозга
Рассуждения о смерти при принятии биомедицинских решений
Отказ от военной службы по соображениям совести: почему аргумент о профессиональных обязанностях неубедителен
Эжен Бушю (1818–1891) Раннее предвидение концепции смерти мозга
Содействие справедливости в здравоохранении посредством человеческого процветания, справедливости и солидарности
Реклама
Если бы вам пересадили человеческую голову, вы бы остались собой?
1. 24. 18 / Дом Галеон
Как ваш мозг будет взаимодействовать с инородным телом?
1. 24. 18 / Дом Галеон
Image by Getty Images
Опередить время?
Серхио Канаверо непреклонен в том, что трансплантация человеческой головы будет работать. На самом деле он утверждает, что мог бы выполнить такую пересадку в течение года, и говорит, что у него есть наука, подтверждающая это. Но так ли это?
В конце 2017 года проект Канаверо попал в заголовки газет, когда итальянский хирург заявил, что на самом деле он уже провел операцию, которую он называет «венчурным анастомозом головы» или «НЕБЕСАМИ». Последующие отчеты определили, что такой процедуры не было и что работа над трупами была завершена — многие нейробиологи задаются вопросом, действительно ли было сделано даже , что так много.
Большинство ученых задаются вопросом, был ли достигнут достаточный научный прогресс, чтобы позволить Канаверо провести такую операцию следующей осенью в Китае, как он утверждает, он сделает. На самом деле они задаются вопросом, сделают ли исследования пересадку головы жизнеспособным вариантом даже в обозримом будущем. Ричард Л. Харви, адъюнкт-профессор физической медицины и реабилитации Северо-Западного университета, резюмирует текущий консенсус: «На данный момент было бы невозможно соединить ствол головного мозга со спинным мозгом таким образом, чтобы получить функцию. Итак, если это были бы сделаны, человек был бы [квадриплегиком]», — сказал он Futurism. «Мы даже не можем восстановить спинной мозг у пациентов с травмой спинного мозга, поэтому мы, конечно, не можем сделать это [успешно провести трансплантацию головы]».
Но это не значит, что мы никогда не сможем этого сделать.
Ральф Адольфс, Брен, профессор психологии, неврологии и биологии из отдела гуманитарных и социальных наук (HSS) Калифорнийского технологического института (Калифорнийский технологический институт), не исключает возможности успешной пересадки головы. в отдаленном будущем, хотя эта процедура должна будет преодолеть серьезные проблемы. «Я не вижу никакой принципиальной невозможности, поэтому вполне возможно, что это можно сделать в будущем — но сначала это будет происходить небольшими шагами, как лечение парализованных людей, и вы обязательно услышите об этом, поскольку все проблемы необходимые решены», — сказал он Futurism.
Хотя в настоящее время пересадка головы остается недосягаемой, если наука продвинется достаточно далеко, чтобы успешно ее осуществить, возникнет множество новых, ошеломляющих вопросов.
Здоровый разум и тело
Для начала, что происходит с пересаженной головой в новом теле? Из-за того, как другие части тела влияют на нашу неврологию и на то, как мы думаем и действуем, может ли соединение головы с новым телом создать совершенно нового человека или голова сохранит свое прежнее сознание без изменений?
Недавние исследования показали, что на умственную деятельность могут влиять силы вне мозга. Исследователи пытались составить более четкую картину того, как микробиом тела — или бактериальная экосистема — влияет на то, как люди думают и чувствуют. Исследование показало, как кишечные бактерии могут общаться с микробами в головном мозге. Например, считается, что здоровый микробиом кишечника влияет на развитие тревоги или тревожного поведения.
При пересадке головы человека голова будет введена в чужеродный микробиом через новое тело. Повлияет ли это на то, как человек думает?
«[D]различные кишечные бактерии могут заставить вас чувствовать себя по-другому и, следовательно, думать немного по-другому, но они не заставят вас думать по-другому напрямую, потому что все мышление происходит в мозгу, а не в кишечнике», — сказал Адольфс. «Различные кишечные бактерии могут сделать вас более или менее слабым или изменить ваше настроение — так же, как если бы вы простудились или нет. Поэтому я думаю, что ответ: немного и только косвенно, как вирусы или бактерии, когда вы простужаетесь. .»
Если предположить, что трансплантация головы человека может сработать, пациенту все равно потребуется значительный период восстановления для нормализации активности мозга. По словам Адольфа, этот процесс восстановления будет двояким. Это, вероятно, начнется с того, что мозг адаптируется к своему новому телу. «Точно так же, как научиться ездить на велосипеде, вам нужно научиться ходить и двигать руками, а также дышать и регулировать сердцебиение», — пояснил он.
Интеграция мозга и тела займет несколько месяцев. Однако «это означает, что ваш мозг изменится», — сказал Адольфс. Это изменение в меньшем масштабе сравнимо с тем, как люди учатся играть на музыкальном инструменте и становятся лучше с практикой — только в этом случае это будет практика управления новым телом.
«[В]ы вы изменились бы как личность во многих отношениях из-за масштабной реорганизации в вашем мозгу, когда он учится приспосабливаться к вашему новому телу […] Были бы пределы этой реорганизации, которые зависят, среди другие вещи, по возрасту», — добавил Адольфс.
Фелипе Де Бригар, доцент кафедры психологии и неврологии в Центре когнитивной неврологии Института наук о мозге Университета Дьюка, имеет более радикальную точку зрения на этот вопрос. Он сказал Futurism, что «маловероятно, что все наши психологические черты однозначно зависят от клеток, заключенных в нашей голове — вполне вероятно, что многие из наших психологических черт зависят от информационных транзакций между нашим мозгом и нашими телами. Таким образом, изменение тела, скорее всего, изменит некоторые из этих психологических черт». Однако де Бригар признал, что неясно, в какой степени «новое тело» может изменить психологические черты.
После трансплантации
Артур Каплан, основатель отдела медицинской этики в Медицинской школе Нью-Йоркского университета, сказал Futurism, что то, что произойдет после успешной пересадки головы, будет столь же травмирующим, как и сама операция. «Помещение новой головы в тело — в лучшем случае гарантия безумия. Новая интеграция разума и тела никогда не сработает», — сказал Каплан.
Он утверждает, что это будет вероятным исходом, поскольку мозг будет наводнен химическими веществами и сигналами от тела, которые являются чужеродными и незнакомыми.
Харви объясняет, что если бы не полное безумие, человек, который вышел бы из такой операции, был бы человеком, которому принадлежала голова. «Так что на самом деле это будет пересадка тела, а не головы», — сказал он Futurism.
Кай Г. Зинн, профессор биологии Ховарда и Гвен Лори Смитс в Калифорнийском технологическом институте BBE, кажется, не согласен с этой оценкой. «Если бы это можно было сделать, сам мозг был бы таким же. Но поскольку он был бы связан с другим телом, человек был бы совсем другим», — сказал он.
Хотя они могут расходиться во мнениях по поводу деталей, ученые сходятся во мнении, что трансплантация человеческой головы была бы когнитивным кошмаром и что человек, который вышел бы из такой процедуры, был бы тем человеком, которому принадлежала голова, но с совершенно другим и возможно поврежден, мозг функционирует.
Эта статья была обновлена. В предыдущей версии не упоминалась принадлежность Кая Г. Зинна.
Поделиться этой статьей
Предложена трансплантация головы человека — как мы к этому пришли?
© Gughi Fassino/LUZphoto
Нейрохирург Серджио Канаверо, показанный здесь в больнице Molinette в Турине, предложил провести первую трансплантацию головы человека.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Да, если вы не слышали, врач в Италии объявил о планах пересадить голову парня в новое тело через два года. Здорово?
Многие заголовки говорят об этом. «Нет, к 2017 году трансплантация человеческой головы будет невозможна», — сказал Научно-популярный . Газета International Business Times заявила, что трансплантация головы не имеет значения.
Когда я начал говорить об этом на работе, реакция включала такие слова, как безумие и невозможность. Ходили шутки о голове Теда Уильямса, которая сейчас заморожена в Аризоне и ждет нового тела. Между тем, от онлайн-геймеров начали появляться истории, предполагающие, что все это было мистификацией, предназначенной для продажи видеоигр.
Но я не уверен, что нам стоит отмахиваться от этого, произойдет это в 2017 году или нет. Чем больше я читаю об истории трансплантаций, хирургии спинного мозга и экспериментах с обезьяньими головами, тем больше у меня возникает вопросов. И тем меньше все это кажется шуткой.
Эксперименты на животных уже проводятся, и предлагаемая трансплантация человека не выглядит маркетинговой мистификацией: нейрохирург Серджио Канаверо представляет свои планы в июне на хирургической конференции.
Если он на самом деле попытается пройти через это, вдруг пересадка головы станет чем-то особенным. И даже если план провалится, мы могли бы решить, хотим ли мы вообще идти туда, прежде чем кто-то это сделает.
И что бы мы сделали из этого, если бы кто-то туда попал? Вполне возможно, что невозможно представить то, чего ожидает публика: человек, который ходит совершенно нормально, за исключением своего несоответствующего тела. Но что, если пациент с трансплантированной головой — скажем, кто-то, кто умирает от неизлечимой болезни, или парализованный с отказавшими органами — проживет несколько лет, прикрепленный к парализованному телу? Это успех?
Затем идут юридические и этические вопросы, а также практичность долларов и центов. Можно ли использовать все тело для спасения одного человека, когда органы могут спасти многих? Будем ли мы платить за это? Стали бы вы, если бы могли спасти голову своего мужа или жены? (Ответьте внимательно.)
Канаверо возглавляет аналитический центр под названием Turin Advanced Neuromodulation Group, и в феврале он написал статью, в которой предлагает свою процедуру слияния спинного мозга GEMINI. Вот его выступление на TEDx о своем плане (на английском и недавнее выступление на итальянском).
Речь идет о голове Валерия Спиридонова, 30-летнего российского программиста, который в апреле выступил добровольцем; тело будет получено от донора с мертвым мозгом. Спиридонов страдает болезнью Верднига-Гоффмана, дегенеративным генетическим заболеванием, поражающим нервы и мышцы. Он не ходил с годовалого возраста, согласно интервью с Motherboard, в котором также говорил Канаверо.
Проблемы будут включать в себя поддержание жизни его мозга во время транспортировки, соединение разорванных спинных мозгов по кусочкам и обеспечение их связи, а также предотвращение отказа тела от головы, и это лишь некоторые из них. Эта статья Хелен Томсон в New Scientist дает лучший обзор процедуры и препятствий, который я когда-либо видел.
Есть много интересных научных вопросов, о которых я надеюсь написать позже, но сначала давайте заглянем в историю. Делались ли трансплантации головы с чем-то, что можно было бы считать успешным у других животных?
Чтобы было ясно, я не одобряю приведенные ниже эксперименты. Многие не согласились бы с сегодняшними стандартами исследований на животных, которые существуют не зря. Но мы можем взглянуть на несколько вех в обмене головами.
1908: к собаке добавлена голова. Чарльз Гатри пересадил голову одной собаки на шею другой, прикрепив артерии так, чтобы кровь текла сначала к обезглавленной голове, а затем к другой голове. Голова была без кровотока в течение примерно 20 минут, и восстановилась лишь минимальная подвижность.
1950-е годы: больше двуглавых собак. Владимир Демихов, пионер в области трансплантации человеческого сердца и легких, пересадил верхнюю часть тела молодых собак на плечи других собак, создав собак с двумя головами, способных двигаться, видеть и даже глотать воду. Без лекарств, предотвращающих отторжение иммунной системой, большинство из них прожили всего несколько дней, но, как сообщается, один продержался 29 дней. (См. изображения из статьи журнала LIFE за 1959 год здесь. Предупреждение: может быть тревожно.)
В то время люди не были в восторге от этих экспериментов. Даже дань уважения покойному д-ру Демихову отмечает, что многим другим хирургам было неясно, какое медицинское значение имеют привитые собаки.
1965: Пересадка мозга собаке. Роберт Уайт из Кливлендской столичной больницы общего профиля пересадил мозги шести собак в шеи других собак, чтобы показать, что мозги можно сохранить живыми в другом теле. Мозг показал активность ЭЭГ и поглощал кислород и глюкозу. Ни слова о том, что они сделали, застряв в шее.
1970: Первая трансплантация головы обезьяне. Роберт Уайт пересаживает всю голову макаки-резуса в тело другой обезьяны. Обезьяна могла видеть, слышать и чувствовать вкус, но Уайт не пытался срастить спинной мозг. Обезьяна прожила несколько дней после операции (от трех до девяти дней). (См. видеоинтервью Motherboard с Уайтом о его работе ниже.)
2002: Низкотемпературная пересадка головы крысе. Японские ученые пересаживают головы маленьких крысят на бедра взрослых, чтобы протестировать охлаждение мозга, чтобы предотвратить повреждение мозга из-за потери кислорода. Мозг молодых крыс продолжал развиваться в течение трех недель.
2013: Канаверо предлагает трансплантацию головы человека . В Surgical Neurology International он описывает процедуру, включающую чистый разрез спинного мозга для минимизации повреждений и использование полиэтиленгликоля (ПЭГ) для сращивания спинного мозга.
2014: Трансплантация головы мышам. Xiao-Ping Ren и его коллеги из Китая сообщают об эксперименте по обмену головами на мышах, в результате которого белая мышь стала черной, и наоборот. Мыши живут до трех часов после отключения от аппарата искусственной вентиляции легких. Это ненадолго, но, сохраняя ствол мозга донора, тело может продолжать контролировать собственное сердцебиение и дыхание.
Февраль 2015 г .: Канаверо подробно описывает процедуру пересадки головы. В редакционной статье в Surgical Neurology International , Канаверо предлагает охлаждение головы и тела донора, чтобы ограничить повреждение клеток из-за потери кислорода, и слияние спинного мозга с помощью процесса, называемого GEMINI, который использует ПЭГ и электрическую стимуляцию, которая, как было показано в других исследованиях, способствует развитию спинного мозга. ремонт шнура.
Итак, некоторый успех, в зависимости от того, как вы это определяете, хотя я сомневаюсь, что эти результаты заставят многих людей броситься в начало очереди на трансплантацию головы.
Чтобы узнать последние новости о предложении Канаверо, я буду на встрече Американской академии неврологических и ортопедических хирургов в Аннаполисе в июне этого года, когда он выступит с основным докладом о трансплантации головы.